Аис налоговая мобилизация вход

Опубликовано: 24.04.2024

Я вам уже рассказывал про «План деятельности ФНС России на 2021 год». И я рассказывал о том, какие цифровые системы и платформы налоговики введут в этом году, чтобы всех нас поставить под контроль. И в комментариях меня спросили: «Туров, откуда у тебя информация про АИС «Налог-3»? Это же, типа, секретная информация». На самом деле, эта информация не секретная, и сегодня я расскажу вам об этой системе.

Когда появилась АИС «Налог-3»

Итак, еще 4 года назад Мишустин Михаил Владимирович, нынешний премьер-министр, издал Приказ ФНС России от 14.03.2016 №ММВ-7-12/134@ «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС „Налог-3“)».

Еще в 2016 году налоговики выпустили, скажем так, «центральный блок» этой АИС «Налог-3». А сейчас к этому «центральному блоку» они подмонтируют дополнительные платформы и информационные системы, чтобы все это работало качественнее.

Что нужно знать про АИС «Налог-3»

«АИС «Налог-3» представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в действующей редакции, далее — Положение о ФНС России), в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям».

Для чего создана «АИС Налог-3»

«АИС «Налог-3» направлена на решение следующих задач:

а) обеспечение „открытости“ налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;

б) создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;

в) гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;

г) снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки поступающих в налоговые органы сведений;

д) совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

е) обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику («досье» налогоплательщика), в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;

ж) обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности Федеральной налоговой службы со стороны руководства налоговых органов;

з) повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;

и) повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов».

Понимаете, когда я весь прошлый год твердил, что на вас ведется досье, кто-то мог бы там повертеть у виска и сказать, что я вас просто запугиваю и т.д. Я всего-навсего это прочитал в официальных правительственных документах. Это не я придумал! Просто напомню, что по каждому конкретному налогоплательщику собирается информация. В том числе в это досье собираются сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов.

«Пользователями информации и сведений АИС «Налог-3» также являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и налогоплательщики (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями, далее — внешние пользователи)».

То есть у вас есть небольшое право доступа. Потому что в АИС «Налог-3» есть открытая часть информации. А есть еще так называемая «информация ограниченного доступа». Что в ней про вас написано вы, конечно же, никогда не узнаете.

Все государевы органы могут получать информацию из АИС «Налог-3». Другое дело, что доступ к ним прослеживается. Видно, кто куда заходил, кто что копировал. По этому документу должна быть обеспечена защита информации.

Мы сейчас не говорим о том, что информация из АИС «Налог-3» должна утечь на Митинский рынок и продаваться в даркнете. Мы исходим из того, что государственные органы — честные люди, и когда они получают эту информацию о вас, они ее не разглашают и не будут использовать против нас для организации рейдерских захватов и иных неправомерных действий.

Но вот что интересно, «открытость для интеграции АИС «Налог-3» с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единой системы справочников, классификаторов и единых стандартов информационного взаимодействия».

Вывод

Когда заработают те платформы, о которых я говорил, они будут подстыкованы все к АИС «Налог-3». На самом деле, мы получим Большого Брата. Реального Большого Брата, которого можно будет использовать как во вред гражданам нашей страны, так и во благо. Я очень надеюсь, что этот Большой Брат будет использоваться во благо.

Напишите в комментариях, понравилась вам АИС «Налог-3» или нет? Жду ваших комментариев. А также жду вас на моих семинарах.

Бюджетный процесс ускоряется. Одобренный правительством проект финансовой трехлетки на 2021–2023 годы 1 октября будет внесен на рассмотрение в Госдуму.

Основные положения этого масштабного документа были также рассмотрены президентом Владимиром Путиным в ходе выступления перед членами Совета Федерации 23 сентября. Задачи нового федерального бюджета – вывести экономику страны из коронавирусного кризиса и обеспечить опережающие среднемировые показатели темпы роста ВВП. Однако реализовать эту цель лишь налоговой мобилизацией будет невозможно.

Рост по инерции

Провал российской экономики в 2020 г., судя по всему, оказывается не столь драматичным, как изначально ожидалось. Но из этого позитивного факта можно было сделать разные выводы. Прежде всего это связано со структурой российского народного хозяйства, которому помогли удержаться на плаву увеличенные правительственные расходы текущего года, и, значит, неокрепшая еще экономика для быстрого восстановления нуждается в продолжении стимулирования.

Однако, по-видимому, был сделан прямо противоположный вывод: что у нас все хорошо, экономика выдержала удар и дальше пойдет восстанавливаться сама, по инерции, и дополнительные стимулы ей незачем. Иначе нельзя объяснить идеологию проекта федерального бюджета-2021, одобренного на заседании правительства, который 1 октября внесут в Госдуму. На более поздние бюджетные планы можно вообще не смотреть, они носят условный характер и впоследствии поменяются кардинально.

В принципе бюджет можно тоже составлять по-разному. В соответствии со стандартной практикой, как правило, калькулируют ожидаемые доходы и распределяют расходы так, чтобы не допускать слишком большого дефицита и сильно не наращивать долг. По-видимому, именно так и составлялся федеральный бюджет-2021. Во-первых, очень консервативная прикидка доходов – 16,7% от ВВП (против 18,4% ВВП в допандемическом 2019 году). Во-вторых, минимальный размер дефицита, ниже 3%-ного критерия общепринятой умеренности – 2,4% от ВВП. В итоге получаются государственные расходы, которые заметно ниже экстренных ассигнований 2020-го. По сути, возвращение госрасходов к этим отметкам ожидается не ранее 2023 года. Бюджетная консолидация (урезание необходимых расходов – по каким-то направлениям значительно) не может не привести к замедлению будущего экономического роста.

И ведь это еще не вся история. Недостаток запланированных бюджетных доходов привел к тому, что открыт «ящик Пандоры» повышения налогового бремени на граждан и бизнес. Можно, конечно, ссылаться на то, что это увеличения небольшие и затрагивают они в основном тех, кто располагает свободными финансовыми ресурсами, – наиболее высокодоходных граждан и экспортеров за пределами нефтегазового сектора. Отмену льгот для нефтяной отрасли, ставшей в последние годы едва ли не самым крупным получателем субсидий за счет налогоплательщиков, можно только поддержать.

Но повышение налогов на настоящем этапе выглядит максимально неуместно – ровно в тот момент, когда провал потребительского и инвестиционного спроса достиг драматических масштабов, а экономические агенты перешли к гораздо более осторожным моделям поведения. Есть также основания полагать, что определенная часть бизнеса по итогам кризиса переместилась в тень и этот процесс теперь только ускорится.

Альтернативные бюджетные доходы

При этом альтернативные возможности профинансировать расходы (и даже увеличенные) без повышения налогов существуют. Прежде всего речь может идти о расходовании Фонда национального благосостояния, в котором на сегодняшний день скопилось свыше 13 трлн рублей, из которых 5 трлн рублей прибавилось с 1 марта текущего года. Иными словами, несмотря на пандемический кризис, фонд не сократился в объеме, а, напротив, увеличился. Отказ тратить эти средства выглядит необоснованным, притом что действие бюджетного правила, на нерушимость которого ранее ссылались правительственные финансисты, на 2021 год все равно приостановлено.

Безусловно, есть определенный запас и в области заемного финансирования – предстоящее увеличение размера государственного долга до 21% от ВВП не выглядит драматическим; по уровню долгового бремени Россия по-прежнему выглядит сверхпрочно, опережая подавляющее большинство государств. Да, внешние долговые рынки для государства теперь, по всей видимости, закрыты, но потенциал внутреннего рынка далеко не исчерпан, а ставки находятся на исторических минимумах. Многие граждане сейчас ищут замену депозитам, приносящим «неинтересные» проценты. При грамотном подходе такой альтернативой могли бы стать облигации федерального займа.

Тем более не стоит очень уж радоваться превышению расходов на национальную экономику оборонных ассигнований или отсутствию индексации доходов государственных служащих в 2021 г. Как показал опыт исполнения национальных проектов, своевременное и полное расходование средств на экономическое развитие у ведомств получается не очень, а при последующих правках бюджета (то, что они будут, сомнений не вызывает) оборона точно возьмет свое. Отсутствие индексации несправедливо прежде всего в отношении представителей наиболее массовых низовых категорий госслужбы, которые вовсе не купаются в роскоши.

Бюджет-2021 стоило бы верстать не от доходов, а от необходимых для восстановления экономики расходов как минимум на уровне текущего года, отказавшись от повышения налогов. Ведь реальные возможности для финансирования повышенного дефицита сегодня существуют. Экономия на этих расходах не принесет ничего, кроме растянутого во времени выхода из кризиса, что, в свою очередь, не позволит обеспечить даже заложенный в бюджете на последующие годы уровень доходов.

Основные параметры федерального бюджета в 2018–2023 гг. (трлн руб.)

Автоматизированная информационная система «Налог-3» (АИС Налог-3) постоянно следит за налогоплательщиками

В АИС Налог-3 уже сейчас есть практически все данные о компаниях и физических лицах с момента регистрации: от информации об уплате налогов контрагентами до сведений о банковских счетах. При этом в систему постоянно добавляют новые сервисы. Скоро даже свадьба или развод станет частью фискальной истории налогоплательщика.

Налоговый контроль полностью автоматизировали

В эксплуатацию АИС Налог-3 ввели с 2015 года. В систему регулярно подгружают новые сервисы, которые отслеживают деятельность всех категорий налогоплательщиков. Количество проверок за 2018 год снизилось на 30 процентов, а поступления в консолидированный бюджет выросли на 23 процента. Это цифровое свидетельство того, насколько эффективнее стала работа проверяющих при модернизации программного комплекса АИС Налог-3.

Практически весь контроль автоматизирован. Инспекторы получают актуальные сведения о налогоплательщиках в режиме реального времени. Многие незаконные налоговые схемы теперь обнаруживает компьютер.

АИС Налог-3 анализирует всех налогоплательщиков

С помощью программного комплекса налоговики администрируют как физических, так и юридических лиц. По первым АИС Налог-3 дает информацию об имущественных налогах по экстерриториальному принципу. Кроме того, система позволяет администрировать декларации физических лиц.

Большинство организаций и ИП, применяющих спецрежимы, также перевели на администрирование в АИС Налог-3. Полный перевод всех юридических лиц состоится в ближайшие пару месяцев. Параллельно в систему подгружают данные обо всех видах обязательных платежей. Помимо администрирования с помощью программного комплекса осуществляют постановку на учет, учет контрольно-кассовой техники и т. д.

Возможности программного комплекса позволяют налоговикам в режиме реального времени получать доступ:

  • к сведениям об учредителях и директорах компаний;
  • данным о численности;
  • данным о наличии обособленных подразделений;
  • скан-образам регистрационных дел;
  • информации о банковских счетах, остатках и выписках по ним;
  • налоговой и бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов (в том числе данным книг покупок и продаж как самого налогоплательщика, так и его контрагентов по всей цепочке поставщиков);
  • суммам исчисленных и уплаченных налогов;
  • сведениям о наличии критериев рисков, утвержденных ФНС;
  • информации о наличии номинального или «отказного» директора.

Любой инспектор вправе получить любые сведения из АИС Налог-3 вне зависимости от места постановки налогоплательщиков на учет.

НДС под контролем

Одна из самых известных у налогоплательщиков и самых удобных для инспекторов — подсистема «Контроль НДС» (второе название — АСК НДС-2). При разрывах в цепочках уплаты НДС подсистема автоматически формирует требование устранить их. Программа одновременно высвечивает потенциально проблемную компанию в компьютере сотрудника контрольно-аналитического отдела. Его задача — выявить и пресечь схему уклонения от уплаты НДС и «побудить» налогоплательщика добровольно уточнить налоговые обязательства.

«Контроль НДС» автоматически администрирует 15 млрд операций в год по НДС и налогу на прибыль (ведь при корректировке обязательств по НДС налогоплательщики автоматически меняют данные о выручке и расходах).

Налоговики используют подсистему при проведении налоговых проверок по НДС. Она позволяет строить «дерево связей» — цепочку принятия к вычету НДС, при анализе которого инспектор сразу видит так называемую СУР (степень управления рисками). Ее система автоматически присваивает налогоплательщику по уникальному алгоритму. У проверяющего высвечиваются суммы исчисленного и принятого к вычету НДС, размер налоговых разрывов, сформированных по цепочке контрагентов.

У налоговиков есть доступ к информации по счетам

Еще одна подсистема АИС Налог-3 — «Анализ банковских документов».

Подсистема содержит информацию обо всех счетах налогоплательщиков, сведения о которых есть в российских налоговых органах. Инспектор может получить любые данные по интересующей компании вне зависимости от места постановки на учет.

Также в подсистеме есть сведения обо всех банковских выписках налогоплательщиков, которые инспекторы запрашивали с 2015 года. В подсистему сконвертировали все данные с момента запуска в промышленную эксплуатацию.

База данных о движениях денежных средств огромна, в ней есть информация почти по всем налогоплательщикам. Скорее всего, в ближайшее время ФНС интегрирует подпрограмму с «Контролем НДС» (АСК НДС-2).

Налоговики в одном программном комплексе могут сопоставить цепочку движения товаров по счетам-фактурам с цепочкой движения денежных средств. Однако пока делать это приходится в ручном режиме.

Важная особенность подсистемы — не только встроенная возможность формирования сведений по движению средств на счете в виде выписки по операциям, но и возможность автоматически формировать общий оборот с отдельно взятым контрагентом или всеми контрагентами. Можно даже задавать фильтр по определенным контрагентам и операциям. Это значительно упрощает работу инспектора, который раньше был вынужден самостоятельно проводить такую аналитику.

Система предпроверочного анализа

В АИС Налог-3 есть система предпроверочного анализа на основе риск-ориентированного подхода к отбору налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

В настоящее время система не функционирует в полностью автоматическом режиме. Однако с ее помощью инспектор уже может посмотреть список лиц, включенных в отбор для более углубленного анализа.

Также в подсистеме хранятся индивидуальные карточки всех налогоплательщиков. В них указаны сведения из налоговой и бухгалтерской отчетности, информация о численности организации по данным отчетности.

В программе содержатся критерии рисков, которые присвоены налогоплательщику. Например, статус технической организации, наличие «отказного» директора или учредителя, которого ранее допрашивали инспекторы. Причем вне зависимости от территориального признака.

О чем скажет регистрация

В АИС Налог-3 есть подсистемы «централизованной регистрации налогоплательщиков» и «централизованного учета налогоплательщиков».

Подсистемы помогают налоговикам накладывать ограничения на ликвидацию налогоплательщиков во время проведения выездных проверок. Кроме того, инспекторы получают доступ к сведениям обо всех налогоплательщиках и к их регистрационным делам на территории России по экстерриториальному признаку.

Налоговики при анализе регистрационных дел компании могут увидеть, что представителем в регистрирующем органе было одно и то же лицо. Это свидетельство аффилированности юридических лиц. Кроме того, информация динамична, налоговики оперативно узнают о смене юридического адреса или учредителей.

Налоговики могут регистрировать юридические лица, вести ЕГРЮЛ и ЕГРН в подсистемах. В них содержатся сведения об учете налогоплательщика в качестве арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и т. д., а также сведения об имуществе физических лиц.

Претензионная работа — новинка от АИС Налог-3

Претензионную и судебную работу налоговиков перевели в АИС Налог-3 совсем недавно.

Теперь в АИС Налог-3 есть данные дел о банкротствах, а также все сведения о жалобах и судебных разбирательствах.

В одном месте налоговики собирают весь массив информации по спорам и аргументацию к ним. Там же они найдут информацию о налогоплательщиках, ранее замешанных в судебных разбирательствах.

Проверяющим стало легче проводить аналитическую работу и готовиться к спорам.

Программа администрирования физических лиц

Полномасштабное введение этого программного комплекса в АИС Налог-3 позволило ФНС сделать администрирование имущественных налогов физических лиц более комфортным. Например, заявление на предоставление льготы можно подать в любой налоговый орган. Гражданам, не проживающим по адресу регистрации, не нужно ехать за много километров, чтобы подать документы.

Налоговики по месту постановки на учет физического лица имеют полные сведения обо всех объектах налогообложения (квартиры, жилые дома, дачи, гаражи, земельные участки, транспортные средства и т. д.).

Подсистема опасна только для недобросовестных налогоплательщиков. Налоговики видят информацию в динамике, сведения постоянно обновляются.

Программа позволяет формировать общее уведомление на уплату налогов, даже если объекты находятся на территории других инспекций.

Федеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала план деятельности на 2021 год, утвержденный министром финансов Антоном Силуановым (.pdf). План содержит порядка 100 мероприятий, среди них совершенствование платформы по взаимодействию с банками, разработка новой версии автоматизированной информационной системы «Налог-4», создание системы передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы.

В частности, ФНС планирует ввести в эксплуатацию цифровую платформу оценки налогоплательщиков на основании налоговых данных при оказании им финансовых (в том числе банковских) услуг. Сервис поможет банкам и их клиентам — в том числе потенциально ускорит и удешевит предоставление кредитных продуктов, утверждают опрошенные РБК представители банков. Однако есть и риски — например, утечки персональных данных, предупредили эксперты.

Досье банковских клиентов

Цифровая платформа ФНС для взаимодействия с банками уже функционирует, уточнили РБК в пресс-службе ФНС. Она построена на технологии распределенного реестра (блокчейн), когда каждый участник процесса работает с данными своего узла в соответствии с присвоенной ему ролью. В 2020 году платформа использовалась для поддержки граждан и экономики страны от последствий COVID-19, говорят в ФНС, в частности позволяла ускорить выдачу льготных кредитов бизнесу. Банки обходились без дополнительных подтверждающих документов, за короткое время получая верифицированные данные о статусе заемщика из государственных реестров, администрируемых налоговой службой.

Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Как заявляет ФНС, ведущие банки предложили службе далее развивать платформу. Среди «наиболее востребованных» ФНС выделяет такие направления, как применение блокчейн-платформы для новых госпрограмм поддержки бизнеса, безбумажное предоставление услуг клиентам банков в рамках расчетно-кассового обслуживания и кредитования, а также «формирование досье клиента и профилирование его рисков».

ФНС обладает значительным массивом данных, которые позволят улучшить оценку рисков по розничным и корпоративным заемщикам, а также сократить бумажный документооборот с клиентами, пояснил РБК директор департамента розничных рисков банка «Зенит» Александр Шорников (по его словам, банк участвовал в обсуждении вопроса создания досье на заемщика на платформе ФНС). Если сервис ФНС будет бесплатным для банков, то возможно снижение стоимости и сроков оценки рисков — это, в свою очередь, ускорит и снизит стоимость кредитных продуктов для клиентов, считает Шорников.

Сервис позволит разгрузить банки и сократить бумажную волокиту — заемщикам не придется подавать документы в разные организации, поскольку их кредитный профиль будет доступен в рамках единой платформы, говорит старший юрист Deloitte Legal в СНГ Павел Баранов. У банков появится возможность (с согласия заемщика) оперативно получать данные из государственных информационных систем, быстрее проводить скоринг (оценку кредитоспособности клиентов. — РБК) и выносить кредитное решение, а клиентам, давшим согласие на проверку данных, не придется собирать документы для подтверждения доходов, указала пресс-служба Промсвязьбанка.

Фото:АГН «Москва»

Пресс-служба ВТБ сообщила РБК, что банк готов участвовать в проработке вопросов, связанных с обменом данными с ФНС, поскольку это поможет усовершенствовать риск-политику игроков банковского сектора. Банки уже получают сведения о кредитных историях клиентов «в рамках хорошо отлаженных процессов взаимодействия с бюро кредитных историй», добавили в ВТБ.

Весь массив информации, собранный налоговой службой о налогоплательщике, в том числе в результате мероприятий налогового контроля, может оказаться в распоряжении банков, говорит адвокат, старший юрист BGP Litigation Денис Савин. И это повышает вероятность утечки персональных данных налогоплательщиков, предупреждает партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.

Не только ФНС начнет предоставлять свои данные о налогоплательщиках банкам — налоговики недавно получили право на доступ к информации, которую в банк предоставляет клиент (ранее она защищалась банковской тайной). В феврале 2021 года президент России подписал закон, который обязывает кредитные организации по мотивированному запросу предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствам, копии договора на открытие счета и т.д.

Корректировка мер поддержки бизнеса

В конце 2020 года у ФНС появился новый реестр — получателей господдержки среди субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным службы, в 2020 году малому и среднему бизнесу была оказана финансовая поддержка на 377 млрд руб. Также в реестре есть сведения о консультационной, имущественной (например, льготы по арендным платежам) и информационной поддержке.

В 2021 году ФНС планирует внедрить «новую функциональность» при ведении этого реестра. «Новый аналитический сервис позволит на регулярной основе корректировать меры поддержки с учетом оценки их эффективности», — сообщила РБК пресс-служба ведомства. Сервис разрабатывается совместно с Минэкономразвития, пресс-служба которого это подтвердила. Это «часть работы по перестройке инструментов поддержки бизнеса», добавили в Минэкономразвития.

Фото:АГН «Москва»

Налоговая служба не уточнила, как новый сервис поможет оценивать эффективность мер господдержки малого бизнеса и в зависимости от этого корректировать их. В пандемическом 2020 году меры господдержки МСП приобрели особую значимость, и наделение ФНС новыми компетенциями выглядит логично, поскольку она во многих случаях является фактическим распределителем госпомощи, считает Павел Баранов.

ФНС как оператор больших данных в России

Налоговая служба планирует создать цифровую платформу для передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы, следует из ее плана деятельности в 2021 году. К административным данным, например, относятся данные онлайн-касс о продажах продуктов, собираемые ФНС. РБК уже сообщал, что Росстат планирует в 2021 году внедрение нового метода расчета инфляции — на основе первичных данных транзакций, передаваемых налоговиками.

Аналитическая платформа для электронного обмена данными с другими органами власти и иными потребителями данных находится на этапе проектирования, уточнили в ФНС. Служба будет поставлять сведения, содержащиеся в налоговых декларациях, о задолженностях, данные контрольно-кассовой техники, приводят примеры в пресс-службе ФНС. «Поставка данных будет осуществляться в автоматизированном режиме с учетом ограничений, предусмотренных нормативно-правовыми актами», — указали в ФНС. Помимо Росстата к работе над платформой уже подключился ряд региональных органов исполнительной власти, добавили там.

«В последнее время мы наблюдаем поступательное движение в сторону формирования в руках ФНС самого большого массива данных о физических и юридических лицах страны. Предоставление доступа к такой информации заинтересованным третьим лицам выгодно для последних, позволяя видеть всю картину при принятии ими государственных или коммерческих решений. Однако очевидно, что сами налогоплательщики такой вектор развития воспринимают негативно», — сказал РБК Денис Савин.

Новая система контроля за уплатой налогов

ФНС планирует в 2021 году разработать концепцию автоматизированной информационной системы (АИС) четвертого поколения «Налог-4» «с учетом применения технологий импортозамещения», говорится в плане. При этом только в 2019 году служба завершила внедрение автоматизированной системы налогового администрирования «Налог-3». Реализация АИС, которую сама ФНС называет «одной из крупнейших баз данных в мире», в прошлом коррелировала с ростом собираемости налога на добавленную стоимость (НДС) — система позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС контрагентами.

Разработка концепции АИС «Налог-4», вероятно, будет в значительной степени ориентирована на внешнеэкономические сделки, особенно внутригрупповые, считает партнер налоговой практики МЭФ PKF Геннадий Тимоничев. «У ФНС появляется все больше информации по таким сделкам, чтобы можно было оценить соответствие формы операций их экономической сути», — говорит он.

Каждая следующая программа этой «линейки» создает все больше сложностей у компаний, утверждает Болдинова. Часто налогоплательщики получают запросы, требования и предложения доплатить в бюджет налоги в связи с деятельностью их контрагентов пятой, шестой очередей, так как это становится видно АИС, констатирует она.

Функционал новой АИС может значительно сократить число споров по поводу прочтения ст. 54.1 Налогового кодекса, определяющей критерии необоснованной налоговой выгоды, надеется Тимоничев. Бизнес считает, что эта статья часто используется налоговиками для чрезмерных «карательных» доначислений.


CC BY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Харитонова П.С., Черноусова К.С.

В статье рассмотрен процесс внедрения автоматизированной информационной системы « Налог-3 », которая была введена для упрощения ведения деятельности налоговой службы. Проведен краткий анализ прежней и действующей в настоящее время информационной системы. Также сделаны выводы, что изменилось в связи с внедрением автоматизированной информационной системы в налоговую систему и какие показатели улучшились.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Харитонова П.С., Черноусова К.С.

INTRODUCTION OF AIS IN THE TAX SYSTEM

The article describes the process of implementing the automated information system " Tax-3 ", which was introduced to simplify the activities of the tax service. A brief analysis of the previous and current information system is carried out. The authors also draw conclusions about what has changed in connection with the introduction of an automated information system in the tax system and what indicators have improved.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ АИС В СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»

ВНЕДРЕНИЕ АИС В СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

П.С. Харитонова, студент К.С. Черноусова, доцент

Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

Аннотация. В статье рассмотрен процесс внедрения автоматизированной информационной системы «Налог-3», которая была введена для упрощения ведения деятельности налоговой службы. Проведен краткий анализ прежней и действующей в настоящее время информационной системы. Также сделаны выводы, что изменилось в связи с внедрением автоматизированной информационной системы в налоговую систему и какие показатели улучшились.

Ключевые слова: налог, автоматизированная информационная система, Налог-3, налоговые органы, налогообложение.

Рассмотрение процесса внедрения АИС «Налог-3» в отечественную практику является актуальным в настоящее время. Система АИС выполняет множество задач и облегчает деятельность налоговых служб. Налоговая система постепенно переходила на автоматизированную систему, с 2010 по 2015 год разрабатывалась архитектура программы, происходила постановка целей, задач и определение предполагаемых результатов внедрения данной системы. Над данной системой работало большое количество экспертов разного уровня: экономисты, программисты, юристы и налоговые сотрудники. И в 2015 году система была внедрена в работу действующей налоговой системы. В настоящее время, за пять лет работы, система сильно модернизовалось и расширился спектр предоставляемых услуг. Автоматизированная система «Налог-3» осуществляет прием данных от налогоплательщиков, обрабатывает и формирует базу данных, система так же имеет возможность анализировать данные для принятия решений и выгрузки отчетов по запросам внешних пользователей.

Внедрение автоматизированной налоговой системы происходило постепенно, вначале был разработан Паспорт приоритетного проекта «Развития АИС ФНС России «Налог-3»». Данный проект направлен на создание нового интегрированного аналитического хранилища данных и системы

позволяющей осуществлять модернизацию информационной и аналитической системы в рамках реализации контрольной работы.

Реализация проекта распланирована до 2025 года в рамках внедрения и реализации новых подсистем и обновлению уже действующих. Проект направлен на сокращение уровня материальных издержек в рамках контролируемых видов рисков на 15% за счет обеспечения в полном объеме налоговых обязательств, а также направлен на уменьшение степени административной нагрузки, возлагаемой на подконтрольные организации, при реализации государственного контроля. До 2025 года планируется снижение количества направляемых требований о предоставлении документов и пояснений налогоплательщиками на 15%.

Цель данного исследования - рассмотрение процесса внедрения и деятельности АИС «Налог-3» в системе налогообложения. Для достижения поставленной цели реализованы следующие задачи: рассмотрены предпосылки перехода на новую систему, исследована структура системы, и преимущества перехода к автоматизированной системе путем анализа и синтеза информации в научных источниках и на официальном сайте налоговой службы.

Внедрение автоматизированной налоговой системы имеет ряд преимуществ: во-первых, обеспечивает открытость налого-

вой системы в отношении налогоплательщиков и других экономических субъектов, что повышает уровень доверия со стороны налоговых субъектов. Во-вторых, обеспечивается упрощение процедуры взаимодействия налогоплательщиков и Федеральной налоговой службы, при совершенствовании взаимоотношений с органами государственной власти и местного самоуправления. В-третьих, система позволяет обеспечить уменьшение издержек на сбор, ввод и обработку различных форм налоговой отчетности, и осуществляет освобождение налоговых органов от приема, обработки, сортировке данных от других ведомств.

Таким образом, внедрение и применение систем автоматизированной информационной системы позволило упростить процесс взаимодействия налогоплательщиков и Федеральной налоговой службы России. До принятия АИС в течении длительного периода времени в налоговых органах применялась система электронной обработки данных или ЭДО, которая не модернизировалась на протяжении десяти лет, и осуществляла на местном уровне автоматизацию функций налогового администрирования [1]. Данная система со временем потеряла свою значимость и встал актуальный вопрос разработки новой системы.

Можно выделить ряд существенных причин перехода от ЭДО к АИС. Во-первых, для повышения уровня эффективности налогового учёта необходимо было внедрение в практику единой и централизованной системы для хранения, а также обработки поступающих данных. Так как система ЭДО функционировала только на местном уровне в рамках деятельности инспекций федеральной налоговой службы, что являлось неэффективным в практической деятельности. После укрупнения налоговых служб произошло сокращение числа действующих ИФНС, которые работали с налогоплательщиками и собирали данные о них, и предоставляли информацию на федеральный уровень администрирования налоговой системы.

Второй причиной перехода на новую автоматизированную систему является

проблема повышение уровня контроля в рамках администрирования налоговой деятельности. При действии системы ЭДО контроль основывался на применении большого числа высокотехнического оборудования и специализированного ПО, при работе штата квалифицированных ИТ-специалистов. Применение данной системы администрирования является сложным и дорогостоящим. Поэтому встал вопрос повышения уровня техники и технологического оснащения, при сокращении численности специалистов.

Одной из причин модернизации автоматизированной системы являются так же многочисленные претензии, поступающие со стороны пользователей системы. Существовали сложности и проблемы электронной обработки данных и пассивность деятельности инспектора в данной системе. Инициатором всех операций в системе ЭДО выступал администратор, а не инспектор. Повышение эффективности действия автоматизированной системы в отношении пользователей так же является важным аспектом.

Таким образом, после анализа всех недостатков и достоинств действующей на тот момент системы, был разработан паспорт новой автоматизированной информационной системы, направленной на постепенную модернизацию всех процессов функционирования системы налогового устройства.

После проведения анализа действующей системы была осуществлена разработка и внедрение новой автоматизированной системы. АИС представляет собой интеллектуальную систему, основанную на действии однородного информационного пространства с использованием централизованных информационных ресурсов на всех уровнях: федеральном, региональном, местном.

Факт применения на практике новой системы является комплексным преобразованием организации налоговых служб при выстраивании бизнес-процессов на основе интеграции баз данных и процесса их консолидации на федеральном и региональном уровнях.

В АИС «Налог-3» в настоящее время есть вся информация о зарегистрированных компаниях и деятельности физических лиц. Сюда можно включить информацию об уплате налогов, о совершенных операциях, о покупках, о заключенных

сделках и договорах, о наличии банковских счетов.

При этом в систему постоянно добавляют новые сервисы. Скоро вся деятельность налогоплательщика станет частью ее налоговой истории: от рождения и свадьбы, до смерти и развода.

Рис. 1. Внедрение АИС «Налог-3»

Основой процесса информатизации налоговой системы в последние годы стал факт внедрения новой автоматизированной системы «Налог-3», компоненты которой нашли применение в широком спектре деятельности налоговых инспекций. АИС является необходимой системой при анализе предоставленных данных и принятии стратегических решений, и осуществлении простого делопроизводства. «Налог-3» -система, позволяющая обеспечить рационализацию процесса управления всей налоговой системы России и улучшающая степень информационной стабильности налоговых служб, уменьшающая издержки налоговой деятельности [2].

В настоящее время, на протяжении пяти лет в систему регулярно подгружают новые сервисы, которые отслеживают деятельность всех категорий налогоплательщиков. По итогам реализации деятельности автоматизированной системы количество проверок за 2019 год снизилось на

30%, а поступления в консолидированный бюджет выросли на 23%. Данные статистические данные являются цифровым свидетельством того, насколько эффективнее стала работа налоговых служб.

при проведенной модернизации программного комплекса автоматизированной информационной системы «Налог-3». Данная информационная система является многофункциональной, и основывается на архивации и анализе поступающих данных, построении прогнозных отчетов. Система осуществляет так же автоматизированный обмен с внешними пользователями и информационными системами и защищает информацию от несанкционированного доступа [3].

В практической деятельности система осуществляет так же сохранение и анализ информации о деятельности пользователей системы, формирует отчет в рамках интенсивности использования информационной базы и ее частей.

Внешнее взаимодействие с подсистемами: - осуществление внешнего обмена информацией -массовый ввод информации, печать, и рассылка

данных -личный кабинет налогоплательщика

Подсистема информационная и аналитическая: -налоговая информация -налоговая отчетность -мониторинг ключевых налоговых показателей

Подсистема обеспечения: Документооборот, формирование электронного архива

(приём и анализ многомерных данных ц-реляционных данных) Сегмент Транзакций

Подсистема ^административно го управления деятельности

Подсистема налогового администрирования:

-информация об налогоплательщиках -интерактивные сервисы

IT - подсистемы IT-

Рис. 2. Целевая архитектура АИС «Налог-3»

Автоматизированная информационная система «Налог-3» состоит из множества прикладных систем в рамках двух блоков: системных и прикладных программ. Прикладные программы осуществляют реализацию функциональных направлений в рамках системы налогообложения.

На практике система «Налогообложения и обеспечения сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам» формирует учет поступающих данных в рамках деятельности налогоплательщиков и их

банковских счетов, анализирует бухгалтерский учет налоговых систем и осуществляет контроль в рамках камеральных проверок и данных контрольно-кассовых машин и прием информации от внешних пользователей (Министерства внутренних дел, Государственной таможенной службы).

Рассмотрим классификацию подсистем автоматизированной налоговой системы представленной на рисунке 3.

Рис. 3. Классификация подсистем АИС «Налог-3»

На практике система «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства» направлена на контролирование и проведение налоговых проверок, осуществление сбора и анализа данных для проведения налоговых проверок, учет административных мер, наложенных на физических лиц.

На практике количество проверок в 2019 году снизились на 40% по отношению к 2018 году, а поступления в консолидированный бюджет выросли на 33%. Так как практически весь контроль автоматизирован, и инспекторы получают сведения о налогоплательщиках в режиме реального времени, незаконные налоговые схемы обнаруживают чаще в рамках деятельности инспекторов и компьютерной техники.

Программный комплекс в своей деятельности администрирует физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей с применением специального налогового режима. В настоящее время стоит задача полного перевода всех юридических лиц на администрирование в системе «Налог-3», с помощью программного комплекса и постановки на учет контрольно-кассовой техники [4].

Подсистема «Контроль НДС» определяет разрывы в цепочках уплаты НДС и автоматически формирует требования для их устранения. Так в настоящее время автоматически администрируют 20 млрд. операций в год по налогообложению: НДС, налог на прибыль.

Введение комплекса администрирования физических лиц в АИС «Налог-3» позволило Федеральной налоговой службе сделать систему администрирования в отношении имущественных налогов для физических лиц более комфортным. В настоящее время заявление о предоставлении льготы можно подать в любой налоговый орган. Теперь гражданам не нужно ехать по месту прописки, чтобы подать документы. Налоговые служащие имеют полные сведения о налогоплательщиках во всех налоговых органах. Программа позволяет формировать уведомления на уплату налогов, даже если объекты находятся на территории других инспекций.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение автоматизированной системы в рамках налогового администрирования позволило улучшить уровень информативности электронных сервисов налоговой системы для налогоплательщиков. Повышение произошло на основе улучшения качества предоставления электронных услуг и расширения предоставляемого спектра. За счет внедрения автоматизированной системы произошло улучшение налогового администрирования при снижении общего уровня налоговых издержек, правонарушений и уровня налоговой нагрузки.

АИС «Налог-3» регулярно обновляется, подгружаются новые сервисы, которые отслеживают деятельность всех категорий налогоплательщиков. Система объединила в единое информационное пространство все системы налоговой службы России.

1. Сергачева Т.В., Филиппова Н.А. Оценка условий и результатов внедрения АИС «Налог-3» в налоговых органах региона // Право и экономика. - 2019. - №8. - С. 89-118.

2. Косарин С.П. Лебедева Ю.А., Милькина И.В. Модернизация информационной системы налоговых органов Российской Федерации // Налоги и финансовое право. - 2019. -№10. - С. 56-109.

3. Горбунова Е.С. Автоматизированная информационная система «Налог-3» как единое централизованное информационное пространство Федеральной налоговой службы России // Налоги и финансовое право. - 2020. - №5. - С. 45-103.

4. Костенкова О.М. АИС «Налог-3» как основная информационная система налоговых органов России // Налоги и финансовое право. - 2018. - №7. - С. 105-123.

5. Милянтей А.С., Батракова Т.Ю. Применение новых информационных технологий при администрировании налоговой системы РФ // Право и экономика. - 2019. - №8. -С. 109-119.

6. Филиппова Н.А., Сергачева Т.В. Оценка условий и результатов внедрения АИС «На-лог-3» в налоговых органах региона // Налоги и финансовое право. - 2017. - №15. -С. 105-123.

7. Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 года № 3146-ФЗ. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

8. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/jud_settlement/

INTRODUCTION OF AIS IN THE TAX SYSTEM

P.S. Kharitonova, Student K.S. Chernousova, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. The article describes the process of implementing the automated information system "Tax-3", which was introduced to simplify the activities of the tax service. A brief analysis of the previous and current information system is carried out. The authors also draw conclusions about what has changed in connection with the introduction of an automated information system in the tax system and what indicators have improved.

Keywords: tax, automated information system, Tax-3, tax authorities, taxation.

Читайте также: