Учет топлива при усн рб

Опубликовано: 26.03.2024

Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Бухгалтерский учет расходов по приобретению и списанию ГСМ

Приобретенные ГСМ включаются в состав материально-производственных запасов организации и принимаются к учету по фактической себестоимости (абз. 2 п. 2, п. 5, абз. 3 п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

Приобретенные подотчетным лицом ГСМ для автомобиля принимаются к учету по дебету счета 10 "Материалы", субсчет 10-3 "Топливо",

Стоимость израсходованных ГСМ включается в расходы по обычным видам деятельности или в составе прочих расходов (п. 4, абз. 2 п. 5, абз. 2 п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Списание ГСМ производится на основании данных, отраженных в путевом листе (Письмо Росстата от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257).

В бухгалтерском учете списание израсходованных ГСМ отражается по дебету счета 20 "Основное производство", 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» или счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы" в корреспонденции с кредитом счета 10, субсчет 10-3.

Налоговый учет расходов на ГСМ

Расходами в целях налогообложения при УСН признаются любые расходы при условии, что они экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в порядке, установленном законодательством РФ, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения могут уменьшить полученные доходы на расходы на содержание служебного транспорта.

Либо стоимость бензина, масел и т.п. можно учитывать на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в составе материальных расходов.

На основании п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

При этом в этом Письме ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@ отмечается, что для признания в целях налогообложения расходов по ГСМ необходимо выполнение одновременно двух условий: наличия оплаты указанных материалов (ГСМ) и фактического списания топлива служебному транспорту.

Документальное оформление расходов на ГСМ

На основании ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Основным оправдательным документом, подтверждающим фактический расход ГСМ на производственные цели, является путевой лист (Письмо ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@).

О правилах заполнения путевого листа можно прочесть в Письме Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51. В нем также отмечается, что нетранспортные компании могут разработать форму путевого листа самостоятельно и оформить его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца.

При этом форма путевого листа, разработанная организацией самостоятельно исходя из удобства учета, должна содержать следующие обязательные реквизиты любого первичного документа согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете":

- наименование и номер путевого листа;

- сведения о сроке его действия;

- сведения о владельце транспортного средства;

- марка и государственный номер транспортного средства;

- фамилия, имя и отчество водителя.

Кроме того, форма путевого листа должна быть утверждена в учетной политике.

Наряду с этим отмечаем, что путевые листы нужно хранить в организации не менее пяти лет.

Нормирование затрат на ГСМ

НК РФ не предусмотрено нормирование затрат на ГСМ.

При этом согласно последним разъяснениям Минфина России при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письмо Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097).

Обращаем Ваше внимание на то, что методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", действовавшие с 2008 г. изменены Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р (вступили в силу 14.07.2015).

Таким образом, стоимость бензина, масел и т.п. можно учитывать в полном объеме или в пределах норм. Выбранный вариант следует закрепить в учетной политике.

Таким образом, возможны следующие варианта учета списания расходов на ГСМ:

Списание расходов на ГСМ по фактическому потреблению

Поскольку нормирование не предусмотрено, то можно установить порядок списания расходов на ГСМ по фактическому потреблению, то есть принимать все затраты на основании чеков АЗС, приложенных к путевым листам и авансовым отчетам водителя. Однако обосновать такие затраты практически невозможно, поскольку в чеке указываются только марка топлива и время заправки, без наименования марки, а тем более номера автомобиля.

Это прямой путь к завышению топливных расходов.

Нормирование расходов на ГСМ

В этом случае осуществляется нормирование расхода на ГСМ для каждого конкретного автомобиля и утверждается методика расчета нормативов в учетной политике.

Как правило, норма определяется на основании технической документации производителя. Это достаточно удобный метод, простой в расчетах, и документально обоснованный.

Нормирование расходов на ГСМ согласно Методическим рекомендациям

В этом случае используются Нормы и порядок, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письмо Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57).

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что использование официально установленных Методических рекомендаций - достаточно удобный и безопасный способ учета, позволяющий снизить риски отказа налоговых органов принять топливные расходы.

Пример

На балансе Организации, применяющей УСН с объектом "доходы минус расходы", числится легковой автомобиль.

12 мая 2015 г. на этом автомобиле водитель Организации был отправлен на служебное задание.

Под отчет водителю выданы деньги на покупку ГСМ в сумме 825 руб.

По окончании рабочего дня сотрудник представил в бухгалтерию авансовый отчет с приложением кассового чека АЗС, из которого следует, что он приобрел 25 л бензина марки АИ-95 на общую сумму 825 руб.

Согласно учетной политике для целей бухучета Организация списывает материалы по средней стоимости, а путевые листы составляет на один месяц.

31 мая 2015 года водитель сдал в бухгалтерию путевой лист, подтверждающий использование топлива. По данным путевого листа:

- остаток топлива в баке при выезде на служебное задание - 2 л;

- остаток топлива в баке при возвращении на рабочее место - 7 л;

- пробег автомобиля во время поездки - 200 км.

Количество топлива, которое подлежит включению в затраты, составляет 20 л (2 л + 25 л - 7 л).

Средняя стоимость топлива с учетом остатка на начало месяца в сумме 66 руб. - 33 руб. [(66 руб. + 825 руб.) : (2 л + 25 л)].

В бухучете необходимо сделать следующие записи:

Дебет 71 Кредит 50

- 825 руб. - выданы под отчет денежные средства на покупку топлива;

Дебет 10, субсчет "Топливо", Кредит 71

- 825 руб. - оприходованы ГСМ (на основании авансового отчета);

Дебет 26 Кредит 10, субсчет "Топливо",

- 660 руб. (20 л x 33 руб.) - списана стоимость израсходованного топлива.

В налоговом учете Организация списывает затраты на ГСМ в соответствии со следующими нормами, утвержденными локальным актом:

- базовая норма расхода топлива на 1 км - 0,089 л;

- поправочный коэффициент за использование кондиционера от базовой нормы затрат - 1,07;

- нормативный расход ГСМ рассчитывается как произведение базовой нормы расхода, пробега и поправочного коэффициента.

Итого нормативный расход топлива за май 2015 года составляет 19,046 л (0,089 л/км x 200 км x 1,07).

Предельная сумма расходов на ГСМ, которую можно учесть в затратах при "упрощенке", равна 628,52 руб. (33 руб. x 19,046 л).

Эту сумму следует записать в книгу учета доходов и расходов 31 мая.

Неучтенными для целей налогообложения остались 31,48 руб. (660 руб. - 628,52 руб.).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Индивидуальный предприниматель применяет УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы». В целях осуществления своей деятельности он доставляет продукцию на своем личном транспортном средстве, соответственно, производит расходы на покупку бензина. Можно ли учесть стоимость бензина в расходах при УСНО? Если да, какими нормами расхода бензина руководствоваться?

При решении вопроса о нормах расхода бензина следует принимать во внимание нормы, указанные в технической документации к транспортному средству, а также нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, содержащиеся в методических рекомендациях, утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 №АМ-23‑р. Аналогичные разъяснения даны и в Письме Минфина РФ от 17.11.2011 №03‑11‑11/288.

Если в предпринимательской деятельности используется транспортное средство, на которое не предусмотрены нормы расходы бензина либо фактический расход их превышает, можно ли установить их самому предпринимателю или организации исходя из технической документации на транспортное средство и производственной необходимости?

Да, «упрощенец» может самостоятельно установить нормы на ГСМ отдельным документом и придерживаться их для расчета расходов на бензин.

В какой момент можно признать расходы на ГСМ при УСНО?

Для признания в целях налогообложения при УСНО расходов на ГСМ необходимо выполнение одновременно следующих условий: наличие оплаты ГСМ, а также их получение и оприходование. Если получение ГСМ осуществляется посредством заправки автотранспорта на АЗС, расходы на приобретение учитываются на дату заправки автотранспорта (пп. 1, 2 ст. 346.17 НК РФ).

При этом расходы на ГСМ должны отвечать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Расходами в целях налогообложения при УСНО признаются любые расходы при условии, что они экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в порядке, установленном законодательством РФ, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Одним из первичных документов, подтверждающих произведенные расходы на ГСМ, является путевой лист.

Унифицированные формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 №78. Ведение первичного учета по указанным унифицированным формам первичной учетной документации обязательно юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

Для организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта [1] , обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Остальные налогоплательщики могут разработать свою форму путевого листа.

На основании вышеизложенного путевой лист, оформленный в порядке, установленном законодательством РФ, является одним из документов, подтверждающих в целях налогообложения расходы на приобретение ГСМ.

Если без путевого листа никак не обойтись, можно ли его оформлять, например, на месяц?

Требования о наличии путевого листа для учета расходов при УСНО вытекают из положений п. 2 ст. 346.16 НК РФ: расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Соответственно, должен быть документ, который подтверждает, что бензин потрачен для предпринимательской деятельности, а не для иных целей.

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Путевой лист можно оформить на один день или срок, не превышающий одного месяца.

Таким образом, путевые листы можно оформлять один раз на месяц.

Могут ли индивидуальные предприниматели учитывать в расходах при УСНО компенсацию за использование своего личного автомобиля в предпринимательской деятельности? Должен ли он при этом руководствоваться какими‑либо нормами?

На основании пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на расходы на содержание служебного транспорта, а также на расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ указанная норма принимается применительно к порядку, установленному ст. 264 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций. Вышеназванные нормы предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 №92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».

Таким образом, экономически оправданные и документально подтвержденные расходы налогоплательщика на выплату компенсации за использование для служебных поездок личного автомобиля учитываются при определении налоговой базы по единому налогу в пределах норм, определенных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 №92, в том числе и индивидуальным предпринимателем.

Может ли индивидуальный предприниматель учесть в расходах компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и затраты на ГСМ? Как документально должны быть оформлены компенсационные расходы?

Да, индивидуальный предприниматель может учесть в расходах компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в пределах установленных норм и затраты на ГСМ.

Основанием для учета расходов на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личного автомобиля являются копии документов на автомобиль, которым владеет индивидуальный предприниматель, а также косвенным подтверждением использования автомобиля в предпринимательской деятельности будут путевые листы, оформленные в общем порядке для учета ГСМ.

  1. Утвержден Федеральным законом от 08.11.2007 № 259‑ФЗ.

Расход топлива: налоговый и бухгалтерский учет

Если компания приняла решение учитывать фактические расходы на топливо, то ей следует утвердить, каким образом она будет контролировать обоснованность расходов на списание ГСМ. Организация вправе самостоятельно установить нормы расхода топлива, а также сезонные надбавки.

Нормы расхода топлива Минтранса РФ последний раз подвергались редакции в июле 2015 года (распоряжение Минтранса России от 14.07.2015 № НА-80-р). В список были добавлены марки легковых и грузовых автомобилей отечественных и зарубежных стран с 2008 года выпуска и значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в части, касающейся Крымского федерального округа.

Коэффициенты к нормам расхода топлива следующие. Если в городе проживают:

  • свыше 5 миллионов человек - норму можно увеличить до 35 процентов;
  • от 1 до 5 миллионов человек - до 25 процентов;
  • от 250 тысяч до 1 миллиона человек - до 15 процентов;
  • от 100 до 250 тысяч человек - до 10 процентов;
  • до 100 тысяч человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5 процентов.

В последней редакции норм расхода топлива Минтранса РФ компаниям также разрешено применять повышающие коэффициенты, если у машины большой пробег или если она находится в эксплуатации свыше пяти лет. До этого повышенные нормы расхода топлива применялись только для старых автомобилей с большим пробегом.

Нормы расхода топлива и налоговый учет

По общим правилам компания не обязана применять нормы расхода топлива Минтранса РФ, так как в Налоговом кодексе нет требования о нормировании расходов на бензин (письмо Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Затраты на горюче-смазочные материалы компания может учитывать как материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) или включать в прочие расходы, связанные с содержанием служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Однако зачастую установленные нормы больше подходят для идеальных условий, чем для реальных, поскольку фактический расход топлива зачастую превышает нормы расхода топлива Минтранса РФ Тем не менее компании используют рекомендованные нормы, а не собственно разработанные.

Если компания примет решение учитывать фактические расходы на топливо, то ей следует утвердить, каким образом она будет контролировать обоснованность расходов на списание ГСМ. Для этого достаточно составить приказ, в котором сослаться на распоряжение Минтранса России, записать марки автомобилей и рассчитать лимиты. При разработке собственных норм расхода топлива следует отталкиваться от транспортных условий (качества дорог, скорости движения), учитывать загруженность машины, ее техническое состояние. Также следует учитывать климатические условия, наличие кондиционера или климат-контроля в машине. Например, в зимнее время расход топлива будет значительно выше, и к установленным базовым нормам следует применять надбавки, которые зависят от климатических районов (приложение № 2 к Методическим рекомендациям, утв. распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее - Методические рекомендации)). Так, для Москвы Минтранс РФ установил предельную величину зимней надбавки не более 10 процентов на период с 1 ноября по 31 марта.

Период применения зимних надбавок к норме расхода топлива и их величина должны быть оформлены распоряжением региональных органов власти. Если такого распоряжения нет, то период применения зимних надбавок, а также их величину должен установить руководитель компании своим приказом.

Образец приказа о нормах расходования топлива в компании

Приказ

ООО "Анкор" г. Москва 31 декабря 2016 г.

На основании контрольных замеров расхода топлива (акт от 21.12.2016 № 1) и руководствуясь распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в редакции распоряжения от 14.07.2015 № НА-80-р),
Приказываю:
1. Ввести в действие с 01.01.2017 следующую норму расхода дизельного топлива для автомобиля "Мерседес-Бенц" в период с 1 апреля по 31 октября - 13 литров на 100 км пробега.
2. В зимний период (с 1 ноября по 31 марта) применять повышающий коэффициент - 10%. Итоговая "зимняя" норма расхода топлива для автомобиля "Мерседес-Бенц" составляет 14,3 литра на 100 км пробега.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Иванов И.И.

Расход топлива в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете ГСМ списывают на себестоимость продукции (работ, услуг) для производственных предприятий или в расходы на продажу для торговых предприятий. Списание выполняют на основании первичных документов:

  • путевого листа (списывают используемое топливо);
  • акта на списание ГСМ (списывают прочие смазочные материалы).

С помощью путевых листов можно не только подтвердить производственную необходимость расходов, но и зафиксировать расстояние, которое было пройдено автомобилем или другим автотранспортным средством, а также определить показатели для расчета объема использованных ГСМ.

К учету горюче-смазочные материалы принимают по фактической стоимости.

Списание ГСМ может производиться следующими методами:

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения запасов (ФИФО).

Способ списания по себестоимости каждой единицы для горюче-смазочных материалов на практике не применяется. Используется в основном способ по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

Для отражения на счетах бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов используют аналитический счет 10, к нему отрывают субсчет 10.3.

Приход отражают проводками:

ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 71
- оприходовано приобретенное топливо через подотчетное лицо на основании авансового отчета;

ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 60
- оприходовано приобретенное через поставщика топливо;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- принят НДС к учету на основании счета-фактуры от поставщика;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
- принят НДС к зачету.

Списание горюче-смазочных материалов может производиться из расчета использованного количества (фактического или нормативного). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученную сумму списывают проводкой:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 44, 91) КРЕДИТ 10-3
- списано израсходованное топливо.

Московская компания в январе закупила бензин в количестве 200 л по стоимости 38 руб.
Остаток бензина на начало месяца у организации был 70 л по средней себестоимости 45 руб.
Бензин в количестве 20 л был использован для заправки автомобиля марки Lada Granta 219060 1.6 (ВАЗ-11183). Организация использует автомобиль только для служебных перевозок управленческого персонала.
В соответствии с учетной политикой организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

Рассчитаем среднюю себестоимость списания за январь:

(70 л x 45 руб. + 200 л x 38 руб.) : (70 л + 200 л) = 39,81 руб.

1) Рассмотрим вариант списания по факту.

В соответствии с путевым листом за январь сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса - 50 л, выдано - 30 л, осталось после рейса - 51 л.
Рассчитаем фактическое использование:

50 + 30 - 51 = 29 л.

Сумма к списанию:

29 л x 39,81 руб. = 1154,49 руб.

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10
- 1154,49 руб. - списание бензина на основании бухгалтерской справки-расчета.

2) Рассмотрим вариант списания по норме.
В путевом листе сделаны отметки о пробеге: на начало рейса - 7600 км, в конце - 7850 км. Пройдено 250 км.

Для списания бензина по норме используем формулу:

Qн= 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D),

где: Qн - нормативный расход топлива, л;
Hs - базовая норма расхода топлива, л/100 км;
S - пробег автомобиля, км;
D - поправочный коэффициент (его значения приведены в п. 5 Методических рекомендаций и в приложении № 2 к ним).
По таблице в подп. 7.1 Методических рекомендаций по марке автомобиля находим Hs. Он равен 8,4 л.
Для Москвы поправочный коэффициент D = 35%.
За работу в зимнее время D = 10%.
При использовании климат-контроля при движении автомобиля D = 7%.

Считаем расход бензина:

0,01 x 8,4 л x 250 км x (1 + 0,01 x 52) = 31,92 л.

Сумма к списанию: 31,92 л x 39,81 руб. = 1270,74 руб.

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10
- 1270,74 руб. - списание бензина.

Так как автомобиль используется в качестве служебного, в рамках налогового учета в обоих случаях расходы на ГСМ прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.

Напоследок хочется напомнить, что, прежде чем списать горюче-смазочные материалы и правильно отразить их данные в бухгалтерском и налоговом учете, необходимо помнить следующее.

Расходы должны быть экономически обоснованы. В случае со списанием на производство ГСМ нормы расходования должны быть установлены приказом руководителя предприятия и отражены в учетной политике.

Расходы должны быть документально подтверждены, то есть применительно к данной теме расход топлива должен быть подтвержден путевыми листами автомобильного транспорта.

Необходимо соблюдать все правила в части учета ГСМ начиная с момента их приобретения, определения фактической себестоимости при приобретении и списании на производство.

Екатерина Горохова, главный бухгалтер компании "НАФКО-Консультанты"

Списание ГСМ в затраты невозможно без их документального подтверждения. Основным документом, выполняющим эту функцию, считается путевой лист, однако он не является единственным способом зафиксировать понесенные затраты в учете. Организации, не являющиеся транспортными, могут использовать иные документы, соответствующие требованиям ФЗ-402 «О бухучете». О том, в каких случаях возможен учет ГСМ БЕЗ путевых листов и как это сделать правильно, публикуем ниже.

В каких случаях путевой лист не нужен

Бензин и другие ГСМ могут использоваться не только для транспортных нужд. Например, организация использует газонокосилку для ухода за территорией. Агрегат заправляется бензином. Очевидно, что использование путевого листа для подтверждения его расхода здесь лишено смысла. В подобных случаях пользуются технической документацией на агрегат, где указаны нормы расхода бензина за час работы, масел (обычно указывается на литр расхода топлива).

Другой вариант — опытным путем в присутствии комиссии устанавливают, сколько фактически сжигается ГСМ за единицу времени. Эти показатели и расчеты вносят в локальный НА, к примеру «Показатели работы газонокосилки». Если обрабатывается одна и та же территория, то ее площадь известна и можно определить количество времени, необходимое для покоса, расход бензина.

После выполнения работы на основании заказа-наряда или иного подтверждающего документа составляется акт на списание ГСМ. В нем указываются площадь скошенного участка, время работы агрегата, наименование и количество израсходованного бензина, его цена и стоимость, отнесенная в расходы. В акт вносится информация о том, что установленные нормы расхода ГСМ не превышены, расходы обоснованы и бензин подлежит списанию. Документ подписывается членами комиссии и заверяется руководителем.

Организации, не занимающиеся перевозками, но имеющие служебный, производственный транспорт, могут обходиться в учетной работе без путевых листов (Минфин, документ №03-03-06/1/354 от 16/06/11):

  1. При использовании системы ГЛОНАСС или иных подобных систем контроля. ПО позволяет делать распечатки – отчеты, отражающие все показатели движения машины.
  2. Если маршрут движения не меняется, например, автомобиль предназначен для ежедневного развоза работников. Число поездок, километраж, расход бензина будет постоянным, следовательно, можно применять списание по утвержденным нормам расхода ГСМ. Организация может разработать форму документа, контролирующего поездки и расход бензина, в течение месяца, самостоятельно.

Списание ГСМ осуществляется на основании этих документов актом на списание.

Кстати говоря! Перевозчики могут использовать тахографы, ГЛОНАСС, системы GPS как вспомогательный инструмент контроля расхода горючего.

Нюансы и проблемы

Отказ от использования путевых листов для подтверждения расходов по ГСМ воспринимается неоднозначно контролирующими органами и судьями. Минфин в письме №03-03-06/1/354 допускает такую возможность, оговаривает, что документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ. Порядок оформления первички по расходу ГСМ Минфин не устанавливает. Обязательные реквизиты документов содержит ФЗ-402 «О бухучете». Любой документ, соответствующий его требованиям и утвержденный в учетной политике (ПБУ1/2008 п.4), может использоваться для подтверждения расходов. Из этого следует, что акты на списание ГСМ и документы, подтверждающие работу нетранспортных агрегатов на бензине, являются достаточным основанием для списания, если они правильно оформлены и утверждены в организации как рабочие.

Что касается перевозок, то мнения судей различны. Так, ФАС ЗСО в постановлении №Ф04-2219/11 по делу №А27-10300/2010 от 17/05/11 г. делает вывод, что путевые листы для подтверждения расходов необходимы в любом случае, поскольку эти документы свидетельствуют о работе автомобиля фактически в производственных целях.

В то же время ФАС СЗО в постановлении №Ф07-2241/12 по делу №А42-3168/2011 от 12/04/12 г. говорится: путевой лист – не единственный документ, подтверждающий, что расходы на ГСМ экономически обоснованы. Поддерживает эту позицию и постановление 9-го ААС №09АП-12355/12 от 9/06/12 г. Организации, основной вид деятельности которых не относится к перевозкам, могут обойтись в своей работе без путевых листов, как унифицированных, так и самостоятельно разработанных.

Организация, не применяющая путевые листы, может столкнуться с необходимостью доказывать свою правоту контролирующим и судебным органам, особенно по вопросу включения топливных затрат в расчеты по налогу на прибыль.

Расчет затрат

Расчет стоимости израсходованного бензина без путевых листов, как указано выше, можно делать по факту расхода (на основе данных системы контроля, содержащихся в отчетах), либо по нормативу расхода, если маршрут движения автомобиля постоянен, либо используется агрегат, заправляемый ГСМ. Показатели расхода расцениваются наиболее часто по средней стоимости единицы топлива. Она исчисляется как сумма двух стоимостных показателей – остатка топлива и прихода за месяц, разделенная на сумму остатка и прихода того же топлива в литрах.

Пример: ООО «Рассвет» по данным БУ имеет сальдо по бензину определенной марки 25 л, по цене 41 руб. Приход текущего месяца составил 120 л по цене 39 руб.

Стоимость единицы бензина равна:

  • 25 * 41 = 1025,00 руб.
  • 120 * 39 = 4680,00 руб.
  • 1025 + 4680 = 5705,00 руб.
  • 25 + 120 = 145 л.
  • 5705 / 145 = 39,34 руб.

Умножая стоимость единицы на фактически определенный системой контроля расход топлива, получим затраты.

Не представляют сложности и расчеты расхода ГСМ на работу агрегатов, о них подробно говорилось выше. Рассмотрим на примере учет ГСМ без путевок по нормативам, если речь идет о постоянных маршрутах. Нормы и формулы расчета, принятые Минтрансом как рекомендательные (документ АМ-23-Р от 14/03/08 г.), можно использовать в данном случае.

Пусть условно перевозки осуществляются автобусом, базовая норма расхода бензина по которому определена 15,2 л на 100 км. Автомобиль, проезжая по одному и тому же маршруту, увеличивает пробег на 50 км. Применим формулу из р.2 п. 8 норм Минтранса АМ-23-Р: Qн = 0,01 * Hs * S * (1 + 0,01 x D) + Hот * T.

Кроме нормы расхода на 100 км (Hs) и пробега (S), формула учитывает работу независимого отопителя (Hот – норма расхода топлива в час, Т-время его работы) и поправочный коэффициент D, как правило, в виде надбавки расхода топлива в зимний период. Рекомендуемые показатели, относящиеся к зимнему времени, содержатся в приложениях к документу Минтранса. В приведенном расчете они не применяются. Qн = 0,01 * 15,2 * 50 * (1 + 0,01) = 0,01 * 15,2 * 50 * 1,01= 0,01 * 760 * 1,01= 7,6*1,01= 7,68 л.

Расценим использованное топливо по средней стоимости и включим в затраты: 7,68 * 39,34 = 302,13 руб. Автобус перевозит работников основного производства, проводка: Дт 20 Кт 10/3 (субсчет «Топливо») 302,13 руб.

Можно разработать собственные нормы расхода топлива по результатам контрольных замеров членами созданной для этой цели комиссии и применять их в расчетах.

Приказ на списание

Приказ на списание ГСМ издается с учетом методики списания, принятой в организации. Если принято решение отказаться от путевых листов, в документе нужно в первую очередь отразить этот факт. Приведем образец приказа, отражающий применение технических средств контроля работы автомобиля, о которых шла речь выше.

Об установлении порядка расчета объемов расходования ГСМ

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. С 01.06.2019 рассчитывать объемы расходования ГСМ по фактическим показателям, с использованием технических средств, указанных в приложении к приказу.
2. В случае технических сбоев и поломок расчет производить по нормам в соответствии с распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 №АМ-23-р, с учетом актуальных на момент использования документа поправок.
3. Инженерной службе обеспечивать мониторинг и своевременный ремонт технических средств контроля.
4. Заместителю руководителя по хозяйственной части обеспечивать контроль использования ГСМ по нормам в случае сбоев и поломок технических средств контроля.

Директор ООО «Рассвет» Красногоров М. П.

С приказом ознакомлены:

главный инженер Мартынов А.А.
заместитель директора по хозчасти Кривицкий О.И.
главный бухгалтер Михалкова Т.В.

Упрощенная система налогообложения (далее УСН) является существенным налоговым послаблением для малого бизнеса. Одновременно с появлением УСН родилось ее искаженное понимание: УСН — это когда ничего не надо делать, никаких документов не надо составлять, и собственно, отвечать тоже не надо. Все просто!

На практике такое легкомысленное отношение к УСН влечет применение штрафных санкций, и не только со стороны налоговых органов.

Рассмотрим детально, в чем сильные и слабые стороны УСН и как избежать штрафных санкций.

Применяя УСН, организация может выбирать, либо УСН с ведением учета в книге доходов (далее Книга) и расходов либо ведение бухгалтерского учета. В случае превышения валовой выручки предела в размере 4,1 млрд.руб и (или) численности работников более 15 человек Налоговый кодекс Республики Беларусь ( далее Налоговый кодекс) обязывает субъектов дальше вести бухгалтерский учет.

Существенное значение выбора формы учета в том, что применяя УСН с ведением Книги, организация может вести учет доходов по оплате. При ведении бухгалтерского учета все доходы организации отражаются по отгрузке. А это значит, что с суммы доходов, которые еще не получены, надо заплатить налоги. Безусловно, это очень выгодно государству. Но откуда взять деньги начинающему предпринимателю.

Изменение формы учета при УСН с ведения Книги на бухгалтерский учет имеет свои пробелы в законодательстве. Объекты учета в УСН с ведением Книги ограничиваются теми показателями, которые интересны налоговым органам: валовая выручка от реализации товаров (работ, услуг), движение товаров и оплаты по нему, кредиторская задолженность, данные по учету заработной платы и налогов с нее, отдельные виды налоговых обязательств, уплачиваемые одновременно с УСН. Объекты бухгалтерского учета гораздо более разнообразны: основные средства, нематериальные активы, запасы, займы, касса, учет движения по расчетному и валютному счетам и т.д. И при переходе с ведения Книги на ведение бухгалтерского учета надо восстановить информацию об активах, имуществе и обязательствах на дату такого перехода. Действующим законодательством такой порядок перехода не определен.

А в случае, если организация ведет «двойной учет» (для налоговой учет в Книге, а для себя — бухгалтерский учет), и данный факт будет установлен в ходе налоговой проверки, то налогооблагаемая база для УСН будет пересчитана по отгрузке, а не по оплате.

Очень часто организации при ведении учета в Книге забывают о необходимости оформления первичного учетного документа (например, ТТН, ТН, акт выполненных работ (оказанных услуг), счет, платежное поручение и иные документы).

Так, основанием для записи в Книгу, как и в бухгалтерском учете, является первичный учетный документ. Не смотря на то, что определение первичного учетного документа содержится только в бухгалтерском законодательстве, он должен содержать обязательные сведения (наименование документа, дату его составления; наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции; содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях), без наличия которых такой документ будет признан недействительным. А в ряде случае, отсутствие первичного документа может повлечь доначисление налогов и применение штрафных санкций.

  • Пример. Организация, применяющая УСН с ведением учета Книги, направила в командировку своего работника. Сумма средств, выплаченная на командировочные расходы составила 1 млн.руб. В ходе налоговой проверки установлено, что по результатам командировки работник не отчитался, первичные учетные документы, подтверждающие факт нахождения работника в командировке не оформлялись. Сумма денежных средств, выданных на командировочные расходы, без наличия первичных учетных документов, включена проверяющими в состав доходов работника, с нее исчислен подоходный налог. Кроме того, такого рода доходы (неподтвержденные расходы) также являются объектом для исчисления отчислений в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) и отчисления на обязательное страхование в РУП «Белгосстрах». И поскольку начисление всех названных платежей есть обязанность организации, то она помимо доначисления налога должна уплатить еще и штрафные санкции.
  • Пример. В ходе налоговой проверки установлено, что руководитель организации, применяющей УСН с ведением учета в Книге, использует в процессе осуществления деятельности служебный транспорт. Сумма расходов на топливо за 2014 год составила 10 млн.руб. Документов, подтверждающих расходы на топливо, проверке не представлено. Сумма расходов на топливо в ходе налоговой проверки признана доходом руководителя организации с доначислением подоходного налога. Как и в предыдущем примере, такого рода доходы также являются объектом для исчисления отчислений в ФСЗН и отчисления на обязательное страхование в РУП «Белгосстрах».

При применении УСН с ведением учета в Книге основная цель – налоговый учет. Такая форма учета не позволяет получать и обобщать в достаточном объеме информацию, необходимую для составления отчетности других государственных органов, например, статистики. Для организаций, применяющих УСН, установлен общий порядок отчетности, то есть такой же, как и для всех иных организаций, ведущих бухгалтерский учет. А так же, точно такие меры ответственности. Например, вновь созданные микроорганизации — коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно, коммерческие организации, созданные в отчетном году (за исключением созданных путем реорганизации) отчитываются по форме 1-мп (микро) «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности микроорганизации» годовой периодичности. По строке 73 раздела IV названного отчета микроорганизация, ведущая учет в книге учета доходов и расходов, отражает сумму произведенных и документально подтвержденных расходов (без налога при упрощенной системе налогообложения; без НДС для микроорганизации, уплачивающей НДС) по:

  • оплате приобретенных товаров, сырья, материалов и других производственных запасов;
  • оплате работ (услуг), выполненных (оказанных) другими организациями (индивидуальными предпринимателями, физическими лицами);
  • оплате труда;
  • уплате других налогов, сборов (пошлин);
  • уплате платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;
  • погашению процентов за пользование кредитами банков и займами других организаций (индивидуальных предпринимателей, физических лиц);
  • оплате приобретенных основных средств и нематериальных активов;
  • оплате других расходов, связанных с производственной деятельностью микроорганизации.

Учет ряда названных выше расходов в книге учета доходов и расходов не ведется. И для того, чтобы составить названную статистическую отчетность, организации придется организовать учет затрат в дополнительных регистрах. Затраты на ведение учета увеличивают «цену» УСН.

Книга учета доходов и расходов не содержит ряда другой информации, необходимой для исполнения организацией требований законодательства. Например, названный регистр не предусматривает ведение учета дебиторской задолженности. Обязанность вести такой учет предусмотрена Налоговым кодексом для целей взыскания с организации задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням и таможенным платежам. То есть, вести его необходимо в произвольной форме.

Упрощенная система налогообложения предусмотрена в своей основе как особый режим налогообложения. Целевая аудитория УСН — субъекты малого предпринимательства. Вполне логично, что УСН особенно востребована в процессе становления бизнеса, когда каждая копейка на счету. Вместе с тем, практика показывает, даже при применении УСН учета в Книге не достаточно для соблюдения рада нормативных документов.

Наличие упрощенного порядка учета не лишает организацию необходимости принимать в штат бухгалтера, имеющего надлежащее образование и опыт работы. Согласитесь, что вряд ли руководитель знает, как рассчитать пособие по нетрудоспособности (в этом не всегда могут разобраться и квалифицированные бухгалтера), как рассчитать налог на доходы иностранных юридических лиц (необходимы знания не только национального налогового законодательства, но и международных Соглашений), и как правильно включить в валовую выручку суммы положительных курсовых и «суммовых» разниц.

Не смотря на наличие явно большого количества проблем применение УСН, безусловно, очень выгодный способ налогообложения. И при выборе формы учета доходов и расходов уже на стадии регистрации организации следует соизмерить достоинства той или иной формы учета виду деятельности организации, целям и задачам.

Читайте также: