Как отчитывается тсж на усн

Опубликовано: 30.04.2024

ТСЖ (ТСН) является некоммерческой организацией, которая создается путем государственной регистрации юридического лица (ст. 123.12 и п. 2 ст. 291 ГК РФ). При этом для обеспечения своей деятельности товарищество имеет наемный персонал – как минимум правление во главе с председателем правления. Расходы на оплату труда наемных сотрудников заложены в смету доходов и расходов ТСЖ (ТСН) на год .

Подробнее об отчетности НКО можно прочитать в статье какую отчетность сдает НКО

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

ТСЖ, ТСН (в лице правления) обязано вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и пункте 7 статьи 148 Жилищного кодекса РФ, письме Минстроя России от 10 апреля 2015 г. № 10407-АЧ/04. Это относится как к товариществам на общей системе налогообложения, так и на упрощенке (Закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, информация Минфина России № ПЗ-10/2012, письмо Минфина России от 27 марта 2013 г. № 03-11-11/117). При этом при формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности нужно учитывать рекомендации Минфина России, изложенные в Информации № ПЗ-1/2015.

Состав отчетности ТСЖ (ТСН) зависит от того, пользуется ли товарищество правом вести бухучет в упрощенном порядке или нет.

Товарищество ведет бухучет в общем порядке

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ТСЖ (ТСН), ведущего бухучет в общем порядке, состоит из Бухгалтерского баланса, Отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2 ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Приложениями к Бухгалтерскому балансу являются Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств и Пояснения, составленные в текстовой и (или) табличной формах. Такой вывод следует из пунктов 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Таким образом, в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ (ТСН) входит:

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность ТСЖ (ТСН) состоит из Бухгалтерского баланса.

Товарищество ведет бухучет в упрощенном порядке

ТСЖ, ТСН (как некоммерческие организации) вправе применять упрощенный порядок ведения бухучета (п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Для тех товариществ, которые пользуются этим правом, бухгалтерская отчетность состоит из следующего:

Причем пользоваться нужно упрощенными формами этих документов, приведенными в приложении 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Налоговая отчетность

Налоговую отчетность ТСЖ (ТСН) сдавать нужно. Независимо от применяемой системы налогообложения товарищество обязано представлять в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности сотрудников (независимо от их наличия), а также представлять справки по форме 2-НДФЛ (в отношении каждого сотрудника, получившего доход) и расчет по форме 6-НДФЛ.

Подробнее на эту тему см.:

В остальном состав налоговой отчетности зависит от системы налогообложения, которую применяет товарищество.

Налоговая отчетность: ОСНО

Декларацию по налогу на прибыль ТСЖ (ТСН) сдавать обязано, поскольку эта обязанность не зависит от наличия облагаемых доходов в текущем отчетном (налоговом) периоде. Такой вывод следует из статьи 246 и пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ.

В случае наличия облагаемых налогом на прибыль доходов декларацию составляйте и сдавайте по общим правилам.

Если у ТСЖ (ТСН) обязанность по уплате налога на прибыль не возникает, декларацию сдавайте один раз в год и по упрощенной форме. Упрощенная форма декларации по налогу на прибыль состоит из следующих листов:

  • Титульный лист (лист 01);
  • Расчет налога на прибыль организаций (лист 02);
  • Отчет о целевом использовании имущества (в т. ч. денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07);
  • приложение № 1 к налоговой декларации.

Это следует из статьи 285 и пункта 2 статьи 289 Налогового кодекса РФ, пункта 1.2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

ТСЖ (ТСН) на общей системе налогообложения признается налогоплательщиком НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). Следовательно, сдавать декларацию по НДС товарищество обязано (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от наличия у товарищества облагаемого соответствующим налогом объекта.

Налоговая отчетность: УСН

ТСЖ (ТСН) на упрощенке признаются плательщиками единого налога (п. 1 ст. 346.12 НК РФ).

Следовательно, товарищество обязано ежегодно сдавать в налоговую инспекцию декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Причем обязанность по сдаче декларации не зависит от наличия в текущем году доходов и расходов, признаваемых при упрощенке. Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 346.19 и пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, товариществу на упрощенке нужно вести книгу учета доходов и расходов. Об этом сказано в статье 346.24 Налогового кодекса РФ и пункте 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

Подробнее на эту тему см.:

ТСЖ (ТСН) на упрощенке плательщиками налога на прибыль, налога на имущество и НДС не признаются (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Следовательно, сдавать декларации по перечисленным налогам ТСЖ (ТСН) не обязано. Исключение предусмотрено для товариществ, имеющих имущество, по которому налоговая база определяется как кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). По такому имуществу нужно будет платить налог и сдавать декларацию в общем порядке. Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от наличия у товарищества облагаемого соответствующим налогом объекта.

Отчетность по страховым взносам

Поскольку ТСЖ (ТСН) для осуществления своей уставной деятельности привлекает наемных сотрудников, оплата труда которых закладывается в годовую смету доходов и расходов ТСЖ (ТСН) , товарищество в отношении своего персонала выступает страхователем по обязательному пенсионному (социальному, медицинскому) страхованию (ст. 6 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 2.1 Закона от 29 ноября 2006 г. № 255-ФЗ, ст. 11 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Следует отметить, что товарищества на упрощенке могут применять пониженные тарифы страховых взносов , если управление недвижимым имуществом является их основным видом деятельности (подп. 8 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, подп. 8 ч. 4 и ч. 12 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). При этом обязательные платежи собственников помещений на содержание и ремонт общего имущества и за коммунальные услуги относятся к доходам от деятельности ТСЖ (ТСН) по управлению недвижимым имуществом. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 22 марта 2012 г. № 800-19 (направлено для использования в работе письмом ФСС России от 3 апреля 2012 г. № 15-03-18/08-3638).

ТСЖ (ТСН), как и другие страхователи, обязано сдавать соответствующую отчетность по страховым взносам (п. 2 ст. 14 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 4.8 Закона от 29 ноября 2006 г. № 255-ФЗ, п. 11 ст. 24 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Статистическая отчетность

На некоммерческие организации возложена обязанность по составлению статистической отчетности. Об этом сказано в пункте 1 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. Следовательно, ТСЖ (ТСН), наравне с другими организациями, необходимо отчитываться в органы статистики.

Подробнее на эту тему см.:

Раскрытие информации

ТСЖ (ТСН) обязано раскрывать информацию об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности. Об этом сказано в пункте 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ. Делать это нужно в соответствии со Стандартом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Раскрытие информации подразумевает обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц (п. 2 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731). Состав раскрываемой информации см. в таблице .

Раскрывать информацию ТСЖ (ТСН) обязано путем ее размещения:

  • на сайте www.reformagkh.ru;
  • на одном из следующих сайтов: уполномоченного регионального ведомства или органа местного самоуправления;
  • на информационных стендах, размещенных в многоквартирном доме.

Формы, по которым нужно размещать информацию, утверждает Минстрой России (п. 8 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731). Актуальные формы приведены в приказе Минстроя России от 22 декабря 2014 г. № 882/пр.

Порядок раскрытия информации о своей деятельности на сайте www.reformagkh.ru изложен в Регламенте, утвержденном приказом Минрегиона России от 2 апреля 2013 г. № 124. При этом вновь созданные ТСН должны раскрыть информацию в срок не позднее 30 календарных дней с даты госрегистрации (п. 9 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731).

Информация о деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами, должна быть доступна в течение 5 лет. Если в раскрытую информацию внесены изменения, опубликуйте их в тех же источниках (в Интернете – в течение 7 рабочих дней, на стендах – в течение 10 рабочих дней).

Об этом сказано в пунктах 5.1, 6, 15 и 16 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Кроме того, ТСЖ (ТСН) обязано предоставлять информацию в письменном (электронном) виде по запросам заинтересованных лиц. Порядок раскрытия информации через запросы изложен в пунктах 17–23 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Ответственность за нераскрытие информации

За нарушение требований законодательства о раскрытии информации по управлению многоквартирным домом предусмотрена административная ответственность (ст. 7.23.1 КоАП РФ).

Мера ответственности – штраф. При этом размер штрафа составляет:

  • от 250 000 до 300 000 руб. – для организации;
  • 30 000 до 60 000 руб. – для должностных лиц (а при неоднократном нарушении – дисквалификация на срок от 1 до 3 лет).

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) – один из способов реализации управления жилищными объединениями, разрешенный и регламентированный законодательством РФ. Несмотря на то что ТСЖ является некоммерческой структурой, ее деятельность должна подчиняться правилам учета: бухгалтерского и налогового.

В чем состоят нюансы учетных операций по ТСЖ, какими проводками они оформляются, каковы тонкости налогообложения, разбираем в статье.

Зачем создаются ТСЖ

Данные объединения возникают для целей повышения эффективности управления комплексами жилой недвижимости.

К СВЕДЕНИЮ! Более популярны ТСЖ для управления большими домами, состоящими из множества квартир. Но закон ничего не имеет против объединения в такую систему владельцев близкорасположенного приватного жилья.

Задачи, которые призваны решать ТСЖ:

  • следить за поддержанием жилья в надлежащем состоянии;
  • улучшать условия для жизни в своем объединении;
  • своевременно устранять возникающие проблемы в рамках своих компетенций.

Нужно ли применять ККТ при расчетах ТСЖ за оказание услуг своим членам и приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги?

Для решения этих задач ТСЖ может заниматься коммерческой деятельностью, чтобы получать доход и наполнять свой фонд.

Такой деятельностью может быть:

  • сдача помещений внаем;
  • строительство дополнительных зданий, сооружений, других объектов недвижимости;
  • обслуживание и ремонт собственности ТСЖ.

Иногда ТСЖ предпринимает действия, прямо направленные на получение дохода, а не оказание пользы имуществу и жильцам ТСЖ. Однако, полученный доход также пойдет на целевое использование. Коммерческая деятельность, приносящая ТСЖ доход, может быть следующей:

  • заключение договора на размещение рекламы на домах и другом имуществе, находящемся в ТСЖ;
  • договоры с компаниями, проводящими Интернет, кабельное телевидение и т.п.;
  • аренда нежилых помещений, находящихся в собственности ТСЖ;
  • договоры с жильцами на оказание им бытовых услуг и т.п.

ВАЖНО! Учетная политика ТСЖ от КонсультантПлюс доступна по ссылке

Средства, полученные от коммерческой деятельности ТСЖ, признаются доходами. Источниками средств для деятельности ТСЖ, помимо дохода от коммерции, могут быть:

  • членские взносы;
  • вступительные взносы;
  • текущие платежи;
  • субсидии из бюджета;
  • плата за аренду помещений;
  • спонсорская помощь и др.

Полученные средства следует тратить исключительно на заявленные цели, действуя в интересах членов ТСЖ. Это может быть выполнение ремонтных работ, облагораживание прилегающей территории, организация охраны, дополнительное строительство и т.д. Фонды, из которых берутся средства, оговариваются в Уставе ТСЖ. Текущие платежи жильцов расходуются, как правило, на коммунальные услуги.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все средства, полученные ТСЖ, не являются доходами и не могут использоваться иначе, как по направлениям Устава.

Почему ТСЖ необходим учет

Товарищество собственников жилья с точки зрения права является юридическим лицом. Как в любой организации, в некоммерческом объединении деятельность подразумевает финансовую динамику, а значит, подлежит строгому бухгалтерскому и налоговому учету.

Создание и функционирование ТСЖ регламентировано соответствующими законодательными актами, такими как:

  • ст. 135, 136, 148 Жилищного кодекса Российской Федерации;
  • Федеральный закон №402-ФЗ от 06.12. 2011 года «О бухгалтерском учете»;
  • Положение по бухгалтерскому учету № 106н «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ 06.10. 2008 года – в тех частях, которые не противоречат вышеуказанному Федеральному закону;
  • Приказ Минфина РФ №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07. 2010 года;
  • внутренняя учетная политика организации.

На основании этих нормативных документов ТСЖ должно вести бухгалтерский учет и подвергаться налогообложению.

Бухучет в ТСЖ призван решать такие задачи:

  • контроль над поступлениями денежных средств;
  • отражение финансов на правильных бухгалтерских счетах;
  • формирование фондов и распределение полученных средств.

Поскольку ТСЖ с точки зрения законодательства является юридическим лицом, оно должно иметь свой управляющий орган, а значит, иметь в своем штате лиц, выполняющих обязанности бухгалтера: вести учет и своевременно предоставлять данные налоговикам, в Пенсионный фонд, в органы статистики.

ТСЖ и нюансы бухгалтерии

Бухгалтерский учет включает в себя анализ хозяйственной деятельности ТСЖ и формирование необходимой документации.

Особенности бухучета в ТСЖ

Юридически бухгалтерия в ТСЖ ничем не отличается от учета любой некоммерческой организации. На практике существует ряд нюансов, которые следует соблюдать.

  1. Любая отчетность подразумевает некий контрольный период. В ТСЖ он, как правило, составляет год. Нужно указать, как изменилось финансовое состояние организации за этот промежуток времени. Годовой отчет допускается к вниманию любого члена ТСЖ, поскольку скрывать прибыль товарищества от его собственников никто не имеет права.
  2. Чтобы правильно распланировать затраты и предусмотреть доходы на следующий период, бухгалтерия должна по итогам предыдущего года составить смету на грядущий год и утвердить ее на общем собрании. Эта смета и станет основой для будущего бухучета.
  3. Смету необходимо опубликовать (на сайте ТСЖ и/или на федеральном ресурсе), а затем отчитываться о ее исполнении территориальной инспекции жилнадзора (приказ Минстроя от 22 декабря 2014 года № 882/пр).

Отчетность по бухгалтерии ТСЖ

Как утверждает ФЗ №402, бухгалтерская отчетность Товарищества как некоммерческого объединения должна включать в себя такие документы:

  • баланс (форма 4) – 1 раз в квартал;
  • отчет с подтверждениями целевого применения финансов – ежегодно;
  • приложения.

ВАЖНО! Если ТСЖ применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), то отчетность может обойтись и без бухгалтерских приложений, ограничившись первыми двумя пунктами.

Дополнительно сдаются обязательные сведения в Пенсионный фонд по месту регистрации: индивидуальные данные и форма РСВ-1.

Главным финансовым документом ТСЖ, на основании которого составляется бухгалтерский баланс, является смета поступлений и трат, которая сводится ежегодно и утверждается на общем собрании членов ТСЖ. С отчетом о финансовой динамике может ознакомиться любой собственник жилья.

Отражение на балансе обязательных поступлений

Платежи, перечисляемые членами ТСЖ в качестве оплаты за коммунальные услуги, вступительные взносы, другие принятые уставом виды оплат не признаются в качестве дохода объединения. Их следует учитывать как средства, поступившие для целевого финансирования, и отражать на балансе на счете 86 «Целевое финансирование». Дебетом могут быть счета 50 «Касса» или 51 «Расчетные счета», действующие в корреспонденции со кредитом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отражение на балансе субсидий из бюджета

Бюджет может субсидировать исключительно целевое финансирование. Счет 86, предназначенный для его отражения, может дополняться такими субсчетами, как:

  • 86-1 «Целевые взносы собственников жилья»;
  • 86-2 «Компенсации (субсидии) по оплате жилья и коммунальных услуг»;
  • 86-3 «Дотации из местного бюджета»;
  • 86-4 «Скидки льготным категориям населения»;
  • 86-5 «Поступления от предпринимательской (хозяйственной деятельности)»;
  • 86-6 «Прочие целевые поступления»

Учет доходов от коммерческой деятельности ТСЖ

ТСЖ может вести такую деятельность, так как это способствует реализации его целей и задач (п. 4 ст. 50 ГК РФ). Это может быть оказание ремонтных услуг, выполнение различных работ за счет действий штатных электриков, сантехников и других мастеров. Учет по такой деятельности должен вестись отдельно от других видов поступлений и расходов. Это позволит разделить облагаемую налогом часть финансов и ту, что не считается доходной и по этой причине не входит в налоговую базу.

Выручка, полученная от оказания услуг и выполнения работ, является доходом от обычных видов деятельности. Для ее отражения предназначен кредит счета 91 «Продажи» с субсчетом 90-1 «Выручка», корреспондирующий со счетами 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или субсчетом к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отражение затрат ТСЖ

Целевое использование средств ТСЖ проходит по счету 20 «Основное производство», к которому открываются субсчета для различных направлений основной деятельности, а также коммерческих работ и услуг.

Пример проводки

Представим, что в штате ТСЖ находится электрик, чей труд оплачивается сдельно, который выполнил для одного из жильцов замену проводки. Материалы приобретены самим жильцом. Человек оплатил работу электрика сразу после сдачи по установленным в ТСЖ тарифам. Вот что требуется отразить на бухгалтерском балансе:

  • дебет 50 , кредит 62 – получение оплаты от жильца — заказчика;
  • дебет 62, кредит 90-1 – признание полученных средств доходом;
  • дебет 90-3, кредит 68 – начисление НДС со стоимости выполненной работы;
  • дебет 20-2, кредит 70 – начисление сдельной зарплаты штатному электрику;
  • дебет 20-2, кредит 69 – начисление страховых взносов на сумму трудового вознаграждения;
  • дебет 90-2, кредит 20-2 – списание себестоимости выполненной работы;
  • дебет 90-9, кредит 99 – отражение финансового результата – прибыли.

Помимо перечисленных операций, на балансе ТСЖ будут отражаться затраты на ремонт общего жилого имущества и учет основных средств организации.

ТСЖ и отечественное налогообложение

По умолчанию после регистрации ТСЖ, как и любая организация, находится на общей системе налогообложения. Но она имеет полное право перейти на УСН, и большинство выбирает этот вариант, поскольку в таком случае бухгалтерская деятельность и отчетность будут минимальными.

Отчетные документы, сдаваемые в ИНФС:

  • декларация по «упрощенке»;
  • декларация по налогу на доходы физических лиц-2;
  • среднесписочная численность членов ТСЖ.

ТСЖ выполняет работы и оказывает услуги самому себе, а не другим сторонам, поскольку его главный вид деятельности – это содержание и ремонт собственных жилых помещений, это прямой показатель к использованию УСН. Средства, полученные от этой деятельности, не могут быть признаны доходами, а значит, существуют нюансы с начислением на них налогов.

Еще раз перепроверим: не являются доходами:

  • вступительные взносы;
  • членские взносы;
  • паевые взносы;
  • пожертвования благотворителей;
  • спонсорская помощь;
  • резервные отчисления;
  • государственные субсидии.

Являются доходами и подлежат налогообложению:

  • средства, полученные в результате коммерческой деятельности ТСЖ (реализационные и внереализационные – ст. 249 и 250 НК РФ);
  • обязательные платежи по оплате содержания, текущего и капитального ремонта жилой собственности (письмо Минфина от 05.05 2006 г. №03-03-05/8);
  • суммы, полученные от кого угодно, кроме учредителей и членов организации.

Расходами для целей налогообложения признаются траты, соответствующие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ: экономическая обоснованность и документальная подтвержденность.

ВАЖНО! Имеет решающее значение источник поступления средств, даже на одинаковые цели. Например, если финансы внесены собственниками ТСЖ на капитальный ремонт, они не подлежат налогообложению. Если эти же финансы внесены владельцами недвижимости, не являющимися членами ТСЖ, это будет считаться доходом и входить в налоговую базу.

Как и любая организация на УСНО, ТСЖ должно выбрать одну из форм налогообложения:

  • платить НДФЛ со всех сумм, признанных доходами;
  • выбрать схему «доходы минус расходы».

Если при регистрации не выбрать упрощенную систему налогообложения, ТСж автоматически окажется на ОСНО – общей системе, где оно обязано перечислять в бюджет все налоги и сборы, предусмотренные законом, и вовремя подавать необходимые декларации. Поэтому следует быть очень внимательными при регистрационных мероприятиях.

Главный риск деятельности ТСЖ

С точки зрения бухгалтерского учета, основная неприятность, которая может грозить ТСЖ, это банкротство. Оно наступает, если на счете не хватает резервных средств: поскольку ТСЖ – организация некоммерческая, в случае непредвиденных расходов чаще всего не из чего покрыть недостачу. Если такое случилось и спасти ТСЖ не получается, банкротство может быть одной из форм его ликвидации. Это тяжелое решение должно приниматься на общем собрании членов ТСЖ. Каких-то особенностей банкротства именно для ТСЖ закон не предусматривается, процедура обычна для всех организаций.

Многие УО и ТСЖ хотят работать по упрощённой системе налогообложения. Но не все знают, как на неё перейти и чем это может обернуться. 16 мая мы провели онлайн-семинар, на котором Юрий Романченко, налоговый юрист, рассказал о рисках, возможностях и правилах работы УО и ТСЖ по упрощённой системе налогообложения.

Что нужно знать об экономии управляющей организации

Понятие упрощённой системы налогообложения

Упрощённая система налогообложения или УСН – один из пяти специальных налоговых режимов, согласно п. 2 ст. 18 НК РФ. Такой режим ориентирован на малый бизнес, а его цель – упрощение расчёта и уплаты налогов при ведении предпринимательской деятельности. Порядок применения упрощённой системы налогообложения регулируется нормами главы 26.2 НК РФ.

Эксперт по налогам, основатель аутсорсинговой компании «ЮрфинекС» и помощник по налогам Уполномоченного по правам предпринимателей Республики Карелия Юрий Романченко на онлайн-семинаре «Упрощённая система налогообложения: риски, возможности, правила для УО и ТСЖ» отметил, что УСН – оптимальное решение для ведения налогового учёта в управляющих компаниях и ТСЖ, ЖК, ЖСК. Ведь кооперативы и товарищества сложно отнести к крупному бизнесу, а управляющие компании далеко не всегда вырастают до среднего предпринимательства.

Тем не менее сложилась судебная практика, когда суды признают поступления оплаты за коммунальные и жилищные услуги доходами УО, ТСЖ, ЖК. Поэтому устойчивого мнения о том, делает ли УСН их жизнь легче, нет.

Также отметим, что при УСН налогоплательщик вправе сам выбрать один из двух объектов налогообложения, указанный в ст. 346.14 НК РФ:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на расходы.

Чем может грозить УО дробление бизнеса

Порядок перехода на УСН

Переход на упрощённую систему налогообложения доброволен. Сделать это могут организации и индивидуальные предприниматели.

Перейти на УСН можно, если по итогам 9 месяцев того года, в котором вы подаёте заявление о переходе на УСН, доходы организации не превысили 45 миллионов рублей без учёта НДС, а с 1 января 2017 года – 112,5 миллионов (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

В соответствии со ст. 346.13 НК РФ перейти на УСН можно только с 1 января нового года. Для этого организация или ИП должны уведомить налоговый орган о смене режима налогообложения не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода.

Вновь созданные организации и ИП могут уведомить налоговый орган о применении УСН в тридцатидневный срок с момента регистрации лица.

Для перехода на УСН в налоговый орган подаётся заявление. Рекомендованные формы таких заявлений утверждены приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. Если вы не хотите использовать формы приказа, напишите заявление в произвольной форме. При этом обязательно укажите в нём:

  • сведения об организации,
  • вид объекта налогообложения,
  • среднюю численность работников,
  • стоимость основных средств.

Индивидуальный предприниматель в роли управляющей организации

Какие организации не вправе применять УСН

Для УК, ТСЖ и ЖК ограничений для применения УСН нет, так как они не занимаются банковской, микрофинансовой деятельностью и не работают с ценными бумагами.

Тем не менее им могут не позволить перейти на УСН, если:

  • средняя численность работников за налоговый период превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств по данным бухгалтерского учёта превышает 150 миллионов рублей;
  • организация зарегистрирована за пределами РФ;
  • организация не уведомила о переходе в установленные сроки;
  • организация имеет филиалы.

Полный перечень условий, при которых перейти на УСН невозможно, вы найдёте в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Преимущества перехода на УСН для УО, ТСЖ, ЖК

В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ применение упрощённой системы налогообложения освобождает от уплаты некоторых видов налогов:

1. Налога на добавленную стоимость.

Исключение – ввоз товаров в Россию.

2. Налога на имущество организаций.

Исключение – исчисление налоговой базы по кадастровой стоимости.

3. Налога на прибыль организаций.

Исключение – налог, уплачиваемый с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ – при выплате дивидендов, ценным бумагам.

Остальные налоги при УСН выплачиваются по общим основаниям.

Изменения в сфере управления МКД в 2018 году

Изменения в работе УО, ТСЖ, ЖК при УСН в 2018 году

С 2018 года управляющие компании, ТСЖ и ЖК, которые применяют упрощённую систему налогообложения, смогут не учитывать в качестве налогооблагаемых доходов суммы, полученные от собственников в счёт оплаты коммунальных услуг, которые оказаны сторонними организациями (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Для этого между управляющей и ресурсоснабжающей организацией должен быть заключен договор ресурсоснабжения.

Это хорошая новость для УК, ТСЖ и ЖК, хотя без сложностей не обошлось. Так, если договор ресурсоснабжения носит посреднический характер, сумму агентского вознаграждения придётся включить в доходы. На онлайн-семинаре Юрий Романченко подробно объяснил, как правильно рассчитать налоговые расходы при такой схеме отношений. Подробные рекомендации вы найдёте в записи онлайн-семинара.

При исчислении доходов по УСН в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, поступления за коммунальные услуги не будут учитываться в доходах и расходах.

При этом УК, ТСЖ и ЖК по-прежнему нужно учитывать в качестве налогооблагаемых доходов иные поступления. В том числе:

  • плату за содержание и ремонт общего имущества МКД;
  • оплату дополнительных услуг.

В выручку по-прежнему не нужно включать:

  1. Средства бюджетов, выделяемые на долевое финансирование капитального ремонта МКД.
  2. Средства собственников на целевое финансирование капитального ремонта общего имущества МКД.
  3. Членские взносы, уплачиваемые товариществу или кооперативу как некоммерческой организации, не связанные с конкретными целевыми программами.
  4. Взносы и пожертвования членов товарищества или кооператива на формирование налогового резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества МКД.

При наличии необлагаемых доходов УК, ТСЖ, ЖК нужно вести раздельный учёт, иначе льготами воспользоваться не получится и все доходы придётся учитывать при расчёте упрощённого налога.

Юрий Михайлович отметил, что при использовании УСН важно не упустить ни одного нюанса такой системы, в противном случае организация может утратить право на её применение.

Изменится порядок подачи документов для внесения изменений в ЕГРЮЛ

Утрата права на применение УСН

Управляющие организации, ТСЖ и ЖК не вправе до окончания налогового периода сменить режим налогообложения.

Однако при несоблюдении отдельных условий они могут утратить право на применение упрощённой системы налогообложения. Перечислим такие условия:

  1. Превышение доходов налогоплательщика за отчётный период.
  2. Превышение установленного ограничения по численности работников и стоимости основных средств.
  3. Ведение деятельности, при которой не допускается применение УСН или ограничен выбор объекта налогообложения (п. 3 ст. 346.12 НК РФ, п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

С момента утраты права применения УСН налогоплательщик должен рассчитать и уплатить налоги по общему режиму налогообложения, который предусмотрен для вновь созданных организаций или ИП. Пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором налогоплательщик перешёл на общий режим налогообложения, не взимаются (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Вернуться к применению УСН можно не ранее, чем через один год после утраты права на неё.

Утрата права на применение УСН – не единственное негативное последствие, которое может возникнуть у УО, ТСЖ, ЖК при неверной уплате налоговых взносов. Юрий Романченко рассказал также о том, за что могут получить штрафы юридические и должностные лица, дал рекомендации, как организациям работать так, чтобы не попасть под штраф.

Но хватит о грустном. Если подробно изучить тему УСН, никакие штрафы вам не страшны. Смотрите видеозапись онлайн-семинара и вы узнаете также о:

  • критериях отнесения лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • том, какие доходы и расходы учитываются при УСН;
  • понятии «налоговая база» и его применении;
  • налоговых ставках;
  • налоговом и отчётном периодах;
  • порядке исчисления и уплаты налога;
  • составлении налоговой декларации;
  • том, облагается ли налогом вознаграждение совету МКД.

В раздаточном материале к статье вы найдёте нормативные правовые акты, письма профильных ведомств и образцы документов, которые помогут вам глубже разобраться в теме УСН.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН

Многие ТСЖ переходят на «упрощенку». Однако это не решает целого ряда проблем, а в некоторых случаях может даже не упростить, а усложнить жизнь бухгалтера. В помощь таким товариществам мы предлагаем серию статей о тонкостях применения УСНО в ТСЖ. Для начала же логично напомнить основные нюансы применения «упрощенки».

Дело добровольное

Переход на УСНО производится исключительно по желанию самого налогоплательщика, то есть созданное ТСЖ по умолчанию считается находящимся на общем режиме налогообложения. Для того, чтобы применять УСНО, нужно подать специальное заявление. По общему правилу это делается в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого ТСЖ хочет перейти на «упрощенку». Однако для вновь созданных организаций есть особая норма: им надо подать такое заявление в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в соответствующем свидетельстве, после чего они могут применять УСНО начиная с даты постановки на учет.

Конечно же, это не означает, что перейти на данный спецрежим могут все желающие. В главе 26.2 НК РФ перечислен целый ряд ограничений и требований к тем, кто может претендовать на применение «упрощенки».

Прежде всего подчеркнем, что запрета на применение УСНО некоммерческими организациями (к таковым относится и ТСЖ) в налоговом законодательстве нет, поэтому принципиально переход ТСЖ на «упрощенку» возможен, если соблюдаются остальные условия.

В частности, необходимо, чтобы средняя численность работников за каждый отчетный (налоговый) период не превышала 100 человек, а остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (НМА) – 100 млн руб. Причем состав основных средств и НМА определяется по правилам налогового законодательства: в расчет принимаются только те объекты, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом по правилам гл. 25 НК РФ, а вот их стоимость нужно рассчитывать в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

Кроме того, существуют лимиты доходов, при превышении которых применять УСНО нельзя. Причем в расчет принимаются не только выручка (доходы от реализации), но и внереализационные доходы (ст. 248 НК РФ).

В частности, в течение 2012 года применять «упрощенку» можно лишь до тех пор, пока доход, исчисленный нарастающим итогом за текущий год, не превысит 60 млн руб.

Если же происходит превышение (как по доходам, так и по численности работников или стоимости основных средств и НМА), организация утрачивает право на применение УСНО и считается перешедшей на общий режим с начала того квартала, в котором было допущено превышение. Значит, нужно задним числом посчитать и уплатить все налоги, предусмотренные общей системой налогообложения, а вот пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей за этот квартал не взимаются.

Чтобы получить право на применение УСНО с 1 января 2012 года, в заявлении, которое подавалось в октябре – ноябре 2011 года, следовало указать доходы за девять месяцев 2011 года, которые не должны были превышать 45 млн руб.

А вот в случае, если ТСЖ, пока не применяющее «упрощенку», захочет перейти на этот спецрежим с 1 января 2013 года, нужно руководствоваться уже другими лимитами.

Во-первых, лимит доходов за девять месяцев 2012 года не должен превышать величину, установленную абз. 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ, действие которого было приостановлено только до 1 октября 2012 года, с учетом требований ст. 3 Федерального закона от 19.07.2009 № 204-ФЗ.

Исходя из указанных норм, нужно взять лимит, равный 15 млн руб., с учетом его индексации на 2009 год. Однако в отношении того, какой в итоге получается размер предельной величины доходов за девять месяцев 2012 года, дающий право на переход на УСНО с 2012 года, сложилась неоднозначная ситуация.

Дело в том, что с 2006 по 2009 год Минэкономразвития ежегодно устанавливало новый коэффициент-дефлятор на каждый год.

Финансисты в 2009 году заявляли, что предельные размеры доходов нужно индексировать только на один (последний) коэффициент-дефлятор, установленный на текущий год. По их мнению, в 2009 году лимит доходов за девять месяцев составлял 23 070 000 руб. (письма от 10.03.2009 № 03-11-09/93,от 03.03.2009 № 03-11-06/2/33).

Однако Президиум ВАС в Постановлении от 12.05.2009 № 12010/08указал, что индексировать предельные величины нужно не только на коэффициент, установленный на очередной год, но и на те коэффициенты, которые применялись ранее. Эту позицию поддержали и налоговые органы (письма ФНС РФ от 31.08.2009 № ШС-22-3/672@, от 03.07.2009 № ШС-22-3/539@). Если следовать этой логике, получается, что лимит дохода за девять месяцев, ограничивающий право перейти на УСНО с 1 января 2013 года, должен признаваться равным 43 428 077 руб.

Аналогичная проблема возникнет в 2013 году при определении предельного размера годовых доходов, при превышении которого организация утрачивает право на применение УСНО. Ведь с 1 января 2013 года возобновляется действие п. 4 ст. 346.13 НК РФ, которым был установлен годовой лимит на уровне 20 млн руб., и фактически в течение 2013 года применять этот лимит нужно будет в том размере, который действовал в 2009 году, с учетом индексации [1] .

Единый налог не заменяет других налогов

Единый налог… Звучит, конечно, заманчиво и гордо, однако на практике все не так радужно.

Фактически в соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСНО освобождает от уплаты только трех налогов, причем в отношении двух из них есть оговорки.

При переходе на УСНО не нужно уплачивать:

1) налог на имущество – однозначно;
2) налог на прибыль – за исключением налога, уплачиваемого с дивидендов и доходов по операциям с отдельными видами долговых обязательств согласно п. 3, 4 ст. 284 НК РФ;
3) НДС – кроме налога, подлежащего уплате:

  • при ввозе товаров на территорию РФ и другие территории, находящиеся под ее юрисдикцией (при импорте);
  • при осуществлении деятельности в соответствии с договором простого товарищества, инвестиционного товарищества, доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ (ст. 174.1 НК РФ);
  • в связи с исполнением обязанности налогового агента.
Последнее вытекает из п. 5 ст. 346.11 НК РФ, в котором уточняется, что «упрощенцы» не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ. Причем это касается не только НДС, но и НДФЛ.

Все остальные налоги, в том числе транспортный, земельный и водный, а также государственные пошлины нужно уплачивать на общих основаниях.

Ну и, конечно, никто не освобождает «упрощенцев» от необходимости уплачивать страховые взносы, предусмотренные действующим законодательством.

Заплатить и отчитаться…

Налоговым периодом считается календарный год. Он разделен на отчетные периоды: I квартал, полугодие и девять месяцев.

Исчислять и уплачивать авансовые платежи по налогу нужно ежеквартально не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Например, авансовый платеж за I квартал 2012 года должен был быть уплачен не позднее 25 апреля 2012 года, а авансовый платеж за полугодие (с зачетом суммы, уплаченной по итогам I квартала) – не позднее 25 июля 2012 года.

Декларация же подается только один раз в год – по итогам налогового периода. Организации-«упрощенцы» должны делать это не позднее 31 марта следующего года. В этот же срок должен уплачиваться и единый налог по итогам года (в том числе минимальный налог – в установленных случаях).

Два объекта на выбор

В случае если организация все-таки решит перейти на «упрощенку», еще до подачи заявления ей следует определиться с объектом налогообложения.Глава 26.2 НК РФ предлагает на выбор два варианта.

Во-первых, можно рассчитывать единый налог с суммы получаемых доходов без учета понесенных расходов. В этом случае ставка налога составляет 6%. Причем сумму исчисленного налога можно уменьшать на суммы уплаченных страховых взносов и выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (в части, оплачиваемой за счет средств работодателя).

Во-вторых, существует возможность исчислять налог исходя из разницы между полученными доходами и понесенными расходами. Однако, к сожалению, принять в расчет можно не все расходы, а лишь те, которые перечислены в закрытом перечне, приведенном в ст. 346.16 НК РФ. В этом случае ставка будет составлять 15% (законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков). Более того, при этом варианте в случае, если по итогам года получены убытки («разрешенные» расходы превысили доходы) или доходы ненамного превышают расходы, придется платить так называемый минимальный налог. Этому вопросу будет посвящена одна из следующих статей данной серии.

Выбранный объект налогообложения можно менять каждый год. Однако делать это в течение налогового периода (календарного года), конечно же, нельзя. Чтобы изменить объект налогообложения, нужно подать уведомление в налоговую инспекцию до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает такое изменение. Например, если в 2012 году ТСЖ применяет объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», а с 2013 года хочет перейти на объект «доходы», подать такое уведомление надо до 20 декабря 2012 года.

Рассмотрим более подробно каждый из вариантов.

Объект «Доходы»

При этом варианте для целей налогообложения надо учитывать только полученные доходы. Именно их записывают в книгу учета доходов и расходов (ст. 346.24 НК РФ).

В силу ст. 346.15 НК РФ нужно учитывать:

  • доходы от реализации, определяемые на основании ст. 249 НК РФ;
  • внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
А вот доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, не учитываются.

Это значит, что ТСЖ, применяющие «упрощенку», не должны учитывать, отражать в книге и принимать в расчет при исчислении единого налога следующие суммы:

1) целевое финансирование в виде средств бюджетов, выделяемых ТСЖ на долевое финансирование проведения капитального ремонта МКД в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
2) целевое финансирование в виде средств собственников помещений в МКД, поступающих на счета ТСЖ, осуществляющих управление такими домами, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества в МКД (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
3) целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, предусмотренные п. 2 ст. 251 НК РФ, в том числе:

  • осуществленные согласно законодательству РФ о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов);
  • пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ;
  • доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров;
  • отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые проводятся ТСЖ его членами;
  • средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на осуществление уставной деятельности.
Правда, чтобы воспользоваться этими «льготами», необходимо обеспечить раздельный учет доходов и расходов, полученных и произведенных в рамках целевого финансирования и целевых поступлений. При отсутствии же раздельного учета подобные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Иными словами, если раздельный учет не ведется, придется все упомянутые выше доходы также вносить в книгу и облагать единым налогом.

Как было отмечено выше, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленный единый налог:

  • на уплаченные страховые взносы с выплат физическим лицам (п. 3 ст. 346.21 НК РФ) на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • на выплаченные за счет средств работодателя суммы пособий по временной нетрудоспособности.
Однако нужно иметь в виду, что все эти суммы в совокупности могут уменьшить единый налог не более чем на 50%.

Объект «Доходы, уменьшенные на величину расходов»

Правила признания доходов при применении УСНО универсальны. Значит, если организация выбирает второй вариант, признавать доходы нужно точно так же, как и при первом варианте.

Разница заключается в том, что при выборе объекта «доходы, уменьшенные на величину расходов» полученные доходы можно уменьшить на понесенные расходы.

Правда, нужно иметь в виду, что при выборе этого варианта организация-«упрощенец» лишается права на признание для целей налогообложения всех возможных и обоснованных расходов.

Ей нужно применять нормы ст. 346.16 НК РФ, где приведен закрытый перечень «разрешенных» расходов. Выходить за рамки такого перечня нельзя.

Кроме того, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшать сумму исчисленного единого налога на уплаченные страховые взносы и предоставленные пособия по временной нетрудоспособности нельзя, ведь эти суммы включаются в состав расходов и уменьшают налоговую базу на основании пп. 7 и 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ соответственно.

Говоря о закрытом перечне, нужно обратить внимание на то, что в некоторых случаях расходы, которые непосредственно в этом перечне не упоминаются, все-таки можно признать, поскольку они могут входить в состав группы расходов, присутствующей в этом перечне.

Неслучайно в п. 2 ст. 346.16 НК РФ уточняется, что расходы, указанные в отдельных подпунктах перечня, приведенного в п. 1 данной статьи, нужно принимать в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций, и делаются ссылки на соответствующие статьи Налогового кодекса.

К примеру, признавать материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) нужно с учетом требований ст. 254 НК РФ, которая позволяет отнести к материальным расходам не только затраты на приобретение сырья, материалов, инструментов, инвентаря, спецодежды, других СИЗ, комплектующих изделий и иного имущества, но и затраты:

  • на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также на производство и (или) приобретение мощности, трансформацию и передачу энергии;
  • на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых и оказываемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение (оказание) этих работ (услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
При этом к работам (услугам) производственного характера относятся, в частности, техническое обслуживание основных средств, транспортные услуги по перевозкам грузов внутри организации.

Аналогичным образом в составе расходов на оплату труда, признаваемых на основании пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, можно учитывать все расходы, которые упоминаются в ст. 255 НК РФ. Сюда, к примеру, могут относиться расходы на добровольное медицинское страхование работников. Хотя непосредственно в перечне (в пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) в качестве «разрешенных» расходов указаны только расходы на обязательное страхование работников, имущества и ответственности (к числу которых относятся, к примеру, расходы на ОСАГО), возможность признания некоторых расходов, связанных со страхованием работников, прописана в п. 16 ст. 255 НК РФ. В частности, к расходам на оплату труда отнесены суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования, заключаемым в пользу работников со страховыми организациями, имеющими соответствующие лицензии, в том числе по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, в размере, не превышающем 6% суммы расходов на оплату труда. О том, что «упрощенцы» могут признавать такие расходы, говорилось, в частности, в письмах Минфина РФ от 30.01.2012 № 03-11-06/2/14 и от 27.09.2011 № 03-11-06/2/133.

Таким образом, конкретный состав расходов в перечне, приведенном в ст. 346.16 НК РФ, нужно изучать с учетом норм соответствующих статей гл. 25 НК РФ.

Ну и, конечно же, расходы, признаваемые при «упрощенке», должны соответствовать общим критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ: быть экономически обоснованными, направленными на получение дохода и подтверждаться первичными документами.

Как выбрать объект?

Главная трудность заключается в выборе объекта налогообложения, который оптимально подходит конкретному ТСЖ. При этом нужно учитывать ряд факторов.

При выборе объекта «доходы» существенно упрощаются налоговый учет и расчет налога. Фактически надо учитывать только полученные доходы. Расходы же можно просто проигнорировать, ведь понадобится лишь информация о суммах уплаченных страховых взносов и предоставленных пособий по временной нетрудоспособности (за счет работодателя).

С другой стороны, объект «доходы, уменьшенные на величину расходов» может быть более выгодным, если разница между доходами и расходами не слишком велика или фактически организация получает убытки.

В такой ситуации в худшем случае придется уплатить минимальный налог, составляющий 1% полученных доходов. А при объекте «доходы» ставка налога составляет 6% доходов. Кроме того, хотя сумму налога можно уменьшить на уплаченные страховые взносы и выплаченные больничные, сократить налог можно не более чем на 50%. То есть в любом случае при объекте «доходы» придется уплачивать единый налог в размере не меньше 3% суммы полученных доходов.

Более того, при объекте «доходы» эти минимальные 3% придется платить по итогам каждого отчетного периода. Минимальный же налог (при объекте «доходы минус расходы») должен уплачиваться только по итогам года. Также при объекте «доходы минус расходы» в случае, если по итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев получены убытки, уплачивать авансовые платежи вообще не придется.

Значит, чтобы выбрать объект налогообложения, нужно прежде всего определить, какие поступления и выплаты могут быть квалифицированы как доходы и расходы, подлежащие признанию при УСНО, спрогнозировать их величину на предстоящий год, а также сопоставить предполагаемые доходы, расходы и, как следствие, суммы налоговых обязательств при каждом из вариантов.

В статье рассмотрены общие принципы применения такого спецрежима, как УСНО. В следующих номерах журнала мы обязательно расскажем о тонкостях определения налоговых доходов и расходов, исчисления единого налога и расчета минимального налога.

[1] По нашим прогнозам, он составит 57 904 103 руб.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ТСЖ применяет УСН, поступления денежных средств и иного имущества ТСЖ за предшествующий отчетный год не превысили три миллиона рублей. Существует мнение, согласно которому ТСЖ не должно представлять в налоговый орган отчет о целевом использовании средств, а вправе представлять только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, так как на основании части 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" некоммерческие организации вправе вести упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Какие формы бухгалтерской отчетности за 2013 год ТСЖ должно было сдать в налоговую инспекцию?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

За 2013 год ТСЖ должно представить в налоговый орган формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств. В то же время при необходимости ТСЖ следует составить приложения к ним, приводя показатели об отдельных доходах и расходах, применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах (отчета о прибылях и убытках).

Обоснование вывода:

Товарищества собственников жилья (ТСЖ) являются некоммерческими организациями, объединяющими собственников помещений в многоквартирных домах с целью совместного управления общим имуществом (ст. 135 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

НКО ведут бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством РФ (п. 1 ст. 32 Закона N 7-ФЗ).

Некоммерческие организации обязаны вести бухгалтерский учет и формировать бухгалтерскую отчётность в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Напомним, Закон N 402-ФЗ вступил в силу с 1 января 2013 года.

На основании пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация, в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), не обязана вести бухгалтерский учет.

Перечень лиц, которые могут не вести бухгалтерский учет, содержится в ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. Организации, применяющие УСН, а также некоммерческие организации в данном перечне не упомянуты.

Следовательно, некоммерческие организации, применяющие УСН, с 01.01.2013 должны вести бухгалтерский учет, соответственно, составлять и представлять в налоговые органы годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (в нашем случае - 2013 года) (смотрите также письма Минфина России от 27.03.2013 N 03-11-11/117, от 23.10.2012 N 03-11-09/80).

Обращаем внимание, что в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации, за исключением некоммерческих организаций, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, адвокатских палат, нотариальных палат, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, организаций государственного сектора, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений, саморегулируемых организаций, некоммерческих организаций, включенных в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".

Таким образом, ТСЖ вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если для нее не предусмотрено исключение п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.

Заметим, приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н) утверждены формы упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности социально ориентированных некоммерческих организаций, а именно формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств (п. 6.2 Приказа N 66н).

В письме от 27.12.2013 N 07-01-06/57795 Минфин России разъяснил: исходя из ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения соответствующих федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета для составления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности могут применяться:

- субъектами малого предпринимательства, а также коммерческими организациями, указанными в п. 3 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, - формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, предусмотренные приложением N 5 к Приказу N 66н;

- некоммерческими организациями, указанными в пунктах 2 и 3 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, - формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, предусмотренные приложением N 6 к Приказу N 66н.

Отметим, что указанное письмо Минфина России размещено на сайте ФНС России (http://www.nalog.ru) в разделе "Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами".

Следовательно, ТСЖ вправе представить в налоговый орган упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, предусмотренные приложением N 6 к Приказу N 66н, если для нее не предусмотрено исключение п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.

Заметим, что в примечании к образцу упрощенной формы отчета о целевом использовании средств указано, что в случае существенности информация о доходах и расходах организации раскрывается в приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств применительно к составу показателей отчета о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства.

То есть в случае существенности информация о доходах и расходах ТСЖ следует составить приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств, применяя состав показателей отчета о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства, утвержденного приложением N 5 к Приказу N 66н.

В информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" разъяснено, что исходя из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ, второго абзаца п. 6 и второго абзаца п. 11 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" некоммерческая организация приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случае, когда:

в отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;

показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;

раскрытие данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;

без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.

В то же время в п. 2 Информации Минфина России от 17.01.2012 "Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)" сказано, что в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность некоммерческой организации состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными правовыми актами; пояснительной записки. Заметим, что данные разъяснения даны на основании п. 2 ст. 13 уже не действующего Федерального закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Таким образом, по нашему мнению, за 2013 год ТСЖ должно представить в налоговый орган формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств. В то же время при необходимости ТСЖ следует составить приложении к ним, приводя показатели об отдельных доходах и расходах, применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах (отчета о прибылях и убытках).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российской коллегии аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Читайте также: