1 понятие и содержание налогового регулирования предпринимательской деятельности

Опубликовано: 05.05.2024

Знать: понятие и основные этапы налогового регулирования предпринимательской деятельности; круг субъектов-участников налогового регулирования предпринимательской деятельности, их права, обязанности, ответственность, возникающие в процессе налогового регулирования.

Уметь: выявлять признаки налогового регулирования предпринимательской деятельности, отграничивать налоговое регулирование от иных форм государственного регулирования.

Владеть: навыками определения порядка наюгообложения субъектов предпринимательской деятельности, анализа судебной практики о налогообложении предпринимательства.

Понятие, содержание, цели и источники налогового регулирования предпринимательской деятельности

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности — это установление в актах государственных органов правил налогообложения предпринимательской деятельности, контроль соблюдения этих правил компетентными государственными органами и ответственность за нарушение установленных правил налогообложения. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности состоит из нескольких этапов.

Первый этап налогового регулирования представляет собой процесс создания правил налогообложения предпринимательской деятельности.

Второй этап включает в себя применение установленных правил налогообложения субъектами предпринимательской деятельности или компетентными государственными органами. Применение установленных правил — это их практическая реализация.

Третий этап налогового регулирования предпринимательской деятельности представляет собой контроль компетентных государственных органов применения правил налогообложения предпринимательской деятельности.

Четвертый этап налогового регулирования заключается в привлечении к ответственности субъектов налоговых правоотношений.

Для правильного понимания сути налогового регулирования предпринимательской деятельности необходимо дать определение надо-

гообложения предпринимательской деятельности — это основанное на законе отчуждение денежных средств субъекта предпринимательской деятельности, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и носящее обязательный, индивидуально безвозмездный характер, направленное на финансирование деятельности публичной власти. Суть налогового регулирования состоит в лишении субъекта предпринимательской деятельности права собственности или иного вещного права на часть его денежных средств.

Наиболее распространенной формой налогообложения предпринимательской деятельности является налог. Статья 8 НК РФ дает определение налога и сбора.

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

В отличие от налога, который является безвозмездным, т. е. его уплата не предполагает получения эквивалентной выгоды, сбор характеризуется индивидуальным возмещением [1] . Это обязательство влечет за собой возникновение у государства встречного обязательства перед субъектом предпринимательской деятельности предоставлять ему какие-либо услуги или вещи за то, что тот платит сбор. Обязанности государства в данном случае будут носить индивидуальный характер.

Для того чтобы предпринимательская деятельность облагалась налогами, необходимо установить соответствующий налог и ввести его. Налог будет считаться установленным, если в нормах права будут закреплены налогоплательщики и иные элементы налогообложения.

Элементы налога могут быть существенными (без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными) и факультативными (отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства) 1 .

Важным правилом в налогообложении является однократность (один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения).

Существуют четыре функции налогообложения предпринимательской деятельности: фискальная, социальная, регулирующая (стимулирующая, дестимулирующая и воспроизводственная) и контрольная [2] [3] .

Статья 3 НК РФ содержит основные начала налогового регулирования предпринимательской деятельности. Важным аспектом являются пределы регулирования предпринимательской деятельности. Пределы налогового регулирования находятся там, где государство обеспечивает неприкосновенность частной собственности.

Источники налогового регулирования предпринимательской деятельности делятся на три группы. Первая группа состоит из Конституции РФ. Вторая группа включает в себя «законодательство о налогах и сборах». Третья группа представляет собой нормативные правовые акты органов исполнительной власти.

Конституция РФ содержит конституционные нормы, устанавливающие основные начала налогообложения на территории России. Основой всей правовой системы налогового регулирования предпринимательской деятельности является ст. 57 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Группу «законодательства о налогах и сборах» составляют:

  • 1) законодательство о налогах и сборах РФ:
    • — Налоговый кодекс НК РФ (НК РФ);
    • — федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ;
  • 2) законодательство субъектов РФ о налогах и сборах:
    • — законы о налогах и сборах субъектов РФ, принятые в соответствии с НК РФ (например, Закон г. Москвы от 5 ноября 2003г. № 64 «О налоге на имущество организаций»);
  • 3) законодательство о местных налогах и сборах:
    • — нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований в соответствии

Группу нормативных правовых актов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, издают в пределах своей компетенции следующие субъекты:

  • 1) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела (Правительство РФ, Министерство финансов РФ и др.);
  • 2) органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • 3) исполнительные органы местного самоуправления.

Важным источником права являются международные договоры,

устанавливающие нормы, исключающие международное двойное налогообложение субъектов предпринимательства.

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности - это установление в актах государственных органов правил налогообложения предпринимательской деятельности, контроль соблюдения этих правил компетентными государственными органами и ответственность за нарушение установленных правил налогообложения.

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности состоит из нескольких этапов.

Первый этап налогового регулирования представляет собой процесс создания правил налогообложения предпринимательской деятельности.

Второй этап включает в себя применение установленных правил налогообложения субъектами предпринимательской деятельности или компетентными государственными органами. Применение установленных правил - это их практическая реализация, состоящая из следующих действий:

- возникновение налоговых обязательств в результате осуществления предпринимательской деятельности;

- признание возникших налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности;

- объявление о признании возникших налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности;

- исполнение налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности.

Третий этап налогового регулирования предпринимательской деятельности представляет собой контроль компетентных государственных органов применения правил налогообложения предпринимательской деятельности.

Контроль может быть текущим и последующим. Во время текущего контроля компетентные государственные органы осуществляют формальную фиксацию возникновения, изменения и прекращения налоговых обязательств субъектов предпринимательской деятельности. Последующий контроль представляет собой комплекс действий компетентных государственных органов, направленных на признание государством объявленных налоговых обязательств субъекта предпринимательской деятельности.

Четвертый этап налогового регулирования заключается в привлечении к ответственности субъектов налоговых правоотношений.

Для правильного понимания сути налогового регулирования предпринимательской деятельности необходимо дать определение налогообложения.

Налогообложение предпринимательской деятельности - это основанное на законе отчуждение имущества субъекта предпринимательской деятельности, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и носящее обязательный, индивидуально безвозмездный и безвозвратный характер.

Таким образом, суть налогового регулирования состоит в лишении субъекта предпринимательской деятельности права собственности или иного вещного права на часть его имущества.

Как видно из определения, налогообложение обладает следующими признаками: обязательность, индивидуальная безвозмездность, безвозвратность. Еще одним признаком налогообложения, который прямо не указан, но очевидно присутствует в этом процессе, является отсутствие у него характера ответственности за правонарушение.

Обязательность представляет собой правовую зависимость субъекта предпринимательской деятельности от государства. Это означает, что данный субъект не имеет права выразить свою волю и избрать свою линию поведения: принимать на себя налоговые обязательства или нет. Нормы права, устанавливающие правила налогообложения, носят императивный характер. Налогообложение не зависит от воли субъектов налоговых правоотношений. Это означает, что если у конкретного субъекта предпринимательской деятельности возникают в совокупности все необходимые условия, предусмотренные законом, то у него автоматически возникают налоговые обязательства.

Безвозмездность означает, что возникновение обязательства по передаче права собственности или иного вещного права на часть имущества субъекта предпринимательской деятельности государству носит односторонний характер. Это обязательство не влечет за собой возникновение у государства встречного обязательства перед субъектом предпринимательской деятельности дать, сделать, предоставить что-либо ему. Обязанности государства по обеспечению жизнедеятельности всего общества носят неиндивидуальный характер.

Безвозвратность характеризует процесс отчуждения права собственности или иного вещного права на часть имущества субъекта предпринимательской деятельности, направленный только в одну сторону. У государства не возникает обязательств по обратной передаче права собственности не только в настоящее время, но и на протяжении всего времени существования как государства, так и субъекта предпринимательской деятельности.

Налогообложение не является наказанием за правонарушение. В результате налогообложения субъект предпринимательской деятельности претерпевает неблагоприятные последствия, выражающиеся в отчуждении права собственности или иного вещного права на часть своего имущества. В теории государства и права обязанность претерпевать неблагоприятные последствия государственно-властного характера является юридической ответственностью за совершенное правонарушение. Таким образом, можно было бы сделать вывод о том, что налогообложение является мерой ответственности за совершение правонарушения. Но основанием такого отчуждения является осуществление этим субъектом предпринимательской деятельности, которая является правомерным поведением этого субъекта. Это подтверждает утверждение о том, что налогообложение не является наказанием за правонарушение.

Налогообложение осуществляется в следующих формах: налог и сбор. Использование различных форм налогообложения позволяет государству учитывать различные ситуации, которые складываются в процессе предпринимательской деятельности. Это способствует максимально полному налогообложению всех процессов предпринимательской деятельности.

Формы имеют различные характеристики. Это позволяет государству для конкретной ситуации использовать наиболее подходящую форму налогообложения.

Наиболее распространенной формой налогообложения предпринимательской деятельности является налог.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Другой формой налогообложения является сбор.

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Различия между налогом и сбором заключаются в отсутствии у сбора одного из признаков налога - индивидуальной безвозмездности.

Сбор характеризуется индивидуальным возмещением. Это означает, что возникновение обязательства по передаче права собственности или иного вещного права на часть имущества субъекта предпринимательской деятельности государству носит двусторонний характер. Это обязательство влечет за собой возникновение у государства встречного обязательства перед субъектом предпринимательской деятельности дать, сделать, предоставить что-либо ему. Обязанности государства в данном случае будут носить индивидуальный характер. Поэтому конкретному отдельному субъекту предпринимательской деятельности государство будет обязано предоставлять какие-либо услуги или вещи за то, что тот платит сбор.

Анализ, который дальше по тексту дан по налогу, относится также и к сбору, если иное не будет оговорено особо.

Для того чтобы предпринимательская деятельность облагалась налогами, необходимо установить соответствующий налог.

Установление налога является процедурой закрепления в нормах права совокупности обстоятельств, которые приводят к возникновению налоговых обязательств у субъекта предпринимательской деятельности.

Налог будет считаться установленным, если в нормах права будут закреплены налогоплательщики и элементы налогообложения. К элементам налогообложения НК относит: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщик - это лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.

Объект налогообложения - это юридическая связь между субъектами налоговых правоотношений по поводу предмета налогообложения. Кроме объекта налогообложения существует еще и предмет налогообложения. Этот элемент не упомянут законодателем в нормах права, но имеет большое значение для процесса налогообложения.

Предмет налогообложения - это материальный предмет физического мира, существование которого порождает права и обязанности у субъектов права.

Налоговая база - это количественное выражение предмета налогообложения. То есть специальным образом рассчитанная величина, которая берется за основу для определения размера налогового обязательства.

Налоговый период - это временной отрезок, в течение которого происходит процесс формирования налогового обязательства. Для большинства налогов налоговым периодом является год, квартал. Сюда относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.д. Некоторые налоги не имеют налогового периода. Это такие налоги, как налог на добавленную стоимость для импортных товаров, уплачиваемый при пересечении ими границы государства.

Налоговая ставка - это процентная или определенная часть базы налогообложения, которая установлена законом.

Порядок исчисления налога - это способ определения налоговых обязательств в течение налогового периода. Основным способом определения налоговых обязательств в настоящее время является расчет налога нарастающим итогом. В этом случае каждый конкретный случай возникновения налоговых обязательств суммируется в течение налогового периода, после чего объявляется итоговая сумма налоговых обязательств по итогам налогового периода.

Порядок уплаты налога - это способ объявления субъектом предпринимательской деятельности о своих налоговых обязательствах и способ исполнения объявленных налоговых обязательств.

Сроки уплаты налога - это временной отрезок, в течение которого налогоплательщик обязан исполнить свое налоговое обязательство.

Источники права налогового регулирования предпринимательской деятельности делятся на три группы. Первая группа состоит из Конституции Российской Федерации. Вторая группа включает в себя "законодательство о налогах и сборах". Третья группа представляет собой нормативные правовые акты органов исполнительной власти.

Конституция Российской Федерации содержит конституционные нормы, устанавливающие основные начала налогообложения на территории Российской Федерации. Основой всей правовой системы налогового регулирования предпринимательской деятельности является ст. 57 Конституции Российской Федерации. Она гласит: "Каждый обязан платить законно установленные налоги".

Группу "законодательства о налогах и сборах" составляют:

1) законодательство о налогах и сборах Российской Федерации:

- Налоговый кодекс Российской Федерации;

- федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;

2) законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах:

- законы о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с НК РФ, например Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций";

3) законодательство о местных налогах и сборах:

- нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

Группу нормативных правовых актов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, издают в пределах своей компетенции следующие субъекты:

1) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела (Правительство РФ, Министерство финансов РФ и др.);

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) исполнительные органы местного самоуправления.

Не являются источниками права нормативные правовые акты, изданные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальными органами.

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности- это установление в актах государственных органов правил налогообложения предпринимательской деятельности, контроль соблюдения этих правил компетентными государственными органами и ответственность за нарушение установленных правил налогообложения.

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности состоит из нескольких этапов.

Первый этапналогового регулирования представляет собой процесс создания правил налогообложения предпринимательской деятельности.

Второй этапвключает в себя применение установленных правил налогообложения субъектами предпринимательской деятельности или компетентными государственными органами. Применение установленных правил - это их практическая реализация, состоящая из следующих действий:

- возникновение налоговых обязательств в результате осуществления предпринимательской деятельности;

- признание возникших налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности;

- объявление о признании возникших налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности;

- исполнение налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности.

Третий этапналогового регулирования предпринимательской деятельности представляет собой контроль компетентных государственных органов применения правил налогообложения предпринимательской деятельности.

Контроль может быть текущим и последующим. Во время текущего контроля компетентные государственные органы осуществляют формальную фиксацию возникновения, изменения и прекращения налоговых обязательств субъектов предпринимательской деятельности. Последующий контроль представляет собой комплекс действий компетентных государственных органов, направленных на признание государством объявленных налоговых обязательств субъекта предпринимательской деятельности.

Четвертый этапналогового регулирования заключается в привлечении к ответственности субъектов налоговых правоотношений.

Для правильного понимания сути налогового регулирования предпринимательской деятельности необходимо дать определение налогообложения.

Налогообложение предпринимательской деятельности- это основанное на законе отчуждение имущества субъекта предпринимательской деятельности, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и носящее обязательный, индивидуально безвозмездный и безвозвратный характер.

Таким образом, суть налогового регулирования состоит в лишении субъекта предпринимательской деятельности права собственности или иного вещного права на часть его имущества.

Как видно из определения, налогообложение обладает следующими признаками:обязательность, индивидуальная безвозмездность, безвозвратность. Еще одним признаком налогообложения, который прямо не указан, но очевидно присутствует в этом процессе, является отсутствие у него характера ответственности за правонарушение.

Обязательностьпредставляет собой правовую зависимость субъекта предпринимательской деятельности от государства. Это означает, что данный субъект не имеет права выразить свою волю и избрать свою линию поведения: принимать на себя налоговые обязательства или нет. Нормы права, устанавливающие правила налогообложения, носят императивный характер. Налогообложение не зависит от воли субъектов налоговых правоотношений. Это означает, что если у конкретного субъекта предпринимательской деятельности возникают в совокупности все необходимые условия, предусмотренные законом, то у него автоматически возникают налоговые обязательства.

Безвозмездностьозначает, что возникновение обязательства по передаче права собственности или иного вещного права на часть имущества субъекта предпринимательской деятельности государству носит односторонний характер. Это обязательство не влечет за собой возникновение у государства встречного обязательства перед субъектом предпринимательской деятельности дать, сделать, предоставить что-либо ему. Обязанности государства по обеспечению жизнедеятельности всего общества носят неиндивидуальный характер. Поэтому конкретному отдельному субъекту предпринимательской деятельности государство не обязано предоставлять какие-либо услуги или вещи за то, что тот платит налоги.

Безвозвратностьхарактеризует процесс отчуждения права собственности или иного вещного права на часть имущества субъекта предпринимательской деятельности, направленный только в одну сторону. У государства не возникает обязательств по обратной передаче права собственности не только в настоящее время, но и на протяжении всего времени существования как государства, так и субъекта предпринимательской деятельности.

Налогообложение не является наказанием за правонарушение. В результате налогообложения субъект предпринимательской деятельности претерпевает неблагоприятные последствия, выражающиеся в отчуждении права собственности или иного вещного права на часть своего имущества. В теории государства и права обязанность претерпевать неблагоприятные последствия государственно-властного характера является юридической ответственностью за совершенное правонарушение. Таким образом, можно было бы сделать вывод о том, что налогообложение является мерой ответственности за совершение правонарушения. Но основанием такого отчуждения является осуществление этим субъектом предпринимательской деятельности, которая является правомерным поведением этого субъекта. Это подтверждает утверждение о том, что налогообложение не является наказанием за правонарушение.

Налогообложение осуществляется в следующих формах:налог и сбор. Использование различных форм налогообложения позволяет государству учитывать различные ситуации, которые складываются в процессе предпринимательской деятельности. Это способствует максимально полному налогообложению всех процессов предпринимательской деятельности.

Формы имеют различные характеристики. Это позволяет государству для конкретной ситуации использовать наиболее подходящую форму налогообложения.

Наиболее распространенной формой налогообложения предпринимательской деятельности является налог.

Налог- это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Другой формой налогообложения является сбор.

Сбор- это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Различия между налогом и сбором заключаются в отсутствии у сбора одного из признаков налога - индивидуальной безвозмездности.

Сбор характеризуется индивидуальным возмещением. Это означает, что возникновение обязательства по передаче права собственности или иного вещного права на часть имущества субъекта предпринимательской деятельности государству носит двусторонний характер. Это обязательство влечет за собой возникновение у государства встречного обязательства перед субъектом предпринимательской деятельности дать, сделать, предоставить что-либо ему. Обязанности государства в данном случае будут носить индивидуальный характер. Поэтому конкретному отдельному субъекту предпринимательской деятельности государство будет обязано предоставлять какие-либо услуги или вещи за то, что тот платит сбор.

Анализ, который дальше по тексту дан по налогу, относится также и к сбору, если иное не будет оговорено особо.

Для того чтобы предпринимательская деятельность облагалась налогами, необходимо установить соответствующий налог.

Установление налога является процедурой закрепления в нормах права совокупности обстоятельств, которые приводят к возникновению налоговых обязательств у субъекта предпринимательской деятельности.

Налог будет считаться установленным, если в нормах права будут закреплены налогоплательщики и элементы налогообложения. К элементам налогообложения НКотносит: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщик- это лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.

Объект налогообложения- это юридическая связь между субъектами налоговых правоотношений по поводу предмета налогообложения. Кроме объекта налогообложения существует еще и предмет налогообложения. Этот элемент не упомянут законодателем в нормах права, но имеет большое значение для процесса налогообложения.

Предмет налогообложения- это материальный предмет физического мира, существование которого порождает права и обязанности у субъектов права.

Налоговая база- это количественное выражение предмета налогообложения. То есть специальным образом рассчитанная величина, которая берется за основу для определения размера налогового обязательства.

Налоговый период- это временной отрезок, в течение которого происходит процесс формирования налогового обязательства. Для большинства налогов налоговым периодом является год, квартал. Сюда относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.д. Некоторые налоги не имеют налогового периода. Это такие налоги, как налог на добавленную стоимость для импортных товаров, уплачиваемый при пересечении ими границы государства.

Налоговая ставка- это процентная или определенная часть базы налогообложения, которая установлена законом.

Порядок исчисления налога- это способ определения налоговых обязательств в течение налогового периода. Основным способом определения налоговых обязательств в настоящее время является расчет налога нарастающим итогом. В этом случае каждый конкретный случай возникновения налоговых обязательств суммируется в течение налогового периода, после чего объявляется итоговая сумма налоговых обязательств по итогам налогового периода. Другой способ определения налоговых обязательств предполагает расчет налога по каждому конкретному случаю отдельно и объявления рассчитанных налоговых обязательств без учета других случаев.

Порядок уплаты налога- это способ объявления субъектом предпринимательской деятельности о своих налоговых обязательствах и способ исполнения объявленных налоговых обязательств.

Сроки уплаты налога- это временной отрезок, в течение которого налогоплательщик обязан исполнить свое налоговое обязательство.

Источники праваналогового регулирования предпринимательской деятельности делятся на три группы.Первая группасостоит изКонституцииРоссийской Федерации.Вторая группавключает в себя "законодательство о налогах и сборах".Третья группапредставляет собой нормативные правовые акты органов исполнительной власти.

Конституция Российской Федерациисодержит конституционные нормы, устанавливающие основные начала налогообложения на территории Российской Федерации. Основой всей правовой системы налогового регулирования предпринимательской деятельности являетсяст. 57Конституции Российской Федерации. Она гласит: "Каждый обязан платить законно установленные налоги".

Группу "законодательства о налогах и сборах"составляют:

1) законодательство о налогах и сборах Российской Федерации:

- Налоговый кодексРоссийской Федерации;

- федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексомРоссийской Федерации;

2) законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах:

- законы о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с НКРФ, например Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций";

3) законодательство о местных налогах и сборах:

- нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НКРФ.

Группу нормативных правовых актовв предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, издают в пределах своей компетенции следующие субъекты:

1) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела (Правительство РФ, Министерство финансов РФ и др.);

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) исполнительные органы местного самоуправления.

Не являются источниками права нормативные правовые акты, изданные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальными органами.

Аннотация. Данная научная работа, написана на основании проведенного анализа, в частности было изучено действующее законодательство РФ. В конечном итоге, работа раскрывает содержание правового регулирования предпринимательской деятельности в РФ. В данной работе рассматриваются вопросы правового регулирования всех сфер предпринимательской деятельности. Была изучена взаимосвязь между нормами публичного и частного права и поставлены вопросы по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы предпринимательской деятельности в современной России.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые развиваются при применении законодательства в сфере правового регулирования бизнеса.

Целью данного исследования является всестороннее изучение проблем правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности, а также разработка предложений по совершенствованию современного российского законодательства в этой области.

Предпринимательское право это есть отрасль права, а именно совокупность правовых норм, регулирующих взаимосвязь частных и государственных интересов при организации и ведении предпринимательской (хозяйственной) деятельности [1, С. 34].

На сегодняшний день, в Российской Федерации предпринимательство является наиболее распространенной формой бизнеса. Однако на данный момент в России нет единого подхода для определения статуса индивидуального предпринимателя, это приводит к трудностям в правовом регулировании деятельности частных предпринимателей, недопониманию и усугублению противоречий между их экономическим статусом и правовым положением. Практика развития малого предпринимательства за рубежом, а так же изменения в экономике, социальной и политической среде за последние десятилетия дали нам понять, что данная ниша достаточно перспективна и положительно влияет как на развитие экономической составляющей страны в целом, так и на улучшение благосостояния людей, проживающих в государстве. Благодаря увеличению числа индивидуальных предпринимателей решается проблема безработицы, повышение уровня жизни отдельных граждан, а так же лиц без гражданства, или граждан других государств, оборот товаров и наращивание производства.

С момента начала становления предпринимательства в России законодательная система, касательно правового статуса индивидуальных предпринимателей, шагнула далеко вперед. Однако в данном вопросе остается еще очень много пробелов, и актуальность исследования обуславливается недостаточностью правоприменительных норм к предпринимательскому статусу и необходимостью дальнейшего изучения в этом направлении. Основная цель науки предпринимательского права - совершенствование всей отрасли, всех областей ее применения. Коммерческое право основано на гражданском праве, которое содержит большинство норм частного права.

Граждане государства, становясь участниками хозяйственных правоотношений, независимо от вида предпринимательской деятельности, стремятся к определенным материальным или имущественным выгодам [2]. Предприниматели являются физическими лицами, поэтому предпринимательское право является исключительно частным [3, С. 54].

При этом граждане, которые не имеют статус индивидуального (частного) предпринимателя, не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за получение льгот или прибыли, при осуществлении не законной хозяйственной деятельности, а предприниматели могут.

Иными словами, лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, находятся под контролем государственных служб и органов, что свидетельствует о публичном характере права. Очевидно, что полное правовое регулирование деятельности предприятий основано на законодательных решениях органов государственной власти, но это не может дать точного представления ни о структурах правоотношений между государственным и частным секторами, ни о соответствующих отраслях права.

Установление ограничений личных прав и свобод является необходимостью для каждого государства, что достигается при описании общественных отношений в сложных нормативных правовых актах государства. Но в каждом из этих нормативных правовых актов можно найти разделение на конкретные нормы частного и публичного права. По отношению к отрасли предпринимательского права, включающей однородные правовые нормы, законодательная сфера сложна, так как нормативные акты, ее образующие, состоят из норм различных отраслей права. В одних ситуациях под нормативными актами понимаются нормы одной юридической ветви, в других - нормы нескольких.

В современный период, многие контролирующие ведомства пытаются доказать необходимость собственного существования, повсеместно регулируя общественные отношения в области прав и обязанностей субъектов предпринимательства. Это достигается путем издания постановлений, указов, технических инструкций, пояснений, рекомендаций и.т.д., на самом деле, самый простой способ законодательного регулирования - это наложение запретов. Говоря просто: "если вы не знаете, как это сделать правильно, запрещайте". Мы убеждены, что сегодня законодательное регулирование в сфере бизнеса стало чрезмерным, что препятствует необходимому позитивному экономическому развитию [4]. В праве присутствует огромное количество подзаконных актов и нормативных актов приводит к тому, что субъекты предпринимательской деятельности не успевают с ними ознакомиться, изучить. Огромное количество подзаконных актов - это то, что не соответствует здравому смыслу, существующей юридической логике.

Это отчетливо видно в сфере административного законодательства: в последнее время возрастает количество составов административных правонарушений, увеличивается число видов административных наказаний, увеличиваются штрафы и их размеры не соответствуют уровню общественной опасности совершенных противоправных действий.

Зачастую помимо наложения административного штрафа, применяются дополнительные наказания, в виде административного приостановления деятельности.

В современном административном процессе полностью утрачена логика, утрачено понятие "процессуальная экономия", когда приоритетными считались простые и эффективные решения [5, С. 112]. Так, например, сейчас вполне нормально подавать в суд одновременно на несколько субъектов (физических лиц, юридических лиц, должностных лиц и т. д.), а после различным ведомствам выносить предписания, об устранении выявленных нарушений.

Нельзя не отметить, что еще одной проблемой предпринимательского права, является отсутствие его кодификации. В настоящее время в Российском праве отсутствует единый нормативный правовой акт, регулирующий предпринимательскую деятельность. Мы же считаем, что на современном развитии системы права, необходим кодекс предпринимательского права, четко регулирующий все общественные отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской деятельности.

Думается, что все вышеперечисленные недостатки законодательного процесса, являются причинами коррупционных факторов, образующихся в сфере предпринимательской деятельности, а также факторами навязанной коррупции. Думается, что пришло время полностью изменить способ принятия законодательства. Сегодня мы должны сосредоточиться на анализе существующей нормативной базы, мониторинге ее эффективности, систематизации законодательства. Это должно применяться ко всем отраслям права.

Поэтапное решение вышеперечисленных законодательных проблем в указанных областях смогло бы помочь предпринимательскому праву адаптироваться к современным условиям экономики, а так же подтолкнуть к развитию правовой теории индивидуального предпринимательства в Российской Федерации и утвердить их правовой статус в существующей законодательной системе

Поэтому конкретизация правовых норм, проведение исследований и анализ действующего законодательства в отношении рассматриваемых субъектов предпринимательского права, применение предложенных мер по улучшению в данной области крайне важно на сегодняшний день для экономической политики государства.

Список литературы
1. Гражданское право: учебник: с учетом новой редакции Гражданского кодекса РФ (Федеральных законов № 223-Ф3, 245-Ф3, 251-Ф3): [с изменениями, внесенными Федеральными законами № 142-Ф3, 167-Ф3, 187-Ф3, 222-Ф3, 223-Ф3, 245-Ф3, 251-Ф3 по состоянию законодательства на сентябрь 2020 г.] / [С. С. Алексеев и др.]. - 4-е изд. - Москва: Проспект : Екатеринбург, Институт частного права, 2018. - 434 с.
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2020) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, № 5, ст. 410.
3. Гражданское право: учебник: с учетом новой редакции Гражданского кодекса РФ (Федеральных законов № 223-Ф3, 245-Ф3, 251-Ф3): [с изменениями, внесенными Федеральными законами № 142-Ф3, 167-Ф3, 187-Ф3, 222-Ф3, 223-Ф3, 245-Ф3, 251-Ф3 по состоянию законодательства на сентябрь 2020 г.] / [С. С. Алексеев и др.]. - 4-е изд. - Москва : Проспект : Екатеринбург, Институт частного права, 2018. - 434 с.
4. Юридические лица и их государственная регистрация. Постатейный комментарий к статьям 48-65 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». - М.: Статут, 2020. — 525 с.
5. Гражданское право: учебник / С. С. Алексеев и др. – Москва: Проспект, 2019. – 434 с.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение российского законодательства в области налогообложения индивидуальных предпринимателей, анализ налогообложения конкретного индивидуального предпринимателя, выявление проблем и спорных вопросов в налогообложении индивидуальных предпринимателей.
Предметом исследования является процесс налогообложения индивидуальных предпринимателей.
Объект исследования – ИП Ефимов П.К.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
I. Глава. Государственное регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации
1.1 Развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации
1.2 Понятия и методы налогового регулирования предпринимательской деятельности
1.3 Характеристика ЕНВД
II. Глава. Оценка применения ЕНВД
2.1 Характеристика ИП Ефимов П.К
2.2 Анализ использования ЕНВД на примере (ИП Ефимова П.К)
2.3 Перспективы совершенствования налогового регулирования предпринимательской деятельности
Заключение
Список использованных источников и литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа налоги).docx

ФГБОУ ВПО «Восточно - Сибирский государственный университет

технологии и управления» МРИПК при ВСГТУ

Кафедра: «Экономика, организация и управление производством»

по дисциплине: «Налоги и налогообложение»

на тему: «Налоговое регулирование предпринимательской деятельности»

Выполнил: студент(ка) гр.ГЭС-11

Проверил(а): Дондукова Г.Ч.

  1. Глава. Государственное регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

1.1 Развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации

1.2 Понятия и методы налогового регулирования предпринимательской деятельности

1.3 Характеристика ЕНВД

  1. Глава. Оценка применения ЕНВД

2.1 Характеристика ИП Ефимов П.К

2.2 Анализ использования ЕНВД на примере (ИП Ефимова П.К)

2.3 Перспективы совершенствования налогового регулирования предпринимательской деятельности

Список использованных источников и литературы

Характерной особенностью проводимой административной реформы в Российской Федерации является законодательно закрепленная тенденция возрастания роли финансового, в том числе налогового регулирования предпринимательской деятельности. Экономические преобразования рыночного типа приводят к необходимости постоянного совершенствования системы налогового регулирования, приведения ее в соответствие с новыми функциями государства в сфере предпринимательства.

Об этом свидетельствует тот факт, что если ранее налоговое регулирование предпринимательской деятельности являлось только государственным полномочием, то сегодня это и полномочие органов местного самоуправления. Государство придает важное значение развитию налогового регулирования предпринимательской деятельности.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В условиях рыночной экономики проблема развития предпринимательской деятельности, совершенствования предпринимательского законодательства, налогового и бюджетного регулирования вызывает интерес у представителей как экономической, так и юридической науки. В связи с этим особенно актуальной становиться необходимость в комплексном рассмотрении предпринимательской деятельности с позиций воздействия государственного налогового-правового регулирования на функционирование субъектов предпринимательской деятельности.

Налоговое регулирование является важнейшим видом экономического регулирования в условиях свободного рынка. В противовес административным методам регулирования, эффективные экономические, в частности, налоговые методы регулирования, не сковывают, а поощряют развитие предпринимательства, являются стимулом оптимизации производства товаров и услуг, снижения непроизводственных издержек, укрупнения масштабов и автоматизации производства. Тем самым формируют благоприятный инвестиционный климат, обеспечивают оптимальное налоговое бремя и формируют экономическую культуру предпринимательства.

В настоящее время в условиях развития рыночной экономики государства широко используют налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги и налоговая система являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства.

Ключевые слова: налогообложение, индивидуальная предпринимательская деятельность, общий режим налогообложения, упрощенная система налогообложения, ЕНВД, налоги и сборы.

Цель работы - изучение российского законодательства в области налогообложения индивидуальных предпринимателей, анализ налогообложения конкретного индивидуального предпринимателя, выявление проблем и спорных вопросов в налогообложении индивидуальных предпринимателей.

Предметом исследования является процесс налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Объект исследования – ИП Ефимов П.К.

  1. Глава . Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации

1.1 Понятие, признаки и виды предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - сложная категория. Ее можно рассматривать в разных аспектах: организационном, экономическом, юридическом и др.

Предпринимательство – это, прежде всего, вид человеческой деятельности. Причем предпринимательская деятельность не сводится к простой совокупности действий. Она состоит из связанных и последовательных предпринимательских мероприятий (действий), направленных к единой цели. Как писал А.Н. Леонтьев, «деятельность - это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие».

Предпринимательство многообразно и состоит из различных действий, операций и поступков. Основная цель предпринимательской деятельности (активности) - производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит прибыль. В конечном итоге - это получение прибыли (предпринимательского дохода). Однако ориентация на достижение коммерческого успеха не является самодовлеющей целью в современном бизнесе.

Субъекты предпринимательской деятельности преследуют одновременно несколько основных целей. Наряду с извлечением прибыли для них принципиальное значение приобретает также вопрос о создании собственного дела (бизнеса), в рамках которого осуществляется производство товаров, выполнение работ, оказание услуг. Операции являются элементами более высоких уровней поведения (например, управление производством). В реальной жизни существует тесная связь и взаимообусловленность между различными элементами человеческой деятельности. Так, одно и то же действие может входить в качестве элемента в разные операции. И наоборот, одна и та же операция может быть совершена разными действиями.

В экономической науке не существует общепринятого определения предпринимательства. Ученые-экономисты выделяют такие основные признаки предпринимательской деятельности, как предприимчивость, самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, их активность. Некоторые исследователи указывают на поиск в качестве характерного свойства предпринимательства.

Предпринимательство - особый тип экономического мышления, характеризующийся совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений. Главное место здесь принадлежит личности предпринимателя. Его должны отличать особый склад ума, воля к победе, желание борьбы, творческий характер труда.

1.2 Налогового регулирования предпринимательской деятельности

Налоговое регулирование - меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, устанавливаемым законодательством. Объективными предпосылками возникновения налогов являются не только появление товарного производства и разделение общества на классы, но и государство, так как именно с возникновением государства появились расходы на содержание армии, судов, аппарата чиновников и другие расходы, на покрытие которых требовались соответствующие финансовые средства.

Таким образом, суть налогов в практическом значении сводилась к взиманию средств у хозяйствующих субъектов и граждан в государственную "казну" с целью их дальнейшего распределения на нужды государства. Но если сначала налоги носили чисто фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство решило принимать активное участие в организации хозяйственной деятельности страны, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство.

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах:

1. отсрочка налогового платежа;

2. инвестиционный налоговый кредит;

3. налоговые каникулы;

4. налоговая амнистия;

5. налоговые вычеты;

6. выбор и установление налоговых ставок;

7. международные договоры об избежание двойного налогообложения.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии особых оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Налоговые каникулы - предоставляемый законодательством срок, в течение которого налогоплательщику разрешено не уплачивать налоги.

Налоговой амнистией называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей.

Как правило, для налоговой амнистии характерны следующие признаки:

Одномоментность, то есть государство предоставляет право легализовать свои доходы единоразово и за определённый промежуток времени.

Цель налоговой амнистии состоит не в пополнении бюджета, а в переходе на правовую базу в отношениях налогоплательщиков и государства.

Для проведения налоговой амнистии должны существовать объективные предпосылки, как правило это несовершенство налоговой системы за тот период когда проводится налоговая амнистия.

Легализация собственности за которую уплачен налог и отказ государства от правового преследования нарушителей.

Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты, которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. Глава 23 части II Налогового Кодекса РФ, который начинает действовать с 1 января 2001 года, посвящена налогу на доходы физических лиц. Налоговые вычеты по этому налогу подразделяются на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Необходимо заметить, что перечень и суммы вычетов по налогу на доходы физических лиц значительно увеличились по сравнению с вычетами из совокупного годового дохода, исчисляемого для определения подоходного налога с физических лиц, который и заменит налог на доходы физических лиц.

Читайте также: