Расчет транспортного налога 2014

Опубликовано: 24.04.2024

Общие принципы уплаты транспортного налога установлены 28-й главой Налогового кодекса. В каждом регионе транспортный налог вводится в действие региональным законом. Если в регионе нет такого закона, то платить налог не нужно.

Налогоплательщики

Транспортный налог платят фирмы (российские и иностранные) и предприниматели, на которых зарегистрированы транспортные средства, перечисленные в статье 358 Налогового кодекса.

Трудности в определении плательщика налога могут возникнуть, если транспортное средство, зарегистрированное на физическое лицо, передано другому лицу на основании доверенности. При этом могут возникнуть две ситуации:

  • если доверенность была выдана до 30 июля 2002 года (даты официального опубликования главы 28 «Транспортный налог»), то налог будет платить тот, кто указан в доверенности;
  • если доверенность была выдана после 30 июля 2002 года, то налог будет платить прежний владелец транспортного средства.

При этом в первом случае граждане, на которых зарегистрированы транспортные средства, должны уведомить налоговую инспекцию по месту своей регистрации о передаче по доверенности указанных транспортных средств.

Объект налогообложения

Транспортные средства, которые облагаются налогом (ст. 358 НК РФ), можно выделить в три группы:

  1. автотранспортные (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу);
  2. водные (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, буксируемые суда и др.);
  3. воздушные (самолеты, вертолеты и др.).

Все эти транспортные средства должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Не являются объектом налогообложения:

  • весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 лошадиных сил;
  • легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами;
  • легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты населения;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных производителей;
  • транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда по Российскому международному реестру.

Налоговая база

По транспортным средствам, имеющим двигатель (например, автомобиль, самолет, катер), налоговой базой будет паспортная мощность двигателя в лошадиных силах.

Налоговая база у несамоходных (буксируемых) судов – их вместимость в тоннах. По остальному водному и воздушному транспорту налоговую базу определяют исходя из количества транспортных средств.

Налоговый и отчетный периоды

Налоговый период по транспортному налогу – год. Отчетные периоды по авансовым платежам для фирм – I, II и III кварталы. Однако власти регионов вправе отчетные периоды не вводить.

Ставка налога

Базовые ставки по транспортному налогу установлены в статье 361 Налогового кодекса. Региональные власти могут уменьшить или увеличить ставки транспортного налога не более чем в десять раз. Кроме того, региональные власти могут устанавливать налоговые ставки с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Если ставки налога в регионах не определены, то применяются ставки, установленные Налоговым кодексом:

Вид транспортного средства

Ставка налога,
руб. в год

Легковые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

Взимание налогов с владельцев транспортных средств предусмотрено законодательными актами большинства государств. В Российской Федерации необходимость его оплаты гражданами и юридическими лицами закреплена Главой 28 Налогового Кодекса. Исходя из ее положений, транспортный налог в нашей стране является региональным. Соответственно, порядок взимания, действующие ставки и сроки оплаты каждый субъект Федерации устанавливает самостоятельно, согласно своим НПА.

Когда платить

Согласно п.1 ст.363 НК РФ налог подлежит уплате:

  • налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом;
  • налогоплательщиками — организациями в сроки, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации.

С 01.01.2021 года будет действовать новая редакция указанной статьи, согласно которой налог будет подлежать уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу будут подлежать уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Кому нужно оплачивать транспортный налог

Распространено мнение, что налог платят только собственники грузовых и легковых автомобилей. Однако это не так. Взнос в региональную казну приходится платить владельцам любых транспортных средств, поставленных на учет в регистрационных органах. В список попадают самолеты, пароходы, яхты, мотосани и многое другое.

Ст. 358 НК РФ указывает на освобождение от налоговых выплат владельцев следующих транспортных средств:

  • оснащенных для управления инвалидами легковых ТС, если установленный двигатель обладает мощностью ниже 100 л.с, а получение произведено через органы соцзащиты в соответствии с законом;
  • тракторов, комбайнов и спецтехники, оформленной на сельсхозпредприятия-товаропроизводители;
  • лодок без двигателей, а также с двигателями, при условии их мощности менее 5 л.с.;
  • воздушных судов, зарегистрированные на санавиацию и медслужбу;
  • за транспорт органов исполнительной власти, при условии, что служба в их рядах приравнена к военной или является таковой;
  • морские, речные и воздушные суда, если для их собственников деятельность по перевозке пассажиров или доставке грузов является основной;
  • буровые суда и платформы;
  • промысловые и речные суда, а также суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Транспортный налог не удерживается с ТС, находящихся в угоне, даже если их розыск прекращен.

Транспортный налог по регионам

  • 01 Адыгея респ.
  • 02 Башкортостан респ.
  • 03 Бурятия респ.
  • 04 Алтай респ.
  • 05 Дагестан респ.
  • 06 Ингушетия респ.
  • 07 Кабардино-Балкарская респ.
  • 08 Калмыкия респ.
  • 09 Карачаево-Черкесская респ.
  • 10 Карелия респ.
  • 11 Коми респ.
  • 12 Марий Эл респ.
  • 13 Мордовия респ.
  • 14 Саха (Якутия) респ.
  • 15 Северная Осетия респ.
  • 16 Татарстан респ.
  • 17 Тыва респ.
  • 18 Удмуртская респ.
  • 19 Хакасия респ.
  • 21 Чувашская респ.
  • 22 Алтайский край
  • 23 Краснодарский край
  • 24 Красноярский край
  • 25 Приморский край
  • 26 Ставропольский край
  • 27 Хабаровский край
  • 28 Амурская обл.
  • 29 Архангельская обл.
  • 30 Астраханская обл.
  • 31 Белгородская обл.
  • 32 Брянская обл.
  • 33 Владимирская обл.
  • 34 Волгоградская обл.
  • 35 Вологодская обл.
  • 36 Воронежская обл.
  • 37 Ивановская обл.
  • 38 Иркутская обл.
  • 39 Калининградская обл.
  • 40 Калужская обл.
  • 41 Камчатский край
  • 42 Кемеровская обл.
  • 43 Кировская обл.
  • 44 Костромская обл.
  • 45 Курганская обл.
  • 46 Курская обл.
  • 47 Ленинградская обл.
  • 48 Липецкая обл.
  • 49 Магаданская обл.
  • 50 Московская обл.
  • 51 Мурманская обл.
  • 52 Нижегородская обл.
  • 53 Новгородская обл.
  • 54 Новосибирская обл.
  • 55 Омская обл.
  • 56 Оренбургская обл.
  • 57 Орловская обл.
  • 58 Пензенская обл.
  • 59 Пермский край
  • 60 Псковская обл.
  • 61 Ростовская обл.
  • 62 Рязанская обл.
  • 63 Самарская обл.
  • 64 Саратовская обл.
  • 65 Сахалинская обл.
  • 66 Свердловская обл.
  • 67 Смоленская обл.
  • 68 Тамбовская обл.
  • 69 Тверская обл.
  • 70 Томская обл.
  • 71 Тульская обл.
  • 72 Тюменская обл.
  • 73 Ульяновская обл.
  • 74 Челябинская обл.
  • 75 Забайкальский край
  • 76 Ярославская обл.
  • 77 Москва г.
  • 78 Санкт-Петербург г.
  • 79 Еврейская автономной обл.
  • 82 Крым респ.
  • 83 Ненецкий АО
  • 86 Ханты-Мансийский АО — Югра
  • 87 Чукотский АО
  • 89 Ямало-Ненецкий АО
  • 92 Севастополь г.
  • 95 Чеченская респ.

Как рассчитывается транспортный налог

Физическим лицам можно не заботиться о размере налога, который придется оплачивать. Расчеты производит налоговая служба самостоятельно. Налогоплательщик получает уведомление о необходимости оплаты в установленный срок в виде заказного письма или уведомления на «Госуслугах», а также в личном кабинете налогоплательщика.

Однако это не значит, что сумма налога является какой-то тайной. Если гражданин покупает автомобиль и хочет узнать, сколько придется за него платить ежегодно, можно воспользоваться калькулятором на сайте Федеральной Налоговой службы. Те, кто государственным служащим не доверят, могут произвести расчет самостоятельно

Формула транспортного налога в общем выглядит так:

Сумма транспортного налога = Региональная ставка * Мощность двигателя (л.с.)

А более точно так:

Сумма транспортного налога = Региональная ставка * Мощность двигателя (л.с.) * Период использования (мес.) * Повышающий или понижающий коэффициент

Т.е. в том случае, если срок владения транспортным средством меньше одного года, в формулу добавляется еще один множитель. Равняется он количеству месяцев владения, разделенному на 12.

Также в формуле могут присутствовать повышающие и понижающие коэффициенты. Например, такой коэффициент предусмотрен для граждан, владеющих автомобилями стоимостью выше 3 миллионов рублей. Вся информация по ставкам и коэффициентам размещена на сайте ФНС.

Существующие льготы на данный налог

Как уже написано выше, ряд физических и юридических лиц освобожден государством от уплаты налога полностью. Однако региональные органы исполнительной власти могут устанавливать собственные правила в отношении некоторых категорий граждан, обязанных платить транспортный налог.

Например, чаще всего освобождают от налогового бремени многодетные семьи. В зависимости от ситуации, для них предусматривается либо скидка, либо полное освобождение. Впрочем, в России есть регионы, где таких преимуществ не предоставляют. Чтобы точно узнать, кому в области, крае или республике положены поблажки, необходимо ознакомиться с действующим на конкретной территории законом о транспортном налоге. Например, в ЯНАО это будет «Закон о ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», а в Крыму — Закон Республики Крым «О транспортном налоге».

Скидки и льготы налоговая инспекция учитывает самостоятельно, в уведомлении указывается уже итоговая сумма. Впрочем, чтобы коэффициенты были применены, от гражданина требуется предоставить соответствующее заявление.

Если плательщику транспортного налога положена льгота, о которой он не знал, можно подать заявление о произведении перерасчета за три предыдущих года.

Что будет, если не платить налог

Транспортный налог входит в число имущественных налогов, оплата которых, по общему правилу, производится до 1 декабря. Если эта дата выпадает на выходной, последний срок для поступления платежа в Налоговую переносится на следующий рабочий день.

В случае неоплаты ФНС начинает процедуру взыскания. Сначала должника уведомят о необходимости оплаты, а затем удержание произведут на основании судебного приказа. Если налог не оплачен своевременно, придется оплатить и пени — 1/300 ставки ЦБ от суммы долга за каждый день просрочки.

Блиц, блиц, блиц

Считаем налог в полных рублях или с копейками?

Только в полных рублях (ФЗ от 23.07.2013 г. № 248-ФЗ, о дополнении статьи 52 НК РФ). Правила подсчёта: сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Каковы особенности расчёта налога в первый год его владения?

Формула та же, но в ней обязательно учитываем количество месяцев владения ТС. Если вы приобрели ТС 15 числа или ранее — этот месяц участвует в расчёте как полный, если позже 15 числа месяца — этот месяц в расчёте не учитывается.

Платим налог по месту регистрации или прописки?

По месту нахождения ТС. Местом нахождения для владельца-организации является её юридический адрес, а для физического лица — адрес места жительства (места пребывания). Где ТС поставлено на учёт при этом значения не имеет.

Когда придёт уведомление об оплате налога?

Уведомление может придти электронным способом — в случае если вы зарегистрированы в личном кабинете на сайте ФНС, или обычной почтой в конце лета — начале осени за предыдущий год.

Как перевести киловатты (кВт) в лошадиные силы (л.с.) и наоборот?

Для этого воспользуйтесь простыми формулами:

1 кВт = 1,35962 л.с.

1 л.с. = 0,735499 кВт

Конечный результат в л.с. нужно округлить до двух знаков после запятой.

В какой бюджет поступают деньги?

В конкретный субъект РФ, т.к. транспортный налог считается региональным.

В летний период в почтовые ящики владельцев транспортных средств полетят «письма счастья» – налоговые уведомления из Федеральной налоговой службы.

Рассмотрим расчёт транспортного налога на примере налога на автомобиль и проверим правильность его начисления.

Транспортный налог – это обязательный платёж, взимаемый налоговыми органами с владельцев транспортных средств, и относится к региональным налогам и сборам. Собирается этот налог в региональный бюджет и используется субъектом Российской Федерации для покрытия расходов региона (области, края, республики).

Налог устанавливается налоговым кодексом и законами субъекта Российской Федерации. В России на сегодняшний день насчитывается 85 субъектов и в каждом из них могут быть абсолютно разные ставки налога. В налоговом кодексе указаны общероссийские налоговые ставки. Например, для легковых автомобилей ставки налога следующие:

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 3,5
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 5,0
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 7,5
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 15,0

Законодательные органы субъекта РФ имеют право установить свои налоговые ставки, но увеличить или уменьшить ставку можно не более чем в 10 раз. Однако, для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно, ограничение на уменьшение налога не действует.

То есть субъекты Российской Федерации могут совсем освободить владельцев таких транспортных средств от уплаты налога, как например это сделано в Ненецком и Ханты-Мансийском АО и Чеченской Республике. В Свердловской и Оренбургской области освобождены от уплаты транспортного налога все владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с., а также в Кабардино-Балкарии, если автомобилю с даты выпуска больше 10 лет.

Если субъекты РФ не установили свои налоговые ставки, то по умолчанию налог рассчитывается по ставкам указанным в налоговом кодексе РФ.
Формула для расчёта налога на автомобиль имеет вид:

Формула для расчёта транспортного налога

t – число месяцев владения,

Y – число месяцев в году.

Пример 1.

Допустим, 5 июня 2014 года Вы продали свой легковой автомобиль Lada (ВАЗ) 2109 мощностью 70 л.с. и 25 июня приобрели и зарегистрировали Lada (ВАЗ) Largus мощностью 105 л.с.

Со 2 мая 2014 года на основании закона РФ от 2 апреля 2014 года №52-ФЗ «О внесении изменений в первую и вторую часть Налогового кодекса РФ» Вы обязаны самостоятельно сообщить в налоговую службу о наличии транспортного средства в Вашей собственности. После этого налоговая служба насчитывает Вам налог и присылает уведомление о сумме и сроках его уплаты. Юридические лица рассчитывают налог самостоятельно. В противном случае Вас ожидает штраф в размере 20 % от суммы задолженности за прошедший период.

Количество месяцев владения Lada (ВАЗ) 2109 равно 6 (с января по июнь).

Количество месяцев владения Lada (ВАЗ) Largus равно 7 (с июня по декабрь).

Рассчитаем, какие налоги Вы заплатите, если

- Вы житель Москвы:

Ставка транспортного налога в Москве за 2014 год

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 12
свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно 25
свыше 125 л.с. до 150 л.с. (свыше 91,94 кВт до 110,33 кВт) включительно 35
свыше 150 л.с. до 175 л.с. (свыше 110,33 кВт до 128,7 кВт) включительно 45
свыше 175 л.с. до 200 л.с. (свыше 128,7 кВт до 147,1 кВт) включительно 50
свыше 200 л.с. до 225 л.с. (свыше 147,1 кВт до 165,5 кВт) включительно 65
свыше 225 л.с. до 250 л.с. (свыше 165,5 кВт до 183,9 кВт) включительно 75
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 150

Сумма налога за 2014 год на автомобиль Lada (ВАЗ) 2109 будет равна:

Расчёт транспортного налога

Сумма налога за 2014 год на автомобиль Lada (ВАЗ) Largus будет равна:

Расчёт транспортного налога

Таким образом, общая сумма налога 1951 рубль (с 1 января 2014 года на основании Федерального закона от 23.07.2013 г. № 248-ФЗ величина налога округляется до целых рублей).

Однако в Москве на автомобили мощностью до 70 л. с. включительно действует 100% льгота за одно транспортное средство. Следовательно, налог придётся платить только за автомобиль Lada (ВАЗ) Largus равный 1531 рубль.

- Вы житель Свердловской области:

Ставка транспортного налога в Свердловской области за 2014 год

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 0
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 9,4
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 32,7
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 49,6
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 99,2

Сумма налога за 2014 год на автомобиль Lada (ВАЗ) 2109 будет равна:

Расчёт транспортного налога

Сумма налога за 2014 год на автомобиль Lada (ВАЗ) Largus будет равна:

Расчёт транспортного налога

Таким образом, общая сумма налога 756 рублей (округляется до рублей).

В Москве, в Свердловской области, как и во всех других регионах, существуют свои льготы. Перечень льгот в Вашем регионе уточните в налоговой инспекции Вашего города.

Пример 2.

14 января 2014 года Вы стали владельцем и зарегистрировали BMW X5 M F15 M мощностью 450 л.с. 2013 года выпуска, а 14 февраля 2014 года его продали (сняли с учёта).

Считается, что Вы владели автомобилем 2 месяца (январь и февраль принимаются за целые месяцы).

Кроме того, так как автомобиль дорогостоящий (стоимостью от 3 млн. руб.) Вы будете нести повышенную налоговую нагрузку в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 214-ФЗ «О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

«Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:

1,1 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;

1,3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;

1,5 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;

2 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.»

Перечень, состоящий из 184 дорогостоящих автомобилей можно найти на сайте Министерства промышленности и торговли РФ. Где можно проверить попадает ли Ваш автомобиль под этот закон.

Рассчитаем, какой транспортный налог Вы заплатите в 2015 году, если

- Вы житель Москвы:

Формула для расчёта транспортного налога для дорогостоящих автомобилей

где k – повышающий коэффициент, равный в нашем примере 1,3.

Расчёт транспортного налога для дорогостоящих автомобилей

В 2015 году Вам придётся заплатить налог в размере 14 625 рублей за 2014 год.

- Вы житель Свердловской области:

Расчёт транспортного налога

Итак, не ранее 1 ноября 2015 года Вы должны будете заплатить 9 672 рубля либо в отделение банка, либо воспользоваться интернет сервисом банков-партнёров Федеральной налоговой службы РФ.

Примечание: В 1кВт = 1,35962 л.с.

УСН | ТОЧКА ОТЧЕТА

Веляев К. А.,
налоговый консультант

Транспортный налог за 2014 год

С этого года вступают в силу изменения в законодательстве, касающиеся транспортного налога. Например, теперь налогоплательщики должны ориентироваться на ставки, порядок и сроки уплаты этого налога, установленные в регионе. При этом расчет транспортного налога за 2014 год остался прежним.

Ряд изменений, не влияющих на расчет налога, вступил в силу с 2015 года. В частности, уточнено, что, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 28 НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. Также законодатель конкретизировал две категории налогоплательщиков транспортного налога: это организации и физические лица. Индивидуальные предприниматели теперь будут платить налог как физические лица; кстати, для данной категории налогоплательщиков налог теперь уплачивается в срок не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, независимо от фактической эксплуатации транспортного средства.

Кроме того, с 2015 года налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу с учетом повышающего коэффициента, указанного в п. 2 ст. 362 НК РФ. Срок уплаты авансовых платежей не изменяется (по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки).

Также во многих регионах повысились налоговые ставки. Например, в Волгоградской области налоговая ставка на автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно составляет 9,00 руб. с каждой лошадиной силы.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших в соответствии со ст. 83 НК РФ, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Декларация по транспортному налогу

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу (п. 1 ст. 363.1 НК РФ). С 01 января 2011 года в течение налогового периода расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу в налоговый орган не представляются.

Налоговые декларации по транспортному налогу представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Право изменять этот срок субъектам РФ не предоставлено (письмо Минфина России от 15.03.2006 № 03-06-04-04/08).

При отсутствии у организации транспортных средств, являющихся объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, организация налогоплательщиком не признается, соответственно, представлять декларации по транспортному налогу не должна. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, декларацию по транспортному налогу не представляют.

Форма налоговой декларации по транспортному налогу, а также порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7-11/99@. За 2014 год необходимо отчитываться по этой форме с учетом изменений, внесенных приказом ФНС России от 25.04.2014 № ММВ-7-11/254@.

Особенности подачи декларации при реорганизации

Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) в порядке, установленном ст. 50 НК РФ.

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов его правопреемником (правопреемниками). Следовательно, правопреемник (правопреемники) уплачивает транспортный налог в сроки, установленные законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ). Также правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него ст. 50 НК РФ обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков (п. 2 ст. 50 НК РФ).

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 80 НК РФ). Таким образом, при реорганизации юридического лица налоговая декларация по транспортному налогу в налоговый орган представляется правопреемником (правопреемниками) в порядке, предусмотренном ст. 363.1 НК РФ. При этом последний налоговый период для реорганизованной организации определяется в порядке, установленном п. 3 ст. 55 НК РФ.

Если транспортные средства реорганизованной организации переходят правопреемнику, правопреемник реорганизованной организации обязан представить единую декларацию по транспортному налогу за весь налоговый период. В декларации необходимо исчислить сумму транспортного налога в отношении всех транспортных средств, ранее принадлежавших реорганизованной организации и принятых на баланс вновь возникшими юридическими лицами (письма ФНС России от 11.11.2010 № ШС-37-3/15203, УФНС России по г. Москве от 24.05.2011 № 16-15/050649@).

При представлении в налоговый орган по месту учета организацией-правопреемником декларации за последний налоговый период и уточненных деклараций за реорганизованную организацию (в форме присоединения к другому юридическому лицу, слияния нескольких юридических лиц, разделения юридического лица, преобразования одного юридического лица в другое) в Титульном листе по реквизиту "по месту нахождения (учета)" указывается код "260" или "216" (приложение № 3 к Порядку заполнения декларации, утвержденному приказом ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7-11/99@), а в верхней его части указываются ИНН и КПП правопреемника. В реквизите "налогоплательщик" указывается наименование реорганизованной организации. Код ОКТМО указывается того муниципального образования, на территории которого находилась реорганизованная организация или ее обособленные подразделения. В реквизите "ИНН/КПП реорганизованной организации" указываются, соответственно, ИНН и КПП, которые были присвоены организации до реорганизации налоговым органом по месту ее нахождения. Коды форм реорганизации и код ликвидации организации приведены в приложении № 2 к Порядку.

Налоговая база по транспортному налогу

Налоговая база по транспортному налогу определяется:

1) как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (л. с.) – в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, за исключением транспортных средств, указанных в пп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ.

Мощность двигателя устанавливается исходя из технической документации на соответствующее ТС и указывается в регистрационных документах, в частности, в паспорте транспортного средства (ПТС) (п. 18 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177).

Согласно п. 19 Методических рекомендаций в случае, если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), соответствующий перерасчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в киловаттах, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент: 1 кВт = 1,35962 л. с.). Это равносильно выражению 1 л. с. = 0,73549875 кВт (письмо Минпромторга России от 18.10.2012 № 20-3729). При этом округление конечного результата должно производиться с точностью до второго знака после запятой.

Мощность двигателя автомобиля в ПТС в лошадиных силах не указана. Согласно ПТС мощность двигателя в метрических единицах мощности составляет 184 кВт.

Налоговая база в целях исчисления транспортного налога составит:

184 кВт х 1,35962 = 250,17 л. с.

2) как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы – в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя (пп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ);

3) как валовая вместимость в регистровых тоннах – в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость (пп. 2 п. 1 ст. 359 НК РФ). Валовая вместимость устанавливается исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах (п. 21 Методических рекомендаций);

4) как единица транспортного средства в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в пп.пп. 1, 1.1 и 2 п. 1 ст. 359 НК РФ. К водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, например, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения (п. 23 Методических рекомендаций).

Налоговая база определяется по каждому транспортному средству в отношении транспортных средств, указанных в пп.пп. 1, 1.1 и 2 п. 1 ст. 359 НК РФ. В отношении транспортных средств, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно.

- Пункт 2 ст. 359 НК РФ.

В случае расхождения сведений, представленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на ТС, принимаются данные, содержащиеся в технической документации. При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на ТС для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, представленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ (п. 22 Методических рекомендаций, п. 2 письма УМНС РФ по г. Санкт-Петербургу от 26.06.2003 № 07-04/1307). По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством (п. 20 Методических рекомендаций).

В целях исчисления транспортного налога по гибридным автомобилям (автомобилям, имеющим двигатели, работающие на разных видах энергии, например, бензиновый и электродвигатель) учитывается совокупная или суммарная мощность двух двигателей в качестве налоговой базы по транспортному налогу.

- Письмо Минфина России от 31.10.2012 № 03-05-07-04/18.

Порядок исчисления транспортного налога

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено ст. 362 НК РФ.

Формула для исчисления транспортного налога:

ТН – транспортный налог (за налоговый период) (руб.);

НБ – налоговая база, определенная в соответствии со ст. 359 НК РФ;

СТН – ставка транспортного налога (руб.).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями за налоговый период, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении транспортного налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).

Налогоплательщиками-организациями, исчисляющими и уплачивающими авансовые платежи по отчетным периодам, сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется по формуле:

ТН = ( НБ х СТН) – САП,

ТН – транспортный налог (за налоговый период) (руб.);

НБ – налоговая база, определенная в соответствии со ст. 359 НК РФ;

СТН – ставка транспортного налога (руб.);

САП – сумма авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода (руб.).

Коэффициент, учитывающий период владения транспортным средством

В случае регистрации транспортного средства и(или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа) производится с учетом коэффициента. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Коэффициент, учитывающий период владения транспортным средством, определяется по формуле:

МП – число полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика;

МК – число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается за один полный месяц (письма Минфина России от 19.09.2012 № 03-05-06-04/163, от 31.08.2011 № 03-05-06-04/269).

Если в течение налогового периода собственник менялся, налог уплачивается и прежним, и новым владельцем транспорта исходя из количества полных месяцев, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на каждого из них (письмо Минфина России от 04.10.2013 № 03-05-06-04/41284). Получается, что за месяц, в котором ТС было продано и куплено, налог уплачивают и прежний, и новый владельцы. Специалисты финансового ведомства разъясняют, что уплата налога каждым из собственников за одно и то же ТС не приводит к двойному налогообложению, поскольку объект налогообложения возникает у разных налогоплательщиков (письма Минфина России от 01.02.2013 № 03-05-06-04/21, от 18.10.2011 № 03-05-06-04/298). Исключением являются случаи перерегистрации одного и того же транспортного средства, осуществленные на одного и того же налогоплательщика в одном месяце, например при договоре лизинга (письмо Минфина России от 25.12.2007 № 03-05-06-04/45).

Транспортные средства, находящиеся в розыске, не являются объектом обложения налогом на период розыска автомобиля при наличии подтверждающих документов (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Причем месяцы угона и возврата автомобиля включаются в период нахождения транспортного средства у владельца.

В июле текущего года у организации (г. Саратов) угнан автомобиль с мощностью двигателя 127 л. с., о чем заявлено в соответствующий орган и получены документы, подтверждающие факт угона. В ноябре текущего года автомобиль найден и возвращен владельцу. Ставка транспортного налога для данного автомобиля ст. 2 Закона Саратовской области от 25.11.2002 № 109-ЗСО установлена в размере 30 руб./л. с. Предположим, что авансовые платежи по транспортному налогу в данном регионе не предусмотрены.

Период нахождения автомобиля у владельца в целях исчисления транспортного налога составляет 9 месяцев (с января по июль и с ноября по декабрь).

Рассчитаем корректирующий коэффициент для расчета транспортного налога за год:

9 мес. : 12 мес. = 0,75.

Транспортный налог за год составит:

127 л. с. х 30 руб./л. с. х 0,75 = 2857,5 руб.

Если транспортное средство снято с учета в одном субъекте РФ и в том же месяце зарегистрировано (перерегистрировано) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ, транспортный налог за данный месяц следует уплачивать по месту нахождения транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому месту нахождения транспортного средства налог нужно будет уплачивать начиная со следующего месяца (письма Минфина России от 27.08.2009 № 03-05-05-04/11, от 27.03.2007 № 03-05-06-04/16).

На 01 января на балансе организации находился легковой автомобиль, который был зарегистрирован по месту нахождения головной организации. Автомобиль снят с учета в регистрирующих органах 10 июля того же года и передан в обособленное подразделение, находящееся на территории другого субъекта РФ. Автомобиль зарегистрирован 15 июля того же года по месту нахождения обособленного подразделения.

В этом случае уплата транспортного налога и авансовых платежей производится в бюджет по месту нахождения головной организации с января по июль, а по месту нахождения обособленного подразделения – с августа.

Повышающий коэффициент

С 01 января 2014 года в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента. Размер повышающих коэффициентов зависит от средней стоимости автомобилей и количества лет, прошедших с года их выпуска:

В 2014 году некоторые собственники транспортных средств в г. Санкт-Петербурге получили налоговые уведомления со значительно увеличенной суммой транспортного налога. Причиной этого, является ошибка при расчёте суммы транспортного налога, которая заключается в неверном указании мощности двигателя транспортного средства. Получив налоговое уведомление, собственники ведут себя абсолютно по-разному, кто-то безропотно оплачивает указанную в уведомлении сумму налога, кто-то просто не оплачивает и «теряет» уведомление, а кто-то не желает оплачивать налог по увеличенной ставке и желает разобраться в указанной ситуации. Для всех собственников транспортных средств, без исключения, попытаюсь кратко и доступно описать порядок действий при данных обстоятельствах.

Статьей 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пункт 1 ст. 358 НК РФ указывает, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 359 Кодекса налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах.

Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. (п. 18 р. V, Приказ МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

К регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств, а также технические паспорта (технические талоны) транспортных средств (п. 7 раздел 1 «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств»

Пунктом 1 статьи 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

В соответствии со статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащего уплате в бюджет налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД МВД России), утвержденными Приказом МВД России от 27.01.2003 № 59, изменение регистрационных данных в паспортах транспортных средств отнесено к компетенции регистрационных подразделений ГИБДД МВД России.

В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л.с.) ("Физические величины: Справочник" А.П. Бабичев, Н.А. Бабушкина, А.М. Братковский и др.; под ред. И.С. Григорьева, Е.З. Мейлихова. - М.; Энергоатомиздат, 1991. - 1232 с. - ISBN 5-283-04013-5).

При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.

Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л.с. (155 х 1,35962).

(п. 19 р. V, Приказ МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

Согласно п. 22 р. V, Приказа МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", В случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство.

Из изложенного следует, что если в свидетельстве о регистрации транспортного средства или в техническом паспорте (техническом талоне) транспортного средства указана мощность двигателя в лошадиных силах, то именно указанная сумма мощности должна быть использована для расчёта транспортного налога.

В Письме Минфина России от 27 августа 2009 г. № 03-05-06-04/140 отмечено, что порядок и сроки пересчета сумм транспортного налога, неправильно исчисленных налоговыми органами (в том числе на основе неполной или недостоверной информации), подлежащих уплате налогоплательщиками - физическими лицами, НК РФ не установлены.

Однако, при обнаружении ошибок при исчислении налоговой базы транспортного налога, не стоит падать духом и идти в банк для оплаты, а следует учитывать следующие нормы НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Cогласно ч. 4 п. 3 ст. 363 НК РФ, возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

Пункт 1 ст. 78 НК РФ указывает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика поэтому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика по решению налогового органа (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности), (ч. 2 п. 6 ст. 78 НК РФ).

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (ч. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ).

На основании изложенного, в случае обнаружения налогоплательщиком ошибок при исчислении налоговой базы транспортного налога, ему следует обратиться с письменным заявлением в налоговый орган, направивший налоговое уведомление, в котором указать в чём заключается ошибка, произвести расчёт налога, выразить просьбу о перерасчёте суммы транспортного налога и зачёте или возврате суммы излишне уплаченного налога.

Читайте также: