Сумма льготных операций составляет более 70 совокупного оборота в декларации по ндс

Опубликовано: 11.05.2024

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Что такое льгота по НДС

Строго говоря, в российских законах нет определения понятия “налоговая льгота”. В НК РФ нет единого списка льгот или послаблений по НДС. Часто специалисты относят к льготам по этому налогу право переносить убытки прошлых лет на будущие периоды или возможность не начислять НДС при оказании услуг вне территории России. Но все же главная льгота по налогу на добавленную стоимость — это освобождение от его уплаты снижение налоговой ставки.

Льготы, как правило, даются конкретным категориям налогоплательщиков и не могут быть индивидуальными. Еще один нюанс: применение такой льготы — не обязательно. Налогоплательщик может в какой-то период не пользоваться ею или вовсе отказаться от льгот по НДС, если ему это выгодно (пп. 1–2 ст. 56 НК РФ).

Есть закрытый список операций, которые освобождаются от налогообложения (ст. 149 НК РФ). А еще налогоплательщик может освободиться от уплаты НДС через ходатайство в налоговую при соблюдении определенных условий. Один из главных критериев в этом случае — выручка ниже 2 млн рублей за последние 3 календарных месяца. Расскажем обо всем по порядку.

Операции, не облагаемые НДС

Список необлагаемых операций. Закрытый перечень операций, освобожденных от НДС, приведен в пп. 1-2 ст. 149 НК РФ. Правда специалисты называют льготными лишь некоторые из перечисленных в нем операций, ведь освобождение от НДС по этому списку может получить любое предприятие, а не конкретные категории налогоплательщиков. Но сути это не меняет, платить НДС с операций этого списка не нужно.

В список входят операции по аренде нерезидентам, продажа медицинских товаров и медицинских услуг, перевозки пассажирским транспортом, ритуальные услуги, продажа товаров религиозного значения и другие — всего более 70 пунктов.

Необходимые документы. Чтобы получить льготу и не платить НДС по этим операциям, надо иметь разрешительные документы — прежде всего лицензию, так как большинство операций, освобожденных от НДС, связаны с лицензируемыми видами деятельности. Еще один документ, который понадобится для применения льготы — регистрационные удостоверения на медицинские товары. И лицензия, и регистрационные удостоверения не должны быть просроченными. Также налоговая может затребовать счета-фактуры без выделенной части НДС, договоры с контрагентами и другие документы (пп. 2 и 6 ст. 88 НК РФ).

Важно! Освобождение от НДС по операциям из списка в ст. 149 НК РФ в большинстве случаев не касается посредников, которые работают в интересах третьих лиц по агентскому договору или договору комиссии. Такие агенты уплачивают полную ставку налога со своего гонорара. Подробнее см. п. 7 ст. 1149 НК РФ.

Добровольное применение льгот. Иногда льготы по НДС невыгодны компании, и тогда от некоторых ненужных “послаблений” можно отказаться. Налогоплательщик не вправе платить НДС по операциям в пп. 1-2 ст. 149 НК РФ. Но по операциям из п. 3 он может не пользоваться предоставленной отменой налога. Для этого надо отказаться от права на льготу на срок не менее года (ст. 56 НК РФ) и подать в налоговую заявление об этом до начала нового квартала.

Освобождение от уплаты НДС

Условия освобождения. Компания или ИП могут освободиться от уплаты НДС, если они выполняют следующие условия (ст. 145 НК РФ):

  • возраст организации или ИП — не меньше 3 месяцев;
  • прибыль бизнеса без НДС за 3 предыдущих календарных месяца подряд — не больше 2 млн рублей;
  • компания или ИП не работает с подакцизными товарами.

Но даже если налогоплательщик выполняет эти условия и при этом работает как налоговый агент или занимается импортом, он не может освободиться от НДС.

Порядок освобождения. Чтобы перестать платить НДС, ИП и компании подают в налоговую:

  • уведомление по форме, утвержденной приказом Минфина от 26.12.2019 №286н;
  • журнал счетов-фактур и его копию;
  • выписку из бухбаланса от компании или КУДиР от ИП;
  • выписку из книги учета покупок и продаж.

Льготы по НДС

Документы подают в налоговую не позднее 20 числа месяца, в котором налогоплательщик претендует на освобождение. Сделать это можно в любое время — не обязательно в начале квартала или года.

Продление освобождения. Освобождение дается на 12 месяцев. Если к концу “свободного” года вы хотите продлить освобождение, действуйте по прежней схеме: проверьте, сохраняется ли у вас право не платить НДС, и подайте в ФНС такой же набор документов.

Чиновники проверят, не было ли в течение прошедшего года превышений допустимого дохода: для этого они смотрят и на предшествующие 12-месячному периоду месяцы. Если за 3 месяца подряд выручка превысила 2 млн рублей или появились продажи подакцизных товаров, то право на освобождение от НДС теряется. Если же условия соблюдаются, то чиновники продлят освобождение.

Утрата освобождения от НДС. Если вы хотите снова работать с НДС, то отказаться добровольно от полученной льготы можно только через 12 месяцев после ее получения (п. 4 ст. 145 НК РФ). А в этот период, даже если вы начнете выставлять покупателям счета-фактуры с НДС, вы все равно не сможете принять к вычету входной НДС.

Потерять право на льготу можно, только если вы нарушили условия освобождения: заработали больше 2 млн рублей за 3 месяца подряд или начали торговать подакцизными товарами. Тогда вы снова становитесь плательщиком НДС с того месяца, в котором произошло нарушение (п. 5 ст. 145 НК РФ, Письмо Минфина от 06.05.2010 № 03-07-14/32).

Подготовка к освобождению от НДС. В бухучете придется восстановить НДС, который прежде был принят к вычету по материальным и нематериальным активам, а также по основным средствам — с их остаточной стоимости. Это надо сделать в последнем налоговом периоде перед освобождением.

Если НДС с авансов покупателей уплачен, можно оформить его к возврату, договорившись с покупателем. Если покупатель не идет вам навстречу, при отгрузке выставляйте счет-фактуру с выделенным НДС. В период освобождения от налога вы уже не сможете принять к вычету НДС, который уже уплатили с авансов.

Обязанности в период освобождения. Освобожденный по заявлению от НДС налогоплательщик:

  • не рассчитывает и не платит НДС по внутренним операциям;
  • не сдает декларацию по НДС;
  • не ведет книгу покупок, которая ведется для расчета вычетов, а при освобождении от НДС нет права на вычеты;
  • выставляет покупателям счета-фактуры без выделения НДС, но с записью “без НДС”, регистрирует эти документы в книге продаж;
  • входной НДС, который предъявили поставщики, включает в стоимость купленных товаров;
  • у освобожденного от НДС лица сохраняется право выставлять покупателю счета-фактуры с НДС, но тогда он должен уплатить этот налог и сдать декларацию по итогам квартала.

Если вы работаете с НДС, ведите учет в веб-сервисе для малого и среднего бизнеса Контур.Бухгалтерия. Сервис не только рассчитывает НДС, но и дает советы по снижению налога. В нем можно вести учет, начислять зарплату, сдавать отчетность онлайн и пользоваться другими инструментами для бухгалтера и директора. Для всех новичков первые две недели работы бесплатны.

Проверка декларации по НДС при использовании льгот
joker1991 / Shutterstock.com

В 2017 году налоговики собираются активно применять новые подходы в области камеральных проверок деклараций плательщиков НДС, применяющих налоговые льготы. Именно этому вопросу посвящено комментируемое письмо ФНС России (письмо ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ (далее - Письмо)).

Особенности проверок деклараций по НДС при не облагаемых НДС операциях

Под льготированием понимается освобождение от НДС операций, указанных в статье 149 Налогового кодекса. Причем эти операции являются объектом обложения НДС согласно статье 146 Налогового кодекса. Такие операции отражают в разделе 7 декларации по НДС (раздел XII Порядка заполнения декларации по НДС, утв. приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).

Необходимо обратить внимание на то, что льготами в смысле, придаваемом этому термину Налоговым кодексом (п. 1 ст. 56 НК РФ), являются не все указанные в статье 149 Налогового кодекса операции, а лишь те из них, по которым освобождение от необходимости начисления НДС предоставляется отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками (п. 14 пост. Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33). Например, к таким "настоящим" льготам относится освобождение от НДС операций (подп. 5 п. 2, подп. 1, 2, 14 п. 3 ст. 149 НК РФ):

  • по реализации продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям;
  • реализации (передаче для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ (пост. Правительства РФ от 31.03.2001 № 251)) и т.д.

Данное уточнение важно потому, что только при осуществлении операций, классифицируемых в качестве налоговой льготы, инспекторы имеют право требовать представления документов, подтверждающих правомерность применения льготы, в ходе камеральной проверки декларации по НДС. Соответственно, при осуществлении иных операций, не облагаемых НДС на основании статьи 149 Налогового кодекса, налоговая инспекция не вправе требовать указанные документы в рамках камеральных проверок (п. 6 ст. 88 НК РФ; п. 14 пост. Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33; письмо Минфина России от 03.12.2014 № 03-07-15/61906). На данный аспект указано и в комментируемом Письме.

Риск-ориентированный подход к проверкам деклараций по НДС

Комментируемым Письмом налоговики дают старт применению риск-ориентированного подхода к проверкам деклараций по НДС, в которых заявлены льготируемые операции. Применение такого подхода должно снизить объем истребуемых документов (то есть облегчить жизнь налогоплательщиков) и повысить результативность камеральных проверок.

При проведении камеральных налоговых проверок таких деклараций налоговики будут учитывать совокупность следующих факторов:

  • уровень налогового риска, присвоенного налогоплательщику Системой управления рисками АСК "НДС-2" (СУР),
  • результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций налогоплательщика по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот.

Поясним, что такое Система управления рисками АСК "НДС-2" (СУР). С 2016 года ФНС России ведет пилотный проект (приказ ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-15/113@) по использованию СУР в качестве программного обеспечения, которое в автоматическом режиме распределяет плательщиков НДС - юридических лиц на основании имеющихся у налогового органа сведений о деятельности налогоплательщиков на три группы налогового риска: высокий, средний, низкий (письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@).

В группу с низким налоговым риском включают налогоплательщиков, которые ведут реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства перед бюджетом. Налогоплательщик данной категории обладает соответствующими ресурсами (активами), а его деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем.

В группу с высоким налоговым риском попадают налогоплательщики, обладающие признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе третьими лицами. Налогоплательщик данной категории не обладает достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере).

К категории со средним налоговым риском относятся налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском.

Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в программном комплексе "АСК НДС-2". Результаты оценки "АСК НДС-2" налоговики используют при камеральных, выездных и встречных проверках.

Риск-ориентированный подход к проверкам деклараций по НДС с заявленными в них льготными операциями заключается в применении следующего алгоритма.

На основании пункта 6 статьи 88 Налогового кодекса инспекторы будут истребовать пояснения о льготируемых операциях (по каждому коду операций). Налогоплательщик вправе представить пояснения в виде реестра подтверждающих документов по форме, приведенной в приложении № 1 к Письму. Примеры заполнения реестра даны в приложении № 3 к Письму.

На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком реестре, налоговики согласно статье 93 Налогового кодекса истребуют документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот по отдельным операциям. Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода льготной операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в приложении № 2 к Письму. При этом не менее 50 процентов от объема документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.

Если налогоплательщик не представляет реестр по рекомендованной форме, заполняет реестр с отклонениями от рекомендаций, данных в примерах заполнения реестра (из-за чего налоговики не могут идентифицировать подтверждающие документы, соотнести их с используемыми льготами и т.п.), то истребование документов производится без использования риск-ориентированного подхода. Иными словами, налогоплательщики, не учитывающие требования комментируемого Письма, будут вынуждены представить гораздо больший объем документов на камеральную проверку декларации по НДС со льготами по сравнению с теми налогоплательщиками, которые будут строго следовать требованиям Письма.

ООО "Жизель" и ООО "Люцифер" представили декларации по НДС за I квартал 2017 г. в одну и ту же ИФНС. В обеих декларациях заявлены льготные операции по пп. 2, 3 ст. 149 НК РФ.
В ответ на требование налоговиков о представлении пояснений о льготируемых операциях:

  • ООО "Жизель" представило реестр по форме, приведенной в приложении № 1 к Письму, заполнив его по образцам, приведенным в приложении № 3 к Письму.
  • ООО "Люцифер" представило пояснения в свободной форме.
  • По итогам применения к данным налогоплательщикам риск-ориентированного подхода с учетом того факта, что согласно данным Системы управления рисками АСК "НДС-2" (СУР) оба налогоплательщика относятся к категории налогоплательщиков с высоким налоговым риском, ИФНС затребовала:
  • у ООО "Жизель" - 40% объема документов по каждому коду льготной операции (но не менее 30 и не более 500) согласно приложению № 2 к Письму;
  • у ООО "Люцифер" - 100% объема документов по каждому коду льготной операции, без ограничения количества представляемых документов.

Илья Антоненко, ведущий эксперт "Национальной консалтинговой компании" (Санкт-Петербург)

image_pdf
image_print

В начале текущего года Федеральная налоговая служба выпустила письмо № ЕД-4-15/1281@. В нем рассматриваются вопросы применения риск-ориентированного подхода при проверке декларации по НДС, содержащих льготы. Каковы же особенности этого подхода? И как вообще проверяются такие декларации?

Проверка необлагаемых операций

Под необлагаемыми операциями понимают следующие. Это операции, которые в соответствии со статьей 146 НК РФ являются объектом обложения налогом, однако в соответствии со статьей 149 НК РФ от него освобождены. Их следует отражать в разделе 7 декларации по НДС. Напомним, что порядок заполнения декларации утвержден приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

При этом не любая операция, указанная в статье 149 НК РФ, является льготный в полном смысле этого слова. Таковыми можно назвать лишь те из них, по которым от НДС освобождаются отдельные категории налогоплательщиков. Это определено в пункте 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33. Если говорить конкретно, то примером льготных операций из перечня статьи 149 НК РФ являются:

  • реализация продуктов питания, произведенных столовыми медицинских, образовательных учреждений и предприятий общепита, причем если продажа их осуществляется непосредственно в этих организациях;
  • реализация или передача на собственные нужды религиозных предметов, в т. ч. литературы в соответствии с перечнем из постановления Правительства от 31.03.2001 № 251.

Все прочие операции, которые выведены из-под НДС для всех групп налогоплательщиков, льготными, по сути, не являются. Это значит, что ИФНС не вправе требовать по ним подтверждение правомерности применения льгот в рамках «камералки» по НДС.

В упомянутом Письме ФНС говорится в том числе и об этом. Такие выводы подтверждаются пунктом 14 постановления Пленума ВАС РФ № 33 и письмом Минфина России от 03.12.2014 № 03-07-15/61906.

Светофор НДС

Как было сказано выше, в рассматриваемом Письме говорится о применении риск-ориентированного подхода. Он направлен на то, чтобы снизить количество запрашиваемых при проверке документов. Ну и заодно, чтобы повысить эффект от этих самых проверок.

Проверяя декларации со льготами по НДС, инспекторы будут принимать во внимание 2 фактора:

  1. Уровень налогового риска, присвоенный налогоплательщику системой АСК НДС-2.
  2. Итоги прошлых камеральных проверок по НДС в разрезе правомерности применения налогоплательщиком льгот.

Напомним, что все плательщики НДС подразделяются системой АСК НДС-2 на 3 уровня налогового риска: высокий, средний и низкий. Такое деление действует с 2016 года (приказ ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-15/113@) и пока является реализацией пилотного проекта. При анализе учитываются все данные налогоплательщика, которые есть в распоряжении ФНС.

Реально работающие компании, добросовестно исполняющие обязанности налогоплательщика, помечаются как наименее рисковые. Организации, не располагающие ресурсами, не осуществляющие платежи налогов, не подающие отчетность и так далее, относятся к высокой группе риска. Именно они в наибольшей степени выказывают признаки однодневок, которые могут использоваться для получения необоснованной налоговой выгоды. Все прочие плательщики НДС попадают в группу со средним уровнем риска.

Этот механизм еще называют «налоговым светофором НДС», поскольку в программном комплексе АСК НДС-2 группы риска помечаются соответствующими цветами. Его результаты используются инспекторами для планирования и проведения налоговых проверок.

Суть риск-ориентированного подхода

В чем же заключается риск-ориентированный подход при проверке льготных деклараций по НДС? Алгоритм его таков:

  1. По каждому коду операции инспекторы требуют пояснения по льготам. Налогоплательщик в ответ на это может предоставить реестр подтверждающих документов по определенной форме, которая приведена в Приложении № 1 к комментируемому Письму. В нем же (Приложение № 3) приводится пример составления такого реестра.
  2. Налоговики анализируют представленный реестр, данные «налогового светофора», прошлых проверок и запрашивают документы, подтверждающие обоснованность применения льгот по отдельным операциям. Операции выбираются не наобум, а в соответствии с алгоритмом, который также изложен в Письме (Приложение № 2). Причем половина и более запрошенных документов должны подтверждать самые крупные льготные операции.
  3. Если налогоплательщик не подал указанный реестр, равно как и сделал это с нарушением формы и рекомендации к заполнению, налоговый орган игнорирует риск-ориентированный подход и требует представить на проверку все документы по льготным операциям.

Таким образом, те из налогоплательщиков, кто будет строго исполнять требования Письма, отделаются гораздо меньшим пакетом документов при проверке льготных операций.

Практический пример

Компания А и Компания Б, состоящие на учете в одной ИФНС, среди прочего занимаются одной и той же деятельностью, попадающей под льготы по НДС. Оба этих налогоплательщика, по данным комплекса АСК НДС-2, отнесены к высокой категории риска. Подав декларации, компании получили требования подтвердить льготные операции. Однако компания А подала реестр документов по форме, утвержденной ФНС (Приложения 1 и 3 к указанному Письму), а Компания Б подала пояснения в свободной форме.

Рассмотрев документы, ИФНС затребовала у Компании А 40% документов по каждому коду льготных операций (в соответствии с Приложением 2, их количество должно быть не менее 30 и не более 500). А вот у Компании Б были запрошены все 100% документов, подтверждающих правомерность применения льгот по НДС.

Как видно из примера, две компании при одинаковых вводных данных получили совершенно разные требования в рамках проверки по НДС. И все лишь потому, что Компания Б проигнорировала приведенное Письмо ФНС и подала пояснения не по рекомендованной форме.

Будьте готовы, что льготы, заявленные в декларации по НДС, придётся подтвердить. Налоговая вышлет требование о пояснениях, на которое нужно ответить в течение пяти дней. С 23 ноября 2020 года направляйте в ответ электронный реестр подтверждающих документов по форме ФНС, тогда инспекция запросит только часть документов.

Когда и как подтверждать льготы по НДС в 2021 году

На льготы по НДС имеют право организации и предприниматели, которые занимаются определённой деятельностью (ст. 56 НК РФ). Например, от НДС освобождены продажа некоторой медтехники, булочек в школьной столовой, услуги по перевозке пассажиров, ритуальные услуги и пр.

Если вы указали такие льготы в разделе 7 декларации по НДС, будьте готовы подтвердить их налоговой (п. 6 ст. 88 НК РФ). ИФНС направит требование о пояснениях, ответить на которое нужно в течение пяти рабочих дней. Если этого не сделать, последует штраф — 5 000 рублей за первое и 20 000 рублей за повторное нарушение.

Как подать реестр документов, подтверждающих льготу

Реестр документов подаётся в ответ на требование налоговой о представлении пояснений. Начиная с 23 ноября 2020 года, его можно направлять по ТКС, в электронном виде в формате xml (письмо ФНС России от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589).

Форма реестра рекомендована, но не обязательна. Подать пояснения можно в любом виде, но у электронного реестра по форме есть преимущество — только при его подаче налоговая потребует не все документы по льготе, а только часть. Если пояснения составлять не по форме или подать реестр в бумажном виде, документы придётся представлять в полном объёме.

Инспекция изучит информацию в представленном реестре и истребует документы, подтверждающие обоснованность налоговых льгот (ст. 93 НК РФ). С помощью системы АСК-НДС инспекция оценит уровень налогового риска организации. Именно от него зависит количество истребуемых документов — 5 % при низком уровне и до 40 % при высоком. На подачу документов отводится 10 рабочих дней со дня получения требования.

Есть ещё одно ограничение по списку документов — минимум 50 % от объема запрошенных документов должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены льготы.

Критерии оценки риск-ориентированного подхода

Критерии оценки риск-ориентированного подхода к проведению камеральных проверок деклараций с льготами приведены в письме ФНС РФ от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ и дополнены письмом от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589.

При проведении камеральных проверок налоговики учитывают совокупность следующих факторов:

  • уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2» (далее — СУР);
  • результат предыдущих камеральных проверок деклараций по НДС на правомерность применения налоговых льгот.

СУР автоматически распределяет плательщиков НДС на три группы риска: высокий, средний, низкий. Распределение основано на данных о налогоплательщике, которые есть в налоговой. Информация о присвоенной группе риска закрыта.

Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в программном комплексе «АСК НДС-2». Результаты оценки налоговики используют при камеральных, выездных и встречных проверках.

Как заполнить реестр документов по НДС

Порядок заполнения реестра дан в Приложении № 1 к Письму ФНС России от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589. Перечисляя все документы в реестре, сгруппируйте их сначала по кодам операций, затем по видам, а затем по контрагентам. Разберём заполнение по графам:

  • Графа 1 — семизначный код операции, который указали в разделе 7 декларации (приложение № 1 к Приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558).
  • Графа 2 — вид, группа, направление операции внутри кода налоговой льготы. Например, медицина — услуги по обязательному медицинскому страхованию, услуги по диагностике, профилактике и лечению, услуги скорой помощи и пр.
  • Графа 3 — сумма квартальной выручки по каждой операции из графы 2. В последней строке графы 3 «Всего по коду» укажите сумму выручки по всем операциям.
  • Графы 4, 5, 6 — наименование/ФИО, ИНН и КПП контрагента по договору.
  • Графы 7, 8, 9 — тип, номер и дата документа, подтверждающего льготу.
  • Графа 10 — общая сумма операции по контрагенту или нескольким контрагентам при использовании типового договора. Выручка по графе 10 суммируется по всем операциям с одним кодом и указывается в строке «Всего по коду».

Общую сумму льготной операции укажите в строке «Всего по коду».
Общую сумму по всем контрагентам укажите в строке «Всего сумма операции».

Пример реестра подтверждающих документов по НДС

Рассмотрим заполнение реестра на примере аптеки ООО «Булат». В I квартале 2021 года организация оказывала услуги по изготовлению лекарственных препаратов и ремонту протезно-ортопедических изделий.
Лекарства изготавливались по запросу городских медицинских учреждений. Общая сумма выручки по необлагаемым операциям — 500 000 рублей. Услуги по ремонту протезно-ортопедических изделий оказывались юридическим и физическим лицам на общую сумму 125 000 рублей.

Общая стоимость медицинских услуг, предоставленных аптекой, составила 625 000 рублей. Напомним, что такие медицинские услуги не облагаются НДС (ст. 149 НК РФ).

Аптека сдала в налоговую декларацию по НДС за I квартал 2021 с заполненным разделом 7 по коду операции 1010269 (реализация услуг аптечных организаций) и получила требование о представлении пояснений по льготе. В ответ на требование «Булат» представит заполненный реестр:


Можно ли не отвечать на требование налоговой по льготам

Налоговики запрашивают пояснение практически по всем декларациям с заполненным разделом 7. При этом они ссылаются на п. 6 ст. 88 НК РФ. Но эта статья разрешает истребовать пояснения и документы именно по льготным операциям, а не по всем, которые освобождены от НДС или не признаются объектами налогообложения (ст. 146, 149 НК РФ). При истребовании органы должны опираться на понятие «льготы», закреплённое в п. 1 ст. 56 НК РФ.

Требовать подтверждения права на льготу налоговая может, только если организация на самом деле имеет преимущества перед другими налогоплательщиками. Иными словами, операции облагаются налогом не у всех, а только у компаний из определённых категорий. Например, не облагаются налогом и не являются льготными операции по продаже земли, гарантийному ремонту, распространению рекламных материалов стоимостью до 100 рублей за штуку, получению процентов по займам.

По таким операциям налоговики не вправе запрашивать документы (письма Минфина от 11.02.2019 № 03-07-07/8029 и от 03.12.2014 № 03-07-15/6190, п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014). Привлечь к ответственности и оштрафовать за непредставление пояснений в этом случае нельзя.

Письмо об отказе в представлении документов должно содержать ссылку на статью, в соответствии с которой операцию нельзя признать льготной. Вот пример:

«В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации земельных участков и долей в них не признаются объектом обложения НДС. Отсутствие таких операций в перечне объектов налогообложения не является налоговой льготой. Правом не начислять НДС с выручки от продажи земельных участков могут пользоваться любые организации без каких-либо ограничений. В связи с этим ООО “Звезда” уведомляет об отказе представить документы, указанные в требовании от 12.04.2021 № 321».

  • Расхождения налоговой базы по прибыли и НДС: как дать пояснения
  • Как возместить НДС быстрее — новые правила камеральных проверок
  • Новая декларация по НДС с IV квартала 2020 года. Что изменилось?
  • НДС при банкротстве: можно ли получить вычет
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Автор: Луговая Н. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Как налоговый орган проверяет обоснованность льгот по НДС? Какой объем документов истребует? Чем руководствуется при этом? Должно быть, читатель догадался, что речь в настоящей консультации пойдет о разъяснениях по проведению камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению (п. 2, 3 ст. 149 НК РФ). ФНС довела их до нижестоящих инспекций Письмом от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. Кстати, напомним: на тему НДС-льгот (со ссылкой на обозначенное письмо ФНС) мы рассуждали в консультации А. М. Рабиновича «Что такое льгота по НДС: конец ли спорам?». Рекомендуем материалы (как дополняющие друг друга) читать в паре.

Рекомендации для льготных операций

Согласно налоговому законодательству (п. 6 ст. 88 НК РФ) ревизоры вправе контролировать льготы, но (!) только те из них, которые подпадают под понятие «налоговая льгота» с учетом п. 1 ст. 56 НК РФ и позиции Пленума ВАС, изложенной в п. 14 Постановления от 30.05.2014 № 33. Это касается, например, столовых школ, организаций инвалидов, коллегий адвокатов и др. (ст. 149 НК РФ) – названные лица не платят НДС с реализации, а инспекторы вправе требовать у них документы и пояснения.

К сведению: операции, не ограниченные видом деятельности и доступные организациям любых форм собственности, не дают компаниям налоговых преимуществ. Поэтому такие операции (например, займы, реализация жилья и др.) не относятся к разряду льготируемых. Истребуемые по ним документы в рамках п. 6 ст. 88 НК РФ налогоплательщик вправе не представлять (Письмо Минфина России от 03.12.2014 № 03-07-15/61906).

В настоящее время ФНС выступила с предложением изменить Налоговый кодекс (дополнить п. 6 ст. 88). При таких обстоятельствах инспекции смогут законно требовать документы и пояснения по всем необлагаемым операциям.

С целью эффективности администрирования налога ФНС издала рекомендации по проведению камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены не подлежащие обложению НДС операции (далее – Рекомендации). Таковые основаны на риск-ориентированном подходе, предполагающем контроль лишь некоторых (не всех) льготных операций.

Но чтобы объем истребуемых документов был сокращен (что, безусловно, является положительным моментом для имеющих преимущество по НДС плательщиков), нужно четко следовать Рекомендациям.

Составляем реестр подтверждающих обоснованность применения льгот документов

В соответствии с Рекомендациями «льготники» представляют пояснения в виде реестра документов, подтверждающих обоснованность применения льготы (приложение 1 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@).

Порядок истребования таких документов одинаков для всех категорий налогоплательщиков вне зависимости от их принадлежности к группе налогового риска. Напомним, уровень налогового риска присваивается информационной системой АСК «НДС-2»с учетом результатов предыдущих проверок (Письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@). Различают три группы:

налогоплательщики с низким налоговым риском – они ведут реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства перед бюджетом, обладают соответствующими ресурсами (активами), их деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем;

налогоплательщики с высоким налоговым риском – они обладают признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе третьими лицами, не имеют достаточных ресурсов (активов) для ведения соответствующей деятельности, не исполняют свои налоговые обязательства (исполняют в минимальном размере);

налогоплательщики со средним налоговым риском – оставшиеся (не включенные в группы с высоким или низким налоговым риском) налогоплательщики.

Пример 1.

Образовательное учреждение оказывает платные услуги образовательного характера, которые в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от обложения НДС. Облагаемых НДС операций образовательное учреждение не осуществляет.

Доход от оказания образовательных услуг за I квартал отражен в разд. 7 налоговой декларации по НДС по соответствующему коду операции (1010245 – графа 1) в сумме 156 800 000 руб. (графа 2).

В ответ на требование налоговиков о представлении пояснений о льготируемых операциях учреждение представило реестр по рекомендуемой ФНС форме.

Количество перечисленных в реестре документов:

по основному виду образования – 12;

– по дополнительному образованию – 15;

– по повышению квалификации – 20.

Код операции

В том числе:

Сумма необлагаемых операций в разрезе видов, отраженных в налоговой декларации

Наименование контрагента

ИНН

КПП

Документы, подтверждающие обоснованность применения льгот

вид (группа, направление) необлагаемой операции

Тип документа (договор, платежное поручение и т. д.)

Дата

Сумма операции, руб.

1010245 (реализация услуг в сфере образования)

Читайте также: