Можно ли применять усн без уведомления

Опубликовано: 03.05.2024

Применение упрощенного режима налогообложения носит уведомительный характер. ФНС не вправе запрещать переход на УСН либо настаивать на таком переходе, поскольку работа на УСН определяется исключительно желанием налогоплательщика. Об этом говорится в НК РФ. Вместе с тем существует письменная форма, свидетельствующая о возможности применения УСН и представляющая собой информационное письмо из ИФНС. Что это за документ и зачем он нужен налогоплательщику?

Зачем нужно уведомление о возможности применять УСН?

Получение информационного письма, о котором идет речь, – это завершающий этап информационного обмена с налоговой при переходе организации на УСН. В Налоговом кодексе статьей 346.11 установлен порядок перехода на УСН, в частности, декларируется добровольность такого перехода.

ИП, юридическое лицо, принявшие решение работать на упрощенке, обязаны сообщить об этом в ИФНС:

  • до 31 декабря года, предшествующего началу применения УСН, если организация работала раньше на другом режиме налогообложения (ст. 346.13-1 НК РФ);
  • не позже календарного месяца (30 дней) с момента постановки на учет в налоговом органе, в соответствии с выданным свидетельством ФНС (ст. 346.13-2 НК РФ).

Юрлица и ИП, нарушившие данное правило, не могут применять УСН (ст. 346.12-3 пп. 19).

Как видим, добровольный и уведомительный порядок перехода на упрощенку не означает, что применение этого режима налогообложения происходит само по себе, в автоматическом режиме.

Если пропущен срок подачи уведомления, налоговая может не признать такой переход соответствующим закону и применить при проверке налоговые санкции. Кроме того, налоговым законодательством установлен целый ряд причин, препятствующих применению УСН. Недостаточное знание НК РФ либо своеобразная трактовка его норм могут привести налогоплательщика к ошибкам, за которые, в буквальном смысле, придется дорого заплатить: штрафами, пенями и доначислением налогов.

Причины, ограничивающие применение УСН, следующие (по тексту ст. 346.12, 346.13 НК РФ):

  • доход на УСН не более 150 млн руб. в год;
  • при переходе на УСН доход за 9 месяцев предыдущего года не более 112,5 млн руб.;
  • остаточная стоимость ОС ограничена 150 млн руб.;
  • если речь идет о юрлице, у него не должно быть филиалов;
  • доля в УК юрлица иных юрлиц не выше 25%;
  • ограничение численности работников до 100 человек.

Кроме того, согласно ст. 346.12 НК РФ, есть ограничения на применение режима по видам деятельности.

Чтобы избежать проблем с фискальными органами и быть уверенным, что уведомление о применении УСН чиновниками получено, налогоплательщику необходимо позаботиться о получении информационного письма из ИФНС.

Обратите внимание! Если юрлицо проходит процедуру реорганизации, правопреемнику целесообразно обратиться в ИФНС и уточнить необходимость подачи уведомления о работе на УСН, получения документа о возможности применения УСН. Несмотря на то что организация лишь реорганизуется, а не прекращает работу, ситуация с точки зрения применения гл. 26.2 НК РФ спорная. Возможны судебные разбирательства.

Как его получить

Налоговая не обязана в безусловном порядке уведомлять налогоплательщика о возможности применения УСН после проверки его сообщения о переходе на этот режим. Без обращения в ИФНС ответ можно получить лишь в случае обнаруженных несоответствий, препятствующих применению УСН (пропущен срок подачи уведомления, либо налогоплательщик при попытке перейти на УСН нарушил налоговое законодательство: вышел за рамки указанных выше ограничений по доходам, численности и др.).

Чтобы получить информационное письмо, необходимо подать официальный запрос в налоговую. Он делается в свободной форме. Ответ может быть получен в течение 30 дней (администр. регламент ФНС п. 93).

В документе будет отражен:

  • факт подачи заявления о переходе на УСН;
  • факт предоставления (непредоставления) налоговой декларации по упрощенке.

При наличии этого письма (и отсутствии писем, информирующих о невозможности применять налоговый режим) считается, что налогоплательщик может применять УСН.

На сегодняшний день установленной формой уведомления о возможности применения УСН является информационное письмо (приложение к приказу №ММВ-7-3/829 от 02/11/12, ф. 26.2-7). В административном регламенте предусмотрена возможность обращения в налоговую с электронным запросом.

Можно ли обойтись без уведомления?

Информационное письмо о возможности применения УСН служит подтверждением законности работы на указанном налоговом режиме. Оно может быть затребовано при работе с деловыми партнерами, к примеру, при заключении контракта, при оформлении документов на отгрузку товара без указания в них НДС, в иных аналогичных случаях.

Бывают спорные ситуации, возникающие при проверках работы фирмы самой налоговой инспекцией. Тогда информационное письмо из ИФНС о применении УСН послужит подтверждением правоты налогоплательщика в глазах ее представителей.

Если уведомление (информационное письмо) утеряно, необходимо обратиться в ИФНС с запросом. В нем должна содержаться просьба подтвердить подачу заявления о применении УСН и отчетности по УСН (см. письмо ФНС №ШС-22-3/915 от 4/12/09). Взамен утерянного выдадут новое, но обязательно со штампом «дубликат».

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН


Ситуация, очень часто встречающаяся в практике бухгалтеров аутсорсинга — пришел клиент на УСН, а потом оказалось, что уведомления о переходе на упрощенку он не подавал. Подобные ситуации частенько обсуждаются в «Красном уголке бухгалтера». Что же делать?

Первый совет, который дают коллеги и которому точно нужно последовать — внимательно изучать ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Там может быть указано, что уведомление о переходе на УСН подавалось в комплекте с документами на регистрацию. Просто налоговики его потеряли. А может просто в очередной раз что-то слетело у них в программе.

Увы, никаких следов уведомления не нашлось. Что дальше?

А дальше многие участники группы начинают убеждать коллег, что уведомление и не обязательно. Ведь так сказал суд (причем чаще всего без отсылок к конкретному делу). Хотя иногда в качестве аргумента всплывает Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 02.07.2019 № 310-ЭС19-1705. Оно попало в Обзор судебной практики ВС за 4 квартал 2019 года. Ранее похожее дело также было в Обзоре за 2018 год.

Дело в том, что суды не принимают решения просто на основании того, что уведомление не нужно. О том, что без него нет права применять УСН прямо написано в Налоговом кодексе (пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК). Суды говорят, что налоговики не в праве ссылаться на отсутствие уведомления, если своими действиями ранее подтверждали право налогоплательщика на УСН. Если этого подтверждения не было ни в каком виде, суд вряд ли встанет на сторону компании или ИП.

И это подтверждается судебной практикой.

Вот в этих делах суд встал на сторону налоговой:

  • Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.07.2020 № Ф07-6094/2020 по делу № А56-89153/2019
  • Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.05.2020 № Ф02-2171/2020, Ф02-2592/2020 по делу № А10-2828/2019
  • Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.02.2020 № Ф05-19356/2019 по делу № А40-3779/2019
  • Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.02.2020 № Ф01-8156/2019 по делу № А43-319/2019
Так, в постановлении № Ф07-6094/2020 суд обратил внимание вот на что:

«Довод Общества о том, что судами не учтены разъяснения по вопросам судебной практики, содержащиеся в пункте 1 „Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства“, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2018, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку в рассматриваемом деле иные фактические обстоятельства (в данном случае уведомления не было направлено вообще, а не несвоевременно; Инспекция не направляла Обществу требований об уплате платежей по УСН; каких-либо действий, подтверждающих правомерность применения Обществом УСН, Инспекцией не производилось)».

  • Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20.07.2020 № Ф10-2371/2020 по делу № А68-9450/2019
  • Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.07.2020 № Ф05-8617/2020 по делу № А40-271647/2019
Вот пример мотивировки суда из дела А40-271647/201:

«. суды обеих инстанций правомерно исходили из того, что своим поведением в течение предыдущих налоговых периодах налоговый орган фактически признал правомерность применения упрощенной системы налогообложения (инспекция не требовала от организации представления отчетности по общей системе налогообложения, а напротив — выставляла требования об уплате налога по упрощенной системе налогообложения), соответственно, инспекция утратила право ссылаться на положения подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации в обоснование изменения статуса налогоплательщика»

Но не стоит думать, что сам факт приема декларации налоговой инспекцией будет подтверждением того, что она признает вас плательщиком УСН

Вот что написано в уже упомянутом выше Постановлении АС СЗО от 06.07.2020 № Ф07-6094/2020

«В силу абзаца 3 пункт 2 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии поданной налогоплательщиком декларации. Следовательно, принятие налоговым органом деклараций Общества по УСН не может рассматриваться как подтверждение права налогоплательщика на применение данного налогового режима»

И не стоит забывать про способ освободиться от НДС по статье 145 НК задним числом. Правда, это только для тех, у кого не очень большая выручка.

2 июля Верховный Суд РФ вынес Определение № 310-ЭС19-1705 по спору между налоговой инспекцией и обществом, длительное время применявшим УСН без уведомления налогового органа, но с его молчаливого согласия.

Суды трех инстанций поддержали выводы налоговиков об утрате обществом права на УСН

В 2017 г. межрайонная инспекция ФНС № 2 по Смоленской области провела выездную проверку ООО СП «Бетула» за 2013–2015 гг., по результатам которой общество было оштрафовано на сумму свыше 200 тыс. руб. за неуплату (неполную уплату) НДС и налога на прибыль, а также за непредставление различных налоговых деклараций и документации (ст. 119 и 126 НК РФ). Кроме того, инспекция доначислила ему почти 5,5 млн руб. налогов и пеней в связи с утратой права на применение УСН с 1 октября 2007 г. По мнению контролирующего органа, налогоплательщик неправомерно использовал данную систему налогообложения в проверяемом периоде без надлежащего уведомления налоговой инспекции.

Впоследствии общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции частично недействительным. Суды трех инстанций отказали в удовлетворении данных требований, установив, что общество применяло УСН с 1 января 2006 г. на основании уведомления о возможности его применения, выданного налоговым органом в декабре 2005 г. В то же время с конца 2007 г. по июнь 2012 г. единственным участником общества согласно данным ЕГРЮЛ являлось ООО «Гжать-Инвест». При таких обстоятельствах суды заключили, что в указанный период общество не имело права использовать УСН, а должно было применять общий режим налогообложения. Следовательно, общество было вправе перейти на УСН не ранее чем 24 июня 2013 г., уведомив налоговый орган об этом, чего, однако, не сделало.

ВС не согласился с выводами нижестоящих судов

Не согласившись с решениями судов, общество обратилось с кассационной жалобой в ВС.

Изучив материалы дела № А62-5153/2017, Верховный Суд со ссылкой на Закон о развитии малого и среднего предпринимательства напомнил, что применение УСН субъектами малого и среднего предпринимательства носит уведомительный, а не разрешительный характер.

Сославшись на правовые позиции Конституционного Суда РФ (в частности, Постановление от 16 июля 2004 г. № 14-П, Определение от 12 июля 2006 г. № 266-О), ВС подчеркнул, что применение условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Соответственно, превращение налогового контроля в инструмент подавления экономической самостоятельности и чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности недопустимо.

«Принимая во внимание изложенное, принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на общую систему налогообложения по результатам налоговой проверки не может выступать самостоятельной целью налогового контроля, а при возникновении спора, связанного с соблюдением хозяйствующим субъектом процедуры начала применения данного специального налогового режима, во внимание должны приниматься не только действия налогоплательщика, но и поведение налогового органа, связанное с обеспечением реализации прав и законных интересов налогоплательщика, соразмерность и своевременность принимаемых налоговым органом мер», – сообщается в определении.

Там же поясняется, что общество в проверяемом периоде соответствовало критериям для лиц, имеющих право на применение УСН, за исключением требования об уведомлении налогового органа. «Таким образом, в случае, когда хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления (получение уведомления с нарушением срока) и применять положения подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены», – подчеркивается в документе.

В этой связи ВС заключил, что общество долгое время применяло УСН (уплачивало соответствующий налог и сдавало отчетность) без каких-либо возражений налогового органа, который знал как об изменении в составе участников налогоплательщика, так и об утрате им с этого момента права применять спецрежим. Так, налоговая инспекция, обладая сведениями о применении хозяйствующим субъектом УСН с нарушением процедуры, длительное время не требовала от него представления отчетности по общей системе налогообложения и не уведомляла об отсутствии права использовать УСН. Кроме того, налоговый орган осуществлял налоговое администрирование общества именно как плательщика налогов по УСН. Соответственно, общество своими конклюдентными действиями подтвердило намерение применять специальный налоговый режим.

«При таких обстоятельствах сама по себе неподача обществом повторного уведомления о намерении продолжать уплачивать налог по УСН с 2013 г. в данном случае не могла служить основанием для принятия инспекцией решения об отсутствии у налогоплательщика права на применение данного налогового режима», – резюмировал Верховный Суд.

С учетом изложенного он отменил судебные акты нижестоящих инстанций и удовлетворил требование заявителя, признав решение налоговой инспекции недействительным, за исключением эпизода, связанного с доначислением НДФЛ и пеней.

«Болевая точка» налогового правосудия

Комментируя «АГ» данное определение, партнер налоговой практики АБ КИАП Андрей Зуйков отметил, что изложенная в нем позиция не нова: «Еще в июле 2018 г. она была озвучена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением гл. 26.2 и 26.5 НК в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденном Президиумом ВС 4 июля 2018 г.».

По мнению эксперта, данная позиция является следствием последовательного и крайне позитивного для бизнеса применения Верховным Судом принципов, сформулированных им за последние два года. «Так, примененные в данном деле подходы перекликаются с принципом последовательности в формулировании налоговыми органами своих выводов (например, определения ВС от 3 августа 2018 г. № 305-КГ18-4557 и от 27 сентября 2018 г. № 305-КГ187133), а также с принципом добросовестности налогового администрирования, которое должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов налогоплательщиков (Определение ВС № 302-КГ17-16602 от 16 февраля 2018 г.), и принципом защиты правомерных ожиданий (Определение ВС № 308-КГ17-14457 от 6 марта 2018 г.)», – подчеркнул он.

Вместе с тем, добавил Андрей Зуйков, в данном деле вскрывается одна из основных «болевых» точек налогового правосудия. Так, решение суда первой инстанции по данному делу, равно как и акты вышестоящих судов, принятые в защиту позиции налогового органа, противоречат позиции ВС, выраженной в указанном Обзоре № 2, по льготным режимам налогообложения, который к моменту принятия таких решений уже существовал. «В этом и заключается большая проблема отправления правосудия в налоговой сфере последних лет, – отметил он. – При взвешенных, позитивных и справедливых позициях ВС его подходы не учитываются нижестоящими судами».

По мнению адвоката, ВС принимает для пересмотра незначительное количество дел, которых явно недостаточно для формирования повсеместной практики применения его принципов и подходов, что является основной причиной игнорирования позиций нижестоящими судами. «До устранения этих причин пока не видится других обстоятельств, которые могли бы преломить сложившуюся негативную практику», – заключил он.

Адвокат, руководитель практики налоговых споров адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Алексей Пауль также отметил, что определение подтверждает и развивает позицию, отраженную в Обзоре № 2, когда Суд фактически сформулировал принцип непротиворечивости поведения налогового органа. «Если налогоплательщик выразил свое волеизъявление использовать УСН и применял ее, налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены. В определенной мере здесь проявляется ранее сформулированный КС принцип стабильных условий хозяйствования», – пояснил он.

Такой подход, полагает Алексей Пауль, требует от налоговых органов более быстрой реакции при обнаружении оснований для прекращения применения налогоплательщиками УСН, в том числе в рамках проведения камеральных проверок, а также сопоставления данных ЕГРЮЛ с требованиями к лицам, применяющим спецрежим. «Выездная проверка не должна быть единственной процедурой, при проведении которой возможны выявление нарушений в применении УСН и доначисление налогов, применяемых при ОСН», – считает эксперт.

По его словам, ВС таким образом борется с формальным подходом в налоговом правоприменении, когда отсутствие уведомления о переходе на УСН ставится налоговыми органами во главу угла при решении вопроса о наличии права на ее применение, так как сообщение о применении УСН носит уведомительный характер.

«Определение ВС будет препятствовать злоупотреблениям со стороны налоговых органов, когда они в течение продолжительного периода времени, имея возможность установить нарушения при применении УСН, не делают этого, увеличивая тем самым возможные доначисления», – резюмировал адвокат.

Право-инфо

По материалам журнала "Главная книга"

А.Ю. Никитин, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Как известно, для перехода на упрощенку надо подать соответствующее уведомление. Но иногда компании и ИП, намеревающиеся перейти на спецрежим, забывают о том, что мало просто подать документ, надо еще и сделать это вовремя, в отведенные сроки.

Подадите уведомление позже - придется продолжить работу на ОСН, если не хотите потом платить штрафы и пени. Изредка, правда, работать на УСН получается, даже когда уведомление подано с опозданием.

Когда надо подать уведомление о переходе на УСН

Вновь созданная организация (вновь зарегистрированный ИП) может подать уведомление о переходе на УСН по форме 26.2-1 не позднее 30 календарных дней со дня постановки на учет в ИФНС. Тогда УСН применяется с первого дня ведения деятельности. Если этот срок пропущен, то перейти на упрощенку можно только на общих основаниях, то есть со следующего календарного года, подав уведомление не позднее 31 декабря года текущего .

Если вы будете после этого платить налог при УСН, ссылаясь на то, что переход на упрощенку "добровольно-заявительный" и отказывать вам в применении спецрежима налоговики не имеют полномочий, то вас, скорее всего, ждут доначисления по налогу на прибыль/НДФЛ и НДС, блокировка счетов за непредставление "общережимных" деклараций и прочие неприятности.

Иногда право на применение УСН получается отстоять в суде, даже если уведомление подано несвоевременно.

Когда суд признает правомерным применение упрощенки де-факто

Если вы опоздали с уведомлением, но инспекция предприняла какие-то действия, которые можно истолковать как фактическое признание правомерности применения вами спецрежима, то велика вероятность положительного для вас вердикта суда. Например, если после получения от вас декларации по УСН инспекторы выставили требование об уплате недоимки по "упрощенному" налогу. И никак не реагировали на то, что вы уплачивали авансы и налог по УСН и не сдавали декларации по общему режиму.

В подобных случаях, по мнению ВС, налоговики утрачивают право ссылаться на положения НК, запрещающие применение УСН в отсутствие своевременно поданного уведомления .

Совет. Если налоговики вдруг обнаружили, что форму 26.2-1 вы не подавали, а до этого без вопросов принимали от вас не только УСН-декларации, но даже уведомление о смене объекта налогообложения, это тоже можно использовать как аргумент для суда .

Нижестоящие суды широко пользуются таким подходом и часто принимают сторону налогоплательщика .

Но злоупотреблять этим не следует. И если, к примеру, по завершении первого же для компании квартала налоговики заблокировали счет в связи с непредставлением декларации по НДС, то это будет для суда достаточным аргументом в пользу того, что они не признали применение УСН законным .

В одном из недавних дел гражданин зарегистрировался как ИП в феврале 2018 г. О применении УСН он не заявлял, но в августе перечислил авансовый платеж по налогу при УСН за II квартал. Инспекция учла платеж как невыясненный и оперативно сообщила об этом плательщику. Только после этого ИП подал уведомление и попросил считать его применяющим УСН со дня постановки на налоговый учет. Налоговики ответили, что это невозможно и применять УСН в 2018 г. бизнесмен не вправе. Тот обратился в суд и проиграл. Ссылка на позицию ВС не помогла. Суд решил: учитывая действия ИФНС, в этом случае не было никаких оснований считать, что применение УСН признали правомерным .

В другом деле ИП отчитывался по УСН больше 2 лет. Инспекция сообщала ему о неправомерности применения спецрежима, блокировала счета за непредставление деклараций по НДФЛ и НДС, но одновременно принимала меры по взысканию "упрощенного" налога.

Справка. Если уведомление подано своевременно, налоговики не присылают никакого документа, подтверждающего его принятие или ваш переход на УСН. У них нет такой обязанности.

Но вы вправе послать в ИФНС запрос о подтверждении факта применения упрощенки.

И в течение 30 календарных дней после получения запроса налоговая направит вам информационное письмо по форме 26.2-7 .

В конце концов инспекторы назначили выездную проверку и потребовали у предпринимателя уведомление по форме 26.2-1 с отметкой налоговой о принятии, на которое он ссылался, настаивая, что на законном основании применяет УСН с даты постановки на налоговый учет. Найти документ бизнесмен не смог. Уведомление затребовали и у регистрирующей ИФНС, но в пакете документов на регистрацию ИП его не оказалось. Суд поддержал позицию налоговой:

без уведомления ИП не имел права применять спецрежим .

Судьи отметили, что действия ИФНС по администрированию налога при УСН были вынужденными. ИП представлял декларации по УСН, отказать в приеме которых налоговики были не вправе, и игнорировал их попытки понудить его отчитываться по общему режиму. А действия инспекторов по взысканию задолженности были обоснованными. Ведь суд мог признать правомерность применения плательщиком спецрежима. Причем возможность взыскания "упрощенного" налога к этому времени была бы утрачена.

Подать уведомление с опозданием и не подать вовсе - не одно и то же?

Однако трактовка позиции ВС нижестоящими судами неоднозначна. В частности, некоторые суды указывают, что эта позиция не распространяется на ситуацию, когда плательщик не подавал уведомление по форме 26.2-1 вовсе. То есть если плательщик вообще не уведомил налоговиков о своем намерении применять упрощенку, то он не вправе применять спецрежим, что бы ни делала инспекция. И даже если налоговая не среагировала оперативно на то, что общережимник сдавал декларации по УСН, а счет заморозила лишь через 1,5 года, применение УСН нельзя считать правомерным. В силу положений ст. 80 НК инспекция не вправе отказать в принятии декларации. И само по себе принятие налоговым органом деклараций по УСН не может рассматриваться как подтверждение права налогоплательщика на применение спецрежима .

В то же время есть решения судов в пользу упрощенцев даже в ситуации, когда уведомление о переходе на спецрежим они направляли через год после регистрации в ответ на сообщение ИФНС о том, что плательщиками налога при УСН они не являются. Если плательщик фактически применял упрощенку без возражений со стороны налоговой, то уже не имеет значения, подал он уведомление или нет .

Надо ли уведомлять о переходе на УСН после преобразования?

Компания, применявшая упрощенку до реорганизации в форме преобразования, не может быть переведена на ОСН вопреки ее волеизъявлению. Ведь права и обязанности преобразованного юрлица не изменяются, и если компания после преобразования решила применять УСН, то уведомлять об этом налоговиков не нужно .

Компания вправе применять УСН и в том случае, если преобразование по каким-то причинам не состоялось. Норм, регулирующих "обратную реорганизацию", нет, и компанию, запись о которой вновь внесена в ЕГРЮЛ, можно считать правопреемницей самой себя. То есть и право на применение УСН у нее остается .

Справка. Иногда суды принимают совсем нетривиальные решения. В одном деле суд признал, что применять УСН, не подав уведомление, ИП был не вправе.

Несмотря на то что инспекция не предъявляла ему никаких претензий из-за уплаты авансов по УСН, а просто заблокировала счет после непредставления НДС-деклараций за 3 квартала. Но и налоговики, по мнению суда, заблокировали счет незаконно. Ведь они не выяснили, есть ли у бизнесмена обязанность представлять декларации по НДС или он вправе был рассчитывать на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в порядке ст. 145 НК .

Если вы подали уведомление по форме 26.2-1 с опозданием, налоговики сообщили о нарушении срока, вы с этим согласились и стали отчитываться по ОСН, то переиграть уже не получится точно. Даже если вы потом передумаете и начнете сдавать декларации по УСН.

В подобной ситуации налоговики заблокировали компании счет за непредставление "общережимных" деклараций. Суд решил: компания уже согласилась с тем, что применять УСН она не вправе.

А потом попыталась создать искусственные условия для признания правомерности применения УСН, что нельзя считать законным .

пп. 1, 2 ст. 346.13 НК РФ

подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ

п. 13 Административного регламента, утв. Приказом ФНС от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@

п. 30 Обзора судебной практики ВС N 4 (2019), утв. Президиумом ВС 25.12.2019; п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК РФ, утв. Президиумом ВС 04.07.2018

Постановление 9 ААС от 18.02.2020 N 09АП-80923/2019

см., например, Постановления АС ЦО от 20.07.2020 N Ф10-2371/2020; АС МО от 02.07.2020 N Ф05-8617/2020, от 28.06.2019 N Ф05-9361/2019; АС ПО от 03.10.2019 N Ф06-51827/2019

Постановление АС ЗСО от 22.01.2020 N Ф04-6050/2019

Постановление АС ВВО от 03.02.2020 N Ф01-8156/2019

Письмо Минфина от 16.02.2016 N 03-11-11/8396

Постановление АС ВСО от 27.05.2020 N Ф02-2171/2020

Постановление АС СЗО от 06.07.2020 N Ф07-6094/2020

Постановление АС ЦО от 05.03.2019 N Ф10-49/2019

п. 2 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК РФ, утв. Президиумом ВС 04.07.2018

Постановление АС СЗО от 10.06.2019 N Ф07-6427/2019

Постановление АС МО от 10.02.2020 N Ф05-19356/2019

Постановление АС УО от 14.01.2020 N Ф09-7634/19

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга", N 23, 2020

И когда оно может пригодиться

Многие предприниматели и компании предпочитают работать на упрощенной системе налогообложения, или УСН.

Низкие ставки налога — от 0 до 15%, — освобождение от уплаты НДФЛ, НДС и несложная налоговая отчетность делают упрощенку привлекательным режимом для бизнеса.

Но иногда предприниматель думает, что работает на упрощенке, а налоговая считает по-другому , и у этого могут быть неприятные последствия.

Почему права на УСН может не быть

Сразу после регистрации компания или ИП по умолчанию находятся на общей системе налогообложения — ОСН, у которой есть свои условия по уплате налогов и сдаче отчетности.

Чтобы применять упрощенку, нужно перейти на нее — то есть подать уведомление в налоговую о переходе на другой вид налогообложения. Обычно это делают при регистрации ИП или компании.

Но может случиться так, что предприниматель ведет деятельность на упрощенке, а в один прекрасный день получает отказ от налоговой — декларацию УСН за очередной год не приняли.

Предприниматель начинает выяснять, в чем дело, звонит в налоговую. Оказывается, что в ФНС нет уведомления о переходе на УСН, поэтому налоговики считают, что предприниматель на упрощенку не переходил, находится на общем режиме и должен платить налоги и сдавать отчетность по ОСН.

Как уведомляют налоговую о переходе

Чтобы перейти на УСН, не нужно получать разрешение налоговой. Но о выборе этого режима ее нужно уведомить. Правила перехода регулирует статья 346.13 Налогового кодекса РФ.

Для уведомления налоговой рекомендована форма 26.2-1. Подать ее можно вместе с документами на регистрацию или в течение 30 дней после. Уведомить можно через представителя, по почте или электронно, а также лично посетив налоговую.

Если пропустить сроки, то перейти на УСН можно только со следующего года, а уведомить налоговую нужно не позднее 31 декабря этого года.

Например, ИП зарегистрировался первого июня 2020 года. Если он не подал форму 26.2-1 при регистрации и в течение 30 дней после, то на УСН сможет перейти с 2021 года, уведомив налоговую до 31 декабря 2020.

Уведомление о переходе ИП или компании на упрощенку хранится в налоговой, а его подтверждение — у налогоплательщика. Но бывает, что уведомление в инспекции отсутствует. Причины могут быть разными: либо налоговики потеряли уведомление, либо сами предприниматели или их представители небрежно подготовили пакет документов. Например, банально забыли подписать форму 26.2-1. Так или иначе, уведомления нет.

В итоге вместо единого налога на УСН у предпринимателя или компании появляется перспектива заплатить все налоги на общем режиме, то есть НДФЛ, налог на прибыль, НДС, имущественные налоги, от которых освобождает режим УСН, штрафы за неуплату налогов и несданную отчетность, пени за просрочку за все время деятельности, когда предприниматель думал, что находится на упрощенке.

Но не все потеряно. В зависимости от конкретных обстоятельств у предпринимателя, скорее всего, есть возможность доказать свое право на УСН.

Что делать, чтобы не потерять право на УСН

Вот пара рекомендаций, которые помогут избежать споров с налоговой и отбить претензии об отсутствии права ИП или компании на упрощенную систему налогообложения.

Правильно заполняйте уведомление о переходе на УСН. Если верно заполнить форму с первого раза, это снимет вопрос о налогообложении в будущем. Форма 26.2-1 довольно простая, но и здесь можно допустить ошибки.

Например, ИП подал уведомление на УСН, но не указал объект налогообложения — доходы или доходы минус расходы. В итоге ИП думал, что находится на УСН, а налоговая инспекция потребовала отчетность и налоги по общему режиму. Налоговики не смогли определить объект налогообложения УСН и посчитали уведомление ошибочным.

Индивидуальному предпринимателю нужно указать в форме:

  1. Фамилию, имя и отчество.
  2. Момент перехода на УСН.
  3. Объект налогообложения.
  4. Контактный телефон.
  5. Код налоговой инспекции — это цифровой код, определяющий конкретную налоговую инспекцию.
  6. Признак налогоплательщика — он указан в примечаниях к форме 26.2-1.
  7. Год, когда подается уведомление.
  8. Некоторые другие реквизиты, например данные представителя, если он подает уведомление, ИНН.

Сохраните доказательство уведомления о переходе на УСН. Это может быть расписка с перечнем документов, поданных при регистрации, или экземпляр формы 26.2-1 с отметкой о принятии. Если налоговая инспекция предъявит вам претензии, вы сразу же сможете доказать свою правоту и избежать лишней волокиты.

Но что делать, если подтверждающих документов нет, и доказать, что уведомление было, нечем?

Читайте также: