Бухгалтерские проводки по усн в автономном учреждении

Опубликовано: 14.05.2024

Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

Все операции, совершаемые организацией, нужно отражать на бухгалтерских счетах. Сделать это можно с помощью проводок. Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ, индивидуальные предприниматели имеют законное право не вести бухучет и не вдаваться в нюансы составления проводок. Но на практике многие предприниматели предпочитают следовать канонам бухгалтерского учета.

Организации на упрощенке должны вести бухгалтерский учет. Несмотря на то, что проводки не зависят от системы налогообложения, расчет налога по упрощенке и формирование соответствующих бухгалтерских записей имеют ряд особенностей.

Налог по УСН нужно считать и уплачивать единожды по окончании года. Кроме налога, упрощенец должен вычислять авансовые платежи по итогам трех периодов: 1 квартала, шести и девяти месяцев (ст. 346.19 НК РФ). Налог рассчитывается нарастающим итогом и перечисляется в государственную казну в полных рублях.

Налог при УСН с объектом «доходы минус расходы»

Налог рассчитывается аналогичным способом. Чтобы узнать годовой налог к уплате, следует из рассчитанной суммы вычесть авансовые платежи. Налог (авансовый платеж) начисляется проводкой:

При списании налога со счета в банке бухгалтеру нужно сделать запись:

Рассмотрим расчет налога на примере.

Согласно отчетным документам ООО «Тополь» в 2016 году удалось заработать 120 000 рублей, тем временем расходы составили 75 000 рублей. В отчетные периоды получены следующие показатели:

1 квартал

Доходы — 10 000 рублей;

Принимаемые расходы — 1 000 рублей.

Сделав расчет, бухгалтер получил значение 1 350 рублей ((10 000 — 1 000) х 15 %). Именно на эту сумму нужно составить платежное поручение, указав в назначении «авансовый платеж по налогу УСН за 1 квартал 2016 года».

Дебет 99 Кредит 68 1 350 рублей — начислен авансовый платеж за 1 квартал 2016 года;

Дебет 68 Кредит 51 1 350 рублей — авансовый платеж перечислен в ФНС.

1 полугодие

Доходы (январь — июнь) — 60 000 рублей;

Принимаемые расходы (январь — июнь) — 18 000 рублей.

При расчете бухгалтер учел платеж за 1 квартал. Получилось, что долг перед ФНС составляет 4 950 рублей ((60 000 — 18 000) х 15 % – 1 350).

Дебет 99 Кредит 68 4 950 рублей — отражен авансовый платеж за 6 месяцев;

Дебет 68 Кредит 51 4 950 рублей — авансовый платеж перечислен в ФНС.

9 месяцев

Доходы (январь — сентябрь) — 100 000 рублей;

Принимаемые расходы (январь — сентябрь) — 53 000 рублей.

Бухгалтер сделал платежку на сумму 750 рублей и отправил деньги в ФНС ((100 000 — 53 000) х 15 % – 1 350 — 4 950).

Дебет 99 Кредит 68 750 рублей — начислен авансовый платеж за 9 месяцев 2016 года;

Дебет 68 Кредит 51 750 рублей — авансовый платеж отправлен на счет ФНС.

Год

Доходы (январь — декабрь) — 120 000 рублей;

Принимаемые расходы (январь — декабрь) — 75 000 рублей.

Налог за год без вычета авансовых платежей составляет 6 750 рублей ((120 000 — 75 000) х 15 %).

За весь 2016 год были отправлены на счет налоговой инспекции авансовые платежи в сумме 7 050 рублей (1 350 + 4 950 + 750). Как видим, эта сумма больше итогового налога за год. Следовательно, доплачивать по итогам года в госбюджет ничего не нужно. Получается переплата по налогу в размере 300 рублей.

Чтобы учетные данные сошлись с фактическими расчетами, нужно сделать проводку на уменьшение налога:

Дебет 68 Кредит 99 300 рублей — уменьшен налог по УСН.

Если в конце года получается налог к доплате, формируется стандартная проводка:

Дебет 99 Кредит 68

Обратите внимание! Если у компании объект налогообложения «доходы минус расходы», она должна также определить минимальный налог. Для этого суммарный доход нужно умножить на 1 % (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

Вычислим минимальный налог, руководствуясь исходными данными.

120 000 х 1 % = 1 200 рублей — это значит, что ООО «Тополь» по итогам налогового периода должно заплатить в государственный бюджет не меньше 1 200 рублей. В 2016 году налог составил 6 750 рублей, а это больше минималки. Следовательно, фирме доплачивать государству ничего не придется.

Налог при УСН с объектом «доходы»

Авансовые платежи и сам налог исчисляются исходя из ставки 6% (ст. 346.20 НК РФ). Отдельные регионы могут применять ставки ниже нормы. Начисление налога (авансового платежа) отражается проводкой:

При списании с расчетного счета налога бухгалтеру нужно сделать следующую запись:

Рассмотрим, как рассчитать «упрощенный» налог на примере.

ИП Васнецов Георгий Васильевич в 2016 году заработал 450 000 рублей. В феврале бизнесмен со своего банковского счета отправил фиксированные взносы в размере 23 153,33 рубля. На эту сумму ИП на законных основаниях может сократить налог и авансы по нему.

1 квартал

Доходы ИП — 20 000 рублей.

Бухгалтер, ведущий учет ИП, исчислил авансовый платеж по формуле: 20 000 х 6 % = 1 200 рублей. Чтобы не платить налог, бухгалтер уменьшил его на перечисленные страховые взносы. Так как они значительно превышают сумму аванса, в первом квартале перечислять в налоговую инспекцию ничего не нужно. Соответственно начислять налог не следует, проводок не будет.

1 полугодие

Доходы ИП (январь — июнь) — 150 000 рублей.

Бухгалтер определил возможную сумму платежа: 150 000 х 6 % = 9 000 рублей. Вновь бухгалтер пользуется возможностью сократить налог на сумму взносов — 9 000

Ведите учет на УСН в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и пособий и отправки отчетности в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. Сервис подходит для совместной работы бухгалтера и директора.

Казенное учреждение – это государственная структура, которая занимается оказанием государственных услуг. Это некоммерческие объекты, формируемые для осуществления культурных и прочих целей. Учредителем считается госорган, у которого есть соответствующие полномочия. Учет в таких субъектах ведется особым образом. Нюансы связаны с тем, что у субъекта нет прав на используемое имущество. Кроме того, подобные учреждения не могут пользоваться упрощенными системами обложения налогами.

Вопрос: Как отражаются в учете организации-арендатора расходы на аренду складских помещений, предоставленных во временное пользование казенным учреждением? Помещения находятся в федеральной собственности.
Договором аренды установлено, что арендная плата в сумме 150 000 руб. уплачивается до 15-го числа месяца, следующего за расчетным; стоимость арендуемых помещений равна 10 000 000 руб. Складские помещения используются для хранения сырья и производственной техники. Доходы и расходы в целях исчисления налога на прибыль организация определяет методом начисления.
Посмотреть ответ

Нюансы учета в казенном субъекте

Приведем нюансы учета в рассматриваемой структуре:

  • Учредитель участвует в управлении финансами.
  • Счета открываются в казначействе.
  • Финансирование осуществляется в пределах сметы.
  • Доходы от работы направляются в бюджет.
  • Учреждение не имеет прав собственности на имущество.
  • Операции с ценными бумагами не проводятся.
  • Структура не имеет прав на использование УСН.

Вопрос: Как отразить в учете организации — плательщика ЕСХН расчеты с казенным учреждением по аренде земельного участка, находящегося в федеральной собственности?
Согласно договору аренды:
— арендная плата в сумме 90 000 руб. уплачивается до 15-го числа месяца, следующего за расчетным;
— стоимость арендуемого земельного участка равна 3 000 000 руб.
Земельный участок используется организацией для выращивания сельскохозяйственных культур. Договор аренды заключен на срок менее года.
Посмотреть ответ

Также существенными являются следующие особенности:

  • Данные об активах фиксируются за балансом. Двойная запись не применяется.
  • Учреждение использует только ОСНО.

Налоги не начисляются только на доход от основной деятельности.

ВАЖНО! Субъекту нужно направлять декларацию. Однако допускается предоставление документа в сжатом виде. Указывается минимальная информация.

Учетная политика

ВАЖНО! Образец учетной политики казенного учреждения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Учетная политика – это бумага, устанавливающая порядок бухучета и налогового учета. Для ее утверждения субъекту нужно издать приказ.

Она может меняться вследствие изменений, вносимых в законодательство или локальные нормативные акты. Документ создается на основании особенностей деятельности учреждения, его структуры. Учетная политика включает в себя эти пункты:

  • Рабочие счета, которые применяются при учете.
  • Особенности документооборота (включая перечень первичных документов).
  • Порядок осуществления инвентаризации.
  • Особенности внутреннего контроля.
  • Способы оценки имущества и имеющихся обязательств.

Учетная политика позволяет установить порядок действий, когда соответствующие пункты не оговорены нормативными актами. Однако документ не должен противоречить действующим законам.

Первичная документация

Любая хозяйственная операция должна подтверждаться первичкой. На их основании создаются бухгалтерские проводки. Первичные документы нужно для установления обоснованности и разумности экономических действий. Казенные субъекты должны применять в своей деятельности документы, перечень которых утвержден Приказом №173. Дополнительный перечень бумаг может указываться в учетной политике. Рассмотрим правила формирования первичных документов:

  • Применение форм, которые были установлены внутренними актами.
  • Использование обязательных реквизитов.
  • Незаполненные строки зачеркиваются.
  • Недопустимы помарки.

Если документы будут создаваться без учета этих правил, у контролирующих органов могут возникнуть вопросы.

Учет операций с ОС и имуществом

ОС и имущество поступают в казенную структуру от учредителя. Именно на последнего возложена ответственность по содержанию, так как он является собственником. Рассмотрим основания, по которым учитываются операции:

  • Принятие ОС на учет выполняется на основании решения комиссии. Первичным документом является акт передачи.
  • Право управления образуется с дня регистрации.
  • Оценка собственности проводится на основании стоимости, прописанной в акте.
  • Корректировка стоимости выполняется на основании осуществленной модернизацией.

Бюджетная структура может купить имущество. Покупка осуществляется за счет денег, взятых из бюджета.

Пример учета покупки имущества

Учреждением было закуплено оборудование на 333 тыс. рублей. Траты на транспортировку равны 7 тыс. рублей. Проводки будут следующими:

  • Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703. Поступление оборудования на 333 тыс. рублей.
  • Дт (используется тот же дебетовый счет, что и в предыдущей проводке) Кт 1 30222 730. Отражение трат размером 7 тыс. рублей на транспортировку оборудования.

Со следующего месяца после поступления оборудования начинается начисление амортизации. Срок полезной эксплуатации определяется на основании Классификатора.

Реализация и списание ОС

Казенные учреждения могут реализовывать ОС. Однако для этого нужно получить одобрение учредителя. Иногда продажа связана с необходимостью погашения ущерба и обязательств, однако это крайние случаи. Доход от продажи направляется в бюджет.

ВНИМАНИЕ! Списание производится тогда, когда ОС утратили потребительские качества.

Пример списания ОС

В учреждении появился объект ОС, который вышел из строя. Его нужно списать. Остаточная стоимость составляет 36 тыс. рублей, амортизационные начисления – 90 тыс. рублей. После завершения ликвидации производится оприходование на сумму 600 рублей. Используются эти проводки:

  • Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410. Списание стоимости на сумму 36 тысяч рублей.
  • Дт 1 10134 410 Кт (используется тот же счет, что и в предыдущем примере). Списание начислений по амортизации на сумму 90 тыс. рублей.
  • Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172. Оприходование дополнительных изделий на 600 рублей.

Каждая проводка подтверждается первичкой.

Учет операций по начислению зарплат

Рассмотрим пример. Казенное учреждение начислило зарплату сотрудникам. При начислении средств произошло удержание НДФЛ. Используются эти проводки:

  • Дт 1 40120 211 Кт 1 302 11 730. Выплата заработка.
  • Дт 1 302 11 830 Кт 1 303 01 730. Удержание НДФЛ.
  • Дт 1 302 11 830 Кт 1 304 03 730. Перевод заработка на карту работника.
  • Дт 1 304 03 830 Кт 1 304 05 211. Учет выдачи зарплаты.

Расчеты с сотрудниками учреждения имеют ряд особенностей. В частности, средства для расчетов аккумулируются из разных источников.

Учет материалов

Материалы могут поступить в казенную структуру на основании договора купли-продажи, дарения. Рассмотрим порядок установления стоимости материалов:

  • При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
  • Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
  • Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
  • Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.

Рыночную цену можно узнать путем установления рыночной стоимости аналогичных материалов.

Налогообложение

Средства, поступившие в учреждение из бюджета, не будут облагаться налогом. Налогообложение также не затрагивает доход, полученный от оказания государственных услуг. Налог на прибыль начисляется в отношении следующих поступлений:

  • Доход от внебюджетных направлений работы, если отсутствует раздельный учет, смета трат.
  • Возмещение ущерба, выплаченное третьими лицами.
  • Стоимость имущества, переданного на бесплатной основе, если объекты не применяются в основной деятельности.
  • Излишки, обнаруженные во время инвентаризации.
  • Целевые поступления, израсходованные по нецелевому направлению.

Казенной структуре нужно подготовить отчетность, которая направляется в ИФНС.

Письмо Министерства финансов РФ №03-11-11/66013 от 11.11.2016

Минфин России ответил на вопрос о признании доходов субъектом малого или среднего предпринимательства, применяющим УСН, при получении субсидии.

Общие правила учета субсидий на УСН

По общему правилу при применении УСН не учитываются доходы, перечисленные в статье 251 Налогового кодекса РФ (ст. 346.15 НК РФ). В этой статье, в частности, поименованы целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ) и доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Что считается средствами целевого финансирования, определено в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. В нем указаны только субсидии бюджетным и автономным учреждениям.

А к целевым поступлениям относятся:

средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов управления государственных внебюджетных фондов;

целевые поступления от других организаций или физических лиц, использованные получателями по назначению.

Бюджетные субсидии, предоставленные коммерческим организациям и предпринимателям на УСН, не удов­летворяют указанным требованиям. На основании статьи 346.15 Налогового кодекса РФ они должны включаться в состав налогооблагаемых доходов в день поступления денежных средств организации (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Исключение из общего правила

Если коммерческая организация, применяющая УСН, относится к категории малых или средних предприятий, ей может оказываться финансовая поддержка из регионального или местного бюджета, в том числе и в виде субсидий (ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», далее – Закон № 209-ФЗ).

Как вы знаете, к субъектам малого предпринимательства относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, за исключением указанных в части 5 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", если они соответствуют критериям, указанным в части 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, а именно:

среднесписочная численность сотрудников за предшествующий календарный год - до 100 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ);

«налоговый» доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год по всем видам деятельности и всем налоговым режимам не превышает 800 млн рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 265);

выполняется хотя бы одно из требований, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 части 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, в том числе по доле участия в уставном капитале АО или ООО государства, общественных, религиозных и благотворительных организаций и иных фондов, иностранных юридических лиц или юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Субсидии, полученные малыми предприятиями в соответствии с Законом № 209-ФЗ, включаются в состав налогооблагаемых доходов, но для них пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ предусмотрен льготный порядок налогообложения.

Как учесть полученную субсидию

Льготный порядок налогообложения субсидии малому предприятию заключается в том, что средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за ее счет, не более двух налоговых периодов (календарных лет) с даты получения (абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Если по окончании второго налогового периода полученная сумма не будет израсходована, то ее остаток отражается в составе доходов этого налогового периода.

Доход признается на дату оплаты расходов в сумме оплаченных расходов при условии ведения учета израсходованных сумм. Какой объект налогообложения применяется - «доходы минус расходы» или «доходы» - значения не имеет.

Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения « доходы», в графе 5 Книги учета доходов и расходов (далее – Книга) отражает фактически осуществленные расходы за счет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Законом № 209-ФЗ. То есть учет субсидий – это один из случаев обязательного ведения учета расходов «упрощенцами» с объектом «доходы».

Пример. Налогообложение полученной субсидии.

Малое предприятие на УСН в марте текущего года получило субсидию в размере 150 000 рублей, а израсходовало ее часть только в июне - в сумме 70 000 рублей.

На дату получения субсидии запись в Книгу вносить не нужно. В июне на дату осуществления расхода в графе 4 раздела I «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» нужно отразить доход в размере 70 000 рублей, а в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» - расход в той же сумме. В результате налогооблагаемый доход по итогам девяти месяца и календарного года в целом равен нулю.

В июне следующего года предприятие израсходовало еще 70 000 рублей из средств субсидии. По итогам полугодия налогооблагаемый доход также равен нулю.

Неизрасходованной осталась часть субсидии в размере 10 000 рублей (150 000 - 70 000 – 70 000). По итогам второго календарного года эту сумму нужно включить в доходы.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Автор: Галина Е., эксперт журнала

Поскольку УСНО является специальным налоговым режимом, порядок учета расходов при применении объекта налогообложения «доходы минус расходы» тоже особенный. Об общих принципах учета расходов при «упрощенке», а также об отдельных актуальных видах затрат, которые можно учесть в рамках УСНО, и поговорим.

Основные принципы учета расходов при применении УСНО.

«Упрощенцы», которые в соответствии со ст. 346.14 НК РФ выбрали в качестве объекта налогообложения доходы минус расходы, вправе для целей исчисления единого налога учитывать расходы. Основные принципы учета данных расходов следующие (ст. 346.16 НК РФ):

расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (они должны быть экономически обоснованными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода);

перечень расходов, включаемых в расчет облагаемой базы по налогу, связанному с применением УСНО, определен п. 1 ст. 346.16 НК РФ и является закрытым;

расходами налогоплательщика считаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав в целях применения гл. 26.2 НК РФ признается прекращение обязательства налогоплательщика перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав;

отдельные виды расходов учитываются в особом порядке, установленном ст. 346.16 и 346.17 НК РФ. Например, часть расходов принимается в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль, при этом особый порядок предусмотрен для учета расходов на приобретение (сооружение) основных средств, сырья и материалов.

Рассмотрим актуальные виды затрат, произведенных «упрощенцами», с точки зрения возможности их учета в расходах.

К сведению

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе согласно договору). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы на Интернет.

Поскольку сегодня хозяйственная деятельность любого субъекта связана в том числе с Интернетом, рассмотрим вопросы учета в расходах разных видов затрат, так или иначе связанных с глобальной сетью.

Расходы на оплату услуг Интернета

В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСНО и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении базы по налогу, уплачиваемому в связи с использованием УСНО, учитывают в составе расходов затраты на оплату почтовых, телефонных, телеграфных и других подобных услуг.

Исходя из ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» электросвязью признаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Таким образом, расходы на оплату услуг Интернета могут быть включены в состав расходов в целях применения УСНО при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 02.08.2019 № 03-11-11/58145).

Расходы на создание и обновление сайта организации.

В соответствии с п. 1 ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, уменьшают полученные доходы на расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также затраты на обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Вместе с тем пп. 2 п. 3 ст. 257 НК РФ установлено, что к нематериальным активам относится исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных. Подпункт 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ гласит: расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов учитываются в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

Соответственно, в случае предоставления правообладателем права на использование программ для ЭВМ, баз данных налогоплательщик, применяющий УСНО, вправе учесть расходы на создание сайта на основании пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 09.01.2020 № 03-11-11/128).

В случае если к «упрощенцу» переходит исключительное право правообладателя на использование программ для ЭВМ и баз данных, названные расходы учитываются на основании п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

Что касается расходов на оплату услуг по обновлению сайта, к расходам, указанным в пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, относятся также затраты на обновление программ для ЭВМ и баз данных. С технической точки зрения интернет-сайт представляет собой комплекс, состоящий из программы для ЭВМ, которая обеспечивает непосредственную работу сайта, и базы данных (наполнения сайта). Налогоплательщик, применяющий УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», может уменьшить полученные доходы на расходы по обновлению своего сайта.

В Письме Минфина РФ от 18.12.2019 № 03-11-11/98947 прямо сказано, что расходы на оплату услуг по обновлению сайта могут быть учтены в расходах при исчислении базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, при условии их соответствия критериям, названным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Кроме того, на основании пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы» вправе учесть в расходах затраты на приобретение права доступа к программному обеспечению с использованием Интернета при условии их соответствия критериям, обозначенным в п. 1 ст. 252 НК РФ (письма Минфина РФ от 21.01.2020 № 03-11-11/2936, от 03.06.2019 № 03-11-11/40148).

Реклама в Интернете.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы» при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания. При этом в соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ указанные расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 264 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях применения гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ относятся, в частности, затраты на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.

Таким образом, затраты на оплату заказа по разработке и созданию веб-сайта, предназначенного для продвижения услуг на рынке и не принадлежащего на праве собственности налогоплательщику, а также расходы на его содержание (оплата услуг домена и хостинга) могут учитываться в составе расходов при определении базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 17.12.2019 № 03-11-11/98698).

Следовательно, если налогоплательщик не является правообладателем сайта, то расходы на оплату услуг по поддержанию данного сайта не учитываются в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. В этом случае налогоплательщик может учесть в составе расходов затраты на размещение на сайте рекламы производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (Письмо УФНС по г. Москве от 22.05.2019 № 20-14/083438@).

Передача отчетности в электронном виде.

Сегодня подавляющее большинство хозяйствующих субъектов передает отчетность в электронном виде через Интернет. Можно ли учесть при применении УСНО расходы на услуги по передаче отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) и настройке работы рабочего места?

Как уже было сказано выше, в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, уменьшают полученные доходы на расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи.

Вместе с тем «упрощенцы» уменьшают полученные доходы на расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также затраты на обновление программ для ЭВМ и баз данных (пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

В Письме Минфина РФ от 20.12.2019 № 03-11-11/99968 рассматривался аналогичный вопрос, и финансисты пришли к выводу о том, что расходы на оплату услуг по передаче отчетности в электронном виде по ТКС и настройке работы одного рабочего места могут быть включены в состав расходов в целях применения УСНО на основании пп. 18 и 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Указанные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, обозначенным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Услуги по предоставлению видео-конференц-связи.

Сегодня стало обычной практикой дистанционное взаимодействие как со своими работниками, так и с клиентами, многообразие которого увеличивается. Могут ли «упрощенцы» учесть в расходах затраты на приобретение услуг по предоставлению видео-конференц-связи или услуг по предоставлению технологии интерактивного взаимодействия удаленных абонентов с возможностью обмена видеоинформацией в реальном времени?

Да, на основании пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организации, применяющие УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», вправе учесть названные расходы при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (письма Минфина РФ от 24.10.2019 № 03-11-11/81568, от 09.12.2019 № 03-11-11/95724).

Расходы на чистящие средства.

То, что для поддержания чистоты в помещении – в офисном или в производственном – нужны специальные моющие и чистящие средства, понятно всем. Но вправе ли «упрощенцы» учесть в расходах затраты на приобретение данных средств? Этот вопрос стал особенно актуален в связи с пандемией по коронавирусу: нужно дополнительно обрабатывать специальными средствами места общего пользования согласно рекомендациям Роспотребнадзора.

Контролирующие органы (в частности, представители Минфина) считают, что расходы на приобретение моющих и чистящих средств, используемые для уборки офисных и производственных помещений, учитываются в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (письма Минфина РФ от 16.08.2019 № 03-11-11/62254, от 17.01.2020 № 03-11-11/1827). Мотивируют они это следующим.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, уменьшают полученные доходы на материальные расходы. Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ материальные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и учитываются в порядке, установленном ст. 254 НК РФ.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 254 НК РФ предусмотрено, что к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку), а также на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели).

При этом финансисты напоминают, что в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

«Пожарные» расходы.

Согласно действующему законодательству руководители организации обязаны в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. А кроме того, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Полный перечень обязанностей приведен в ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

У «упрощенцев» нередко возникают вопросы о возможности учета в расходах затрат на приобретение огнетушителей, пожарных гидрантов, противопожарных муфт, противопожарной сигнализации и других средств противопожарной защиты. Обратимся к нормам гл. 26.2 НК РФ.

В силу пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСНО, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности.

Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, обозначенным в п. 1 ст. 252 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Из приведенных норм следует, что налогоплательщик, применяющий УСНО с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения вправе учесть расходы на приобретение огнетушителя, пожарного гидранта, противопожарной муфты, противопожарной сигнализации при условии, если они приобретены в целях обеспечения пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ, в том числе в целях выполнения предписаний сотрудников государственного пожарного надзора, при соответствии указанных расходов критериям ст. 252 НК РФ (письма Минфина РФ от 03.09.2019 № 03-11-11/67593, от 17.01.2020 № 03-11-11/1817).

Нотариальные расходы.

В хозяйственной деятельности организаций, бывает, не обойтись без услуг нотариуса. Можно ли их учесть в расходах при УСНО и на каком основании? Можно, но нужно иметь в виду следующее (письма Минфина РФ от 18.12.2019 № 03-11-11/99020, от 17.01.2020 № 03-11-11/2043).

Во-первых, данные расходы должны быть обоснованными, то есть экономически оправданными.

Во-вторых, порядок учета в расходах платы нотариусу зависит от вида услуг, которые он оказал. Например, это могут быть нотариальное оформление доверенностей, свидетельствование подлинности подписей на документах, а также услуги по подготовке и копированию документов и другие.

В-третьих, нормами ст. 346.16 НК РФ предусмотрены следующие виды затрат, которые можно учесть при УСНО:

расходы в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке (пп. 14 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги (пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Так, согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых и оказываемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

Согласно ст. 23 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (далее – Основы) источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству РФ.

К сведению:

За совершение нотариальных действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством РФ о налогах и сборах. За совершение указанных действий нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 22 Основ).

При этом за совершение действий, для которых действующим законодательством не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ.

Из приведенных норм действующего законодательства следует, что расходы в виде платы нотариусу могут учитываться в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, например, следующим образом:

за нотариальное оформление доверенностей или свидетельствование подлинности подписей на документах – в качестве расходов на совершение нотариальных действий в порядке, предусмотренном пп. 14 п. 1 ст. 346.16 НК РФ;

за оказание услуг по подготовке документов – в качестве расходов на оказание юридических услуг (если они являются таковыми) в порядке, предусмотренном пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ;

за оказание услуг по копированию документов – в качестве материальных расходов на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

При этом если расходы на оплату услуг нотариуса не связаны с предпринимательской деятельностью самой организации, то данные расходы не учитываются такой организацией при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО (Письмо Минфина РФ от 09.12.2019 № 03-11-11/95351).

Казенное учреждение – это государственная структура, которая занимается оказанием государственных услуг. Это некоммерческие объекты, формируемые для осуществления культурных и прочих целей. Учредителем считается госорган, у которого есть соответствующие полномочия. Учет в таких субъектах ведется особым образом. Нюансы связаны с тем, что у субъекта нет прав на используемое имущество. Кроме того, подобные учреждения не могут пользоваться упрощенными системами обложения налогами.

Вопрос: Как отражаются в учете организации-арендатора расходы на аренду складских помещений, предоставленных во временное пользование казенным учреждением? Помещения находятся в федеральной собственности.
Договором аренды установлено, что арендная плата в сумме 150 000 руб. уплачивается до 15-го числа месяца, следующего за расчетным; стоимость арендуемых помещений равна 10 000 000 руб. Складские помещения используются для хранения сырья и производственной техники. Доходы и расходы в целях исчисления налога на прибыль организация определяет методом начисления.
Посмотреть ответ

Нюансы учета в казенном субъекте

Приведем нюансы учета в рассматриваемой структуре:

  • Учредитель участвует в управлении финансами.
  • Счета открываются в казначействе.
  • Финансирование осуществляется в пределах сметы.
  • Доходы от работы направляются в бюджет.
  • Учреждение не имеет прав собственности на имущество.
  • Операции с ценными бумагами не проводятся.
  • Структура не имеет прав на использование УСН.

Вопрос: Как отразить в учете организации — плательщика ЕСХН расчеты с казенным учреждением по аренде земельного участка, находящегося в федеральной собственности?
Согласно договору аренды:
— арендная плата в сумме 90 000 руб. уплачивается до 15-го числа месяца, следующего за расчетным;
— стоимость арендуемого земельного участка равна 3 000 000 руб.
Земельный участок используется организацией для выращивания сельскохозяйственных культур. Договор аренды заключен на срок менее года.
Посмотреть ответ

Также существенными являются следующие особенности:

  • Данные об активах фиксируются за балансом. Двойная запись не применяется.
  • Учреждение использует только ОСНО.

Налоги не начисляются только на доход от основной деятельности.

ВАЖНО! Субъекту нужно направлять декларацию. Однако допускается предоставление документа в сжатом виде. Указывается минимальная информация.

Учетная политика

ВАЖНО! Образец учетной политики казенного учреждения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Учетная политика – это бумага, устанавливающая порядок бухучета и налогового учета. Для ее утверждения субъекту нужно издать приказ.

Она может меняться вследствие изменений, вносимых в законодательство или локальные нормативные акты. Документ создается на основании особенностей деятельности учреждения, его структуры. Учетная политика включает в себя эти пункты:

  • Рабочие счета, которые применяются при учете.
  • Особенности документооборота (включая перечень первичных документов).
  • Порядок осуществления инвентаризации.
  • Особенности внутреннего контроля.
  • Способы оценки имущества и имеющихся обязательств.

Учетная политика позволяет установить порядок действий, когда соответствующие пункты не оговорены нормативными актами. Однако документ не должен противоречить действующим законам.

Первичная документация

Любая хозяйственная операция должна подтверждаться первичкой. На их основании создаются бухгалтерские проводки. Первичные документы нужно для установления обоснованности и разумности экономических действий. Казенные субъекты должны применять в своей деятельности документы, перечень которых утвержден Приказом №173. Дополнительный перечень бумаг может указываться в учетной политике. Рассмотрим правила формирования первичных документов:

  • Применение форм, которые были установлены внутренними актами.
  • Использование обязательных реквизитов.
  • Незаполненные строки зачеркиваются.
  • Недопустимы помарки.

Если документы будут создаваться без учета этих правил, у контролирующих органов могут возникнуть вопросы.

Учет операций с ОС и имуществом

ОС и имущество поступают в казенную структуру от учредителя. Именно на последнего возложена ответственность по содержанию, так как он является собственником. Рассмотрим основания, по которым учитываются операции:

  • Принятие ОС на учет выполняется на основании решения комиссии. Первичным документом является акт передачи.
  • Право управления образуется с дня регистрации.
  • Оценка собственности проводится на основании стоимости, прописанной в акте.
  • Корректировка стоимости выполняется на основании осуществленной модернизацией.

Бюджетная структура может купить имущество. Покупка осуществляется за счет денег, взятых из бюджета.

Пример учета покупки имущества

Учреждением было закуплено оборудование на 333 тыс. рублей. Траты на транспортировку равны 7 тыс. рублей. Проводки будут следующими:

  • Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703. Поступление оборудования на 333 тыс. рублей.
  • Дт (используется тот же дебетовый счет, что и в предыдущей проводке) Кт 1 30222 730. Отражение трат размером 7 тыс. рублей на транспортировку оборудования.

Со следующего месяца после поступления оборудования начинается начисление амортизации. Срок полезной эксплуатации определяется на основании Классификатора.

Реализация и списание ОС

Казенные учреждения могут реализовывать ОС. Однако для этого нужно получить одобрение учредителя. Иногда продажа связана с необходимостью погашения ущерба и обязательств, однако это крайние случаи. Доход от продажи направляется в бюджет.

ВНИМАНИЕ! Списание производится тогда, когда ОС утратили потребительские качества.

Пример списания ОС

В учреждении появился объект ОС, который вышел из строя. Его нужно списать. Остаточная стоимость составляет 36 тыс. рублей, амортизационные начисления – 90 тыс. рублей. После завершения ликвидации производится оприходование на сумму 600 рублей. Используются эти проводки:

  • Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410. Списание стоимости на сумму 36 тысяч рублей.
  • Дт 1 10134 410 Кт (используется тот же счет, что и в предыдущем примере). Списание начислений по амортизации на сумму 90 тыс. рублей.
  • Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172. Оприходование дополнительных изделий на 600 рублей.

Каждая проводка подтверждается первичкой.

Учет операций по начислению зарплат

Рассмотрим пример. Казенное учреждение начислило зарплату сотрудникам. При начислении средств произошло удержание НДФЛ. Используются эти проводки:

  • Дт 1 40120 211 Кт 1 302 11 730. Выплата заработка.
  • Дт 1 302 11 830 Кт 1 303 01 730. Удержание НДФЛ.
  • Дт 1 302 11 830 Кт 1 304 03 730. Перевод заработка на карту работника.
  • Дт 1 304 03 830 Кт 1 304 05 211. Учет выдачи зарплаты.

Расчеты с сотрудниками учреждения имеют ряд особенностей. В частности, средства для расчетов аккумулируются из разных источников.

Учет материалов

Материалы могут поступить в казенную структуру на основании договора купли-продажи, дарения. Рассмотрим порядок установления стоимости материалов:

  • При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
  • Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
  • Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
  • Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.

Рыночную цену можно узнать путем установления рыночной стоимости аналогичных материалов.

Налогообложение

Средства, поступившие в учреждение из бюджета, не будут облагаться налогом. Налогообложение также не затрагивает доход, полученный от оказания государственных услуг. Налог на прибыль начисляется в отношении следующих поступлений:

  • Доход от внебюджетных направлений работы, если отсутствует раздельный учет, смета трат.
  • Возмещение ущерба, выплаченное третьими лицами.
  • Стоимость имущества, переданного на бесплатной основе, если объекты не применяются в основной деятельности.
  • Излишки, обнаруженные во время инвентаризации.
  • Целевые поступления, израсходованные по нецелевому направлению.

Казенной структуре нужно подготовить отчетность, которая направляется в ИФНС.

Читайте также: