Применяемые налоги можно назвать пропорциональными если величина средней налоговой ставки

Опубликовано: 20.09.2024

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

33.2. Доходы государства. Налоги и их структура: прямые и косвенные налоги. Кривая Лаффера

Доходы государства - та часть национального дохода, или ЧНП, которая сосредоточивается в руках государства за счет налогов и неналоговых поступлений.
1. Налоги на 75% и более формируют доход государственного бюджета.
2. Неналоговые поступления (доходы от государственных предприятий, проценты по выданным кредитам, рентные платежи, займы, лотереи и т. д.) формируют оставшуюся часть бюджета. Заметим: в России с 1992 г. часть доходов бюджета составляют поступления от приватизации - продажи активов, находившихся в собственности государства.
Дадим более полную характеристику налогов.
Налоги государство взимает как на уровне федерального правительства, так и местных органов власти (округа, муниципалитета, района и т. д.).
В зависимости от методов их сбора налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги - это налоги, которые плательщик непосредственно (прямо) выплачивает из своего дохода налоговой службе или местным органам власти. Прямые налоги: их структура
1. Личный подоходный налог (income tax) - налог, взимаемый с личных доходов домохозяйств и предприятий, не входящих в корпорации. Он является основным элементом налоговой системы в рыночной экономике. Чтобы глубже понять личный подоходный налог, необходимо выяснить различие между предельной и средней налоговыми ставками.
Предельная налоговая ставка - прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода, выраженный в %.
Средняя налоговая ставка - общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода. Экономисты доказали, что растущие предельные налоговые ставки сдерживают средние налоговые ставки.
2. Налог на заработную плату (payroll tax) - налог, взимаемый как с работодателей, так и с лиц наемного труда. Он представляет собой страховой взнос, выплачиваемый в рамках планов обязательного страхования, например, страхования старости, государственной программы бесплатной медицинской помощи, предусмотренных существующим законодательством о социальном обеспечении. Ставка налога определяется правительством. Так, в России установлен размер подоходного налога в 13%. Надо отметить, что по сравнению с другими развитыми странами - это самая низкая ставка налогов. Например, в Великобритании налогообложение производится по базисной ставке в 25%.
3. Налог на прибыль корпораций (corporation tax) - налог на чистый доход (прибыль) корпораций. Вся величина прибыли (независимо от того, пошла ли она на выплату дивидендов) облагается по одной и той же ставке. Так, в Великобритании она составляет 33%. С акционеров взимается авансом 20% этих сборов при выплате им дивидендов, причем этот платеж засчитывается в общей сумме 33%-го налога на прибыль корпораций (который всегда выплачивается с запаздыванием). У акционеров этот налог оформляется как “налоговый кредит” и возвращается им в том случае, если их доходы слишком малы и не подлежат обложению более высоким подоходным налогом.
4. Налог на наследство (inheritance tax) и прочие налоги. Налогом на наследство облагаются как прижизненные дары, так и наследства по завещанию. К прочим налогам относятся гербовые сборы по финансовым контрактам, лицензии и разрешения.
5. Поимущественный налог, или налог на собственность (property tax) - налог на стоимость собственности (капитала, земли, акций, облигаций и других активов), которой владеют фирмы и домохозяйства. Поимущественный налог, налог на наследство, а также сборы за разнообразные лицензии и разрешения - это налоги, которые взимают местные органы власти.
Величина прямых налоговых сборов, как правило, устанавливается отдельно для каждого плательщика.
Прямые налоги дают большую часть налоговых поступлений. Основной недостаток прямых налогов заключается в том, что они способны парализовать стимулы и инициативу экономических агентов, если ставки налогообложения будут слишком велики. Это становится особенно важным, когда речь идет о повышении прямых налогов. Высокие ставки подоходного налога могут побудить налогоплательщика искать разные способы уклонения от их уплаты. Например: 1) получить “доход” в форме сокращения рабочего времени и роста свободного времени; 2) в форме отказа от переподготовки или стремления продвинуться по службе. В то же время, если человеку предстоит осуществлять фиксированные платежи (выкуп взятого во временную аренду имущества, платежи по закладным, страховые премии), то при повышении налогов он, вероятно, станет работать больше, чтобы расплатиться по своим обязательствам.
Высокие прямые налоги негативно сказываются на уровне предприимчивости и экономической эффективности. Сглаживая разницу в оплате труда квалифицированных и неквалифицированных рабочих, государство рискует сократить стимулы к повышению квалификации. Со своей стороны, и предприниматели лишь тогда пойдут на риск открытия своего дела, когда почувствуют, что вознаграждение после уплаты налогов будет достаточным.
И, наконец, высокие налоги на прибыль приводят к тому, что неэффективное предприятие снимает с себя часть ответственности за свои недостатки. Ведь чем меньше доходы, тем ниже налоги, а общественные издержки неэффективной работы предприятий приходится покрывать правительству. Однако наряду с прямыми взимаются и косвенные налоги.
Косвенные налоги - это налоги с продаж, акцизные сборы, налог на имущество.
Если большую часть доходов федерального бюджета составляют прямые налоги, то косвенные налоги составляют значительную часть доходов местных органов власти.
Косвенные налоги включаются в розничную цену и, соответственно, увеличивая ее, перекладываются на “плечи” потребителя.
Косвенные налоги: их структура
1. Налоги с продаж и акцизные налоги. Различие между ними заключается в сфере действия налога. Налоги с продаж распространяются на широкий диапазон продукции, в то время как акцизные налоги охватывают небольшой, избранный перечень товаров, произведенных внутри страны (например, спиртные напитки, табак, услуги игорных домов).
2. Таможенные сборы, взимаемые с импортных (ввозимых) товаров.
3. Налог на добавленную стоимость: налогооблагаемая величина устанавливается как разница между ценами товаров, продаваемых и купленных предприятием.
Налог на добавленную стоимость - НДС (VAT - Value Added Tax) вводится на большинство товаров и услуг на каждой стадии их производства по постоянной ставке. Предположим, стол стоит 100 руб., а ставка НДС составляет 17,5%, тогда цена, за которую потребитель купит стол, поднимется до 117,5 руб., из которых 17,5 руб. составит НДС.
НДС платится на всех стадиях производства, так что для лесника он составит 5,25 руб., для владельца лесопилки - 3,5, для мебельщика - 5,25, для розничного продавца - 3,5 руб. На практике каждый производитель переводит на счет налоговой службы 17,5% от всех выставленных им счетов за проданные им товары, за вычетом всех НДС, заплаченных его поставщиками, подрядчиками и др. в соответствии с их счетами. Поэтому розничный продавец непосредственно заплатит в качестве НДС лишь 3,5 руб., что как раз и составляет 17,5 руб., за вычетом 14 руб., которые были включены в цену его поставщиков и которые они уже сами выплатили в бюджет.
В развитых странах такие блага, как продукты питания, дома, книги, газеты, поездки на общественном транспорте, лекарства, прописанные врачами, и некоторые другие, не подлежат обложению НДС. Другие блага (например, жилье и медицинские услуги) “освобождаются” (exempt) от обложения налогом. Так, домовладелец, получающий рентную плату за сдачу внаем своего дома, не платит этот налог с рентного дохода, но не вправе требовать возврата величины НДС в счете от строительной фирмы, которая ремонтировала его дом.
Основное достоинство НДС - широкая налоговая база: поступления от этого налога почти пропорциональны потребительским расходам. Кроме того, его действие распространяется на большинство потребительских благ и гораздо меньше изменяет оптимальный потребительский выбор, чем выборочные косвенные налоги.
Основной недостаток НДС - обложение всех расходов носит регрессивный характер, так как НДС забирает в бюджет тем большую долю доходов индивида, чем ниже сами эти доходы. Налоговое бремя ложится прежде всего на наименее обеспеченных членов общества, что говорит не в пользу косвенного обложения. Для компенсации этого эффекта потребление ряда благ первой необходимости не подлежит обложению НДС.
Косвенные налоги обеспечивают устойчивые и оперативные поступления в бюджет; к тому же их можно быстро менять в соответствии с требованиями государственной политики. Вместе с тем регрессивный характер косвенных налогов частично нейтрализует эффект перераспределения доходов при помощи прямых налогов.
В зависимости от того, какая доля личного дохода подлежит отчислению в пользу государства, различают следующие виды налогов (рис. 33.1):
1. Регрессивный налог - налог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода. Налоги с продаж, акцизные налоги, налоги на заработную плату и поимущественный налог имеют регрессивную тенденцию.
2. Пропорциональный налог - налог, средняя ставка которого остается неизменной при увеличении или сокращении дохода налогоплательщика. Он забирает у каждого индивида одну и ту же долю дохода.
3. Прогрессивный налог - налог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода. Он построен по принципу: чем выше доход, тем выше ставка налога, и, соответственно, чем ниже доход, тем ниже налоговая ставка. Личный подоходный налог и налог на прибыль корпораций являются прогрессивными.

Рис. 33.1. Различие между регрессивным, пропорциональным и прогрессивным налогами

Рис. 33.1. Различие между регрессивным, пропорциональным и прогрессивным налогами

В большинстве развитых стран взимается прогрессивный подоходный налог. Если налоговая система носит прогрессивный характер, т. е. размер налоговой ставки изменяется с учетом роста доходов конкретного индивида, то это позволяет гарантировать, что самое тяжелое бремя будут нести самые богатые плательщики. Прогрессивный характер прямых налогов усиливает их роль как встроенных стабилизаторов экономической системы, что позволяет понижать совокупный спрос в периоды слишком сильных бумов. В этом их достоинство.
Практику прогрессивного обложения богатых людей обычно оправдывают тем, что закон убывающей полезности применим и к дополнительному доходу: изъятие дополнительного дохода у хорошо оплачиваемого налогоплательщика нанесет ему меньший ущерб, чем небогатому человеку.
Какие налоговые ставки предпочтительнее - высокие или низкие? Американский экономист А. Лаффер доказал, что низкие ставки налогов обеспечивают максимальный уровень налоговых поступлений. Отсюда ответ на вопрос: предпочтительнее низкие ставки налогов (см. рис. 33.2).
Из рис. 33.2 видно, что по мере роста налоговой ставки от 0 до 100% налоговые поступления достигнут своего максимума в точке М. На наш взгляд, рассуждение Лаффера представляет интерес и может явиться основой налоговой политики в России.

Рис. 33.2. Кривая Лаффера

Рис. 33.2. Кривая Лаффера

Таким образом, с помощью налогов государство получает в свое распоряжение средства, необходимые для выполнения экономических и социальных функций или прямого и косвенного регулирования - только через правительственные расходы и налогообложение. Через механизм правительственных расходов и трансфертных платежей государство может регулировать уровень экономической и социальной активности:
1) увеличение правительственных расходов при сохранении неизменных налогов и трансфертных платежей должно привести к увеличению совокупных расходов, объема производства и занятости;
2) при данном уровне правительственных расходов сокращение налогов или увеличение трансфертных платежей должно увеличить доходы и тем самым стимулировать рост личных расходов. Напротив, при возникновении инфляции требуется противоположная политика правительства: необходимо сократить правительственные расходы, увеличить налоги и уменьшить трансфертные платежи.
Разница между государственными расходами и доходами покрывается за счет государственных займов.

Налоговая ставка, согласно ст. 53 НК РФ, представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

По поводу определения термина "налоговая ставка" доктрина налогового права проявляет редкое единодушие с законодателем. Налоговая ставка - это размер налога (в рублях) на единицу налога [5]. Проще говоря, налоговая ставка представляет собой размер налогового платежа на единицу налогообложения [1, с. 205].

С точки зрения экономистов, ставка налога - это размер, доля, процентная доля налоговых изъятий из доходов, исчисляемая по отношению к общей сумме дохода, кредита [4].

К.Т.ф. Эеберг полагал, что с облагаемой единицы взимается так называемая единица налогообложения, называемая налоговой ставкой, если облагаемая единица выражается в денежной сумме, часть которой и составляет налог [3, с. 167.].

Налоговые ставки могут быть твердыми (выраженными в твердой сумме на каждую единицу налога); процентными (выраженными в виде процента от единицы налога в денежной форме). Процентные ставки иначе называют адвалорными. В случае, когда налоговая ставка выражена в процентах к доходу налогоплательщика, ее обычно называют налоговой квотой [2, с. 111].

Твердые налоговые ставки применяются в юридических конструкциях многих налогов, таких как акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налог на игорный бизнес и транспортный налог. Процентные налоговые ставки установлены для большинства налогов, например, для земельного налога, налогов на имущество физических лиц и организаций и др.

Если ставка налога не зависит от величины налоговой базы, ставка является пропорциональной (например, установленные Налоговым кодексом РФ налоговые ставки по НДФЛ и НДС). Но по некоторым налогам ставки могут меняться в зависимости от величины налоговой базы.

Если ставка возрастает при увеличении базы, ставка является прогрессивной. Прогрессия является простой, если при ее применении установлены четкие пороговые величины налоговой базы, с преодолением которых связано увеличение налоговой ставки, применяемой ко всей налоговой базе. При этом возможны существенные отличия суммы налога при незначительном отличии стоимости имущества. Сложная прогрессия предполагает применение увеличенной налоговой ставки не ко всей налоговой базе, а только к той ее части, что превышает пороговую величину.

В Российской Федерации в настоящее время не установлено налогов, предусматривающих прогрессивную ставку со сложной прогрессией. В качестве исторического примера можно привести подоходный налог с физических лиц (утратил силу). Современная налоговая система России нашла применение данной ставки только при установлении государственной пошлины за обращение в суды. Налоговая ставка со сложной прогрессией, как правило, устанавливается в твердой денежной сумме плюс процент от налоговой базы, превышающей определенный размер. В данном случае при незначительном отличии дохода сумма налога существенно не изменится.

Если ставка снижается при увеличении базы, она является регрессивной. Налогов с регрессивной ставкой налоговая система России также не содержит. В качестве примера можно привести разве что отмененный единый социальный налог.

Иногда налоговые ставки устанавливаются в комбинированном или смешанном виде, т.е. ставка в виде твердой денежной суммы сочетается с процентом от налоговой базы (например, акцизы) [5].

Таким образом, вид налоговой ставки в значительной степени зависит от вида налоговой базы. Если законодателем используется исключительно количественная или иная физическая характеристика предмета (объекта) налогообложения, то применяется твердая налоговая ставка. Процентная налоговая ставка, в свою очередь, сочетается только со стоимостной характеристикой. Применение же пропорциональной, прогрессивной и регрессивной налоговых ставок всецело зависит от реализуемой государством налоговой политики.

Как совершенно верно отмечено в литературе, размер налоговой ставки определяет такую категорию, как налоговое бремя. Согласно теории Лэффера рост налогового бремени может приводить к увеличению государственных доходов только до какого-то предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговых ставок приведет не к увеличению, а к сокращению доходов в бюджет. Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет Лэффер считал 30% от суммы доходов частного лица [1, с. 206].

Также следует учесть, что в научной (учебной) литературе иногда выделяется так называемая эффективная налоговая ставка, которая представляет собой процентное отношение суммы налога к налоговой базе. В частности, эффективная налоговая ставка будет отличаться от собственно налоговой ставки в тех налогах, в которых предусмотрена сложная прогрессивная (регрессивная) ставка [5]. Международный налоговый глоссарий указывает, что при расчете эффективной налоговой ставки учитывается не только установленная налоговая ставка, но и иные аспекты налоговой системы, которые определяют сумму налога, подлежащую уплате, а эффективная налоговая ставка, в свою очередь, определяет реальное, экономическое налоговое бремя [6, с. 152-153].

В связи с тем, что установление ставок по региональным и местным налогам отнесено как к компетенции федерального, так и регионального (местного) законодателя, это привело к появлению рамочных и базовых налоговых ставок.

Рамочная налоговая ставка определяет верхнюю и нижнюю границы, в пределах которых законодатель вправе установить действующую налоговую ставку. Например, данная конструкция применяется по налогу на игорный бизнес. При этом, если региональный законодатель не воспользуется своим правомочием по установлению налоговой ставки, применению подлежит минимальная рамочная ставка. Базовая налоговая ставка имеет то же предназначение, что и рамочная, но реализуется путем увеличения или уменьшения законодателем установленной базовой ставки в определенное количество раз. При этом допускается уменьшение налоговой ставки до нуля. Применяется в рамках транспортного налога. Отличием базовой налоговой ставки от рамочной является то, что она не имеет прямого действия в случае ее неустановления региональным законом.

1. Демин А.В. Налоговое право России: Учеб. Пособие. М: Юрлитинформ, 2006. - 424 с.

2. Клейменова М.О. Налоговое право: учеб. пособие. М.: МФПУ "Синергия", 2013. - 368 с.

3. Курс финансовой науки: Перевод с 12 нем. изд. / Эеберг К.Т.ф., проф. Эрланген. СПб.: Тип. А. Розена, 1913. - 604 с.

4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.

6. International Tax Glossary / Amsterdam: IBFD Publications BV, 2010. revised 6th edition. - 550 p.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Скорость обращения денег равняется
сумме выданных банковских кредитов, деленной на их количество
индексу цен, скорректированному с учетом реального валового внутреннего продукта
среднему количеству платежей, в которых участвует каждая денежная единица в течение года
среднему числу переводов безналичных денег, приходящемуся в год на один коммерческий банк

2. В большинстве развитых стран Европы банковская система имеет два уровня. Эти уровни
Центральный банк и коммерческие банки
Сберегательные банки и банки, выдающие кредиты
Центральный банк и сберегательные банки
Банки и страховые общества

3. Если в России будет дополнительно напечатано 500 млн. р. бумажными купюрами, то прирост количества денег в обращении в России может достигнуть
500 млн. р.
2,5 млрд. р.
480 млн. р.
100 млн. р.

4. Если в текущем году импорт товаров и услуг в Россию в денежном выражении превысит стоимость российского экспорта, то государственный долг России в этом году
может как вырасти, так и сократиться
обязательно сократится
обязательно вырастет
не изменится

5. К числу основных целей фискальной политики государства относится
создание условий для успешного ведения бизнеса
антициклическое регулирование экономики
повышение состояния граждан
перераспределение национального дохода в пользу бюджетных слоев населения

6. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюктуру
как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний
нейтрально
как встроенный (автоматический) стабилизатор
неопределенным образом, в зависимости от факторов

7. К числу инструментов фискальной политики относится
увеличение нормы обязательных резервов
покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке
выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций

8. Какая из перечисленных мер НЕ является фискальной
Изменение ставок налогов на прибыль банков
Изменение Центральным банком нормы банковского резерва
Введение налоговых льгот для предприятии, осуществляющих инвестиции и новое производство
Увеличение социальных выплат малоимущим из госбюджета

9. Какое из приведенных ниже определений лучше всего отражает сущность фискальной политики
Фискальная политика — это любая деятельность государственных органов, результатом которой является изменение предложения денег в стране
Фискальная политика — это действия Центрального банка страны, направленные на реагирование курса национальной валюты
Фискальная политика — это действия Центрального банка страны по изменению предложения денег и доступности кредита, предпринимаемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста
Фискальная политика — это меры по регулированию государством величины своих расходов и/или доходов, применяемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста

10. Какие меры фискальной политики (из перечисленных ниже) в наибольшей степени смогут способствовать снижению бюджетного дефицита
сокращение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей.
увеличение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей
повышение учетной ставки процента и снижение резервных требований
увеличение суммы собираемых налогов и повышение величины трансфертных платежей

11. Структурный дефицит государственного бюджета представляет собой разность между
текущими государственными расходами и доходами
фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости
текущим дефицитом и суммой выплат процентов по государственному долгу
текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости

12. К встроенным или автоматическим стабилизаторам относятся
расходы по обслуживанию государственного долга
подоходные налоги и пособия по безработице
расходы на охрану и защиту природной среды
таможенные пошлины и акцизы

13. Применяемые налоги можно оценить как пропорциональные, если величина средней налоговой ставки
не изменяется с увеличением дохода
не изменяется с уменьшением дохода
не изменяется при любом изменении дохода
изменяется в соответствии с изменением дохода

14. Годовой государственный бюджет – это
план государственных доходов и расходов на год
количество денег на счету в Центральном банке, реально собранных правительством за год
количество денег, имеющихся в наличии у правительства
общая сумма всех поступлений в государственную казну за год

15. Увеличение ставки налога, при прочих равных условиях
приведет к увеличению поступлений от этого налога
является прерогативой налоговой инспекции соответствующей территории
может привести как к увеличению, так и к снижению поступлений от этого налога
приведет к снижению дефицита государственного бюджета

а) растет с увеличением дохода

б) не изменяется при увеличении дохода

в) сокращается с увеличением дохода

г) не изменяется при уменьшении дохода

д) сокращается с уменьшением дохода.

315. Применяемые налоги можно назвать пропорциональными, если величина средней налоговой ставки:

а) не изменяется с увеличением дохода

б) не изменяется с уменьшением дохода

в) не изменяется при любом изменении дохода

г) не изменяется в соответствии с изменением дохода

д) изменяется пропорционально изменению дохода.

316. Государственный бюджет становится дефицитным, когда:

а) государственные расходы сокращаются

б) размеры государственных расходов превышают доходы

в) налоги сокращаются

г) налоги увеличиваются

д) государственные расходы растут.

317. Что является инструментом фискальной политики стабилизации экономики?

а) повышение нормы резервов

б) операции на открытом рынке

в) изменение учетной ставки

г) увеличение и уменьшение государственных расходов

д) операции с ценными бумагами.

318. Какие из перечисленных функций выполняют налоги в рыночной экономике?

а) фискальную, социальную, регулирующую, стимулирующую

б) контрольную, перераспределительную, конфискационную

в) экономическую, автоматическую, регулирующую

г) фискальную, контрольную, социально-экономическую

д) стимулирующую, распределительную, регулирующую.

319. К косвенным налогам относится:

а) налог на прирост капитала

б) подоходный налог с населения

в) налог на наследство и дарение

д) таможенный тариф.

320. Одна из реальных проблем государственного долга заключается в том, что:

а) часть национального продукта уходит за пределы страны, т.е. экспортируется

б) сокращается неравенство в доходах

в) возрастает доля сбережений при всех уровнях располагаемого дохода

г) доля сбережений не изменяется

д) может привести к банкротству государства.

321. Отношение изменения чистого национального продукта к изменению правительственных расходов – это:

а) мультипликатор инвестиций

б) налоговый мультипликатор

в) банковский мультипликатор

г) мультипликатор государственных расходов

д) мультипликатор государственных доходов.

322. К каким экономическим последствиям может привести государственный долг?

а) сокращение производственных возможностей национальной экономики

б) снижение уровня жизни

в) перераспределение национального богатства

г) увеличение совокупных национальных расходов

д) повышение уровня жизни.

323. Если правительство ежегодно будет стремится к сбалансированному бюджету, то такой бюджет:

а) будет сглаживать колебания в рамках экономического цикла

б) будет усиливать колебания в рамках экономического цикла

в) не будет оказывать никакого влияния на объем производства и занятости

г) будет способствовать ослаблению инфляции

д) будет стимулировать совокупный спрос.

324. Взаимосвязь между ставкой налогов и величиной налоговых поступлений в государственный бюджет отражает:

а) кривая Филлипса

б) кривая Оукэна

в) кривая Лаффера

г) кривая Лоренца

д) кривая спроса.

325. Дефицит государственного бюджета – это всегда явление:

г) существуют разные оценки

д) только негативное воздействие.

326. Фискальная политика – это:

а) система регулирования правительственных расходов и налогов

б) так в средние века называлась политика сети банков

в) постоянное изменение налоговых поступлений

г) манипулирование расходами компаний

д) это регулирование трансфертных платежей.

327. Экономическая база и инструмент фискальной политики государства:

в) дефицит бюджета

г) государственный долг

д) иностранные инвестиции.

328. Основа кредитной системы:

а) денежные вклады физических лиц

б) Народный банк

в) Национальный банк

г) денежные вклады юридических лиц

д) национальная валюта – тенге.

329. Государственный долг – порождение:

а) дефицита бюджета

б) избыток бюджета

в) займа у населения

г) прямых иностранных инвестиций

д) займа у зарубежных государств.

330. При прочих равных условиях, крупный бюджетный дефицит в период полной занятости приводит:

а) превышению экспорта над импортом

б) сокращению международной ценности валюты

в) инфляции, обусловленной ростом издержек

г) росту реальной процентной ставки

д) снижению реальной процентной ставки.

331. Наиболее существенная причина экономического роста в развитых странах это:

а) увеличение объема рабочего времени

б) технологические изменения в производстве

в) увеличение объема применяемого капитала

г) реализация денежно-кредитной и фискальной политики, способствующей экономическому росту

д) рост квалификации рабочей силы.

332. Налоги, являясь основным инструментом пополнения государственного бюджета, выполняют:

а) фискальную функцию

б) распределительную функцию

в) контрольную функцию

г) стимулирующую функцию

д) сдерживающую функцию.

333. Государственный бюджет – это:

а) счет доходов и расходов государства

б) все источники доходов государства

в) все статьи государственных расходов

г) налоговые поступления

д) баланс государственных расходов и доходов.

334. Под дискреционной фискальной политикой понимается:

а) сознательное манипулирование правительственными закупками

б) сознательное манипулирование ставками налогов

в) сознательное манипулирование правительственными закупками, ставками налогов и

размерами трансфертных платежей

г) сознательное манипулирование трансфертных платежей

д) сознательное манипулирование государственных расходов.

335. В основе функционирования мирового хозяйства лежит:

а) международное разделение труда

б) совместный труд

в) валютная «корзина»

г) политическое регулирование

д) дипломатические связи.

336. Дайте определение международного разделения труда:

а) специализация стран на определенных видах товаров и услуг

б) перераспределение ограниченных ресурсов в мировом хозяйстве

в) перемещение в мировом хозяйстве квалифицированной рабочей силы

г) установление пропорций национальной и мировой рабочей силы

д) экономическая интеграция государств в мировое хозяйство.

337. Вывоз капитала – это:

а) организация эффективности производства

б) экспорт капитала в другие страны с целью эффективного размещения и использования

в) помощь экономикам других стран

г) расширение международного кредитования

д) сокрытие денежных средств в банках других стран.

338. Валютный курс – это:

а) совокупность отношений, возникающих между субъектами валютных сделок

б) национальный режим регулирования валютных сделок

в) платежный документ, используемый в международных расчетах

г) теория паритета покупательной способности

д) цена одной денежной единицы, выраженная в денежной единице другой страны.

339. Политику протекционизма впервые рекомендовали:

б) ранние меркантилисты

г) поздние меркантилисты

340. Сторонники протекционизма утверждают, что введение торговых барьеров (пошлин, квот) приводит к:

а) сокращению занятости в отраслях национальной экономики

б) защите отраслей национальной экономики

в) образованию внутренних монополий

г) ослаблению обороноспособности страны

д) ослаблению конкуренции на мировом рынке.

341. Принцип абсолютных преимуществ был впервые сформулирован:

342. Международная торговля является взаимовыгодной, если:

а) одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве одного товара, а вторая страна – другого товара

б) страна не обладает абсолютным преимуществом в производстве ни одного товара

в) страны обладают сравнительными преимуществами в производстве каких-либо товаров

г) страна обладает и абсолютным и сравнительным преимуществом в производстве одного товара

д) все страны обладают абсолютными и сравнительными преимуществами в производстве товаров.

343. Соотношение между валютными поступлениями в страну и платежами, которые страна осуществляет за границей за определенный промежуток времени – это:

а) торговый баланс

б) платежный баланс

в) государственный бюджет

д) баланс переводов.

344. Если валюта данной страны без ограничений обмениваются на любые иностранные валюты, т.е. не существует валютных ограничений ни по текущим, ни по капитальным операциям платежного баланса, то это означает:

а) внешнюю конвертируемость

б) внутреннюю конвертируемость

в) свободную конвертируемость

г) частичную конвертируемость

д) не конвертируемость (замкнутость) валюты.

345. Полный контроль над объектами капиталовложений вследствие полной собственности на зарубежный капитал, а также обладание контрольным пакетом акций обеспечивает:

а) вывоз ссудного капитала

б) ввоз предпринимательского капитала

в) вывоз капитала в форме портфельных инвестиций

г) вывоз предпринимательского капитала в форме прямых инвестиций

д) ввоз ссудного капитала.

346. К международным монополиям следует отнести:

а) транснациональные корпорации (ТНК)

б) многонациональные корпорации (МНК)

в) международные монополистические союзы (ММС)

г) национальные корпорации

347. Активное сальдо торгового баланса увеличится, если в стране:

а) снизятся реальные процентные ставки

б) вырастут темпы инфляции

в) вырастут темпы экономического роста

г) снизятся темпы экономического роста

д) повысятся реальные процентные ставки.

348. В современных условиях темпы роста торговли товарами ниже только темпов роста торговли:

349. Назовите основной источник выгод от международной торговли:

а) разница в ценах на блага в отдельных странах

б) незнание цен сопредельных государств

в) принцип меркантилизма: «купить дешевле, продать дороже»

г) понижение цен на товары

д) разница таможенных тарифов разных стран.

350. Кто в классической экономической теории доказал, что международная торговля позволяет извлекать выгоду от всемирного разделения труда:

351. Какая из перечисленных проблем не относится к глобальным социально- экономическим проблемам?

а) экономическая отсталость

б) демографическая проблема

в) продовольственная проблема

г) экологическая проблема

д) рост преступности

352. Международная специализация и свободная торговля, основанная на принципах сравнительных преимуществ, означают:

а) сокращение внутреннего потребления стран

б) увеличение внутреннего потребления стран

в) увеличение суммарного производства товаров, превышение уровня потребления стран их производственных возможностей

г) увеличение валового потребления

д) сокращение валового потребления

353. Согласно принципа сравнительных преимуществ:

а) совокупные расходы при выпуске продукции будут наименьшими тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже переменные издержки

б) совокупные объем выпуска продукции будет наименьшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, которая проводит более выгодную специализацию

в) совокупные объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже вмененные издержки

г) совокупные объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, которая проводит выгодную специализацию

д) чистый экспорт страны выше, чем у других стран.

354. Бреттон-Вудская валютная система – это система:

а) золотого стандарта

б) золотого паритета

в) фиксированных связанных валютных курсов

г) «плавающих» валютных курсов

д) обменного курса

355. Сумма всех расходов жителей страны на иностранные товары за вычетом расходов остального мира на товары данной страны является:

а) национальным потреблениям

г) национальными сбережениями

д) чистым экспортом

356. Полная конвертируемость национальной валюты означает:

а) возможность покупки иностранной валюты без ограничения

б) возможность свободного вывоза и ввоза национальной валюты

в) возможность свободного вывоза и ввоза иностранной валюты

г) возможность свободного обмена денежной единицы данной страны на национальную валюту другой страны

д) возможность установления плавающего курса национальной валюты

357. Фирма является монопсонией на рынке труда, но не обладает монопольной властью на рынке готовой продукции. По сравнению с конкурентными фирмами она будет:

а) нанимать больше работников и устанавливать более высокую заработную плату

б) нанимать меньше работников и устанавливать более низкую заработную плату

в) нанимать меньше работников и устанавливать более высокую заработную плату

г) нанимать больше работников и устанавливать более низкую заработную плату

д) нанимать больше работников при прежнем уровне заработной платы

358. Разница между стоимостью национального экспорта и импорта это:

а) платежный баланс

б) торговый баланс

в) паритет покупательной способности

г) паритет торгового баланса

д) валютная интервенция.

359. На международную миграцию трудовых ресурсов влияет:

а) высокий уровень безработицы внутри страны

б) различия в условиях оплаты труда

в) стремление получить образование

г) низкий уровень рождаемости

д) низкий уровень безработицы внутри страны

360. Согласно закону Оукена, двухпроцентное превышение фактического уровня безработицы над его естественным уровнем означает, что отставание фактического объема ВВП от реального составляет:

д) значительно больше, чем 5%.

Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 30 | Нарушение авторских прав

Читайте также: