Отмена транспортного налога в 2021

Опубликовано: 29.04.2024

С 1 января 2021 с транспортным и земельным налогом надо работать по-другому. Отменены декларации, изменён срок уплаты авансов и установлены новые правила взаимодействия с ИФНС по льготам и расчёту налога.

  • Отчётность и уплата налогов
  • Как подтвердить льготы по транспортному и земельному налогам
  • Сообщение об исчисленной сумме налога
    • В расчётах ошиблись вы
    • В расчётах ошиблась налоговая
    • Налоговая не прислала сообщение

Отчётность и уплата налогов

С 1 января 2021 года декларации по транспортному и земельному налогам отменили. За 2020 год и будущие периоды отчитываться не нужно (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Налоговая продолжит принимать уточнённые декларации за более ранние периоды в стандартном порядке.

Также теперь сроки уплаты земельного и транспортного налогов сделали одинаковыми по всей России. С учётом выходных даты следующие:

  • налог по итогам 2020 года — не позднее 1 марта 2021 года;
  • авансовый платёж за I квартал 2021 года — 30 апреля 2021 года;
  • авансовый платёж за II квартал 2021 года — 2 августа 2021 года;
  • авансовый платёж за III квартал 2021 года — 1 ноября 2021 года.

Авансовые платежи не перечисляйте, если они отменены в регионе.

Заявление на льготу по транспортному и земельному налогам

Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.

Чтобы узнать, есть ли у вас льготы по земле и транспорту, изучите НК РФ, региональные законы и местные нормативные акты. В этом поможет раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Как заполнить заявление

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Она одинакова для земельного и транспортного налогов.

На титульном листе укажите код налогового органа и данные своей организации: наименование, ИНН и КПП, контактный телефон. Выберите, каким способом хотите получить результаты рассмотрения заявления: 1 — лично в налоговой, 2 — по почте, 3 — по ТКС.

Для льгот по транспортному налогу предназначен раздел 5. Отдельный раздел заполните по каждому транспортному средству. Укажите код вида транспорта (01 — автомобиль, 02 — грузовик, 03 — автобус и т.д.), марку, госномер и период действия льготы.

В поле 5.5 укажите код вида льготы из приложения № 1 к Порядку заполнения.

В поля 5.6.1 и 5.6.2 впишите дату и номер регионального закона. В поле 5.6.3 укажите его статью, пункт, подпункт и абзац. Формат заполнения по клеткам следующий:

  • 1-4 для номера статьи;
  • 5-8 для номера части;
  • 9-12 для номера пункта;
  • 13-16 для номера подпункта;
  • 17 — 20 для номера абзаца;
  • 21-24 для прочих реквизитов.

Пустые клетки заполните нулями.

Если прикладываете подтверждающие документы, запишите информацию о них в поля 5.7.1–5.7.5.

Пример. ООО «ТрансКом» зарегистрировано в Москве. Компания занимается пассажирскими перевозками на автобусах. Такая деятельность подпадает под льготу, установленную подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33. Раздел 5 надо заполнить так:


Для льгот по земельному налогу используйте раздел 6. Порядок заполнения практически полностью аналогичен транспортному. В поле 6.1 укажите кадастровый номер участка, в поле 6.2 — период действия льготы, в поле 6.3 — код льготы из Приложения № 2 к Порядку. Далее заполните форму данными нормативного документа, вводящего льготу, и реквизиты подтверждающих документов.

Пример. ООО «Плодородие» работает в Москве и имеет статус государственного научного центра РФ. Земельный участок, используемый организацией в своей научной деятельности, подпадает под льготу на основании пп. 13 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74. Раздел 6 заполняется так:


Листы с информацией о льготе заполняются отдельно по каждому льготируемому объекту. КПП указывается по месту нахождения объекта, поэтому код на листе информации может отличаться от кода на титульном листе (письмо ФНС России от 03.02.2020 № БС-4-21/1599@).

Прилагать к заявлению подтверждающие документы не обязательно, но при желании налогоплательщик может это сделать (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ). Если их не приложить, налоговики запросят подтверждение льготы у госорганов и других источников. Если там они не смогут получить их самостоятельно, то все равно обратятся за документами к вам.

Когда и куда подать

Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Налоговый орган рассмотрит заявление в течение максимум 60 дней, после чего сообщит, можете ли вы воспользоваться льготой (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Что будет, если не заявить льготу

Если не подать заявление на льготу, то ИФНС не учтёт её при проверке уплаченной суммы налога и подготовке сообщения об исчисленной инспекцией сумме. Это значит, что придётся доплатить налог или всё же подать в ИФНС пояснение и заявление на льготу. В последнем случае у организации будет 10 рабочих дней на подготовку документов.

В течение 10 рабочих дней нужно будет подать в налоговую заявление на льготу и подтверждающие её документы. Заявление рассмотрят и решат, правомерно ли применение льготы. Если нет — придется доплатить налог, пени и, возможно, штраф по ст. 122 НК РФ. В следующем разделе подробнее о том, как действовать при расхождении расчётов с налоговой.

Сообщение об исчисленной сумме налога

Второе следствие отмены деклараций по транспорту и земле — появление сообщений об исчисленной инспекцией сумме налога. В этом документе ИФНС сообщает организации, сколько она должна была заплатить по данным налоговой (п. 4 и 5 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).

Платить налог на основании сообщения не получится, так как НК РФ разрешает направлять его в течение полугода после истечения срока перечисления платежа. Поэтому считать и платить налоги придётся самостоятельно, а сообщение можно использовать для проверки себя.

Сверьте сумму из сообщения с фактически уплаченной. Если они совпадают, то поводов для беспокойства нет. Если же они отличаются, перепроверьте свои расчёты и данные, указанные ИФНС. В зависимости от того, кто допустил ошибку, выберите порядок действий.

В расчётах ошиблись вы

Если верны данные сообщения, а налог уплачен в большей сумме — возникла переплата, которую можно вернуть или зачесть (ст. 78 НК РФ). Если уплачено меньше, чем причитается по данным ИФНС, то нужно погасить недоимку и заплатить пени.

В расчётах ошиблась налоговая

Сумма, рассчитанная налоговой, может оказаться завышенной. В этом случае представьте в ИФНС пояснения (документы), которые подтвердят, что вы заплатили правильно. НК РФ даёт на это 10 рабочих дней, но налоговая должна рассмотреть ваши данные, даже если срок подачи нарушен (письмо ФНС России от 13.08.2019 № АС-4-21/16019@).

Ответ на пояснения поступит в течение месяца со дня, когда инспекция их получит. Если ИФНС согласна с представленными данными, она уточнит сообщение. Если не согласна — направит требование об уплате налога.

Требование выставят автоматически, если налог уплачен в меньшей сумме, чем указано в сообщении, а пояснения (документы) от налогоплательщика не поступили. Такое требование можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде.

Налоговая не прислала сообщение

Если налог уплачен, а до 1 сентября сообщение от ИФНС не поступило, это может значить, что у неё нет данных о земельном участке или транспортном средстве. В таком случае надо уведомить о них отдельно (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Для этого в любую инспекцию направляется сообщение об объекте налогообложения и копии подтверждающих документов. Форма сообщения утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@. Сообщение подается один раз до 31 декабря года, в котором должна была поступить информация от ИФНС.

Штраф за непредставление сообщения о наличии объекта налогообложения — 20 % от неуплаченной суммы налога. Исключение — когда сведения об объекте налогообложения уже подавались в ИФНС в составе заявления на льготу или когда сумма налога к уплате равна нулю.

  • Новая декларация по налогу на имущество за 2020 год. Что учесть и как заполнить
  • Налоговая снова требует включать в декларацию сведения о движимом имуществе
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Будет ли отменен транспортный налог в 2019 году

Совсем недавно автолюбителей РФ взволновала достаточно актуальная новость: отмена транспортного налога. Ведь этот обязательный сбор хоть и не является дорогим по стоимости, но помнить про него нужно, если нет желания в дальнейшем выплачивать внушительные штрафы. А вот с его аннулированием на одну проблему у водителей станет меньше.

Общие факты о транспортном налоге

Транспортная пошлина представляет собою денежный взнос, который налагается на всех владельцев самоходных ТС. В зависимости от типа автомобиля и его мощности, размер данного налога может существенно отличаться. Оплачивать его следует раз в год, в течение 2-3 месяцев после получения уведомления от ФНС (проверять задолженность по обязательному сбору можно и самостоятельно, на официальном сайте инспекции).

Если же данное обложение игнорировать, то сотрудники ИФНС оставят за собою право наложить на водителя штраф в размере 15 тысяч рублей. А это уже более серьезные расходы, нежели сама государственная пошлина. Поэтому отмена транспортного налога в 2019 году для легковых автомобилей и грузовиков станет просто облегчением для автолюбителей.

Налоговые ставки на ТС в настоящее время

Как правило, каждый автолюбитель знает параметры своего автомобиля, поэтому узнать размер выплаты не составляет для него труда. Обязательный взнос за машину имеет фиксированную ставку, которая рассчитывается по трем основным критериям:

  • Количество лошадиных сил в моторе;
  • Год выпуска ТС и его тип;
  • Социальный статус владельца автомобиля (некоторые физические лица освобождаются от выплаты транспортного сбора).

В зависимости от перечисленных значений, точную сумму налога на авто в 2019 году можно рассчитать по следующей таблице:

Тип транспортаМощность двигателя (в л. с.)
Размер пошлины в руб. (за каждую лошадиную силу)
Легковой автомобильДо 10012
От 100 до 12525
От 125 до 15035
От 150 до 17545
От 175 до 20050
От 200 до 22565
От 225 до 25075
Более 250150
Мотоциклы и скутераДо 207
От 20 до 3515
Более 3550
Пассажирский транспорт (автобусы и маршрутное такси)До 11015
От 110 до 20026
Более 20055
ГрузовикиДо 10015
От 100 до 15026
От 150 до 20038
От 200 до 25055
Более 25070

Важно знать! Исходя из представленных расценок, следует вывод, что налог на лошадиные силы в 2019 году больше всего ударит по карманам владельцев мощных и дорогостоящих ТС. А вот для рядового автолюбителя размер пошлины достигнет порядка 2500 – 4000 рублей.

Существует ли закон об отмене транспортного налога

Нужно ли платить сбор за автомобиль

В мае 2018 года действующий совет РФ внес некоторые поправки в закон (а именно в ст. 436 ФЗ), что вызвало огромный резонанс среди участников автомобильного сообщества. В принятых изменениях говорится следующее: все долги по транспортному сбору, накопленные за период с 2015 г., автоматически аннулируются, а их владельцам за просрочку обязательного платежа не будет грозить административная ответственность.

Однако некоторые водители восприняли эту новость, как полную отмену взноса за машину, что и вызвало волну недопонимания и вопросов. Хотя подобный сценарий возможен в ближайшем будущем, так как правительство России уже думает над тем, чтобы в 2019 году заменить транспортный налог на экологический сбор, размер которого будет рассчитываться по совершенно иным критериям.

Кто входит в льготные категории

Среди всех участников автомобильного сообщества находятся и такие люди, которых абсолютно не интересует, когда отменят транспортный налог в России. Относятся эти граждане к следующим социальным категориям:

  • Пенсионеры. В соответствии с законодательством РФ, люди преклонного возраста, проживающие в Санкт-Петербурге или в его окрестностях, имеют право не платить обязательный сбор за машину. Что касается других областей, то на их территории пожилые водители могут освобождаться лишь от половины налогового сбора или же выплачивать его в полном объеме;
  • Инвалиды. Среди всех нетрудоспособных граждан от оплаты транспортного налога освобождаются лишь носители 1 и 2 категории. С инвалидностью третей степени льготы на обязательные обложения не предусматриваются;
  • Многодетные семьи. Как и в случае с пенсионерами, это ограничение касается не всех. К примеру, для жителей Тюменской, Липецкой, Московской и Ленинградской областей полное снятие сбора с автомобиля происходит при наличии трех и более детей. А вот костромчанам положена льгота в 50%, которая вступает в силу лишь для кормильцев, воспитывающих пятерых наследников;
  • Ветераны войны и труда. Из всех категорий льготников офицеры и передовики производства получают наименьшую привилегию от государства – от 30 до 50% скидки на оплату госпошлины за авто. Полное же освобождение от такого налогообложения для них наступает только при наличии инвалидности, или по достижению пенсионного возраста.

Льготы на транспортный налог

Кроме перечисленных слоев населения, под льготы попадают и опекуны, воспитывающие чужих детей. Но для получения преимущества при оплате обязательного сбора, свой статус нужно подтвердить официально, обратившись в отделение ФНС, или предоставив все необходимые документы в режиме онлайн.

Повышение налога

Помимо отмены взыскания за автомобиль, водители активно обсуждают и возможное повышение транспортного налога в 2019 году. И это вполне актуальная тема. Ведь даже если текущее обложение заменят на экологический сбор, владельцев старых ТС, не отвечающих стандартам ЕВРО4, будет ждать существенное увеличение ежегодного взноса.

Важно знать! Если же налог на машину все-таки останется, то повышать его правительство РФ не собирается.

На сегодня поступающих в казну денег вполне достаточно для своевременной замены дорожного покрытия, обновления разметки и монтаж знаков. А для повышения установленного тарифа должны наступить определенные обстоятельства.

Мы узнали, отменят ли транспортный налог и когда ждать роста его текущей стоимости. В заключение стоит добавить, что упомянутые затраты направлены исключительно на создание комфорта и безопасности передвижения самих водителей. Поэтому обязательный сбор игнорировать не нужно.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Когда власти хотят повысить акциз на топливо, любимое прикрытие — отмена транспортного налога. Мы это не проходили в 2013 году, и вот опять.

Отменить транспортный налог с 2021 года предложил депутат Госдумы Андрей Барышев. Это уже третья инициатива, касающаяся реформирования этого налога, высказанная в ГД за минувшее лето, и одна из самых живучих идей за последние десять лет — аналогичные предложения возникают наверху каждый год, однако ситуация не меняется. Якобы в наших интересах: в случае его отмены нам придется платить еще больше. Но так ли это?

Как считается транспортный налог?

В России под обложение транспортным налогом попадают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, машины на гусеничном ходу, морские, речные и воздушные суда. Некоторые категории транспортных средств освобождаются от уплаты этого налога. Например, это легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, или же сельхозтехника.

Ставка налога зависит от мощности двигателя: чем он мощнее, тем больше приходится платить за каждую лошадиную силу. Например, базовая ставка на легковые автомобили в Москве начинается с 12 рублей за л. с. для двигателей мощностью до 100 л. с. и доходит до 150 рублей за каждую.

Как потопали, так и полопали?

«Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», — пишет депутат-единорос Барышев в пояснительной записке к законопроекту.

«Расходы» — болезненное слово в эпоху коронавируса. Из-за пандемии доходы граждан и компаний резко упали, личный транспорт используется реже, чем в предыдущие годы: отчасти из-за локдауна, отчасти опять-таки из-за падения доходов. А транспортный налог, будь добр, уплати.

В такой ситуации более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования: чаще пользуешься машиной — больше покупаешь бензина — больше платишь государству. Именно в этом логика отказа от транспортного налога в пользу повышения акциза на топливо. Почему же власть так держится за транспортный налог?

Так ли важен для бюджета транспортный налог?

Транспортный налог — региональный, то есть поступает в бюджет региона. Регион вправе решать, кому предоставлять льготы на уплату налогов, обычно, например, это многодетные семьи и/или индивидуальные предприниматели.

В бюджете региона транспортный налог занимает не очень много места. В прошлом году транспортный налог принес 1,6% от всех региональных налогов, или 175 млрд рублей, подсчитал аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. Конечно, от региона к региону эта цифра отличается, но, в любом случае, вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога. Тем более в условиях, когда поступления от акцизов в местные бюджеты растут уже сегодня.

Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. В этом году регионы получат 66,6% топливных акцизов, в 2023-м — уже 91,6%, приводит пример Осин. Доля акцизов на топливо в доходах региональных бюджетов составила в прошлом году около 6,75%, добавляет аналитик.

Акциз на топливо: цена для государства и потребителя

Акцизы на топливо были введены в России в 1994 году. Вначале они брались исходя из октанового числа, а с 2011 года — исходя из класса экологической безопасности. Чем ниже этот показатель, тем выше акциз.

В 2020 году акциз на бензин Евро-5 составляет 12 752 рубля за тонну, а на дизельное топливо Евро-5 — 8 835 рублей за тонну. «Исходя из оценки потребления бензина в РФ в 2020 году на уровне 35,5 миллиона тонн, а дизтоплива — в 76 миллионов тонн, получим, что консолидированные доходы от акцизов на бензин и дизтопливо составляют 1,13 триллиона рублей в год», — подсчитал Александр Осин.

А что значат акцизы для нас с вами?

Помните эту шутку? «Нефть дорожает — бензин дорожает. Нефть дешевеет — бензин дорожает. Будь как бензин!» А секрет бензина — в акцизах. Они постоянно растут. И именно поэтому мы видим удивительную ситуацию, что и цена на бензин в России идет вверх, вне зависимости от того, растет или падает цена на нефть на мировых рынках. «За последние четыре года ставка акциза выросла на 39%, что увеличило цену на бензин на 8%», — говорит руководитель департамента финансовых услуг сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко.

В розничной цене бензина АИ-92 доля акциза составляет в среднем 17,6%, а в цене «дизеля» — 12,5%, это расчеты на основе данных Росстата за 2018 год.

Сколько нефти в бензине?

Акциз — далеко не единственный налог, который заложен в розничную цену бензина. Есть еще НДС (вместе с акцизом он составляет примерно 30,5% от розничной цены бензина АИ-92) и налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина в России составляет, по различным расчетам, от 70% до 80%. Остальные 20–30% делят между собой АЗС и нефтяные компании.

Каждый год мы с друзьями.

О том, что надо отказываться от транспортного налога в пользу акцизов, активно говорили еще в 2010 году. О том, что налог надо отменить, заявлял в 2012 году сам Владимир Путин, как только был в очередной раз избран президентом. Было даже решено, что транспортный налог будет отменен с 2016 года, и с этой целью с 2013 года начали повышать акциз на топливо. 2016 год наступил, а транспортный налог никуда не делся. Почему?

«В 2016-м тогдашний премьер Дмитрий Медведев заявил, что отмена „сильно ударит по интересам наших регионов“, — вспоминает генеральный директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Виталий Овчинников. — Потери он оценил в 145 миллиардов рублей, отметив, что „если мы лишимся такого источника, то у нас просто дорог нормальных не будет“. В том же 2016 году Госдума приняла закон о частичной отмене налога для большегрузных автомобилей».

Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис, считает Александр Осин. «Причина же в том, что любое снижение налогов фактически противоречило бы основному тренду в политике финансово-экономических властей РФ по крайней мере последних восемь лет».

Ловкость рук

На самом деле Дмитрий Медведев немного лукавил. На росте акцизов власти хорошо заработали, по крайней мере в тот год.

В 2016 году акцизы повышались дважды — в январе и апреле. Причем в тот период власти намеревались понизить акциз на топливо 5-го класса. Предполагалось, что акциз на бензин Евро-5 поднимется в январе 2016 года до 7 530 рублей за тонну, зато в 2017 году снизится до 5 830 рублей. Но потом в правительстве передумали. В феврале 2016 года было решено поднять цены второй раз за год, в итоге с апреля акциз на бензин Евро-5 вырос на треть, до 10 130 рублей, а ставка на 2017 год увеличилась до 7 430 рублей. Только за счет апрельского повышения правительство рассчитывало получить в бюджет дополнительные 89,3 млрд рублей.

Интересно, что тогда, в феврале 2016 года, комментируя повышение акцизов, министр финансов Антон Силуанов заявлял: «Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения».

К слову сказать, сейчас нефтяные цены тоже низкие. Нефть марки Urals подешевела за восемь месяцев 2020 года на треть и сегодня стоит на 25% ниже, чем годом ранее (август 2020-го к августу 2019 года). Но сейчас почему-то повышение акцизов стало угрожать инфляцией.


* Акцизы на 2021–2022 годы приводятся на основании закона об акцизах на топливо, подписанного Владимиром Путиным в сентябре 2019 года.

Старая песня о главном

Идея о реформировании транспортного налога вплоть до его отмены в счет акциза продолжает, тем не менее, звучать практически каждый год. Только этим летом в Госдуме родилось целых три предложения. Помимо Барышева с такой инициативой выступили и другие депутаты.

Евгений Федоров, депутат от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам, предложил освободить от уплаты транспортного налога тех, кто редко пользуется своим автомобилем. Его инициатива состоит в том, чтобы дать право не платить налог тем, кто не использует автомобиль больше шести месяцев. Правда, чтобы воспользоваться этим правом, придется сдать регистрационные номера на машину в автоинспекцию.

Василий Власов, депутат от ЛДПР, предложил отменить транспортный налог на автомобили российских марок, чтобы поддержать отечественный автопром, а также тех, кто вынужден пользоваться его продукцией. «Такие автомобили приобретают граждане с невысоким уровнем благосостояния», — объяснил свою позицию депутат.

Есть ли у депутатов шанс реализовать свои идеи? Что думают об этом эксперты?

Три причины сказать «нет»

«Наиболее эффективный вариант — полная отмена транспортного налога и перевод этой платы на акциз, тем более что рост акцизов — это и есть те самые деньги, заменяющие налог, — говорит Виталий Овчинников. — Частичные послабления, будь то отмена налога для „пассивных“ автовладельцев или скидки, ничего не дадут». Дарья Тимченко полагает, что отмена налога на авто российского производства действительно станет хорошим стимулом для роста продаж отечественных моделей.

Но есть и мнение, что отменять налог в текущей ситуации не следует. Аргументы противников сводятся к следующим пунктам:

1. Нельзя лишать региональные бюджеты дохода

Пусть это и меньше 2% всех доходов местного бюджета, но курочка по зернышку.

«В условиях падения нефтегазовых доходов бюджеты всех уровней, в том числе региональные, находятся в сложной ситуации, — обращает внимание управляющий партнер консалтинговой компании „ЮКЕЙ“, генеральный директор „Юкей-Аудит“ Евгений Южанинов. — Любые действия по отмене налогов еще более усугубят их положение».

Ряд экспертов использовали традиционный аргумент: отмена транспортного налога сократит размеры региональных дорожных фондов, что грозит неотремонтированными дорогами.

2. Цена на бензин вырастет

«По данным Минфина РФ, по итогам 2019 года поступление акцизов в региональные бюджеты составило 632 миллиарда рублей, а доходы от транспортного налога — 175,1 миллиарда рублей, — говорит Евгений Южанинов. — То есть, чтобы компенсировать региональным бюджетам потерю транспортного налога, поступления от акцизов придется увеличить почти на 30%».

В какой-то степени увеличение произойдет за счет уже запланированного увеличения доли регионов в распределении собранных акцизов (как мы писали выше, если в этом году в регионы направляется 66,6% всех собранных акцизов, то в 2021 году это будет уже 74,9%). Однако без увеличения суммы самих акцизов не обойтись.

«Спрогнозировать, насколько поднимется цена на бензин в результате такого роста акцизов, достаточно сложно», — говорит Южанинов. Но в том, что цена на бензин и «дизель» вырастет, можно не сомневаться.

3. Это вызовет инфляцию

Да, акциз на топливо можно рассматривать как косвенный налог на владение или пользование автомобилем. И действительно, в некотором смысле это более справедливый налог, ведь плата привязана к потреблению. Однако рост акцизов на топливо гораздо больше влияет на рост инфляции, чем рост транспортного налога. Остановимся на этом моменте подробнее.

Почему акцизы разгоняют инфляцию?

Повышение акцизов приведет к росту цен практически на все группы товаров, заявил Минфин. «Топливо так или иначе используется в транспортировке сырья, материалов, товаров. Поэтому затраты на него учитываются в себестоимости практически любого товара или услуги», — поясняет Евгений Южанинов.

Суть в том, что транспортный налог платит конечный пользователь — гражданин или компания, и в случае его повышения это станет нагрузкой только для владельца авто. Если же повысить акциз на топливо, то он будет учитываться при каждом производственном переделе — точно так же, как НДС.

«То есть при повышении акцизов возникнет мультиплицирующий эффект, который будет разгонять цены по всей цепи взаимодействующих друг с другом экономических агентов, — объясняет Александр Осин. — Каждый экономический агент будет учитывать и сам налог, и эффект от этого налога на ценах смежников и в условиях отсутствия объективных данных о таких ценах будет повышать налог с запасом, стимулируя инфляцию».

Насколько вырастет инфляция? На 20–30%, считает Осин.

«Для примера, повышение НДС всего на 2 процентных пункта до 20% с 1 января 2019 года, судя по статистике аналогичных мер в других странах и исходя из параметров администрирования этого налога в РФ, должно быть в среднесрочном периоде оценочно отыграно ускорением инфляции в РФ в размере от нескольких десятых до нескольких процентов в годовом исчислении, — продолжает эксперт. — Этого не происходит по причине кризисного шока и жесткой политики регулятора, а также на фоне общего ужесточения налогово-регулятивных условий в РФ в последние годы, несмотря на застой последних восьми лет».

Как решают вопрос за рубежом?

По-разному. Сказать, что транспортный налог — пережиток прошлого и в цивилизованном мире не применяется, уж точно нельзя.

Транспортный налог применяется в Германии, Франции, Италии, Великобритании. Только если в России величина налога рассчитывается, исходя из объема двигателя, а также стоимости автомобиля и его возраста, то в странах ЕС учитывается, помимо объема двигателя, также и объем выбросов СО2. Неслучайно иногда этот налог называют экологическим.

В некоторых странах, в их числе Франция и США, налог уплачивается при покупке автомобиля или же при постановке его на учет. Но редко в какой стране этим дело и ограничивается. Посмотрим на некоторые цифры на примере экологического налога во Франции.

В конце 2019 года во Франции повысили налог на автомобили, которые выбрасывают более 212 граммов СO2 на километр. Если раньше владельцы таких машин платили по 12 500 евро в год, то теперь они платят по 20 000 евро. О каких машинах идет речь? Вот пара примеров. Mercedes-AMG GLC 43 (390 л. с.) выбрасы­вает 234 грамма углекислого газа на километр, Jaguar F-Type R (575 л. с.) — 269 граммов, а 1500-сильный Bugatti Chiron — 516 граммов.

По подсчетам министерства финансов Франции, увеличение налога должно приносить в казну дополнительные 50 млн евро в год, которые власти хотят пустить на развитие экологически чистого транспорта.

А в США как раз реализована идея с акцизами: уплатив при покупке от 1% до 7% от стоимости автомобиля, последующие платежи в казну автовладелец делает, расплачиваясь за топливо на бензоколонке.

Так отменят ли транспортный налог с 2021 года?

Минфин уже выступил против отмены налога — как он выступал против все предыдущие годы. Ровно с той же аргументацией: региональные бюджеты и дорожные фонды лишатся денег, а «значительное увеличение ставки акциза на топливо приведет к росту цен практически на все товары». Удастся ли ведомству отстоять свою позицию и в этот раз? Ведь в пояснительной записке к законопроекту депутат Андрей Барышев отметил, что ранее сам Владимир Путин высказался за отмену транспортного налога. И это действительно так.

Но, несмотря на это, большинство экспертов считает, что традиция отклонять законопроекты об отмене транспортного налога будет продолжена. Так, Евгений Южанинов напомнил, что в 2017 году в Госдуму было внесено аж пять аналогичных законопроектов и все они были отклонены. Тем более после очередной негативной резолюции Минфина.

Максимум, на что можно рассчитывать, — это на то, что «в связи с тяжелой экономической обстановкой и снижением уровня доходов населения в текущем году в связи с пандемией возможна временная отмена транспортного налога, например, за 2020 год», предполагает Дарья Тимченко.

«В существующих условиях я считаю более эффективным сохранение налоговой стабильности, — говорит Евгений Южанинов. — На мой взгляд, сейчас важнее не допустить роста или введения новых налогов».

Чтобы поддержать пострадавшие от «коронакризиса» отрасли, компании или группы населения, российское правительство выбрало путь адресной помощи, которая для бюджета более выгодна, чем снижение налога для всей группы налогоплательщиков, считает Евгений Южанинов.

Правда, вот ведь какое дело. Объяснение, что повышение акцизов вызовет инфляцию, вовсе не означает, что акцизы не будут повышаться. Исторический опыт подсказывает: будут. Но не ради компенсации транспортного налога, а просто так.

В нижнюю палату парламента будет внесён законопроект, предполагающий отмену транспортного налога с 2021 года. Об этом NEWS.ru заявил автор инициативы, член комитета Госдумы по контролю и регламенту Андрей Барышев. Депутат предлагает заменить налог акцизом на топливо. Между тем Минфин пока не поддерживает этот законопроект.

Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведёт к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране, объяснил парламентарий.

Из-за эпидемиологической ситуации в России граждане стали меньше пользоваться транспортными средствами. Барышев уверен, что отмена налога является вполне конструктивной мерой, которая поможет справедливее распределить бремя финансирования расходов на строительство и ремонт дорог, а также прекратить избыточное налогообложение отдельных категорий лиц. Кроме того, по его суждению, данное нововведение будет стимулировать граждан пересесть на более экологичные виды транспорта.

Нужно снизить налоговую нагрузку на людей. Время достаточно сложное, экономический кризис. Этот налог должны были уже отменить. Топливный акциз будет поднят, а налог будет как бы зашит в стоимости топлива. Сколько едешь, столько платишь. Стоимость топлива уже вверх пошла, то есть это уже состоявшийся процесс. Акциз подняли, топливо подорожало, и мы, получается, платим двойной налог. Сегодня, в общем-то, государство принимает меры поддержки, и если это будет одна из мер, то это будет здорово.


Андрей Барышев

член комитета Госдумы по контролю и регламенту
Сергей Лантюхов/NEWS.ru

Тем не менее в настоящее время поддержка Минтранса и Минфина пока не получена. В случае успешного прохождения через парламент закон может вступить в силу с 1 января следующего года.

Если на уровне правительства будет принято решение отказаться от транспортного налога в пользу акцизов, то главный вопрос, который предстоит обсуждать, — как распределится сумма акцизов, сколько останется в местном бюджете, сколько уйдёт в федеральный центр, как средства акцизов будут распределяться по регионам, отмечает зампред комитета СФ по экономической политике Валерий Васильев.

Как правило, предварительная проработка инициативы кабмином или Минфином повышает шансы на успех законопроекта, поэтому говорить о перспективах принятия закона пока рано, утверждает старший юрист налоговой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры» Торез Кулумбегов. Однако, продолжает он, президент РФ неоднократно высказывал идею отказаться от транспортного налога в пользу возмещения выпадающих доходов за счёт акцизов на топливо, что тоже является сильным аргументом в поддержку инициативы.

По словам Кулумбегова, сейчас также прорабатывается вопрос о том, чтобы изменить порядок взимания транспортного налога через введение так называемого дифференцированного платежа («умного» транспортного налога) с использованием различных автоматизированных систем данных. Всё это свидетельствует о том, что ведётся активная работа в отношении модификации транспортного налога, но во что конкретно это выльется, покажет время.


Сергей Булкин/NEWS.ru

Весь мир и Россия в том числе по мере развития цифровых технологий и цифровизации всего на свете перейдут — это уже не гипотеза, а совершенно понятное консенсусное мнение всех мало-мальски понимающих людей — на плату за автомобили и пользование дорогами, предельно похожую на то, как мы платим за электричество: сколько потребили, в данном случае сколько проехали, столько и заплатили. По какой ставке платить? По какой дороге едешь, по шикарной или по просёлочной, по часу пик едешь или в тихое время, на электромобиле или на тяжёлом грузовике — за то и платишь. Так человечество и будет постепенно с ходом развития цифровых технологий двигаться, и Россия в том числе, потому что у нас технологии далеко не на последнем уровне. К этому идёт весь мир.


Михаил Блинкин

директор Института экономики транспорта и транспортной политики

А вот брать и корёжить транспортную систему, отменять налог и возмещать потерянные доходы акцизом — это конфликтная и с точки зрения бюджета совершенно не безобидная вещь, полагает Блинкин.

Мы привыкли к тому, что этот транспортный налог идёт в дорожные фонды субъекта Федерации, тут кто-то потеряет, а кто-то найдёт. Зачем в это влезать, если всем в конечном счёте придётся переходить на эти цифровые технологии? Я думаю, что это совершенно не по делу и несвоевременно, — резюмировал специалист.

Yandex news

Добавить наши новости в избранные источники


Транспортный налог действует на территории Российской Федерации и распространяется на всех владельцев транспортных средств. Сбор с автовладельцев поступает в государственную казну, а затем собранные средства направляются на строительство и ремонт дорог.

В последнее время на различных ресурсах появляются новости о возможной отмене транспортного налога в 2021 году. Достоверной информации об этом пока нет, и отсутствуют нормативно-правовые документы, которые будут выступать в качестве альтернативных актов.

Поговаривают о замене транспортного налога топливными сборами благодаря росту акцизных ставок на бензин. Но они не смогут компенсировать все расходы, что повлечет за собой серьезные для регионов финансовые убытки, которые могут достигать 150 млрд рублей каждый год.

Также предлагается вариант альтернативы транспортному налогу – сбор средств с автовладельцев, размер которых определяется в зависимости от класса экологичности ТС. За счет такого расчета удастся сократить выброс в атмосферу вредных компонентов.

Но нужно учитывать, что отчисления не смогут в полной мере покрыть расходы на обслуживание дорог, поэтому введение таких платежей очень спорное и вряд ли реализуемое.

Ждать изменений можно, но если будет принят закон об отмене налога (такой исход является маловероятным, так как всегда есть потребность в наполнении бюджета).

Плательщики налога


Согласно действующему законодательству РФ плательщиками налога являются лица, владеющие транспортным средством.

Льготники

До момента начисления и уплаты налога следует быть уверенным в том, что транспортное средство считается объектом налогообложения. Также нужно убедиться, что владелец автомобиля входит в категорию льготников, что подразумевает освобождение его от уплаты налога.

К льготной категории относятся:

  • Лодки с мотором, мощность которого не превышает 5 л. с.
  • Легковые автомобили, которые предназначенные для лиц с ограниченными физическими возможностями (мощность не должна быть больше 100 л.с.).
  • Сельскохозяйственные машины.
  • Авто, пребывающие в розыске (нужно предоставить автовладельцу подтверждение в документальной форме).

Владельцам автотранспорта нельзя избавиться от уплаты налогов за транспорт, который не эксплуатируется. Чтобы не платить отчисления потребуется снять ТС с государственной регистрации.

Ссылаясь на региональное законодательство, от пошлины освобождаются:

  • инвалиды (1 и 2 группы);
  • родители или опекуны детей с инвалидностью;
  • многодетные семьи;
  • солдаты, находящиеся на срочной службе;
  • компании и ИП осуществляющие муниципальные перевозки.

Какую сумму нужно платить?


Ставка транспортного налога на 2021 год определяется в зависимости от мощности мотора, региона регистрации транспортного средства и стоимости (в определенных случаях).

Налоговая база представляет собой начальную ставку (стоимость одной л.с.). Показатель определяется федеральными и региональными компетентными органами. Федеральная ставка является общепринятой и стандартной. Что касается региональной, то она распространяется на некоторых субъектов РФ.

Следует учитывать, что региональные ставки не могут быть больше в 10 раз федеральных. Когда в отчетном периоде автовладелец владел транспортным средством на протяжении не всего года, тогда при выполнении расчетов используется определенный коэффициент владения. В качестве отправной точки берется 15 число.

Бюджетные трудности

Относительно отмены транспортного налога в Министерства экономического развития имеются свои аргументы.

Сбор средств с владельцев считается одним из наиболее эффективных источников пополнения местного и государственного бюджетов, что является большим преимуществом в условиях кризиса.

Из-за этой причины было принято решение оставить данный вид налога и не отменять его в 2021 году.

Даже если налог будет отменен, автовладельцам будет предложена альтернатива, позволяющая осуществлять отчисление денег в бюджет. Среди наиболее вероятных вариантов считается увеличение ставок акциза.

Это позволит гарантировать справедливость, так как делать отчисления в бюджет будут владельцы ТС, которые его используют. Вариант с акцизом станет выгодным для владельцев авто с экономичным мотором.

Сроки перечисления налога


Уплата налога автовладельцами осуществляется по месту регистрации транспортного средства. Согласно законодательству, на каждую категорию владельцев авто распространяется разные сроки перечисления налога:

  • Юрлица. Оплата должна произойти не позднее 1 февраля.
  • Физлица. Оплата осуществляется один раз в год, не позднее 1 декабря.

Что нужно знать организациям?

Главные изменения транспортного налога в 2021 году касаются организаций, выступающих в качестве владельцев автотранспорта. С 1.01.2021 года упраздняются налоговые декларации. Теперь не нужно их подавать в соответствующие органы, что значительно упрощает уплату налогов.

Федеральная налоговая служба в индивидуальном порядке занимается подготовкой отчетной документации для компаний, ссылаясь на данные о регистрации. За счет этого процедура налогообложения становится более корректной.

ФНС будет отправлять сообщения, где будут указаны конкретные транспортные средства, налоговая база, используемые ставки, итоговая сумма и сроки, когда нужно произвести отчисления. Сообщения будут поступать на электронную почту, онлайн кабинеты налогоплательщиков либо с помощью заказных писем.

Организации по-прежнему занимаются самостоятельным вычетом размера отчислений в бюджет, делают авансовые выплаты и перечисляют налоги в указанный срок.

К очередному нововведению в новом году следует отнести заявительный характер начисления льгот. Нужно в индивидуальном порядке подавать заявление в Федеральную налоговую службу о том, что у вас имеются определенные льготы. Льготные права должны быть документально подтверждены.

Что касается физических лиц, то в 2021 году для них кардинальных изменений не произошло и в ближайшее время не предвидится. Отмена, снижение или повышение транспортного налога в 2021 году вряд ли произойдет.

Читайте также: