Бюджетные инвестиции взнос в уставный капитал о вычете ндс

Опубликовано: 12.05.2024

Автор: Зайцева Г. Г., главный редактор журнала

История одного спора.

Прежде всего обратимся к делу № А76-30696/2016 (под этим номером, заметим, объединены в одно производство[1] дела № А76-30698/16, А76-30699/16, А76-1094/17, А76-30696/16, А76-28385/16). Началось оно так.

ОАО (заказчик-застройщик) в составе концерна (головное предприятие) принимает участие в Федеральной целевой программе «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 – 2020 годы». По договору об участии РФ в собственности субъекта инвестиций (от 21.02.2014), заключенному с Росимуществом и Минпромторгом, выступающими от имени РФ, ОАО получило бюджетные инвестиции на осуществление работ по объекту капитального строительства производственного комплекса (сроки строительства: 2012 – 2020 годы) в обмен на долю участия в его УК. Для этих целей ОАО передает, а РФ принимает и оплачивает акции общества.

К сведению:

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» УК общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций. Решение об увеличении УК общества путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) общества, если в соответствии с уставом общества ему предоставлено право принимать такое решение.

Размер УК общества увеличен в 2014 году, что подтверждено информационными ресурсами налогового органа и бухгалтерской отчетностью ОАО за 2015 год.

В дальнейшем финансирование капитального строительства осуществлялось по договорам (от 27.11.2014, от 28.11.2014) с головным предприятием о предоставлении денежных средств в целях капитальных вложений в принадлежащий ОАО объект, предусмотренный программой. Средства головное предприятие получало из бюджета (в обмен на долю участия РФ в своем УК) и перечисляло на расчетный счет ОАО. А общество, в свою очередь, должно было разместить дополнительные акции среди РФ (в лице Росимущества) и головного предприятия, увеличив тем самым свой УК. Однако такого увеличения (судя по сведениям ЕГРЮЛ и бухгалтерской отчетности ОАО) в 2015 году не осуществлено.

Налоговая инспекция, проверяя представленные (09.03.2016) ОАО уточненные декларации по НДС за I – IV кварталы 2015 года, сочла применение налоговых вычетов по приобретенным за счет средств федерального бюджета товарам (работам, услугам) неправомерным, что повлекло неполную уплату НДС за указанные налоговые периоды (со всеми вытекающими отсюда последствиями). Этот момент, собственно, и стал поводом для обращения ОАО в суд. И судьи поддержали налогоплательщика.

Судебные обоснования.

Покажем, к каким нормам законодательства апеллировали судьи.

Денежные средства – собственность общества

В силу ст. 80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Согласно ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Таким образом, поскольку акции были переданы в собственность государства в лице Росимущества и головного предприятия, полученные за них денежные средства стали принадлежать обществу на праве собственности.

Бюджетные инвестиции не считаются переданными безвозмездно.

При внесении Росимуществом и головным предприятием денежных средств в качестве вложений в УК (за проданные обществом акции) указанными лицами были получены акции, подтверждающие право их владельцев на участие в управлении обществом и на получение дивидендов, в связи с чем полученные обществом денежные средства в УК не могут быть признаны безвозмездной передачей бюджетных инвестиций.

В этой связи получение налогоплательщиком денежных средств из федерального бюджета и использование их в целях приобретения товаров (работ, услуг) не является основанием для отказа обществу в праве на получение вычетов по НДС: фактически ОАО использовало в целях расчетов уже собственные денежные средства, не полученные к тому же безвозмездно.

Повторное возмещение налога из бюджета отсутствует

Довод инспекции о том, что принятие к вычету сумм НДС, уплаченных за счет средств, выделенных из федерального бюджета, фактически приведет к повторному возмещению налога из бюджета, судом отклонен. Налоговое законодательство не ставит право на возмещение НДС в зависимость от источника поступления на счета налогоплательщика денежных средств, использованных для расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги). Размер бюджетных ассигнований с указанием «в том числе НДС» означает лишь фиксированность определенной договором суммы бюджетных средств на оплату приобретения, включая как собственно цену товара, так и исчисленную поставщиком сумму налога. Иными словами, значение приписки «в том числе НДС» состоит в том, что выделение помимо средств на оплату цены товара (работы) также дополнительных (отдельных) средств на оплату налога не предполагается.

Поскольку ни в каких иных формах, помимо применения спорного налогового вычета, общество уплаченный поставщикам (подрядчикам) налог в составе цены товаров (работ) не возмещало (что не оспорено инспекцией), вывод налогового органа о повторности возмещения из бюджета НДС является несостоятельным.

Право на вычет не связано с госрегистрацией изменений в уставе общества.

Довод налогового органа[2] о неправомерности применения налогового вычета до момента государственной регистрации изменений в уставе общества, касающихся увеличения размера УК, суд во внимание также не принял, поскольку гл. 21 НК РФ не содержит нормы, обусловливающей возникновение права на вычет налога датой государственной регистрации изменений, внесенных в устав предприятия – получателя бюджетных инвестиций в связи с увеличением его УК.

Таким образом…

…со стороны ОАО отсутствовали нарушения п. 1, 2 ст. 171 НК РФ, препятствующие получению налоговых вычетов. Требования, заявленные налогоплательщиком, были удовлетворены судом первой инстанции (Решение арбитражного суда Челябинской области от 25.07.2017) и поддержаны судом апелляционной инстанции (Постановление от 19.09.2017 № 18АП-10543/2017).

Заметим, вступившее в законную силу решение суда по делу № А76-30696/2016 послужило поводом для удовлетворения требований налогоплательщика по другому делу – № А76-22248/2017 (см. Решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.11.2017). Ведь обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица, – ч. 2 ст. 69 АПК РФ.

Позиция официальных органов.

Стоит отметить, что официальные органы (до недавнего времени) демонстрировали этот же подход. Причем ссылки на некоторые разъяснения (см. таблицу ниже) имеют место в решении судей рассматриваемого (№ А76-30696/2016) дела.

Письмо Минфина России от 21.04.2010 № 03-07-11/124

В случае если предоставление бюджетных инвестиций ГУП, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующее увеличение уставного фонда предприятия, данные бюджетные инвестиции не следует рассматривать как средства федерального бюджета, из которых уплачивается НДС при приобретении товаров (работ, услуг). В связи с этим суммы данного налога по оплачиваемым за счет указанных средств приобретениям должны приниматься к вычету в общеустановленном порядке

Письмо ФНС России от 13.06.2017 № СД-4-3/11120@

В случае если предоставление бюджетных инвестиций АО влечет соответствующее увеличение УК общества, а также передачу акций на сумму инвестиций в собственность РФ, данные бюджетные инвестиции не следует рассматривать как средства федерального бюджета, из которых уплачивается НДС при приобретении товаров (работ, услуг). Следовательно, суммы НДС, предъявленные обществу организациями, выполняющими работы по реконструкции и техническому перевооружению, а также поставщиками оборудования, принимаются к вычету в порядке, установленном ст. 171 и 172 НК РФ

От себя добавим: были и другие послания на тему правомерности вычета НДС при рассматриваемых обстоятельствах – см. письма ФНС России от 30.07.2014 № ГД-4-3/14870@, Минфина России от 23.05.2013 № 03-07-11/18427, от 12.01.2012 № 03-07-11/05, от 31.10.2011 № 03-07-11/291.

Вместе с тем компетентные органы выделяли иную ситуацию, в соответствии с которой увеличение УК происходит не за счет его оплаты денежными средствами, а за счет прироста стоимости имущества предприятия (в частности, когда бюджетные инвестиции на осуществление капвложений в основные средства прямо предусмотрены договорами, денежные средства из бюджета перечисляются на расчетный счет налогоплательщика в соответствии со сроками платежей по договорам подряда в сумме фактических затрат, включая НДС). Такой случай рассмотрен, например, в Определении ВС РФ от 29.05.2017 № 307-КГ17-5837 по делу № А56-12176/2016[3]. А в письмах от 07.12.2016 № СД-4-3/23381@ и от 23.11.2016 № 03-07-15/68999, обращая внимание и на другие судебные решения (определения ВАС РФ от 26.05.2014 № ВАС-3885/14 по делу № А45-3789/2013 и от 22.05.2014 № ВАС-5653/14 по делу № А44-191/2013, ВС РФ от 30.05.2016 № 307-КГ16-4816 по делу № А56-19203/2015), ФНС и Минфин (соответственно) констатируют: если бюджетные средства выделяются из федерального бюджета налогоплательщику на конкретный объект, который после строительства (реконструкции) будет закреплен собственником (РФ) на праве хозяйственного ведения за этим налогоплательщиком с последующим увеличением уставного фонда, оснований для применения вычетов сумм НДС, предъявленных налогоплательщику поставщиками и подрядчиками при проведении строительства (реконструкции) объекта недвижимости, не имеется.

С января 2018 года – другой подход.

Но вне зависимости от той или иной ситуации, с 01.01.2018 подход к вопросу о вычете НДС стал одинаков. С указанной даты ст. 170 НК РФ действует в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Согласно введенному п. 2.1 (абз. 1) предъявленный «входной» и уплаченный «ввозной» НДС не подлежат вычету, если товары (работы, услуги), объекты ОС и НМА, имущественные права оплачены за счет средств, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, – субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

Такая же судьба (абз. 2 п. 2.1) у «входного» налога по проведенному капитальному строительству и (или) приобретенному недвижимому имуществу за счет средств бюджета (субсидий и бюджетных инвестиций), полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, влекущих в дальнейшем:

увеличение уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий;

возникновение права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.

Налог, не подлежащий вычету, включается в расходы при исчислении налога на прибыль организаций (абз. 4 п. 2.1). Но для этого должны быть выполнены два условия:

затраты на приобретение учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию) при исчислении налога на прибыль организаций;

организация ведет раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), объектам ОС и НМА, имущественным правам, приобретенным за счет бюджетных средств.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе объектам ОС и НМА, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, НДС в расходы при исчислении налога на прибыль организаций не включается (абз. 5 п. 2.1 ст. 170 НК РФ).

Добавим также: указанным законом скорректирован и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Напомним, с 01.07.2017 эта норма вменила в обязанность налогоплательщиков восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету, если затраты, связанные с оплатой «входного», а также «ввозного» НДС, возмещены из бюджета любого (федерального, регионального, местного) уровня. (До 01.07.2017 восстанавливать налог нужно было только при получении средств из федерального бюджета[4].)

С 01.01.2018 рассматриваемая норма (абз. 1) дополнена бюджетными инвестициями и звучит так: суммы налога подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе объектов ОС и НМА, имущественных прав, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Причем налог нужно восстанавливать независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат (абз. 2). В то время как ранее (до 01.01.2018) такой обязанности у налогоплательщиков не было, если НДС в составе субсидии не выделялся (письма Минфина России от 23.10.2015 № 03-07-11/60945, от 02.10.2015 № 03-07-11/56446, ФНС России от 14.04.2016 № СД-4-3/6551@, Определение ВС РФ от 26.01.2017 № 306-КГ16-19246 по делу № А65-30894/2015).

И еще об изменениях ст. 170 НК РФ. Отдельно рассмотрен случай восстановления налога при частичном возмещении затрат. При таких обстоятельствах восстановлению подлежит сумма налога, принятая к вычету, в соответствующей доле (абз. 4 пп. 6), определяемой исходя из стоимости товаров (работ, услуг), в том числе объектов ОС и НМА, имущественных прав, без учета налога, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретения, без учета налога.

Заметим, в разъяснениях официальных органов относительно восстановления НДС при частичном возмещении затрат акцента на том, что доля рассчитывается без учета налога, ранее не было (письма Минфина России от 30.12.2016 № 03-07-11/79600, ФНС России от 14.04.2016 № СД-4-3/6551@).

Мы рассмотрели вопрос о вычете НДС в случае, если покупка оплачена средствами, полученными в виде бюджетных инвестиций на реконструкцию производства в соответствии с целевой программой, предполагающей участие РФ (субъекта РФ, муниципального образования) в УК организаций – получателей данных средств. Вычет НДС по таким приобретениям не предоставляется, а сами суммы налога включаются в налоговые расходы. Для этих целей налогоплательщик обязан организовать раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), объектам ОС и НМА, имущественным правам, приобретенным за счет бюджетных средств, а сами расходы на приобретение должны включаться в налоговые расходы (в том числе через начисленную амортизацию).

Ранее (до 01.01.2018) к решению данного вопроса можно было подойти иначе, что показано с помощью судебных примеров и разъяснений официальных органов.

Кстати, поскольку скорректированные Федеральным законом № 335-ФЗ нормы ст. 170 НК РФ вступили в силу 01.01.2018, применяться они будут в отношении «покупки» (товаров, работ, услуг, объектов ОС и НМА, имущественных прав), поставленной на учет с 01.01.2018.

По ходу мы обратили внимание и на другие (корреспондирующие) изменения – о восстановлении (в том числе в части) НДС.

[1] Определения Арбитражного суда Челябинской области от 17.02.2017 и от 01.03.2017.

[2] Отметим, позиция налогового органа соответствовала мнению Минфина, изложенному в Письме от 05.08.2011 № 03-07-11/212: суммы НДС по работам на реконструкцию объектов основных средств, закрепленных за предприятием на праве хозяйственного ведения, оплачиваемым за счет инвестиций, принимаются к вычету после государственной регистрации внесенных в устав предприятия изменений в связи с увеличением его уставного фонда.

[3] Дополнительно рекомендуем ознакомиться со статьей А. М. Ростошинского «Позиция ВС РФ о налоге на прибыль и НДС при получении субсидий на возмещение затрат и бюджетных инвестиций», № 7, 2017.

[4] См., например, Письмо Минфина России от 30.08.2016 № 03-07-11/50508, Определение ВС РФ от 21.01.2016 № 310-КГ15-13228.

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

Бюджетные инвестиции = взнос в уставный капитал: о вычете НДС

История одного спора.

Прежде всего обратимся к делу № А76-30696/2016 (под этим номером, заметим, объединены в одно производство [1] дела № А76-30698/16, А76-30699/16, А76-1094/17, А76-30696/16, А76-28385/16). Началось оно так.

ОАО (заказчик-застройщик) в составе концерна (головное предприятие) принимает участие в Федеральной целевой программе «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 – 2020 годы». По договору об участии РФ в собственности субъекта инвестиций (от 21.02.2014), заключенному с Росимуществом и Минпромторгом, выступающими от имени РФ, ОАО получило бюджетные инвестиции на осуществление работ по объекту капитального строительства производственного комплекса (сроки строительства: 2012 – 2020 годы) в обмен на долю участия в его УК. Для этих целей ОАО передает, а РФ принимает и оплачивает акции общества.

К сведению:

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» УК общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций. Решение об увеличении УК общества путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) общества, если в соответствии с уставом общества ему предоставлено право принимать такое решение.

Размер УК общества увеличен в 2014 году, что подтверждено информационными ресурсами налогового органа и бухгалтерской отчетностью ОАО за 2015 год.

В дальнейшем финансирование капитального строительства осуществлялось по договорам (от 27.11.2014, от 28.11.2014) с головным предприятием о предоставлении денежных средств в целях капитальных вложений в принадлежащий ОАО объект, предусмотренный программой. Средства головное предприятие получало из бюджета (в обмен на долю участия РФ в своем УК) и перечисляло на расчетный счет ОАО. А общество, в свою очередь, должно было разместить дополнительные акции среди РФ (в лице Росимущества) и головного предприятия, увеличив тем самым свой УК. Однако такого увеличения (судя по сведениям ЕГРЮЛ и бухгалтерской отчетности ОАО) в 2015 году не осуществлено.

Налоговая инспекция, проверяя представленные (09.03.2016) ОАО уточненные декларации по НДС за I – IV кварталы 2015 года, сочла применение налоговых вычетов по приобретенным за счет средств федерального бюджета товарам (работам, услугам) неправомерным, что повлекло неполную уплату НДС за указанные налоговые периоды (со всеми вытекающими отсюда последствиями). Этот момент, собственно, и стал поводом для обращения ОАО в суд. И судьи поддержали налогоплательщика.

Судебные обоснования.

Покажем, к каким нормам законодательства апеллировали судьи.

Денежные средства – собственность общества

В силу ст. 80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Согласно ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Таким образом, поскольку акции были переданы в собственность государства в лице Росимущества и головного предприятия, полученные за них денежные средства стали принадлежать обществу на праве собственности.

Бюджетные инвестиции не считаются переданными безвозмездно.

При внесении Росимуществом и головным предприятием денежных средств в качестве вложений в УК (за проданные обществом акции) указанными лицами были получены акции, подтверждающие право их владельцев на участие в управлении обществом и на получение дивидендов, в связи с чем полученные обществом денежные средства в УК не могут быть признаны безвозмездной передачей бюджетных инвестиций.

В этой связи получение налогоплательщиком денежных средств из федерального бюджета и использование их в целях приобретения товаров (работ, услуг) не является основанием для отказа обществу в праве на получение вычетов по НДС: фактически ОАО использовало в целях расчетов уже собственные денежные средства, не полученные к тому же безвозмездно.

Повторное возмещение налога из бюджета отсутствует

Довод инспекции о том, что принятие к вычету сумм НДС, уплаченных за счет средств, выделенных из федерального бюджета, фактически приведет к повторному возмещению налога из бюджета, судом отклонен. Налоговое законодательство не ставит право на возмещение НДС в зависимость от источника поступления на счета налогоплательщика денежных средств, использованных для расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги). Размер бюджетных ассигнований с указанием «в том числе НДС» означает лишь фиксированность определенной договором суммы бюджетных средств на оплату приобретения, включая как собственно цену товара, так и исчисленную поставщиком сумму налога. Иными словами, значение приписки «в том числе НДС» состоит в том, что выделение помимо средств на оплату цены товара (работы) также дополнительных (отдельных) средств на оплату налога не предполагается.

Поскольку ни в каких иных формах, помимо применения спорного налогового вычета, общество уплаченный поставщикам (подрядчикам) налог в составе цены товаров (работ) не возмещало (что не оспорено инспекцией), вывод налогового органа о повторности возмещения из бюджета НДС является несостоятельным.

Право на вычет не связано с госрегистрацией изменений в уставе общества.

Довод налогового органа [2] о неправомерности применения налогового вычета до момента государственной регистрации изменений в уставе общества, касающихся увеличения размера УК, суд во внимание также не принял, поскольку гл. 21 НК РФ не содержит нормы, обусловливающей возникновение права на вычет налога датой государственной регистрации изменений, внесенных в устав предприятия – получателя бюджетных инвестиций в связи с увеличением его УК.

Таким образом…

…со стороны ОАО отсутствовали нарушения п. 1, 2 ст. 171 НК РФ, препятствующие получению налоговых вычетов. Требования, заявленные налогоплательщиком, были удовлетворены судом первой инстанции (Решение арбитражного суда Челябинской области от 25.07.2017) и поддержаны судом апелляционной инстанции (Постановление от 19.09.2017 № 18АП-10543/2017).

Заметим, вступившее в законную силу решение суда по делу № А76-30696/2016 послужило поводом для удовлетворения требований налогоплательщика по другому делу – № А76-22248/2017 (см. Решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.11.2017). Ведь обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица, – ч. 2 ст. 69 АПК РФ.

Позиция официальных органов.

Стоит отметить, что официальные органы (до недавнего времени) демонстрировали этот же подход. Причем ссылки на некоторые разъяснения (см. таблицу ниже) имеют место в решении судей рассматриваемого (№ А76-30696/2016) дела.

Письмо Минфина России от 21.04.2010 № 03-07-11/124

В случае если предоставление бюджетных инвестиций ГУП, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующее увеличение уставного фонда предприятия, данные бюджетные инвестиции не следует рассматривать как средства федерального бюджета, из которых уплачивается НДС при приобретении товаров (работ, услуг). В связи с этим суммы данного налога по оплачиваемым за счет указанных средств приобретениям должны приниматься к вычету в общеустановленном порядке

Письмо ФНС России от 13.06.2017 № СД-4-3/11120@

В случае если предоставление бюджетных инвестиций АО влечет соответствующее увеличение УК общества, а также передачу акций на сумму инвестиций в собственность РФ, данные бюджетные инвестиции не следует рассматривать как средства федерального бюджета, из которых уплачивается НДС при приобретении товаров (работ, услуг). Следовательно, суммы НДС, предъявленные обществу организациями, выполняющими работы по реконструкции и техническому перевооружению, а также поставщиками оборудования, принимаются к вычету в порядке, установленном ст. 171 и 172 НК РФ

От себя добавим: были и другие послания на тему правомерности вычета НДС при рассматриваемых обстоятельствах – см. письма ФНС России от 30.07.2014 № ГД-4-3/14870@, Минфина России от 23.05.2013 № 03-07-11/18427, от 12.01.2012 № 03-07-11/05, от 31.10.2011 № 03-07-11/291.

Вместе с тем компетентные органы выделяли иную ситуацию, в соответствии с которой увеличение УК происходит не за счет его оплаты денежными средствами, а за счет прироста стоимости имущества предприятия (в частности, когда бюджетные инвестиции на осуществление капвложений в основные средства прямо предусмотрены договорами, денежные средства из бюджета перечисляются на расчетный счет налогоплательщика в соответствии со сроками платежей по договорам подряда в сумме фактических затрат, включая НДС). Такой случай рассмотрен, например, в Определении ВС РФ от 29.05.2017 № 307-КГ17-5837 по делу № А56-12176/2016 [3] . А в письмах от 07.12.2016 № СД-4-3/23381@ и от 23.11.2016 № 03-07-15/68999, обращая внимание и на другие судебные решения (определения ВАС РФ от 26.05.2014 № ВАС-3885/14 по делу № А45-3789/2013 и от 22.05.2014 № ВАС-5653/14 по делу № А44-191/2013, ВС РФ от 30.05.2016 № 307-КГ16-4816 по делу № А56-19203/2015), ФНС и Минфин (соответственно) констатируют: если бюджетные средства выделяются из федерального бюджета налогоплательщику на конкретный объект, который после строительства (реконструкции) будет закреплен собственником (РФ) на праве хозяйственного ведения за этим налогоплательщиком с последующим увеличением уставного фонда, оснований для применения вычетов сумм НДС, предъявленных налогоплательщику поставщиками и подрядчиками при проведении строительства (реконструкции) объекта недвижимости, не имеется.

С января 2018 года – другой подход.

Но вне зависимости от той или иной ситуации, с 01.01.2018 подход к вопросу о вычете НДС стал одинаков. С указанной даты ст. 170 НК РФ действует в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Согласно введенному п. 2.1 (абз. 1) предъявленный «входной» и уплаченный «ввозной» НДС не подлежат вычету, если товары (работы, услуги), объекты ОС и НМА, имущественные права оплачены за счет средств, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, – субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

Такая же судьба (абз. 2 п. 2.1) у «входного» налога по проведенному капитальному строительству и (или) приобретенному недвижимому имуществу за счет средств бюджета (субсидий и бюджетных инвестиций), полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, влекущих в дальнейшем:

  • увеличение уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий;
  • возникновение права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.

Налог, не подлежащий вычету, включается в расходы при исчислении налога на прибыль организаций (абз. 4 п. 2.1). Но для этого должны быть выполнены два условия:

  • затраты на приобретение учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • организация ведет раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), объектам ОС и НМА, имущественным правам, приобретенным за счет бюджетных средств.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе объектам ОС и НМА, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, НДС в расходы при исчислении налога на прибыль организаций не включается (абз. 5 п. 2.1 ст. 170 НК РФ).

Добавим также: указанным законом скорректирован и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Напомним, с 01.07.2017 эта норма вменила в обязанность налогоплательщиков восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету, если затраты, связанные с оплатой «входного», а также «ввозного» НДС, возмещены из бюджета любого (федерального, регионального, местного) уровня. (До 01.07.2017 восстанавливать налог нужно было только при получении средств из федерального бюджета [4] .)

С 01.01.2018 рассматриваемая норма (абз. 1) дополнена бюджетными инвестициями и звучит так: суммы налога подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе объектов ОС и НМА, имущественных прав, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Причем налог нужно восстанавливать независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат (абз. 2). В то время как ранее (до 01.01.2018) такой обязанности у налогоплательщиков не было, если НДС в составе субсидии не выделялся (письма Минфина России от 23.10.2015 № 03-07-11/60945, от 02.10.2015 № 03-07-11/56446, ФНС России от 14.04.2016 № СД-4-3/6551@, Определение ВС РФ от 26.01.2017 № 306-КГ16-19246 по делу № А65-30894/2015).

И еще об изменениях ст. 170 НК РФ. Отдельно рассмотрен случай восстановления налога при частичном возмещении затрат. При таких обстоятельствах восстановлению подлежит сумма налога, принятая к вычету, в соответствующей доле (абз. 4 пп. 6), определяемой исходя из стоимости товаров (работ, услуг), в том числе объектов ОС и НМА, имущественных прав, без учета налога, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретения, без учета налога.

Заметим, в разъяснениях официальных органов относительно восстановления НДС при частичном возмещении затрат акцента на том, что доля рассчитывается без учета налога, ранее не было (письма Минфина России от 30.12.2016 № 03-07-11/79600, ФНС России от 14.04.2016 № СД-4-3/6551@).

Мы рассмотрели вопрос о вычете НДС в случае, если покупка оплачена средствами, полученными в виде бюджетных инвестиций на реконструкцию производства в соответствии с целевой программой, предполагающей участие РФ (субъекта РФ, муниципального образования) в УК организаций – получателей данных средств. Вычет НДС по таким приобретениям не предоставляется, а сами суммы налога включаются в налоговые расходы. Для этих целей налогоплательщик обязан организовать раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), объектам ОС и НМА, имущественным правам, приобретенным за счет бюджетных средств, а сами расходы на приобретение должны включаться в налоговые расходы (в том числе через начисленную амортизацию).

Ранее (до 01.01.2018) к решению данного вопроса можно было подойти иначе, что показано с помощью судебных примеров и разъяснений официальных органов.

Кстати, поскольку скорректированные Федеральным законом № 335-ФЗ нормы ст. 170 НК РФ вступили в силу 01.01.2018, применяться они будут в отношении «покупки» (товаров, работ, услуг, объектов ОС и НМА, имущественных прав), поставленной на учет с 01.01.2018.

По ходу мы обратили внимание и на другие (корреспондирующие) изменения – о восстановлении (в том числе в части) НДС.

[1] Определения Арбитражного суда Челябинской области от 17.02.2017 и от 01.03.2017.

[2] Отметим, позиция налогового органа соответствовала мнению Минфина, изложенному в Письме от 05.08.2011 № 03-07-11/212: суммы НДС по работам на реконструкцию объектов основных средств, закрепленных за предприятием на праве хозяйственного ведения, оплачиваемым за счет инвестиций, принимаются к вычету после государственной регистрации внесенных в устав предприятия изменений в связи с увеличением его уставного фонда.

[3] Дополнительно рекомендуем ознакомиться со статьей А. М. Ростошинского «Позиция ВС РФ о налоге на прибыль и НДС при получении субсидий на возмещение затрат и бюджетных инвестиций», № 7, 2017.

[4] См., например, Письмо Минфина России от 30.08.2016 № 03-07-11/50508, Определение ВС РФ от 21.01.2016 № 310-КГ15-13228.

Уставный капитал есть в любой организации. Иногда его размер меняется. Рассказываем, как операции с уставным капиталом влияют на НДС.


Неденежные вклады в уставный капитал

Иногда в уставный капитал вкладывают не деньги, а имущество или нематериальные активы.

Восстановление НДС при неденежных вкладах

Если участник-плательщик НДС вносит вклад в виде имущества, имущественных прав или нематериальных активов (НМА), то он в общем случае должен восстановить ранее принятый к вычету НДС (пп.1 п. 3 ст. 170 НК РФ). Для основных средств и НМА налог нужно восстановить пропорционально остаточной стоимости объекта, без учёта переоценки. Для других видов имущества, а также для имущественных прав нужно восстановить НДС в полном объёме.

НДС с неденежного вклада в УК нужно восстанавливать, если одновременно выполняются два условия.

  1. По объекту, который вкладывают в уставный капитал, при покупке приняли НДС к вычету. Или при строительстве, модернизации и других видах капитальных вложений, если речь идёт об основных средствах и нематериальных активах.
  2. На момент передачи вклада в УК участник был плательщиком НДС.

Не нужно восстанавливать НДС, если:

  1. Участник не принимал к вычету НДС при покупке (строительстве, модернизации и т.п.). Например, если продавец (подрядчик) или сам участник на момент совершения сделки использовали специальные налоговые режимы.
  2. Участник не является плательщиком НДС на момент передачи вклада в УК.
  3. Остаточная стоимость основного средства или НМА на момент передачи вклада равна нулю.

Как определить сумму НДС для восстановления

НДС нужно восстанавливать, исходя из того размера, в котором он был фактически принят к вычету, вне зависимости от последующих изменений налоговой ставки.

Если на момент передачи имущества в УК не сохранились входные счета-фактуры, то НДС к восстановлению нужно определить расчётным путем. Для этого умножьте остаточную стоимость имущества на ставку НДС, которая действовала в периоде его приобретения или строительства (письмо Минфина РФ от 22.01.2020 № 03-07-11/3137).

Если стоимость объекта основных средств была увеличена из-за реконструкции или модернизации, то:

  • нужно учесть для восстановления весь «входной» НДС: как с затрат на покупку (строительство), так и с расходов на модернизацию;
  • для расчёта доли НДС к восстановлению нужно использовать остаточную стоимость объекта с учётом всех произведенных улучшений.

Во всех ситуациях нужно использовать стоимость по данным бухучёта. Оценка рыночной стоимости имущества при его передаче в УК никак не влияет на сумму восстановленного НДС.

ООО «Рассвет» — плательщик НДС и участник ООО «Заря». Собственник вносит в качестве вклада в УК дочерней компании следующие активы.

  1. Здание гаража, приобретённое в 2010 году за 2 360 тыс. руб., в т.ч. НДС — 360 тыс. руб. В 2019 году здание было реконструировано, затраты на реконструкцию составили 240 тыс. руб., в т.ч. НДС — 40 тыс. руб. Остаточная стоимость гаража без НДС на момент передачи — 1 500 тыс. руб.
  2. Автомобиль, приобретённый в 2019 году за 600 тыс. руб., в т.ч. НДС — 100 тыс. руб. Остаточная стоимость автомобиля без НДС на момент передачи — 400 тыс. руб.
  3. Запчасти, купленные в 2020 году за 120 тыс. руб., в т.ч. НДС — 20 тыс. руб.

Чтобы определить сумму НДС к восстановлению по зданию гаража и автомобилю, нужно разделить входной налог по каждому объекту на первоначальную стоимость без НДС и умножить на остаточную стоимость.

НДС = (360 40) / 2000 Х 1500 = 300 тыс. руб.

НДС = 100 / 500 Х 400 = 80 тыс. руб.

С запчастями проще — компания должна восстановить всю сумму налога, взятого к вычету при их покупке, т.е. 20 тыс. руб.

Общая сумма НДС, которую должно восстановить ООО «Рассвет» при передаче имущества в УК ООО «Заря», составит:

НДС = 300 80 20 = 400 тыс. руб.

Как восстановление НДС отразится на дочерней компании

Дочерняя компания может взять к вычету НДС при получении неденежного вклада в УК (п. 11 ст. 171 НК РФ). Но для этого нужно, чтобы одновременно выполнялись следующие условия.

  1. Передающая сторона восстановила НДС.
  2. НДС выделен в накладной, акте приёма-передачи, либо в других сопроводительных документах на передаваемые ценности или права. Счёт-фактура в данном случае не требуется, так как передача имущества в УК — это не реализация и нет начисления НДС.
  3. Дочерняя компания платит НДС и планирует использовать полученные ценности для облагаемых НДС операций.

Если передающая сторона полностью владеет дочерней компанией, или её большей частью, то эти две организации можно рассматривать как единую структуру. Тогда при соблюдении перечисленных условий никаких потерь для бизнеса в целом не будет. Участник восстановит НДС к уплате в бюджет, а дочерняя компания одновременно поставит эту же сумму к вычету.

Невыгодной для бизнесмена будет ситуация, когда участник платит НДС, а дочерняя компания использует один из специальных налоговых режимов. Тогда сумма НДС, восстановленная при передаче вклада в УК, будет потеряна для бизнеса.

Передача имущества участникам ООО в счёт уменьшения УК

При уменьшении уставного капитала закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» не обязывает компанию выплачивать участникам разницу в стоимости долей. Но нет и запрета на это, поэтому ООО имеет право провести такие выплаты.

Передача имущества участникам освобождается от НДС в следующих случаях.

  1. При выходе участника из общества.
  2. При распределении имущества ликвидируемого общества.

Эти операции не признаются объектом обложения НДС в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ с учетом п. 3 ст. 39 НК РФ.

Но если ООО выдаёт участнику разницу в счёт уменьшения УК в виде имущества, освобождения от НДС не будет. Компания при этом не ликвидируется, а участник — остаётся в обществе, хотя и с меньшим размером доли. Такая передача имущества признаётся реализацией и компания должна начислить НДС на общих основаниях (Письмо Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-07-11/26069). Как в таком случае определить налоговую базу, т.е. стоимость передаваемого имущества без НДС — Минфин не разъяснил. Здесь можно по аналогии применить подход, который установлен для имущественных вкладов при формировании уставного капитала (ст. 15 закона № 14-ФЗ).

  1. Если стоимость имущества не превышает 20 тыс. руб., то его денежную оценку должно единогласно утвердить общее собрание участников ООО.
  2. Если имущество стоит дороже 20 тыс. руб. — необходимо привлечь независимого оценщика.

На стоимость передаваемых ценностей без НДС нужно начислить налог по прямой ставке 20% (или 10%, если имущество относится к одной из льготных категорий). Участник общества, который получит имущество, не сможет возместить НДС по нему, даже если и является плательщиком НДС: такой вид вычета не предусмотрен в ст. 171 НК РФ.

Собственники ООО «Заря» решили уменьшить уставный капитал. В качестве компенсации уменьшения своей доли ООО «Рассвет» получило автомобиль. По данным независимого оценщика, его рыночная стоимость без НДС на момент передачи составила 300 тыс. руб.

Поэтому ООО «Заря» при передаче автомобиля должно начислить налог в сумме:

НДС = 300 Х 20% = 60 тыс. руб.

Вывод

Если плательщик НДС делает неденежный взнос в уставный капитал другой организации, нужно восстановить сумму НДС, который брали к вычету при покупке или создании передаваемых ценностей.

Если дочерняя компания тоже платит НДС, то она может взять к вычету налог, который восстановил учредитель при передаче взноса в УК.

Чтобы компенсировать восстановленный НДС, или вообще не восстанавливать его, целесообразно делать неденежные взносы в УК только если:

  • и участник, и дочерняя компания платят НДС;
  • участник не платит НДС;
  • при покупке или создании объекта участник не брал НДС к вычету;
  • передаются основные средства или НМА, остаточная стоимость которых равна нулю.

При уменьшении уставного капитала компания может компенсировать участнику разницу в стоимости его доли. Если эта компенсация будет выдана в виде имущества, то дочерняя компания должна будет заплатить НДС. При этом участник не сможет взять к вычету сумму НДС, начисленного дочерней компанией.

Чтобы не платить лишний НДС, лучше выдавать участникам общества компенсацию деньгами, а не имуществом.

В этой статье мы расскажем вам о ключевых инструментах безналоговой (низконалоговой) передачи имущества в бизнесе. Каждый из них обладает своими характерными особенностями и ограничениями.

Для чего может потребоваться безналоговая передача имущества? Смена собственника имущества путем заключения договора купли-продажи признается реализацией и влечет необходимость уплаты НДС и налога на прибыль (при применении общей системы налогообложения). В том случае, если имущество передается в единой группе компаний, возникновение налоговых обязательств крайне нежелательно: по сути, имущество осталось в собственности того же бенефициара, а налоги уплатить надо. Кроме того, безналоговая передача (смена собственника) имущества в группе может потребоваться:

Для повышения уровня имущественной безопасности. Очевидно, что «жизненно важное» для бизнеса имущество не должно находиться в операционном секторе.

Для запуска инвестиционного проекта. Новое перспективное направление логичнее начинать с чистого листа, на него не должны распространяться риски и обязательства действующего бизнеса. Кроме того, в реализации инвестпроекта могут участвовать партнеры, не задействованные в вашем основном бизнесе. В этом случае наполнение нового проекта имуществом (в т.ч. деньгами) также должно происходить с максимально выгодными налоговыми последствиями как у передающей, так и у получающей стороны.

При рефинансировании в группе: перераспределение финансовых потоков между родственными компаниями (субъектами) также требует исключение излишних налоговых обязательств.

Как осуществить безналоговую передачу имущества?

Вклады в имущество на основании под.3.7 и подп.11 п.1 ст.251 НК РФ, в том числе «дочерний подарок»

Ключевые моменты мы зафиксировали для вас в отдельной таблице.

Для организаций на ОСН:

Для организаций на ОСН:

Для организаций на ОСН:

Вклад в Уставный капитал

vklad_1.jpg

Это наиболее известный способ предоставления компании ее участниками имущества и имущественных прав. Участник любой коммерческой организации (АО, ООО и др.) может внести вклад в Уставный капитал (УК), причем как на стадии регистрации компании, так и в процессе ее деятельности.

Кроме того, вклад в Уставный капитал ООО может сделать и третье лицо при вступлении в состав участников общества. В акционерном обществе третье лицо может приобрести акции при допэмиссии, - это и будет являться взносом в УК. В счет оплаты уставного капитала могут быть внесены деньги, ценные бумаги, иное имущество или имущественные права.

Вклад в уставный капитал коммерческой организации освобождается от налога на прибыль (пп. 3 п. 1 ст. 251 НК). Что касается НДС, то в ситуации, когда доля в УК оплачивается имуществом, передающая сторона на ОСН обязана восстановить ранее принятый к вычету НДС (п. 3 статьи 170 НК РФ) в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки (в отношении основных средств и нематериальных активов).

Однако принимающая сторона, если она также на общей системе налогообложения, учитывает ту же сумму налога в составе вычетов после принятия имущества на учет (п. 8 статьи 172, п. 11 статьи 171 НК РФ). В итоге сохраняется баланс уплаченных и принятых к вычету сумм НДС, что фактически означает отсутствие налоговых последствий взноса имущества в уставный капитал для собственника бизнеса.

Естественно, если мы вносим вклад в УК коммерческой организации на специальном налоговом режиме, учесть НДС в составе расходов не получится.

Для передачи имущества в уставный капитал закон требует провести независимую денежную оценку его стоимости (п. 2 ст. 66.2 Гражданского кодекса).

Гарантированный размер ответственности юридического лица по его обязательствам перед кредиторами равен величине уставного капитала. Также большой УК может сделать компанию привлекательной для недобросовестных третьих лиц (например, рейдеров).

Однако участник вправе делать вклад в УК в размере, превышающем номинальную стоимость его доли. Например, для оплаты доли в уставном капитале в ООО в 10 тысяч рублей участник вполне может внести, например, 15 млн рублей. При этом величина номинальной стоимости его доли составит 10 000 рублей. Именно так и будет указано в ЕГРЮЛ. И данный взнос (в том числе, в части превышения реального размера вклада над номинальной стоимостью доли) не включается в налогооблагаемую базу принимающей стороны (абз. 3 пп. 1 п. 3 ст. 170, п. 11 ст. 171, п. 8 ст. 172 НК; пп. 3 п. 1 ст. 251 НК).

Подробнее можно прочитать тут.

Налоговые последствия при последующей продаже доли или выходе из общества

Важно не только предоставить компании имущество без налогов, но и учесть затраты на его приобретение или создание при дальнейшем отчуждении доли в обществе.

В таком случае возникнет доход (от продажи доли, в виде действительной стоимости доли при выходе из ООО или в виде имущества, оставшегося после ликвидации), уменьшить который в целях налогообложения можно:

при продаже доли - на расходы, связанные с ее приобретением (для юридических лиц - пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ, для физических лиц - пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ);

при выходе - на сумму вклада в уставный капитал (пп. 4 п.1 ст. 251 НК РФ для юридических лиц, пп. 2 п.2 ст. 220 НК РФ для физических лиц);

при ликвидации - на сумму фактически оплаченной стоимости доли (п. 2 ст. 277 НК РФ для юридических лиц, пп. 2 п.2 ст. 220 НК РФ для физических лиц).

В случае, если собственник внес в УК общества вклад, превышающий номинальную стоимость его доли, полученный при продаже (выходе, ликвидации) доход также можно будет уменьшить на сумму расходов по приобретению доли в полном объеме. Если оплата была имуществом - на сумму расходов на приобретение имущества.

Если же Вы или ваша организация непрерывно владеет долями/ акциями в компании более 5 лет на праве собственности, то вся сумма дохода от продажи таких долей / акций будет:

освобождаться от НДФЛ для физических лиц (п.17.2. ст. 217 НК РФ);

облагаться налоговой ставкой 0 % по налогу на прибыль для юридических лиц (ст. 284.2. НК РФ).

Вклад в имущество без увеличения уставного капитала (ст.66.1 ГК РФ, ст.27 ФЗ «Об ООО», ст.32.2 ФЗ «Об АО»)

Предполагает безвозмездную передачу участником (акционером) своей компании неких благ (денежные средства, доли (акции) в других юридических лицах, недвижимое имущество и т.п.). При этом уставный капитал не увеличивается, номинальный размер долей участников не меняется.

Если устав принимающей стороны не содержит исключений из правила, то вклад в имущство возможен только деньгами и только пропорционально всеми участниками (акционерами). В ООО решение о вкладе в имущество принимается не менее, чем 2/3 голосов.

В Налоговом кодексе предусмотрены два льготных механизма, которые позволяют освобождать безвозмездные по своей сути вклады от налогообложения:

Безвозмездная передача имущества на основании подп.11 п.1 ст.251 НК РФ;

Вклад в имущество хозяйственного общества или товарищества от своего участника или акционера (пп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК).

Кратко обозначим их особенности.

Безвозмездная передача имущества по пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ:

  • доля участия передающей (принимающей) стороны в уставном капитале принимающей (передающей) стороны должна составлять более 50% и более;

Важно! До 23.11.2020 размер доли передающей стороны должен был составлять более 50%. Таким образом, по вкладам, сделанным до 23.11.2020, действовали более строгие ограничения, а у двух участников не могло быть одновременно "более 50%" в уставном капитале;

  • с 23.11.2020 передать можно не только имущество, но и имущественные права. Примечательно, что в соответствии с недавними изменениями в Гражданском кодексе РФ, безналичные денежные средства считаются именно имущественными правами. Таким образом, до 23.11.2020 сделать безналоговый вклад в имущество в безналичной форме по этому основанию было невозможно.
  • переданные имущество и имущественные права (за исключением денежных средств) не могут никому быть переданы в течение года с момента получения (в том числе, в аренду), иначе налоговая льгота (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ) теряется. Это ограничение необходимо учитывать, если трансформация бизнеса предполагает многоступенчатую схему консолидации имущества (возможно, в такой ситуации подойдет вклад в имущество по пп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК, подробнее далее).
vklad_2.jpg

Собственники компании должны оформить соответствующее решение о внесении вклада (вкладов) в имущество организации. Вклад в имущество могут осуществлять не все участники (или не пропорционально долям участия), если такая возможность закреплена в Уставе. Порядок принятия решения о внесении вкладов в имущество организации также может быть детально проработан в корпоративном договоре.

Косвенная доля участия

Подп.11 п.1 ст.251 НК РФ дает возможность сделать вклад в имущество не только от непосредственного участника, но и от лица, имеющего косвенную долю участия через промежуточную компанию. Чтобы вклад освобождался от налогообложения, доля косвенного участия также должна быть не менее 50 %.

Чтобы посчитать долю косвенного участия, необходимо умножить доли прямого участия в каждой организации по цепочке владения. Например:

vklad_3.jpg

В этом случае, доля косвенного участия Участника в Организации № 3 составит 63 %. Соответственно, он может напрямую, минуя промежуточную Организацию, передать денежные средства, иное имущество или имущественные права. Если речь идет о недвижимости, это дает экономию времени на проведение регистрационных мероприятий и соблюдение корпоративных процедур.

Подробно правила определния доли косвенного участия прописаны в п.3 ст. 105.2 Налогового кодекса РФ.

При этом по пп. 11 п. 1 ст. 251 НК внести вклад в имущество может не только материнская компания. Возможна обратная ситуация - «дочка» передает имущество «маме» (так называемый «Дочерний подарок»). И даже «бабушке» - с учетом правил о косвенном участии.

vklad_4.jpg

Вклад в имущество хозяйственного общества или товарищества от своего участника или акционера по подп. 3.7. п. 1 ст. 251 НК РФ:

передать имущество, имущественные и неимущественные права может любой участник общества: юридическое или физическое лицо независимо от размера доли в уставном капитале;

также при вкладе в имущество отсутствуют какие-либо ограничения в последующем распоряжении имуществом в течение года с момента передачи;

передаваться может имущество, а также имущественные и неимущественные права, имеющие денежную оценку;

однако сделать вклад в имущество может только участник/акционер (не действуют правила о косвенном участии);

применим только к хозяйственным товариществам и обществам (АО, ООО и др., но не применим к производственным кооперативам, хозяйственным партнерствам).

vklad_5.jpg

Важно! Вклад в имущество, в отличие от вклада в уставный капитал, нельзя учесть в составе расходов на приобретение доли при получении последующего дохода (при ее продаже, при выходе из общества или его ликвидации).

Налоговые последствия вклада в имущество по НДС

В случае, если вклад в имущество осуществляется организацией на ОСН и передается имущество, то «мама» должна восстановить НДС с остаточной стоимости имущества. При этом восстановленный налог на добавленную стоимость можно включить в расходы. А принимающая сторона не сможет принять НДС к вычету, поскольку не уплачивала деньги за это имущество (помним, что вклад в имущество является разновидностью безвозмездной передачи). Поэтому вклад в имущество больше подходит для передачи денежных средств.

Реорганизация в форме выделения

Реорганизация в форме выделения (ст. 57 ГК; п. 8 ст. 50 НК РФ) - самый универсальный способ передачи имущества, не имеющий организационно-правовых ограничений (применим как к АО, ООО, так и к товариществам и партнерствам).

При выделении образуется второе юридическое лицо, которое не является правопреемником реорганизованной организации в части ее налоговых обязательств, за исключением случаев, когда налоговый орган докажет, что единственной целью выделения было уклонение от погашения задолженности перед бюджетом (п. 8 ст. 50 НК).

vklad_6.jpg

Налог на прибыль

Выделение подразумевает «отпочкование» от старой компании новой компании. Имущество передается по передаточному акту и его стоимость не является расходом у старого юридического лица и не является доходом у новой компании. То есть нет никаких последствий по налогу на прибыль.

Передача имущества в рамках выделения не является реализацией, у компании на ОСН нет обязанности начислить НДС.

Если правопреемник перейдет на ЕНВД или УСН, то он обязан восстановить НДС, ранее принятый к вычету реорганизованной организацией, пропорционально остаточной (балансовой) стоимости.П.3.1 ст.170 НК РФ Данная обязанность действует с 2020 года.

Кто может стать участником выделяемой компании?

При процедуре выделения из ООО участниками нового юрлица могут стать:

участники реорганизуемой компании в том же составе и в тех же пропорциях;

часть участников реорганизуемой компании (в других пропорциях) или иные третьи лица.

Главное условие, чтобы это третье лицо самостоятельно оплатило уставный капитал, хотя бы в минимальном размере в 10 тысяч рублей.

В случае с акционерным обществом при выделении возможны только первые два варианта. Либо новая компания становится 100% «дочкой» реорганизуемой, либо участниками выделенной компании становятся те же самые акционеры в тех же пропорциях.

Кроме того, разрешены смешанные реорганизации в форме выделения, когда можно из АО выделить ООО или наоборот.

Выделение должно осуществляться в строгом соответствии с принципом справедливого распределения прав и обязанностей между старым и новым юридическим лицом. Это значит, что:

  • активы выделяемой компании должны быть уравновешены пассивами. Иными словами, нельзя передать основные средства без передачи задолженности по кредитам, с помощью которых эти основные средства были приобретены. Если старая компания имеет большой объем кредиторской задолженности, то справедливо передать в выделяемую компанию часть такой задолженности, связанной с передаваемым имуществом;
  • выделение должно отвечать критериям концепции деловой цели (перевод части активов для организации нового направления деятельности, реструктуризация бизнеса с целью создания на базе бывших подразделений нескольких самостоятельных бизнес-единиц и т.п.).

При выделении передача имущества и/или обязательств новой организации происходит по передаточному акту.

Выделение с присоединением

В рамках одной реорганизации закон позволяет объединить сразу две процедуры (ст. 57 Гражданского кодекса РФ): выделение и присоединение, что позволяет значительно сэкономить время и затраты на реорганизацию. Сначала происходит выделение, затем присоединение. Промежуточное общество, возникающее в результате выделения, носит виртуальный характер, так как используется исключительно для передачи активов и обязательств к присоединяющему обществу. Период существования данного юрлица законом не определен, но можно говорить о том, что он стремится к нулю.

vklad_7.jpg

Документы оформляются сначала на выделение компании. Ей по передаточному акту передается часть активов и пассивов реорганизуемого общества, которые затем присоединяются к балансу другого юрлица ( «Общество 2» на схеме выше).

Безусловно, реальную жизнь не всегда можно «впихнуть» в рамки вышеописанных способов передачи имущества. Вариантов консолидации имущества великое множество, чаще всего они представляют собой комбинацию безналоговых и низконалоговых способов перераспределения имущества, набор которых всегда уникален.

База других инструментов для бизнеса и комплексные разработки Центра taxCOACH - на семинаре "ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ-2021" в Екатеринбурге, 10-12 декабря.

Передача имущества внутри группы: как снизить налоги

Многие бизнесмены создают несколько юридических лиц и объединяют их в группу компаний. Иногда возникает необходимость передать внутри холдинга то или иное имущество. Рассмотрим, как это сделать с минимальными затратами и без проблем с налоговиками.

Зачем передавать имущество внутри группы компаний

Существуют следующие основные причины, по которым владельцы холдинга могут захотеть «переложить из одного кармана в другой» свое имущество.

  1. Безопасность. Собственники бизнеса в этом случае хотят вывести имущество из компании, к которой могут быть предъявлены претензии кредиторов или контролирующих органов.
  1. Реорганизация. Владельцы холдинга могут решить изменить направление деятельности той или иной компании в группе. Например – раньше организация занималась только торговлей, а теперь к ее функциям добавится производство. Естественно, в этом случае компанию нужно «наделить» соответствующими активами.
  1. Развитие. Этот вариант похож на предыдущий, отличие в том, что речь идет не о перераспределении существующих функций внутри холдинга, а о запуске нового проекта. Для удобства ведения бизнеса в этом случае логично создать отдельное юридическое лицо, которому также потребуются основные средства.

Варианты передачи имущества

Большинство групп компаний построены по примерно одинаковой схеме. Внешне структуры могут выглядеть сложно, но это чаще всего связано с тем, что фактические владельцы бизнеса не хотят «светиться». Но суть юридического построения холдинга практически всегда одна: учредители-физические лица контролируют организации группы напрямую, либо через управляющую компанию.

Таким образом, имущество может быть передано:

  1. От учредителя – дочерней компании.
  2. От дочерней компании – учредителю.
  3. Между двумя связанными компаниями, имеющими общих учредителей.

Далее рассмотрим различные способы передачи имущества применительно к статусу передающей и принимающей компании.

«Обычная» купля-продажа имущества

Этот способ имеет смысл применять только при передаче имущества между двумя юридическими лицами, связанными общим владельцем, т.к. при взаимоотношениях между материнской и дочерней компанией есть более интересные варианты.

Рассмотрим налоговые последствия такой продажи.

  1. Налог на прибыль или УСН

Чтобы не платить эти налоги, нужно минимизировать выручку. Если продавец работает на ОСНО, то цена должна равняться остаточной стоимости объекта или незначительно превышать ее. При использовании продавцом УСН «Доходы минус расходы» нужно исходить из затрат на покупку или создание продаваемого объекта.

Однако налоговики всегда внимательно следят за сделками внутри холдингов. В случае, если доход по сделкам между взаимозависимыми российскими компаниями превысит 1 млрд рублей в год, эти операции подлежат обязательному контролю. Но внимание проверяющих могут привлечь и более «мелкие» сделки. Например, в том случае, если одна из сторон договора платит налог на прибыль, а другая – использует один из спецрежимов (ст. 105.14 НК РФ).

Поэтому нужно заранее подготовить обоснование цены реализации. Например, снижение стоимости оборудования можно объяснить высокой степенью износа, обнаруженными при осмотре дефектами и т.п.

  1. НДС

Если обе организации работают на ОСНО, то в целом по холдингу расходов по НДС не возникает. Налог, который начислит продавец – возместит покупатель.

Хуже, если принимающая сторона использует один из спецрежимов. Тогда НДС, который начислит продавец будет «потерян» для бизнеса. Только при использовании покупателем УСН «Доходы минус расходы» НДС можно будет учесть в затратах и частично компенсировать (в размере 15% от суммы).

Вклад в уставный капитал и взнос в имущество

Эти два способа подходят только при передаче имущества от материнской компании к дочерней. С точки зрения оформления вклад в имущество – проще. В общем случае, если возможность внесения вкладов была изначально прописана в Уставе, для этого не нужно менять учредительные документы. Однако для экономии на налогах будет выгоднее пополнить уставный капитал (УК).

  1. Налог на прибыль и УСН

Дохода по налогу на прибыль и УСН не возникает при обоих вариантах внесения основных средств (пп. 3 и 3.7 п. 1 ст. 251 и п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Если основное средство вносят в уставный капитал , то его первоначальная стоимость у дочерней компании принимается равной остаточной стоимости у учредителя на момент передачи (пп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ).

А при взносе в имущество принимающая сторона, по мнению налоговиков, не может амортизировать полученный объект для налогового учета. Чиновники считают, что первоначальную стоимость в данной ситуации нужно принять равной нулю, либо включить в нее только расходы получателя по доставке и монтажу, если таковые были (письмо Минфина РФ от 14.05.2018 № 03-03-06/1/31986).

  1. НДС

При взносе в уставный капитал НДС начислять не нужно, т.к. передача имущества в инвестиционных целях подпадает под льготу ( подп. 1 п. 2 ст. 146 и подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ). Но учредитель, который работает на ОСНО, обязан восстановить налог пропорционально остаточной стоимости передаваемого объекта (п. 3 ст. 170 НК РФ). Если дочерняя компания тоже работает с НДС, то она может взять эту сумму к вычету (п. 11 ст. 171 НК РФ). Тогда никаких дополнительных затрат в рамках холдинга не возникнет. Но если получатель работает на спецрежиме, то НДС будет «утрачен». В этом случае сделка будет тем выгоднее, чем выше износ передаваемого объекта.

При вкладе в имущество ситуация с НДС сложнее. Чиновники считают, что имущественные инвестиции, которые освобождены от НДС – это только вклады в УК. Если же уставный капитал не меняется, то и льготы по НДС быть не должно (письмо Минфина РФ от 15.07.2013 № 03-07-14/27452). А получатель основного средства не может взять НДС к вычету, так как сделка была безвозмездной.

Позицию налоговиков можно оспорить. Ведь любое вложение имущества в дочернюю компанию явно носит инвестиционный характер, даже если при этом не меняется УК. Но в этом случае бизнесмену нужно быть готовым к судебным разбирательствам. Перспективы для положительного исхода дела имеются (Постановление ФАС ВВО от 03.12.2012 № А29-10167/2011).

Безвозмездная передача имущества

Этот вариант удобно применять, если нужно передать объекты от дочерней компании к материнской.

«Дочерний подарок» не облагается налогом на прибыль в соответствии с п. 11 ст. 251 НК РФ. Для этого принимающая компания должна владеть более чем 50% уставного капитала передающей.

Важно помнить, что материнская компания, получив имущество, не может в течение года передать его третьим лицам. Иначе налог на прибыль придется заплатить.

Иногда налоговики пытаются переквалифицировать «дочерний подарок» в выплату дивидендов, но суды, включая высшую инстанцию, в данном случае – на стороне налогоплательщиков (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.12.2012 № 8989/12).

Подход проверяющих к НДС здесь в целом аналогичен вкладу в имущество, который был рассмотрен выше. Но так как передачу объекта от дочерней компании к материнской вряд ли можно отнести к инвестициям, то, скорее всего, бизнесмену придется принять позицию налоговиков. Т.е. передающая компания начисляет НДС, а принимающая – не может взять его к вычету.

Выделение

Если запускается новый проект, то для этого в рамках холдинга часто создают отдельное юридическое лицо. Его можно не только открыть «с нуля», но и выделить из существующей компании, передав необходимые активы.

С точки зрения налогообложения это — весьма выгодный вариант. Передача имущества при реорганизации не облагается ни налогом на прибыль, ни НДС. Восстанавливать НДС передающая компания также не должна. Естественно, принимающая сторона не может взять НДС к вычету.

Риски здесь возникают только, если исходная компания использует ОСНО, а принимающая — будет работать на УСН. Получится, что организация на ОСНО приобрела объект, получила вычет по НДС, а затем передала его в выделенную компанию на «упрощенке». Т.е. в дальнейшем это основное средство будет использоваться в деятельности, не облагаемой НДС.

Хотя по нормам НК РФ восстанавливать НДС при реорганизации не нужно в любом случае (п. 8 ст. 162.1 и пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ) проверяющие могут обвинить бизнесмена в получении необоснованной налоговой выгоды.

Чтобы снизить риск, лучше не проводить реорганизацию сразу после покупки тех объектов, которые планируется передавать.

Какие способы передачи имущества лучше применять в разных ситуациях

Покажем в таблице возможные варианты передачи имущества, в зависимости от того, в каких отношениях находятся стороны сделки.

«+ +» — допустимо с юридической точки зрения и выгодно по налогам

«+ —» — допустимо с юридической точки зрения, но невыгодно по налогам

«— —» — недопустимо с юридической точки зрения

Больше всего вариантов будет у бизнесмена, если он передает имущество от учредителя к дочерней компании. В данной ситуации самыми выгодными будут взнос в уставный капитал или выделение.

Если объект передается в обратном направлении – от «дочки» к материнской компании, то остается только выбор между продажей и безвозмездной передачей. Преимущества того или иного способа здесь будут зависеть от налоговых режимов и возможности обосновать низкую цену.

В случае, когда обе компании работают на ОСНО и имущество продается по остаточной стоимости, налог на прибыль и НДС по группе в целом платить не придется. Тогда купля-продажа имущества будет выгоднее.

А если рыночная цена основного средства существенно превышает остаточную стоимость, или принимающая компания работает на спецрежиме и не может возместить НДС, то лучше использовать безвозмездную передачу.

Если же нужно передать имущество между двумя компаниями, которые связаны только общим владельцем, то остается лишь один вариант – стандартный договор купли-продажи.

Вывод

При работе группы компаний нередко возникает необходимость передать имущества от одной организации в другую.

Здесь возможны несколько способов, от «обычной» купли-продажи имущества до различных вариантов безвозмездного вклада.

Выбор конкретного варианта зависит от взаимоотношений между передающей и принимающей компанией, а также от используемых ими налоговых режимов.

Читайте также: