Под регионом в бюджетном и налоговом законодательстве рф понимается

Опубликовано: 24.04.2024

Региональные налоги, как и федеральные, регулирует Налоговый кодекс РФ. В нем установлены минимальные и максимальные ставки, в границах которых законодательные органы в регионах определяют местную налоговую ставку.


Региональные налоги — это обязательные платежи, которые граждане и организации вносят в казну республики, области или края. Эти налоги уходят в федеральный бюджет и остаются в регионе.

Обязательные элементы налогообложения — это то, за что, когда и сколько нужно заплатить налогов. К ним относятся: объект, база, период, ставка, порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты и льготы.

Элементы региональных налогов — это налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы.

Принципы налогообложения одинаковы для всей России, но ставки и льготы по региональным налогам различаются по субъектам федерации. Также в разных субъектах могут быть разные конечные даты для уплаты налогов и внесения авансовых платежей по налогам.

Функции региональных налогов

Региональные налоги не поступают в федеральный бюджет и полностью остаются в местной казне. Они идут на ремонт дорог, строительство школ и больниц, зарплату губернатора. Вот как это работает.

Если машина стоит на учете в Казани, скорее всего, она ездит по дорогам Казани. Владелец машины платит за нее транспортный налог в бюджет Республики Татарстан, а из бюджета ремонтируют объездную трассу возле Казани.

Собственник здания фабрики пуховых платков в Оренбурге платит региональный налог за владение зданием, построенным на территории Оренбурга. Уплаченный налог пойдет, например, на открытие фельдшерского пункта в поселке Оренбургской области.

Порядок установления

Региональные налоги устанавливаются государством, но местный законодательный орган — законодательное собрание области, государственный совет республики, краевая дума — сам решает, в каком размере и когда их платить. На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы, в дополнение к федеральным.

Что относится к региональным налогам

Налог на имущество организаций. Организации обязаны платить налог за владение недвижимым имуществом, кроме земельных участков.

Имущественный налог рассчитывается по кадастровой стоимости имущества на 1 января того года, за который платится налог, или по его среднегодовой стоимости.

В отличие от граждан, организации сами считают размер налога и платят его не раз в год, а квартальными авансовыми платежами. В конце года доплачивают остаток. Но регион может отменить обязательные авансовые платежи. Сроки уплаты налога тоже определяют регионы.

Налоговая инспекция проверяет правильность расчета налогов. Для этого в течение месяца после окончания квартала организация предоставляет в ФНС расчеты и до 30 марта — налоговые декларации.

Предельные налоговые ставки в размере 2% от кадастровой стоимости имущества и в размере 2,2% от среднегодовой стоимости имущества устанавливаются налоговым кодексом — регионы вправе их уменьшить, но не увеличить.

Налог на имущество платят не все организации. Например, не платят церкви, организации инвалидов, коллегии адвокатов и участники проекта «Сколково».

Транспортный налог. Его платят те, на кого зарегистрированы машины: собственники или доверенные лица с правом владения и распоряжения.

Если вы продали машину, но не уведомили об этом ГИБДД, то налог продолжают начислять вам.

Налог начисляют не только за легковые автомобили, но и за другие транспортные средства, которые перемещаются по дорогам, воздуху или воде.

Надо платить за мотоциклы, автобусы, гидроциклы и снегоходы. Не надо платить за весельные лодки и специальные машины для инвалидов.

Размер налога зависит от мощности двигателя транспортного средства. Базовую налоговую ставку определяет федеральный налоговый кодекс, но региональными законами ставка может быть увеличена или уменьшена в 10 раз.

Региональные власти решают, как часто организациям нужно сдавать квартальные отчеты и платить авансовые платежи: каждые 3 месяца или раз в год.

Граждане и ИП обязаны платить транспортный налог до 1 декабря следующего года на основании налогового уведомления.

От уплаты транспортного налога освобождены многодетные семьи в 28 регионах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Оренбургской области, Адыгее, Хакасии, Чечне. Еще в 22 регионах для многодетных установлены местные льготы.

Налог на игорный бизнес. Организаторы азартных игр платят налог на игорный бизнес. Он рассчитывается по количеству игровых столов (от 50 000 рублей за одно игровое поле), игровых автоматов (от 3000 рублей за один) и точек приема ставок (от 10 000 рублей за каждую).

Налог на игорный бизнес платят каждый месяц до 20-го числа.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы устанавливаются для всей России, но региональные законодательные органы власти могут решать, кто вправе их использовать и на каких условиях.

К таким налоговым режимам относится единый сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения. Единый налог на вмененный доход находится в ведении муниципалитетов.

Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН. Индивидуальные предприниматели и хозяйства, которые разводят животных и выращивают овощи и фрукты, могут платить единый сельскохозяйственный налог вместо нескольких налогов на прибыль (или НДФЛ для ИП) и имущество. Так можно, только если больше 70% дохода связано с сельскохозяйственной деятельностью.

Для рыбных хозяйств и ИП есть дополнительное ограничение: за последние 2 года на предприятии должно работать не больше 300 работников.

Чтобы перейти на ЕСХН, подавайте заявление до 31 декабря. Новый порядок расчета будет со следующего года. Также перейти на ЕСХН можно в первые 30 дней после регистрации ИП или организации.

Ставка ЕСХН — 6% на сумму доходов за вычетом суммы расходов. Регион может снизить ставку по ЕСХН до нуля.

Отчитываться по ЕСХН и платить налог нужно раз в полгода.

Упрощенная система налогообложения — УСН. Применение упрощенной системы налогообложения заменяет уплату налогов на прибыль (для ИП — НДФЛ), имущество и частично — налог на добавленную стоимость.

Ставка по УСН «Доходы» — 1—6%, по УСН «Доходы минус расходы» — 3—15%. Региональные власти вправе снизить ставку по УСН до 0%.

На использование такого удобного налогового режима действует много ограничений. Например, нельзя применять УСН:

  • организациям с доходом за 9 месяцев текущего года больше 112,5 миллиона рублей;
  • банкам, ломбардам, страховщикам, МФО;
  • нотариусам, адвокатам;
  • организациям с филиалами;
  • работодателям, у которых больше 100 работников;
  • иностранным компаниям.

Если у бизнесмена нет ограничений по виду или масштабу деятельности, он может подать заявление в ФНС о переходе на УСН:

в течение 30 дней после регистрации организации или ИП;

в течение 30 дней после перехода с ЕНВД.

Составлять промежуточные отчеты и вносить авансовые платежи нужно каждые три месяца, финальные декларация и уплата налога — раз в год.

Единый налог на вмененный доход — ЕНВД. Налоговым кодексом установлены условия, на которых может применяться ЕНВД, но пока городские власти не напишут про ЕНВД в собственных законах, этот специальный режим не используют.

ЕНВД действует не на все виды деятельности. Например, он не распространяется на оказание услуг населению, розничную торговлю, общепит, наружную рекламу. Даже с подходящим видом деятельности нужны и правильные масштабы предприятия:

  • не более 100 работников;
  • менее 25% уставного капитала принадлежит другим организациям;
  • не более 150 м 2 для магазина или общепита и не более 500 м 2 для хостела или гостиницы;
  • не более 20 транспортных средств для перевозок.

В отличие от других специальных режимов, не нужно ждать нового года, чтобы перейти на ЕНВД. Захотели — написали заявление в ФНС, и через 5 дней считайте налоги по усредненному доходу для вашей отрасли.

Сколько бы вы ни заработали, размер ЕНВД будет зависеть от физических факторов.

ЕНВД — это произведение:

  • базовой доходности в месяц по числу сотрудников, площади помещения, количеству пассажирских мест или магазинов;
  • всероссийского коэффициента-дефлятора (в 2019 году он равен 1,915);
  • понижающего городского корректирующего коэффициента;
  • муниципальной налоговой ставки от 7,5% до 15%.

Платить ЕНВД и подавать декларацию нужно ежеквартально.




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.



Функции регионального бюджета

Если говорить простыми словами, то бюджет данного вида подразумевает собой ключевой путь, который помогает доводить до жителей страны итоговый производственный продукт. Только с помощью него осуществляется распределение общественных товаров и услуг среди всеми гражданами, а также административными и территориальными величинами.

Стоит сказать, что верховное место в денежной системе Российской Федерации занимает государственный бюджет. Он действует в период всего календарного года, который считается финансовым.

Денежные структуры Российской Федерации выделяет державную смету в качестве предмета для заполнения и дальнейшего расходования денег, которые должны быть направлены на качественное и действенное исполнение заданных функций государственного аппарата.

Денежная система государства – это некая структура для осуществления главных действий ключевой финансовой документации, которая выражается в установленных планах Реализация подобных планов, а также их действенность являются очень важным элементом для качественного осуществления нужной функциональности и определения равенства всех слоев общества, которая должна быть одинаковой во всех регионах страны.

Региональный бюджет, наряду с федеральным, играет огромную роль в становлении бюджетной системы Российской Федерации. Итоговым результатом их реализации будут величины, показывающие состоятельность валового продукта внутри страны, а также доходность, где немаловажную роль также будет играть перераспределение денежных средств из бюджета.


Региональный бюджет отличается от остальных тем, что он содержит в себе общий центр финансовой составляющей регионов страны. Его главная направленность заключается в эффективном денежном обеспечении жителей конкретного региона, осуществлением которого занимаются органы местного самоуправления.

Составление регионального бюджета: доходы

Составление регионального бюджета осуществляется в первую очередь благодаря установленному принятому государственным аппаратом финансовому плану, который рассчитывается на целый год. Доходность его заключается во внесении личных и контролирующих взносов. Первая группа состоит из налоговых сборов, куда входят:

  • налоговые средства от недвижимости;
  • налоговые средства на имущество, которое принадлежит компаниям и корпорациям;
  • транспортные налоговые средства;
  • налоговые средства на бизнес, связанный с игровой деятельностью;
  • налоговые средства с лицензионных сборов, которые взимаются каждый месяц.

Вторая группа доходов состоит из неналоговых взносов, которые собираются под пристальным контролем законодательных актов при помощи перечисления прибыльной части от государственных организаций. Данные организации реализуют свою деятельность на территории страны, остающихся после выплаты всей налоговой составляющей и остальных долговых обязательств в государственную казну в том количестве, которое было принято в соответствии с законодательством регионов в Российской Федерации.

Личные взносы, которые выступают в роли доходов регионального бюджета, состоят из доходов от использования имеющегося имущества, которое принадлежит государству Российской Федерации. Помимо этого, ими являются и деньги, которые были получены для осуществления платежных операций внутри нескольких бюджетных учреждений, финансируемых государством.


Также основной вклад с систему регионального бюджета страны привносил земельный налог. Он представляет собой рычаг экономической направленности для осуществления процесса увеличения пользования земельными участками. Помимо этого, земельный налог является основным ресурсом для покрытия затрат в местном бюджете, которые идут на улучшение неосвоенных территорий земли, находящихся в том или ином регионе страны.

Региональный бюджет должен постоянно питаться стабильными финансовыми взносами, которые, в свою очередь, должны играть роль регуляторов повышения взносов, поскольку расходная часть является основной в разного рода бюджетах.

Региональный бюджет Российской Федерации содержит некий показатель, который является крайне важным – это норма обеспеченности на одного гражданина страны. Данный показатель рассчитывается лично для каждого слоя населения, и является отправной точкой при расчете минимальной суммы дохода, который должен быть в казне местной бюджетной системы.

Помимо всего прочего, увеличение местного бюджетного показателя при сравнении с другими показателями в стране дает возможность быть неким «кормильцем» для региона, который испытывает недостаток средств. Если происходит обратная ситуация, то соседние регионы выступают в качестве «кормильцев» — эта система позволяет держать баланс бюджета на должном уровне. Средства помощи могут выступать в качестве:

  • кредитов;
  • дотационных соглашений;
  • трансфертных операций;
  • иные денежные переводы.

Эти средства реализуются при помощи взносов из федерального налогового бюджета. Эти денежные средства должны пройти обязательную проверку, и уже потом будут направлены на распределение в различные бюджеты, в том числе и в региональный. Сумма данной помощи, которая необходима для соответствующего региона страны, вычисляется на основании норм и действующих инструкций, которые входят в число верховных законодательных документов.


Региональный бюджет играет роль ключевой составляющей каждого плана той или иной части страны, поэтому его основной задачей будет являться эффективное и целевое обеспечение затратной части, которая необходима при осуществлении заданных государством функций и обязанностей. Заполнение этого вида бюджета реализуется при помощи разного рода перечислений и взносов, как было сказано выше. Каждый взнос является конкретной формой денежных запасов. Например:

  1. дотации – это деньги, которые были зачислены из другого бюджета, чтобы обеспечить баланс в случае дефицита одного из бюджетов. Перевод средств осуществляется в конкретно установленной сумме.
  2. трансферт – это деньги, которые переправляются бюджету на местном уровне из федерального бюджета для существенного урегулирования достатка каждого региона страны.
  3. субвенция – это определенная сумма денег, которая выдается из федерального бюджета, для осуществления определенного мероприятия социальной направленности.

Распределение регионального бюджета

Деньги из регионального бюджета распределяются, в основном, по определенным путям, где основополагающими являются:

  • предоставить нужную величину денежных средств для эффективной деятельности государственной власти;
  • погасить и обслужить все долги государства;
  • обеспечить осуществление всей составляющей необходимых расходов, которые направлены на организацию выборных мероприятий или референдумов;
  • осуществление программ и мероприятий, которые необходимы в том или ином регионе страны;
  • купить и реализовать имущественной собственности государственного аппарата, которое будет принадлежать регионам страны;
  • реализовать систему отношений регионов с зарубежными странами или поддерживать действующие отношения;
  • обеспечить государственные организации и компании денежными средствами для того, чтобы те могли своевременно и эффективно развиваться;
  • спонсировать средства массовой информации при их участии в становлении социально-значимых мероприятий в регионах;
  • предоставлять деньги в бюджет местным органам самоуправления;
  • выделять денежные запасы для органов местного самоуправления с последующей передачей определенных государственных функций.


Региональный бюджет не реализуется без расходов, которые постоянно направлены на финансовую стабильность в регионах, а также на улучшение различных социальных областей: медицина, образование, жилищное хозяйство, дорожная система, пенсионные начисления и т.д. Именно из данного бюджета идет спонсирование всех социально-значимых областей: сельская и продуктовая промышленность, коммунальная сфера, медицинские направления и др. Региональный бюджет играет некую роль некого рычага для того, чтобы постепенно повысить уровень качества жизни всех жителей Российской Федерации.

Система бюджетирования в разных регионах страны имеет некоторые отличия, поскольку запросы в разных точках страны могут кардинально различаться. Например, в бюджетах областного, городского или краевого характера расходы, направленные на социальные и культурные программы, равняются практически 50% от всей величины бюджета, то в бюджетах сельской или поселковой направленности данный показатель увеличивается до 87%.

В современном мире, где наблюдается постоянный рост городов в геометрической прогрессии, происходит увеличение расходной части на каждого человека, проживающего в Российской Федерации. Именно этот показатель является одним из самых важных при становлении регионального бюджета и всей бюджетной системы страны.

Помимо этого, в последнее время экспертами был зафиксирован рост потребностей среди жителей маленьких городов или поселков городского типа, которые так же как и жители крупных городов, хотят улучшить свои жилищные условия, качество образования, медицинских услуг и т.д.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

В переводе с латинского "принцип" (phncipium) означает основу, пер­воначало чего-либо. В юридической науке под принципами традиционно понимаются закрепленные в действующем законодательстве основопо­лагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность и глав­ные направления государственной политики в области правового регу­лирования соответствующих общественных отношений.
Принципы той или иной экономико-правовой системы - это общеобяза­тельные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся высшей императивностью, определяющие содержание такой системы и выступающие во многих случаях высшими критериями правомернос­ти поведения участников правоотношений, формирующихся в процес­се функционирования этой системы33.
2, Принципы бюджетной системы РФ - это основополагающие и руково­дящие идеи, ведущие положения, определяющие функционирование этой системы и в целом - бюджетных правоотношений. Принципы на­ходят свое непосредственное выражение в нормах бюджетного права.
Содержание принципов бюджетной системы РФ составляют:
принцип законности (принцип надлежащей правовой формы бюджетов);
единства бюджетной системы РФ;
• разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной систе­мы РФ; самостоятельности бюджетов;
полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета;
эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности бюджетной деятельности;
достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств. Значение и содержание принципа законности (надлежащей правовой формы) бюджетов заключается в том, что бюджет должен быть утверж­ден только в надлежащей правовой форме - законом. Данный принцип закреплен в ст. 11 БК РФ, в соответствии с положениями которой:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фон­дов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов;
бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюд­жетные фонды - в форме законов субъектов РФ;
местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами му­ниципальных образований.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство право­вой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, прин­ципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расхо­дов и ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.
33 См. подр.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева.
3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2000. С. 134 - 137.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ заключается в закреплении соответствующих видов дохо­дов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расхо­дов за органами государственной власти РФ, органами государствен­ной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
• право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соот­ветствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуще­ствлять бюджетный процесс;
%/ наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством;
*/ законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полно­мочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соот­ветствии с Б К РФ и налоговым законодательством РФ;
%/ право органов государственной власти и местного самоуправления са­мостоятельно в соответствии с БК РФ определять направления расхо­дования средств соответствующих бюджетов;
\/ право органов государственной власти и местного самоуправления са­мостоятельно в соответствии с БК РФ определять источники финанси­рования дефицитов соответствующих бюджетов;
недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюд­жетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, воз­никших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключе­нием случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходыи рас­ходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджет­ным законодательством РФ, законами о государственных внебюджет­ных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государствен­ных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансиро­ванию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюд­жетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.
Принцип сбалансированности бюджета заключается в том, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммар­ному объему доходов бюджета и поступлений из источников финанси­рования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов упол­номоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его де­фицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюд­жетов других уровней бюджетной системы РФ.
Принцип гласности бюджетной деятельности означает:
обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюдже­тов и отчетов об их исполнении;
полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов;
доступность иных сведений по решению законодательных (представи­тельных) органов государственной власти и местного самоуправления;
обязательную открытость для общества и средств массовой информа­ции процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюдже­тов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей про­гноза социально-экономического развития соответствующей террито­рии и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Комментарий к Ст. 48 Бюджетного кодекса РФ

Регулирующие доходы бюджетов - это виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с нормативными отчислениями, установленными на определенный срок. Ими являются, как правило, федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты.

Соответствующие нормативы устанавливаются обычно в процентах и закрепляются либо ежегодно - на очередной финансовый год, либо на долговременной основе - не менее чем на три года по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений могут закрепляться в законе о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, или в законе о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы.

Так, нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 2002 год содержатся в приложении 2 к Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год". Например, акциз на водку и ликероводочные изделия распределяется между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации в пропорции 50 на 50. Что же касается поступлений от налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, то в 2002 году 60% таких поступлений идут в федеральный бюджет, а 40% поступают в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и т.д.

Субъекты Российской Федерации, принимая законы о региональных бюджетах, определяют, поступления каких налогов и в каких пропорциях будут зачисляться в местные бюджеты. Так, например, в приложении 2 к Закону Тюменской области от 11 октября 2001 года N 424 "Об областном бюджете на 2002 год" содержатся нормативы (ставки) отчислений от регулирующих налогов и доходов в бюджеты муниципальных образований и областной бюджет на 2002 год. В этом приложении в качестве регулирующих налогов представлены налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и акцизы.

В комментируемой статье содержится норма, в соответствии с которой при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Действие этой нормы, нацеленной на предоставление большей финансовой автономии регионам, на протяжении 2001 года было приостановлено (пункт 31 приложения 38 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год"). Такая же участь постигла эту норму и в 2002 году (пункт 37 приложения 17 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год").

Комментируемая статья Бюджетного кодекса РФ значительно "увеличилась в объеме" после того, как в нее были внесены дополнения Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 126-ФЗ. Данным Законом во вторую часть Налогового кодекса РФ была включена глава 26 "Налог на добычу полезных ископаемых". В связи с этим в комментируемую статью Бюджетного кодекса РФ были включены отдельные положения, касающиеся распределения поступлений от налога на добычу полезных ископаемых между федеральным, региональным и соответствующим местным бюджетами.

Такое повышенное внимание законодателя к проблеме распределения поступлений от налога на добычу полезных ископаемых между бюджетами разных уровней объясняется особым фискальным значением данного налога.

Нормативы распределения поступлений от налога на добычу полезных ископаемых между бюджетами разных уровней зависят как от вида полезных ископаемых, так и от места их добычи.

1. Добытые полезные ископаемые, кроме углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых.

Добытыми полезными ископаемыми в целях налогообложения признаются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование (ст. 337 Налогового кодекса РФ).

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется следующим образом:

40% от суммы налога - в доход федерального бюджета;

60% от суммы налога - в доход бюджета субъекта Российской Федерации.

2. Добытые полезные ископаемые в виде углеводородного сырья.

К числу таких полезных ископаемых относятся, например:

нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная, газовый конденсат из нефтегазоконденсатных месторождений;

газовый конденсат из газоконденсатных месторождений, прошедший операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей;

газ горючий природный из газовых и газоконденсатных месторождений;

газ горючий природный и попутный нефтяной газ из нефтяных (газонефтяных, нефтегазовых) и нефтегазоконденсатных месторождений (ст. 337 Налогового кодекса РФ).

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом:

80% от суммы налога - в доход федерального бюджета;

20% от суммы налога - в доход бюджета субъекта Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья на территории автономного округа, входящего в состав края или области, распределяется следующим образом:

74,5% от суммы налога - в доход федерального бюджета;

20% от суммы налога - в доход бюджета округа;

5,5% от суммы налога - в доход бюджета края или области.

3. Общераспространенные полезные ископаемые. Региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, определяются органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации (п. 6 ст. 3 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" ). При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации.

--------------------------------
Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 10. Ст. 823.

4. Налог на добычу любых полезных ископаемых зачисляется в полном объеме в федеральный бюджет, если полезные ископаемые были добыты:

а) на континентальном шельфе. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка ;

--------------------------------
Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 49. Ст. 4694.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

б) в исключительной экономической зоне. Согласно статье 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 года "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" под исключительной экономической зоной Российской Федерации понимается морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", международными договорами и нормами международного права;

--------------------------------
Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 51. Ст. 6273.

в) за пределами территории Российской Федерации. Речи идет о добыче полезных ископаемых на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора.

Читайте также: