Вовлечение в налоговый оборот объектов недвижимости включая земельные участки

Опубликовано: 23.04.2024

Для вовлечения в налоговый оборот объектов без прав Правительство Московской области с 2016 года приступило к реализации масштабного проекта на всей территории региона.


Проект уже дал ощутимые результаты. Только за осень 2016 года выявлено порядка 200 тыс. земельных участков с объектами недвижимости без прав. Поставлено на кадастровый учет более 80 тыс. домов. Ожидаем рост налоговых поступлений составил порядка 240 млн руб. А от реализации всего проекта к концу 2017 года прогноз по вовлечению в налоговый оборот более 0,5 млн. объектов с дополнительными ежегодными поступлениями налога в объеме порядка 1,8 млрд руб.


Министр имущественных отношений Московской области Андрей Аверкиев, первый заместитель председателя Московской областной Думы Никита Чаплин и генеральный директор ГУП МО «МОБТИ» Владислав Мурашов разъяснили важные подробности работы по вовлечению в налоговый оборот объектов незарегистрированной недвижимости. В частности, аэрофотосъемка Московской области, данные которой сейчас используются для выявления незарегистрированной недвижимости, была сделана в 2014 году, дроны для этого не использовались и не используются. Небольшие постройки площадью менее 50 квадратных метров, а также заборы, колодцы, навесы и места для барбекю налогом не облагаются.
Для поддержки социально незащищенных категорий населения приняты льготы: пенсионеры и другие лица, относящиеся к льготным категориям населения (порядка 15 категорий), налог на один дом не платят. Для остальных категорий существует налоговый вычет — 50 кв.м., на которые налог на имущество физических лиц не начисляется. Например, для Московской области на средний дачный дом площадью 100 кв. м. налог рассчитается только на 50 кв. м. и может составить порядка 3 тыс. руб. в год, что является посильной суммой выплаты для работающих дачников московского региона.

Основной принцип справедливого налогообложения недвижимости — все должны платить налоги, которые идут на нужды местного бюджета (строительство дорог, благоустройство территорий и т. п.) Руководствуясь этим принципом, добиться роста налоговых поступлений можно без увеличения налогового бремени — только за счет взимания налогов с объектов недвижимости, по которым они сейчас не уплачиваются, то есть путем вовлечения в оборот объектов, по тем или иным причинам «выпавших» из налогообложения
— Андрей Аверкиев, министр имущественных отношений Московской области.


Объекты недвижимости без прав сначала выявляются. Для этого используется карта аэрофотосъемки, выполненная в 2014 году по заказу Правительства Московской области. На карту из баз данных Росреестра, налоговой инспекции наносятся сведения о земельных участках с правами и визуально маркируются дома, по которым нет регистрации прав. Данные о земельных участках с выявленными объектами без прав передаются в муниципалитеты. В каждом районе и городском округе Московской области созданы специальные комиссии с участием сотрудников местных администраций, налоговых органов, филиалов ГУП МО «МОБТИ», которые еженедельно обходят населенные пункты с выявленными домами. В результате готовится список земельных участков с домами и хозяйственными постройками площадью свыше 50 кв. м. Такой перечень опубликован на сайте Министерства имущественных отношений Московской области и региональном портале государственных услуг. С владельцами выявленной недвижимости при обходах проводится разъяснительная работа по порядку регистрации прав, рассылаются письма-уведомления собственникам земельных участков. Если в перечень ошибочно включены навесы, теплицы, колодцы, сараи и т. п., не являющиеся объектами капитального строительства и налогообложения, то они исключаются из перечня. Никаким иным способом, кроме аэрофотосъемки и комиссионного обхода территорий, объекты в Московской области, не вовлеченные в налоговый оборот, не выявляются.


Одной из проблем, снижающей темпы регистрации прав, является необходимость последовательного получения нескольких документов. Собственнику (физическому лицу) для получения разрешения на строительство на землях ИЖС, постановки на кадастровый учет и регистрации прав на объект недвижимости необходимо обратиться в несколько организаций или несколько раз посетить МФЦ.


В министерстве прорабатывают новую схему оказания единой комплексной государственной услуги по получению разрешения на строительство и проведению кадастрового учета данного объекта недвижимости с последующей регистрацией прав через личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг Московской области и МФЦ. После того как новая схема будет внедрена, собственнику нужно будет обратиться в МФЦ только один раз.


Ведущий консультант ДМАиК

• Время чтения: 14 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Имущественные налоги формируют региональные и местные бюджеты, являясь основой для реализации социальных программ по развитию территории. В целях получения объективных параметров, характеризующих налоговый потенциал и доходную базу публично-правовых образований, необходимо, чтобы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) корректно отображались сведения, как об объектах недвижимости, так и о правообладателях этих объектов.


До сегодняшнего дня сохраняется проблема, заключающаяся в том, что в ЕГРН отсутствуют актуальные сведения о правообладателях объектов недвижимости, в объеме, позволяющем однозначно определить владельца объекта (фамилию, имя, отчество и реквизиты документа, удостоверяющего личность). Часто документы о правах на ранее учтенные объекты недвижимости, не позволяют точно определить их правообладателя, что препятствует налогообложению. Например: государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права, и выданные до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", содержат только фамилию и инициалы правообладателя, и не содержат паспортных данных.

В настоящем, государство стремится выявить правообладателей ранее учтенных объектов, с целью введения такого имущества в полноценный гражданский оборот и распространения на него положений налогового законодательства.

В конце 2020 года Государственная Дума приняла закон устанавливающий порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости для их дальнейшего налогообложения.

Федеральный закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Вступает в силу с 29 июня 2021 года.

Как указано в пояснительной записке, подготовленной на стадии разработки соответствующего законопроекта: «В настоящее время, в отношении значительной части (около 25 млн. объектов) ранее учтенных объектов недвижимости (права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации) в ЕГРН отсутствуют сведения об их правообладателях».

Применение норм федерального закона от 30.12.2020 № 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 518-ФЗ от 30.12.2020), позволит муниципальным органам власти, выявлять и уточнять сведения о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости и вносить их в ЕГРН для дальнейшего налогообложения. В этих целях внесены изменения в ряд федеральных законов. Их перечень представлен в Таблице 1.

Таблица 1. Изменения и дополнения, внесенные в нормативные правовые акты, утвержденные на федеральном уровне

Суть изменений и дополнений

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1

Выдаются по запросам уполномоченных органов сведения о наследниках, принявших наследство, в состав которого входит ранее учтенный объект недвижимости, в связи с проведением мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"

Выдаются по запросам уполномоченных органов сведения о государственной регистрации смерти, в связи с проведением мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными

Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Ч.1 ст.16, ч. 1 ст.16.1

Добавлены полномочия* по:

1)Проведению мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН;

2)Принятию решений о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости;

3)Направлению сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в ЕГРН

Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции"

Информация, содержащаяся в банках данных о гражданах, предоставляется уполномоченным органам, в связи с проведением ими мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"

дополнена ст. 69.1

В кадастр вносятся сведения:

- об указанных в документе, на основании которого в ЕГРН внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, вещных правах на объект недвижимости, а также о выявленном правообладателе данного объекта недвижимости.

Ст. 69.1 содержит алгоритм проведения мероприятий по выявлению правообладателей и включению сведений о них в ЕГРН.

*полномочия органов местного самоуправления, могут быть перераспределены между ними и органами государственной власти субъектов.

Действие Закона № 518-ФЗ от 30.12.2020 распространяется на ранее учтенные объекты недвижимости, сведения о которых внесены в кадастр недвижимости или в отношении которых был произведен технический учет или государственный учет, в установленном законом порядке, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", но они не зарегистрированы в ЕГРН.

На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя распространяется на ранее учтенные объекты недвижимости, если правоустанавливающие документы на них были оформлены до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Таким образом, теперь на законодательном уровне сформирован механизм, позволяющий муниципалитетам проводить работу по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости для их дальнейшего налогообложения.

С 29 июля 2021 года органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органы местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) смогут проводить на своих территориях мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Мероприятия по выявлению правообладателей и включению сведений о них в ЕГРН, условно можно разделить на этапы, указанные на рисунке 1.


Рисунок 1. Этапы мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

На первом этапе уполномоченные органы должны будут провести анализ сведений содержащихся в документах, находящихся в архивах.

На втором этапе будут готовиться и направляться запросы:

Внимание! Ответы на запросы, должны быть даны соответствующими органами не позднее чем через 15 дней со дня получения.

Одновременно с этим уполномоченные органы будут публиковать, в установленном порядке, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте муниципального образования, сообщения о способах и порядке предоставления сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости как самими правообладателями, так и любыми заинтересованными лицами (сведения о почтовом адресе или адресе электронной почты, для связи с потенциальным правообладателем).

На третьем этапе, после проведения вышеуказанных мероприятий, подготавливается проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

Проект решения обязательно должен содержать:

1) кадастровый номер ранее учтенного объекта недвижимости, содержащийся в ЕГРН, а в случае отсутствия кадастрового номера - вид, назначение, площадь, адрес объекта недвижимости (при отсутствии адреса - его местоположение);

2) в отношении выявленного правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, являющегося физическим лицом:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии),
  • дата и место рождения,
  • вид и реквизиты документов, удостоверяющих личность,
  • страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования,
  • адрес регистрации по месту жительства и (или) по месту пребывания;

3) в отношении выявленного правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, являющегося юридическим лицом:

  • полное наименование юридического лица,
  • идентификационный номер налогоплательщика,
  • основной государственный регистрационный номер;

4) наименование и реквизиты документа, подтверждающего, что выявленное лицо является правообладателем ранее учтенного объекта недвижимости;

5) акт осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, подтверждающие, что на момент проведения мероприятий по выявлению правообладателей они не прекратили свое существование, в виде приложения к проекту решения.

Внимание! Порядок проведения осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, форма акта осмотра будет установлен органом нормативно-правового регулирования.

В течение 5 рабочих дней с момента подготовки проекта решения уполномоченный орган:

  • размещает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте муниципального образования, сведения о данном объекте недвижимости и сроки в течении которых, могут быть представлены возражения относительно сведений о правообладателе;
  • направляет, заказным письмом с уведомлением о вручении, проект решения лицу, выявленному в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

На четвертом этапе уполномоченный орган принимает решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, в случае если в течение 45 дневного срока не поступили возражения относительно сведений о правообладателе.

Если в указанный срок поступили возражения, решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не принимается.

Уполномоченный орган может обратиться в суд, который вправе вынести решение о внесении в ЕГРН записи о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, в течение одного года, со дня поступления указанных возражений.

На пятом этапе уполномоченный орган, в срок не более 5 рабочих дней, будет направлять в Росреестр заявление о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, по установленной форме. К заявлению, необходимо будет приложить решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документы, содержащие сведения, полученные по запросам.

В настоящее время Росреестром разрабатываются XML-схемы формы заявления о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости двух видов для случаев:

  • если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением сведений о его правообладателе, содержатся в ЕГРН;
  • если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о его правообладателе в ЕГРН отсутствуют.

В заключении можно сказать, что реализация данного закона на практике будет способствовать вовлечению в налоговый оборот ранее учтенных земельных участков и объектов капитального строительства. Сейчас отсутствие сведений об их правообладателе в ЕГРН препятствует уплате законно установленных имущественных налогов. Ситуации, когда кто-то один владеет недвижимостью и выполняет все налоговые обязанности, а другой, имея формально нигде не зафиксированную недвижимость, “избавляется” от необходимости выплачивать налоги, в настоящее время, еще имеют место. Встречаются случаи, когда собственники ранее приватизированных активов не могут зарегистрировать свое право собственности в ЕГРН в связи с утратой или неточностями в приватизационных документах.

Новый Закон № 518 от 30.12.2020 не ограничивает участников гражданского оборота в возможности осуществить регистрацию прав на такие объекты в любое время. Изменения не предполагают осуществление государственной регистрации прав на ранее учтенную недвижимость, права на которую возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, и не отменяют принцип, согласно которому права на объекты, возникшие до дня вступления в силу этого закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.

Нововведения в законодательстве, преследуют определенные цели. В первую очередь – фискальную, поскольку их реализация будет способствовать пополнению региональных и местных бюджетов за счет взимания налогов с ранее учтенных объектов. Вторая цель – обеспечение реализации таких правовых механизмов, как изъятие земельных участков и решение вопроса о лице, несущем бремя содержания имущества. И, наконец, третья – забота о правообладателях, в том числе при возмещении убытков при ограничении прав на землю, а также при согласовании местоположения границ земельных участков.

Реализация Закона № 518 от 30.12.2020 действительно может принести пользу гражданскому обороту и публичным интересам общества.

Мы готовы в любое удобное для Вас время предоставить более подробную консультацию по данной тематике. По всем интересующим вопросам Вы можете обратиться к экспертам Компании БФТ:


Заседание дискуссионной площадки «Открытая трибуна» по актуальным вопросам вовлечения объектов недвижимости в налоговый оборот состоялось в Московской областной думе 26 января, сообщает пресс-служба Министерства имущественных отношений Московской области.

«Как помочь жителям поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на свои объекты недвижимости? С какими трудностями сталкиваются на местах? Как их разрешить и облегчить эти процедуры для граждан? Эти вопросы обсудили на дискуссионной площадке «Открытая трибуна» в Московской областной думе», – говорится в сообщении.

Тема вызвала большой интерес – в Мособлдуму прибыли делегации всех муниципальных районов и городских округов, депутаты Госдумы, представители Совета Федерации, федеральных органов государственной власти, Общественной палаты Московской области, отмечается в пресс-релизе.

«Сегодня мы собрались еще раз объяснить важность этой работы, скоординировать ее, организовать, – это главная задача нашей сегодняшней встречи. Вторая задача, может быть, еще более важная - послушать мнения с мест, чтобы узнать, с какими трудностями наши коллеги столкнулись при проведении этой работы. Мы хотим выслушать наших коллег и определить, как дальше вести эту работу», – приводятся в сообщении слова министра имущественных отношений области Андрея Аверкиева.

Он добавил, что налог на недвижимость начисляется Федеральной налоговой службой тогда, когда сведения об объекте зарегистрированы, они есть в реестре прав, кадастре недвижимости.

«За последние три месяца прошлого года – с октября по декабрь, – мы увидели, что эта работа уже дает плоды – по цифрам постановки на кадастровый учет таких объектов как жилые дома, дачи, садовые дома. Если раньше, по статистике, в среднем в месяц ставилось на учет 4-5 тыс. домов, то сейчас за октябрь-декабрь цифра выросла в 5-6 раз – 25-30 тыс. в месяц. Это означает, что до наших жителей эта информация доведена, многие поняли, что надо бы озаботиться регистрацией прав на свои объекты – и это не только в интересах наполнения бюджета, это в интересах самих жителей. Потому что это документ – доказательство того, что вы являетесь собственником своего садового участка, дачного дома, что вы зарегистрировали свое право. Иначе в противном случае может оказаться, что вы живете в доме на птичьих правах, и кто-то может предъявить претензии, что дом построен неправильно, незаконно, дело может дойти до сноса самовольной постройки», – говорится в сообщении.

В нем дополняется, что открывая заседание, председатель подмосковного парламента Игорь Брынцалов отметил, что поступление налогов на недвижимость является главным источником наполнения местных бюджетов: «Именно поэтому главы всех муниципалитетов, включая сельские поселения, должны уделить этому вопросу самое серьезное внимание».

Эта работа носит перспективный и социальный характер, позволяет реализовать принцип справедливости по обязанности уплаты налога всеми владельцами недвижимости, подчеркнул Брынцалов.

«Обсудим, как мы добились первых успехов, что улучшить, что необходимо сделать, чтобы каждый собственник мог реализовать свою конституционную обязанность платить налоги, как помочь им поставить на кадастровый учет и оформить право собственности на свои объекты недвижимости», – обозначил вопросы для обсуждения в своем вступительном слове заместитель председателя правительства Московской области Александр Чупраков, его цитирует пресс-служба.

Он отметил, что в этой работе достигнуты определенные успехи, в том числе благодаря внедрению новых технологий: «Благодаря взаимодействию территориального управления Росреестра, Кадастровой палаты Московской области, Федеральной налоговой службы, объединив наши информационные ресурсы, мы выявляем эти объекты. Наши коллеги из муниципалитетов на местах путем разъяснительной работы добиваются того, чтобы каждый собственник зарегистрировал права. Оформить права на объект недвижимости необходимо еще и для того, чтобы с этим объектом можно было совершать сделки – сдавать в аренду, продавать и т. д. Поэтому мы таким образом помогаем собственникам оформить право на недвижимость. И с этой точки зрения мы понимаем еще одну задачу, которую сейчас мы с коллегами из Росреестра, кадастровой палаты решаем – не только объяснить и добиться того, чтобы были понятны правила постановки на учет и регистрации права, но и максимально автоматизировать услуги по оформлению недвижимости, объединив ее с муниципальными и государственными услугами, которыми пользуется собственник при освоении участка: получением градостроительного плана земельного участка, оформлением разрешений на строительство, кадастровый учет и регистрацией прав. Сейчас отрабатывается алгоритм, по которому эти услуги будут объединены в одну».

Чупраков сказал, что также будет предусмотрено изготовление технической документации кадастровыми инженерами так, чтобы еще больше упростить процедуру кадастрового учета и регистрации прав. Это задача, которую ставит губернатор, один из крайне важных проектов.

«Хотел бы, чтобы по результатам сегодняшнего обсуждения принципиальных вопросов у участников не осталось – как и какие действия предпринять, чтобы каждый собственник мог беспрепятственно оформить права на недвижимость, реализовав свою обязанность по уплате налогов. Чтобы мы добились в рамках проекта обеспечить вовлечение в налоговый оборот каждого из 500 тыс. выявленных объектов, чтобы консолидированный бюджет увеличился примерно на 1,8 млрд рублей. Эта наша с вами общая работа, она приведет к финансовым результатам», – добавил зампред правительства.

Выявление незарегистрированных объектов недвижимости

С основным докладом выступил генеральный директор ГУП МОБТИ Владислав Мурашов, рассказав об опыте выявления незарегистрированных объектов недвижимости в Московской области, говорится в сообщении.

«На сегодня мы выявили около 200 тыс. участков с неоформленными объектами. Больше всего таких объектов было выявлено в Солнечногорском, Раменском, Чеховском районах. За октябрь-декабрь 2016 года поставлено на кадастровый учет 81 057 объектов, что принесет в бюджеты муниципальных образований ежегодно более 246 млн рублей», – сообщил Мурашов.

Он отметил, что в процессе работы муниципалитеты и подмосковное БТИ сталкиваются с рядом проблем: на начало проекта отсутствовало понимание того, с каким количеством незарегистрированных объектов предстоит работать. Вторая проблема была связана с пробелом в федеральном законодательстве: у гражданина отсутствует обязанность оформления прав на недвижимость, но необходимость платить за него налоги прописана. В этих условиях происходила организация процесса по вовлечению в налоговый оборот. Сначала была создана Ведомственная информационная система Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (ВИС), в которой отображаются незарегистрированные объекты капитального строительства. С помощью данных, полученных от аэрофотосъемки, специалисты ведомства вручную производили идентификацию участков, сверяя их с данными из кадастровой палаты. Т. е. каждый участок рассматривался отдельно. Однако такой способ является крайне трудозатратным и дорогостоящим. Поэтому было принято решение о совершенствовании применяемого метода – проверка участков происходила только в том случае, если вместе с правом на него одновременно отсутствует зарегистрированное право на какой-либо объект недвижимости. Это существенно сократило массив проверяемых объектов, отмечается в материале.

Но при этом из поля зрения выпадают те участки, на которых зарегистрировано хотя бы одно строение – в то же время там могут находиться и другие капитальные постройки. Поэтому для выявления оставшихся начал применяться третий вариант метода. Для этого была разработана новая технология, которая автоматически сопоставляет количество контуров зданий, полученных на аэрофотосъемке, с количеством объектов, на которые зарегистрированы права. В результате регион получил исчерпывающую базу данных. При этом учитывается, что в данном случае могла возникнуть техническая ошибка, когда в базу попали объекты, не относящиеся к категории капитальных построек (например, навес для стоянки автомобилей). Поэтому в каждом муниципальном районе и городском округе региона создаются специальные исполнительные группы. Такие группы организовывают обходы территорий, сверяют соответствие выявленных объектов заданным критериям и вручают собственникам уведомление о необходимости встать на учет. В случае если собственников не оказывается на месте, исполнительная группа направляет информационное письмо по адресу их регистрации через органы ФНС, поясняется в пресс-релизе.

Законопроект по ужесточению правил регулирования земельного налога

В ходе обсуждения было отмечено, что уже подготовлен законопроект по ужесточению правил регулирования земельного налога. В ноябре прошлого года Правительством Российской Федерации по инициативе министерства финансов России в Государственную думу внесен законопроект, поддержанный, в том числе, и Московской областной думой, который уже прошел первое чтение. В соответствии с ним земельный налог на участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, по истечении десяти лет увеличивается в 2-4 раза, если на участке не зарегистрирован объект капитального строительства. Данная норма вступит в действие с 1 января 2018 года, говорится в сообщении.

Однако, как отметил заместитель министра имущественных отношений Московской области Юрий Лавряков, такая норма побуждает больше к строительству, но не решает проблему вовлечения в налоговый оборот незарегистрированных строений. Поэтому и был разработан законопроект о поправках в Налоговый кодекс по троекратному увеличению земельного налога на собственника земельного участка (любой категории), на котором выявлены объекты капитального строительства без кадастрового учета и без прав. Также есть необходимость возложить на субъекты Российской Федерации обязанность по формированию и ведению перечня земельных участков с такими объектами, чтобы иметь возможность применить к ним повышенную налоговую ставку, следует из пресс-релиза.

Заместитель руководителя Управления ФНС России по Московской области Александр Комзов проинформировал участников мероприятия о подготовке налоговой базы для мобилизации налоговых доходов для физических лиц. Заместитель руководителя Управления Росреестра по Московской области Олег Воронцов рассказал о подготовке баз данных Росреестра для передачи их Федеральной налоговой службе. Своим опытом работы поделились представители г. о. Королев, городского поселения Люберцы и Одинцовского муниципального района, дополняется в материале.

Участники мероприятия одобрили проект резолюции, в котором органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области рекомендовано принять активное участие в реализации проекта с привлечением органов местного самоуправления городских и сельских поселений. Московской областной думе совместно с правительством Московской области подготовить поправки ко второму чтению проекта федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», говорится в сообщении.

В нем напоминается, что правительство Московской области с 2016 года реализует масштабный проект по вовлечению в налоговый оборот недвижимости по двум направлениям: выявление и вовлечение в налоговый оборот незарегистрированных домов и строений, а также вовлечение в налоговый оборот объектов, которые зарегистрированы, но по различным причинам не попали в налогооблагаемую базу.

С начала реализации проекта (сентябрь-декабрь 2016 года) поставлено на кадастровый учет порядка 81 тыс. объектов капитального строительства с потенциальным ростом налоговых доходов от налога на имущество физических лиц свыше 246 млн рублей в год. До конца 2017 года планируется выявить и вовлечь в налоговый оборот свыше 500 тыс. объектов капитального строительства на территории Московской области с ростом налоговых доходов от недвижимого имущества физических лиц на 1,8 млрд рублей в год, заключается в сообщении.


31 марта правительство внесло в Госдуму законопроект № 933979-7, направленный на закрепление возможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правообладателях ранее учтенной недвижимости.

Содержание поправок

Как указано в пояснительной записке, отсутствие актуальных и достоверных сведений о правообладателе ранее учтенного объекта снижает степень защиты права собственности и иных вещных прав на такой объект, а также создает риск невозможности учета соответствующего права, к примеру, при возмещении убытков при ограничении прав на землю, изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, согласовании местоположения границ земельных участков, решении вопроса о лице, несущем бремя содержания недвижимости.

По мнению разработчиков, принятие такого закона поспособствует вовлечению в налоговый оборот ранее учтенных земельных участков и объектов капитального строительства. Сейчас отсутствие сведений об их правообладателе в ЕГРН препятствует уплате законно установленных имущественных налогов.

Отмечается, что сегодня в ЕГРН нет сведений о правообладателях примерно 25 млн ранее учтенных объектов, права на которые возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Причиной является отсутствие в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах сведений о правообладателях в объеме, позволяющем однозначно определить владельца. При этом в силу прямого указания закона права на такое имущество признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.

Предлагается предусмотреть в законодательстве процедуру внесения в кадастр недвижимости ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенной недвижимости, наделив органы местного самоуправления и органы исполнительной власти городов федерального значения полномочиями по выявлению таких правообладателей. При этом лицо, выявленное в качестве правообладателя ранее учтенного объекта, либо иное заинтересованное лицо в случае несогласия с результатами проведенных органами местного самоуправления мероприятий вправе представить письменные возражения.

Если возражения поступят в ОМСУ, то решение о выявлении правообладателя не принимается, при этом такой орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности ранее учтенного объекта недвижимости указанному правообладателю. Вступившее в законную силу решение суда об установлении такого факта является основанием для принятия решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта.

В то же время в пояснительной записке подчеркивается, что изменения не предполагают осуществление государственной регистрации прав на ранее учтенную недвижимость, права на которую возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также не отменяют принцип, согласно которому права на объекты, возникшие до дня вступления в силу этого закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Законопроект не ограничивает участников гражданского оборота в возможности осуществить регистрацию прав на такие объекты в любое время.

Кроме того, предполагается дополнение ст. 17 Закона о полиции положениями, предусматривающими обязанность полиции представлять по запросам уполномоченных органов сведения о первичной выдаче и замене документа, удостоверяющего личность гражданина, выданного правообладателю ранее учтенной недвижимости, об адресах регистрации такого лица по месту жительства (актуальных и предыдущих), о дате и месте его рождения.

Предполагается, что реализация поправок в случае их принятия потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета в размере около 5 млн руб. Вместе с тем, добавляют разработчики, принятие законопроекта приведет к повышению эффективности налогообложения недвижимого имущества и позволит обеспечить дополнительные поступления в региональные и местные бюджеты от имущественных налогов.

Эксперты оценили проект как неоднозначный

Партнер Dentons Карина Чичканова отметила, что законопроект преследует несколько целей, и в первую очередь – фискальную, поскольку стремится пополнить региональные и местные бюджеты за счет налогов с ранее учтенных объектов. Вторая цель – обеспечение реализации таких правовых механизмов, как изъятие земельных участков и решение вопроса о лице, несущем бремя содержания имущества. И, наконец, третья – забота о правообладателях, в том числе при возмещении убытков при ограничении прав на землю, а также при согласовании местоположения границ земельных участков.

«Необходимость такого регулирования возникла в связи с тем, что согласно действующему законодательству РФ у правообладателей ранее учтенных земельных участков нет обязанности зарегистрировать свое право, сведения о таком правообладателе вносятся в ЕГРН только на основании его заявления», – пояснила Карина Чичканова.

Предлагаемый законопроект наделяет органы местного самоуправления правомочием выявлять правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и направлять соответствующую информацию в Росреестр для регистрации правообладателя, пояснила она. Для реализации такого правомочия органам местного самоуправления предоставляется широкий круг полномочий, в том числе право запрашивать сведения о лицах в полиции, пенсионном фонде, налоговой инспекции, у нотариуса, исследовать архивы, отметила эксперт.

В свою очередь юрист Dentons Мария Оболенская обратила внимание на отдельные этапы процедуры выявления правообладателя ранее учтенной недвижимости. По результатам «расследования» орган местного самоуправления (орган исполнительной власти города федерального значения) готовит проект решения о выявленном правообладателе, который затем публикует на своем официальном сайте и направляет выявленному правообладателю.

В течение 30 дней со дня получения решения такое лицо может представить свои возражения в соответствующий орган, при этом уведомление будет считаться полученным и в случае возврата письма отправителю по истечении срока хранения, подчеркнула Мария Оболенская. «Иное заинтересованное лицо также сможет обратиться с возражениями в тот же срок, однако узнает оно о таком решении, только если будет постоянно мониторить сайт соответствующего органа, – добавила юрист. – При наличии возражений решение о выявлении правообладателя принято не будет, а уполномоченный орган вправе обратиться в суд. Возможность самого органа пересмотреть свое решение, например в случае очевидной ошибки или представления убедительных документов, почему-то не предусмотрена».

По словам Марии Оболенской, в законопроекте не до конца проработан механизм защиты прав и возмещения убытков заинтересованных лиц в случае, если данные о правообладателе окажутся неверными. «Например, если в ЕГРН будут внесены неверные сведения о правообладателе объекта недвижимости, очевидно нарушение прав и настоящего правообладателя, и того лица, сведения о котором будут внесены, поскольку на последнего, например, может быть возложена обязанность по уплате налогов, – пояснила эксперт. – С учетом этого собственникам ранее учтенной недвижимости, которые не внесли сведения о себе как о правообладателях, рекомендуем, не дожидаясь действий соответствующих органов, самим обратиться в Росреестр за регистрацией».

С другой стороны, рассуждает Мария Оболенская, встречаются ситуации, когда собственники ранее приватизированных активов не могут зарегистрировать свое право собственности в ЕГРН в связи с утратой или неточностями (неясностями) в приватизационных документах. Возможно, данный законопроект и поддержка органов местного самоуправления помогут решить такую проблему, предположила эксперт.

Карина Чичканова добавила, что нельзя назвать инициативу по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости отрицательной. «Она действительно может принести пользу гражданскому обороту и публичным интересам. Однако предусмотренный законом механизм не должен создавать предпосылки для нарушения прав граждан и юридических лиц. Учитывая, что законопроект только что внесен в Государственную Думу, его текст, скорее всего, претерпит изменения, поэтому для составления итогового мнения о нем необходимо дождаться финальной редакции», – заключила она.

Руководитель арбитражной практики АБ «Халимон и Партнеры» Игорь Ершов отметил, что законопроект о выявлении правообладателей ранее учтенной недвижимости был необходим еще 10–15 лет назад, но появился только сейчас. «Полагаю, в первую очередь – для увеличения налоговых сборов, что логично и понятно. Хотя закон принесет некоторую пользу собственникам и иным правообладателям. Как правильно указано в законопроекте, в настоящее время значительное количество объектов недвижимости являются ранее учтенными», – пояснил эксперт. По его словам, среди таких объектов большую долю составляют земельные участки, относящиеся в советское время к землям совхозов и колхозов.

«Следует поприветствовать попытку государства выявить правообладателей ранее учтенных объектов с целью введения такого имущества в полноценный гражданский оборот и распространения на него положений налогового законодательства. Не должно быть ситуации, когда кто-то один владеет недвижимостью и выполняет все налоговые обязанности, а другой, имея формально нигде не зафиксированную недвижимость, “избавляется” от необходимости выплачивать налоги. Ситуация парадоксальна, но сейчас она может иметь место», – прокомментировал инициативу правительства Игорь Ершов.

В то же время, по его словам, норма о праве уполномоченных органов обеспечить выполнение кадастровых работ с целью уточнения границ земельных участков может иметь очень большие последствия как для собственников ранее учтенных земельных участков, в частности в Московской области, где существует и такая категория участков, как многоконтурные участки, так и для лиц, владеющих земельными участками, установленные границы которых могут накладываться на ранее учтенный участок.

Младший юрист юридической фирмы ART DE LEX Владислав Кулаковский указал, что на сегодняшний день отсутствует удобный и доступный способ получения информации о владельцах недвижимости, сведения о которой были учтены ранее, что дестабилизирует гражданский оборот.

По мнению эксперта, у предложенного правительством решения этой проблемы есть ряд недостатков, к которым, в частности, относится риск лишения права собственности без судебного разбирательства. «Это возможно, если ОМСУ при анализе полученной информации придет к выводу о том, что “выявленным правообладателем” является лицо X, в то время как лицо Y (законный правообладатель) не сможет в установленные 30 дней подать аргументированные возражения на проект решения. Можно заметить, что такая возможность напрямую нарушает установленный Конституцией принцип, согласно которому никто не может быть лишен права собственности на свое имущество иначе как через судебное разбирательство», – пояснил Владислав Кулаковский.

Таким образом, заключил он, нельзя назвать предложенное регулирование полностью верным, однако действия, которые направлены на сбор информации, ее анализ и подготовку проекта решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, являются правильными, так как это позволит аккумулировать доступные сведения из различных источников в рамках органа местного самоуправления, заключил эксперт.

Статья рассказывает о правовом регулировании оборота земельных участков в России

Оборот земельных участков: история и понятие

Особенности оборота земельных участков заключаются в специфике процесса передачи прав на землю как имущественного и хозяйственного объекта посредством установленных гражданско-правовым и земельных законодательством правил.

Правовое регулирование оборота земельных участков как объектов недвижимости в России начинается с закрепления прав на общинное, вотчинное, и помещичье владение. До 1917 г. отношения по землеустройству и землепользованию устанавливались Гражданским уложением Свода законов Российской Империи.

Принятие 26 октября 1917 г. «Декрета о земле» стало основой национализации земельных участков как объектов пользования. Имущественные сделки с угодьями запрещались и преследовались по закону. Земельные кодексы РСФСР 1922 и 1970 годов закрепили землю как исключительно государственную собственность. Был установлен запрет оборота участков и природных ресурсов.

Исключение составляли приусадебные участки, отнесенные к личной собственности граждан, но их нельзя было купить или подарить. Только взять с разрешения государства в аренду для хозяйственных нужд.

Гражданско-правовой режим земельных участков

Право частной собственности на землю было закреплено в ст. 9 Конституции России, принятой в декабре 1993 года и позже конкретизировалось в положениях ч. 1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), принятой в 1994 году.

Управленческая основа оборота земли как объекта недвижимости была сформирована после утверждения в 2001 году Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ). Новое законодательство установило порядок регулирования земельных отношений, определило перечень их участников (ст. 6), выделило основу правового статуса земель - разных по категории и целевому назначению.

Согласно нормам Земельного кодекса, вовлечение земли в гражданский оборот осуществляется исходя из определения понятия «недвижимость». Согласно ГК РФ – ст. 130, недвижимость – это объект, который невозможно переместить без несоразмерного ущерба его назначению. Земля как имущественный объект обладает оборотоспособностью (ст. 129 ГК РФ). По общему правилу, она может свободно переходить от одного субъекта к другому.

К участкам, в отношении которых возможны лишь некоторые сделки, относятся: особо охраняемые территории, курортные зоны, сельскохозяйственные угодья, земли связи. Для таких участков возможна аренда или иное право: бессрочное, бесплатное срочное пользование.

Возникновение прав на земельные участки

Согласно ст. 25 ЗК РФ, основания возникновения прав на землю устанавливаются гражданским законодательством. Перечень оснований для приобретения земельного участка содержится в ст. 8 ГК РФ. Получить землю в собственность или владение можно, если заключены соответствующие сделки. Ими могут быть, в частности:

  • Договор купли-продажи;
  • Договор мены или дарения;
  • Договор ренты или пожизненного содержания с иждивением;
  • Договор аренды.

Предметом сделки будет земельный участок или право на него – субаренда, частный или публичный сервитут.

Основания передачи государственных или муниципальных земель устанавливаются в ЗК РФ. Возможно решение государственного органа или муниципалитета о предоставлении земли бесплатно в собственность или бессрочное пользование.

Право на землю может быть установлено судебным решением. Так, суд признает право государственной или муниципальной собственности на бесхозный участок (на основании ст. 225 ГК, ст. 53 ЗК РФ).

Осуществление прав на земельные участки

Права на участки, изъятые из оборота, осуществляются исключительно государством и его уполномоченными органами. Согласно ст. 43 ЗК РФ, граждане и организации осуществляют права на землю свободно и на свое усмотрение, с учетом ограничений, установленных законодательством – для сохранения и защиты природных ресурсов и иных целей.

Вещные права на земельные участки (собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) устанавливаются на основании сделки, решения государственного (муниципального) органа или суда. Так, ограниченное правомочие по использованию чужого (соседнего) земельного участка может быть установлено соглашением между собственниками или решением суда о частном или публичном сервитуте.

К обязательственным правам на землю относится аренда, право бесплатного срочного пользования. Например, собственник участка передает на время землю другому хозяйствующему субъекту или гражданину для целевого использования – постройки дома (ИЖС), занятия сельским хозяйством и другой коммерческой деятельностью. Такие отношения устанавливаются на основании сделки.

Защита прав владельцем участка возможна способами, указанными в ст. 12 ГК РФ. Восстановление собственности или другого правомочия на землю осуществляется в судебном порядке. Возможны требования по компенсации имущественного и морального вреда, возмещение убытков (при порче земли и загрязнении природных объектов), взыскание неустойки.

Прекращение прав на земельные участки

Права на земельный участок прекращаются при исполнении условий сделки, если она заключается на определенный срок и контрагенты не договорились о продлении договора. Возможно расторжение сделки по соглашению сторон или в судебном порядке, когда сторона соглашения не исполняет установленные обязательства или выполняет их не полностью, причиняя контрагенту существенный вред. Право на землю также прекращается в связи со смертью гражданина или при ликвидации юридического лица.

Участок может быть изъят для нужд государства. Это допустимо в случаях, обозначенных в законе (ст. 49 ЗК РФ). Изъятие участка осуществляется по соглашению с собственником, с выплатой ему равноценной денежной компенсации. Земля может быть безвозмездно изъята в виде наказания за совершение преступления. Основания конфискации устанавливаются ст. 104.1 Уголовного кодекса РФ.

Читайте также: