Ндс представляет собой форму изъятия в бюджет

Опубликовано: 14.05.2024

4.1 Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным на ­ логом и представляет собой форму изъятия в бюджет определенной в соответствии с налоговыми ставками части прибавочной стоимости товаров (работ, услуг).

НДС относится к федеральным налогам, регулируется НК РФ (главой 21 «Налог на добавленную стоимость») и обязателен к приме ­ нению на всей территории Российской Федерации.

Глава 21 НК РФ определяет налогоплательщиков налога на добав ­ ленную стоимость. Лица, освобожденные от уплаты НДС, приведены 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ.

Освобождены от уплаты НДС

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов дея ­ тельности

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели име ­ ют право на освобождение от уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпри ­ нимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Это положение не распространяется на организации и индиви ­ дуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в тече ­ ние трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

  • выписка из бухгалтерского баланса (для организаций);
  • выписка из книги учета доходов и расходов (для индивидуаль ­ ных предпринимателей);
  • выписка из книги продаж;
  • копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Полученное освобождение действует в течение двенадцати месяцев, и, получив его, от него нельзя отказаться в течение указанного срока.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены условия досрочной утра ­ ты права на освобождение:

  • если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без чета НДС за каждые три последовательных календарных месяца пре ­ высила в совокупности два миллиона рублей;
  • если осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.

Налоговый кодекс РФ определяет как объект налогообложения четыре типа операций:

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача това ­ ров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущест ­ венных прав. Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе призна ­ ки реализацией товара;
  • передача на территории Российской Федерации товаров (вы ­ полнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизацион ­ ные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федера ­ ции.

Не признаются объектом налогообложения операции, приведенные в п. 2 ст. 146 НК РФ. Сюда, в частности, относятся операции, связанные с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики), передача основных средств, нематериальных ак ­ тивов и (или) иного имущества правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации организации и т. д.

Налоговая база определяется в зависимости от объекта налогооб ­ ложения:

при реализации товаров (работ, услуг) — стоимость этих товаров (работ, услуг), с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. Предполагается, что цена товаров (работ, ус ­ луг), указанная сторонами сделки, соответствует рыночным ценам.

Налоговые органы вправе проверять правильность применения цен:

  • при передаче налогоплательщиком товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль организаций — стоимость этих товаров (работ, ус ­ луг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их от ­ сутствии — однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), дейст ­ вовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС;
  • при выполнении строительно-монтажных работ для собственно ­ го потребления — фактическая стоимость выполненных работ;
  • при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Феде ­ рации — сумма:
    • таможенной стоимости товаров;
    • подлежащей уплате таможенной пошлины;
    • подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок то ­ варов (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Налоговый кодекс РФ дает два вида налоговых льгот:

  • перечень операций, освобожденных от налогообложения (ст. 149);
  • перечень товаров, ввоз которых освобожден от налогообложе ­ ния (ст. 150).

Налоговым периодом является квартал.

Налоговые ставки установлены в размере 0, 10 и 18% в зависимос ­ ти от вида товаров (работ, услуг).

В тех случаях, когда нужно определить сумму НДС в общей сумме платежа, поступления средств, цене товара и пр., когда сумма НДС должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определя ­ ется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налого ­ вой базы:

  • При ставке налогообложения 10%-10/110*100%;
  • При ставке налогообложения 18%-18/118*100%.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. Отсюда возникает обязанность налогоплательщика вести раздельный учет по товарам (работам, услугам), облагаемым по разным налоговым ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав продавцом дополнительно к цене предъявляется сумма НДС.

Основанием для принятия покупателем предъявленных продав ­ цом сумм налога к вычету является счет-фактура.

Налогоплательщики обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных сче ­ тов-фактур, книг покупок и книг продаж установлен постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалте ­ ром организации либо иными лицами, уполномоченными на то прика ­ зом (иным распорядительным документом) по организации или дове ­ ренностью от имени организации.

При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринима ­ телем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимате ­ лем с указанием свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, как правило, меньше исчисленных сумм налога, поскольку налогоплательщики уменьшают исчисленную сумму налога на суммы налоговых вычетов. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные покупателями при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав и документов, подтверж ­ дающих уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную терри ­ торию Российской Федерации.

Порядок подтверждения права на получение налоговых вычетов при налогообложении по налоговой ставке 0% определен ст. 165 НК РФ.

Пункт 3 ст. 170 НК РФ предусматривает случаи, когда суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению (при передаче имущества в качестве вклада в устав ­ ный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов в размере, ранее принятом к вычету пропорционально остаточной (балансовой) стои ­ мости передаваемого имущества и др.).

Пункт 2 ст. 170 НК РФ определяет случаи, когда суммы НДС, уп ­ лаченные при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, учитывают ­ ся в стоимости этих товаров (работ, услуг) и включаются в расходы организации или физического лица:

  • при использовании товаров (работ, услуг) для операций по про ­ изводству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению;
  • при использовании товаров (работ, услуг) для операций по про ­ изводству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом которых не признается территория Российской Федерации;
  • при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг) лицами, не яв ­ ляющимися налогоплательщиками НДС либо освобожденными от уп ­ латы НДС;
  • при использовании товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации (передаче) товаров (работ, ус ­ луг), операции по реализации (передаче) которых не признаются объ ­ ектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.

При осуществлении налогоплательщиком операций, освобожден ­ ных от налогообложения, наряду с операциями, подлежащими налого ­ обложению, налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления необлагаемых налогом операций. При отсутствии раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления необлагаемых налогом операций, вычету не подлежат и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль (налога на доходы физических лиц), не включается.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по ито ­ гам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налого ­ вых вычетов.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового перио ­ да равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Представление налоговой декларации производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, утвержденной приказом Минфина России.

В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вы ­ четов превышает общую сумму налога, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Сроки и порядок уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную
территорию Российской Федерации устанавливается таможенным за ­ конодательством РФ.

ЛЕКЦИЯ № 8. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость является регулирующим федеральным налогом.

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

НДС взимается со всех товаров, работ и услуг в течение всего производственного цикла. НДС является стабильным и регулярным источником доходов для бюджета.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются:

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.

Иностранные организации могут встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.

Объектом налогообложения являются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

2) передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Не признаются объектом налогообложения:

1) передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;

2) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

3) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

4) операции по реализации земельных участков;

5) передача имущественных прав организации ее правопреемнику;

Местом реализации работ (услуг) признается территория РФ.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок, налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога, налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, имущественных прав, полученных им в денежной или натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Налоговый период устанавливается как календарный месяц, а для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров без учета налога, не превышающими 2 млн руб., налоговый период устанавливается как квартал.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации:

1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов;

2) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;

3) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

4) работ (услуг), выполняемых в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ, технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ в космическом пространстве;

5) товаров для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;

6) припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов (топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного плавания);

7) выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и вывозу с таможенной территории РФ продуктов переработки на таможенной территории РФ, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке;

8) построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов.

Налогообложение производится по налоговой ставке 10 % при реализации:

1) следующих продовольственных товаров: скота и птицы в живом весе; мяса и мясопродуктов; молока и молокопродуктов; яйца и яйцепродуктов; масла растительного; маргарина; сахара, включая сахар-сырец; соли; зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов; маслосемян и продуктов их переработки; хлеба и хлебобулочных изделий; крупы; муки; макаронных изделий; рыбы живой; море– и рыбопродуктов; продуктов детского и диабетического питания; овощей;

2) следующих товаров для детей:

а) верхних трикотажных изделий для детей, бельевых трикотажных изделий, чулочно-носочных изделий, прочих трикотажных изделий;

б) швейных изделий; обуви; колясок, кроватей детских; матрацев детских; тетрадей школьных; игрушек; пластилина; пеналов; обложек для учебников, дневников, тетрадей; подгузников и мн. др.;

3) периодических печатных изданий;

4) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

а) лекарственных средств;

б) изделий медицинского назначения.

Налогообложение производится по налоговой ставке 18 % в остальных случаях.

Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров либо фактически уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, учитываются в стоимости таких товаров в случаях:

1) приобретения товаров, используемых для операций по производству и реализации товаров, не подлежащих налогообложению;

2) приобретения товаров, используемых для операций по производству и реализации товаров, местом реализации которых не признается территория РФ;

3) приобретения товаров лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

4) приобретения товаров, имущественных прав для производства и реализации товаров, операции по реализации которых не признаются реализацией товаров. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода.

Счет-фактура – это обязательный документ для всех плательщиков НДС, является инструментом дополнительного контроля налоговых органов за полнотой сбора этого налога.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

5.7.2. Налог на добавленную стоимость

5.7.2. Налог на добавленную стоимость В целях применения гл. 21 НК РФ безвозмездная передача рекламной и сувенирной продукции рассматривается как реализация.Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на

6.7.3.1. Налог на добавленную стоимость

6.7.3.1. Налог на добавленную стоимость Право на налоговую льготуВ соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе передача права собственности на товары, результатов выполненных работ,

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость Организации, применяющие УСН, не должны составлять счета-фактуры, вести журналы учета выданных и полученных счетов-фактур, а также заполнять книгу покупок и книгу продаж, так как они освобождены от уплаты НДС на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ

114. Налог на добавленную стоимость

114. Налог на добавленную стоимость Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товаров, работ и услуг.Налогоплательщиками НДС являются: организации, индивидуальные

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость Налог на добавленную стоимость (НДС) – это изъятие части добавленной стоимости, созданной налогоплательщиком после того, как он реализует товары, работы и услуги.Концепция НДС отражает результаты давнего спора, которому несколько

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость Индивидуальные предприниматели и предприятия, применяющие общий режим налогообложения, исчисляют и уплачивают налог на добавленную стоимость (НДС). Обычная ставка налога составляет 18 %.НДС исчисляется по оплате. Сумма НДС, которую

3.2.3.2. Налог на добавленную стоимость

3.2.3.2. Налог на добавленную стоимость Средства инвестиционных вкладов не облагаются НДС. Это следует из подпункта 4 пункта 3 статьи 39 и подпункта 1 пункта 2 статьи 146 НК РФ. Вместе с тем обращаем внимание, что НДС не облагаются целевые средства, поступившие к заказчику

3.1.2.Налог на добавленную стоимость

3.1.2.Налог на добавленную стоимость Упрощенная система выгодна с точки зрения налоговой тяготы, ведь в отличие от общего режима налогообложения реализация товаров (работ, услуг) при специальном режиме не облагается НДС.Однако данное преимущество иногда мешает

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость Налог на добавленную стоимость (НДС) – это косвенный налог, предусматривающий изъятие части добавленной стоимости, созданной в организации, после реализации товаров, работ и услуг. Экономический смысл налога на добавленную стоимостьНДС

6.1. Налог на добавленную стоимость

6.1. Налог на добавленную стоимость Налогу на добавленную стоимость (НДС) посвящена глава 21 НК РФ. В соответствии с пунктами 1 и 5 ст. 174 НК РФ по итогам каждого налогового периода в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом организация

105. Налог на добавленную стоимость

105. Налог на добавленную стоимость Налог на добавленную стоимость (НДС ) представляет собой форму изъятия в бюджет добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товаров, работ и услуг.Налогоплательщиками НДС являются: организации, индивидуальные

2.1.1. Налог на добавленную стоимость

2.1.1. Налог на добавленную стоимость НалогоплательщикиВ соответствии со статьей 143 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются субъекты малого бизнеса, в том числе индивидуальные предприниматели, не переведенные на специальные налоговые режимы.Объект

3.3.2. Налог на добавленную стоимость

3.3.2. Налог на добавленную стоимость Налог на добавленную стоимость (НДС) является новым элементом налоговой системы для России и взят из практики налогообложения западных стран.Система налога на добавленную стоимость была разработана и внедрена почти во всех отраслях

33. Налог на добавленную стоимость

33. Налог на добавленную стоимость Налог на добавленную стоимость является регулирующим федеральным налогом.Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой

6.2.2. Налог на добавленную стоимость

6.2.2. Налог на добавленную стоимость Налог на добавленную стоимость (НДС) – это изъятие части добавленной стоимости, созданной налогоплательщиком после того, как он реализует товары, работы или услуги.Порядок исчисления и уплаты НДС выглядит так. Налог включается в

«Налог на добавленную стоимость (сокращ. НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения».


Так определяется НДС в нескольких авторитетных справочниках. Что можно понять из этой расшифровки термина? Навскидку – этот налог касается тех, кто производит и продает. Вот только если мы внимательно изучим любой фискальный чек, выданный нам на кассе в супермаркете или аптеке, там внизу будет строчка: «в том числе НДС столько-то процентов, сумма такая-то». Получается, что его платим мы — конечные потребители товаров и услуг, совершенно ни разу не производители и юридические лица, обычные граждане?

Собственно, НДС или налог на добавленную стоимость называют самым сложным для понимания, основным источником для наполнения и формирования бюджета, считают самым запутанным в исчислении, а некоторые говорят о нем как о «вселенском зле», которое гробит отечественную экономику и создает благоприятную платформу для коррупционных схем.

Что такое НДС — «для чайников» и «на пальцах»

Налог на добавленную стоимость – косвенный по своему типу, он действует для всех, кто создает дополнительную рыночную ценность. Облагаются им те, кто продает с наценкой, и не важно, сам он произвел товар/услугу или только реализовал.

Еще подробнее и понятнее:

  • Фирма A занимается пошивом штанов.
  • Для одного изделия она покупает ткань, нитки, то есть материалы (в сумме всего на 100 рублей). Делает это у различных предприятий, плательщиков НДС.
  • Она несет «общецеховые» расходы (платит за аренду, ремонт оборудования) на одно изделие в размере 10 рублей. Услуги она приобретает также у организаций, которые платят НДС в бюджет.
  • Итого себестоимость составит 110 рублей, и в ней уже «сидит» входящий НДС. Для РФ стандартная ставка составляет 18% (некоторые виды деятельности, товарные группы облагаются по другим ставкам или освобождаются от него полностью). 110 руб. – это база для налогообложения, которая принимается нами как 118%. Чтобы «изъять» из этой цифры НДС, нам нужно 110 разделить на 118 и умножить на 18. Тут работают законы арифметики, вычисления процентов. То есть в данном случае фирма A уже уплатила НДС в размере 16,78 руб.
  • Далее фирма A реализует свой товар, естественно, по цене выше себестоимости, ведь ей нужно получить прибыль. Предположим, цена продажи составит 200 руб. за единицу.
  • Покупатель-магазин, назовем его фирмой B, отдавший предприятию 200 руб. за штаны, платит и НДС, который составляет те же 18% или 30,51 рублей.
  • Теперь фирме A нужно заплатить НДС в бюджет. Но! Не все 30,51 руб., полученные от покупателя, а только разницу между входящим (16,78 руб. в нашем примере) и пришедшим с выручкой. То есть от 30,51 она отнимает 16,78. И в результате к оплате — 13,73 руб.
  • Если продолжить цепочку и рассмотреть последующую продажу фирмой B штанов своему клиенту, гражданину N, по цене 250 руб., то в полученной выручке будет 38,14 руб. НДС.
  • Фирма B должна будет отдать в бюджет 38,14 – 30,51 = 7,63 руб. «эндеэса», цифра которого вычисляется путем простого вычитания от полученного и уже уплаченного ранее в адрес поставщика, фирмы A.

По сути, каждый из налогоплательщиков отдает в виде НДС только ту часть, которая входит в добавленную им ценность продукта. А вот конечный потребитель, который не планирует перепродать товар с выгодой или же использовать купленное для бизнес-целей, где можно получить возмещение, платит по полной. То есть бюджет наполняет гражданин N, отдавший свои деньги за штаны и заплативший всю до копеечки сумму НДС, как, кстати, и подоходный налог с зарплаты. И все растиражированные мнения о том, что НДС – серьезная нагрузка на бизнес, в конце концов сводятся на нет простейшей логической цепочкой, показывающей, кто же в действительности платит налог на добавленную стоимость. Хотя получить право на налоговый вычет по НДС и тем более его возмещение – еще та задача, которую каждый день решают предприниматели.

Такая же картина будет наблюдаться в любом виде деятельности (в торговле, оказании услуг, на производстве), у всех плательщиков НДС. Расчет и отчетность по этому виду налога намного запутаннее, чем выплата отпускных, к примеру, или другие бухгалтерские операции.

Существует огромное количество исключений из списка, начиная от субъектов малого бизнеса, чья выручка меньше определенного значения, заканчивая некоторыми видами операций, к примеру, инвестированием.

Интересные факты об НДС

НДС в общемировой «налоговой архитектуре» занимает место таинственного замка с темными подземельями, где слышен шепот заговоров. Конечно, это красочное сравнение, но тем не менее у налога на добавленную стоимость, мягко сказать, странная репутация. Только несколько фактов:

  • Во многих развитых странах «эндеэса» нет, этот налог не использует Австралия, США, некоторые государства Южной Америки.
  • Его в качестве прогрессивной замены налога с оборота ввел французский экономист Морис Лоре в 1954 году, в 70-е он распространился по Европе, в 1982 году полностью вытеснил налог с оборота, в 1992 году был введен в России.
  • Ряд ведущих аналитиков считают НДС эдаким отголоском «мирового заговора» – он не просто сложен для исчисления, но и позволяет тиражировать коррупционные схемы, уменьшать величину сборов в бюджет в их физической величине, при этом одним предоставляя возможность уходить от уплат, а у других отнимая законное право на возмещение.
  • «Создатель» отечественного НДС, правительство под руководством Павлова, того самого, который «прославился» громким обманом населения в своих заверениях о невозможности денежной реформы (распоряжение об изъятии купюр номиналом в 50 и 100 рублей было подписано буквально на следующий день после этого заявления, что привело к потерям сбережений миллионами).
  • Егор Гайдар, возглавивший Правительство в 1992 году и ставший преемником «российского эндеэса», в своей книге отозвался о схеме начисления и взимания НДС как о такой, что была сырой, недоработанной и «шлифовалась» в процессе (от момента подписания законов до их официальной публикации). Сегодня уже никто не сомневается, что в этом вопросе нужны глубокие изменения, ведь нынешняя схема возмещения НДС – великолепный «полигон» для махинаций.
  • В разных государствах своя величина, начинающаяся от 3-х %, заканчивающаяся 25-ю % в Дании и Швеции и доходящая до максимальных 27% в Венгрии.
  • Алгоритм вычисления НДС сложен математически. Возможно, именно это послужило тому, что во многих странах приняты величины в 25%, ведь такие значения облегчают процесс «выемки» нужной цифры. Если «на пальцах», то получаем следующее: чтобы узнать величину НДС, требуется полную цену или базу разделить на (100 + процент НДС) и умножить на значение НДС; значит, если у нас цена 100 (включая НДС), а налог составляет 5%, то схема выглядит так – 100/105*5, если 20% НДС, то 100/120*20, если 18%, то 100/118*18; приводя ее в короткий вид, вычисляя изъятием процента сразу, мы получаем для 20% число в 16,66(66), для российских реалий – 15,2542372883559, которое сокращается до 15,25%, а при 25 % НДС нужно просто разделить цену с налогом на 5.
  • Многие эксперты и бухгалтеры указывали на то, что при операциях вычисления НДС с применением дробных чисел на сотых и тысячных значениях «терялись» не просто копейки, а десятки и тысячи денежных единиц.
  • Система TAX FREE или возможность возврата НДС при покупках в специализированных точках нерезидентами при выезде из страны действует в более чем 50 государствах, взимающих налог на добавленную стоимость.

У налога на добавленную стоимость не безупречная репутация, но тот факт, что он – системообразующий для бюджета многих стран, отрицать нельзя. Для России цифра поступлений от НДС внушительна, она составляет до 40% от всех сборов.

Кто не платит НДС?

В России существует несколько ставок налога на добавленную стоимость:

  • 18% – стандартная, которой облагается большая часть товаров, услуг, работ и операций;
  • 10% – действует для детских товаров (за исключением некоторой их части), медицинских изделий и лекарств, не входящих в перечень жизненно важных, отдельных видов продуктов питания;
  • 0% – предназначена для экспортных операций, ж/д, авиа- и водных перевозок, транспортировки нефти, газа и передачи электроэнергии.

Не облагаются налогом услуги по уходу за больными и детьми, образовательные, адвокатские, страховые и ряд других, реализация товаров религиозного предназначения, жилых домов, некоторой медицинской продукции.

Кроме того, НДС не платят те субъекты предпринимательской деятельности, которые работают на специальных льготных системах — ЕНВД, ЕСХН, ПСН, УСН. Также могут получить освобождение от уплаты НДС те предприниматели, чья выручка не превысила 2 млн. рублей (расчет делается за период в 3 предыдущих месяца и в сумме реализации без учета НДС). То есть здесь берется во внимание только денежный итог деятельности, среднесписочная численность работников и некоторые другие факторы не играют роли. Исключение составляют налогоплательщики, проводящие импортные операции, и производители подакцизных товаров.

Совет: НДС – налог крупного бизнеса, то есть отказ от него таит в себе угрозу выпадения из цепочки (торговой или производственной) плательщиков. По сути, если предприниматель не может выставить счет-фактуру с графой, где указана заветная цифра к вычету, он становится невыгодным партнером, ведь его покупателю придется заплатить налог самостоятельно в полном объеме. Конечно, ИП на «упрощенке» или «освобожденное» ООО вправе выписать такой документ своему клиенту, но тогда они берут на себя уплату «эндеэса» в бюджет, причем полностью. Поэтому, прежде чем писать заявление на освобождение от НДС или переходить на спецрежим, проанализируйте, насколько вам это выгодно, не перевесит ли возможность работать с любыми контрагентами все прелести льготных систем налогообложения.

С другой стороны, получить статус субъекта, освобожденного от уплаты НДС, не столь просто, сравнивать его оформление с доверенностью в налоговую на получение и подачу документов нельзя. Придется вдобавок к заявлению предоставить еще и ряд других документов, выписок, бухгалтерских книг. При этом любое превышение указанной суммы выручки автоматически лишает права пользования предоставленной льготой. Освобождение может быть выгодно в случае работы с конечными потребителями товаров и услуг, которые будут их применять/использовать для собственных нужд (и которых не будет интересовать налоговый вычет).

Налоговый вычет, или Как платят НДС

Выше уже было разобрано в деталях, что основным плательщиком налога на добавленную стоимость является конечный покупатель. Бизнес-структуры – попросту агенты, удерживающие его и отдающие в бюджет положенную часть, то есть разницу между входящим и исходящим. Чтобы получить налоговый вычет, нужно выполнить три обязательных правила:

  • провести постановку на бухучет приобретенные товары, услуги, работы;
  • иметь правильно оформленные счета-фактуры, которые будут предъявляться к вычету;
  • в цене товаров, услуг и работ должен быть учтен НДС.

Однако существует еще и ряд нюансов, которые сильно влияют на перипетии получения налогового вычета. И они имеют не всегда объективную, а зачастую субъективную подоплеку. Многим организациям и предпринимателям налоговые органы отказывали в получении вычета. И этому служили следующие факторы:

  • Непрослеживаемая или слабо видимая связь (по мнению инспектора) входящего НДС и будущих операций, в которых запланировано получение прибыли, соответственно, добавленной ценности и налога. То есть работник фискальной службы может отказать в получении вычета исходя из собственной оценки целесообразности предпринимательской деятельности налогоплательщика.
  • Работа с «подозрительными» контрагентами. Эта причина – одна из самых распространенных при отказах в получении налогового вычета. Позиция ФСН в этом вопросе проста, она перекладывает все проверки добросовестности поставщиков на плечи их партнеров. То есть, если вашего контрагента сочтут тем, кто не выполняет свои обязанности как налогоплательщик, по сути, признают «фирмой-однодневкой», вас лишат возможности получить налоговую выгоду (вычет или зачет НДС).
  • Правильность заполнения счета-фактуры и соблюдение сроков его выставления. Здесь обязательно нужно следить за тем, чтобы НДС был выделен отдельной строкой. И хотя по большому счету это условие необязательно, его соблюдение может оградить от споров с ФНС. То же касается сроков выставления счета-фактуры в адрес покупателя.
  • Добросовестность налогоплательщика, желающего получить вычет. Здесь препятствием для получения вычета могут стать такие банальные обстоятельства, как разовый характер операции, использование посредников, создание организации незадолго до проведения сделки и подобное.

Совет: если вы полностью уверены в правильности своих действий и считаете, что отказ в уменьшении суммы НДС к оплате в бюджет со стороны налогового органа неправомерен, то следует обжаловать это решение. У вас есть возможность обратиться в вышестоящий орган ФНС либо же отстоять свои интересы в суде. Зачастую арбитраж становится на сторону предпринимателя, ведь законы трактуются сотрудниками фискальной службы буквально и явно не в пользу бизнеса.

Декларация по НДС за квартал сдается до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, то есть до 25.04/07/10/01. Оплата может производиться равными частями в течение текущего квартала, того, когда была подана декларация. Все просрочки, занижения налоговой базы, даже сделанные по оплошности, неподача отчетности и подобное – действия наказуемые. За них предпринимателю могут грозить не только штрафы и административная ответственность, но и уголовная.

Сохраните статью в 2 клика:

НДС – сложный, непонятный и представляющий серьезные трудности в исчислении налог. Также он вызывает наибольшее число споров между предпринимателями и фискальной службой. Однако если вы решились создать бизнес не просто для того, чтобы получить небольшой дополнительный доход и заработать деньги в домашних условиях, а с перспективой и надеждами на его развитие, то изучать тонкости этого налога все же придется. Он открывает двери в большой бизнес, позволяет стать звеном цепочки, а единственная строчка в счете-фактуре с выделением НДС может дать предпринимателю конкурентное преимущество.

date image
2014-01-27 views image
2864

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Общая характеристика НДС

Данный налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения. Является косвенным налогом. Реализация товаров, работ, услуг производится по ценам, тарифам, увеличенным на сумму этого налога. Является федеральным налогом. Налогоплательщики и все элементы налогообложения установлены гл. 21 НК РФ. Является основным источником доходов федерального бюджета. Налоговые доходы от НДС подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100%.

Устанавливая правила исчисления налога законодатель предусмотрел многоступенчатый механизм, при реализации которого налогоплательщик дополнительно к цене товаров, работ, услуг обязан предъявить к оплате покупателю сумму НДС, исчисленную по каждому виду товаров, работ, услуг как процентная доля указанных цен, соответствующая налоговой ставке.

Налогоплательщиками НДС являются:

3. Лица, перемещающие товары через таможенную границу и выступающие плательщиками НДС в соответствии с таможенным законодательством.

Не являются налогоплательщиками организации и ИП, применяющие специальный налоговый режим (СНР).

Организации и ИП с небольшими оборотами по реализации (за 3 предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации работ, товаров, услуг этих организаций или ИП без учёта НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб.) могут освобождаться от обязанности налогоплательщика по НДС. Для получения права на освобождение необходимо представить в налоговые органы письменное уведомление и документы по установленному перечню не позднее 20 числа месяца, начиная с которого лица используют эту льготу.

1. Реализация товаров, работ, услуг на территории РФ, а так же передача имущественных прав.

2. Передача на территории РФ товаров, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль. Это происходит в случаях, когда: расходы не обоснованы (экономически не оправданы); документально не подтверждены; произведены не для деятельности, направленной не для получения дохода.

3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

4. Ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией.

Определение реализации товаров, работ услуг дано в п. 1 ст. 39 НК РФ. Таковой признаётся передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг одним лицом другому, а в случаях, предусмотренных НК, на безвозмездной основе.

Должен быть осуществлён переход права собственности на товар. Реализация является объектом только в том случае, если она осуществляется на территории РФ. Товар будет считаться реализованным на территории РФ если: товар находится на территории РФ, не отгружается и не транспортируется; товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.

Местом выполнения работ или услуг считается территория РФ: работы\услуги связаны с недвижимым имуществом, которое находится на территории РФ; работы\услуги связаны с движимым имуществом, находящимся на территории РФ; для транспортных услуг, если услуги по перевозке или транспортировке оказываются российскими организациями, и при этом пункт отправления и\или пункт назначения находится на территории РФ; для услуг в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта, если услуги фактически оказываются на территории РФ; если местом деятельности исполнителя услуг является РФ. Под местом деятельности в НК понимается место регистрации.




Перечень видов работ, услуг, которые считаются оказанными по месту нахождения покупателя: консультационные, юридические, бухгалтерские, маркетинговые, рекламные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские.

Документами, подтверждающими место проведения работ, оказания услуг являете контракт, документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг.

Налоговая база зависит от объекта налогообложения. В целом она представляет собой стоимость реализованных товаров, работ, услуг и других объектов. Объектом выступает выручка от реализации товаров, работ, услуг, передачи имущественных прав. Учитываются все доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной форме, включая оплату ЦБ в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить. В самом общем виде налоговая база равна стоимости реализованных товаров, работ, услуг, исчисленной исходя из цен, определяемых в соответствии с разделом 5.1 НК. Сумма НДС, которую продавец включает в цену в налоговую базу не включается.

Наряду с выручкой от реализации НДС облагаются так же все суммы, связанные с расчётами по оплате товаров.

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат: день отгрузки, передачи; день оплаты\частичной оплаты в счёт предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Налоговый период – квартал.

1. Стандартная – 18%.

2. Пониженная – 10%. Применяется при реализации продовольственных товаров повседневного спроса, детских товаров, медицинских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой, и культурой за исключением изданий, имеющих рекламный либо эротический характер.

3. По 0 ставке облагаются экспортные операции при условии фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории таможенного союза в рамках ЕврАЗЭС и предоставления подтверждающих документов. Работы, услуги, непосредственном связанные с реализацией экспортируемых товаров (транспортировка, погрузка, складирование, хранение на территории РФ). Услуги по международной перевозке товаров, пассажиров и багажа, следующих транзитом через территорию РФ. Реализация товаров в области космической деятельности. Когда в соответствии с НК сумма налога должна определяться расчётным методом налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставке к налоговой базе, принятой за сто и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

ПОРЯДОК ИСЧЕСЛЕНИЯ НАЛОГОВ.

По общему правилу налогоплательщика самостоятельно исчисляется НДС на основе данных бухгалтерского учета за искл случаев когда налог исчисляется, удерживается и перечисляется налоговым агентам. Таким случаям относятся:

1. Приобретение товаров, работ услуг местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц которые не состоят на учете в налоговых органах, в это случае налоговый агентом признается организации и ИП стоящие на учете в налоговом органе и приобретающие на территории РФ у иностранных лиц.

2. Приобретение либо аренда государственного или муниципального имущества, налоговыми агентами признаются покупатели или арендаторы данного имущества.

3. Реализация конфискованного либо имущества реализуемого по решению суда (в частности по процедуре банкротство) . уполномочены осуществлять реализацию указанного имущества. В случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета налоговые органы вправе исчислить суммы налогов подлежащие уплате расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

Механизм исчисления НДС

Можно условно разбить на 3 этапа:

1. Исчисление общей суммы налогов по свеем произведенным операциям. Осуществляется по всем операциям момента определения налоговой базы по которым приходится на соответствующий налоговый период (исходящий НДС). Сумма НДС исчисляется процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете когда используются различные ставки, как сумма НДС полученная в результате сложения сумм налогов исчисляемые отдельно по каждой ставке. НДС = (НБ1 * 0,18) + (НБ2 * 0,1) + (НБ3 * 0). При реализации налогоплательщик дополнительно к цене обязан предъявить к оплате покупателю этих работ и услуг исчисленную сумму налогов, искл.при реализации товаров работ и услуг населению по розничным ценам либо утвержденным тарифом соответствующая сумма НДС включается в цену либо тариф.

2. Определение сумм налоговых вычетов, которые могут быть применены по итогом данного налогового периода или входящего НДС. Согласно п.1 ст.171 НК налогоплательщик вправе вычесть сумму равной налоговой вычеты. Налоговые вычеты это суммы НДС предъявленные налогоплательщиками продавцами, изготовителями при приобретении товаров работ, услуг имущественных прав работ услуг, на которые уменьшается начисленные к оплате сумм. Условия:

- приобретение товаров, работ, услуг для осуществления операций признаваемая предметом налогообложения либо приобретение товаров для перепродаже.

- принятие к учету приобретенных на территории РФ товаров, работ, услуг подтвержденные определенными документами.

- наличие оформленных в соответствии ст. 169 НК - счетов фактура. Счет фактора направляется продавцу подрядчикам, исполнителям, покупателю, заказчику в срок не позднее 5 календарных дней считая со дня отгрузки товаров выполнения работ и оказания услуг.

3. определение сумм налогов . она исчисляется по итогом как уменьшенная на сумму налоговых вычетов как общая сумма налогов. Для этого необходимо найти разницу.

Сумма НДС представляет между суммой которая была уплачена налогоплательщику покупателями его товаров работ услуг и суммой НДС уплаченной ранее самим налогоплательщиком поставщикам приобретаемым им товаров, работ, услуг. Сумма НДС = (НБ1 * 0,18) + (НБ2 * 0,1) + (НБ3 * 0) – НВ (налоговая вычета). Если суммы НВ в каком либо налоговом периоде превышает общую сумму налога положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога подлежит возмещению т.е. зачету или возврату налогоплательщику в порядке и на условиях предусмотренных статьей 176 НК.

ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НДС

Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения производится по итогам каждого налогового периода разными долями непозднее 20 числа каждого из 3х месяцев следующего за истекшего налогового периода. Налогоплательщики и налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20 числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом.

Действующий порядок исчисления и уплаты в бюджет НДС определяется НК РФ.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Плательщиками НДС являются:

  • 1) организации, имеющие статус юридических лиц, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
  • 2) предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную деятельность;
  • 3) индивидуальные частные предприятия;
  • 4) филиалы предприятий, самостоятельно реализующие товары;
  • 5) иностранные юридические лица.

Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей, без учета налога, не превысила в совокупности 1 млн руб. Это положение не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

Объектом налогообложения признаются следующие операции.

  • 1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
  • 2. Передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.
  • 3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
  • 4. Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Не признаются объектом налогообложения:

  • — передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения;
  • — передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

  • — выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти;
  • — передача на безвозмездной основе основных средств органам государственной власти.

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений, реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы.

Налоговая база. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами.

При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога.

Налоговая база, определенная в соответствии с НК РФ, увеличивается:

  • — на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • — полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения;
  • — полученных в виде процентов (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования ЦБ РФ;
  • — полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхо- вателя-кредитора и др.

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как календарный месяц.

Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими 1 млн руб., налоговый период устанавливается как квартал.

Налоговые ставки. Налогообложение производится по ставке 0% при реализации:

  • — товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат природного газа, которые экспортируются на территории государств — участников СНГ), помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза;
  • — работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в экономическом пространстве;
  • — товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами; припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения товаров (здесь — припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания).

Налогообложение производится по ставке 10% при реализации:

  • — продовольственных товаров, товаров для детей, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;
  • — редакционных и издательских работ, услуг по размещению рекламы, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.

Налогообложение производится по ставке 18% в остальных случаях. В случаях, когда в соответствии с НК РФ сумма налога должна исчисляться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение ставки в 10 или 18% к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Моментом определения налоговой базы в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения является:

  • — для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов,— день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);
  • — для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств,— день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ оказанных услуг).

Налоговые вычеты. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога:

  • — предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг);
  • — предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них;
  • — предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства и сборке (монтаже) основных средств;
  • — предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам) для выполнения им строительно-монтажных работ;
  • — предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства;
  • — уплаченные по расходам по командировке;
  • — исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

Порядок и сроки уплаты налога в бюджет. Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики с ежемесячными и в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими 1 млн руб., вправе уплачивать налог, исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Порядок возмещения налога. В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Указанная сумма направляется в истечение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов.

Читайте также: