4 теории налогообложения классическая и кейнсианская теории неоклассическая модель и кривая лаффера

Опубликовано: 02.05.2024

Безусловно, изменения в налоговой политике в значительной степени отражают те перемены, которые происходят в экономике, политике и идеологии государства. Однако налоговая политика государства имеет относительно самостоятельное значение. Кроме того, от результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику.

Исходя из относительной самостоятельности налоговой политики нужно строить ее на основе научной теории налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок.

Между тем теория налогов в свою очередь развивается и совершенствуется по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления воздействия на развитие экономики. Длительное время преобладала классическая теория налогообложения, в соответствии с которой налогам отводилась чисто фискальная роль пополнения доходов государства. Основоположником научной теории налогообложения принято считать А. Смита, который дал определение понятия налоговой системы, сформулировал необходимые условия для ее формирования и выдвинул четыре основных принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна налогового администрирования. Дальнейшее развитие учение А. Смита получило в трудах видных западных экономистов того времени – Д. Рикардо, Дж. Милля и др. Вместе с тем все теоретические рассуждения и научная полемика тех лет сводились, как правило, к тому, что выполнение налогами их основного предначертания – пополнения государственной казны – должно осуществляться на принципах равенства и справедливости.

Естественно, что подобное теоретическое обоснование роли и места налогов не могло не измениться в силу происходившего в течение многих десятилетий и даже столетий усложнения экономических отношений и связанной с этим необходимости усиления регулирующей роли государства. Вследствие этого появились новые научные теории налогообложения. Среди них наиболее существенную роль в формировании налоговой политики стран с развитой рыночной экономикой сыграли два основных направления экономической мысли: кейнсианское и неоклассическое.

Кейнсианская теория

Основоположником этой теории является английский экономист Дж. М. Кейнс, изложивший ее основные положения в книге "Общая теория занятости, процента и денег". В ней он обосновал необходимость вмешательства государства в процессы регулирования экономики, основанной на рыночных отношениях. Концепция Дж. М. Кейнса исходит из того, что высокие темпы развития экономики должны базироваться на расширении емкости рынка и связанном с ним увеличении массового потребления. Исходя из этого вмешательство государства осуществляется по линии достижения эффективного спроса. В отличие от своих предшественников, считавших основой национального богатства лишь бережливость, Дж. М. Кейнс считал, что важную роль в достижении этой цели играете еще и предприимчивость. Согласно его теории экономический рост зависит от наличия достаточных сбережений, но только в условиях полной занятости. В противном случае даже наличие достаточных сбережений не гарантирует роста производства, поскольку они в этом случае являются пассивным доходным источником и не используются в качестве инвестиционного источника. Серьезная роль, по мнению Дж. М. Кейнса, в регулировании этих процессов должна отводиться налогам. Для того чтобы сбережения стали генератором экономического роста, их надо изымать с помощью налогов и через бюджетную систему использовать в качестве ресурса для инвестиций. Исходя из этого постулата основоположник кейнсианства обосновал необходимость достаточно высоких и прогрессивных ставок налогообложения. По его мнению, прогрессивная налоговая система должна стимулировать производителя для принятия рисковых решений в области инвестиций. Кроме того, низкие налоги уменьшают поступления в государственную казну и обостряют тем самым экономическую неустойчивость.

Таким образом, согласно теории Кейнса налоги должны играть в системе государственного регулирования важнейшую роль. Высокие налоги стимулируют экономическую активность, влияют на сбалансированность в экономике, являясь "встроенными механизмами гибкости". Экономическая теория Кейнса имела большое прикладное значение. В частности, она использовалась английским правительством в первой половине XX в., особенно перед Первой мировой войной.

Неоклассическая модель

В противоположность кейнсианской теории, разработанная рядом экономистов, прежде всего Дж. Мутом, А. Лаффером, Дж. Гилдером, Р. Лукасом, неоклассическая модель иначе рассматривает роль государства в регулировании рыночной экономики. Неоклассическая теория исходит из того, что государство должно обеспечивать устранение препятствий, мешающих действию законов свободной рыночной конкуренции, поскольку, по мнению авторов этой теории, рынок может и должен сам себя регулировать без вмешательства извне и достигать экономического равновесия. Таким образом, указанная теория в отличие от кейнсианской отводит государству достаточно пассивную роль в регулировании экономических процессов. Согласно данной теории должна строиться и налоговая политика. Налоги должны быть минимальны, и одновременно корпорациям должны предоставляться значительные налоговые льготы. В противном случае высокое налоговое бремя будет сдерживать предпринимательскую активность и тормозить проведение корпорациями инвестиционной политики, вследствие чего прекратится обновление производственных фондов и начнется спад в экономике. Сдерживающая налоговая политика позволит рынку самостоятельно обеспечить высокие темпы развития и соответственно значительно расширить налоговую базу, а также увеличить доходы государства при минимальных налогах и максимальных налоговых льготах.

Значительный вклад в развитие неоклассической теории налогов внес профессор А. Лаффер, который установил количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета, построив параболическую кривую, получившую в дальнейшем название кривой Лаффера (рис. 4.6).

Кривая Лаффера

Рис. 4.6. Кривая Лаффера

На рис. 4.6 отчетливо видно, что рост налоговых ставок только до определенного предела ведет к соответствующему увеличению бюджетных доходов. Превышая этот предел, налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской деятельности, при этом ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база.

Научные теории налогов сыграли свою положительную роль в развитии и подъеме экономик многих стран. Достаточно сказать, что, проводя налоговую политику, построенную на отдельных аспектах неоклассической теории, правительство Соединенных Штатов Америки сумело преодолеть кризисные явления в экономике в 1980-е гг. Вместе с тем нельзя слепо принимать налоговую теорию без привязки к сложившейся в конкретном государстве социально-экономической ситуации.

Поэтому налоговую политику необходимо проводить, согласуясь с целями и задачами экономического развития на современном этапе, увязывая отдельные аспекты налоговой теории с практикой проведения экономической и финансовой политики. В противном случае неизбежны негативные последствия воздействия налоговой политики на развитие экономики.

Высокий научный уровень разработки вопросов экономической природы налога присущ классической теории (теории нейтральности) налогов А. Смита, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэя и их последователей (конец XVIII — середина XIX в.). Они исследовали налоги в рамках общеэкономической теории ценности, полезности, производительного (создающего материальные блага) труда, отрицая в целом производительный характер расходов на оказание государством услуг (кроме Сэя). По их мнению, налоги являются лишь одним из видов государственных доходов, которые должны покрывать непроизводительные расходы по содержанию правительств, и никакая другая функция, кроме фискальной, им не присуща.

Сторонники классической теории выступали против государственного вмешательства в экономику, в том числе налоговыми методами. Они считали, что в рыночных условиях максимальное удовлетворение индивидуальных потребностей достигается путем предоставления полной экономической свободы субъектам. Государство обязано лишь обеспечивать условия для нормального функционирования рыночной экономики путем охраны права частной собственности. Основным источником покрытия расходов при выполнении правительством этой задачи должны быть налоги. К последним классики обычно не относили пошлины и целевые сборы, поскольку эти государственные доходы носят возмездный характер, что не присуще налогам. Поэтому за счет пошлин и специальных сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами, должны финансироваться целевые государственные расходы по строительству и содержанию дорог, обеспечению правопорядка и другие расходы, связанные непосредственно с предоставлением их плательщикам соответствующих общественных благ (выгод, услуг государства).

Искусственное отделение классиками пошлин и целевых сборов от налоговых платежей вполне укладывается в их теорию трудовой ценности (услуги государства не имеют ценности, т.е. не являются товаром). Отсюда — двойственный подход к пониманию ими экономической природы налогов. Заявляя о непроизводственном характере государственных услуг, об отсутствии у них меновой ценности и отвлечении ресурсов от производительного (вещного) труда при уплате налогов, они одновременно признают налоговые платежи пеной или платой за услуги государства. Ссылаясь на авторитетные мнения русского финансиста конца XIX в. М.М. Алексеенко и нашей современницы В.М. Пушкаревой, следует обратить внимание на тот факт, что ведущие представители классической школы в конечном счете опирались на налоговую теорию обмена 1 .

А. Смит, несмотря на свое вещное, материальное понимание производства, считал, что расходы правительства по отношению к подданным то же, что и издержки управления относительно хозяев большого владения, обязанных участвовать в этих издержках в размере доходов, получаемых каждым из этой собственности. Однако в соответствии со своей теорией производительного труда он ограничивал сферу действия налоговых отношений, отмечая, что налогами («общими сборами со всего общества») должны покрываться только расходы на обшественную оборону и на «поддержание достоинства верховной власти». Все прочие расходы, связанные «с отправлением правосудия, с содержанием общественных заведений и работ, учреждений общественного образования и религиозного воспитания», должны оплачиваться специальными пошлинами. Однако, если последние недостаточны, такие расходы опять же следует покрывать общими сборами со всего общества (налогами).

Таким образом, налоги у А. Смита просто не укладывались в его теорию производительного труда, поэтому ему пришлось назвать их чистым убытком для общества и отделить от пошлин. М.М. Алексеенко считал, что А. Смит в целом выступает приверженцем принципа, который в современной литературе носит название принципа эквивалентности или принципа наслаждения, что показывает сходство его с Т. Гоббсом, который определял налог как «добровольно отдаваемые налогообложения» 1 .

Двоякое отношение к налогам прослеживается и у Д. Рикардо. С одной стороны, он исключал государственные услуги из числа производительных затрат и отмечал, что нет налогов, которые не тормозили бы накопление, поскольку нет ни одного налога, который не мешал бы производству. С другой стороны, он отмечал, что правящие классы «удовлетворяют своими средствами государство», в том числе путем уплаты налогов, «которое исполняет их желания» (потребности), т.е. в исследовании природы налогов он также использовал элементы теории обмена [1] [2] .

Французский экономист Ж.-Б. Сэй, ученик А. Смита и родоначальник теории полезности, по-иному понимал производительный труд и налоги, прямо называя последние платой за услуги государства. Сэй считал, что главное в понимании производительного труда — это созданная им полезность, т.е. труд является производительным, если он направлен на создание полезностей. Полезность продукта может воплощаться не только в материальных, но и нематериальных формах, а услуги государства — это тоже производство полезностей в нематериальной форме. Сэй писал, что все эти продукты и труд, употребленный на их создание, должен быть назван производительным, а государство, предоставляя услуги, создает известные полезности, которые оплачиваются налогами.

В то же время Сэй справедливо допускал возможность превращения налогов в убыток для нации при наличии бесполезных и неэкономных государственных расходов. Однако если отделить действительные потребности государства от бесполезных, излишних и доставлять продукты по дешевым ценам, то налог будет справедливым вознаграждением за услуги и будет отброшена мысль о тягости налогов. Таким образом, в целом Сэй придерживался налоговой теории эквивалентного обмена услуг государства за налоги.

Последний из представителей английской классической политэкономии, Дж.С. Миль (1806—1873), считал, что правительство, являясь отдельным производителем, формирует общие основы хозяйствования, поэтому сам налог можно считать оплатой со стороны производства за создание нормальных условий хозяйствования, а на государство возлагается обязанность сбора налогов для его функционирования. Такой подход к пониманию сущности налогов непосредственно согласуется и вытекает из налоговой теории обмена.

Вклад классиков политэкономии в науку о налогах значителен прежде всего потому, что они впервые попытались научно обосновать экономическую природу налогов в рамках теории стоимости (ценности). Не случайно именно представителям классической теории принадлежит первенство в разработке системы научных принципов налогообложения, на которые опираются все современные налоговые системы. Особое место занимают предложенные А. Смитом классические принципы налогообложения — равенство налогообложения; определенность и простота исчисления налогов; определенность и удобство уплаты налогов для налогоплательщиков; дешевизна сбора налогов.

В эпоху свободной конкуренции классический подход к налогообложению и объяснению природы налогов, несмотря на свою непоследовательность, был очень популярен. Однако с развитием капитализма, усилением роли государства в экономике, образованием монополий, усложнением экономических связей и налоговых систем (конец XIX — начало XX в.) происходит и трансформация классических взглядов на налоги и налогообложение. Еще в 1907 г. М.И. Боголепов сделал вывод: «Теория государственного невмешательства давно изжила свой век. Современные общественные классы борются между собой из-за стремлений заставить государство служить определенным целям и задачам. Немолчно раздается стоустая проповедь, в которой государство призывается к настойчивому вмешательству в народнохозяйственную жизнь» [3] .

Под влиянием названных процессов формируется неоклассическая налоговая школа, представители которой разработали теорию коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения в форме принудительных платежей (в силу особой значимости эта налоговая теория будет рассмотрена отдельно). Так, П. Самуэльсон, один из наиболее выдающихся представителей неоклассического синтеза, считал, что неуклонно возрастающая роль государства объясняется дальнейшим развитием общественных потребностей и необходимостью их удовлетворения. «Большая часть государственных расходов оплачивается собираемыми налогами. Именно с этим в значительной мере связан важный элемент принуждения. Это верно, что общество как целое само накладывает на себя налоговое бремя; верно и то, что каждый гражданин получает свою долю от государства. Но между этой выгодой и налоговыми платежами нет такой же тесной связи, как в тех случаях, когда какой-нибудь человек. совершает обычную покупку» [4] . Обязательность налоговых отношений, отсутствие выбора и коллективность потребления благ отличают эти отношения от обычной сделки рыночной купли-продажи.

В области налоговой политики неоклассики допускают вмешательство государства в рыночную экономику путем снижения ставок налогов и налогового бремени, расширения налоговых льгот и преференций. Масштабы распределения и перераспределения через налоговую систему валового и чистого продукта общества становятся настолько велики, что налоги просто не могут уже не влиять на совокупные спрос и предложение, накопление и потребление и другие показатели макроэкономики. Поэтому представители неоклассической школы второй половины XX в. (У. Андерсон, X. Луц, К. Ким- мел, Л. Эмери и др.) предлагали политику низких налогов в комбинации с практикой широкого использования ускоренной амортизации активной части основных средств (вид инвестиционной налоговой льготы), что должно стимулировать рост сбережений, инвестиционной и деловой активности.

Неоклассическое учение развивалось по нескольким направлениям. Наиболее значимыми из них с точки зрения развития теории налогов и налогового регулирования являются теории монетаризма и «экономики предложения». В них описаны важные количественные налоговые зависимости, в том числе концепция налоговых пределов. В силу значимости названных теорий они также будут рассмотрены отдельно.

date image
2014-02-12 views image
4527

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Классическая теория налогообложения

Длительное время преобладала классическая теория налогообложения, в соответствие с которой налогам отводилась чисто фискальная роль пополнения доходов государства.

Основоположником научной теории налогообложения принято считать А. Смита. В своей монографии «Исследование о природе и причинах богатства народов», вышедшей в свет более двух столетий назад, А. Смит дал определение понятия налоговой системы, установил необходимые условия для ее формирования и выдвинул основные четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна налогового администрирования.

Дальнейшее развитие учение А. Смита получило в трудах виднейших западных экономистов того времени: Д. Рикардо, Дж. Милля, У. Петти и некоторых др. Вместе с тем, все теоретические рассуждения и научная полемика тех лет сводилась, как правило, лишь к тому, чтобы выполнение налогами их основного предначертания – пополнение государственной казны осуществлялось на принципах равенства и справедливости. Естественно, что подобное теоретическое обоснование роли и места налогов не могло не измениться в силу происходившего в течении многих десятилетий усложнения экономических отношений и связанной с этим необходимостью усиления регулирующей роли государства. Вследствие этого появились новые научные теории налогообложения, среди которых наиболее существенную роль в формировании налоговой политики стран с развитой рыночной экономикой сыграли два основных направления экономической мысли: кейнсианское и неоклассическое.

Основоположником кейнсианской теории налогообложения является английский экономист Дж. М. Кейнс 1883-1946 гг.), изложивший ее основные положения в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Дж. М. Кейнс в своем труде обосновал необходимость вмешательства государства в процессы регулирования экономики, основанной на рыночных отношениях.

В отличие от своих предшественников, считавших основой национального богатства одну бережливость, Дж. М. Кейнс обосновал важную роль в достижении этой цели еще и предприимчивость. По его теории экономический рост зависит от наличия достаточных сбережений, но только в условиях полной занятости. В противном случае даже наличие достаточных сбережений не гарантирует рост производства, поскольку они в этом случае являются пассивным доходом и не используются в качестве инвестиционного источника.

Серьезная роль, по Дж. М. Кейнсу отводится налогам. Чтобы сбережения стали генератором экономического роста, их надо изымать с помощью налогов и через бюджетную систему использовать в качестве ресурса для инвестиций. Исходя из этого постулата, он обосновал необходимость достаточно высоких и прогрессивных ставок налогов. По его мнению, прогрессивная налоговая система должна стимулировать производителя для принятия рисковых решений в области инвестиций.

Экономическая теория Дж. М. Кейнса имела большое прикладное значение. В частности, она использовалась английским правительством в первой половине двадцатого столетия, особенно перед первой мировой войной.

Неоклассическая модель налогообложения

В противоположность, кейнсианской теории разработанная рядом экономистов, прежде всего Дж. Мутом, А. Лаффером, Дж. Гилдером, Р. Лукасом и некоторыми другими, неоклассическая модельпо иному рассматривает роль государства в регулировании рыночной экономики. Неоклассическая теория исходит их того, что государство должно обеспечивать устранение препятствий, мешающих действию законов свободной рыночной конкуренции. По мнению авторов, рынок может и должен сам себя регулировать без вмешательства извне и достигать экономического равновесия. Таким образом, указанная теория, в отличие от кейнсианской отводит государству достаточно пассивную роль в регулировании экономических процессов. Исходя из этого, должна строится и налоговая политика. Налоги должны быть минимальны и одновременно корпорациям должны предоставляться значительные налоговые льготы. Сдерживающая налоговая политика позволит рынку самостоятельно обеспечить высокие темпы развития и соответственно значительное расширение налоговой базы, и увеличение доходов государства.




Значительный вклад в развитие неоклассической теории внес профессор А. Лаффер, который установил количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета. Он построил параболическую кривую, получившую в дальнейшем название «кривая Лаффера» (см. рис.3.) Из рисунка отчетливо видно, что рост налоговых ставок только до определенного предела ведет к соответствующему увеличению бюджетных доходов. Превышая этот предел, налоговая ставка становиться тормозом для предпринимательской деятельности. В данной ситуации ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база.


Рис. 2.2. Кривая Лаффера

Научные теории налогов сыграли свою положительную роль в развитии и подъеме экономики многих стран. Достаточно сказать, что, проводя налоговую политику, построенную на отдельных аспектах неоклассической теории, правительство США сумело преодолеть кризисные явления в экономике в 80-е годы XX века.

Вместе с тем, нельзя слепо принимать налоговую теорию без привязки к сложившейся социально-экономической ситуации в конкретном государстве. Поэтому налоговую реформу необходимо проводить, согласуясь с целями и задачами экономического развития на современном этапе. Необходимо увязывать отдельные аспекты налоговой теории с практикой. В противном случае неизбежны негативные последствия воздействия налоговой системы на развитие экономики.

В финансовом праве достаточно четко выделяются налоговые и неналоговые платежи как виды государственных доходов в зависимости от формы платежей и методов их взимания. Одним из решений проблемы разграничения рассматриваемых понятий авторы считают использование признака нормативно – отраслевого регулирования; то есть налоговые отношения регламентируются нормами налогового Законодательства, налоговым кодексом Республики Беларусь, неналоговые обязательные платежи – нормами законодательства иных сфер, например, пенсионного права, социальной защиты и обеспечения, экологического, патентного законодательства.

В связи с этим определяют как обязательный, индивидуально безвозмездный, платеж или взнос в бюджет, который непосредственно входит в налоговую систему государства, либо установлен актом неналогового законодательства. Неналоговый платеж – это квазиналог, неналоговый суррогат, который определяется как обязательный платеж, не входящий в налоговую систему и установлен не налоговым, в иным законодательством. Разовые государственные изъятия – это платежи, взимаемые государством в особом порядке, как правило, в чрезвычайных ситуациях, или в качестве наказания (штрафа).

Исходя из данного подхода к определению, выделяют следующие признаки налога с юридической точки зрения, он:

представляет собой отчуждение части собственности субъектов в пользу государства при внесении налоговых платежей в бюджет.

законность установления или введение налога;

обязательность уплаты налога, т.е. не добровольно, а принудительно;

денежную форму уплаты налога;

безвозмездность уплаты налога и конкретность получателя налога (бюджет или внебюджетный фонд)

абстрактный характер платежа.

На основе указанных признаков налог можно определить как единственно законную форму отчуждения собственности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченную государственным принуждением, не носящую характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов власти. Такое определение позволяет отделить налог от сборов и пошлин, при уплате которых присутствует специальная цель (например, за что уплачивается) и специальные интересы (возмездность платежа)

Теория налогообложения – это научно обоснованные концептуальные модели налоговых систем, включающие принципы их построения, состав и структуру, которые определяют роль, значение функции налогов в экономике. Налоговые теории динамичны, они меняются в зависимости от конкретных исторических и общественно – политических условий, уровня развития экономических отношений, национальных особенностей.

Формированию научных представлений о налогах как экономической категории предшествовали представления о налоговых формах взаимоотношений государства в лице верховной власти и граждан. Древние философы Аристотель, Ксенофонт предлагали разнообразить источники доходов государства, не ограничиваясь лишь налогами. Меркантилисты (Т. Гобсс) выделяли прямые и косвенные налоги, обсуждали какие из них предпочтительнее, не отрицая абсолютного права государства облагать подданных налогами. Следовательно, они не отрицали взаимосвязи налогов с экономическими процессами. Физиократы (Ф.Кенэ, А.Тюрго) впервые поставили вопросы о справедливости обложения, об источниках доходов.

Адам Смит определил налоги как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов хозяйствующих субъектов, выдвинул первые принципы налогообложения:

Последователи А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Милль и др. считали, что налоги играют лишь роль источников доходов бюджета государства и они не должны быть обременительными.

Фундаментальные и прикладные исследования проблемы налогов проводили русские ученые-экономисты: А.Исаев, А.Соколов, И.Кулишер, В.Твердохлебов. Они обосновывали налоги как важный воспроизводственный механизм. Рекомендации их использовались при проведении финансовых реформ. Позднее, после раскола мирового сообщества на два противоборствующих лагеря, две политические системы, общепризнанная теория налогов в СССР претерпела изменения, отечественная наука жила воззрениями марксизма, главной целью теоретических исследований которого было обоснование сущности налогов как экономической категории административного нормативного распределения доходов и имущества субъектов экономических отношений, идеологизации налогов и платежей. Выходом из сложившейся ситуации стал переход постсоветских государств к рыночной экономике.

В развитых странах – США, Японии, странах Западной Европы экономические отношения в сфере налогообложения строились на кейнсианской, неоклассической, неокейнсианской и теории монетаризма. Сторонники кейнсианской теории считают, что налоги, как и норма процента, призваны играть регулирующую функцию в экономике, действуют в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости», сглаживают обострение экономической неустойчивости от уменьшения доходов бюджета: во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе.

Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции, устойчивости экономических, производственных процессов. Внешние корректирующие меры направляются лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции. Государству отводится лишь косвенная роль в регулировании экономики и прежде всего кредитно-денежной политике и национального банка.

В неокейнсианской теории налогам отводится значительное место. И.Фишер и Н.Колдор считали необходимым разделение объектов налогообложения по отношению к потребителю, облагая конечную стоимость потребляемого продукта, и сбережения, ограничиваясь лишь ставкой процента по вкладу. Идея налога на потребление является одновременно методом поощрения сбережений и средством борьбы с инфляцией. Налог на потребление, введенный по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для отдельных товаров более справедлив для людей с низкими доходами.

Теория монетаристов (М.Фридман) предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществлять: регулирование денег в обращении и установление ставок налогов.

Из анализа перечисленных теорий налогов и налогообложения видно, что какой-либо одной безупречно правильной теории экономического регулирования не существует, а есть взаимодействие трех основных концепций:

кейнсианство с различными вариациями;

теория предложения классиков;

Зарубежные налоговые теории отличаются положениями, которые лежат в основе фискальной политики и финансового законодательства.

В Республике Беларусь, на наш взгляд, теоретические и практические исследования в области построения налоговой системы страны только возрождаются. Предметом исследований являются зарубежный опыт построения налоговой системы, место и роль налогов в регулировании экономики. Учитывая особенности трансформационных процессов, происходящих в стране, отечественное налоговое законодательство не имеет стабильности, подвержено совершенствованию и нередко коренному пересмотру. Особенно негативны последствия от изменений сказываются на предпринимательской деятельности.

Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение величины налогов и их ставок, а также порядок платы налогов и круга юридических физических лиц, облагаемых налогами. Налоги служат главным источником пополнения государственных доходов и одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач страны.

Основным элементом налогообложения и одновременно налоговой системы являются налоги. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц, поступающие в государственные и местные бюджеты. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Налоговая система представляет совокупность взаимосвязанных налогов в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Основным правовым документом налоговой системы является налоговый кодекс. Он представляет собой свод законодательных актов о налогообложении, объединенный в один целостный документ. В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы:

всеобщность – охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих доходами и имуществом;

обязательность – уплата налогов в установленные сроки;

равнонапряженность – взимание налогов по единым ставкам;

однократность – взимание налога один раз;

стабильность – ставки налоговых платежей и порядок их отчисления не должны часто меняться;

простота и доступность для восприятия;

гибкость – налоговая система должна стимулировать развитие отраслей экономики;

справедливость – налогоплательщики должны уплачивать равные или неравные налоги исходя из экономического положения субъекта.

Налоговая система содержит следующие элементы:

субъекты налога, налогоплательщик – юридическое и физическое лицо;

объект налога – доход, имущество, земля;

носитель налога – лицо, из дохода которого выплачивается. Налогоплательщик и носитель налога могут быть разными лицами;

источник налога – средства, из которых выплачивается налог (зарплата, прибыль, выручка и т.д)

налоговая ставка – величина налога с единицы обложения;

налоговая льгота – уменьшение налоговых ставок, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога, освобождение от налога;

налоговые платежи – виды и группы налогов;

налоговая база – сумма с которой взимается налог;

налоговое бремя – величина налоговой суммы.

Налоги в экономике выполняют функции. Фискальная функция обеспечивает получение средств в государственный бюджет и внебюджетные фонды. Реализация этой функции призвана определить величину взимаемого налога, так как высокий уровень налогообложения снижает стимулы к труду, сокращают производство, низкий – не позволяет наполнить доходную часть бюджета и не позволяет правительству выполнять свои функции. Регулирующая функция заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс производства и его развитие. Социальная функция позволяет правительству сглаживать дифференциацию доходов в обществе путем введения прогрессивного налогообложения.

Экономической наукой в настоящее время сформулированы две основные концепции налогообложения. Концепции полученных благ и неплатежеспособности. Согласно первой налоги рассматриваются как способ финансирования государственных расходов, второй – размер налога определяется уровнем (суммой) дохода.

Виды налогов. По объекту обложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые – это налоги на доходы физических и юридических лиц или на объекты имущества (налог на прибыль и доходы, заработную плату - подоходный, недвижимость, землю, ценные бумаги). Эти налоги нельзя переложить на других лиц. Они выплачиваются собственниками.

Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в цену товара или услуги и увеличивают её. К ним относят налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизный, таможенные пошлины.

В зависимости от цели использования налоги делятся на общие и специальные (целевые). Общие поступают в государственный бюджет и используются для общегосударственных нужд. Специальные имеют целевое назначение.

Р азличают налоги государственные и местные. Государственные формируют доходы бюджета страны. Местные налоги – поступают в региональные и муниципальные бюджеты.

Как уже отмечалось, назначение фискальной функции государства выбрать оптимальный уровень налога. Как выбрать оптимальный уровень налоговой ставки и существует ли он вообще рассмотрим на основе графического метода исследования проблемы. Этот важный вопрос рассмотрим используя одну из наиболее известных кривых экономической теории – кривой Лаффера, предложенной американским экономистом.

На рисунке 12.2. интерпретированная идея Лаффера. Поступление налогов в госбюджет (Т) откладывается на оси абсцисс, на оси ординат предельная налоговая ставка (t). Предположим это ставка подоходного налога. По мере роста ставки налога от нуля до 100% - доходы (У) государственного (налоговые поступления) будут вначале расти от нуля до максимального значения (точка Н), соответствующей 50% ставки налога, а затем снижаться опять до нуля.

Из графика видно, что стопроцентная ставка налога не дает никаких поступлений в бюджет, как и нулевая ставка. Налог свыше 50% приобретает значимость конфискационной меры. В ответ на высокую налоговую ставку будет адекватным, легальная деятельность просто может быть прекращена и уйдет в «теневую».

Лаффер считал, что, если экономика находится в точке (Н), то сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выручку к точке на графике Н, то есть к максимальному уровню доходов государственного бюджета. Эта тенденция, согласно теории Лаффера, связана с тем, что более низкие налоговые ставки повышают стимул к труду, сбережениям, инвестициям, что в итоге приведет к расширению налоговой базы, а также уменьшит выплаты государством пособий по безработице, уменьшится социальная нагрузка на бюджет. Манипулирование налоговыми ставками целесообразно в пределах точки Н1Н.

Говоря о налоговых теориях, мы вынуждены во многом опираться на зарубежный опыт.

Тем не менее в России были и выдающиеся ученые, развивавшие налоговые теории, и практики. Среди них следует отметить современника Петра I экономиста-самоучку И.Т. Посошкова (1652—1726). За два года до смерти он закончил капитальный труд «Книгу о скудости и богатстве». В 1818 г. Н.И. Тургенев (1789— 1871) опубликовал книгу «Опыт теории налогов». Он впервые выдвинул проблему прогнозирования последствий от введения или изменения налогов. Впоследствии декабрист Н.И. Тургенев вынужден был долгие десятилетия прожить вдали от России. В

1845 г. в Казани вышла книга Ивана Горелова «Теория финансов», посвященная общей теории налогообложения. Во второй половине XIX — начале XX в. выходили труды крупных русских ученых И.Х. Озерова, И.И. Янжула, Л.В. Ходского, A.A. Соколова, A.A. Исаева и многих других.

Выше мы говорили о четырех принципах налогообложения, предложенных А. Смитом. Эти принципы дополняются и развиваются более поздними исследователями, но при этом остаются основополагающими. Приведем для примера девять принципов, сформулированных немецким экономистом А. Вагнером:

надлежащий выбор источника налогообложения (доход или капитал);

разумность системы налогов, учет последствий;

удобство уплаты налога.

максимальное уменьшение издержек взимания налога.

Нетрудно увидеть, что 5, 7, 8 и 9-й принципы А.

Разработка научных методов регулирования экономики с помощью налогов связана с именем выдающегося английского экономиста Д.М. Кейнса (1883—1946). Применение разработанных им методов, в частности, позволило изменить цикличность производства и существенно смягчить экономические кризисы, потрясающие на протяжении XIX — первой половины XX в. западные страны. В соответствии с теорией Д. Кейнса налоги служат главным рычагом государственного регулирования экономики и способствуют ее развитию. Теория выдвигает необходимость создания «эффективного спроса» в виде условий для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования. Государство с его кредитно-денежной и бюджетной политикой должно содействовать притоку инвестиций, в том числе путем соответствующей системы налогов.

Одно из важнейших положений теории Кейнса — зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений населения только в условиях полной занятости. Если полной занятости нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство. Необходимо изъятие доходов, помещенных в сбережения, с помощью налогов и фи-нансирование за счет этих средств инвестиций.

Согласно теории Д.М. Кейнса, налоги действуют в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости». Налоги должны быть высокими и прогрессивными, тогда они действуют как встроенный стабилизатор». Во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а во время кризиса налог уменьшается быстрее, чем падают доходы.

Так достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Таким образом, налоговые поступления зависят не только от величины ставок налога, но и связаны с изменениями доходов, облагаемых по прогрессивной шкале. Колебания величин происходят автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, чем в уровне доходов.

Одновременно с кейнсианством в XX в. разрабатывалась не-оклассическая теория налогов, основанная на преимуществе свободной конкуренции. Согласно этой теории государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без вмешательства извне достичь экономического равновесия. Государственное вмешательство нужно для того, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции. (В этом заключается отличие неоклассической теории от кейн- сианской, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы.)

Неоклассическую модель построил Дж. Мид (1907). Он отводил государству косвенную роль в регулировании экономических процессов.

В неоклассической теории получили развитие два направления: теория экономики предложения и монетаризм.

Представителями теории экономики предложения, возникшей в последней четверти XX века, являются американские ученые: М. Бернс, Г. Стайн, А. Лэффер, М. Уэйденбаум. По их мнению, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования и обновления производства. Государство обязано всемерно сокращать расходы и по минимуму вмешиваться в рынок.

Профессор А. Лэффер выявил количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета, представил ее в виде параболической кривой (рис. 1.1) и сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную активность частного сектора. Во второй половине XX в. «кривая Лэффера» получила всеобщее признание. Анализ кривой показывает, что чем выше налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от налогов. Если предприниматель не видит перспективы получения прибыли или если успешное функционирование рынка сопровождается прогрессивным налогообложением, то экономическая активность падает. Заинтересованность хозяйствующих субъектов является движущей силой процветающей экономики.


Отсюда следует вывод, что рост налоговых ставок поддерживает увеличение налоговых поступлений только до определенного предела, затем рост поступлений начинает замедляться, после чего наступает плавное снижение доходов бюджета, переходящее в резкое падение. Предпринимательская инициатива в условиях повышения налоговых ставок сокращается, а часть налогоплательщиков переходит из легального бизнеса в «теневой» сектор экономики.

Количественно предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет А. Лэффер считает 30% суммы доходов, а резкое падение начинается после 40—50% изъятия.

Доходы государства должны увеличиваться за счет расшире-ния налоговой базы, а не увеличения налоговой ставки и таким образом налогового бремени.

Налоговая политика согласно данной теории состоит в снижении налоговых ставок и предоставлении налоговых льгот корпорациям.

Теория монетаризма связана с именем профессора Чикагского университета М. Фридмена (1912). По его мнению, государство в экономике имеет лишь одну роль: регулирование денег в об-ращении посредством изменения денежной массы и процентных банковских ставок.

Государство непрерывно увеличивает расходы, усиливая инфляцию, поэтому его нельзя допускать к регулированию производства и цен, но оно должно изымать излишек денег из обращения. Сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет создать стабильность функционирования экономического механизма.

Основная теоретическая предпосылка неоклассицизма — это поиски методов снижения инфляции.

Следует отметить, что попытки в первой половине 1990-х гг. в России строить экономическую и в том числе налоговую политику на базе теории монетаризма потерпели полную неудачу.

Неокейнсианская теория развивается английскими экономистами И. Фишером и Н. Калдором. По их мнению, центр тяжести налогообложения должен лежать в области потребления, отсюда — идея усиления косвенных налогов. Тогда деньги, предназначенные на покупку потребительских товаров, будут направлены либо в инвестиции, либо в сбережения. Инвестиции — фактор сегодняшнего роста, а сбережения — фактор будущего роста экономики.

Н. Калдор считал, что налог на потребление по прогрессивным ставкам с применением льгот для определенных видов товаров более справедлив, чем фиксированный налог с продаж.

В трудах П. Самуэльсона (1915) тесно переплетаются классические и кейнсианские взгляды.

В настоящее время, продолжая опираться на передовой зарубежный опыт, мы возрождаем отечественную науку, прежде всего теорию налогов, как важнейшую составляющую экономической науки, а так же практику налогообложения. В нашей стране, как и во всем мире, продолжается научная дискуссия о стихийном и регулируемым рынке. И коррективы в эту дискуссию вносит экономический кризис 2008—2009 гг.

Читайте также: