7 зрк 2014 о налоге на имущество с изменениями

Опубликовано: 18.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество

Источник: Журнал "Бухгалтер Крыма"

Начиная с I квартала 2015 года крымские и севастопольские юридические лица начнут уплачивать новый налог. Речь идет о налоге на имущество.

Новый потому, что такого налога они не платили, являясь украинскими юридическими лицами. Новый потому, что он был одним из тех налогов, от которого крымские и севастопольские предприятия были освобождены в переходный период, который был установлен на время их адаптации к российскому налоговому законодательству.

В силу ст. 12 НК РФ налог на имущество относится к региональным налогам. Поэтому для того, чтобы он вступил в действие в регионе, субъектом РФ должен быть принят соответствующий закон, для которого есть условие: он должен вступить в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по нему.

Согласно п. 1 ст. 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество является календарный год. Следовательно, указанное выше условие для его вступления в силу в 2014 году в Крыму и Севастополе не могло быть соблюдено (на это указал Минфин в письмах от 30.04.2014 № 03-05-04-04/20583 и от 13.11.2014 № 03-05-05-01/57528).

Зато в обоих субъектах федерации оно своевременно выполнено в отношении 2015 года. В Крыму принят Закон Республики Крым от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 1 (далее – Закон № 7-ЗРК/2014), а в Севастополе – Закон города Севастополя от 26.11.2014 № 80-ЗС 2 (далее – Закон № 80-ЗС).

К полномочиям законодательных (представительных) органов субъектов РФ НК РФ отнес определение налоговой ставки в пределах, установленных названным кодексом, порядка и сроков уплаты налога. Эти органы могут также установить особенности обложения налогом для отдельных объектов недвижимости и льготы по налогу.

Какую ставку применять?

Правда, севастопольские законодатели тут же предусмотрели и постепенное повышение ставки год от года с целью доведения ее в 2018 году до максимальной, предусмотренной НК РФ. Однако в этой части п. 1 ст. 2Закона № 80-ЗС не может применяться.

Дело в том, что уже после принятия данного севастопольского закона был принят Федеральный закон от 29.11.2014 № 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Этим законом в ст. 380 НК РФ был введен новый п. 5, согласно которому ставки по налогу на имущество, установленные законами Республики Крым и Севастополя, не могут быть повышены в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, с которого применяется налоговая ставка. Иначе говоря, ставка в размере 1%, установленная на 2015 год в обоих субъектах федерации, должна быть неизменной в течение 2015 – 2019 годов. Только после этого она может быть повышена.

И в Крыму, и в Севастополе вдвое снижена ставка по налогу для организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, а также для сельскохозяйственных производственных кооперативов. В Республике Крым этой ставкой могут воспользоваться и крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ).

Напомним, что указанные кооперативы и КФХ могут заниматься не только производственной деятельностью, хотя в любом случае они работают в сфере сельского хозяйства. Так, сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива (Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

В свою очередь, как следует из п. 1 ст. 86.1 ГК РФ, крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, является добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства. В пункте 1 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» уточняется, что под иной хозяйственной деятельностью понимаются производство, переработка, хранение, транспортировка и реализация сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, ставка в размере 0,5% применяется к сельскохозяйственным кооперативам и КФХ, не обязательно занимающимся производственной деятельностью.

Но в любом случае для применения этой ставки законами Крыма и Севастополя установлено следующее условие: выручка от реализации произведенной налогоплательщиком продукции (работ, услуг) от основной деятельности должна составлять не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Законодатели не уточнили сказанное, но очевидно, что условие относится к любому отчетному (налоговому) периоду.

Еще более низкую ставку установили в Севастополе в отношении имущества садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, а также в отношении имущества садоводческих, огороднических, дачных и гаражно-строительных ко­оперативов. Она равна 0,1%.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 2Закона № 80-ЗС в Севастополе налоговая ставка в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, устанавливается в 2015 году равной 1,0%, в 2016 году – 1,3%, в 2017 году – 1,6%, в 2018 году – 1,9%.

Заметим, что в указанные годы в отношении этих объектов налогообложения могут быть установлены названные налоговые ставки, если в регионе не примут решение их снизить. Сказанное следует из п. 3 ст. 380 НК РФ. Перечень имущества, которое относится к таким объектам, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504.

Как видим, севастопольцы приняли решение не снижать ставки по данному имуществу по сравнению с максимальной величиной, которую предлагает федеральное законодательство. Они сочли необходимым указать это в региональном налоге. Однако аналогичные ставки в отношении поименованного имущества надо применять и в Крыму, хотя законодатели Республики Крым вообще не затронули эту тему в Законе № 7-ЗРК/2014.

Как определить налоговую базу?

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество. Передача во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесение в совместную деятельность не исключает имущество из объекта налогообложения. В свою очередь, в число таких объектов включается имущество, полученное по концессионному соглашению (ст. 378.1 НК РФ) 3 .

К сведению:

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

К объектам налогообложения относится имущество, которое учитывается на балансе в качестве основных средств. То есть его учет в этих целях ведется по правилам бухгалтерского учета на основании ПБУ 6/01 «Учет основных средств» 4 .

В связи с этим хотелось бы с сожалением отметить, что нормативные документы и разъяснения по поводу того, в каком порядке в баланс перерегистрированного предприятия, составленный на дату его внесения в ЕГРЮЛ, включаются остатки по счетам бухгалтерского учета, которые образовались на ту же дату согласно нормам украинского законодательства 5 , практически отсутствуют. По нашему мнению, именно учет основных средств особенно нуждался бы в такой регламентации.

Что касается налогового учета, безусловно, можно воспользоваться порядком, предусмотренным п. 8 – 22 разд. II Положения о порядке администрирования отдельных налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период, в том числе при применении положений Федерального закона от 5 мая 2014 года № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» 6 (далее – Положение).

Аналогичные нормы присутствуют в п. 10 – 18.7 ст. 26 Закона города Севастополя от 18.04.2014 № 2-ЗС «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период» (далее – Закон № 2-ЗС).

После внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ необходимо было провести инвентаризацию активов и пассивов, в частности основных средств. Данные, указанные по итогам этой инвентаризации, следует считать начальными данными об объектах налогового учета.

Из Закона № 2-ЗС не следует явно, но при анализе Положения становится очевидно, что речь идет об объектах налогового учета исключительно в целях исчисления налога на прибыль, но не налога на имущество. Причем, если акт инвентаризации в установленные сроки не представлен, стоимость объектов основных средств определяется на основании учетных данных (надо понимать, определенных ранее в соответствии с украинским законодательством), подтвержденных документально.

Помимо того, как установить первоначальную (остаточную) стоимость основных средств, в данных документах определяется:

  • что является амортизируемым имуществом (идет отсылка к нормам НК РФ);
  • как поступить с активами, которые до перерегистрации числились в качестве основных средств, но согласно НК РФ к амортизируемому имуществу не относятся;
  • когда начислять амортизацию;
  • как определить срок полезного использования с учетом предыдущей эксплуатации основного средства до перерегистрации.
Повторимся: в отношении бухгалтерского учета основных средств таких подробных указаний нормативного характера нет. Но, по нашему мнению, в обозначенной ситуации можно обратиться к ПБУ1/2008 «Учетная политика организации» 7 . Пункт 7 данного документа допускает, чтобы по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не оказались установленными способы ведения бухгалтерского учета. Тут же организации предлагается в обрисованной ситуации разрабатывать свой способ ведения бухгалтерского учета исходя из названного ПБУ и иных нормативных актов по бухгалтерскому учету. Полагаем, поскольку они отсутствуют, организация может принять решение воспользоваться правилами, установленными в отношении основных средств в Положении и Законе №2-ЗС. Во всяком случае, мы не находим такого запрета в законодательстве.

Эти правила следует отразить в учетной политике организации по бухгалтерскому учету 8 . Добавим, что данный подход позволит избежать применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» 9 , поскольку между налоговым и бухгалтерским учетом указанных основных средств расхождений не будет.

Об освобождении от налога и льготах

С 01.01.2015 не относятся к объектам налогообложения объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы 13 (то есть имущество со сроком полезного использования согласно данной классификации не более трех лет).

Льготы по налогу на имущество установлены и НК РФ, и законами субъектов РФ (ст. 6Закона № 7-ЗРК/2014 и ст. 4 Закона № 80-ЗС). Так, согласно ст. 381 НК РФ освобождается от обложения налогом, в частности, движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.
Возникает вопрос, распространяется ли данная льгота на случай приобретения (постановки на учет) крымским или севастопольским предприятием движимого имущества в период с 01.01.2013 до момента перерегистрации. Разъяснений по данному поводу не было, а до их выхода, по нашему мнению, распространять эту льготу на обрисованную ситуацию было бы рискованно. Ведь можно считать, что в указанной норме речь идет исключительно о постановке на учет в органах российского ГИБДД и аналогичных структур.

Организация – участник свободной экономической зоны не облагает налогом имущество, созданное или приобретенное в целях ведения деятельности на территории СЭЗ и расположенное на этой территории, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества (п. 26 ст. 381 НК РФ).

Как рассчитать налог

К сведению:

Статья 378.2 НК РФ для определенных объектов недвижимого имущества предписывает определять налоговую базу в зависимости от кадастровой стоимости. Но это возможно, если в соответствующем регионе РФ повсеместно определена кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества. В таком случае субъект РФ до начала нового налогового периода принимает специальный закон.

Поскольку в Крыму и Севастополе подобные законы пока не приняты, мы в данной статье эту тему опустим.

В расчет среднегодовой стоимости берется остаточная стоимость в целом по всей совокупности основных средств, являющихся объектом налогообложения. Она определяется на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, после чего определяется ее средняя величина за отчетный период.

Остаточная стоимость объектов основных средств на 01.01.2015 составила 300 000 руб., на 01.02.2015 – 290 000 руб., на 01.03.2015 – 280 000 руб., на 01.04.2015 – 270 000 руб., на 01.05.2015 – 260 000 руб., на 01.06.2015 – 250 000 руб., на 01.07.2015 – 240 000 руб. (примем, что в течение этого периода основные средства не приобретались и не реализовывались).

Облагаемая база за I квартал 2015 года (среднегодовая стоимость) равна 285 000 руб. ((300 000 + 290 000 + 280 000 + 270 000) руб. / 4 мес.).

Облагаемая база за I полугодие 2015 года равна 270 000 руб. (((300 000 + 290 000 + 280 000 + 270 000 + 260 000 + 250 000 + 240 000) руб. /

7 мес.) - 285 000 руб.).

Аналогично рассчитывается среднегодовая стоимость в целом за налоговый период.

Для отдельных объектов основных средств начисление амортизации правилами бухгалтерского учета не предусматривается. Для этих объектов стоимость для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Уплата налога и отчетность

Окончательная сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Уплате в бюджет по итогам налогового периода подлежит разница между этой суммой и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода (ст.382 НК РФ).

Учтем для расчета облагаемую базу за I квартал и I полугодие из примера 1. Кроме того, добавим, что облагаемая база за 9 месяцев составила 255 000 руб., а за год – 240 000 руб.

Авансовые платежи за I квартал будут равны 713 руб. ((285 000 руб. х

1%) / 4), за I полугодие – 675 руб. ((270 000 руб. х 1%) / 4), за 9 месяцев – 638 руб. ((255 000 руб. х 1%) / 4). Общая сумма авансовых платежей составит 2 026 руб.

Сумма налога по итогам налогового периода – 2 400 руб. (240 000 руб. х 1%). Следовательно, окончательная сумма налога к уплате равна 374 руб. (2 400 - 2 026).

Из пункта 3 ст. 382 и ст. 385 НК РФ следует, что в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, она уплачивает налог по месту нахождения названного недвижимого имущества. Но для этого необходимо, чтобы данное имущество было поставлено на налоговый учет именно по месту его нахождения.

Однако законодатели учли, что в Крыму и Севастополе для такой постановки на учет в отношении недвижимого имущества перерегистрирующихся юридических лиц требуется время. В связи с этим, пока подобное имущество не поставлено на отдельный налоговый учет (не получено свидетельство об этом), авансовые платежи (налог) можно уплачивать по месту нахождения организации, как и отчитываться по тому же адресу (п. 7 ст. 383 и п. 5 ст. 386 НК РФ).

Надо иметь в виду, что по окончании отчетных периодов представляется налоговый расчет, а по итогам налогового периода другая форма – налоговая декларация 14 . Предельные сроки для их представления установлены следующие: налоговый расчет необходимо подать не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (например, за I квартал надо отчитаться не позднее 30 апреля), декларацию – не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (ст. 386 НК РФ). Именно такие сроки определены для налогоплательщиков Крыма и Севастополя местными законодателями (ст. 5Закона № 7-ЗРК/2014 и ст. 3 Закона № 80-ЗС).

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания


ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов NEO, Tele2 временно недоступна

ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов Beeline, NEO, Tele2 временно недоступна

Стоимость услуги - тенге с учетом комиссии.

Закон Республики Крым от 19 ноября 2014 года № 7-ЗРК/2014
О налоге на имущество организаций

Принят Государственным Советом

Республики Крым 12 ноября 2014 года

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 1. Общие положения

Настоящим Законом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливается и вводится в действие на территории Республики Крым налог на имущество организаций (далее - налог), обязательный к уплате на территории Республики Крым, определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, дополнительные налоговые льготы, а также основания для их использования налогоплательщиками.

Иные положения, относящиеся к налогу, определяются главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 2. Понятия и термины, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются понятия и термины, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 2.1. Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества

Налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 3. Налоговый период. Отчетный период

1. Налоговым периодом признается календарный год.

2. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 4. Налоговые ставки

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 1,5 процента.

от 19 ноября 2014 года N 7-ЗРК/2014

О налоге на имущество организаций

(с изменениями на 24 апреля 2020 года)

Принят
Государственным Советом
Республики Крым
12 ноября 2014 года

Статья 1. Общие положения

Настоящим Законом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливается и вводится в действие на территории Республики Крым налог на имущество организаций (далее - налог), обязательный к уплате на территории Республики Крым, определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, дополнительные налоговые льготы, а также основания для их использования налогоплательщиками.

Статья 2. Понятия и термины, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются понятия и термины, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статья 2.1. Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества

Налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Статья 3. Налоговый период. Отчетный период

1. Налоговым периодом признается календарный год.

2. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Статья 4. Налоговые ставки

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 1,5 процента.

3. Для объектов недвижимого имущества, определенных в статье 2.1 настоящего Закона, налоговая ставка устанавливается в размере 1 процента.

исходя из налоговой ставки в размере 0,75 процента для объектов недвижимого имущества, налоговая база которого определяется как среднегодовая стоимость имущества;

исходя из налоговой ставки в размере 0,5 процента для объектов недвижимого имущества, определенных в статье 2.1 настоящего Закона.

Вид экономической деятельности налогоплательщика определяется по коду основного вида экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 1 марта 2020 года.

Статья 5. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей

Авансовые платежи по налогу подлежат уплате за отчетный период не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статья 6. Налоговые льготы

1. От уплаты налога освобождаются:

1) органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, а также учреждения, находящиеся в ведении указанных органов, в отношении следующего имущества:

памятники истории и культуры;

автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные и пешеходные инженерные сооружения;

многолетние декоративные и озеленительные насаждения;

2) организации - в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения;

5) организации, являющиеся собственниками (балансодержателями) объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично осуществляется за счет средств бюджета Республики Крым и (или) местных бюджетов на основании бюджетной сметы или в виде субсидий;

7) организации, основным видом деятельности которых является деятельность в области спорта.

2. Налоговые льготы по налогу предоставляются налогоплательщикам в соответствии с основаниями, установленными настоящим Законом, и применяются при условии предоставления в налоговые органы документов, подтверждающих право на льготы.

Статья 7. Заключительные положения

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Платите налоги в несколько кликов!

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Налог на имущество обязателен для организаций на ОСНО, у которых есть на балансе основные средства, а также для «упрощенцев», имущество которых попадает в перечень ст. 346.11 НК РФ и облагается налогом по кадастровой стоимости. Налоговый период имущественного налога — 1 год. Каждый квартал вносятся авансовые платежи по налогу. Отчетные периоды зависят от налоговой базы. Для среднегодовой стоимости — это первый квартал, полгода и девять месяцев. Для кадастровой — первый, второй и третий квартал. Разница в том, что в первом случае налог рассчитывается нарастающим итогом, а во втором — поквартально. В статье расскажем о расчете налога в 2021 году.

Налоговая ставка по имущественному налогу для юрлиц

Согласно статье 380 НК РФ, размер ставки определяется субъектом РФ, но не должен быть выше 2,2%. Для недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, ставка налога не может превышать 2%. Также есть нулевая ставка, которая применяется в отношении объектов, определенных распоряжением Правительства (от 22.11.2017 № 2595-р) .

Законодательные органы субъектов РФ вправе установить свой региональный процент по налогу и даже дифференцировать ставки по категориям имущества и налогоплательщиков, но они должны соответствовать диапазону указанных значений.

Если в вашем субъекте не установлены налоговые ставки, применяйте те, которые указаны в статье 380 НК РФ.

Сроки уплаты имущественного налога в 2021 году


Точные сроки уплаты в федеральном законодательстве отсутствуют. Регионы решают сами, когда вам платить налог на имущество (ст. 383 НК РФ). Если в региональном законе не предусмотрено иное, организация перечисляет авансовые платежи в течение налогового периода. Как правило, последний срок уплаты аванса по налогу — 30 число месяца, следующего после отчетного квартала. Но уточните актуальный срок в своем регионе.

  • Расчет за первый квартал — 30 апреля 2021;
  • Расчет за 6 месяцев — 30 июля 2021;
  • Расчет за 9 месяцев — 1 ноября 2021.

Четыре квартала года составляют налоговый период по налогу на имущество. Поэтому за 4 квартал нужно сдать декларацию в сроки, установленные законодательством субъекта, но не позднее 30 марта.

С 2020 года отменена обязанность по сдаче налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций, а также появляется возможность сдать единую налоговую отчетность по налогу.

Налогоплательщик, который состоит на учете в разных ИФНС по месту нахождения своих объектов недвижимости в одном субъекте РФ, сможет отчитываться в одну инспекцию по своему выбору. Налоговый орган субъекта нужно уведомить о своем решении до 1 марта.

Налог на недвижимость по кадастровой стоимости в 2021 году

В отношении некоторой недвижимости организации владельцы платят налог не из среднегодовой стоимости, а из кадастровой стоимости.

Под кадастровую стоимость попадают объекты недвижимости из п. 1 ст. 378.2 НК РФ:

  • административные бизнес-центры вместе с помещениями;
  • различные торговые центры вместе с помещениями;
  • нежилые помещения под офисы, магазины, общепит и бытовые нужды (в т.ч. и те, в которых эти виды деятельности уже ведутся);
  • недвижимость зарубежных организаций, у которых нет в России специальных представительств;
  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения или сооружения , расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

С этой недвижимости нужно платить налог по кадастровой стоимости, если кадастровая стоимость по ней определена, а сами объекты недвижимости перечислены в региональном законе. Если хотя бы одно из требований не исполнено, налог надо рассчитывать по среднегодовой стоимости. По объектам, перечисленным в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, не составляют региональные перечни. Кадастровое налогообложение этих объектов предусматривается региональным законом. Если кадастровая стоимость не установлена, то тоже считайте налог по среднегодовой стоимости.

Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно на сайте Росреестра в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»

Система рассчитает налог, подготовит платежку


« Бухгалтерия — удобная программа. Спасибо разработчикам. С Контуром работаю уже давно. И кадры удобно вести, никогда ничего не упустишь в начислении заработной платы. Налоги сами рассчитываются. Отчеты все вовремя попадают к адресату. Все обновляется в ногу со временем. Мне очень нравится, все удобно. А когда бывает что-то непонятно, можно позвонить — и вам всегда придут на помощь. Еще раз спасибо разработчикам » .

Наталия Аббасова, бухгалтер, ст. Вешенская, Ростовская обл.

В 2021 году уточнили порядок расчета налога на имущество, когда меняется кадастровая стоимость недвижимости. По стандартным правилам изменение кадастровой стоимости не повлияет на расчет налога в текущем и прошлых периодах (п. 15 ст. 378.2 НК РФ). Однако есть два случая, при которых налог пересчитывают:

1. Кадастровая стоимость изменилась задним числом, то есть до начала текущего или истекшего налогового периода. Даты начала применения измененной кадастровой стоимости в разных случаях перечислены в ст. 18 Закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ. Например, такое может быть, если индекс недвижимости снизился более чем на 30 %.

2. Кадастровая стоимость установлена в размере рыночной. Для расчета налогов рыночная стоимость будет использоваться с даты начала применения изменяемой кадастровой стоимости.

Налог на движимое имущество

С 1 января 2019 года для организаций отменен налог на движимое имущество (ФЗ от 03.08.2018 №302-ФЗ). Даже в том случае, если регион не подтвердил право на льготу. В 2020 году движимое имущество по-прежнему не облагается налогом.

Однако сведения о среднегодовой стоимости движимого имущества, учтенного на балансе как ОС, теперь нужно отражать в разделе 4 декларации по налогу на имущество. Это связано с тем, что в основные направления налоговой политики на 2021-2023 годы включили проработку возврата обложения движимого имущества налогом. Власти обещают снизить ставки, чтобы налоговая нагрузка на бизнес не выросла. Кроме того, обложение движимого имущества поможет избежать многочисленных споров по категории объектов.

Налог на имущество в 2021 году

Авансы по налогу на имущество

Каждый квартал авансы по этому налогу должны уплатить все организации, у которых на балансе имеется подлежащее налогообложению недвижимое имущество. Если иное не предусмотрено региональным законодательством. Стоимость имущества в этом случае значения не имеет, важна налоговая база. Авансы рассчитываются по среднегодовой стоимости или стоимости по кадастру. Попробуем рассчитать аванс исходя из данных по среднегодовой стоимости. Вычисляем среднюю стоимость имущества за год. Это будет авансовая налоговая база.

Стоимость средняя = (Сумма остаточных стоимостей на начала месяцев + Сумма конечных стоимостей имущества за эти месяцы и месяц после / (количество месяцев в отчетном периоде + 1). Остаточная стоимость считается с учетом амортизации.

Пример 1. В ООО «Ромашка» на начало года было амортизируемого имущества на 100 000 рублей. Ежемесячная амортизация — 5 000 рублей. Соответственно каждый месяц на эту сумму уменьшалась остаточная стоимость. К июлю 2020 года она упала до 70 000 рублей.

Налоговая база = (100 000 + 95 000 + 90 000 + 85 000 + 80 000 + 75 000 + 70 000) / 7 = 85 000 рублей.

Аванс за 2 квартал = (Налоговая база × Налоговая ставка) / 4 = (85 000 × 2,2%) / 4 = 467,5 рубля.

Рассчитаем аванс по налогу на имущество за 3 квартал 2021 года для компании с несколькими объектами налогообложения. В этом случае для расчета нужно указать налоговую базу исходя из средней суммы остаточной стоимости за год.

Пример 2. У ООО «Лютик» есть два объекта с остаточной стоимостью на начала года в 100 и 300 тысяч рублей. Амортизация этих объектов 5 000 и 10 000 в месяц соответственно.

Налоговая база = ((100 000 + 300 000) + (95 000 + 290 000) + (90 000 + 280 000) + (85 000 + 270 000) + (80 000 + 260 000) + (75 000 + 250 000) + (70 000 + 240 000) + (65 000 + 250 000) + (60 000 + 240 000) + (55 000 + 230 000))/ 10 = 276 000 рублей

Аванс за 3 квартал = (276 000 × 2,2%) / 4 = 1 518 рублей.

Рассчитываем аванс по налогу на имущество за 2 квартал 2021 года исходя из кадастровой стоимости.

Формула для расчета простая: Аванс = Кадастровая стоимость × Ставка налога / 4. Подсчет упрощается тем, что кадастровая стоимость описана в госкадастре по недвижимости. Узнать ее можно в специальном сервисе, введя кадастровый номер или адрес объекта.

Пример 3. Кадастровая стоимость имущества ООО «Василек» равна 1 162 000 рублей.

Аванс за 3 квартал = (1 162 000 × 2,2%) / 4 = 6 391 рублей.

Налог на имущество за 2021 год

Юридические лица рассчитывают налог на имущество самостоятельно. Чтобы рассчитать налог на имущество за год, нужно уменьшить платеж на авансы, перечисленные в течение года. Налоговая база рассчитывается как сумма остаточной стоимости каждого объекта на первое число месяца и последний день расчетного периода (31 декабря).

Пример 4. У ООО «Гладиолус» с начала года имеется амортизируемое имущество на 1 165 000 рублей. Ежемесячная амортизация — 8 000 рублей. Следовательно, остаточная стоимость имущества ежемесячно уменьшается на 8 000 рублей.

Остаточная стоимость:

  • 1 января —1 165 000 рублей
  • 1 февраля — 1 157 000 рублей
  • 1 марта — 1 149 000 рублей
  • 1 апреля — 1 141 000 рублей
  • 1 мая — 1 133 000 рублей
  • 1 июня — 1 125 000 рублей
  • 1 июля — 1 117 000 рублей
  • 1 августа — 1 109 000 рублей
  • 1 сентября — 1 101 000 рублей
  • 1 октября — 1 093 000 рублей
  • 1 ноября — 1 085 000 рублей
  • 1 декабря — 1 077 000 рублей
  • 31 декабря — 1 069 000 рублей

Авансовый платеж за 1 квартал

Налоговая база = (1 165 000 + 1 157 000 + 1 149 000 + 1 141 000) / 4 = 1 153 000 рублей

Авансовый платеж = 1 153 000 × 2,2% / 4 = 6 341,5 рубля

Авансовый платеж за 6 месяцев

Налоговая база = (1 165 000 + 1 157 000 + 1 149 000 + 1 141 000 + 1 133 000 + 1 125 000 + 1 117 000) / 7 = 1 141 000 рублей

Авансовый платеж = 1 141 000 × 2,2% / 4 = 6 275,5 рубля

Авансовый платеж за 9 месяцев

Налоговая база = (1 165 000 + 1 157 000 +. + 1 093 000) / 10 = 1 129 000 рублей

Авансовый платеж = 1 129 000 × 2,2% / 4 = 6 209,5 рубля

Уплата налога за год

Налоговая база = (1 165 000 +. + 1 069 000) / 13 = 1 117 000 рублей

Платеж по налогу за год = 1 117 000 × 2,2% - (6 341,5 + 6 275,5+ 6 209,5) = 5 747,5 рубля

Оплачивайте имущественный налог и отправляйте расчеты и декларацию через интернет в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия. Избавьтесь от рутины, оплачивайте налоги и пользуйтесь поддержкой экспертов нашего сервиса. Попробуйте 14 дней бесплатной работы!

1. В Приморском крае принят закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с Законом Приморского края от 26.11.2014 № 499-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края «О налоге на имущество организаций»» налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке Администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий);
2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
Налоговая база в отношении указанных объектов недвижимого имущества уменьшается на 20% кадастровой стоимости каждого объекта недвижимого имущества.
Справочно: на территории Приморского края указанный порядок не распространяется в 2015 году на объекты бытового обслуживания (в гл. 30 НК РФ - эти объекты указаны).
Для указанных объектов, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, Законом Приморского края от 28.11.2003 № 82-КЗ «О налоге на имущество организаций» установлены налоговые ставки:
- в 2015 году в размере 0,3 процента, в 2016 году - 0,6 процента, в 2017 году - 1 процент, в 2018 году - 1,5 процента, в 2019 году и последующие годы - 2 процента для объектов недвижимого имущества.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержден Распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 29.12.2014 № 756-РИ «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год».
Распоряжение размещено на официальном сайте Администрации Приморского края (www.primorsky.ru) в разделе: Главная / Органы власти / Органы исполнительной власти / Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края / Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год.
В налоговые инспекции было направлено письмо поручением по составлению своих перечней налогоплательщиков и доведению информации до сведения налогоплательщиков (письмо УФНС от 14.01.2015 № 11-15/2/00236@))
Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2015 внесены поправки в ст. ст. 346.11 и 346.26 НК РФ, в соответствии с которыми установлена обязанность в отношении объектов, включенных в перечень, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость:
- налогоплательщиков организаций, применяющих УСН и систему налогообложения в виде ЕНВД - уплачивать налог на имущество организаций (в 2015 году по ставке - 0,3 %, в 2016 году - 0,6 %, в 2017 году - 1 %, в 2018 году - 1,5%, в 2019 году и последующие годы – 2%);
- индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и систему налогообложения в виде ЕНВД - уплачивать налог на имущество физических лиц (по ставке в размере, не превышающем 2%).


В соответствии с пунктом 13 статьи 378.2 главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ организация - собственник объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (одной четвертой кадастровой стоимости) этого имущества.
Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 386 НК РФ, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

2. С 1 января 2015 года изменится порядок налогообложения движимого имущества организаций согласно вступающим в силу положениям главы 30 НК РФ.
Так, не облагающееся налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, теперь будет признаваться объектом налогообложения.
В соответствии с вступающими в силу с 1 января 2015 года положениями Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 381 НК РФ дополнена пунктом 25, в соответствии с которым организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:
реорганизации или ликвидации юридических лиц;
передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимыми.
Федеральная налоговая служба разъяснила, что до внесения официальных изменений в приказ ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» при заполнении налоговых деклараций по налогу на имущество организаций начиная с налогового и отчетных периодов 2015 года налогоплательщиками, заявляющими право на льготу по пункту 25 статьи 381 Кодекса, по строке с кодом 160 соответствующего раздела 2 налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу), заполняемого в отношении указанного имущества, должен быть указан присвоенный данной налоговой льготе код 2010257.
Кроме того, в соответствии с вступающими в действие положениями Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» статья 381 Кодекса дополнена пунктом 26, предусматривающим предоставление льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.
До внесения официальных изменений в приказ ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 "Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения" при заполнении налоговых деклараций по налогу на имущество организаций начиная с налогового и отчетных периодов 2015 года налогоплательщиками, заявляющими право на льготу по пункту 26 статьи 381 Кодекса, по строке с кодом 160 соответствующего раздела 2 налоговой декларации по налогу (налогового расчета по авансовому платежу), заполняемого в отношении указанного имущества, должен быть указан присвоенный данной налоговой льготе код 2010258.

3. Кроме того, Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ в ст. 374 НК РФ внесены дополнения, согласно которым с 1 января 2015 года не будут признаваться объектом налогообложения объекты основных средств, включенные в первую и вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

4. В соответствии с законом Приморского края от 26.12.2014 № 533- КЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Приморского края «О налоге на имущество организаций» внесены изменения с 01.01.2015 и часть 3 ст. 2 изложена в следующей редакции:
«Налоговая ставка устанавливается для имущества организаций, вновь созданного и (или) приобретенного в целях реализации инвестиционного проекта и не входящего в состав налоговой базы до начала реализации такого инвестиционного проекта в размере:
0 процентов - на пять лет с месяца, следующего за месяцем постановки такого имущества на баланс организации;
0,5 процента - в течение последующих пяти лет с месяца, следующего за месяцем, в котором прекратила действие налоговая ставка, установленная абзацем вторым настоящей части.
Налоговую ставку, установленную настоящей частью, вправе применять организации, отвечающие одновременно следующим требованиям:
организация реализовала не ранее 1 января 2015 года на территории Приморского края инвестиционный проект, капитальные вложения в который осуществлены в сумме не менее 50 млн. рублей в течение не более трех последовательных лет или в сумме не менее 500 млн. рублей в течение не более пяти последовательных лет;
организация зарегистрирована в качестве юридического лица на территории Приморского края;
организация не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией».

Читайте также: