Порядок сбора таможенных пошлин в xv xvi вв

Опубликовано: 02.05.2024

В XV — начале XVI в. во главе финансового ведомства стоял единый центральный орган — «государева казна». Она сосредоточивала в себе все «казенные» поступления, т. е. все пошлины и налоги, собиравшиеся в пользу государства. Руководство взиманием и доставкой поземельных податей в казну осуществлялось специальными великокняжескими даньщиками, которых правительство посылало на места в период сбора налогов.

Эта организация финансового ведомства, наделенная чертами характерной для феодальной раздробленности «путной» (т. е. дворцово-вотчинной). системы управления, в первой половине XVI в. подверглась значительным изменениям. Уже с 10-х годов XVI в. в связи с возросшими фискальными потребностями государства в уездах стали создаваться постоянные органы финансового управления в лице так называемых городовых приказчиков Этой мерой был обеспечен централизованный сбор главных государственных налогов. Городовые приказчики беспощадно взимали подати. Упорных неплательщиков они приказывали ковать «в железо» и бросать в тюрьму .

Тем не менее мероприятия по упорядочению государственных финансов имели и положительное значение, поскольку они содействовали укреплению централизованного аппарата власти.

Кроме поземельных налогов, в Русском государстве XV — XVI вв. существовала развитая система внутренних таможенных пошлин, которые делились на торговые и проезжие.

Главной торговой пошлиной была «тамга», взимавшаяся за продажу «весчего» (т. е. подлежавшего взвешиванию) товара. За продажу сыпучих тел бралось «восьмничее». Впрочем, в XVI в. «тамга» стала общим названием пошлин, взимавшихся за продажу как «весчих», так и сыпучих тел. Продажа скота сопровождалась уплатой «пятна» (с лошади), «рогового» и т. п.

За взвешивание товаров взимались «весчее», «пудовщина», за измерение продаваемых «мерами» сыпучих тел — «померное».

Главной проезжей пошлиной был «мыт», собиравшийся за провоз товаров. Лица, сопровождавшие товар, также облагались пошлинами: с них взимались «головщина» или «костки», а на обратном пути — «задние колачи». Объектом сбора проезжих пошлин являлся транспорт (возы, ладьи и пр.), провозивший товары.

Пребывание торговых людей с их товарами на гостином дворе было связано с уплатой «гостиного», «амбарного» и т. п.

Даже этот неполный перечень торговых и проездных сборов показывает, что система таможенных пошлин в Русском государстве конца XV—XVI в. была чрезвычайно пестра. Многочисленность и пестрота внутренних таможенных пошлин были прямым наследием эпохи феодальной раздробленности. В отдельных частях государства сохранялись «живые следы прежней автономии»,в частности «особые таможенные границы и т. д.» . Пережитки феодальной раздробленности сказывались и в том, что местные жители платили таможенные пошлины в меньшем размере по сравнению с «иногородними» .

Правительство централизованного государства предприняло ряд важных мероприятий, направленных на централизацию таможенной системы. Самым существенным из них было постепенное введение с конца XV в. института «откупных» и (позднее) «верных» таможенников. В роли «верных голов» выступали выбранные из среды местного населения целовальники, повинностью которых являлся сбор таможенных пошлин. «Откупными» таможенниками были лица, взявшие сбор внутренних таможенных пошлин в данном городе или селе на откуп.

Введение этого института позволяло правительству заранее назначать сумму предполагаемых таможенных сборов в том или ином уезде, а затем требовать ее сполна с «верных» или «откупных» таможенников. За норму сбора бралась прошлогодняя сумма поступлений данной таможни.

В связи с появлением института «откупных» и «верных» таможенников правительство начало составлять адресованные им уставные таможенные грамоты, определявшие порядок взимания, размеры и общую годовую сумму таможенных пошлин. Древнейшая уставная таможенная грамота датируется 1497 г.

Таможенные грамоты строго регламентировали доходы наместников в области таможенных пошлин. Наместникам предоставлялось лишь право на получение половины штрафов, которым подвергались торговые люди в случае неуплаты той или иной таможенной пошлины.

Таким образом, в конце XV — первой половине XVI в. таможенная система заметно окрепла, значение таможенных пошлин в государственном бюджете возросло, снизилась до возможного предела степень участия наместников в доходах от таможенных сборов.

В «удельное время» и в последующий период появились новые виды таможенных платежей, усилилась их дифференциация. В XIII в. пошлины взимались уже не только с определенного количества, но также в зависимости от стоимости взвешиваемого товара (при определении «вес-чего сбора»). 1 Не ранее XIV в. в актах встречаются понятия осмничего и косток. В XV в. появились явка, годовщина, порядное, роговое, пятно, контарное, задние колачи. С XVI в. в источниках упоминается о замытной, рукознобной, свальной, подъемной, дрягильской, покоренной, привязной пошлинах, не известных в XIII—XV вв. 2

Определенное влияние на развитие таможенного дела Руси оказали монгольские завоеватели. Говоря об этом, Е.Г. Осокин полагал, что они оказали насильственное и решительное воздействие на таможенную систему, ускорив распространение таможенных пошлин. 3 Возражая ему, И.Д. Беляев настаивал на том, что все монгольское влияние на русскую систему таможенного обложения ограничилось введением во второй половине XIII в. новой торговой пошлины — тамги, от которой произошел глагол «тамжить», т. е. взыскивать пошлину — тамгу. 4

Как бы то ни было, начиная с XIII в. место на рынке или ярмарке, где «тамжили» товар, стало называться таможней. Служилый человек, бывший мытником или пятенщиком, становился таможником, или таможенником. В том случае, если взимание пошлин отдавалось княжеской администрацией на откуп (вероятно, откупная система была заимствована у монголов), то таможенным делом заведовали «откупные таможенники». В толковом словаре русского языка В.И. Даля можно прочитать: «В таможне очищают привозной или отпускной товар мытом, пошлиной и тамжат его, клеймят, пятнают, прикладывают тамгу или клеймо». 5

Как можно заметить, в XIII — первой половине XVII вв. произошло значительное усложнение (разветвление, дифференциация) системы таможенных платежей. Только в восьми таможенных книгах Курска (1619—1653/54) зафиксировано 15 наименований различных таможенных пошлин, взимавшихся с участников оптовой товарной и конской торговли. 6 Вяземские таможенники в период 1649—1654 гг. взимали с торгующих 19 видов пошлин. 7 Всего же существовало свыше 50 различного рода и наименования пошлин и сборов. Важнейшими из них были тамга, явка, замыт, осмничее, померное, которые, отличаясь ярко выраженной фискальной направленностью, взимались по праву князей требовать известных платежей от своих подданных. 8 Фактически же всякая услуга, оказанная торговцу, оплачивалась какой-нибудь особой пошлиной.

Система таможенных пошлин и сборов отличалась сложностью и запутанностью. Каждый товар, поступавший в продажу, подвергался оплате несколькими сборами, которые нередко взимались независимо один от другого 9 и приходились «под различными названиями на одно и то же действие, на одну и ту же операцию перехода предмета к потреблению». 10 Иногда один и тот же сбор взыскивался неоднократно, например мостовщина. Не было единства и в понятийном аппарате таможенного дела: одному и тому же названию пошлины могло придаваться и широкое, и узкое значение; нередко одним и тем же термином обозначались пошлины, которые различались по существу, и т. д. 11 По словам Д.А. Толстого, запутанность системы таможенного обложения «состояла в ее излишней дробимости, во взимании с одного и того же предмета разного рода таможенных пошлин, и преимущественно в произвольности, которую она часто допускала». 12 Впрочем, она не лишена была и правомерности, поскольку пошлины взимались именно с известного товара соразмерно его количеству, потребительным свойствам и стоимости, а также в связи с установленными нормами таможенно-правового регулирования.

Первые попытки классификации и систематизации различных пошлин и сборов предпринимались еще в дореволюционной историографии. Так, Д.А. Толстой различал три вида таможенных пошлин («по троякому образу ведения торговли»): 1) внутренние пошлины взимались внутри государства на торгах и мытах; 2) внешние — с привозимых из-за границы и вывозимых туда товаров; 3) транзитные — за провоз через территорию государства иностранных товаров. 13 При этом к разряду собственно внутренних сборов он относил тамгу, весчее, осмничее, контарное, подъемное, припуск, померное, пятенное, писчее, отвозное, гостиное, поворотное, анбарное, порядное, головщину, отвоз, посаженное, поплашное, свальное, роговое, явку, грузовую, рукознобную, дрягильскую и привязную пошлины и др. 14 В.И. Сергеевич же включал сборы за переправу через мосты и реки, с мер и весов, писчее и явку в разряд фискальных пошлин, а мыт, гостиное, амбарное и тамгу — в разряд косвенных налогов. Одновременно он отождествлял тамгу в обширном смысле с пудом, весчим, явкой, гостиным, порядным и другими пошлинами. 15

Принципиально иной критерий классификации был предложен Ю.А. Гагемейстером, Е.Г. Осокиным и С.Н. Никольским, которые разделили все таможенные пошлины на две категории. К первой были отнесены проезжие (проездные) пошлины, взимавшиеся за право перемещения товара, ко второй — торговые пошлины и сборы, падавшие на различные торговые операции и действия. 16 Объясняя главное отличие проезжих пошлин от торговых, В.О. Ключевский подчеркивал, что они взимались за право провоза товара (с количества возов или лодок). Он также предложил разделить торговые пошлины на два разряда: во-первых, на сборы за право купли-продажи (тамга и осмничее) и, во-вторых, на сборы за предторговые действия, имевшие целью подготовить товар к продаже. 17 Таким образом, все многообразие таможенных платежей в XIII — первой половине XVII вв. было сведено, во-первых, к проезжим или заставным пошлинам и сборам, которые взимались за право провоза товара вне зависимости от его количества и стоимости (сначала в городах, а с XIII в. также в селах и уездах), и, во-вторых, к торговым пошлинам и сборам (адвалорные и специфические ставки), которые взимались за право торговли и за совершение предпродажных действий в зависимости от количества товара и его таможенной стоимости (сначала в городах, а с середины XVI в. и в сельской местности). 18

На основании изложенного к числу проезжих (заставных) пошлин и сборов могут быть отнесены: 1) мыто (сухое и водяное), или проезжее — проезжие пошлины вообще; 2) проезд, прохожая пошлина — сборы за право отъезда с товаром; 3) перевоз, мостовщина, проезжее — пошлины за пользование обустроенными путями сообщения; 4) «с головы», задние колачи, костки — пошлины с физических лиц, перевозчиков, компаньонов, экспедиторов, проводников и др.

Классификация же торговых пошлин и сборов XIII — первой половины XVII вв. может быть представлена следующим образом: 1) явка, 19 замыт, узолки, судовая подъемная грузовая и поворотная пошлины — полуторговые-полупроезжие, полуличные-полувещные пошлины; 2) тамга, весчее, осмничее, порядное, поместное, искунное, номерное, рогозинное, покоренное, плошки — собственно торговые пошлины; 3) пятно, писчее, роговое, привязное, головщинас головы») — пошлины с продажи скота и людей «в полницу»; 4) гостиное, анбарное, полавочное — пошлины за размещение, устройство, охрану купцов и их товаров; 5) весовое (весчее), пудовое, контарное, свальное, подъемное, рукознобное, номерное, припуск — другая группа пошлин за предпродажное обслуживание и др.

Примечания

1. Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886. С. 3.

2. Осокин Е. Несколько спорных вопросов по истории русского финансового права // Юридический сборник Д. Мейера. Казань, 1855. С. 545.

3. Там же. С. 540—546.

4. Беляев И.Д. Рец. на кн. Е.Г. Осокина «Внутренние таможенные пошлины в России» (Казань, 1850) // Москвитянин. 1850. № 22. С. 57. Тамга: 1) клеймо, тавро; родовой знак собственности у некоторых кочевых народов, в частности у монгольских скотоводов; ею метились лошади, верблюды и другой скот, находившиеся в обшей собственности рода, или предметы (оружие, керамика, ковры и др.), изготовленные членами рода. Впоследствии тамга сделалась знаком семейной и личной (частной) собственности, соответствуя гербу или печати. Изображение тамги можно встретить на монетах. Золотоордынские ханы выдавали ярлыки с печатью алой или синей — тамгой; 2) металлическая пломба, привешивавшаяся к товару, оплаченному пошлиной, или печать; 3) внутренний налог (пошлина) в некоторых странах Востока и России после монгольского нашествия в XIII в. Фискальный по своей природе, он взимался со всех продаваемых товаров, преимущественно деньгами. «В обширном (расширительном. — М.Ш.) смысле, — полагал Д.А. Толстой, — тамга означала пошлину со всех продававшихся товаров, равно как с привозившихся на рынок, с отвозившихся с него и провозившихся» (Толстой Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины И. СПб., 1848. С. 77).

5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 4. С. 389.

6. Раздорский А.И. Торговля Курска в XVII веке (По материалам таможенных и оброчных книг города). М., 2001. С. 276.

7. Раздорский А.И. Таможенная система в Вязьме в XVII веке (по данным таможенных книг 1649/50—1679/80 гг.) // Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI—XVII вв.: Сб. материалов международной научной конференции / Отв. ред. А.П. Павлов. СПб., 2001. С. 261.

8. Лодыженский К. История. С. 4.

10. Осокин Е. Несколько спорных вопросов. С. 552.

11. Лодыженский К. История. С. 4.

12. Толстой Д. История. С. 73.

14. См.: Там же. С. 76—77.

15. Сергеевич В.И. Лекции по истории русского права. СПб., 1890. С. 469—472.

16. Гагемейстер Ю.А. О финансах древней России. СПб., 1833. С. 77; Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины в России. Казань, 1850. С. 2—4; Никольский С. О внешних таможенных пошлинах. М., 1865. С. 52.

17. Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М., 1987. Т. 6. С. 163—165.

18. См.: Осокин Е. Несколько спорных вопросов. С. 546; Шумаков С.А. Древнерусские косвенные налоги // Сб. правоведения и общественных знаний. Труды юридического общества при Московском университете. М., 1897. Т. 7. С. 251.

date image
2014-02-09 views image
5260

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Классификация таможенных платежей.

Лекция 7.

1. Классификация таможенных платежей.

2. Эволюция таможенных платежей в XVI – первой половине XVII вв.

3. Практика взимания таможенных пошлин.

С XIII века на Руси существовала сложная система пошлин т.к. каждое княжество устанавливало свои там порядки, свой перечень пошлин. В связи с введением тамги она стала торговой пошлиной, а за мытом закрепилась функция проезжей. Однако этот порядок наступил не сразу. В 14 веке мыт и тамга были проезжими и торговыми пошлинами. Таможенные сборы отличались ставкой пошлин, их количеством, разнообразием. Пошлины, бывшие в обращении, можно условно разделить на 4 группы.

1. Явка – пошлина за предъявленный в таможне товар (По прибытии в город торговый человек должен был явиться в таможню. Здесь в специальной книге записывалось его имя, название и происхождение привезенного товара, размер взысканной пошлины – «явки» или «явленного». Пройти через таможню были обязаны все приезжие, однако явка взималась только с тех из них, кто имел при себе товар.); взималась как при провозе товаров на место торга, так и с их продажи.

2. Замыт – сбор, акциз; взыскивался с цены товара.

3. Осьмничее (осьмичее, восьмничее, восьменичее) – фискальная пошлина, равная 1/8 стоимости товара. Взималась, как и «померное», с «предметов меримых». От померного отличалось тем, что взималось с рубля, в то время как померное – с меры. Поэтому и встречается в актах, что с одного и того же предмета берутся восьмничее и помер.

4. Гостиное – пошлина с привозных товаров; взималась «с оценки товаров, помещаемых в гостином дворе, на рубль или по штукам товара».

5. Порядное – фискальная пошлина с продажи и покупки некоторых товаров, например, меди, икры, рыбы, соли; взималась, как правило, с цены товара, реже с меры. Размер порядного колебался от ½ деньги до 2 денег с рубля.

6. Искунное – фискальная пошлина с продажи товаров.

7. Пятно – сбор за клеймение лошадей при купле-продаже; взималась с наложения таможенным чиновником пятна на купленную или промененную лошадь как с покупателя, так и с продавца.

8. Узольцовое (узловое, поузольщина) – сбор за обвязку товара с приложением таможенных печатей или за наложение таможенных знаков.

9. Головщина – пошлина, взимавшаяся при продаже людей в рабство; взыскивалась с покупателя.

10. Весчее – пошлина, которая взималась с продажи весчих товаров. Ее размер колебался от 1/6 деньги до 10 денег с рубля (обычно он составлял 2 деньги, из которых одна взыскивалась с покупателя, а другая – с продавца. После 1653 г. взыскивалась только с покупателя).

11. Померное – пошлина с продажи товаров меримых. Такими меримыми товарами считались: пшеница, рожь, овес, солод, ячмень, конопля, греча, горох… и с известной меры, а не с рубля. Размер померной пошлины брался от полденьги до двух денег. Ее взыскивали только с продавца.

1. Мыто сухое, мыто водяное – основные пошлины за провоз товара; взимались, как правило, с судна, воза, саней, в которых перевозился товар, реже – с цены товара. До 1654 года «мыты» содержались не только правительством, но и частными лицами, хотя и с разрешения правительства.

2. Посаженное – разновидность мыта; взималось с воза или судна, груженых товаром, в зависимости от их размеров в саженях.

3. Подужное – сбор за количество телег в купеческом обозе.

4. Полозовое – сбор с количества саней в обозе.

5. Побережное – сбор с судна, причалившего к берегу; уплачивался деньгами или товарами, находившимися на судне, в зависимости от количества судов и их размеров.

6. Головщина – подать с души, головы; плата за человека на возу, ладье или ином транспортном средстве; поголовный сбор с лиц, сопровождающих товар.

7. Костки – налог с людей, сопровождающих товар.

8. Задние калачи – разновидность годовщины; взимались «при возвращении купца со своими людьми после распродажи товара».




9. Мостовщика и перевоз – налог за проезд (проход) по мосту или пользование перевозом; взимался мостовщиками и перевозчиками.

10. Проезжее – плата за пользование устроенными дорогами.

11. Явка – пошлина с предоставленного таможеннику или другому должностному лицу товара при его провозе на место торга; взималась также с людей (поголовно) при доставке товаров к месту торга.

12. Перевоз – пошлина с людей, товаров, скота, перевозимых с одного берега реки на другой; взималась деньгами.

Пошлины за обслуживание.

1. Амбарное (анбарное) – плата за наем амбара.

2. Гостиное – плата за остановку в гостином дворе (сверх платы за помещение). Величина этой пошлины зависела от числа купцов, чем торговцев было больше, тем амбары были дороже, и наоборот. Ее взимание производилось «гостиными дворниками», находившимися под заведыванием местного начальства, только с иногородних и иностранцев, обязанных останавливаться на гостиных дворах и из них торговать.

3. Полавочное – пошлина за право торговли или за наем лавок.

4. Свальное – плата за разгрузку подводы при взвешивании товара на заставе или за складку товара.

5. Подъемная и рукознобная пошлины – за поднятие товара и его установку на весах; взимались на рынках весовщиками (пудовщиками) как с продавцов, так и с покупателей.

6. Померное – сбор за измерение сыпучих товаров бочками или их долями.

7. Весовое, весчее – плата за взвешивание товара на торговых весах откупщика; взималась откупщиком.

8. Контарное – пошлина с массы товара (1 контар = 2,5 пуда).

9. Припуск – пошлина с наведения весов в равновесие при взвешивании товаров.

1. Промыта – уклонение от уплаты мыта (промытиться – уклониться от уплаты мыта).

2. Промыт – пеня за объезд мыта и неплатеж мытной пошлины. «А кто пошлин не явит, и ему кормленщику нашему взять на том промыт»; взимался обыкновенно с воза или судна.

3. Заповедь – пеня за неуплату пошлины при продаже (покупке) лошади;

- штраф с купцов, складировавших свои товары в домах частных лиц вне гостиного двора. Взимался как с хозяина товара, так и с человека, поместившего его на своем дворе;

- штраф за продажу померного товара, например, зерна без меры;

- штраф за попытку избежать весчей пошлины, взимавшейся как с купца, так и с продавца;

- пеня за неявку товара на таможню (то же, что и протаможье). Величина заповеди была обыкновенно в два рубля: один рубль шел государю, а другой – лицам, заведывавшим таможенным сбором. Иногда вся заповедь принадлежала государю.

4. Протаможье – пеня за тайный провоз товара без уплаты пошлины, за неявку его в таможне.

5. Протамга – пеня за неявку товара в таможне.

Всего на Руси взималось до сорока видов различного рода и наименования пошлин.

2. Эволюция таможенных платежей в XVI – первой половине XVII вв.

Благоприятные условия для дальнейшего роста товарного производства городов и рынка сложились во второй половине XV века. К Московскому княжеству были присоединены Пермь (1478), Тверь (1485), Вятка (1489), Псков (1510) и др. И хотя уровень развития товарно-денежных отношений феодальных княжеств был неодинаков, все же объективный процесс дальнейшего роста товарного производства городов и внутреннего рынка продолжался, развивалась и таможенная политика. Начинают складываться единые таможенные формальности, облегчающие продвижение товаров на рынок, развитие торговых отношений между русскими феодальными землями. В условиях феодальной раздробленности не было единой торгово-тарифной политики. Но стремление к унификации таможенных формальностей способствовало формированию взглядов на единую таможенную политику, в рамках единого Российского государства. Элементы таможенной политики формировались параллельно с объединением русских земель, развитием торговли и рынка.

Великие и удельные князья делили и завещали таможенные сборы своим ближайшим родственникам. При этом они нередко дробили право пошлинного сбора по частям. Как уже говорилось, московские князья особо оговаривали права каждого наследника. При этом супруге доставалось обычно «осмичее», а сыновьям и сиротам племянникам – города с волостями, деревни и села с правом сбора в них тамги и мыта. Старшему сыну доставалась лучшая часть наследства, которая с течением времени стала приближаться к достоянию всего государства. Постепенно родственники великого князя оттеснялись от права сбора таможенных пошлин, и доходы от тамги и мытов с Москвы и прилегающих территорий – так называемая московская тамга перешла в собственность великого князя, тем самым в таможенном деле произошло обособление государственного права от права частного.

С ростом централизации русского государства предпринимаются попытки унификации сбора пошлин с товаров в начале XVI века. И хотя не было единого законодательства, которое бы регулировало сборы, но отдельные правовые нормы о порядке сбора пошлин с некоторых товаров нашли отражение в грамоте таможенникам г. Дмитрова 1521 года. Уже к концу XVI века упорядочивались правила о сборе пошлин. В связи с этим был утвержден ряд грамот: «О сборе гостиной и полавочной пошлины в Великом Новгороде на Торговой стороне» (1577 г.), «О сборе явчей, пятенной и привязной пошлины в Великом Новгороде» (1586 г.), «О сборе померной и покоречной пошлины в Великом Новгороде» (1587 г.).

Основными пошлинами были судовая, мытная, померная, привязная, весчая и другие. Характерно, что еще задолго до именного указа 1653 г. собиралась рублевая пошлина. Ее появление также связано с процессом унификации. Технически это выразилось в постепенном прекращении практики взимания платежей в натуральном выражении. Тамга стала взиматься не с количества товара, а с его цены. Таким образом, ценовое измерение позволяло в перспективе установить единую систему обложения для всех видов товаров, заменив единой рублевой пошлиной, в качестве единого количественного эквивалента, прежние многочисленные пошлины удельного периода, обусловленные качественным многообразием товаров. Ряд пошлин (например, замыт, весчее) сливались с тамгой, повышая ее удельный вес в общей сумме таможенных сборов.

К началу XVIII века таможенная система в Российском государстве отвечала потребностям внешней торговли и решению задач налоговой политики. Сложился централизованный орган, в который поступали таможенные сборы и другие доходы - Приказ Большой казны. В торговых городах существовали различные структуры таможен. В Москве было несколько таможенных органов: Большая таможня (оформляла товары иностранных купцов), Мытная изба, в которой происходило таможенное оформление скота, сена и др. Торговля лошадьми была сосредоточена в Конюшенной избе, сделки на сельскохозяйственные товары оформлялись в Померной избе.

Особенность деятельности таможенных учреждений в этот период состояла в том, что таможни, наряду с взиманием пошлин, осуществляли сусленный, квасный и банный сборы. На них возлагалось и получение питейной прибыли. Эти функции распространялись лишь на некоторую часть таможен. Все зависело от местных условий и традиций. Важной особенностью таможенной службы являлось также то, что она выполняла лишь фискальные задачи. Все денежные средства поступали в Большую казну, в то время как в западных странах таможенный доход частично оставался в местных самоуправлениях и использовался на развитие городов и торговых центров.

Помимо собственно организационных аспектов таможенной службы следует также остановиться на правовой стороне таможенного дела в рассматриваемый период. В связи в процессами централизации в таможенном деле уже в начале XVI века предпринимаются попытки унификации сбора пошлин с товаров. И хотя не было единого законодательства, которое бы регулировало сборы, но отдельные правовые нормы о порядке сбора пошлин с некоторых товаров нашли отражение в грамотах, выдаваемых московским государем таможенникам. Здесь можно упомянуть грамоту таможенникам г. Дмитрова 1521 года, грамоту 1549 г. о содействии Дмитровским и Кимерским таможенникам в сборе таможенных пошлин с торговых людей по случаю уничтожения тарханов царя Ивана Васильевича, Таможенную Новгородскую грамоту о сборе пошлин на торговой стороне в Государевой опричнине от 17 марта 1571 года. К концу XVI века упорядочивались правила о сборе пошлин. В связи с этим был утвержден ряд грамот: «О сборе гостиной и полавочной пошлины в Великом Новгороде на Торговой стороне» (1577 г.), «О сборе явчей, пятенной и привязной пошлины в Великом Новгороде» (1586 г.), «О сборе померной и покоречной пошлины в Великом Новгороде» (1587 г.).

Их содержание свидетельствует о том, что осуществлялось упорядочение таможенных формальностей, складывались таможенно-правовые нормы, определяющие условия применения к субъекту мер государственно-распорядительного характера, обязательных к исполнению. В грамотах, наряду с росписями о ставках пошлин и товаров, с которых брали пошлину, подробно описывался порядок действий таможенников и лиц, прибывающих на торги, и устанавливались меры наказания для тех, кто не выполнял требования грамот. В частности, обращалось внимание на возможные ухищрения со стороны торговых людей и устанавливался штраф за это. В грамотах указываются штрафы за контрабанду, хотя слово контрабанда не употребляется, речь идет о промыте.

Как свидетельствуют документы, к концу XVI в. складываются правовые нормы, регулирующие таможенные отношения с иностранными купцами. После установления торговых отношений России с англичанами Дарованной грамотой Ивана IV в 1569 г., им предоставлялось право беспошлинно провозить грузы в Персию и другие страны. Торговые люди других стран этими льготами не пользовались. Торговые отношения с ними регулировались царскими грамотами. В Памяти Новгородским таможенным головам «О взыскании пошлин с Немецких людей, приезжающих из Швеции», изложены нормы, определяющие ставки пошлин на ввозимые и вывозимые товары.

Основными пошлинами были судовая, мытная, померная, привязная, весчая и другие. Характерно, что еще задолго до именного указа 1653 г. собиралась рублевая пошлина. В грамотах излагалась подробная роспись товаров и ставки пошлин. Встречаются указания на необходимость соблюдения санитарных норм при торговле животными.

Некоторые положения грамот содержали правила поведения таможенной головы и целовальников. В частности звучали требования, чтобы таможенники не допускали волокиты, не задерживали уплативших пошлину, чтобы ни таможенный голова, ни целовальники не брали взяток и не утаивали часть таможенных сборов. Положения таможенных грамот устанавливали правовые нормы регулирования отношений таможенных и торговых людей и предусматривали наказания за злоупотребление властью и превышение своих полномочий.

Таким образом, в стране складывается единое таможенное законодательство, совершенствуются правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти. Объективный ход экономического развития Московского государства требовал дальнейшего совершенствования таможенной системы, которая к середине XVII в. оставалась практически функцией удельных князей. Государственный аппарат нуждался в решении задач создания единой таможенной территории, единых таможенных правил сбора пошлин и осуществления таможенных формальностей. В содержании грамот прослеживается возрастание роли великого государя, а затем царя московского в решении таможенных дел.


О ТАМОЖЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В ХVI-ХVII ВЕКАХ.

До середины XVI века управление на местах, в том числе и сбор податей и торговых пошлин осуществлялось кормленщи­ками — царскими наместниками, которые назначали своих таможенников, со­стоявших у них на службе. Если же торговые пошлины взимались монастыря­ми в принадлежавших им селах, то сборщики пошлин назначались монастыр­скими властями и подчинялись им. В результате реформ Ивана Грозного в административном отношении власть наместников-кормленщиков постепенно заменилась воеводским управлением. Отличительной чертой новой системы власти стала выборность ее представителей на местах. Постепенно принцип выборности распространился и на таможенные сборы. Из среды местного населения избирались сборщики пошлин, чья деятельность была направлена на пополнение казны. Таможенная служба превратилась фактически в один из видов казенных повинностей посадского населения.

Все шире практиковалась передача таможенных сборов в откупное содержание, что также спо­собствовало пополнению государственной казны.

И так, по мере укрепления центральной государственной власти примерно с середины XVI века, таможенные сборы, за некоторым исключением, стали по­ступать в государственную казну. Это в известной мере ослабило тяжесть обло­жения пошлинами торговых сделок, поскольку произвол отдельных местных фе­одалов сменился установлением централизованного таможенного управления с официально узаконенной регламен-тацией сборов.


Теперь рассмотрим, что проис-ходило в этот исторический период на территории Чувашии.

Чуваши жили на территории Среднего Поволжья: на правобе-режье Волги выше того места где Кама впадает в Волгу.

У чуваш не было своей пись-менности, поэтому первые упомина-ния о них мы находим в русских источниках. приводит следующее летописное свидетельство: «[1523] в лето 7031 князь великий Васелеи Иванович всеа Руссии поитти х Казани и умедлиша, пришед, стал в Нижнем Новгороде, а на казанскую украину послал царя Шаагелея да с ним воевод своих боарина своего князя Васильа Васильевича Шуйского да Михаила Юрневича Захарьина. И они шед, украину воевали и город Суреск на реке Суре поставили, и Мордву и Черемису Казаньскую за государя всеа Руссии к шерти привели». Здесь речь идет о народах, живущих по р. Сура, т. е о мордве и чувашах. Еще одно свидетельство: «[1590 ] А в 98-м году поставлен город в Черемисе Цывильской. [1591] в 99 году поставлен град в Черемисе Ераньской.»[1]

После взятия приказал «всякую управу горным людям чинить в Свияжеском городе, а луговым и арским людям велел управ в Казани чинити»[2] Здесь горные люди – это чуваши, луговые – марийцы, арские - удмурты.

Система административно-территориального деления Чувашии сложилась постепенно, начиная со времени вхождения ее в состав Русского государства в 1551 году. На основной территории Чува­шии образовалось три уезда: Чебоксарский, Цивильский и Ядринский. Часть чувашского населения вошла в смежные с ними уезды: Свияжский, Кокшайский, Курмышский, Козьмодемьянский. Юго-западная часть вошла в Алатырский уезд. Управление уездом возглавлял воевода, при котором функционировала съезжая изба. Уезды были разделены на во­лости, во главе которых ставился выборный сотник из зажиточных представителей местного населения[3].

Назначавшиеся царски­ми указами воеводы олицетворяли центральную власть на местах. Они зани­мались военными, финансовыми, судебными, административными и другими вопросами. В области таможенных сборов воеводам принадлежал общий надзор: они должны были следить за тем, чтобы собирались пошлины, чтобы голова и целовальники не позволяли себе никаких злоупотреблений. Воеводам предпи­сывалось организовывать выборы верных сборщиков пошлин на местах, а по их завершении принимать присягу у вновь выбранных голов и целовальников.

Воеводы должны были содействовать таможенникам в пресечении кон­трабанды; в случае неподчинения законным требованиям голов и целовальников они при необходимости употребляли полицейскую власть для усмирения ослушников, посылая «по извещению» голов приставов так как таможня не располагала аппаратом принуждения.

Воеводы следили также за тем, чтобы таможенные головы своевременно отчитывались перед московским приказом и отправляли в столицу ежегодную выручку. Наряду с этим воеводы обязаны были выявлять и пресекать злоупот­ребления самих таможенных властей при сборе пошлин, проводя при необхо­димости расследование.

Сыск по факту недобора таможенных пошлин также поручался воеводам. В таких случаях им следовало допросить всех, кто мог что-либо сообщить о возможных злоупотреблениях сборщиков. Сыск производился в съезжей избе, месте пребывания воеводы, где подьячие фиксировали показа­ния свидетелей. Здесь же, в съезжей избе, разбирались жалобы торговых людей на незаконные действия голов и целовальников.

По аналогии с другими местными административными учреждениями XVII века — земскими, съезжими и губными избами — существовали и таможенные избы. Слово «изба» имело и буквальное значение — таможни того времени помещались в рубленых домах-избах.

в своей книге «Чувашия в эпоху феодализма. (16 - нач.19 вв.) приводит следующее свидетельство о наличии таможни в г. Свияжске: «В сохранившейся писцовой книге Свияжска и уезда гг. мы находим подробное описание города[4]… Он состоял из крепости, посада в остроге и слобод. Крепость стояла «на острове у Свияги на берегу выше Свияжского устья на смете версты с две» …У гостиного двора располагались еще два государевых двора. В одном из них размещалась таможня… В остроге на речке Щуке стояла баня, вторая баня располагалась на берегу Свияги за острогом. Это были городские бани общего пользования: «сидят у тех бань целовальники на веру и банные собирают, а собрав, отдают в государеву казну дьяку»… В остроге же находился торг с гостиным двором. В последнем размещались таможенная изба и подклеть под ней, две лавки (переделаны из амбара) и два полка, помещение для весов («важня»), 3 избы для гостей (купцов), изба дворника, 19 дощатых амбаров, куда купцы складывают свои товары ), а во время переписи они были пустыми). На торге были ряды: Большой, Хлебный, Мясной, Рыбный, Кисельный, Ветошный и др. В них насчитывалось 254 лавки, 21 скамья, 6 полков, 3 шалаша, изба при переписи были пустыми. В числе владельцев лавок были не только посадские торговые люди (им принадлежало около 25 % лавок), но и стрельцы, владевшие 70 лавками (27,6 % всех лавок), пушкари, ямщики, сторожи, монастыри, жители Жилецкой, Басурманской и монастырских слобод, а также приезжие торговцы из Владимира и Костромы»[5].

К концу XVI века в России существовали два способа сбора торговых пошлин. Первый из них, так называемый «верный», предусматривал привлечение к выполнению обязан­ностей сборщиков пошлин таможенных целовальников — представителей ку­печества, посадских людей.

«Персональный состав целовальников определялся выборным путем, на об­щем собрании населения посада — земского мира. Служба их «на вере», то есть на совести, на доверии, «за страхом суда праведного Божия», не опла­чивалась, а являлась повинностью, очередным тяглом. Царские указы предписывали воеводам, осуществлявшим центральную государственную власть на местах, приводить целовальников к присяге — «хресному (крестно­му целованью на том, что им, будучи у нашего дела […] тамо­женного [. ] в верных целовальниках во всем [. ] искати прибыли и таможен­ные и всякие пошлины [. ] збирати на нас в правду по нашему крестному це­лованию и по нашей уставной грамоте» (отсюда ясен смысл термина «целовальник»). Приведение «ко кресту» — к крестному целованию — считалось за­логом честной и беспорочной службы выборных сборщиков таможенных по­шлин. В обязанности таможенных целовальников входили досмотр, обмер, взве­шивание и оценка товаров и сбор пошлин»[6] Целовальники также направлялись для сбора пошлин в места се­зонных торгов и ярмарок, иногда в другой уезд. Один из целовальников яв­лялся ларечным (ларешным), то есть казначеем (ведающим ларем с деньгами), другие — рядовыми. В крупных городах ларечных могло быть несколько. Ла­речных целовальников предписывалось избирать из более состоятельных слоев посадского населения («по окладу с первых»), чем рядовых — для них подхо­дили люди «из середних статей». Иногда в некоторых таможнях выделялись «третьи» целовальники, занимавшие, по-видимому, промежуточное положение между ларечным и рядовым целовальниками. В ряде документов упоминаются также «ходячие» и «караульные» целовальники. Судя по их наи­менованию, они направлялись для сбора пошлин в другие торговые пункты и несли службу по охране таможенной избы или денежного ларя.

Целовальники избирались сроком на один год и ежегодно переизбирались. Их количество зависело от величины торга и раз­мера собираемых сумм.

Руководителем таможни являлся таможенный голова, избиравшийся так­же ежегодно, как правило, из наиболее авторитетных и именитых купцов и опытных торговцев. Выбор головы производился чаще всего заранее, за два месяца и больше. Очень часто, особенно в небольших городах, таможенный голова и целовальники наряду со сбором торговых пошлин производили и сбор питейной прибыли на кружечных дворах или в кабаках, осуществляя тем самым государственную монополию на производство и продажу спиртных на­питков. Несмотря на все различия в деятельности таможен и питейных заведе­нии, их объединяло главное: с точки зрения интересов казны и таможенные пошлины, и кружечная прибыль являлись одинаково важными источниками дохода. Такое объединение устраивало и земские миры, так как и на таможню, и на кабак можно было выбирать одного голову.

По окончании года наступало самое важное время, когда требовалось под­считать собранные деньги и привести в порядок отчетность для отправки ее в Москву. Как следует из документов, эта ответственная процедура была весьма хлопотной и занимала достаточно много времени.

«Вот как это выглядело, например, в предписаниях, изложенных в цар­ской грамоте, отправленной в 1677 году в Ростов. Земский староста и все посадские люди принимали от таможенного головы и целовальников скрепленные их подписями «таможенного сбору чер­ные книги», затем из представителей всех имущественных категорий посад­ских людей выбиралась своего рода счетная комиссия: «из лучших и из середних и из молодчих людей человека по три или четыре из статьи». Задачей этих людей было провести ревизию — «по книгам голову и целовальников счесть вправду», затем головой и целовальниками составлялись беловые книги. После сверки беловых книг с черновыми наступало самое интересное — нуж­но было «те белые книги вычесть (прочесть) всяких чинов людям вслух не по одно время» для того, чтобы выяснить — «против сборов своих таможенный голова и целовальники пошлинные деньги сполна ли написали и на приказные расходы или себе чего из сбору своего не украли ль». Лишь затем голова и целовальники отправлялись в Москву и представляли в при­каз Большого прихода или другой центральный приказ, где «ведался» дан­ный город, кабацкую выручку и таможенный сбор вместе с записными «та­моженными и всяким пошлинным денгам приходными и росходными» книга­ми и другими отчетами. В приказе предоставленные выборными сборщиками документы подвергались еще одной проверке. Поездка с отчетом в Москву отнюдь не была легкой прогулкой для верных таможенников. Хотя власти и обещали не задерживать приехавших за свой счет голов и целовальников по­напрасну в Москве: «А у отчету им на Москве задержания и убытков ника­ких не будет», знаменитая «московская волокита» давала себя знать, так что в царском указе 1677 года пришлось специально указывать на ее недопусти­мость. Проверив документы, сборщиков предписывалось отпускать без за­держки, «чтобы им, волочась по приказам многое время, напрасных убытков и проестей не было, и от того б в убожество не впадали и приказные бы люди с верных голов и целовальников ничего не брали, и тем их не убытчили и напрасно не теснили»[7].

Для проведения таможенных и питейных сборов царскими указами предпи­сывалось выбирать в головы людей «добрых и пожиточных, самых лутчих лю­дей, а не воров, и не бражников, и не оскудальных людей».

На время исполнения обязанностей таможенного головы или целовальника людям, выбранным на эту должность, запрещалось вести собственную торговлю. Опыт собственных «торговых промыслов», знание ры­ночной конъюнктуры и прочих тонкостей процесса купли-продажи, по мысли вла­стей, должны были облегчить выборным сборщикам пошлин выполнение ими сво­их обязанностей в период службы на таможне.

Обязанностью таможенных голов было следить за всеми продававшимися и провозившимися товарами и, давая им оценку, со­бирать пошлину, а также, смотреть за целовальниками.

Иногда таможенные головы присылались из других городов.

Очевидно, это объясняется стремлением пресечь возможные зло­употребления со стороны местных таможенников, имевших в городе немало родственников.

Кроме целовальников и голов в таможне работали дьяки (дьячки) или подьячие, а в XVIII веке еще и копиисты. Они вели делопроизводство, офор­мляли различные документы и получали жалованье за счет «писчей деньги» - канцелярских сборов.

В откуп могли отдаваться сборы как с целых городов и местностей, так и с отдельных небольших торгов и ярмарок. За два месяца до истечения откупного срока (как правило, одного года) откупщик должен был заявить о своем отказе от намерения впредь «держати тамгу» («буде он тое тамги и кабака за собою ведать не похочет и ему тое тамгу и мыт и кабак отказать»). Если же такого за­явления не следовало («а не откажет»), то срок откупа автоматически продле­вался еще на год, а его сумма удваивалась — «а наддачи у него взята против нынешнего откупу вдвое».

Место жительства откупщика роли не играло — часто откупщиками были жи­тели той местности, в которой производилась отдача таможенных пошлин в откуп, нередки, однако, случаи, когда право откупа с торгов и ярмарок получали иного­родние.

Естественно, что откупщик в одиночку не мог обеспечить сбор таможенных пошлин, ему для этого требовались помощники — «товарищи», в особенности, если регион был достаточно большим. По всей вероятности, откупщики могли сами набирать сборщиков по своему усмотрению, самостоятельно расплачиваясь с ними за работу.

Сравнение откупной и верной систем заставило прийти к выводу: «время показало, что откупная система, как и верная, не решала всех про­блем в сборе таможенных пошлин, «потому что откупщики выписи в платеже пошлин дают не по указу во многих платежех, а пошлины емлют малыя по стач­ке с торговыми людьми, и от того его великого государя казне чинится многая истеря, и откупщики тем напрасно корыстуются, а его великого государя казне чинят многую поруху». Нередко желающих взять таможенные сборы на от­куп, рискуя своими деньгами, не находилось вовсе, особенно при большом раз­мере откупной суммы»[8].

В 1654 году откупы были отменены, и все сборы пошлин перешли в руки верных выборных голов и целовальников. Позднее откупы вновь возрождают­ся на некоторое время, затем, в июле 1681 года, опять уничтожаются «по случаю оказавшихся больших недоимок» и снова широко применяются в первой половине XVIII столетия, вплоть до самого момента упразднения внутренних таможен и таможенных сборов.

С принятием Уставной грамоты 1653 года и Новоторгового устава 1667 года таможенная по­литика государства была поставлена на единую законодательную ос­нову, исключающую региональный разнобой и «чересполосицу».

В царствование Алексея Михайловича сбором таможенных и кабацких до­ходов заведовало особое государственное учреждение — приказ, называвшийся приказом Большого прихода. Несмотря на это, таможенные доходы, получавшиеся в разных местностях Российского государства, находились еще под управлением отдельных государственных учреждений — разрядов, приказов и четвертей.

В соответствии с этим и таможенные сборы, взимавшиеся в областях, поступали в упомянутые приказы. Сосредоточение их в одном ведомстве произошло в 1680 году, с учреждением приказа Большой каз­ны, которому велено было «ведать» находившиеся в Москве Большую тамож­ню, Померную избу, где взимались пошлины с хлебных и других продовольствен­ных товаров, и Мытный двор, собиравший пошлины с продажи леса и скота (при­чем торговля лошадьми была в ведении Конюшенной избы), а также таможни, находившиеся в других городах России. Создание единого финансового учреж­дения явилось весьма существенным шагом по пути дальнейшей централизации системы таможенного управления.

[1] См.: Тихомиров летописание. - М.- 1979.- С.162, 231.

[2] Кизилов и народы России в 13-15 вв.- М.- 1984.- С.71.

[3] См.: Центральный государственный архив: Справочник о фондах.// Под общей редакцией . – Чебоксары.- 1989.- С.267.

[4] В Свияжском уезде вплоть до 1781 г., когда границы были пересмотрены, преобладали чуваши; позднее территории г. Свияжска и уезда отатарились и в 1920 г. вошли в состав Татарской АССР.

[5] Чувашия в эпоху феодализма. (16 - нач.19 вв.).- Чебоксары.- 1986.- С.81-83.

Благоприятные условия для дальнейшего роста товарного производства городов и рынка сложились во второй половине XV века. К Московскому княжеству были присоединены Пермь (1478), Тверь (1485), Вятка (1489), Псков (1510) и др. И хотя уровень развития товарно-денежных отношений феодальных княжеств был неодинаков, все же объективный процесс дальнейшего роста товарного производства городов и внутреннего рынка продолжался, развивалась и таможенная политика. Начинают складываться единые таможенные формальности, облегчающие продвижение товаров на рынок, развитие торговых отношений между русскими феодальными землями. В условиях феодальной раздробленности не было единой торгово-тарифной политики. Но стремление к унификации таможенных формальностей способствовало формированию взглядов на единую таможенную политику, в рамках единого Российского государства. Элементы таможенной политики формировались параллельно с объединением русских земель, развитием торговли и рынка. Несмотря на немногочисленные препятствия, экономика Руси развивалась; усиливались связи между княжествами, развивался рынок и товарно-денежные отношения, стала чеканиться русская монета.

Великие и удельные князья делили и завещали таможенные сборы своим ближайшим родственникам. При этом они нередко дробили право пошлинного сбора по частям. Как уже говорилось, московские князья особо оговаривали права каждого наследника. При этом супруге доставалось обычно «осмичее», а сыновьям и сиротам племянникам – города с волостями, деревни и села с правом сбора в них тамги и мыта. Старшему сыну доставалась лучшая часть наследства, которая с течением времени стала приближаться к достоянию всего государства. Постепенно родственники великого князя оттеснялись от права сбора таможенных пошлин, и доходы от тамги и мытов с Москвы и прилегающих территорий – так называемая московская тамга перешла в собственность великого князя, тем самым в таможенном деле произошло обособление государственного права от права частного.

Утверждение великого князя в качестве единственного источника правовых норм в период централизации привело к широкому распространению такого феномена как жалованные грамоты – документы, наделявшие правом взимать торговые и проезжие пошлины, либо избавлявшие от их уплаты. По предмету пожалования их можно разделить на три типа.

Первый – это жалованные грамоты в узком смысле. То есть, они представляли собой дарственные акты на имущество частным лицам (чаще всего монастырям, реже – боярской аристократии и служилой знати), в том числе и на сбор проезжих и торговых пошлин. Любопытно, что сохранение привилегий при наследовании потомками не гарантировалось. При новом государе выданная ранее грамота могла утратить силу.

Второй тип представляют из себя льготные грамоты (иммунитеты). Сюда относились жалованные грамоты, освобождающие обладателя грамоты от общих тягостей местных судов (так называемые несудимые грамоты); грамоты, содержащие освобождение от различных повинностей и податей в пользу местных властей и пошлин при проезде и перевозке товаров (обельные грамоты); и, наконец, грамоты, освобождавшие одновременно от тягостей суда и основных налогов и пошлин, т.е. содержавших полное освобождение (тарханные грамоты). От различных внутренних пошлин были освобождены Троице-Сергиевский, Кириллов и другие крупные монастыри.

К третьему типу относились грамоты, соединявшие в себе дарственные и льготные привилегии. Таковые выдавались иностранным торговым компаниям и отдельным иностранным купцам. Обычно они содержали в себе следующие пункты: 1) свободно проезжать в порубежные и во внутренние города России а также свободно выезжать из страны; 2) торговать беспошлинно, либо с уплатой пошлин в половинном размере, либо только некоторых видов пошлин; 3) ставить торговые дворы в указанных городах; 4) нанимать русских слуг; 5) не платить с дворов посадского тягла; 6) нанимать извозчиков и гребцов на суда; 7) находиться под юрисдикцией Посольского приказа; 8) не присягать в суде («целовать крест» предоставлялось приказчикам); 9) держать винный погреб для своих нужд и т.д. Однако, подобные грамоты содержали в себе и определенные запреты: 1) передавать грамоту другим лицам или брать с собой подданных иностранных государств; 2) провозить товары в обход таможни, без явки и подачи собственноручно заверенных росписей товаров; 3) привозить чужие товары, выдавая их за свои; 4) держать «закладников» из русских людей; 5) торговать в розницу; 6) прибегать к посредничеству русских людей в торговых операциях по сбыту своих и закупке русских товаров и т.д.

Кроме названных типов жалованных грамот, следует вспомнить еще один вид документов, тесно с ними связанный. Это так называемые заповедные или указные грамоты. Они подтверждали и санкционировали общие нормы применительно к частному случаю и лицу угрозами наказаний за их нарушение. Поэтому за ними закрепилось также название охранительных или опасных грамот.

Следующим важным видом правовых документов, регулировавших отношения в таможенном деле являются уставные грамоты. К ним относятся: 1) грамоты наместничьего управления (XIV – XV вв.); 2) губные грамоты (с 30-х гг. XVI в. до конца XVII в.); 3) уставные земские грамоты (с 1552 г. до второй четверти XVII в.). Смысл их состоял в обеспечении безопасности местного населения от злоупотреблений со стороны местной администрации. Грамоты определяли отношения наместника и местного населения. В них устанавливались «корм», т.е. содержание наместника, собираемое им в виде налогов с местного населения (часто корм выступал в виде сбора мыта), судебные пошлины и уголовные штрафы в пользу наместника. Кроме того, грамоты нередко содержали исключительные права местного населения, что сближало их с льготными грамотами.

Наконец, в качестве последнего вида документов следует назвать таможенные уставные грамоты. Таможенные грамоты представляли собой некую разновидность контракта, согласно которому откупщики принимали на себя взимание таможенных сборов, вместе с обязательством выплачивать казне определенную сумму. В грамотах перечислялись сборы, подлежавшие взысканию, указывались их размеры, порядок взимания, штрафы за уклонение от их уплаты.

Соборное уложение 1649 г.

Наличие проезжих пошлин не только тормозило торговлю, но и негативно сказывалось на государственных делах – дворяне и служилые люди, выполнявшие казенные поручения в дальних поездках вынуждены были платить проезжие пошлины за собственный проезд, за провозимые припасы и сопровождавших их людей. Добавим сюда еще и произвол и злоупотребления со стороны таможенных служащих и откупщиков. Неслучайно, что еще Иван IV собирался отменить мыт, компенсировав эту статью доходов в казну увеличением торговых пошлин. Однако это намерение только намерением и осталось. Статейный список 23 июля 1641 г. запрещал взимать проезжие пошлины с дворян и служилых людей, с сопровождавших их лиц и провозимых ими припасов. Ограничивалось взимание проезжих пошлин с торговых людей «сверх государева указу и сверх уставных грамот».

Соборное Уложение 1649 г. вобрало в себя ранее предпринятые меры в этом направлении, дополнив их рядом других мер. Это был первый общегосударственный документ, который в законодательстве России в рассматриваемый период занимал ведущее место среди других правительственных актов, посвященных таможенному делу. Регламентация проезжих сборов, а также мер по сохранению и благоустройству дорог содержалась в IX главе Соборного Уложения «О мытах, и о перевозах, и о мостах».

Согласно ей законодательно закрепилось освобождение дворян и служилых людей, выполнявших государевы поручения, от уплаты проезжих пошлин за собственный проезд, за провозимые припасы и сопровождавших их людей. Для мытчиков и мостовщиков, не выполняющих эти требования, предусматривалась мера наказания. Если с лиц, освобожденных от пошлины, она была взята, то лица, виновные в нарушении установленных правил, обязаны были возвратить взятое в тройном размере, а также подвергались телесным наказаниям.

Другие нормы устанавливали порядок беспошлинного провоза «людьми», и, прежде всего, крестьянами, товаров не на продажу, а для личного пользования. К служителям таможни, которые не соблюдали установленный порядок, применялись санкции в виде тройной уплаты и предания суду. Предусматривались наказания и тем, кто злоупотреблял своими правами (московских чинов люди, городовые дворяне, дети боярские и иноземцы) и пытался провозить товары торговых и других чинов людей: «Тех людей бити кнутом, да на них же взять мыт и мостовщину и перевоз втрое, и отдати мытовщиком и перевозщиком и мостовщиком». В свою очередь, если торговые и всяких чинов люди попытаются прикрыться именами имеющих льготы и таким образом провезти беспошлинно товары, то согласно ст. 5 «тем людем по тому же чинити наказание, бити кнутом и имати на Государя пени по пяти рублев с человека; а имати пеню с таких людей на Москве и в городех, где на них о том будет челобитье».

В силе оставлялись только те таможенные пункты, на которые ранее были выданы жалованные грамоты. Учреждение новых таможенных пунктов запрещалось под угрозой изъятия их в пользу государя. В зимнее время торговые люди имели право объезжать мытные заставы на мостах, и перевозах по льду, освобождаясь от уплаты мостовщины. Мытчикам же запрещалось откалывать лед по берегам.

Ряд пунктов главы «О мытах, и о перевозах, и о мостах» был посвящен ответственности вотчинников за соблюдение исправного состояния дорог, мостов и переправ. Кроме того, помещикам и вотчинникам запрещалось создавать новые дороги вместо старых, если это не было выгодно для торговых людей. Строительная деятельность вотчинников оговаривалась особо: если она могла привести к порче указанных дорог, мостов и переправ, то в этом случае вотчинник обязан был сооружать новые дороги. Также запрещалось вводить дополнительно к установленному ранее мыт и другие пошлины.

Анализируемая глава явилась важным документом, закрепившим права господствующего класса на таможенные привилегии, обозначила обязанности феодалов по поддержанию в исправности дорог, мостов и переправ, что способствовало перемещению товаров, развитию торговли и складыванию всероссийского рынка.

Тема 5. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ
в XIII – первой половине XVII вв.

Лекция 7.

1. Классификация таможенных платежей.

2. Эволюция таможенных платежей в XVI – первой половине XVII вв.

Читайте также: