Абсолютные потери экономики от введения налога

Опубликовано: 30.04.2024

Задачи для самостоятельного решения

(внимание: ответы под спойлером; не открывайте решение, пока не решите задачу).

Задача 1

Предложение на рынке товара выражается формулой Q=0,5P+2 а спрос — формулой Q=8-P.

Государство ввело налог на производителей в размере 3 денежных единицы на каждую единицу продукции. На сколько процентов возрастет равновесная цена?

[spoiler title=’Решение (графическое)’ style=’green’ collapse_link=’true’]


При введении налога в 3 денежных единицы на 1 единицу продукции кривая предложения переместится на 3 денежных единицы вверх, из S1 в S2, а поскольку спрос останется старым, точка равновесия переместится из Е1 в Е2. Равновесная цена вместо 4 станет 5, то есть увеличится на 25%.

[/spoiler][spoiler title=’Решение (алгебраическое — сложное, на любителя, я бы так не решал)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]

Нетрудно найти равновесную цену до введения налога. Нужно просто приравнять спрос и предложение:

0,5P+2=8-P

Отсюда получим P=4

Теперь найдем новую равновесную цену. Для этого нужно рассчитать новую кривую предложения. Это можно сделать двумя способами

Вначале переведем функцию предложения

Q=0,5P+2

в обратную функцию предложения (то есть выразим P через Q).

P=2Q-4

Цена будет больше исходной на 3 денежных единицы, следовательно, к ней нужно прибавить 3

P=2Q-4+3

P=2Q-1

Переводим обратную формулу назад в обычную формулу предложения (выражаем Q через P)

Новая цена P2 будет больше начальной Р2 на 3. То есть

Подставляем правую часть в начальную формулу предложения

Q=0,5(P2-3) +2

Это новая формула предложения. Формула спроса осталась прежней. Приравняем их

0,5P+0,5=8-P

P=5

Таким образом, равновесная цена P вместо 4 стала 5, то есть выросла на 5/4-1=0,25 или 25%.

Задача 2

Предложение на рынке товара выражается формулой Q=2P-4 а спрос — формулой Q=12-2P.

Государство решило ввести потоварный налог на производителя, чтобы сократить потребление этого товара (который государство считает вредным) вдвое.

Какого размера налог нужно ввести государству?

[spoiler title=’Решение (графическое)’ style=’green’ collapse_link=’true’]

Построив график, можно увидеть, что равновесное количество равно 4 (например, тысяч тонн)


Очевидно, что государство хочет, чтобы равновесное количество равнялось 2 (тысячам тонн).

Поскольку на спрос налог никак не воздействует (то есть кривая спроса останется той же), очевидно, что точка равновесия должна переместиться в Е2.

Необходимо провести новую кривую предложения S2, параллельную кривой предложения S1 и проходящую через Е2.


Можно увидеть, что она лежит на 2 деления выше линии S1.

На самом деле, можно даже не проводить кривую, а просто измерить расстояние между Е2 и Е3 на следующей диаграмме:


Точка Е3 обозначает предложение в размере 2 тысячи тонн при старой кривой предложения S1, а точка Е2 — предложение того же размера при новой кривой предложения S2. Разницу между ними легко посчитать, что и является основой алгебраического решения.

Разумеется, разница равна 2 денежных единицы, что и является размером налога.
[/spoiler][spoiler title=’Решение (алгебраическое — простое, если вы уже рассмотрели графическое)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]Это решение хорошо в том случае, когда кривые сложные, пересекаются не видно где. Нарисуйте набросок вроде того, что приведен в предыдущем решении, и считайте.

Первый шаг: определяем равновесную цену. Просто приравниваем спрос и предложение

Из чего получаем

P=4

Теперь определяем равновесный объем. Для этого подставляем только что полученное значение Р в формулу спроса или предложения — это безразлично, они через одну точку проходят. Получаем:

Теперь понятно, что государство хочет довести объем до

Этот новый объем Q2 подставляем в форму спроса:

2=12-2P

Это цена для точки Е2, то есть равновесная цена после введения налога.

Подставляем Q2 в формулу предложения:

2=2P-4

В результате получаем:

P2—P3=2

Теперь вы сможете решить следующую задачу, в которой графический метод вам нужен только для наброска.

Задача 3

Эту задачу решить непросто, не разобрав предыдущую.

Спрос на рынке молока равен Q=7-5/7*P , а предложение равно Q=3/7*P+2.

Государство хотело бы ввести такую потоварную дотацию для производителей молока, чтобы его цена для покупателей снизилась на 20%. Какого размера дотацию оно должно ввести? На сколько процентов возрастут покупки молока?

Графически (по клеточкам) эту задачу не решить — ответы будут в бесконечных десятичных дробях.

[spoiler title=’Решение (алгебраическое)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]

Будет понятнее, если вы сделаете набросок вроде этого.


Равновесие до введения дотации находится в точке Е1. Прежде всего, определим исходную равновесную цену P1, просто приравняв спрос и предложение.

7-5/7*P=3/7*P+2

Государство хотело бы довести цену до P2, которая, по условию, на 20% ниже.

При такой цене спрос будет равен (точка Е2)

Однако предложение для такого количества, если не ввести дотацию (по старой кривой предложения S1) для такого количества будет находиться в точке Е3. Посчитаем, по какой цене производитель готов предоставить данное количество товара. Для этого приравняем формулу предложения к рассчитанному Q2.

3/7P+2=9/2

P3=35/6

Значит, чтобы сдвинуть кривую предложения вниз, нужно ввести дотацию в размере

P3—P2=35/6-7/2=7/3

Это и есть первый ответ: 7/3

Теперь посчитаем, насколько увеличатся продажи молока. Очевидно, они из Q1 перейдут в Q2.

Q1 рассчитать просто, достаточно Р1 подставить в исходную формулу спроса или предложения — безразлично. Ну, например, спроса:

А Q2 мы уже рассчитывали выше, он равен 9/2

Таким образом, Q2 относится к Q1 как

Q2/Q1=9/2:31/8=36/8:31/8=36/31

36/31-1=5/31

Вот и второй ответ: молока будут покупать больше на 5/31, то есть примерно на 16%.[/spoiler]

date image
2015-03-27 views image
824

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



  1. Два потребителя имеют разные функции индивидуального спроса: Qd1=10-2P и Qd2=8-P. Определите функцию рыночного спроса аналитически, графически и в табличной форме.
  1. На рынке условного товара два производителя имеют две разные шкалы предложения:
P1.01.21.41.61.82.0
Qs1
Qs2

Определите параметры равновесия при функции спроса Qd=103-20P. Решите задачу аналитически и графически.

  1. Экспериментально установлено, что спрос на игровые видео-приставки может быть описан формулой: Qd(X) = 300-0.75P(Y), где P(Y) – цены на картриджи с играми. Вычислите перекрестную эластичность спроса на игровые видео-приставки по цене картриджей, если цена картриджа составляет 10 рублей.
  1. Пользуясь данными таблицы о спросе, предложении и ставке потоварного налога на производителей, постройте графики и определите:

· Параметры равновесия до и после введения налога.




· Выигрыш продавца и покупателя до и после введения налога.

· Сумму налога, полученную государством.

· Распределение налогового бремени между продавцом и покупателем.

· Абсолютные потери экономики от введения налога.

СпросПредложениеСтавка налога
Вариант № 1Qd = 70 - 2РQs = 10 + Рt = 10
Вариант № 2Qd = 18 - 2РQs = 4Рt = 2
Вариант № 3Qd = 9 - 2РQs = -6 + 2Рt = 1
Вариант № 4Qd = 7 - РQs = -2 +2Рt = 1.5
Вариант № 5Qd = 100 - 2РQs = -20 + 2Рt = 5
Вариант № 6Qd = 400 - РQs = 100 + 2Рt = 15
  1. Пользуясь данными соответствующей таблицы о спросе на некий товар:

· Рассчитайте коэффициент эластичности спроса (Ed p ) для каждого ценового интервала. Полученные результаты занесите в таблицу.

· Вычислите показатели общей выручки (TR) при каждом значении цены, результаты занесите в таблицу.

· Установите, при каких значениях цены спрос эластичен, единичной эластичности, неэластичен. При каком значении Ed p величина выручки окажется максимальной?

· Начертите графики спроса (D) и общей выручки (TR).

Решение

Рыночное равновесие достигается при равенстве объемов спроса Qd и предложения Qs :

Qd = Qs Подставив в равенство функции спроса и предложения, получим:

100 - 2Р = -20 + 2P

Для того чтобы определить равновесный объем, необходимо в уравнение спроса или предложения подставить равновесную цену

Qd =100 - 2Р=100- 2 × 30 = 40 ед.

Таким образом, равновесная цена составляет Р=30 ден. ед., а равновесный объем – Qd =40 ед

.Б) параметры равновесия, если введен налог в размере 5 руб. за 1 шт

Расчет параметров рыночного равновесия при введении налога на потребителей

До введения налога рыночное равновесие достигалось при цене Р0 и объеме Q0(на рисунке — в точке пересечения кривых спроса D и предложения S). Рассчитаем параметры равновесия

В результате введения налога произойдут следующие изменения:

· Поскольку вводится налог на потребителей, то для них цена возрастет и составит Pd. Количество товара, которое потребители приобретут по данной цене, составит Q1(на рисунке — точка пересечения кривой спроса D и цены Pd).

· Чистая цена, которую получат производители, составит Ps. Количество товара, которое производится при данной цене Ps, составит Q1 (на рисунке — точка пересечения кривой предложения S и цены Ps).

Теперь по пунктам ответим на поставленные в задаче вопросы.

1. Как изменятся равновесные цена и объем продукции? Рыночное равновесие достигается тогда,когда объем продаж производителя равен объему покупок потребителя:

Равновесный объем продаж Q1 после введения налога соответствует цене Pd на кривой спроса и цене Ps на кривой предложения. Разница между ценой покупки Pd и ценой продажи Ps составляет величину налога t:

Так как кривые спроса, предложения и размер налога заданы, параметры рыночного равновесия после введения налога можно найти из уравнений:

Подставив первые два уравнения в третье получим:

Введение налога на потребителей приведет к росту цены продажи. Она составит Pd= Ps + 5.

Подставляем Pd в уравнение и получим:

Подставив равновесную цену Ps в уравнение предложения, получим равновесный объем Q1:

Тот же результат можно получить, если подставить цену покупки Pd в уравнение спроса:

Q1 = 100 – 2 × 32,5 = 35

После введения налога на потребителей в размере 5руб за ед. равновесный объем на рынке составит 35 ед. при равновесной цене (Ps ) 27,5 за ед. Таким образом, введение налога на потребителей приведет к сокращению равновесного объема на 5 ед. (40 – 35) и равновесной цены на 2,5 руб. (30 – 27,5).

2. Каков доход государства от введения налога? За каждую единицу проданного товара государство получит 5 руб.. Общая сумма налогов, полученных государством, составит:

Дг = Q1 × t = 35 × 5 = 175 руб.

Графически общая сумма доходов государства представлена на рисунке суммарной площадью прямоугольников A и D.

3. В какой степени пострадают от введения этого налога потребители и производители? Для того чтобы определить, каким образом налоговое бремя распределяется между покупателями и производителями, необходимо определить размер их потерь в результате введения налога. Объем покупок потребителей в результате введения налога сократился с 40 ед. до 35 ед., а цена покупки возросла с 30 руб. до 32,5 руб. Общие потери потребителей (в результате роста цены и сокращения объема покупок) с введением налога графически представлены суммарной площадью фигур А и В. При налоге потребителям каждая единица товара обходится на 2,5 руб. дороже, чем без налога, т.е. они дополнительно тратят:

Q1 × 2,5 = 35 × 2,5 = 87,5руб.

Таким образом, оплачиваемая потребителями часть налоговых поступлений составит 87,5руб.. (на рисунке – площадь прямоугольника А) В результате введения налога цена продажи сократилась с 30 руб. до 27,5 руб. за ед. , а значит за каждую единицу товара производитель получит на 2,5 руб. меньше. Его потери в результате сокращения цены составят:

Q1 × 2,5 = 35 × 2,5 = 87,5руб.

Часть налоговых поступлений , оплачиваемая производителями, графически представлена на рисунке площадью прямоугольника D. Результаты расчета свидетельствуют о том, что при введении налога на потребителей производители оплачивают одинаковую часть налоговых поступлений как и сами потребители.

Расчет параметров рыночного равновесия при введении налога на производителей

.Как изменятся равновесные цена и объем продукции? Рыночное равновесие достигается тогда, когда объем продаж производителя равен объему покупок потребителя:

Разница между ценой покупки Pd и ценой продажи Ps составляет величину налога t:

Определяем параметры рыночного равновесия до введения налога:

Q1 = 100 – 65 = 35ед..

Параметры рыночного равновесия после введения налога определяем с помощью уравнений:

Введение налога на производителей приведет к тому, что получаемая ими чистая цена уменьшится. Введение налога на производителей не отразится на цене покупки Pd, а цена продажи будет равна Ps = Pd – 5. Сделав все необходимые подстановки, получаем:

Ps = 32,5 – 5 = 27,5 руб.
Q1 = 100 – 2 × 32,5 = 100-65=35 ед.

После введения налога на производителей равновесный объем составил 35 ед., а равновесная цена – 32,5 руб. Таким образом, равновесный объем сократился на 5 ед., а равновесная цена возросла на 2,5 руб.

2. За каждую единицу продан ого товара государство получит 5 руб.. Общая сумма налогов, полученных государством, составит:

Дг = Q1 × t = 35 × 5 = 180 руб.

3. При налоге на производителей каждая единица товара обходится потребителям на 2,5руб. дороже (до налога цена покупки составляла 30 руб., при налоге -32,5 руб.). Часть налоговых поступлений, оплачиваемая потребителями, составит:

Q1 ×2 ,5 = 35 × 2,5 = 87,5 руб.

До введения налога цена продажи составляла 30 руб., а после введения налога – 27,5 руб., т.е. при налоге производители за каждую проданную единицу товара получают на 2,5 руб. меньше. Часть налоговых поступлений, оплачиваемая производителями, составит:

Q1 × 2,5 = 35 × 2,5 = 87,5 руб.

Таким образом, при введении налога на производителей покупатели оплачивают такую же часть налоговых поступлений как и производители.

Чем более эластичен спрос, тем меньшую часть налога при прочих равных условиях выплачивают потребители и большую часть – производители. Чем более эластично предложение, тем меньшую часть налога при прочих равных условиях выплачивают производители и большую часть потребители.

От введения потоварного налога проиграют и потребители, и производители. На рынке данного товара проиграет общество в целом, так как излишки потребителей и производителей уменьшатся не только на величину налоговых поступлений в бюджет, но и на величину безвозвратных потерь DWL. Из производства данного товара ресурсы перераспределяются в другие отрасли, что вызовет в них искажения цен и объемов.

Последствия применения НДС

Пусть ставка налога устанавливается в виде определенной надбавки (t %) к первоначальной цене товара. В этом случае, если ранее производители согласны были предложить данное количество товара по цене Ps, то теперь они согласятся предложить это же количество товара, только если новая цена - будет на t % больше старой цены: = Ps(1+t), следовательно, Рs= , где =Pd.

Примером такого налога служит НДС, который можно рассматривать как процентную надбавку к цене производителя. В таком случае равновесие после применения налога, независимо от того, на продавца или потребителя он был введен, будет соответствовать следующей системе уравнений:

Рассмотрим вариант, когда введен налог на производителя.

Новая функция предложения примет вид: . По отношению к первоначальной она выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q. Определим новые параметры равновесия. Для этого решим уравнение . Пересечение «нового предложения» и спроса определит в данном случае значение Pd, а для нахождения значения Ps необходимо вычесть из Pd величину (t∙Ps)

Упражнение 3.

Предложение товара В задается функцией , а спрос на него – функцией (Q- количество, штук, P - цена, ден. ед.). Государство вводит налог, взимаемый с продавцов, в виде 10% надбавки к цене товара.

· объем продаж и цену товара до и после введения налога;

· чему будут равны налоговые поступления в бюджет, и как налоговое бремя распределится между покупателями и продавцами;

· как изменятся излишки покупателей и продавцов после введения налога;

· чему равна величина безвозвратных потерь?

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P. . =5; Q1=3.

2. Излишки потребителей до введения налога: CS1= .

3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

4. Новая (после введения налога) функция предложения будет иметь вид: .

5. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: 8-Pd= . Pd= =Pd - это «цена потребителя». Производитель, после уплаты налога получит цену Равновесный объем Q2=8-5,23=2,77.

6. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т= .

7. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(5,23-5)∙2,77=0.23 2,77=0,637.

8. Налоговое бремя на производителей TР=1,32-0,637=0.683.

9. Излишки потребителя после введения налога: CS2= .

10. Излишки производителя после введения налога: PS2= .

11. Чистые потери общества от введения налога:

Рассмотрим вариант решения, соответствующий введению подобного налога на потребителя.

В результате введения налога спрос уменьшится. Как видно из графика, пересечение «новой» функции спроса и функции предложения определит значение Ps - «цены производителя», а для нахождения цены потребителя необходимо к Ps прибавить (t∙Ps).

В точке равновесия объем спроса равен объему предложения. Введем обозначение: Qd=Qs=Q. Тогда система (4) можно записать в виде

Первое уравнение системы соответствует новой кривой спроса. По отношению к первоначальной она выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q.

Упражнение 4.

Функции спроса и предложения на рынке товара В описываются уравнениями и

. Государство ввело потоварный налог, взимаемый с покупателей в виде 10% надбавки к цене товара. На сколько единиц увеличилась равновесная цена в результате введения налога?

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P. . =10; Q1=30.

2. Излишки потребителей до введения налога: CS1= .

3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

4. Новая (после введения налога) функция спроса будет иметь вид: .

5. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: .

6. PS= =Ps - это «цена производителя». Потребитель, после уплаты налога получит цену ден. ед. Равновесный объем .

7. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т=0,5∙(Ps∙Q2)=0,5∙9,1∙26,35≈119,9 ден.ед.

7. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(13,65-10)∙26,35≈96,2.ден.ед.

8. Налоговое бремя на производителей TР=119,9-96,2≈23,7.

9. Излишки потребителя после введения налога: CS2= .

10. Излишки производителя после введения налога: PS2= .

11. Чистые потери общества от введения налога:

Последствия применения адвалорного акциза

Допустим, государство установило налоговую ставку в размере t % от цены товара. Фразу «налог составляет t % от цены товара» следует понимать в действительности как «налог составляет t % от новой (после введения налога) цены товара. Так, если ранее производители были готовы предложить определенное количество товара Q1 по цене Р1, то теперь они согласятся предложить это же количество товара только если старая цена будет на t % ниже новой цены (с учетом налога). Примером такого налога могут служить адвалорные акцизы. Адвалорный налог можно рассматривать как процентное изъятие из цены потребителя.




В таком случае равновесие после применения налога независимо от того, на продавца или потребителя он был введен, будет соответствовать следующей системе уравнений:

Рассмотрим сначала вариант решения, соответствующий введению налога, например, на производителя (Рис. 5 ). Так как налог на производителя повышает издержки фирм, то предложение снижается. Пересечение новой функции предложения S2 и функции спроса определит цену, по которой будут приобретать товар потребители (цену потребителя - Pd), а система уравнений (6) примет вид:

Второе уравнение системы (7) определяет новую функцию предложения, которая по отношению к первоначальной выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q. Чтобы определить цену, которую получит производитель за товар («цену производителя» - Ps) – необходимо вычесть из Pd величину t∙Pd.Предположим государство ввело адвалорный акциз на потребителя. В результате введения налога спрос уменьшится. Как видно из графика, пересечение «новой» функции спроса и функции предложения определит значение Ps - «цены производителя», а для нахождения цены потребителя необходимо к Ps прибавить (t∙Pd).

В точке равновесия объем спроса равен объему предложения. Введем обозначение: Qd=Qs=Q. Тогда система (4) можно записать в виде:

Первое уравнение системы соответствует новой кривой спроса. По отношению к первоначальной она выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q.

Результат не зависит от способа вычислений, и налоговая ставка распределяется между потребителем и производителем независимо от того, на кого из них первоначально вводился налог.

Сравнивая последствия применения НДС и адвалорного акциза, можно заметить, что они достаточно похожи. Однако необходимо отметить некоторые различия:

· налоговая ставка для НДС может превышать (хотя бы теоретически) 100%, а для акциза это невозможно;

· при одинаковой процентной ставке налога адвалорный акциз оказывает более сильное воздействие на объем продаж и цены (Рd и Рs), чем НДС.

Упражнение 5.

Функции спроса и предложения на рынке товара Альфа имеют вид Qd=25- P и Qs= 5P-5 (P - цена, тыс. рублей; Q- количество, тыс. штук). Стремясь ограничить производство товара Альфа, правительство планирует ввести:

а) акцизный сбор, взимаемый с продавцов в виде 20% от цены товара.

б) акцизный сбор в размере 20% от цены, которую уплачивают за единицу товара потребители;

· объем продаж и цену товара до и после введения налога;

· чему будут равны налоговые поступления в бюджет, и как налоговое бремя распределится между покупателями и продавцами;

· как изменятся излишки покупателей и продавцов после введения налога;

· чему равна величина безвозвратных потерь?

а) Предположим, введен акцизный сбор, взимаемый с продавцов в виде 20% от цены товара.

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P.

2. Излишки потребителей до введения налога: CS1= .

3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

4. После введения налога система уравнений примет вид:

5. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: 25-Pd= . Pd=

Новая равновесная цена =Pd - это «цена потребителя».

Производитель, после уплаты налога получит цену

Равновесный объем Q2=25-5,8=19,2..

6. Доходы государственного бюджета от введения акцизного сбора составят: Т= .

7. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(5,8-5)∙19,2=15,36.

8. Налоговое бремя на производителей TР=22,27-15,36=6,91.

9. Излишки потребителя после введения налога: CS2= .

10. Излишки производителя после введения налога: PS2= .

11. Чистые потери общества от введения налога:

б) Пусть введен акцизный сбор в размере 20% от цены, которую уплачивают за единицу товара потребители.

12. После введения налога система уравнений примет вид:

13. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: . Ps=4,8.

Новая равновесная цена =PS - это «цена производителя».

Потребитель, после уплаты налога получит цену

Равновесный объем Q2=25-5,8=19,2..

14. Доходы государственного бюджета от введения акцизного сбора составят: Т= .

15. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(5,8-5)∙19,2=15,36.

16. Налоговое бремя на производителей TР=22,27-15,36=6,91.

17. Излишки потребителя после введения налога: CS2= .

18. Чистые потери общества от введения налога:

ВЫВОД: Результат не зависит от способа вычислений, и налоговая ставка распределяется между потребителем и производителем независимо от того, на кого из них первоначально вводился налог.

Является ли предложение товара эластичным, если известно:

Цена, руб.
Объем предложения, шт.

Решение: В данном случае имеет место дуговая эластичность, которую можно найти по следующей формуле: . Получаем, что .

Ответ: единичная эластичность.

| следующая лекция ==>
Ювенальное право: Учебник для вузов / Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. –М.: ЗАО Юстицинформ, 2005 | Эластичность линейной функции предложения

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

6.5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
НА РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

6.5.1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
ПОТОВАРНОГО НАЛОГА

Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (отдельные примеры рассмотрены в предыдущем разделе), но и в связи с решением крупных народнохозяйственных задач: борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и др.

Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или отклонение от него. Регулирование может осуществляться либо посредством прямого контроля за уровнем цен и объемов (фиксированные цены, квоты), либо путем использования финансовых инструментов (налоги, дотации), либо другими косвенными методами.

Сдвиг равновесия или приближение рынка к равновесному состоянию осуществляется введением налогов и дотаций. Проанализируем некоторые последствия такого вмешательства государства.

Прежде всего рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых "потоварных" налогов. К этой группе налогов можно отнести налог с оборота, существовавший в бывшем СССР и частично заменивший его акциз, введенный в России с 1992 г.

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях ) с каждой единицы товара.

Рассмотрим рис. 6.13. Сначала, до введения налога, линия спроса занимала положение D, а линия предложения – S1 Равновесная цена составляла Р1 равновесный объем продаж – Q1

Рис. 6.13. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается прдавцами


Рис. 6.13. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается прдавцами

Допустим, правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами.

Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара Q1, если его цена составит P1 то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена-брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем Р1 В этом случае производители получат цену-нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2.

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2, P + , Р - . Объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1. Цена, которую платит покупатель, Р + окажется выше первоначальной Р1 Цена, которую практически получает продавец (без налога), Р - окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р + Е2СР - . Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть "налогового бремени" ложится на покупателей.

Если потоварный налог вносится в госбюджет покупателями, то происходит сдвиг параллельно вниз на величину Т линии спроса D. Основная суть модели от этого не меняется.

Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. 6.14, а отражена ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют подогий наклон. Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает

резкое сокращение равновесного объема рынка. Предположим, что речь идет в данном случае о бытовой технике коричневого цвета. Для большинства покупателей цвет бытовой техники не имеет решающего значения. Повышение цен на бытовую технику только коричневого цвета вызывает переключение спроса покупателей с продукции данного цвета на традиционную белую бытовую технику. Поэтому линия спроса на бытовую технику коричневого цвета имеет довольно пологий характер. Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен (без налога) на коричневую бытовую технику без особого труда могут сократить ее производство и увеличить выпуск бытовой техники традиционного цвета. Введение налога только на коричневую бытовую технику может привести к полному исчезновению ее с рынка.

На рис. 6.14, б изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о железнодорожных вагонах независимо от их цвета. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение равновесного объема рынка.

Рис. 6.14. Воздействие потоварного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклона линий спроса и предложения


Рис. 6.14. Воздействие потоварного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклона линий спроса и предложения

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения наклонов линий спроса и предложения, а следовательно, от эластичности спроса и предложения. Очевидно, что объем спроса на электролампочки мало зависит от их цены. Поэтому линия спроса имеет очень крутой наклон. Линия же предложения, во всяком случае в длительном периоде, имеет весьма пологий наклон. Эта ситуация изображена на рис. 6.15, а. Из рисунка видно, что большая часть налогового бремени (Р + - P1) возлагается на покупателей и меньшая часть (P1 - Р - ) - на производителей.

Для сравнения на рис. 6.15, б изображена противоположная ситуация. Можно сделать вывод, что чем больше наклон линии спроса (менее эластичен спрос) и чем меньше наклон линии предложения (более эластично предложение), тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей.

Рис. 6.15. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами в зависимости от соотношения в наклонах линий спроса и предложения


Рис. 6.15. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами в зависимости от соотношения в наклонах линий спроса и предложения

6.5.1.1. Влияние потоварного налога на излишки, получаемые потребителями и производителями

Сумма излишков покупателей и продавцов характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с возможностью покупать и продавать тот или иной товар, т.е. в связи с существованием рынка. Общественная выгода или суммарная рента на графике определяется как сумма площадей соответствующих треугольников.

Как изображено на рис. 6.16, в связи с введением потоварного налога излишки потребителей сократились с величины, определяемой площадью треугольника P1AE1, до величины, определяемой площадью треугольника Р + АЕ2. Излишек производителей также уменьшился с площади Р1E1В до BP - L. Выгода у потребителей и производителей уменьшилась. Площадь Р - Р + Е2 L - общая сумма налога, которая идет в бюджет и будет использована на благо потребителей и производителей.

Рис. 6.16. Влияние потоварного налога на излишки (ренту), получаемую потребителями и производителями


Рис. 6.16. Влияние потоварного налога на излишки (ренту), получаемую потребителями и производителями

Потери потребителей и производителей превысят при введении налога его сумму: потери потребителя - на величину площади треугольника Е2E1М, потери производителя - на величину площади треугольника ME1L. Таким образом, одна часть потерь участников рынка балансируется (для общества) налоговыми поступлениями в бюджет, другая их часть (площадь треугольника E2E1L) не балансируется ничем. Эта часть будет являться чистыми потерями и для участников рынка, и для общества от введения потоварного налога. Эти потери вызваны сокращением объема производства данного товара и

перераспределением высвобожденных ресурсов в другие отрасли, где они используются с меньшим эффектом.

6.5.2. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
ПОТОВАРНЫХ ДОТАЦИЙ

Рассмотрим теперь государственное воздействие на рыночное равновесие путем установления потоварных дотаций (рис. 6.17).

Рис. 6.17. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации, получаемой производителем


Рис. 6.17. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации, получаемой производителем

Дотация - это инструмент государственного регулирования, обратный по действию налогу. Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.

Допустим, что линии спроса и предложения сначала занимали положения соответственно D и S1. Равновесный объем продаж составлял Q1 а равновесная цена – Р1

Предположим, правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером V рублей в расчете на единицу продукции, что приведет к сдвигу линии предложения на V руб. вниз. Действительно, если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 при цене Р1 то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если цена без дотации будет на V руб. ниже Р1. В результате объем продаж увеличивается до Q2, цена для покупателей снижается до Р - , цена, фактически получаемая производителями, повышается до Р + . Общая сумма дотации, необходимая государству для этого, - площадь прямоугольника Р - Р + КЕ2.

Таким образом, введение потоварной дотации (субсидии) приводит к увеличению равновесного объема рынка, понижению цены, фактически уплачиваемой покупателями, и повышению цены, фактически получаемой продавцами. Несмотря на то что дотацию получили производители, ее общая сумма распределилась между производителями и потребителями.

6.5.2.1. Влияние потоварных дотаций на излишки потребителей и производителей

Поскольку в случае получения дотации производителями происходит расширение рынка и снижение цен на нем, это должно привести к увеличению излишков потребителей и производителей. Рассмотрим эту модель (рис. 6.18).

Как видно из рис. 6.18, в случае получения потоварной дотации производителями излишки потребителей увеличились с площади треугольника AE1P1 до

площади треугольника АЕ2Р - , а излишки производителей выросли с величины ME1P1 до МКР + . Таким образом, суммарный излишек вырос на величину площади неправильной фигуры P + KE1E2P - . Однако общая сумма дотации равна площади прямоугольника Р + КЕ2Р - и превышает прирост суммарного излишка на величину, равную площади треугольника E1E2K. Эта величина представляет собой чистые потери общества. Эти потери вызваны перераспределением ресурсов из других отраслей в производство данного товара, в котором они используются с относительно меньшим эффектом.

6.5.3. ФИКСИРОВАННЫЕ ЦЕНЫ

Помимо использования налогов и дотаций государство может применять и гораздо более "грубые" методы вмешательства в рыночные механизмы. В частности, государство может устанавливать фиксированные цены (рис. 6.19).

Рис. 6.18. Влияние потоварных дотаций на излишки (ренту) потребителей и производителей


Рис. 6.18. Влияние потоварных дотаций на излишки (ренту) потребителей и производителей

Рис. 6.19. Фиксированные цены


Рис. 6.19. Фиксированные цены

Государство может установить фиксированную цену на уровне как превышающем цену равновесия (Р1 > РЕ), так и ниже ее (Р2 115 :: 116 :: 117 :: 118 :: 119 :: 120 :: 121 :: Содержание

Читайте также: