Удельный вес ндс в доходах бюджета германии равен примерно

Опубликовано: 14.05.2024

Основные принципы налогообложения в Германии заложил Л. Эрхард. Кратко суть его подхода такова: налоги должны быть по возможности минимальными; при налогообложении того или иного объекта должны учитываться экономическая целесообразность взимания налога; налоги не должны препятствовать конкуренции; налоги должны соответствовать структурной политике. Система налогообложения должна строиться на уважении частной жизни налогоплательщика, соблюдении коммерческой тайны; в системе должно быть исключено двойное налогообложение; налоги должны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе; величина налогов должна находиться в соответствии с размером, оказываемых государством услуг.

1. Подоходный налог с физических лиц. Этот налог является основным источником государственных доходов. Объектом налогообложения по нему является доход физических лиц, полученный ими из разных источников. В отличие от России подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка - 19%, максимальная - 53%. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок. В нынешнее время необлагаемый налогом минимум для подоходного налога составляет в год 5616 Евро для одиноких и 11232 Евро для семейных пар. Для доходов, которые не превышают для одиноких 8153 Евро и 16307 Евро для супругов, существует пропорциональное налогообложение со ставкой 22,9%. Далее налог взимается по прогрессивной шкале до объёма доходов в 120041 Евро для одиноких и 240083 Евро для тех, кто состоит в браке. Доходы, которые превышают этот уровень, облагаются по максимальной ставке 51%. Существуют налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай). Например, у лиц, которые достигли возраста 64 года, необлагаемый налогом минимум повышается до 3700 Евро. У лиц, которые имеют земельный участок, подоходный налог не взимается с 4750 Евро.

2. Налог с корпораций уплачивают юридические лица (акционерные общества, различные товарищества, а также государственные организации, в том случае если они занимаются частной хозяйственной деятельностью). Объектом налогообложения является прибыль, полученная вышеуказанными налогоплательщиками в течение календарного года. Базовая ставка налога с корпораций составляет 30%. В том случае, если прибыль корпораций не распределяется, используется ставка в 45%. Таким образом, стимулируется распределение прибыли корпораций.

3. Этот налог заменил ранее существовавший налог с оборота. Удельный вес НДС в доходах бюджета страны составляет 28 %. Как и в России, ставка НДС в Германии дифференцирована. Общая ставка составляет 15 %, но ряд продовольственных товаров, а также книжной и журнальной продукции облагаются по минимальной ставке 7 %. Объектом обложения этим налогом является оборот, то есть поставки товаров, оказание услуг, ввоз товара и его приобретение. Практически — это общий акциз в отношении частного и общественного потребления. Как и любой другой косвенный налог, он ложится бременем на потребителя, а юридические лица являются его техническими сборщиками. Налог включается в цену товара с обязательным отдельным указанием его суммы в счетах.

Вас может заинтересовать статья о получении гражданства Германии

Про и контра
Если Вы хотите жить в процветающей европейской стране, где высшее образование бесплатное даже для иностранных студентов, тогда заплатите немецкие налоги и спите спокойно. Мы понимаем, что такая перспектива может не показаться очень привычной для российских предпринимателей, которые привыкли использовать различные схемы оптимизации налогообложения и даже иногда используют классические и неклассические оффшорные юрисдикции (фирмы) в качестве семейных кошельков. Но мы надеемся, что для представителей реального сектора экономики бизнес иммиграция в Германию будет и впредь оставаться востребованной. В заключение отметим, что Германия – это страна, которая добилась почти полного отсутствия теневой экономики!

Для сравнения вот некоторые совершенно дикие факты о предпринимательском и инвестиционном климате некоторых азиатских государств. Более года (425) дней требуется для регистрации собственности в Бангладеше. Высокие налоги также являются значительным препятствием: стандартная компания в Индии платит 81% от торговой прибыли в налогах, а в Пакистане для выполнения всех требований налогового законодательства нужно потратить около 560 часов в год. Согласно отчету, сложные и дорогостоящие для бизнеса регулятивные нормы толкают работников в теневую экономику. В Индии только немногим более 8 млн. работников официально трудоустроены в частном секторе – в стране, где проживает более 1 млрд. людей, а количество рабочего населения превышает 458 млн. Шри Ланка может похвастаться 4 млн. официально трудоустроенных предпринимателей частного сектора, при количестве рабочего населения около 7 млн. Для сравнения, страны Северной Европы, где легче вести бизнес и люди получают преимущества от социальной защиты, менее 8% всей экономической активности приходится на теневую экономику.

В Германии удельный вес НДС в доходах бюджета равен примерно 28% — второе место после подоходного налога. Общая ставка налога в настоящее время составляет 16%. При этом основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке 8%. Эта ставка не распространяется на обороты кафе и ресторанов. Следует отметить, что НДС имеет некоторую тенденцию к росту. Так, ранее основная ставка составляла 14%, льготная ставка — 7%. Затем основная ставка была повышена до 15, в дальнейшем до 16%. Эти изменения происходили в последние 15 лет прошлого века.

НДС в Германии имеет некоторые особенности. Так, предприниматели, у которых оборот за предыдущий календарный год не превысил 20 тыс. марок, а в текущем году не превысит 100 тыс. марок, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость. Но, естественно, он лишается при этом и права возмещения сумм налога в выставленных на него счетах. Данный предприниматель является плательщиком подоходного налога, а не НДС. Он имеет право отказаться от положенного ему освобождения от НДС и вести налоговые расчеты на общих основаниях. Если предприниматель получает в календарном году доход не выше 60 тыс. марок, то он имеет право на регрессивное налогообложение и вносит в бюджет лишь 80% от расчетной суммы НДС. Указанные цифры могут меняться при формировании бюджета.

Предприятия сельского и лесного хозяйства освобождены от уплаты НДС. Освобождены и товары, идущие на экспорт. Проводится политика поощрения малого предпринимательства, стимулирования начала процесса предпринимательской деятельности. Однако эти же предприниматели лишены права на вычет выставленных им в счетах предварительных налогов. Им самим также запрещено выставлять счета с отраженным налогом. Из-за такого отказа от предварительного вычета налогов данная ситуация может иметь для мелких предпринимателей как положительные, так и отри­цательные последствия. Резонно поэтому, что закон дает им право выбора: либо использовать возможность реализации своего права на неуплату НДС, либо отказаться от такого решения и выбрать путь налогообложения по общим правилам.

2. Именно во Франции был разработан в 1954 г. налог на добавленную стоимость. Его автором по праву считается экономист М. Лоре. Впервые в бюджете Франции НДС появился в 1958 г.

В отличие от большинства западных стран, где ведущее место в доходах бюджета пря подоходному налогу с физических лиц, во Франции, как и в России сегодня, ведущим звеном бюджетной системы выступает НДС. Его доля в доходах бюджета превышает 40%. Операции, связанные с внешним рынком (экспорт), от НДС освобождены. Лица, совершившие операции, относящиеся к экспортным, и уплатившие НДС, могут воспользоваться правом на возмещение. Что касается импортных операций, то они подлежат налогообложению согласно внутреннему праву.

Уплата НДС определяется характером совершаемой сделки и не принимает в расчет финансовое состояние налогоплательщика. Ставка налога едина независимо от цены товара, к которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги. Кроме розничной цены, сюда включаются все сборы и пошлины, исключая НДС. Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного поставщикам сырья и полуфабрикатов. При продаже товара предприятие полностью компенсирует все свои затраты по уплате НДС и добавляет налог на вновь созданную на предприятии стоимость. Именно эта часть НДС, включаемая в продажную цену, перечисляется в бюджет. Вся тяжесть налога ложится не на предприятие, а на конечного потребителя данной продукции.

Во Франции действуют четыре ставки НДС.

Основная ставка налога равна 18,6%. Повышенная ставка 22% применяется к некоторым видам товаров: автомобилям, кинофототоварам, алкоголю, табачным изделиям, парфюмерии, отдельным предметам роскоши, например ценным мехам. Пониженная ставка 7% установлена на товары культурного обихода. В это понятие входят книги. Самая низкая ставка 5,5% применяется для товаров и услуг первой необходимости. К этой категории относится большинство продуктов питания, кроме шоколада и алкогольных напитков, продукция сельского хозяйства, медикаменты, жилье, транспорт, туристические и гостиничные услуги, грузовые и пассажирские перевозки, зрелищные мероприятия, обеды для работников предприятий.

По НДС имеются значительные льготы. Прежде всего льготируется малый бизнес. Налоговым законодательством установлено, что предприятия могут освобождаться от уплаты НДС в том случае, если за предыдущий финансовый год их оборот не превысил 70 тыс., франков. При этом они пользуются режимом освобождения от НДС с начала года, следующего за отчетным.

Кроме этого, от НДС освобождаются:

— деятельность государственных учреждений, направленная на осуществление административных, социальных, культурных и спортивных функций;

— медицина и образование;

— деятельность людей некоторых свободных профессий; частных преподавателей, частнопрактикующих врачей, людей, занимающихся духовным творчеством.

Есть виды деятельности, где возможно освобождение от НДС. Точнее говоря, налогоплательщику предоставляется возможность выбора: платить НДС или подоходный налог. Сюда относятся сдача в аренду помещений для экономической деятельности; финансовое и банковское дело; литературная, артистическая, спортивная деятельность; муниципальное хозяйство.

Налог на добавленную стоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления.

3)В Англии НДС занимает по доле в доходах второе место после подоходно­го налога и формирует примерно 17% бюджета страны. Базой обложения НДС выступает стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товаров и услуг.

Стандартная ставка 17,5%, сниженная ставка 5% применяется для домашнего топлива и энергии и для установки энергосберегающих материалов в хозяйствах с низким уровнем дохода согласно государственной программе. По нулевой ставке облагаются: продовольственные товары, книги, лекарства, импортные и экспортные товары, топливо и энергия для домашнего пользования, плата за воду и канализацию, строительство жилых домов, транспортные услуги, детская одежда, а также почтовые и финансовые услуги, страхование, ритуальные услуги.

Стандартная ставка может изменяться ежегодным парламентским актом о финансах. Кроме того, через механизм делегированного законодательства Казначейство в определенных случаях вправе изменять ставку НДС на 25% от существующей, т.е. уменьшить ее до 13,125% или увеличить до 21,875%. Нуле­вая же ставка НДС означает, что товар попадает под обложение НДС, но налоговый оклад рассчитывается по ставке 0%. При этом применение нулевой ставки НДС более выгодно налогоплательщику, чем освобождение от налога, так как лицо, реализующее товар, вправе зарегистрироваться как плательщик НДС и потребовать возврата ранее уплаченных сумм по НДС.

Страница:






































С точки зрения налоговой системы, Федеративная Республика Германия не является низконалоговой юрисдикцией. Поэтому немецкие компании не стоит рассматривать как универсальный инструмент международного налогового планирования.

Вместе с тем, если речь идет о реальном ведении бизнеса в Германии, то у группы компаний есть возможность сэкономить на налогах. В частности, немецкое налоговое законодательство в ряде случаев освобождает от налогообложения полученные дивиденды и прирост капитала. Налог у источника также нередко предусматривает нулевые ставки, но это зависит от вида выплаты.

Прибыль облагается налогами по высоким ставкам

Как и в других странах Европы, основными организационно-правовыми формами юрлиц в Германии являются акционерное общество (Aktiengesellschaft – AG) и общество с ограниченной ответственностью (Gesellschaft mit beschränkter Haftung – GmbH). Существуют также различные виды товариществ и кооперативов. В общем случае юридическое лицо (для краткости будем именовать его компанией) считается налоговым резидентом ФРГ, если оно либо зарегистрировано в Германии, либо управляется из этого государства.

Прибыль немецких компаний облагается корпоративным налогом (Körperschaftsteuer) по ставке 15 процентов. Налоговая база формируется стандартно: доходы компании уменьшаются на сумму относимых расходов.

Однако дополнительно к этому взимается так называемый взнос солидарности (Solidaritätszuschlag) в размере 5,5 процента от суммы корпоративного налога, что увеличивает эффективную налоговую ставку федерального корпоративного налога до 15,825 процента (15 + 15 × 5,5%).

Кроме того, прибыль компании облагается налогом еще и на местном уровне. Там подлежит уплате коммерческий налог, который иногда также называют промысловым (Gewerbesteuer). Его ставка определяется региональными законодателями и варьируется от 7 до 17,1 процента. В большинстве крупных городов она примерно равна ставке корпоративного налога – 15 процентов. При этом правила исчисления налоговой базы по коммерческому налогу несколько отличаются от соответствующих правил для корпоративного налога.

Таким образом, совокупная налоговая нагрузка на прибыль немецкого юридического лица зависит от того региона, где оно официально зарегистрировано, и может достигать почти 33 процентов (15,825 + 17,1).

Большая часть дивидендов и прироста капитала налогами не облагается

Полученные немецкой компанией дивиденды освобождены от корпоративного налога. Однако при этом 5 процентов от их суммы добавляются обратно к общей налоговой базе, чтобы компенсировать налоговые расходы, условно осуществленные компанией для получения этого необлагаемого дохода. То есть фактически освобождаются от налога лишь 95 процентов сумм прибыли, полученной от «дочки».

У немецких компаний есть еще одно послабление. Прирост капитала, под которым понимается прибыль от реализации акций и долей дочерних компаний, освобожден от корпоративного и коммерческого налога. Однако так же, как и в случае с дивидендами, 5 процентов соответствующей суммы добавляются обратно к налоговой базе. Следовательно, в действительности освобождены от налога лишь 95 процентов от общей суммы прироста капитала.

В результате немецкая компания, получающая доход лишь в виде дивидендов и прироста капитала, в общем случае уплачивает налог по эффективной ставке около 1,5 процента ((15,825 + 15) × 5%). Теоретически это позволяет использовать такие компании в качестве центра международной группы, который перераспределяет потоки между участниками.

При выплате доходов за границу немецкая компания должна удерживать налог у источника

Как и в России, в Германии местная компания при выплате некоторых видов дохода нерезидентам обязана удерживать этот налог.

В частности, при перечислении дивидендов иностранному учредителю в общем случае необходимо исчислить налог у источника по ставке 25 процентов. С учетом «взноса солидарности» общая ставка увеличится до 26,375 процента (25 + 25 × 5,5%). Однако иностранный учредитель, который имеет право на применение более низкой налоговой ставки, может подать заявку в налоговый орган Германии на возмещение излишне удержанного налога.

К примеру, получатель дивидендов может претендовать на возврат 2/5 от суммы удержанного налога при одновременном выполнении следующего условия. Он является резидентом государства, с которым у Германии отсутствует налоговое соглашение, но в то же время эта компания не является транзитной, то есть не перераспределяет эти дивиденды в иную юрисдикцию.

Если же налоговое соглашение между странами имеется, то применяется ставка налога, установленная им. Так, соглашение между Германией и Россией от 29.05.96 предусматривает ставку 5 или 15 процентов в зависимости от вклада российского участника в капитал немецкой компании. Для применения минимальной ставки 5 процентов требуется, чтобы учредитель-юрлицо владел долей в уставном капитале дочерней компании в размере не менее 10 процентов и стоимостью не менее 80 тыс. евро (около 3,16 млн рублей).

Если учредитель зарегистрирован в Европейской экономической зоне, которая включает страны ЕС, также Исландию, Лихтенштейн и Норвегию, то применяются положения Директивы ЕС о дочерних компаниях. А именно: налог у источника не взимается при распределении прибыли в пользу организации из ЕЭЗ определенной организационно-правовой формы, владеющей не менее чем 10 процентами капитала немецкой компании в течение не менее 12 месяцев.

Что же касается исходящих процентов, то в общем случае налог у источника выплаты в Германии не удерживается. Исключение сделано только для процентов по межбанковским кредитам и некоторым видам облигаций, доход по которым является «замаскированным» распределением прибыли. Кроме того, подлежат налогообложению у источника проценты по займам, исполнение которых обеспечено недвижимостью, расположенной на территории Германии.

При выплате за рубеж роялти (авторских и лицензионных выплат) в ФРГ взимается налог у источника по ставке 15 процентов, с учетом «взноса солидарности» – 15,825 процента. При этом ставка налога у источника на роялти может быть уменьшена международным соглашением об избежании двойного налогообложения. Так, в отношении России эта ставка снижена до нуля.

Кроме того, если роялти выплачиваются компании из ЕЭЗ определенной организационно-правовой формы, являющейся ассоциированной с плательщиком, то налог у источника в Германии не взимается вовсе. Таковы положения Директивы ЕС о роялти и процентах. При этом две организации считаются ассоциированными, если одна из них владеет не менее чем 25 процентами капитала другой либо третья компания владеет не менее чем 25 процентами капитала каждой из них.

Налог у источника по той же совокупной ставке 15,825 процента взимается также с арендных платежей и оплаты строительных работ нерезидентам. Облагается налогом и реализация иностранным юридическим лицом недвижимости, расположенной на территории Германии, а в ряде случаев и акций немецких компаний.

Налоговые злоупотребления пресекают особые нормы законодательства

В Германии, как и в большинстве других неофшорных стран, присутствуют положения, направленные против ухода резидентов от уплаты налогов. Прежде всего, использование любой структуры исключительно для целей получения налоговой выгоды квалифицируется немецким законодательством как злоупотребление. Налоговые последствия для контрагентов и владельцев такой компании исчисляются таким образом, как если бы все сделки проводились без ее посредничества.

Существуют и более специфичные правила, в частности, регулирующие трансфертное ценообразование. Особо строги они применительно к операциям, связанным с перечислением денег за рубеж.

Например, немецкая компания может учесть для целей налогообложения выплаты своим зарубежным аффилированным лицам (оплату услуг управления, роялти, проценты) только при условии, что они осуществляются по коммерчески обоснованной цене. Помимо этого немецкие налоговые органы потребуют предоставления огромного количества документации в подтверждение обоснованности таких платежей.

Проценты по займам нормируются для целей налогообложения. В общие налоговые расходы могут быть включены лишь проценты на сумму, не превышающую 30 процентов от показателя EBITDA – прибыли до уплаты налогов, расходов по процентам и амортизационных отчислений. Оставшаяся часть платы за заемные средства может уменьшить лишь процентный же доход компании или может быть перенесена на будущие налоговые периоды.

В Германии также действует законодательство о контролируемых иностранных компаниях, позволяющее включать в налогооблагаемый доход немецкой организации нераспределенную прибыль ее офшорной «дочки». Правила применяются, если:

  • – резидент Германии прямо или косвенно владеет более чем половиной капитала иностранного юрлица;
  • – прибыль дочерней организации формируется преимущественно за счет «пассивных» доходов – дивидендов, процентов и роялти;
  • – прибыль зарубежной компании облагается в стране регистрации по ставке менее 25 процентов.

При наличии этих обстоятельств прибыль дочерней компании считается распределенной немецкому учредителю и включается в его налоговую базу. При этом льгота, позволяющая не облагать налогом большую часть дивидендов, в этом случае не применяется.

Ограниченно в Германии применяются и льготные ставки, установленные международными налоговыми соглашениями этой страны. В частности, пониженная ставка налога у источника не применяется, если одновременно выполняется два условия:

  • – зарубежной компанией – получателем платежа владеют лица, к которым пониженная ставка не применялась бы в случае прямого получения ими такого дохода;
  • – использование промежуточной иностранной компании не имеет экономической или иной разумной цели, либо более 90 процентов доходов такой компании «пассивные», либо она не имеет ресурсов для ведения предпринимательской деятельности (квалифицированного персонала, офиса, технических средств).

Минфин ФРГ разъяснил, что разумными могут быть признаны цели правового, политического или даже религиозного характера (письмо от 03.04.07 № 2007/0115524). Однако такие мотивы создания зарубежной компании, как «интересы холдинговой группы», «задачи формирования клиентской базы», «географическая ориентация бизнеса», не признаются экономически обоснованными.

Таким образом, даже использование компаний-резидентов стран, имеющих выгодное налоговое соглашение с Германией, само по себе еще не решает проблемы уменьшения налога у источника в этой стране. Для этого важное значение имеет факт, кто является реальным владельцем этих зарубежных организаций.

Раскрытие такой информации для применения соглашения об избежании двойного налогообложения или директив ЕС обязательно. Их положения не применяются, если бенефициар не является резидентом ЕЭЗ или страны, с которой у Германии есть соглашение об избежании двойного налогообложения.

Ставки прочих налогов и взносов также выше среднего

Среди прочих налогов существенный вес имеют НДС, подоходный налог с физлиц, а также социальные взносы с заработной платы сотрудников немецких компаний.

Основная ставка налога на добавленную стоимость в Германии составляет 19 процентов. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется по стандартным правилам: сумма налога, полученного от покупателей, за вычетом налога, уплаченного поставщикам. Для определенных операций (например, продажа продуктов питания) применяется пониженная налоговая ставка – 7 процентов.

Суммарная ставка взносов на социальное страхование составляет около 40 процентов от фонда оплаты труда. Но максимально возможная сумма взноса, подлежащая уплате, ограничена твердым пределом. Уплата этих 40 процентов в бюджет примерно поровну делится между работодателем и работником.

Совокупный доход физлица облагается подоходным налогом по прогрессивной ставке от 14 до 45 процентов. Особые ставки налога и правила их включения в налоговую базу установлены для дивидендов и доходов от продажи акций. Годовой доход, не превышающий в 2010 году 8004 евро (около 316 тыс. рублей), налогом не облагается. Налогоплательщик также имеет право признать расходы, непосредственно связанные с доходами, а также некоторые личные затраты: алименты, пенсионные взносы, стоимость страховки и т. д.

Как выгоднее всего вывести прибыль немецкой компании в Россию

Высокие ставки, ограничения и жесткий налоговый контроль затрудняют использование немецких компаний в качестве центра прибыли международных групп. Скорее наоборот, выгоднее вывести прибыльную деятельность группы в страны с меньшим уровнем налогообложения. Также бессмысленно использование немецких компаний в разного рода «транзитных» и «агентских» схемах. Необходимость указывать фактического выгодоприобретателя сведет на нет возможность использования налоговых льгот.

Но когда речь идет о реальном ведении бизнеса российским собственником в самой Германии, то есть несколько возможностей снизить налоговую нагрузку. Кроме того, предоставляемое (хотя и с ограничениями) немецким законодательством освобождение от налога дивидендов и прироста капитала позволяет использовать немецкие компании и для владения акциями зарубежных компаний. Прежде всего компаний-резидентов стран Европейской экономической зоны.

Приведем пример. Немецкая компания была учреждена непосредственно физическими лицами из России. Поскольку законодательство Германии требует обязательного раскрытия реальных владельцев, то оформление долей немецкого юрлица на промежуточные компании для целей налогового планирования не имеет смысла. Доход, который получила немецкая компания в размере 20 млн рублей, можно передать российскому учредителю в виде дивидендов, процентов и роялти. Сравним налоговую нагрузку при каждом из этих вариантов на условном примере (см. табл.).

Из таблицы видно, что выгоднее перечислять прибыль российскому учредителю в виде роялти, а не процентов или дивидендов. Но для использования этого варианта нужно, чтобы договор об использовании товарного знака был реальным, а не фиктивным. А уровень лицензионных платежей – рыночным. Все это необходимо будет подтвердить документально немецким налоговикам, поскольку к трансфертному ценообразованию в этом государстве относятся серьезно.

В связи с этим вывести весь доход только в виде роялти или процентов будет затруднительно. На парктике это возможно только в отношении части дохода, да и то только в смешанном варианте: часть через роялти, часть через проценты, а часть через распределение прибыли.

В начале 1990-х гг. в России начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества, в том числе внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям.

Одним из первых обязательных платежей, введенных в современную практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За годы своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации и стал одним из важнейших федеральных налогов. В структуре поступлений налоговых платежей в федеральный бюджет доля НДС в 1998 г. была равна 43,8%, в 1999 г. 44,5%, в 2000 г. – 42,2 %, в 2001 г. – 47%, а в 2002 г. его доля должна составить 44,8% 20 . Следовательно, можно сделать вывод о том, что НДС играет доминирующую роль в формировании федерального бюджета. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Активность налоговой системы в основном проявляется в выполнении ее функций. Как любой налог, НДС выполняет следующие функции.

Фискальная функция НДС заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. Реализация этой функции позволяет государству осуществить наиболее важные собственные функции – оказывать государственные услуги (в области национальной обороны и правоохранительной деятельности, социальные услуги и др.)

Наиболее перспективным с точки зрения финансирования деятельности ЕС является налог на добавленную стоимость. Наличие НДС в налоговой системе государства – обязательное условие его присоединения к Сообществу, так как финансовые поступления от налога на добавленную стоимость составляют один из основных источников формирования бюджета ЕС. Доходы, поступающие в бюджет ЕС от налога на добавленную стоимость, представляют собой установленную решением Совета единую процентную надбавку к ставке НДС в государствах – членах.

Доля НДС в структуре бюджетов разных стран представлена на рис. 2.

Рис. 2. Доля НДС в структуре бюджетов разных стран

Из приведенного рисунка видно, что доля НДС в структуре бюджетов разных стран достаточно велика.

Например, во Франции налог на добавленную стоимость является ведущим звеном бюджетной системы и обеспечивает 41% всех налоговых поступлений, несмотря на то что французская система НДС представляет собой более гибкую структуру чем в России. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Структура государственного бюджета Франции проиллюстрирована в табл. 1.

Таблица 1
Структура государственного бюджета Франции

В структуре бюджета Дании НДС занимает второе место после подоходного налога с физических лиц и обеспечивает 19% всех налоговых поступлений. Это видно из табл. 2.

Таблица 2
Структура доходов бюджета Дании

В Германии из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28% – второе место после подоходного налога.

В Великобритании главное место среди косвенных налогов также принадлежит налогу на добавленную стоимость. Он занимает с точки зрения доходов второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны 21 .

В Российской Федерации НДС играет ведущую роль в формировании федерального бюджета страны.

Анализируя данные о поступлении НДС в федеральный бюджет России за последние девять лет (1994 – 2002), можно заметить, что его доля в доходах бюджета возросла, несмотря на то, что за последние годы произошло увеличение удельного веса поступлений от налога на прибыль предприятий и подоходного налога с физических лиц. Это можно рассматривать как положительный фактор, так как косвенное налогообложение имеет прежде всего фискальную направленность, в меньшей степени влияя на характер и структуру экономического роста. Однако на нынешнем этапе развития экономики России НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно – экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим. Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу.

Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово – хозяйственной деятельностью субъектов.

Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

Распределительная функция НДС заключается в том, что путем налогообложения и через государственный бюджет осуществляется перераспределение ВВП. Посредством налогового механизма через установления ставок и льгот по НДС, а так же порядка применения налоговых вычетов в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.

Стимулирующая является в значительной мере производной первых двух функций налогов. Налог на добавленную стоимость по существу дестимулирует облагаемые виды деятельности и стимулирует необлагаемые виды деятельности. Например, взимание НДС по ненулевой налоговой ставке ведет к искажению оценки эффективности размещения ресурсов в частном секторе экономики. Наиболее выражено стимулирующая функция реализуется через систему налоговых льгот и преференций.

В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое перечисленных основных функций. Так, фискальная функция реализуется настолько, насколько этого требует распределительная функция, но при этом стимулирующая функция не создает препятствий на пути реализации всех функций в будущем. То есть, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов в дальнейшем.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

За годы своего существования НДС прочно укрепился в налоговой системе России и стал одним из важнейших федеральных налогов. НДС, как наиболее значительный косвенный налог, выполняет две взаимодействующие функции: фискальную, связанную с обеспечением значительной доли поступлений в федеральный бюджет, и регулирующую, направленную на стимулирование экономического роста и развитие предпринимательства.

Анализ налогообложения добавленной стоимости в России и странах ЕС показал, что Российская система не является точной копией европейской модели, она имеет свои особенности, принципиальные отличия и в большей мере благоприятствует экономической деятельности.

Список использованных источников

  1. Агентство консультаций и деловой информации http:// www. akdi.ru.
  2. Блошенко Т. Зарубежный опыт взимания НДС//Партнер РЕГИОН 2001 №11
  3. Брызгалин А. И др. Комментарий к главе 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации / Брызгалин А., Головкин А., Берник В.// Хозяйство и право. – 2001. – №1; №4; №5.
  4. Воловик Е. М. О порядке обложения налогом на добавленную стоимость "цифровых продуктов" в странах Европейского Союза // Финансы. –2001. – №11.
  5. Князев В. Г. Налоговые системы зарубежных стран. – М.: "Закон и право", издательское объединение ЮНИТИ. 1997, 191с.

Ссылки

20 Агентство консультаций и деловой информации http:// www. akdi.ru.

21 Блошенко Т. Зарубежный опыт взимания НДС // Партнер РЕГИОН 2001 №11.

НДС (налог на добавленную стоимость) пришел на смену налога с продаж в Германии в начале ХХ века. Это понятие быстро распространилось по всей Европе. Налог с реализованной продукции не мог «вычислить» потенциал продаж.

Вначале НДС облагался лишь чистый доход. Этот налог используют 137 мировых государств.

НДС в странах мира

Место Страна Ставка НДС
1 Венгрия 27 %
2 Дания 25 %
Норвегия
Швеция
3 Исландия 24,5 %
4 Финляндия 24 %
Греция
5 Польша 23 %
Португалия
Ирландия
Уругвай
6 Словения 22 %
Хорватия
Италия
7 Латвия 21 %
Литва
Чехия
Аргентина
Бельгия
Испания
8 Россия 20 %
Австрия
Молдавия
Армения
Украина
Албания
Болгария
Эстония
Франция
Словакия
Великобритания
Узбекистан
9 Германия 19 %
Кипр
Румыния
Чили
10 Мальта 18 %

Топ-5 стран с самым низким показателем НДС

Страны с низким уровнем НДС

Таблица сравнения НДС и уровня жизни в странах мира

Таблица сравнения

В Европейской Союзе каждое государство решает самостоятельно, какую ставку НДС использовать. И хотя конкретного правила нет, все же имеются определенные ориентиры.

  1. Во-первых, ставка не должна быть меньше 15 %.
  2. Во-вторых, есть список товаров, на которые ставка очень низкая или нулевая.

Это позволяет бизнесменам выбирать экономически выгодную страну для развития собственного дела.

Как такового НДС в США нет, но их налог чем-то напоминает привычную систему. Взгляды американцев консервативны, однако, как показывает время, верны.

В Африке и на Востоке действует НДС стандартного типа. Культура и обособленность позволяют государствам регионов иметь гибкие взгляды и умно вести экономическую политику.

Самые высокие налоги

Страны с самыми высокими налогами в мире

Где не применяется налог на добавленную стоимость

НДС нет в Соединенных Штатах Америки. В стране пошлины меньше, чем НДС большинства обеспеченных мировых держав. Новая система кажется стране слишком сложной и непонятной.

Отлично справляются без НДС богатые арабские страны с огромными ресурсами: Оман, Кувейт, Бахрейн, Катар.

Не имеют ставки и следующие острова: Каймановы, Бермудские, Багамские. В то же время совсем без налогов они не живут. Действует пошлина около 70 % на импортные товары.

Самые низкие налоги

Самые низкие налоги в мире

Размер НДС в странах ЕС

В 2020 году был зафиксирован максимальный уровень НДС в Италии и составил 22 %. В 2013 году показатель был 21 %. Но это касается только стран, которые входят в G 20 — Большую двадцатку.

Среди государств, которые не входят в это число, выделяется огромной процентной ставкой Греция и Венгрия: 24 и 27 % соответственно.

Впечатляют цифры северных государств:

Стандартной для Европы ставкой является 20–22 %.

  • НДС в Австрии и Великобритании составляют 20 %,
  • НДС в Нидерландах и Бельгии — 22%.

НДС в Латвии и НДС в Литве — 20 %. Но имеются дополнительные льготные варианты в Латвийской Республике. К некоторым областям применяется ставка в 12 и в 5 % или отсутствие налога.

НДС Эстонии — 20 %, но есть льготная ставка в 9 %. Последняя касается таких сфер, как фармакология, медицина, печатная продукция. Некоторые виды транспорта Эстония не облагает налогом вовсе.

НДС и средняя зарплата

НДС и средняя зарплата в ЕС и России

Ближний Восток

Саудовская Аравия стала впервые пользоваться схемой НДС в начале 2018 года, и это было 5 %. Такое решение поддержали и Объединенные Арабские Эмираты, введя у себя идентичный налог.

НДС в Израиле менялся несколько раз и сейчас составляет 17 %. Примечательно, что в городе Эйлат это не действует, и товары можно покупать по себестоимости.

В Азербайджане НДС — 18 %, в Республике Беларусь ставка составляет 20 %.

Казахстан и Кыргызстан имеют ставку в 12 %. В Узбекистане, Молдове и Украине она составляет 20 %.

Россия

В Российской Федерации НДС составляет 20 %. Это довольно много, но в стране активно используются льготы.

Для товаров следующих групп применяется ставка в 10 %: мясная и молочная продукция, морепродукты и овощи.

Кроме того, нечасто, но используется нулевая ставка.

Это, прежде всего, касается экспортных процедур, международных перевозок в сфере нефтедобычи. Поднять НДС вынудила сложная экономическая ситуация, возникшая вследствие падения цен на нефть.

Сейчас Россия стремится меньше зависеть от некогда прибыльной сферы и стала больше развивать транспорт, связь, услуги и информатизацию.

В Таиланде НДС составляет 7 % и включает в себя все товары и счета в заведениях питания. В этой стране турист может рассчитывать впоследствии на возврат налога за покупки в специальных точках.

В Малайзии НДС не используется. Действует корпоративный налог со стандартной ставкой в 28 %, но льготы доступны на многие товары.

Сингапур поражает низкой ставкой в 5 %. В Индии НДС составляет 4–5 %, но облагаются только основные группы товаров.

Китай в 2020 году уменьшил НДС на один процент — с 17% до 16%.

В ЮАР ставка равняется 15 %, в Южной Корее и Индонезии — 10%.

Общая сумма налогов

Общая сумма налогов в разных странах

Взаимосвязь уровня НДС и качества жизни

НДС платят потребители, простые люди, так как он заложен в цене товара. Начисляется с самого производства и является ориентиром для определения наценки при продаже. По сути, то, что накручивает продавец, возвращает налогоплательщик в качестве НДС.

Таким образом, в бюджет государства идут средства. Однако высокий уровень НДС свидетельствует о трудном экономическом положении в стране.

В большинстве случаев этот налог не отражает реальной жизни в отдельно взятой стране.

Почему используется НДС

Во-первых, этот налог нужен из-за большого количества теневого и нелегального бизнеса. Если необходимые деньги не идут в казну, то можно их получать через покупки товаров людьми и от оказанных услуг.

Но оправдать использование НДС только наличием подпольного бизнеса неправильно. К примеру, на Скандинавском полуострове — одна из самых высоких на планете ставка НДС, и это обусловлено большой территорией. Устанавливать в этом регионе невысокую ставку нет смысла, так как высокий уровень жизни позволяет пополнять казну без трудностей для местного населения.

Подобный механизм действует и в большинстве других стран Европы, где НДС составляет от 17 %. Ставка ниже устанавливается обычно малоразвитыми странами. Однако в Латинской Америке проходит немного фаз от производства до прилавка, так что высокий налог может вызвать волну недовольства.

Во-вторых, ряд стран использует пониженные налоги на определенные группы товаров:

  • Япония — вещи для детей;
  • Швеция — услуги проезда на общественном транспорте;
  • Франция — медицинские товары.

Благодаря таким льготам НДС в 20 % не кажется слишком высоким и принимается населением. На повседневную жизнь это не сильно влияет.

В-третьих, порой поднятие НДС — последняя мера для устранения экономического кризиса в стране. Это помогает пополнить бюджет в короткие сроки.

Но имеются и свои трудности. Льготным категориям людей повышение НДС не сильно мешает, а вот по среднему классу данная процедура бьет серьезно. Дороговизна покупок отпугивает граждан и заставляет их экономить.

Товары на полках есть, но государству от этого никакой пользы. В сложной ситуации может даже приостановиться производство, и волна кризиса ударит с новой силой. Все зависит от экономической политики, проводимой чиновниками.

Зачастую использование НДС с его положительными и негативными сторонами является необходимостью. Использование США налога с продаж и игнорирование НДС — исключительный и единственный случай. Тем, кто использует НДС, избавляться от него не имеет смысла.

К положительным аспектам использования этого принципа можно добавить еще несколько.

  1. Документация. Налог помогает оптимизировать бухгалтерский учет предпринимателю или фирме. Особенно это ценно в конце периода отчетности перед налоговой службой.
  2. Перспектива в экономическом росте. При грамотном администрировании НДС можно со временем вносить коррективы в ставку, тем самым создавая мощную опору в экономическом плане. К примеру, важно сохранять баланс, при тяжелой ситуации поднимать ставку, когда все в порядке, немного снижать. Но при этом необходимо, чтобы население понимало, что и ради чего делается. Иначе эффективность будет низкой.

Подробнее о НДС в следующем видео:

Читайте также: