3 источники информации о доходах и имуществе организаций необходимой для налогового контроля

Опубликовано: 14.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Кто владеет информацией, тот владеет миром! Видимо, налоговые органы решили собрать всю имеющуюся информацию о налогоплательщике из всех возможных источников. При этом действующее налоговое законодательство и так предоставляет налоговикам целый ряд субъектов для получения информации о налогоплательщике: это и сам налогоплательщик, его контрагенты, а также банки, в которых открыты счета, – не говоря уже об открытых источниках информации (таких, как СМИ, Интернет).

Теперь к этому списку добавились аудиторы. О том, какую информацию о своих клиентах и в каких случаях аудиторы обязаны предоставлять налоговым органам, и поговорим.

Рекомендации ОЭСР

Закон вносит изменения в ст. 82 НК РФ и вводит в Налоговый кодекс новую ст. 93.2 «Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)».

Как сказано в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, он разработан в целях реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по итогам первой фазы обзора законодательства РФ в рамках Глобального форума по транспарентности и обмену информацией для целей налогообложения. Однако сами положения указанных рекомендаций, а также обоснования, из которых бы вытекала необходимость наделения российских налоговых органов новым правом, в пояснительной записке к законопроекту не приводятся. Также не содержится в ней информации о том, как реализовано (и реализовано ли) соответствующее положение в других государствах, в частности санкционирован ли доступ налоговых органов к аудиторской тайне в государствах, входящих в ОЭСР.

Приведенный документ представлен на официальном сайте Минфина (размещен 30 октября 2012 года) и называется «Об утверждении доклада ОЭСР, подготовленного по итогам первой фазы обзора соответствия нормативной правовой базы Российской Федерации, регулирующей вопросы обмена информацией для целей налогообложения, критериям ОЭСР». Поскольку на основании данного документа принят Федеральный закон № 231‑ФЗ, логично рассмотреть его основные положения.

К сведению:

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – это международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Основана 30 сентября 1961 года. На сегодняшний день 35 стран являются членами ОЭСР. Россия не является членом данной организации.

Кроме того, в докладе отмечено, что Россия имеет широкую сеть из 86 международных соглашений об избежании двойного налого-
обложения, позволяющих осуществлять обмен информацией налогового характера с зарубежными партнерами. При этом 50 из указанных соглашений соответствуют наиболее современным стандартам, разработанным ОЭСР в области обмена информацией для целей налогообложения.

Среди значимых шагов в области урегулирования законодательных вопросов налоговой транспарентности и обмена налоговой информацией, предпринятых Россией в рамках подготовки к прохождения первой фазы обзора Глобального форума, были отмечены присоединение России в 2011 году к многосторонней Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам и законодательное закрепление обязанности банков предоставлять информацию налоговым органам по банковским счетам клиентов, если это предусмотрено действующими международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.

А теперь о рекомендациях по внесению изменений в законодательство, которые, по мнению экспертов ОЭСР, необходимо реализовать в ближайшее время.

В части положений законодательства, регулирующих требования о наличия информации, были даны следующие рекомендации:

– установить законодательные требования к предоставлению налоговым органам актуальной информации о структуре собственности и идентификационных данных собственников в отношении иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ, в том числе в отношении обществ и товариществ;

– предусмотреть законодательное требование о предоставлении налоговым органам актуальной информации, обеспечивающей идентификацию участников простого товарищества в любой момент времени;

– обеспечить во всех случаях доступность для компетентных органов РФ информации, идентифицирующей учредителей, попечителей и бенефициаров иностранных трастов, управление которыми осуществляется в РФ или попечители которых являются резидентами РФ;

– принять меры по идентификации владельцев любых сберегательных книжек на предъявителя в любой момент времени, а не только при приеме или выдаче денежных средств.

В части обеспечения доступа к информации приведена рекомендация обеспечить в налоговых целях доступ к информации, относящейся к категории «аудиторская тайна».

В части процедуробмена информацией обзор содержит ряд рекомендаций по совершенствованию процедур обмена информацией в рамках действующих в настоящее время соглашений об избежании двойного налогообложения, а также приведению соглашений к современным стандартам.

Несмотря на то, что с 13 марта 2014 года процесс вступления Российской Федерации в ОЭСР временно приостановлен, рекомендации ОЭСР по внесению изменений в законодательство претворяются в жизнь: с 2019 года доступ налоговым органам к информации, относящейся к аудиторской тайне, будет обеспечен.

Порядок истребования документов у аудиторов

У кого можно истребовать документы? Документы (информация) могут быть истребованы как у аудиторских организаций, так и у индивидуальных аудиторов, исключений в данном случае нет, поэтому далее речь будет идти об аудиторах.

Какой налоговый орган и на каком основании может истребовать документы у аудитора? Истребовать документы вправе должностное лицо налогового органа по месту учета аудиторской организации или индивидуального аудитора. Основанием в названной ситуации будет решение руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа об истребовании документов (информации). Налоговый орган по месту учета аудитора направляет указанному лицу требование о представлении документов (информации) с приложением копии соответствующего решения.

Какие документы (информация) могут быть истребованы у аудитора и в каких случаях? У аудиторов налоговым органом могут быть истребованы документы (информация), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), если такие документы (информация) были истребованы у налогоплательщика в соответствии с НК РФ и не были им представлены в налоговый орган в установленном порядке при проведении в отношении него выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Кроме этого, важно, что на сегодняшний день законодатель по общему правилу ограничил налоговиков правом истребования документов у аудиторов только двумя ситуациями – непредставление налогоплательщиком документов, истребованных в ходе выездной налоговой проверки и проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

В этом случае указанное выше решение должно содержать следующие сведения:

– реквизиты решения о проведении выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, в рамках которых возникла необходимость истребования документов (информации) у аудитора, предмет проверки и период, за который она проводится;

– дата направления налогоплательщику требования о представлении документов (информации) и срок представления истребуемых документов (информации);

– сведения о факте непредставления в установленный срок документов (информации) проверяемым налогоплательщиком, о получении от указанного лица уведомления о невозможности представления запрашиваемых документов (информации) или о его отказе от представления запрашиваемых документов (информации);

– сведения об аудиторе, проводившем аудит или оказывавшем прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги за периоды, входящие в периоды проверки, – наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер;

– реквизиты или иные сведения, позволяющие аудитору идентифицировать запрашиваемые документы (информацию).

Логично уточнение о том, что требование о представлении документов (информации) с приложением копии указанного решения направляется налоговым органом аудитору после истечения срока представления в установленном порядке документов (информации) налогоплательщиком.

Но пунктом 3 ст. 93.2 НК РФ установлен еще один – особый – случай, когда налоговики вправе истребовать документы (информацию) у аудиторов: при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
При поступлении такого запроса решение об истребовании документов должно содержать следующие сведения:

– реквизиты запроса компетентного органа иностранного государства (территории);

– сведения о наличии в запросе компетентного органа иностранного государства (территории) запрета на информирование лица, в отношении которого получен запрос, о передаче касающейся его информации;

– сведения об аудиторе, проводившем аудит или оказывавшем прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, за периоды, входящие в периоды проверки, – наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер;

– реквизиты или иные сведения, позволяющие аудитору идентифицировать запрашиваемые документы (информацию).

Должен ли аудитор при получении требования о представлении документов (информации) информировать своего клиента? О том, должен ли аудитор информировать своего клиента о получении требования налоговиков о представлении документов (информации) о нем, в ст. 93.2 НК РФ ничего не сказано, за исключением случая получения запроса компетентного органа иностранного государства.

Аудитор вправе информировать лицо, в отношении которого получен запрос компетентного органа иностранного государства (территории), о получении соответствующего требования налогового органа и о передаче касающейся его информации только в случае, если запрос компетентного органа иностранного государства (территории) не содержит запрета на такое информирование. Соответственно, если запрос содержит запрет на информирование аудитором своего клиента, то при соответствующем информировании аудитор нарушит действующее законодательство. При этом никакого наказания в указанном случае для аудитора на сегодняшний день не установлено, по крайней мере, НК РФ.

Таким образом, аудитор может проинформировать своего клиента о получении соответствующего требования налоговиков, а может и не проинформировать. Выбор остается за аудитором. И данный выбор зависит от степени доверительности отношений между аудитором и клиентом. Есть еще вариант – прописать соответствующие положения об обязательности информирования клиента в случае получения требования в договоре на оказание аудиторских услуг.

Сроки представления истребуемых документов. Истребуемые документы (информация) представляются аудитором налоговому органу в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования с учетом положений, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 93 НК РФ. Таким образом, порядок представления истребуемых документов
аудитором стандартный.

Заключение

До рассматриваемых новшеств в п. 4 ст. 82 НК РФ было сказано, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в том числе в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. Теперь допускаются сбор, хранение и использование полученных от аудиторов документов (информации) в случаях, предусмотренных ст. 93.2 НК РФ.

При этом новая норма не потребовала внесения изменений в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307‑ФЗ «Об аудиторской деятельности»: в п. 3 ст. 9 «Аудиторская тайна» сказано, что аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные названным законом, за исключением случаев, предусмотренных этим и другими федеральными законами.

Таким образом, была выполнена рекомендация ОЭСР в части обеспечения доступа к информации, а именно обеспечение в налоговых целях доступа к информации, относящейся к категории аудиторской тайны.

Теперь в случае, если документы не представлены налогоплательщиком налоговому органу в установленном порядке, налоговый орган наделяется правом истребовать у аудиторов полученные ими при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг документы (информацию), служащие основанием для исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, при проведении налоговой проверки или на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Каковы последствия рассмотренных новшеств?

Кроме этого, было указано на такие возможные негативные последствия принятия законопроекта, как:

– ухудшение качества представляемой в налоговые органы налоговой отчетности вследствие сокращения использования услуг добровольного аудита и других сопутствующих услуг по повышению эффективности деятельности организаций;

– снижение полноты раскрываемой перед аудиторами информации (с возможностью ее сведения до уровня документов и информации, представляемой в рамках налогового контроля) и, как следствие, потеря ценности аудита для пользователей финансовой отчетности;

– снижение уровня доверия к отчетности российских публичных компаний и к заключениям аудиторов.

С приведенными опасениями можно только согласиться. Добавим, что законодатель в ст. 93.2 НК РФ использует формулировку «документы (информация)». Если под «документом» понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, то понятие «информация» четко не определено, нет его и в НК РФ.

Если под «информацией» понимать любые сведения независимо от формы их представления, то налоговики могут истребовать у аудиторов не только документы, предоставленные налогоплательщиками при аудиторской проверке, но и любую информацию, любые сведения, полученные при проведении данной проверки и имеющиеся у аудитора.

В заключение хотелось бы поднять еще один вопрос – о том, что вступление в силу предлагаемых Федеральным законом № 231‑ФЗ изменений предусматривается с 1 января 2019 года без конкретизации того, за какие налоговые периоды у аудиторов могут быть истребованы документы (за налоговые периоды после вступления в силу федерального закона либо за налоговые периоды до его вступления в силу).

Напомним, что согласно ст. 13 Федерального закона № 307‑ФЗ при оказании аудиторских услуг аудиторы обязаны в том числе обеспечивать хранение документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены, на территории РФ, в том числе размещать базы данных информации, в которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение сведений и документов (копий документов), полученных и (или) составленных в ходе оказания аудиторских услуг, на территории РФ.

При оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг аудиторы обязаны обеспечивать хранение документов (копий документов), полученных или составленных аудиторской организацией и ее работниками, не менее трех лет после отчетного года. Соответственно, в принципе налоговики могут запросить у аудиторов документы (информацию), не полученные у налогоплательщиков в ходе налоговых проверок, и за прошлые периоды. И при наличии соответствующих документов аудиторы должны будут представить их налоговикам.

Налоговая декларация заполняется по унифицированной форме.

Понятие налоговой декларации

Налоговая декларация представляет собой официальный документ налогоплательщика, в котором содержатся сведения обо всех объектах налогообложения, о его регулярных доходах и расходах, а также иные особенности – имеющийся налоговый вычет, различные пояснения, порядок уплаты, штраф и т.д.

В состав налоговой декларации могут входить и иные сведения и пояснения, в зависимости от конкретной ситуации, например, от определенной деятельности организации – объекта налогообложения.

Расчет налога или сбора представляет собой процедуру по установлению точной суммы, необходимой для перечисления и последующей уплаты уполномоченному лицу – единой налоговой организации, в установленный срок.

Налоговый расчет авансового платежа, в соответствии с действующими положениями НК РФ, является официальным заявлением физического лица – налогоплательщика, которое содержит в себе сведения обо всех имеющихся у него объектах налогообложения.

Помимо этого, сюда также входят сведения о доходах и расходах физического лица, об их источниках, о налоговой базе, об авансовом платеже и его размере, а также иные особенности и пояснения, влияющие на дальнейшее исчисление и схему уплаты авансового платежа.

Расчет, проверка, составление сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом – это письменный документ, содержащий в себе сведения налогового агента в отношении физических лиц, которые получили определенные доходы и объекта налогообложения. В эти сведения также входит вычет, возврат, особенности и значение вычета, срок, порядок уплаты вычета, возмещение и т.д.

Согласно положениям НК РФ, различные документы, пояснения, бухгалтерская отчетность и налоговая декларация физических лиц могут быть сданы в ФНС как в электронной форме, так и на бумажном носителе, в установленный срок. Их составление, проверка объекта, возврат вычета, возмещение, процедура рассмотрения могут быть осуществлены как лично налогоплательщиком, так и через агента.

Представление налоговой декларации в налоговый орган

Действующие правила налогообложения и положения НК РФ предусматривают, что налоговая декларация объекта, как важная правовая отчетность, подтверждающая доходы физических лиц и организации, и их значение, суть, особенности рассмотрения, подлежит сдачи в ФНС четко в установленные сроки. Нарушение срока может повлечь за собой возврат документа, штраф и иную ответственность.

Электронная или письменная формы налоговых деклараций предполагают, что данная отчетность может быть представлена в ФНС лично налогоплательщиком, либо через его представителя – агента, обладающего соответствующими полномочиями.

Электронная отправка или возврат, а также проверка вычета и объекта, осуществляются только на официальном сайте.

Касаемо налогообложения организации, сдача электронной или письменной налоговой декларации может быть осуществлена как лично руководителем данной организации, так и главным бухгалтером учреждения, а также официальным представителем, в установленный срок.

При этом будет считаться, что отправка и сдача отчетности произошли в тот день, когда она была представлена в ФНС на бумажном, а не на электронном носителе.

Если налоговая отчетность физического лица или организации подается в ФНС посредством почтового отправления, в конверт обязательно должна быть вложена опись, в которой указаны все документы, разделы, сумма вычета, его значение, возмещение, сведения и пояснения, направляемые в данное место.

При таком способе отправки, сдача отчетности будет закреплена за тем днем, который будет указан в почтовом отправлении.

Какие налоговые декларации не подлежат представлению в налоговый орган

Действующее законодательство и НК РФ устанавливают, что не вся отчетность объекта налогообложения и документы о доходах по налогам и сборам могут быть сданы в налоговый орган по желанию физического лица, либо руководства организации.

Прежде всего, сдачи в ФНС не подлежат те налоговые документы и отчетность по сборам, где указаны налоги, от уплаты которых налогоплательщики были освобождены, в связи с введением особого налогового режима, приказа и т.д.

Сюда также относятся случаи, когда определенная деятельность налогоплательщика подразумевает освобождение от необходимости уплаты некоторых налогов, например, НДФЛ и т.д.

Единая упрощенная форма налоговой декларации применяется в отношении налогоплательщиков, не осуществляющих никаких финансовых операций, имеющих значение, в результате которых могли бы произойти какие-либо движения денежных средств, необходимые для полноценного налогообложения физических лиц или индивидуального предпринимателя.

Форма единой налоговой декларации, особенности и требования ее оформления, а также допустимые сроки сдачи, проверка, возврат, штраф, его сумма и ответственность утверждаются ФНС.

Налоговая отчетность физических лиц НДФЛ или индивидуального предпринимателя подлежит сдачи в ФНС в электронной, либо письменной форме, по месту учета налогоплательщика или налогового агента.

Способ отправки и представления налоговой декларации, а также сведения, указываемые в ней

Положения НК РФ предусматривают два законных и правомерных способа для сдачи единой отчетности в ФНС. Наиболее распространенным считается личное посещение отделения ФНС, где можно сдать все необходимые документы и пояснения, подтверждающие выполнение налоговых обязательств налогоплательщиком.

Все виды налоговых деклараций могут быть сданы именно этим способом, сюда также входит и налоговая декларация по налогу на прибыль, которую можно сдать лично либо через агента.

Менее затратным по времени считается способ передачи декларации посредством электронной отправки. Данная процедура подачи не требует никаких дополнительных действий, ее может выполнить каждое уполномоченное лицо, включая агента.

Положения НК РФ устанавливают определенный порядок заполнения налоговой декларации, а также дополнительные требования, особенности и пояснения к ее содержанию. Документы налогообложения и налоговая отчетность физического лица либо индивидуального предпринимателя, должна содержать следующие указываемые подтверждающие сведения и разделы:

  • данные и пояснения о самом документе – его название и тип;
  • сведения о налоговом органе – его наименование, местонахождение и иные указываемые данные;
  • данные о физическом лице, либо организации, являющейся налогоплательщиком;
  • контактные данные, по которым можно связаться с налогоплательщиком;
  • особенности, касающиеся порядка предоставления и подачи электронной или письменной декларации – ее возврат, штраф, сумма, ответственность и т.д.;
  • особенности порядка исполнения требования для уплаты декларационного платежа, его проверка, сумма, возврат, разделы и т.д.;
  • особенности предоставления в ФНС декларации консолидированной группы налогоплательщиков, их ответственность, проверка, общая сумма, возврат, штраф, если имеется.

Форма и порядок заполнения налоговой декларации

Налоговая отчетность, в обязательном порядке, должна быть заполнена с учетом правил и пояснений действующего НК РФ. Если документы содержат ошибки, исправления, неточности, либо нарушена процедура оформления, сотрудник ФНС осуществит возврат данного документа, для исправления всех неточностей и повторной подачи.

Возврат или штраф за непредоставление, его сумма, а также иная ответственность, обязательно должны быть подкреплены соответствующими доказательствами, после того, как будет осуществлена проверка электронной или письменной отчетности НДФЛ.

Перед сдачей должна быть проведена подготовка и проверка налоговых деклараций и справок НДФЛ, для того, чтобы избежать совершения ошибок, указания не точных данных о доходах, порядке уплаты и т.д.

Декларация заполняется на основании точных имеющихся сведений. Утвержденная НК РФ форма НДФЛ предполагает указание пояснений в отношении тех или иных цифр в том случае, если это требуется. Сведения о доходах рассчитываются на основании подтверждающих документов – бухгалтерская отчетность, справки НДФЛ и т.д.

Ответственность за составление и значение указанных сведений, за исправления, неточности оформления, несоблюдение того или иного требования, а также за подтверждающие документы, полностью лежит на лице, занимавшимся заполнением налоговой декларации.

В ответственность также входит и срок сдачи единой налоговой отчетности в ФНС, установленный положениями НК РФ. Ответственность, как правило, представляет собой определенный штраф, сумма, порядок вычета и особенности уплаты которого будут зависеть от того, какие именно требования налогового законодательства были нарушены.

Все нарушения выявляет проверка, полученные результаты которой позволяют установить тот или иной штраф.

Особенности представления налоговой декларации

НК РФ и действующим законодательством разработана единая процедура подачи налоговой отчетности и сведений о доходах и сумма вычета объекта налогообложения, в электронной, либо письменной форме. Указанные сведения о доходах, подтверждающие документы, исправления, справки НДФЛ подлежат подачи лично налогоплательщиком, либо через его агента в установленные сроки.

Срок исполнения требования предоставления отчетности в отношении того или иного объекта должен быть четко соблюден. Несвоевременное представление налоговой декларации влечет за собой определенную ответственность в отношении налогоплательщика или его агента.

Бухгалтерская отчетность о доходах заполняется и подается, ориентируясь на место расположения объекта либо на место учета налогоплательщика или агента.

В случае внесения изменения в подтверждающие документы, например, справки НДФЛ, все исправления, новая сумма вычета и данные о доходах объекта, а также иные особенности, включая штраф, должны быть представлены в налоговый орган в 10-ти дневный срок со дня утверждения данных изменений.

Внесение изменений в налоговую декларацию и документы НДФЛ может быть осуществлено как лично налогоплательщиком, так и через его агента.

Ответственность и штраф за непредоставление единой отчетности, его сумма, размер и порядок уплаты, а также иные требования установлены положениями действующего законодательства.

1. Необходимо ли отражать доходы, полученные виде имущественного/социального/инвестиционного налоговых вычетов.

В пункте 61 Методических рекомендаций указано, что данные сведения не указываются.

2. Согласно договору аренды жилого помещения арендатор и арендодатель согласовали ежемесячную арендную плату в общей сумме, из которой большая часть уплачивается непосредственно арендодателю и часть суммы арендной платы как налог на доходы физических лиц исчисляется и уплачивается арендатором как налоговым агентом. Арендодатель (лицо, обязанное предоставлять сведения о доходах) часть арендной платы (налог на доходы физических) на руки или на расчетный счет не получает, арендатор сам перечисляет в налоговую службу.

В данной ситуации применяются те же правила, что и при определении размера дохода – он указывается с учетом суммы НДФЛ. Целесообразно информацию, предоставленную арендатором, сверить с информацией, которую он предоставил в налоговую инспекцию в виде справки НДФЛ в Вашем личном кабинете налогоплательщика.

3. На основании какого документа заполняется строка «Иные доходы» раздела 1 «Сведения о доходах», а именно доходы, полученные от сдачи в аренду недвижимого имущества? Форма, способ и место получения указанного документа.

Данные сведения заполняются на основании заключенного договора аренды, информации о поступивших арендных платежах, справки по форме 2-НДФЛ – если арендатор – юридическое лицо и перечислят за Вас НДФЛ в бюджет, или справки по форме 3-НДФЛ – которую Вы предоставляете в налоговый орган в случае, если арендатор за Вас налог не удерживает, в которой отражается сумма дохода. Кроме того, информация о сумме поступивших арендных платежей может быть подтверждена расписками в получении денежных средств или же зачислением денежных средств на Ваш банковский счет.

4. Считается ли доходом поступление денежных средств на карту ребенка от близких родственников, знакомых?

Подпунктом 31 пункта 58 Методических рекомендаций определено, что данные доходы подлежат отражению. Целесообразно оформить в данной ситуации договор дарения или расписку в получении денежных средств, из которых бы следовали основания зачисления данных сумм, или как минимум комментарий к переводу – как вариант, «подарок к дню рождения». В любом случае при проведении проверки сведений именно служащий обязан пояснить основания поступления денежных средств.

5. Является ли получение сертификата дополнительного образования на ребенка доходом? Если да, то в каком разделе необходимо отразить полученный доход, а также как его указывать на одного, на всех супругов или на ребенка?

Выплаты, полученные в рамках сертификата ПДФО необходимо отразить как «Иные доходы», информацию о размере перечисленных денежных средств можно получить в организации, предоставляющей образовательные услуги или в департаменте образования, а также на Портале персонифицированного дополнительного образования ХМАО-Югры, в разделе «договоры». Заявителем на предоставление данной услуги является один из родителей, в иных доходах которого следует указать эту сумму.

6. Земельный участок продан в конце 2019 года, денежные средства от продажи поступили на счет в конце 2019 года, дата прекращения права собственности 13.01.2020. В каком подразделе раздела 1 «Сведения о доходах» справки о доходах указать доход и указывать ли информацию в разделе 3 «Сведения об имуществе»?

В данном случае в разделе «иные доходы» следует указать поступившие денежные средства от продажи, при этом в разделе «сведения об имуществе» информация о земельном участке также отражается, поскольку право собственности не прекращено.

7. Необходимо ли указывать сведения о денежных средствах, полученных от участия в программе софинансирования пенсии (доходы, полученные от инвестирования средств, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде, а также от участия в программе софинансирования пенсии);

Если данные суммы только начислены, но не еще выплачиваются, то отражать данные суммы не нужно.

Если же данные средства уже выплачиваются - то подлежат указанию как «иные доходы» – пенсия.

8. Относится ли компенсация расходов на оплату занимаемого жилого помещения и компенсация расходов на оплату коммунальных услуг к сведениям о денежных средствах, касающихся возмещения расходов, понесенных служащим (работником), его супругой (супругом), несовершеннолетним ребенком, которые не указываются в пункте 6 «Иные доходы» раздела 1 «Сведения о доходах»;

Да, это прямо указано в подпункте 6 пункта 60 Методических рекомендаций.

9. Как указать сведения в строке 4 «Гаражи» подраздела 3.1 «Недвижимое имущество» раздела 3 «Сведения об имуществе» в случае, если гараж находится в гаражном кооперативе, но отсутствуют документы о праве собственности на гараж и на земельный участок в гаражном кооперативе;

Данная ситуация отражена в пунктах 84 и 86 Методических рекомендаций: не подлежит отражению информация о земельном участке и гараже в рамках гаражно-строительного и иных кооперативов в случае отсутствия прав собственности у лица, в отношении которого представляется справка. Сведения заполняются исключительно на основании правоустанавливающих документов.

Обращаю также внимание на ситуации, когда право собственности зарегистрировано, но гаража фактически нет (выявлен подобный случай в ходе проверки) – сведения указываются на основании соответствующих документов, если какой либо объект снесен, не построен, уничтожен – необходимо снять его с соответствующего учета. Пока сведения о нем есть в регистрирующих органах – его необходимо указывать в справке.

10. Государственные гражданские служащие при обращении в банк за информацией о наличии счетов, вкладов сталкиваются с ситуациями, что банк предоставляет информацию о счетах, которые не были отражены в справках банка за предыдущий отчетный период. Какие действия необходимо предпринять служащему?

В пункте 55 Методических рекомендаций указано, что особое внимание следует уделить хранению документов, связанных с вкладами (счетами) в банке или иной кредитной организации. Так, при сохранении информации о счетах, полученной в прошлые годы, из которой следует, что банк неверно предоставил информацию, служащий не может быть привлечен к ответственности.

11. В каких случаях предоставленная субсидия (на приобретение жилого помещения, на приобретение транспорта и иные цели) должна указываться как доход и в каких случаях не должна указываться?

Согласно пункту 58 Методических рекомендаций указывается в доходах единовременная субсидия на приобретение жилого помещения (в случае если в отчетном периоде денежные средства перечислены на банковский счет служащего) Поскольку большинство субсидий на улучшение жилищных условий согласно условиям окружных программ перечисляются на счет продавца/застройщика/кредитора, мы считаем необходимым данные суммы отражать. Необходимо отметить, что указание суммы субсидии в доходах позволит снизить вероятность заполнения раздела 2 справки.

12. Нужно ли указывать в «Иные доходы» раздела 1 Справки компенсацию части процентной ставки по ипотечному кредиту.

Да, нужно. Информацию о сумме можно получить в Ипотечном агентстве Югры или кредитной организации.

13. Нужно ли отражать в «Иные доходы» раздела 1 Справки разницу в случае рефинансирования кредита.

Нет, это по сути изменение размера и условий кредитных обязательств, то есть сведения о кредите будут отражаться на новых условиях.

14. Может ли муниципальный служащий быть самозанятым или это запрещено? В случае, если можно, есть ли необходимость направления уведомления о намерении выполнения иной оплачиваемой работы в комиссию по конфликту интересов?

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» объектом специального налогообложения не признаются доходы государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений. Таким образом, законодательно регламентировано право государственных гражданских и муниципальных служащих на применение специального налогового режима без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя только в случае сдачи жилья в аренду. Соответственно, все остальные способы получения профессионального дохода предусматривают занятие предпринимательской деятельностью.

При этом необходимо учитывать правоприменительную практику, в соответствии с которой сдача жилья в аренду в отдельных случаях может признаваться предпринимательской деятельностью. Например, когда происходит целенаправленная покупка жилой недвижимости для ее сдачи в аренду в коммерческих целях, посуточная (почасовая) сдача жилья в аренду, гостиничный бизнес и т.д. Подобные действия служащих в силу их правового статуса недопустимы.

Необходимости перед оформлением договора о сдаче имущества в аренду обращаться в комиссию по конфликту интересов нет.

15. Предоставляет ли муниципальный служащий сведения о доходах, если по состоянию на 31.12.2019 он замещал должность муниципальной службы в администрации района, которая не была включена в перечень должностей муниципальной службы, при замещении которых муниципальным служащим предоставляются сведения о доходах, а 10.02.2020 он был переведен на другую должность муниципальной службы в администрации района, которая включена в перечень должностей муниципальной службы, при замещении которых муниципальным служащим предоставляются сведения о доходах.

Нет, в пункте 14 Методических рекомендаций указано, что служащий (работник) не представляет сведения, если он назначен на должность, включенную в соответствующий перечень должностей, или временно замещает указанную должность после 31 декабря отчетного года

16. Каким образом отражаются срочные обязательства финансового характера» связанные со страхованием?

По основным видам страхования – жизни, имущества, транспортных средств (ОСАГО, КАСКО) применяется подпункт 18 пункта 58 Методических рекомендаций - указываются выплаты денежных сумм, осуществленные на основании договоров страхования. Например, при наличии договора ОСАГО, в ходе исполнения которого страховой случай не наступил и никаких выплат не осуществлялось, указывать его не нужно. В случае, если наступил страховой случай и была перечислена страховая выплата – она указывается как «Иные доходы».

При этом, если страховщиком организован восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства по договору страхования, то эти сведения не указываются (пункт 59 Методических рекомендаций).

В отношении обязательств, возникающих исходя из условий договора со страховой компанией (а не пенсионным фондом), по договорам страхования жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события; пенсионного страхования; страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, по которым служащий (работник), его супруг (супруга), несовершеннолетние дети являются страхователями или выгодоприобретателями, необходимо руководствоваться пунктом 158 настоящих Методических рекомендаций, согласно которого доходом является положительный результат (разница между уплаченными страховыми премиями (взносами) и выплаченными в результате прекращения таких договоров страхования денежными суммами;

17. Гражданский служащий является председателем родительского комитета и собирает денежные средства на карту и расходует их тоже с карты. Нужно ли как-то отражать это в справке о доходах?

Государственные и муниципальные служащие должны избегать любых ситуаций, связанных с поступлением на их счета денежных средств, основания перечисления которых им сложно обосновать. Доходом данные суммы признать нельзя, поскольку служащий не может их израсходовать по собственному усмотрению, и полагаем, что указывать данные суммы не нужно. Но в этой ситуации в качестве подтверждения необходимо иметь протокол родительского собрания, из которого следует избрание служащего председателем родительского комитета и ежеквартальные отчеты родительского комитета о поступлении и расходовании денежных средств.

18. Согласно подпункту 6 пункта 107 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах с учетом целей антикоррупционного законодательства Российской Федерации в разделе 4 справки о доходах не указываются индивидуальные инвестиционные счета. Нужно ли при этом отражать доход по такому счету в справке о доходах?

Инвестиционный доход, полученный при закрытии инвестиционного счета (по истечении 3 лет) необходимо отразить как «Иные доходы».

19. согласно пункту 102 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения (прекращения) на них права собственности, то есть, если служащий до 31 декабря отчетного года продал транспортное средство, а новый собственник зарегистрировал такое транспортное средство уже в году, следующем за отчетным, то данный объект не подлежит отражению в подразделе 3.2 раздела 3 справки гражданского служащего. При этом в ответе на соответствующий запрос УГИБДД УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – автономный округ) представляет сведения основываясь на том, какие транспортные средства были зарегистрированы на имя того или иного гражданского служащего по состоянию на 31 декабря отчетного года. При не указании этих транспортных средств в подразделе 3.2 раздела 3 справки, получаются расхождения со сведениями УГИБДД УМВД России по автономному округу. Нужно ли в подобных случаях при представлении сведений о доходах просить гражданских служащих представлять также пояснительную записку?

В пункте 102 Методических рекомендации указано, что регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения (прекращения) на них права собственности. Таким образом, в случае, например, если служащий до 31 декабря 2019 года продал легковой автомобиль, а новый собственник зарегистрировал такое транспортное средство только в январе 2020 года, то данный объект не подлежит отражению в подразделе 3.2 раздела 3 справки служащего.

Для исключения проблемной ситуации при расхождении сведений целесообразно предоставить пояснения и договор продажи транспортного средства.

20 Как правильно указать доход, полученный от продажи имущества, находящегося в долевой (совместной) собственности муниципального служащего и членов его семьи, если в договоре купли - продажи продавцами являлись сам муниципальный служащий и члены его семьи (в том числе несовершеннолетние дети), при этом деньги были перечислены на счёт, открытый на имя муниципального служащего?

В целях соблюдения антикоррупционного законодательства принципиально важны сведения о доходе семьи, поэтому если доход от реализации совместного имущества будет указан у одного из супругов, на счет которого были зачислены денежные средства от продажи, нарушением это являться не будет.

21. Вопросы по справке БК:

субъект Ханты-Мансийский автономный округ – Югра по тексту справки при выборе из классификатора указывается без « - Югра»;

при заполнении места регистрации на титульном листе справки либо местонахождении недвижимого имущества в подразделе 3.1 «Недвижимое имущество» Раздела 3. «Сведения об имуществе», а также подраздела 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности» Раздела 6. «Сведения б обязательствах имущественного характера» классификатор с указанием адресного хозяйства неполный, при этом нет технической возможности обозначить адрес в соответствии с правоустанавливающими документами

Системой автоматически производится проверка адреса по классификатору адресов. Если адрес не найден в классификаторе, он выделяется цветом. Сохранять и использовать при заполнении справки такой адрес можно, однако рекомендуется, по возможности, указать адрес, соответствующий классификатору адресов.

при заполнении пункта «Квартиры» подраздела 3.1 «Недвижимое имущество» Раздела 3. «Сведения об имуществе» в соответствии с пунктом 83 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2019 года (за отчётный период) (далее – Методические рекомендации) необходимо внести информацию о количестве комнат, например, 2-комнатная, СПО «Справки БК» не позволяет это сделать;

Методические рекомендации не содержат информации об указании количества комнат в квартире.

от 18 августа 2003 года N БГ-4-06/23дсп

В целях повышения эффективности налогового контроля и установления единого порядка проведения работы налоговых органов по планированию и подготовке выездных налоговых проверок

2. Признать утратившими силу:

Регламент планирования и подготовки документальных проверок соблюдения налогового законодательства, утвержденный Руководителем Госналогслужбы России 27.03.97 и доведенный письмом Госналогслужбы России от 28.03.97 N ВК-6-16/251дсп;

Изменения и дополнения N 1 утвержденного Руководителем Госналогслужбы России 27.03.97 Регламента планирования и подготовки документальных проверок соблюдения налогового законодательства, утвержденные Руководителем Госналогслужбы России 19.05.98 и доведенные письмом Госналогслужбы России от 22.05.98 N ВП-14-16/11дсп.

3. Довести Регламент планирования и подготовки выездных налоговых проверок до управления МНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональных инспекций МНС России по федеральным округам, межрегиональных инспекций МНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

4. Руководителям управлений МНС России по субъектам Российской Федерации довести Регламент планирования и подготовки выездных налоговых проверок до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его соблюдение.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам А.В.Смирнова.

Министр РФ по налогам и сборам
Г.И.Букаев

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства РФ
по налогам и сборам
от 18 августа 2003 года N БГ-4-06/23дсп

РЕГЛАМЕНТ
планирования и подготовки выездных налоговых проверок

Раздел 1. Общие положения

1.1. Регламент планирования и подготовки выездных налоговых проверок (далее - Регламент) устанавливает единый порядок проведения работы налоговых органов по планированию и подготовке выездных налоговых проверок.

Регламент определяет основные принципы и направления реализации налоговыми органами процедуры отбора налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (далее - налогоплательщиков) для проведения выездных налоговых проверок. Положения Регламента распространяются также на филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения налогоплательщиков-организаций.

1.2. Планирование выездных налоговых проверок является подготовительным этапом проведения выездных налоговых проверок и состоит в определении перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки в предстоящем квартале; сроков их проведения; видов налогов (сборов и других обязательных платежей) и периодов, которые должны быть охвачены проверкой, а также кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения, в целях обеспечения оптимального выбора для проведения выездных налоговых проверок таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступление в бюджет сумм доначисленных налогов (сборов и других обязательных платежей), пеней и налоговых санкций.

Подготовка выездных налоговых проверок представляет собой комплекс проводимых налоговым органом процедур, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщиках, включенных в план проведения выездных налоговых проверок, а также других мероприятий, направленных на создание условий для наиболее эффективного проведения указанных проверок.

1.3. Составными частями (этапами) процесса планирования и подготовки выездных налоговых проверок являются следующие процедуры:

формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках;

анализ результатов камеральной проверки налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей (далее - налоговая отчетность);

анализ налоговой и бухгалтерской отчетности, проводимый в рамках камеральной налоговой проверки;

анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу;

выбор объектов проверки;

подготовка и составление перечня вопросов проверки по видам налогов (сборов и других обязательных платежей), обязанность уплаты которых возложена на данного налогоплательщика (комплексная проверка), или же одному или отдельным видам налогов (сборов и других обязательных платежей) (тематическая проверка) и периодам их проверки;

предварительная подготовка предложений о предполагаемых затратах времени на проведение выездной налоговой проверки, включенной в план проведения выездных налоговых проверок, о количестве специалистов налоговых органов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки, необходимости привлечения к проверке правоохранительных органов;

подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал и контроль за его выполнением.

Раздел 2. Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках

2.1. В целях целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговые органы используют информационные ресурсы МНС России (внутренние источники), а также информацию, получаемую из внешних источников.

Работа налогового органа по формированию информационных ресурсов о налогоплательщиках должна отвечать следующим основным требованиям:

непрерывность - обеспечение постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;

систематизация - создание информационных баз данных в разрезе каждого налогоплательщика (досье налогоплательщика);

актуализация - своевременное обеспечение обновления информации о налогоплательщиках с учетом вновь поступающих данных из внутренних и внешних источников;

полнота - наличие объема информации о налогоплательщиках, достаточного для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения выездных налоговых проверок;

достоверность - предварительный анализ поступающей в налоговый орган информации на предмет ее соответствия реальному положению дел. В целях осуществления такого анализа производится сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников, направление запросов в контролирующие и правоохранительные органы, истребование в рамках проведения камеральной налоговой проверки у налогоплательщика дополнительных сведений, получение объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

организация рациональной системы обработки и хранения информации - включение имеющейся и поступающей информации о деятельности налогоплательщиков в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговых органов (АИС "Налог"),

2.2. К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими контрольных функций, в частности информационные ресурсы:

1) по учету налогоплательщиков (ЕГРН);

2) по бухгалтерской и налоговой отчетности юридических и физических лиц; сведения о доходах физических лиц;

3) по камеральным и выездным налоговым проверкам;

4) об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов;

5) по контрольно-кассовым машинам;

6) по контролю за алкогольной и табачной продукцией;

7) по валютному контролю;

9) ПТК "Счет-фактура";

10) ПТК "Однодневки";

11) информационные ресурсы из прочих внутренних источников.

2.3. К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления и т. п., а также иная информация.

Информация из внешних источников используется также при подготовке методических рекомендаций по проведению камеральных налоговых проверок по видам налогов, разрабатываемых МНС России.

2.3.1. К информации о налогоплательщиках, полученной налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией, относится информация от:

1) Минфина России;

5) регистрационных палат о регистрации индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица;

6) Минюста России и его территориальных органов о регистрации общественных и религиозных организаций;

7) подразделений паспортно-визовой службы органа внутренних дел Российской Федерации о регистрации физических лиц по месту жительства;

8) Росземкадастра России и его территориальных органов;

9) Федерального горного и промышленного надзора России и его территориальных органов;

10) МПР России и его территориальных органов;

11) органов Министерства транспорта Российской Федерации (государственных речных судоходных инспекций, государственных морских торговых портов); Федеральной службы воздушного транспорта России; Государственной инспекции по маломерным судам МПР России, а также других органов (по регистрации отдельных видов имущества: воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания);

12) органов МВД России, а также государственных инспекций по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Минсельхоза России (по регистрации механических транспортных средств);

13) нотариусов о нотариальном удостоверении договоров дарения и выдачи свидетельств о праве на наследство;

14) Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов;

15) лицензирующих органов о выданных (отозванных, прекративших действие) лицензиях (свидетельствах или иных подобных документах) частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам;

16) органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния (о рождении и смерти физических лиц);

17) БТИ об учете недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения;

18) Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России (о зарегистрированных транспортных средствах и их владельцах);

19) государственных органов управлений лесным хозяйством;

20) территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству;

21) учреждений юстиции, образованных органами исполнительной власти, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2.3.2. К информации о налогоплательщиках, полученной налоговыми органами по запросам, относится информация от:

1) органов МВД России (включая информацию от подразделений паспортно-визовой службы органа внутренних дел Российской Федерации об утерянных, похищенных паспортах, паспортах умерших лиц);

2) органов Генпрокуратуры России;

3) банков (сведения по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица);

4) ФСФО России и ее территориальных органов (об организациях, признанных банкротами);

5) организаций МПС России и Минтранса России (о перевозимых крупных партиях товаров);

6) Госкомстата России;

7) ФКЦБ России (об организациях, осуществляющих дополнительную эмиссию ценных бумаг);

8) Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и их территориальных фондов;

9) валютных бирж и торгово-промышленных палат;

10) Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России (о перевозимых крупных партиях грузов и т. д.);

11) оптовых баз и организаций (об оптовых покупателях (поставщиках) со значительным объемом полученных (поставленных) товаров);

3.8 Налоговый контроль: формы и методы проведения

Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.

Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.

В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая ведение налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов, предоставлением налоговой отчетности и т.д.

В узком смысле под налоговым контролем подразумевается проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

Перед налоговым контролем стоят следующие задачи :

  • обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;
  • содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;
  • обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;
  • выявить и пресечь налоговые правонарушения.

Методы налогового контроля — это совокупность приемов и способов, с помощью которых контролирующие органы осуществляют налоговый контроль. При проведении налогового контроля уполномоченные органы применяют общенаучные методы:

  • диалектический подход;
  • принципы логического и системного анализа;
  • методы экономического анализа и статистических группировок;
  • визуальный осмотр;
  • выборочная проверка документов и др.

Субъектами налогового контроля выступают участники налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы; сборщики налогов; органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют в рамках своей компетенции.

Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов.

Место постановки на налоговый учет в зависимости от категории налогоплательщиков

Место постановки на учет

Физическое лицо или индивидуальный предприниматель

Налоговые органы обязаны поставить на учет организацию или индивидуального предпринимателя в течение пяти дней после подачи заявления и предусмотренных законодательством документов и выслать по почте уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, утвержденном Минфином России.

В случае ликвидации или реорганизации организации, открытия или закрытия филиала или обособленного подразделения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган, который проводит снятие с учета, в течение 14 дней.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который необходимо указывать во всех документах, подаваемых в налоговый орган, в том числе в декларациях, отчетах и заявлениях. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на налоговый учет являются налоговой тайной. Законодательством также предусмотрен код причины постановки на налоговый учет (КПП), который присваивается в зависимости от вида деятельности, осуществляемой организацией.

При постановке на налоговый учет налогоплательщик получает соответствующее свидетельство, в котором указываются:

  • название организации (индивидуального предпринимателя);
  • ИНН;
  • КПП;
  • юридический адрес;
  • данные о государственной регистрации;
  • другие необходимые данные.

Читайте также: