Ветеринарные услуги ндс или енвд

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 декабря 2019 г. N 03-07-07/97292 О применении медицинской организацией, оказывающей медицинские услуги населению, освобождения от налогообложения НДС

Вопрос: В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

В целях главы 21 Кодекса к медицинским услугам относятся, в том числе услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях.

Таким образом, критерием применения норм подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса является оказание медицинскими организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности, медицинских услуг, указанных в данном подпункте, непосредственно населению.

В некоторых случаях, медицинская организация обращается за помощью сторонних медицинских организаций - лабораторий (далее - лаборатория), у которых есть соответствующая лицензия на медицинскую деятельность для проведения лабораторных исследований. При этом, между лабораторией и медицинской организацией заключаются договоры оказания услуг по проведению лабораторных исследований. Забор крови и выдача результатов исследований осуществляется медицинской организацией.

Учитывая изложенное, возникают вопросы:

- Имеет ли право на применение норм подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ медицинская организация, оказывающая услуги населению по забору крови и выдаче результатов исследования?

- Имеет ли право на применение норм подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ лаборатория, оказывающая медицинские услуги не физическому лицу, а медицинской организации, привлекающей ее для проведения клинической лабораторной диагностики анализов крови?

Ответ: В связи с письмами по вопросу о порядке применения подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) реализация медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением санитарно-эпидемиологических, ветеринарных и косметических услуг. При этом установленное ограничение не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

С учетом положений статьи 2 Закона N 323-ФЗ и в целях применения главы 21 Кодекса к медицинским услугам, реализация которых не подлежит налогообложению НДС, в том числе относятся услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2001 г. N 132 "Об утверждении перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость", а также услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях.

Согласно пункту 6 статьи 149 Кодекса операции по реализации названных услуг не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом.

Следовательно, указанные в перечне медицинские услуги, оказываемые населению, освобождаются от налогообложения НДС при наличии у организации лицензии на право их осуществления.

Таким образом, критерием применения норм подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса является оказание медицинскими организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности, медицинских услуг, предусмотренных Перечнем.

Учитывая изложенное, медицинская организация, оказывающая названные услуги населению, имеет право на применение норм подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса при условии наличия соответствующей лицензии на оказание данного вида услуг.

Что касается применения НДС в отношении услуг по клинической лабораторной диагностике анализов крови организацией, привлекаемой для проведения таких анализов, то медицинские услуги, предусмотренные подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса, оказанные медицинской организацией - исполнителем физическим лицам, в том числе на основании договоров с заказчиками - юридическими лицами, освобождаются от налогообложения НДС при наличии у исполнителя соответствующей лицензии.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Медицинская организация, оказывающая медицинские услуги населению, имеет право на освобождение от НДС при наличии лицензии на оказание данного вида услуг.

Также Минфин ответил на вопрос об НДС в отношении услуг по клинической лабораторной диагностике анализов крови организацией, привлекаемой для проведения таких анализов. Медуслуги, оказанные медорганизацией-исполнителем физлицам, в том числе по договору с заказчиками-юрлицами, освобождаются от НДС при наличии у исполнителя лицензии.

Виктория Ким, эксперт по налогообложению

При регистрации бизнеса наиболее остро встает вопрос о выборе системы налогообложения. От принятого решения напрямую зависит налоговая нагрузка предприятия или ИП. В нашей статье мы расскажем о плюсах и минусах применения УСН, ЕНВД и ОСН.

Вы главный бухгалтер коммерческого предприятия на УСН? Зарегистрируйтесь на программу профессиональной переподготовки и повышайте свою квалификацию в соответствии с профстандартом «Бухгалтер».

«Вмененка»

Компании и ИП могут выбрать «вмененную систему» добровольно. Однако далеко не во всех регионах есть такая возможность. Например, данный спецрежим не действует в городе Москве, а в Санкт — Петербурге его можно применять с учетом ограничений.

Кроме того, НК РФ установлены ограничения, которые распространяются на всех претендентов, желающих стать плательщиками ЕНВД:

  • количество работников — не более 100 человек;
  • остаточная стоимость ОС не более 150 млн. рублей;
  • доля участия других юр.лиц — не больше 25%.

ЕНВД применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности. Их перечень приведен в п. 2 ст. 346.26 НК РФ:

  • розничная торговля;
  • общественное питание;
  • бытовые, ветеринарные услуги;
  • услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
  • распространение и (или) размещение рекламы;
  • услуги по передаче во временное пользование торговых мест, земельных участков;
  • услуги по временному размещению и проживанию;
  • услуги по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом;
  • услуги стоянок.

В применении данного спецрежима есть масса плюсов. Самый главный — плательщики «вмененного» налога могут не платить ряд обязательных платежей в бюджет. Так, организации освобождаются от уплаты:

  • налога на прибыль;
  • налога на имущество. Причем данное освобождение не касается недвижимости, налоговая база по которым определяется как ее кадастровая стоимость;
  • НДС.

Предприниматели-плательщики ЕНВД не платят НДФЛ, налог на имущество и НДС.

Еще один важный момент: ЕНВД — сумма фиксированного налога, рассчитанная по формуле. Это значит, что фактическая величина полученного дохода значения при расчете не имеет. Таким образом, даже если бизнес не приносит прибыли, налог заплатить все равно необходимо. Иначе последуют финансовые санкции (письмо Минфина РФ от 29.04.2015 № 03-11-11/24875). Единственный способ в данном случае уйти от уплаты ЕНВД — подать заявление о снятии с учета (письмо Минфина РФ от 15.04.2014 № 03-11-09/17087).

Налоговая база — величина вмененного дохода, которая рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Вид физического показателя зависит от предпринимательской деятельности. Таковым может быть работник (в том числе индивидуальный предприниматель), торговое место, квадратный метр и другие. Ставка ЕНВД — 15% величины вмененного дохода. При этом базовая доходность корректируется на коэффициенты К1 и К2. К1 — коэффициент-дефлятор, а К2 — корректирующий коэффициент.

К2 зависит от особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе от ассортимента товаров (работ, услуг), сезонности, режима работы, величины доходов и т.д.

Кроме того, сумму исчисленного налога можно уменьшить на величину:

  • страховых взносов, исчисленных с выплат работников «вмененщика»;
  • больничных пособий, выплаченных за счет работодателя;
  • платежей по договорам добровольного страхования работников.

При этом сумма вычета не должна превышать половины суммы исчисленного налога.

ИП могут уменьшать налога на взносы на ОПС и ОМС, уплаченные за свое страхование.

Если предприниматель — «вмененщик» обязан применять ККТ, то нужно помнить, что Федеральным законом от 27.11.2017 № 349-ФЗ предусмотрен налоговый вычет на сумму расходов по приобретению онлайн-аппарата. В расходы включаются в том числе затраты на модернизацию ККТ. Потолок вычета — 18 тысяч рублей на каждый экземпляр ККТ.

Важное условие: преференцией можно воспользоваться, если ККТ зарегистрирована в налоговых органах с 01.02.2017 по 01.07.2019 (если ИП занимается торговлей в розницу или занимается общепитом — до 01.07.2018). Право на вычет нужно заявить посредством декларации. В ней необходимо прописать сумму расходов на приобретение онлайн-техники.

Перейти на ЕНВД можно посредством подачи заявления в ИФНС по месту ведения деятельности, по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) при осуществлении:

  • развозной или разносной розничной торговли;
  • размещения рекламы на транспортных средствах;
  • оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Перейти на другой режим налогообложения можно с начала календарного года.

«Упрощенка»

Представители малого и среднего бизнеса зачастую выбирают для работы упрощенную систему налогообложения. Причем УСН подразделяется на две: с объектом «доходы» и «доходы минус расходы». В первом случае компания или предприниматель платит в казну 6% от всей полученной выручки, во втором — 15% от разницы между доходами и расходами.

Кроме того, регионы могут устанавливать пониженные ставки «упрощенного» налога:

  • от 5 до 15% при применении объекта «доходы минус расходы»;
  • от 1 до 6% при применении объекта «доходы». При этом сумма налога уменьшается на величину страховых взносов на работников, а у ИП и за себя, но не более 50%.

Величина ставки в обоих случаях зависит от категории налогоплательщика.

Предусмотрены льготы для вновь зарегистрированных на УСН индивидуальных предпринимателей. Данная категория может претендовать на налоговые каникулы, которые длятся два года. В этом случае ставка налога — 0%. Компании такой льготой воспользоваться не могут. Важно, чтобы деятельности велась в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению (п. 4 ст. 346.20 НК РФ).

Важный плюс применения данной системы налогообложения — организации и ИП освобождаются практически от всех налогов, за исключением налогов за работников. Так, организации при УСН не платят налог на прибыль, НДС и налог на имущество (исключение налог на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость).

Кроме того, «упрощенцы» в ряде случаев имеют возможность платить страховые взносы по пониженным тарифам. Для этого необходимо, чтобы доходы за текущий год не превышали 79 млн рублей, а доля деятельности, подпадающей под льготу составляла не менее 70% в общей объеме выручки. Перечень видов бизнеса, подпадающих под льготы, закреплен в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

Если налогоплательщик выполняет данные условия, то тариф по взносам равен 20% (на ОПС). Взносы на ВНиМ и ОМС не уплачиваются. Важно помнить, что данная льгота не распространяется на «травматические» взносы.

«Упрощенцы» ведут учет в упрощенном порядке. Главный документ — Книга учета доходов и расходов. Декларацию по УСН сдавать в ИФНС необходимо только раз в год. Такое право распространяются на компании и ИП.

Существует ряд ограничений для перехода на УСН:

  • число работников — не более 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств — не более 150 млн. рублей;
  • доля участия других организаци1 — не более 25%;
  • отсутствие филиалов;
  • общий объем доходов за весь текущий год — не более 150 млн. рублей;

Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в котором подается уведомление доходы не превысили 112,5 млн. рублей. При нарушении этих условий организации и ИП до конца года, автоматически переходят на общий режим налогообложения.

Не вправе применять УСН компании и предприниматели, которые занимаются:

  • игорным бизнесом;
  • добычей и переработкой полезных ископаемых;
  • производством подакцизных товаров.

Также спецрежим не доступен для страховых и микрофинансовых организаций, банков и ломбардов, и других.

Переход на УСН добровольный. Перейти на «упрощенку» можно с момента регистрации бизнеса. В этом случае соответствующее уведомление можно подать как вместе документами на регистрацию, так и в течение 30 дней после этого. Если компания или коммерсант работает на другой системе налогообложения, то перейти на УСН возможно только со следующего календарного года. Уведомление необходимо подать не позднее 31 декабря.

Таким образом, плюсов в применении «упрощенного» режима предостаточно. Причем, кроме тех, что прописаны в Налоговом кодексе, есть еще те, которые действуют на практике. Например, «упрощенцы» в большинстве своем не подпадают под налоговые проверки. Если, конечно, они не замешаны в применении схем ухода от налогов.

Многие считают, что освобождение от уплаты НДС делает сотрудничество с «упрощенцами» нецелесообразным. С одной стороны в этом есть доля истины, ведь компаниям, которые работают на общей системе налогообложения нужен входной НДС, а «упрощенцы» не являются плательщиками налога. Причем даже если они выставят счета-фактуры и уплатят налог в бюджет, применение вычета у покупателей будет довольно спорным. Минфин РФ считает, что у налогоплательщика, который перечислил НДС лицу, применяющему УСН, права на вычет нет (письма от 05.10.2015 № 03-07-11/56700, от 16.05.2011 № 03-07-11/126).

Но судебная практика по данному вопросу на стороне налогоплательщиков. Еще в 2014 году КС РФ указал, что покупатель вправе принять НДС к вычету, если поставщик-«упрощенец» выставил счет-фактуру с выделенной суммой налога (Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 № 17-П). В дальнейшем окружные суды не раз подтверждали позицию КС РФ (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.06.2016 № Ф02-2405/2016).

С другой стороны если цены на товары, работы и услуги, реализацией которых занимается «упрощенец» будут ниже как минимум на величину НДС, чем у фирм и ИП, работающих на общей системе налогообложения, то сотрудничество с ними бесспорно будет выгодно.

Общая система налогообложения

Общая система налогообложения не имеет никаких ограничений. Она не зависит от количества, работников, вида деятельности или доли участия других компаний в уставном капитале организации. При применении ОСНО компания и ИП являются плательщиками всех налогов, прописанных в НК РФ (кроме тех, которые предусмотрены только для специальных режимов). А именно: НДС, налог на прибыль, налог на имущество и землю, транспортный налог, а также налоги и взносы за работников.

Если компания или ИП относятся к малому или среднему бизнесу, целесообразнее выбрать специальные режимы налогообложения. Ибо применение ОСНО приведет к увеличению налоговой нагрузки. Однако, работая на ЕНВД или УСН, важно не забывать об ограничениях, чтобы не потерять право на спецрежим.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Если в муниципальном образовании, где организация оказывает ветеринарные услуги, в отношении такой деятельности допускается применение ЕНВД, то организация может перейти на этот налоговый режим. При этом она должна соблюдать ограничения, предусмотренные статьей 346.26 Налогового кодекса РФ.

Условия применения ЕНВД

В отношении деятельности по оказанию ветеринарных услуг можно применять ЕНВД, если услуги:

  • оплачены гражданами и (или) организациями;
  • входят в перечень услуг, предусмотренный нормативными правовыми актами РФ, а также Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН).

Об этом сказано в статье 346.27 Налогового кодекса РФ.

Применение ЕНВД при оказании ветеринарных услуг не зависит от формы расчетов с заказчиками (наличной, безналичной, с использованием пластиковых карт, смешанной). Такой вывод следует из положений абзаца 8 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.

Деятельность, осуществляемая в рамках договоров простого товарищества, доверительного управления имуществом, не подпадает под ЕНВД (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ). Следовательно, если ветеринарные услуги оказываются в рамках таких договоров, ЕНВД применять нельзя. Кроме того, на ЕНВД не переводятся организации, которые отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Такие правила установлены в пункте 2.1 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Состав ветеринарных услуг

В ОКУН перечислены следующие виды ветеринарных услуг:

  • лечение домашних животных в ветеринарных лечебницах и на дому;
  • клинический осмотр домашних животных и выдача ветеринарных сертификатов;
  • диагностические исследования домашних животных;
  • вакцинация домашних животных;
  • дегельминтизация домашних животных;
  • лечение домашних животных на дому;
  • лечение домашних животных в стационаре;
  • проведение хирургических операций у домашних животных;
  • выезд скорой ветеринарной помощи на дом;
  • выезд ветеринара на дом.

Кроме того, при определении состава ветеринарных услуг организации могут руководствоваться перечнем, который приведен в пункте 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 898. Это следует из положений абзаца 8 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 13 октября 2010 г. № ШС-37-3/13251.

В указанный перечень включены следующие виды ветеринарных услуг:

  • все виды лабораторных исследований;
  • проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевых продуктов, предназначенных для продажи на продовольственных рынках, а также некачественных и опасных в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения;
  • исследования и другие ветеринарные мероприятия, связанные с продажей племенных животных, с участием их в выставках и соревнованиях;
  • определение стельности и беременности всех видов животных, получение и трансплантация эмбрионов и другие мероприятия, связанные с размножением животных, птиц, рыб, пчел и их транспортировкой;
  • оформление и выдача ветеринарных документов (ветеринарные проходные свидетельства, сертификаты, справки, паспорта, регистрационные удостоверения и т. п.);
  • консультации по вопросам диагностики, лечения, профилактики болезней всех видов животных и технологии их содержания;
  • кремация, эвтаназия и другие ветеринарные услуги.

Показатели для расчета ЕНВД

Физическим показателем для расчета ЕНВД с деятельности по оказанию ветеринарных услуг является средняя численность сотрудников (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Кроме численности, при расчете ЕНВД используйте показатели:

  • базовой доходности – 7500 руб. в месяц на одного человека (п. 3 ст. 346.29 НК РФ);
  • коэффициента-дефлятора К1 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ);
  • корректирующего коэффициента К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).

При этом значение коэффициента К1 не округляется, а значение коэффициента К2 округляется до трех знаков после запятой (п. 11 ст. 346.29 НК РФ).

Налоговая ставка

Если местными властями не установлена пониженная налоговая ставка, сумму ЕНВД рассчитывайте по ставке 15 процентов (ст. 346.31 НК РФ).

Налоговая база

Для расчета ЕНВД сначала определите налоговую базу за отчетный квартал. Это можно сделать по формуле:

При регистрации предпринимательской деятельности в обязательном порядке необходимо определиться с системой налогообложения. Какая процентная ставка выгоднее, как удобнее распоряжаться выручкой, в какие сроки лучше сдавать отчётность.

      1. Сфера услуг
      2. Общая система
      3. Упрощённая система налогообложения (УСН)
      4. Патентная система налогообложения (ПСН)
      5. Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)
Сфера услуг

Сфера услуг в последние годы значительно расширилась. Многие граждане все больше заняты предпринимательской деятельностью в сфере услуг. Их перечень становиться все больше и больше. Полностью можно ознакомиться в справочнике ОКВЭД. Вот основная их часть: • Предоставление услуг в сфере бытового обслуживания - это парикмахерские, ремонтные мастерские, ателье, клининговые компании, химчистки. • Предоставление консалтинговых, бухгалтерских, аудиторских, юридических услуг. • Предоставление экскурсионно-туристических услуг. • Образовательные услуги - частные детские сады, репетиторство и пр. • Охранные и детективные услуги. • Услуги по ремонту бытовой техники. • Ветеринарные услуги.

Чтобы правильно выбрать систему налогообложения нужно провести всесторонний анализ всех важных моментов. В первую очередь необходимо определиться с организационной формой: ООО или ИП, с какого рода клиентами придётся работать: с физическими или юридическими лицами. Какая общая стоимость активов, размер выручки, уровень затрат. Сфера услуг является не затратной по сравнению с торговлей и производством. Где объем затрат может вырасти до 60-70%. Поэтому в отношении налогообложения в этой сфере проще вести учет доходов, и особенно расходов, соответственно уплачивать налоги. Можно выбирать практически любую удобную для предпринимателя систему налогообложения.

Больше подходит для предприятий со значительными оборотами. В сфере услуг применяется редко, разве если у предприятия имеется разветвлённая сеть с филиалами, например, химчисток или прачечных, частных детских садов. С чистой прибыли уплачивается 20% налог с прибыли для ООО, и 13% от доходов для индивидуальных предпринимателей. Все субъекты на данной системе оплачивают НДС - 18%, оплачивается налог на имущество - 2,2%.

Упрощённая система налогообложения (УСН)

Считается самой доступной и удобной для предпринимателей, занимающихся сферой услуг у которых не большие обороты. Отлично подходит для данной сферы. Налог на прибыль рассчитывается просто. Перечисляется 15% если облагается разница между доходом и расходом, или 6% если налогооблагаемый объект только доход без учета расходов. Так могут работать предприниматели у которых общий годовой доход не более 60 млн.рублей, наемных работников не более 100 человек. Поэтому при минимальных расходах выбирается УСН 6%. Например, если предоставляются консультационные услуги. Окончательный выбор необходимо сделать после того, как была полностью прроанализирована деятельность предприятия.

Патентная система налогообложения (ПСН)

Очень удобная система для ведения небольшого бизнеса. В Налоговом кодексе в статьях 346.43 указано 47 видов деятельности, занимаясь которыми можно оплачивать патент. Как обычно, это фиксированный размер установленный местным налоговым органом. Расчетной базой является ставка в 6% от среднего предполагаемого годового дохода. Доступна только для ИП. Общий годовой доход должен быть не более 60 млн. рублей, численность работников не более 15 человек. Патент можно получить на любой произвольный срок от одного месяца до года. Главные достоинства такой системы - это фиксированная сумма налога, не нужно подавать отчетность, кассовый аппарат не используется.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

Для использования данного вида налога, необходимо узнать разрешен ли он в вашей местности. Разрешенные виды деятельности раскрыты в статье 346.26 Налогового кодекса РФ. Налог платится одной и той же суммой раз в квартал по конкретному виду деятельности. Перечисления необходимо производить независимо от того есть у предпринимателя доход или он отсутствует.

Плательщикам ЕНВД дана возможность уменьшить сумму налога на 50% на страховые платежи во внебюджетные фонды. Если ИП не имеет сотрудников, тогда есть возможность уменьшить сумму налога на все 100%. Кассовые аппараты при работе не используются.

При принятии решения о выборе необходимой системы в сфере услуг нужно в первую очередь руководствоваться прогнозом об уровне чистой прибыли и соответствующим уже объемом налоговых отчислений. Бывает, что оправдывает себя сознательный ход в сторону увеличения налогов, чтобы понизить уровень дохода в отрицательную сторону на краткосрочном этапе, чтобы достичь большего результата в будущем. Например, завоевание определенного сегмента рынка.

Учреждения ветеринарии являются областными государственными учреждениями, финансируются из средств областного бюджета и занимаются предпринимательской деятельностью.

Учреждения переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Какие налоги наши учреждения обязаны платить?

Какие налоговые декларации наши учреждения обязаны сдавать в налоговые инспекции?

Организации, финансируемые из бюджета, признаются плательщиками налога на прибыль организаций, НДС, ЕСН, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, а также плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Поскольку Ваши учреждения в сфере оказания ветеринарных услуг переведены на уплату единого налога на вмененный доход, то в соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ они освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), а также не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Иные налоги и сборы бюджетные учреждения, переведенные на уплату ЕНВД, исчисляют и уплачивают в соответствии с общим режимом налогообложения.

В соответствии со ст. 246 НК РФ российские организации (в том числе учреждения) признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Объектом налогообложения для них признается прибыль, то есть полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ).

При этом согласно ст. 321.1 НК РФ налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

А налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Поскольку вся коммерческая деятельность учреждений в Вашем случае переведена на уплату ЕНВД и уплата налога на прибыль организаций заменена уплатой единого налога, то объекта налогообложения налогом на прибыль не возникает.

Напомним, что в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств (п.п. 2 ст. 321.1 НК РФ).

Но несмотря на то, что объекта налогообложения не возникает, учреждение в целом как организация не перестает признаваться плательщиком налога на прибыль организаций.

В соответствии с п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Минфина РФ от 07.02.2006 г. № 24н, некоммерческие организации (к которым относятся и бюджетные учреждения), у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют Декларацию по налогу на прибыль по истечении налогового периода (календарного года) по форме в составе Титульного листа (Листа 01), Листа 02 и, при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в пунктах 1 и 2 ст. 251 НК РФ, – Листа 07.

Как мы уже отмечали выше, в отношении операций, осуществляемых в рамках деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, учреждение не признается налогоплательщиком НДС.

В этом случае у учреждения не возникает обязанность по предоставлению налоговой декларации по НДС, так как декларацию обязаны предоставлять только налогоплательщики, которыми учреждения, переведенные на уплату ЕНВД, не признаются.

Если учреждение оказывает ветеринарные услуги, финансируемые из бюджета, то реализация таких услуг не подлежит налогообложению НДС в соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Однако при этом учреждение не перестает признаваться налогоплательщиком НДС несмотря на отсутствие объекта налогообложения в соответствии с налоговой льготой и, следовательно, не освобождается от обязанности представлять налоговую декларацию в том числе «нулевую».

В соответствии с п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 г. № 71 отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Чтобы каждый налоговый период не представлять «нулевые» декларации, учреждение может получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС (ст. 145 НК РФ).

Поскольку НК РФ не предусмотрена обязанность подавать в налоговые органы «нулевые» декларации по налогам, от уплаты которых налогоплательщики освобождены, то, получив освобождение, Вы избавитесь от хлопот с регулярным представлением «нулевых» деклараций.

В случае выставления покупателям счетов-фактур с выделенной суммой НДС, а также если учреждение исполняет обязанности налогового агента по НДС, декларацию придется представлять по правилам главы 21 НК РФ.

Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 3 Закона Свердловской области от 27.11.2003 г. № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» (в ред. от 21.07.2006 г.) государственные учреждения Свердловской области и муниципальные учреждения освобождаются от уплаты налога на имущество организаций.

Ситуация – аналогичная той, что складывается с НДС.

Учреждение признается плательщиком налога на имущество организаций, налог не уплачивает в соответствии с предоставленной льготой (причем льгота предоставляется в отношении всего имущества учреждения независимо от источников финансирования).

Следовательно, в соответствии со ст. 386 НК РФ учреждения обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Кроме того, льгота по налогу на имущество предоставляется учреждению при представлении им письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, копий учредительных документов. При этом одновременно с указанными документами должны быть представлены налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговая декларация по этому налогу.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 4 Закона Свердловской области от 29.11.2002 г. № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» (в ред. от 21.07.2006 г.) освобождаются от уплаты транспортного налога только государственные учреждения Свердловской области и муниципальные учреждения, не имеющие доходов от предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход.

Поскольку Ваши учреждения осуществляют предпринимательскую деятельность, то права на льготу по транспортному налогу они не имеют.

Следовательно, налог уплачивается и декларация предоставляется на общих основаниях по правилам главы 28 НК РФ и Закона № 43-ОЗ.

По деятельности, финансируемой из бюджета, учреждения являются плательщиками ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход учреждение освобождается от уплаты ЕСН.

При этом учреждения, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Следовательно, на выплаты работникам, осуществляемые за счет внебюджетных средств, начисляются только взносы на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со ст. 243 НК РФ данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей по ЕСН, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 09.02.2007 г. № 13н.

Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом) представляется налоговая декларация по ЕСН по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.01.2006 г. № 19н.

Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, следует представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Согласно ст. 24 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Россий­ской Федерации» данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей по страховым взносам страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 24.03.2005 г. № 48н.

Декларация по страховым взносам должна быть представлена в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (календарным годом) по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 27.02.2006 г. № 30н.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ бюджетные учреждения признаются страхователями в отношении физических лиц, выполняющих работу на основании трудового договора (контракта) физических лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), а в соответствующих случаях – на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, должны представлять в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме 4-ФСС РФ, утвержденной постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 г. № 11.

Плательщики ЕНВД не освобождены от уплаты указанных страховых взносов, поэтому взносы начисляются и на выплаты, произведенные работникам в рамках предпринимательской деятельности, переведенной на уплату ЕНВД.

Читайте также: