Акциз на сахар в ссср

Опубликовано: 13.05.2024

Акцизы. Под акцизом понимается косвенный налог на предметы внутреннего производства, взимаемый при выпуске изделий с производственных предприятий и включаемый в продажную цену изделий. Фактическим плательщиком акциза, как и всякого косвенного налога (см. это слово), является потребитель соответствующего продукта; владелец же фабрики, завода или промысла, выпускающего продукт, служит лишь посредником между казною и потребителем по уплате налога: он уплачивает акциз за потребителя при выпуске продукта на рынок, возмещая затем уплаченную сумму надбавкой на продажную цену изделия. Акциз взимается: 1) по орудиям производства; 2) по сырью, употребляемому в производстве; 3) по получаемым полуфабрикатам; 4) по готовым изделиям. СССР применяет обложение готового продукта, что с научной точки зрения признается наиболее правильным. Исключение из этого положения сделано лишь в отношении обложения текстильных изделий, фруктовых и минеральных вод (см. ниже).

Так как обычно главная масса предметов потребления вырабатывается внутри страны, то, естественно, акциз является преобладающей формой в косвенном обложении. С теоретической точки зрения предпочтительнее обложение продуктов менее необходимых, в особенности предметов роскоши. Однако практика показывает, что такого рода обложение не всегда достаточно эффективно. Обложение роскоши и предметов второй необходимости дает ощутительные результаты в той стране, где имущий слой населения достаточно велик и дифференцирован: богатый человек может позволить себе роскошь покупать предметы роскоши; напротив, в такой стране, где процесс накопления слаб, где имущий слой невелик и маломощен, где плательщики представляют собой однообразную массу лиц с крайне ограниченным доходом — обложение второстепенных предметов потребления, а тем более предметов роскоши не может быть эффективным.

Акцизная система Союза касается самых разнообразных предметов потребления. Предметы менее необходимые (спирт, вина), в особенности предметы роскоши (дорогие вина и ткани), обложены достаточно высокой ставкой. Может быть при других условиях эти ставки были бы еще выше, но ограниченность доходов плательщиков Союза не позволяет их повысить: они и так недоступны массе плательщиков; если же поднять ставки на них еще выше, то от их потребления откажется даже та крайне ограниченная группа, которая потребляет их в данное время. В результате продукт не будет потребляться, казна не получит дохода. Ввиду этого приходится вводить известные ограничения высшего предела акцизного обложения предметов второй необходимости и роскоши. наряду с этим советская акцизная система знает дифференциацию и прогрессию ставок в пределах обложения одного и того же продукта, как например, табака. Благодаря дифференциации ставок малоимущий потребитель может курить дешевый табак, облагаемый меньшей ставкой, а потребитель более имущий — дорогой табак. Следует отметить еще одну особенность советской акцизной системы, несвойственную дореволюционной системе. Особенность эта заключается в том, что наряду с определенной акцизной ставкой устанавливается твердая продажная цена продукта, что придает акцизной системе характер фискальной монополии (см. это слово). До революции такой характер носил акциз на табак (см. Табачная монополия). В настоящее время при установлении твердых цен на целый ряд продуктов почти вся акцизная система приобретает фискально-монопольный характер. Самая техника обложения и надзора за подакцизными продуктами воспринята СССР в полном согласии с последним словом теории и иностранной практики.

По отдельным отраслям промышленности, продукты которой облагаются акцизом, разрешается перечисление акциза на базисные склады предприятий, с уплатой акциза по мере выпуска продуктов из склада или с увеличением льготного срока уплаты акциза при выпуске продуктов в склады. Базисными складами признаются склады, открываемые исключительно государственными предприятиями, являющимися производителями подакцизных продуктов. Базисные склады должны выбирать промысловое свидетельство на торговлю 5-го разряда и иметь определенный минимальный годовой оборот. Базисные склады открываются с разрешения госналога после регистрации в местном губфинотделе. Подакцизные предметы, поступившие в базисные склады с перечислением акциза и оплачиваемые акцизом в установленные льготные сроки, должны храниться в особых помещениях складов, не имеющих сообщения с помещениями, предназначенными для хранения предметов, оплаченных акцизом.

Перевозка по железным дорогам и морским путям подакцизных предметов допускается при особом провозном акцизном документе, удостоверяющем право на их провоз по железным дорогам и водным путям. Перевозка соли до 3 пудов, нефтепродуктов до 10 пудов, вин до 15 бутылок и пива в бутылках в любом количестве, а также всех обандероленных подакцизных предметов, независимо от их количества, разрешается без провозных акцизных документов. Провозные свидетельства выдаются органами косналога. Спирт принимается к перевозке при условии предъявления провозных свидетельств, установленных Госспиртом, и разрешения от органов Госспирта пункта назначения груза на его вывоз и ввоз в означенный пункт.

Акцизы на подакцизные предметы вносится в кассы НКФ в сроки, особо установленные для каждого вида акциза. Рассрочки и отсрочки акцизов допускаются лишь с разрешения НКФ СССР. По истечении предельного срока платежа акциза, не внесенный в кассу НКФ, перечисляется в недоимку, которая в течение первых двух дней уплачивается без начисления штрафа, а начиная с третьего дня подлежит уплате с начислением штрафа в размере 1,5 % основного оклада за каждый день до дня фактической уплаты. В случае неуплаты акциза агент косналога обязан наложить арест на изделия или сырые продукты в количестве, соответствующем по продажным ценам размеру недоимки без акциза. Арестованные предметы хранятся до уплаты и, если не последует таковой, то продаются с торгов; вырученная сумма зачитывается в уплату недоимки с выдачей остатка владельцу предприятия, изготовляющего данный продукт. Государственные заводы за несвоевременную уплату отвечают как за преступление по должности. В случае гибели предметов, подлежащих обложению акцизом, по непредвиденным обстоятельствам, акциз может быть сложен губфинотделом на основании акта агента косналога, составленного совместно с представителем милиции. Большая часть подакцизных предметов и продуктов в удостоверение легального происхождения и уплаты акциза обклеивается бандеролями установленного Наркомфином образца. Предприятия или лица, имеющие надобность в получении бандероли, подают о том в кассы НКФ и таможни письменные заявления с указанием количества и сорта требуемых бандеролей. Вместе с заявлением представляется удостоверение агента косналога на право выборки таковых. Бандероли могут отпускаться и в кредит с соблюдением условия, чтобы наличное количество бандеролей в предприятии не превышало месячной потребности, и с расплатой по ним в сроки, установленные НКФ. При вывозе за границу товаров, обложенных акцизом и разрешенных к вывозу за границу, неуплаченный за такие товары акциз слагается, уплаченный же возвращается или засчитывается. Зачет осуществляется следующим образом: при выпуске транспорта за границу таможней составляется акт досмотра, по получении копии какового губфинотдел выдает отправителю зачетную квитанцию, дающую право ее держателю выпустить на внутренний рынок соответствующее количество продукта без уплаты за него акциза.

Нарушение правил и постановлений об акцизах караются 139-а ст. Уголовного кодекса РСФСР. Наказуется не только производимое с нарушением акцизных правил изготовление, продажа, скупка и хранение с целью сбыта продуктов и изделий, обложенных акцизом, но также и пользование такими продуктами и изделиями.

Акцизная система СССР в отличие от других стран знает обложение акцизом не только товаров внутреннего производства, но и ввозимых из-за границы. Эти товары, помимо таможенной пошлины, оплачиваются еще и соответствующим акцизом при выпуске их из таможни.

Действующие в СССР акцизы:

I. Табак и табачные изделия. Существует пять ставок налога на табак и столько же на папиросы в зависимости от сорта изделия, т. е. от его качества, при чем во всех случаях установлена твердая предельная этикетная цена на каждый сорт (за исключением высшего). Ставки налога на табачные изделия местного производства с кг: махорка — 50 коп., курит. табак высш. сорта — 7 р. 60 к., I сорт А — 5 р. 70 к., I сорт Б — 5 р. 50 к., II с. А — 3 р. 30 к., II с. Б — 2 р. 30 к.; с 1.000 шт.: сигары — 16 руб., сигареты — 6 р., махорочные папиросы — 80 коп., папиросы высшего сорта — 9 р., I с. А — 5 р. 20 к., I с. Б — 4 р. 20 к., II с. А — 2 р. 45 к., II с. Б — 1 р. 80 к. (Размеры твердых акцизных ставок как в этом, так и в остальных акцизах определены в большинстве случаев постановлением СТО СССР от 20 авг. 1923 г.)

II. Зажигательные спички. Налог — 0,6 к. с коробки вместимостью 75 спичек.

III. Гильзовые изделия. Ставки — от 26 коп. с 1.000 гильз, а с папиросной бумаги в зависимости от толщины — от 2 коп. до 0,25 коп. с кв. метра.

IV. Виноградные, плодово-ягодные и изюмные вина. Ставка на вина туземного производства: а) виноградные вина до 14°, плодово-ягодные и мед — от 1,5 до 8° — 26 к. с литра, б) виноградные до 20° и изюмные — 65 коп. с литра, в) игристые — 1 р. 65 к. с литра. Заграничные вина платят акциз в двойном размере.

V. Пиво, портер и эль обложены в 44 руб. с 100 кг поступающего в затор солода, заграничные пиво, портер и эль платят 8 руб. со 100 кг брутто.

VI. Свекловичный сахар облагается в размере 24 коп. с килограмма.

VII. Крахмальный сахар и патока платят 10 коп. с килограмма.

VIII. Чай и кофе. Ставки налога: байховый чай — 2 р. 90 к. с килограмма, плиточный — 1 р. 70 к. с килограмма, кирпичный — 75 к.; кофе сырой, жженый, молотый — 1 р. 95 к. с килограмма.

IX. Нефтепродукты. Обложению акцизом подлежит не сырая нефть, а лишь продукты ее перегонки, химической и всякой иной обработки, осветительные и смазочные масла. Ставки акциза: керосин — 3 р. 65 к. со 100 кг, бензин — 10 коп. с кг, осветительные и смазочные масла — 5 к. с кг.

X. Дрожжи прессованные, сухие и сушеные оплачиваются акцизом в размере 64 коп. с кг.

XI. Спирт для технических и др. надобностей. Единица обложения — градус, или 0,01 ведра алкоголя при 12,5° по Реомюру. Ставки акциза: а) при отпуске на сдабривание виноградных вин, наливок, настоек, эссенций, парфюмерии — с градуса сырого спирта 24 коп., ректификованного — 30 коп.; б) для прочих технических и иных надобностей — с градуса сырого спирта 8 коп., ректификованн. 10 коп.; в) для выделки уксуса — сырого спирта 4 коп. за градус, с ректификованного — 5 коп.; г) при отпуске на сдабривание виноградного вина, сырого виноградного спирта — 5 коп. с градуса.

XII. Наливки и настойки облагаются основным акцизом с отпускаемого на их выделку спирта (см. выше) и дополнительным акцизом в размере 1 р. 14 к. с литра наливок или настоек.

XIII. Чаи, привозимые из-за границы: а) черный листовой высший сорт — 2 р. 75 к. с кг; 1 сорта — 1 р. 65 к.; 2 сорта — 92 к.; б) зеленый листовой — 1 р. с кг; в) плиточный — 75 к. с кг.

XIV. Русский коньяк и водочные изделия облагаются таким основным акцизом по количеству градусов алкоголя и, кроме того, дополнительным акцизом в размере 10 руб. с ведра для коньяка и 8 руб. с ведра для водки.

XV. Соль. Акцизом облагается только поваренная соль как внутреннего так и иностранного происхождения в размере 1 р. 34 к. со 100 кг. Особыми постановлениями установлены пониженные ставки акциза на соль для государственной химической и рыбной промышленности.

XVI. Свечи как внутреннего, так и иностранного производства, кроме приготовленных из чистых жиров животного происхождения (эти освобождены от акциза), платят 1 р. 95 к. с килограмма.

XVII. Резиновые галоши как внутреннего, так и иностранного производства платят акциз в размере 60 коп. с пары галош для взрослых и в половинном размере — для детей.

XVIII. Текстильные изделия облагаются акцизом не по готовому продукту — тканям, а по полуфабрикату — пряже (кроме шелковых текстильных изделий), что представляется более целесообразным ввиду крайнего множества и разнообразия тканей. Обложение пряжи значительно упрощает дело и облегчает роль финансовой инспекции промышленности и торговли. Акцизом облагаются: а) внутреннего производства пряжа: льняная, пеньковая, джутовая, хлопчато-бумажная, вигоневая и шерстяная; б) ткани шелковые и полушелковые и в) привозимая из-за границы пряжа, кроме шелковой; ткани и изделия из них, Закон дает точное определение пряжи; это — нить, составленная из отдельных волокон, равномерно распределенных одно вдоль другого и затем скрученных для придания им общей связи. Пряжа по всей своей длине должна иметь одинаковую толщину, крепость, крутку, наружный вид и изготовляться, из материала одного и того же качества. От обложения освобождены изготовляемые кустарным способом пряжа, а также шелковые ткани. Но если кустарная пряжа приобретается фабрикой для дальнейшего производства, то она должна быть оплачена акцизом. Заведения, производящие пряжу, признаются фабричными: а) если в них имеется более 10 веретен для размотки пряжи или более 5 для шелка и б) если в них применяется механическая или животная сила. Учет пряжи производится по весу, сортам и номерам. Единица обложения — 1 кг в зависимости от сорта и номера. Под номером понимается число мотков пряжи определенной длины, идущих на определенную единицу веса (килограмм). В связи с этим на каждый вид пряжи существует определенная градация ставок; так, бумажная пряжа имеет 7 ставок, вигоневая — 2 ставки, льняная и пеньковая — 13 ставок, шерстяная французская — 5 ставок, английская шерсть — 8 ставок и т. д.

Какие были налоги с населения, предприятий и колхозов в СССР?

Советская эпоха продлилась более 70 лет, и за эти годы кардинально изменила страну. Но вместе с изменениями в экономике менялась и налоговая система – от беспощадной продразверстки до привычного и нам подоходного налога. Мы расскажем, сколько налогов платили советские граждане, предприятия и колхозы в годы существования СССР.

Советская экономика – не такая, как все

Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.

Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.

Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).

Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).

Были нестандартные налоги (например, доплаты за бездетность), а еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.

Есть отдельные мнения от том, что советская налоговая система была не очень эффективной, ведь:

  • налоги с организаций платили государственные предприятия государству;
  • налоги с населения платили люди с тех денег, которые им платило государство.

При всем этом советская налоговая система регулярно менялась – несколько раз добавлялись и отменялись налоги, и их размеры.

Какие налоги взимались в СССР

«Военный коммунизм» и НЭП: с 1917 по 1930 годы

В первые годы после установления советской власти (вплоть до 1921 года) в стране была огромная проблема с продовольствием – прежняя система товарно-денежных отношений в этой сфере уже несколько лет не функционировала, а стремление большевиков собрать нужный объем продовольствия привели к противодействию в крестьянской среде.

Речь идет о продовольственной разверстке – формально это принудительный выкуп излишков продовольствия у крестьян. Ее начали еще до февральской революции, но примерно до 1919 года крестьяне не очень охотно продавали зерно.

Изымали часто не излишки продовольствия, а столько, сколько было необходимо власти в данный момент (то есть, гораздо больше). Часто забирали даже семенной фонд. Из-за сопротивления крестьянства большевикам приходилось использовать вооруженные Комитеты бедноты.

Конечно, большевики выкупали эти «излишки» за деньги, но в некоторых регионов на это не хватало денежных знаков, а с учетом их постоянного обесценения крестьяне, по сути, просто отдавали зерно.

Только в 1921 году на фоне плохого урожая и крестьянских восстаний большевики заменили продразверстку на продналог – он был гораздо ниже (забирали только 30% вместо 70% продовольствия) и в фиксированных размерах, а бедных освободили от продналога.

Кроме того, в годы «военного коммунизма» бюджет пополнялся, в основном, за счет контрибуции и печати бумажных денег (с соответствующей инфляцией). Также существовали и другие налоги:

  • единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог – фактически просто изъятие денег у тех, кого большевики считали паразитическими и контрреволюционными элементами. Сумму в 10 миллиардов рублей поделили по волостям, те поделили по уездам, а те разделили («разложили») по конкретным плательщикам;
  • разовый сбор за торговлю . Его вводили местные советы за разные виды торговли (вразнос, вразвоз, продажу скота на рынке, и т.д.).

Времена менялись, и к 1921 году молодая страна, двигаясь в русле «военного коммунизма», докатилась почти до самой катастрофы: в разы упала производительность труда, почти остановился транспорт, деньги обесценивались с огромной скоростью, люди просто не хотели работать.

Кульминацией всего этого стал массовый голод в 1920-1921 годах, унесший жизни 5 миллионов человек.

Дальше так жить было нельзя, и в марте 1921 года X съезд РКП(б) вводит новую экономическую политику (НЭП). Об этом периоде написано много – сам Ленин считал его временным, но именно 7 лет НЭПа считают едва ли не самым успешным периодом советской экономики.

Помимо продналога для крестьян (в размере примерно 30% от собранного продовольствия), в период НЭПа действовало множество разных налогов:

  • налоги дореволюционной России – промысловый, подворный, военный, квартирный, акцизы, пошлины, и др.;
  • «классовые налоги» – сельскохозяйственный налог для кулацких хозяйств, налог на сверхприбыль, трудовой и гужевой налог, и т.д.

Налоговая политика в тот период служила целям наведения порядка и построения нового общества. И цели были достигнуты – страна быстро оправилась от последствий войн, в СССР провели денежную реформу (и рубль стал свободно конвертируемым), в стране работал даже иностранный бизнес по принципу концессии.

Тем не менее, НЭП в итоге был отменен, и с его налоговой системой тоже нужно было что-то делать. Из-за просчетов в планировании бюджетно-налоговая система стала громоздкой (бюджет формировался из 86 видов платежей), поэтому с 1930 года начинается новый этап.

Налоговая система после реформы 1930 года

Поскольку прежняя налоговая система больше не отвечала требованиям времени, от нее было решено отказаться. В 1930-1932 годах в СССР проводится кардинальная налоговая реформа. Во многом усиливаются позиции государства – частной собственности и рынка, как при НЭП, не будет еще очень долго.

Суть реформы состояла в том, что были полностью отменены акцизы, а все налоговые отчисления с предприятий объединили в 2 платежа:

  • налог с оборота. В него вошли акциз, промысловый, лесной налоги, страховые и другие платежи. Ставки были разные и прописаны они были по большому количеству товаров. Например, продажа резиновой обуви облагалась налогом с оборота в размере 60%, а на продажу рыбных консервов – от 5 до 50%;
  • отчисления от прибыли .

Также были налоги и для населения. Многие из ранее действующих налогов были отменены, другие объединены между собой. Сначала это не затронула колхозы, но через время их доходы тоже стали облагаться теми же налогами (правда, уже по данным отчетности, а не по нормам).

Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:

  • доходы до 150 рублей налогами не облагались;
  • от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
  • от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
  • от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.

Больше всего платили рабочие с доходами от 1001 рубля и выше – но и у них налог составлял менее 7%. С другой стороны, в те годы и в других странах подоходные налоги были примерно такими же.

Но самое главное в этой системе то, что менее «привилегированные» категории платили гораздо больше. Например:

  • литераторы и деятели искусства с доходами от 150 до 200 тысяч рублей в год платили 23 864 рубля + 35% от того, что выше 150 тысяч;
  • частные врачи, адвокаты и преподаватели с доходами от 15 до 20 тысяч рублей в год платили 2 275 рублей + 34% от превышения над 15 тысячами;
  • «частники» – некооперированные ремесленники – платили больше всех, при доходах от 24 тысяч рублей в год налог составлял 8 952 рубля + 60% от того, что выше 24 тысяч.

Отдельные налоги были предусмотрены для колхозов, они платили фиксированную сумму за гектар в зависимости от посевов (например, за гектар под овощами в РСФСР платили 15,5 рублей).

Самые же большие налоги платили так называемые «кулаки». При годовых доходах свыше 6 000 рублей они отдавали государству более половины заработка. Очевидно, что из-за этого они разорялись.

В 1939 году увеличились налоги с доходов от подсобных и крестьянских хозяйств – они в среднем составляли 10-20% или выше.

Также с 1931 года вводятся сборы на культурно-хозяйственное и жилищное строительство (культжилсбор), его взимали и в сельской, и в городской местности.

К концу 1930-х годов бюджет начинает тратить все больше и больше на военные цели, расходы на это вырастают до 24% от расходной части бюджета. Но, когда начинается Великая Отечественная война, этого становится мало, поэтому в СССР вводится новый налог.

Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан вводится как чрезвычайный, его платили состоящие в браке женщины от 20 до 45 лет и мужчины от 20 до 50 лет, не имевшие детей. Для тех, кто зарабатывал более 90 рублей в месяц, он составлял 6%.

В 1941 году вводится надбавка в размере 100% к подоходному и сельскохозяйственному налогам, через год ее заменяет военный налог. Он рассчитывается в твердых суммах за год для разных категорий плательщиков и составлял от 100 до 600 рублей.

В 1943 году Президиум ВС СССР принимает Указ о повышении (тогда его назвали реформированием) подоходного налога. Например, если до этого рабочий с доходами от 151 до 200 рублей платил 1,20 рубля + 3%, то теперь налог повышен до 2,25 рублей + 5,5%:

blank

Кроме того, вводятся: новый единый налог со зрелищ, сбор со скота, сбор за регистрацию собак, госпошлина.

После окончания войны налоги постепенно снижаются или отменяются. Например, почти для всех был отменен налог на холостяков, в 1953-м снижаются ставки рыночного сбора, в 1956-м отменяется патентный сбор.

От Хрущева до Перестройки

В середине 1960-х голов советские власти решили реформировать систему налогообложения в рамках программы коренной хозяйственной реформы. Прежде всего стоит сказать о подоходном налоге с колхозов.

Платили его по 2 объектам налогообложения:

  • от чистого дохода (за минусом дохода, дающего рентабельность в 25%) – ставка составляла до 25% от облагаемого дохода;
  • от фонда оплаты труда (за минусом 70 рублей на каждого работника) – ставка составляла 8%.

Другими словами, колхозы платили налог с прибыли, если она была достаточной, и налог с фонда оплаты труда – независимо от прибыли. Некоторые колхозы имели льготы.

Также была проведена реформа налогообложения прибыли всех предприятий, которые перешли на новую систему планирования – они теперь отдавали не всю свободную прибыль. Им нужно было уплатить за фонды и рентные платежи, а от оставшейся прибыли перечислить в бюджет лишь некоторую часть.

Плату за фонды начисляли на первоначальную или остаточную их стоимость, по ставке от 1% (для совхозов) до 11% (для нефтедобычи).

Рентные платежи начислялись на прибыль, которая получена от природных факторов (по сути, это плата за недра).

Как и ранее, «частники» (кооперативные и общественные организации) платили больше других. У них в виде налога забирали 35% от прибыли, а у профсоюзных организаций – 25%.

Кстати, как и в современной России, в СССР в 1980-е годы ввели 3 местных налога на имущество:

  • налог с владельцев строений – составлял 1% от страховой стоимости жилых зданий. От него были освобождены колхозники и некоторые другие категории;
  • земельный налог – рассчитывался от количества квадратных метров земельных участков. Было 6 классов поселений, со своими ставками налога;
  • налог с владельцев транспортных средств – составлял от 10 до 25 копеек за каждую лошадиную силу мощности двигателя в зависимости от места проживания автомобилиста.

В те годы действовали и другие налоги, например, на доходы от демонстрации кинофильмов, 4 вида пошлин, лесной доход, плата за воду, и т.д.

Как и сейчас, было четкое разделение разных налогов по уровням бюджетов: например, налог с оборота и половина подоходного налога с населения шли в союзный бюджет, налог с колхозов и государственная пошлина зачислялись в бюджеты союзных республик.

С перестройки до распада СССР

В 1980-х годах подоходный налог в СССР взимали по прогрессивной системе:

  • 0,85% от суммы доходов более 80 рублей;
  • 13% от суммы дохода более 100 рублей.

То есть, для большинства трудящихся ставка подоходного налога была такой же, как и сейчас.

С 1985 года в СССР начинается политика Перестройки. С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.

Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью.

Главное в патенте было то, что доходы, полученные по соответствующей деятельности, уже освобождались от подоходного налога.

После того, как было разрешено создавать кооперативы, первые советские «предприниматели» очень быстро стали зарабатывать огромные деньги. Чтобы не допустить перекосов в экономике, власти вели специальный налог, который должен был лишить кооператоров сверхдоходов.

При доходах до 500 рублей они платили те же 13%, что и другие категории, если доходы от 500 до 700 рублей – 30%, от 700 до 1000 – 60%, от 1000 до 1500 – 70%. Кооператоры с доходами свыше 1500 рублей отдавали 90% от доходов в виде налога.

Ситуация в стране стремительно меняется, и с 1 января 1991 года вводится в действие новый закон о налогообложении предприятий. Он вводит налог на прибыль, налог с оборота, налог на доходы и т.д. Что интересно, налоги в РСФСР сначала шли именно в российский бюджет, а затем в союзный. Тем самым сильнее проявлялся конфликт между российскими и союзными властями.

Но к тому моменту налоговая система уже давно перестала справляться с возложенными на нее задачами. Налоговых поступлений не хватало для покрытия всех расходов, рост внутригосударственный и внешний долг, страну охватил дефицит. Распад страны был уже очень близок.

После распада СССР Россия погружается в десятилетие крайне нестабильной налоговой системы – налоги вводятся и отменяются практически бессистемно, зачастую одни и те же объекты облагаются дважды. Как вспоминают бухгалтеры, в 90-е годы было невозможно работать, не нарушая налоговое законодательство. Но это уже совсем другая история.

ЖКХ и другие обязательные расходы

Чтобы сравнить нагрузку на работающих граждан в СССР и современной России, одних налогов недостаточно, у населения есть и другие обязательные платежи. Самые серьезные из них – это коммунальные услуги.

Нельзя утверждать, что в СССР не было коммунальных платежей, но их размеры были несопоставимы с нынешними. По некоторым данным, в 1958 году советские граждане отдавали за ЖКХ 3% от своих доходов, а к 1991-му этот процент упал до 1,2% – вероятно, от общей суммы доходов семьи.

По данным из архивов удалось узнать, что, например, в ноябре 1975 года семья из 2 человек, проживающая в однокомнатной квартире в Москве, отдавала за ЖКХ 8 рублей 67 копеек в месяц. На двухкомнатную квартиру площадью в 45 квадратных метров в Ленинграде уходило 12 рублей 72 копейки. К 1988 году расходы выросли незначительно: в городе Шуя Ивановской области на «двушку» площадью в 57,4 квадратных метра уходило 17 рублей 11 копеек.

Сейчас расходы на ЖКХ оценивают в 9,6%, и это в разы больше, чем при СССР.

Но советские времена подарили нам парадоксальное словосочетание «добровольно-принудительно» – это некоторые виды расходов, от которых было почти невозможно отказаться.

Прежде всего, это «навязывание» покупки государственных облигаций. Большая часть из 65 советских облигационных займов была выпущена до 1957 года, когда программа предполагала практически принудительный выкуп.

По данным статистики, благодаря займам с 1923 по 1957 годы государство смогло получить от займов столько денег, сколько давали налоги и сборы. Так, уже в 1925 году в «принудительные» займы вложили более 14 миллионов рублей. Долги росли, и к началу 1930-х средний гражданин каждый год отдавал на займы 2-3 своих месячных зарплаты.

«Добровольно-принудительными» были не только взносы на покупку облигаций. Каждый советский гражданин в возрасте от 14 до 28 лет состоял в Комсомоле (отказаться от этого без ущерба карьере было нельзя), устав которого требовал вносить членские взносы. Они зависели от доходов комсомольца: для безработных это 2 копейки в месяц, а для тех, кто зарабатывал более 100 рублей взнос составлял 1%, от 150 рублей – 1,5%.

Тем же, кому удалось пройти на «следующий уровень» и вступить в КПСС, приходилось платить уже 3% за сумму, превышающую минимальную зарплату.

Но и это еще не все. В советские времена всех работающих охватывало профсоюзное движение, которому тоже были нужны деньги. Все, кто зарабатывал более 70 рублей, платили 1% от месячной зарплаты.

В итоге получается, что среднестатистический рабочий в СССР при зарплате в 200 рублей отдавал:

  • налог: 8,20 + 13% * (200-101) = 21,07 рубль;
  • в профсоюз: 1% * 101 = 1,01 рубль;
  • за ЖКХ (предположим, за 1-комнатную квартиру): 8,67 рублей.

Итого получается 30,75 рублей, или 15,4% от суммы дохода. В современной России налог составляет 13%, но фактически потребители оплачивают НДС в размере 20% в стоимости большинства товаров.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание

Налоговая политика СССР должна была реализовать две цели: финансовую - максимизировать налоговые сборы для формирования финансовой базы подъема разрушенной войнами экономики; социально-политическую - ослабить материальные позиции буржуазии в городе и деревне, переложить на обеспеченные слои общества максимальную тяжесть налогообложения, а параллельно - минимизировать налоговые взносы пролетариата, беднейшего крестьянства, наемных рабочих. Таким образом в рамках налоговой политики в годы НЭПа неизбежно должны были реализоваться три функции налогов: фискальная, регулирующая и социальная.

Содержание

2 Система налогов и соборов при нэпе 5

3 Косвенные налоги, акцизы 8

4 Акцизы на отдельные товары 14

5 Пошлины, сборы и взносы 19

6 Система и порядок взимания акцизов с государственных и некоторых

кооперативных предприятий 22

7 Общие правила начисления и взимания акциза 25

8 Налоговая реформа в СССР 1930-1932гг. 30

9 Теоретическое обоснование налогообложения в СССР 32

10 Заключение 33

11 Литература 34

Работа состоит из 1 файл

Курсовая.docx

с папирос высшего сорта – 9 руб., первого сорта А – 5,2 руб., первого сорта Б – 4,20 руб.

второго сорта А – 2,45 руб., второго сорта Б – 1,80 руб., третьего сорта – 1 руб.

С остальных видов табачных акциз взимается в следующих размерах: с сигар 1сорта – 16 руб., 2сорта – 9 руб. и 3сорта – 6 руб., с сигарет – 6 руб. и махорочных папирос – 80коп.

Подобный порядок исчисления и взимания акциза с табачных изделий изложен в инструкции № 8, установленной НКФ СССР 8 марта 1929г.

Учету подлежат все табачные плантации, учитываемые для взимания сельхозналога; основой же учета площади плантаций должны служить данные поселенных списков, составляемых сельсоветами согласно инструкции о порядке проведения сельхозналога.

Суммированные данные о числе и площади табачных плантаций направляются в волостные или районные исполкомы, а этими последними – в губернский или окружной финансовый отдел.

Одновременно с регистрацией табачных плантаций сельсоветы выдают их владельцам плантационные листы, в которых впоследствии заносятся уполномоченными сельсовета данные о полученном владельцем плантации урожае табака; при отправке же табака с плантации на базары или оптовые склады заготовителей табака или на табачные фабрики теми же уполномоченными делаются соответствующие надписи на обороте плантационных листов, которые таким образом получают значение провозного документа, удостоверяющего легальное происхождение перевозимого листового табака. Контроль за учетом и дальнейшим движение табака на плантациях лежит на косинспекциях.

Таким образом, надзор за табаком со стороны косинспекции начинается не с момента поступления его на фабрику для переработки, а с момента его выпуска с табачных плантаций. Такая система надзора установлена в целях предупреждения сбыта корчемного табака.

Самое начисление акциза на табачные изделия производится при выпуске их уже в готовом виде с фабрик в продажу; выпускаются табачные изделия не иначе, как по оклейке их бандеролями, кроме некоторых сортов папирос, вырабатываемых государственными фабриками.

Сахар. Акциз с сахара введен в 1922 году постановлением ВЦИК и СНК от 21 апреля 1922 года. На основании этого закона обложению подлежит сахар, как вырабатываемый на территории СССР, так и производимый из-за границы, при этом все его виды – песок, рафинад, и неокончательное выработанные продукты сахароварения, кроме черной патоки (меласы), которая впрочем освобождается от акциза лишь в том случае, если она содержит в себе не более 55% сахара. Однако нужно иметь в виду, что, согласно постановления СТО от 31 марта 1926 года, выпуск в продажу с сахарных заводов желтого сахара и неокончательно выработанных продуктов сахароварения воспрещен; они могут выпускаться исключительно в целях дальнейшей переработки на другие заводы.

Первоначально был установлен акциз на сахарный песок в размере 4 руб. с пуда и сверх того дополнительный акциз на рафинад в размере 1 руб. с пуда. Вводя такую дифференциацию ставок, законодатель исходил из предположения, что потребителем рафинада является состоятельная часть населения, практические же наблюдения при: сельское и значительная часть рабочего населения привыкли к употреблению сахара в рафинированном виде, наиболее способствующим экономному его расходованию; кроме того, по данным Сахаротреста сахарный песок в большом количестве расходуется на кондитерские изделия, являющиеся предметом потребления наиболее состоятельной части населения. В виду этого было признано целесообразным отказаться от повышенного обложения рафинада, ив 1924 году была введена одинаковая ставка на сахар в размере 4 руб. с пуда.

Учет выработки сахара производится по весу сахарного песка на свеклосахаридных заводах и тех свеклосахаридных – рафинадных, где предоставляется возможным точно учесть готовый сахарный песок до сдачи его в рафинировку; на тех же заводах, где выработка сахарного песка неразрывно связана с рафинированием, учет выработки производится по весу рафинада.

Нефтепродукты. Акцизом облагаются осветительные нефтяные масла (керосин) и прочие прозрачные продукты перегонки, химической и всякой иной обработки нефти (соляровое и смазочные масла)

Размер акцизных ставок таков: на осветительные нефтяные и прочие прозрачные продукты, кроме бензина и керосина, акцизная ставка установлена в 80 коп. с пуда (или 5 коп. с килограмма), на бензин – 1 руб. 60 коп. с пуда (10 коп. с килограмма), на керосин 60 коп. спуда (3,65коп. с килограмма). Акциз с керосина потребляемого в ЗСФСР, взимается в размере 40 коп. с пуда. Нужно заметить, что первоначальная ставка акциза на керосин была повышена, а именно: 80 коп. с пуда, а с 1924 г. Она понижена до довоенного уровня – 60 коп. с пуда.

Не подлежат обложению акцизом нефтепродукты, употребляемые для тракторов при сельскохозяйственных работах, а также на работы по мелиорации, ирригации и на полях орошения. На право пользования сложением акциза учреждениям, предприятиям и отдельным лицам, имеющим тракторы, косинспекцией выдаются особые свидетельства и талонные к ним книжки, на основании заверенных земельными органами требований.

Спирт и водочные изделия. Акциз с этилового спирта был введен в 1922г. Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 15 января 1926 г.. акциз взимается в следующем размере с градуса, составляющего 1/100 часть ведра безводного (абсолютного алкоголя:1) при отпуске в чистом виде – по 24 к. с градуса сырого спирта и по 30 коп. с градуса спирта ректификованного; 2) при отпуске в денатурированном виде на технические и хозяйственные надобности по 5 коп. с градуса сырого спирта на выделку лака и политуры по 2 коп. – на выделку уксуса по 4 коп. с градуса сырого спирта и по 6 коп. с градуса ректификованного для прочих хозяйственных надобностей населения. Вовсе не взимался акциз при отпуске сырого и ректификованного спирта в денатурированном виде на изготовление химических продуктов, при которых спирт в процессов составе конечного продукта переработки вступает в химическое соединение с другими веществами. Точно так же взимается акциз со спирта, опускаемого на изготовление химико-фармацевтических препаратов, при изготовлении которых спирт не вступает в реакцию и не остается.

Акцизное обложение хлебного вина (водки), коньяка и вино-водочных изделий установлено в следующем размере:

    1. С ректификованного спирта, содержащегося в хлебном вине (водке) взимается основной акциз по расчету 30 коп. с градуса. Кроме того, с хлебного вина взимается дополнительный акциз в размере 11 руб. 60 коп. с ведра или 89 руб. 40 коп. с гектолитра.
    2. для солового хлебного вина дополнительный акциз устанавливается в размере 16 руб. с ведра или 130 с гектолитра.
    3. водка, приготовляемая из фруктово-виноградного спирта, облагается, сверх основного акциза в 23 коп. с градуса или 1 руб. 87 коп. с литра, дополнительным акцизом в размере 6 руб. с ведра или 48 руб. 80 коп. с гектолитра.
    4. с ректификованного спирта, обращенного на изготовление водочных изделий, а равно с коньячного спирта, образуемого на изготовление коньяка, взимается основной акциз по числу градусов, а взятого на производство спирта по расчету 30 коп. за градус; сверх того взимается дополнительный акциз с каждого ведра в размере на водочные изделия 26 руб. с ведра, а на коньяк 12 руб. 80коп. с ведра.
    5. 5) ректификованный спирт крепостью свыше 40º по Траллесу, отпускаемый для потребления при работах в особо трудных условиях, облагается, сверх основного акциза в размере 30 коп. с градуса или 2 руб. 44 коп. с литра, дополнительным акцизом в размере 16,5 коп. с градуса или 1 руб. 34 коп. с литра спирта.

Пиво. Акциз с пива введен в 1922 году, причем взимался он до 1925 года по готовому продукту, согласно же постановления ЦИК и СНК СССР от 23 октября 1925 года установлено взимание акциза по весу, поступающего в затор солода. Ставка акциза первоначально была 1 руб. 70 коп. с ведра готового пива. С переходном на новую систему взимание акциза не по готовому продукту, а по солоду, ставка была установлена в размере 4 руб. 80 коп. с пуда или 29 руб. 30 коп. со 100 кг. Солода, поступавшего в затор. Введением этой ставки размер обложения пива был снижен почти вдвое: однако позднее ставка была повышена до 80 руб. с 100 кг. Солода.

На одинаковых основаниях с пивом облагаются акцизом портер и другие напитки, приготовленные путем брожения из солода и с содержанием алкоголя не свыше 6º по Траллесу.

Резиновые галоши. Введен этот акциз в 1923 году; им облагаются как галоши , вырабатываемые на территории Союза ССР, так и провозимые из-за границы. Наравне с резиновыми галошами облагаются акцизом суконные ботинки на резиновой подошве и галоши технического значения; однако, резиновые сапоги и брезентовая обувь обложению не подлежит.

Акциз взимается в размере 80 коп. с пары галош для взрослых и 40 коп. с пары детских калош.

Чай. Существуют следующие ставки акциза: а) с черного листового чая высшего сорта – 2 руб. 75 коп., б) чай I сорта – 1 руб. 65 коп., II сорта – 92 коп., в) с зеленого - 1 руб. и д) плиточного – 74 коп. с килограмма.

Акциз начисляется в централизованном порядке на основании полученных от рассыпочных заведений Центросоюза сведений о выпуске в продажу чая. Развеска чая в этих заведениях строго регламентирована. Выпуск чая из рассыпочных заведений допускается партиями не менее четырех килограммов каждая, и обязательно в обандероленном виде. Отпуск не обандероленного чая россыпью разрешается только при перевозке из одного рассыпочного заведения в другое.

Спички. Ставка акциза определена 0,6 коп. с коробки, содержащей до 75 штук спичек. Спички по мере их изготовления должны упаковываться с специальные помещения, вмещающие не менее 55 штук спичек; учет приготовленных спичек производится по количеству коробок и ящиков; выпуск спичек из фабрики может производиться партиями не менее одного ящика. Начисление акциза производится по выпуску спичек с фабрик, при чем для тестирования промышленности установлен централизованный порядок. Срок взноса акциза по фабрикам, эксплуатируемым непосредственно государственными предприятиями, не позднее 4 месяцев со дня выпуска спичек с фабрики; частные фабрики отсрочкой не пользуются.

Свечи. Акцизом облагаются свечи содержащие в себе воск животного и растительного происхождения, а так же озокерит, церезит и уеразит, независимо от происхождения этих материалов; свечи же, приготовленные из жировых веществ животного происхождения, акцизом не облагались.

Иначе сказать акцизом облагались только свечи, употребляемые для надобностей религиозного культа. 26 сентября 1928 г. Состоялось постановление ЦИК и СНК СССР, на основании которого акцизом облагаются все свечи независимо от материала, из которого они изготавливаются, за исключением: а) свечей, вырабатываемых для нужд НКПС, установленного стандартного образца, б) ремонтных фитилей, предназначенных, для технических надобностей и промышленных предприятий.

Для обложения акцизом установлены две ставки: 30 коп. с килограмма стеариновых свечей, предназначенных для хозяйственных целей, и 2 руб. с килограмма всяких иных свечей.

  1. Пошлины, сборы и взносы

Отдельно следует остановиться на существовавшей в период НЭПа системе пошлин и сборов. В СССР пошлина представляла собой плату, взимаемую некоторыми учреждениями (судом, Госарбитражем, нотариальной конторой и др.) за определенные действия или услуги, оказываемые предприятиям, организациям, учреждениям и отдельным гражданам. До налоговой реформы 1930–1932 гг. существовало множество различных пошлин.

Стоит отметить, что система таможенных тарифов давала в 20-е годы 7-8% налоговых поступлений в бюджет. Ставки таможенных тарифов были приняты 9 марта 1922 г. и затем скорректированы постановлением СНК от 22 ноября 1922 г. о применении новых ставок таможенных пошлин к находящимся в ведении таможен товарам. Затем эти ставки были заменены высоко протекционистской тарифной системой 8 января 1924 г. Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 6 февраля 1925 г. был принят Таможенный устав СССР, включавший раздел "Об исчислении и уплате пошлин и прочих сборов". Новый таможенный тариф, утвержденный СНК 11 февраля 1927 г. усилил протекционистскую сторону и значительно поднял ставки фискального характера. Таможенное обложение было усилено по всей линии ввозимых в СССР товаров как на сырье, так и на машины, полуфабрикаты и прочие товары. Если средняя тяжесть таможенного обложения по тарифу 1924 г. составляла 22-24% к стоимости товаров, то по тарификации 1927 г. она была повышена до 30-33%, а общая сумма годовых таможенных поступлений при аналогичных объемах ввоза возросла на 60 млн. золотых рублей. 19 сентября 1926 г. постановлением ЦИК и СНК СССР был принят Таможенный кодекс Союза СССР.

НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ В СССР Налоги, СССР, Налоговые реформы, Длиннопост

В госбюджете СССР налоги играли важнейшую роль. К началу нэпа было принято решение о ликвидации всех сборов. Исключения составил продналог, представляющий собой натуральное обложение крестьян. Сегодняшняя система налогов была образована в середине 1921 года

Система налогообложения регулярно изменялась и дополнялась властями Страны Советов.

Ситуация в экономике существенно изменилась в начале тридцатых. Это время ознаменовалось прекращением работы налоговой системы как самостоятельной инстанции. Она стала важным элементом механизма центрального планового экономического регулирования.

Во время Союза Советских Социалистических Республик всегда существовали следующие виды отчислений в госбюджет:

На бездетность и малосемейность.

Налог с оборота.

Налог с оборота в СССР — разновидность отчислений предприятий в госбюджет.

Он был введен после проведения реформы, в начале тридцатых. К плательщикам относились: гособъединения; предприниматели; кооперативы; оптовики; потребкооперация. Отчислялось около 86 % от суммы платежа.

Особенности сельхозналога

Сельскохозяйственный налог СССР представлял собой вид отчислений, которые взимались с физических лиц. Он вводился в средине 20 годов, и предназначался для замены натуральных и денежных налогов на отчисления с сельского хозяйства. С 01.01.24 выплачивался исключительно в денежном варианте.

К плательщикам относили владельцев приусадебных земельных участков. А также делать отчисления в госбюджет были обязаны лица, владеющие служебными земельными наделами в селах и деревнях. Объектом налогообложения был участок земли, независимо от размеров прибыли, которую получал владелец. Для обладателей единоличных хозяйств этот вид отчислений удваивался. Несельскохозяйственные земли в расчет не брались.

Отчисления для владельцев животных

Начало введения налога датируется 1923 г. В период нэпа было дано разрешение на внедрение поимущественного налога в городе. Это было обусловлено появлением нового класса «советских бизнесменов», которых называли нэпманами. Они предпочитали вкладывать средства в собственное имущество. Целью подобных действий было желание избежать необходимости делать отчисления в госбюджет. Властями молодой республики было принято решение ввести дополнительный налог. Облагалось имущество всех лиц, проживающих в городах. По мнению местных советов, было целесообразным ввести налог на животных, помогающих человеку в хозяйстве. Это коснулось рогатого скота.

С течением времени соответствующие выплаты стали обязательными для владельцев не только коров и пр. живности, но и собак, животных, использующихся для транспортировки грузов. Исключение составляли лошади. Размер налога утверждался местными советами. Он зависел от разновидности четвероногого. Крупный скот облагался большей суммой, нежели мелкий. Не платили его владельцы молодняка. Крестьянские животные не попадали под налогообложение. Они учитывались при уплате единого сельскохозяйственного налога. От соответствующих выплат были освобождены: Животные, принадлежащие семьям военных. Подопытные животные. Племенной скот. После временной отмены налог вернулся в измененном виде в 1963 г. Делать отчисления в госбюджет должны были владельцы животных, количество которых превышало норматив. В 1965 г. налог отменили. В самом конце шестидесятых на съезде ЦК КПСС был принят «Примерный колхозный устав», обязующий владельцев малых сельхозпроизводств избегать превышения установленных ограничений на содержание домашних животных.

Налог на бездетных граждан

Налог на бездетность в СССР был введен с целью повышения рождаемости. Принятый в 1941 году, со временем он стал обязательным и действовал в течение 50 лет. Главной задачей такого вида отчислений являлось привлечение бездетных граждан к содержанию школ, садиков и детских домов.

Плательщиками были мужчины (20–50 лет) и женщины (20–45 лет), которые не имели детей. Народное название отчислений — «налог на яйца». Он не касался незамужних лиц женского пола. На этом фоне большинство мужчин вполне серьезно рассуждали о дискриминации по половому признаку. Ставка таких отчислений была строго дифференцирована. Ее размер зависел от уровня ежемесячной з/п плательщика: При з/п выше 91 р. — 6 %. При з/п 71–90 р. — 5 %. Лица, доход которых был меньше 70 рублей, освобождались от «налога на яйца». Размер налога для творческой интеллигенции, независимо от дохода, также составлял 6 %.

Освобождались от уплаты следующие категории советских граждан: Потерявшие детей при различных обстоятельствах. Молодожены (не платили в течение 12 месяцев после оформления брачных отношений). Военные. Жены военных. Студенты вузов до 25 лет. Студенты средних специальных заведений до 25 лет. Лица, имеющие инвалидность 1, 2 группы. Жены лиц с инвалидностью. Люди, страдающие гипофизарным нанизмом. Психически больные. Ремесленники, работающие на Крайнем Севере. Лица, усыновившие одного или нескольких детей.

«Жизнь» налога на бездетность длилась до 1992 г. В начале девяностых было принято решение об уменьшении ставки для людей, месячная з/п которых составляла менее 150 р. А также планировалось освободить от отчислений бездетных лиц мужского пола, состоявших в браке.

Особенности подоходного налога

В первой половине двадцатых было принято решение о введении имущественных отчислений. К плательщикам относились все советские граждане, а также АО, получающие доход. В основном эти отчисления касались недвижимого имущества. Подоходным он стал называться с 1924 г.

НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ В СССР Налоги, СССР, Налоговые реформы, Длиннопост

Уровень налогообложения имел зависимость от класса, к которому относился советский гражданин. Шкала подоходного налога в СССР всегда прогрессировала. Она неоднократно претерпевала изменения. Если человек получал менее 70 р./30 дней, он не делал отчисления в госбюджет. Выглядела ставка следующим образом:

Отчисления для тунеядцев

В мае 1961 г. Верховным Советом был ратифицирован специфический указ. Он предписывал «бороться с тунеядцами всеми возможными методами». А также власти страны разработали комплекс мер, призванных устранить трудовую незанятость.

НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ В СССР Налоги, СССР, Налоговые реформы, Длиннопост

то время снимались агитационные игровые фильмы с участием великолепных советских актеров. Герой-труженик в них активно противопоставлялся советскому «мажору», который часто оказывался не просто тунеядцем, а вредителем, преступником. Лица, обвиненные в тунеядстве, не только подлежали общественному порицанию. За «паразитизм» им грозила реальная статья. Каждый член общества обязан был приносить пользу стране. Делать это можно было, только занимаясь трудом, обычно физическим. Понятия «замужняя домохозяйка» в шестидесятые не существовало. По мнению общественности, женщина должна была работать наравне с мужчиной. Исключение составляли те, кто вынашивал ребенка, и молодые мамы, находящиеся в лактационном периоде.

Воспитывать детей на дому разрешалось строго до трех лет. По достижении этого возраста ребенок передавался в ясли, детсад, а потом — в школу. Женщину, находящуюся в декретном отпуске, могли остановить на улице и спросить документы. От молодой матери требовалось доказать, что она не прогуливает работу, а занимается воспитанием детей. При необходимости родителей обязывали отдавать детей в круглосуточные сады. Маму и папу ребенок мог видеть только по субботам и воскресеньям. Тунеядцем признавалось лицо, не работающее четыре месяца подряд.

Постепенно был введен налог на тунеядство,

актуальный для следующих людей:

Работающих на дому белошвеек.

Поэтов и писателей, не являющихся членами Союза писателей.

Советская налоговая система предполагала, что 96 % отчислений шли в госбюджет. Оставшиеся 4 % перераспределялись в ПФ, на зарплаты и монетизацию производства. Каждый, кто не вносил свою долю в 96 %, признавался «паразитом».

Чтобы не попасть под статью, представители творческих профессий были вынуждены мести дворы и мыть подъезды. Был в этом всем и позитив: при СССР практически не было безработных. Лицо, закончившее вуз, обязательно устраивалось на место, получало приличную з/п. Многим бесплатно выдавалась жилплощадь.

Студенты были избавлены от поисков работы, рассылки резюме. Трудиться их устраивали по распределению. По окончании одного–двух лет они могли устроиться на любое другое предприятие по своему выбору.

Особенности транспортных отчислений

Транспортный налог в Советском Союзе взимался с начала двадцатых. Налогообложению подлежали: велосипеды; лошади; самодвижущиеся экипаж

Ставка налога для последних в первой половине тридцатых годов варьировалась от 15 коп. до 6 р./1 л. с. Последние ставки были установлены советским Верховным Советом 21.03.88. Размер налога для владельцев машин составил 50 коп./1 л. с. 18.10.91 был принят закон «О дорожных фондах». Для автолюбителей были установлены новые правила. Соответственно легковушки были впервые разделены на две категории: до 100 л. с. и от 100 л. с. Представители первой — платили в госбюджет 50 коп./1 л. с., ставка для относящихся ко второй составляла 1,3 р./1 л. с.

Налогообложение культур Впервые налог на плодовые деревья в СССР вводился в первой половине тридцатых.

После войны он повышался. 10.01.31 г. был рассмотрен вопрос о Северокавказской коллективизации. В молодых колхозах были выявлены грубейшие, на взгляд властей, непорядки. Полученный урожай распределялся не по трудодням, а по едокам. На этом фоне был введен налог на плодовые растения, которые произрастали в личных подворьях станичников. Отчисления делались в денежном эквиваленте.

Сельскохозяйственным налогом облагались не сами деревья, а их посадки.

По ним была вменена доходность. Каждый год она изменялась. Все зависело от области СССР. В середине сороковых в Новосибирском регионе доходность сотки культурных посадок оценивалась в 113 рублей. После этого необходимо было сделать отчисление в госбюджет в размере 11 %. Это составляло примерно 12,33 рубля. Налог на яблони был видоизменен и усилен при Н. Хрущеве. Целью принятия этого решения было повышение трудовой дисциплины населения. Таким образом планировалось пополнить и государственную казну.

Инициатива руководства страны не привела ни к чему хорошему. Деревья массово вырубались.

Как жили советские пенсионеры

14.07.56 зародилась советская пенсионная система. Это произошло после подписания соответствующего закона. В 1966 г. была внедрена обновленная система пенсионного обеспечения. Пенсия советским пенсионерам выплачивалась из госбюджета. Главным преимуществом такого подхода было то, что «минималку» получали все граждане СССР.

НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ В СССР Налоги, СССР, Налоговые реформы, Длиннопост

Пенсионный фонд был сформирован в 1990 году.

Сладкий налог: в Госдуме предложили ввести акциз на сахаросодержащие напитки
  • Gettyimages.ru
  • © Peter Dazeley

Депутат Государственной думы Иван Сухарев предложил ввести акцизы на сахаросодержащие напитки. Такая практика уже применяется в ряде стран с целью снижения потребления данного вида продукции. Копия письма на имя главы Минздрава России Михаила Мурашко имеется в распоряжении RT.

В своём обращении законодатель отметил, что акцизные сборы или специальные налоги на сахаросодержащие напитки в некоторых странах применяются как механизм, направленный на снижение потребления данной продукции.

«Прошу вас рассмотреть целесообразность введения специального акцизного сбора на реализуемые внутри России сахаросодержащие напитки, оценить возможный размер данного сбора», — говорится в тексте обращения.

Помимо этого, депутат предложил массово информировать граждан России об опасности потребления пищевой сахаросодержащей продукции, особенно для детей, путём распространения такой информации через СМИ и интернет.

Граждане, как отметил парламентарий, должны понимать, что сахаросодержащая продукция способствует возникновению диабета, рака и сердечно-сосудистых заболеваний, а у детей возможно образование воспалительных процессов в головном мозге.

Проблема диабета

Ещё в 2016 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) призвала страны к действиям, направленным на снижение потребления сахаросодержащих напитков, чрезмерное увлечение которыми может стать причиной ряда заболеваний, в том числе и сахарного диабета.

При этом, как показали события 2020 года, связанные с пандемией COVID-19, во многих случаях сахарный диабет может приводить к более тяжёлому течению болезни и даже к летальному исходу при заболевании тяжёлыми инфекциями, отметил Сухарев.

Однако, по его словам, число больных сахарным диабетом в России лишь растёт, а сахаросодержащие напитки по-прежнему крайне доступны для граждан страны. Порой их стоимость не превышает стоимости обычной питьевой воды.


  • Gettyimages.ru
  • © Tom Werner

Если в 2015 году, по данным Министерства здравоохранения, в стране насчитывалось порядка 4,4 млн больных сахарным диабетом, то на начало 2020 года, как ранее отметила заместитель председателя правительства России Татьяна Голикова, их число увеличилось до 5,1 млн.

Более того, почти четверть населения России находятся в преддиабетическом состоянии, отмечали специалисты Минздрава.

Президент Московской диабетической ассоциации Эльвира Густова отметила, что количество больных сахарным диабетом в России — это серьёзная финансовая нагрузка на национальную систему здравоохранения. В то же время, по её словам, неверно утверждать, что сахаросодержащие напитки напрямую влияют на распространение диабета.

«Они ведут к ожирению, которое, в свою очередь, вкупе с другими факторами ставит человека в группу риска возникновения как этого заболевания, так и других серьёзных проблем», — рассказала Густова в беседе с RT.

Цены повысятся

Специальные акцизные сборы или налоги на сахаросодержащие напитки уже действуют в ряде стран. Так, в 2018 году подобный налог ввели в Великобритании.

С 1 января 2021 года так называемый сахарный налог начал действовать и в Польше. Новый закон введёт дополнительные отчисления за каждый литр сладкого напитка, что приведёт и к повышению цены.

Эксперты считают, что в России ввод акциза на сахаросодержащие напитки также приведёт к повышению цен на данную продукцию.

«Теоретически процесс внедрения такого акциза будет осуществляться по традиционному алгоритму: формируются и утверждаются группы напитков, на каждую из них начисляется акциз из расчёта на литр, а потом этот сбор автоматически добавляется к цене единицы товара и ровно на столько же повышается конечная стоимость для потребителя», — отметил в беседе с RT общественный омбудсмен по сертификации, лицензированию и техническому регулированию, независимый эксперт по безалкогольным напиткам Дмитрий Петров.

По его мнению, в данном случае будет непросто сформировать эту группу напитков. Например, остаётся вопрос, включать ли в неё соки, так как у них разное содержание сахара в составе.

«Сегодня вклад безалкогольных напитков в калорийность диеты гражданина России не превышает 1% от общего списка продуктов питания. Тогда как, например, в США этот показатель выше в 12 раз», — добавил эксперт.

Читайте также: