Предпринимательство разделение властей власть рынок налогообложение монополия на применение насилия

Опубликовано: 18.05.2024

Под властью подразумевается способность ее субъекта (отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства) навязать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действиями, будь то насильственными или ненасильственными средствами и методами. Власть возникла с возникновением человеческого общества и вместе с ним прошла длинный путь развития. Необходимый элемент общественной организации, без которого невозможны жизнеспособность и функционирование общества, власть призвана регулировать взаимоотношения между людьми, между ними, обществом и государственно-политическими институтами.

Одна из главнейших задач государства - это разрешение противоречия между необходимостью порядка и разнообразием интересов в обществе, сопряженных с конфликтами. С этой точки зрения государство и власть в целом призваны навести порядок и рациональную организацию в социально-политический процесс, обуздать стихию человеческих страстей. Поэтому естественно, что и государство, и власть самым тесным образом связаны с насилием. Еще Гоббс (продолжая в этом вопросе традицию Макиавелли) усматривал главный признак государства в "монополии на принуждение и насилие". С тех пор этот тезис в разных редакциях стал общим местом в большинстве теорий государства.

Наиболее завершенную разработку данный тезис получил у М. Вебера. Он, в частности, утверждал, что государство невозможно определить социологически в терминах его целей или того, что оно делает, поскольку невозможно исторически показать, что какая-либо конкретная задача или функция специфична для государства. Поэтому, говорил Вебер, четко очерченный признак государства следует искать в средствах, которые оно использует. Таким средством, по его мнению, и является насилие. Как считал Вебер, "государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определенной области - "область" включается в признак! - претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия. Ибо для нашей эпохи характерно, что право на физическое насилие приписывается всем другим союзам или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство, со своей стороны, допускает это насилие: единственным источником "права" на насилие считается государство".

Исходя из этой посылки, М. Вебер рассматривал государство как "отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует". Хотя сущность государства и власти, политического в целом, как будет показано ниже, и нельзя свести всецело к отношениям господства и подчинения, все же с точки зрения власти и властных структур эти отношения отличают политическое от других сфер общественной жизни. Более того, государство, власть и насилие немыслимы друг без друга. Хотя, подчеркнем это, насилие не является единственным средством государства. Но для него это средство специфическое.

Естественно, ибо государство, особенно если речь идет о современном государстве, в котором как бы в едином организме сочетается множество разнообразных конфликтующих, зачастую несовместимых друг с другом интересов, устремлений, установок и т.д., не в состоянии обеспечить выполнение своей главной функции по реализации общей воли своих подданных одними только уговорами или же полагаясь на их сознательность и добрую волю. Мировая история еще не знала государства без механизмов и средств предотвращения и наказания уголовных правонарушений, без системы исправительных учреждений. Насилие или угроза применения насилия являются мощным фактором, сдерживающим людей от всякого рода поползновений на жизнь, свободу, собственность других членов общества. Непременным атрибутом государства являются человек с ружьем, армия, полиция, призванные гарантировать внутреннюю и внешнюю безопасность как самого государства, так и всех без исключения его подданных. Они составляют инструмент силового обеспечения политики государства. В этом контексте прав французский мыслитель конца XVIII- началаXIXв Ж. де Местр, который говорил: "Бог, сотворивший власть, сотворил и наказание. палач сотворен вместе с миром".

Государство отличается от всех других форм организации людей тем, что оно располагает военной силой и судебно-репрессивным аппаратом. Не случайно при определении политического К. Шмитт особое значение придавал jusbelli- праву вести войну. Объясняя свою мысль, он говорил, что государство, выступающее как единство политического, вправе требовать от всех тех, кто принадлежит к данному конкретному народу, быть готовыми идти на смерть в войне с врагами. "Благодаря этой власти над физической жизнью людей, -писал К. Шмитт, - политическое сообщество поднимается над сообществом или обществом любого другого рода". Иначе говоря, государство вправе не только применить к своим подданным в случае необходимости насилие, но и требовать от них служения государству с оружием в руках для применения вооруженного насилия к врагам самого государства.

При этом необходимо учесть следующее обстоятельство. В принципе насилие может быть применено и нередко применяется родителями в отношении своих детей, руководителем той или иной организации — в отношении ее членов, директором предприятия - в отношении своих подчиненных и т.д. Но все дело в том, что в любом из этих случаев действия применяющих насилие противоречат закону. Более того, закон запрещает такие действия под угрозой применения к ним самим насилия. Что касается государства, то формы, средства, условия использования им насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом. Поэтому и говорят о легитимном, или узаконенном, насилии со стороны государства. Важно учесть также не только легитимность насилия, применяемого государством, но и то, что только ему принадлежит это исключительное право. Коль скоро все граждане независимо от социального положения, национальной, религиозной, профессиональной или иной принадлежности равны перед законом, то ни один из них не вправе (кроме тех случаев, которые предусмотрены законом) применить насилие в отношении другого человека. Это касается и разного рода организаций, объединений, союзов, заинтересованных групп и т.д.

Другими словами, право применения или угрозы применения насилия отнято у всех индивидов и коллективов, составляющих общество, и сосредоточено у государства. Государство не просто наделено правом на применение насилия, а пользуется исключительным правом, то есть монополией на применение насилия. Поэтому-то и говорят, что государство обладает монополией на легитимное, или узаконенное, насилие. Из этого можно сделать вывод, что государство обладает публичной властью, то есть прерогативами отдавать приказы и принуждать повиноваться этим приказам, что обеспечивается, в частности, монополией на легитимное насилие.

В соответствии с концепциями современных теорий верховная государственная власть имеет некие границы, которые она не вправе преступать. Это — неотчуждаемые права личности на жизнь и свободу мысли от внешнего вмешательства. Как подчеркивал П.И. Новгородцев, императивом для верховной власти остается "идея суверенитета народа и личности". Между правом, государством и отдельно взятой личностью существует некий договор относительно этих неотчуждаемых прав личности на жизнь, свободу и независимость, договор, подкрепленный "народовластием и парламентаризмом" в конституции. Гарантией сохранения и реализации прав личности Новгородцев считал строгое разделение прерогатив и функций властей, призванное не допустить перекоса в пользу какой-либо ветви власти, в том числе и "деспотизма парламента". При этом он всячески подчеркивал, что "под единой властью. не разумеется, конечно, власть единоличная".

Очевидно, что в современную идею суверенитета органически встроены принципы, не допускающие ее использования в целях установления деспотизма, будь то исполнительная или законодательная ветви власти или отдельное лицо. В значительной мере эти принципы реально воплощены в системе разделения властей на три главные равносущные друг другу ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей отражает конкретные интересы конкретных социальных и политических сил, их борьбу и взаимодействие.

Суть теории разделения властей можно наглядно продемонстрировать на примере конституции США. Здесь законодательная власть сосредоточена в конгрессе, состоящем из двух палат: сената и палаты представителей. Исполнительная власть передана президенту страны как главе государства и одновременно главе правительства, а судебная власть - Верховному суду США, а также судам, учрежденным конгрессом. Здесь суть системы "сдержек и противовесов" состоит в следующем. Конгресс принимает законы, но каждый из них представляется президенту, который вправе не подписать его, наложив на него вето, и возвратить со своими возражениями в конгресс для повторного рассмотрения. Президент наделен правом заключать международные договоры, которые, однако, подлежат одобрению сенатом. Президент назначает высших должностных лиц, судей Верховного суда, послов, но "по совету и с согласия сената". Конгресс наделен полномочиями объявить импичмент президенту в случае совершения им противоконституционных действий. Верховный суд имеет право объявить неконституционными акты конгресса и президента. Из этих положений следует, что разделение властей означает не их сепаратность, а их равновесие, сбалансированность, их способность в тесном взаимодействии и переплетении обеспечивать систему взаимных сдержек и противовесов.

При анализе власти неизбежно возникает вопрос о ее соотношении с политическим влиянием и политическим авторитетом. По мнению некоторых авторов, влияние - наиболее всеохватывающее из этих понятий, поскольку соединяет все формы убеждения, давления, принуждения и т.д. Выделяется также принуждение, рассматриваемое как вид влияния, характеризующийся высокой степенью оказываемого давления как экономического, социального, политического, так и проявляющегося в запугивании или применении насилия. В этом аспекте власть представляет собой систему отношений господства и подчинения, главная цель которого состоит в обеспечении выполнения директивы, приказа, воли и т.д. с помощью влияния, авторитета, разного рода санкций и прямого насилия.

Таким образом, с функциональной точки зрения задача власти состоит в реализации целей управления. Здесь власть призвана осуществлять отношения господства и подчинения между правителями и управляемыми. Государство невозможно представить себе без властвования, господства и подчинения. Более того, можно сказать, что феномен власти имманентно присущ обществу. Но вместе с тем следует особо подчеркнуть, что власть имеет множество различных источников и опор и представляет собой многосторонний феномен, различающийся по своим масштабам, авторитету, объему и стоимости. Выделяются различные формы проявления и функционирования власти: насилие и принуждение, наказание и поощрение, контроль и управление, соперничество и сотрудничество. Она может носить как негативный, так и позитивный характер. Поэтому очевидно, что власть нельзя свести всецело к функции насилия. Она проявляется в различных ипостасях.

Социальная система власти, будучи некоторой целостностью, включает ряд подсистем – правовую, административно-управленческую, военную, воспитательно-образовательную и т.д., в которых как по горизонтальному, так и по вертикальному срезам устанавливаются определенные, характерные для каждой из них, отношения. Власть необходима в качестве первостепенного условия реализации права, служащего краеугольным камнем государства. В то же время власть подчиняется праву, призванному четко определить властные прерогативы и функции государства. С учетом всего этого можно сказать, что власть - это своеобразная система коммуникации между различными ее субъектами, субъектами и объектами, между двумя или более лицами или сторонами, участвующими в системе властных отношений, а не просто достояние одной из сторон. "Власть, - подчеркивал Т. Парсонс, - занимает в анализе политических систем место, во многих отношениях сходное с тем, которое занимают деньги в экономических системах". В этом смысле, по справедливому замечанию К. Дойча, власть представляет одно из "платежных средств" в политике, которое применяется там, где не срабатывает влияние или добровольное согласование действий. Она выполняет функции по регулированию групповых конфликтов и осуществлению коммуникации внутри системы.

С этой точки зрения власть сильна и дееспособна не тогда, когда она всемогуща и прибегает к силе, не в качестве primaratio, а в качествеultimaratio, когда проявляется максимум заботы о членах общества и обеспечиваются оптимальные условия для их безопасности и самореализации. Злоупотребление властью, подавление свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее концентрации. В этом контексте нельзя забывать то, что политика - это не только насилие или угроза применения насилия, наказание и конфликт, но и обещания, вознаграждения, сотрудничество, обмен и т.д. В методологическом плане власть как отношения между двумя или более партнерами опирается на общепринятые или юридически закрепленные в данном обществе ценности и принципы, определяющие и регулирующие место, роль и функции как отдельного человека', так и социальных групп в системе общественных и политических отношений.

Государство, как носитель и субъект власти, обладая специальным профессиональным аппаратом, выполняет основные функции по управлению делами общества и распоряжается его природными, материальными и людскими ресурсами. Среди этих функций важное место занимают управление социальными и экономическими процессами, сферами духовной жизни, регулирование социальных, национальных, международных отношений, обеспечение национальной безопасности и общественного порядка, гарантирование соблюдения общеобязательных норм и правил игры в обществе и государстве и т.д.

Заключая все изложенное, еще раз подчеркну, что центральное место в мире политического занимают власть и ее главный носитель - государство. Но остается невыясненным вопрос о том, как соотносятся мир политического в целом с политической системой и она, в свою очередь, с государством и властью. Правильно ответить на этот вопрос можно, лишь выяснив, что такое политическая система.


Термины в модуле (15)

***Алексеев: Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - подданство или гражданство.

***Теория Крадина:
теория самостоятельного пути эволюции обществ кочевников-скотоводов, которая была изложена в его монографии «Кочевые общества» (1992). Крадину удалось создать целостную теорию особого экзополитарного (от греч. «экзо» — наружу и «полития» — суверенное общество, государство) способа производства, под которым подразумевалось, что наиболее крупные общества кочевников основывались на различных способах внешней эксплуатации земледельческих обществ (набеги, вымогание даров, завоевания и др.). Позднее он стал использовать другой термин — «ксенократия». В последующие годы эти идеи, но уже с других методологических позиций были развиты в его книгах и статьях, посвященных наиболее крупным обществам кочевников, так называемым «кочевым империям» — хунну, киданям, монголам и др. По сути дела им была разработана целостная теория кочевых империй, которая была воплощена в серии монографий

Кочево́е госуда́рство — термин, принятый в исторической литературе для обозначения особой формы организации власти, присущей обществам кочевого типа. Основой такого государства была не инфраструктура (караванные пути и города (поселения) центры торговли и ремесел) на определённой территории (которая также не исключалась), а стратегически важное значение земли, обладание которой давало основу существования государства. Земля была нужна прежде всего для прокорма скота.

Кочевые империи (по Крадину):
Номадизм - кочевничество

Само слово "империя" обозначает такую форму государственности, которой присущи два главных признака: 1) большие территории и 2) наличие зависимых или колониальных владений. В таком случае кочевую империю можно дефинировать как кочевое общество, организованное по военно-иерархическому принципу, занимающее относительно большое пространство и получающее необходимые нескотоводческие ресурсы, как правило, посредством внешней эксплуатации (грабежей, войн и контрибуций, вымогания "подарков", неэквивалентной торговли, данничества и т.д.).
Можно выделить следующие признаки "кочевых империй":
1) многоступенчатый иерархический характер социальной организации, пронизанный на всех уровнях племенными и надплеменными генеалогическими связями;
2) дуальный (на крылья) или триадный (на крылья и центр) принцип административного деления империи;
3) военно-иерархический характер общественной организации "метрополии", чаще всего по "десятичному" принципу;
4) ямская служба как особый способ организации административной инфраструктуры;
5) специфическая система наследования власти (империя - достояние всего ханского рода, институт соправительства, курултай);
6) особый характер отношений с земледельческим миром

Исторя с суверенитетом вообще началась с Франции - идея была выработана как «спасения от внутриполитических трудностей». Жан Боден (легизм чек) дал первое определение суверенитету в 1576 году. Оно имело юридический оттенок, но опиралось на политическую реальность - «Он бросает испытующий взгляд на всю Европу, чтобы при помощи новых парадигм суверенитета и государства навести порядок в сумятице европейских феодальных связей. Он полагает, что уже несколько европейских стран можно считать суверенными государствами: кроме Франции это Англия, Шотландия, Дания, отдельные кантоны Швейцарии, Московское княжество, Польша. На итальянской земле только одно государство представляется ему суверенным — Венеция. В Германии суверенными не являются ни кайзер, ни князья, ни имперские города». Франция стала прототипом и классическим примером того, что понималось под совершенным образом суверенной власти.

Исходя из новой парадигмы государства, начинается постепенное преодоление феодальной и сословной неразберихи Средневековья. Государство создает территориально замкнутое единство. Специфические средства организации единой государственной власти известны: государственная армия, государственные финансы и государственная полиция. Право все больше преображается в государственное право, в проводимый государственной юстицией закон и находит соответствующее выражение в государственной кодификации законов. Средневековые корпорации и институты, феодальные, сословные или церковные союзы теряют свой смысл и значение - это всё является периодами развития суверенитета:

1) начало положено уже понятием государственного суверенитета: суверенное государство — это не только новая парадигма, отрицающая в целом средневековые имперские и общинные уложения, но и прежде всего новая парадигма пространства. Изменение планетарной картины Земли и мира в результате кругосветных путешествий и открытие нового континента влекут за собой изменение всех существующих отношений ---> «современность 16 века». Ибо с точки зрения пространственного порядка это понятие суверенного государства было привязано к определенному представлению о суше и Земле. Это было континентальногосударственное понятие. Оно представляло собой лишь одно из многих последствий великой пространственной революции этого и последующего столетий. Оно прежде всего не охватывало другую, куда более широкую сторону, оно не включало и не подразумевало моря (уже в 17-18 веке развиваются категории береговой линии и открытого моря - у Пуффендорфа, суверенитет государтва на прибрежные воды). «Суша отходит под юрисдикцию государства, море остается свободным, то есть независимым от государства, не входящим в него - развивается удивительный дуализм европейского международного права последних столетий». **Рассуждения о том, что дифференциированное «международное право» не совсем верно, ибо в действительности здесь параллельно действуют два никак не связанных между собой типа международного права. Возникает европоцентричное устройство мира, но оно сразу же распадается на сушу и море. Суша разделена на территориально замкнутые государственные области суверенных государств, море, напротив, остается свободным от государства. Что это означает в межгосударственном международном праве, в котором всеобъемлющей парадигмой является государство? Море не знает границ, и оно становится, игнорируя географическое положение и соседство, единым пространством, которое должно оставаться «свободным» как для мирной торговли, так и для ведения войн между любыми государствами.--->именно из этого вырастает различие между более жестокими морскими войнами («тотальный образ врага») и войнами на суше, где государства были в статусе комбатантом

%d0%b22

Власть — это организованная сила, способная подчинить своему влиянию и воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.

Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Признаки власти:

  • Власть – общественное явление
  • Власть – компонент общества на всех этапах его развития
  • Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми
  • Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит
  • Власть всегда базируется на силе ( физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)

Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):

  • авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)
  • сила
  • закон
  • богатство
  • харизма ( от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)

Виды власти с точки зрения ее социального уровня

  • власть в масштабе всего общества;
  • власть внутри того или иного коллектива ;
  • власть в отношении между двумя индивидами.

Виды власти по степени воздействия:

  • демократическая
  • недемократическая

Виды власти по сферам общественной жизни:

  • духовная
  • социальная
  • экономическая
  • политическая
  • информационная
  • семейно-бытовая
  • религиозная и другие

Методы власти:

  • демократические и авторитарные
  • честные и нечестные( насилие, месть, обман, провокация, вымогательство и т.д.)

Элементы власти:

Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.

Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.

Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта

Функции власти:

  • господство
  • координация
  • руководство политическими процессами
  • управление делами общества и государства
  • организация политической жизни и политических отношений
  • Контроль

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.

В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.

Основные признаки политической власти:

  • Публичность — решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти
  • Всеобщность — политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей
  • Легальность использования силы — закрепленность в законах и Конституции использовать силу
  • Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.
  • Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов
  • Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом

Типы политической власти

  • Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления ипринуждения. Располагает монопольным правом издавать законыи иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия.
  • Общественная власть — партийная, профсоюз­ная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение

По широте распространения власти:

  • международные организации (мегауровень),
  • центральные органы государства (макроуровень),
  • региональ­ные организации (мезоуровень),
  • власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

Принципы устойчивости власти:

  • легитимность ( поддерживается основной частью населения)
  • легальность ( законность)
  • результативность

Типы легитимности:

  • Традиционная легитимность основана на традициях, вере в незыблемость и священность существующих порядков.
  • Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководите­ля, которого иногда даже обожествляют, создают культ его лич­ности.
  • Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана законности её формирования, подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.

Суть разделения властей заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»).

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.

Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.

Суть разделения властей:

— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции

-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти

Разделение властей в РФ:

  • законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы, представляя интересы граждан
  • исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными делами
  • судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней)- следит за соблюдением законов.

%d0%b24

%d0%b26

%d0%b210

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

В то время как монополия на насилие как определяющая концепция государства была впервые описана в социологии Максом Вебером в его эссе « Политика как призвание» (1919), монополия на законное применение физической силы является основной концепцией современного публичного права, которое восходит к работе французского юриста и политического философа Жана Бодена « Les Six livres de la République » 1576 года и книге английского философа Томаса Гоббса « Левиафан » 1651 года . Вебер утверждает, что государство является «единственным человеческим Gemeinschaft, претендующим на монополию на законное применение физической силы . Однако эта монополия ограничена определенной географической областью, и на самом деле это ограничение определенной областью является одним из вещи, которые определяют состояние ". Другими словами, Вебер описывает государство как любую организацию, которой удается обладать исключительным правом применять, угрожать или санкционировать физическую силу против жителей своей территории. Такая монополия, согласно Веберу, должна происходить через процесс легитимации .

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Теория Макса Вебера
    • 1.1 Критика Вебера
  • 2 Отношение к государственной дееспособности
  • 3 Другое
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки

Теория Макса Вебера

Макс Вебер писал в « Политика как призвание», что фундаментальной характеристикой государственности является требование такой монополии. Расширенное определение появляется в Экономике и обществе :

Принудительная политическая организация с непрерывной деятельностью будет называться «государством» [если и] постольку, поскольку ее административный персонал успешно поддерживает требование монополии на законное использование физической силы ( das Monopol legalimen physischen Zwanges ) при исполнении своего приказа. .

Вебер применил к этому определению несколько предостережений:

  • Он задумал это заявление как современное наблюдение, отметив, что связь между государством и применением физической силы не всегда была такой тесной. Он использует примеры феодализма , где частная война разрешалась при определенных условиях, и религиозных судов , которые обладали исключительной юрисдикцией в отношении некоторых видов преступлений, особенно ереси и преступлений на сексуальной почве (отсюда и прозвище «непристойные суды»). Тем не менее, государство существует там, где единственная власть может законно санкционировать насилие.
  • По тем же причинам «монополия» не означает, что только правительство может использовать физическую силу, но что государство - это то человеческое сообщество, которое успешно заявляет о себе как о единственном источнике законности для любого физического принуждения или судебного решения о принуждении. Например, закон может разрешать отдельным лицам применять силу для защиты себя или собственности , но это право проистекает из власти государства. Это прямо противоречит просвещенным принципам индивидуального суверенитета, делегирующим власть государству по согласию, и концепциям естественного права, согласно которым индивидуальные права, вытекающие из разумной самостоятельной собственности, существуют еще до государства и признаются и гарантируются только государством, которое может быть ограничено. от ограничения их конституционным законом .

Критика Вебера

Роберт Хинрихс Бейтс утверждает, что само государство не обладает силой насилия; скорее, люди обладают всей силой принуждения, чтобы гарантировать сохранение порядка и других равновесий. Смысл этого состоит в том, что в обществах без гражданства существует граница благополучия, которую можно преодолеть, только если использовать некоторый уровень принуждения или насилия для повышения сложности государства. Другими словами, без инвестиций в войска, полицию или какой-либо механизм принуждения ранние государства не могут пользоваться законностью и порядком (или процветанием) более развитых государств.

Отношение к государственной дееспособности


Дееспособность государства часто измеряется с точки зрения его финансовой и правоспособности . Бюджетная способность означает способность государства возмещать налоги для предоставления общественных благ, а правоспособность означает превосходство государства как единственного арбитра в разрешении конфликтов и принуждении к исполнению контрактов. Без какого-либо принуждения государство иначе не смогло бы обеспечить свою легитимность в желаемой сфере влияния. В ранних и развивающихся государствах эту роль часто играл «стационарный бандит», который защищал жителей деревни от бродячих бандитов в надежде, что такая защита побудит жителей вкладывать средства в экономическое производство, а стационарный бандит сможет в конечном итоге использовать свою силу принуждения для экспроприировать часть этого богатства.

В регионах, где присутствие государства минимально ощущается, негосударственные субъекты могут использовать свою монополию на насилие для установления легитимности или сохранения власти. Например, сицилийская мафия возникла как рэкет, обеспечивающий защиту покупателей и продавцов на черном рынке. Без этого типа принуждения участники рынка не были бы достаточно уверены в себе, чтобы доверять своим контрагентам в отношении действительного исполнения контрактов, и рынок рухнул бы.

На неорганизованных и подпольных рынках насилие используется для принуждения к исполнению контрактов в отсутствие доступного юридического разрешения конфликтов. Чарльз Тилли продолжает это сравнение, чтобы сказать, что разжигание войны и формирование государства на самом деле являются лучшими представлениями того, во что может вырасти организованная преступность. Отношения между государством, рынками и насилием были отмечены как имеющие прямую связь с использованием насилия как формы принуждения. Анархисты рассматривают прямую связь между капитализмом , властью и государством; понятие монополии на насилие во многом связано с анархистской философией отказа от любой неоправданной иерархии .

Другой

По словам Раймона Арона , международные отношения характеризуются отсутствием широко признанной легитимности в применении силы между государствами.

Марта Лизабет Фелпс, пишущая в журнале «Политика и политика» , развивает идеи Вебера о легитимности частной безопасности на шаг впереди. Фелпс утверждает, что использование частных лиц государством остается законным тогда и только тогда, когда военные подрядчики воспринимаются как контролируемые государством.


Выберите верные суждения о государстве и его признаках и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государством называют любую совокупность людей, проживающих на определённой территории.
2) Любому государству свойственно разделение властей.
3) Государство обладает суверенитетом в установленных территориальных границах.
4) Государство обладает монопольным правом издавать общеобязательные правовые нормы.
5) Государству принадлежит исключительное право взимания налогов с граждан и фирм.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Признаки государства”.
1) нет, государство — это организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
2) нет, разделение властей не свойственно, например, абсолютным монархиям; теория разделения властей возникает лишь в конце 17 века в трудах Дж.Локка и Ш.Монтескье.
3) верно, суверенитет, т.е. независимость — обязательный признак любого государства.
4) верно, только государство издает законы.
5) верно, только государство может собирать налоги.
Государство — это организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
Основные признаки государства:
— Определенная территория
— Суверенитет — это способность государства независимо и самостоятельно осуществлять свои функции внутри страны (внутренний суверенитет) и во взаимоотношениях с другими странами (внешний суверенитет)
— Исключительное право издавать законы, взимать налоги, осуществлять эмиссию денег
— публичный характер власти
— Монополия на законное (легитимное) насилие
— Наличие государственной символики (герб, флаг, гимн)


Выберите верные суждения о политике и политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политикой называют совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
2) Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
3) К субъектам политики относятся политические партии и общественные движения.
4) Субъектами политики являются избиратели.
5) Любая власть в обществе носит политический характер.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Понятие власти”.
1) нет, производство, распределение, обмен, потребление материальных благ относятся к сфере экономики. Политикой называют совокупность отношений связанных с управлением делами общества и государства.
2) верное определение политической власти.
3) верно, субъекты политики — это конкретные люди (такие должностные лица, как президент, главы правительств, министры, депутаты и т.д.) и организации (государство, партии, профсоюзы) которые осуществляют политическую власть.
4) верно
5) нет, существует также экономическая, религиозная и другие виды власти.


Выберите верные суждения о государстве и его признаках и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государством называют любую совокупность людей, проживающих на определённой территории.
2) Любому государству свойственно разделение властей.
3) Государство обладает суверенитетом в установленных территориальных границах.
4) Государство обладает монопольным правом издавать общеобязательные правовые нормы.
5) Государству принадлежит исключительное право взимания налогов с граждан и фирм.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Признаки государства”.
1) нет, государство — это организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
2) нет, разделение властей не свойственно, например, абсолютным монархиям; теория разделения властей возникает лишь в конце 17 века в трудах Дж.Локка и Ш.Монтескье.
3) верно, суверенитет, т.е. независимость — обязательный признак любого государства.
4) верно, только государство издает законы
5) верно, только государство может собирать налоги.


Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государство создаёт правовые нормы.
2) К основным признакам любого государства относится наличие политических партий и территория, на которую распространяется власть.
3) Государство как политический институт ориентировано на реализацию общезначимых целей и интересов.
4) Государство обладает суверенитетом и правом законного принуждения граждан к выполнению его воли.
5) Государство отличается от политической партии тем, что оно является политическим институтом.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Признаки государства”.
1) верно, это исключительное право государства.
2) неверно, наличие политических партий не является основным признаком государства.
3) верно.
4) верно.
5) неверно, политическая партия тоже является политическим институтом.
Государство — это организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
Основные признаки государства:
— Определенная территория
— Суверенитет — это способность государства независимо и самостоятельно осуществлять свои функции внутри страны (внутренний суверенитет) и во взаимоотношениях с другими странами (внешний суверенитет)
— Исключительное право издавать законы, взимать налоги, осуществлять эмиссию денег
— публичный характер власти
— Монополия на законное (легитимное) насилие
— Наличие государственной символики (герб, флаг, гимн)


Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономического развития страны.
2) Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами армии, органов охраны порядка и безопасности.
3) Требования, устанавливаемые государством по вопросам экологической политики, составляют основу экологической безопасности страны.
4) Государство создаёт нормативную и организационную основу деятельности органов власти и местного самоуправления.
5) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация принципа разделения властей.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Функции государства”.
1) неверно, это внутренняя функция государства.
2) верно.
3) верно.
4) верно.
5) неверно, реализация принципа разделения властей не характерна для государств с недемократическим режимом правления.
Государство — это организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
Функции государства:
Внутренние функции государства
— Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
— Правоохранительные (охрана общественного порядка, борьба с преступностью)
— Экономические (регулирование экономических отношений)
— Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
— Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)
Внешние функции государства
— Обеспечение национальной безопасности
— Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
— Развитие взаимовыгодного сотрудничества
— Участие в решении глобальных проблем


Выберите верные суждения о политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политической властью называют способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан, общества в целом исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
2) Легальность власти проявляется в её неофициальном одобрении обществом в силу её притягательных черт.
3) Возникновение политической власти обусловлено потребностью в регуляции общественных отношений, авторитетном разрешении социальных конфликтов.
4) Политическая власть — это и инструмент господства, и эффективное средство интеграции общества и поддержания общественного порядка.
5) Харизматический тип легитимности власти основан на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Понятие власти”.
1) верно.
2) неверно, легальность власти проявляется в её официальном признании обществом.
3) верно.
4) верно.
5) неверно, харизматический тип легитимности связан с верой в необыкновенные, выдающиеся качества вождя.
Политическая власть — право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.
Легитимность власти — процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий и т.д.
Функции политической власти:
— формирование политической системы
— организация политической жизни
— принятие политических отношений
— управление делами общества и государства


Выберите верные суждения о политике и политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политикой называют совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
2) Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
3) К субъектам политики относятся политические партии и общественные движения.
4) Субъектами политики являются избиратели.
5) Любая власть в обществе носит политический характер.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Понятие власти”.
1) нет, производство, распределение, обмен, потребление материальных благ относятся к сфере экономики. Политикой называют совокупность отношений связанных с управлением делами общества и государства.
2) верное определение политической власти.
3) верно, субъекты политики — это конкретные люди (такие должностные лица, как президент, главы правительств, министры, депутаты и т.д.) и организации (государство, партии, профсоюзы) которые осуществляют политическую власть.
4) верно
5) нет, существует также экономическая, религиозная и другие виды власти.
Политическая власть — право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.
Легитимность власти — процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий и т.д.
Функции политической власти:
— формирование политической системы
— организация политической жизни
— принятие политических отношений
— управление делами общества и государства

Читайте также: