Вызов на комиссию в налоговую инспекцию по ндс

Опубликовано: 09.05.2024

Комиссия по легализации налоговой базы – один из методов контроля компании, который появился приблизительно 5 лет назад. Ее работа регулируется разъяснительными письмами ФНС, которые предназначаются для инспекторов. В НК РФ соответствующих пояснений нет. Организация комиссии осуществляется согласно составленному плану.

Что делать, если получили уведомление о вызове на заседание комиссии по легализации налоговой базы?

Кто вызывается на комиссию

Особенности отбора субъектов изложены в письме ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12722. В нем указано, что выбор осуществляется на основании экономической деятельности организации, специфики налогообложения при реорганизации, ликвидации, банкротстве. Компания выбирается для вызова на комиссию по следующим критериям:

  • Информация, изложенная налогоплательщиком в заявлении об убытках. Подозрения может вызвать указание отрицательного убытка за 3 последних года, отсутствие информации об убытках.
  • Пониженное налогообложение для ИП по акцизам, УСН, НДФЛ. Нужно поделить сумму налога на объем всех доходов предприятия. Если в результате получается число меньше 3, нагрузка считается малой. Для торговых образований это число составит меньше 1.

  • Пониженная налоговая нагрузка по НДС. Для определения низкой нагрузки нужно разделить НДС к возмещению на аналогичный показатель к уплате. Если результат расчетов составит больше 89%, это обозначает пониженный показатель.
  • Недоимка по НДФЛ. Для обнаружения недоимки информация из справок 2-НДФЛ сравнивается с фактическими платежами. Для получения сведения также может использоваться РСВ-1 ПФР.
  • Компании, уплатившие НДФЛ меньше на 10% относительно предыдущего налогового периода. Данный пункт выявляется на основании карточек расчетов, динамики поступивших платежей, число сотрудников компании (по данным, поданным в ПФР), размеры платежей по филиалам.
  • Низкая зарплата для сотрудников относительно зарплаты по сектору. Информация анализируется на основании справки 2-НДФЛ, все выплаты компании своим работникам, среднее количество сотрудников. Кандидат рассмотрения комиссии – организация, выплачивающая зарплату меньше МРОТ.

    Вопрос: Может ли налоговый орган в рамках работы комиссии по легализации налоговой базы требовать представления трудовых договоров?
    Посмотреть ответ

  • Заявка о профессиональном вычете, равном более 95% от доходов предприятия. Данный пункт касается ИП. Проверяются декларации 3-НДФЛ. В процессе показатели строки 120 делятся на показатели 110.
  • ИП, которые в декларации по НДС зафиксировали некую сумму выручки, а в декларации 3-НДФЛ проставили 0 или вовсе не оформляли рассматриваемую форму. Несоответствие информации из двух документов может вызвать подозрения.
  • Рассмотрим дополнительные критерии:

    • Поступление данных о доходах резидентов РФ от иностранных государств.
    • Поступление данных о сокрытии доходов от ОВД, прокуратуры, ФЛ и ЮЛ.
    • Применение льгот по налогам и пониженных ставок без должных оснований.
    • Предоставление НДС к возмещению.
    • Различные нарушения закона в области налогового права.

    После составления перечня компаний, подлежащих контролю, определяется очередность приглашения на комиссию. Первыми в очереди идут компании с большей суммой налогов, подлежащих потенциальному возмещению. После того как очередность определена, компаниям направляются уведомления. В них указаны рекомендации по устранению правонарушения. Если ЮЛ или ИП не выполнило рекомендации, направляется письмо с вызовом на комиссию.

    Основные особенности комиссий

    Контроль компании комиссией является досудебным способом решения налоговых споров. Мероприятие также может быть названо допроверочным действием. Рассмотрим цели деятельности комиссии:

    • Улучшение поступлений налогов.
    • Увеличение взимания подоходного налога, а также страховых взносов.
    • Выявление неверных данных в бухгалтерской и налоговой отчетности.
    • Выявление выдачи сотрудникам неофициальных зарплат.
    • Предупреждение перевода подоходного налога и страховых взносов позже срока.
    • Выявление компаний, выплачивающих зарплату ниже МРОТ.
    • Выявление организаций, не устраивающих сотрудников на работу официально с целью уменьшения налоговой базы.

    К СВЕДЕНИЮ! Предполагается, что работа комиссии стимулирует компании самостоятельно уточнять точную сумму налогов и взносов, полагающихся к уплате, не допускать нарушений в сфере налогового права.

    Состав комиссии

    Комиссия включает в себя, как правило, следующих лиц:

    • Сотрудники налоговых органов.
    • Представители местных органов управления.
    • Представители ПФР, ФСС.
    • Сотрудники трудовой инспекции.
    • Прокурор.
    • Представители правоохранительных органов.

    Информацию о налогоплательщиках комиссия берет из отчетов компаний, имеющихся реестров, Интернета, публикаций СМИ.

    Особенности проведения и организации комиссии

    Каждая компания рассматривается на комиссии в индивидуальном порядке. После проведения контрольного мероприятия составляются следующие документы:

    • Протокол заседания, который должен подписать секретарь, а также председатель комиссии. Представитель налогоплательщика знакомится с протоколом под расписку. Лицо может запросить копию протокола.
    • Рекомендации, в которых отражается фактическая сумма налогов, сумма к доплате и прочее. Срок устранения правонарушений составляет 10 дней.

    Компания обязана исполнить все предписания комиссии. Факт устранения правонарушений проверяется инспекцией ФНС. Если компания не предприняла никаких действий, принимается решение о проведении выездной проверки.

    Как вести себя на комиссии по легализации

    Особенности поведения на комиссии обусловлены тем, какие вопросы будут задавать представители контролирующего органа. Рассмотрим подробнее эти вопросы:

    • На какой деятельности специализируется компания?
    • С какими поставщиками, контрагентами и покупателями сотрудничает предприятие?
    • Есть ли в компании служба безопасности, проверяющая контрагентов на надежность?
    • Соответствие компании юридическому адресу, наличие договора аренды, размер арендных платежей.
    • Число сотрудников в компании и их специализация.
    • Сотрудничество с компаниями-однодневками для создания фиктивного документооборота.

    Если представитель компании не может ответить на эти вопросы, деятельность фирмы ставится под сомнение.

    Что говорить на комиссии

    Перед комиссией нужно выстраивать определенную линию защиты. Она будет зависеть от того, в чем именно обвиняется налогоплательщик. Очень важно подготовить аргументы в свое оправдание. Пояснения можно предоставлять в письменной форме. Каждый аргумент желательно подтверждать документами. Рассмотрим пример линии защиты. Компании предъявляются обвинения в большом размере убытков. В данном случае объяснить подозрительное явление можно следующими фактами:

    • Сектор, в котором работает компания, предполагает большие убытки для всех фирм.
    • Повысилась стоимость сырья.
    • Колебания курсов валюты.
    • Спрос на продукцию компании резко упал.
    • Финансовый кризис.
    • Компания работает в новом для себя секторе.

    Если на комиссии будет рассматриваться низкая зарплата сотрудников, можно предъявить эти аргументы:

    • Часть сотрудников трудится в других регионах, в которых размер зарплат относительно низкий.
    • В компании был введен плавающий график, режим неполной занятости.

    Все аргументы должны быть логичными и обоснованными. Усилить их можно путем предоставления сопутствующих документов (к примеру, статистика).

    Неявка на заседание комиссии

    Если представитель компании не явился на заседание, проводятся эти действия:

    1. Отправка повторного уведомления.
    2. Отправка уведомления в ФНС.
    3. Исследование информации о компании для решения о целесообразности осуществления проверки.
    4. Подготовка глубокой проверки.

    Щербинина Анастасия

    Автор: Щербинина Анастасия эксперт WiseAdvice

    Щербинина Анастасия

    Автор: Щербинина Анастасия
    эксперт WiseAdvice

    Из материала вы узнаете, кого обычно вызывают на налоговые комиссии (убыточные, зарплатные, по НДС и пр.); что отвечать инспекторам, и чем рискует генеральный директор, отказавшийся явиться в ИФНС.

    Комиссии по легализации налоговой базы или, проще говоря, налоговые комиссии, – это особая форма налогового контроля, которая широко применяется уже более семи лет. Что самое интересное – ни порядок проведения, ни ответственность налогоплательщика за отказ явиться на комиссию в законодательстве никак не обозначены – есть только разъяснительные письма ФНС, адресованные самим инспекторам.

    Вызов на комиссию в налоговую очень часто является первым «звоночком» о том, что налоговики заинтересовались компанией и проводят по ней предпроверочный анализ с целью дальнейшего назначения выездной проверки. Некоторые критерии отбора на налоговые комиссии совпадают с теми, что налоговики используют для планирования выездных проверок. При этом на комиссии попадают и организации, по которым пока выездную проверку проводить нецелесообразно, так как нет стопроцентной уверенности в эффективности ревизии (но уже ясно, что нарушения имеются).

    Считается, что на комиссию по легализации налоговой базы инспекторы вызывают с целью выяснить причины отклонений от «нормы». Однако, как показывает практика, ИФНС не ставит задачу получить от налогоплательщика внятные пояснения, разобраться в ситуации. Главная задача – убедить компанию начать платить больше налогов и откорректировать прошлые периоды до «нормального» уровня.

    Рассмотрим, какие комиссии бывают, кто может получить вызов на комиссию в налоговую, и как себя вести с инспекторами, чтобы не навредить компании.

    Комиссии по легализации налоговой базы сейчас – это самый эффективный способ получить с компаний больше налогов и взносов. Во время личных встреч контролеры могут прибегать к обману, давлению и даже прямым угрозам.

    Критерии отбора на налоговые комиссии

    Изначально комиссии по легализации налоговой базы создавались с целью увеличения поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков к самостоятельному уточнению налоговых обязательств, недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах. Их массово создавали при инспекциях и региональных управлениях ФНС, при администрациях субъектов РФ и органах местного самоуправления.

    Порядок работы комиссий по легализации налоговой базы впервые был прописан в письме ФНС от 17.07.2013 г. № АС-4-2/12722@. В нем же налоговая служба перечислила критерии отбора налогоплательщиков для вызова на комиссии по легализации налогов.

    Согласно этому письму, налоговики отбирают кандидатов на комиссии по легализации налоговой базы по следующим основным критериям:

    • Наличие убытков за 3 последних года, отсутствие информации об убытках.
    • Низкая налоговая нагрузка по налогу на прибыль, акцизам, единому налогу при «упрощенке», ЕСХН, НДФЛ, уплачиваемому ИП.
    • Низкая налоговая нагрузка по НДС (возникает при доле вычетов НДС более 89%).
    • Недоимка по НДФЛ или уплата налога на 10% меньше относительно предыдущего налогового периода.
    • Зарплата сотрудников меньше МРОТ или средней зарплаты по отрасли.

    В качестве дополнительных критериев в письме названы:

    • Применение налоговых льгот без должных оснований.
    • Заявление НДС к возмещению.
    • Нарушение налогового законодательства и др.

    Позднее письмом 21.03.2017 г. № ЕД-4-15/5183@ ФНС частично отменила свое первое разъяснение о работе комиссий по легализации объектов налогообложения. В частности, ту часть письма, которая касалась работы комиссий по НДС, налога на прибыль и ряда других налогов. Зарплатные комиссии официально были отменены летом 2020 года – письмом ФНС от 07.07.2020 № БС-4-11/10881@.

    Несмотря на все отмены регламентов проведения комиссий инспекции продолжают вызывать директоров, главбухов и финансовых директоров компаний на комиссии по легализации налогов. Причем после снятия запрета на проведение проверок (действовал в период пандемии коронавируса весной-летом 2020 года и закончился 1 июля) эти комиссии стали более жесткими, а сами инспекторы во время «беседы» применяют запугивание и способы психологического давления на представителей компании.

    Бояться комиссий не стоит, но к ним надо тщательно готовиться.

    Убыточные комиссии

    Кого вызывают. Официально убыточные комиссии отменили, но налоговики продолжают вызывать представителей компаний, так как этот вид комиссий по легализации оказался намного эффективнее камеральных проверок (см. Статистику).

    В январе-марте 2020 года на убыточных комиссиях в ИФНС побывали представители более 2 тыс. столичных компаний. После встречи с налоговиками 80% из них убрали из отчетности 21,4 млрд руб. убытков – почти в 5 раз больше, чем налоговики сняли на камералках (4,3 млрд руб.).

    На комиссии приглашаются компании, которые показали убыток в декларации по налогу на прибыль – для дачи пояснений по какой причине возникли убытки. Причем сумма убытка значения не имеет – для инспекторов важен сам факт его наличия.

    Впрочем, сами причины убыточности инспекторов мало волнуют. Их больше тревожит вопрос – когда будет подана уточненная декларация и доплачен налог на прибыль. Тем не менее, компании стоит подготовить вразумительные пояснения. Не исключено, что вашему инспектору они покажутся убедительными. Если руководитель или бухгалтер теряются во время беседы, не могут привести внятных причин образования убытков, на них начинают давить и запугивать выездной проверкой и доначислениями. В итоге чаще всего комиссия по легализации заканчивается подачей уточненки.

    Компания, которая не явилась на комиссию либо не привела убедительных аргументов в обоснование полученных убытков, но при этом игнорирует требование подать уточненную декларацию, действительно рискует попасть в план выездных проверок налоговиков. Особенно, если убытки показаны в ее годовой отчетности по налогу на прибыль.

    Что ответить инспекторам. К заседанию налоговой комиссии надо подготовить письменные пояснения причин возникновения убытков. Для начала стоит написать, что в декларации противоречий нет, а убыток обоснован. На комиссии надо быть готовым назвать причины возникновения убытка, как долго в компании финансовый кризис и какие меры принимаются, чтобы выйти из ситуации.

    В ИФНС не идите с пустыми руками, подготовьте документы. Например, доказать отсутствие прибыли поможет расшифровка доходов и расходов, выписки со счетов, акты и договоры с поставщиками, клиентами, арендодателями и др. Документами можно подтвердить закупку дорогостоящего оборудование или затраты на модернизацию производства. В этом году финансовые потери вполне объяснимы приостановлением деятельности в период «коронавирусных» запретов, поэтому обязательно подготовьте соответствующий приказ и захватите его в инспекцию.

    Есть несколько аргументов, которые могут убедить инспекторов:

    • Убыточность всей отрасли.
    • Убытки только по отдельным видам деятельности компании (которые перекрывают прибыльность остальных).
    • Рост закупочных цен (например, у вас импортное сырье); нестабильность курса валют.
    • Снижение покупательской способности и, как следствие, - снижение продаж.
    • Открытие нового направления бизнеса, по которому отдача ожидается в лишь будущем (в этом случае налоговики могут попросить бизнес-план или прогноз о том, когда компания выйдет на прибыль).
    • Отказы покупателей от товара.
    • Неплатежеспособность покупателей.

    Из нашей практики

    «Одного из наших клиентов вызвали на убыточную налоговую комиссию. Мы письменно обосновали свою позицию. Инспектор ее принял, но потребовал также обосновать, как компания проявляла должную осмотрительность при работе с недобросовестными контрагентами. Мы подготовили письменный ответ (см. Приложение ниже), и инспекцию он устроил».

    Зарплатные комиссии

    Кого вызывают За годы своего существования зарплатные комиссии, пожалуй, изменились больше других. И сейчас они одни из самых опасных.

    Начнем с того, что регламент проведения зарплатных комиссий официально отменен ФНС. До лета 2020 года зарплатные комиссии проводились в соответствии с письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. В июле 2020 года, как мы писали выше, этот документ отменили. Все думали, что комиссий больше не будет, но ошиблись.

    Итак, в каких случаях есть риск оказаться на комиссии по легализации налоговой базы по НДФЛ и взносам:

    1. Компании, в которых выплаты сотрудникам ниже федерального МРОТ (сейчас – 12 130 руб.)

    Теперь инспекторам не нужно вручную отбирать компании для вызова на комиссию по легализации налоговой базы по НДФЛ. С 2020 года действуют новые контрольные соотношения к расчету по взносам (см. письмо ФНС от 07.02.2020№ БС-4-11/2002@ ). Если зарплата меньше МРОТ – нарушается одно из соотношений, и программа автоматически высылает требование представить пояснение – прямо в ходе камералки расчета по взносам.

    1. Зарплата в компании выше федерального МРОТ, но ниже региональной «минималки»
      В этом случаи налоговики на комиссии требуют поднять зарплаты до региональной «минималки», угрожая натравить на компанию трудинспекцию.
    2. Зарплата меньше среднеотраслевой по региону
      В некоторых случаях инспекторы требуют пояснить, почему средняя зарплата меньше среднеотраслевого показателя. Для сравнения они используют данные Росстата, в объективности которых сами сомневаются – не понятно, откуда берутся такие огромные цифры и как им можно соответствовать, особенно в кризис.

    Безопаснее все же отслеживать среднеотраслевые зарплаты, чтобы вопросы налоговиков не стали неожиданностью. Показатели можно смотреть на портале ФНС «Прозрачный бизнес» pb.nalog.ru в разделе «Калькулятор налоговой нагрузки» .

    1. Компании, которые подозревают в выплате зарплат в «конвертах»

    Налоговики постоянно исследуют различные источники, и могут вызвать директора или главбуха для дачи пояснений, если:

    • при получении кредита сотрудник компании принес справку 2-НДФЛ «для банка» с более высокой зарплатой, чем официальная зарплата в отчетности работодателя;
    • компания заключила контракт, для исполнения которого надо 20 человек, а по отчетности у нее только 10 специалистов;
    • информация на сайтах подбора персонала расходится со штатным расписанием (нет такой должности в штатке, либо на сайте указан более высокий уровень зарплаты, чем в штатном расписании);
    • при поступлении жалоб сотрудников на зарплаты в конвертах.

    Что ответить инспекторам. На заседание комиссии инспекторы просят захватить копии штатного расписания за интересующие их годы, а также цифры по средней численности сотрудников и средней заработной плате на сотрудника.

    Как обосновать низкие зарплаты:

    • Неполная занятость (в данном случае, помимо штатного расписания, стоит захватить на комиссию приказ о введении сокращенного графика).
    • Основной штат сотрудников находится в регионах с более низкой оплатой труда.
    • Временное снижение зарплаты из-за пандемии. В этом случае обязательно пообещайте, что поднимите зарплату до необходимого уровня, как только компания преодолеет финансовые трудности.

    Компания, которая не явилась на комиссию, не представила убедительных доводов в обоснование низких зарплат, либо пообещала повысить оклады, но так этого и не сделала, может оказаться в плане выездных проверок.

    Из нашей практики

    «Клиента вызвали на зарплатную комиссию. Мы подготовили копии штатных расписаний за три года, сделали расчет средней численности сотрудников и размера заработной платы по годам, а также дали письменные пояснения. В них мы сделали упор на то, что в связи со сложной экономической обстановкой в стране, большой конкуренцией в сфере деятельности, компании не удалось сохранить прежний уровень заказов. А общехозяйственные расходы при этом выросли значительно. В свете этих обстоятельств у компании не только не было возможности повысить зарплату, но и с целью экономии и формирования более выгодных цен на свои услуги пришлось привлекать персонал в регионах. В целом же средний уровень зарплат в компании соответствует уровням МРОТ по регионам».

    Комиссии по НДС

    Кого вызывают. На комиссии по легализации налоговой базы по НДС рискуют оказаться компании с высокой долей вычетов. При этом, если говорить о «безопасной» в глазах инспекторов доли, то она, с точки зрения ФНС, составляет 89%. Однако может отличаться в зависимости от конкретного региона (см. статью «Выездная проверка: как определить. Не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»).

    Существуют и другие основания для приглашения на комиссию по НДС, а именно:

    • Компания заявила НДС к возмещению
    • Компания не отвечает письменно на запросы (например, игнорирует просьбу пояснить расхождение между вычетами и реализацией у поставщиков).
    • Контрагенты компании обладают признаками «однодневок».

    Что ответить инспекторам. Существуют объективные причины больших вычетов по НДС:

    • Много товара закупили, но не продали, т.е. можно ссылаться на значительные закупки товаров в одном из налоговых периодов, наличие значительного накопленного НДС за предыдущие налоговые периоды и т. п. (правда, сейчас появилась возможность «размазывать» вычеты по периодам, и не заявлять в одном периоде много вычетов – это помогает избежать комиссии).
    • Специфика деятельности компании. Например, организация закупает товары с более высокой ставкой НДС, а продает с более низкой.

    Компаниям, которые хотят возместить налог, на комиссии придется доказывать, что поставщик был проверен на добросовестность еще до заключения сделки, сама сделка реальна. Тут пригодится выписка из ЕГРЮЛ, «первичка» на закупку и доставку товара.

    Поскольку в глазах налоговиков НДС – это самый «криминальный» налог, инспекторы долго разбираться не будут – могут банально отказать в возмещении.

    Налоговая комиссия по недоимке

    Кого вызывают. Тем, кто стал неплательщиком впервые, инспекторы могут сначала попросить письменных объяснений. Если реакции не последует, руководителя компании вызовут для личной беседы в ИФНС и даже в налоговое Управление (все зависит от величины долга). Таким образом, на налоговые комиссии по недоимке чаще всего вызывают хронических неплательщиков, которые игнорируют требования налоговиков.

    Что ответить инспекторам. Как правило, долги компании поясняют трудным финансовым положением, которое, в частности, объясняется большой задолженностью контрагентов по выполненным работам и оказанным услугам. В любом случае надо постараться убедить инспекторов, что финансовые трудности носят временный характер, и вскоре недоимка будет погашена.

    Игнорировать налоговые комиссии по недоимке небезопасно. Инспекторы могут сразу же выставить инкассо (если средства на счету у компании имеются) либо начнут взыскание за счет имущества. А при личной встрече все же существует возможность согласовать сроки погашения недоимки.

    Комиссии по налоговой нагрузке

    Кого вызывают. Налоговая нагрузка рассчитывается как процентное отношение всех налогов, которые платит компания, к выручке от реализации. Причем у каждой отрасли она своя. Свежие данные среднеотраслевой налоговой нагрузке, на которые ориентируется ИФНС, можно скачать на официальном сайте ФНС nalog.ru > «Налогообложение…» > «Контрольная работа» > «Концепция…» .

    На такую налоговую комиссию рискуют попасть даже те компании, которые впервые отклонились от нормативных значений. На беседе инспекторы будут склонять перенести часть расходов, требовать бизнес-планы и перечень мероприятий, направленных на увеличение прибыли.

    Что ответить инспекторам. На комиссию по низкой налоговой нагрузке стоит заранее подготовить пояснения. Низкую прибыльность можно объяснить спецификой деятельности, временными трудностями, новым видом деятельности и т. д. Объяснить отклонение можно увеличением расходов (например, возникли какие-то непредвиденные расходы), курсовыми разницами, падением продаж т. д. Причины убытков тоже могут быть самые разные: компания развивается, привлекает займы, трудоемкость высока и т.д.

    Компанию, которая игнорирует вызов на комиссию по налоговой нагрузке, могут включить в план выездных проверок. Риск включения в него тем выше, чем больше отклонение показателя налоговой нагрузки от среднеотраслевого.

    Неординарные комиссии

    Поскольку принципы отбора компаний на комиссии по легализации налогов и порядок их проведения в законодательстве не прописаны – в том самом письме ФНС, о котором мы упоминали в самом начале публикации, черным по белому написано, что для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны «иные налогоплательщики».

    В связи с этим налоговики на местах проявляют смекалку и проводят «самодеятельные» комиссии. Некоторые, к примеру, устраивают комиссии для мигрирующих компаний. Особенно рискуют организации, которые переехали из другого региона и при этом еще имеют непогашенные налоговые долги и убытки.

    Другие ИФНС проводят налоговые комиссии для компаний на спецрежимах. В частности, тех, кто работает на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» и платят минимальный налог или показывают убытки. Кое-где популярны так называемые «отраслевые» комиссии – на них приглашают представителей самой проблемной, с точки зрения инспекторов, отрасли в регионе. В Москве это строительство – именно в этой сфере чаще всего выявляются нарушения налогового законодательства.

    Не так давно появились комиссии по миграции бизнеса. На них налоговики вызывают руководителей и требуют объяснений – зачем компания уходит в другой регион. Цель таких комиссий – удержать добросовестных налогоплательщиков и не пускать в регион компании с нехорошей «налоговой историей».

    Чем опасна неявка на налоговую комиссию для гендиректора

    Конечно, компания обязана посещать налоговые комиссии. Вывод об этом проистекает из общего права налогового органа вызывать налогоплательщика для дачи пояснений в связи с уплатой, удержанием и перечислением налогов. За неявку на любую комиссию генерального директора могут оштрафовать на 4000 руб. по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.

    Как правило, налоговики приглашают генерального директора и очень не любят, когда вместо него приходит представитель компании. Все очень просто – генерального директора гораздо проще напугать и, угрожая выездной проверкой, вынудить компанию доплатить налоги или поднять зарплату сотрудникам.

    Однако если интересы компании на налоговой комиссии представляет опытный эксперт в области налогообложения и налогового права, такие «фокусы» у налоговиков, как правило, не проходят.

    Если вас вызвали на комиссию – будем рады помочь! Мы объяснимся с инспекторами от имени вашей компании и дадим убедительные ответы на все вопросы проверяющих.

    ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

    В частности, в итоговом докладе ФНС России о деятельности службы за 2019 год отмечается, что существенно возросла роль аналитической работы, позволившей получить в 2019 году дополнительные 131 миллиард рублей, уплаченные налогоплательщиками добровольно.

    При этом, главным образом, такой результат достигается посредством работы с налогоплательщиками в рамках комиссий по легализации налоговой базы по НДС, направленной на понуждение налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств. Рассмотрим, что делать, если Вы получили «приглашение» на такую комиссию.

    Как построена работа комиссий по легализации налоговой базы

    Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.

    По результатам проведения комиссии налоговый орган составляет протокол, где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это десять календарных дней с момента заседания комиссии).

    Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.

    Зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

    Между тем чаще всего компании вызывают в налоговые органы на рассматриваемую комиссию с целью добровольного уточнения своих налоговых обязательств по НДС за тот или иной налоговый период. Это связано с тем, что инспекторы через информационную программу «АСК НДС-2» в цепочке контрагентов налогоплательщика (часто вплоть до седьмого звена цепочки) находят проблемные организации, которые не уплатили НДС (так называемые «разрывы по НДС»).

    При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

    Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

    В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

    Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

    Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

    Поэтому в случае, когда у налоговых органов есть информация о невозможности выполнения сделки контрагентами налогоплательщика из-за отсутствия у них соответствующих ресурсов (работников, техники, склада и т.п.), инспекторы пытаются доказать несоблюдение налогоплательщиком норм ст. 54.1 НК РФ и «снять» расходы и вычеты по неблагонадежным контрагентам.

    При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

    Что делать, если вызвали на комиссию

    Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель подоверенности (например, юрист).

    Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.

    Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

    Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

    Во-вторых, нужно внимательно выслушать мнение инспекторов, и уточнить чем вызван интерес к вашей компании, какие доказательства «недобросовестности» вашей компании и «проблемности» вашего контрагента первого и последующих звеньев есть у налогового органа. Лишь после этого следует пояснять проверяющим содержание и аспекты тех или иных операций с проблемными контрагентами. Причем не следует на комиссии обещать проверяющим, что вы готовы подать уточненные налоговые декларации и доплатить НДС, правильнее — сообщить им, что вы их услышали и готовы в ближайшее время подумать, в том числе обсудить ситуацию с собственниками бизнеса и др.

    В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

    Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

    Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

    Как оценить налоговые риски

    Итак, допустим, что ваша компания получила уведомление о вызове на комиссию по НДС, на которой инспекторы сообщили, что один из ваших контрагентов / ряд контрагентов первого звена обладают признаками фирм-однодневок либо по данным «АСК-НДС-2» ваши контрагенты второго или третьего звена не уплатили НДС в бюджет. По результатам состоявшейся комиссии инспекторы под угрозой назначения выездной налоговой проверки настоятельно требует от вас представить уточненные декларации по НДС и доплатить налог в бюджет в кратчайшие сроки. Как поступить в такой ситуации?

    Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

    Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

    Ситуация из практики

    Общество получило уведомление о вызове руководителя в налоговый орган, в котором было указано — для дачи пояснений по вопросу ведения финансово-хозяйственной деятельности с ООО «Ромашка» за 4 квартал 2019 года.

    В ходе комиссии инспекторами были озвучены претензии к заявленным вычетам по НДС по операциям с ООО «Ромашка». По мнению налогового органа, данная организация является «сомнительным» контрагентом по ряду признаков (отсутствие по адресу местонахождения, неявка генерального директора ООО «Ромашка» на допрос, минимальные платежи в бюджет и т.п.). В итоге инспекторы настойчиво под угрозой проведения выездной налоговой проверки предложили руководителю Общества исключить вычеты НДС по операциям с ООО «Ромашка», представив уточненную налоговую декларацию за 4 кв. 2019 и доплатив в бюджет НДС в сумме 2,5 млн. руб.

    Вместе с тем руководство Общества до визита в инспекцию на комиссию обратилось за консультацией к налоговым юристам компании «Правовест Аудит». Юристы выяснили, что налогоплательщик приобретал у ООО «Ромашка» строительные материалы (причем их перевозку в адрес Общества осуществляло третье лицо).

    В этой связи юристами был подготовлен запрос в адрес указанной организации-перевозчика, которая письменно подтвердила, что в конце 2019 года перевозила строительные материалы, полученные от ООО «Ромашка» на его складе и предоставила соответствующие транспортные накладные.

    Кроме того, Обществом была систематизирована деловая переписка с ООО «Ромашка», из которой следовало, что до заключения договора с указанной организаций были получены от контрагента сведения о налоговой и бухгалтерской отчетности ООО «Ромашка» за 2018-2019 гг., а также информация о наличии у ООО «Ромашка» трудовых и материальных ресурсов, соответствующем опыте по поставкам строительных материалов и т.п.

    В частности, были получены копии штатного расписания ООО «Ромашка», а также информация о том, что материалы будут доставляться силами организации-перевозчика, рекомендательные письма в отношении ООО «Ромашка» от крупных строительных холдингов.

    На комиссии в налоговом органе юристами были изложены все вышеуказанные обстоятельства и представлены документы, подтверждающие статус ООО «Ромашка» как реального участника предпринимательской деятельности в области поставок строительных материалов, так и реальность самих операций Общества по приобретению материалов у ООО «Ромашка».

    Также по итогам комиссии Обществом было направлено в инспекцию письмо вместе с вышеупомянутыми доказательствами с указанием на то, что оснований для уточнения обязательств по НДС по операциям с ООО «Ромашка» Общество не усматривает.

    После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

    Налоговая вызывает на допрос, когда ищет доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы, чтобы не платить налоги.

    Еще о налоговой:

    Кира Гин

    Налоговая может вызвать на допрос любого

    Налоговая вместе со Следственным комитетом разработали методичку для допросов. В ней 80 рекомендуемых вопросов. Эта методичка придумана, чтобы налоговая и Следственный комитет работали в одном направлении: доказывали, что компания недоплатила налоги умышленно.

    Обычно налоговики вызывают на допрос, когда ищут доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы ухода от уплаты налогов.

    Что проверить у контрагента

    Повестку на допрос налоговая вправе вручить любому человеку, если считает, что у него есть информация, которая поможет в налоговой проверке. Вызывают нынешних и бывших сотрудников компании, директора, основных поставщиков.


    Есть заблуждение: допрашивать будут директора, руководителя или главного бухгалтера, а остальных допросы не касаются. Это не так. Поиск доказательств налоговая начинает с допроса рядовых, а иногда уже уволенных сотрудников, которые как-то общались с подозрительным контрагентом.

    Например, по документам компания закупила товар, а по факту сделка фиктивная. Налоговая вызвала на допрос кладовщика и спрашивала: «Доставляло ли ООО «Лосось» товар на склад?», «Как вы его принимали и списывали в производство?», «Какой объем расходных материалов поступает на склад ежемесячно?»

    В моей практике была история. Во время проверки налоговая не смогла доказать, что компания работала с неблагонадежным контрагентом, и решила допросить водителя. Директор компании предупредил водителя: на допрос лучше прийти с налоговым юристом или адвокатом.

    Инспектор приехал к водителю домой в субботу в десять вечера. Сказал, что отказаться от допроса водитель не может, якобы за это его ждет уголовная ответственность. Водитель растерялся, и инспектор допросил его в ближайшем кафе. Показания были не в пользу компании.

    Протокол допроса водителя налоговая использовала в суде, на нём было построено всё доказательство. В итоге компания проиграла дело.

    В другой компании налоговая допрашивала кладовщика. Так часто делают, потому что рядовым сотрудникам нет выгоды выгораживать компанию и они расскажут, как всё было на самом деле.

    Вызовом на допрос считается только повестка

    Вызывать на допрос могут только повесткой. Если налоговая звонит по телефону и просит прийти на допрос, ей можно отказать: «Пришлите, пожалуйста, повестку». То же самое, если инспектор пришел домой к сотруднику или директору компании.


    Мне встречались случаи, когда повестку налоговая просто бросала в почтовый ящик по прописке сотрудника. Ходить на допрос по такой повестке или нет, зависит от тактики, которую выбрала компания. И от того, готов ли сам сотрудник идти на допрос.

    Но когда налоговики оставляют повестку в почтовом ящике, у них нет доказательств, что человек ее получил.

    Допрос проходит в налоговой инспекции. Это может быть та инспекция, что проводит проверку, или инспекция по прописке свидетеля. Второй вариант — допрос в офисе компании, если об этом попросила компания.

    Инспектор не вправе допрашивать свидетеля в кафе, у него дома или в подъезде. Но в налоговом кодексе есть исключения, когда допрос разрешается провести по месту жительства свидетеля:

    • свидетель из-за возраста, болезни или инвалидности не может прийти в налоговую;
    • в других случаях на усмотрение налогового инспектора.

    Списка других случаев из второго пункта в законе нет, но даже если инспектор считает, что сейчас другой случай, все равно можно отказаться от допроса по двум основаниям: право не свидетельствовать против себя и право на юридическую помощь.

    Штраф 1000 рублей, если не пойти на допрос

    С допросами налоговой есть два штрафа, их размер зависит от причины:

    • 1000 рублей за неявку или уклонение от допроса без уважительной причины. Уважительными причинами считаются, например болезнь или командировка;
    • 3000 рублей за ложные показания и неправомерный отказ от показаний. Например, неправомерным отказом будет, если человек получил повестку, пришел в инспекцию и сказал: «Я не буду давать показания!»

    Иногда проще заплатить тысячу рублей, чем наговорить на себя под запись в протокол. Бывает и наоборот. Например, идет налоговая проверка, и сотрудник может дать показания в пользу компании — тогда стоит идти. Но только не одному: ходить лучше с адвокатом, потому что не всегда очевидно, зачем налоговая задает те или иные вопросы.

    У каждого есть право не давать показания против себя, супругов и близких родственников, даже если уже пришли на допрос по повестке. Право не свидетельствовать дает статья 51 Конституции России.

    80 вопросов налоговой для допроса

    Налоговая обычно использует методичку Следственного комитета, когда у компании есть недоимка по налогам в крупном или особо крупном размере. В законе прописан критерий крупности:


    В методичке 80 вопросов, которые рекомендуется задавать налогоплательщику. Но налоговики необязательно будут допрашивать по методичке, могут задавать и другие вопросы.

    По итогам выездных проверок по крупным недоимкам налоговая передает материалы допроса и проверки документов Cледственному комитету. Иногда налоговая и Следственный комитет проводят проверки вместе.


    Каждый вопрос задается не просто так, а с целью получить больше информации, найти противоречия, выявить преступление или понять, кто виноват. Разберем часть вопросов.

    1. Кто занимается подбором поставщиков и подрядчиков для вашей компании?

    Этот вопрос налоговая задает, чтобы понять, кого еще нужно допросить. Подбором поставщиков в компании может заниматься один человек, а может целый отдел. Во втором случае допросят всех сотрудников отдела, чтобы найти противоречия.

    2. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь?

    Цель вопроса — понять, проявляла ли компания должную осмотрительность. Если ответить: «Да в Яндексе поискал, позвонил первому попавшемуся, и начали работать», налоговая посчитает, что должной осмотрительности компания не проявила.

    Как правильно отвечать, мы рассказывали в статье о должной осмотрительности. Если кратко: проверили контрагента на сайте налоговой, в системе «За честный бизнес» и в архиве судебных дел. Изучили его сайт, прочитали отзывы и спросили у коллег. Были уверены, что у контрагента есть все ресурсы, чтобы выполнить свою часть договора.


    Проявить должную осмотрительность

    3. Вам попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали?

    Провокационный вопрос. Налоговая не конкретизирует, что значит недобросовестный поставщик. Вы можете думать, что это тот, кто привозит испорченные арбузы или хамит кладовщику. И скажете: да, попадались! А налоговая посчитает, что вы признаетесь в работе с недобросовестными поставщиками.

    На этот вопрос лучше не отвечать или ответить так: смысл вопроса мне неясен; нет, мне неизвестно; нет, и точка.

    4. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

    Подвох здесь в том, что налоговая ищет всех сотрудников, которые взаимодействовали с контрагентами. И пытается понять, кто за что отвечает. Чем четче обязанности у сотрудников, тем меньше противоречий в показаниях.

    Когда речь о настоящих поставщиках, опасности нет. Отвечаете: маркетолог инициировал, маркетолог говорит то же самое. Налоговая проверяет поставщика, и сходится: поставщик подтверждает, что так всё и было. Проблемы будут, если договор с фирмой-однодневкой, а ее директор говорит: «Я вообще не директор, дал только паспорт, чтобы зарегистрировали фирму, а мне за это заплатили».

    5. Что входит в ваши должностные обязанности? Кем и когда вы работали?

    На этот вопрос важно ответить. Если в начале допроса сотрудник говорит, что в его обязанности не входил поиск поставщиков и согласование сделок, тогда на все вопросы о поставщиках можно отвечать: «Не знаю, потому что это не входит в мои обязанности».

    Бывает наоборот. Менеджер по закупкам говорит: «В мои обязанности входит поиск поставщиков». А оказывается, что генеральный директор какого-нибудь поставщика нашел сам и не сказал менеджеру. Менеджера спрашивают: «А вот ООО «Лосось» вы подбирали?», он говорит: «Нет!»

    Потом при допросе директора налоговая будет спрашивать: «А вот в допросе менеджер по закупкам сказал, что в его обязанности входит поиск поставщиков, а он «Лосось» не искал. Как так? Всех остальных искал, а «Лосось» нет. Так кто его искал тогда?»

    Все вопросы налоговой из методички

    В методичке для допросов налоговой две части: вопросы для сотрудников и для руководителей. Некоторые вопросы одинаковые, поэтому на самом деле их не 80, а 68.

    1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?

    2. Ваше образование, специальность?

    3. Что входит в ваши должностные обязанности?

    4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?

    5. Где и кем вы работали до ООО «Компания»?

    6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «Компания»?

    7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?

    8. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

    9. Одобрение того или иного контрагента — это ваше единоличное решение или коллегиальное?

    10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

    11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

    12. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?

    13. Какие взаимоотношения — дружеские, деловые — вас объединяют?

    14. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

    15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

    16. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

    17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

    18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?

    19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?

    20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?

    21. В случае если контрагент находится не в Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?

    22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?

    23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания вами?

    24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?

    25. Кто несет ответственность за качество поставляемых товаров, услуг, работ?

    26. Назовите программу, которая используется для учета товаров.

    27. Как у вас в компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?

    28. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

    29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали в подобных случаях?

    30. Кто в ООО «Компания» отвечает за сохранность товаров, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание товаров для своих подразделений для производства работ?

    31. Есть ли склад и где он находится?

    32. Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров, работ, услуг?

    33. В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и инженерно-технических работников на месте проведения работ?

    34. Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?

    35. В случае брака или нарушения технологии строительства по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед заказчиком, перед ООО «Компания»?

    36. Есть ли в ООО «Компания» служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите имя, его обязанности и ответственность.

    37. Укажите должностное лицо, визирующее документы, которые вы оформляете.

    38. Перечислите наименования документов, которые вы оформляете.

    39. Кем, в какой должности вы работаете в ООО «Компания»?

    40. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?

    Я прошла допрос в налоговой

    41. Кто назначил вас на эту должность?

    42. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО «Компания» — это новые профессиональные навыки?

    43. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания»?

    44. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания», то каким образом это происходит?

    45. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО «Компания» учредителям?

    46. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?

    47. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?

    48. Как происходит поиск контрагентов?

    49. Какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?

    50. Сколько человек в вашем отделе занимается поиском поставщиков?

    51. Как обычно происходит общение с поставщиком: по почте, лично, через посредника?

    52. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.

    53. Если решение коллегиальное, назовите лиц, принимающих решение.

    54. Если решение принимается единолично, вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?

    55. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

    56. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

    57. Кто определяет, кого из поставщиков выбрать?

    58. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

    59. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

    60. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?

    61. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

    62. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

    63. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

    64. Кто принимает первичные документы от поставщика: ТН, ТН, ТОРГ-12, акты, кто расписывается в документе, где происходит принятие товаров, работ, услуг по документу?

    65. Кто должен присутствовать при принятии товаров в обязательном порядке?

    66. Если при принятии работ от субподрядчика присутствуют представители заказчика, кто именно присутствует, какие документы подписывает?

    67. Кто составляет претензии от ООО «Компания» в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения технологии, кто подписывает такие документы?

    68. На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

    Инспектор обязан вручить копию протокола

    С сентября 2018 года налоговый инспектор обязан выдать свидетелю копию протокола после допроса. Раньше этого можно было не делать.

    Копию выдают сразу же после допроса под расписку. Если инспектор не выдал копию, можно написать жалобу на незаконные действия должностных лиц и потребовать ее выдать.

    Протокол — доказательство, и если получится найти в нем нарушения, есть шанс оспорить допрос в суде. Но сейчас налоговая редко заполняет протоколы с нарушениями.

    ЗАО «Капитал-лизинг» купило башенные краны, чтобы сдавать в аренду. Компания оформила все документы и получила вычет по НДС. Но налоговая решила, что компания работала с фирмой-однодневкой, и по итогам проверки доначислила 2,5 миллиона рублей НДС, штраф и пени.

    Компания не согласилась и обратилась в суд. Основным доказательством налоговой был протокол допроса свидетеля, но компания смогла его оспорить, потому что:

    • протокол был заполнен без проведения мероприятий налогового контроля;
    • свидетелю не рассказали о его праве не давать показания против себя и праве на юридическую помощь;
    • протоколы оформлены не по форме;
    • нет пометки «с моих слов записано верно».

    Суд посчитал, что такой протокол допроса не может считаться доказательством.

    Мой совет: не ходите на допрос в налоговую без адвоката или налогового юриста. Протокол допроса — ключевое доказательство налоговой, поэтому лучше не давать показания без юриста.

    Короче

    Допросить могут всех, кроме:

    аудиторов, адвокатов и нотариусов, если допрос касается их клиентов;

    детей до 14 лет;

    Что запомнить:

    ходите на допрос в налоговую с адвокатом;

    пользуйтесь правом не давать показания против себя — статья 51 Конституции России;

    игнорируйте вызовы по телефону: налоговая должна вызвать на допрос повесткой

    Правда ли, что комиссии рассматривают вопросы уплаты налогов, которые не входят в их компетенцию, а на заседаниях на предпринимателей могут оказывать психологическое давление? Как тогда подготовиться к даче пояснений в налоговой инспекции?

    За последние несколько лет налоговый контроль претерпел значительные изменения. Выездных налоговых проверок с каждым годом становится все меньше. Согласно статистике ФНС России, в 2015 г. их количество составило 30,7 тыс., а в 2018 г. – всего 14,2 тыс. Теперь контроль состоит в основном в проведении камеральных проверок и аналитической работы.

    АСК-НДС, АИС «Налог» и другие программы позволяют отслеживать движение товаров, вычеты по НДС и выявлять налоговые нарушения. Налоговым органам остается только анализировать полученные данные. Для этого были созданы комиссии по легализации налоговой базы.

    Как регулируется деятельность комиссий?

    Более пяти лет назад ФНС России издала Письмо от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Деятельность таких комиссий была направлена на контроль уплаты почти всех видов налогов: НДФЛ, НДС, налогов на прибыль и на имущество организаций, земельного, транспортного налогов и др.

    В 2017 г. это письмо было отменено. Его сменило Письмо ФНС России от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам». Этим документом регулировалась деятельность уже «зарплатных» комиссий. В их зону контроля должны попадать только страховые взносы и НДФЛ. Вопросы уплаты других налогов в их компетенцию не входят. Однако налоговые органы продолжают организовывать комиссии для осуществления контроля за уплатой НДС и иных налогов, а потому налогоплательщикам приходится регулярно являться в инспекцию для дачи пояснений.

    Кто входит в состав комиссий и как проходят их заседания?

    Состав комиссии и порядок проведения ее заседания зависят от налога, по вопросам уплаты которого вас вызвали, и от суммы предполагаемой недоимки.

    Представим, что был выявлен небольшой разрыв по НДС у вашего контрагента либо, например, контрагента 2-го или 3-го звена цепочки. Скорее всего, вас пригласят в кабинет, в котором работают рядовые сотрудники инспекции. Они принимают налогоплательщиков, которые, как и вы, «попали на комиссию». Вы сядете рядом с вызвавшим вас сотрудником. Он расскажет, что у вашего поставщика выявлен разрыв по НДС, налог не уплачен в бюджет. Вам предложат самостоятельно сдать уточненную декларацию, исключив НДС-ные вычеты по данному контрагенту, или разобраться с ним, чтобы он сдал уточненную декларацию и уплатил причитающуюся сумму налога.

    Иногда приходить в инспекцию необязательно. Достаточно предоставить проверяющим копии интересующих их документов. Это можно выяснить, позвонив ответственному сотруднику инспекции, который указан в уведомлении.

    Однако, если инспекция в ходе аналитической работы установит крупную сумму налоговой недоимки, будет организовано заседание комиссии. Если речь идет о нескольких миллионах рублей предполагаемых начислений, вас пригласят в кабинет начальника или замначальника инспекции. Там вы окажетесь единственным гостем, и внимание проверяющих будет направлено только на вас. В такую комиссию помимо начальника или замначальника инспекции будут входить начальники профильных отделов инспекции (камеральных проверок, выездных проверок, предпроверочного анализа и др.). В состав комиссии также могут входить сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, инспекции труда, Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ. В ходе таких встреч на предпринимателей порой оказывают психологическое давление. Скажем, вам наверняка напомнят о возможной уголовной ответственности.

    Как вести себя предпринимателю в случае вызова на заседание комиссии?

    Главное – не паниковать и начать заблаговременно готовиться к претензиям налоговой инспекции.

    Вы получите уведомление о вызове в налоговый орган. В нем перечислят вопросы, которые станут обсуждаться на заседании. Если какой-то из них касается НДС, будут указаны контрагенты, к которым у проверяющих есть вопросы.

    Пожалуй, лучшее, что можно сделать в данной ситуации, – это подключить ваших сотрудников и консультантов к выработке правовой позиции по интересующим инспекцию вопросам.

    Попросите бухгалтера найти первичные документы по контрагенту. Менеджеру поставьте задачу поднять деловую переписку с ним. Служба безопасности или юротдел должны выяснить, в каком состоянии контрагент пребывает: не находится ли он в процессе ликвидации или банкротства, есть ли у него задолженности по налогам, не возбуждено ли в отношении него исполнительное производство, нет ли судебных споров и проч. Юристам или адвокатам поручите дать оценку документам, которые касаются взаимоотношений с контрагентом.

    На заседание комиссии может прийти любое уполномоченное лицо, в том числе представитель по доверенности. Это необязательно должен быть руководитель бизнеса, хотя инспекция будет убеждать вас в обратном. В любом случае предпринимателю не стоит приходить на заседание без адвоката или юриста, обладающего специальными знаниями и опытом взаимодействия с налоговыми органами.

    По результатам заседания, скорее всего, будут предъявлены претензии, связанные с неуплатой налогов. Поэтому вам и вашей команде, в которую обязательно должны входить бухгалтер, налоговый юрист и другие ответственные сотрудники, необходимо адекватно оценить перспективы предстоящего спора с налоговой инспекцией.

    Если, например, ваш контрагент оказался фирмой-однодневкой, а из документов у вас есть только договор с общими условиями и несколько товарных накладных, возможно, наиболее эффективным решением будет добровольно удовлетворить требования проверяющих. Просто сдайте уточненную декларацию и уплатите налог в бюджет 1 .

    Однако если вы уверены в своей правоте, у вас имеются первичные документы и иные доказательства реальности сделки и добросовестности контрагента (показания свидетелей, журналы учета транспортных средств и посещений, сайт контрагента и т.д.), предоставьте налоговой инспекции мотивированный ответ о том, что спорная сделка соответствует требованиям ст. 54.1 НК РФ, а налоги правильно исчислены и своевременно уплачены в бюджет.

    При принятии решения необходимо учитывать актуальную судебную практику. На ее основании ваш адвокат или юрист должен будет оценить перспективы налогового спора.

    Что будет, если не удовлетворить требования комиссии?

    Если после общения с представителями комиссии вы пришли к выводу, что претензии к вам необоснованны и вы сможете отстоять свою позицию в суде, а потому отказались удовлетворять предъявленные требования, будьте готовы к тому, что вас могут включить в план выездных налоговых проверок. Однако зависеть это будет от того, какой объем доказательств удастся собрать проверяющим. План выездных проверок формируют сотрудники инспекции, и им нужно защитить его в региональном управлении ФНС. Предпринимателя включают в план, только если необходимость проверки является обоснованной: имеются весомые доказательства его виновности и сведения о наличии у него имущества, достаточного для взыскания недоимки 2 . Таким образом, если в отношении вас назначили выездную налоговую проверку, будьте уверены, что налоговая уже запаслась необходимыми доказательствами: допросила директоров контрагентов, провела встречные проверки и т.д. 3

    Именно поэтому к любой проверке важно готовиться заранее. Нельзя забывать о проявлении должной осмотрительности: нужно обязательно собирать досье на своих контрагентов, сохранять их лицензии, деловую переписку и выполнять иные стандартные мероприятия 4 . А уж если налоговая начала проявлять интерес к конкретному контрагенту, лучше сыграть на опережение: попросить своего адвоката провести адвокатский опрос или нотариальный допрос руководителя контрагента, попросить последнего предоставить возможность сфотографировать офисные и складские помещения и т.д.

    1 О новой методике оценки финансового положения налогоплательщика для предоставления ему возможности выплачивать сумму налоговой задолженности поэтапно читайте в публикации «Получить рассрочку по уплате налогов стало проще».

    2 В публикации «Почему после налоговой проверки счета компании могут заблокировать?» вы прочитаете о том, что налоговый орган вправе приостановить операции по счетам организации не только после вступления в силу решения о привлечении к ответственности из-за неуплаты доначисленных сумм налога, но и сразу после выездной налоговой проверки, а также о том, какие выплаты можно производить с заблокированного счета и когда его «разморозят».

    3 При планировании выездных проверок налоговики оценивают финансовое и имущественное положение налогоплательщика и определяют перспективы взыскания налоговой задолженности, анализируя информацию из внутренних и внешних источников ФНС. Читайте об этом в публикации «Как налоговый орган оценивает платежеспособность налогоплательщика».

    4 Об оценке добросовестности и благонадежности контрагентов как ключевом элементе эффективных комплаенс-программ читайте в публикации «Почему предприниматели готовы отдавать 4 млн в год за работу комплаенс-специалиста» и «Минтруд: Бороться с коррупцией обязана каждая компания».

    Читайте также: