195 статья налогового кодекса рб

Опубликовано: 16.05.2024

1. Утратил силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ.

2. В целях настоящей главы дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию.

Абзацы второй - третий утратили силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ.

По операциям, указанным в подпункте 7 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.

По операции, указанной в подпункте 21 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

По операциям, указанным в подпунктах 23 и 24 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой оприходования прямогонного бензина признается день его оприходования лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина.

По операции, указанной в подпункте 25 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой получения бензола, параксилола или ортоксилола признается день его получения лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом.

По операциям, указанным в подпунктах 26, 27 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой оприходования бензола, параксилола или ортоксилола признается день его оприходования лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом, ортоксилолом.

По операции, указанной в подпункте 28 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой получения авиационного керосина признается день его получения лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

По операции, указанной в подпункте 29 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой получения средних дистиллятов признается день их получения российской организацией, имеющей свидетельство, предусмотренное статьей 179.5 настоящего Кодекса.

По операции, указанной в подпункте 30 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой реализации средних дистиллятов признается последнее число месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных пунктом 23 статьи 201 настоящего Кодекса.

По операции, указанной в подпункте 31 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, дата реализации средних дистиллятов определяется в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

По операции, указанной в подпункте 32 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой получения средних дистиллятов признается день их получения российской организацией, имеющей свидетельство, предусмотренное статьей 179.6 настоящего Кодекса, и (или) в документах, представленных указанным лицом в соответствии с пунктом 20 статьи 179.7 настоящего Кодекса.

По операции, указанной в подпункте 33 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой оприходования средних дистиллятов признается день их оприходования организацией, имеющей свидетельство, предусмотренное статьей 179.6 настоящего Кодекса.

При совершении операций, предусмотренных подпунктом 34 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой направления нефтяного сырья на переработку признается дата передачи в производство нефтяного сырья, принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, на праве собственности на переработку на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке нефтяного сырья. При этом объем передачи в производство нефтяного сырья определяется на основании данных средств измерений, размещенных в местах, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья.

Абзацы шестнадцатый - восемнадцатый утратили силу с 1 апреля 2020 года. - Федеральный закон от 30.07.2019 N 255-ФЗ.

По операции, указанной в подпункте 38 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой использования винограда признается последний день налогового периода, в котором осуществляется реализация произведенных из указанного винограда вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина), виноматериалов, виноградного сусла и спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла, лицом, имеющим лицензию на производство, хранение и поставки произведенных вина (в том числе с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения), и (или) игристого вина (шампанского) (в том числе с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения), и (или) ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина), либо лицом, имеющим лицензию на производство, хранение, поставки и розничную продажу произведенных сельскохозяйственными товаропроизводителями вина, и (или) игристого вина (шампанского), и (или) ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина), либо лицом, имеющим лицензию на производство, хранение и поставки произведенных виноматериалов и (или) виноградного сусла, либо лицом, имеющим лицензию на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков.

3. Утратил силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ.

4. При обнаружении недостачи подакцизных товаров дата их реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи (за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

5. По операциям, указанным в подпунктах 20 и 20.1 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой получения этилового спирта признается день его получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство (свидетельства), предусмотренное (предусмотренные) пунктом 1 статьи 179.2 настоящего Кодекса.

Комментируемая статья закрепляет порядок определения даты реализации (передачи) или получения подакцизных товаров.

Так, в соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 195 НК РФ в целях главы 22 НК РФ дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию.

В письме Минфина России от 09.09.2015 N 03-07-06/51963 рассмотрен вопрос об исчислении акциза при передаче организацией произведенной алкогольной продукции на оптовый склад, являющийся обособленным подразделением организации, и собственному магазину розничной торговли для дальнейшей реализации населению. Налоговый орган указал, что если организация, производящая алкогольную продукцию, передает ее собственному складу для последующей реализации другим организациям (то есть для оптовой торговли), то акциз при совершении такой передачи не начисляется. В данном случае акциз должен начисляться при отгрузке алкогольной продукции с указанного склада покупателям.

В то же время если организация-производитель передает алкогольную продукцию собственному магазину розничной торговли для дальнейшей реализации населению, то акциз начисляется на дату передачи такой продукции указанному магазину.

Абзац 2 пункта 2 комментируемой статьи отдельно определяет дату передачи по операциям по передаче на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов). Применительно к данным операциям датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.

Согласно абзацу 3 пункта 2 комментируемой статьи по операциям по получению прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

По операциям, указанным в подпунктах 23 и 24 пункта 1 статьи 182 НК РФ, датой оприходования прямогонного бензина признается день его оприходования лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, что регламентировано положениями абзаца 4 пункта 2 статьи 195 НК РФ.

Как установлено в абзаце 7 пункта 2 статьи 195 НК РФ, по операциям по получению авиационного керосина лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта, датой получения авиационного керосина признается день его получения лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Согласно абзацу 6 пункта 2 статьи 195 НК РФ по операциям, указанным в подпунктах 26, 27 пункта 1 статьи 182 НК РФ, датой оприходования бензола, параксилола или ортоксилола признается день его оприходования лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом, ортоксилолом.

По операциям по получению средних дистиллятов российской организацией, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, предусмотренное статьей 179.5 НК РФ, датой получения средних дистиллятов признается день их получения российской организацией, имеющей свидетельство, предусмотренное статьей 179.5 НК РФ.

По операции, указанной в подпункте 30 пункта 1 статьи 182 НК РФ, датой реализации средних дистиллятов признается последнее число месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных пунктом 23 статьи 201 НК РФ.

Согласно пункту 4 комментируемой статьи при обнаружении недостачи подакцизных товаров дата их реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи (за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

В силу пункта 5 статьи 195 НК РФ по операциям по получению (оприходованию) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.

В письме ФНС России от 23.07.2015 N ЕД-4-3/12894@ разъясняется, что в силу данной нормы статьи 195 (имеется в виду пункт 5 статьи 195 НК РФ) у организации обязанность начислить акциз по объекту налогообложения, возникшему при совершении ею операции получения (в собственность) спирта, возникает лишь с момента фактического получения этого спирта, т.е. на день его оприходования (постановки на бухгалтерский учет).

Оприходование товаров (продукции) подтверждается соответствующими первичными документами, предназначенными для оформления процедуры постановки этих товаров (продукции) на бухгалтерский учет.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 22 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "АКЦИЗЫ"
Ю.М. Лермонтов, 2016

Выводы судов основаны на положениях статей 39, 146, 166, 167, 173, 181, 182, 194, 195 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции.

подтверждающих факт экспорта подакцизных нефтепродуктов, влекущем начисление пеней с момента истечения срока уплаты налога по дату представления документов. Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 75, 183, 184, 195, 198, 204 Налогового кодекса, суды согласились с выводами налогового органа и признали законным решение инспекции в оспариваемой части. При этом суды исходили из того.

дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора не имеется. В обоснование отказа в удовлетворении заявленных требований суды сослались на статью 75, пункт 2 статьи 184, пункт 2 статьи 195, пункты 7 и 8 статьи 198, пункт 3 статьи 204 Налогового кодекса Российской Федерации и применительно к установленным обстоятельствам дела пришли к выводу о наличии оснований для начисления пеней. Доводам общества, изложенным в заявлении, поданном в суд надзорной инстанции.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ в статью 195 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

Статья 195. Определение даты реализации (передачи) или получения подакцизных товаров

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 195 НК РФ

1. Утратил силу с 1 января 2004 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 15 октября 2020 г. N 321-ФЗ

Пункт 2 изменен с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 15 октября 2020 г. N 321-ФЗ

2. В целях настоящей главы дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2007 г.

Информация об изменениях:

Абзац третий утратил силу с 1 января 2007 г.

Информация об изменениях:

По операциям, указанным в подпункте 7 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.

По операции, указанной в подпункте 21 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

По операциям, указанным в подпунктах 23 и 24 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой оприходования прямогонного бензина признается день его оприходования лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина.

По операции, указанной в подпункте 25 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой получения бензола, параксилола или ортоксилола признается день его получения лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом.

По операциям, указанным в подпунктах 26, 27 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой оприходования бензола, параксилола или ортоксилола признается день его оприходования лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом, ортоксилолом.

По операции, указанной в подпункте 28 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой получения авиационного керосина признается день его получения лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

По операции, указанной в подпункте 29 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой получения средних дистиллятов признается день их получения российской организацией, имеющей свидетельство, предусмотренное статьей 179.5 настоящего Кодекса.

По операции, указанной в подпункте 30 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой реализации средних дистиллятов признается последнее число месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных пунктом 23 статьи 201 настоящего Кодекса.

По операции, указанной в подпункте 31 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, дата реализации средних дистиллятов определяется в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

По операции, указанной в подпункте 32 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой получения средних дистиллятов признается день их получения российской организацией, имеющей свидетельство, предусмотренное статьей 179.6 настоящего Кодекса, и (или) в документах, представленных указанным лицом в соответствии с пунктом 20 статьи 179.7 настоящего Кодекса.

По операции, указанной в подпункте 33 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой оприходования средних дистиллятов признается день их оприходования организацией, имеющей свидетельство, предусмотренное статьей 179.6 настоящего Кодекса.

При совершении операций, предусмотренных подпунктом 34 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой направления нефтяного сырья на переработку признается дата передачи в производство нефтяного сырья, принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, на праве собственности на переработку на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке нефтяного сырья. При этом объем передачи в производство нефтяного сырья определяется на основании данных средств измерений, размещенных в местах, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья.

Абзацы 16 - 18 утратили силу с 1 апреля 2020 г. - Федеральный закон от 30 июля 2019 г. N 255-ФЗ

Информация об изменениях:

По операции, указанной в подпункте 38 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой использования винограда признается последний день налогового периода, в котором осуществляется реализация произведенных из указанного винограда вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина), виноматериалов, виноградного сусла и спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла, лицом, имеющим лицензию на производство, хранение и поставки произведенных вина (в том числе с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения), и (или) игристого вина (шампанского) (в том числе с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения), и (или) ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина), либо лицом, имеющим лицензию на производство, хранение, поставки и розничную продажу произведенных сельскохозяйственными товаропроизводителями вина, и (или) игристого вина (шампанского), и (или) ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина), либо лицом, имеющим лицензию на производство, хранение и поставки произведенных виноматериалов и (или) виноградного сусла, либо лицом, имеющим лицензию на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков.

7777

Об изменениях в Налоговом кодексе Республики Беларусь

С 1 января 2021 г. вступают в силу изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее – Изменения).

1. Для целей применения положений Налогового кодекса Республики Беларусь с учетом Изменений, вступающих в силу с 1 января 2021 года, необходимо учитывать, что для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (пункт 1 статьи 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Однако при выпуске товаров до подачи декларации на товары и регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары по 31 декабря 2020 года включительно будут применяться положения Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действующей на день регистрации указанного заявления, а также положения Указа Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 107 «Об освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь некоторых категорий товаров» (далее – Указ № 107) и Указа Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей» (далее – Указ № 287).

2.Налог на добавленную стоимость (НДС).

2.1. Изменениями предусмотрено исключение из статьи 119 Налогового кодекса Республики Беларусь подпункта 1.5.

Таким образом, лекарственные средства, медицинские изделия и протезно-ортопедические изделия, а также сырье, материалы для их изготовления, комплектующие изделия для их производства, полуфабрикаты к ним исключены из категорий товаров, которые освобождаются от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь.

При ввозе на территорию Республики Беларусь лекарственных средств и медицинских изделий установлена ставка НДС в размере 10 %.

Согласно подпункту 2.2 1 пункта 2 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции Изменений) основанием для применения ставки НДС в размере десять (10) процентов является в отношении:

лекарственных средств– включение сведений о них в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или в единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза либо наличие заключения (разрешительного документа) на ввоз на территорию Республики Беларусь незарегистрированных лекарственных средств, выдаваемого Министерством здравоохранения в порядке, установленном законодательством;

Справочно. Документом, подтверждающим факт регистрации лекарственного препарата для медицинского применения в рамках Евразийского экономического союза, является регистрационное удостоверение (Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 78 от 3 ноября 2016 «О Правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения»). Номер регистрационного удостоверения формируется в следующем порядке:

ЛП-N(XXXXXX) - (YY-ZZ), где:

позиция «ЛП» - лекарственный препарат;

позиция «N(XXXXXX)» - единый шестизначный порядковый номер регистрационного удостоверения, присвоенный референтным государством - членом (присваивается автоматически из единого реестра лекарственных средств, зарегистрированных в рамках Союза);

позиция «YY» - статус государства - члена в процессе экспертизы и регистрации лекарственного препарата ("РГ" - референтное государство; «ГП» - государство признания);

позиция «ZZ» - двухбуквенный код государства - члена (в соответствии с международным стандартом ISO 3166-1-2013 «Коды для представления названий стран и их подразделений. Часть 1. Коды стран»: Республика Армения - AM; Республика Беларусь - BY; Республика Казахстан - KZ; Кыргызская Республика - KG; Российская Федерация - RU).

медицинских изделий– включение сведений о них в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь или в единый реестр медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза, либо наличие разрешения на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных медицинских изделий, выдаваемого Министерством здравоохранения в порядке, установленном законодательством.

Справочно. Документом, подтверждающим факт регистрации медицинского изделия в рамках Евразийского экономического союза, является регистрационное удостоверение (Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 46 от 12 февраля 2016 г. «О Правилах регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий»). Регистрационный номер регистрационного удостоверения формируется в следующем порядке:

МИ - Х Х - ХХХХХХ,

__ __ __ ________

элемент 1 - медицинское изделие;

элемент 2 - 2-значный буквенный код референтного государства в соответствии с классификатором стран мира;

элемент 3 - 2-значный буквенный код государств признания в соответствии с классификатором стран мира (указываются коды всех государств признания, подтвердивших согласование экспертного заключения референтного государства);

элемент 4 - 6-значный порядковый номер регистрационного удостоверения, присвоенный уполномоченным органом референтного государства (присваивается автоматически из единого реестра медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза).

Утверждение перечня лекарственных средств и медицинских изделий по аналогии с Указом № 107 для целей применения ставки 10% не предусмотрено. То есть, при наличии оснований, определенных в подпункте 2.2 1 пункта 2 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции Изменений), ставка НДС в размере 10% применяется в отношении лекарственных средств и медицинских изделий вне зависимости от кода товара единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

2.1.1.При заявлении в ДТ лекарственных средств и медицинских изделий и применении ставки НДС в размере 10 % должны быть указаны следующие сведения:

в элементе 4 графы 36 указывается код ТМ [1] ;

графа 44 должна содержать:

сведения в отношении лекарственных средств, включенных в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или в единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, под кодом «10051» [2] ;

в отношении незарегистрированных лекарственных средств сведения о заключении (разрешительном документе) на ввоз на территорию Республики Беларусь, выдаваемого Министерством здравоохранения, под кодом «01081» [3] ;

в отношении медицинских изделий сведения о включении сведений о них в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь или в единый реестр медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза, либо о наличии разрешения на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных медицинских изделий, выдаваемого Министерством здравоохранения, под кодом «10021» [4] ;

графа 47 ДТ в отношении вида платежа «5010» должна содержать запись «10%» в колонке «Ставка».

2.2. Перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, определен в Приложении 26 к Налоговому кодексу Республики Беларусь с учетом Изменений (далее – Перечень к Кодексу).

То есть с 1 января 2021 г. перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, утвержденный Указом № 287 (далее – Перечень 287), не применяется.

Перечень к Кодексу содержит значительные отличия от аналогичного Перечня 287.

[2] Согласно классификатору видов документов и сведений (Приложению 8 к Решению № 378)

[3] Согласно классификатору видов документов и сведений (Приложению 8 к Решению № 378)

[4] Согласно классификатору видов документов и сведений (Приложению 8 к Решению № 378)

Статья 195. Налоговая база земельного налога

Отзывов: 0
Отзывов: 0 | Написать отзыв

СТАТЬЯ 195. НАЛОГОВАЯ БАЗА ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

1. Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

3. Налоговая база земельного налога определяется в белорусских рублях на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога, в отношении:

3.1. земельного участка, предоставленного для одной цели, – в размере его кадастровой стоимости;

3.2. земельного участка, предоставленного для нескольких целей, для которых в приложении 5 к настоящему Кодексу предусмотрены разные ставки земельного налога, – в размере суммы кадастровой стоимости, определенной исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка;

3.3. земельного участка, предоставленного для нескольких целей, которые соответствуют разным видам функционального использования земельных участков и в отношении которых в приложении 5 к настоящему Кодексу предусмотрены разные ставки земельного налога, – в размере суммы кадастровой стоимости, определенной исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка;

3.4. доли в праве на земельный участок, предоставленный для одной цели, – в размере кадастровой стоимости земельного участка, соответствующей доле в праве на земельный участок. При этом налоговая база и сумма земельного налога для каждого из плательщиков определяются соразмерно их долям в праве на земельный участок.

4. Функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) определяется их целевым назначением согласно приложению 4 к настоящему Кодексу.

5. Налоговая база земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, а также в других случаях, предусмотренных настоящей главой, при наличии кадастровой оценки определяется по площади и баллу кадастровой оценки земель сельскохозяйственных организаций, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств.

5 1 . Налоговая база земельного налога на земельные участки промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, предоставленные юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям из земель лесного фонда для строительства и обслуживания линейных объектов (газопроводы, нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи и другое), а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, определяется в размере кадастровой стоимости земель лесного фонда, установленной Советом Министров Республики Беларусь.

6. Площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы для:

6.1. сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения;

6.2. земельных участков, используемых для добычи торфа на топливо и удобрения и сапропелей на удобрения;

6.3. исключен;

6.4. земельных участков, входящих в состав земель лесного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях;

6.5. земельных участков, входящих в состав земель водного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы;

6.6. земельных участков:

  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автомобильных рынков, игорных заведений, иных объектов, производственной зоны и рекреационной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 5 180, 28 253, 14 126 и 15 539 белорусских рублей за гектар;
  • жилой многоквартирной зоны и жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее41 440 и 20 720 белорусских рублей за гектар.

7. Налоговая база земельного налога в отношении земельных участков, указанных в подпункте 6.6 пункта 6 настоящей статьи, определяется для:

  • земельного участка, предоставленного для нескольких целей, – в размере площади, определенной исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка;
  • земельного участка, предоставленного для нескольких целей, которые соответствуют разным видам функционального использования земельных участков и в отношении которых предусмотрены разные ставки земельного налога, – в размере площади, определенной исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка;
  • доли в праве на земельный участок, предоставленный для одной цели, – в размере площади земельного участка, соответствующей доле в праве на земельный участок. При этом налоговая база и сумма земельного налога для каждого из плательщиков определяются соразмерно их долям в праве на земельный участок.

8. Расчет площади частей земельного участка, приходящихся на соответствующее функциональное использование, по которым предусмотрены разные ставки земельного налога, производится путем деления общей площади земельного участка на общую площадь всех капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, расположенных на этом земельном участке, и умножения на общую площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест с соответствующим функциональным использованием, по которому установлена отдельная ставка налога.

Написать отзыв

Ваше имя:

Ваш отзыв:

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо Хорошо

Введите код, указанный на картинке:

Фото: caoinform.moscow
Фото: caoinform.moscow

Изменения в действующую редакцию Налогового кодекса Беларуси вступили в силу в начале 2021 года. Сейчас у плательщиков появилась возможность подробно изучить их влияние на бизнес. Елена Жугер, директор компании «БелАудитАльянс», рассказала о нововведениях в НК, которые должны учитывать директора и собственники бизнеса для налогового планирования и оптимизации налогообложения.

Елена Жугер
Директор компании «БелАудитАльянс»

Налог на прибыль

— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

  • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
  • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
  • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.

Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

Исключение составляют дополнительные поощрительные отпуска, предоставляемые по решению нанимателя, кроме дополнительных поощрительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательными актами (п. 95 ст. 1 Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» N 72-З). Расходы на такие отпуска не включаются в состав расходов для налога на прибыль.

Фото: yana.kiev.ua

Фото: yana.kiev.ua

3. Изменения НК-2021 коснулись порядка применения и восстановления инвестиционного вычета. С 2021 года плательщикам предоставляется право применять инвестиционный вычет не единовременно, а в течение двух лет. Это расширяет возможности организаций по применению инвестиционного вычета в полном объеме и является особенно актуальным для организаций на начальных этапах осуществления деятельности и в период ухудшения общей экономической ситуации, когда существенно снижается размер получаемой ими прибыли.

Кроме того, расширен перечень объектов, по которым возможно применение инвестиционного вычета. С 2021 года разрешено применять инвестиционный вычет:

  • К объектам основных средств, приобретаемых по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп объекта
  • К жилым помещениям, относящимся к арендному жилью (за исключением арендного жилья, расположенного в зданиях, принятых в эксплуатацию организацией-застройщиком по истечении нормативной продолжительности строительства)
  • К встроенно-пристроенным нежилым помещениям в жилых домах.

Инвестиционный вычет по инновационным проектам, по которым выдано заключение ГКНТ, можно применять в повышенном размере:

  • Недвижимость — 20% (стандартный — 15)
  • Оборудование — 40% (30).

Поясню, что такое инвестиционный вычет. В соответствии с подп. 2.2 ст. 170 НК плательщики имеют право единовременно включить в затраты по производству и реализации инвестиционный вычет. Он представляет собой часть первоначальной стоимости основных средств, а также стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию, реставрацию (далее — вложения в реконструкцию).

Инвестиционный вычет применяется только по основным средствам и только по тем, которые используются организацией в предпринимательской деятельности (абз. 1 ч. 2 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Например, организация приобрела офисное помещение стоимостью 1 000 000 бел. рублей (около $ 390 тыс.). Сумму 150 000 бел. рублей (около $ 59 тыс.) она может включить в состав расходов для налога на прибыль.

Таким образом, инвестиционный вычет можно рассматривать как инструмент для налоговой оптимизации в рамках НК.

4. С 2021 года плательщикам запрещено включать в состав расходов для налога на прибыль суммы курсовых разниц, возникающих в связи:

  • С осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении согласно статье 173 Налогового кодекса и иным положениям законодательства
  • С получением доходов, не учитываемых при налогообложении согласно законодательству.

Соответствующие изменения внесены в подп. 1.18 п. 1 ст. 173 НК и п. 4 ст. 174 НК дополнен подп. 4.23.

Приведу пример. Организация приобрела за пределами Беларуси услуги сторонних организаций, которые в соответствии с НК нельзя учесть в составе расходов. Соответственно, и курсовые разницы при приобретении таких расходов не будут учитываться для налога на прибыль.

Фото: worksection.com

Фото: worksection.com

5. Теперь резервы по сомнительным долгам разрешено формировать в том числе и по дебиторской задолженности, которая возникла по операциям по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) и/или в иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Таким образом, арендодатели и лизингодатели получат возможность не платить налог на прибыль по договорам, по которым образуется задолженность при просрочке со стороны арендаторов и лизингополучателей более 90 дней.

При этом 5%-ный критерий, в соответствии с которым такие резервы по сомнительным долгам формируют внереализационные расходы, также дополнен доходами от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Напоминаю, что с 2019 года организациям разрешено включать в состав внереализационных расходов просроченную дебиторскую задолженность и таким образом снижать налог на прибыль (пп. 3.48 ст. 175). В условиях всеобщей неплатежеспособности это большое послабление со стороны государства.

Подоходный налог

1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

Фото: dw.com

Фото: dw.com

Трансфертное ценообразование

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

Фото: freepik.com

Фото: freepik.com

Уточнено, что при реализации экспортируемых транспортных услуг:

  • Экспедиторы должны указывать в ЭСЧФ также реквизиты международного транспортного документа
  • Экспедиторы и перевозчики должны указывать в ЭСЧФ код вида экономической деятельности общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005−2011 «Виды экономической деятельности»
  • Уточнен перечень сведений, подлежащих указанию в реестре электронных таможенных деклараций на товары, для целей подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров. Этот перечень дополнен сведениями о номерах деклараций на товары для экспресс-грузов (ст. 123 НК).

Кроме того, по сведениям Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», у белорусских перевозчиков имеется необходимость получения от белорусских налоговых органов справки, подтверждающей, что они зарегистрированы в Республике Беларусь, для налогообложения НДС. Справка необходима им для получения в странах Европы (в частности, Австрии, Бельгии, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции) возврата НДС по автомобильному топливу, приобретенному на их территории. Пунктом 7 статьи 136 НК законодательно закреплена процедура выдачи такой справки налоговыми органами.

В статье 126 НК уточнен термин транспортно-экспедиционных услуг, признаваемых экспортируемыми для целей применения ставки НДС в размере 0%.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые не признаются экспортируемыми, дополнен такими услугами как:

  • Вспомогательные транспортные услуги, классифицируемые в категории 52.29.20.100 ОКРБ 007−2012 « Классификатор продукции по видам экономической деятельности » . Данная категория включает услуги таможенных агентов, которые оказывают услуги по электронному предварительному информированию таможенных органов о товарах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в таможенной процедуре таможенного транзита
  • Консультационные услуги по вопросам организации перевозок грузов, информационные услуги, связанные с перевозкой грузов
  • Услуги по хранению грузов.

Эти услуги реализуются по отдельно заключенному договору.

Изменена ставка НДС для отдельных групп товаров

1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).

Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.

Налог на доходы иностранных организаций

Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).

Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.

Фото: paikea.ru

Фото: paikea.ru

Налог при УСН

1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.

Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций.
Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Принятые в НК-2021 изменения во многих случаях являются практикой прошлых лет, которая дополнила и уточнила отдельные правила применения.
Вместе с тем в НК-2021 содержится большое количество норм, которые требуют дополнительного разъяснения со стороны Министерства по налогам и сборам, чего и будем ждать в ближайшее время.

Полный обзор изменений в Налоговый кодекс для директора и главного бухгалтера можно скачать по ссылке.

Читайте также: