Транспортный налог 2015 за год

Опубликовано: 30.04.2024

Бюджетные учреждения во многих случаях только пользуются транспортными средствами, не считаясь их владельцами, но при этом обязаны платить транспортный налог. Между тем порядок заполнения декларации по транспортному налогу в 2015 году отличается от применявшегося ранее.

Региональные особенности исчисления транспортного налога

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год ( ст. 360 Налогового кодекса РФ). Для организаций могут быть установлены также отчетные периоды (I, II и III кварталы), по истечении которых необходимо исчислять и уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу. Как правило, органы законодательной власти субъектов РФ пользуются правом не устанавливать отчетные периоды. При этом такая норма прямо фиксируется в соответствующем региональном законе. В противном случае на территории региона действуют отчетные периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 360 НК РФ, и начисляются пени за неуплату налога по итогам отчетного периода.

В отличие физических лиц, юридические лица во всех регионах РФ самостоятельно рассчитывают сумму транспортного налога, подлежащую перечислению в бюджет. Перечень транспортных средств, которые признаются объектом обложения транспортным налогом, приведен в пункте 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Он включает:

  • наземные (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани);
  • воздушные (самолеты, вертолеты и др.);
  • водные (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и др.).

Перечень объектов, не подлежащих обложению транспортным налогом, приведен в пункте 2 статье 358 НК РФ. В бюджетных учреждениях к необлагаемым объектам, как правило, относятся транспортные средства, которые:

  • принадлежат на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • находятся в розыске, при условии документального подтверждения факта их угона (кражи) справкой об угоне, выданной органами внутренних дел.

Налогоплательщики представляют в налоговый орган подлинник справки об угоне ( письмо ФНС России от 7 апреля 2010 г. № 3-3-07/475@). При этом транспортный налог не уплачивается:

  • с месяца, следующего за месяцем угона ( письмо УФНС России по Москве от 21.02.2011 № 16-15/015742);
  • в период розыска (месяцы угона и возврата автомобиля включаются в период нахождения транспортного средства у налогоплательщика).

Поскольку транспортный налог относится к региональным, не только сроки представления отчетности, но и ставки налога, а также порядок и сроки его уплаты устанавливаются законодательными актами субъектов РФ ( ст. 356 Налогового кодекса РФ). Также законодательные (представительные) органы власти в регионах могут предусматривать налоговые льготы и особые основания для применения таких льгот.

Уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ). Местом нахождения транспортного средства признается место его государственной регистрации, а при отсутствии такового – место нахождения собственника имущества (п. 5 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет соответствующего субъекта РФ, определяется по всем транспортным средствам, находящимся на территории данного субъекта РФ. Особенности исчисления транспортного налога изложены в Методических рекомендациях по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177 (далее – Методические рекомендации по транспортному налогу).

Изменение налоговой базы по транспортному налогу

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 214-ФЗ (далее – Закон № 214-ФЗ) внесены изменения в порядок исчисления суммы транспортного налога и сумм авансовых платежей по нему, установленный статьей 362 Налогового кодекса РФ. Согласно этим поправкам с 1 января 2014 года увеличен размер транспортного налога, который необходимо заплатить по дорогим легковым автомобилям. В частности, Законом № 214-ФЗ предусмотрены повышающие коэффициенты, которые будут применяться при расчете транспортного налога:

Средняя стоимость автомобиля Время, прошедшее с года выпуска
Не более 1 года от 1 до 2 лет от 2 до 3 лет от 3 до 5 лет от 5 до 10 лет от 10 до 20 лет Свыше 20 лет
от 3 до 5 млн руб. 1,5 1,3 1,1 1 1 1 1
от 5 до 10 млн руб. 2 2 2 2 1 1 1
от 10 до 15 млн руб. 3 3 3 3 3 1 1
от 15 млн руб. 3 3 3 3 3 3 1

Размер коэффициента зависит от средней стоимости легкового автомобиля и от срока, прошедшего с года выпуска легкового автомобиля. Исчисление этого срока начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей исчисления транспортного налога определяет федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за выработку государственной политики и нормативное регулирование в сфере торговли, – Минпромторг России. Это же ведомство рассчитывает среднюю стоимость всех легковых автомобилей и формирует перечень легковых автомобилей со средней стоимостью от 3 млн руб., в отношении которых транспортный налог уплачивается с повышающим коэффициентом. Такой перечень Минпромторг России обновляет ежегодно не позднее 1 марта. Действующий перечень, позволяющий учреждениям определить, какие автомобили принесут дополнительные расходы на уплату транспортного налога, содержится в информации Минпромторга России от 28 февраля 2014 года.

Типичные ошибки при исчислении транспортного налога

Перечень характерных нарушений законодательства о налогах и сборах опубликован на официальном сайте ФНС России. В части исчисления транспортного налога характерными ошибками названы:

  • неисчисление налога в связи с сокрытием (неполным отражением в отчетности) объектов налогообложения (транспортных средств);
  • занижение мощности транспортного средства при определении налоговой базы;
  • неверное применение ставок транспортного налога в соответствии с законами субъектов РФ, в том числе в связи с неправильным определением мощности двигателя (в соответствии с паспортом транспортного средства);
  • нарушение порядка исчисления сумм налога и авансовых платежей (неверные налоговые ставки, неправильное применение коэффициентов).

Как показывает практика проверок, бухгалтеры учреждений часто ошибочно не начисляют налог на транспортные средства:

  • списанные с баланса, но не снятые с учета в регистрирующем органе;
  • не используемые на дорогах общего пользования, но зарегистрированные в соответствующих органах.

Согласно позиции Минфина России, изложенной в письмах от 9 апреля 2010 г. № 03-05-04-04/08, от 23 июля 2010 г. № 03-05-05-04/16, транспортным налогом не облагаются транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке, в том числе не зарегистрированные за юридическим лицом транспортные средства, составляющие государственную (муниципальную) казну.

Операции по начислению и уплате транспортного налога

Учет операций по начислению и уплате транспортного налога (в том числе авансовых платежей по налогу) ведется с использованием счета 0 30305 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (п. 263 Инструкции № 157н). Для обособленного учета транспортного налога учреждение вправе на основании пункта 1 Инструкции № 157н в код синтетического счета 303 05 ввести дополнительный аналитический код. В бухгалтерском учете расчеты по исчислению и уплате транспортного налога оформляются следующими записями:

Одновременно делается запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Расходы на уплату транспортного налога бюджетными учреждениями согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ ( приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н) относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Декларация по транспортному налогу 2015. Отчетность за 2014 год

Начиная с отчетности за 2014 год форма декларации по транспортному налогу, утвержденная приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. № ММВ-7-11/99@, действует в редакции приказа ФНС России от 25 апреля 2014 г. № ММВ-7-11/254. В частности, на титульном листе и разделе 1 декларации поменялись штрих-коды: соответственно с «05406012» на «05407019» и с «05406029» на «05407026». Других изменений в этих частях декларации нет (п. 1.2.1 Приказа № ММВ-7-11/254).

Главные поправки были внесены в раздел 2 декларации (приложение № 1 к Приказу № ММВ-7-11/254). В этом разделе отражаются показатели, исходя из которых рассчитывается транспортный налог. Например:

  • вид транспортного средства и его характеристики;
  • количество лет, прошедших с года выпуска;
  • количество месяцев владения;
  • льготы по налогу.

Эти и другие поправки выделены для наглядности в приложении к примеру.

Пример заполнения декларации по транспортному налогу за 2014 год

Бюджетное учреждение расположено в Московской области. На балансе находится легковой автомобиль ВАЗ-2115 с мощностью двигателя 72 л.с. Машина приобретена в феврале 2014 года и зарегистрирована в ГИБДД в том же месяце.

В Закон Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области», на основании которого учреждение уплачивает налог, внесены изменения Законом Московской области от 22 октября 2014 г. № 131/2014-ОЗ. Однако поправки вступили в силу с 1 января 2015 года, поэтому расчеты за 2014 год производятся как прежде. Так, для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно налоговая ставка по транспортному налогу составит 7 руб. / л.с.

У учреждения нет льгот по транспортному налогу. Соответственно, раздел 2 годовой декларации по транспортному налогу, которую налогоплательщик представляет в налоговую инспекцию до 1 февраля 2015 года, будет выглядеть так ( приложение к примеру).

Взимание налогов с владельцев транспортных средств предусмотрено законодательными актами большинства государств. В Российской Федерации необходимость его оплаты гражданами и юридическими лицами закреплена Главой 28 Налогового Кодекса. Исходя из ее положений, транспортный налог в нашей стране является региональным. Соответственно, порядок взимания, действующие ставки и сроки оплаты каждый субъект Федерации устанавливает самостоятельно, согласно своим НПА.

Когда платить

Согласно п.1 ст.363 НК РФ налог подлежит уплате:

  • налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом;
  • налогоплательщиками — организациями в сроки, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации.

С 01.01.2021 года будет действовать новая редакция указанной статьи, согласно которой налог будет подлежать уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу будут подлежать уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Кому нужно оплачивать транспортный налог

Распространено мнение, что налог платят только собственники грузовых и легковых автомобилей. Однако это не так. Взнос в региональную казну приходится платить владельцам любых транспортных средств, поставленных на учет в регистрационных органах. В список попадают самолеты, пароходы, яхты, мотосани и многое другое.

Ст. 358 НК РФ указывает на освобождение от налоговых выплат владельцев следующих транспортных средств:

  • оснащенных для управления инвалидами легковых ТС, если установленный двигатель обладает мощностью ниже 100 л.с, а получение произведено через органы соцзащиты в соответствии с законом;
  • тракторов, комбайнов и спецтехники, оформленной на сельсхозпредприятия-товаропроизводители;
  • лодок без двигателей, а также с двигателями, при условии их мощности менее 5 л.с.;
  • воздушных судов, зарегистрированные на санавиацию и медслужбу;
  • за транспорт органов исполнительной власти, при условии, что служба в их рядах приравнена к военной или является таковой;
  • морские, речные и воздушные суда, если для их собственников деятельность по перевозке пассажиров или доставке грузов является основной;
  • буровые суда и платформы;
  • промысловые и речные суда, а также суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Транспортный налог не удерживается с ТС, находящихся в угоне, даже если их розыск прекращен.

Транспортный налог по регионам

  • 01 Адыгея респ.
  • 02 Башкортостан респ.
  • 03 Бурятия респ.
  • 04 Алтай респ.
  • 05 Дагестан респ.
  • 06 Ингушетия респ.
  • 07 Кабардино-Балкарская респ.
  • 08 Калмыкия респ.
  • 09 Карачаево-Черкесская респ.
  • 10 Карелия респ.
  • 11 Коми респ.
  • 12 Марий Эл респ.
  • 13 Мордовия респ.
  • 14 Саха (Якутия) респ.
  • 15 Северная Осетия респ.
  • 16 Татарстан респ.
  • 17 Тыва респ.
  • 18 Удмуртская респ.
  • 19 Хакасия респ.
  • 21 Чувашская респ.
  • 22 Алтайский край
  • 23 Краснодарский край
  • 24 Красноярский край
  • 25 Приморский край
  • 26 Ставропольский край
  • 27 Хабаровский край
  • 28 Амурская обл.
  • 29 Архангельская обл.
  • 30 Астраханская обл.
  • 31 Белгородская обл.
  • 32 Брянская обл.
  • 33 Владимирская обл.
  • 34 Волгоградская обл.
  • 35 Вологодская обл.
  • 36 Воронежская обл.
  • 37 Ивановская обл.
  • 38 Иркутская обл.
  • 39 Калининградская обл.
  • 40 Калужская обл.
  • 41 Камчатский край
  • 42 Кемеровская обл.
  • 43 Кировская обл.
  • 44 Костромская обл.
  • 45 Курганская обл.
  • 46 Курская обл.
  • 47 Ленинградская обл.
  • 48 Липецкая обл.
  • 49 Магаданская обл.
  • 50 Московская обл.
  • 51 Мурманская обл.
  • 52 Нижегородская обл.
  • 53 Новгородская обл.
  • 54 Новосибирская обл.
  • 55 Омская обл.
  • 56 Оренбургская обл.
  • 57 Орловская обл.
  • 58 Пензенская обл.
  • 59 Пермский край
  • 60 Псковская обл.
  • 61 Ростовская обл.
  • 62 Рязанская обл.
  • 63 Самарская обл.
  • 64 Саратовская обл.
  • 65 Сахалинская обл.
  • 66 Свердловская обл.
  • 67 Смоленская обл.
  • 68 Тамбовская обл.
  • 69 Тверская обл.
  • 70 Томская обл.
  • 71 Тульская обл.
  • 72 Тюменская обл.
  • 73 Ульяновская обл.
  • 74 Челябинская обл.
  • 75 Забайкальский край
  • 76 Ярославская обл.
  • 77 Москва г.
  • 78 Санкт-Петербург г.
  • 79 Еврейская автономной обл.
  • 82 Крым респ.
  • 83 Ненецкий АО
  • 86 Ханты-Мансийский АО — Югра
  • 87 Чукотский АО
  • 89 Ямало-Ненецкий АО
  • 92 Севастополь г.
  • 95 Чеченская респ.

Как рассчитывается транспортный налог

Физическим лицам можно не заботиться о размере налога, который придется оплачивать. Расчеты производит налоговая служба самостоятельно. Налогоплательщик получает уведомление о необходимости оплаты в установленный срок в виде заказного письма или уведомления на «Госуслугах», а также в личном кабинете налогоплательщика.

Однако это не значит, что сумма налога является какой-то тайной. Если гражданин покупает автомобиль и хочет узнать, сколько придется за него платить ежегодно, можно воспользоваться калькулятором на сайте Федеральной Налоговой службы. Те, кто государственным служащим не доверят, могут произвести расчет самостоятельно

Формула транспортного налога в общем выглядит так:

Сумма транспортного налога = Региональная ставка * Мощность двигателя (л.с.)

А более точно так:

Сумма транспортного налога = Региональная ставка * Мощность двигателя (л.с.) * Период использования (мес.) * Повышающий или понижающий коэффициент

Т.е. в том случае, если срок владения транспортным средством меньше одного года, в формулу добавляется еще один множитель. Равняется он количеству месяцев владения, разделенному на 12.

Также в формуле могут присутствовать повышающие и понижающие коэффициенты. Например, такой коэффициент предусмотрен для граждан, владеющих автомобилями стоимостью выше 3 миллионов рублей. Вся информация по ставкам и коэффициентам размещена на сайте ФНС.

Существующие льготы на данный налог

Как уже написано выше, ряд физических и юридических лиц освобожден государством от уплаты налога полностью. Однако региональные органы исполнительной власти могут устанавливать собственные правила в отношении некоторых категорий граждан, обязанных платить транспортный налог.

Например, чаще всего освобождают от налогового бремени многодетные семьи. В зависимости от ситуации, для них предусматривается либо скидка, либо полное освобождение. Впрочем, в России есть регионы, где таких преимуществ не предоставляют. Чтобы точно узнать, кому в области, крае или республике положены поблажки, необходимо ознакомиться с действующим на конкретной территории законом о транспортном налоге. Например, в ЯНАО это будет «Закон о ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», а в Крыму — Закон Республики Крым «О транспортном налоге».

Скидки и льготы налоговая инспекция учитывает самостоятельно, в уведомлении указывается уже итоговая сумма. Впрочем, чтобы коэффициенты были применены, от гражданина требуется предоставить соответствующее заявление.

Если плательщику транспортного налога положена льгота, о которой он не знал, можно подать заявление о произведении перерасчета за три предыдущих года.

Что будет, если не платить налог

Транспортный налог входит в число имущественных налогов, оплата которых, по общему правилу, производится до 1 декабря. Если эта дата выпадает на выходной, последний срок для поступления платежа в Налоговую переносится на следующий рабочий день.

В случае неоплаты ФНС начинает процедуру взыскания. Сначала должника уведомят о необходимости оплаты, а затем удержание произведут на основании судебного приказа. Если налог не оплачен своевременно, придется оплатить и пени — 1/300 ставки ЦБ от суммы долга за каждый день просрочки.

Блиц, блиц, блиц

Считаем налог в полных рублях или с копейками?

Только в полных рублях (ФЗ от 23.07.2013 г. № 248-ФЗ, о дополнении статьи 52 НК РФ). Правила подсчёта: сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Каковы особенности расчёта налога в первый год его владения?

Формула та же, но в ней обязательно учитываем количество месяцев владения ТС. Если вы приобрели ТС 15 числа или ранее — этот месяц участвует в расчёте как полный, если позже 15 числа месяца — этот месяц в расчёте не учитывается.

Платим налог по месту регистрации или прописки?

По месту нахождения ТС. Местом нахождения для владельца-организации является её юридический адрес, а для физического лица — адрес места жительства (места пребывания). Где ТС поставлено на учёт при этом значения не имеет.

Когда придёт уведомление об оплате налога?

Уведомление может придти электронным способом — в случае если вы зарегистрированы в личном кабинете на сайте ФНС, или обычной почтой в конце лета — начале осени за предыдущий год.

Как перевести киловатты (кВт) в лошадиные силы (л.с.) и наоборот?

Для этого воспользуйтесь простыми формулами:

1 кВт = 1,35962 л.с.

1 л.с. = 0,735499 кВт

Конечный результат в л.с. нужно округлить до двух знаков после запятой.

В какой бюджет поступают деньги?

В конкретный субъект РФ, т.к. транспортный налог считается региональным.

Содержание статьи:

Транспортный налог (ТН) является обязательным к уплате на территории всех регионов федерации. На территории субъектов законодательные органы сами определяют ставку налогообложения и назначают льготы для граждан.
Погашение ТН и платежей по авансовым отчислениям за сбор производится по средствам передвижения, находящимся в собственности у гражданина, в установленном законодательством порядке и в срок, который назначается в субъектах федерации. Подробнее обо всех нюансах и деталях далее в статье.

Кто обязан уплачивать налог на транспорт

Транспортный налог должны платить физические лица (индивидуальные предприниматели в том числе) и компании, на которых оформлены в собственности средства передвижения с двигателем, признаваемые объектом налогообложения. Категории граждан, которые обязаны платить госпошлину, определены в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации.

Плательщиком ТН всегда является гражданин или организация, на которых зарегистрирован транспорт. Но важно понимать, что автолюбитель не во всех случаях обязан регистрировать машину на себя: по обоюдному соглашению сторон на основе договора лизинга можно определить кто именно будет платить налог (лизингодатель или получатель лизинга).

Для некоторых категорий граждан госпошлину платить не обязательно. Прерогативы устанавливаются на региональном уровне, и, чтобы получить скидку или вовсе избавить себя от уплаты ТН, необходимо вовремя подать подтверждающие документы в ФСН по месту жительства.

Список транспортных средств за которые нужно и не нужно платить налоги

Установление вариативных ставок в отношении различных категорий транспорта допустимо на законодательном уровне. Ставка налогов вычисляется специальными службами для каждого транспортного имущества отдельно с учетом их возраста. Она формируется в зависимости от мощности мотора, места регистрации автомобиля, от валовой совместимости, от класса транспортного имущества, тяги реактивного двигателя и других факторов.

В зависимости от машины, которая записана на гражданина, налогоплательщик обязан или не обязан по закону вносить денежные средства в бюджет. Ставка налога может быть изменена (увеличена или уменьшена), но не более чем в пять раз. Подробнее обо всех нюансах далее в подпунктах.

Подлежат налогообложению

В зависимости от категории ТС рассчитываются ставки транспортного сбора для каждого региона в отдельности. Для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы, которые применяются даже в том случае, если гражданин управляет одним из нижеперечисленных транспортных средств. Объектами налогообложения являются следующие средства передвижения:

  • мотокатера и моторные лодки с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно;
  • средства передвижения и машины на гусеницах или пневматике;
  • грузовики с различной мощностью двигателей: до 100 л.с., свыше 100 до 250 л.с. включительно, а также свыше 250 л.с. включительно;
  • автобусы с мощностью двигателей до 200 л.с. и свыше 200 л.с.;
  • аквабайки, двигатель которых мощностью до 100 л.с. и свыше 100 л.с.;
  • винтокрылые машины, самолеты, а также другие воздушные транспортные средства с двигателями;
  • самолеты, с реактивными двигателями (с каждого кг. тяги);
  • снегокаты и мотосани с мощностью моторов до 50 л.с. включительно, свыше 50 л.с.;
  • легковой автотранспорт с вариативной мощностью двигателей: до 100 л.с. включительно, свыше 100 л.с. до 250 л.с. включительно, а также свыше 250 л.с. включительно;
  • мотороллеры и мотоциклы с различными ставками в зависимости от мощности двигателей: до 20 лошадиных сил до 35 л.с., а также свыше 35 л.с.;
  • парусные суда с мотором, мощность моторов которых до 100 лошадиных сил включительно;
  • а также другие ТС, не имеющие двигателей (с ед. транспортного средства).

Не подлежат налогообложению

Даже если гражданин не подходит ни под одну из льготных категорий граждан, он может иметь некоторые средства передвижения в собственности и быть освобожденным от налогообложения. Следующие средства передвижения не являются объектами налогообложения:

  • суда, зарегистрированные в российской международной базе;
  • суда, предназначенные для передвижения по рекам и морям, основной деятельностью которых является добыча рыбы;
  • моторные лодки, мощность моторов которых не превышает пять лошадиных сил;
  • суда (морские, воздушные, мелководные), которые занимаются перевозкой пассажиров и принадлежат организации, занимающейся перевозкой;
  • самолеты и винтокрылые машины, которые числятся за санитарными службами и медицинскими организациями;
  • сельскохозяйственная техника: молоковозы, комбайны, тракторы, скотовозы, транспорт ветеринарной службы, машины для транспортировки удобрений и птиц. Эта техника должны быть зарегистрирована на организацию, которая занимается сельскохозяйственной деятельностью;
  • лодки, которые управляются веслами;
  • автотранспорт, который находится в угоне (необходим подтверждающий документ);
  • легковые авто, которые оборудованы для эксплуатации инвалидами (мощность моторов которых не выше 100 лошадиных сил);
  • ТС, оформленные на органы исполнительной власти и предназначены для военной или приравненной к военной деятельности.

Формула и порядок расчета налога

Компании обязаны вычислять необходимые к оплате суммы самолично, вычисления производятся для каждого средства передвижения отдельно по истечению налогового срока. При расчете налога на ТС учитываются пункты налогового кодекса, формирующего ставку именно в этом регионе страны.

Формула расчета транспортного налога в 2018 году проста: итоговый платеж сбора равен произведению налоговой ставки на налоговую базу (мощность автотранспорта в лошадиных силах). В некоторых регионах РФ формула расчета другая (из-за существования отчетных промежуточных авансовых платежей): разовый аванс за 90 дней равен общей сумме налога разделенной на 4 или разовый аванс за 90 дней равен произведению налоговой базы на налоговую ставку, разделенную на 4.

Итоговая сумма, которая должна попасть в казну, составляет разницу вычета аванса из общей суммы налога.

Если ТС числилось за учреждением не весь год, тогда для вычисления придется определить «Коэффициент Кв», который отражает в течение скольких полноценных месяцев имущество было оформлено на компанию. Если в каком-то регионе орган власти определил промежуточные периоды выплат, то за каждый определенный квартал необходимо перечислить денежные средства в казну. Оставшаяся часть суммы за госпошлину перечисляется до окончания года. Если таких отчетных кварталов нет, то по завершению года налог уплачивают одноразово.

Примеры расчета транспортного налога

Для наилучшего понимания необходимо продемонстрировать аналог вычислений:

Автолюбитель владеет легковым автомобилем с мощностью двигателя 138 лошадиных сил сроком восемь полных месяцев. Ставка налога для легкового автомобиля берется из Налогового кодекса по общим ставкам, где представлены все категории транспорта. Для данного случая налоговая ставка составляет 3,5 рубля. Расчет: 138 л.с. x 3,5 р. (8 мес./12 мес.) = 322 рубля.

Важно помнить, что налоговая ставка берется для каждого региона своя. Посему, приведем еще один пример:

Гражданин, проживающий в Москве, целый год владеет мотоциклом с мощностью двигателя 36 лошадиных сил. Налоговая ставка берется для Московского региона. Расчет: 36 л.с. х 50 р. = 1800 рублей.

По каким критериям устанавливается налоговая ставка на ТС

За региональными властями остается право изменять ставки налогообложения. Региональные власти формируют налоговые ставки исходя из следующих критериев:

  • Общее количество зарегистрированных транспортных средств в пользовании граждан;
  • Мощность двигателя;
  • Уровень жизни и заработная плата в регионе;
  • Категория средства передвижения;
  • Период эксплуатации автомобиля гражданином;
  • Стоимость автотранспорта (если авто стоит больше трех миллионов рублей, то вводится коэффициент увеличения ставки).

Как платить налог в случае угона ТС

Законодательством Российской Федерации установлено, что налогоплательщиком является гражданин, на которого официально оформлено транспортное средство. Но как быть, если машину угнали, ведь даже после угона авто значится за автовладельцем?

Государственную пошлину не нужно платить за средство передвижения, которое находится в угоне, ведь такие авто налогом не облагаются. Чтобы налог не платить, необходимо в органах внутренних дел РФ получить справку установленного образца о том, что автомобиль украден. В налоговой инспекции могут потребовать предоставить для подтверждения оригинал, а также дополнительно копию документа. Затем налоговая служба отправит запрос в министерство внутренних дел РФ, чтобы оттуда пришло подтверждение о факте угона Вашего имущества.

Если все-таки Ваш автомобиль был похищен, а налоговое извещение об уплате сбора все равно пришло, то владелец должен выполнить следующие процедуры, чтобы избавить себя от уплаты:

  1. Обратиться в госорганы внутренних дел своего района и написать заявление о факте кражи имущества. На этом основании, сотрудники возбудят криминальное разбирательство по факту угона автотранспорта.
  2. Взять справку у сотрудников МВД о возбуждении дела или о факте похищения имущества.
  3. Автовладелец может написать просьбу о приостановлении регистрации автотранспорта, а служащие государственной автоинспекции в течение десяти рабочих суток направят в налоговую службу уведомление об этом.
  4. В налоговую организацию отнести справку, если необходимо, то написать заявление о перерасчете госпошлины.

Налоговое уведомление

Бланк извещения направляется к лицу, на которое оформлено транспортное имущество, не позднее чем за месяц до истечения срока внесения оплаты. В этом документе предоставляется информация о транспортном средстве, сроке оплаты сбора, сумма сбора, а также данные налогоплательщика.

Бланк с уведомлением о транспортном сборе передается лично в руки физлицу или его представителю под расписку, также оно может быть направлено почтой заказным письмом или в электронном виде другими способами. По истечении шести суток с того момента, как письмо с уведомлением пришло, оно автоматически считается полученным.

В бланке транспортного сбора содержится следующая информация:

  • Сумма всех налогов по транспортным средствам, которые записаны на автовладельца, записанная в таблице;
  • Перерасчет налогового сбора за прошлые годы в табличном виде.

Гражданин, который получает извещение, чтобы не допустить недоразумений, должен проверить все данные по расчету:

  • корректность сроков регистрации средства передвижения;
  • сколько именно средств указано в бланке, соответствует ли это действительности;
  • корректность налоговой базы, из которой были взяты данные для проведения расчета.

Что делать если налогового уведомления не поступало?

Если уведомление о транспортном сборе не поступало к вам на адрес прописки, а также нет электронного извещения, то необходимо самолично проявить инициативу. Автовладелец должен выполнить следующие простые действия:

  • на сайте ФНС составить обращение с просьбой разрешить ему посетить ведомство в определенный день и в строго назначенный час;
  • посетить учреждение налоговой службы по месту регистрации;
  • погасить налоговый сбор на основании выданного в отделении бланка.

Если извещение направлено было по месту прописки, а не по месту проживания автолюбителя, то это может означать, что в ведомстве не уведомлены о том, что ваше место проживания сменилось. Необходимо своевременно уведомить налоговую организацию о смене места жительства, сделать запрос на новое уведомление на фактический адрес проживания с признанием прежнего выданного бланка недействительным.

Как поступить если налог в уведомлении рассчитан не верно?

В следующих случаях допускается провести перерасчет:

  • Транспортное средство было похищено, что привело к заведению уголовного дела по факту кражи, о чем уведомляет справка установленного образца из государственной автоинспекции.
  • Владелец имущества сменил место жительства.
  • Был оформлен договор купли-продажи, и автотранспорт был продан другому гражданину в отчетный период, а информация об этом не поступила в соответствующие органы своевременно.
  • Налоговая служба совершила ошибку (технические проблемы или человеческий фактор).

Если Вы обнаружили ошибки в бланке о транспортном сборе, то проделайте следующие процедуры:

Если автовладелец заплатил сверх необходимого, то у него есть два варианта: эту сумму могут перевести в счет оплаты сбора в следующем периоде или же полноценная сумма будет возвращена гражданскому лицу или организации. Чтобы таких неприятностей в будущем избежать необходимо тщательно проверять все сведения.

Процедура и сроки уплаты транспортного налога

Граждане, которые обязаны выплачивать государству сумму за владение автомобилем, вносят денежные средства в казну государства основании налогового уведомления. Срок уплаты транспортного налога определен региональными законодательными органами, но он не может быть назначен ранее первого февраля года, который следует за отчетным.

Организации вносят плату денежных средств в бюджет государства не позднее первого декабря года, следующего за тем, за который налог начисляется. Важно, чтобы дата оплаты госпошлины не была осуществлена раньше, чем налоговая декларация будет подана.

Организации могут оплатить госпошлину со своего счета по реквизитам налогового уведомления. Транспортный налог для физлиц может быть оплачен несколькими способами:

  • Оплатить госпошлину онлайн при помощи банковской карточки или с помощью электронных систем.
  • Оплатить в терминале ТН в разделе «Региональные налоги».
  • Оплатить налог в отделении банка, имея на руках уведомление, присланное налоговой службой.

Штрафные санкции за неуплату

За неуплату налогового сбора любой гражданин, который обязан оплатить госпошлину, возможно будет подвержен следующим мерам наказания:

  • Штраф;
  • Ограничение передвижений гражданина (запрет на пересечение границы);
  • Начисление пени за просрочку оплаты;
  • Взыскание с гражданина денежных средств, путем удержания с банковской карточки определенной части заработной платы;
  • Арест на собственность должника (в том числе и на транспорт, который находится во владении должника);
  • Удержание наличных средств для оплаты долга.

Налоговая служба по закону может подать в суд на гражданина-должника для взыскания с него материальных средств для оплаты задолженности. В зависимости от срока неуплаты сумма в штрафной квитанции может быть различной. Размер штрафа равен двадцати процентам от суммы непогашенного долга, но если в суде будет доказано, что гражданин не производил уплату налогов умышленно, то сумма штрафа будет равна сорока процентам от общего долга.

В течение восьми рабочих дней гражданин обязан уплатить долг по налогу. Для расчета пени применяют следующую формулу: НС (сумма несвоевременно уплаченного транспортного сбора) умножается на ПС (процентная ставка), умножается на единицу, разделенную на 300, а также умножается на Д (количество просроченных дней).

Федеральные и региональные налоговые льготы при уплате транспортного налога

Каждый территориальный субъект устанавливает перечень прерогатив для тех или иных граждан индивидуально, чтобы точно знать действуют ли какие-либо послабления в Вашем регионе, нужно обратится в местное отделение налогового ведомства. Чтобы получить льготы, необходимо написать заявление, указав ссылку на статью регионального законодательства. К этому заявлению нужно приложить все ксерокопии необходимых документов, подтверждающих за Вами право получения льгот.

Льготы могут быть федеральными и региональными. Региональные действуют только в границах определенного региона, а федеральные применимы для всех регионов или субъектов федерации. Льготы могут изменятся и очень сильно отличатся в разных регионах страны. На одной территории послабления некоторым гражданам положены, а на соседней, к примеру, они неприменимы. Если гражданин принадлежит сразу к нескольким категориям льготников, то он может выбрать между ними только одну положенную льготу.

Несколько законных советов о том, как сэкономить на транспортном налоге:

  • Можно оформить свой автотранспорт на человека, который принадлежит к льготной категории граждан, но даже если этот человек не будет претендовать на ваше авто, то после его смерти могут объявится законные наследники, а что-либо доказать в вашу пользу будет сложно.
  • Самый простой и безопасный способ – это поставить ТС на учет в том регионе страны, где налоговые ставки будут самыми низкими.

Когда физическое лицо освобождается от уплаты налога на транспорт

Граждане освобождаются от налогов, если они принадлежат особому разряду физлиц, которые по закону в тех или иных субъектах федерации избавлены от уплаты госпошлины. К таким категориям относятся:

  • Люди, достигшие пенсионного возраста от пятидесяти пяти до шестидесяти лет, которые получают деньги от государства.
  • Люди, работавшие в условиях крайнего севера и достигшие возраста от 45 до 55 лет, получающие пенсию от государства.
  • Гражданские лица с ограниченными возможностями первой и второй групп.
  • Ветераны великой Отечественной Войны, узники концлагерей и гетто.
  • Граждане, здоровье которых пострадало вследствие облучения из-за взрыва на Чернобыльской АЭС.
  • Люди, которые испытывали ядерное и термоядерное оружие, а также ликвидировали последствия аварий.
  • Ветераны других войн и боевых операций, а также инвалиды, получившие инвалидность вследствие боевых действий.
  • Кто-либо из родителей, у которых многодетная семья или есть ребенок-инвалид.
  • Герои Советского союза, а также Российской Федерации, которые получили за выдающиеся заслуги Орден Славы любой степени.
  • В нескольких регионах ветераны труда и люди с ограниченными возможностями, относящиеся к третьей группе, также освобождаются от налогов.

От уплаты налогов освобождаются лица, которые владеют средствами передвижения, не признающимися объектами налогообложения. Также освобождаются лица, у которых незаконно отобрали автомобиль, но они должны предоставить справку, подтверждающую этот факт.


Каждый гражданин Российской Федерации или организация, которая имеет авто, являются плательщиками налога. При этом не имеет значения, используют ли такое транспортное средство по назначению, исправно ли оно, сколько ему лет и какой является его мощность. Если автомобиль зарегистрирован, уплата налога обязательная. Но совсем недавно в законодательстве страны появились важные изменения. Каким будет транспортный налог в 2018-2019 году? Что именно поменялось? Какие существуют ставки в регионах РФ? Обо всем этом детально в нашей публикации.

Действительно ли произошла отмена транспортного налога?

Транспортный налог стал настольно привычным для граждан Российской Федерации, что многим сложно было представить его отмену. Тем не менее, это произошло — такая информация совсем недавно буквально всколыхнула интернет. Президентом страны якобы был подписан соответствующий закон. В результате новые правила были одобрены обществом и получили только положительные отзывы. По сути, были увеличены цены на топливо. В итоге стал дороже бензин.

На практике это означало бы то, что те водители, которые активно пользуются транспортными средствами, будут намного больше платить, чем те, кто ездит очень мало или в силу определенных причин совсем не пользуется своим автомобилем. Или, другими словами, если вы – счастливый обладатель десяти машин, то ни за одну из них не заплатите лишнего. Ведь плата за автомобильный транспорт будет высчитываться из увеличенного акциза на бензин. Правило простое: платит больше тот, кто больше ездит.

Срок уплаты транспортного налога в 2018-2019 году

Сроки сдачи в 2018-2019 году декларации зависят от того, кто именно платит такой налог – физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. К примеру, физлица и ИП должны заплатить налог не позднее первого декабря. Для уплаты соответствующие платежки прийти на почту должны еще летом. Если письмо вдруг затерялось, то можно воспользоваться другим простым способом – через личный кабинет ФНС. Такой вариант достаточно удобный. В личном кабинете вы сможете уточнить данные по платежкам за 2016 год, затем распечатать их на принтере и оплатить в любом ближайшем отделении банка.
Но самый простой вариант оплаты – непосредственно в Личном кабинете, используя банковскую карту. Важно: чтобы воспользоваться такой уникальной возможностью, необходимо, чтобы ваш банк заключил с ФНС соответствующее соглашение. На сегодняшний день все самые крупные банки РФ это уже сделали.

Когда отменят транспортный налог в России

Физические лица и индивидуальные предприниматели с 2018-2019 года государству не должны платить транспортный сбор за периоды до первого января 2015 года. Соответствующий закон был подписан президентом страны в декабре 2017 года. При этом все долги по налогам предпринимателям и гражданам будут списаны в автоматическом режиме. Под такое списание попадают долги, которые появились до первого января 2015 года. Если за неуплату для вас была выставлена пеня, то и она также будет списана автоматически.

Закон об упразднении транспортного налога

После появления фейковых новостей прошло некоторое время. Но как только основная часть автолюбителей успокоилась, буквально несколько дней назад, вновь многие издания всполохнули данными о новых изменениях и сведениями о том, что налог на транспортное средство в 2018 году отменен полностью. Речь идет о появлении нового законопроекта, в котором полностью исключается из кодекса транспортный налог как статья пополнения бюджета. Такая новость является правдой, но лишь отчасти. Законопроект, соответствующий существует, но не все так однозначно. Он был создан пятого июня, по уже через два месяца, пятого августа перенесен в архив. Причина довольна простая – 02.07 законопроект был отклонен во время предварительного рассмотрения.


Льготы на транспортный налог

Отдельные категории граждан, а также автомобили освобождены от необходимости уплаты транспортного налога. К числу таковых относятся:

  • Машины, которые находятся в розыске или в угоне;
  • Спецтехника, в том числе и тракторы, которые используются в сельскохозяйственных целях;
  • Транспортные средства инвалидов при условии, что мощность двигателя не больше 100 л.с. , и получены они были через соцзащиту или же оборудованы специально для людей с ограниченными возможностями.


Министерство финансов высказалось против отмены транспортного налога по причине того, что такие действия существенно повлияют на увеличение цен на солярку и бензин. Ведь такое обременение будет включено в акцизы на топливо. В свою очередь, данное решение приведет до роста стоимости товаров, так как их транспортировка будет намного дороже стоить. К тому же была названа еще одна веская причина – средства от налога в 2018-2019 году поступают непосредственно в те бюджеты, где он собирается. И если отменить такой налог, вполне может ухудшится качество дорог в регионах.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Транспортный налог
Фото Инны Гайворонской, Кублог

Транспортный налог в силу ст. 14 НК РФ относится к региональным налогам, которые в значительной степени формируют доходную базу региональных и местных бюджетов. Поэтому для чиновников на местах так важна его максимальная собираемость. Однако не все собственники автотранспортных средств спешат исполнять свою конституционную обязанность по уплате данного налога. Зачастую предлогом является неудовлетворительное состояние дорог, которое становится причиной многочисленных аварий и поломок машин. Устранять их последствия, как правило, приходится самим автомобилистам за счет собственных средств. Не способствует наполняемости региональных и местных бюджетов и введенная не так давно возможность продажи машин без их снятия с учета в органах ГИБДД. О налоговых результатах действующего порядка регистрации транспортных средств и поговорим сегодня.

Рассмотрим ситуацию из практики. Допустим, в июле 2015 года организация продала юридическому лицу легковой автомобиль. В том же месяце транспортное средство (ТС) было списано с баланса. По условиям договора купли-продажи новый собственник обязан в течение пяти календарных дней с момента передачи автомобиля изменить в органах ГИБДД его регистрационные данные. С учетом этого организация рассчитала транспортный налог за истекший год, исходя из фактического времени владения проданным автомобилем – семи месяцев. По итогам камеральной проверки декларации по транспортному налогу за 2015 год инспекция доначислила налог до годовой суммы, поскольку по сведениям, поступившим из органов ГИБДД, новый владелец перерегистрировал автомобиль на себя лишь в январе 2016 года. Правомерны ли доначисления, ведь на 01.01.2016 транспортное средство на балансе не значилось, а у самой организации по договору отсутствует обязанность по снятию машины с регистрационного учета?

Налоговые нормы

Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного ТС налогоплательщиком. Такое мнение разделяют и чиновники контролирующих органов (см. письма Минфина России от 18.02.2016 № 03‑05‑06‑04/9050, ФНС России от 28.08.2013 № БС-3-11/3076@), и судьи (см. Определение КС РФ от 24.03.2015 № 541-О [1] ).

Исключение из этого правила составляют случаи, предусмотренные абз. 3 – 5 ст. 357 (в данной норме перечислены лица, которые не признаются плательщиками транспортного налога [2] ) и п. 2 ст. 358 НК РФ (здесь поименованы ТС, которые не являются объектом налогообложения [3] ).

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики – юридические лица исчисляют сумму транспортного налога (авансового платежа) самостоятельно. И как следует из п. 3 названной статьи (в редакции, действовавшей в 2015 году), обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета этого ТС в регистрирующих органах.

С 01.01.2016 момент возникновения (утраты) обязанности по уплате транспортного налога определяется в ином порядке. Изменения в п. 3 ст. 362 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ. Согласно обновленной норме начиная с первого отчетного периода 2016 года налог исчисляется в зависимости от даты регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства в соответствующем государственном органе.

Так, если ТС поставлено на регистрационный учет до 15-го числа включительно или снято с учета после 15-го числа, то при исчислении транспортного налога за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) ТС.

В свою очередь, если регистрация ТС произошла после 15-го числа или снятие ТС с регистрации осуществлено до 15-го числа включительно, то месяц регистрации (снятия с регистрации) не учитывается при расчете налога.

Из приведенных правовых норм следует: транспортное средство (в нашей ситуации автомобиль) является объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным за налогоплательщиком в определенном законом порядке. Прекращение регистрации признается основанием для прекращения взимания транспортного налога. Иных причин для неначисления налогоплательщиками – юридическими лицами данного налога (кроме угона ТС или возникновения права на налоговую льготу) законодательством не установлено.

В силу п. 1 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных проверок налоговики руководствуются в том числе сведениями, полученными от регистрирующих органов. Обязанность последних предоставлять информацию, необходимую для налогового контроля, закреплена в п. 4 ст. 85 НК РФ, где сказано, что органы, осуществляющие регистрацию ТС, обязаны сообщать в налоговые инспекции сведения о данных объектах и их владельцах в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации. Помимо этого, указанные сведения должны ежегодно обновляться до 15 февраля года, следующего за отчетным.

Таким образом, поскольку налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету ТС, при проверке правильности исчисления организациями транспортного налога они руководствуются сведениями, полученными от регистрирующих органов, поскольку иное законом не предусмотрено. Значит, в рассматриваемой ситуации проверяющие правомерно доначислили налогоплательщику транспортный налог до годовой суммы. Ведь из положений гл. 28 НК РФ следует, что факт списания транспортного средства с баланса организации, равно как и отсутствие у последней обязанности по снятию автомобиля с регистрационного учета в органах ГИБДД, для исчисления налога значения не имеет.

Судебная практика

Предметом данного судебного разбирательства стали транспортные средства, списанные организацией с баланса по причине утилизации. Между тем налоговики придали обозначенной позиции высших судей универсальный характер и стали применять ее в том числе к сделкам по купле-продаже транспортных средств. Судебные органы считают это допустимым (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу № А79-4212/2015).

Впоследствии Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ продемонстрировала несколько иной (менее формальный) подход к порядку начисления транспортного налога (Определение от 17.02.2015 № 306-КГ14-5609 по делу № А55-23180/2013 [4] ).

Арбитры пояснили: вывод Президиума ВАС сделан с учетом того, что при утилизации (списании) транспортного средства юридическое лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию в органах ГИБДД по месту регистрации, представив соответствующие документы, регистрационные знаки и ПТС.

С этим Судебная коллегия полностью согласна. По ее мнению, если действующее налоговое законодательство связывает момент прекращения исчисления и уплаты налога с действиями налогоплательщика, на которого возлагается обязанность по обращению в компетентные органы с заявлением о снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий (уплата налога с отсутствующего ТС) лежат именно на налогоплательщике. Однако подобные риски могут возникнуть лишь в том случае, если у налогоплательщика не было объективной возможности снять транспортное средство с учета.

Исходя из указанного определения факт государственной регистрации ТС не может рассматриваться судами как единственное условие возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога. Необходимо также установить, должен ли плательщик предпринять соответствующие действия для прекращения начисления налога (в частности, снять транспортное средство с учета в регистрирующем органе). И если данные действия не осуществлены, проверить, не имели ли место объективные препятствия для этого (см. Постановление АС ЗСО от 03.03.2016 № Ф04-46/2015 по делу № А03-13035/2015).

Об обязанностях владельцев ТС (бывших и настоящих)

Ответ однозначен: нет, не должен. Порядок регистрации в органах ГИБДД регламентирован Административным регламентом МВД о предоставлении государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним [5] (далее – Административный регламент). В его п. 65 установлены лишь два основания для снятия ТС с учета:

  • вывоз за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание;
  • утилизация.
Как видим, такое основание для снятия транспортного средства с регистрационного учета, как его продажа, Административным регламентом не предусмотрено. Должны быть изменены регистрационные данные о владельце ТС. Соответствующая обязанность возложена на нового владельца автомобиля, что следует из п. 56.1 Административного регламента и п. 6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД [6] (далее – Правила). Здесь установлено, что изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности производится на основании заявления нового владельца транспортного средства.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 [7] и п. 4 Правил на это новому собственнику либо лицу, от его имени владеющему, пользующемуся или распоряжающемуся транспортным средством, отведено десять суток после его приобретения.

Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств чревато привлечением организации и ее должностных лиц к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ размер штрафных санкций составляет:

  • для должностных лиц – от 2 000 до 3 500 руб.;
  • для организаций – от 5 000 до 10 000 руб.
Как указано в Постановлении ВС РФ от 20.02.2015 № 31-АД15-4, по смыслу ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за несоблюдение правил регистрации ТС составляет два месяца и исчисляется по прошествии десяти дней с момента, когда новый владелец автомобиля обязан изменить его регистрационные данные в соответствующих органах.

Как видим, действующий порядок регистрации транспортных средств в органах ГИБДД влечет определенные неблагоприятные налоговые последствия для их бывших собственников. Это обстоятельство не раз служило основанием для обращения последних в Конституционный суд.

Пример – Определение КС РФ от 21.05.2015 № 1035-О. По мнению заявителя, положения ст. 357, 358 и 362 НК РФ необоснованно возлагают на лиц, утративших право собственности на ТС, обязанность по уплате транспортного налога, при том что своевременность внесения изменений в регистрационные данные такого ТС зависит от действий нового собственника. Рассмотрев жалобу, судьи пришли к выводу, что указанные налоговые нормы не нарушают конституционных прав заявителя – бывшего владельца транспортного средства.

Арбитры отметили: федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика. Между тем Административным регламентом предусмотрена возможность прекращения регистрации ТС по заявлению прежнего собственника в случае неисполнения новым обязанности по внесению изменений в регистрационные данные в течение десяти дней со дня приобретения автомобиля и при условии отсутствия подтверждения регистрации этого автомобиля за новым владельцем.

Действительно, п. 60.4 Административного регламента установлено, что подача в регистрирующий орган продавцом автомобиля заявления и документов о заключении сделки, направленной на его отчуждение, является основанием для прекращения регистрации ТС за данным лицом.

Таким образом, судебные органы расценивают действия бывшего собственника транспортного средства по его снятию с регистрационного учета в органах ГИБДД как право, а не обязанность. Причем воспользоваться этим правом он может лишь при наступлении определенных событий.

В пункте 5 Правил закреплено, что владельцы транспортных средств обязаны, в частности, изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации ТС, изменения собственника (владельца). В норме не уточнено, о каких владельцах (новых или прежних) идет речь. Полагаем, что здесь имеются в виду покупатели – новые владельцы ТС, ведь продавцы – бывшие собственники после отчуждения автомобиля перестают быть таковыми. Иных обязанностей Правилами не установлено.

Таким образом, прежний владелец, в принципе, не обязан отслеживать судьбу проданного им автомобиля, контролировать исполнение новым собственником обязанности по его перерегистрации в органах ГИБДД. Но в этом случае для продавца могут возникнуть негативные налоговые последствия, ведь плательщиком транспортного налога он останется до тех пор, пока числится в регистрирующих органах собственником ТС, независимо от того, что в наличии его давно нет.

Во избежание подобных рисков МВД советует автомобилистам перерегистрировать транспортное средство в подразделении ГИБДД непосредственно в момент его продажи. Тем более что сейчас это можно сделать в любом регионе страны – вне зависимости от места жительства бывшего и нового собственника автомобиля (см. вопрос 3 Разъяснений МВД России от 17.10.2013 «О применении положений административного регламента по регистрации транспортных средств»).

[1] Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12690@.

[2] Это лица, имеющие непосредственное отношение к организации и проведению прошедших в России в 2014 году Олимпийским и Паралимпийским играм, а также чемпионата мира по футболу, который состоится в 2018 году.

[3] Среди транспортных средств, не являющихся объектом обложения, выделены, в частности, спецавтомобили для инвалидов, полученные (приобретенные) через органы соцзащиты; используемая по назначению сельскохозяйственная техника сельхозтоваропроизводителей; транспортные средства, находящиеся в угоне.

[4] Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@.

[5] Утвержден Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605, действует с 15.10.2013.

[6] Приложение 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001.

[7] Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Читайте также: