История возникновения транспортного налога

Опубликовано: 23.04.2024

До 1942 года, так называемого транспортного налога не существовало, были лишь пошлины и определенные сборы за пользование дорогами и мостами.

В 1942 году Указом Президиума Верховного Совета СССР «О местных налогах и сборах» был установлен сбор с владельцев транспортных средств, к которым относились автомобили, мотоциклы, велосипеды, яхты, лодки, ялики, паромы, а также выездные и рабочие лошади, и некоторые другие животные, используемые в народном промысле. Интересен тот факт, что к сбору привлекались только граждане, имеющие эти «средства», и исключительно проживающие в городах, рабочих, дачных и курортных поселках.

В более поздний период порядок взимания налога с владельцев транспортных средств, регулируемый указами Президиума Верховного Совета СССР, дифференцировался на территории столиц союзных и автономных республик, краевых (областных) центров, дачных и курортных поселков, прочих населенных пунктов в зависимости от административной значимости населенного пункта.

Начиная с 1991 года в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года № 2118-1 к федеральным и территориальным налогам были отнесены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды, носили целевой характер и служили источниками финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования общегосударственного и местного значения.

Законодательным актом, определяющим порядок формирования указанных фондов, являлся Закон Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» от 18 октября 1991 года №1759-1.

Дорожный фонд Российской Федерации состоял из федерального и территориального дорожных фондов, создаваемых в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что до 1 января 2003 года основными источниками образования целевых средств территориальных дорожных фондов были налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств.

Плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являлись юридические лица, индивидуальные предприниматели, предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Объектом налогообложения служила выручка от реализации товаров (работ, услуг) либо сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Ставка налога устанавливалась в размере 1 %.

Налог с владельцев транспортных средств уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические и физические лица, имеющие транспортные средства - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. Ставки устанавливались в зависимости от мощности двигателя, с каждой лошадиной силы.

Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента Российской Федерации «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 года № 2270. Налог взимался только с предприятий и организаций, за исключением бюджетных организаций, и объектом налогообложения были не транспортные средства, а фонд оплаты труда по ставке 1 %. Средства от налога направлялись в бюджеты субъектов Российской Федерации для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Указом Президента Российской Федерации в 1997 году «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации» от 15 ноября 1997 года № 1233 транспортный налог был упразднен.

В рамках реформирования налоговой системы Российской Федерации первоначально планировалось с 1 января 2003 года отменить Закон о дорожных фондах в России. Однако, Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 110-ФЗ. Были внесены существенные изменения в налоговое законодательство, связанные с формированием системы финансирования затрат по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования, а именно:

  • - исключена ст. 5 Федерального закона № 118-ФЗ, предусматривавшая отмену Закона о дорожных фондах;
  • - в Закон о дорожных фондах в Российской Федерации были внесены изменения, касающиеся уточнения формирования источников образования территориальных дорожных фондов;
  • - часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена новой главой 28 «Транспортный налог».

В отличие от транспортного налога, введенного Указом Президента Российской Федерации № 2270, транспортный налог, предусмотренный главой 28 Налогового кодекса России, является:

  • - региональным - средства от него поступают в бюджет субъектов Федерации;
  • - прямым - включается в расходы организации и влияет на увеличение налоговой нагрузки;
  • - реальным - взимается с имущества.

С вступлением в силу с 1 января 2003 года главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации на территории России был отменен налог с владельцев транспортных средств и налог на пользователей автомобильных дорог. Кроме того, водно-воздушные транспортные средства исключены из объектов налогообложения, перечисленных в Законе Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 9 декабря 1991 года № 2003 - 1.

Согласно новой редакции ст. 3 Закона о дорожных фондах в Российской Федерации источниками формирования территориальных дорожных фондов являются:

  • - поступления от транспортного налога;
  • - поступления от акцизов на нефтепродукты в размере 50 % доходов;
  • - поступления от земельного налога в размере 100 % доходов, подлежащих зачислению в бюджет субъектов Российской Федерации;
  • - поступления от погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2003 г., по налогу на пользователей автомобильных дорог, штрафам, пеням за несвоевременную уплату указанного налога, а также по заключительным расчетам по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год;
  • - субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, выделяемым из федерального бюджета на финансирование дорожного хозяйства.

Средства территориальных дорожных фондов направлялись на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республики в составе Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством. При этом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации или уполномоченный ими орган исполнительной власти могли разрешить использовать средства территориального дорожного фонда на ремонт, реконструкцию или строительство автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности. Таким образом, с 1 января 2003 года по 31 декабря 2004 года транспортный налог наряду с другими налогами был источником образования территориальных дорожных фондов, т. е. являлся маркированным. С 1 января 2005 года, после отмены Закона Российской Федерации «О дорожных фондах Российской Федерации» от 18 октября 1991 года №1759 - 1, транспортный налог перешел в категорию общих налогов, формирующих доходную часть региональных бюджетов.

В Республике Башкортостан транспортный налог введен и взимается в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 27 ноября 2002 года № 365-з «О транспортном налоге» (с изменениями от 5 ноября 2013 года). В данном Законе определены налоговые ставки, предоставление налоговых льгот, порядок и сроки уплаты налога.

История становления транспортного налога

Налог с владельцев транспортных средств имеет свою историю, насчитывающую в нашем государстве не одно десятилетие. Так, например, еще в 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О местных налогах и сборах» был установлен сбор с владельцев транспортных средств, к которым относились автомобили, мотоциклы, велосипеды, яхты, лодки, ялики, паромы, а также выездные и рабочие лошади и некоторые другие животные, используемые в народном промысле. Интересен тот факт, что к сбору привлекались только граждане, имеющие эти «средства» и исключительно проживающие в городах, рабочих, дачных и курортных поселках. В более поздний период порядок взимания налога с владельцев транспортных средств, регулируемый указами Президиума Верховного Совета СССР, дифференцировался (применялись разные ставки) на территории столиц союзных и автономных республик, краевых (областных) центров, дачных и курортных поселков, прочих населенных пунктов в зависимости от административной значимости населенного пункта.

Начиная с 1991 г. в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 к федеральным и территориальным налогам были отнесены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды, носили целевой характер и служили источниками финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования общегосударственного и местного значения.

Законодательным актом, определяющим порядок формирования указанных фондов, являлся Закон Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» от 18 октября 1991 г. № 1759-1. Этим Законом предусматривалось формирование доходной части дорожного фонда от поступлений в виде налогов и сборов:

  • • на реализацию горюче-смазочных материалов;
  • • на пользователей автомобильных дорог;
  • • с владельцев транспортных средств;
  • • акцизов на легковые автомобили;
  • • на приобретение автотранспортных средств;
  • • средства от проведения займов, лотерей;
  • • продажи акций;
  • • штрафных санкций;
  • • и других источников (включая ассигнования из бюджета РФ).

Дорожный фонд Российской Федерации состоял из федерального и территориального дорожных фондов, создаваемых в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что до 1 января 2003 г. основными источниками образования целевых средств территориальных дорожных фондов были налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств.

Плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являлись юридические лица, индивидуальные предприниматели, предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Объектом налогообложения служила выручка от реализации товаров (работ, услуг) либо сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Ставка налога устанавливалась в размере 1%.

Налог с владельцев транспортных средств уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РФ, иностранные юридические и физические лица, имеющие транспортные средства — автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. Ставки устанавливались в зависимости от мощности двигателя, с каждой лошадиной силы.

Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства РФ. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270. Налог взимался только с предприятий и организаций, за исключением бюджетных организаций, и объектом налогообложения были не транспортные средства, а фонд оплаты труда по ставке 1%. Средства от налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Указом Президента РФ [1] в 1997 г. транспортный налог был упразднен.

В рамках реформирования налоговой системы Российской Федерации первоначально планировалось с 1 января 2003 г. отменить Закон о дорожных фондах в России. Однако Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ были внесены существенные изменения в налоговое законодательство, связанные с формированием системы финансирования затрат по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования, а именно:

  • • исключена ст. 5 Федерального закона № 118-ФЗ, предусматривавшая отмену Закона о дорожных фондах;
  • • в Закон о дорожных фондах в РФ были внесены изменения, касающиеся уточнения формирования источников образования территориальных дорожных фондов;
  • • часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена новой гл. 28 «Транспортный налог».

В отличие от транспортного налога, введенного Указом Президента РФ № 2270, транспортный налог, предусмотренный гл. 28 Налогового кодекса России, является:

  • • региональным — средства от него поступают в бюджет субъектов Федерации;
  • • прямым — включается в расходы организации и влияет на увеличение налоговой нагрузки;
  • • реальным — взимается с имущества, зарегистрированного на собственника.

С вступлением в силу с 1 января 2003 г. гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ на территории России был отменен налог с владельцев транспортных средств и налог на пользователей автомобильных дорог. Кроме того, водно-воздушные транспортные средства исключены из объектов налогообложения, перечисленных в Законе РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 9 декабря 1991 г. № 2003-1.

Согласно новой редакции ст. 3 Закона о дорожных фондах в РФ источниками формирования территориальных дорожных фондов являются:

  • • поступления от транспортного налога;
  • • поступления от акцизов на нефтепродукты в размере 50% доходов;
  • • поступления от земельного налога в размере 100% доходов, подлежащих зачислению в бюджет субъектов РФ;
  • • поступления от погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2003 г., по налогу на пользователей автомобильных дорог, штрафам, пеням за несвоевременную уплату указанного налога, а также по заключительным расчетам по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 г.;
  • • субвенции бюджетам субъектов РФ, выделяемым из федерального бюджета на финансирование дорожного хозяйства;
  • • иные источники, не противоречащие законодательству РФ, направляемые в территориальные дорожные фонды в соответствии с законами субъектов РФ.

Средства территориальных дорожных фондов направлялись на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республики в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством. При этом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации или уполномоченный ими орган исполнительной власти могли разрешить использовать средства территориального дорожного фонда на ремонт, реконструкцию или строительство автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности.

Таким образом, с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2004 г. транспортный налог наряду с другими налогами был источником образования территориальных дорожных фондов, т.е. являлся маркированным. С 1 января 2005 г., после отмены Закона РФ «О дорожных фондах Российской Федерации» от 18 октября 1991 г. № 1759-1, транспортный налог перешел в категорию общих налогов, формирующих доходную часть региональных бюджетов. В табл. 9.1 представлена динамика поступления транспортного налога в целом по Российской Федерации, а в табл. 9.2 — по федеральным округам в период с 2004 по 2008 г.

Налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации, тыс. руб.

Предшественниками транспортного налога являлись шоссейные сборы, которые впервые были установлены 20 июля 1816 г. Первоначально этот сбор взимался со всех податных сословий империи. С 1823 г. изменяется подход к финансированию строительства и содержанию дорог - вводится плата за проезд по дорогам. Плата за проезд по дорогам взималась и ранее, однако не в качестве шоссейного сбора, а как внутренняя таможенная пошлина. 18 ноября 1834 г. был установлен дорожный сбор с проезжающих по Петербургско-Московскому шоссе. Сбор предполагал взимание дифференцированного размера платы в зависимости от того потенциального ущерба, который мог быть нанесен шоссе и был различным для проезжающих на лошадях и дилижансах, кроме того, при установлении ставки учитывалось время года - в зимние месяцы размер платы был вдвое меньше по сравнению с летним периодом. Устанавливались изъятия (льготы) из общего режима обложения. От уплаты сбора освобождались: обозы, идущие при войсках; повозки, перевозящие рекрутов и арестантов; местные жители, использующие шоссе при следовании в близлежащие населенные пункты. К.Г. Рау отмечал, что шоссейный сбор по своей природе является государственной пошлиной, т.е. платой населения за предоставляемые государством удобства пользования дорогами. Шоссейный сбор теряет свое значение вместе со строительством железных дорог, т.к. перевозку больших грузов удобнее осуществлять посредством последней.

Специально созданная комиссия в царствование Александра II для пересмотра системы податей и сборов смотрела на шоссейный сбор как на атавизм. Шоссейные сборы создавали препятствия для развития народного хозяйства как в виде увеличения стоимости товаров, так и вследствие существования шоссейных застав, «напоминающих собою внутренние таможни», на которых производилось взимание сбора. Комиссия считала лучшим разрешением ситуации отмену сбора, однако не решилась высказать подобной рекомендации по причине его высокой доходности. Стоит обратить внимание, что рассмотрение этого вопроса происходило во второй половине 60-х гг. XIX в., т.е. уже после того, как в Российской империи был введен принцип единства кассы. Таким образом, поступая на финансирование строительства дорог, сбор проходил не только через кассу Министерства путей сообщения, но в первую очередь аккумулировался в государственном казначействе. В ходе продолжительной дискуссии члены комиссии предполагали со временем отменить сбор. Однако в результате комиссия рекомендовала оставить сбор по фискальным соображениям. С резкой критикой такого решения выступил профессор финансового права В.П. Безобразов. В своем особом мнении профессор с позиции финансовой науки обосновывал неправильное, по его мнению, решение комиссии о рекомендации отмены шоссейного сбора, считая его одним из самых справедливых доходов государства. По мнению В.П. Безобразова, невозможно организовать содержание различных общественных учреждений, в т.ч. и дорог, только за счет общих налогов. Для этих целей необходимо использовать капиталы лиц, непосредственно использующих удобства, которые предоставляют им эти учреждения. Шоссейные сборы В.П. Безобразов определял как специальные сборы «за пользование государственными учреждениями, покрывающие собой часть процентов на затраченные государством капиталы, или же только служащие к покрытию расходов на их содержание и ремонт, или же, наконец, хотя бы только частью покрывающие эти расходы».

Шоссейные сборы были прообразом транспортного налога с экономической точки зрения. Объектом налогообложения признавалось не само транспортное средство, а его использование в специальных условиях - при проезде по шоссе, облагаемом сбором.

Подобная система просуществовала до 1917 г. Шоссейные сборы являлись косвенным налогом. В структуре доходов государства их значение было невелико. Расширение товарно-денежных отношений, усложнение государственного хозяйства становятся причинами поиска новых доходных источников. Развитие финансово-правовой науки приводит к изменению форм и способов налогообложения, переходу от косвенного преимущественно к прямому налогообложению. Это отражается и на обложении транспортных средств. Объектом налогообложения становится само транспортное средство, а не специальные условия его использования. Другими словами, транспортный налог становится имущественным налогом, налогоплательщиком признается лицо, владеющее или использующее транспортное средство.

Впервые поимущественное обложение транспортных средств в России было введено в годы НЭПа. Сбор с велосипедов, самодвижущихся экипажей, а также яхт и моторных лодок был закреплен как один из доходных источников местных бюджетов. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г. «О местных налогах и сборах» закрепил на долгие годы поступления сбора с владельцев транспортных средств за местными бюджетами. Важно обратить внимание, что Президиум Верховного Совета СССР платежи с владельцев транспортных средств называет «сбором», не устанавливая, в чем различие правовой природы «налога» и «сбора». Финансово-правовая доктрина пыталась обосновать законодательный подход. Так, С.Д. Цыпкин обращал внимание, что обязанность уплаты сбора с владельцев транспортных средств связана с государственной регистрацией транспортного средства. Таким образом, эти сборы ученый характеризовал как пошлину, взимаемую государственными органами за выдачу номерных знаков. Подобный вывод был сделан, вероятно, по той причине, что сбор взимался единоразово при государственной регистрации транспортного средства. При этом законодательно устанавливалось, что к сбору привлекаются граждане, имеющие объекты налогообложения. На наш взгляд, сложности администрирования не позволяли ежегодно облагать транспортные средства налогом. Практика «ежегодного» взимания налога с владельцев транспортных средств ведет свое начало с 1981 г. с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР «О местных налогах и сборах». Таким образом, с этого момента платеж с владельцев транспортных средств приобрел все характерные черты, свойственные налогу.

Современную историю транспортного налога можно вести с Закона РФ от 18 октября 1991 г. №1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» [11], которым устанавливалось образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования. Финансирование дорожных фондов должно было осуществляться за счет ряда платежей:

- федерального и территориального налогов на реализацию горюче-смазочных материалов;

- налога на пользователей автомобильных дорог;

- налога с владельцев транспортных средств;

- налога на приобретение автотранспортных средств (кроме приобретаемых гражданами в личное пользование легковых автомобилей);

- акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.

Таким образом, законодатель, решая задачу содержания и строительства автомобильных дорог, ввел в действие налог с владельцев транспортных средств и ряд других платежей.

Кардинальные изменения, связанные с финансированием публичных расходов, произошли с принятием Бюджетного кодекса РФ, в котором впервые был закреплен принцип общего (совокупного) покрытия расходов, в соответствии с которым доходы бюджета не могут увязываться с осуществлением конкретных расходов. Таким образом, была исключена возможность устанавливать налоги для покрытия определенных расходов, в нашем случае - расходов на содержание и строительство автомобильных дорог. Принятый в 1998 г. Бюджетный кодекс вступил в действие с 1 января 2000 г. Стоит сделать оговорку, что в отношении дорожных фондов было сделано исключение: они продолжали функционировать до 2004 г. Законодатель искал различные правовые варианты регулирования транспортного налога. Один год просуществовал налог на отдельные виды транспортных средств, введенный в действие Федеральным законом от 8 июля 1999 г. №141-ФЗ «О налоге на отдельные виды транспортных средств» [15] и отмененный Федеральным законом от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» [16]. В первой редакции Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) содержалось упоминание о дорожном налоге, который так и не был введен. Наконец, вторая часть НК РФ была дополнена главной «Транспортный налог», которая была введена в действие Федеральным законом от 24 июля 2002 г. №110-ФЗ [17] и стала применяться с 1 января 2003 г.

Анализируя исторический опыт развития платежей, связанных с владением или использованием транспортных средств, можно увидеть, что они взимались по двум основаниям: как имущественный налог с владельцев транспортных средств или как специальные платежи, направляемые на покрытие расходов государства по строительству и содержанию дорог [18].

В своем развитии транспортный налог имеет не только фискальный потенциал, в т.ч. и как способ финансирования дорожного строительства, но может выполнять стимулирующую функцию при проведении государством экологической политики. Это новая задача, связанная с осознанием мировым сообществом масштаба проблемы экологической безопасности.

После подписания Киотского протокола об изменении климата Российская Федерация взяла на себя в том числе и обязательства по ограничению выбросов парниковых газов на транспорте [19]. Выполнять поставленную задачу можно различными административными или экономическими способами [20].

По данным Федеральной службы государственной статистики, выбросы загрязняющих атмосферу веществ автомобильным транспортом составляют более 40% в общем объеме выбросов, при этом в крупных городах эта цифра значительно выше [31]. Введение дифференцированных ставок транспортного налога является лишь одним из способов снижения негативного воздействия на окружающею среду. Мировая практика показывает и другие возможности налогового права в данной области. Ряд стран идет по более радикальному способу - налоговому стимулированию сокращения использования транспортных средств. Так, например, в Китае способом стимулирования сокращения использования транспортных средств является повышение суммы акциза на топливо [32], а в Дании - установление в качестве объекта налогообложения реального пробега транспортного средства, рассчитанного с помощью глобальных навигационных спутниковых систем [33].

Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ от 22.12.1993 №2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». [13]

Налог взимался с предприятий. При этом объектом данного налога не были транспортные средства. В пп. «б» п. 25 Указа №2270 было установлено, что транспортный налог взимается с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1% от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).

Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов Российской Федерации для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. [13]

Помимо транспортного налога владельцы транспортных средств дополнительно уплачивали следующие платежи:

- налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ);

- налог на пользователей автодорог;

- налог с владельцев транспортных средств;

- налог на приобретение автотранспортных средств.

Плательщиками налога на реализацию горюче-смазочных материалов являлись юридические лица (предприятия, учреждения, организации и объединения), граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, реализующие указанные материалы.

Объектом налогообложения являлись:

- для организаций-изготовителей - обороты, по реализации ГСМ исходя из фактических цен (включая акциз) без НДС;

- для организаций-перепродавцов - разница между выручкой от реализации ГСМ без НДС и стоимостью их приобретения без НДС.

В таком же порядке определялся объект обложения для предпринимателей. Ставка налога была установлена в размере 25%.

Плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог считались юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность:

- предприятия, учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями;

- филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;

- международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России через постоянные представительства;

- иностранные юридические лица;

- предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Бюджетные и иные некоммерческие организации уплачивали налог только в том случае, если они имели доходы от предпринимательской деятельности, исходя из выручки от реализации (работ, услуг) и товарооборота от этой деятельности. Налог не уплачивался с сумм, полученных от родителей на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, а также с сумм, перечисленных организациями на эти цели.

Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивался вне зависимости от того, пользуются они в своей деятельности автомобильными дорогами или нет, поскольку объектом обложения налогом являлась выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг) и заготовительный, снабженческо-сбытовой и торговый оборот. [9]

Объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог являлись:

- выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг);

В соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 №1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» были установлены следующие ставки налога: [7]

- 0,4% от выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг);

- 0,3% от товарооборота.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации с учетом местных условий могли повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки федерального налога.

Налог с владельцев транспортных средств был установлен Законом РФ от 18.10.1991 №1759-1 «О дорожных фондах в РФ». Он регулировался ст. 6 данного Закона. [7]

Плательщиками налога являлись:

- юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения) (далее - организации);

- граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - предприниматели);

- граждане Российской Федерации;

- иностранные граждане и юридические лица;

- лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.

Ставки и объект налога с владельцев транспортных средств представлены в таблице 5.

Таблица 5. Ставки и объект налога с владельцев транспортных средств в 1991 году, руб.

1. Легковые автомобили с мощностью двигателя:

Транспортный налог в России: история и перспективы

Последние пять лет вопрос об отмене транспортного налога периодически поднимается, однако дальше слов дело не двигается.

Накануне в комитете Госдумы по бюджету и налогам выступили против отмены этого сбор. Авторы предложения, депутаты от КПРФ считают, что, если заложить сумму налога в стоимость топлива, это поможет увеличить продажи автомобилей.

Однако противники отмены считают, что при отмене сбора появятся так называемые «выпадающие доходы». А откуда их компенсировать – непонятно.

Именно в 2012 году в первый раз серьезно встал вопрос об отмене транспортного сбора. С инициативой выступили депутаты от ЛДПР. Тогда было предложено освободить от налога машины, чья мощность ниже 150 л.с. Объяснялось, что такими авто владеют россияне с низким доходом. Владимир Путин идею также поддержал инициативу и предложил компенсировать этот сбор акцизами, заложенными в стоимость топлива.

В тоже время он отметил, что пока Россия к такому нововведению не готова. Президент рассказал о том, как испугались губернаторы, что с отменой транспортного налога уйдет существенная статья дохода региональных бюджетов. Компенсировать эту дыру не откуда. В результате, было решено, что в регионах могут самостоятельно решать, что делать с транспортным налогом и предложение об его полной отмене отклонили. В том же году в Минфине предложили привязать ставку к объему двигателя. Однако эту идею также не поддержали.

В этот год были подняты ставки акцизов на бензин, да и размер транспортного сбора вырастает для самых маломощных машин (до 100 л.с). В Минпромторг предлагают новый налог – экологический. Им предлагается заменить транспортный. Ожидается, что экологический сбор коснется владельцев старых машин, которые будут платить за загрязнения.

В Минпромторге заявили, что новый сбор ускорит процесс обновления автопарка страны, и повысит спрос на новые машины. Также предлагалось поднять ставки транспортного налога для автомобилей премиум брендов. За основу предлагалось взять не мощность двигателя, а полную стоимость авто. Это предложение касалось всех автомобилей, стоимостью от 3 млн рублей.

Замену транспортного на экологический продолжают обсуждать. В Минпромторге заверяют, что проект закона согласован с Минфином. Эксперты отмечают, что необходим переходный период, который может продлиться не менее 5 лет. Экологический сбор поддержал премьер-министр. Однако, основными противниками нововведения выступают дорожники. В «Росавтодоре» считают, что отмена транспортного налога станет причиной недофинансирования дорожной отрасли и, как следствие, может привести к потере текущей дорожной сети. Опять же, механизм компенсации выпадающих доходов в Минпромторге не предложили.

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что правительство заинтересовано в отмене транспортного налога, так как существует его аналог – топливный налог. Он также подчеркнул, что губернаторы по-прежнему бояться потерять большой источник дохода. Представители сразу нескольких партий готовят соответствующий законопроект, который предполагает отмену транспортного сбора уже с 2016 года. В Думе говорят, что процесс тормозят представителей регионов.

Предлагается отменить транспортный налог для владельцев электрокаров и автомобилей, которые ездят на газу. Протесты дальнобойщиков против «Платона» подтолкнула дальнейшие обсуждения отмены сбора. Тогда же в правительстве подсчитали и выяснили, что отмена многострадального сбора будет стоить регионам 146,2 млрд рублей. Владимир Путин также рекомендовал принять закон об отмене в 2016 году. Было решено, что разработкой соответствующих документов займется Минтранс.

В начале года правительство повысило ставки акцизов на топливо, позже этот маневр провели повторно в апреле. В Госдуме появилось сразу два законопроекта об отмене транспортного налога. Документы разработали представители «Справедливой России» и КПРФ. Их авторы предлагали компенсацию выпадающих доходов за счет топливных акцизов.

Неожиданную инициативу предложили власти Петербурга. Там, чтобы повысить продажи новых автомобилей, предлагалось на три года отменить транспортный сбор для новых машин. Однако премьер-министр заявил, что в ситуации экономического кризиса отменить сбор нельзя. Иначе, в регионах останутся без дорожного финансирования. Летом того же года депутаты приняли закон о частичной отмене сбора для дальнобойщиков. Из суммы налога вычиталась сумма, уплаченная в систему «Платон».

В текущем году вопрос об отмене подняла Валентина Матвиенко. Она озвучила ранее звучавшее предложение заменить этот сбор повышенным топливным акцизом. В Минтрансе настаивают на замену на экологический сбор. Ожидается, что итоговый законопроект будет готов к концу года. Однако эксперты считают, что раньше 2019 году рассматривать документ не будут. В то же время обсуждается и повышение налога на роскошь.


Налоги являются основным доходом бюджетной системы РФ на всех уровнях, а для налогоплательщиков они представляют обязательный и безвозмездный платеж в пользу государства. Именно в связи с популярностью автомобилей и ростом их количества транспортный налог платит огромное количество человек, поэтому следует знать всю информацию о том, как он появился, как рассчитывается, от чего зависит и кто должен платить.

Определение и характеристика

Под транспортным налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж в пользу государства, взимаемый с владельцев транспортных средств.

История развития в России

С понятием «транспортный налог» граждане РФ знакомы, его введению уже много лет, однако за все время своего существования данный налог потерпел серьезные изменения. Рассмотрим историю развития и совершенствования налогообложения транспортных средств в России.

В декабре 1993 года Б.Н. Ельцин подписал указ № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Это был первый транспортный налог в России и взимался он только с юридических лиц. Причем объектом налогообложения являлись не транспортные средства, а фонд оплаты труда предприятия (согласно подпункту «б» п. 25 Указа).

Налог на транспорт имел свои плюсы и минусы, взимался вместе с налогами, направленными в дорожные фонды до 15 ноября 1997 г., после чего был отменен Указом Президента РФ от 15.11.97 № 1233.

Помимо налога на авто, законом «О дорожных фондах в РСФСР» предусматривался налог для ЮЛ за пользование автомобильными дорогами. Размер такого платежа составлял 0,4% от величины выручки. Статьей 6 данного закона был также предусмотрен налог с владельцев ТС.

Это был ежегодный платеж в бюджет для физлиц и юрлиц, независимо от формы собственности, а также для иностранных ФЛ и ЮЛ и лиц без гражданства, имевших во владении автомобили, самоходные машины и другие транспортные средства. Размер платежа определялся в зависимости от количества лошадиных сил ТС.

Также закон «О налогах на имущество физических лиц» предусматривал налог для ФЛ, имевших в собственности водный или воздушный транспорт. Размер такого платежа зависел от мощности мотора.

Можно отметить, что ранее действовавшее законодательство предусматривало несколько транспортных налогов, отличавшихся по своей структуре. Такое разнообразие приводило к путанице в процессе налогообложения автомобилей и элементах налога, как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.

Суть, значение и действие

Современный единый транспортный налог является поимущественным и имеет строго определенный объект налогообложения – ТС, зарегистрированные за организациями и гражданами РФ.

Это какой вид: прямой или косвенный?

Налог на транспорт является прямым налогом, так как в данном случае правообладатель (владелец автомобиля или иного ТС) и налогоплательщик совпадают.

Куда относится и в какой бюджет идет: местный, региональный или федеральный

По принадлежности к уровню управления это региональный налог. Согласно ст. 56 БК РФ, транспортный налог полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ (край, область, республика, автономный округ и автономная область).

Что является источником?

Источником для выплаты этого платежа являются денежные средства от продажи транспортного средства или другого имущества, доход от использования ТС, а также иной доход налогоплательщика.

Разница с обложением имущества


Облагаются ли в РФ личные автомобили и другие транспортные средства налогом на имущество? Статья 130 ГК РФ однозначно определяет, что легковые автомобили и другой вид транспорта в России признаются движимым имуществом, на которое с 1 января 2013 года налог был отменен. В связи с этим ответ на вопрос напрашивается сам собой.

От владельца транспортного средства требуется оплата только транспортного налога, так как объектом налога на имущество, как правило, является только недвижимость.

Безусловно, существуют и исключения, которые облагаются имущественным налогом, но вряд ли какие-либо из них есть в собственности у граждан, да и далеко не каждая организация может позволить себе иметь в собственности такие транспортные средства. Речь идёт о космических ракетах, водных судах и самолётах, подлежащих госрегистрации.

Законодательство

Данный налог регламентируется 28 главой НК РФ, а также законами субъектов РФ. Это обязательный к уплате платеж на территории соответствующего субъекта.

Субъекты РФ обладают «рамочной» самостоятельностью, то есть они вправе выбирать ставки и порядок уплаты данного фискального платежа в пределах, закрепленных в НК РФ. Помимо того, региональные власти могут вводить льготы с указанием оснований для их применения.

Кто является плательщиками за авто?

Налогоплательщики определены ст. 357 НК РФ. К ним относятся ФЛ и ЮЛ, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Объекты

Объекты регламентируются ст. 358 НК РФ. К ним относятся:

  1. автомобили;
  2. мотоциклы;
  3. автобусы и разные самоходные машины;
  4. вертолеты;
  5. теплоходы;
  6. самолеты;
  7. яхты;
  8. катера;
  9. парусные суда;
  10. снегоходы (о транспортном налоге для снегоходов и других самоходных машин мы писали здесь);
  11. моторные лодки;
  12. гидроциклы и другие водные и воздушные ТС.

Согласно законодательству налогом не облагаются:

  • весельные, а также моторные лодки с мощностью менее 5 л.с.;
  • легковые авто с мощностью менее 100 л.с. или специально оборудованные для инвалидов, полученные через органы социальной защиты населения;
  • промысловые, а также отдельные виды пассажирских морских и речных судов;
  • специальная техника (тракторы, молоковозы и т.д.), используемая для производства сельскохозяйственной продукции;
  • ТС, которые находятся в розыске;
  • ТС санитарной авиации;
  • морские буровые установки и суда.

От чего зависит сумма денег за машину в год?

Величина налога может варьироваться и зависит от нескольких факторов: налоговая база и ставка, право на налоговые льготы, тип ТС и наличие повышающих коэффициентов.

База и ставки


База определяется ст. 359 НК РФ. Она может отличаться в зависимости от типа ТС. Так, для автомобилей с двигателем (самый распространенный случай), база будет равняться количеству лошадиных сил. В отношении водного и воздушного ТС база будет определяться либо как валовая вместимость либо как единица ТС.

Определение налоговых ставок входит в компетенцию субъектов РФ. Ставки зависят от возможных вариантов налоговой базы: от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости ТС в расчете на одну л.с. мощности двигателя и т.д. Базовые ставки прописаны в пункте 1, статьи 361 НК РФ.

Субъекты могут изменять (в большую или меньшую сторону) ставки, но не более чем в 10 раз, поэтому в соседних регионах они могут существенно отличаться. Помимо этого возможна дифференциация ставок в зависимости от категории ТС, его возраста и эко-класса.

В этой публикации размещена информация о размере транспортного налога и ставках по лошадиным силам и по регионам.

Всем ли надо платить за легковой автомобиль: льготы

Льготы на оплату данного дорожно-транспортного налога могут предоставляться как на федеральном уровне, так и на региональном. Федеральные льготы предусмотрены для:

  1. героев СССР и России;
  2. инвалидов и ветеранов ВОВ;
  3. военных пенсионеров;
  4. опекунов и приемных родителей;
  5. одного из родителей ребенка-инвалида;
  6. инвалидов 2 группы;
  7. владельцев ТС с объемом двигателя менее 70 л. с.;
  8. одного из родителей в многодетной семье;
  9. ликвидаторов последствий техногенных аварий – на ЧАЭС, ПО «Маяк»).

Тип ТС

Согласно НК РФ различие налоговых ставок зависит от типа ТС, а не от категории (A, B, C, D, прицеп), как многие привыкли думать. Помимо того, внутри каждого отдельного типа ТС ставка также варьируется в зависимости от мощности, валовой вместимости или силы тяги, однако наблюдается общая закономерность – с увеличением мощности ТС происходит и пропорциональный рост ставки на каждую лошадиную силу.

Наименьшую ставку имеют мотоциклы и мотороллеры. Самая высокая ставка определена для водного и воздушного транспорта. Легковой и грузовой транспорт не может иметь ставку менее 2,5 рублей за лошадиную силу. В отдельной статье вы можете прочитать о транспортном налоге на грузовой автомобиль, а более подробно о ставках по мощности и регионам мы писали здесь.

Повышающие коэффициенты

Окончательный размер фискального платежа сильно зависит и от повышающего коэффициента (иногда его также называют платой за роскошь). Он рассчитывается налоговыми органами субъектов РФ в зависимости от стоимости и возраста ТС.

Повышающие коэффициенты применяются только для тех ТС, стоимость которых превышает 2 миллиона рублей.

Согласно п.2, ст. 362 НК РФ, в случае применения повышающего коэффициента величина налога на транспорт умножается на:

  • 1,5, 1,3 или 1,1, если средняя стоимость ТС составляет от 3 до 5 млн руб., а возраст не превышает одного, двух или трех лет соответственно;
  • 2, если стоимость ТС от 5 до 10 млн руб., а возраст не превышает 5 лет;
  • 3, если стоимость ТС от 10 до 15 млн руб., а возраст не превышает 10 лет или же для ТС средней стоимостью более 15 млн руб. и моложе 20 лет.

Как берется?

Периоды

Налоговый и отчетный периоды, которые не равны между собой, определены статьей 360 НК. Налоговый периодом, что признается законодательством, составляет один календарный год. Отчетный же период намного короче и актуален только для ЮЛ – для организаций отчетным периодом признается первый, второй и третий квартал.

Пункт 3 статьи 362 НК определяет, что в случае регистрации ТС и снятия с нее в течение налогового периода налог будет насчитываться только по количеству месяцев фактического владения. Для целей расчета учитывается коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев владения и эксплуатации ТС к общему числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Месяц регистрации ТС, а также месяц снятия ТС с регистрации принимается за полный месяц владения.

Например, если налогоплательщик снимает ТС с регистрации 22 апреля 2019 года, то налог за использование личного автомобиля будет исчисляться за 9 полных месяцев.

Порядок исчисления суммы для физических и юридических лиц

Начисление фискального сбора для ФЛ производят налоговые органы на основании предоставленных документов. Величина платежа, подлежащая уплате в бюджет, определяется как произведение налоговой базы и ставки. В случае наличия повышающего коэффициента предварительная сумма умножается еще и на коэффициент.

ЮЛ должны самостоятельно рассчитывать величину налога и размер авансовых платежей. Размер фискального сбора в бюджет от налогоплательщиков-организаций равен разнице между общей величиной налога и суммами авансовых платежей, которые уплачивают в бюджет по истечении каждого отчетного периода. Размер авансового платежа равен одной четвертой (исходя из количества кварталов в налоговом периоде) произведения налоговой базы и ставки с учетом (если требуется) повышающего коэффициента. О данном налоге для организаций вы можете узнать в этой статье, а о том, как правильно рассчитать транспортный налог, мы писали отдельно.

Как и когда нужно перечислять средства?

Порядок и сроки годового налога на автомобиль определяются статьей 363 НК РФ и имеют разницу в зависимости от налогоплательщика: физическое или юридическое лицо.

Физические лица в РФ обязаны уплачивать годовой налог на авто не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления (об особенностях получения уведомления узнайте тут).

Налогоплательщики-организации вносят авансовые платежи по налогу в течение налогового периода, по истечении которого они уплачивают «оставшуюся» сумму.

Декларация

Ежегодно по истечении налогового периода ЮЛ должны предоставить в налоговую инспекцию (как правило, в ближайшую) декларацию, где будут указаны полученные организацией доходы за период, а также возможные скидки и льготы. Сделать это необходимо не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Так, декларацию за 2018 год необходимо предоставить до 1 февраля 2019 года.

Проверка

Факт уплаты платежа за все предыдущие периоды и особенности начисления налогоплательщик может проверить в личном кабинете на сайте налоговой службы.

В отдельной статье предлагаем прочитать более подробно о том, как проверить и оплатить транспортный налог на машину.

О сроках давности и амнистии


ФЛ не должны самостоятельно заниматься расчетом транспортного налога – от них требуется только своевременное внесение платежа в бюджет на основании налогового уведомления. В связи с этим возникают ситуации, когда налоговые органы не отправили уведомление по какой-либо причине или отправили на несущетсвующий адрес, а через несколько лет требуют уплаты налога за прошлые годы. В таком случае решающую роль играет, сколько времени прошло с момента неуплаты до настоящего момента.

В РФ срок исковой давности по уплате налога на транспорт равен 3 года.

Все, что надо знать об амнистии по транспортному налогу, вы сможете найти в другой публикации.

Вероятные изменения в законодательстве

Предполагается, что величина экологического налога будет зависеть от:

  1. Объема вредных выбросов во время эксплуатации ТС (чем больше выбросов, тем выше налог).
  2. Возраста авто — чем старше авто, тем выше налог. Тонкости и нюансы уплаты налога на старые автомобили можно найти здесь.
  3. Эко-класса ТС — освобождение от сбора будут иметь электромобили (нюансы оплаты транспортного налога на электромобили вы найдете отдельно).

В таком случае сумма налога на авто, несоответствующее действующему в России экологическому классу, будет умножаться на 1,5. Если авто соответствует – 1, если же машина совсем новая, а ее эко-класс превосходит существующую норму – 0,5.

Второй потенциальный сбор – утилизационный. Он также будет отягощать налоговое бремя и распространяется на машины старше 5 лет. Так, на машины возрастом от 5 до 10 лет базовая ставка дорожного налога будет умножена на 1,75, на авто от 10 до 15 лет – на 2, и на 3 – для машин старше 15 лет.

Другие формы налогообложения транспорта

Помимо транспортного налога существуют и другие, менее распространенные налоги на доходы физических и юридических лиц, которые приходится платить владельцам ТС в определенных случаях:

  • Автоналог на ввоз в РФ. Как и любой другой товар, ввозимый на территорию страны, транспортное средство облагается внутренним косвенным налогом – НДС. Ставка НДС для транспорта является стандартной для данного налога и составляет 20% от суммы.
  • Налог на выигрыш автомобиля. Выигрыш в лотерею не обеспечивает абсолютно бесплатного получения автомобиля. Счастливчик обязан часть выигрыша в стоимостном выражении отдать государству в виде налога. Сумма и порядок оплаты зависит во многом зависит от вида лотереи, ее организатора, а также стоимости приза.

Налоговая система России уже много лет находится в стадии реформы, и сфера транспорта не является исключением – постоянно в различные периоды появляются новые изменения. Как правило, они нацелены на ужесточение налогового бремени и улучшение окружающей среды и дорожной ситуации. Поэтому, если вы желаете в скором времени приобрести транспортное средство или находитесь в процессе разрешения спорной ситуации, полезно знать все тонкости, касающиеся данного налога.

Интересное видео

Предлагаем посмотреть видео о транспортном налоге:

Читайте также: