Основные методы формирования финансовых ресурсов финансовый кредитный налоговый страховой

Опубликовано: 07.05.2024

Раздел 4. Финансы страховых организаций

Тема 1. Финансы и финансовый механизм страховой организации

- Финансы, их функции и роль в страховой и хозяйственной деятельности страховых организаций.

- Финансовая политика страховщиков и ее специфика.

- Финансовый механизм и его элементы в страховых организациях.

- Финансовый механизм страхового пула.

- Финансовый механизм перестраховочных операций.

- Финансовый механизм обществ взаимного страхования.

- Финансовые взаимоотношения страховщиков с налоговыми органами.

- Финансовые взаимоотношения с бюджетами, внебюджетными фондами.

- Финансовые взаимоотношения страховщиков со страхователями, банками и другими кредитными учреждениями.

- Финансовые права и ответственность страховых организаций.

Тема 2. Финансовый менеджмент, его состав, структура и механизм функционирования

- Сущность и функции финансового менеджмента.

- Основные цели финансового менеджмента и механизм их достижения.

- Особенности управления финансами страховщика.

- Экономическое обоснование страховой деятельности, представляемое страховщиком для получения лицензии.

- Состав и структура финансового менеджмента.

- Инструменты, используемые в системе финансового менеджмента.

- Значение отчета о движении денежных средств страховой организации в управлении финансами страховой организации.

- Основные направления повышения эффективности финансового менеджмента.

Тема 3. Финансовый рынок и денежные средства страховщиков

- Движение и размещение денежных средств страховщика на финансовом рынке.

- Принципы организации инвестиционной деятельности страховщиков.

- Правила размещения страховых резервов.

- Объекты краткосрочных инвестиций страховщиков.

- Объекты долгосрочных инвестиций страховщиков.

- Выпуск ценных бумаг как одна из форм привлечения денежных средств страховыми организациями. Порядок выпуска и регистрации страховщиками ценных бумаг.

- Управление денежными средствами в страховых организациях и роль отчета о движении денежных средств страховой организации.

- Государственное регулирование деятельности страховщиков на финансовом рынке и рынке ценных бумаг.

- Операции с государственными краткосрочными обязательствами.

Тема 4. Механизм управления финансовыми ресурсами страховщиков

- Состав и структура финансовых ресурсов страховой организации, их кругооборот в страховой организации.

- Источники формирования финансовых ресурсов страховой организации.

- Страховые взносы (премии) и страховые резервы как один из источников формирования финансовых ресурсов страховой организации.

- Собственные и заемные средства. Особенности кредиторской задолженности страховщиков. Кредиты банков.

- Контроль за размещением и использованием финансовых ресурсов в страховой организации.

- Методика расчета потребности в финансовых ресурсах, необходимых для своевременного выполнения страховых обязательств и осуществления финансовой деятельности.

- Эффективность использования финансовых ресурсов в страховой организации, система показателей и методы их определения.

Тема 5. Собственные средства страховщиков

- Уставный капитал и его функции. Специфика назначения уставного капитала в страховой организации.

- Собственные и привлеченные средства страховщиков.

- Структура и источники формирования собственного капитала страховщиков. Достаточность собственного капитала.

- Порядок оплаты уставного капитала страховщика. Определение минимального размера уставного капитала страховщика и иных собственных средств, необходимых для получения лицензии.

- Значение собственного капитала для финансовой устойчивости страховщика.

- Необходимость, значение и порядок определения резерва платежеспособности для страховой организации.

- Инвестиционная политика страховой организации и ее основные направления. Специфика инвестиционной политики страховой организации, занимающейся страхованием жизни и страхованием иным, чем страхование жизни.

Тема 6. Страховые резервы

- Основные принципы, положенные в основу формирования технических (страховых) резервов страховой организации.

- Понятия о директивах Европейского экономического сообщества, регламентирующих страховые резервы.

- Сущность и состав страховых резервов.

- Состав технических резервов, их назначение и порядок формирования.

- Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни.

- Принципы и порядок формирования страховых резервов перестраховщиками.

- Порядок определения доли перестраховщика в страховых резервах.

- Понятие резерва по страхованию жизни.

- Назначение и состав страховых резервов по обязательному медицинскому страхованию. Порядок формирования и использования.

- Активы страховой организации, принимаемые в покрытие страховых резервов.

- Требования директив Европейского экономического сообщества к активам, представляющим технические (страховые) резервы страховых организаций.

Тема 7. Планирование предупредительных мероприятий страховыми организациями

- Экономическая природа резерва предупредительных мероприятий.

- Классификация предупредительных мероприятий.

- Планирование и финансирование предупредительных мероприятий.

- Назначение и порядок формирования резерва предупредительных мероприятий.

- Структура Положения о резерве предупредительных мероприятий.

- Назначение и порядок отчисления средств в фонд пожарной безопасности.

Тема 8. Финансовые результаты страховой, инвестиционной и хозяйственной деятельности страховой организации

- Источники формирования прибыли страховой организации.

- Экономические факторы, влияющие на величину прибыли страховщика.

- Влияние инфляции на финансовые результаты.

- Определение и анализ финансовых результатов деятельности страховщика.

- Определение и анализ финансовых результатов по каждому виду страхования и использование результатов анализа для планирования страховой деятельности, изменения тарифной политики, планирования страхового портфеля.

- Использование прибыли, остающейся в распоряжении страховщиков.

- Определение и анализ финансовых результатов проведения обязательного медицинской страхования.

- Использование доходов от инвестирования средств страховых резервов по обязательному медицинскому страхованию.

- Порядок выплаты дивидендов держателям акций.

- Особенности состава затрат страховщика влияющих на финансовый результат.

- Налогооблагаемая прибыль и прибыль, остающаяся в распоряжении страховой организации. Выплаты дивидендов держателям акций.

- Система построения страховых тарифов, значение тарифной политики страховой организации и влияние на финансовые результаты.

- Основные пути повышения рентабельности проведения страховых операций.

- Факторный анализ балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли страховщика.

Тема 9. Финансовое состояние и платежеспособность страховой организации

- Финансовая устойчивость и факторы, обеспечивающие финансовую устойчивость страховщика.

- Система показателей, характеризующих финансовое состояние страховых организаций Абсолютные и относительные показатели финансового состояния. Методы их определения.

- Система критериев, по которым оценивается неудовлетворительная структура баланса неплатежеспособной страховой организации. Расчет коэффициента текущей ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными средствами, коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности.

- Нормативные требования по максимальной ответственности по отдельному риску.

- Основные формы перестраховочной защиты.

- Требования к платежеспособности страховщика.

- Платежеспособность страховой организации и методы ее определения.

- Понятие о требовании директив Европейского экономического сообщества к платежеспособности страховых организаций.

- Меры по укреплению платежеспособности страховой организации.

- Программа оздоровления финансового положения страховщика.

- Требования о платежеспособности, предъявляемые к страховщику, являющемуся членом страхового пула.

- Финансовые риски и способы их исчисления.

Тема 10. Порядок ведения расчетов в страховой организации, эффективность их управления и влияние на финансы

- Безналичный и наличный денежный оборот в страховой организации, его структура и эффективность.

- Порядок очередности платежей с расчетного счета (текущего), валютного и других счетов страховой организации.

- Основные формы безналичных расчетов по страховым и перестраховочным операциям.

- Расчеты по страховым взносам и страховым выплатам наличными денежными средствами, правила и порядок расчетов. Порядок расчетов наличной иностранной валютой. Контроль за движением наличных денежных средств.

- Условия и порядок выдачи ссуд страхователям.

- Порядок открытия рублевых расчетных и текущих счетов.

- Порядок открытия текущих счетов в иностранных валютах.

- Расчеты со страховыми агентами и страховыми брокерами.

- Порядок осуществления расчетов в иностранной валюте по страхованию и перестрахованию. Порядок обязательной продажи страховыми организациями части экспортной валютной выручки.

- Основные формы безналичных расчетов и их сравнительная эффективность.

- Банковский и налоговый контроль за осуществлением расчетов наличными денежными средствами, их оприходованием в кассу страховой организации и соблюдением установленного банком страховой организации лимита кассовой наличности.

Тема 11. Финансовое планирование в страховой организации

- Цели и задачи финансового планирования в страховой организации.

- Основные показатели в финансовом плане страховой организации и методы их исчисления.

- Расчет планового объема поступления страховых взносов (премий), страховых выплат и прибыли.

- Сводный расчет потребности в денежных средствах.

- Расчет потребности в финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения страховых обязательств.

- Расчет инвестиционного портфеля страховой организации.

- Оперативное управление финансовыми ресурсами страховых организаций.

Тема 12. Цели и содержание финансового анализа

- Сущность и задачи финансового анализа. Место и роль финансового анализа в аудиторской деятельности.

- Финансовая отчетность страховой организации как информационная база финансового анализа.

- Методы финансового анализа.

- Общая оценка динамики и структуры статей баланса страховщика. Специфика анализа баланса страховой организации.

- Анализ ликвидности баланса страховщика.

- Показатели оценки рентабельности проведения страховых операций.

- Анализ инвестиционного портфеля страховой организации.

- Анализ ликвидности активов страховщика.

- Анализ и оценка состава и динамики имущества страховой организации.

- Анализ убыточности страховых операций.

- Анализ достаточности страховых резервов для обеспечения выполнения страховых обязательств.

- Анализ финансовых результатов деятельности страховых организаций.

- Анализ финансового состояния страховой организации.

- Особенности финансового анализа неплатежеспособных страховых организаций.

- Анализ финансовых результатов проведения страхования жизни и страхования иного, чем страхование жизни.

- Анализ финансовых результатов проведения операций по видам страхования, проводимым страховой организацией.


>
Аудит страховщиков
Содержание
Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора в области страхования (утв.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Финансы

Учебное пособие

Финансы - это историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы.

Термин «финансы» (фр. finance, от лат. financia) возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем он получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Специалисты не пришли к единому мнению по определению термина «финансы». Мы придерживаемся определения В.М. Родионовой, согласно которому, финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач .

• денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов;

• субъекты обладают разными правами (государство обладает особыми полномочиями);

• в процессе денежных отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств - бюджет;

• регулярное поступление средств в бюджет обеспечивается налогами, сборами и другими платежами обязательно-принудительного характера с помощью фискального аппарата (управление государственным бюджетом, правительственными расходами и налогообложением).

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения выражают отношения финансовые. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей.

Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие собой финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия. Финансы - это, прежде всего, денежные отношения, а финансовые ресурсы - часть денежных средств, они функционируют только в денежной форме.

Под финансовыми ресурсами принято понимать денежные доходы, поступления и накопления экономических субъектов, обеспечивающие их функционирование, использующиеся для решения экономических и социальных задач, направляющиеся на потребление и дальнейшее накопление.

Финансовые ресурсы предприятия (или его активы), сопоставленные с их источниками - обязательствами и собственным капиталом - характеризуют его финансовое положение, которое всегда можно оценить по балансу.

Финансовое положение предприятия в первую очередь определяется его обеспеченностью денежными ресурсами, необходимыми для осуществления нормальной хозяйственной деятельности и своевременного проведения денежных расчетов.

Таким образом, финансовые ресурсы предприятия - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования, и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. Формирование финансовых ресурсов производится за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.

Несмотря на то, что финансовые ресурсы имеют денежную основу, они не составляют всю сумму денежных средств. Помимо финансовых ресурсов в денежной форме, функционируют кредитные ресурсы, личные денежные доходы населения и т.п. Чтобы выделить финансовые ресурсы из ряда экономических категорий необходимо рассмотреть их признаки:

• финансовые ресурсы не могут существовать вне отношений собственности. Это часть денежных средств, находящаяся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления;

• денежные средства являются финансовыми ресурсами, если опосредуют процесс производства товаров, оказания различного рода услуг или используются для финансирования функций органов государственной власти и местного управления.

Рассмотрим финансовые ресурсы с позиций источников образования, видов, направлений использования для различных субъектов хозяйствования (табл. 1.1).

Классификация и область использования финансовых ресурсов

Любой бизнесмен понимает, как важно грамотно распоряжаться имеющимися ресурсами. Но не каждый понимает, что именно нужно делать, как анализировать успехи на финансовом поприще. Для этого необходимо понимать, что именно относится к финансовым ресурсами, насколько важны они в деятельности компании и на что обращать внимание, чтобы эту деятельности контролировать.

Что такое финансовые ресурсы: краткая справка

Обычно под финансовыми ресурсами предприятия понимаются денежные средства, которыми распоряжается фирма на свое усмотрение. Они используются для того, чтобы в текущий момент поддержать компанию «на плаву». Ресурсы необходимы для покрытия затрат на производство и реализацию товаров, затрат на увеличение производственных мощностей, финансирование работников. Таким образом, финансовые ресурсы – это совокупность всех средств, которые используются исключительно в целях развития бизнеса.

Однако будет неверным относить к финансовым ресурсам только деньги. Специалисты рекомендуют учитывать ценные бумаги, дивиденды и проценты, которые получает фирма благодаря владению долей в другом предприятии.

Формируются ресурсы из нескольких основных источников – собственные средства, которые получены в результате товарооборота, заемные средства, которые компания получает в банке. Также важно иметь мобилизуемые средства, полученные на финансовом рынке. К ним относится продажа акций, облигаций, ценных бумаг, а также получение дивидендов и процентов по ценным бумагам.

Функции финансовых ресурсов

Главная задача ресурсов – покрывать текущие расходы компании. Но для более эффективного контроля за средствами рекомендуется распределять их по нескольким группам. Например, дробить одну главную функцию на более мелкие.

Ресурсы играют важную распределительную роль. Они используются для стимулирования развития всей компании и отдельных департаментов. Зная количество своих финансовых ресурсов, компания распределяет их в фонды, каждый из которых будет решать отдельную задачу. Часть денег пойдет на выплаты контрагентам, другая часть – на зарплаты персоналу, третья – на погашение кредитов и задолженностей.

Вторая функция – контрольная. Именно по разнице в количестве ресурсов в разные периоды компания может видеть, насколько эффективна ее деятельность. Второе направление в рамках этой же функции – контроль за работой отделов внутри самой организации. Обычно это реализуется в двух формах:

  • показатели в бухгалтерской отчетности;
  • использование экономических рычагов, денежной мотивации в отношении партнеров, работников. Это выражается в льготах, субсидиях, премиях и налогах.

Третья функция – обслуживающая, или воспроизводственная. Наличие функции связано с важностью организации непрерывного оборота финансовых средств. Эффективность выполнения этой задачи можно легко проверить. Достаточно оценить, сколько компания тратит на свою деятельность и сколько средств возвращается в бюджет.

Принципы организации финансов

В основе организации финансов на предприятии лежат такие принципы:

  • заинтересованность руководства в результатах работы компании;
  • ответственность за полученные результаты;
  • самофинансирование – компания должна существовать на собственные средства, максимально снизив количество займов и кредитов;
  • наличие и регулярное пополнение финансовых резервов;
  • деление всех средств и ценных бумаг на собственные и заемные.

Существует классический цикл движения ресурсов, который не имеет начальной и конечной точки. Он включает образование фондов для использования внутри компании – поддержание уставного фонда, развития производства, поощрения. Также есть такие дополнительные направления:

  • выплаты работникам фирмы;
  • сотрудничество с другими предприятиями, например, внесение паевого взноса, распределение прибыли;
  • расчеты с банковской системой;
  • расчеты с государством – уплата налогов.

Использование по нескольким направлениям

Исходя из функций и структуры формирования финансовых средств, компания может определить направления, по которым она будет использовать ресурсы. Оптимально распределить все средства по этим группам:

  • инвестировать деньги в расширение производства;
  • покупать и вкладываться в ценные бумаги;
  • копить денежные резервы и фонды;
  • выплачивать часть средств во внебюджетные фонды, отдавать банкам в качестве кредитных или займовых взносов.

Управление финансами предприятия

Чтобы финансовые средства эффективно выполняли свои функции, работали и приводили компанию к развитию, необходимо ими грамотно управлять. Вряд ли существует хотя бы одна фирма, в которой управление финансами происходит автоматически и чисто интуитивно. Обычно компания организует систему управления.

Под финансовым менеджментом в этом случае понимается вся деятельность, которая направлена на достижение тактических и стратегических целей, которые поставила перед собой компания.

Составные части финансового менеджмента компания определяет самостоятельно. Но чаще всего управление ресурсами состоит из этих блоков:

  • анализ текущих денежных потоков, формирование стратегии по увеличению потоков;
  • размещение капитала и управление процессом его функционирования;
  • полная организация отношений с другими участниками финансового рынка – компаньонами, партнерами, банками, страховыми организациями;
  • организация финансовых отношений внутри компании;
  • оптимизация ресурсов, сокращение их расходов.

Для реализации всех этих задач в компанию приглашается финансовый менеджер. Он может взять на себя дополнительные функции. Например, составлять бюджет предприятия, прогнозировать продажи и заниматься ценовой политикой. Обычно для этого он также привлекается к анализу финансовых рисков.

Финансовый менеджер также может выполнять роль консультанта. В этом случае в его задачу будет входить оценка текущей финансовой модели и стратегии, анализ инвестиций, работы с ценными бумагами.

Анализ финансовой деятельности предприятия

Залог эффективного развития компании – регулярный анализ своей финансовой деятельности. Обычно это происходит единожды за отчетный год. Под анализом подразумевается вычисление полученных показателей, сравнение их с плановыми показателями. Если фактические и прогнозируемые данные не совпали, то добавляется поиск причины. На основании полученной информации компания формулирует перспективы хозяйственного развития.

Правильно проведенный анализ открывает для фирмы несколько перспектив:

  • можно увидеть, какие есть проблемы в организации работы на данный момент, а затем устранить недочеты;
  • можно найти пути повышения эффективности производства и сбыта продукции;
  • можно найти способ более рационально использовать имеющиеся ресурсы;
  • можно сделать положение компании на рынке более устойчивым;
  • можно найти пути более быстрого закрытия задолженностей перед кредиторами.

К анализу привлекается штатный финансовый менеджер или приглашенный для аудита сторонний специалист. Но если руководитель фирмы хочет принять участие в анализе, то ему следует работать с такими документами:

  • балансовый отчет;
  • отчет о прибыли и убытках;
  • отчет о движении денежных средств.

Чтобы проанализировать состояние финансовых ресурсов, используются такие критерии как финансовая устойчивость, ликвидность баланса, кредитоспособность и прибыльность.

Под финансовой устойчивостью понимается стабильность в работе компании. Если фирма может функционировать ближайшие несколько лет, создавать конкурентоспособную продукцию и реализовывать ее на рынке, то работа с финансовыми ресурсами организована грамотно. Этот критерий – едва ли не единственный, который может охарактеризовать состояние фирмы в комплексе. Обычно вместе с критерием рассматривается коэффициент финансовой зависимости. Он показывает, насколько компания зависит от ресурсов из внешних источников.

В идеале этот коэффициент равен или меньше одного. Если он превышает показатель, то перед компанией стоит угроза банкротства. Обычно высокий коэффициент сразу сигнализирует, что компании придется брать дополнительные займы либо повышать эффективность своей деятельности.

Второй показатель, на который стоит обратить внимание – коэффициент самофинансирования. Он покажет, насколько активно поступают инвестиции в основной капитал.

Третий показатель – платежеспособность, которая выражается в способности компании выплатить долги и кредиты за счет своих активов. Удобнее выражать платежеспособность в виде коэффициента. Если он имеет значение 0,5 или меньше, то перед фирмой нет рисков.

Коэффициент собственности показывает соотношение между теми ресурсами, которые есть у фирмы, и ее обязательствами перед кредиторами. В отличие от предыдущих коэффициентов, этот показатель должен быть высоким. Чем он больше, тем устойчивее положение фирмы на рынке.

Коэффициенты общей и срочной ликвидности показывают, насколько фирма способна погасить свои обязательства, используя только ликвидные части своих финансовых ресурсов – бумаги, наличные средства.

Если компания часто обращается в кредитные организации и берет займы, необходимо контролировать кредитоспособность. Чтобы ее оценить, компания анализирует сразу несколько показателей:

  • оборачиваемость кредиторской задолженности или количество оборотов, которые требуются, чтобы полностью закрыть долг;
  • срок, за который происходит один оборот задолженности;
  • размеры текущих кредиторских и дебиторских задолженностей.

Это основные показатели, которые помогут понять – правильно ли организована работа с финансовыми ресурсами. Но при желании руководитель фирмы или финансовый менеджер может обратить внимание и на другие показатели. Универсального набора характеристик, которые полностью продемонстрируют развитие компании, не существует.

Реализация целей и задач финансовой политики осуществля­ется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализо­ванном уровнях, которые в совокупности определяют содержа­ние механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вид организации финансовых отношений является исходным первичным элементом финансового механизма, поскольку опре­деляет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при форми­ровании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации.

На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджет органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль орга­низаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принад­лежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.).

В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов — на финансирование со­ответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата уп­равления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджет­ной системы РФ и прочие расходы.

В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммер­ческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций -доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организа­ции бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.).

При формировании налоговых дохо­дов бюджета в порядок их образования будут включаться регла­ментируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне ис­пользуются различные формы финансового обеспечения воспро­изводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финанса­ми. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

финансовый метод используется для формирования финан­совых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвоз­мездной основе. Финансовым методом, как правило, формиру­ются собственные финансовые ресурсы коммерческих и неком­мерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организацион­но-правовых форм; формирование амортизационных отчисле­ний и прибыли в коммерческих организациях происходит на без­возмездной и безвозвратной основах);

метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне — при получении юридическими ли­цами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 76—77 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых цен­ных бумаг коммерческими организациями;

налоговый метод подразумевает аккумулирование денеж­ных средств для финансового обеспечения деятельности государ­ства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязатель­ной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функ­ционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятель­ности органов государственной власти и местного самоуправле­ния. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;

4) страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использова­ние в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, не­посредственно связано с особенностями осуществления финан­совой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денеж­ной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирова­ние экономики и социальной сферы при наступлении различно­го рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйство­вания, бюджетную систему государства и социальное обеспече­ние населения.

Способы количественного определения параметров финансово­го механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся спо­собы исчисления бюджетных доходов, способы определения не­обходимого объема финансовой помощи соответствующим бюд­жетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется пере­меной государственного устройства, состава финансовых полно­мочий на соответствующем уровне управления, методов хозяй­ствования, условий экономического и социального развития го­сударства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государ­ства на современном этапе.

Финансовый механизм является инструментом осуществле­ния финансовой политики государства, регионов и муниципаль­ных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию це­лей финансовой политики, решение ее стратегических и такти­ческих задач.

При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансово­го механизма.

Таким образом, перестройка финансового меха­низма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответству­ющими нормативно-правовыми документами.

Финансовая система представляет собой совокупность различных фондов, управляющих наличными и безналичными финансовыми ресурсами. Денежные средства находятся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, финансовых институтов и домохозяйств. В процессе финансовой деятельности государство образует, перераспределяет и использует денежные средства. Государственные системы имеют разную структуру, но обладают общим признаком – наличием фондов финансовых ресурсов.

Сферы и звенья финансовой системы

Система финансов формируется из нескольких сфер или направлений финансовых отношений. Сферы по-своему формируют денежные средства, используют их и играют свою роль в общественной жизни.

Рассмотрим структуру финансовой системы РФ. По типу денежных отношений систему российских финансов можно поделить на следующие направления:

  • государственные финансы федерального, регионального и местного уровня
  • капитал экономических субъектов, компаний коммерческого и некоммерческого сектора, предприятий из различных секторов экономики
  • финансы банковско-кредитных организаций
  • капитал фондового рынка
  • государственные и частные фонды страхования
  • финансы домохозяйств

По типу фондов можно выделить две сферы финансов:

  • централизованные – это бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, увязанные с конкретной территорией (ресурсы государства или муниципалитетов)
  • децентрализованные – это финансы юридических и физических лиц, отраслевых, межотраслевых фондов (формируются из оборота некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств)

Каждая сфера (централизованная и децентрализованная) состоит из звеньев или составных элементов. Например, общегосударственная сфера включает в себя такие звенья как: федеральный бюджет, внебюджетные фонды, госкредит, финансы унитарных предприятий.

Сферы финансовой системы

Субъекты финансовой системы

Отношения в сфере финансов имеют распределительный характер. Распределение стоимости в первую очередь осуществляется субъектами. Поскольку субъекты выполняют главную роль в общественном производстве, они служат первым критерием для классификации отношений в сфере финансов. В связи с этим выделяют три крупные сферы: финансовые ресурсы предприятий, страховые организации и госфинансы.

Субъекты осуществляют формирование целевых фондов с учетом роли, которую они выполняют в общественном производстве: прямое участие, страховая защита или госрегулирование. Сфера деятельности напрямую влияет на состав и назначение целевых фондов. Каждая из вышеперечисленных сфер содержит звенья, которые группируются с учетом деятельности субъекта.

Финансовая сфера компаний и

Выделяют следующие типы страхования:

Сферы и звенья взаимосвязаны, в совокупности формируют единую финансовую систему. Звенья осуществляют обслуживание процессов распределения на внутрихозяйственном, внутриотраслевом, межотраслевом или межтерриториальном уровне.

Основные сферы финансовой системы

Система денежных отношений страны включает в себя две основные сферы финансов, играющие разную роль в общественной жизни. Рассмотрим особенности финансовых сфер.

Централизованная сфера

Централизованная финансовая сфера включает в себя бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, имеющие территориальную привязку. Публичные финансы представлены 3-х уровневой бюджетной системой. Госфинансы формируются из налоговых, таможенных и прочих взносов, доходов от размещения государственных ЦБ, от реализации ГЦБ, от реализации государственной собственности или от сдачи ее в аренду.

Основная роль отводится федеральному бюджету, обеспечивающему финансирование решений общенациональных задач. Через федеральный бюджет перераспределяется ВВП и НД страны. В состав бюджета входят целевые фонды, а внебюджетные фонды являются независимым звеном. На сегодняшний день в государстве существует три внебюджетных фондовых звена:

  • фонд соцстрахования
  • фонд ОМС
  • пенсионный фонд

Фонды имеют целевое назначение, предназначены для оказания социальных услуг населению, гарантируют конституционные права граждан.

Децентрализованные финансы

К децентрализованной сфере относят оборот некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств населения. Финансы корпораций и организаций являются важным элементом денежной системы РФ. Это совокупность финансовых отношений между субъектами, формирующихся в процессе использования доходов.

Децентрализованные звенья выполняют две основные задачи:

  • распределительная функция – распределение стоимости общественного, национального дохода, в процессе деятельности предприятие получает выручку и возмещает израсходованные средства производства;
  • контрольная функция предполагает контроль финансового состояния компаний, отраслей и национальной экономики с помощью анализа прибыли, рентабельности.

Контрольная функция реализуется с помощью мониторинга денежных потоков, контроля над соблюдением структуры фондов, регулярных проверок по применению финансовых ресурсов. Процесс распределения осуществляется на трех основных уровнях: общегосударственном, уровне предприятий, компаний и производственных коллективов. Децентрализованные финансы служат важным инструментом управления, стимулирования и контроля экономики страны.

Государственная сфера финансовой системы РФ

Центральным элементом системы денежных отношений являются государственные финансы. Это сфера формирования, перераспределения, применения фондов государства, муниципальных субъектов, которые используют финансовые ресурсы для решения общественных функций и задач. Государство распределяет бюджетные поступления между субъектами РФ, муниципальными округами, экономическими отраслями, сферами производства, гражданами.

Сферы финансовой системы

Упрощенно схему структуры финансовой системы РФ представляют в виде двух уровней:

  • главное звено (госфинансы, финансовые ресурсы коммерческих компаний, организаций, хозяйств населения)
  • вспомогательные звенья (ресурсы банковских, кредитных компаний, страховых организаций и участников фондового рынка)

Систему финансов РФ представляют в виде институциональной структуры, включающей в себя три различных уровня.

Уровень хозяйствующих субъектов

Звенья финансово-кредитной системы

  1. Госбюджет – это государственный финансовый план по силе равный законодательным актам. Он утверждается Федеральным Собранием РФ, является главным планом страны по распределению финансовых ресурсов и инструментом воздействия на сферы общественной жизни. Цель госбюджета – это поддержание функционирования государства. Бюджет формируется из поступлений от субъектов экономики и других специфических платежей. К бюджетным расходам относят вложения в различные мероприятия, финансирование государственной системы.
  2. Госкредитование – это система денежных отношений, в процессе которых мобилизуются свободные средства бюджетов, населения и используются на условиях возвратности.
  3. Фонды страхования позволяют возмещать убытки, возникающие в результате форс-мажорных обстоятельств.
  4. Фондовый рынок – это уникальный вид денежных отношений, формирующихся в процессе купли-продажи ценных бумаг, финансовых инструментов и активов. Фондовый рынок позволяет перемещать капиталы отрасли с более высокой доходностью.

Таким образом, система госфинансов представляет собой широкую сеть органов и учреждений, которые осуществляют государственную деятельность в сфере финансов. Данную систему возглавляет Минфин РФ, руководящий всеми финансами в стране.

Органы управления финансовой системой

Управление финансовыми ресурсами осуществляют многочисленные органы власти.

Администрация Президента РФ

Подписание бюджетного плана, постановка целей, задач денежной политики, использование право вето на финансовые законодательные акты и проекты

Утверждение федерального бюджета, налоговых ставок, сборов, выплат, финансовых законодательных актов

Минфин реализует финансовую политику, организует, направляет работу исполнительных органов, разрабатывает федеральный бюджетный план, законодательные акты в целях регулирования финансовых отношений и т.д.

Налоговые и таможенные органы контролируют достоверность расчета, полноту внесения налоговых, таможенных сборов и других платежей

ФС по финансовым рынкам

Контроль участников и субъектов фондового рынка в целях увеличения перечислений в бюджетный фонд

Реализует денежно-кредитную и финансовую государственную политику, отвечает за исполнение бюджета, контролирует работу банков, финансово-кредитных компаний, микрофинансовых организаций

Контроль надо соблюдением финансового законодательства и перемещением денежных ресурсов

Все общественные отношения, сформированные в финансовой сфере, контролируются государственными органами.

Характеристика сфер финансовой системы РФ

Исторически сложилось, что страны подразделяют на две группы по типу финансовой системы:

  • государства, где финансовая сфера основана на банках (Япония, некоторые страны ЕС)
  • страны с системой, базирующейся на фондовых рынках (США, Великобритания, Австралия, Сингапур)

Данное разделение является условным, так как оба типа систем постепенно сближаются. Классификация стран на два типа позволяет увидеть за счет, каких источников финансируется реальный экономический сектор: банковских кредитов или ценных бумаг. Для установления типа финансовой системы эксперты опираются на 4 фактора:

  • структура собственности
  • уровень защиты прав акционеров
  • готовностью граждан страны к риску
  • сила вмешательства правительства в экономическую жизнь

Считается, что чем меньше государство вмешивается в экономику, тем больше объем фондового рынка, свободнее оборот ценных бумаг. Участие государственных институтов в распределении денег ограничивает фондовый рынок.

Для оценки финансовой системы РФ можно использовать следующие характеристики:

  • повышенная ставка рефинансирования, кредитование наиболее доступно для субъектов из сфер экономики с высокой рентабельностью
  • высокая степень концентрации капиталов
  • финансовые ресурсы, представленные банковскими компаниями, используются по большей части для обслуживания кратковременных операций
  • большая доля бартерных сделок – фактор, урезающий деятельность финансовой сферы
  • отложенный спрос граждан в виде кредита с отрицательной ставкой
  • отсутствует сильная законодательная защита вложений в ценные бумаги, поэтому только 0,3% населения готово инвестировать в акции

Основной проблемой развития системы финансовых ресурсов РФ является то, что государственные структуры и крупные предприниматели не поддерживают друг друга. Без содействия государства бизнес не может оживить экономическую и финансовую систему.

В сфере укрепления кредитно-финансового сектора для государства существует ряд возможностей. Одним из основных источников финансовых ресурсов для банков, фондового рынка и экономики могут стать сбережения граждан. В связи с этим повышение уровня доходов населения является важной государственной задачей. Этому будет способствовать понижение налогов на доходы. Эксперты рекомендуют проводить снижение налогов, а не перераспределение с граждан на компании реального экономического сектора.

Повышение привлекательности депозитов, вкладов за счет повышения эффективности государственного страхования позволит привлечь доходы населения в банки. Кроме того, требуется совершенствование нормативной базы: внесение изменений в концепцию защиты инвесторов, совершенствование правил торговли на фондовом рынке.

Цели финансовой системы и ее сфер

Главной целью современной финансовой системы РФ является формирование условий, при которых будет осуществляться производство национального продукта при полной занятости и низком значении инфляции. Это и есть обеспечение макроэкономической стабильности.

Для достижения данной цели российская система финансов должна решить следующие задачи:

  • повышение эффективности обмена товаров и услуг
  • создание капитала в объеме, соответствующем экономическим потребностям экономики
  • превращение потребностей в реальные блага

Принципы функционирования финансовой системы

Базой для организации системы государственных финансов являются следующие принципы:

  • принцип единства предполагает наличие единой финансовой политики, законодательной и нормативно-правовой базы, единой методики формирования отчетности всех хозяйствующих субъектов
  • принцип сбалансированности – заключается в том, что стоимостная оценка имущества субъектов экономики имеет конкретные источники формирования
  • принцип целевой направленности – состоит в том, что субъекты экономики и коммерческой сферы финансов ориентированы на извлечение прибыли
  • принцип диверсификации источников финансирования предполагает инвестирование в различные объекты и виды имущества

Никто еще не оставлял комментариев. Вы можете стать первым!

Читайте также: