Цифровой налог в англии

Опубликовано: 18.05.2024


Время реформы


О необходимости переформатировать принципы налогообложения в цифровой экономике уже несколько лет заявляет Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В январе 2020-го представители структуры обещали выпустить проект реформы в ближайшем марте, а согласовать ее с членами ОЭСР планировалось до конца года. Однако пандемия сдвинула эти сроки на 2021 год.

Базовыми параметрами реформы должны были стать, во-первых, определение связи доходов глобальных цифровых компаний с конкретными юрисдикциями, а во-вторых, выравнивание налоговых ставок для таких корпораций на межстрановом уровне с учетом их национальной налоговой политики.

Ряд стран уже ввели цифровой налог в том или ином виде, например Франция, Великобритания, Испания и Италия. Детали концепции отличаются, но суть сводится к следующему: обложение доходов IT-гигантов с продаж жителям страны или с трансляции им рекламы. Например, французский закон предусматривает налог в размере 3% от выручки технологических компаний, получаемой ими в стране. Речь идет только о тех компаниях, чей годовой оборот составляет не менее €750 млн, при этом хотя бы €25 млн из них должны быть получены во Франции. Он затронул около 30 международных корпораций — это, например, Google, Amazon, Facebook, Apple, Uber, Airbnb, Booking. Впрочем, во всех этих государствах сбор взимается в экспериментальном режиме и позиционируется как временный, до принятия коллективного решения ОЭСР.

гугл

В России дискуссия о возможном введении аналога цифрового налога на официальном уровне активизировалась с начала года.


Крупные иностранные цифровые компании зарабатывают прибыль от оказания услуг в России, которая, в принципе, не облагается сейчас налогом в нашей стране, потому что зачастую у них нет здесь представительств. Поэтому мы будем стремиться изменить ситуацию и облагать эту прибыль налогом, — заявил в первой декаде февраля замминистра финансов Алексей Сазанов в интервью KPMG.

Аналогичную точку зрения спустя несколько дней высказал председатель Госдумы Вячеслав Володин, обратив на это внимание министра экономического развития Максима Решетникова в рамках его правительственного часа.

В конце февраля тема обсуждалась на встрече руководителей финансовых ведомств G20, Россию на ней представлял глава Минфина Антон Силуанов. По итогам саммита представители «двадцатки» договорились достичь к июлю 2021 года договоренности о решении вопросов цифрового налогообложения.

Антон Силуанов


Дискуссия также стартовала по линии вице-премьера Дмитрия Чернышенко (курирует цифровую экономику), сообщили «Ведомости». Он провел совещание с представителями IT-компаний. Цифровой налог может собираться в виде дополнительной платы с организации, которая пользуется данными россиян и формирует рекламную политику на территории РФ. Полученные средства будут направляться на поддержку российской IT-отрасли, сообщает издание со ссылкой на участников совещания.

Россия изучает мировой опыт и ориентируется на то, чтобы создать условия, которые обеспечат защиту фискальных интересов страны, сообщили «Известиям» в Минфине на просьбу уточнить, когда и в каком формате планируется ввести цифровой налог. В Минцифры предложили обратиться к головному исполнителю — Минфину.

В Счетной палате на просьбу оценить целесообразность нововведения напомнили, что в прошлом году были отменены льготы на ввоз иностранного софта по НДС. Обложение прибыли глобальных IT-компаний станет следующим логичным шагом, заявили там.


Вводить и донастраивать

Введение цифрового налога в России — это уже даже и не дискуссионный вопрос, а действия по защите бюджетных интересов, уверен эксперт НИУ ВШЭ Владимир Саськов. Важно понимать, что в качестве потенциальных плательщиков следует рассматривать далеко не только глобальные IT-компании, но и огромное количество относительно небольших представителей цифрового бизнеса. На данный момент поступления можно ожидать в пределах 50 млрд рублей в год, но далее эта сумма будет активно расти — вместе с развитием цифровой экономики и опыта фискальных органов — и в обозримом будущем может составить сотни миллиардов рублей, отметил эксперт.

клавиатура

Действительно, сейчас доходы от такого налога вряд ли превысят 50–60 млрд рублей, согласился декан Финансового университета Вадим Засько.


Основная полемика не в том, вводить или не вводить такой сбор, а в том, что должно выступить облагаемой базой и как купировать проблему двойного налогообложения, добавил эксперт. На первоначальном этапе целесообразно было бы рассмотреть вопрос об установлении процентной ставки, привязанной к обороту. Главное сейчас — возглавить тренд, пусть и в мягком формате, и донастраивать его уже с набором опыта, резюмировал Вадим Засько.

Глобальная пандемия лишь подстегнула трансграничные операции IT-корпораций: объем только отечественного цифрового рынка достиг 2 трлн рублей, оценил эксперт РЭУ им. Г.В. Плеханова Равиль Ахмадеев. Проще было бы обложить оборот компаний, но многие из них даже не зарегистрированы в РФ.

Теоретически, можно взимать сбор с трансакций пользователей, полагает профессор Российской экономической школы Сергей Измалков. Но следить за ними, даже в агрегированном виде, — внутри компьютерных игр, стриминговых сервисов, соцсетях — крайне сложно, а скрыть — довольно просто, пояснил он.

Если ввести, например, 3-процентный налог на онлайн-рекламу, можно заработать около 9 млрд рублей в год, оценил Сергей Измалков.

рубль


В ЕС 2–3-процентный налог позволил собрать дополнительный доход в размере 0,02% ВВП в бюджет, что в целом не столь существенно. Российская экономика отстает от западной по уровню развития, доходов населения и цифровизации, поэтому у нас поступления будут еще скромнее, добавил ведущий методолог «Эксперт РА» Антон Прокудин.

Если РФ всё же решится ввести налог до консенсуса наднациональных структур, то только в мягком формате и с низкой ставкой, уверена эксперт РАНХиГС Наталья Корниенко. Причем на первом этапе облагать налогом надо только крупнейшие цифровые компании (онлайн-маркетплейсы, поисковые системы, социальные медиаплатформы), добавила она. Объективных данных по доходам из РФ, фактически, нет: по двум крупнейшим IT-компаниям при ставке 2% поступления составят около 1,5 млрд в год.

поисковик

Так или иначе, вряд ли Россия пойдет по пути европейских стран и обложит налогом онлайн-рекламу или трансакции с данными пользователей, добавил Сергей Измалков. Наше кардинальное отличие от ЕС в том, что на рынке РФ сильную позицию занимает национальный игрок — «Яндекс». Если основания для введения цифрового сбора, по крайней мере, формальные, — это защита интересов страны и отечественного бизнеса, то дополнительная нагрузка на своего же игрока может выглядеть довольно странно.

Социальный опрос показал, что 74% граждан Евросоюза хотят, чтобы Европарламент проводил решительные действия для предотвращения отклонения от уплаты налогов. Три четверти респондентов считают, что действующие европейские правила налогообложения совершенно не затрагивают компании, ведущие свою деятельность в интернете – для них просто отсутствует цифровой налог ЕС. У таких компаний нет физического присутствия в стране, а значит, они работают и получают внушительную прибыль за счет выгодности налоговых режимов или его отсутствия для цифровой деятельности.

Директива проекта цифрового налогообложения

В связи с этим, 21 марта 2018 года Европейская комиссия опубликовала Директиву проекта, связанную с налогом на цифровые услуги. Теперь, согласно Директиве, сначала будет установлен временный цифровой налог ЕС на 3% оборота онлайн-компании и он затронет не только страны, входящие в состав ЕС. Чего ожидать в связи с этим онлайн-компаниям, каким образом утверждение налога затронет международную деятельность, узнайте из статьи.

Цифровой налог ЕС. Предпосылки внедрения

Очень трудно представить свою жизнь без интернета. Статистические данные показывают, что ежедневно отправляется около 20 миллиардов электронных писем, пользователи социальных сетей посылают по 150 миллионов сообщений, поисковые системы обрабатывают около 650 миллионов запросов, а практически половина населения Европы зарегистрированы в Facebook. Помимо этого, рост годовой прибыли цифровых компаний за последние 7 лет составил 14%.

Довольно большое количество компаний существуют и ведут свою деятельность только в интернете без прямого физического присутствия в стране. Современные налоговые правила давно устарели и попросту не актуальны в связи с высокими темпами развития онлайн-бизнеса. Все налоги нацелены на компании, которые имеют физическое присутствие, поэтому прибыль, полученная посредством работы в интернете, практически не облагается. Для таких фирм эффективная налоговая ставка составляет половину от налоговой ставки, применяемой для обычных компаний – 9,5% против 23,2%. Цифровой налог ЕС, в связи с этим, должен изменить данную ситуацию и уравновесить налоговое финансирование государства как онлайн-компаниями, так и обычными.

За 11 лет попадание цифровой компании в двадцатку лучших фирм по рыночной капитализации возросло от 1 до 9. Деятельность таких компаний состоит из комбинаций алгоритмов, пользовательских данных, продаж. Все данные и предпочтения пользователей поисковых систем, форумов и социальных сетей в дальнейшем монетизируются в виде целевой рекламы, направленной на других пользователей с такими же предпочтениями.

В связи с вышенаписанным, доходы государств, входящих в состав ЕС, подвергаются риску, ведь они попросту не могут получать налог с прибыли цифровых компаний. Это, в свою очередь, сильно бьет по государственному финансированию больниц, школ, транспортной системы.

Также, в связи с отсутствием налогообложения в цифровой экономике, в сфере онлайн-коммерции просто нет здоровой и стабильной конкурентной среды. Поэтому, цифровой налог ЕС должен помочь возрасти единому цифровому рынку, где для всех будут действовать правила ЕС.

Цифровой налог ЕС: суть представленного цифрового налогового пакета

Работа над проектом была начата еще задолго до представления Директивы. Она имеет некоторые отличия от моментов, которые, как предполагалось, будут затронуты в нем (подробнее: Налогообложение цифровой экономики в Европе: новые налоги и увеличение отчётности).

Сейчас Европейская Комиссия подготовила и вынесла на рассмотрение два законодательных предложения, которые создают цифровой налог ЕС. Все эти действия должны привести к справедливому налогообложению прибыли онлайн-компаний:

  1. Реформирование корпоративных налоговых правил. Суть долгосрочной инициативы комиссии направлена на то, чтобы прибыль компании, получаемая с пользовательского взаимодействия через цифровые каналы, регистрировалась и облагалась налогом.
  2. Цифровой налог ЕС. Будет охватывать все основные виды цифровой деятельности, ранее не облагаемые налогом в ЕС.

Новый налоговый пакет никоим образом не затронет потребителей услуг цифровых компаний. Кроме того, устанавливается порог, за счет которого только гигантские корпорации цифровой деятельности, получающие внушительный доход на территории ЕС, попадут под действие новых правил.

Первое общее законодательное предложение Комиссии позволит государствам в составе ЕС облагать налогом прибыль онлайн-компаний, деятельность которых осуществляется на территории государства даже без физического присутствия. Это значит, что цифровые компании будут пополнять государственную казну, способствовать финансовым интересам также как и обычные компании. Кроме того, Комиссия гарантирует помощь членам ЕС по внедрению цифровой налоговой отчетности на международном уровне.

Под цифровой налог ЕС попадает компания в случае, если:

  • Ежегодные поступления от цифровых услуг составляет 7 млн. евро.
  • Насчитывается 100 000 пользователей цифровыми услугами компании.
  • Подписано более 3000 контрактов между цифровой компанией и пользователями.

Новый промежуточный цифровой налог ЕС, который составит 3%, взымаемого с оборота компании, позволит государству-члену получать прибыль с тех видов цифровой деятельности, которые ранее фактически не облагались налогом. Это значит, что все лазейки налогообложения, за счет которых онлайн-компании на законном уровне уклонялись от налогов, будут перекрыты, а поступления в государственную казну начнутся фактически сразу после его внедрения. Эта мера временная и будет действовать до тех пор, пока не будет полностью реализовано реформирование корпоративных правил налогообложения.

Временный цифровой налог ЕС затронет прибыль, полученную с:

  • Продажи интернет-рекламы.
  • Посредничества, за счет которого пользователи могут взаимодействовать с другими пользователями, и действий, за счет которых может осуществляется им же продажа товаров и услуг.
  • Продажи данных, полученных из предоставленной пользователями информации.

Этот временный цифровой налог ЕС будет применяться только к компаниям, которые получают ежегодный доход с мировой деятельности в размере 750 миллионов евро, с деятельности в ЕС – 50 миллионов евро.

Цифровой налог ЕС и двойное налогообложение

Каждая страна имеет свое налоговое законодательство. Двойное налогообложение – это ситуация, когда будучи гражданином одной страны и ведя бизнес в другой, приходится оплачивать налог с одного дохода в двух странах.

Для предотвращения двойного налогообложения существует двусторонний договор по распределению налоговых прав между двумя государствами, который указывает, в какой стране необходимо его платить. В новом налоговом пакете Комиссия ЕС прописала меры и рекомендации, которые уменьшают риск компании попасть под двойное налогообложение. Поэтому, каждой стране, которая имеет двусторонний договор, необходимо будет внести поправки:

  • Изменить определение постоянного учреждения, чтобы принять во внимание ситуации, когда цифровая компания имеет значительное присутствие в стране или юрисдикции.
  • Очертить отношение прибыли в зависимости от цифрового присутствия в соответствии с предложенными положениями Комиссии.

Без предложенных рекомендаций налоговые правила не смогут вступить в силу между странами с двусторонним договором. Комиссия установит общие принципы распределения прибыли в зависимости от цифрового присутствия компании. Реформа корпоративного налогообложения будет действовать независимо от других налоговых механизмов и в дальнейшем позволит заменить двусторонние договоры во избежание двойного налогообложения. Кроме того, на данный момент установленные правила Комиссией будут актуальны в случае отсутствия двусторонних договоров.

Цифровой налог ЕС и международная работа

Еще в сентябре прошлого года, при подготовке данного налогового проекта, Комиссия ЕС заявила, что внедрение представленных по проекту изменений будет проходить на мировом уровне и в международных масштабах. Евросоюз активно поддерживает международную Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), поэтому на основе ее бедующего доклада в апреле 2018 года Большой двадцатке создаст эффективные решения, которые позволят внедрить цифровой налог ЕС на международном уровне. И хотя этот процесс достаточно сложный, именно тесное сотрудничество с ОЭСР и Большой двадцаткой позволит внести изменения для справедливого налогообложения в мировой цифровой экономике.

О том, почему Большая двадцатка так заинтересована в налогообложении цифровой экономики, читайте в статье: «G20 планирует унифицировать налогообложение цифровой экономики до 2020 года».

Как один из шагов для международного внедрения, можно отметить предложение Комиссии многонациональным компаниям опубликовать налог, который они платят в ЕС с целью повышения прозрачности.

Новый налоговый проект в некоторой степени коснется и стран, не входящих в состав Евросоюза. И хотя он не затрагивает конкретные страны, сектор или какие-либо отдельные компании, общий подход затронет цифровые компании, которые ведут деятельность с пользователями-членами ЕС, даже в случае, когда компания как-бы находится не входящей в союз стране. Ведь согласно проекту любая компания (неважно – имеет ли ее страна двустороннее соглашение или не входит в ЕС) в случае активной цифровой деятельности на территории ЕС полностью попадает под правила нового цифрового налогообложения и обязана платить цифровой налог ЕС.

Цифровой налог ЕС: изменения в экономике и работе онлайн-компаний

Благодаря принятию законопроектов, планируется внести в экономику Евросоюза 415 миллиардов евро, за счет чего к 2020 году она увеличится до 739 миллиардов евро (на сумму, составляющую 4% от сегодняшнего ВВП Евросоюза). Цифровой налог ЕС, за счет выхода экономики на этот уровень, поспособствует росту рабочих мест, конкуренции, инвестированию и внедрению инноваций.

Помимо этого, цифровые компании получат стабильную и честную конкуренцию в своих отраслях, смогут вести международную деятельность без двойного налогообложения и начнут на равных с обычными компаниями повышать финансовый уровень своего государства.

Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:

Директива Совета ЕС от 30.11.2011 г. 2011/96/ EU«Об общей системе налогообложения, применяемой к материнским и дочерним компаниям разных государств-членов» (далее по тексту Директива) является основополагающим…

Директива ЕС 2011/96/EU от 30.11.2011 «О материнских и дочерних компаниях» (parent companies and subsidiaries Directive, сокр. PSD) оказывает значительное влияние на процессы налогообложения в странах…

Еще в мае 2018 года Совет по экономическим и финансовым вопросам принял шестую поправку к документу, который называется «Постановление об административном сотрудничестве» (DAC6). Согласно тексту…

К началу 2023 года Британские Заморские Территории, в том числе некоторые из Коронных земель, планируют обнародовать список бенефициаров компаний, зарегистрированных на территориях островов Гернси, Мэн…

Новый закон Люксембурга включает в себя обновлённые требования к ведению Реестра бенефициарных собственников юридических лиц, зарегистрированных в юрисдикции страны, включая инвестиционные фонды. Обновление закона Люксембурга…

Если Вы следите за международными событиями, то наверняка заметили, как Европейский Союз с периодичностью чуть ли не в несколько месяцев рассматривает и принимает новые законы…

В этой статье мы рассмотрим какие требования предъявляет европейский Общий регламент по защите данных к компаниям, зарегистрированным в ОАЭ. Общий регламент по защите данных (GDPR)…

Ещё в декабре 2017 года Европейский парламент и страны-члены ЕС внесли изменения в Пятую Директиву ЕС, которая направлена на борьбу с «отмыванием денег». Основная цель…

Социальный опрос показал, что 74% граждан Евросоюза хотят, чтобы Европарламент проводил решительные действия для предотвращения отклонения от уплаты налогов. Три четверти респондентов считают, что действующие европейские правила налогообложения совершенно не затрагивают компании, ведущие свою деятельность в интернете – для них просто отсутствует цифровой налог ЕС. У таких компаний нет физического присутствия в стране, а значит, они работают и получают внушительную прибыль за счет выгодности налоговых режимов или его отсутствия для цифровой деятельности.

Директива проекта цифрового налогообложения

В связи с этим, 21 марта 2018 года Европейская комиссия опубликовала Директиву проекта, связанную с налогом на цифровые услуги. Теперь, согласно Директиве, сначала будет установлен временный цифровой налог ЕС на 3% оборота онлайн-компании и он затронет не только страны, входящие в состав ЕС. Чего ожидать в связи с этим онлайн-компаниям, каким образом утверждение налога затронет международную деятельность, узнайте из статьи.

Цифровой налог ЕС. Предпосылки внедрения

Очень трудно представить свою жизнь без интернета. Статистические данные показывают, что ежедневно отправляется около 20 миллиардов электронных писем, пользователи социальных сетей посылают по 150 миллионов сообщений, поисковые системы обрабатывают около 650 миллионов запросов, а практически половина населения Европы зарегистрированы в Facebook. Помимо этого, рост годовой прибыли цифровых компаний за последние 7 лет составил 14%.

Довольно большое количество компаний существуют и ведут свою деятельность только в интернете без прямого физического присутствия в стране. Современные налоговые правила давно устарели и попросту не актуальны в связи с высокими темпами развития онлайн-бизнеса. Все налоги нацелены на компании, которые имеют физическое присутствие, поэтому прибыль, полученная посредством работы в интернете, практически не облагается. Для таких фирм эффективная налоговая ставка составляет половину от налоговой ставки, применяемой для обычных компаний – 9,5% против 23,2%. Цифровой налог ЕС, в связи с этим, должен изменить данную ситуацию и уравновесить налоговое финансирование государства как онлайн-компаниями, так и обычными.

За 11 лет попадание цифровой компании в двадцатку лучших фирм по рыночной капитализации возросло от 1 до 9. Деятельность таких компаний состоит из комбинаций алгоритмов, пользовательских данных, продаж. Все данные и предпочтения пользователей поисковых систем, форумов и социальных сетей в дальнейшем монетизируются в виде целевой рекламы, направленной на других пользователей с такими же предпочтениями.

В связи с вышенаписанным, доходы государств, входящих в состав ЕС, подвергаются риску, ведь они попросту не могут получать налог с прибыли цифровых компаний. Это, в свою очередь, сильно бьет по государственному финансированию больниц, школ, транспортной системы.

Также, в связи с отсутствием налогообложения в цифровой экономике, в сфере онлайн-коммерции просто нет здоровой и стабильной конкурентной среды. Поэтому, цифровой налог ЕС должен помочь возрасти единому цифровому рынку, где для всех будут действовать правила ЕС.

Цифровой налог ЕС: суть представленного цифрового налогового пакета

Работа над проектом была начата еще задолго до представления Директивы. Она имеет некоторые отличия от моментов, которые, как предполагалось, будут затронуты в нем (подробнее: Налогообложение цифровой экономики в Европе: новые налоги и увеличение отчётности).

Сейчас Европейская Комиссия подготовила и вынесла на рассмотрение два законодательных предложения, которые создают цифровой налог ЕС. Все эти действия должны привести к справедливому налогообложению прибыли онлайн-компаний:

  1. Реформирование корпоративных налоговых правил. Суть долгосрочной инициативы комиссии направлена на то, чтобы прибыль компании, получаемая с пользовательского взаимодействия через цифровые каналы, регистрировалась и облагалась налогом.
  2. Цифровой налог ЕС. Будет охватывать все основные виды цифровой деятельности, ранее не облагаемые налогом в ЕС.

Новый налоговый пакет никоим образом не затронет потребителей услуг цифровых компаний. Кроме того, устанавливается порог, за счет которого только гигантские корпорации цифровой деятельности, получающие внушительный доход на территории ЕС, попадут под действие новых правил.

Первое общее законодательное предложение Комиссии позволит государствам в составе ЕС облагать налогом прибыль онлайн-компаний, деятельность которых осуществляется на территории государства даже без физического присутствия. Это значит, что цифровые компании будут пополнять государственную казну, способствовать финансовым интересам также как и обычные компании. Кроме того, Комиссия гарантирует помощь членам ЕС по внедрению цифровой налоговой отчетности на международном уровне.

Под цифровой налог ЕС попадает компания в случае, если:

  • Ежегодные поступления от цифровых услуг составляет 7 млн. евро.
  • Насчитывается 100 000 пользователей цифровыми услугами компании.
  • Подписано более 3000 контрактов между цифровой компанией и пользователями.

Новый промежуточный цифровой налог ЕС, который составит 3%, взымаемого с оборота компании, позволит государству-члену получать прибыль с тех видов цифровой деятельности, которые ранее фактически не облагались налогом. Это значит, что все лазейки налогообложения, за счет которых онлайн-компании на законном уровне уклонялись от налогов, будут перекрыты, а поступления в государственную казну начнутся фактически сразу после его внедрения. Эта мера временная и будет действовать до тех пор, пока не будет полностью реализовано реформирование корпоративных правил налогообложения.

Временный цифровой налог ЕС затронет прибыль, полученную с:

  • Продажи интернет-рекламы.
  • Посредничества, за счет которого пользователи могут взаимодействовать с другими пользователями, и действий, за счет которых может осуществляется им же продажа товаров и услуг.
  • Продажи данных, полученных из предоставленной пользователями информации.

Этот временный цифровой налог ЕС будет применяться только к компаниям, которые получают ежегодный доход с мировой деятельности в размере 750 миллионов евро, с деятельности в ЕС – 50 миллионов евро.

Цифровой налог ЕС и двойное налогообложение

Каждая страна имеет свое налоговое законодательство. Двойное налогообложение – это ситуация, когда будучи гражданином одной страны и ведя бизнес в другой, приходится оплачивать налог с одного дохода в двух странах.

Для предотвращения двойного налогообложения существует двусторонний договор по распределению налоговых прав между двумя государствами, который указывает, в какой стране необходимо его платить. В новом налоговом пакете Комиссия ЕС прописала меры и рекомендации, которые уменьшают риск компании попасть под двойное налогообложение. Поэтому, каждой стране, которая имеет двусторонний договор, необходимо будет внести поправки:

  • Изменить определение постоянного учреждения, чтобы принять во внимание ситуации, когда цифровая компания имеет значительное присутствие в стране или юрисдикции.
  • Очертить отношение прибыли в зависимости от цифрового присутствия в соответствии с предложенными положениями Комиссии.

Без предложенных рекомендаций налоговые правила не смогут вступить в силу между странами с двусторонним договором. Комиссия установит общие принципы распределения прибыли в зависимости от цифрового присутствия компании. Реформа корпоративного налогообложения будет действовать независимо от других налоговых механизмов и в дальнейшем позволит заменить двусторонние договоры во избежание двойного налогообложения. Кроме того, на данный момент установленные правила Комиссией будут актуальны в случае отсутствия двусторонних договоров.

Цифровой налог ЕС и международная работа

Еще в сентябре прошлого года, при подготовке данного налогового проекта, Комиссия ЕС заявила, что внедрение представленных по проекту изменений будет проходить на мировом уровне и в международных масштабах. Евросоюз активно поддерживает международную Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), поэтому на основе ее бедующего доклада в апреле 2018 года Большой двадцатке создаст эффективные решения, которые позволят внедрить цифровой налог ЕС на международном уровне. И хотя этот процесс достаточно сложный, именно тесное сотрудничество с ОЭСР и Большой двадцаткой позволит внести изменения для справедливого налогообложения в мировой цифровой экономике.

О том, почему Большая двадцатка так заинтересована в налогообложении цифровой экономики, читайте в статье: «G20 планирует унифицировать налогообложение цифровой экономики до 2020 года».

Как один из шагов для международного внедрения, можно отметить предложение Комиссии многонациональным компаниям опубликовать налог, который они платят в ЕС с целью повышения прозрачности.

Новый налоговый проект в некоторой степени коснется и стран, не входящих в состав Евросоюза. И хотя он не затрагивает конкретные страны, сектор или какие-либо отдельные компании, общий подход затронет цифровые компании, которые ведут деятельность с пользователями-членами ЕС, даже в случае, когда компания как-бы находится не входящей в союз стране. Ведь согласно проекту любая компания (неважно – имеет ли ее страна двустороннее соглашение или не входит в ЕС) в случае активной цифровой деятельности на территории ЕС полностью попадает под правила нового цифрового налогообложения и обязана платить цифровой налог ЕС.

Цифровой налог ЕС: изменения в экономике и работе онлайн-компаний

Благодаря принятию законопроектов, планируется внести в экономику Евросоюза 415 миллиардов евро, за счет чего к 2020 году она увеличится до 739 миллиардов евро (на сумму, составляющую 4% от сегодняшнего ВВП Евросоюза). Цифровой налог ЕС, за счет выхода экономики на этот уровень, поспособствует росту рабочих мест, конкуренции, инвестированию и внедрению инноваций.

Помимо этого, цифровые компании получат стабильную и честную конкуренцию в своих отраслях, смогут вести международную деятельность без двойного налогообложения и начнут на равных с обычными компаниями повышать финансовый уровень своего государства.

Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:

Директива Совета ЕС от 30.11.2011 г. 2011/96/ EU«Об общей системе налогообложения, применяемой к материнским и дочерним компаниям разных государств-членов» (далее по тексту Директива) является основополагающим…

Директива ЕС 2011/96/EU от 30.11.2011 «О материнских и дочерних компаниях» (parent companies and subsidiaries Directive, сокр. PSD) оказывает значительное влияние на процессы налогообложения в странах…

Еще в мае 2018 года Совет по экономическим и финансовым вопросам принял шестую поправку к документу, который называется «Постановление об административном сотрудничестве» (DAC6). Согласно тексту…

К началу 2023 года Британские Заморские Территории, в том числе некоторые из Коронных земель, планируют обнародовать список бенефициаров компаний, зарегистрированных на территориях островов Гернси, Мэн…

Новый закон Люксембурга включает в себя обновлённые требования к ведению Реестра бенефициарных собственников юридических лиц, зарегистрированных в юрисдикции страны, включая инвестиционные фонды. Обновление закона Люксембурга…

Если Вы следите за международными событиями, то наверняка заметили, как Европейский Союз с периодичностью чуть ли не в несколько месяцев рассматривает и принимает новые законы…

В этой статье мы рассмотрим какие требования предъявляет европейский Общий регламент по защите данных к компаниям, зарегистрированным в ОАЭ. Общий регламент по защите данных (GDPR)…

Ещё в декабре 2017 года Европейский парламент и страны-члены ЕС внесли изменения в Пятую Директиву ЕС, которая направлена на борьбу с «отмыванием денег». Основная цель…


Время реформы


О необходимости переформатировать принципы налогообложения в цифровой экономике уже несколько лет заявляет Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В январе 2020-го представители структуры обещали выпустить проект реформы в ближайшем марте, а согласовать ее с членами ОЭСР планировалось до конца года. Однако пандемия сдвинула эти сроки на 2021 год.

Базовыми параметрами реформы должны были стать, во-первых, определение связи доходов глобальных цифровых компаний с конкретными юрисдикциями, а во-вторых, выравнивание налоговых ставок для таких корпораций на межстрановом уровне с учетом их национальной налоговой политики.

Ряд стран уже ввели цифровой налог в том или ином виде, например Франция, Великобритания, Испания и Италия. Детали концепции отличаются, но суть сводится к следующему: обложение доходов IT-гигантов с продаж жителям страны или с трансляции им рекламы. Например, французский закон предусматривает налог в размере 3% от выручки технологических компаний, получаемой ими в стране. Речь идет только о тех компаниях, чей годовой оборот составляет не менее €750 млн, при этом хотя бы €25 млн из них должны быть получены во Франции. Он затронул около 30 международных корпораций — это, например, Google, Amazon, Facebook, Apple, Uber, Airbnb, Booking. Впрочем, во всех этих государствах сбор взимается в экспериментальном режиме и позиционируется как временный, до принятия коллективного решения ОЭСР.

гугл

В России дискуссия о возможном введении аналога цифрового налога на официальном уровне активизировалась с начала года.


Крупные иностранные цифровые компании зарабатывают прибыль от оказания услуг в России, которая, в принципе, не облагается сейчас налогом в нашей стране, потому что зачастую у них нет здесь представительств. Поэтому мы будем стремиться изменить ситуацию и облагать эту прибыль налогом, — заявил в первой декаде февраля замминистра финансов Алексей Сазанов в интервью KPMG.

Аналогичную точку зрения спустя несколько дней высказал председатель Госдумы Вячеслав Володин, обратив на это внимание министра экономического развития Максима Решетникова в рамках его правительственного часа.

В конце февраля тема обсуждалась на встрече руководителей финансовых ведомств G20, Россию на ней представлял глава Минфина Антон Силуанов. По итогам саммита представители «двадцатки» договорились достичь к июлю 2021 года договоренности о решении вопросов цифрового налогообложения.

Антон Силуанов


Дискуссия также стартовала по линии вице-премьера Дмитрия Чернышенко (курирует цифровую экономику), сообщили «Ведомости». Он провел совещание с представителями IT-компаний. Цифровой налог может собираться в виде дополнительной платы с организации, которая пользуется данными россиян и формирует рекламную политику на территории РФ. Полученные средства будут направляться на поддержку российской IT-отрасли, сообщает издание со ссылкой на участников совещания.

Россия изучает мировой опыт и ориентируется на то, чтобы создать условия, которые обеспечат защиту фискальных интересов страны, сообщили «Известиям» в Минфине на просьбу уточнить, когда и в каком формате планируется ввести цифровой налог. В Минцифры предложили обратиться к головному исполнителю — Минфину.

В Счетной палате на просьбу оценить целесообразность нововведения напомнили, что в прошлом году были отменены льготы на ввоз иностранного софта по НДС. Обложение прибыли глобальных IT-компаний станет следующим логичным шагом, заявили там.


Вводить и донастраивать

Введение цифрового налога в России — это уже даже и не дискуссионный вопрос, а действия по защите бюджетных интересов, уверен эксперт НИУ ВШЭ Владимир Саськов. Важно понимать, что в качестве потенциальных плательщиков следует рассматривать далеко не только глобальные IT-компании, но и огромное количество относительно небольших представителей цифрового бизнеса. На данный момент поступления можно ожидать в пределах 50 млрд рублей в год, но далее эта сумма будет активно расти — вместе с развитием цифровой экономики и опыта фискальных органов — и в обозримом будущем может составить сотни миллиардов рублей, отметил эксперт.

клавиатура

Действительно, сейчас доходы от такого налога вряд ли превысят 50–60 млрд рублей, согласился декан Финансового университета Вадим Засько.


Основная полемика не в том, вводить или не вводить такой сбор, а в том, что должно выступить облагаемой базой и как купировать проблему двойного налогообложения, добавил эксперт. На первоначальном этапе целесообразно было бы рассмотреть вопрос об установлении процентной ставки, привязанной к обороту. Главное сейчас — возглавить тренд, пусть и в мягком формате, и донастраивать его уже с набором опыта, резюмировал Вадим Засько.

Глобальная пандемия лишь подстегнула трансграничные операции IT-корпораций: объем только отечественного цифрового рынка достиг 2 трлн рублей, оценил эксперт РЭУ им. Г.В. Плеханова Равиль Ахмадеев. Проще было бы обложить оборот компаний, но многие из них даже не зарегистрированы в РФ.

Теоретически, можно взимать сбор с трансакций пользователей, полагает профессор Российской экономической школы Сергей Измалков. Но следить за ними, даже в агрегированном виде, — внутри компьютерных игр, стриминговых сервисов, соцсетях — крайне сложно, а скрыть — довольно просто, пояснил он.

Если ввести, например, 3-процентный налог на онлайн-рекламу, можно заработать около 9 млрд рублей в год, оценил Сергей Измалков.

рубль


В ЕС 2–3-процентный налог позволил собрать дополнительный доход в размере 0,02% ВВП в бюджет, что в целом не столь существенно. Российская экономика отстает от западной по уровню развития, доходов населения и цифровизации, поэтому у нас поступления будут еще скромнее, добавил ведущий методолог «Эксперт РА» Антон Прокудин.

Если РФ всё же решится ввести налог до консенсуса наднациональных структур, то только в мягком формате и с низкой ставкой, уверена эксперт РАНХиГС Наталья Корниенко. Причем на первом этапе облагать налогом надо только крупнейшие цифровые компании (онлайн-маркетплейсы, поисковые системы, социальные медиаплатформы), добавила она. Объективных данных по доходам из РФ, фактически, нет: по двум крупнейшим IT-компаниям при ставке 2% поступления составят около 1,5 млрд в год.

поисковик

Так или иначе, вряд ли Россия пойдет по пути европейских стран и обложит налогом онлайн-рекламу или трансакции с данными пользователей, добавил Сергей Измалков. Наше кардинальное отличие от ЕС в том, что на рынке РФ сильную позицию занимает национальный игрок — «Яндекс». Если основания для введения цифрового сбора, по крайней мере, формальные, — это защита интересов страны и отечественного бизнеса, то дополнительная нагрузка на своего же игрока может выглядеть довольно странно.

Крупные технологические компании давно стали объектом претензий на то, что они недостаточно обложены налогами.
Франции это надоело и она ввела налог 3% на доход компаний, таких как Facebook и Google, которые получают выручку в интернет пространстве.
Другие страны так же нацелены налоговую атаку на корпорации, большинство из которых являются американскими, имеющие международный охват и тем самым избегают прицела местных налоговиков.

1. Как работает цифровой налог?
Франция налагает 3% налог на компании с мировым доходом не менее 750 миллионов евро ($845 миллионов) и цифровыми продажами в размере 25 миллионов евро во Франции.
Это примерно 30 предприятий и большинство из них американские. В список также входят китайские, немецкие, британские и даже французские фирмы.
Идея состоит в том, чтобы определить, где расположены пользователи сервисов, а не на том, где компании базируют свои штаб-квартиры, и подают отчетность.

2. Кто еще вводит цифровой налог?
Италия с января 2020-го вводит налог, аналогичный французскому. Правительство Турции так же предложило ввести цифровой налог в размере 7,5%.
Обе ведущие партии Великобритании, которая готовится к национальным выборам 12 декабря, обязались ввести цифровые налоги.
Законодательство, предложенное в Великобритании в июле, наложит налог в размере 2% на доходы поисковых систем, социальных сетей и онлайн магазинов, которые получают доход от пользователей из Великобритании.
Австрия, Испания и Бельгия также рассматривают возможность введения цифровых сборов. Разрабатываемые законы, как правило, имитируют французскую модель, облагают налогом на продажи рекламы и услуг сервисов таких, как Uber и Airbnb.

3. Как США защищают свои компании ?
Правительство США, заявив, что налог Франции дискриминирует американские фирмы, предложило тарифы на 2,4 миллиарда долларов на французские товары. В добавок изучает вопрос о расследовании в отношении цифровых налогов предлагаемых в Австрии, Италии и Турции.

4. Есть ли мирное решение?
Франция заявляет, что она ослабит налог, если США и другие страны согласятся на совместные усилия по выработке единого подхода, под руководством базирующейся в Париже Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Задолго до принятия своего цифрового налога Франция настаивала на введении цифрового налога в масштабах всего Европейского Союза, который был отменен, после того, как отказались четыре страны: Швеция, Финляндия, Дания и Ирландия.

5. В чем же суть цифрового налога?
Поскольку технологические компании часто базируются в низконалоговых юрисдикциях, таких как Ирландия и Бермудские острова и легко перемещают деньги через границы, они избегают уплаты налогов в государствах где делают значительные продажи.
Более того, Франция утверждает, что мировая экономика сместилась к структуре основанной на данных, что делает налоговые системы 20-го века архаичными.
Согласно данным Европейской комиссии за 2018 год, глобальные технологические компании платят среднюю ставку налога в размере 9,5% по сравнению с 23,2% для традиционных фирм.

6. Почему налог вводится на доход, а не на прибыль?
Простой ответ заключается в том, что доход проще облагать налогом.
Налогообложение прибыли требует установления факторов, как она сложилась, что достаточно сложно для любой глобальной компании, тем более в технологическом секторе.
Например, вы можете заказать такси в Лондоне, но ваш платеж может быть проведен в Амстердаме.
Политики утверждают, что налог на доход может быть лучшим способом получить деньги от корпораций, как Amazon, которые сообщают о больших продажах, но ничтожных прибылях.
Тем не менее, не так просто выяснить, какие доходы связаны с конкретной страной. Для этого французские налоговики предлагают обложить интернет компании налогом пропорционально их “цифровому присутствию” в стране, по отношению к остальному миру.

7. Как это стало проблемой?
Трансатлантические налоговые войны не новы. Еврокомиссия три года назад потребовала возврата от Apple Inc. 13 миллиардов евро налогов.
Министерство финансов США пыталось, но не смогло повлиять на расследование Apple в ЕС, в котором утверждалось, что компания получила незаконную субсидию от Ирландии из-за правил, регулирующих продажи, полученных в других странах Европы. Комиссия также изучила ирландские налоговые соглашения Google и обязала Amazon выплатить налогов на 250 миллионов евро в пользу Люксембурга.
Другие компании США, включая нетехнологические фирмы, такие как Starbucks и Nike, также подверглись налоговым проверкам.

8. Как реагируют технологические компании?
Налоги являются лишь частью стратегии ЕС против глобальных технологических корпораций. Компании были поставлены в известность по вопросам, начиная от конфиденциальности до доминирования на рынке, и компании оспаривают подобные претензии в судах.
Google выиграла суд против французского налогового иска на 1,2 миллиарда долларов в апреле. Apple и Amazon так же оспаривают свои европейские налоговые решения в судах ЕС. Некоторые компании могут менять свои налоговые структуры или перемещать доходы за пределы ЕС, чтобы быть на шаг впереди. Как в прошлом году европейские законодатели отозвались про Apple.

Читайте также: