Сверхнормативное использование контейнера ставка ндс

Опубликовано: 13.05.2024

Среди инструментов компенсации простоя морского судна во время доставки груза одним из наиболее часто применимых является демередж.

В договоре на грузоперевозки стороны определяют время, в течение которого судно находится в порту в ожидании выполнения погрузочных или разгрузочных операций. Превышение согласованного периода приводит к дополнительным затратам судовладельца, для компенсации которых предусмотрены специальные меры. Возникает основание для демереджа. В статье подробнее на эту тему.

Что означает «демередж»?

Этимология термина демерредж (Demurrage) обращает к французскому слову «demeurer», которое переводится на русский язык, как «простаивать». Применяется исключительно в грузоперевозках морем. Заходы суден в порт осуществляются по строгому графику. Его нарушение приводит к большим убыткам. Очевидно, что это - нежелательное событие, поэтому для его компенсации применяются штрафы.

Корабль с контейнерами

Время, в течение которого груз пребывает в порту сверх утвержденного, называется демерредж. Если превышено согласованное время нахождения груза в порту бесплатно в ожидании выполнения формальностей, необходимых для их выгрузки или погрузки, то порт выставляет штраф. Эта денежная плата за простой судна сверх нормы также называется демередж. Она выставляется фрахтователю, продавцу по договору купли-продажи (если сделка совершается на условиях FOB) и другой стороне, ответственной за выполнение погрузочно-разгрузочных работ. В качестве формальностей, задерживающих отгрузку или погрузку контейнера, может быть затянутая таможенная очистка, другие операции.

Особенности демереджа изложены в Кодексе торгового мореплавания РФ и в Международных правилах толкования торговых терминов «Инкотермс 2010». Условия его возникновения и реализации обычно излагаются в договоре между отправителем или собственником груза и судовладельцем. Демередж считается с первой минуты завершения нормативного времени, которое называется сталийное время, если иное не обозначено в договоре. Указывается в минутах, часах и днях.

Еще один термин, связанный с превышением согласованного периода простоя, - «детеншн». В чём отличие от детеншн, мы расскажем в отдельном параграфе, а пока подробности расчета демереджа.

Расчёт «демереджа»

Денежная компенсация за превышение нормы простоя в порту определяется в условиях договора между судовладельцем и владельцем груза. В ее основе могут быть заложены тарифы, действующие на текущий момент в конкретном порту. Ставка может быть рассчитана на целые стуки или их часть. Демередж зависит от особенностей контейнера и груза. Если предварительно сумма не обозначена в договоре или другом документе между сторонами, то может быть использован тариф порта. Если отсутствует информация о ставке в порту, то владелец груза компенсирует расходы владельца судна на его содержание, включая заработную плату экипажа.

Корабль с контейнерами в порту

Например, стороны договорились о ставке в размере 1000 долл. за сутки и нормативном периоде продолжительностью 5 часов. Груз простоял в порту 8 часов. Превышение составило 3 часа. При условии, что груз не скоропортящийся, и не возникают другие убытки, сумма демереджа составляет: 1000*3/24 = 125 долл.

Это не единственный способ расчета. Можно применять установленную нормы скорости выполнение разгрузочно-погрузочных работ и другие ставки, но их применяют к особенным грузам и поэтому используют редко.

Расчет производится судовладельцем после возвращения судна и прекращения рейса на основании таймшита – документа, содержащего информацию о графике действий на судне во время фрахтования.

Что означает «детеншн»?

Детеншен (Detention)– термин, аналогичный демерреджу, но относится к контейнерам (или другой таре).

Обычно судоходные линии обозначают срок доставки товара до пункта назначения из порта и не начисляют плату за пользование контейнерами в этот период. Если контейнеры не возвращены своевременно, то говорят о детеншен. А именно этим термином называется время, в течение которого контейнеры используются сверх утвержденного срока за пределами порта. За превышение согласованного времени выставляется штраф. Плата за просроченный возврат контейнеров владельцу также называется детеншен и выставляется судоходной линией. Права и обязанности в отношении этого события прописываются в договоре.

Расчёт «детеншна»

Итак, есть бесплатный срок пользования контейнерами в течение доставки груза от порта до места назначения железнодорожным или автомобильным транспортом. За каждый день превышения срока насчитывается штраф. Ставка рассчитывается в зависимости от объема и вида, дополнительного оснащения контейнера. Количество дней умножается на эту ставку для расчета суммы к уплате.

Совместное использование «демередж» и «детеншен»

При контейнерных перевозках часто применяется по отношению к одному грузу и демередж, и детеншен. Когда судно заходит в порт, начинается отсчет времени простоя, которое с договорного момента становится платным – начисляется демередж. Основания для детеншен могут образоваться только, когда завершен демередж. Другими словами, пока контейнеры не вывезут с территории порта с момента завершения бесплатного периода простоя, взимается демередж. А детеншен начисляется, пока этот вывезенный контейнер не вернется в порт пустым с момента его вывоза с территории порта и завершения бесплатного периода его использования.

Как избежать штрафов?

Никто из участников международных перевозок не заинтересован в длительном простое судна или просроченном возврате контейнера, но основания для демереджа и детеншена все равно возникают по причине:

  • Ошибок в документах. Важно оформлять сопроводительную документацию с помощью эксперта по грузоперевозкам, логистическим операциям.
  • Потери документов. Рекомендовано оформлять пакет документов в нескольких экземплярах или делать копии, заверенные согласно отраслевым требованиям.
  • Отсутствия сведений, необходимых для быстрой таможенной очистки груза. Имеет смысл пригласить к сотрудничеству опытных таможенных специалистов, которые проведут груз через таможню без задержек.
  • Не эффективно организованной доставки. Важно выбирать оптимальный маршрут следования, сотрудничать с надежными транспортными компаниями, аккуратно заполнять коносамент, точно согласовывать сроки пользования складами и другие организационные моменты.

Демередж и детеншн контейнера: что это и как рассчитывается?

Сфера международных морских грузоперевозок жестко привязана к срокам – каждая судоходная линия тщательно просчитывает время пребывания транспорта в порту, необходимую длительность погрузки и разгрузки. Любые отклонения от дедлайнов приводят к убыткам, которые должны быть покрыты виновником «простоя».

0baecc88d738a69488e1582bd3d1afee.jpg

Именно поэтому участникам ВЭД важно понимать, какие штрафы на них могут быть наложены в случае нарушения установленных сроков. Чаще всего речь идет о демердже и детеншне. Рассмотрим эти понятия детальнее, разберемся в особенностях начисления и уплаты.

Что такое демередж

Понятие «демередж» употребляется в сфере контейнерных перевозок. Оно имеет двойное толкование в зависимости от того, идет речь о судне или о грузовой таре. Оба варианта определения приведены в Кодексе торгового мореплавания РФ и «Инкотермс 2010».

Во-первых, необходимо понимать, что такое демередж судна. Это время задержки водного транспортного средства в порту сверх расчетного периода (сталийное время) по причине затянувшейся погрузки. Такой сверхнормативный срок (контрсталийное время) отражается в днях, часах и даже минутах. Демереджем также называют штраф, который выплачивает виновник простоя (отправитель или владелец содержимого контейнера).

Во-вторых, следует знать, что существует демередж контейнера – превышение срока использования грузовой тары и соответствующая плата за это. Учитывайте, что речь идет о модулях, которые не покидали пределов порта.

Важно знать! Сталийное время – период, отведенный на пребывание судна в порту и выполнение всех сопутствующих операций.

7ba5f5e3757cbccded6a18994b313123.jpg

Пример расчета демерджа

Размер такого взыскания может быть определен сторонами заранее или выведен в соответствии с тарифами конкретного порта, судоходной линии (если речь о контейнере). Если указанные значения не установлены, расчет производится на основании ряда факторов. Определим неустойку для задержанного судна на гипотетическом примере:

суточная ставка 1000 долларов;

сталийное время 10 часов;

на погрузку/разгрузку фактически затрачено 15 часов;

груз не требует специальных условий хранения, не является опасным.

Контрсталийное время составило 5 часов. Используем простую формулу:

Что такое детеншн

Понятие «детеншн» относится исключительно к морским грузовым контейнерам и означает сверхнормативное время использования модуля за пределами порта. Точно так же называется штраф за эту задержку. Владелец груза должен выплатить неустойку собственнику тары – обычно судоходной линии. Ставка, по которой рассчитывается штраф, зависит от условий компании, которая предоставляет контейнер, и типа модуля (обычный, рефрижератор и т.д.).

Важно знать! Помните о разнице понятий демереджа и детеншна!

a38b338550cfadfdabd83c6139a79f70.jpg

Совместное использование штрафов двух типов

Иногда демередж и детеншн могут быть начислены одновременно. Такое происходит, когда контейнер задерживается вне порта, что приводит к простою судна. Плата начисляется за один период, а базовая ставка штрафа устанавливается за каждый лишний день (без учета часов и минут).

Дополнительно владелец груза может столкнуться со штрафом, который называется сторедж. Им обозначается неустойка, связанная с длительным сроком хранения загруженного контейнера в терминале. Штраф выставляется портом владельцу тары, а он перекладывает это взыскание на собственника груза, по вине которого произошла задержка.

Причины простоя. Как избежать штрафов

Неправильно заполненные документы. Желательно привлекать к оформлению логистов или пользоваться консультациями экспертов.

Утеря документов. Рекомендуется составлять все бумаги в двух и более экземплярах или делать их заверенные копии.

Задержка при оформлении на таможне. Чтобы не допустить ошибок в определении ТН ВЭД, не бояться отсутствия информации, которая нужна для заполнения деклараций и получения сертификатов, обратитесь к опытному таможенному брокеру.

Задержка груза при доставке получателю. Чтобы избежать этого, можно заручиться поддержкой квалифицированных логистов, согласовать действия складов и перевозчиков.

4eb456eaa3919d62ef2cbee9751c5768.jpg

Выводы

Демередж – это штраф, накладываемый за задержку контейнера в порту. Когда тара простаивает вне терминала, начисляется детеншн. Избежать подобных издержек в транспортном сообщении и сопутствующих штрафов помогут специалисты компании «Калипсо»! Мы готовы полностью взять на себя таможенное оформление, логистику и другие вопросы, из-за которых чаще всего и возникают простои.

Очень многим приходится сталкиваться с демереджем при контейнерных перевозках. Демередж возникает после истечения срока БЕСПЛАТНОГО пользования контейнером, который дает владелец контейнера (морская линия). Именно в это срок надо уложиться при хранении, перевозке и иных погрузочно-разгрузочных операциях с контейнером.
То есть демередж это плата на сверхнормативное использование контейнера.


Демередж устанавливается владельцем контейнера. Владелец контейнера заинтересован в том, чтобы его контейнера работали, а не простаивали.

За простой полагается штраф, то есть демередж. В отличии от платы за сверхнормативное хранение, которая обычно основана на затратах линии на оплату услуг портов, фактически хранящих и обрабатывающих грузы, ставки демереджа расчитываются по одним лишь линиям ведомым принципам направленным на то, чтобы и клиента не потерять и на простое контейнера убыток не получить.

Очень часто случается, что груз в контейнере “застрял” на таможне или в пути следования. Если груз застрял в порту, то начинает начисляться плата за сверхнормативное хранение и демередж одновременно. Если груз порт покинул, то “капает” демередж.

Самая критичная ситуация когда груз находится в порту (например не хватает средств на “растаможку”, долго расследуют АП и другие случаи). Суммы достаточно быстро становятся астрономическими и начинают превышать возможную прибыльность сделки, а то и стоимость товара.

Нас очень часто спрашивают, что делать в таких ситуациях.

Во первых надо понимать, что линия ни при каких обстоятельствах не захочет платить вместо вас за ваш груз ПОРТУ, который хранит ваш груз в контейнерах линии. А порт хранит грузы именно по договору с линией, и именно линия будет вынуждена расплатится с ПОРТОМ. Таким образом хранение груза в порту без оплаты с вашей стороны это прямой убыток для линии и уменьшать ставки хранения ниже ставок порта линия не должна и не может (нельзя сознательно работать в убыток).

В отношении демереджа, то есть платы за пользование контейнером можно разговаривать с линией, так как данная цифра расчетная и счетами сторонних организаций не подкреплена (из воздуха). Разговаривать соответственно надо с владельцем контейнера.

Можно ли бросить груз, если демередж и хранение превысили все возможные рамки?

Чисто технически “бросить” груз можно. Но надо учитывать, что существует административная ответственность предусмотренная статьей 16.16 КоАП РФ, за нарушение сроков временного хранения груза.
Срок временного хранения груза составляет 2 месяца с момента прибытия и может быть продлен еще на 2 месяца по мотивированному письменному заявлению. Штрафная санкция 50 000 рублей и возможна конфискация товара.

Дело возбуждают как правило в отношении деклараната, то есть владельца груза. Чтобы возбудить дело и привлечь к ответственности владельца, надо установить кто владелец.
Первый признак это получатель груза указанный в коносаменте. Если в коносаменте не указан получатель, то можно заявить, что о грузе вы слышите впервые. Доказать что вы владелец груза очень сложно, пока не будут найдены коммерческие документы из которых следует, что груз принадлежит именно Вам.

даже если вы указаны в качестве получателя, тоже можно “идти в отказ” так как признать вас владельцем можно только на основании коммерческих документов, а кто же их покажет если не вы.

Вашу принадлежность к товару можно установить если Вы САМИ ОБ ЭТОМ ЗАЯВИТЕ, например напишите заявление на продление сроков временного хранения свыше 2-х месяцев, предоставив коммерческие документы. Или заключите договор на ТЭО в отношении именно данного товара в данных контейнерах.

Вас может сдать Ваш экспедитор, которому Вы не заплатите, но предварительно снабдите его своими документами на товар из которых будет следовать, что вы его владелец.

Таким образом, перед тем как заявить, что товар не ваш, подумайте у кого кроме вас есть документы, свидетельствующие о принадлежности товара именно Вам.

Если такие документы будут обнаружены таможней, получите минимум штраф 50 000 рублей, максимум штраф с конфискацией.

Но неприятности на этом не закончатся.

Линия и экспедитор могут на законных основаниях удерживать следующие в Ваш адрес другие грузы пока не погасите долг.

Также они могут обратится в Арбитражный суд о взыскании вас задолженности.

Тут важно понимать, остались ли у линии документы, свидетельствующие о том, что Вы давали поручение линии совершать с товаром какие либо действия.

Как правило, линии заключают “рамочные” договоры, то есть договоры общего характера без указания конкретного товара или контейнера который необходимо обрабатывать. Подобные договоры предполагают, что при необходимости исполнения договора, от вас должны поступать поручения (указания). На практике все используют электронную переписку, факсы, то есть электронный документооборот. НО, ГК РФ требует, чтобыв отношениях между юридическими лицами применялась простая письменная форма сделки, то есть на бумаге. Электронная переписка регламентирована ФЗ “Об электронной цифровой подписи” (как в банк клиенте).

Поэтому подумайте, чем линия может доказать наличие поручений от Вас на проведение операций с контейнером. Если такие доказательства есть, тем более письменные, взыскание через суд не заставит себя ждать.

Поэтому, надумав бросить груз оцените насколько вы “наследили”.

МЫ ОКАЗЫВАЕМ УСЛУГИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ (С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ МЫ НЕ РАБОТАЕМ), В ТОМ ЧИСЛЕ: ДЕКЛАРАНТАМ (ИМПОРТЕРАМ и ЭКСПОРТЕРАМ), ТАМОЖЕННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ, ВЛАДЕЛЬЦАМ СВХ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОПЕРАТОРАМ, ТАМОЖЕННЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ.
МЫ ОКАЗЫВАЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЕРАЦИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕНУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС В РЕГИОНЕ РОССИИ.
МЫ ГОТОВЫ РАЗЪЯСНИТЬ МЕХАНИЗМ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ, ДАТЬ ОЦЕНКУ ПРАВОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ, ОБЖАЛОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ПОМОЧЬ ВАШИМ ЮРИСТАМ ОБЖАЛОВАТЬ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЕ ОРГАНЫ и СУД.

Морские грузоперевозки осуществляются с соблюдением графиков заходов в порты. У каждой судоходной линии рассчитаны сроки нахождения водного транспорта и контейнеров в пути, порту, определены даты и время погрузки и разгрузки. Отклонение от расписания приводит к убыткам. Поэтому перевозчики предусматривают условия, которые позволяют им компенсировать незапланированные затраты из-за простоев. Способами возмещения убытков являются демередж и детеншн.

Контейнеровоз входит в порт

Что такое демередж?

Участникам сделок, связанным с контейнерными перевозками, приходится сталкиваться с таким термином, как демерредж. Что это такое, можно узнать из Международных правил толкования торговых терминов «Инкотермс 2010» и Кодекса торгового мореплавания РФ. В соответствии с нормативными актами, данный термин имеет два значения. Во-первых, под этим словом понимается время простоя судна из-за затянувшейся погрузки. Во-вторых, термин означает денежную компенсацию, которую выплачивает владелец груза или его отправитель за сверхнормативное время пребывания судна в порту.

Демередж (сверхнормативное время) отсчитывается с момента окончания сталийного (нормативного) времени, выделенного на разгрузку или погрузку груза на судно в порту. Выражается сверхнормативное время рабочими днями, часами и минутами.

Не следует путать демередж со словом детеншен. Однако в чем его отличие от детеншн? Второй термин касается условий пользования контейнером, а не судном.

Знаете ли вы, что слово демередж пришло из французского языка (от. demeurer — оставаться). Правильное произношение — де́мередж. В английском языке также существует слово demurrage и переводится как простой судна.

Пример расчета демереджа

На погрузочно-разгрузочные работы отводится определенное время, называемое сталийным. Если процесс растягивается, начинается отсчет сверхнормативного, или контрсталийного, времени. Демередж начисляется за простой морского транспортного средства в порту в течение контрсталийного времени.

Размер неустойки определяется заблаговременно по договоренности сторон. Он может быть также установлен тарифами, принятыми в конкретном порту. При отсутствии соглашения и тарифов компенсируются затраты судовладельца на содержание водного транспортного средства и оплату труда экипажа.

Ставка демереджа определяется за сутки или часть суток сверхнормативного пребывания в порту. Его размер зависит от типа контейнера, специфики груза. Приведем пример расчета суммы оплаты за простой:

  • Гипотетическая ставка за сутки составляет 1200 $;
  • Сталийное время установлено в размере 8 часов;
  • Фактически потрачено на погрузочно-разгрузочные операции 15 часов;
  • Контрсталийное время составило 7 часов;
  • Груз обычный: не опасный, не требующий хранения в контейнере-рефрижераторе.

Сумма демереджа составляет 350 $ за 7 часов просрочки. (1200:24)х7 = 350.

Под термином сталийное время понимается срок стоянки транспортного средства. Слово сталия обозначает промежуток времени, отведенный на погрузку или разгрузку судна. Этим же словом называют согласованный сторонами срок, в течение которого владелец отдает свое судно на загрузку или выгрузку без дополнительных сборов.

Обратитесь к профессионалам EIG, ведь решение проблем ВЭД - это наша работа!

Или же свяжитесь с нами по телефонам: +7 (423) 205-60-10, +7 (423) 205-60-20

Либо посредством электронной почты - info@east-import.com

Что такое детеншн?

В морских грузоперевозках также есть понятие детеншн (detention). Разберемся, что это такое. Термин имеет два значения:

  • Сверхнормативное время использования контейнера за пределами порта.
  • Плата за несвоевременный возврат порожнего контейнера.

Неустойка взимается судоходной линией за нарушение сроков возврата контейнера владельцу.

Пример расчета детеншна

Судоходные компании определяют период свободной эксплуатации контейнера, за который не берется плата. За просрочку предусматривается штраф. К примеру, линия определила 4 дня свободного использования на доставку груза получателю. Контейнер вернули только через 7 дней. За нарушение срока владелец выставит счет за 3 дня.

Ставка зависит от типа контейнера. Если за обычный 20-футовую емкость за день просрочки придется заплатить 20 $, то за контейнер-рефрижератор с таким же объемом — 60. Значит, за 3 дня просрочки сумма неустойки составит 60 и 180 $, соответственно.

Комбинированное использование «демердж» и «детеншен»

Нередки случаи комбинированного применения демереджа и детеншна. В этом случае происходит совмещение компенсации за простой судна и пользование контейнером. Плата взимается за один определенный период, и ставка устанавливается за день просрочки. Например, при импорте груза сроки простоя начинают считать с момента захода судна в порт. Период пользования заканчивается возвратом порожнего контейнера. Когда речь идет об экспорте, грузоотправитель забирает контейнер на погрузку и возвращает груженым. Момент отбытия контейнера и возврата в порт будут рамками срока эксплуатации.

Судоходные компании, занятые контейнерными перевозками, заинтересованы в быстром обороте своих транспортных средств и контейнеров. Чем быстрее владельцы товара погрузят или разгрузят судно, тем быстрее оно сможет выйти в рейс и принести собственнику прибыль.

Как избежать проблем?

Простой судна или просрочка возврата контейнера не выгодна ни их владельцам, ни отправителям и получателям груза. Если никто не заинтересован в нарушении сроков, почему происходит такое? Практика показывает, что причинами задержки являются следующие факторы:

  • Некорректное заполнение документов. Чтобы избежать этого, товаросопроводительные документы следует оформить с участием специалиста-логиста или отдать на проверку экспертам в сфере грузоперевозок;
  • Утрата документации. Оптимальный выход для владельца груза — составлять документы в 2 и более экземплярах или снимать копии с заверением;
  • Задержки при растаможке груза. Одна из причин — неверное определение кодов ТН ВЭД, отсутствие достаточных сведений для оформления сертификатов, деклараций. Внимательное и грамотное заполнение документов специалистами профессиональной логистической компании — залог своевременной и быстрой таможенной очистки.
  • Нарушение сроков выдачи отправления грузополучателю. Неоптимизированный маршрут, несогласованность действий владельцев транспортных средств, складов могут стать причиной просрочки доставки.

Несоблюдение сроков доставки также возможно, если получатель не указан в коносаменте. Следовательно, документ обязательно должен содержать информацию о нем. Помогут восстановить сведения иные сопроводительные коммерческие документы.

Кроме демереджа и детеншна, владельцам груза зачастую приходится платить штраф за сверхнормативное хранение в порту. Такое возможно, если груз задержали на таможне или отсутствуют средства на растаможку. Владелец груза начинает искать деньги и теряет время. При этом растет сумма демереджа, на который также начисляется НДС.

Чтобы не оказаться в такой ситуации, растаможку или весь процесс международной логистики рекомендуется отдать на аутсорсинг.

Компания EAST IMPORT GROUP оказывает комплексные услуги в области международных перевозок. ПРР, договоренности с транспортными организациями, складское хранение, растаможка, сертификация, подготовка и экспертиза документов – предлагаем логистику «под ключ», без демереджа, детеншна и других штрафных санкций.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Для этого ответьте всего на 3 вопроса.

С 1 июля изменится расчет НДС при осуществлении раздельного учета.С этой даты вступают в силу изменения в ст.170 и ст.171 НК РФ, определяющие новые правила учета входного НДС при выполнении работ и оказании услуг, местом реализации которых в соответствии со ст.148 НК РФ не является территория РФ (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Мы расскажем на примерах как применять данные поправки.

Как сейчас…

Как известно, если налогоплательщик осуществляет облагаемую и необлагаемую НДС деятельность, он должен вести раздельный учет входного НДС в порядке, установленном п.4 ст.170 НК РФ.

НДС, относящийся исключительно к облагаемым операциям принимается к вычету, а относящийся исключительно к необлагаемым операциям — включается в стоимость приобретений (п.2 и п.4 ст.170 НК РФ). НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для облагаемых и необлагаемых операций (так называемый «общехозяйственный» НДС), распределяется в соответствующей пропорции между облагаемыми и необлагаемыми операциями. По общему правилу пропорцию определяют по итогам квартала, исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) облагаемых и необлагаемых НДС в общей стоимости отгрузок за квартал. Для сопоставления показателей при расчете пропорции берут выручку и другие доходы от реализации товаров (работ, услуг) без НДС.

Такой порядок в настоящее время (до 01.07.2019 г.) применяется и при осуществлении операций, местом реализации которых территория РФ не является (Определение КС РФ от 04.06.2013 N 966-О, Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 N 1407/11, Письмо Минфина России от 01.07.2015 N 03-07-08/37896). Они приравнены к необлагаемым операциям.

К сведению! При оказании услуг и выполнении работ, местом реализации которых в соответствии со ст.148 НК РФ или Договором о ЕАЭС территория РФ не является, объекта обложения НДС не возникает (п.1 ст.146 НК РФ). Соответственно российский налогоплательщик НДС не исчисляет, счета-фактуры не выставляет.

Изменения НДС с 1 июля 2019 года

С 1 июля 2019 года оказание услуг и выполнение работ, местом реализации которых территория РФ не признается, в целях ведения раздельного учета входного НДС приравняют к облагаемым операциям. Т.е. при выполнении работ и оказании услуг не на территории РФ входной НДС, относящийся к таким операциям принимается к вычету (пп.3 п.2 ст.171 НК РФ в ред. с 01.07.2019) и при расчете пропорции в целях распределения НДС такие операции считаются облагаемыми (п.4 ст.170 НК РФ в ред. с 01.07.2019). Исключения составляют работы и услуги, которые указаны в ст.149 НК РФ — операции, освобождаемые от налогообложения. Т.е. по операциям, которые могли бы освобождаться от НДС, если бы местом их реализации была территория РФ порядок ведения раздельного учета останется прежним.

Таким образом, по «экспортируемым» работам и услугам, которые не указаны в «перечне необлагаемых» по ст.149 НК РФ, у российских организаций появится дополнительное конкурентное преимущество перед иностранными компаниями: расходы и налоговая нагрузка по НДС у российских компаний снизиться, а если они осуществляют только деятельность, местом реализации которой территория РФ не является, то из бюджета можно будет получить возмещение входного НДС (начислений по НДС нет, а вычет входного НДС есть). Т.е. изменение правил вычета и раздельного учета для «экспортеров» работ и услуг с 01.07.2019 г. — это своеобразная нулевая ставка НДС как при экспорте товаров.

Пример 1. Организация оказывает консалтинговые услуги российским организациям и исчисляет НДС по ставке 20%. В июле 2019 года были оказаны консалтинговые услуги иностранной компании, не имеющей регистрации на территории РФ. Местом реализации таких услуг территория РФ не является (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ), поэтому иностранной организации НДС не предъявляется. Такие услуги не указаны в ст.149 НК РФ, а значит, все суммы входного НДС, предъявленные налогоплательщику в 3-м квартале 2019 года, организация вправе принять к вычету.

Пример 2. Организация реализует аксессуары для компьютерной техники, облагаемые НДС по ставке 20%. Также организация занимается разработкой программного обеспечения и реализует права на него по лицензионным договорам.

В 3-м квартале 2019 года организация реализовала товары на сумму 120 000 тыс. руб., в т.ч. НДС — 20 000 тыс. руб..

В 3-м квартале организация также передала права на программы ЭВМ по лицензионным договорам:

иностранным покупателям на сумму 5000 тыс. руб.

российским покупателям на сумму 15 000 тыс. руб.

Также были оказаны рекламные услуги иностранной компании. Стоимость услуг составила 3 000 тыс. руб. и российской компании на сумму 1 200 тыс. руб., в т.ч. НДС- 200 тыс. руб.

В 3-м квартале 2019 года организацией были приобретены товары (работы, услуги) для использования исключительно для реализации товаров (компьютерных аксессуаров) на сумму 96 000 тыс., в т.ч. НДС — 16 000 тыс. руб.

Стоимость приобретенных в 3-м квартале 2019 года товаров (работ, услуг), относящихся исключительно к передаче прав на программы ЭВМ (по арендной плате и коммунальным услугам за офис, в котором размещаются только работники, занимающиеся разработкой программ ЭВМ, права на которые передаются на основании лицензионных договоров) составила 1 200 тыс. руб., в т.ч. НДС 200 тыс. руб.

Стоимость приобретенных в 3-м квартале 2019 года товаров (работ, услуг), относящихся исключительно к рекламным услугам составила 180 тыс. руб., в т.ч. НДС 30 тыс. руб.

Стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных для использования во всех видах деятельности организации («Общехозяйственные расходы») составила 720 тыс. руб., в т.ч. НДС −120 тыс. руб.

Восстанавливать НДС тоже не надо!

Изменения внесены и в п.3 ст.170 НК РФ, устанавливающий случаи восстановления НДС. С 1 июля 2019 года при реализации работ или услуг, местом реализации которых в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является требуется восстановить НДС только, если такие операции указаны в ст. 149 НК РФ (освобождались бы от НДС, если бы местом их реализации была территория РФ). В таком случае, как и прежде, восстановить НДС необходимо по товарам (работам, услугам), которые начинают использоваться в «освобожденных» операциях (пп.2.1 ст.170 НК РФ в ред. с 01.07.2019 г.).

Пример 3. В июле 2019 года российская организация оказала услуги по перевозке товаров за пределами РФ (из Германии во Францию) на собственном автомобиле (основное средство). Это реализация не на территории РФ (пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ). В ст.149 НК РФ такие услуги не поименованы. Поэтому, учитывая изменения в НК РФ, организации не нужно восстанавливать НДС по автомобилю, участвующему в операциях, не являющихся объектом обложения НДС. Если бы такую операцию организация произвела во 2-м квартале 2019 года, ей пришлось бы восстановить НДС с остаточной стоимости основного средства (автомобиля).

Как видим для целей раздельного учета входного НДС работы и услуги, местом реализации которых территория РФ не является, квалифицируются так же, как и операции «на внутреннем рынке», что делает конкурентно способным оказание таких услуг (выполнение работ) иностранным компаниям.

Читайте также: