Анализ деятельности налоговых органов по урегулированию налоговой задолженности

Опубликовано: 25.03.2024

Каждый год ФНС подводит итоги за предыдущий год и отчитывается об успехах на фискальном поприще. Впечатляют размеры доначислений по результатам проверок. Чтобы оценить весь масштаб работы, проделанной ФНС в 2019 голу, обратимся к «языку цифр» — суровой статистике отчета налогового органа.

Общая картина пополнения бюджета

В прошлом году ФНС обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны. Драйверами роста традиционно выступили НДС — поступления увеличены на 19%, или на 683 млрд. руб., и налог на прибыль — рост на 11%, или на 443 млрд. руб.

Налог на прибыль

Основной рост налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций по основной ставке обеспечивает металлургическая отрасль (+63,0 млрд. руб.) и финансовый сектор (+30,0 млрд. руб.) в результате роста курса доллара и переоценки валютных обязательств, в том числе рыночных котировок ценных бумаг.

По налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции нефти и газа поступления составили 179,4 млрд. руб., что в 1,9 раза больше 2018 года, в том числе за счет увеличения объемов добычи углеводородного сырья и роста стоимость нефти.

По налогу на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов поступления в 2019 году составили 346,0 млрд. руб., что на 27 % больше 2018 года, за счет роста доходности акций по эмитентам нефтегазового и финансового секторов экономики.

Таким образом, общий прирост поступлений налога на прибыль организаций на 443,1 млрд. руб. обусловлен:

  • на 389,7 млрд. руб. (88%) — экономическими факторами;
  • на 53,4 млрд. руб. (12%) — налоговым администрированием.

Рост поступлений на 683,2 млрд. руб. обеспечен за счет:

  • экономических факторов: прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора, в т.ч. в связи с ростом средней цены на нефть на внутреннем рынке;
  • законодательных факторов: (+ 262 млрд. руб.) в результате повышения основной ставки НДС;
  • структурных и временных факторов: в том числе за счет:
    • перехода ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения (НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 года за два налоговых периода, а в I квартале 2019 года возмещение — за один налоговый период +43,7 млрд. руб.);
    • прироста поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в IV квартале 2018 года и I квартале 2019 года в связи с заключением новых агентских договоров по страхованию +7,5 млрд. руб.;
  • налогового администрирования (+118,0 млрд. руб.).

    Выездные проверки

    В 2019 году в целом по РФ было проведено всего 9 334 проверок, из них результативных −8 977 проверок (96,2% от общего количества). Доначислено налогов на общую сумму 212 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 88,9 млрд. руб.

    При этом доля организаций в этих значениях является определяющей: 7 909 эффективных проверок (88,1% от общего количества) на 296, 4 млрд. руб. доначисленных налогов, пеней и штрафов (98,5% от общей суммы).

    Следует отметить, что количество выездных проверок сокращается год от года:



    Уменьшение количества выездных проверок, несомненно, хорошая новость для налогоплательщиков, однако ложку дегтя добавляет тот факт, что суммы доначислений на 1 проверку на протяжении последних 3 лет продолжают неумолимо расти:


    В частности, это связано с увеличением роли предпроверочного анализа, улучшающего качество планирования проверок, позволяющего заранее выявить «слабые налоговые зоны», «схематозы» и прочие «налоговые инфекции» у налогоплательщика, прикинуть примерную сумму возможных доначислений и определить целесообразность и эффективность проведения выездного контроля в отношении компании.

    Снижение количества выездных проверок связано и с тем, что предпроверочный анализ позволяет в рамках комиссий по легализации налоговой базы настоятельно рекомендовать компаниям в добровольно-принудительном порядке подкорректировать свои налоговые обязательства в сторону их увеличения (например, заплатить НДС, налог на прибыль за налоговые грехи «того парня», контрагентов далеко не первого звена).

    И этот факт подтверждает ФНС своим отчетом, согласно которому «предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики самостоятельно доплатили более 130,6 млрд. руб. без применения штрафных санкций».

    Камеральные проверки

    В 2019 году в РФ было проведено 62 802 102 проверки, по итогам 2 447 065 проверок (3,9% от общего количества) выявлены нарушения, повлекшие исчисление к доплате налогов на сумму 21,5 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 16, 2 млрд. руб.

    При этом, сравнение указанных значений с результатами камерального контроля за период с начала действия новых форм налоговых деклараций по НДС, позволивших налоговой службе более оперативно реагировать на нарушения налогового учета, демонстрирует снижение его результативности:



    Данный эффект также может объясняться существенным ростом роли аналитической работы налогового органа и частым на практике добровольным или добровольно-принудительным уточнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.

    Как указано в докладе ФНС, конечной целью стратегии налоговой службы является неотвратимость наказания для тех, кто не соблюдает налоговое законодательство, и создание стабильной налоговой среды для добросовестных, «прозрачных» налогоплательщиков, с предоставлением им комфортных условий налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств.

    Таким образом, ФНС России обещает создать условия, когда налогоплательщику выгоднее платить, быть добросовестным, выстраивая деятельность для приобретения репутации, позволяющей иметь связи с такими же добросовестными контрагентами. Хочется надеяться, что добросовестным компаниям действительно будет легче жить и все свое внимание налоговая служба направит на недобросовестных. Время покажет, а пока на практике картина не всегда радужная для добросовестных, особенно в части НДС-разрывов из-за «сомнительных звеньев», которые не платят налоги. Тем не менее, быть честным, в том числе и в налоговом плане, использовать здоровое налоговое планирование и своевременно выявлять/исправлять ошибки и нивелировать налоговые риски бизнеса намного выгоднее и уж точно спокойнее, чем получать сомнительную и необоснованную налоговую выгоду от применения «схематозов», которые с каждым днем становятся все более заметными для ФНС.

    Оспаривание результатов налоговых проверок

    Все последние годы ФНС России констатирует свой тотальный успех в делах об оспаривании решений, действий и бездействия налоговых органов.

    Так, согласно итоговому докладу о деятельности службы за 2019 год из общей суммы рассмотренных судами требований по всем спорам с налогоплательщиками в пользу налоговых органов было разрешено 85,4% дел. Напомним, что в 2017 году — 80,3%, в 2018 году — 82,6%.


    CC BY

    Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шумяцкий Роман Иванович, Зверева Анастасия Сергеевна

    В статье исследуется система урегулирования налоговой задолженности , представлена уточненная классификация форм урегулирования задолженности по налогам и сборам организаций, показано, что для оценки деятельности налоговых органов налоговую задолженность целесообразно разграничить по видам, предложена методика оценки эффективности управления налоговой задолженностью , разработаны научно-практические рекомендации по совершенствованию управления налоговой задолженностью организаций.

    Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шумяцкий Роман Иванович, Зверева Анастасия Сергеевна

    IMPROVEMENT OF SYSTEM OF CONTROL OF TAX DEBT IN THE RUSSIAN FEDERATION

    The article examines the system of settlement of tax debt , the revised classification of the forms of settlement of debt on taxes and fees of organizations is presented, it is shown that it is reasonable to differentiate tax debt by types for assessment of activity of tax authorities, the technique of assessment of effectiveness of management of tax debt is offered, scientific and practical recommendations on improvement of management of tax debt of organizations are developed.

    Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления налоговой задолженностью в Российской Федерации»

    СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: roman-tax@mail.ru

    Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС E-mail: anastasiya.zvereva.1992@mail.ru

    В статье исследуется система урегулирования налоговой задолженности, представлена уточненная классификация форм урегулирования задолженности по налогам и сборам организаций, показано, что для оценки деятельности налоговых органов налоговую задолженность целесообразно разграничить по видам, предложена методика оценки эффективности управления налоговой задолженностью, разработаны научно-практические рекомендации по совершенствованию управления налоговой задолженностью организаций.

    Ключевые слова: налоговая задолженность, недоимка по налогам и сборам, управление налоговой задолженностью, урегулирование налоговой задолженности, оценка эффективности управления налоговой задолженностью, оценка деятельности налоговых органов, классификация форм урегулирования налоговой задолженности.

    IMPROVEMENT OF SYSTEM OF CONTROL OF TAX DEBT IN THE RUSSIAN FEDERATION

    Siberian Institute of Management - Branch RANEPA, Novosibirsk State University of Economics and Management E-mail: roman-tax@mail.ru

    Siberian Institute of Management - Branch RANEPA E-mail: anastasiya.zvereva.1992@mail.ru

    The article examines the system of settlement of tax debt, the revised classification of the forms of settlement of debt on taxes and fees of organizations is presented, it is shown that it is reasonable to differentiate tax debt by types for assessment of activity of tax authorities, the technique of assessment of effectiveness of management of tax debt is offered, scientific and practical recommendations on improvement of management of tax debt of organizations are developed.

    Keywords: tax debt, shortage on taxes and fees, management of tax debt, settlement of tax debt, assessment of effectiveness of management of tax debt, assessment of performance of tax authorities, classification of forms of settlement of tax debt.

    © Шумяцкий Р.И., Зверева А.С., 2016

    В условиях стагнации экономики и введения экономических санкций в отношении Российской Федерации становится актуальным вопрос о поиске резервов увеличения доходов бюджета. Одним из приоритетных источников роста доходов бюджета является налоговая задолженность, наличие которой свидетельствует об уровне эффективности деятельности налоговых органов по управлению задолженностью и о недостаточности методологических разработок по их решению.

    Существуют различные способы оценки эффективности управления налоговой задолженностью, в основе которых положены методы урегулирования задолженности. В ходе проведенного исследования представлена классификация форм урегулирования задолженности по налогам и сборам организаций, включающая добровольную, уведомительную, принудительно-обеспечительную и судебную формы (рис. 1).

    Добровольная форма подразумевает самостоятельное исполнение организацией обязанности по уплате в бюджет причитающихся налоговых платежей. Реализация управления налоговой задолженностью осуществляется с помощью следующих методов:

    - изменение сроков уплаты налогов, пеней и штрафов;

    - предоставление гарантий и поручительств;

    - предоставление рассрочек и отсрочек платежа;

    - предоставление инвестиционного налогового кредита;

    Формы урегулирования задолженности по налогам и сборам организаций

    Система гарантий и поручительств

    Система рассрочек и отсрочек платежа

    Предоставление инвестиционного налогового кредита

    Реструктуризация налоговой задолженности

    Направление требования об уплате налога

    Зачет излишне уплаченных сумм в счет погашения задолженности

    Выставление инкассового поручения на счета в банках

    и электронные денежные средства

    Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств налогоплательщиков

    Взыскание задолженности за счет имущества

    Взыскание задолженности в процедурах банкротства

    Рис. 1. Классификация форм урегулирования задолженности по налогам

    и сборам организаций

    - реструктуризация налоговой задолженности;

    - списание решением налогового органа безнадежной к взысканию задолженности;

    - списание задолженности недействующих юридических лиц.

    Суть уведомительной формы заключается в предоставлении информации конкретному налогоплательщику, носящей осведомительный характер. Основными методами реализации уведомительной формы являются:

    - зачет излишне уплаченных сумм налогов и сборов, а также пеней;

    - направления требования об уплате налогов и сборов с указанием суммы задолженности и пеней, а также срока исполнения требования.

    Принудительно-обеспечительная форма управления налоговой задолженностью включает следующие методы реализации:

    - приостановление операций по счетам в банках налогоплательщика в расходной части;

    - взыскание задолженности за счет имущества;

    - предъявление инкассовых поручений (распоряжений) к счетам в бан-

    Данная форма управления налоговой задолженностью является наиболее объемной и значимой в деятельности налоговых органов, поскольку ее применение обеспечивает высокий уровень собираемости налоговых платежей в бюджетную систему государства.

    Наиболее простой и в какой-то степени вспомогательной является судебная форма управления налоговой задолженностью. В основе методов ее реализации лежит урегулирование налоговой задолженности в судебном порядке через процедуру несостоятельности (банкротства) организации. Следует отметить, что мировое соглашение между налоговым органом и налогоплательщиком целесообразно выделить в отдельную процедуру реализации форм урегулирования, поскольку стороны могут урегулировать спор на любой стадии процедуры несостоятельности (банкротства).

    Для экстраспективной оценки деятельности налоговых органов представляется возможным провести разграничение налоговой задолженности на следующие виды, которые в соответствии с отчетностью ФНС России по форме № 4-НМ отражены в предложенной классификации (рис. 2), что, на наш взгляд, существенно упростит саму отчетность.

    Представленные на рис. 2 виды налоговой задолженности отражают мероприятия налоговых органов по ее снижению, которые тождественны формам урегулирования налоговой задолженности, в связи с чем деятельность налоговых органов по взысканию второй группы задолженности оценивается в основном количеством требований о взыскании налоговой задолженности и поступившими по ним суммами.

    По показателям урегулированной задолженности можно проследить динамику, отражающую эффективность деятельности налоговых органов в части предоставления системы отсрочек, рассрочек и инвестиционных налоговых кредитов.

    Показатели второго вида задолженности не являются важными, однако их динамика служит индикатором для принятия мер по взысканию или спи-

    Вид налоговой задолженности перед бюджетом по налогам и сборам

    Рис. 2. Классификация налоговой задолженности по видам для оценки деятельности

    санию налоговой задолженности. В случае невозможности их взыскания задолженность признается безнадежной и принимается решение ее списания. Во всех остальных случаях целесообразно направлять материалы в правоохранительные органы для принятия соответствующих процессуальных решений.

    Взаимодействие налоговых органов с судебными органами и с Федеральной службой судебных приставов отражается показателями четвертого вида задолженности, суть которых заключается в оценке качества взаимодействия налоговых органов с перечисленными выше государственными структурами.

    Таким образом, упрощенная форма отчетности налоговых органов позволит найти более достоверную информацию, а также позволит дать оценку наиболее эффективных мер управления налоговой задолженностью.

    Общий механизм оценки уровня качества управления налоговой задолженностью предполагает установление ряда показателей и их шкал пороговых значений, влияющих на качество организационной работы налоговых органов по управлению задолженностью по налогам и сборам в конкретном субъекте Российской Федерации.

    Процесс оценки включает следующие этапы (рис. 3):

    1) разработка системы ключевых показателей эффективности;

    2) определение коридора значения ключевых показателей эффективности;

    3) определение совокупного показателя региона;

    4) комплексный анализ результатов.

    этап этап этап этап

    Разработка системы ключевых показателей эффективности

    Определение коридора значения ключевых показателей эффективности

    Определение совокупного показателя по субъекту

    Рис. 3. Поэтапная методика оценки эффективности управления налоговой

    На первом этапе выбираются показатели, роль которых наиболее существенна с точки зрения влияния на уровень и дисциплину управления налоговой задолженностью.

    Условная группировка ключевых показателей эффективности выглядит следующим образом:

    Группа 1. «Структура и динамика задолженности»:

    - доля задолженности субъекта по отношению к величине налоговых поступлений;

    - соотношение элементов совокупной задолженности по обязательным платежам.

    Группа 2. «Экономические»:

    - распределение налоговой задолженности в разрезе видов экономической деятельности (оценивается структура задолженности с позиции отраслевой специфики экономических субъектов);

    - уровень рентабельности отрасли (предполагает оценку перспектив взыскания налоговой задолженности с точки зрения состояния отрасли).

    Группа 3. «Морально-психологические»:

    - доля поступивших средств по требованиям к общему объему средств, взыскиваемых по требованиям;

    - доля плательщиков, несвоевременно исполняющих обязанность по уплате налога к общему числу налогоплательщиков.

    Второй этап работы предполагает определение коридора значения ключевых показателей эффективности, а также на этом этапе проводится перевод значений показателей в баллы с последующим присвоением весо-

    вого значения. Источником для установления коридоров значений будут являться соотношения показателей других регионов.

    П = (П , В, ) + (П Вт) + (П 1+2 В+2 ), (1)

    где П . - показатель группы; П г - показатель г-го элемента группы, в баллах; - весовое значение г-го показателя, в баллах.

    Итоговое значение совокупного показателя определяется путем суммирования балов по каждой из групп.

    На третьем этапе проводится оценка показателей на предмет существенности. Проводится расчет совокупных показателей каждой из трех групп, путем установки каждому показателю группы балльного значения и признака существенности в формировании общей картины налоговой задолженности. Таким образом, совокупный показатель субъекта имеет следующий вид:

    СП субъекга = П. + П ^ + П у+2*

    На четвертом этапе проводится комплексный анализ результатов. Итоговая оценка уровня качества управления налоговой задолженностью субъекта производится путем сравнения с установленными коридорами значений совокупного показателя (табл. 1).

    Шкала расчетных значений показателей качества управления налоговой

    Значение полученного балльного показателя Оценка качества управления налоговой задолженностью

    От 0 до 16 Негативный

    От 16 до 20 Стабильный

    От 20 и выше Перспективный

    Предложенный подход по оценке управления налоговой задолженностью реализован на примере субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа, данные по которым представлены в табл. 2.

    Оценка качества управления налоговой задолженностью в СФО, в баллах

    Значение полученного бального показателя Оценка качества управления налоговой задолженностью Субъект Российской Федерации Сибирского федерального округа

    От 0 до 16 Негативный Республика Алтай (12,7) Забайкальский край (14,9) Республика Тыва (14,95) Кемеровская область (15,05) Алтайский край (15,9)

    От 16 до 20 Стабильный Новосибирская область (16,6) Иркутская область (18,25) Республика Хакасия (19,1)

    От 20 и выше Перспективный Красноярский край (21), Омская область (21,8), Республика Бурятия (23,2), Томская область (24,25)

    В результате распределения регионов по трем группам с точки зрения платежеспособности и качества работы налоговых органов по управлению задолженностью по налогам и сборам установлены регионы, в которых первоочередной задачей является улучшение организационной работы налоговых органов.

    Таким образом, на основе проведенного анализа деятельности налоговых органов по управлению налоговой задолженности в Сибирском федеральном округе предлагается ввести классификацию, отражающую платежеспособность и качество работы налоговых органов по урегулированию задолженности по налогам и сборам.

    Отличительной особенностью предложенной методики является то, что она учитывает не только текущее состояние и результаты работы налоговых органов по управлению налоговой задолженностью, но и дает оценку перспектив взыскания с учетом показателей рентабельности и детальной структуры задолженности по отраслям.

    Система управления налоговой задолженностью является сложным и многостадийным процессом, на каждом этапе которого существуют свои формы и методы их реализации.

    Таким образом, предложенный метод оценки качества управления налоговой задолженностью может стать перспективным механизмом по выявлению и совершенствованию недостатков в качестве работы налоговых органов.

    1. Дашибылова С.В. Задолженность по налогам и сборам: показатели и их характеристика (на примере Сибирского федерального округа) // Финансовая, налоговая и кредитно-денежная политика. 2015. № 2. С. 34-42.

    2. Жемчужникова И.В. Взыскание налоговых недоимок в Российской Федерации: понятие, механизм, направления совершенствования // Налоги и финансы. 2012. № 3. С. 19-33.

    3. Муталимова П.М. Урегулирование налоговой задолженности: комплексное решение // Российское предпринимательство. 2012. № 22 (220). С. 190-194.

    4. Шумяцкий Р.И. Урегулирование налоговой задолженности организаций: дис. . канд. экон. наук: 08.00.10. Новосибирск, 2007 192 с.


    Рубрика: Экономика и управление

    Дата публикации: 07.05.2019 2019-05-07

    Статья просмотрена: 2833 раза

    Библиографическое описание:

    Васильева, А. С. Анализ и оценка деятельности налоговых органов по урегулированию налоговой задолженности в Российской Федерации / А. С. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 109-113. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58783/ (дата обращения: 18.05.2021).

    Данное исследование посвящено анализу динамики уровня задолженности по налогам, сборам, а также страховым взносам в Российской Федерации в период с 2016 по 2018 годы.

    Ключевые слова: налоговая задолженность, налогоплательщик, уклонение от уплаты налогов, динамика, структура.

    This study is devoted to the analysis of the dynamics of the level of debt on taxes, fees and insurance contributions in the Russian Federation in the period from 2016 to 2018.

    Keywords: tax debt, taxpayer, tax evasion, dynamics, structure.

    Проблема уклонения от уплаты налогов в Российской Федерации является одной из важнейших проблем государства. Как известно, налоги выполняют несколько функций, одной из которых является фискальная, т. е. налоги призваны обеспечивать государство финансовыми ресурсами, от своевременности и полноты поступления которых зависит функционирование множества сфер жизни государства.

    По данным таблицы 1 можно увидеть, что в Российской Федерации существует положительная динамика снижения уровня налоговой задолженности, так в 2018 году по сравнению с 2016 годом задолженность перед бюджетом по налогам и сборам снизилась на 13,46 %, т. е. на 138 853 млн. рублей. Урегулированная задолженность также имеет тенденцию к снижению, так в 2016 году она составляла 410 484 млн. руб., а к 2018 году снизилась до 197 976 млн. руб. Кроме того, в 2018 году по сравнению с 2016 годом на 18,86 % снизилась задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами.

    Структура задолженности по налогам исборам вконсолидированный бюджет РФ вдинамике за 2016–2018гг., вмлн руб.

    Вид задолженности

    Годы

    Динамика (в 2018 по сравнению с 2016, в млн. руб.)

    Темп роста (2018/2016, в%)

    2016

    2017

    2018

    Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего, в т. ч.:

    Задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами

    Примечание: Таблица составлена автором по данным [3]

    Стабильность данной ситуации можно объяснить постепенным выходом из кризиса, начавшегося в 2014 году, среди причин которого можно назвать падение стоимости нефти, введение санкций против Российской Федерации, высокая доля государства в экономике, низкая конкурентоспособность российских компаний на мировых рынков, чрезмерная зависимость бюджета от экспорта углеводородов, высокий уровень коррупции и т. д.

    Кроме того, снижению уровня задолженности способствовало издание Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предполагающего списание задолженности согласно определенным критериям.

    В таблице 2 рассмотрена динамика изменения задолженности по видам налогов. Задолженность по налогу на прибыль в 2018 году по сравнению с 2016 годом снизилась на 6,98 %, т. е. на 9 472 млн. рублей. Задолженность по налогу на добавленную стоимость в 2016 году составляла 467 871 млн. руб., а к 2018 году она снизилась до 378 076 млн. рублей.

    Задолженность по региональным, местным налогам, а также по налогам со специальным налоговым режимом также имеет тенденцию к снижению: на 82,66 %, 80,66 %, 49,06 % соответственно.

    Задолженность по видам налогов исборов вконсолидированный бюджет РФ вдинамике за 2016–2018гг., вмлн руб.

    Годы

    Динамика (в 2018 по сравнению с 2016, вмлн. руб.)

    Темп роста (2018/2016, в%)

    2016

    2017

    2018

    Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего, в т. ч.:

    Налог на прибыль

    Платежи за пользование природными ресурсами

    Остальные федеральные налоги и сборы

    Региональные налоги и сборы

    Местные налоги и сборы

    Налоги со специальным налоговым режимом

    Платежи в Государственные внебюджетные фонды

    Задолженность по страховым взносам

    Примечание: Таблица составлена автором по данным [3]

    В таблице 3 приведены данные о задолженности в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности.

    Задолженность по видам экономической деятельности вбюджетную систему РФ вдинамике за 2016–2018гг., вмлн руб.

    Вид деятельности

    2016

    2017

    2018

    Динамика (в 2018 по сравнению с 2016, вмлн. руб.)

    Темп роста (2018/2016, в%)

    Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

    Добыча полезных ископаемых

    Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

    Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

    Гостиницы и рестораны

    Транспорт и связь

    Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

    Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

    Здравоохранение и предоставление социальных услуг

    Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

    Остальные виды экономической деятельности

    Суммы налогов и сборов, не распределенные по кодам ОКВЭД

    Сведения по физическим лицам, не относящимся к индивидуальным предпринимателям и не имеющим код ОКВЭД

    Примечание: Таблица составлена автором по данным [3]

    Задолженность сельского хозяйства в 2018 году по сравнению с 2016 годом снизилась на 28,06 %, т. е. на 6 333 млн. рублей. Также имеет тенденцию к снижению задолженность по добыче полезных ископаемых, так в 2016 году она составляла 23 695 млн. руб., а к 2018 году достигла 13 158 млн. руб., что меньше на 44,47 %.

    Задолженность оптово-розничной торговли, наоборот, возросла: в 2016 году она составляла 216 441 млн. руб., а в 2018 году — 223 859 млн. руб., т. е. больше на 7 418 млн. рублей.

    Кроме того, имеет тенденцию к увеличению задолженность в сфере образования и здравоохранения. В 2016 году она составляла 2 318 млн. руб. и 1 453 млн. руб. соответственно, а к 2018 году увеличилась до 8 583 млн. руб. и 5 736 млн. рублей.

    Для определения доли задолженности по налогам и сборам в общем объеме налоговых поступлений был проведен анализ показателей, приведенный в таблице 4.

    Анализ совокупной задолженности по налоговым платежам, вконсолидированный бюджет РФ за 2016–2018гг.

    Показатель

    Годы

    2016

    2017

    2018

    Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ, в млн. руб.

    Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, в млн. руб.

    Удельный вес задолженности по налогам и сборам в общей сумме налоговых поступлений, в %

    Примечание: Таблица составлена автором по данным [3]

    По данным таблицы 4 можно отметить, что в 2018 году по сравнению с 2016 годом сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации увеличилась на 4 763 942 млн. рублей.

    Доля задолженности по налогам и сборам в общей сумме налоговых поступлений имеет тенденцию к снижению, так в 2016 году она составляла 7,17 %, а к 2018 году составила 4,66 %, что положительно сказывается на экономической сфере государства.

    Для того, чтобы оценить работу налоговых органов по взысканию налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации необходимо рассчитать коэффициент собираемости налогов.

    Данный коэффициент рассчитывается как отношение поступившей суммы налогов, сборов, пеней, штрафов к фактически начисленной сумме налогов и сборов (Кс = П/Н*100 %).

    По данным таблицы 5 видно, что нет четкой тенденции к увеличению коэффициента собираемости налогов на протяжении исследуемого периода.

    Коэффициент собираемости налогов по РФ за 2016–2018гг.

    Налог

    2016

    2017

    2018

    П, вмлрд. руб.

    Н, вмлрд. руб.

    Кс, в%

    П

    Н

    Кс

    П

    Н

    Кс

    Налог на прибыль организаций

    Налоги на имущество

    Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

    Таблица составлена автором по данным [3]

    По налогу на прибыль организаций коэффициент собираемости в 2016 году составлял 95,95 %, а к 2018 году увеличился до 100,26 %. В отношении коэффициента собираемости по налогу на доходы физических лиц можно отметить, что он имеет тенденцию к снижению, так в 2016 году он составлял 153,07 %, а к 2018 году снизился до 91,57 %.

    По налогу на добавленную стоимость коэффициент собираемости в 2016 году составлял 93,46 %, к 2017 году возрос до 97,34 %, а к 2018 году снизился до 95,23 %. Аналогичная тенденция наблюдается по акцизам: коэффициент собираемости в 2016 году составлял 97,36 %, к 2017 году возрос до 100,60 %, а к 2018 году снизился до 98,21 %.

    Коэффициент собираемости по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами на протяжении исследуемого периода практически не изменился и колеблется в пределах 100 %.

    Необходимо отметить, что по имущественным налогам наблюдается четкая тенденция к увеличению коэффициента собираемости. Это говорит о том, что работа налоговых органов по взиманию имущественных налогов идет в правильном направлении.

    Подводя итог, можно сделать вывод о том, что несмотря на снижение величины задолженности по налогам и сборам, ее уровень остается высоким. Наибольшая доля в общей сумме задолженности принадлежит налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, поэтому работа налоговых органов должна быть в большей степени направлена на взыскание данных налогов.

    image_pdf
    image_print

    На сайте налоговой службы опубликованы ответы на вопросы налогоплательщиков, в том числе по урегулированию задолженности. Расскажем, что налоговики ответили по поводу списания долгов ИП, а также по некоторым другим вопросам.

    Списание задолженностей предпринимателям

    28 декабря 2017 был подписан закон № 436-ФЗ, в соответствии с которым списываются налоговые задолженности физическим лицам, в том числе имеющим статус ИП. В связи с этим у предпринимателей возникает множество вопросов.

    Какие суммы задолженностей будут списаны в соответствии с указанным законом?

    Для действующих и бывших ИП подлежат списанию долги по налогам, связанным с предпринимательской деятельностью, которые возникли на начало 2015 года. Будут списаны сами налоговые недоимки, а также штрафы и соответствующие суммы пеней. При это не списываются задолженности по налогу на добычу полезных ископаемых, по акцизам и по налогам, которые связаны с экспортом и импортом.

    Когда именно будет списана указана задолженность? Будет ли налогоплательщик об этом уведомлен (по почте)?

    Налоговые органы проводят работу по списанию указанной задолженности. В настоящий момент она продолжается. Что касается уведомления налогоплательщика, то по почте такая информация направлена не будет. Чтобы узнать о списании задолженности, можно воспользоваться личным кабинетом налогоплательщика физического лица или индивидуального предпринимателя — в зависимости от того, какие налоги списываются.

    Нужно ли что-то предпринимать налогоплательщику, чтобы его налоговая задолженность была списана?

    Нет, никаких действий от налогоплательщика не требуется. Работа по списанию задолженности проводится ФНС самостоятельно.

    Спишут ли предпринимателям страховые взносы за себя?

    Взносы в фиксированном размере предпринимателям не спишут. Пересчитают лишь суммы взносов, которые были им начислены до 1 января 2017 года в максимальном размере.

    Поясним эту ситуацию. Дело в том, что пока страховыми взносами управляли фонд, имела место такая практика. Если предприниматель не подавал налоговую декларацию, Пенсионный фонд не получал информации о его доходах. В этом случае предпринимателю страховые взносы начислялись по максимуму: исходя из 8-кратного размера МРОТ, тарифа страховых взносов и времени (месяцев и дней) осуществления деятельности в качестве ИП. Так, не отчитавшиеся по доходам за 2016 год предприниматели получили от ПФР требования к уплате взносов в сумме 158 648, 69 рублей.

    Позже этот подход был пересмотрен. Есть письмо ФНС № БС-4-11/17461@ от 01.09.2017, из которого следует, что предпринимателям, пусть и с опозданием, но все-таки подавшим налоговые декларации, взносы следует пересчитать.

    Поэтому если ИП были начислены взносы по максимальной ставке, то их должны пересчитать. Что же касается взносов, начисленных в базовом размере, то они списанию не подлежат. Предпринимателю нужно будет уплатить эти суммы, а также причитающиеся пени.

    Прочие вопросы урегулирования задолженности

    В отношении организации вынесено решение о приостановлении операций по расчетному счету. Можно ли в такой ситуации открыть новый расчетный счет?

    Нет, это невозможно. В соответствии с пунктом 12 статьи 76 Налогового кодекса, если вынесено решение о приостановке операций по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, страховых взносов или налогового агента, то новый счет банк такому клиенту не откроет.

    В какие сроки решение о приостановке операции по счетам организации отменяется налоговым органом?

    Решение о приостановке операций по банковским счетам организации отменяется после того, как будет погашена образовавшаяся задолженность, оплачены штрафы и пени. На следующий день после того, как налоговый орган получит документ о погашении всех задолженностей, он должен отменить решение о приостановке движения по счетам.

    Решение о приостановке операции может быть принято налоговым органом не только из-за задолженности, но и в том случае, если организация не подала налоговую декларацию в течение 10 дней после истечения крайнего срока. Если декларация будет подана, то такое решение отменяется не позднее следующего дня. Если налоговый орган затребовал документы либо пояснения или же вызывал налогоплательщика, то решение будет отменено не позднее следующего дня после направления пояснения или документов либо явки представителя организации.

    Положены ли налогоплательщику проценты и в каком размере?

    Компания Обратилась в ИФНС с заявлением на возврат излишне уплаченной суммы налога. Однако в установленный срок возврат произведен не был. Полагаются ли проценты?


    CC BY

    Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шумяцкий Роман Иванович, Зверева Анастасия Сергеевна

    В статье исследуется система урегулирования налоговой задолженности , представлена уточненная классификация форм урегулирования задолженности по налогам и сборам организаций, показано, что для оценки деятельности налоговых органов налоговую задолженность целесообразно разграничить по видам, предложена методика оценки эффективности управления налоговой задолженностью , разработаны научно-практические рекомендации по совершенствованию управления налоговой задолженностью организаций.

    Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шумяцкий Роман Иванович, Зверева Анастасия Сергеевна

    IMPROVEMENT OF SYSTEM OF CONTROL OF TAX DEBT IN THE RUSSIAN FEDERATION

    The article examines the system of settlement of tax debt , the revised classification of the forms of settlement of debt on taxes and fees of organizations is presented, it is shown that it is reasonable to differentiate tax debt by types for assessment of activity of tax authorities, the technique of assessment of effectiveness of management of tax debt is offered, scientific and practical recommendations on improvement of management of tax debt of organizations are developed.

    Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления налоговой задолженностью в Российской Федерации»

    СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: roman-tax@mail.ru

    Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС E-mail: anastasiya.zvereva.1992@mail.ru

    В статье исследуется система урегулирования налоговой задолженности, представлена уточненная классификация форм урегулирования задолженности по налогам и сборам организаций, показано, что для оценки деятельности налоговых органов налоговую задолженность целесообразно разграничить по видам, предложена методика оценки эффективности управления налоговой задолженностью, разработаны научно-практические рекомендации по совершенствованию управления налоговой задолженностью организаций.

    Ключевые слова: налоговая задолженность, недоимка по налогам и сборам, управление налоговой задолженностью, урегулирование налоговой задолженности, оценка эффективности управления налоговой задолженностью, оценка деятельности налоговых органов, классификация форм урегулирования налоговой задолженности.

    IMPROVEMENT OF SYSTEM OF CONTROL OF TAX DEBT IN THE RUSSIAN FEDERATION

    Siberian Institute of Management - Branch RANEPA, Novosibirsk State University of Economics and Management E-mail: roman-tax@mail.ru

    Siberian Institute of Management - Branch RANEPA E-mail: anastasiya.zvereva.1992@mail.ru

    The article examines the system of settlement of tax debt, the revised classification of the forms of settlement of debt on taxes and fees of organizations is presented, it is shown that it is reasonable to differentiate tax debt by types for assessment of activity of tax authorities, the technique of assessment of effectiveness of management of tax debt is offered, scientific and practical recommendations on improvement of management of tax debt of organizations are developed.

    Keywords: tax debt, shortage on taxes and fees, management of tax debt, settlement of tax debt, assessment of effectiveness of management of tax debt, assessment of performance of tax authorities, classification of forms of settlement of tax debt.

    © Шумяцкий Р.И., Зверева А.С., 2016

    В условиях стагнации экономики и введения экономических санкций в отношении Российской Федерации становится актуальным вопрос о поиске резервов увеличения доходов бюджета. Одним из приоритетных источников роста доходов бюджета является налоговая задолженность, наличие которой свидетельствует об уровне эффективности деятельности налоговых органов по управлению задолженностью и о недостаточности методологических разработок по их решению.

    Существуют различные способы оценки эффективности управления налоговой задолженностью, в основе которых положены методы урегулирования задолженности. В ходе проведенного исследования представлена классификация форм урегулирования задолженности по налогам и сборам организаций, включающая добровольную, уведомительную, принудительно-обеспечительную и судебную формы (рис. 1).

    Добровольная форма подразумевает самостоятельное исполнение организацией обязанности по уплате в бюджет причитающихся налоговых платежей. Реализация управления налоговой задолженностью осуществляется с помощью следующих методов:

    - изменение сроков уплаты налогов, пеней и штрафов;

    - предоставление гарантий и поручительств;

    - предоставление рассрочек и отсрочек платежа;

    - предоставление инвестиционного налогового кредита;

    Формы урегулирования задолженности по налогам и сборам организаций

    Система гарантий и поручительств

    Система рассрочек и отсрочек платежа

    Предоставление инвестиционного налогового кредита

    Реструктуризация налоговой задолженности

    Направление требования об уплате налога

    Зачет излишне уплаченных сумм в счет погашения задолженности

    Выставление инкассового поручения на счета в банках

    и электронные денежные средства

    Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств налогоплательщиков

    Взыскание задолженности за счет имущества

    Взыскание задолженности в процедурах банкротства

    Рис. 1. Классификация форм урегулирования задолженности по налогам

    и сборам организаций

    - реструктуризация налоговой задолженности;

    - списание решением налогового органа безнадежной к взысканию задолженности;

    - списание задолженности недействующих юридических лиц.

    Суть уведомительной формы заключается в предоставлении информации конкретному налогоплательщику, носящей осведомительный характер. Основными методами реализации уведомительной формы являются:

    - зачет излишне уплаченных сумм налогов и сборов, а также пеней;

    - направления требования об уплате налогов и сборов с указанием суммы задолженности и пеней, а также срока исполнения требования.

    Принудительно-обеспечительная форма управления налоговой задолженностью включает следующие методы реализации:

    - приостановление операций по счетам в банках налогоплательщика в расходной части;

    - взыскание задолженности за счет имущества;

    - предъявление инкассовых поручений (распоряжений) к счетам в бан-

    Данная форма управления налоговой задолженностью является наиболее объемной и значимой в деятельности налоговых органов, поскольку ее применение обеспечивает высокий уровень собираемости налоговых платежей в бюджетную систему государства.

    Наиболее простой и в какой-то степени вспомогательной является судебная форма управления налоговой задолженностью. В основе методов ее реализации лежит урегулирование налоговой задолженности в судебном порядке через процедуру несостоятельности (банкротства) организации. Следует отметить, что мировое соглашение между налоговым органом и налогоплательщиком целесообразно выделить в отдельную процедуру реализации форм урегулирования, поскольку стороны могут урегулировать спор на любой стадии процедуры несостоятельности (банкротства).

    Для экстраспективной оценки деятельности налоговых органов представляется возможным провести разграничение налоговой задолженности на следующие виды, которые в соответствии с отчетностью ФНС России по форме № 4-НМ отражены в предложенной классификации (рис. 2), что, на наш взгляд, существенно упростит саму отчетность.

    Представленные на рис. 2 виды налоговой задолженности отражают мероприятия налоговых органов по ее снижению, которые тождественны формам урегулирования налоговой задолженности, в связи с чем деятельность налоговых органов по взысканию второй группы задолженности оценивается в основном количеством требований о взыскании налоговой задолженности и поступившими по ним суммами.

    По показателям урегулированной задолженности можно проследить динамику, отражающую эффективность деятельности налоговых органов в части предоставления системы отсрочек, рассрочек и инвестиционных налоговых кредитов.

    Показатели второго вида задолженности не являются важными, однако их динамика служит индикатором для принятия мер по взысканию или спи-

    Вид налоговой задолженности перед бюджетом по налогам и сборам

    Рис. 2. Классификация налоговой задолженности по видам для оценки деятельности

    санию налоговой задолженности. В случае невозможности их взыскания задолженность признается безнадежной и принимается решение ее списания. Во всех остальных случаях целесообразно направлять материалы в правоохранительные органы для принятия соответствующих процессуальных решений.

    Взаимодействие налоговых органов с судебными органами и с Федеральной службой судебных приставов отражается показателями четвертого вида задолженности, суть которых заключается в оценке качества взаимодействия налоговых органов с перечисленными выше государственными структурами.

    Таким образом, упрощенная форма отчетности налоговых органов позволит найти более достоверную информацию, а также позволит дать оценку наиболее эффективных мер управления налоговой задолженностью.

    Общий механизм оценки уровня качества управления налоговой задолженностью предполагает установление ряда показателей и их шкал пороговых значений, влияющих на качество организационной работы налоговых органов по управлению задолженностью по налогам и сборам в конкретном субъекте Российской Федерации.

    Процесс оценки включает следующие этапы (рис. 3):

    1) разработка системы ключевых показателей эффективности;

    2) определение коридора значения ключевых показателей эффективности;

    3) определение совокупного показателя региона;

    4) комплексный анализ результатов.

    этап этап этап этап

    Разработка системы ключевых показателей эффективности

    Определение коридора значения ключевых показателей эффективности

    Определение совокупного показателя по субъекту

    Рис. 3. Поэтапная методика оценки эффективности управления налоговой

    На первом этапе выбираются показатели, роль которых наиболее существенна с точки зрения влияния на уровень и дисциплину управления налоговой задолженностью.

    Условная группировка ключевых показателей эффективности выглядит следующим образом:

    Группа 1. «Структура и динамика задолженности»:

    - доля задолженности субъекта по отношению к величине налоговых поступлений;

    - соотношение элементов совокупной задолженности по обязательным платежам.

    Группа 2. «Экономические»:

    - распределение налоговой задолженности в разрезе видов экономической деятельности (оценивается структура задолженности с позиции отраслевой специфики экономических субъектов);

    - уровень рентабельности отрасли (предполагает оценку перспектив взыскания налоговой задолженности с точки зрения состояния отрасли).

    Группа 3. «Морально-психологические»:

    - доля поступивших средств по требованиям к общему объему средств, взыскиваемых по требованиям;

    - доля плательщиков, несвоевременно исполняющих обязанность по уплате налога к общему числу налогоплательщиков.

    Второй этап работы предполагает определение коридора значения ключевых показателей эффективности, а также на этом этапе проводится перевод значений показателей в баллы с последующим присвоением весо-

    вого значения. Источником для установления коридоров значений будут являться соотношения показателей других регионов.

    П = (П , В, ) + (П Вт) + (П 1+2 В+2 ), (1)

    где П . - показатель группы; П г - показатель г-го элемента группы, в баллах; - весовое значение г-го показателя, в баллах.

    Итоговое значение совокупного показателя определяется путем суммирования балов по каждой из групп.

    На третьем этапе проводится оценка показателей на предмет существенности. Проводится расчет совокупных показателей каждой из трех групп, путем установки каждому показателю группы балльного значения и признака существенности в формировании общей картины налоговой задолженности. Таким образом, совокупный показатель субъекта имеет следующий вид:

    СП субъекга = П. + П ^ + П у+2*

    На четвертом этапе проводится комплексный анализ результатов. Итоговая оценка уровня качества управления налоговой задолженностью субъекта производится путем сравнения с установленными коридорами значений совокупного показателя (табл. 1).

    Шкала расчетных значений показателей качества управления налоговой

    Значение полученного балльного показателя Оценка качества управления налоговой задолженностью

    От 0 до 16 Негативный

    От 16 до 20 Стабильный

    От 20 и выше Перспективный

    Предложенный подход по оценке управления налоговой задолженностью реализован на примере субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа, данные по которым представлены в табл. 2.

    Оценка качества управления налоговой задолженностью в СФО, в баллах

    Значение полученного бального показателя Оценка качества управления налоговой задолженностью Субъект Российской Федерации Сибирского федерального округа

    От 0 до 16 Негативный Республика Алтай (12,7) Забайкальский край (14,9) Республика Тыва (14,95) Кемеровская область (15,05) Алтайский край (15,9)

    От 16 до 20 Стабильный Новосибирская область (16,6) Иркутская область (18,25) Республика Хакасия (19,1)

    От 20 и выше Перспективный Красноярский край (21), Омская область (21,8), Республика Бурятия (23,2), Томская область (24,25)

    В результате распределения регионов по трем группам с точки зрения платежеспособности и качества работы налоговых органов по управлению задолженностью по налогам и сборам установлены регионы, в которых первоочередной задачей является улучшение организационной работы налоговых органов.

    Таким образом, на основе проведенного анализа деятельности налоговых органов по управлению налоговой задолженности в Сибирском федеральном округе предлагается ввести классификацию, отражающую платежеспособность и качество работы налоговых органов по урегулированию задолженности по налогам и сборам.

    Отличительной особенностью предложенной методики является то, что она учитывает не только текущее состояние и результаты работы налоговых органов по управлению налоговой задолженностью, но и дает оценку перспектив взыскания с учетом показателей рентабельности и детальной структуры задолженности по отраслям.

    Система управления налоговой задолженностью является сложным и многостадийным процессом, на каждом этапе которого существуют свои формы и методы их реализации.

    Таким образом, предложенный метод оценки качества управления налоговой задолженностью может стать перспективным механизмом по выявлению и совершенствованию недостатков в качестве работы налоговых органов.

    1. Дашибылова С.В. Задолженность по налогам и сборам: показатели и их характеристика (на примере Сибирского федерального округа) // Финансовая, налоговая и кредитно-денежная политика. 2015. № 2. С. 34-42.

    2. Жемчужникова И.В. Взыскание налоговых недоимок в Российской Федерации: понятие, механизм, направления совершенствования // Налоги и финансы. 2012. № 3. С. 19-33.

    3. Муталимова П.М. Урегулирование налоговой задолженности: комплексное решение // Российское предпринимательство. 2012. № 22 (220). С. 190-194.

    4. Шумяцкий Р.И. Урегулирование налоговой задолженности организаций: дис. . канд. экон. наук: 08.00.10. Новосибирск, 2007 192 с.

    Читайте также: