191 статья налогового кодекса

Опубликовано: 23.04.2024

О суде

Вопросы, возникающие при применении статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации

В судебной практике возник спор о применении правовых последствий при нарушении налоговым органом срока возврата излишне взысканной им суммы налога.

Статьей 78 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Согласно статье 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Таким образом, в Налоговом кодексе РФ предусмотрено взыскание процентов в пользу налогоплательщика как в случае излишней уплаты им суммы налога (статья 78), так и в случае излишнего взыскания с его счета суммы налога налоговым органом (ст.79).

Статья 78 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление процентов в пользу налогоплательщика, беря за основу дату подачи им заявления о возврате излишне уплаченного налога. Если в течение одного месяца возврат налога не произведен, на сумму излишне уплаченного налога начисляется пеня.

В отличие от статьи 78 статья 79 Налогового кодекса РФ моментом, с которого начисляются проценты за несвоевременный возврат налога (пени), называет день, следующий за днем взыскания подлежащей возврату суммы налога. Таким образом, при применении статьи 79 проценты начисляются за более длительный период.

Приведенные различия в правовых последствиях для участников налоговых правоотношений объясняют стремление налогоплательщиков получить проценты за несвоевременный возврат на основании статьи 79 Налогового кодекса РФ, поэтому именно данная норма зачастую выдвигается в качестве основания иска о взыскании процентов. Налоговые инспекции, напротив, стремятся к расширительному толкованию статьи 78 Налогового кодекса РФ.

По одному из рассмотренных дел с налогоплательщика в 1999 г. в бесспорном порядке была взыскана сумма пени за несвоевременную уплату декадных платежей по налогу на добавленную стоимость. В связи с тем, что 14.12.2000 Конституционный Суд РФ вынес Определение N 258-О "По жалобам АО "Энергомаш" и ОАО "Табачная фабрика "Омская"" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" о незаконности данного вида пени, предприятие в 2001 г. обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате пени с начислением на сумму пени процентов за несвоевременный возврат на основании статьи 79 Налогового кодекса РФ со дня, следующего за днем взыскания. Налоговым органом сумма пени была возвращена налогоплательщику, однако от уплаты процентов, начисленных за период с 1999 г. по день возврата, налоговая инспекция отказалась.

Представляется, что в создавшейся ситуации проценты не могут начисляться с момента взыскания пени налоговым органом. Позиция налогоплательщика основывается только на факте излишнего списания пени в бесспорном порядке. Однако самого факта бесспорного списания недостаточно, чтобы применить статью 79 Налогового кодекса РФ.

Как было отмечено, более жесткие правовые последствия для государства объясняются наличием в действиях налоговых органов элемента противоправности.

В 1999 г., когда происходило взыскание пени по декадным платежам по налогу на добавленную стоимость, у сторон правоотношения не было сомнений в законности действий налоговой инспекции. Законодательство о налоге на добавленную стоимость предусматривало такой вид пени. В дальнейшем ситуация изменилась в связи с правовыми выводами, сделанными Конституционным Судом Российской Федерации в названном выше Определении. На момент списания пени действия налогового органа были правомерными, в связи с чем начисление процентов с момента взыскания пени необоснованно.

судья, канд. юрид. наук, стаж работы в Федеральном арбитражном суде

Северо-Кавказского округа - 6 лет

"Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа", N 3, июль-август 2002 г.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки


С 19 августа 2017 вступила в силу новая статья НК – 54.1, регламентирующая пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и сумм налогов и взносов. Она введена в действие Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ.

Как налоговики на практике должны применять нормы данной статьи? Рекомендации по этому поводу недавно выпустила ФНС.

В письме ФНС от 31 октября 2017 г. N ЕД-4-9/22123@ говорится, что статья 54.1 НК направлена на предотвращение использования «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации.

От 53 к 54.1

Статья 54.1 НК представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами, учитывающий основные аспекты сформированной судебной практики.

Суть изменений заключается в том, что законодателем определены конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам.

При этом сохраняет силу принцип презумпции добросовестности налогоплательщика.

Начало применения ст. 54.1 НК

Напомним, первой ласточкой применения судами в качестве аргумента ст. 54.1 НК в пользу налогоплательщика стало Постановлении Тринадцатого ААС от 13.09.2017г. по делу №А56-28927/2016.

Искажение сведений

По мнению ФНС, признаки такого искажения следующие:

Злой умысел

Об умышленных действиях налогоплательщика могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему.

При выявлении таких фактов налоговый орган должен учитывать, что обстоятельства подконтрольности сами по себе не могут служить основанием для вывода об умышленном характере действий налогоплательщика.

При взаимодействии налогоплательщика с формально независимыми лицами в ряде случаев об умышленности действий могут говорить обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности, предопределенности движения денежных и товарных потоков, совершения ряда неслучайных действий (операций), подчиненных единой цели - возможности отражения заведомо ложных сведений о фактах хозяйственной жизни, создания искусственного документооборота и получения налоговой экономии.

Если нет доказательств умысла у налогоплательщика, методологическая (правовая) ошибка сама по себе не может признаваться искажением в целях применения пункта 1 статьи 54.1 НК РФ.

Когда учесть вычеты и расходы можно

1) основной целью совершения сделки не являются неуплата (неполная уплата) или зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, или лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Плохие сделки

В этой связи основной целью сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная (деловая) цель, а не налоговая экономия.

Примером такой сделки может служить бизнес-решение, не свойственное предпринимательскому обороту (присоединение компании с накопленным убытком без актива при отсутствии экономического обоснования и т.п.) и которое не может быть обосновано с точки зрения предпринимательского риска, фактически совершенное не в своем интересе, а в интересах иного лица с целью его скрытого финансирования.

Что делать налоговикам

Налоговые органы должны доказать, что такая сделка (операция) не имеет какого-либо разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения, а имеет своей целью лишь уменьшение налоговых обязательств, или является частью схемы, основной целью которой является уменьшение налоговых обязательств.

Никто не запрещает налогоплательщику проводить свои хозяйственные операции так, чтобы налоговые последствия были минимальными, однако в избранном налогоплательщиком варианте сделки не должно присутствовать признака искусственности, лишенной хозяйственного смысла.

ИФНС, в свою очередь, не вправе навязывать налогоплательщику тот или иной вариант построения хозяйственных операций.

Сбор доказательств

ФНС рекомендует инспекторам обращать внимание на нетипичность документооборота, несоответствие обычаю делового оборота поведения участников сделки. По всем таким фактам следует получать пояснения налогоплательщика и ответственных лиц, а при получении информации, противоречащей показаниям свидетелей или собранным доказательствам, обеспечивать повторное получение пояснений налогоплательщика и ответственных лиц по установленным противоречиям.

При проведении допросов лиц, числящихся подписантами первичных документов, налоговики могут проводить изъятие образцов почерка для дальнейшего проведения почерковедческой экспертизы.

Вместе с тем пункт 3 ст. 54. НК РФ предусматривает несколько критериев, которые самостоятельно не могут служить основанием для предъявления налоговых претензий:

Акт по итогам проверки

При этом установление умысла не может сводиться к простому перечислению всех сделок, в результате которых налогоплательщик получил налоговую экономию, и приведению анализа возможности влияния фактов подконтрольности на условия и результат экономической деятельности. Необходимо указывать конкретные действия налогоплательщика (его должностных лиц), которые обусловили совершение правонарушения, и приводить доказательства, которые бы свидетельствовали о намерении причинить вред бюджету.

Налоговики для целей применения пункта 1 ст. 54.1 НК РФ должны доказать совокупность следующих обстоятельств:

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 306-ФЗ
1. При ввозе подакцизных товаров (с учетом положений статьи 185 настоящего Кодекса) на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 306-ФЗ:
1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения) - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;
2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, как сумма:
их таможенной стоимости;
подлежащей уплате таможенной пошлины;
3) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок, - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки. Расчетная стоимость подакцизных товаров, в отношении которых установлены комбинированные ставки акциза, определяется в соответствии со статьей 187.1 настоящего Кодекса (подпункт дополнительно включен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 134-ФЗ).

2. Таможенная стоимость подакцизных товаров, а также подлежащая уплате таможенная пошлина определяются в соответствии с настоящим Кодексом (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 29 декабря 2000 года N 166-ФЗ).
3. Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, партии подакцизных товаров (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 29 декабря 2000 года N 166-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 306-ФЗ.

Если в составе одной партии ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. В аналогичном порядке налоговая база определяется также в случае, если в составе партии ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ранее вывезенные с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 306-ФЗ.

4. При ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров в качестве продуктов переработки вне таможенной территории налоговая база определяется в соответствии с положениями настоящей статьи (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 306-ФЗ.

5. Налоговая база при ввозе российских товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на остальную часть территории Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, либо при передаче их на территории особой экономической зоны лицам, не являющимся резидентами такой зоны, определяется в соответствии со статьей 187 настоящего Кодекса (пункт дополнительно включен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 240-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 306-ФЗ.

Комментарий к статье 191 НК РФ

Налоговая база по подакцизным товарам, ввозимым на территорию России, в том числе полученным в результате переработки вне ее таможенной территории, определяется в зависимости от установленных в отношении данных товаров налоговых ставок:
- по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (в рублях и копейках за единицу измерения) ставки акцизов, - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;
- по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах от стоимости) ставки акцизов, - как сумма таможенной стоимости этих товаров и таможенной пошлины.

Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации партии подакцизных товаров. Если в составе одной партии подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Если в составе партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ для переработки вне таможенной территории России, налоговая база определяется в аналогичном порядке.

Консультации и комментарии юристов по ст 191 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 191 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. При ввозе подакцизных товаров (с учетом положений статьи 185 настоящего Кодекса) на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется:

1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения) - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, как сумма:

их таможенной стоимости;

подлежащей уплате таможенной пошлины;

3) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок, - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки. Расчетная стоимость подакцизных товаров, в отношении которых установлены комбинированные ставки акциза, определяется в соответствии со статьей 187.1 настоящего Кодекса.

2. Таможенная стоимость подакцизных товаров, а также подлежащая уплате таможенная пошлина определяются в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, партии подакцизных товаров.

Если в составе одной партии ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. В аналогичном порядке налоговая база определяется также в случае, если в составе партии ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ранее вывезенные с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории.

4. При ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров в качестве продуктов переработки вне таможенной территории налоговая база определяется в соответствии с положениями настоящей статьи.

5. Налоговая база при ввозе российских товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на остальную часть территории Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, либо при передаче их на территории особой экономической зоны лицам, не являющимся резидентами такой зоны, определяется в соответствии со статьей 187 настоящего Кодекса.

Анализируя правила п. 1 ст. 191, нужно обратить внимание на следующее:

  1. они подлежат применению лишь в случаях, если:
  2. они предписыв определять налоговую базу:
  • речь идет именно о ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ. Иначе говоря, их не следует применять, как в случаях вывоза подакцизных товаров с таможенной территории РФ, так и в случаях ввоза на нее подакцизного минерального сырья;
  • обеспечивается учет правил п. 1, 3 ст. 185 НК (об особенностях ввоза при помещении под различные таможенные режимы, о случаях полного или частичного освобождения ввоза от налогообложения акцизом; о ввозе подакцизных товаров, осуществляемом физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности и т.п. См. об этом подробный комментарий к ст. 185 НК);

а) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (они устанавлився в рублях и копейках за единицу измерения, например, 8 рублей за 1 литр безводного этилового спирта - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении (в литрах, килограммах, штуках, тоннах));

б) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки (они устанавлився в процентах за единицу измерения, например, 5% от стоимости ювелирных изделий) как суммы:

  • их таможенной стоимости. Она определяется, исходя из цен подакцизных товаров, указанных в контракте (договоре) на поставку подакцизных товаров, а также исходя из иных методов, установленных действующим Законом о тарифах;
  • подлежащей уплате таможенной пошлины. Размер подлежащей уплате таможенной пошлины также определяется исходя из норм Закона о тарифах (ст. 111 ТК).

Характеризуя правила п. 2 ст. 191, нужно учесть, что:

  1. они те увязаны с правилами п. 1 ст. 191 (ибо в последних установлены случаи, когда налоговая база определяется с учетом таможенной стоимости и таможенных пошлин, упомянутых в п. 2 ст. 191);
  2. их следует применять с учетом положений ст. 28 Закона N 118 о том, что ссылки на нормы глав НК (которые еще не приняты) приравнився к ссылкам на действующие федеральные законы о конкретных налогах и сборах. В связи с этим (впредь до принятия соответствующей главы НК) таможенную стоимость подакцизных товаров и подлежащих уплате (в связи с ввозом на территорию РФ подакцизных товаров) таможенной пошлины следует определять в соответствии с нормами Закона о тарифе.

Правила п. 3 ст. 191 императивно устанавлив, что:

  1. налоговая база должна определяться налогоплательщиком:
  2. налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы подакцизных товаров, если:
  • отдельно по каждой ввозимой на таможенную (но не на всю территорию) территорию РФ партии подакцизных товаров. Состав последней определяется как условиями контракта, так и нормами действующего таможенного законодательства;
  • в составе одной партии ввозимых подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам (в т.ч. по разным адвалорным налоговым ставкам, по разным твердым (специфичным) ставкам);
  • в составе ввозимых подакцизных товаров присутствуют как товары, ввозимые на таможенную территорию РФ впервые, так и подакцизные товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ для переработки вне таможенной территории РФ (это таможенный режим, при котором российские подакцизные товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории РФ с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории РФ, с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов (в т.ч. акциза), а также без применения к товарам мер экономической политики (ст. 87 - 96 ТК), см. об этом более подробный комментарий к ст. 185 НК);

Специфика правил п. 4. ст. 191 состоит в том, что:

Задавайте ваши вопросы

Никто не задавал вопросов, вы будете первым.

1. В целях настоящей главы дата возникновения обязательств по уплате налога на доходы определяется как приходящийся на налоговый период день начисления иностранной организации дохода (платежа).

2. Днем начисления дохода (платежа) иностранной организации, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признается наиболее ранняя из следующих дат:

2.1. дата отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта выполнения иностранной организацией работ, оказания услуг, приобретения у иностранной организации недвижимого имущества, приобретения предприятия как имущественного комплекса (его части), принадлежащего иностранной организации, приобретения, перехода доли (пая, акций), принадлежащей иностранной организации как участнику организации, либо ее части, признания неустойки (штрафа, пени) и других видов санкций за нарушение условий договоров;

2.2. дата отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) обязательств перед иностранной организацией по выплате доходов в виде дивидендов, доходов от долговых обязательств (за исключением доходов от долговых обязательств по предоставленным кредитам, займам, а также от долговых обязательств по ценным бумагам, условиями эмиссии которых предусмотрено получение доходов в виде процентов (дисконта)), роялти, операций по реализации (погашению) ценных бумаг (кроме акций), реализации товаров на условиях договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;

2.3. дата отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта выплаты налоговым агентом дохода иностранной организации (факта осуществления платежа, передачи имущества, имущественных прав, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета).

3. Днем начисления дохода (платежа) иностранной организации от долговых обязательств по кредитам, займам, а также от долговых обязательств по ценным бумагам, условиями эмиссии которых предусмотрено получение доходов в виде процентов (дисконта), признается по выбору налогового агента одна из следующих дат:

3.1. дата отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) обязательств перед иностранной организацией по выплате такого дохода;

3.2. дата отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта выплаты налоговым агентом дохода иностранной организации (факта осуществления платежа, передачи имущества, имущественных прав, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета).

Налоговые агенты, избравшие днем начисления дохода (платежа) иностранной организации от долговых обязательств по кредитам, займам дату отражения в бухгалтерском учете факта выплаты дохода, делают соответствующую отметку в налоговой декларации (расчете) по налогу на доходы, в которой в соответствии с частью первой настоящего пункта отражен этот вид дохода иностранной организации.

Налоговые агенты, избравшие днем начисления дохода (платежа) иностранной организации от долговых обязательств по ценным бумагам, условиями эмиссии которых предусмотрено получение доходов в виде процентов (дисконта), дату отражения в бухгалтерском учете факта выплаты дохода, делают соответствующую отметку в налоговой декларации (расчете) по налогу на доходы, в которой в соответствии с частью первой настоящего пункта отражен этот вид дохода иностранной организации.

Принятые налоговым агентом решения о выборе дня начисления указанных в настоящем пункте видов доходов иностранной организации оформляются в письменной форме и изменению в течение текущего календарного года не подлежат.

4. Днем начисления дохода (платежа) иностранной организации налоговыми агентами, использующими предоставленное им законодательными актами право не вести бухгалтерский учет, признается дата выплаты дохода иностранной организации (осуществления платежа, передачи имущества, имущественных прав, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета).

5. Днем начисления дохода (платежа), указанного в подпункте 3.5 пункта 3 статьи 189 настоящего Кодекса, иностранной организацией, не имеющей открытого в Республике Беларусь представительства и (или) постоянного представительства, начисляющих и (или) выплачивающих его другой иностранной организации, признается наиболее ранняя из следующих дат:

5.1. дата совершения хозяйственной операции, с которой связано получение дохода, признаваемого объектом налогообложения налогом на доходы;

5.2. дата выплаты дохода иностранной организации (факта осуществления платежа, передачи имущества, имущественных прав, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета).

6. В случае выплаты, списания со счетов юридических лиц или индивидуальных предпринимателей денежных средств, причитающихся иностранной организации в виде доходов, признаваемых объектом налогообложения налогом на доходы, на основании судебного постановления, днем начисления дохода (платежа) иностранной организации признается дата отражения в бухгалтерском учете фактического исполнения решения суда, если ранее доход (платеж) не был отражен в установленном порядке в бухгалтерском учете.

7. В случае выплаты доходов от предоставления гарантии (по банковской гарантии) днем начисления платежа (дохода) является дата, когда банком-резидентом было получено извещение о необходимости перечислить (уведомление о предстоящем списании со счета) вознаграждение за предоставленную гарантию банку-нерезиденту или иностранной небанковской кредитно-финансовой организации, если дата перечисления (списания со счета) денежных средств не является более ранней.

Читайте также: