Стандарт ндс регулирующий в бухгалтерском учете

Опубликовано: 02.05.2024

512-основа.jpg

Налог на добавленную стоимость – один из самых сложных налогов для начинающего бухгалтера. При этом он же является ключевым для бюджета страны. Спасибо за изобретение НДС нужно сказать французам, именно они в середине XX века изобрели этот налог. В России этот вид налога применяется с 1992 года.

Налог на добавленную стоимость отражается не только в налоговой декларации по НДС, но и в бухгалтерском учёте. Бухгалтерский учёт – это систематизированная информация обо всех хозяйственных операциях, от покупки канцелярии и выдачи зарплаты до получения кредита. Ведение бухгалтерского учёта – обязанность каждой компании, отказаться от ведения учёта вправе индивидуальные предприниматели и представительства иностранных компаний.

Любая операция в бухучёте должна быть отражена с помощью специальных счетов и подтверждена документально. Все эти действия регламентируются Федеральным законом № 402-ФЗ.

Бухгалтерский учёт необходим:

— для определения прибыли и выплаты дивидендов

— для оформления заявки на кредиты и субсидии

— для привлечения инвестиций

Методы бухгалтерского учёта

При учёте доходов и расходов, как правило, используются два метода: метод начислений и кассовый метод. При методе начислений все расходы и доходы учитываются именно в том периоде, в котором они возникают, вне зависимости от реального поступления или списания средств со счетов. Кассовый метод подразумевает учёт доходов и расходов и доходов в момент зачисления или списания соответствующих сумм. Метод начислений в бухгалтерском учёте, согласно Налоговому кодексу РФ, могут использовать все налогоплательщики, а вот кассовый метод возможен только для отдельных видов организаций с небольшой выручкой. В любом случае выбранный метод учёта должен быть зафиксирован в учётной политике.

Основные счета для НДС, используемые в бухгалтерском учёте

При фиксации всех расчётов с использованием налога на добавленную стоимость используются два основных счёта. Счёт 68 «Расчёт по налогам и сборам» и его дополнительный субсчёт 68-НДС. По кредиту 68-НДС начисляется налог для передачи в бюджет, а по его дебетовой составляющей ведутся расчёты по уплате и там же находят отражение суммы, направленные на возмещение налога. Разницей между дебетом и кредитом по счёту 68 становится сумма, которую организации нужно будет оплатить в бюджет. Точнее, если обороты по кредиту обороты больше дебетовых, то разницу перечисляют в бюджет, если наоборот — разница возмещается государством.

Есть ещё один счёт для проводок – это счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям», где как следует из названия, ведётся учёт налога при приобретении различных товаров, в стоимость которых входит налог на добавленную стоимость. Эту сумму организация потом вправе подать к вычету налога по счёту 68. У счёта 19 есть субсчета, например, 19-1 «НДС при приобретении основных средств», 19-2 "НДС по приобретённым нематериальным активам", 19-3 "НДС по приобретённым материально-производственным запасам" и другие. Для каждого субсчета есть зафиксированные в законе положения, какие именно операции нужно в нём отражать.

Счёт 90 «Продажи» предназначен для учёта реализуемых компанией товаров, работ и услуг. По кредиту этого счёта отражается выручка от продажи, а в дебет заносится начисленный при реализации налог.

Типовые проводки по бухгалтерскому учёту НДС

Давайте разберём, как следует фиксировать в бухучёте основные операции хозяйственной деятельности, с которыми сталкивается практически любая компания.

Проводки по НДС. Начисление налога

Реализация собственных товаров и оказание услуг отображается в проводках по начислению НДС следующим образом:

Продажа товаров и оказание услуг по основному профилю компании

Счёт 90 «Продажи»

Продажа и оказание услуг по дополнительным видам деятельности компании (например, сдача в аренду помещений)

Счёт 91 «Прочие доходы и расходы»

Учёт налога по поступившим авансам при реализации товаров и услуг

Счёт 76 «Расчёты с дебиторами и кредиторами»

Учёт погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость

Счёт 51 «Расчётные счета»

Учёт входного НДС

Учёт входного НДС при приобретении чего-либо. Учёт входного налога на добавленную стоимость с последующим принятием его к вычету.

Учёт налога при приобретении товаров, работ и услуг

Счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям»

Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

Учёт налога по приобретённым товарам и услугам к вычету

Счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям»

Учёт входного налога на добавленную стоимость и его последующее списание при расходах

Эта проводка применяется в случае, если компания планирует использовать приобретённые товары в операциях, необлагаемых налогом на добавленную стоимость, и соответственно не планирует представлять эту сумму к вычету.

Учёт налога при приобретении товаров

Счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям»

Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

Учёт налога по приобретённым товарам, включённый в стоимость товаров

Счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям»

Восстановление НДС

Причины для восстановления налога могут быть разные. Например, организация переходит на спецрежим или начинает использовать имущество в операциях, которые этим налогом не облагаются, допустим, место операции с таким имуществом находится за пределами РФ, и в ряде других ситуаций. В таком случае операции отражаются следующими проводками:

При переходе на спецрежим

Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

При получении освобождения от НДС

Счёт 91 «Прочие доходы и расходы»

Счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям»

НДС и авансы

Налог с авансов разрешено принять к вычету только после того, как прошла реализация или после отказа от сделки и возврата аванса.

Счёт 51 «Расчётные счета»

Счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»

Учёт налога, начисленного с аванса

Счёт 76 «Расчёты с дебиторами и кредиторами»

Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — это стандарты национального российского бухгалтерского учёта. ПБУ регламентируют организацию бухгалтерского учета и порядок ведения учёта активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным.

Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ. В представленной таблице собраны все действующие на данный момент ПБУ (всего их 24) с изменениями, актуальными на 2021 год. ПБУ уже опубликованы с изменениями, вступающими в силу с 2021 года. В таблице указаны номер ПБУ, его наименование (по ссылке можно перейти на полный текст Положения), а также дата начала действия ПБУ и дата его последнего изменения.

В ближайшие годы предстоит очередное масштабное обновление федеральных бухгалтерских стандартов. По ссылке можно скачать Приказ Минфина РФ, в котором указаны все ПБУ и даты планируемых обновлений.

Таблица действующих в 2021 году ПБУ

№ 106н от 06.10.2008

№ 69н от 28.04.2017

№ 116н от 24.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 154н от 27.11.2006

№ 180н от 09.11.2017

№ 43н от 06.07.1999

№ 142н от 08.11.2010

№ 44н от 09.06.2001

№ 64н от 16.05.2016

№ 26н от 30.03.2001

№ 64н от 16.05.2016

№ 56н от 25.11.1998

№ 57н от 06.04.2015

№ 167н от 13.12.2010

№ 57н от 06.04.2015

№ 32н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

№ 33н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

№ 48н от 29.04.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 143н от 08.11.2010

№ 143н от 08.11.2010

№ 92н от 16.10.2000

№ 115н от 18.09.2006

№ 153н от 27.12.2007

№ 64н от 16.05.2016

№ 107н от 06.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 66н от 02.07.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 115н от 19.11.2002

№ 64н от 16.05.2016

№ 114н от 19.11.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 126н от 10.12.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 105н от 24.11.2003

№ 116н от 18.09.2006

№ 106н от 06.10.2008

№ 132н от 25.10.2010

№ 63н от 28.06.2010

№ 57н от 06.04.2015

№ 11н от 02.02.2011

№ 11н от 02.02.2011

№ 125н от 06.10.2011

№ 125н от 06.10.2011

В России сложилась четырёхуровневая система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень – федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Также право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, другим ведомствам. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй (нормативный) уровень — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ, российские стандарты), утверждаемые Минфином РФ, в которых излагаются принципы и основные правила национального бухгалтерского учета; положения по бухгалтерскому учету по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности), утвержденные Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. К нормативному уровню также можно отнести План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105).

Третий (методологический) уровень - инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень. Подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами, профессиональным объединением бухгалтеров на основе документов первого и второго уровней. К документам этого уровня относятся инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Четвертый уровень - документы, которые разрабатываются самим предприятием и определяют организацию и ведение бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям. Это рабочие документы организаций для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. На этом уровне главный нормативный документ по бухгалтерскому учету – учетная политика организации. Цель этого уровня – определить порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность. Указанные документы, их содержание, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

Михаил Кобрин

НДС — самый сложный налог в плане исчисления. Все положения, касающиеся этого налога, регулирует глава 21 НК РФ: начиная от налогового периода и заканчивая случаями, когда операции освобождаются от НДС. В статье разберемся, как вести налоговый учет.

Что такое налоговый учет

Налоговый учет по НДС

Про бухгалтерский учет знает каждый бухгалтер. Его ведут в соответствии с федеральным законом, ПБУ и федеральными стандартами. Можно сказать, что у бухгалтера есть готовые инструкции. Он может выбирать способы учета, но только из того перечня, которые даны ему в ПБУ или стандартах.

С налоговым учетом все сложнее. Нет отдельного закона, положений или рекомендаций, регулирующих налоговый учет. Единственное, на что может опереться бухгалтер, — это Налоговый кодекс РФ.

Налоговый учет НДС — система хранения информации для расчета налоговой базы по НДС. Компании и ИП организуют её самостоятельно, исходя из норм и правил налогового учета, и после применяют ежегодно. Порядок ведения учета обязательно фиксируется в учетной политике.

Данные налогового учета должны быть подтверждены следующими источниками:

  • первичные документы, которые фиксируются в бухгалтерском учете;
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.

Кто является плательщиком НДС

НДС платит большая часть компаний и предпринимателей. Но есть категории лиц, которые освобождаются от уплаты этого налога:

  • Организации и ИП, у которых выручка от продажи товаров и услуг за последние 3 месяца не превысила 2 млн рублей. Они могут подать в ФНС заявление об освобождении от НДС.
  • Организации и ИП, применяющие специальные налоговые режимы, например, УСН, ПСН, ЕСХН или налог на профессиональный доход.
  • Организации и ИП, удовлетворяющие требованиям ст. 145 НК РФ;
  • Организации и ИП, участвующие в инновационном центре «Сколково».

При этом плательщиков делят на «внутренних» — тех, кто платит НДС при реализации товаров, работ и услуг, и «внешних» — тех, кто платит НДС при ввозе товаров и услуг из-за границы.

Важно! Уплатить НДС придется даже освобожденным компаниями, если они выставляли счет-фактуру с выделенной суммой НДС.

Что является объектом налогообложения

НДС рассчитывают по рыночной стоимости проданных товаров и услуг. Налогом облагаются следующие операции:

  • реализация товаров и услуг на территории РФ, в том числе безвозмездная передача и импорт товаров;
  • проведение строительно-монтажных работ для нужд самой организации;
  • передача товаров и услуг для нужд самой компании, расходы по которым не принимаются к вычету при подсчете налога на прибыль.

Как рассчитать НДС к уплате

При продаже товаров или услуг компания всегда указывает цену с НДС. Это НДС исчисленный с реализации, то есть «исходящий» налог. Но для производства товаров или оказания услуг компания могла закупить сырье или оплатить работы, которые также были выставлены ей с НДС. Это «входящий» или «входной» НДС, который заплатила организация или ИП.

НДС — это налог с добавленной стоимости. Поэтому в бюджет мы платим не полную сумму «исходящего» налога, а уменьшаем ее на сумму «входящего». Вот наглядная формула:

Важно! НДС с реализации может быть меньше «входного» налога. Например, при экспорте товаров. Как вернуть переплаченный налог из бюджета, мы рассказывали в статье «Возврат НДС для юрлиц».

Иногда НДС нужно восстановить. Это значит, что ранее принятый к вычету «входящий» НДС вы возвращаете в бюджет. Причины разные, например, пропало право на вычет.

Подробнее про «входящий» и «исходящий» НДС мы рассказывали в нашей статье.

Исходя из формулы, налоговый учет в компании должен быть построен так, чтобы фиксировать суммы «входящего», «исходящего» и «восстановленного» НДС.

Как сформировать учетную политику по НДС

Плательщики НДС должны разработать бухгалтерскую и налоговую учетную политику.Как это сделать, читайте в нашей статье «Учетная политика по НДС».

Учетная политика — это документ, регламентирующий способы ведения учета внутри организации. В плане НДС обязательно зафиксируйте:

  • порядок ведения раздельного учета операций, облагаемых и необлагаемых НДС — без этого вы не имеете право заявлять НДС к вычету;
  • перечень товаров и услуг, «входящий» НДС по которым распределяется расчетным способом;
  • критерии отнесения расходов к облагаемой и необлагаемой налогом деятельности;
  • используется или нет правило 5 %, про которое мы подробно рассказали в статье «Правило 5 % по НДС в 2021 году»;
  • применение льгот по НДС;
  • порядок оформления счетов-фактур;
  • описание синтетических и аналитических счетов учета НДС;
  • формы-справок расчетов по НДС;
  • порядок хранения налоговых документов и так далее.

Какие регистры используют в налоговом учете НДС

Регистры — это источники информации, в которых фиксируются и накапливаются сведения из первички, бухгалтерских справок и так далее. Их используют для систематизации данных за отчетный период.

Разрабатывая аналитические регистры, налогоплательщик должен следить, чтобы они содержали следующие реквизиты:

  • наименование;
  • период составления;
  • измерители в натуральном и денежном выражении;
  • наименование и содержание операции;
  • подпись лица, ответственного за ведение регистра.

Для целей налогового учета по НДС применяют три основных регистра, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137:

  • книга покупок;
  • книга продаж;
  • журнал регистрации счетов-фактур.

В книгах покупок и продаж налогоплательщик фиксирует полученные и выданные счета-фактуры с указанием суммы и НДС с разбивкой по ставкам.

Журнал учета счетов-фактур сейчас используют только в посреднической деятельности. Например, при работе по агентским договорам или договорам комиссии. Подробнее про НДС у посредников мы рассказывали в статье «НДС при посреднических операциях».

Информация из этих регистров попадает в Декларацию по НДС, утвержденную Приказом ФНС РФ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@. Книга покупок — формирует сумму «исходящего» за отчетным период НДС, а книга продаж — сумму «входящего» НДС.

Как вести налоговый учет продаж с НДС

При продаже товаров или услуг вы можете использовать различные ставки НДС: 0%, 10% или 20%. Налоговый учет должен быть построен так, чтобы суммы по различным ставкам учитывались на разных аналитических счетах.

При продаже нужно оформить счет-фактуру с выделенной ставкой и суммой НДС. Затем зарегистрировать его в книге продаж. Если компания освобождена от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ, то счет-фактуру выставить без НДС, но в книге продаж фиксировать. А вот если вы выставляете счет-фактуру по операции, освобожденной от НДС на основании ст. 149 НК РФ, регистрировать его в книге продаж не нужно.

Для ведения достоверного налогового учета важно соблюсти три правила:

  • цены в документах должны соответствовать рыночным;
  • место реализации товаров и услуг — Россия;
  • НДС начисляется в момент отгрузки или в момент получения аванса, зависит от того, что наступит раньше.

Как вести налоговый учет покупок с НДС

При покупке товаров с НДС поставщик будет выставлять вам счета-фактуры. Их нужно сразу регистрировать в книге покупок. При это необходимо вести раздельный учет «входящего» НДС по операциям облагаемым и необлагаемым налогом. НДС с операций, участвующих в налогооблагаемой деятельности, фиксируется на счете 19.

Кроме того, чтобы принять НДС к вычету, необходимо проконтролировать соблюдение следующих условий:

  • у вас есть правильно оформленный счет-фактура от поставщика;
  • поступление участвует в операциях облагаемых НДС;
  • НДС перечислен поставщику;
  • полученные ТМЦ оприходованы в бухучете.

Как вести учет НДС с авансов

Аванс — это деньги, которые вы перечислили поставщику в качестве оплаты за будущую поставку или которые вы получили от покупателя за предстоящую поставку. На любую из этих операций в течение 5 дней нужно выставить счет-фактуру.

Сформированную счет-фактуру фиксируем в книге покупок или продаж. В таком случае образуется «входящий» или «исходящий» НДС: принятый к вычету налог после факта отгрузки нужно будет восстановить. Подробнее читайте в нашей статье «Как восстановить НДС с выданных авансов».

НДС с авансов учитывайте на отдельных субсчетах бухгалтерского учета. Для авансов от покупателей откройте субсчет к счету 62, а для авансов поставщикам — к счету 60.

Вот пример проводок, которые нужно составить при получении аванса от покупателя.

Дебет Кредит Описание
51 62.2 Получена предоплата от покупателя
76.АВ 68.2 Начислен НДС с аванса к уплате
62.1 90.1 Товары реализованы у покупателя
90.3 68.1 Начислен НДС с суммы отгрузки
62.2 62.1 Зачтен ранее полученный аванс от покупателя в счет оплаты отгрузки
68.2 76.АВ Восстановлен НДС с аванса

Какие бухгалтерские проводки используют для учета НДС

В таблице мы собрали основные проводки, с которыми сталкивается бухгалтер, работающий с НДС.

Дебет Кредит Описание
90 68 Начислен НДС с суммы реализации
91 68 Начислен НДС с суммы реализации (если использовали счет 91)
19 60 Начислен «входящий» НДС с приобретенных ТМЦ
68 19 НДС предъявлен к вычету
20/23/25/26/29/44 19 Списан НДС по ТМЦ и услугам, которые используются в не облагаемой налогом деятельности
20/23/29 68 Восстановлен НДС, предъявленный ранее к возмещению, по ТМЦ и услугам, которые используются в не облагаемой налогом деятельности
76 68 Начислен НДС с полученного от покупателя аванса
68 76 Произведен зачет НДС с полученного аванса при отгрузке
08 68 НДС учтен в стоимости строительно-монтажных работ
91 68 Начислен НДС при безвозмездной передаче ТМЦ
68 51 Оплата НДС с расчетного счета

Для целей налогового учета НДС рекомендуем сервис Контур.Бухгалтерия. В программе можно вести раздельный учет операций, заполнять книги покупок и продаж, формировать и проверять налоговую декларацию по НДС. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Стандарт – это определенная норма, закрепленная документально. Что касается бухучета, к нему существуют определенные требования, декларирующие минимальные нюансы и допустимые способы ведения. Их и называют стандартами.

Познакомимся подробнее с отраслевыми стандартами бухучета, в отличие от федеральных и внутренних.

Виды стандартов для ведения учета

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06 декабря 2011 года в ч. 1 ст. 21 выделяет такие виды стандартов для учета:

  • федеральные – установленные законодательством страны, актуальны для любых организаций, действующих на территории Российской Федерации;
  • отраслевые – принятые нормативными документами по соответствующей области деятельности;
  • внутренние – принимаемые локальными актами каждого отдельного предприятия.

ВАЖНО! Федеральные и отраслевые стандарты являются обязательными к применению. Разрабатывая внутрифирменные стандарты, организация должна позаботиться о том, чтобы они не противоречили отраслевым и федеральным.

Особенности отраслевых стандартов

Отраслевые стандарты – это правила, регулирующие применение федеральных стандартов бухучета в разных отраслях функционирования, создающиеся с учетом нюансов отдельных видов деятельности (отраслей) или их направлений.

Принципы составления отраслевых, как и иных стандартов бухучета, направлены на его регулирование:

  • приведение требований в соответствие с потребностями людей и организаций, составляющих и получающих бухгалтерскую отчетность;
  • достижение современного уровня развития практики и научных методов финансового учета;
  • организация единства правил для различных систем бухгалтерского учета;
  • упрощение учета и отчетности (для тех категорий, имеющих право применять упрощенные методы бухгалтерии).

К СВЕДЕНИЮ! Категорически не допускается, чтобы полномочия по принятию отраслевых стандартов и контролю в сфере финансового учета пересекались.

Общее между федеральными и отраслевыми стандартами

  1. Регулируют способы бухгалтерского учета в организации.
  2. Безоговорочно обязательны к применению.
  3. Устанавливают:
    • минимально необходимые правила ведения бухгалтерского учета;
    • допустимые методы учета.

Отличия отраслевых стандартов от федеральных

  1. Отраслевые стандарты конкретизируют федеральные.
  2. Имеют более элементарный механизм использования.
  3. Принимается во внимание вид деятельности, для которого они создаются.
  4. Могут быть утверждены только по результатам экспертизы в Совете по стандартам.

Отраслевые стандарты могут быть универсальными для отдельных направлений деятельности, детализировать специальные правила к бухучету или же раскрывать особенности его ведения в конкретных сферах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В свете постепенного перехода к международным стандартам учета (МСФО) разработка и использование отраслевых стандартов являются весьма целесообразными. Центробанк РФ, регулирующий отечественный рынок, активно занимается разработкой и внедрением стандартов для всех основных отраслей, действующих сегодня в различных экономических секторах.

Поводы для разработки отраслевых стандартов

Помимо необходимости приближения требований учета к международным, Банк РФ руководствуется следующими соображениями, диктующими появление разнообразных отраслевых стандартов:

  • стремлением к универсальности бухгалтерской отчетности;
  • желанием повысить информативность подаваемых форм;
  • планируемым в ближайшем будущем переходом на план бухгалтерских счетов, единый для кредитных и некредитных финансовых организаций.

Отраслевые стандарты постоянно пополняются и внедряются в жизнь организаций постепенно, по мере их принятия и утверждения в Совете по Стандартам.

Что входит в отраслевые стандарты

Отраслевые требования к способам и методом бухучета конкретизируют особенности применения федеральных, поэтому содержат ту же информацию, но имеющую специфичный характер:

  • сведения об объектах бухучета, их определении и классификации;
  • правила их принятия к учету и списания;
  • методы, по которым устанавливается их стоимость;
  • применяемый план бухгалтерских счетов;
  • требования к финансовой отчетности и др.

Примеры отраслевых стандартов

Выпуская новый отраслевой стандарт, Банк РФ размещает его на своем официальном сайте. Кроме уже утвержденных, там содержатся проекты стандартов, готовящихся к экспертизе. Относительно каждого из опубликованных Положений Банк России публикует специальные разъяснения и инструкции. Приведем примеры самых «свежих» новинок отраслевых стандартов от Банка РФ.

Новшества 2018 года

Банк России стал исполнять новые, дополнительные функции: по регулированию отраслевых требований к бухгалтерскому учету отдельных видов деятельности. Например, ранее контроль для некредитных финансовых организаций выполняли Финансовая служба по финансовым рынкам и Федеральная служба страхового надзора, а сами требования разрабатывал Минфин РФ. Для НФО с 1 января 2018 года начинают действовать отраслевые стандарты, принятые Банком России: эти организации должны перейти на новый ПБУ.

Для создания Положений относительно бухучета в НФО Банк России использовал базу, ранее разработанную им относительно КФО. Многие пункты остались аналогичными, но есть и новшества, связанные с повсеместным сближением с МСФО.

СПРАВКА! Если в положениях, принятых Банком РФ как главным регулятором рынка, какие-либо вопросы не нашли урегулирования в соответствующих нормативных актах, рекомендуется пользоваться требованиями МСФО.

Специализированные организации готовы помочь руководству предприятий оперативно перейти на новые способы ведения учета, оказав содействие в:

  • формулировании учетной политики;
  • соотнесении имеющихся ПБУ с отраслевыми и федеральными стандартами;
  • нумерации новых лицевых счетов;
  • разработке методики оценки активов и обязательств;
  • автоматизации бухучета по новым требованиям.

Специалисты готовы обучать и консультировать работников бухгалтерской сферы по любым вопросам, связанным с переходом на новый уровень учета финансовой деятельности.

Бухгалтерский учет — сфера, работа в которой регламентирована законодательством. Поэтому, отвечая на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, нужно помнить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета — сложная, многокомпонентная система с несколькими уровнями иерархии. Ее развитию государство уделяет значительное внимание. Это связано с необходимостью формировать объективную информацию о состоянии бизнеса, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Постоянно меняющиеся запросы бизнеса на местном, международном уровнях, требуют современной адаптации положений учета. Активное участие российских организаций во внешнеэкономической деятельности, взаимопроникновение российских и иностранных инвестиций диктует бизнесу применение общих подходов к составлению бухгалтерской отчетности, а именно стандартов МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности, IFRS англ. International Financial Reporting Standards). В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО.

Для чего необходима система нормативной документации бухгалтерского учета

Главная цель системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, независимо от того, какими нормативными документами регламентируется процесс в конкретный момент, – это установление единых требований к к учету, отчетности, а также создание правового механизма для всех субъектов экономической деятельности. Информация, составляющая бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должна быть полезной, открытой и доступной всем пользователям этой отчетности: собственникам бизнеса, инвесторам, кредиторам, контролирующим органам, менеджменту экономического субъекта.

Важный фактор достижения общего понимания в оценке показателей отчетности для российских и иностранных партнеров, участников внешнеэкономической деятельности, — сближение стандартов РСБУ с правилами МСФО. Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации.

Приказом Минфина РФ от 28.04.2017г. № 69н установлен приоритет МСФО в очередности выбора способов учета в случае, когда федеральные и отраслевые стандарты не содержат необходимых правил.

Существенный фактор для принципа рационального ведения учета — сближение бухгалтерских и налоговых правил, что значительно облегчает взаимодействие с налоговыми органами при проверках.

В российской практике Правительство РФ постоянно совершенствует систему бухгалтерского учета, чтобы она могла решать задачи.

Пути совершенствования системы бухучета:

  • оптимизации качества, достоверности сведений отчетности;
  • увеличения гибкости системы регулирования БУ — прямого взаимодействия органов власти, бухгалтерского сообщества на основе разумного сочетания и дополнения;
  • повышения эффективности контроля в отношении квалификации специалистов, которые занимаются ведением БУ и аудитом отчетности;
  • соответствия запросам пользователей отчетности, уровню развития науки и практики БУ;
  • эффективного международного взаимодействия представителей бизнеса в условиях рыночной экономики
  • применения признанных в международной практике принципов учета и отчетности.

Чтобы достичь этих и других целей, нормативные документы должны быть собраны в четкую, логически выстроенную систему. В России у нее четыре основных уровня иерархии.

Структура нормативной документации

Систему бухгалтерского учета в России определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.

Законодательство РФ в этой сфере состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов.

Свод федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов в Законе N 402-ФЗ не приводится, то есть в систему законодательства входят все федеральные законы. На практике специалисты БУ в своей работе обращаются прежде всего именно к этому закону, затем, в случае необходимости, используют нормы иных федеральных законов, раскрывающих правила осуществления того или иного факта хозяйственной жизни. К ним относятся: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и другие законы.

Правила Закона 402-ФЗ обязательны к применению для всех экономических субъектов в РФ: организаций всех видов (в т. ч. госорганов и некоммерческих организаций), индивидуальных предпринимателей, иностранных филиалов и представительств.

В основном бухгалтерском Законе (N 402-ФЗ) выделены четыре уровня документов в области регулирования бухгалтерского учета:

  • федеральные стандарты по бухгалтерскому учету;
  • отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта.

Поясним, что Стандарт БУ – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Иерархия уровней регулирования бухгалтерского учета в РФ включает:

  • федеральный уровень (законодательство и стандарты);
  • отраслевой нормативный уровень (отраслевые стандарты);
  • методологический уровень (рекомендации, письма, разъяснения, различная информация);
  • уровень экономического субъекта (внутренние положения).

Основными органами государственного регулирования бухгалтерского учета в России являются Минфин РФ, Центробанк РФ. Они утверждают федеральные и отраслевые стандарты в пределах своей компетенции.

В полномочия Центробанка РФ входит утверждение стандартов для кредитных и некредитных финансовых организаций. К некредитным финансовым организациям относятся в частности: профессиональные участники рынка ценных бумаг, различные инвестиционные фонды, различные финансовые кооперативы, микрофинансовые организации, ломбарды.

Федеральные стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ и издаются в виде Приказов Минфина РФ и Положений (Указаний) Центробанка.

Отраслевые стандарты также могут утверждаться отдельными Министерствами в пределах своей отраслевой принадлежности. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. К ним относятся различные методические рекомендации по бухгалтерскому учету Минсельхоза, Роскомторга, Минтранса, Госстроя РФ.

Отраслевые стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами отрасли, если иное прямо не указано в самом стандарте и издаются в виде Приказов соответствующих Министерств.

Методологический уровень регулирования бухгалтерского учета реализуется изданием рекомендаций в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию БУ, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета. Рекомендации, в основном, разрабатываются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета и применяются на добровольной основе.

К субъектам негосударственного регулирования в частности относятся: саморегулируемые организации аудиторов, профессиональных бухгалтеров, микрофинансовых организаций и другие.

Четвертый уровень регулирования бухгалтерского учета осуществляется непосредственно в экономическом субъекте путем самостоятельной разработки и утверждения учетной политики, положений и правил, которые закрепляются приказами или распоряжениями руководителя экономического субъекта. Эти стандарты применяются всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения, а также дочерними обществами в случаях, предусмотренных учетной политикой основного общества.

Стандарты всех уровней не должны противоречить друг другу, а лишь дополнять и конкретизировать общие правила для их адаптации в конкретной экономической работе.

Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности определены в Законе №402-ФЗ.

Закон о бухгалтерском учете включает четыре раздела, в которых:

  • сформулированы определения, объекты и задачи бухгалтерского учета;
  • указаны ключевые законодательные акты, которыми регламентируется бухгалтерский учет;
  • перечислены требования к ведению бухгалтерского учета и документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, оценке активов/обязательств, проведению инвентаризаций, организации внутреннего контроля;
  • определены состав, правила оформления и сдачи отчетности;
  • указаны документы, регулирующие бухгалтерский учет, порядок их соответствия и применения;
  • определены субъекты регулирования учета, даны ответы на вопросы:

- кто выполняет функции государственного регулирования, утверждая федеральные и отраслевые стандарты,

- кто участвует в негосударственном регулировании, разрабатывая эти стандарты, а также различные рекомендации, инструкции и т.д.

  • определены правила хранения/архивирования документов бухгалтерского учета.

Закон на государственном уровне определяет обязанность для каждого экономического субъекта вести бухучет, формировать отчетную документацию и обеспечивать непрерывность, полноту и достоверность представленной в отчетности информации.

Непосредственное нормативное регулирование бухгалтерского учета. Правовой статус документов.

Выделим три «практических» уровня определяющих правовое значение для участников экономической деятельности документов, регламентирующих бухгалтерский учет в РФ. Они объединяют все документы, в которых сформулированы руководства, правила, порядок организации бухгалтерского учета, изданные как органами власти, так и ответственными лицами экономических субъектов.

Первый уровень представляют документы обязательные для применения, изданные органами исполнительной власти и обладающие статусом нормативных документов в контексте правоприменительной практики. Порядок издания этих документов определен правилами, установленными на государственном уровне (регистрация, публикация).

К ним относятся:

  • закон о бухгалтерском учете (отраслевые и иные федеральные законы);
  • приказы Минфина РФ, Положения и Указания Центробанка РФ (федеральные стандарты – это ПБУ);
  • приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания Центробанка (отраслевые стандарты).

На сегодняшний день утверждены и действуют 24 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Внесением изменений в Закон 402-ФЗ (Закон 160-ФЗ от 18.07.2017г.) всем ПБУ, изданным после 1 октября 1998 года включительно, присвоен статус федеральных стандартов, кроме Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ № 34н). Представители Минфина считают, что многие правила этого Положения устарели и изменены, поэтому этот документ не может претендовать на статус федерального. Но правила Положения продолжают действовать, и обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ.

Положения определяют правила выполнения основных учетных процессов. Они охватывают вопросы:

  • учетной политики и формирования отчетности;
  • учета по отдельным направлениям — от активов/обязательств и МПЗ до договоров строительного подряда или информации о связанных сторонах;
  • признания доходов и расходов предприятия, событий после отчетной даты, условных фактов деятельности и оценочных обязательств;
  • учета расходов по их обслуживанию.

На втором уровне регламентных документов выделяем методические рекомендации, инструктивные указания, письма Минфина и ФНС, других Министерств, разъясняющие общие правила применения нормативных документов и отдельные учетные ситуации.

Документы этого уровня не считаются нормативными в области бухгалтерского учета, носят рекомендательный характер и не обязательны к применению.

План счетов и инструкцию по его применению можно выделяют как наиболее значительный документ этого уровня.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000г. и Инструкция к нему применяется в организациях РФ всех форм собственности и организационно-правовых форм, но это не нормативный документ.

Письма Минфина и ФНС РФ, также не носят нормативно-правовой характер, но они значимы для правоприменительной практики, так как помогают участникам споров объективно рассматривать конкретные сделки, их налоговые последствия. При защите своих интересов налогоплательщик вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России, но должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах.

Руководители Минфина РФ указывают, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам уплаты налогов и сборов, может освободить его от ответственности только в том случае, если эти разъяснения даны персонально ему или были направлены неопределенному кругу лиц, что указывается в письме.

По налоговым спорам официально признанный Минфином РФ в 2013 году приоритет постановлений, решений, информационных писем ВАС РФ и Верховного Суда РФ.

Третий уровень — документы, обязательные не для всех организаций, а для конкретной организации. Кроме учетной политики, к ним относятся положения, которые утверждает руководитель хозяйствующего субъекта. Это локальные нормативные акты. Внутренние положения охватывают вопросы бухгалтерского и налогового учета, документооборота, внутреннего контроля, положений об оплате труда и премировании, внутреннего распорядка, командировочных расходах, эксплуатации автомобильного транспорта и другие аспекты деятельности организации.

Несмотря на то, что внутренние стандарты экономического субъекта правомерны только для конкретной компании, оформлять их нужно по общим правилам. Содержание этих документов имеет существенное значение для экономического обоснования расходов организации в целях налогообложения прибыли.

Представим в виде таблицы различия в статусе документов, регламентирующих бухгалтерский учет.

Читайте также: