За уточненки по ндс введут уголовную ответственность

Опубликовано: 13.05.2024

253-основа.jpg

Уточненная декларация в обязательном порядке подается по любому налогу в случае, когда налогоплательщик самостоятельно обнаружил в ранее представленной декларации ошибку, которая привела к занижению суммы налога к уплате, а также при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, в случае если организация продала основное средство до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Во всех остальных случаях и неточностях в представленных данных подача уточненной налоговой декларации является правом налогоплательщика, но никак не его обязанностью.

Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация. В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально корректны.

При этом не стоит забывать, что если допущенная ошибка привела к занижению суммы налога к уплате, а срок уплаты уже прошел, то перед тем, как подать уточненную декларацию, следует заплатить не только сумму самой недоимки (дельту между уточнёнными и первоначальными данными по налогу), но и сумму начисленных за соответствующий период пеней. В противном случае, на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного в срок налога. Также возможно, что предварительная уплата причитающихся сумм не сможет освободить от ответственности (если налоговый орган обнаружит ошибку раньше налогоплательщика, либо будет назначена выездная налоговая проверка).

Давайте разберем конкретные ситуации, которые могут возникнуть в действительности.

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?

Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:

— когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;

— когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:

уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

При этом необходимо отметить, что согласно многочисленным разъяснениям сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, еще не свидетельствует о занижении налогоплательщиком налоговой базы. В любом случае, чтобы привлечь лицо к ответственности должен быть установлен соответствующий состав налогового правонарушения (Письмо Минфина России от 04.02.2013 №03-02-07/1/2279; Постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).

Кроме того, возможен вариант, что по соответствующему налогу у налогоплательщика по данным карточки «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) числится образовавшаяся еще до уточняемого периода переплата, сумма которой в полной мере перекрывает суммы недоимки по «уточненке» и начисленных пеней, в таком случае штраф начисляться не должен. Ведь в соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 налоговый орган вправе самостоятельно зачесть переплату в счет недоплаченной суммы налога.

В целом все ясно и просто: перед тем как сдать «уточненку» (после положенного срока) нужно заплатить суммы налога и пени либо подтвердить, что суммы переплаты по соответствующему налогу хватит покрыть образующуюся недоимку, нужно убедиться, что в отношении вашей организации (индивидуального предпринимателя) не назначена выездная налоговая проверка (а не знать об этом достаточно сложно, так как налоговый орган уведомляет о таком событии всегда своевременно и по всем имеющимся у него ресурсам), и мы получаем освобождение от штрафных санкций. Казалось бы, все предельно понятно, но что делать с туманной формулировкой «…до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений. ».

Приведем ситуацию, когда вам могут грозить штрафные санкции.

В любом случае стоит помнить, что для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое, в свою очередь, повлекло его неуплату за этот период.

Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:

— проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;

— начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;

— налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;

— даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».

Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.

Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.

Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:

— проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);

— назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;

— проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.

Будьте внимательны! Имейте в виду, что представление уточнённой декларации может инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в т.ч. повторной. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. При этом норма абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка.

С помощью программной линейки продуктов компании Такском вы всегда гарантированно сможете быстро, надёжно и максимально удобно обмениваться документами с ФНС и другими контролирующими органами. Просто выберите удобный для себя тариф и присоединяйтесь к дружной семье абонентов Такском.

Елизавета Кобрина

Штрафы по НДС в 2021 году

Штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС

За несдачу НДС и представление отчета позже срока положены предупреждения, штрафы и даже блокировка счетов, если опоздать с отчетом на 10 рабочих дней.

Когда сдавать декларацию

Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В 2021 году сроки следующие:

  • 1 квартал — 26 апреля 2021 (срок переносится, если последний день сдачи выпадает на выходной день);
  • 2 квартал — 26 июля 2021;
  • 3 квартал — 25 октября 2021;
  • 4 квартал — 25 января 2022.

Если вы сдали декларацию по НДС на бумаге, хотя должны были сделать это в электронной форме, налоговая не примет отчет и он будет считаться непредставленным. Сроки не заморозят на то время, которое вы потратите на переделку и повторную подачу. В таком случае, если вы подаете бумажную декларацию в последний день сдачи, гарантированно придется заплатить штраф за просрочку.

Кого накажут за опоздание

Отвечать за просрочку будут:

  • организации и предприниматели (в т. ч. налоговые агенты) — штраф по ст. 119 НК РФ;
  • должностные лица организации (директор, главбух и пр.) — предупреждение или штраф по ст. 15.5 КоАП РФ.

Предпринимателя нельзя оштрафовать дважды за одно нарушение, поэтому он заплатит только штраф по налоговому кодексу, а к административной ответственности привлечен не будет.

Размер штрафа и порядок расчета

Штраф по ст. 15.5 КоАП РФ — от 300 до 500 рублей. Его размер устанавливает суд. Тут все просто, никаких нюансов.

Штраф по ст. 119 НК РФ — 5 % от неуплаченной вовремя суммы НДС по декларации. Проценты начисляют за каждый месяц просрочки, в том числе за неполные. Посчитает штраф налоговая, но мы объясним алгоритм, чтобы вы понимали, как он формируется. Для расчета надо знать сумму неуплаченного налога и количество полных и неполных месяцев, прошедших со дня, в который истек срок подачи отчета. Формула следующая:

Штраф = Неуплаченный НДС × 5 % × Кол-во полных и неполных месяцев, прошедших со дня просрочки

Важно помнить, что налог разрешается платить тремя равными платежами — не позднее 25 числа каждого из трех месяцев, идущих за отчетным кварталом. Это значит, что штраф считают только по той сумме налога, которую уже не заплатили вовремя.

Пример. Организация сдала декларацию и заплатила налог за 1 квартал 2021 года 5 мая, а не 26 апреля, как полагается. Сумма налога, заявленного в декларации к уплате — 300 000 рублей. Но на дату сдачи отчета прошел только срок уплаты первой ⅓ платежа. Это значит, что для расчета штрафа возьмут 100 000 рублей — ⅓ от 300 000 рублей.

Просрочка составила один неполный месяц — с 26 апреля по 5 мая.

Размер штрафа составит: 100 000 рублей × 5 % × 1 месяц = 5 000 рублей.

При расчете суммы штрафа есть и ограничения — он не должен быть меньше 1 000 рублей и больше 30 % от суммы неуплаченного НДС. Минимальный штраф платят, если:

  • налог заплатили вовремя, а с декларацией опоздали;
  • в декларации сумма НДС к уплате 0 рублей или заявлен налог к возмещению;
  • на дату уплаты НДС была переплата, которая покрывала сумму налога.

Штрафы за неуплату НДС в 2021 году

Неуплата НДС бывает полной и неполной, умышленной и неумышленной. Это нарушение, за которое плательщиков налога привлекают к ответственности по ст. 122 НК РФ. Причиной может стать заниженная налоговая база, неправильно рассчитанный налог, мошеннические действия и пр. Также возможен штраф за грубое нарушение правил учета по ст. 120 НК РФ.

Штраф за неуплату НДС

Штраф назначается за занижение базы по НДС, ошибки в расчетах и незаконные действия.

Штраф за неумышленную неуплату — 20 % от суммы долга. Такой размер применяется из-за случайных ошибок в расчетах, технических неполадок, низкой квалификации бухгалтера и пр. Если налоговая выяснит, что вы не заплатили НДС умышленно, штраф увеличится до 40 %. Умышленным посчитают занижение налога при «нарисованном» входящем НДС, имитации реальной деятельности и пр.

Дополнительно к сумме штрафа надо доплатить сам неуплаченный налог и пени за каждый день просрочки.

Избежать штрафа можно, если вы:

  • правильно посчитали и отразили в декларации налог, но не заплатили в бюджет вовремя;
  • занизили налог в первичной декларации, но успели погасить недоимку, пени и сдать уточненку, до того как налоговая нашла ошибку;
  • переплачивали НДС в прошлых кварталах и суммы переплаты достаточно для покрытия недоимки;
  • подали уточненку, до того как закончился срок приема первичных деклараций.

Штраф за грубое нарушение правил учета

К грубому нарушению относится несвоевременное или неверное отражение операций в учете и отчетности, отсутствие первичных документов, счетов-фактур, бухгалтерских и налоговых регистров.

Если такие нарушения привели к занижению налоговой базы, штраф составит 20 % от суммы долга по налогу, но не меньше 40 000 рублей. Также придется погасить долг и уплатить пеню.

Штраф за опоздание с уплатой НДС

За несвоевременную уплату налога отдельный штраф в НК РФ не предусмотрен. Но придется заплатить пеню.

Пример расчета пени. ООО «Игристое» уплатило всю сумму НДС за 1 квартал 2021 года единовременно — 30 июня. По правилам надо было распределить сумму налога на три равных платежа и перечислить до 25 апреля, мая и июня. Получается, что «Игристое» просрочило все три платежа. Сумма неуплаченного вовремя НДС 300 000 рублей — по 100 000 рублей ежемесячно. Предположим, что ставка рефинансирования ЦБ РФ не менялась весь срок — 4,25 %.

Периоды просрочки и пеня следующие:

  • первый платеж (26 апреля 2021) — 65 дней

(100 000 × 30 × 4,25 / 300) + (100 000 × 35 × 4,25 % / 150) = 1 416,67 рубля

  • второй платеж (25 мая 2021) — 36 дней

(100 000 × 30 × 4,25 / 300) + (100 000 × 6 × 4,25 % / 150) = 595 рублей

  • третий платеж (25 июня 2021) — 5 дней

(100 000 × 5 × 4,25 / 300) = 70,83 рубля

Итого пеня составит 2 082,5 рубля.

Упростить расчет поможет специальный калькулятор. Главное, не забудьте посчитать пеню отдельно для каждой ⅓ платежа по НДС.

Ведите учет НДС и сдавайте декларации в Контур.Бухгалтерии, чтобы не опаздывать и не ошибаться в расчетах. Сервис поможет автоматизировать работу с НДС и автоматически заполнит декларацию данными, которые вы ввели в программу. Также в Бухгалтерии можно проводить расчеты с сотрудниками, вести бухгалтерский учет, проверять контрагентов и консультироваться с экспертами. Все новые пользователи получают 14 дней работы в подарок.

Заместитель руководителя ФНС А.В. Егоричев сообщил о том, что подготовлен новый регламент АСК НДС, позволяющий локализовать сервисные площадки «бумажного НДС».

Вот расшифровка его выступления.

«Наконец-то мы добились того, что основная наша работа по администрированию НДС связана не с бухгалтерами, а именно с мошенническими схемами, с фродовыми компаниями, с жуликами, которые предоставляют услуги или минимизируют самостоятельно объем налогообложения. Потому что на заре запуска системы мы с вами все прекрасно помним, что был, мягко говоря, хаос в системе учета счетов-фактур. И, соответственно, было большое количество технических ошибок, связанных с человеческим фактором, с методологическими неточностями, и так далее, и так далее, и так далее.

На сегодняшний день основной объем налогового разрыва, который фиксирует система АСК НДС-2 в рамках соответствующей операции, облагаемой налогом на добавленную стоимость, когда покупатель заявил налоговый вычет, а продавец по каким-то причинам эти данные не отразил, или отразил, но в меньшем объеме. На сегодняшний день этот налоговый разрыв в РФ составляет порядка 0,4-0,5% от всего оборота НДС.

Много это или мало, в абсолюте это несколько сот миллиардов в квартал. Которые, конечно, в дальнейшем падают на отработку в процессе камеральной проверки, и часть налогового разрыва нивелируется в результате. И, в дальнейшем, если срока камеральной налоговой проверки не хватает, то уходит в контрольно-аналитические подразделения на отработку с последующим предпроверочным анализом и возможностью назначения выездной налоговой проверки.

Что касается того, с чего мы начинали, тот этот объем был 8%. Можете себе представить, что такое налоговый разрыв в НДС, который переваливал за триллион только за один квартал. Это даже не годовые были объемы. Эта система постоянно совершенствуется. Мы понимаем, что те лица, которые работают на минимизацию, причем незаконную минимизацию налогообложения, те лица, которые предоставляют услуги, они, конечно же, подстраиваются под администрирование и под бизнес-процессы, которые мы осуществляем. То есть, они прекрасно знают даже наши внутренние регламенты, а не только то, что есть в НК. Они знают процедуры, которые мы регулируем адресными письмами, и, соответственно, выстраивают свою манеру поведения исходя из тех обстоятельств, на которые мы уделяем внимание в соответствующий момент времени.

Например, мы начали фиксировать налоговый разрыв с 2015 года. И сразу же все поняли, что ставить фирму-однодневку, которая не отчитывается, это попадание в систему маркеров и идентификации налогового разрыва в системе АСК НДС-2. Поэтому, лучше поставить налогоплательщика, который вроде отражает исчисление НДС, но при этом нет связки с физической уплатой этого налога. Получается фиктивная задолженность.

И таких элементов стало появляться все больше. Это и дробление, это и использование различных кодов видов операций, которые напрямую не сопоставляются с контрагентом. Это и постоянная подача уточненных налоговых деклараций с нарушенными контрольными соотношениями, и т.д.И различных подходов стало довольно-таки много, которые не фиксировали напрямую налоговый разрыв, но сами по себе съедали, как минимум, срок, отведенный на камеральную налоговую проверку, и тем самым делали более безопасным процесс администрирования для последующих выгодоприобретателей, которые стояли в дальнейшем по цепочке.

Еще раз хотел бы обратить внимание на то, что фродовый бизнес, мошеннические схемы подстраиваются под наши процедуры более оперативно, чем мы их начинаем обрабатывать. Кроме того, что нам нужно выстроить бизнес-процесс противодействия, нам нужно его законодательно закрепить. Поэтому, мы в более длительном периоде реагирования находимся, чем появляется тот или иной элемент в минимизации налогообложения по НДС.

В настоящий момент наш уровень знаний, наш уровень понимания ситуации с НДС в России дает нам понимание того, что практически схем выстраивания налоговой оптимизации, где один бенефициар, и, соответственно, вся цепочка транзитных компаний, компаний-однодневок обслуживает исключительно его по его заказу, таких схем, конечно же, все меньше и меньше. По большому счету, мы в настоящий момент все больше сталкиваемся с тем, что это услуга, которая предоставляется широкому пулу бенефициаров, которым нужно уменьшить налогообложение из-за трудной ситуации. Причем, порой объективной ситуации, связанной с "ковидными" ограничениями, в том числе. Требующих вывода средств (обналичивания), и т.д. Экономических причин, понятно, очень много, и спрос на такие услуги есть. А если есть спрос, то появляется и предложение.

Поэтому, мы сталкиваемся с тем, что мы больше всего сейчас работаем все-таки не с конкретными выгодоприобретателями, а с необходимостью локализации именно площадок, которые предоставляют фиктивные налоговые вычеты.

Это связано как с фиктивным бумажным документооборотом, так и с движением денежных средств. В том случае, если это связано с движением денежных средств, то у нас есть механизмы, у нас появляется дополнительный ингструментарий в виде выписок банка, которые подгружены в систему для того, чтобы более точно, более правильно определять, какими способами и кто произвел оптимизацию.При этом, в отношении площадок, где происходит движение денежных средств, предусмотрена в том числе и уголовная ответственность в рамках статей 172, 178 УК, по которым мы можем привлекать соответствующих лиц за незаконный оборот денежных средств и тому подобное.

Если мы говорим о площадках, которые предоставляют исключительно фиктивный документооборот, а денежные средства уходят абсолютно в другую сторону, эта площадка нужна только для того, чтобы отдалить налоговый разрыв от реальной оптимизации. Здесь, конечно, нам немножко сложнее, потому что мы работаем исключительно в рамках статьи 54.1 НК и ст. 199 УК.

Здесь мы видим наше развитие появлением согласованной позиции с правоохранительными органами, и появление в УК новой статьи, аналог которой есть практически во всех странах мира, и в том числе в ЕС, под названием "налоговое мошенничество".

Это как раз связано с тем, что в настоящий момент те, кто предоставляет услуги по незаконной оптимизации, по большому счету, рисков, как таковых, не несут. Вся ответственность в случае предъявления претензий со стороны государства, со стороны налоговых органов, правоохранительных органов, ложится как раз на плечи тех, кто обратился за этой услугой. Потому что их признают выгодоприобретателями, бенефициарами, и в отношении них фиксируется факт неуплаты налогов.

В этом плане мы рассчитываем этот год посвятить проработке соответствующей нормы и внесению изменений в УК для того, чтобы у нас появились основания привлекать людей, предоставляющих такие услуги на рынке не только к административной и налоговой ответственности в виде штрафов, но и к уголовному преследованию. Потому что это, по большому счету, целые мошеннические "прачечные", если брать пример из итальянской истории. Нужна дополнительная ответственность для таких лиц. Именно этот год мы хотим посвятить работе с "площадками".

Что мы здесь видим. Во-первых, мы понимаем с вами, что очень большая и любимая наша Российская Федерация, и схемы у нас примерно такие же. Соответственно, межсубъектные схемы, где выгодоприобретатели, транзитные звенья. Компании, формирующие налоговый разрыв находятся не то что в разных налоговых инспекциях, они находятся в разных субъектах. И здесь, конечно, нам необходимо выстроить единый, сквозной бизнес-процесс, логистику по взаимодействию как правоохранительных, так и налоговых органов из различных подразделений.

Второе. Нам представляется возможным в настоящий момент произвести автоматизацию наших программных средств, которые позволили бы нам локализовать по единым идентификационным признакам периметр этих площадок. Я не буду говорить про банальные IP-адреса, общее учредительство, руководство, заявителей при регистрации, место находждения и т.д. У нас есть намного больший периметр объединяющих идентификационных данных по компаниям, по которым мы можем говорить, что это периметр лиц, которые обслуживают конкретную площадку, предоставляющую услуги по минимизации. В этом году мы планируем как раз это дело зарегламентировать и произвести автоматизацию.

Третье. Мы планируем выйти на правоохранительные органы и предложить:

  1. Порядок взаимодействия и привлечения их к проведению проверок по таким лицам и привлечению их к ответственности.
  2. Новую норму в УК по налоговому мошенничеству.

Еще раз акцентирую внимание. 21-й год, это год по работе с площадками по оптимизации налогообложения».

Над расшифровкой корпел шеф-редактор «Клерка» Николай Андреев.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Декларация по НДС
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Ошибки в декларации по НДС выявляются, как правило, либо непосредственно бухгалтером предприятия, либо в ходе проведения аудиторской проверки налоговой отчетности, либо в ходе проведения камеральной и выездной проверки, осуществляемой налоговыми органами.

Рассмотрим в статье следующие вопросы:

  • какая предусмотрена ответственность за выявленные нарушения порядка составления налоговой отчетности;
  • каким образом следует составить уточненную декларацию по НДС.
И дадим рекомендации, как можно избежать налоговых последствий за допущенные ошибки.

Ответственность за ошибки в декларации по НДС

  • ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;
  • ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

При этом начисление штрафных санкций грозит организации, только когда ошибки привели к занижению НДС к уплате в бюджет.

Такая позиция подтверждается налоговыми органами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном названной статьей.

При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Таким образом, в случае если неправильное заполнение налоговой декларации по НДС повлекло за собой налоговые последствия в виде занижения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налоговым законодательством за непредставление в установленный срок налоговой декларации статьей 119 Кодекса установлена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

На основании этого письма делаем следующие выводы:

  • штраф грозит организации, только когда ошибки привели к занижению НДС к уплате в бюджет;
  • размер санкций — 5% от неуплаченной суммы за каждый полный и неполный месяц, но не более 30% от недоплаты и не менее 1 000 руб. (ст. 119 НК РФ);
  • если же компания подаст отчет не в полном объеме, штраф составит 200 руб. как за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Порядок составления уточненных деклараций по НДС

Теперь рассмотрим основные правила, которые необходимо соблюдать при составлении уточненной декларации по НДС.

Основные правила, которые необходимо соблюдать при составлении уточненной декларации по НДС

То есть, чтобы составить декларацию по НДС, уточняющую значения уже ранее поданной декларации по НДС, надо составить новую декларацию с правильными суммами. При этом в уточненную декларацию по НДС вносятся все значения полностью, а не отображается разница между декларациями, ошибочно поданными и правильными.

Таким образом, образец уточненной декларации по НДС — это обычная декларация, только содержащая правильные (уточненные в сравнении с ранее сданным документом) цифры.

Признаком уточненного документа является специальный код (номер корректировки), который в декларации по НДС необходимо указать на титульном листе в отдельном поле.

Номер корректировки соответствует порядковому номеру подаваемой уточненной декларации по НДС за налоговый период, в котором были обнаружены ошибки.

Здесь следует обратить особое внимание на один момент, отличающий уточненную декларацию по НДС, а именно:

При уточнении разд. 7 налоговой декларации по НДС в разд. 8 — 12 необходимо указать признак актуальности.

Кроме этого в разд. 8 — 12 заполняют такой реквизит, как признак актуальности (строка 001).

Код актуальности уточненной декларации по НДС имеет 2 значения:

  • 1 — Если сведения, представленные ранее, актуальны (то есть, не требуют корректировки данных), то проставляют цифру «1», во всех остальных строках разделов ставятся прочерки.
  • 0 — Если ранее (в исходном варианте декларации) сведения по разделам 8 и 9 не представлялись (то есть не заполнялись), либо изменились (то есть, в них вносятся изменения), проставляют «0» (п. п. 45.2, 46.2, 47.2, 48.2, 49.2 и 50.2 Порядка заполнения декларации по НДС).
Внесение изменений требует заполнения приложений к разделам 8, 9. Особенности оформления этих разделов и приложений к ним описаны в письме ФНС России от 21.03.2016 № СД-4-3/4581@.

Пример

Допустим, организация в декларации по НДС за 4-й квартал текущего года не отразила операцию по реализации товара.

В книге продаж операция по поставке товара отражена в соответствии с отгрузочными документами.

При этом ошибка была обнаружена уже после представления отчетности в ИФНС.

В этом случае организация должна представить в инспекцию уточненную декларация по НДС, в которой следует указать:

  • на титульном листе в поле «Номер корректировки» — порядковый номер уточненной декларация по НДС «1—» (п. 19 Порядка заполнения декларации по НДС);
  • в разделе 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» в строке 001 «Признак актуальности ранее представленных сведений» — код «0». Этот код ставится в том случае, если сведения в этом разделе ранее не представлялись, либо представлялись, но в них были выявлены ошибки и они требуют замены. Соответственно, в раздел 9 уточненной декларация по НДС должны попасть все сведения из книги продаж, в том числе не отраженная (забытая) операция (п. 47.2 Порядка заполнения декларации по НДС, Письмо ФНС России от 17.06.2016 N СД-3-3/2770@);
  • в разделе 8 «Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» в строке 001 — код «1». Он означает, что ранее представленные в разделе сведения актуальны, достоверны и их корректировать нет необходимости. Поэтому во всех остальных строках раздела 8 проставляются прочерки (п. 45.2 Порядка заполнения, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, Письмо ФНС России от 17.06.2016 N СД-3-3/2770@).

Как можно избежать налоговых последствий за допущенные ошибки в декларации по НДС

  • срока подачи уточненной декларации по НДС;
  • того кто обнаружил нарушение;
  • времени уплаты недоимки по налогу и пеней за просрочку перечисления НДС в бюджет.
Если уточненная декларации по НДС подается в период, когда еще не истек срок подачи отчетной декларации, тогда она считается не уточненной, а поданной вовремя (п. 2 ст. 81 НК РФ).

Если уточняющая декларация подается после завершения периода, отведенного для подачи отчета, но до окончания момента уплаты налога, тогда налогоплательщик может избежать ответственности, если эту ошибку не обнаружил раньше налоговый орган.

Избежать привлечения к ответственности при подаче уточненной декларации по НДС после завершения срока для уплаты налога можно, если:

  • до подачи такой уточняющей декларации были уплачены недоимка по налогу и пени по уточненной декларации по НДС;
  • налоговый орган не обнаружил этой ошибки, если проводилась проверка до подачи уточненной декларации по НДС.
При этом платежное поручение на доплату НДС по уточненной декларации составляется по обычной форме.

В платежке следует указать тот период, за который делается доплата, и вид платежа, соответствующий погашению задолженности (ЗД вместо ТП).

В случае подачи уточненной декларации по НДС и уплате недоимки, но неоплате пени, на налогоплательщика налагается штраф (постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 11185/10).

Налоговая инспекция может назначить повторную выездную проверку при подаче налогоплательщиком уточненной декларации по НДС, уменьшающей сумму НДС, после завершения предыдущей выездной проверки и составления акта по ее результатам (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ, письмо Минфина России от 21.12.2009 № 03-02-07/2-209 и постановление Президиума ВАС от 16.03.2010 № 8163/09).

По отношению к налогоплательщикам, контроль за которыми осуществляется в форме налогового мониторинга, при подаче ими уточненной декларации по НДС с уменьшением суммы налога к уплате также может быть назначена выездная проверка (подп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Подведем краткие итоги:

  • налогоплательщик подает уточненной декларации по НДС, в случае обнаружения ошибок после окончания налогового периода, которые привели к уменьшению/увеличению суммы налога;
  • уточненная декларация по НДС составляется на бланке той формы, которая действовала в корректируемом периоде, и подается в ИФНС в электронном формате;
  • если в результате исправления ошибки образовалась недоимка по налогу, то следует ее погасить вместе с уплатой пени до момента подачи уточненной декларации по НДС;
  • если при подаче уточненной декларации по НДС образуется переплата по налогу, не исключена вероятность проведения камеральной или выездной проверки по нему.

На встрече с журналистами 31 мая 2018 года начальник ФНС России Михаил Мишустин сообщил, что по результатам аналитической работы, т.е. без проведения налоговых проверок, в бюджет дополнительно поступило 12 млрд. рублей, что в 1,8 раза больше соответствующего периода прошлого года.

Как выстроена эта работа с точки зрения налогоплательщика и его защитников – налоговых адвокатов?

В налоговых органах аналитическая работа организуется с помощью автоматизированного комплекса АСК НДС (тестируется 4-я версия), аналитических ресурсов ФИР сведения Банка России, ФИР трансфертная цена, ФИР ЕГРЮЛ, ФИР таможня, ПК «ППА Отбор». В некоторых инспекциях используется аналитический ресурс Супераналитик, консолидирующий базу данных банковских выписок.

В 2017 году для обработки этой информации на местах в территориальных инспекциях созданы контрольно-аналитические отделы (в Москве, например). Их задачей является отработка расхождений между однодневками, доказывание схем по материалам, получаемым от контрольно-аналитических отделов других инспекций. С помощью вышеупомянутых ресурсов сотрудники контрольно-аналитических отделов выстраивают дерево связей, осуществляют выявление выгодоприобретателя налоговых схем с однодневками.

Перед контрольно-аналитическими отделами также стоит задача обеспечить «добровольное уточнение налоговых обязательств участниками «цепочки»». На практике реализации этой задачи, ее последствиях для налогоплательщика мы остановимся подробнее.

Как это отражается на налогоплательщике, как налогоплательщика заставляют «добровольно» сдавать уточненные налоговые декларации?

Во-первых, налогоплательщик получает требования о представлении документов (информации) в порядке ст. 93.1 вне рамок налоговой проверки. Существенной тенденцией является то, что контрольно-аналитической работой охватывается малый бизнес, и именно для малого бизнеса административная работа с налоговыми органами может стать непреодолимым препятствием в развитии. В Москве мы все чаще работаем с претензиями инспекции на сумму от 300 тыс. до 3 млн. рублей.

Обычно налогоплательщик исполняет требования инспекции в рамках камеральной проверки, ограниченной проверяемым налоговым (отчетным) периодом. По требованию вне рамок налоговой проверки по конкретной сделке истребуется вся документация за 3 года. Если ранее у инспекции возникали проблемы с идентификации конкретной сделки, то теперь, с помощью информации о счетах-фактурах по книгам покупок, отраженных в налоговых декларациях НДС, инспекция идентифицирует сделку по сведениям из налоговой декларации со ссылкой на счет-фактуру. При этом истребуются договоры, акты выполненных работ, исполнительная документация, товарные накладные, регистры налогового и бухгалтерского учета, деловая переписка, объяснения о заключении и исполнении договоров и т.п.

Количество и объем требований у инспекции ничем не ограничен, не существует никаких препятствий для направления таких требований в режиме «нон стоп». При этом суды зачастую рассматривают споры о неисполнении таких требований и привлечении к налоговой ответственности в пользу налоговых органов. В результате работа по исполнению неограниченного числа требований контрольно-аналитических отделов становится основной для компании или предпринимателя в ущерб основной коммерческой деятельности.

Во-вторых, инспекция не принимает налоговые декларации, поданные в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В качестве причины указывается на технические ошибки. Согласно п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ при представлении налоговой декларации НДС на бумажном носителе, такая декларация не считается представленной. После неудачных попыток представить налоговую декларацию, как правило, бухгалтер обращается в инспекцию, чтобы прояснить причины сбоев. В инспекции бухгалтера направляют в контрольно-аналитический отдел, а в этом отделе разъясняют следующее: они очень беспокоятся о безопасности налогоплательщика и им хотелось бы убедиться, что электронно-цифровая подпись действительно принадлежит организации, а не используется мошенниками. Поэтому руководитель организации должен лично явиться в контрольно-аналитический отдел и подтвердить свое существование и увидеть, как о нем заботится налоговая система.

В-третьих, руководителя организации вызывают на комиссию по финансово-хозяйственной деятельности для дачи пояснений в порядке пп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ. На этой комиссии происходит следующее. Руководителю демонстрируется схема, из которой видно, что он организовал уклонение от уплаты налогов. В некоторых инспекциях имеются доски и творчески настроенные инспекторы рисуют цветные схемы под завороженным взглядом налогоплательщики. В некоторых инспекциях демонстрируется экран компьютера с аналитикой АСК НДС. Далее директору предлагается на выбор 3 варианта. Первый – представить уточненную налоговую декларацию с предъявленным налогом к уплате. Второй – ожидать в ближайшие дни выездную налоговую проверку по всей деятельности организации или предпринимателя за последние 3 года, а также экономическую полицию. Третий – найти своего контрагента и привести его на допрос в инспекцию, представить сведения о перемещении товара, размещении его на складах контрагента, т.е. доказать реальность контрагента и исполнения им обязательств. Чтобы директор не скучал и не забывал об инспекции, такие вызовы приходят ему раз в неделю с обязательной явкой лично. Также один раз в день ему звонит инспектор и спрашивает, когда фирма заплатит налог.

В целом описанного выше достаточно, чтобы понять следующее. Налоговый орган обладает широкими полномочиями для воздействия на налогоплательщика и его должностных лиц. Эти полномочия налоговые органы активно используют и совершенствуют способы их применения. Воздействие на налогоплательщика эффективно. Бюрократическими методами несложно превратить жизнь предпринимателя в ад в интерьерах "Процесса" Франца Кафки. Уклонение от уплаты налогов влечет для руководителя уголовную ответственность, риск привлечения к субсидиарной ответственности. Налогоплательщик может снять эти риски путем добровольной уплаты налогов по взаимоотношениям с проблемным контрагентом. В реальности же уплата налога в предъявляемых суммах все чаще делает дальнейшую предпринимательскую деятельность нецелесообразной. Понимание предпринимателем ситуации вынуждает его к различным способам защиты, к которым можно отнести и коррупцию. Впрочем, это уже совсем другая история.

Какие законные способы используют налоговые адвокаты для защиты доверителя – налогоплательщика и снижения сумм претензий по налогам, будет описано в продолжении статьи.

Читайте также: