Транспортный налог в малайзии

Опубликовано: 30.04.2024

Малайзийских бухгалтеров можно назвать счастливыми людьми: они живут в стране с мягким природным и налоговым климатом. Единственный минус — низкие зарплаты, но в азиатском раю, как называют Малайзию туристы, деньги имеют второстепенное значение.

Малайзия — это монархия, но, по твердому убеждению живущих там более 26 000 000 малайцев, индейцев, тамилов, китайцев, португальцев и англичан, — самая демократичная в мире. Все они живут на площади 330 000 км, составляя удивительный и незабываемый сплав самых разных культур, замешанный на терпимости и доброжелательности. Малайзия представляет собой федерацию из 13 штатов. Одиннадцать из них расположены на полуострове Малакка, а два — на острове Борнео. Король Малайзии играет главным образом ритуальную роль, а основные функции управления выполняет парламент и премьер-министр.

Немного налогов

Малайзийским бухгалтерам повезло: им не приходится рассчитывать НДС и доказывать право организации на его возмещение. В Малайзии просто нет такого платежа. И вообще налоговая система этой страны отличается простотой. В ней отсутствуют многие виды налогов, широко применяемые в других странах (например, на имущество и т. д.). Значительные льготы, предоставляемые производственным предприятиям, с одной стороны, способствуют повышению конкурентоспособности малайзийских производителей, а с другой — стимулируют сбережения и инвестиции. Главный налог, который платят предприятия Малайзии, — корпоративный. Его ставка составляет 28%. Однако по нему имеется большое количество льгот. Например, вновь созданные предприятия полностью или частично освобождаются от него сроком на 5—10 лет (в зависимости от сферы деятельности); полностью освобождаются от него предприятия, производящие высокотехнологичную продукцию; не подлежат налогообложению инвестиции на развитие производства и т. д. Кроме корпоративного налога, предприятия Малайзии платят налог на продажу как импортных, так и отечественных товаров. Ставки адвалорные (в процентах), иногда специфические (конкретная сумма). Общая ставка налога на продажу — 10%, на винно-водочные изделия — 20%, на сигареты — 25%.

Налоги на услуги платят со всех видов оказываемых услуг по ставке 5%. Не облагаются ими лишь доходы от услуг, связанных с экспортом (например, страхование товаров в пути). Акцизные налоги в Малайзии установлены на сигареты, винно-водочные изделия и автомобили. Производители нефти, за счет которых не в последнюю очередь существует экономика Малайзии, платят налог на нефть по ставке 38%.

Жители страны отчисляют налог со своих доходов: он носит прогрессивный характер и взимается по ставке от 1 до 28%. При продаже какого-либо имущества или недвижимости граждане должны заплатить налог на прибыль от продажи собственности: его ставка варьируется от 5 до 30% в зависимости от периода владения реальной собственностью или ценными бумагами. Физические лица-резиденты освобождаются от этого налога в том случае, если держат собственность шесть лет и более, а юридические лица в таких же случаях платят 5%.

У малайзийцев трепетное отношение к цифрам — они даже называют ими детей. Из-за этого властям Малайзии пришлось составить список имен, которые нельзя давать детям при рождении. В него вошли такие «имена», как 007 и 314.

МСФО по-малайзийски

Бухгалтерский учет в Малайзии ведут в соответствии с местной системой учета, которая базируется на международных стандартах в этой области. Главная проблема, которую пытается решить Малайзийский совет по стандартам финансовой отчетности, — приведение местных правил в полное соответствие с МСФО. Дело в том, что, хотя правила и не сильно отличаются друг от друга, некоторые положения противоречат друг другу, что вызывает крайнее недовольство Малайзийского совета. Сегодня в Малайзии действует лишь четыре стандарта финансовой отчетности именно в том виде, в каком они были разработаны. Три других готовящихся стандарта — это МСФО 4 «Договоры страхования», МСФО 7 «Финансовые инструменты» и МСФО 8 «Операционные сегменты». Помимо этого в настоящее время пересматривается еще пять «интерпретаций» стандартов МСФО. Система бухучета в Малайзии строится по британско-американской модели. Она отличается тем, что бухгалтерская отчетность рассматривается как основной источник информации для инвесторов и кредиторов. Почти все компании присутствуют на рынке ценных бумаг, и они заинтересованы в предоставлении объективной информации о своем финансовом положении. Эта модель предполагает использование принципа учета по первоначальной стоимости (historical cost principle). Предполагается, что влияние инфляции невелико, и хозяйственные операции (реализация, произведение затрат, приобретение финансовых активов) отражаются по ценам на моменты сделок. А вот банковский бухучет ведется уже по законам шариата (официальная религия в Малайзии — ислам). Дело в том, что по этим законам деньги не являются товаром, и, следовательно, требовать плату за их предоставление в долг (рибу) считается нарушением норм шариата. Поэтому исламская кредитная система зиждится на принципе раздела прибыли от инвестиций между кредитором и заемщиком. Существует два вида кредитных операций: мудараба — когда финансовая компания привлекает ресурсы на депозитные счета и вкладывает их в различные проекты в обмен на строго оговоренную долю прибыли; если дело принесло убытки, то потери несет только заемщик. Вторая система — мушарака: инвесторы осуществляют капиталовложения в складчину и делят между собой полученные прибыли или убытки в соответствии с размером пая каждого участника.

Их нравы

Малайзийских налогоплательщиков не назовешь образцовыми: именно в Малайзии был установлен мировой рекорд по неуплате налогов. В стране была обнаружена деревня, жители которой не платили никаких налогов и не оплачивали никаких коммунальных услуг с самого ее возникновения в 1940 году. Дело в том, что деревня находится строго на границе между двумя районами, поэтому обе местные администрации все это время считали, что она входит в состав соседнего района. Теперь территориальная принадлежность деревни установлена, 66-летняя недоимка амнистирована, однако население это не обрадовало: ни один из жителей не намерен платить налоги и в будущем. Впрочем, и те, кто призван следить за наполнением бюджета налоговыми платежами, кристальной честностью тоже не отличаются. Ушедший не так давно в отставку глава таможенной и налоговых служб Малайзии Абдул Халил Абдул Муалиб оказался в центре скандала после того, как общественность узнала о его намерениях выложить 1,3 миллиона долларов за прощальную вечеринку. Скандал разразился когда малайзийская газета New Straits Times опубликовала на первой полосе статью о проводах шефа фискальных ведомств. По версии журналистов, Департамент таможни и налогов Малайзии обратился к местным высокопоставленным лицам и предложил им «пожертвовать» на вечеринку г-на Абдула Халила по тысяче ринггитов (265 долл. США). При этом главный фискал Малайзии вовсе не собирался довольствоваться подобными пожертвованиями: основная часть средств на проведение вечера якобы должна была поступить из средств возглавляемого г-ном Абдулом Халилом ведомства.

Корпоративный налог в Малайзии может быть снижен уже в ближайшее время с 28 до 26%. Таким образом правительство хочет повысить конкурентоспособность.

Досадные мелочи

Видимо, для того, чтобы народ не расслаблялся от хорошего климата, правительство Малайзии придумывает всяческие сложности. Например, не так давно на обсуждение парламента Малайзии были вынесены поправки к Уголовному кодексу страны, предусматривающие резкое ужесточение наказаний граждан, признанных соучастниками террористов. С другой инициативой выступил главный министр малайзийского штата Келантан Ник Абдул. Он предложил выплачивать государственным служащим зарплату не раз в месяц, а раз в день. По его мнению, «более пяти тысяч местных служащих министерств и ведомств получат существенное преимущество от вступления в силу нового закона. Во-первых, каждый житель штата ежедневно будет располагать определенной суммой денег, что позволит избежать необходимости занимать деньги в долг. Во-вторых, подобный подход заставит многих пересмотреть свое отношение к трате денег, сделает их более экономными». Эта инициатива местных властей стоит в одном ряду с некоторыми другими изменениями, привнесенными в повседневную жизнь штата. Так здесь запрещена продажа спиртных напитков малайцам, являющимся представителями коренного населения Малайзии. Кроме того, запрещены любые азартные игры, бильярд, пение с использованием системы караоке, так как подобные развлечения, по мнению властей, «провоцируют развитие пороков». А министр туризма Малайзии Абдул Кадир Шейх Фадзир, например, полагает, что всех таксистов, которые проявляют грубость по отношению к своим клиентам, надо расстреливать. Он утверждает, что грубость и мошенничество водителей такси приобретают в стране размах национального бедствия. Кроме того, министр предупредил, что правительство будет вынуждено ввести особый налог, которым будут облагаться все компании, чьи стандарты обслуживания клиентов не будут улучшены.

Курортная жизнь

Малайзия очень популярна у туристов. Ничего удивительного: сервис европейский, а цены азиатские. Правда, все прелести курортной жизни местным жителям практически недоступны. Зарплаты в Малайзии, прямо скажем, невысокие: средний годовой размер оплаты труда составляет порядка 13 200 ринггитов (около 3000 долл. США). На такие деньги особенно не разгуляешься, вот и приходится на всем экономить. Но несмотря на разницу в доходах, малайзийцы нисколько не завидуют приезжающим туристам и относятся к гостям крайне доброжелательно. Туристы могут чувствовать себя в Малайзии в полной безопасности. Тем не менее в случае чего (хотя это самое «чего» случается крайне редко) нужно немедленно обратиться в полицию. Что касается женщин, то они заранее должны подготовиться, чтобы не выглядеть и не вести себя вызывающе, особенно за пределами туристских зон. Ни в коем случае нельзя пускаться в религиозные дебаты: вас не отпустят до тех пор, пока вы не признаете превосходство мусульманской морали над христианской. В Малайзии тема религии — одна из наиболее деликатных, почти табу, касаться которой не рекомендуется. И забывать об этом не стоит.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Малайзия предоставляет широкие возможности для международного налогового планирования через один из своих регионов – остров Лабуан. Для экономики Юго-Восточной Азии он выполняет ту же функцию, что и Кипр для Европы – низконалоговая юрисдикция, имеющая множество договоров об избежании двойного налогообложения.

По сведениям журнала «Форбс», из 195 проанализированных ими крупнейших транснациональных корпораций у 104 есть лабуанские «дочки». Получается, этот регион обогнал Панаму (85 дочерних структур) и остров Мэн (94) и приближается к Гернси (122) и Багамам (143).

Выплата дивидендов за рубеж налогом не облагается

Корпоративным налогом облагаются только те доходы, которые получены из источников в Малайзии. Исключение составляют только доходы банковских и страховых компаний, которые включаются в налоговую базу независимо от территории их получения. Если непонятно, откуда получены те или иные доходы, считается, что они извлечены в Малайзии, и облагаются корпоративным налогом. Бремя доказывания обратного возлагается на налогоплательщика.

Налоговый резидент уплачивает налог самостоятельно, у нерезидента – удерживает налоговый агент. Организация считается налоговым резидентом Малайзии, если она контролируется и управляется из этой страны. То есть имеет местный зарегистрированный офис, а также директора с постоянным местом жительства в Малайзии и секретаря с гражданством этой страны.

Основная ставка корпоративного налога составляет 25 процентов. Но есть и специальные ставки. Так, налог в размере 20 процентов применяется к первым 500 тыс. ринггитов (около 4,3 млн руб.) налогооблагаемого дохода малых и средних компаний. К последним относятся организации, у которых оплаченный капитал не превышает 2,5 млн ринггитов (порядка 21,7 млн руб.). Ставка налога на доходы от операций с нефтью и нефтепродуктами составляет 38 процентов, а на доходы страховых компаний – 8 процентов.

Налоговую базу формируют все виды доходов: прибыль от основной деятельности, дивиденды, проценты, рентные доходы, роялти, премии и т. д., за вычетом признаваемых расходов.

Отдельным отраслям предоставлены налоговые льготы. В частности, компаниям, занимающимся разработкой и использованием информационных и инновационных технологий, биотехнологий, а также работающим в области сохранения энергии и охраны окружающей среды, предоставляется освобождение от корпоративного налога на срок до 10 лет.

Кроме того, любые компании могут воспользоваться инвестиционными налоговыми скидками. То есть уменьшить налоговую базу на сумму капитальных инвестиций. Размер такой скидки не ограничен и может достигать 100 процентов от налоговой базы.

Убытки могут переноситься на будущее без ограничений. Но если в обществе сменился владелец более чем 50 процентов уставного капитала, то организация теряет право на перенос убытков, заработанных при прежнем собственнике.

Перенос убытков на прошлые периоды запрещен, за исключением 2009 и 2010 годов. Убыток этих лет может быть отнесен на предшествующий год (2008 и 2009 год соответственно) в пределах 100 тысяч ринггитов (около 869 тыс. руб.). В этом случае налог будет возвращен из бюджета.

Корпоративным налогом по ставке 5 процентов облагаются операции по продаже недвижимости и земли, если объекты реализуются в течение пяти лет с момента приобретения. Такому же налогообложению подлежит и прибыль от реализации акций организаций, у которых недвижимые активы составляют не менее 75 процентов и контролируются не более чем пятью лицами. Прибыль от продажи прочих внеоборотных активов, в том числе ценных бумаг, в налоговую базу не включается.

Что касается налога у источника, то он не взимается с дивидендов, выплачиваемых как за рубеж, так и внутри страны. При выплате процентов иностранному кредитору налог удерживается по ставке 15 процентов, с роялти – 10 процентов. Также существует налог у источника на иные виды доходов. Например, по доходу нерезидента от сдачи в аренду движимого имущества в Малайзии ставка равна также 10 процентам. Хотя размер налога может быть снижен межгосударственными соглашениями, которые имеют приоритет.

Малайзия на втором месте в мире по обороту исламских инструментов

В Малайзии есть еще одна льгота, которая широко используется в международном планировании. На 10 лет освобождены от налогообложения организации, действующие в сфере торговли исламскими финансовыми инструментами (см. врезку). Наибольшую популярность приобрела торговля сертификатами типа «сукук». Так называют сертификаты равной номинальной стоимости, которые удостоверяют неделимую долю в материальных активах, доходах от пользования чужой собственностью или оказываемых услуг, а также в специальных проектах или инвестиционной деятельности. Они отличаются от традиционных акций и облигаций прежде всего тем, что доход по ним не может быть фиксированным.

В России пока нет официально признанного статуса исламских финансов, то есть инструментов, которые отвечают всем нормам шариата. Хотя, например, Татарстан активно способствует их внедрению. Поэтому тем, кто заинтересован в таких инструментах, приходится применять российские аналоги.

Ограничений по сделкам между зависимыми компаниями не так уж и много

В отличие от юрисдикций с высокой налоговой нагрузкой, которые стремятся воспрепятствовать налоговому планированию, в Малайзии действует лишь ограничение на трансфертное ценообразование. При этом допускается предварительное согласование с налоговыми органами уровня цен по контролируемым сделкам.

Кроме того, разработаны и внесены в закон положения о нормировании процентов. Но их вступление в силу постоянно откладывается. Отсутствует в Малайзии и законодательство о контролируемых иностранных компаниях, которое бы позволило вменить прибыль зависимых офшорных обществ в доход малайзийской компании.

При этом в стране действует система группового освобождения (group relief system). Резидентные компании могут переносить до 70 процентов своих убытков текущего года на одну или несколько зависимых компаний – резидентов Малайзии. При этом должны выполняться следующие условия:

  • и передающая, и принимающая убыток организации должны иметь оплаченный капитал, превышающий 2,5 млн ринггитов (около 21,7 млн руб.) в соответствующем налоговом периоде;
  • общества должны быть взаимозависимыми в течение 12 месяцев, предшествующих периоду передачи убытков;
  • отчетный период обеих сторон должен совпадать.

В 2011 году Малайзия планирует ввести НДС

На текущий момент в Малайзии отсутствует НДС. Его заменяет налог с продаж и налог на услуги. Первый взимается по ставке 10 или 5 процентов от цены товара в зависимости от его социальной значимости.

От налога освобождена реализация компьютеров, книг, иных предметов для чтения, также продовольственная продукция первой необходимости, строительные материалы. Экспортерам может быть возвращен налог с продаж, уплаченный внутри страны.

Налог на услуги взимается по ставке 5 процентов с реализации, в частности, таких видов услуг, как предоставление номеров в гостиницах, общественное питание, оказание услуг по трудоустройству и подбору персонала, управлению, бухгалтерскому учету, аудиту, консультированию и некоторых иных профессиональных видов услуг.

Но с 2011 года предполагается замена этих двух налогов на единый налог на товары и услуги. Схема его взимания будет аналогична европейскому НДС – к уплате в бюджет подлежит разница между налогом, уплаченным поставщикам и полученным от покупателей. Общую ставку планируется установить на рекордно низком уровне – 4 процента.

Вместо налога на имущество взимается налог на капитал

Налог на имущество в Малайзии отсутствует. Его заменяет фиксированный сбор на капитал, уплачиваемый в размере от 1 тыс. до 70 тыс. ринггитов (от 9 до 608 тыс. руб.) в зависимости от суммы капитала компании.

В большинстве регионов установлена обязанность платить еще один вид налога на имущество – специфический религиозный налог «закят». Определяют размер и администрируют этот налог местные исламские власти. Однако, учитывая, что они не имеют доступа к информации о доходах и имуществе налогоплательщиков, обязательным является «закят» только с видимых активов: недвижимости, товарных запасов, сбережений и других материальных ценностей.

Среди прочих обязанностей малайзийской компании можно отметить гербовый сбор. Он взимается при осуществлении сделок по отчуждению недвижимости по ставке от 1 до 3 процентов от его стоимости – в зависимости от типа недвижимости и ее расположения. А также 0,3 процента от стоимости реализуемых ценных бумаг.

Ставка налога на доходы в Лабуане снижена почти в семь раз

В 1990 году для целей экономического развития на острове Лабуан был введен специальный налоговый режим, а территория получила законодательное закрепление статуса и названия «офшор». Но после претензий развитых государств, ОЭСР и ЕС, с 2010 года понятие «офшор» исключено из текстов законодательства Малайзии и заменено на «Лабуан». Единым регулятором на острове является Агентство по финансовым услугам Лабуана (The Labuan Financial Services Authority – Labuan FSA).

Чистая прибыль лабуанских организаций от торговых видов деятельности, подтвержденная аудиторской проверкой, облагается по ставке 3 процента. Но такая компания может выбрать и иной режим налогообложения. Например, уплату фиксированного годового взноса в размере 20 тыс. ринггитов (около 178,3 тыс. руб.) или режима налогообложения корпоративным налогом по общемалайзийским ставкам. Доходы лабуанских компаний от холдинговой и инвестиционной деятельности (то есть неторговых видов) не подлежат налогообложению.

Материнская малайзийская компания не включает в налоговую базу дивиденды, полученные от лабуанской «дочки». Также не облагаются налогами дивиденды, перечисленные в обратном направлении. Льгота введена для того, чтобы владельцы лабуанских обществ смогли обойти ограничения, вводимые развитыми странами в отношении Лабуана (но не самой Малайзии). Некоторые государства, в частности Великобритания, отказались признавать, что лабуанские организации подпадают под действие малайзийских договоров об избежании двойного налогообложения. Россиянам также невыгодно работать с лабуанской организацией напрямую, так как этот регион содержится в списке офшоров Минфина России, а Малайзия нет (приказ от 13.11.07 № 108н).

Налоги с физлиц в Лабуане в два раза меньше, чем в остальной Малайзии

Налоговым резидентом признается физлицо, находящееся в Малайзии свыше 182 дней за последовательные 12 месяцев. Ставка налога на доходы физлиц прогрессивная – от 0 до 26 процентов. При этом семьи могут подавать общую декларацию. Налогоплательщик может заявить налоговые вычеты на содержание семьи, инвалидов, медицинские расходы, расходы на обучение, а также по приобретению книг и компьютера.

Доходы нерезидентов облагаются по ставке 26 процентов. Но есть одна льгота – если договор с такими лицами заключен на срок до 60 дней, то налоги за этот период не взимаются.Налог удерживается работодателем и перечисляется в бюджет. Прочие доходы должен декларировать сам налогоплательщик.

Однако в отношении работников лабуанских компаний установлены льготы. Зарплата сотрудников, осуществляющих юридические, бухгалтерские, финансовые и секретарские услуги, облагается подоходным налогом только в половинном размере. Вознаграждение директора лабуанских обществ налогом не облагается.

Также работодатель и работник делают социальные отчисления. В Организацию социального обеспечения они уплачивают 1 и 1,25 процента от суммы зарплаты соответственно. А в Фонд взаимного обеспечения работников – 12 и 8 процентов.

Ставки налога у источника по российско-малайзийскому соглашению высоки

Малайзия ратифицировала более 70 соглашений об избежании двойного налогообложения. В том числе с такими интересными в плане международного налогового планирования странами, как Ирландия, Объединенные Арабские Эмираты, Люксембург, Маврикий, Мальта, Нидерланды, Сингапур, Швейцария. Ведутся переговоры с Кипром и некоторыми другими государствами.

В настоящее время между Российской Федерацией и Малайзией действует достаточно невыгодное соглашение от 31.07.87. Согласно ему налог у источника выплаты процентов и дивидендов не может превышать 15 процентов, а роялти – 10 процентов (роялти в области искусства – 15%).

Это означает, что при выплате дивидендов из Малайзии в Россию они будут обложены только налогом на прибыль (единым налогом, НДФЛ) в самой России. А при выплате дивидендов в обратном направлении в России будет удержан налог у источника по ставке 15 процентов. Получается, что соглашение нисколько не уменьшает размер налога по НК РФ.

Также соглашение не уменьшает и малайзийскую внутреннюю ставку налога у источника выплаты процентов и роялти (15% и 10% соответственно). Однако снижает соответствующую российскую ставку с 20 процентов до 15 и 10 процентов соответственно.

Впрочем, по информации сайта Совета внутренних доходов Малайзии, с Россией ведутся переговоры о заключении нового соглашения. Его детали пока не известны.

Дивиденды на Лабуан выгоднее выводить по схеме Malaysian Satay

Учитывая особенности малайзийского налогообложения, местные низконалоговые компании на практике допустимо использовать как в холдинговых, так и в торговых схемах.

Malaysian Satay, или «Малайзийский сатэй*». В Малайзии абсолютно законно применяется схема по безналоговому выводу дивидендов на Лабуан. Она действует так: лабуанская компания учреждает малайзийскую организацию, которая в свою очередь регистрирует юрлицо в государстве, с которым у Малайзии действует выгодное налоговое соглашение в отношении налогов у источника (см. схему 1). В итоге прибыль из страны с высокими налогами выводится в виде дивидендов с минимальной нагрузкой на территорию Лабуана, откуда они могут быть переведены в Россию или использованы в бизнесе.

Например, при выплате дивидендов из Нидерландов в Малайзию налог у источника не взимается. При их перечислении из Малайзии на Лабуан налога у источника тоже нет. Аналогичным образом может быть построена и структура с процентами и роялти.

До недавнего времени лабуанские компании были относительно дешевы в содержании – порядка 100 тыс. рублей в год. Однако с 2010 года для работы по схеме «малайзийский сатэй» потребуется арендовать два реальных офиса – один на Лабуане, другой – в столице Малайзии Куала-Лумпуре или в Джохор-Бару (в других городах иметь офис компания, контролируемая иностранцами, не может). А это дополнительные расходы.

Лабуанская компания как центр аккумуляции прибыли. Предположим, организация, зарегистрированная на Лабуане, занимается экспортно-импортными операциями. Например, закупкой товаров в Китае и поставкой их в Россию. Она может осуществлять это как в качестве комиссионера по договору с российским импортером, так и в виде посредника по договорам купли-продажи. В первом случае на лабуанскую компанию выводится прибыль в виде комиссионного вознаграждения, а во втором – в виде торговой маржи (см. схему 2).

В этом случае снижается налоговая нагрузка до 3 процентов корпоративного налога или 178,3 тыс. рублей фиксированного годового сбора по выбору компании. При этом российский импортер за счет трансфертных цен снижает свой налог на прибыль и НДС, но уплачивает больше таможенных платежей.

Исламские финансовые инструменты обращаются по законам шариата

В исламском своде законов – шариате сформулированы следующие основные принципы финансовой деятельности:

– деньги не должны возникать из денег;
– доход инвесторов должен быть связан с инвестициями в торговлю и производство;
– отношения между участниками должны строиться на основе партнерства;
– деньги не являются товаром, они лишь мерило стоимости.

В связи с этим запрещено взимание любых ссудных процентов; спекуляция; неосновательное обогащение, возникшее из случайного стечения обстоятельств (азартные игры, пари, традиционное страхование); продажа долга с дисконтом, а также продажа того, чем продавец не владеет. Пример исламского финансового инструмента – мудараба. Так называется соглашение, когда одна сторона полностью предоставляет капитал для финансирования проекта, а другая занимается управлением. Российский аналог – доверительное управление.


Бизнес в Малайзии Полезная информация ЖИЗНЬ В МАЛАЙЗИИ
Налоги в Малайзии
Похожие статьи
  • Налог на недвижимость
  • Подоходный налог для иностранцев в Малайзии
  • Налогообложение

Ставки для компаний-резидентов Малайзии:

· 25% (24% с 2016 оценочного года)

Специальные налоговые ставки применяются для компаний-резидентов с акционерным капиталом в размере 2,5 миллиона MYR и ниже вначале оценочного года (при условии, что не более 50% капитала компании прямо или косвенно принадлежит дочерней компании, акционерный капитал которой составляет более 2,5 млн MYR вначале оценочного года):

· 20% на первые 500 000 MYR (19% c 2016 года)

· 25% остальные доходы свыше 500 000 MYR (24% с 2016 года)

Налоговое резидентство

Компания, осуществляющая управление и контроль над бизнесом на территории Малайзии, считается налоговым резидентом Малайзии.

Требования по отчетности

Система оценки – самоконтроль.

Подсчет налога, подлежащего уплате, должен проходить за месяц до начала оценочного года.

Ежемесячные взносы должны быть оплачены на основе оценки налога, подлежащего уплате.

Срок подачи отчета – 7 месяцев со дня после закрытия отчетного периода.

Международные подоходные ставки

Дивиденды, выплачиваемые нерезидентам, не подлежат обложению налогом.

Уплаченная/начисленная нерезидентам пошлина подлежит налогообложению в размере 10%. Ставка может быть снижена на основе соглашении об избежании двойного налогообложения (DTA).

Оплаченные/начисленные нерезидентам проценты подлежат налогообложению в размере 15%. Ставка может быть снижена в соответствии с DTA.

Холдинговый регламент.

С 1 января 2014 года, дивиденды, выплачиваемые компаниями-резидентами в Малайзии, освобождаются от налога.

В Малайзии нет налога на прирост капитала. Тем не менее, есть налог на прирост недвижимого имущества (RPGT). Налогом RPGT облагается доход от передачи недвижимости, находящейся в Малайзии, а также от реализации акций в компании Real Property (RPC). К RPC относятся компании, которые владеют недвижимым имуществом, акциями в другой RPC, либо и тем, и другим, и их стоимость составляет не менее 75 % от размера совокупных материальных активов.

Ставки на прирост недвижимого имущества для компаний:

Период с момента приобретения до момента продажи

В течении 3-з лет 30%

На 6-й и последующие 5%

Налоговые убытки

В настоящее время в процессе взаимозачета коммерческие потери могут быть зачтены в размер дохода от других источников за этот год. Налоговые убытки могут переноситься на неопределенный срок и быть зачтены в будущем доходе только от предпринимательской деятельности, если компания является активной и удовлетворяет условия проверки на непрерывность собственности.

Убытки не переносятся на предыдущие отчетные периоды, хотя в 2009-2010 годах в отдельных случаях и при определенных обстоятельствах это разрешалось.

Налоговая консолидация/передача убытков внутри группы

В Малайзии не существует налоговой консолидации. Тем не менее, компании-резиденты, владеющие 70% активов группы, могут передать до 70% убытков текущего года другим компаниям из группы при соблюдении определенных условий.

Передача акций

Ставка на госпошлину при передаче акций – 0,3% от цены или стоимости акций, в зависимости от того, что выше.

Скидка на госпошлину возможна при определенных обстоятельствах, например, перевод в пределах 90% акций, при соблюдении определенных условий.

При передаче земли и зданий госпошлина составляет 1-3% от стоимости трансфера либо рыночной стоимости имущества, в зависимости от того, что выше.

Правила контролируемых иностранных компаний

В Малайзии отсутствует система контролируемых иностранных компаний.

Трансфертное ценообразование

Система трансфертного ценообразования в Малайзии во многом основывается на принципах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Начиная с 2014 года, корпоративные налогоплательщики обязаны обозначать в своих декларациях, была ли подготовлена документация по трансфертному ценообразованию. Сама документация не подается вместе с годовой декларацией, но она должна быть доступной для налогового органа по требованию.

Предварительные соглашения о ценообразовании (АРА) регулируются Правилами о подоходном налоге 2012 года. Правила устанавливают процесс и сроки применения односторонних, двусторонних и многосторонних соглашений.

Недостаточная капитализация

В Малайзии есть система недостаточной капитализации. Тем не менее, Министерство финансов заявило, что эта система будет введена в работу с 1 января 2018 года.

Противодействие уклонению от налогообложения

В Малайзии существуют общие правила против уклонения от уплаты налогов, которые позволяют налоговому органу не принимать во внимание, изменять или делать какие-либо корректировки ставок, если есть основания полагать, что любая сделка имеет эффект уклонения от уплаты налога, его избегания или изменения ставки на налог.

В Малайзии нет конкретных условий анти-договора. Тем не менее, в силе остаются общие положения против уклонения от уплаты налогов.

Другие конкретные постановления против уклонения от уплаты налогов – нет.

Постановления

Постановления можно получить у налогового органа в Малайзии.

Льготы на исследования и разработки

Схема льгот на исследования в Малайзии включает в себя освобождение и снижение налога вдвое для определенных видов расходов на проводимые исследования.

Другие льготы

Налоговые льготы доступны для широкого круга компаний в Малайзии, таких как, центры управления денежными средствами и инвестиционные предприятия. Льгота на постоянный доход от инвестиционного предприятия возмещает льготы для Международных центров закупок, региональных центров распределения и оперативных групп штаба, и вступает в силу с 1 Мая 2015 года.

Кроме того, в Малайзии существуют льготы для инвестиций на содействие в сферах производства, сельском хозяйстве, отельном и туристическом бизнесе, а также на подготовку и обучение кадров для конкретных сфер бизнеса, которые поддерживаются малазийским правительством. Как правило, льготы представляют собой частичное или полное освобождение от подоходного налога, либо льготы на расходы на протяжении пяти или десяти лет.

Режимы налогообложения для отдельных отраслей

Доходы с других стран, полученные в Малайзии компанией-резидентом (кроме компаний, занимающихся банковским делом, страхованием, морскими или авиаперевозками) не облагаются налогом.

Формы юридических лиц, которые используются для ведения бизнеса

Акционерная компания с ограниченной ответственностью, товарищество и филиал иностранной компании - это наиболее распространенные юридические лица, которые используются для ведения бизнеса в Малайзии.

Требования к капиталу для создания юридического лица

Существуют определенные требования к капиталу в случае создания юридического лица. Сумма будет варьироваться в зависимости от процента иностранной собственности и существующей политики правительства, правил и руководств, которые имеют силу для определенных секторов.

Другие требования к созданию юридического лица

Существуют условия по отношению к иностранной собственности, которые устанавливаются для отдельных отраслей. Уровень ограничений будет зависеть от вида операций и их значения для социально-экономических требований правительства.

Правила валютного контроля

Малайзия поддерживает либеральную политику в управлении валютой. Это означает, что валютные правила в основном являются благоразумными мерами для достижения общей макроэкономической цели - поддерживать денежную и финансовую стабильность, при этом сохранять состояние платежного баланса страны.

Учет и отчетность

Малайзия имеет две системы учета для лиц, которые зарегистрированы в соответствии с Законом о компаниях 1965 года. Это Система стандартной отчетности Малазийских частных организаций (MRERS), предназначена только для частных юридических лиц, и Стандартная система отчетности Малайзии (MFRS). MFRS – система учета, аналогична системе МСФО (международные нормы финансовой отчетности). Объекты, зарегистрированные в соответствии с Законом о компаниях 1965 года обязаны подавать проверенные аудитом финансовые отчеты в комиссионные фирмы Малайзии. Предоставление финансовой отчетности в налоговый орган осуществляется по требованию.

2. Соглашение об отмене двойного налогообложения

В силе со следующими странами: Албания, Аргентина, Австралия, Австрия, Бахрейн, Бангладеш, Бельгия, Босния и Герцеговина, Бруней, Канада, Чили, Китай, Хорватия, Чехия, Дания, Египет, Фиджи, Финляндия, Франция, Германия, Гонконг, Венгрия, Индия, Индонезия, Иран, Ирландия, Италия, Япония, Иордания, Казахстан, Корея, Кувейт, Кыргызстан, Лаос, Ливан, Люксембург, Мальта, Маврикий, Монголия, Марокко, Мьянма, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Пакистан, Папуа-Новая Гвинея, Филиппины, Польша (1978), Катар, Румыния, Россия, Сан Марино, Саудовская Аравия, Сейшелы, Сингапур, Южная Африка, Испания, Шри-Ланка, Судан, Швеция, Швейцария, Сирия, Тайвань, Таиланд, Турция, Туркменистан, ОАЭ, Великобритания, США, Узбекистан, Венесуэла, Вьетнам, Зимбабве.

Согласованы, но не вступившие в силу договора на момент публикации:

Соглашения с Польшей (2014), Сенегалом и Словакией были опубликованы, но не вступили в силу на момент написания статьи.

Также зарегистрированы протоколы по изменению некоторых статей договоров с Бельгией, Индонезией, Кувейтом, Новой Зеландией, Сейшельскими островами и Турцией. На момент публикации не вступили в силу.

3. Косвенный налог

Налог на товары и услуги (НДС) вступил в силу с 1 апреля 2015 года. НДС заменяет налог на услуги и продажи. Субъект должен быть зарегистрирован для НДС если его годовой оборот составляет свыше 500 000 RM. Компании, имеющие годовой оборот ниже указанного, регистрируются на добровольной основе.

Субъектом может выступать физическое лицо, предприниматель, корпорация, федеральное правительство, правительство государства, утвержденный законом орган, местный или орган государственной власти, общество, клуб, профсоюз, кооператив, доверенное лицо и любой другой орган, организация, ассоциация или группа лиц, как корпоративные, так и не имеющие статуса корпорации.

На некоторые товары ставка нулевая.

4. Личный подоходный налог

Максимальная ставка – 25%, и относится к налогооблагаемому доходу в размере 400 000 MYR и выше (с 2016 года – 28% на 1 000 001 MYR и выше). Фиксированная ставка для нерезидентов – 25% (с 2016 года – 28%).

В Малайзии нет системы социального обеспечения. Тем не менее, работники и работодатели делают ежемесячные взносы в Фонд обеспечения сотрудников для обязательных сбережений и поддержки пенсионной программы. Кроме того, если работник зарабатывает меньше 3 000 MYR в месяц, работник и работодатель должны делать ежемесячные взносы в организацию по социальному страхованию, которая предоставляет определенные льготы сотрудникам в случае производственной травмы.

5. Другие налоги

Налог на имущество

Местные советы могут наложить коммунальный налог (известный как «налог оценки») на жителей за услуги, которые предоставляют местные органы. Сумма может варьироваться и зависит от и стоимости имущества.

Правительством введен налог на недвижимость. Им облагаются владельцы недвижимого имущества (кроме недвижимости в высотных зданиях). Размер налога на недвижимость может отличатся в разных регионах и зависит от местности и категории землевладения.

Импортная пошлина

Импортной пошлиной облагаются импортируемые товары в момент прохождения таможенного контроля. Ставка импортной пошлины 0-60% в зависимости от категорий товара.

Малайзия входит в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (ASEAN), поэтому, большинство товаров, изготовленных на территории стран ASEAN облагаются пошлиной 0-5%.

Госпошлина на экспорт

Чтобы препятствовать экспорту истощаемых ресурсов, такой товар облагается госпошлиной на экспорт.

Акцизная пошлина

Акцизом облагается ограниченный круг товаров местного производства или товары, импортируемые в Малайзию. Ставка налога варьируется в зависимости от характеристик товара. Акцизом, как правило, облагаются алкогольные напитки, табачные изделия, транспортные средства.

Налог на наследство или дарение отсутствует.

6. Соглашения на свободную торговлю

Двусторонние соглашения: Австралия, Чили, Индия, Япония, Новая Зеландия, Пакистан, Турция.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – Австралия и Новая Зеландия

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – Китай

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – Индия

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – Япония

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – Корея

В стадии переговоров

Соглашение о свободной торговле между Малайзией и странами Европейского союза

Тихоокеанское партнерство (в процессе подписания 12-ю сторонами)

Исламская конфедерация торговых преференций

Соглашение о льготных тарифах для стран развивающейся 8-ки

7. Налоговая служба

Налоговыми органами являются Управление внутренних доходов Малайзии (IRBM) и таможня Малайзии

Деятельность налоговой службы.

Способы аудита зависят от следующих факторов:

· Критерии анализа риска

· Информация, полученная от третьего лица

· Конкретный претензия к определенной группе налогоплательщиков

Существует два вида аудита – заочный, осуществляется в офисе органа управления доходами Малайзии, и аудит на территории налогоплательщика.

Типичная налоговая проверка начинается с уведомления письмом о проведении аудита. В письме указываются данные, подлежащие проверке, годы оценки, а также имена инспекторов, которые будут ее проводить. За этим следует проверка соответствующих документов. Служба управления доходами составляет отчет с результатами проверки, который содержит подробную информацию о предлагаемых поправках и их обоснование.

Налогоплательщик может подать официальное заявление, если он не согласен с поправками. Если нет никаких возражений, Служба управления доходами выдает уведомление о дополнительном налоге.

Сроки налоговой проверки – 3 месяца, но в более сложных случаях может длится дольше.

К основными приоритетными областями при аудитах в последние годы относились трансфертное ценообразование и налоговые льготы.

Налогоплательщик может обжаловать результаты проверки. Апелляция подается в течении 30 дней после получения уведомления о дополнительном налогообложении.


Транспортный налог в России – один из самых одиозных вопросов современной налоговой политики государства. Причина проста: россияне платят его дважды, а некоторые даже трижды. Судите сами: транспортный налог сначала отдается через акцизы на топливо – то есть мы пополняем бюджет во время каждой заправки, потом в почтовый ящик приходит ежегодный квиток, а в самом печальном случае – еще и налог на роскошь, коей автомобиль снова становится уже для многих.

Печально и даже обидно, ведь изначально планировалось транспортный налог полностью включить в стоимость горючего, а «жировочки» убрать. Будем, как в Европе: кто сколько ездит, тот столько и платит! Но вышло, как вышло – и бензин подорожал, и счет исправно требует оплаты.

Однако грозить кулаком из-за кухонного стола и клеймить кровопийц с грядки, чем мы регулярно занимаемся на протяжении без малого полутора десятков столетий, бесполезно. Ибо ответ будет один: посмотрите на соседей, они платят еще больше. Так сколько же относят в кассу те, кого нам постоянно ставят в пример? И кому стоит завидовать?

Европа – налог на выхлоп, налог на дизель, налог на старость, техосмотр

Немцы платят много налогов и сборов: 52 евро за постановку на учет, 20 евро ежегодного налога за каждый литр объема бензинового мотора и 90 евро – за каждый литр агрегата на «тяжелом топливе». Далее следует такой интересный побор как налог на выхлоп: каждый грамм CO2, вырабатываемый вашим ДВС, обойдется в 2 евро. Освобождены от уплаты лишь те, чьи машины не превышают норму в 95 грамм CO2 на сотню километров. Как вы уже догадались, это гибриды. Впрочем, за кубатуру платят и они. А вот «электрички» от подобных сборов освобождены.

Налог на выхлоп в Европе

Однако в разных странах – разные налоги. Так, в Дании транспортный налог включен в стоимость горючего и составляет примерно 25 рублей с литра, но при покупке машины нужно единовременно оплатить взнос в размере 108% от стоимости автомобиля. То есть ценник машины местные фактически оплачивают дважды!

Полиция Дании

В Великобритании главный показатель – выхлоп, а старый автомобиль может быть обложен налогом в размере 100 000 рублей, если его двигатель производит более 225 грамм CO2 на 100 км пробега. Зато владельцы электрокаров вообще освобождены от уплаты налога, а хозяева гибридов заплатят около 10 000 рублей.

Во Франции автомобили с выбросом более 212 грамм углекислого газа на 100 км пробега заплатят в бюджет по 20 000 евро, или 1,6 млн рублей. Считаете, что это удел старых авто? Разочарую: новый Mercedes AMG GLC 43 и Jaguar F-Type R заходят под эту статью, как дети в школу. Ах да, есть же еще техосмотр! Готовьте 75 евро.

А вот в Чехии, Эстонии и Литве транспортный налог платят только организации, для физических лиц он просто не предусмотрен.

США – включен в стоимость бензина

Машина в Штатах – обязательный аксессуар любой семьи, а 16-летний подросток вправе сесть за руль собственного авто. Все потому, что Америка – страна дорог, и личный автомобиль там доступен каждому. Судите сами: при покупке нужно уплатить сбор, который зависит от жадности конкретного штата, но не превышает 7%, а также постановку на учет, которая при самом «плохом» раскладе обойдется в 500 долларов, или 35 000 рублей.

Парковка у школы в США

Транспортный налог в Соединенных Штатах включен в стоимость горючего: порядка трех рублей с галлона идет в федеральный бюджет, и еще от 12 до 42 рублей – в региональный. Галлон – это 3,7 литра, если что.

Китай – номера на аукционе, дорогая постановка на учет и плата за электрокары

Рост китайского автомобильного рынка смог остановить только коронавирус, бушевавший в Поднебесной без малого полгода. До того момента как COVID-19 обрушился на нашего главного восточного соседа, количество транспортных средств в Китае росло не по дням, а по часам. Казалось, что китайцы покупают новую машину хотя бы раз в месяц. А то и чаще.

Однако стоимость обладания автомобилем, несмотря на низкие относительно российских цены на саму машину, в Китае высока. Начинается все со сбора в 10% от стоимости, который нужно заплатить при покупке. Десять процентов – это если автомобиль сделан в Китае, а вот если речь идет про импортную машину , то готовьте 40%. Далее следует ежегодный налог от 60 до 660 юаней в зависимости от вида транспортного средства. Кстати, «электрички» его тоже платят. Ну а потом начинается региональная специфика.

Авторынок в Китае

Самый острый в этом смысле город – Шанхай, финансовая столица Китая, в котором большиеденьги соседствуют с большими тратами. Например, борьба с пробками вынудила власти сократить количество выдаваемых ежемесячно автомобильных номеров до 10 000. И это в 24-миллионном городе! Кто получает госзнак? Конечно тот, кто больше предложит на аукционе! Так постановка на учет обойдется не менее 10 000 долларов США для частного лица и 200 000 долларов для юридического. Ну а если номер красивый, то ценник будет еще выше! Например, «все девятки» продали физлицу за 150 000 долларов.

Япония – парковочное место по размерам и техосмотр

Каждый второй японец обладает собственным автомобилем, тогда как в России эта цифра колеблется на отметке в 200 машин 1000 человек. Однако право на личную машину в Стране Восходящего солнца стоит невероятно дорого: несмотря на все усилия японского правительства сделать само приобретение как можно дешевле (как не вспомнить про «отрицательный кредит», который компенсируется государством), ежегодные платежи сжирают всё!

Во-первых, купить машину, не обладая парковочным местом, просто нельзя, а паркинг стоит, как квартира.

Парковочный сертификат в Японии

Более того, имеет значение и размер самого места: если оно небольшое, то приобрести кроссовер или большой седан не разрешат. Во-вторых, японский аналог ОСАГО обойдется примерно в 20 000 рублей, а годовой налог – минимум в 7000 рублей за «кейкар», крошечный автомобильчик строго заданных размеров с двигателем 0,6 литра. Каждые два года нужно проходить техосмотр, который обойдется не менее 70 000 рублей, но с каждый год будет дорожать. Чем старше машина – тем дороже.Добавляем сюда дорогой бензин и парковки, а после молимся, чтобы взгляд из центральной российской налоговой никогда не достиг Японии.

Сингапур – сертификат на автовладение, регистрация дороже машины

Вишенка на торте – Сингапур. Тут сборы на автомобиль просто чудовищные и не поддаются пониманию ни одному из простых отечественных автовладельцев. Прежде всего, нужно получить разрешающий сертификат, дающий право на обладание автомобилем в течение 10 лет. По истечении срока его можно либо продлить, либо продать автомобиль за границу. Проблема лишь в том, что «Свидетельство» разыгрывается через тендер, а количество строго ограничено самим государством, потому что, по замыслу законотворцев, число машин не должно увеличиваться более чем на 3% в год. Цены на COE, понятное дело, зашкаливают: сертификат будет стоить около 4 500 000 рублей.

Дороги в Сингапуре

Все экспортируемые автомобили облагаются обязательным налогом в 31% от стоимости, за регистрацию ТС придется заплатить 70 000 рублей физическому лицу и 350 000 – юридическому. Кроме того, при первичной регистрации нового или подержанного автомобиля нужно уплатить государству 140% рыночной стоимости машины.

Продолжать?Все дороги и парковки – только платные, литр бензина стоит более 100 рублей, техосмотр обойдется в целое состояние…

Если подвести итог всем семи кругам сингапурского автовладельческого ада, то выглядеть он будет следующим образом: Mercedes-Benz E200, который в России со всеми налогами, пошлинами, постановками на учет и страховками (полным КАСКО, замечу) обойдется в 4 500 000 рублей, в Сингапуре будет стоить порядка 14 500 000 рублей.

Уже год я живу в столице Малайзии — Куала-Лумпуре.

Я приехал сюда по работе: устроился аудитором в иностранную ИТ -компанию. До этого жил в Москве и не планировал переезжать, мне все нравилось. Но однажды мое резюме привлекло работодателя — и вот я тут.

Эту статью я пишу анонимно: в моей компании строго запрещены любые подработки. Гонорар я не получу, но мне даже лицо показывать нельзя — поэтому без фото.

Вместе со мной в Куала-Лумпур переехала моя девушка. Мы довольно быстро привыкли к особенностям климата — жаре и грозам. Нам нравится, что местные жители вежливые и добродушные, по крайней мере в центре столицы.

Малайзию можно посоветовать для эмиграции всем, кто хочет пожить в азиатском мегаполисе.

Я приехал в страну по рабочей визе, которую оформила и оплатила компания. Сначала мне сделали временную рабочую визу на 6 месяцев — professional visit pass, ее нельзя продлевать. Спустя полгода я получил полноценную рабочую визу на год — employment pass, ее можно продлевать. Для этой визы соискателю должно быть минимум 27 лет, также необходимо подтвердить доход.

Чтобы получить визу, мне пришлось слетать из Куала-Лумпура в Москву, в посольство Малайзии. Таковы требования миграционного законодательства: претенденты на рабочую или студенческую визу подают документы в своей родной стране и оттуда же въезжают в Малайзию.

Оформление визы заняло около пяти недель. Документы на визу в консульстве одобряли три недели. После этого я отдал паспорт, чтобы в него поставили специальный штамп, — это еще два дня. После въезда в Малайзию я отдал паспорт, чтобы мне поставили окончательную визу. Это делают еще две недели. Оформлять все документы мне помогала компания, она же оплачивала пошлины.

Скоро мне еще раз продлят визу — срок ее действия увеличат до двух лет.

Еще в Малайзию можно приехать по студенческой и обычной туристической визе. Студенческую визу оформляет местный вуз. Туристам из России визу получать не нужно — ее ставят просто в аэропорту.

надо прожить в Малайзии, чтобы получить гражданство. Я не планирую

Чтобы получить гражданство Малайзии, необходимо прожить в стране минимум 10 лет. Среди моих знакомых эмигрантов тут пока что никто не собирается получать малайзийское гражданство.

Деньги и налоги

Государственная валюта в Малайзии — ринггит. 1 ринггит = 15 Р .

По опыту моих коллег, экспаты в среднем зарабатывают 2000—3000 $ ( 116 000 — 174 000 Р ). Это зарплата аудиторов, разработчиков, программистов. Средняя зарплата местных жителей — 4000 ринггитов (60 000 Р ). У экспатов зарплаты выше, потому что все они в основном высококвалифицированные специалисты.

средняя зарплата местных жителей

Налог на доход рассчитывается по регрессивной шкале. Она применяется ко всем, кто живет и работает в Малайзии. В первый год резиденты платят 28% от своего дохода, в последующие годы налог уменьшается. Сейчас, спустя год, я плачу около 12% дохода.

В Малайзии действует налог на товары и услуги — 6%. Это аналог нашего НДС , в кафе и магазинах его указывают на чеках.

Банковские карты

Я получаю зарплату на карту местного банка — RHB . Платежная система — «Мастеркард», годовое обслуживание стоит около 70 ринггитов (1050 Р ).

Карту мне оформила компания, в которой я работаю. Забирал ее сам в отделении банка — там надо было показать визу и справку с работы. Чтобы открыть счет в местном банке, нужна рабочая виза.

стоит год обслуживания карты

Банковской картой я расплачиваюсь практически везде. В Малайзии принимают «Визу» и «Мастеркард», проблем с оплатой никогда не было.

Жилье

Экспаты обычно живут в KLCC — «Куала-Лумпур сити-центре». Стоимость аренды квартиры здесь начинается от 1200 ринггитов (18 000 Р ). За комнату платят в среднем 560 ринггитов (8400 Р ). В этом районе много хорошего жилья — в доме обычно есть спортзал, спортивный бассейн с дорожками, пост охраны и офис этого жилого комплекса — там платят за коммуналку.

Арендовать жилье в Куала-Лумпуре было легко. От коллег я узнал о сайте Mudah.my. Отобрал интересующие меня варианты, связался с риелтором. По условиям договора я внес депозит за имущество и коммунальные услуги — 1424 ринггита (21 200 Р ), оплатил месяц аренды однокомнатной квартиры — 2400 ринггитов (36 055 Р ) и комиссию риелтора — 500 ринггитов (7500 Р ). Всего — 4324 ринггита (64 755 Р ).

стоит аренда однокомнатной квартиры в Куала-Лумпуре

Договор аренды нужно проштамповать в специальном ведомстве по недвижимости. Делает это риелтор. Правильно оформленный договор защищает собственника и арендатора одновременно. Например, если договор заключен до конца календарного года, а наниматель решил съехать в октябре, ему придется заплатить за оставшиеся 2 месяца. А собственник не сможет раньше времени выселить добросовестного арендатора ни при каких условиях.

Условие о полной оплате аренды при досрочном расторжении договора встречается довольно часто. Но можно попробовать договориться с хозяином квартиры и его исключить.

Мы с девушкой снимаем жилье в районе Монт Киара, рядом с моей работой. У нас однокомнатная квартира площадью 60 м². Когда мы заезжали, по нашей просьбе покрасили стену, поменяли лампочку и почистили кондиционер.

Вид на Куала-Лумпур с нашей террасы

Отдельно мы оплачиваем услуги ЖКХ : холодную воду и канализацию — 374 ринггита (5620 Р ), электричество — 350 ринггитов (5260 Р ). Итого в месяц мы платим за квартиру 2774 ринггита , или 41 670 Р .

Отопления нет, да оно и не нужно. В Куала-Лумпуре температура не опускается ниже +20 °C. Газа нет, готовим на электричестве. Чтобы пользоваться горячей водой, нужно включить бойлер и подождать минут 30—40. Это единственное, что мне не нравится в нашей квартире. Но чтобы принять душ, достаточно подождать 5—10 минут .

За электричество чаще всего платим через отделение почты. За воду и канализацию — в офисе нашего жилкомплекса.

в месяц я плачу за электричество

В Малайзии вывоз мусора организован не так, как в России. Мусоропровода или контейнеров на улице нет. Вместо этого на каждом этаже есть маленькая комната с мусорным баком — туда мы и выбрасываем отходы. Каждый день приходит мусорщик и вывозит этот бак. Тараканы есть, но если бы система вывоза мусора была похожа на российскую, то тараканов было бы гораздо больше из-за малайзийского климата.

Транспорт

Я передвигаюсь по городу на такси. Автобусами и метро не пользуюсь.

Все, что я рассказываю про местный общественный транспорт, я узнал на сайте местной транспортной компании — «Рапид». Она отвечает за работу автобусов, надземного метро и монорельса.

Метро. Помимо привычной нам подземки в Куала-Лумпуре есть наземное метро. Билет стоит от 0,8 до 8,3 ринггита ( 12—125 Р ) в зависимости от того, как далеко вы едете.

Для поездок на метро используют проездной — «тревел-пасс». Безлимитный проезд на всех видах метро в течение двух дней и трансфер из аэропорта на аэроэкспрессе стоит 70 ринггитов (аэроэкспресс в одну сторону) или 115 ринггитов (аэроэкспресс в обе стороны). Проездные продаются в кассе аэроэкспресса в аэропорту и на первом этаже станции «КЛ-централ».

Для навигации в транспортной системе Куала-Лумпура можно скачать приложение «Рапид КЛ» ㅡ аналог «Яндекс-метро»

Автобусы. В Куала-Лумпуре 14 автобусных маршрутов. Все они пересекаются с линиями метро, поэтому проблем с пересадками не будет. Цены, как и в метро, от 0,8 до 8,3 ринггита ( 12—125 Р ). Проезд можно оплачивать картой «Тач-н-гоу» — ее покупают на неделю или на месяц.

Бесплатные автобусы «Гоу-Куала-Лумпур». Ходят каждые 5—10 минут , работают до 23:00. Схема передвижения автобуса доступна на сайте перевозчика.

Для туристов работают специальные автобусы «Хоп-он-хоп-офф». Можно купить билет на сутки, выходить на любой остановке, а потом садиться на следующий такой же автобус. Маршрут — 23 остановки с достопримечательностями Куала-Лумпура. Билет на сутки стоит 50 ринггитов (750 Р ) для взрослых и 25 ринггитов (375 Р ) для детей, студентов и инвалидов. Билет на два дня стоит 90 ринггитов (1325 Р ) для взрослых и 45 ринггитов (676 Р ) для детей, студентов и инвалидов.

В автобусе работает бесплатный вайфай, есть доступ к аудиогидам на девяти языках, но русского в списке нет.

Такси. В Куала-Лумпуре работает «Убер» и «Граб» — его азиатский конкурент. Поездка 15 км стоит около 15 ринггитов (225 Р ). В районе Монт Киара, где мы живем, нет общественного транспорта, поэтому такси — единственный способ передвижения.

Каршеринг. Аренда машины на час стоит 15 ринггитов (225 Р ), на день — 100 ринггитов (1500 Р ). Парковка в центре платная, стоит 3 ринггита за час (45 Р ).

Личный автомобиль — доступный способ передвижения для экспата. В Малайзии есть свои автомобильные бренды, причем это не Фольксваген или Форд с местным шильдиком, а марки, которые выпускаются с 80-х годов прошлого века: Перодуа, Протон. Местный автопром неплохого качества, по уровню комфорта сравним с современными европейскими иномарками.

стоит литр бензина

Поддержка отечественного автопрома в Малайзии сильнее нашей: здесь высокие пошлины на ввоз иностранных авто. Из-за этого иномарки стоят в среднем на 50% дороже, чем в России. Например, коллега купил малайзийскую 10-летнюю машину за 6000 ринггитов (90 130 Р ). Другой коллега взял 15-летнюю Тойоту Рав-4 за 25 000 ринггитов (375 500 Р ) — разница почти в 4 раза.

Стоимость бензина сравнима с российской — 2,5 ринггита (38 Р ) за литр. Еще в Малайзии много платных дорог. Проезд стоит от 0,7 до 7,5 ринггита.

Велосипед. В Куала-Лумпуре популярен городской прокат велосипедов. В центральных районах есть специальные велопарковки. Оставить такой велосипед можно где угодно, необязательно ехать до велопарковки.

Шопинг

В Куала-Лумпуре очень много торговых центров, все они просто гигантские. Один из них — «Павильон Куала-Лумпур» — входит в десятку крупнейших ТЦ мира. Еще есть гипермаркеты «Мидвэлли» и «Уан-утама».

Цены на электронику в Малайзии примерно такие же, как в России. Например, восьмой Айфон на 64 Гб в пересчете на рубли стоит 49 000 Р , в России — около 52 000 Р . Десятый Айфон в Куала-Лумпуре стоит около 66 000 Р , а в России — 77 000 Р .

Малайзийцы много покупают в интернете. Самый популярный портал — «Лазада», это местный аналог «Яндекс-маркета». Расплатиться можно картой, в том числе и при получении заказа.

Для тех, кто хочет сэкономить, есть аналог нашего «Авито» — тот же портал Mudah.my. На сайте можно купить подержанные авто, мотоциклы, бытовую электронику и телефоны, а также найти работу и снять жилье.

Связь

Сотовые операторы в Малайзии продают связь пакетами. Тариф, которым я пользуюсь, стоит 30 ринггитов (420 Р ) в месяц. В него входят 5 Гб интернет-трафика и 500 минут звонков по стране. Симкарту можно купить в любом отделе связи, для иностранцев ограничений нет.

Домашний интернет в Малайзии дорогой. У нас безлимитный интернет на скорости до 100 Мб/с. В Москве мы платили за такую скорость 250 рублей, в Куала-Лумпуре платим в 4 раза больше — 71 ринггит (1066 Р ) в месяц. Оператора и тариф выбирают на едином портале провайдеров.

в месяц я плачу за домашний интернет. Скорость —до 100 Мб/с

Когда мы заезжали в квартиру, проведенного интернета не было. Поэтому договор с провайдером заключали сами, вносили депозит за подключение 250 ринггитов и плату за месяц — еще 250 ринггитов. Если расторгнем договор раньше, депозит будут возвращать в течение двух лет дробными ежемесячными платежами.

Во многих ресторанах, метро, аэропортах, вокзалах есть бесплатный хороший вайфай. На улицах бесплатных сетей я не встречал.

Еда и продукты

Мы покупаем продукты в магазине около дома — по формату он не отличается от наших супермаркетов. В Куала-Лумпуре есть и крупные торговые центры вроде «Ашана», но из-за удаленности от центра мы туда не ездим.

В Малайзии молочную продукцию производят и потребляют мало. На полках в основном молочка из Новой Зеландии и Австралии. Поэтому молочные продукты дорогие, а кефир можно купить только в магазинах самого дорого сегмента по 35 ринггитов (525 Р ). Творог мы делаем сами, из молока.

С хлебом тоже непросто. В супермаркетах продается в основном тостовый «ватный» хлеб. Если хочется чего-то похожего на русский батон, нужно ехать в пекарню. Обычную черную или белую буханку не купишь, только хлеб с множеством всяких семечек и орешков — 7 ринггитов (105 Р ) за штуку.

стоит литр кефира

Из привычных овощей есть картошка и морковь. Свеклы в магазинах практически не найти — разве что можно купить свекольный сок в смузи-баре.

Сколько стоят продукты:

  • Сыр Эдам, 1 кг — 900 Р .
  • Апельсиновый сок, 2 л — 350 Р .
  • Молоко, 2 л — 195 Р .
  • Свиная корейка, 0,15 кг — 195 Р .
  • Огурцы, 1 кг — 111 Р .
  • Морковь, 0,5 кг — 45 Р .

Если мы устали и готовить не хочется, идем в местное кафе. Стоимость ужина на двоих — 15—20 ринггитов (225—300 рублей). Чаще всего это огромная порция риса и столько же жареных овощей.

Алкоголь тут дорогой, бокал пива в среднем обходится в 400 Р . Малайзия — мусульманская страна, и акцизы здесь высокие.

Сфера услуг

Впечатления от местного обслуживания только положительные. Охранники в нашем жилом комплексе всегда здороваются, за год жизни в Малайзии нам ни разу не нахамили. Цены на услуги сравнимы с российскими. В октябре у нас сломался кондиционер, вызов мастера стоил 100 ринггитов (1500 Р ). Ремонт бойлера стоил 350 ринггитов (5260 Р ).

Мужская стрижка в парикмахерской стоит от 30 до 100 ринггитов (450—1500 рублей) в зависимости от крутизны салона. Стрижка в женском салоне обошлась моей девушке в 106 ринггитов (1590 Р ) — это дороговато.

стоит месяц занятий в студии йоги

За первый месяц в студии йоги моя девушка заплатила 88 ринггитов (1320 Р ). В следующие месяцы — уже 264 ринггита в месяц (3960 Р ). За эти деньги можно приходить каждый день и заниматься хоть весь день у разных тренеров.

Язык и общение

Официальный язык — малайский. Около 70% населения понимают и говорят на английском, я сам на нем общаюсь с коллегами и местными жителями. На китайском говорят около 30% живущих в Малайзии.

Я свободно говорю на английском и понимаю все, что написано в официальных документах. Этого хватает для решения всех бытовых вопросов.

Русскоговорящих жителей города, в том числе и русских, можно встретить в ресторане «Астана». В местной группе в Фейсбуке около пяти тысяч русскоговорящих. Но русскую речь на улицах я ни разу не слышал.

Отдых и путешествия

Мы не заметили бурной тусовочной жизни в Куала-Лумпуре: наверное, из-за того, что много работаем. По выходным катаемся на велосипеде, смотрим кино дома или идем в кафе.

Местные чаще всего ходят в кафе и смотрят там спортивные каналы. Как и в России, тут популярны кинотеатры. Отдых на природе здесь существует в виде семейных выездов в природные парки.

температура днем в Куала-Лумпуре в любое время года

Туристы обычно посещают центральный парк Куала-Лумпура, птичий парк, огромный океанариум «Аквария», зоопарк с открытыми вольерами, филармонию «Петронас». Многие приезжают, чтобы заниматься скалолазанием.

В плане путешествий Куала-Лумпур — удобный город. Здесь базируется крупнейший азиатский авиаперевозчик «Эйразия». Япония, Китай, Филиппины, Индонезия, Мьянма, Таиланд, Индия, Австралия, Новая Зеландия — перелеты в эти страны регулярные и дешевые.

На новогодние праздники мы летали на Филиппины — это был мой единственный отпуск за весь год. Авиаперелет туда и обратно стоил 22 000 Р на двоих.

Климат

В Куала-Лумпуре жарко весь год: до экватора всего 300 км. Температура всегда одинаковая: днем +30 °C, ночью +25 °C. Каждый день идут непродолжительные дожди, не больше 15 минут. Сезон дождей длится с сентября по конец ноября. В любое время года, когда идет дождь, таксисты поднимают ценник на 15—20%: никто не хочет мокнуть.

Говорят, что Малайзия занимает второе место по количеству гроз после Индонезии — гром и молния здесь бывают часто, особенно по ночам.

Менталитет

В Куала-Лумпуре высокий уровень доверия и безопасности, это нас приятно удивило. Думаю, так сложилось потому, что Малайзия — мусульманская страна и «не воровать» — это где-то в подсознании. В нашем районе можно спокойно оставлять велосипеды на улице без замка. В менее благополучных районах мы пока что не были.

В супермаркеты спокойно пропускают с сумками и пакетами из других магазинов. Никому и в голову не придет, что ты можешь прихватить с собой пару бананов или палку колбасы.

Малайзийцы не хамят, всегда здороваются и вообще тотально вежливы. Здесь комфортная и дружелюбная атмосфера — нет ощущения, что все вокруг пытаются тебя обмануть.

В итоге

Малайзию однозначно можно рекомендовать тем, кто хочет получить зарубежный опыт работы. В плане быта, работы и отдыха разительных отличий от России нет. Непривычно отсутствие сезонности: бывает тяжело из-за жары, иногда не хватает снега.

Культурная жизнь не так развита как в России: мало фестивалей, концертов. Европейские звезды тут редкость. Практически нет музеев, выставок и театров. Зато за сравнительно небольшие деньги можно путешествовать в азиатские страны, расположенные в радиусе 1000 км.

В Куала-Лумпуре круто, но мы бы не остались здесь на 10—20 лет и тем более навсегда. В мире еще много прекрасных мест, где можно жить и работать.

Что еще почитать об эмиграции

В Т⁠—⁠Ж вышли десятки статей о жизни в других странах. Мы собрали их на одной карте:

Мы ищем людей, которые переехали из России в другую страну. Если вы эмигрант и хотите рассказать о переезде, поисках жилья, сложностях адаптации и ценах в вашем городе — поделитесь с нами опытом.

Читайте также: