Как обосновать покупку дорогого автомобиля перед налоговой

Опубликовано: 09.05.2024

Можно ли при зарплате чуть больше 50 000 рублей купить автомобиль стоимостью 6 000 000 рублей? Житель Кировской области вопреки математике смог это сделать. Но счастье было недолгим — приобретением заинтересовалась налоговая служба. Налогоплательщику пришло письмо с требованием пояснить, почему он живёт не по средствам. Может быть, скрывает ещё один доход? Тогда надо уплатить причитающиеся налоги. Эксперты заговорили о новом тренде, который возник в условиях дефицита бюджета, — усиленно раскрывать нелегальные доходы и доначислять за них налоги.

Мы как на ладони

Начнём с того, что налоговой службе не сложно понять, что человек живёт не по средствам, потому что в ФНС стекается огромное количество информации от разных служб. Налоговая знает о том, сколько человек зарабатывает, какая у него машина, квартира, сколько открыто банковских счетов и много ли там хранится денег. Сопоставить факты — дело техники. На помощь инспекторам приходит цифровизация и автоматизация.

Дальше — больше. Уже готов законопроект о реестре домохозяйств. Как только закон одобрят и подпишут, ФНС начнёт обрабатывать информацию не только по каждому гражданину в частности, но и по всем его родственникам.

Итак, спрятать секретики от налоговой сложно. Следующий вопрос — может ли ФНС просто так доначислить налог, опираясь только на свои подозрения?

Читай внимательно требование

Неудачливый владелец Мерседеса изначально получил не квитанцию с доначисленным налогом, а письмо, где ему предлагали «представить обоснование причин по поводу имеющихся расхождений и уточнить свои налоговые обязательства», предъявив пояснительную записку.

С подарками тоже надо быть осторожным. Фото: celebmafia.com

Может, вам повезёт и на этом этапе всё закончится. Если не повезёт — налоговая запустит более основательную проверку, в ходе которой и станет доказывать, что доходы физического лица незаконны. Если докажет, то дело отправится в суд.

Получается, что одного подозрения для начисления налогов не достаточно. Но инспектор может запустить проверку физлица и уже по её результатам сделать доначисления.

«Письмо счастья» пришло всем

Проверка налогоплательщиков — работа ФНС. Способы проверки и выявления нарушителей разные. Например, физическим лицам, владельцам нескольких квартир или коммерческой недвижимости, ФНС высылает письма, где просит предоставить декларацию о доходах от аренды. Тут же приводит нормы закона, где говорится об ответственности за уклонение от налогов. Иногда случаются казусы. Декларацию требуют за 3 года, а недвижимость в собственности только год.

Заметим, что посылая письмо, инспектор ещё ничего не доказал и не начислил.

Налогоплательщик может повести себя по-разному:

  1. Проигнорировать письмо.
  2. Прийти в налоговую и возмущённо доказывать, что во второй квартире живёт сын, сестра, мать или другой родственник, который ничего за съём жилья не платит.
  3. Раскаяться в нарушении закона и предоставить декларацию за три года.

То есть часть людей выйдет из тени. Эффект от рассылки может быть разным. Вполне возможно, часть людей выйдет из тени. В ситуации с приобретением дорогого имущества при низкой зарплате действия налоговой вполне могут носить массовый характер — часть недобросовестных, но пугливых граждан действительно придут заполнять декларацию

Впрочем, могут быть и другие причины. Например, на владельца Мерседеса в налоговую поступила жалоба от «доброжелателя». Это основание для проверки.

Кировчанин мог попасть под перекрёстную проверку. Например, инспектор доказывал наличие «серых» зарплат у его работодателя, а наткнулся на Мерседес за 6 000 000 рублей. Заодно проверил и его.

Делаем несколько выводов:

  1. Налоговая всё видит.
  2. Если есть желание и веские основания, ФНС докажет нарушение и доначислит налоги.
  3. Если пришло письмо от налоговой, не обязательно сразу заполнять декларацию за 3 года. Лучше спокойно разобраться.

Учим законно снижать налоги с 2003 года

  • RSS-Канал
  • Facebook
  • Instagram
  • Ютуб Telegram
  • ВКонтакте

Как вы думаете, чем отличается обычный автолюбитель от бизнесмена-автолюбителя? Отвечаю: ошибками. Первый нарушает ПДД, покупает машину с рук без проверки и страхуется в сомнительных конторах.

А второй, т.е. бизнесмен, пользуясь своим статусом и типа «налоговыми привилегиями» рассуждает следующим образом: «Как давно я мечтал о новеньком Rolls-Royce! Наконец-то, я могу позволить себе этого красавца, да еще и сэкономлю. Куплю через свою компанию, оформлю, снижу НДС и буду катать свою попу». Такие покупки ради личных понтов налоговики раскрывают на раз-два-три.

Но начнем с хорошего примера: как «ездить» на престижном автомобиле правильно? Итак, Постановление АС Уральского округа № Ф09-5640/18 от 04.10.2018 года по делу №А47-13583/2017.

Компания купила Mercedes-Benz GLE и комплект зимней резины к нему. Инспекция подумала: «Зачем покупать такую дорогущую машину? Даже если приспичило, неужели нельзя кататься, например, на отечественной тарахтелке? Учредитель явно купил для личного пользования, а заодно решил получить необоснованную налоговую выгоду. Экономия по НДС-то нехилая получается… Тем более, покупка совершена на займы взаимозависимых лиц». В логике проверяющих есть доля здравого смысла. Но налогоплательщик доказал, что это разумное и нужное приобретение:

  • Документы, подтверждающие покупку (договор купли-продажи, счет-фактура, платежное поручение, выписка из лицевого счета);
  • Деловая цель (использование автомобиля для проведения встреч и переговоров директора общества с контрагентами, чтобы продемонстрировать положительный деловой имидж);
  • Реальность сделки (автомобиль зарегистрирован в органах ГИБДД, принят к бухгалтерскому учету общества, как основное средство);
  • Использование автомобиля в предпринимательской деятельности (путевые листы и документы, подтверждающие несение расходов по содержанию автомобиля).

Инспекторы не смогли доказать, что автомобиль использовался исключительно в личных целях владельца компании.

Но если вы подумали, что отстоять приобретение шикарной машины, – раз плюнуть… Вы заблуждаетесь. Смотря какие инспекторы придут проверять ваши «золотые колеса»… Например, в Постановлении АС Поволжского округа №Ф06-37224/2018 от 21.09.2018 года по делу №А55-34867/2017 сотрудники фискальной службы докопались до истины. Покупка Tоyота Camry и Tоyота Land Cruiser – пустая трата денег, потому что:

  • Во-первых, автомобили приобретены на беспроцентную финансовую помощь учредителя за счет его личных средств;
  • Во-вторых, компания не ведет реальную хозяйственную деятельность (отсутствуют операции по выплате зарплаты, в штате 1 человек, недвижимое имущество на балансе не числится);
  • В-третьих, налогоплательщик не предоставил документов, подтверждающих фактическую эксплуатацию автомобилей, таких как путевые листы, транспортные накладные, документы, подтверждающие расход горюче-смазочных материалов, а также доверенности на лиц, допущенных к управлению автомобилем. К тому же, в штате у организации не числятся сотрудники с должностью – водитель;
  • В-четвертых, спорные автомобили сдавались в аренду взаимозависимым лицам по ценам в десятки раз ниже рыночных.

Кстати, на «смешных» ценах налогоплательщики прокалываются довольно часто. Например, в Постановлении АС Уральского округа №Ф09-5395/18 от 28.09.2018 года по делу №А34-12500/2017 индивидуальный предприниматель по договорам лизинга приобрел два грузовых и один легковой автомобиль. Грузовое авто сдал почти задарма в аренду взаимозависимому лицу: за 1 000 рублей в месяц. Т.е. в 100 раз ниже ежемесячной суммы лизинговых платежей. А на легковом транспорте, по всей вероятности, передвигался сам бизнесмен исключительно в личных целях: путевых листов, документов, подтверждающих расходы на ГСМ и расходы на содержание автомобиля, ИП не предоставил.

Как указал суд, «руководствуясь Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», на предпринимателя возлагалось обязанность по оформлению путевого листа, поскольку именно этот документ позволяет определить кем, когда и с какой целью использовался конкретный автомобиль, а также подтверждает количество километров, пройденных автомобилем при осуществлении соответствующего вида деятельности, необходимых для определения расходов по ГСМ и иных расходов по ремонту и содержанию автотранспорта».

Итак, что еще следует предусмотреть перед покупкой дорогостоящего авто, чтобы не вляпаться на доначисления?

Фото

Юлия Баранова

Юрист и старший налоговый консультант «Туров и партнеры»:

Если вы задумались над тем, чтобы помочь своей организации в оптимизации налогов за счет лизинга и себя родимого не обидеть, то учтите несколько нюансов:

  • Когда автомобиль приобретается в качестве основного средства компании, то и использоваться он должен в служебных целях, а не только для куража учредителей или единоличного исполнительного органа.
  • Для начала было бы не плохо ознакомиться с изменениями, которые связаны с обязательными медосмотрами и правилами оформления путевых листов. Чтобы ездить на автомобиле компании, весьма неплохо иметь в штате водителя.
  • Самое интересное начинается, когда авто проходит годовую «обкатку» в качестве «рабочей кобылки» у организации, и учредителям приходит в голову гениальная идея: «Дай-ка я выкуплю эту машинку себе: пусть жена катается. А для своего величества приобрету нечто погабаритней». И здесь начинается «химия»: «Нам нужно продавать не ниже рынка, а это «попахивает» реализацией с вытекающим НДС и налогом на прибыль…». И, конечно, учредителям не хочется выкинуть пару-тройку миллионов за то, что и так по факту принадлежит им. Получается, что мы не помогаем ни себе, ни своей компании.
  • Перед тем, как приобретать автомобиль на организацию, точно решите: для каких целей будет использоваться данный автомобиль, будет ли в дальнейшем он выкупаться (возможно есть смысл предусмотреть в уставе выплату дивидендов имуществом), и кто будет им управлять. А также заставьте вашу бухгалтерию проштудировать все правила оформления путевых листов и предрейсовых медосмотров.
  • Возможно, будет проще приобрести себе (как физическому лицу) автомобиль и потом сдавать его организации в аренду по рыночной стоимости либо предусмотреть компенсацию за использование личного транспорта в служебных целях.
  • Главное – реальность использования данного транспорта в служебных целях и готовность обосновать использование перед контролирующими органами.

Компания приобрела автомобиль бизнес-класса для директора по развитию бизнеса. Какие документы следует оформить организации в целях налогообложения прибыли для подтверждения использования директором автомобиля в интересах организации (для производственных и управленческих нужд)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Документами, подтверждающими использование автомобиля для производственных и управленческих нужд организации, могут быть путевые листы, должностная инструкция директора и др.

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизационных отчислений, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль равномерно в порядке, предусмотренном статьями 258-259.3, пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ.

Таким образом, расходы, связанные с приобретением автомобиля, списываются в налоговом учете посредством начисления амортизационных отчислений (письмо Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117).

В то же время для признания в целях налогообложения прибыли произведенные организацией расходы в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ должны быть:

1) экономически обоснованы;

2) документально подтверждены;

3) произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то он для целей налогообложения не учитывается (п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ).

В то же время, как указывает Минфин России, расходы налогоплательщика должны соотноситься с характером его деятельности, а не с фактом получения прибыли (смотрите письма Минфина России от 19.12.2011 N 03-03-06/1/833, от 20.09.2011 N 03-03-06/1/578, от 25.08.2010 N 03-03-06/1/565, от 21.04.2010 N 03-03-06/1/279, ФНС России от 21.04.2011 N КЕ-4-3/6494).

Конституционный Суд РФ в своих определениях от 04.06.2007 N 320-О-П и 366-О-П разъяснил основные моменты, связанные с толкованием понятий обоснованности и экономической оправданности расходов и применением норм ст. 252 НК РФ:

расходы оправданы и экономически обоснованы, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель деятельности, а не ее результат;

экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата - целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь сам хозяйствующий субъект, поскольку он осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск. Суды не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиком решений в сфере бизнеса;

все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказывать их необоснованность должны именно налоговые органы.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ указал, что нормы, содержащиеся в ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (смотрите также письмо Минфина России от 19.01.2015 N 03-03-06/1/882).

Под документально подтвержденными расходами в соответствии с четвертым абзацем п. 1 ст. 252 НК РФ понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

При этом НК РФ не устанавливает конкретного перечня документов, которые необходимо оформить для подтверждения расходов.

Вами правильно было замечено, что из имеющихся в организации документов должно следовать, что приобретенный автомобиль используется в интересах организации, в служебных, производственных целях, для управленческих нужд. Например, на служебном автомобиле директор по развитию бизнеса может ездить на деловые встречи, переговоры, в госорганы, банк.

По мнению Минфина России и налоговых органов, документом, который подтверждает использование автотранспорта в производственных целях, является путевой лист (письма Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 14.11.2006 N 20-12/100253, от 13.11.2006 N 20-12/100253, от 19.06.2006 N 20-12/54213@).

Заметим, Минфин России в письме от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129 указал на то, что "отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции" (смотрите также постановление АС Московского округа от 08.04.2015 N Ф05-3450/15 по делу N А40-108772/2014).

Таким образом, путевые листы не только обосновывают расходы на ГСМ, но и в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность затрат, связанных с использованием автотранспорта. При этом нетранспортные компании могут разработать форму путевого листа самостоятельно с учетом требований приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее - Приказ N 152), в которой должны быть отражены все обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", и оформлять его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца (пункт 10 Приказа N 152, письма Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51, от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129 и др., УФНС по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115253, от 13.10.2009 N 16-15/107268).

В письмах УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007413@, от 31.03.2006 N 18-11/3/25186 отмечено, что помимо путевых листов документами, которые подтверждают использование в производственных (служебных) целях приобретенного автомобиля и его пробег до места назначения и обратно, могут являться договоры с поставщиками (покупателями, заказчиками), акты о показаниях спидометров и т.д.

По нашему мнению, документами, подтверждающими использование автомобиля в интересах организации, в первую очередь, могут быть оформленные должным образом путевые листы и должностная инструкция директора (например, если его работа по роду производственной (служебной) деятельности связана со служебными разъездами в соответствии с должностными обязанностями) и др.

Например, в постановление ФАС Московского округа от 17.08.2009 N КА-А40/7936-09 судами установлено и подтверждается материалами дела, что экономическая целесообразность использования в производственной деятельности служебного автотранспорта (в том числе представительского класса) обусловлена объемной договорной деятельностью и видами деятельности предприятия, которое осуществляет оперативное взаимодействие с отраслевыми диспетчерскими управлениями, службами и профильными центрами, информационно-технологическое взаимодействие с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, издает периодическое печатное издание, отдельные графические и фотографические материалы, оказывает услуги по производству, размещению и распространению рекламы, участвует в специализированных выставках, ярмарках, конференциях, семинарах и конкурсах и т.д. В результате суды сделали вывод об экономической целесообразности понесенных предприятием расходов на содержание и ремонт автотранспортных средств.

Полагаем, организация может использовать также аргументацию, что приобретенный автомобиль бизнес-класса необходим для повышения деловой репутации общества, для статуса компании в глазах партнеров (потребителей, в том числе потенциальных). При этом обосновать свою аргументацию организации лучше в письменном виде в локальном нормативном акте (приказе, распоряжении и т.п.). Также в трудовом договоре (в дополнительном соглашении к нему) лучше оговорить условия предоставления должностному лицу (директору по развитию бизнеса) автомобиля (постановления ФАС Московского округа от 16.12.2009 N КА-А40/14090-09-П, ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2006 N Ф04-5366/2006(25680-А27-15)).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств за плату;

- Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;

- Энциклопедия решений. Путевой лист;

- Энциклопедия решений. Признание расходов в целях налогообложения прибыли;

- Энциклопедия решений. Документальное подтверждение расходов в целях налогообложения прибыли;

- Энциклопедия решений. Форма соглашения об изменении условий трудового договора и порядок его заключения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Как вы думаете, чем отличается обычный автолюбитель от бизнесмена-автолюбителя? Отвечаю: ошибками. Первый нарушает ПДД, покупает машину с рук без проверки и страхуется в сомнительных конторах.

А второй, т.е. бизнесмен, пользуясь своим статусом и типа «налоговыми привилегиями» рассуждает следующим образом: «Как давно я мечтал о новеньком Rolls-Royce! Наконец-то, я могу позволить себе этого красавца, да еще и сэкономлю. Куплю через свою компанию, оформлю, снижу НДС и буду катать свою попу». Такие покупки ради личных понтов налоговики раскрывают на раз-два-три.

Но начнем с хорошего примера: как «ездить» на престижном автомобиле правильно? Итак, Постановление АС Уральского округа № Ф09-5640/18 от 04.10.2018 года по делу №А47-13583/2017.

Компания купила Mercedes-Benz GLE и комплект зимней резины к нему. Инспекция подумала: «Зачем покупать такую дорогущую машину? Даже если приспичило, неужели нельзя кататься, например, на отечественной тарахтелке? Учредитель явно купил для личного пользования, а заодно решил получить необоснованную налоговую выгоду. Экономия по НДС-то нехилая получается… Тем более, покупка совершена на займы взаимозависимых лиц». В логике проверяющих есть доля здравого смысла. Но налогоплательщик доказал, что это разумное и нужное приобретение:

  • Документы, подтверждающие покупку (договор купли-продажи, счет-фактура, платежное поручение, выписка из лицевого счета);
  • Деловая цель (использование автомобиля для проведения встреч и переговоров директора общества с контрагентами, чтобы продемонстрировать положительный деловой имидж);
  • Реальность сделки (автомобиль зарегистрирован в органах ГИБДД, принят к бухгалтерскому учету общества, как основное средство);
  • Использование автомобиля в предпринимательской деятельности (путевые листы и документы, подтверждающие несение расходов по содержанию автомобиля).

Инспекторы не смогли доказать, что автомобиль использовался исключительно в личных целях владельца компании.

Но если вы подумали, что отстоять приобретение шикарной машины, – раз плюнуть… Вы заблуждаетесь. Смотря какие инспекторы придут проверять ваши «золотые колеса»… Например, в Постановлении АС Поволжского округа №Ф06-37224/2018 от 21.09.2018 года по делу №А55-34867/2017 сотрудники фискальной службы докопались до истины. Покупка Tоyота Camry и Tоyота Land Cruiser – пустая трата денег, потому что:

  • Во-первых, автомобили приобретены на беспроцентную финансовую помощь учредителя за счет его личных средств;
  • Во-вторых, компания не ведет реальную хозяйственную деятельность (отсутствуют операции по выплате зарплаты, в штате 1 человек, недвижимое имущество на балансе не числится);
  • В-третьих, налогоплательщик не предоставил документов, подтверждающих фактическую эксплуатацию автомобилей, таких как путевые листы, транспортные накладные, документы, подтверждающие расход горюче-смазочных материалов, а также доверенности на лиц, допущенных к управлению автомобилем. К тому же, в штате у организации не числятся сотрудники с должностью – водитель;
  • В-четвертых, спорные автомобили сдавались в аренду взаимозависимым лицам по ценам в десятки раз ниже рыночных.

Кстати, на «смешных» ценах налогоплательщики прокалываются довольно часто. Например, в Постановлении АС Уральского округа №Ф09-5395/18 от 28.09.2018 года по делу №А34-12500/2017 индивидуальный предприниматель по договорам лизинга приобрел два грузовых и один легковой автомобиль. Грузовое авто сдал почти задарма в аренду взаимозависимому лицу: за 1 000 рублей в месяц. Т.е. в 100 раз ниже ежемесячной суммы лизинговых платежей. А на легковом транспорте, по всей вероятности, передвигался сам бизнесмен исключительно в личных целях: путевых листов, документов, подтверждающих расходы на ГСМ и расходы на содержание автомобиля, ИП не предоставил.+

Как указал суд, «руководствуясь Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» , на предпринимателя возлагалось обязанность по оформлению путевого листа, поскольку именно этот документ позволяет определить кем, когда и с какой целью использовался конкретный автомобиль, а также подтверждает количество километров, пройденных автомобилем при осуществлении соответствующего вида деятельности, необходимых для определения расходов по ГСМ и иных расходов по ремонту и содержанию автотранспорта».

Итак, что еще следует предусмотреть перед покупкой дорогостоящего авто, чтобы не вляпаться на доначисления?

Нужно ли обосновывать перед налоговой покупку дорогостоящих вещей? Такой вопрос в последнее время волнует многих налогоплательщиков.

Причины этих вопросов различны: кто-то, не имея официального дохода, хочет сделать дорогую покупку, но боится попасть в поле зрения налоговой. А кто-то просто хочет спать спокойно, и не пересекаться лишний раз с налоговыми инспекторами из-за покупки квартиры или иномарки.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

🔎 Когда ФНС может потребовать объяснение о получении средств при дорогостоящих покупках

Начнем с главного. Надо понимать, что ФНС всегда исходит из следующей позиции: с любого дохода человек в обязательном порядке должен уплатить налоги. Вопрос, по какой системе эти налоги будут взыскиваться (НДФЛ, НПД, УСН), большого значения не имеет. Главное — чтобы налоги были правильно рассчитаны и уплачены. Все, что не укладывается в эту формулировку налоговая служба будет рассматривать как уклонение от уплаты налогов. Со всеми вытекающими последствиями.

Напомним, что Налоговый Кодекс предусматривает возможность взыскать налоги за последние три года, пеню и штрафы в размере до 40% от неуплаченных налогов (статьи 75, 113, 122 НК). Согласитесь, что это серьезная материальная ответственность. Поэтому необходимо аккуратно подходить к своим налоговым обязательствам.

Начиная с 2013 года некоторым гражданам начали приходить уведомления из ФНС с требованиями уплаты налогов с якобы сокрытых доходов. Основанием для этого налоговые органы считали дорогостоящие покупки (например, автомобиль или недвижимость). Чаще всего это происходило после представления в ФНС налоговой декларации. Однако данные могут поступить в ФНС и напрямую из баз ЕГРН или ГИБДД.

Ведь ни для кого не секрет, что в России самая продвинутая налоговая служба. Ее продвинутость заключается в широком использовании информационных технологий и межведомственного взаимодействия. Фактически ФНС обладает возможностями и полномочиями контролировать все финансовые операции любого россиянина.

Это банковские счета, покупки (включая даже самые мелкие, которые проводятся по карточным счетам), движимое и недвижимое имущество (поставленное на учет в ГИБДД и ЕГРН), получение пенсий, пособий и компенсаций. Да и все остальные действия, оставляющие финансовый след могут быть проконтролированы ФНС.

Единственное, что пока еще нельзя точно идентифицировать — операции с наличными деньгами. Но это, скорее всего, только вопрос времени.

Вывод из всего этого следующий — ФНС так или иначе узнает обо всем имуществе (включая денежные средства на счетах) гражданина. И как только узнает, то сразу же начнет проверку по принципу: «А не скрываете ли Вы свои доходы, Семен Семенович?».

Как уже было сказано, чаще всего это происходит после дорогих покупок. Например, покупка автомобиля за 1,5 млн рублей при зарплате гражданина в 25 тысяч будет для налоговых органов подозрительной. Действительно, как это Семен Семенович купил такой дорогой автомобиль при такой несоразмерно маленькой зарплате? Значит он имеет незадекларированный доход, а с этого дохода он обязан заплатить 13% налога (НДФЛ).

Причем раньше ФНС особо не заморачивалась — она просто начисляла налог в размере 13% от стоимости купленного автомобиля. Считалось, что для покупки были использованы средства, полученные в год приобретения транспортного средства.

Для ФНС простая арифметика — за год гражданин мог получить зарплаты [ 25 000 руб. / мес. х 12 месяцев ] = 300 000 рублей. А значит остальные 1,2 млн — это незадекларированный доход. И с него можно взыскать налог. Объяснения граждан чаще всего в расчет не принимались, и налоги взыскивались через суд.

Хотя если предположить, что получаемые ежемесячно 25 тысяч будут копиться, а семья будет жить на зарплату второго супруга, то 1,5 миллиона можно накопить примерно за 6 лет. А ведь с этой зарплаты уже уплачены все налоги, потому и 1,5 миллиона будут уже «чистыми».

После череды судебных процессов по таким взысканиям, позиция налоговых органов не изменилась. Однако теперь прежде, чем начислить налоги, ФНС проводит камеральную проверку налоговой декларации. Такая проверка подразумевает выявление ошибок или несоответствие сведений в декларации.

При этом гражданин вызывается в налоговый орган, где ему предлагается предоставить документы, объясняющие происхождение доходов. И дать соответствующие пояснения. Таким образом, в ходе проверки ФНС должна отделить чистые средства, затраченные на покупку, от сокрытых от налогов. Это очень упрощенное объяснение действий налоговой инспекции.

Только после этого налоговая может подать иск о взыскании неуплаченных налогов. В противном случае, скорее всего, суд откажет в иске. Потому что инспекцией в досудебном порядке не предприняты действия по установлению всех обстоятельств дела.

Момент приглашения гражданина в налоговую инспекцию для дачи пояснений очень важен — его нельзя игнорировать. Нужно явиться и предоставить пояснения в письменном виде. Более того — необходимо предоставить оправдательные документы через канцелярию, с обязательным получением входящего номера на вашем экземпляре сопроводительного письма. Вполне возможно, что получив данные пояснения, у налоговой больше не будет претензий.

Но что делать, если гражданину уже пришло уведомление о доначисленных налогах? Обязан ли он отчитываться о своих доходах?

В этом случае стоит в официальном порядке предоставить пояснения в налоговую инспекцию об источниках средств, за счет которых был приобретен, например, автомобиль.

Читайте также: