В каком разделе плана счетов бюджетного учета находится счет расчеты по ндс

Опубликовано: 23.04.2024

к Приказу Министерства финансов

"Об утверждении Плана

счетов бюджетного учета

и Инструкции по его применению"

от 6 декабря 2010 г. N 162н

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

1. Настоящая Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета (далее - Инструкция) устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти (государственных органах), органах местного самоуправления, органах управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами, казенных учреждениях, в том числе находящихся за пределами Российской Федерации, иных организаций в части осуществляемых ими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности (далее - учреждения), финансовых органах соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, органах управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющих составление и исполнение бюджетов (далее - финансовые органы), органах, осуществляющих кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, автономных учреждений (далее - органы, осуществляющие кассовое обслуживание).

Согласно пунктам 4 и 4.1 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2018, N 30, ст. 4557).

2. Учреждения, финансовые органы при ведении бюджетного учета руководствуются федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н , Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н , с учетом положений настоящей Инструкции.

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г. регистрационный номер 46517, с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный N 55140), от 30 июня 2020 г. N 130н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2020 г., регистрационный N 59804).

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный N 19452, с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 12 октября 2012 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2012 г., регистрационный N 26060), от 29 августа 2014 г. N 89н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 октября 2014 г., регистрационный N 34361), от 6 августа 2015 г. N 124н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 августа 2015 г., регистрационный N 38719), от 1 марта 2016 г. N 16н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2016 г., регистрационный N 41570), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44741), от 27 сентября 2017 г. N 148н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 октября 2017 г., регистрационный N 48573), от 31 марта 2018 г. N 64н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2018 г., регистрационный N 50910), от 28 декабря 2018 г. N 298н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2019 г., регистрационный N 53597), от 14 сентября 2020 г. N 198н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 октября 2020 г., регистрационный N 60238).

При ведении бюджетного учета учреждениями, финансовыми органами, органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - субъект учета), хозяйственные операции отражаются на счетах Рабочего плана счетов, утвержденного учреждением в рамках формирования учетной политики учреждения, на счетах, Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета, утвержденного централизованной бухгалтерией в рамках формирования единой учетной политикой при централизации учета (далее при совместном упоминании - Рабочий план счетов, учетная политика), с применением в 18 разряде номера счета бюджетного учета кодов вида финансового обеспечения (деятельности) 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность), 3 - средства во временном распоряжении.

Ведение бюджетного учета органами, осуществляющими кассовое обслуживание осуществляется в порядке аналогичном порядку, установленному для органов Федерального казначейства приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 184н "Об утверждении Плана счетов казначейского учета и Инструкции по его применению и о внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н .

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2016 г., регистрационный N 40589, с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2019 г. N 203н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 февраля 2020 г., регистрационный N 57456).

Абзац исключен. - Приказ Минфина России от 30.11.2015 N 184н.

При ведении бюджетного учета в учреждениях, финансовых органах применяются корреспонденции счетов бюджетного учета в соответствии с Инструкцией. При отсутствии в Инструкции корреспонденций счетов бюджетного учета по операциям, подлежащим отражению в бюджетном учете, финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции.

При формировании 1 - 17 разрядов номера счета Плана счетов бюджетного учета учреждениями, финансовыми органами указываются коды (составные части кодов) бюджетной классификации Российской Федерации применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего (отчетного) финансового года в соответствии с приложением N 2 к настоящей Инструкции, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией.

В разрядах с 1 по 17 номера счета синтетического учета Рабочего плана счетов отражаются нули, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией.

В 24 - 26 разрядах номера счета Плана счетов бюджетного учета учреждениями указываются коды операций сектора государственного управления (КОСГУ) (по статьям (подстатьям) в зависимости от их экономического содержания в соответствии с Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н "Об утверждении порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2018 г., регистрационный номер 50003) .

С изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2018 г. N 246н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2018 г., регистрационный N 53186), от 13 мая 2019 г. N 69н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2019 г., регистрационный N 55372).

По счетам аналитического учета счета 010000000 "Нефинансовые активы", за исключением счетов аналитического учета счетов 010600000 "Вложения в нефинансовые активы", 010700000 "Нефинансовые активы в пути", 010900000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг", а также по счету 020135000 "Денежные документы" и по корреспондирующим с ними счетам 040120000 "Расходы текущего финансового года" (040120240, 040120250, 040120270, 040120280), 030404000 "Внутриведомственные расчеты" в 5 - 17 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества.

В 1 - 17 разрядах номера счета аналитического учета счета 020400000 "Финансовые вложения" и корреспондирующим с ними соответствующими счетами аналитического учета счета 040120200 "Расходы текущего финансового года" указываются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением соответствующих активов.

По счетам аналитического учета счета 020700000 "Расчеты по кредитам, займам (ссудам)", отражающих сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15 - 17 разрядах номера счета отражается аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 640 "Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам".

По счетам аналитического учета счета 030100000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам", отражающих сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15 - 17 разрядах номера счета отражается аналитический код выбытия, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 810 "Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу" или 820 "Уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу".

По счетам аналитического учета счета 030401000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" в 1 - 17 разрядах номера счета отражаются нули.

При формировании операций раздела 6 "Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями" Инструкции в 1 - 17 разрядах номера счета 030404000 "Внутриведомственные расчеты" отражаются показатели, соответствующие 4 - 20 разрядам кода бюджетной классификации. В 1 - 17 разрядах номера счета 040130000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" отражаются нули.

В 5 - 14 разрядах номера счета аналитического учета счета 040160000 "Резервы предстоящих расходов" и по корреспондирующим с ними счетам 040120000 "Расходы текущего финансового года" указываются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением соответствующих обязательств.

В 15 - 17 разрядах номера счета аналитического учета счета 040160000 "Резервы предстоящих расходов" и корреспондирующих с ним счетами 040120000 "Расходы текущего финансового года" при возникновении обязательств, подлежащих исполнению по исполнительному документу по искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также по судебным актам о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджетов, до момента выяснения (уточнения) источника образования задолженности, уточнения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены выплаты по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года, величины обязательства, подлежащего исполнению, указывается с целью обособления указанных обязательств код вида расходов 830 "Исполнение судебных актов", в 24 - 26 разрядах - соответствующий детализированный код операций сектора государственного управления (КОСГУ) 290 "Прочие расходы", с последующим их уточнением на соответствующие коды составных частей бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с характером требования по исполнительному документу. Уточнения аналитических счетов учета обязательств по исполнительным документам осуществляется путем отражения по счетам бюджетного учета внутреннего перемещения.

По счетам аналитического учета счетов 020100000 "Денежные средства учреждения", 020981000 "Расчеты по недостачам денежных средств" в 15 - 17 разрядах номера счета отражаются нули.

По счетам аналитического учета счета 011160000 "Права пользования нематериальными активами" в 5 - 17 разрядах номера счета отражаются нули.

По счетам аналитического учета счета 021005000 "Расчеты с прочими дебиторами" в 5 - 14 разрядах номера счета указываются коды (составные части кодов) бюджетной классификации Российской Федерации, в 15 - 17 разрядах - аналитический код поступлений (510), за исключением отражения операций по передаче имущества на условиях безвозмездной (льготной) аренды, в этом случае в 5 - 17 разрядах номера счета 021005000 "Расчеты с прочими дебиторами" отражаются нули.

Аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов в учете финансового органа отражают:

в 1 - 17 разрядах номера счета плана счетов классификационный признак поступлений и выбытий, соответствующий разрядам с 1 по 17 кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, по которому осуществляется операция, по исполнению бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

в 24 - 26 разрядах номера счета плана счетов - вид поступлений, выбытий объекта учета, соответствующий разрядам с 18 по 20 кода классификации доходов бюджетов (аналитическая группа подвида доходов бюджетов), расходов бюджетов (код вида расходов), источников финансирования дефицитов бюджетов (аналитическая группа вида источников финансирования дефицитов бюджетов), по которому осуществляется операция по исполнению бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

в разрядах с 1 по 17, с 24 по 26 номера счета 040230000 "Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета" Рабочего плана счетов отражаются нули;

в разрядах с 1 по 17, с 24 по 26 номера счета 021100000 "Внутренние расчеты по поступлениям", 021200000 "Внутренние расчеты по выбытиям", 030800000 "Внутренние расчеты по поступлениям", 030900000 "Внутренние расчеты по выбытиям" Рабочего плана счетов отражаются нули.

Финансовым органам, учреждениям разрешается введение дополнительных аналитических кодов в счета Плана счетов бюджетного учета для получения дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бюджетной отчетности.

Кроме того, при отсутствии в настоящей Инструкции типовых корреспонденций счетов бюджетного учета финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей указанной Инструкции.

При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят. По счетам расчетов по дебиторской (кредиторской) задолженности, обороты по которым содержат в 24 - 26 разрядах номера счета подстатьи КОСГУ 560 "Увеличение прочей дебиторской задолженности", 730 "Увеличение прочей кредиторской задолженности", остатки формируются с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ, отражающего классификацию институциональных единиц.

Абзац утратил силу. - Приказ Минфина России от 28.10.2020 N 246н.

В целях получения дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бюджетной отчетности, с учетом требований субъекта консолидированной отчетности по раскрытию информации при ведении бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности, учреждения, финансовые органы в 1 - 17 разрядах номера счета, в которых Инструкцией предусмотрены нули, вправе отражать соответствующие коды бюджетной классификации в порядке, предусмотренном их учетной политикой.

При ведении бюджетного учета учреждениям, финансовым органам, органом осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что бюджетный учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, основанием для отражения которых являются первичные учетные документы, в том числе электронные первичные учетные документы, сформированные в соответствии с требованиями по формированию и применению электронных документов, установленных законодательства Российской Федерации.

Автор: Л. Ларцева

Какие счета применяются для отражения в учете расчетов по НДС? Каков порядок учета НДС, когда учреждение является продавцом и покупателем? Какими бухгалтерскими записями оформляются эти операции?

Счета для учета расчетов по НДС.

В целях отражения в бухгалтерском учете расчетов по НДС используются следующие счета:

  • 0 304 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
  • 0 201 11 000 «Расчеты по НДС по авансам полученным»;
  • 0 201 12 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»;
  • 0 201 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным».

Последний из перечисленных счетов введен в конце 2016 года Приказом № 209н[1].

Стоит отметить, что у бюджетных (автономных) учреждений начисленные суммы НДС относятся в уменьшение доходов, у казенных учреждений – на увеличение расходов.

Исходя из этого, в соответствии с Указаниями № 65н[2] сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, отражается:

  • бюджетным (автономным) учреждением – по коду вида доходов 130 «Доходы от платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы» в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики;
  • казенным учреждением – по коду вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Далее рассмотрим подробнее порядок применения вышеназванных счетов.

Применение счетов.

Счет 0 303 04 000 применяется для отражения сумм НДС, предъявленного продавцом покупателю при реализации товаров (работ, услуг).

В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к уплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.

Сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов).

Указанные суммы НДС отражаются в счетах-фактурах, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). При этом сумма НДС выделяется в указанных счетах-фактурах отдельной строкой (п. 3, 4 ст. 168 НК РФ).

Обратите внимание

При реализации товаров за наличный расчет, а также оказании платных услуг непосредственно населению требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ).

Суммы НДС, выставленные учреждением при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете в соответствии с п. 104, 121 Инструкции № 162н[3], п. 131 Инструкции № 174н[4], п. 159, 161 Инструкции № 183н[5] следующими корреспонденциями счетов:

Исчисление НДС (выставление покупателю) со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)

0 401 10 130 (180)

0 401 10 130 (180)

Перечисление НДС, подлежащего уплате в бюджет

Счет 0 210 11 000 предназначен для выделения НДС в сумме аванса, полученного от покупателя.

Учреждение-продавец вправе уменьшить общую исчисленную сумму налога на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Так, согласно п. 8 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной от покупателя в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Указанные вычеты производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты (частичной оплаты) согласно условиям договора (при наличии таких условий) (п. 6 ст. 172 НК РФ). Иными словами, НДС, исчисленный с полученной предоплаты, подлежит вычету в том налоговом периоде, в котором произведена отгрузка товаров (работ, услуг).

Так же, как и при отгрузке товара, при получении предоплаты продавец обязан выставить покупателю счет-фактуру не позднее следующих пяти календарных дней (п. 1, 3 ст. 168 НК РФ).

В бухгалтерском (бюджетном) учете начисление сумм НДС с полученной предоплаты и принятие этих сумм к вычету отражаются в соответствии с п. 88, 104 Инструкции № 162н, п. 112, 113, 131 Инструкции № 174н, п. 115, 116 Инструкции № 183н следующим образом:

Начисление суммы НДС по авансам полученным

Уменьшение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, на сумму налога, начисленного при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)

Счет 0 210 120 000 применяется для выделения сумм НДС в стоимости приобретенных материальных ценностей, работ, услуг.

При приобретении товаров (работ, услуг), используемых в рамках деятельности, облагаемой НДС, предъявленные поставщиками (подрядчиками, исполнителями) суммы НДС должны учитываться обособленно. Такие суммы на основании п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ подлежат вычету после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов

Начисление налога, предъявленного учреждению поставщиками (подрядчиками) по приобретенным нефинансовым активам (выполненным работам, оказанным услугам), и принятие его к вычету отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующими проводками (п. 88 Инструкции № 162н, п. 112, 113 Инструкции № 174н, п. 115, 116 Инструкции № 183н):

Начисление налога, предъявленного учреждению поставщиками (подрядчиками) по приобретенным нефинансовым активам (выполненным работам, оказанным услугам) либо фактически уплаченного при ввозе нефинансовых активов на территорию РФ, не включаемого в стоимость таких нефинансовых активов (работ, услуг)

Списание сумм НДС, принятых учреждением в качестве налогового вычета

Списание сумм НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов (работ, услуг) в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ (в части стоимости готовой продукции, работ, услуг)

* Здесь и далее вместо символа «xx» указывается соответствующий аналитический код.

Счет 0 210 13 000 введен Приказом № 209н в Единый план счетов и планы счетов бюджетного учета и бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений для отражения расчетов по НДС по уплаченным авансам.

В соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ вычетам у налогоплательщика-покупателя, перечислившего суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы НДС, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм (п. 9 ст. 172 НК РФ).

При этом стоит учитывать, что в случае перечисления покупателем оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) суммы налога, принятые к вычету с указанной предоплаты, подлежат восстановлению в размере налога, принятого к вычету по приобретенным им товарам (выполненным работам, оказанным услугам), в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты (частичной оплаты) согласно условиям договора (при наличии таких условий) (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) подлежат вычету, в порядке, установленном НК РФ, или в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты (частичной оплаты).

Далее приведем корреспонденции счетов по отражению сумм НДС, начисленных с уплаченных авансов, в соответствии с п. 88 Инструкции № 162н, п. 112, 113 Инструкции № 174н и п. 115, 116 Инструкции № 183н в редакции Приказа № 209н.

Зачет суммы НДС, принятой к вычету по авансам (предварительной оплате), перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Статья 143 НК РФ относит к плательщикам НДС российские организации, в частности автономные учреждения. Порядок налогообложения платных услуг, оказываемых государственным (муниципальным) учреждением, достаточно четко регламентирован действующими нормативными документами. В рамках данной статьи мы рассмотрим бухгалтерский учет операций, связанных с начислением и уплатой НДС, с учетом изменений, внесенных в Инструкцию № 157н Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н.

Счета для учета НДС

В соответствии с п. 158 Инструкции № 183н для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ применяется счет 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты». Данный счет детализирован счетом для учета операций по НДС – 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

По кредиту этого счета отражается начисление налога, по дебету – его уплата.

Дополнительно к счету 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» предусмотрен счет 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС», который, в свою очередь, детализирован счетами:

  • 021011000 «Расчеты по НДС по авансам полученным»;
  • 021012000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».
Приведенные выше счета были введены в Инструкцию № 157н Приказом Минфина РФ № 89н. Напомним, что ранее автономные учреждения при отражении операций по НДС в части налоговых вычетов использовали счет 021001000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

По дебету счета 210 10 000 отражается входной НДС, по кредиту – использование (закрытие) налогового вычета.

Начисление НДС (кредит счета 303 04 000)

  • реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории РФ;
  • передаче на территории РФ товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввозу товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Перечень операций, которые не являются объектом обложения НДС, приведен в п. 2 ст. 146 НК РФ. К ним, в частности, относится выполнение работ (оказание услуг) автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого служит субсидия, выделяемая из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). В иных случаях выполнение работ (оказание услуг) такими учреждениями облагается НДС в общем порядке (ПисьмоМинфина РФ от 18.03.2014 №03‑07‑15/11691).

Добавим, что положения пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не применяются автономными учреждениями при реализации товаров (в том числе собственного производства). В данном случае НДС они исчисляют и уплачивают в общем порядке (Письмо ФНС РФ от 17.07.2012 № ЕД-4-3/11763@).

Учреждение, выступающее продавцом при осуществлении операций, облагаемых НДС, дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязано предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ). Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст. 166 НК РФ).

Указанные суммы НДС отражаются в счетах-фактурах, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг) не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Сумма НДС выделяется в счетах-фактурах отдельной строкой (п. 3, 4 ст. 168 НК РФ).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по соответствующей статье КОСГУ (130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы») согласно решению учреждения, принятому в рамках его учетной политики.

В бухгалтерском учете суммы НДС, выставленные учреждением при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), отражаются следующей бухгалтерской записью (п. 159 Инструкции № 183н):

Дебет счета0 401 10 130 (180) «Доходы от оказания платных услуг» («Прочие доходы»)

Кредит счета0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» (у автономных учреждений)

Педагогический колледж, имеющий статус автономного учреждения, реализовал макулатуру, образовавшуюся в организации в результате списания библиотечного фонда. Макулатура была оприходована по рыночной стоимости в сумме 3 000 руб. Стоимость реализованной макулатуры специализированной организации составила 3 540 руб. (в том числе НДС – 540 руб.).

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ доходы, полученные от реализации макулатуры, относятся на подстатью 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ. Для отражения кассовых поступлений и выбытий данная подстатья не применяется. Начисление денежных средств, полученных от реализации макулатуры, следует отражать по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация имущества (макулатуры) автономным учреждением осуществляется по рыночной стоимости и подлежит обложению НДС. При этом текущая рыночная стоимость в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Сведения о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

В бухгалтерском учете учреждения были сделаны следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принята к учету макулатура по рыночной стоимости

(с изменениями на 28 октября 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минфина России от 24 декабря 2012 года N 174н (Российская газета, N 53, 13.03.2013) (применяется при формировании учетной политики и ведения бюджетного учета начиная с 2013 года);

приказом Минфина России от 17 августа 2015 года N 127н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.09.2015, N 0001201509080007) (применяется при формировании показателей объектов учета на 1 октября 2015 года, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения);

приказом Минфина России от 30 ноября 2015 года N 184н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.01.2016, N 0001201601180010) (о орядке встуления в силу см. пункт 5 приказа Минфина России от 30 ноября 2015 года N 184н);

приказом Минфина России от 16 ноября 2016 года N 209н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.12.2016, N 0001201612190019) (о порядке применения см. пункт 8 приказа Минфина России от 16 ноября 2016 года N 209н);

приказом Минфина России от 31 октября 2017 года N 172н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.11.2017, N 0001201711270045);

приказом Минфина России от 31 марта 2018 года N 65н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.04.2018, N 0001201804270018) (применяется при формировании учетной политики и показателей бюджетного учета, начиная с 2018 года);

приказом Минфина России от 28 декабря 2018 года N 297н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.01.2019, N 0001201901300015) (применяется при формировании учетной политики и показателей бюджетного учета, начиная с 2019 года);

приказом Минфина России от 28 октября 2020 года N 246н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.12.2020, N 0001202012090003) (о порядке применения см. пункт 2 .приказа Минфина России от 28 октября 2020 года N 246н).

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2005, N 1, ст.8; 2006, N 1, ст.8; 2007, N 18, ст.2117; N 45, ст.5424), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст.1478; N 49, ст.4908; 2007, N 45, ст.5491; N 5, ст.411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бюджетного учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) казенными учреждениями, иными юридическими лицами, осуществляющими согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств,

(Преамбула в редакции, введенной в действие с 19 сентября 2015 года приказом Минфина России от 17 августа 2015 года 127н, применяется при формировании показателей объектов учета на 1 октября 2015 года, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения. - См. предыдущую редакцию)

1. Утвердить План счетов бюджетного учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики субъекта учета, начиная с 2011 года.

4. Положения настоящего приказа применяются к:

а) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанных корпорации при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности Российской Федерации) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых указанные корпорации осуществляют от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, в соответствии с бюджетным законодательством;

б) государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также к государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям и (или) государственным (муниципальным) унитарным предприятиям в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (далее - организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств).

Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств, при формировании учетной политики предусматривают особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части организации и ведения бюджетного учета в соответствии с положениями настоящего приказа.

(Пункт 4 в редакции, введенной в действие с 19 сентября 2015 года приказом Минфина России от 17 августа 2015 года 127н, применяется при формировании показателей объектов учета на 1 октября 2015 года, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения. - См. предыдущую редакцию)

(Пункт дополнительно включен с 19 сентября 2015 года приказом Минфина России от 17 августа 2015 года 127н, применяется при формировании показателей объектов учета на 1 октября 2015 года, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения)

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Кудрин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
27 января 2011 года,
регистрационный N 19593

Приложение N 1
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 6 декабря 2010 года N 162н
(В редакции, введенной в действие
с 10 февраля 2019 года

приказом Минфина России
от 28 декабря 2018 года N 297н,
применяется при формировании
учетной политики и показателей
бюджетного учета, начиная с 2019 года. -
См. предыдущую редакцию)

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2014, N 10

Вопросы учета налога на добавленную стоимость (НДС) являются одними из наиболее сложных в практике бюджетных учреждений. Это связано с тем, что некоторые виды доходов бюджетной сферы освобождены от обложения НДС, в частности субсидии на выполнение государственного задания, в результате чего расходы необходимо делить на расходы, используемые в льготном виде деятельности, и расходы, направленные на осуществление коммерческой деятельности.

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета НДС при реализации товаров (работ, услуг), порядок учета НДС при выполнении бюджетным учреждением обязанностей налогового агента, получении и оплате аванса, а также порядок отражения "входного" НДС и постановки НДС на вычет.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (НК РФ) реализация товаров (работ, услуг) на территории России признается объектом обложения НДС. Товары (работы, услуги) считаются реализованными, если право собственности на них переходит от продавца к покупателю (право собственности на результаты выполненных работ (оказанных услуг) переходит от исполнителя к заказчику) (п. 1 ст. 39 НК РФ). Безвозмездная передача права собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) также признается реализацией и облагается НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Реализацией признается и передача имущественных прав, следовательно, такие операции также облагаются НДС.

При этом отдельные операции реализацией не признаются и, следовательно, не являются объектом обложения НДС. Перечень таких операций приведен в п. 2 ст. 146 НК РФ. Так, не является объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Вместе с тем при реализации основных средств (товаров) такие учреждения обязаны рассчитать и уплатить данный налог в общем порядке.

Начислять НДС к уплате в бюджет необходимо применительно ко всем операциям, признаваемым объектами налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду (п. 4 ст. 166 НК РФ).

При реализации товаров (работ, услуг) налоговой базой по НДС признается выручка. Размер выручки определяется исходя из всех доходов учреждения, связанных с расчетами по оплате этих товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 153 НК РФ). В общем случае выручку от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывают исходя из тех цен, которые установлены в договоре с покупателем (заказчиком). Считается, что эти цены соответствуют рыночным (п. п. 1 и 3 ст. 105.3 НК РФ).

В некоторых случаях налоговая база по НДС определяется в особом порядке, в том числе при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, реализации имущественных прав, а также реализации других товаров (работ, услуг), перечисленных в ст. 154 НК РФ.

Моментом определения налоговой базы в целях расчета НДС является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, начислить НДС к уплате в бюджет нужно либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты - в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше. Например, если бюджетное учреждение отгрузило покупателю товары, то по этой операции оно должно начислить НДС, даже если оплата от покупателя не поступила (п. 1 ст. 167 НК РФ).

В учете бюджетных учреждений расчеты по НДС отражаются на сч. 30304 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" (п. 259 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция к Единому плану счетов N 157н)).

Порядок начисления НДС в бухгалтерском учете зависит от того, по каким именно операциям начисляется налог:

  • по реализации (безвозмездной передаче);
  • по авансам, полученным в счет предстоящих поставок;
  • по товарам (работам, услугам), переданным для собственных нужд;
  • по строительно-монтажным работам, выполненным для собственного потребления;
  • по операциям, НДС по которым учреждение начисляет как налоговый агент.

Кроме того, расчеты по НДС включают в себя:

  • начисление НДС;
  • отражение "входного" НДС;
  • принятие НДС к вычету;
  • восстановление НДС;
  • уплату НДС;
  • возмещение НДС.

Начисление НДС по операциям, признаваемым объектами обложения НДС, отражается следующей бухгалтерской проводкой: Д-т сч. 240110130 (240110172, 240110120) К-т сч. 230304730 - начислен НДС по операциям, признаваемым объектами обложения НДС, например при выполнении работ (оказании услуг), реализации нефинансовых активов, сдаче имущества в аренду.

При этом НДС независимо от объекта обложения перечисляется в бюджет по статье 130 Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Данное требование относится к платежам, а не к начислениям, поэтому бюджетное учреждение может начислять НДС по разным кодам КОСГУ (в зависимости от операции), а оплачивать должно по единому коду КОСГУ. Однако для упрощения учета лучше начислять и уплачивать НДС по единому коду КОСГУ. В связи с отсутствием официальных разъяснений по данному вопросу порядок отражения НДС целесообразно согласовать с учредителем и закрепить в учетной политике учреждения.

Если бюджетное учреждение выполняет обязанности налогового агента по НДС (например, при аренде государственного имущества), то формируется следующая бухгалтерская запись: Д-т сч. 30224830 (30226830, 30225830) К-т сч. 30304730 - начислен НДС по операциям налогового агента, подлежащий перечислению в бюджет.

В свою очередь начисление НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления отражается проводкой: Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30304730 - начислен НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Если же в счет предстоящих поставок продавец (исполнитель) получает предоплату, то в течение пяти календарных дней он обязан выставить покупателю (заказчику) счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). Начисление НДС с полученной суммы предоплаты в учете отражается проводкой: Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30304730 - начислен НДС с аванса, полученного бюджетным учреждением в счет предстоящих поставок.

При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученного аванса, а также при расторжении договора и возврате аванса покупателю (заказчику) продавец (исполнитель) принимает к вычету НДС, ранее начисленный с аванса (п. п. 8 и 5 ст. 171 НК РФ): Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660 - принят к вычету НДС, ранее начисленный с полученного аванса.

Принятие к вычету сумм "входного" НДС отражается следующей бухгалтерской записью: Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660 - принят к вычету НДС бюджетным учреждением.

Списание сумм "входного" НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов, работ, услуг (в части стоимости готовой продукции, работ, услуг) отражается следующей проводкой: Д-т сч. 10960221 (10960225, 10960226) К-т сч. 21001660 - списан "входной" НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов (работ, услуг).

Если какие-либо расходы для целей налога на прибыль принимаются по нормативам (например, представительские расходы), то и вычет по НДС можно применить только в пределах этих нормативов (п. 7 ст. 171 НК РФ). Оставшуюся сумму "входного" НДС необходимо списать в расходы: Д-т сч. 40120222 (40120226) К-т сч. 21001660 - списан "входной" НДС по сверхнормативным расходам (п. п. 113 и 153 Инструкции N 174н).

Восстановление НДС отражается следующими проводками:

Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30304730 - восстановлен "входной" НДС, ранее принятый к вычету;

Д-т сч. 40120222 (40120226) К-т сч. 21001660 - списана восстановленная сумма НДС.

Перечисление НДС в бюджет отражается следующим образом:

  • НДС, начисленный при выполнении собственных операций, - уменьшение доходов по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ;
  • НДС, начисленный при выполнении обязанностей налогового агента, - по статье КОСГУ, по которой у учреждения возникли расходные обязательства. Например, при выполнении обязанностей налогового агента при аренде имущества по подстатье 224 "Арендная плата за пользование имуществом" КОСГУ.

В бухгалтерском учете при перечислении НДС в бюджет формируется следующая проводка:

Д-т сч. 30304830 К-т сч. 20111610 - уплачен НДС;

К-т сч. 17 (код КОСГУ) - отражено выбытие средств со счета учреждения (при перечислении НДС в уменьшение доходных статей КОСГУ);

К-т сч. 18 (код КОСГУ) - отражено выбытие средств со счета учреждения (при перечислении НДС по операциям налогового агента) (п. 133 Инструкции N 174н, Инструкция к Единому плану счетов N 157н (сч. 20101, 30300, забалансовые счета 17 и 18)).

В случае возмещения НДС из бюджета формируются бухгалтерские проводки:

Д-т сч. 20111510 К-т сч. 30304730 - возвращены на счет бюджетного учреждения суммы НДС к возмещению;

Д-т сч. 17 (код КОСГУ) - отражено поступление средств на счет бюджетного учреждения;

Д-т сч. 30303830 (30305830) К-т сч. 30304730 - зачтены суммы НДС к возмещению в счет платежей учреждения по другим налогам (п. п. 131 - 133 Инструкции N 174н, Инструкция к Единому плану счетов N 157н (сч. 20101, 30300, забалансовый счет 17)).

Отражение в бухгалтерском учете сумм "входного" НДС, предъявленного поставщиком (исполнителем) при перечислении аванса (частичной оплаты) бюджетным учреждением, отражается проводкой (при наличии счета-фактуры на аванс продавца (исполнителя)): Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660, субсчет "Расчеты по НДС с авансов выданных", - принят к вычету НДС, уплаченный поставщику в составе аванса.

Восстановление НДС, принятого к вычету бюджетным учреждением с выданного аванса, отражается бухгалтерскими записями:

Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30234730 (30231730, 30226730) - учтен "входной" НДС по оприходованным товарам (работам, услугам);

Д-т сч. 21001560, субсчет "Расчеты по НДС с авансов выданных", К-т сч. 30304730 - восстановлен НДС, ранее принятый к вычету с выданного аванса;

Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660 - принят к вычету "входной" НДС по оприходованным товарам (работам, услугам) (п. п. 112, 113, 131, 133 Инструкции N 174н).

Рассмотрим пример учета в бюджетных учреждениях операций, облагаемых НДС.

Пример. Бюджетное учреждение "Университет" (покупатель) и общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Мокша" (продавец) заключили договор поставки материалов. Университет приобретает материальные запасы для использования в приносящей доход деятельности, облагаемой НДС.

Согласно договору поставки ООО "Мокша" отгружает материалы бюджетному учреждению "Университет" на условиях 20% предоплаты. В мае 2014 г. в счет предстоящей поставки "Университет" перечислил продавцу аванс в сумме 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). В июне 2014 г. "Университет" оприходовал материальные запасы, поставленные ООО "Мокша". Стоимость материалов по договору составила 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.).

В учете бюджетного учреждения бухгалтерские проводки будут отражаться следующим образом.

В мае 2014 г. - на момент перечисления предоплаты:

Д-т сч. 220634560 К-т сч. 220111610 - 11 800 руб. - перечислен аванс в счет предстоящей поставки материалов;

К-т сч. 18 (код КОСГУ 340) - 11 800 руб. - отражено выбытие средств со счета учреждения.

После получения от поставщика счета-фактуры на сумму аванса в учете учреждения отражаются записи:

Д-т сч. 230304830 К-т сч. 221001660, субсчет "Расчеты по НДС с авансов выданных", - 1800 руб. - принят к вычету НДС, перечисленный поставщику в составе аванса.

В июне 2014 г. в учете бюджетного учреждения формируются проводки:

Д-т сч. 210536340 К-т сч. 230234730 - 50 000 руб. - оприходованы материальные запасы;

Д-т сч. 221001560 К-т сч. 230234730 - 9000 руб. - учтен "входной" НДС по оприходованным материалам;

Д-т сч. 221001560, субсчет "Расчеты по НДС с авансов выданных", К-т сч. 230304730 - 1800 руб. - восстановлен НДС с аванса, ранее принятый к вычету;

Д-т сч. 230304830 К-т сч. 221001660 - 9000 руб. - принят к вычету "входящий" НДС по оприходованным материальным запасам;

Д-т сч. 230234830 К-т сч. 220634660 - 11 800 руб. - зачтен аванс, перечисленный поставщику;

Д-т сч. 230234830 К-т сч. 220111610 - 47 200 руб. (59 000 руб. - 11 800 руб.) - погашена задолженность перед поставщиком;

К-т сч. 18 (код КОСГУ 340) - 47 200 руб. - отражено выбытие средств со счета учреждения.

Читайте также: