Почему грамотная налоговая политика важна для процветания государства

Опубликовано: 30.04.2024

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.


Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.

\u041e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0438\u0437 \u043f\u0440\u0438\u0447\u0438\u043d \u0443\u043f\u043b\u0430\u0442\u044b \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432 \u0432\u044b\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430\u0435\u0442 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u044c \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u00ab\u0441\u0438\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445\u00bb - \u00ab\u0441\u043b\u0430\u0431\u044b\u043c\u00bb. \u0422\u043e \u0435\u0441\u0442\u044c, \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u043c\u0438 \u0441\u043b\u043e\u0432\u0430\u043c\u0438, \u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0431\u043b\u0430\u0433 \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0441\u043b\u043e\u044f\u043c\u0438 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f. \u041d\u043e \u0437\u0430\u0434\u0430\u0447\u0430 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430, \u0432 \u043f\u0435\u0440\u0432\u0443\u044e \u043e\u0447\u0435\u0440\u0435\u0434\u044c \u2013 \u043e\u0431\u0435\u0441\u043f\u0435\u0447\u0438\u0442\u044c \u0432\u0441\u0435\u0445 \u0434\u043e\u0441\u0442\u043e\u0439\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u0430\u043c\u0438.\n

\u041f\u0440\u0438\u043c\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432 \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u043e\u0434\u043d\u0438\u043c \u0438\u0437 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043c\u0435\u0442\u043e\u0434\u043e\u0432 \u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0438 \u043e\u0431\u0435\u0441\u043f\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432\u0437\u0430\u0438\u043c\u043e\u0441\u0432\u044f\u0437\u0438 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441\u043e\u0432 \u0441 \u043a\u043e\u043c\u043c\u0435\u0440\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u043c\u0438 \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441\u0430\u043c\u0438 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439, \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u0438\u0439 \u043d\u0435\u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u043e \u043e\u0442 \u0432\u0435\u0434\u043e\u043c\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0434\u0447\u0438\u043d\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438, \u0444\u043e\u0440\u043c \u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u043e - \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0444\u043e\u0440\u043c\u044b \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u0438\u044f. \u0421 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u044c\u044e \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432 \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u044f\u044e\u0442\u0441\u044f \u0432\u0437\u0430\u0438\u043c\u043e\u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439, \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u0438\u0439 \u0432\u0441\u0435\u0445 \u0444\u043e\u0440\u043c \u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0441 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0438 \u043c\u0435\u0441\u0442\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442\u0430\u043c\u0438, \u0441 \u0431\u0430\u043d\u043a\u0430\u043c\u0438, \u0430 \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u0441 \u0432\u044b\u0448\u0435\u0441\u0442\u043e\u044f\u0449\u0438\u043c\u0438 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044f\u043c\u0438. \u041f\u0440\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u0438 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432 \u0440\u0435\u0433\u0443\u043b\u0438\u0440\u0443\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432\u043d\u0435\u0448\u043d\u0435\u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c, \u0432\u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u044f \u043f\u0440\u0438\u0432\u043b\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043d\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0439, \u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u0443\u0435\u0442\u0441\u044f \u0445\u043e\u0437\u0440\u0430\u0441\u0447\u0435\u0442\u043d\u044b\u0439 \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434 \u0438 \u043f\u0440\u0438\u0431\u044b\u043b\u044c \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u0438\u044f. ">]" data-test="answer-box-list">

Налоговая политика — сложное по своей структуре явление. Даже на уровне определения данного термина в среде экспертов возникают дискуссии. Какова специфика реализации налоговой политики на предприятиях, а также в рамках активностей государственных органов власти? Каковы особенности российской модели выстраивания системы налогов и сборов?

Сущность налоговой политики

Что такое «налоговая политика»? Согласно распространенной точке зрения, данное явление можно считать составной частью другого, более масштабного направления деятельности государства. А именно — финансовой политики. Под таковой обычно понимается комплекс мер, реализуемых политическими институтами и направленных на получение и последующее эффективное использование финансовых ресурсов. Термин «налоговая политика» может употребляться не только в контексте деятельности государства.

Налоговая политика

Соответствующий тип активности может определяться как часть стратегии развития бизнеса, направленной, как вариант, на оптимизацию отчисления налоговых платежей с выручки. Правда, как отмечают многие исследователи, в этом контексте термин, о котором идет речь, употреблять не вполне корректно с той точки зрения, что предприятие не может быть субъектом налоговой политики. Однако в неофициальном порядке соответствующее направление деятельности фирмы в некоторых случаях именуется созвучно исследуемому термину.

Как может звучать определение термина «налоговая политика»? В российской экспертной среде распространена формулировка, в соответствии с которой рассматриваемое явление можно понимать как деятельность государственных и муниципальных органов власти, направленных на обеспечение корректного и своевременного сбора налоговых платежей с субъектов, которые по закону должны их производить. Цель сбора налогов — пополнение бюджета на том или ином уровне (если говорить о российской модели — государственном, региональном или же муниципальном). В свою очередь, за распределение полученных денежных ресурсов отвечают, как правило, субъекты политического управления в рамках иных сфер финансовой политики.

Частная или государственная сфера?

Выше мы отметили, что понятие налоговой политики может быть связано не только с деятельностью государственных органов, но также и с активностями различных субъектов правоотношений, не относящихся к политическим институтам. Многие эксперты считают, что термин, о котором идет речь, допустимо трактовать в контексте деятельности любых субъектов, которые так или иначе связаны с налогами.

Однако предприятия в этом случае будут, вероятнее всего, объектами соответствующего административного воздействия со стороны власти, то есть налогоплательщиками, а государственные и муниципальные органы — субъектами, теми, кто взимает в законном порядке соответствующие сборы в казну. Термин «налоговая политика предприятий», по сути, корректен, однако оспаривается экспертами, приводящими вышеперечисленные аргументы. То есть политика как вид деятельности должна проводиться прежде всего институтом, претендующим на субъектность, считают аналитики.

Налоговая политика государства

Таким образом, многие юристы считают, что налоговая политика — это в общем случае все же прерогатива государства (или иных административно-политических субъектов — муниципалитетов, частей федерации и т. д.). При этом, как мы отметили выше, она реализуется как часть более масштабного направления деятельности властей — финансовой политики. Не считая, собственно, активностей политических институтов в области налогов, существует большое количество других сфер, которые так или иначе входят в финансовую отрасль государственного управления. Какие это сферы?

Налоговая политика и смежные с ней сферы

Прежде всего, это бюджетно-налоговая политика. Ее основной признак — деятельность государственных институтов, вовлеченных в соответствующие процессы. Она направлена, во-первых, на стимулирование роста бюджетных доходов, а во-вторых, на создание условий для эффективного их использования. В состав финансовой политики входит также таможенная сфера. Это обусловлено тем, что значительный объем финансовых потоков, контролируемых государством, формируется именно на государственной границе — как результат взимания различных сборов и пошлин. Государственная налоговая политика также соседствует с монетарным направлением деятельности политических институтов. Здесь речь идет об активностях, в рамках которых эмитируется национальная валюта, ведется управление банковской сферой, решаются вопросы кредитования, формирования резервов и т. д. Существует также налоговая учетная политика. Можно отметить, что соответствующие ей активности многие эксперты относят к тем, что свойственны как раз таки для субъектов правоотношений, не относящихя к политическим институтам. Данный вид деятельности — прерогатива бизнесов, перед которыми стоит задача корректного исчисления сборов и контроля над их своевременной уплатой в государственную казну.

Значение налоговой политики

Налоговая политика государства может оказывать сильнейшее влияние на национальную модель развития экономики. Это прослеживается сразу в нескольких аспектах. Во-первых, от того, насколько эффективным будет сбор налогов, зависят бюджетные возможности государства, а значит, способность властей выполнять свои обязательства, прежде всего социального характера. Во-вторых, регулируя величину тех или иных налогов, вводя какие-либо из них или, наоборот, отменяя, государство в значительной степени определяет динамику развития национальной предпринимательской сферы, формирует условия для ее инвестиционной привлекательности. Некоторые эксперты считают, что налоговая политика государства — это, по сути, постоянный поиск компромисса между двумя отмеченными началами. То есть, с одной стороны, власть желает выполнять свои бюджетные обязательства, с другой — обеспечивать комфортные условия ведения деятельности для налогоплательщиков.

Цели налоговой политики

Выполнение социальных задач — не единственная цель, которую предопределяет бюджетно-налоговая политика, проводимая государством. Есть и другие. В числе важнейших с точки зрения поддержания суверенитета страны — это финансирование в достаточных объемах национальных вооруженных сил, правоохранительных органов и других институтов исполнительной власти, важных с точки зрения качества политического управления государством. Ресурсы для пополнения бюджета в требуемых объемах нужны государству с точки зрения решения приоритетных задач на международной арене. Если инструменты налоговой политики, используемые властями, в достаточно мере эффективны, то монетарные власти страны с минимальной вероятностью будут зависеть от иностранных кредиторов. Суверенный бюджет — одно из ключевых условий выстраивания успешного, независимого государства.

Направления работы в рамках налоговой политики

Какого рода направлениями работы властей характеризуется налоговая финансовая политика? Если говорить о специфике российской модели, то можно выделить следующий их спектр:

  • совершенствование национального механизма сбора налогов, регулирующей его правовой системы с целью оптимизации динамики поступлений сборов в казну;
  • осуществление контроля за качеством исполнения ключевых пунктов государственной стратегии в области взимания налогов;
  • рационализация административных мер в области налогообложения;
  • грамотная реструктуризация долгов на уровне государственных механизмов кредитования, а также в области бюджетных отношений;
  • рациональное распределение средств в рамках бюджетных отношений;

При этом с целью решения соответствующих данным направлениям активностей политических институтов задач задействуются как законотворческие механизмы, так и исполнительные в балансе, оптимальном с точки зрения управляемости процессом и эффективности функционирования институтов.

Структура налоговой политики

Каковы основные направления налоговой политики в современных государствах? Какова структура рассматриваемого направления деятельности институтов политического управления? Эксперты выделяют три основных компонента налоговой политики.

Во-первых, это концептуальная проработка ключевых элементов стратегии государства в области сбора платежей в казну. В рамках данного направления деятельности часто задействуется научный инструментарий, используются результаты исследования объективных законов развития экономики страны, особенностей выстраивания социальных коммуникаций.

Во-вторых, это определение оптимальных механизмов распределения доходов исходя из необходимых приоритетов в финансировании тех или иных отраслей экономики государства, а также специфики международной и внутренней политической обстановки.

В-третьих, это практическая законотворческая, исполнительная, а в ряде случаев также и судебная деятельность государственных органов власти, основанная на проведенной работе в рамках первых двух направлений активностей политических институтов.

Критерии эффективности налоговой политики

Каковы критерии эффективности проводимой государством налоговой политики? Есть весьма разнообразный спектр мнений исследователей на этот счет. Некоторые эксперты полагают, что основной критерий — способность государства обеспечивать финансовый суверенитет, о котором мы говорили выше. Который непосредственным образом влияет на независимость в решении политических задач. Таким образом, если текущие направления налоговой политики выстроены так, что страна не испытывает проблем с выплатами внешнего долга или вовсе обходится без международных займов, то это значит, что соответствующее направление деятельности государства реализуется эффективно.

Бюджетно-налоговая политика

Есть точка зрения, в соответствии с которой качество налоговой политики определяется совокупностью неких макроэкономических показателей, таких как, например, рост ВВП страны, увеличение торгового сальдо, укрепление курса национальной валюты и т. д. Эксперты, которые считают данные критерии первостепенными, аргументируют свою точку зрения тем, что макроэкономические индикаторы — в достаточной мере наглядный показатель эффективности работы всей финансовой системы государства, важнейшая часть которой — налоговая политика.

Есть аналитики, которые считают ключевым критерием степень благосостояния общества. При этом оценивать его можно по-разному: сравнивая с теми или иными показателями в зарубежных странах (например, по признаку покупательной способности средней зарплаты), исследуя, например, общественное мнение с помощью социологических опросов. Вполне возможен вариант, когда население, имея объективно скромные финансовые возможности, тем не менее считает, что предлагаемая им властями модель экономического развития приемлема.

Налоговый механизм

Налоговая политика предприятия (если условиться, что данный термин в полной мере применим к деятельности субъектов вне государственной сферы) или политических институтов, так или иначе, базируется на совокупности неких принципов, которые, в свою очередь, становятся частью налогового механизма, в функционировании которого принимает участие непосредственный субъект финансовых отношений. Каковы его характеристики и особенности?

Налоговый механизм, реализуемый на уровне национальной экономики, хозяйственной системы региона, муниципалитета или отдельного предприятия — это совокупность методов, с помощью которых тот или иной субъект правоотношений в финансовой сфере достигает своих целей. Для государства это увеличение налогов (не в ущерб интересам бизнеса), для предприятий - уменьшение сборов (без негативного влияния на бюджет). Основные элементы механизма, о котором идет речь — это планирование, регулирование, а также контроль.

Налоговая политика предприятия

Налоговая политика организации в аспекте планирования предполагает выстраивание системы прогнозирования необходимых для конкретного предприятия отчислений, обусловленных законодательными предписаниями или же объективным ходом экономических процессов на уровне национальной, региональной или отраслевой хозяйственной систем. В свою очередь, государство, в принципе, задействует тот же метод — составление прогнозов, однако выступает субъектом сбора налогов. Планирование может быть при этом оперативным, текущим или же стратегическим.

Налоговое регулирование — тип активностей, который, в свою очередь, характерен только для государственных органов, вовлеченных в процессы финансового управления. Предприятие в силу закона не может быть субъектом данного типа активностей. Ключевые принципы налогового регулирования, которое можно считать прерогативой государства — обоснованность, целесообразность, а также приоритет баланса интересов различных субъектов правоотношений.

Налоговая политика РФ

Налоговый контроль, в свою очередь, может осуществляться как предприятиями, так и государством. При этом бизнесы могут быть как субъектом, так и объектом соответствующего контроля. В первом случае налоговая политика предприятия предполагает ведение мониторинга структур, ответственных за корректное исчисление и своевременную уплату сборов в казну, во втором — возможные проверки со стороны государственных органов. В свою очередь, политические институты в общем случае выступают субъектами налогового контроля, проверяя, насколько, в частности, высок уровень платежной дисциплины тех же предприятий в аспекте перечисления необходимых сборов в казну.

Российская модель налоговой политики

Какими особенностями характеризуется налоговая политика России? Мнения экспертов на этот счет самые разные. Можно отметить, что налоговая политика РФ имеет фактически официальный статус: издаются федеральные законы, в положениях которых в конкретных цифрах указаны те или иные показатели, характеризующие приоритеты государства в организации сборов в казну. Однако предмет дискуссий — интерпретация данных цифр.

Налоговая финансовая политика

Есть эксперты, которые считают, что современная налоговая политика России выстроена в достаточной мере сбалансированно. В частности, ставки в отношении выручки организаций — ниже, чем во многих западных странах. Есть льготные режимы налогообложения - «упрощенка», патентная система, ЕНВД. Важным достижением российских властей аналитики считают выстроенную систему отчислений федеральных и региональных налогов в пользу муниципалитетов в рамках нормативов, отраженных в Бюджетном кодексе РФ. Таким образом ликвидируется неравенство регионов и городов в аспекте ресурсов для экономического развития. Единство бюджетной системы, таким образом, оценивается как позитивный фактор в аспекте повышения эффективности налоговой политики государства.

Если охарактеризовать российскую модель налоговой политики в рамках очень простой схемы, то устроена она примерно так. Сборы в казну РФ делятся на федеральные, региональные и муниципальные. Платятся они в общем случае с целью финансирования расходов на соответствующих уровнях бюджета. В РФ принято сразу несколько видов налогов. Классифицировать их можно на несколько основных групп:

  • подоходные (налоги на прибыль);
  • имущественные;
  • пошлины;
  • акцизы и сборы;

При этом в рамках каждой из групп может присутствовать достаточно большое количество очень несхожих сборов. Так, например, есть подоходный налог для физических лиц — НДФЛ, который составляет 13%. Есть сбор, взимаемый с прибыли предприятий, — 20%. Есть налог, который исчисляется в рамках упрощенной схемы, — 6% с выручки или 15% с чистой прибыли.

Современная налоговая политика

Существуют сборы социального характера — пенсионные, направляемые в ПФР, а также взносы в ФСС или ФОМС. Исчисляются они на основе величины оплаты труда персонала, работающего в организациях, или же как фиксированные величины для индивидуальных предпринимателей. Также предусмотрен ряд механизмов, в рамках которых возможно зачтение определенных видов налогов по факту уплаты иных сборов. Также законом предусмотрены различные сценарии возврата налогоплательщиками излишне уплаченных сумм в государственную казну.

Есть специалисты, которые считают, что налоговая политика РФ далека от сбалансированной и требует модернизации — пусть и не срочной, но осуществимой в обозримом будущем. Дело в том, что, как полагают аналитики, тот объем социальных задач, которые взяло на себя государство, с трудом осуществимы при текущей системе сбора налогов.

Это выражается, в частности, в том, что фактическая налоговая нагрузка предприятий номинально, быть может, и не самая объемная дополняется широким спектром социальных обязательств. Так, например, российские предприятия должны отдавать значительный объем средств из фондов оплаты труда сотрудников на взносы в ПФР, ФСС и ФОМС. Также, как полагают исследователи, в РФ было бы неплохо ввести прогрессивную модель сбора налогов, как это организовано во многих странах мира. При этом целесообразно, полагают аналитики, ввести порог выручки, не облагаемый налогом — это могло бы стимулировать предпринимательство.

Кручинина Евгения Ильинична
Агапова Анна Александровна

1. факультет экономики и права,
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
2. к.э.н., доцент, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова

Kruchinina Evgeniya Ilyinichna
Agapova Anna Alexandrovna

1. Faculty of Economics and Law,
Plekhanov Russian University of Economics
2. Ph.D., Associate Professor, Department of Accounting and Taxation
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation

Аннотация: Для преодоления последствий пандемии многие страны используют различные инструменты поддержки экономики, в том числе бюджетные меры. Это неудивительно, поскольку значительная часть предприятий переживает падение спроса на свои услуги и, как следствие, резкое снижение прибыли. На фоне экономических проблем гибкое управление налоговыми обязательствами становится одной из важнейших задач любой компании. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В частности, если в начале 2020 года, до начала эпидемии COVID-19 в России, ожидался рост экономики на 1,9%, то к 2021 году увеличение должно составить не менее 3,1%. Вместе с тем приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла.

Abstract: To overcome the consequences of the pandemic, many countries use various tools to support the economy, including budgetary measures. This is not surprising, since a significant part of enterprises is experiencing a drop in demand for their services and, consequently, a sharp decline in profits. Against the backdrop of economic problems, the flexible management of tax liabilities becomes one of the most important tasks of any company. Given the macro-forecast prepared by the Ministry of Finance of Russia is fundamental, with great uncertainty due to the unpredictability of the abolition of quarantine measures, but does not take into account the measures currently included in the Economic Recovery Plan. In particular, while at the beginning of 2020, before the beginning of the coronavirus epidemic in Russia, the economy was expected to grow by 1.9%, by 2021 the increase should be at least 3.1%. At the same time, the priority of the national economic recovery plan is to increase citizens' incomes, restore effective employment and restart the investment cycle.

Ключевые слова: налогоплательщики, офшорные государства, инвестиции, налогообложение, государственная политика, налоговое планирование, корпорации

Keywords: taxpayers, offshore states, investment, taxation, government policy, tax planning, corporations

Введение. Необходимость регулирования процедуры налогового аудита сейчас как никогда актуальна. В Налоговом кодексе только 15 статей (статьи 87-101 НК РФ) посвящены налоговым проверкам и, соответственно, различным процессуальным действиям при их проведении. Регулировать все имеющиеся нюансы, появляющиеся при осуществлении налоговых проверок, с помощью пятнадцати статей для налогоплательщиков является очень затруднительно [1, 2]. В связи с этим существует необходимость совершенствования действующего налогового законодательства и определения процессуальных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Выездная налоговая проверка — это серьезная проверка для налогоплательщика, которую можно преодолеть, зная, в каких случаях налогоплательщик включен в план проверки, какие полномочия предоставляются налоговым органам, что происходит после завершения проверки [3, 4].

При этом по действующему законодательству налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, и предоставляет контролирующим органам право проводить выездные мероприятия. В этом случае выездная проверка является наиболее «проблемной» для налогоплательщика, так как связана с присутствием должностных лиц налоговой службы на территории налогоплательщика и представлением первичных документов [5, 6].

Целью исследования является изучение сущности налоговой политики РФ с учетом влияния карантинных мер. В качестве объекта исследования является действующая налоговая политика государства. Предметом исследования является сущность и роль налоговой политики государства, с учетом влияния на экономику по причине влияния COVID-19. Для решения поставленной цели были решены следующие задачи: раскрыть понятие и сущность налоговой политики, выявить основные проблемы и сложности ее проведения с учетом влияния на экономику CОVID-19, определить степень влияния пандемии на рабочее население и государство в целом, с учетом сведений статистических данных.

Основная часть. Налоговая политика является неотъемлемой частью бюджетной политики государства, направленной на формирование такой налоговой системы, которая будет способствовать накоплению и рациональному использованию национального богатства страны, способствовать гармонизации экономических и социальных интересов и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. Основными целями проводимой налоговой политики являются:

  1. Меры, направленные на снижение уровня инфляции [7].
  2. Факторы, способствующие увеличению национального дохода [8].
  3. Меры, направленные по решению проблем с безработицей в целях выравнивания экономических колебаний [9].

В этой связи целями налоговой политики для снижения инфляции могут достигаться за счет следующих факторов.

  1. Фискальный факторы, с помощью которых для удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, осуществляется достижение заданных параметров экономической и социальной политики государства, с учетом управленческих функций государства.
  2. Экономическое взаимодействие, которое способствует более эффективному участию государства в регулировании экономики страны, а также способствует поддержанию заданных параметров экономического роста [10, 11]. При данном подходе в большей степени ликвидируется действующее неравенство в социальном аспекте, а также стимулируется накопление инвестиций, направленных на увеличение капитала.
  3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства в отношении полученных доходов между категориями групп населения. При этом в большей степени направлено на защиту социальных слоев населения.
  4. Экологические — содействие охране окружающей среды и рациональному использованию природных биоресурсов, с учетом порядка сохранения природного наследия.
  5. Международные — контроль за устранением двойного налогообложения, устранить возможность уклoнeния oт уплаты налогов, унификация налоговых систем национальных экономических систем разных стран [12, 13].

Вместе с тем в текущем налоговом периоде из-за ограничительных мер во многих странах мира и, в частности, в России, экономическая сфера терпит значительные убытки (табл. 1).

Ограничительные меры, связанные с CОVID-19 в мировой экономике на август 2020г.


Составлено по данным https://interfax.by/news/policy/raznoe/1273122/

При этом, чтобы понять, необходимо составить список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии: торговля ВЭД, транспорт (воздушный, автомобильный), туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, oфф-лайн услуги и развлечения (парикмахерские, фитнес, спортивные, театральные, кино и т.д.). Однако можно выделить и сферы экономики, в которых наблюдаются положительные тенденции: электронная торговля, продукты питания и готовые блюда, онлайн-развлечения, производство и реализация лекарственных товаров и медикаментов, медицина, особенно дистанционная медицина. При этом особенно примечательна нефтяная промышленность, которая вступила в зону турбулентности после неудачных переговоров в странах ОПЕК, когда влияние CОVID-19 начало распространяться на территории стран ЕС и США. Падение общемирового спроса более, чем на 20% привело к серьезному кризису перепроизводства, заполнив все возможные пробелы складских мощностей и полному использованию всех имеющихся танкеров. Продление этой ситуации на три-шесть месяцев приведет к вынужденному закрытию большого количества скважин, а не только битумных сланцев [14]. Но это также грозит заморозкой инвестиций в новые проекты, приостанавливая существующие, что может вызвать гораздо большие проблемы, чем просто переизбыток поставок нефти. Как следствие, многие малые и средние предприятия могут не выжить в текущем кризисе.

План восстановления экономики. Приоритетом плана восстановления национальной экономики является увеличение доходов и сокращение расходов, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла, по мнению Минфина России. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути цифрoвизации и дистанционной работы. Нет сомнений, что борьба с кoронавирусом — благородная и очень дорогая задача, однако решая ее, государство корректирует правила в экономике. Было установлено, что в какой-то ситуации — это возможно, для того, чтобы сохранить ежедневную работу бизнеса до очень благородных целей, ограничивать свободное передвижение товаров и людей по одним и тем же основаниям, изменить налоговую систему, которая формировалась на протяжении многих лет и расширить почти всю экономическую деятельность, находящуюся в состоянии неизвестности и неустойчивости, не дожидаясь возвращения к нормальной жизни.

В этой связи устойчивая бизнес-модель кризиса будет основана на близости к государству. Можно предположить, что крупнейшая российская компания совместно с ОАО «Газпром» и Сбербанком станет универсальным рынком («государственные услуги» условно), на котором можно будет сконцентрировать большую часть жизненно важных услуг и обеспечить население наиболее востребованными — сначала услугами, а затем и товарами. Выход из кризиса представляет собой комплекс мер, которые должны быть приняты в среднесрочной перспективе. Между тем важно понимать, что на макроэкономическом уровне кризисные явления в экономике 2020 года являются решающей проверкой качества и количества как науки, так и всей инновационной сферы экономики, а также способности государством объединить общие усилия для преодоления сложившейся ситуации. Прежде чем обсуждать необходимость принятия каких-либо мер по смягчению последствий и восстановлению, важно понять, какими ресурсами и инструментами государство располагаем. С начала 2020 года в стране накоплены значительные денежные средства в виде резервов, управляемых Банком России. При этом сбалансированные показатели бюджета страны наблюдается на протяжении последних нескольких лет. Полным ходом идет работа по импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности. Показатель инфляции достиг своего многолетнего минимума. Низкий уровень безработицы и рост реальных доходов населения. Сформирована и развивается независимая от государства информационная среда. Таким образом в стране имеются финансовые и нематериальные ресурсы.

Вместе с тем важно скорректировать для формирования новой структуры – антикризисной политики государства, которая способна скоординировать деятельность всех структур, связанных с эпидемией. При этом сформированная структура должна привлечь, включая сообщество экспертов и использование кадровых резервов для повышения эффективности работы гос структур. Многие эксперты и профессионалы, аналитики и предприниматели, по разным причинам не связанные с государственными органами, откликнутся на призыв и примут участие в борьбе с угрозой, которая нависает над обществом в целом. Таким образом, для снижения отрицательного воздействия на экономику важно в среднесрочной перспективе:

  1. Пересмотреть бюджет на 2020 год и разделить его на периоды, с возможностью немедленного перераспределения финансовых ресурсов., посредством осуществления вливания денежных средств в экономику.
  2. Восстановить в полном объеме величину денежной массы.
  3. Строго контролировать действующие операции, связанные с иностранной валютой и ее регулированием.
  4. Борьба с безработицей — субсидирование работодателей, в период действия антикризисных мер, части налогов, не превышающей один вид льгот, для новых работников, имеющих официальный статус безработного свыше двух месяцев.
  5. Вовлечение трудоспособного населения, получившего статус безработного, в сезонные или иные работы [15].

Следует отметить, что по мнению большинства экономистов безработица в России в 2020 году будет самой высокой с 2011 года и вырастет до 5,7%. В среднесрочной перспективе уровень безработицы начнет снижаться: в 2021 году он составит 5,4%, в 2022 году — 4,9%, в 2023 году — 4,7%. При этом реальные располагаемые доходы уменьшатся на 3,8% в конце этого года, а затем начнут увеличиваться на 2,8% в 2021 году, на 2% в 2022 году и на 2,6% в 2023 году. По данным Росстата, во втором квартале реальные доходы населения сократятся на 6%, без антикризисных мер поддержки населения снижение составит 7,5% (рис. 2).


Рисунок 2. Динамика безработицы в России на рынке труда за 2020 год.

Вместе с тем актуальный макропрoгноз является базовым и подготовлен в условиях высокой неопределенности из-за непредсказуемости снятия карантинных мер, поэтому министерство уточнит его параметры в августе — сентябре. Кроме того, макропрoгноз не учитывает мер, которые закладываются сейчас в план восстановления экономики. В январе, до начала эпидемии корoнавируса в России, МЭР прогнозировало рост экономики в 2020 году на 1,9%, в 2021 — на 3,1%. По данным Минэкономразвития, российская экономика не вернется на докризисный уровень до первой половины 2022 года. «Ключевым фактором снижения ВВП в этом году является внутреннее ограничение, по сути, второй квартал и постепенный выход из него. К 2021 году мы все еще ожидаем восстановления экономики на уровне 2,8%. Если говорить в годовом исчислении, то выход на докризисный уровень — это все равно первая половина 2022 года», — сказал Решетников журналистам на брифинге, добавив, что министерство ожидает отмены карантинных ограничений в августе-сентябре [16, 17]. По оценкам Минэкономразвития, самое большое падение ВВП в этом году ожидается во втором квартале, когда из-за карантина экономика замедлилась — на 9,5% по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что в третьем и четвертом кварталах падение замедлится до 6,3% и 5,2% соответственно. Отмечено, что с ослаблением карантинных ограничений активная фаза восстановления начнется в четвертом квартале и продолжится в 2021 году. В последующие годы рост российской экономики составит 2,8% в 2021 году, 3% в 2022 году и 3,1% в 2023 году (табл. 3).

Численность и состав рабочей силы в субъектах Российской Федерации.


Составлено по данным http://news.sarbc.ru/main/2019/07/29/235674.html

Поскольку в первом полугодии 2020 года стало ясно, что обычные способы не работают, на данный момент государство применяет ряд налоговых мер для минимизации уровня безработицы, в частности, к ним отнесены:

  • снижение ставок страховых взносов. Совокупная ставка взносом на социальное страхование малых и средних предприятий снижена с 30 до 15%. Сниженная ставка применяется к той части заработной платы работника, которая превышает минимальную заработную плату за календарный месяц [18, 19].
  • Отдельные категории плательщиков вправе уплачивать ежемесячные авансовые платежи по НДФЛ с апреля до конца 2020 года на основе фактически полученной прибыли. Соответствующий подход должен быть изложен в учетной политике и доведен до сведения налогового органа.
  • Введен особый порядок налогообложения федеральных субсидий для малых и средних предприятий, субсидии, освобождаемых от НДФЛ. Величина расходов, понесенных в связи с субсидиями, не учитываются при расчете налога на прибыль.
  • Поощрительные надбавки к определенным специальным условиям труда и дoпoлнитeльнaя нагрузка для работников медицины, оказывающих квалификационную и качественную помощь в связи с повышенной заболеваемостью СОVID-19, освобождаются от НДФЛ.
  • С апреля 2020 года был разработан третий пакет мер по поддержке экономики и бизнеса в условиях пандемии СОVID-19, в частности, предусмотрены дополнительные условия для таких категорий организаций по получению задержки или выплате [20].

Заключение. В соответствии с поставленной целью в исследовании были решены следующие задачи: раскрыто понятие и сущность налоговой политики в том числе в условиях влияния CОVID-19, выявлены основные проблемы в экономике. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, однако не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В январе, до начала эпидемии кoрoнaвируca в России, ожидался рост экономики на 1,9% в 2021 году — 3,1% в 2020 году. Определено, что задачи плана восстановления национальной экономики России в ближайшее время будут представлены правительству сотрудниками министерства экономического развития.

Следовательно, приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути оцифровки и дистанционной работы. Очевидно, что экономика имеет больший запас прочности, чем это может показаться в один из моментов 2020 года.

Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Федеральные, региональные и местные налоги в Российской Федерации. Фискальная, регулирующая и контролирующая функции налогов. Экономические и правовые принципы формирования налоговой системы.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 26.03.2018
Размер файла 16,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Почему налоги необходимы государству?

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей населения ему требуется определенная сумма денежных средств. Следовательно, без сбора налогов государство не сможет выполнять свои функции, а его существование как такового станет бессмысленным. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Жизнь в государстве «Где люди не платят налоги» станет небезопасной, потому что доблестные правоохранительные органы работать бесплатно не будут. Вскоре страна «Без налогов» падет жертвой другой страны, потому что у нее не будет средств на содержание армии. Никто не может не согласиться, что эти перспективы никак нельзя назвать приятными.

Государство использует налоги для создания необходимого ему денежного фонда (государственного бюджета) и решения различных социально- экономических задач.

С учетом нового бюджетного устройства России в стране введена трехуровневая система налогов, которая состоит из федеральных налогов, региональных налогов, местных налогов.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливается законодательными актами РФ и взимаются на всей территории страны.

Региональные налоги также устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки по этим налогам определяются законами республик РФ или решениями органов государственной власти краев и областей.

Местные налоги определяются законодательными актами республик в составе РФ и решениями органов государственной власти административно-территориальных образований.

Функции налогов - это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны.

Основные функции налогов следующие:

Суть фискальной функции заключается в финансировании государственных расходов, в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций.

Регулирующая функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую систему.

Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п.

Контролирующая функция позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины - своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.

Принципы построения налоговых систем в целом не однозначны. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.

В совокупности принципов налогообложения, как историческом, так и в содержательном смысле, решающее значение принадлежит экономическим принципам, представляющим собой фундаментальные основы, обосновывающие целесообразность и значение налогов как экономического явления.

Экономические принципы формирования налоговой системы предопределяют возможности создания материальных условий для государственного регулирования воспроизводственного процесса посредством целенаправленного финансового воздействия на движение инвестиционных потоков, процессы накопления капитала и платежеспособный спрос населения.

При формировании налоговой системы важную роль играют правовые принципы. Исходя из тенденций развития налоговой системы, формулируются основные юридические принципы налогообложения:

1. Принцип юридического равенства налогоплательщиков.

Этот принцип означает общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом.

2. Принцип законности налогов.

Этот принцип означает, что физические и юридические лица обязаны платить лишь законно установленные налоги и сборы.

3. Принцип ограничения форм налогового законодательства.

Данный принцип ограничивает включение в “неналоговые” законы норм, изменяющих установленное налогообложение.

Организационные принципы налоговой системы определяют ее развитие и управление.

Для современной России особо важное значение имеет обработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства. налог региональный общество экономика

Итак, применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Сегодняшняя налоговая стратегия направлена на стимулирование экономического роста, создание в России благоприятного инвестиционного климата.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Теоретические аспекты налогообложения: сущность налогов, их функции и основные виды (федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы). Современное состояние местных налогов.

курсовая работа [254,1 K], добавлен 25.06.2010

Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. Виды и функции налогов.

дипломная работа [40,4 K], добавлен 06.12.2009

Сущность налога и налоговой системы. Виды налогов. Особенности налоговой системы Российской Федерации. Способы взимания налогов. Функции налогов. Налоги на доходы и имущество. Налоги на товары и услуги. Классификация налогов по целям использования.

реферат [25,6 K], добавлен 05.08.2008

Налоги как необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, их экономическая сущность, роль в формировании бюджетов. Пути совершенствования и анализ реформаторских преобразований в области налоговой системы России.

курсовая работа [49,2 K], добавлен 19.05.2009

Понятие, функции, принципы налогообложения. Налоговая ставка и база. Порядок уплаты налогов и сборов. Федеральные (общегосударственные), местные налоги. Ставки регрессивного налога. Таможенными пошлинами. Абстрактные (общие), целевые (специальные) налоги.

курсовая работа [115,4 K], добавлен 18.12.2016

Читайте также: