При ввозе на территорию россии изделий медицинского назначения применяется ставка ндс

Опубликовано: 17.05.2024

Документ полезен? 0 m n 0

Об НДС при ввозе в РФ медицинских изделий.

В связи с письмом по вопросу применения освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации незарегистрированных медицинских изделий Департамент налоговой политики сообщает.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождение от налога на добавленную стоимость осуществляется в отношении медицинских изделий, на которые представлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 г. регистрационное удостоверение на медицинское изделие (медицинскую технику), выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 утвержден перечень кодов вышеуказанных товаров, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (далее - Перечень), который применяется с учетом примечаний.

Так, примечанием 1 к Перечню определено, что для целей применения раздела I "Медицинские изделия" Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 года государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечанием 2 к Перечню определено, что для целей применения разделов II - IV Перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) или ОК 034-2014 (ОКПД 2) (в случае если коды указаны).

Таким образом, освобождение от налога на добавленную стоимость в отношении медицинских изделий, ввозимых на территорию Российской Федерации, применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные изделия, а также включении их в перечень, утвержденный вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, с учетом примечаний к данному перечню.

На основании подпункта 4 пункта 2 и пункта 5 статьи 164 Кодекса налогообложение налогом на добавленную стоимость медицинских изделий, ввозимых на территорию Российской Федерации и реализуемых на территории Российской Федерации, производится по ставке налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации, а также перечень кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию (далее - перечень при ввозе), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688.

Примечанием 1(1) к перечню при ввозе предусмотрено, что коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в разделе II "Медицинские изделия" перечня при ввозе, применяются в отношении медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в соответствии с подпунктом 2 статьи 150 Кодекса, при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 г. - при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также примечанием 2 к перечню при ввозе предусмотрено, что для целей применения данного перечня необходимо руководствоваться кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом примечаний 1 и 1(1), наименования товаров приведены для удобства пользования.

Учитывая изложенное, при ввозе на территорию Российской Федерации медицинских изделий применяется пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов в случае соблюдения вышеназванных условий.

Что касается писем Минфина России (от 15 июля 2020 г. N 03-07-07/61629, от 3 июля 2020 г. N 03-07-07/57366, от 29 июня 2020 г. N 03-07-14/55843), приведенных в обращении, то следует отметить, что указанные разъяснения даны налогоплательщикам по вопросу применения ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации не зарегистрированных в Российской Федерации медицинских изделий одноразового использования.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Автор: Зайцева С. Н.,эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Продажа медицинских товаров облагается по льготной ставке НДС. При этом не имеет значения, где произведен такой товар (в России или за рубежом). Однако определенные условия для применения 10%-й ставки все же придется соблюсти. А с учетом того, что законодательство время от времени корректируется, у налогоплательщиков постоянно возникают вопросы по этому поводу.

Условия для применения

Продажа медицинских товаров (как отечественного, так и зарубежного производства), указанных в пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, облагается по ставке НДС 10%. Это:

лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;

медицинские изделия, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения, при представлении в налоговую инспекцию регистрационного удостоверения на медицинское изделие.

Но чтобы применить льготную ставку, необходимо, во-первых, наличие действующего регистрационного удостоверения. В отношении лекарственных препаратов, на которые регистрационные удостоверения отсутствуют, в том числе по причине истечения их срока действия, ставка НДС в размере 10% не применяется. Налогообложение таких лекарственных препаратов производится по ставке 18% (письма Минфина России от 13.09.2018 № 03-09-19/65511, от 24.01.2018 № 03-07-07/3560).

Во-вторых, нужно соответствие медицинского товара кодам. Они определены двумя перечнями: внутрироссийским и внешнеэкономическим (если можно так выразиться), то есть составленными в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКПД 2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). Оба перечня утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 688 (далее – Постановление № 688).

К сведению: для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ. Дополнительные ограничения вводиться не могут. Например, применение ставки 10% не может зависеть от того, реализуется ли конкретный товар на территории РФ или он был ввезен на территорию РФ (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

Постановление № 688 корректируется из года в год. В 2018 году по части кодов медтоваров его изменяли дважды – см. постановления Правительства РФ от 23.01.2018 № 50 и от 20.03.2018 № 307 (далее – постановления № 50 и 307 соответственно). Первым из них наименования и коды медицинских товаров приведены в соответствие ОКПД 2. Постановление № 50 действует с 25.01.2018, но «заработала» обозначенная правка, что объяснимо, «с откатом» назад – в отношении медицинских товаров, реализованных на территории РФ с 01.01.2017 (за исключением хлорида натрия чистого – код 08.93.10.130 и воды морской – код 08.93.10.140).

Кстати, уточним. Коды ОКПД 2 согласно примечанию к Постановлению № 688 (п. 2) применяются в отношении:

фармацевтических субстанций, сведения о которых содержатся в государственном реестре лекарственных средств (ГРЛС) или в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза (ЕРЗЛС ЕАЭС);

лекарственных препаратов, которые включены в ГРЛС или сведения о которых содержатся в ЕРЗЛС ЕЭС, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию, а также лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями;

лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках ЕАЭС в соответствии с правом ЕАЭС, на ввоз конкретной партии которых имеется заключение (разрешительный документ) уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или до 31.12.2021 – при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством РФ.

Что касается перечня медицинских товаров с кодами по ТН ВЭД ЕАЭС: Постановлением № 50 он дополнен новыми наименовани­ями (глюкозой в виде белого кристаллического порошка, агломерированного или неагломерированного (код – 1702 30 500 0), кислородом (2804 40 000 0), маслом сосновом (3805 90 100 0) и пр.), льготная ставка НДС по которым стала применяться при ввозе в Россию с 25.01.2018.

Другие коррективы «внешнеэкономического» перечня медицинских товаров внесены Постановлением № 307 (документ вступил в силу 30.03.2018, но рассматриваемые изменения распространены на правоотношения, возникающие с 01.01.2017). Помимо замены кодов (1404 90 000 9 на 1404 90 000 8, 2935 00 на 2935 и др.) произведены дополнения в самих позициях. Вот одна из них – «Растения и их части (включая семена и плоды), используемые в основном в парфюмерии, фармации или инсектицидных, фунгицидных или аналогичных целях…». Из предыдущей редакции следовало, что таковые могут быть «…свежие или сушеные, целые или измельченные, дробленые или молотые»; с 30.03.2018 эта позиция дополнена (добавлены слова «охлажденные, мороженые»), соответственно, использование льготной ставки (с 01.01.2017) расширено.

Как видим, полный разброс дат… Должно быть, поэтому вопросов по обозначенной теме (и без того имевшихся в достаточном количестве) прибавилось.

Разъяснения официальных органов

Далее покажем, что интересовало налогоплательщиков в минувшем году и какие ответы они получили от официальных органов.

Вопрос:

Правомерно ли применение пониженной ставки НДС в отношении медицинский изделий, в регистрационных удостоверениях которых указаны коды ОКП, а не ОКПД 2?

Ответ:

Минфин ответил: начиная с 01.01.2017 при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться Постановлением № 688 в редакции Постановления № 50 (письма от 31.10.2018 № 03-07-07/78235, от 06.09.2018 № 03-07-07/63701, от 04.09.2018 № 03-07-07/63078).

Заметим: в отношении кодов ОКПД 2 видов медизделий, не включенных в Постановление № 50, рекомендовано обращаться в Минпромторг (см. также Письмо Минфина России от 28.06.2018 № 03-07-07/44705).

Вопрос:

Какая должна быть ставка НДС при ввозе на территорию РФ и реализации в России одного и того же товара: одинаковая или она устанавливается по разным кодам (при ввозе в соответствии с кодами ТН ВЭД ЕАЭС, а при реализации – по кодам, определенным Постановлением № 50)? Если товар ввезен по ставке НДС 18%, а в дальнейшем Правительством РФ для него установлена ставка НДС 10%, может ли этот товар быть реализован по льготной ставке (при соблюдении условия о включении в реестр лекарственных средств)?

Ответ:

Вопрос:

Правомерен ли вычет уплаченного при ввозе на территорию РФ лекарственных средств по ставке НДС 18%, если при их реализации в России применяется ставка 10%? (Речь идет о лекарственных средствах ветеринарного назначения.)

Ответ:

Минфин (см. Письмо от 21.05.2018 № 03-07-07/34009) ответил положительно, а ФНС (Письмо от 24.05.2018 № 03-07-15/34977)направила данное разъяснение для сведения и использования в работе.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ к лекарственным средствам относятся вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.

Как уже было отмечено, коды ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС применяются в отношении лекарственных препаратов, которые включены в ГРЛС или сведения о которых содержатся в ЕРЗЛС ЕАЭС, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию.

Пунктом 3 ст. 33 Закона № 61-ФЗ предусмотрено ведение государственных реестров как для медицинского, так и для ветеринарного применения.

С учетом сказанного Минфин указал: в отношении ввозимых и реализуемых в РФ лекарственных средств ветеринарного назначения применяется ставка НДС 10% в случае, если коды видов данных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2 преду­смотрены Постановлением № 688, они зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и по ним имеется документ, подтверждающий их регистрацию (регистрационное удостоверение), а также они включены в государственный реестр лекарственных средств, размещенный на официальном сайте Минсельхоза России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

К сведению: аналогичное разъяснение направлено в ФТС Письмом Минфина России от 25.05.2015 № 03-07-07/29486.

Причем если при ввозе на территорию РФ лекарственных средств ветеринарного назначения НДС таможенникам уплачен по ставке 18%, то (несмотря на реализацию таких лекарственных средств на территории РФ по ставке в размере 10%) вычет «ввозного» НДС (при соблюдении необходимых условий) можно заявить в полном объеме, то есть по ставке 18% (см. также Письмо Минфина России от 20.04.2018 № 03-07-07/26854).

Вопрос:

Правомерно ли при реализации в России применять ставку НДС 10% по ввезенным лекарственным препаратам для ветеринарного применения, зарегистрированным на территории государств – участников ЕАЭС, имеющим выданные уполномоченными госорганами регистрационные удостоверения, но не включенным в соответствующие реестры (ГРЛС, размещенный на сайте Минсельхоза, и ЕРЗЛС ЕАЭС)?

Ответ:

Подобные обстоятельства (отсутствие ввозимых на территорию РФ лекарственных препаратов в одном из реестров – ГРЛС либо ЕРЗЛС ЕАЭС) не дают возможности налогоплательщику применить пониженную ставку НДС. Об этом Минфин высказался в Письме от 23.10.2018 № 03-07-07/75876.

Вопрос:

Вправе ли налогоплательщик, применявший в 2017 году ставку НДС 18%, не производить корректировки в бухгалтерском и налоговом учете, не вносить исправления в договоры с покупателями, не составлять корректировочные первичные документы и не сдавать «уточненки» по НДС за 2017 год? Какие последствия могут возникнуть у покупателей – контрагентов налогоплательщика в части заявленного ими к вычету в 2017 году НДС?

Ответ:

Специалисты финансового ведомства подчеркнули: если до 25.01.2018 налогоплательщиком при реализации медицинских товаров, коды которых в соответствии с ОКПД 2 поименованы в Постановлении № 50, применялась ставка 18%, за период с 01.01.2017 по 25.01.2018 пересчитывать предъявленные продавцом и принятые к вычету покупателем суммы налога в связи с установлением по таким медицинским товарам ставки 10% не следует (Письмо от 05.06.2018 № 03-07-07/38391).

Здесь уместной будет ссылка на одно дело – № А40-208681/2017 (когда в аналогичной ситуации недовольства со стороны покупателей же возникли).

По договору поставки поставщик обязался передавать покупателю в собственность товары ветеринарного и санитарного назначения, а покупатель – принять и оплатить товар. В период с 01.01.2017 при поставке товара поставщиком применена ставка НДС в размере 18%, тогда как реализуемые ветеринарные препараты должны облагаться по ставке 10%. 19.10.2017 покупатель (истец) обратился к ответчику с требованием об изменении ставки НДС в выставленных счетах-фактурах. В ответ на заявление ответчик (поставщик) указал на то, что ветеринарные препараты не содержатся в перечне (с учетом периода – ОКП) товаров, облагаемых по льготной ставке, что и явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал (другие инстанции, включая кассацию – см. Постановление АС МО от 31.05.2018 № Ф05-6446/2018, поддержали коллег), исходя из того, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, истцом избран ненадлежащий способ защиты. Согласился с выводом и ВС РФ – в Определении от 06.08.2018 № 305-ЭС18-10932 указано, что возложение на ответчика обязанности внести изменения в принадлежащие ему первичные документы путем отражения НДС по иной ставке приводит лишь к необходимости совершить действия по обращению в налоговый орган для уточнения налоговых обязательств по уплате данного налога в рамках заключенного договора, поэтому избранный способ защиты не может обеспечить восстановление нарушенного, по мнению истца, права. Кроме того, порядок оформления и предъявления счетов-фактур регулируется законодательством о налогах и сборах, в то время как установленные положениями ГК РФ способы защиты к налоговым правоотношениям неприменимы.

Вопрос:

Правомерно ли выставление контрагентом корректировочных счетов-фактур в связи с изменением ставки НДС с 10 на 18%?

Ответ:

Минфин дал ответ: если ставка НДС, указанная в выставленных при отгрузке товаров счетах-фактурах, меньше ставки налога, которая должна быть при такой отгрузке, и документы, перечисленные в п. 10 ст. 172 НК РФ, не оформляются, то корректировочные счета-фактуры продавцом не выставляются, а в счета-фактуры, выставленные при отгрузке товаров, вносятся исправления в порядке, установленном п. 7 Правил заполнения счета-фактуры (Письмо от 06.11.2018 № 03-07-11/79611).

Кстати, в своем обращении к специалистам финансового ведомства налогоплательщик упомянул и о другом их письме (от 13.09.2018 № 03-07-07/65650), содержащем, в свою очередь, ссылку на Письмо Минсельхоза России от 28.10.2016 № ИЛ-25-23/11799, из которых, собственно, понятны причины: вопрос возник не без участия таможенников. Последние указали на неправомерность применения ставки НДС 10%, причем налогоплательщик не смог (в судебном порядке) обосновать свою позицию. Установив, что ввозимый налогоплательщиком товар является не готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, а кормовой добавкой, которая может входить в состав кормов, суд пришел к выводу, что такой товар не может облагаться НДС по ставке 10% на основании пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ. Возможность отнесения товара к готовым продуктам в том смысле, который придается данному понятию положениями ТН ВЭД ЕАЭС и пояснени­ями к товарной позиции, не означает автоматического возникновения оснований для применения льготной ставки НДС (постановления АС СЗО от 07.06.2018 № Ф07-6235/2018 по делу № А66-6775/2017, АС ВВО от 01.02.2018 по делу № А11-2476/2017).

Письмо Федеральной налоговой службы № СД-4-3/6930@ от 23.04.2020

Статья 164 Налогового кодекса предусматривает несколько вариантов ставок налога на добавленную стоимость – 0%, 10%, 20% и расчетную ставку. Поскольку медицинские изделия являются социально значимыми товарами, для их импорта и реализации установлен ряд льгот в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством РФ.

ФНС России в письме от 23.04.2020 № СД-4-3/6930@ сообщила, какая ставка НДС используется при продаже медицинских изделий, предназначенных для борьбы с COVID-19.

У кого 10 % НДС

По ставке 10% облагают продажу медицинских товаров как отечественного, так и зарубежного производства. К таким товарам относят:

лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;

медицинские изделия, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения, при представлении в налоговую инспекцию регистрационного удостоверения на медицинское изделие.

Виды медицинских товаров можно определить в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.

Перечни кодов видов указанных изделий медицинского назначения утверждены постановлением Правительства России от 15.09.2008 г. № 688.

Наличие регистрационного удостоверения

В силу пункта 4 ст. 164 НК РФ при реализации медизделий по перечню используется 10-процентная ставка с условием, что в инспекцию предоставлено регистрационное удостоверение.

Так, приведенные в указанных перечнях коды нужно применять в отношении медицинских товаров российского и иностранного производства, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения.

Поэтому в отношении медицинских изделий, на которые регистрационные свидетельства отсутствуют, в том числе по причинам истечения срока действия регистрационного удостоверения и незавершенности процедуры перерегистрации, ставка НДС в размере 10% не применяется.

Коронавирусные послабления

Согласно пункту 10 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 430 "Об особенностях обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинского изделия" разрешена реализация не зарегистрированных в Российской Федерации медицинских изделий одноразового использования по перечню, предусмотренному приложением к данному документу, без получения разрешения, если указанные изделия зарегистрированы в установленном порядке в стране-производителе.

Это значит, что можно продавать незарегистрированные в России одноразовые медизделия специального назначения по утвержденному списку. Получение разрешения Росздравнадзора не требуется, если изделия прошли регистрацию в стране-производителе. Это правило будет действовать до 2021 года.

Таким образом, в отношении противокоронавирусных медизделий из правительственного списка можно применять ставку 10 процентов, если они не зарегистрированы в РФ и поименованы в перечне медизделий, для которых действует ставка 10 процентов по постановлению № 688.

Действует упрощенная процедура регистрации медизделий

Отметим, что на период до конца 2020 года установлен упрощенный порядок регистрации серий (партий) медизделий.

Правила государственной регистрации медицинских изделий утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 г. №1416. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2020 г. № 299 в эти правила внесены поправки.

Установлен упрощенный порядок регистрации медицинских изделий, необходимых для предупреждения распространения инфекционных заболеваний, в том числе коронавируса. Это, в частности, такие товары:

изолирующие защитные костюмы;

смотровые и процедурные латексные перчатки;

одноразовые и многоразовые операционные халаты;

одноразовые и многоразовые изолирующие халаты;

многоразовые лицевые маски для обеспечения защиты дыхательных путей;

опудренные и неопудренные смотровые и процедурные печатки, изготовленные из полихлоропрена;

нестерильные бахилы, не проводящие электрический ток;

халаты для пациентов, предназначенные для одноразового и многоразового применения.

В общей сложности под новые правила подпадают 36 категорий самых важных в данный момент медицинских товаров. Государственная регистрация медицинского изделия, включенного в перечень, проводится однократно в отношении одного наименования медицинского изделия одного производителя (изготовителя).

Упрощенные правила касаются в том числе формирования пакета документов, предоставляемого в ответственный государственный орган на регистрацию.

Здесь важно то, что регистрационное удостоверение выдается до предоставления в Росздравнадзор доказательств качества, эффективности и безопасности.

Подтверждающие документы нужно представить в срок, не превышающий 150 рабочих дней со дня его государственной регистрации. По результатам экспертизы Росздравнадзор принимает решение о подтверждении государственной регистрации изделия или об ее отмене.

Как отмечают чиновники, это позволит в короткие сроки вводить в обращение медицинские изделия, необходимые для предупреждения распространения инфекционных заболеваний.

Какие медтовары освобождены от НДС в период пандемии

При импорте в Российскую Федерацию медицинских изделий по общему правилу налогообложение производится по ставке 10% (пп. 4 п. 2 и п. 5 ст. 164 НК РФ). Исключение составляет импорт важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий – реализация таковых освобождается от обложения НДС.

Ввозимые и реализуемые в России медицинские изделия первой необходимости освобождаются от уплаты НДС, если подтверждено целевое назначение продукции и декларация на товары зарегистрирована до 30 сентября 2020 года включительно.

Так, расширен перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ освобождается от уплаты НДС. Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 г. № 1042, дополнен разделом V «Медицинские изделия первой необходимости, ввозимые на территорию РФ». В него включены:

препараты для использования в лечении коронавируса;

тесты для определения COVID-19;

аппараты искусственной вентиляции легких и ряд других товаров.

Соответствующее Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 419 вступило в силу 6 апреля 2020 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 16 марта 2020 года.

Подтверждающая цель ввоза товаров документация оформляется уполномоченными региональными органами власти. Бумаги должны свидетельствовать о бесплатной передаче изделий медучреждениям. Эти же документы необходимы для льгот по уплате ввозной таможенной пошлины.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Медицинские услуги не облагаются НДС (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), а товары и изделия облагаются по льготной ставке (пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ). Но у этих положений есть много тонкостей, к тому же законодательство регулярно корректируется, и у представителей медицинского бизнеса возникают вопросы. Расскажем о ставках НДС для медицинской сферы в статье.

Медицинские услуги

В ст. 149 Налогового кодекса перечислены все товары и услуги, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость. К ним относятся медицинские услуги и еще несколько видов услуг, которые можно встретить в клиниках:

  • уход за детьми и больными;
  • реализация ряда медицинских товаров.

Обязательное условие для освобождения от НДС — у клиники должна быть лицензия на оказание этих услуг.

Есть и другой документ, который декларирует освобождение от НДС для медуслуг в 2020 году — это постановление Правительства РФ № 132 от 20.02.2001 года. Постановление приводит перечень услуг в условиях дневного и круглосуточного стационара, услуги поликлиник и санаториев, услуги по проведению медэкспертизы и санитарно-гигиенических мероприятий.

Еще один документ, который разъясняет освобождение от НДС, — это письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ № 03-07-07/97292 от 12.12.2019.

Понятие медицинской услуги есть в ФЗ-323 «Об охране здоровья граждан». В этом документе сказано, что медицинская услуга — это комплекс медицинских вмешательств, включая диагностику, профилактику, лечение заболеваний и медицинскую реабилитацию.

Закон относит к медицинским услугам, не облагаемым НДС:

  • услуги из перечня, которые предоставляют по ОМС;
  • услуги по диагностике, профилактике и лечению из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 № 132;
  • услуги по сбору крови;
  • услуги по скорой медицинской помощи;
  • услуги по дежурству медперсонала рядом с тяжелыми больными;
  • патолого-анатомические.

Облагаются НДС косметические, ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги (кроме тех ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, которые финансируются из бюджета).

НК РФ не дает предписаний по поводу формы оплаты медуслуг, так что услуги не облагаются НДС независимо от наличной или безналичной формы оплаты. Льгота применяется и при оказании услуг гражданам, которые оплачивают за них юрлица — например, их работодатели (письмо ФНС России от 27.03.2013 № ЕД-18-3/313@) или страховые компании (письма Минфина России от 17.06.2015 № 03-07-07/35004, от 26.02.2013 № 03-07-07/5466).

Медицинские товары

Медицинские изделия и оборудование — социально значимые товары, поэтому для них установлены льготные ставки НДС — 0% и 10%. Перечни медицинских товаров для льготных ставок утверждаются Правительством РФ. Расскажем, какую именно льготу нужно применять в каждом случае.

Не облагаются НДС

НДС на медицинские товары

Прежде всего не облагаются НДС важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия. Они перечислены в постановлении Правительства РФ в от 30.09.2015 № 1042, которое опирается на п.2 статьи 150 НК РФ, пп.1 п. 2 статьи 49 НК РФ. Это закрытый перечень, его могут изменить или дополнить только сами чиновники, что они и делают при необходимости. Например, перечень медицинских товаров в постановлении Правительства №1042 в 2020 году обновлялся четыре раза.

Вот виды товаров, которые могут закупать и продавать медицинские учреждения и которые при этом не облагаются НДС:

  • медицинское оборудование и медицинские изделия по специальным перечням, которые вводит Правительство РФ (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • оснащение для реабилитации инвалидов или профилактики инвалидности — перечень есть в постановлении Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042;
  • продукты питания, которые произведены в столовых медучреждений и продаются в таких учреждениях, а также продукты питания, которые произведены на предприятиях общепита и продаются столовым в медучреждениях (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ и письмо ФНС России от 19.10.2011 № ЕД-4-3/17283@).

НДС не облагаются медицинские товары, произведенные в России или других странах, реализуемые на территории России или импортируемые.

Облагаются НДС по ставке 10%

При импорте или реализации медицинских товаров работает льготная ставка 10% (пп. 4 п. 2 и п. 5 ст. 164 НК РФ). Коды медицинских товаров, которые можно ввозить и продавать по льготной ставке 10%, перечислены в постановлении Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 (ред. от 20.03.2018). Постановление № 688 чиновники тоже корректируют практически ежегодно.

Вот виды товаров, облагаемые по 10% ставке:

  • лекарственные средства для лечения и клинических исследований, в том числе фармацевтические субстанции, лечебные препараты, изготовленные аптеками;
  • медицинские изделия кроме важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий из Перечня №1042.

Условия применения льготных ставок

Регистрационное удостоверение. Для применения 0% или 10% льготной ставки у налогоплательщика должно быть регистрационное удостоверение на медизделия или оборудование. Если регистрационного удостоверения с кодом нет или оно просрочено, право на льготную ставку теряется, и НДС придется платить по ставке 20% (письма Минфина России от 13.09.2018 № 03-09-19/65511, от 24.01.2018 № 03-07-07/3560).

Соответствие кодам. В регистрационном удостоверении медицинского товара должен стоять код. Товары, произведенные на территории России имеют код из Общероссийского классификатора продукции (ОКПД 2), а импортные товары — код из Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

Для освобождения от НДС код по ТН ВЭД ЕАЭС или ОКПД 2 в регистрационном удостоверении медицинского товара должен совпадать с кодом из перечня в постановлении Правительства №1042 или в постановлении №688. Если компания не может предъявить такое регистрационное удостоверение, придется заплатить НДС по ставке 20%.

Будьте внимательны, запрашивайте у поставщиков регистрационные удостоверения на медицинские товары, чтобы применять льготные ставки, следите за сроками давности этих удостоверений. Тщательно сверяйте код в регистрационном удостоверении и код в Перечне №1042 или Перечне №688. При проверках налоговая запрашивает регистрационные удостоверения, сверяет коды, чтобы убедиться в вашем праве на льготную ставку. При несоответствии кодов или истечении срока давности удостоверения, вам доначислят НДС и могут назначить штраф.

Ведите учет в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия и оптимизируйте НДС законными способами. Система подскажет, как вы можете уменьшить налог и что для этого нужно сделать. В сервисе — простой учет, зарплата, отчетность и другие инструменты для руководителя и бухгалтера. Первые две недели бесплатны для всех новых пользователей.

  1. являются ли ваши товары медицинскими?
  2. для каких целей осуществляется ввоз на территорию Российской Федерации?

В части 1 ст. 38 закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано развернутое определение термина «медицинские изделия».

Разрешительные документы на медицинские изделия

Если ввоз медицинских изделий осуществляется с целью продажи товара на территории России, то нужно определиться с перечнем необходимых разрешительных документов.

  1. Регистрационное удостоверение (РУ);
  2. Декларация о соответствии;
  3. Лицензия Минпромторга России или сведения о включении товаров в Единый реестр ЕЭК РЭС (ВЧУ), если медицинское изделие является высокочастотным устройством (ВЧУ) или радиоэлектронным средством (РЭС).

Рассмотрим эти документы поподробнее:

1. Регистрационное удостоверение (РУ)

Если у вас нет информации, выдавалось ли ранее РУ на ваш товар, то для начала рекомендуем проверить наличие этого документа на сайте Росздравнадзора, где размещен реестр выданных разрешений. Ссылка для проверки: https://www.roszdravnadzor.ru/services/importmed. Если на данном сайте вы нашли РУ на нужный вам товар, то вы можете использовать этот документ для ввоза на территорию РФ. Законом установлено, что после регистрации медицинского изделия Росздравнадзором, согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 23.04.2008 г. № 01И-171/08, любое лицо, даже не являющееся компанией-держателем регистрационного удостоверения, имеет право импортировать, продавать и использовать такие медицинские изделия на территории РФ.

Следует учитывать, что РУ бессрочного действия, выданные до 01.01.2013 года на изделия медицинского назначения и медицинскую технику, были действительны и подлежали замене до 1 января 2021 года на РУ по новой форме, утвержденной Росздравнадзором. Замена регистрационного удостоверения осуществляется без прохождения процедуры государственной регистрации медицинских изделий на основании Заявления, представленного заявителем в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

Если же по данной ссылке указано, что РУ на ваш товар ранее не получалось, то Порядок и этапы регистрации медицинского изделия установлены Постановлением Правительства России от 27 декабря 2012 года № 1416 «Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий».

Сначала нужно будет ввезти образцы изделий с целью их государственной регистрации. Для этого необходимо получить в Росздравнадзоре Разрешение на ввоз медицинских изделий. Более подробно порядок ввоза на территорию РФ медицинских изделий в целях государственной регистрации расписан в Приказе Минздрава России от 30.06.2020 № 661н.

В 2020 году были значительно сокращены сроки регистрации на некоторые группы товаров, используемые для борьбы с коронавирусной инфекцией. Более подробную информацию вы можете прочесть в Постановлении Правительства России от 18.03. 2020 г. № 299 «О внесении изменений в Правила государственной регистрации медицинских изделий», где приведен список медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска, госрегистрация которых (выдача РУ) проводится в более короткие сроки.

Статус рассмотрения документов после подачи заявления можно проверять на том же сайте, где и проверяют перечень всех выданных ранее регистрационных удостоверений.

2. Декларация о соответствии

Очень часто на медицинские изделия требуется оформление Декларации о соответствии (ДС), которая выпускается на основании РУ.

Если продукция выпускается большими сериями, а изменение технологии, потребительских качеств в ближайшее время не планируется, то декларацию нужно оформлять сразу на серийное производство и на максимальный срок действия (3 года).

Наименование товара, его модель должны совпадать один в один с РУ. Также следует обращать внимание на коды ОКПД2, т.к. по некоторым кодам ОКПД2 полагается льгота по НДС.

Вы также можете воспользоваться чужой ДС, если у вас есть доверенность от держателя ДС (компании-Заявителя).

3. Лицензия Минпромторга России или сведения о включении в Единый реестр ЕЭК РЭС (ВЧУ)

Отдельным пунктом рассмотрим порядок ввоза медицинским изделий, являющимися Высокочастотными устройствами (ВЧУ).

Например, к ВЧУ относятся магнитно-резонансные томографы (аппараты МРТ), электрокардиостимуляторы.

Согласно перечню 2.16. Решения Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 г. №30, ВЧУ ограничены к ввозу на территорию ЕАЭС. В связи с этим для таможенного оформления требуется предоставление Лицензии Минпромторга России или сведений о включении изделий в единый реестр.

Выдача лицензии происходит по результатам проведения испытаний товаров в лабораториях радиочастотного центра (РЧЦ). В связи с этим сначала необходимо произвести ввоз образцов. Важно учесть, что образцы могут быть оформлены только по процедуре временного ввоза (ИМ 53) и на основании Заключения (Разрешительного документа) Роскомнадзора, которое выдается сроком на полгода.

Если товар указан в Едином реестре ЕЭК РЭС (ВЧУ), то ввоз осуществляется без получения лицензии Минпромторга России. Например, в этом реестре присутствуют медицинская косметологическая техника, некоторые рентгеновские установки, электрохирургические высокочастотные аппараты.

Получение налоговых льгот на медицинские изделия

Медицинские изделия отличаются от других товаров тем, что для этой категории грузов установлены налоговые льготы. Если все вышеперечисленные условия регистрации изделия были соблюдены, то таможенное оформление возможно с полным освобождением от НДС (НДС 0%) или частичным освобождением от НДС (10% вместо 20%).

Полное освобождение от НДС (0%) при ввозе на территорию РФ медицинских изделий возможно при соблюдении следующих условий:

  • наличие РУ, выданного Росздравнадзором;
  • присутствие ввозимого товара в «Перечне медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость», утвержденном Постановлением Правительства России № 1042 от 30 сентября 2015 г. (с дополнительными изменениями согласно Постановлению № 1574 от 01.10.2020).

Данный перечень содержит четыре раздела, где указаны разные условия их применения. В Перечне приведены наименования продукции, коды ОКП, ОКПД2 и ТН ВЭД. Например, НДС 0% подлежат инструменты сшивающие, колющие, режущие и прочие, часть приборов для функциональной диагностики, для медицинских лабораторных исследований и др.

На частичное освобождение от уплаты НДС (10%) можно рассчитывать при следующих условиях:

  • наличие РУ на медицинское изделие;
  • наличие кода ТН ВЭД в «Перечне кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию», утвержденном Постановлением Правительства России № 688 от 15 сентября 2008 г. В этом документе приведены коды ТН ВЭД и наименования медицинских изделий, среди которых гипс, имплантаты, сыворотки, диагностические реагенты и др. Для получения частичного освобождения (10% НДС) медицинских изделий следует руководствоваться указанными в перечне кодами ТН ВЭД.

Полная уплата НДС в размере 20% производится при ввозе товаров на территорию РФ в следующих случаях:

  • если товар не указан ни в одном из приведенных выше Перечней;
  • если в РУ присутствуют термины «комплект», «состав», «набор», указано количество изделий, а товар ввозится не в полной комплектации, не в полном составе или по количеству, превышающему указанное в РУ. Например, в РУ указаны эндоскопические помпы с принадлежностями трубки силиконовые (не более 4 шт.), трансформаторы (не более 2 шт.) Получатель решил завезти 1 помпу, 5 трубок и 3 трансформатора. Тогда на лишние количество, превышающее количество, указанное в РУ, – 1 трубку и 1 трансформатор нужно будет оплатить НДС в размере 20%.
  • если в РУ импортируемые товары заявлены как принадлежности и ввозятся без медицинского изделия, для которого они предназначены. В письме ФТС России от 7 марта 2014 года №05-17/10390 приводится пояснение, что принадлежности – это предметы, самостоятельно не являющиеся медицинскими изделиями, но по целевому назначению применяемые совместно с медицинскими изделиями.

Например, в РУ указана терапевтическая система, состоящая из генератора импульсов и принадлежностей к нему – персонального блока пациента, программного обеспечения. У заказчика оборудования после окончания гарантийного срока сломался персональный блок пациента. Если в инвойсе указан только этот блок, а генератор импульсов не ввозится, то блок при таможенном оформлении подлежит уплате НДС в размере 20%.

Читайте также: