Облагается ли ндс реализация товаров за пределами рф

Опубликовано: 26.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 февраля 2018 г. N 03-07-08/11188 О применении НДС в отношении реализуемого российской организацией иностранному покупателю товара, право собственности на который переходит на территории РФ, и товар до момента вывоза с территории РФ в таможенной процедуре экспорта подлежит хранению у поставщика

Вопрос: ПАО (Поставщик) заключает экспортный контракт, по условиям которого право собственности на товар переходит к Покупателю на территории иностранного государства. По указанному контракту в счет поставки товаров Поставщиком получен аванс. В связи с тем, что реализация данных товаров должна была облагаться НДС по ставке 0%, налог с полученного аванса Поставщиком не уплачивался (абз. 4 п. 1 ст. 154 НК РФ).

В дальнейшем к экспортному контракту заключено дополнительное соглашение, согласно которому право собственности на экспортируемый товар переходит от Поставщика к Покупателю на территории РФ, при этом товар подлежит хранению на территории Поставщика до момента распоряжения Покупателя - иностранной организации осуществить отгрузку.

Согласно позиции Минфина, изложенной в ответ на запрос относительно порядка обложения НДС в аналогичной ситуации в Письме от 31.01.2013 N 03-07-08/1914, в случае если товар не отгружается и не транспортируется, но переходит передача права собственности на этот товар, то такая передача права собственности в целях НДС приравнивается к его отгрузке. Поэтому товары, реализуемые российской организацией по экспортному контракту, предусматривающему переход права собственности на товары к иностранному покупателю на территории РФ до их отгрузки и вывоза за пределы территории РФ, в том числе в соответствии с таможенной процедурой экспорта, подлежат налогообложению НДС на основании положений п.п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ в размере 18% в том налоговом периоде, на который приходится передача права собственности на эти товары.

Прошy разъяснить, следует ли ПАО начислить НДС с аванса, полученного по данному экспортному контракту и представить уточненную налоговую декларацию по НДС за период получения аванса?

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении реализуемого российской организацией иностранному покупателю товара, право собственности на который переходит на территории Российской Федерации, и товар до момента вывоза с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта подлежит хранению у поставщика, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Согласно пункту 9 статьи 167 Кодекса при реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость. В случае непредставления указанных документов в установленный 180-дневный срок налог на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров.

Таким образом, при реализации российской организацией иностранному покупателю товара, право собственности на который переходит на территории Российской Федерации, и товар до момента вывоза с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта подлежит хранению у поставщика, определение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость осуществляется в вышеуказанном порядке и не зависит от момента перехода права собственности на товары.

На основании положений пункта 1 статьи 154 Кодекса в налоговую базу не включается оплата (частичная оплата), полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Кодекса облагаются налогом по нулевой ставке. В связи с этим исчислять налог на добавленную стоимость по предварительной оплате, полученной от иностранного покупателя в счет поставки вышеуказанных товаров, не требуется.

Что касается письма Минфина России от 31 января 2013 г. N 03-07-08/1914, упоминаемого в письме, то данным письмом разъяснен порядок применения налога на добавленную стоимость при реализации российской организацией по договору с иностранным лицом товаров, вывоз которых с территории Российской Федерации не осуществлялся в течение вышеуказанного 180-дневного срока.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Обзор документа

При реализации товаров на экспорт применяется нулевая ставка НДС при условии представления в налоговые органы подтверждающих документов.

В данном случае налоговая база определяется на последнее число квартала, в котором собран полный пакет подтверждающих документов. Если документы не представлены в 180-дневный срок, НДС уплачивается в бюджет за налоговый период, на который приходится отгрузка товаров.

В рассматриваемой ситуации российская организация реализует иностранному покупателю товар. Право собственности переходит еще на территории России. Товар до момента экспорта хранится у поставщика. Разъяснено, что налоговая база по НДС определяется в вышеуказанном порядке. При этом не имеет значения момент перехода права собственности.

Исчислять НДС по предоплате, полученной от иностранного покупателя, не требуется.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Разве такое бывает, чтобы при реализации товаров (работ, услуг) за пределами территории РФ начислялся НДС по российским правилам налогообложения? Оказывается, бывает, и с отдельными такими не очевидными на первый взгляд исключениями автор хотел бы познакомить читателя. При этом позиция чиновников не является истиной в последней инстанции, если у читателя есть свое мнение и оно обосновано, то его можно попробовать отстоять в суде. Но не будем спешить, обо всем по порядку.

Вводим в курс дела

Выделим три основных стандартных маршрута перевозки, проходящих:

  • на территории РФ (пункты отправления и назначения находятся в России);
  • за территорией РФ (пункты отправления и назначения находятся за рубежом);
  • на и за территорией РФ (один из пунктов отправления или назначения находится в России, а другой – за рубежом).
Налогообложение полученных доходов во всех перечисленных ситуациях различно. Так, при оказании транспортных услуг на территории РФ она признается местом реализации данных услуг и возникает объект налогообложения (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Если перевозка пассажиров или грузов проходит полностью за территорией РФ, то она не признается местом их реализации и объекта налогообложения не возникает (пп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Такие достаточно очевидные и логичные выводы приведеныв Письме Минфина России от 20.07.2012 № 03‑07‑08/199, и нет оснований с ними не согласиться.

В данном разъяснении также упомянуто и налогообложение по нулевой ставке, которая, как известно, применяется к экспорту товаров (работ, услуг). При организации международных перевозок (между несколькими государствами) один из пунктов назначения должен находиться на территории РФ, чтобы она была признана местом оказания услуг (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) и возник объект налогообложения (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), а перевозчик применил бы нулевую ставку (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом чиновники предупреждают, что законодательством не предусмотрено применение нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых при организации перевозок товаров только в пределах России или только за пределами территории РФ.

Подведем итог: в первой ситуации (при перевозках внутри РФ) доходы облагаются НДС по ставке 18%, во второй ситуации (при перевозках за рубежом) вообще не возникает объекта налогообложения и, наконец, в третьей ситуации (при перевозках из РФ за рубеж или обратно) исполнитель транспортных услуг вправе воспользоваться нулевой ставкой.

Еще одна достаточно распространенная ситуация – это перевозки внутри Таможенного союза. Например, из России в Белоруссию или из Казахстана в Россию. Такие перевозки признаются международными (пункт отправления или назначения в разных государствах) и облагаются по нулевой ставке. Причем облагаются они в России только тогда, когда перевозчик является резидентом РФ и местом оказания услуг признается территория РФ. Это следует не только из п. 4.1 ст. 148 НК РФ, но и из норм Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ,оказании услуг в Таможенном союзе (далее – Протокол).

Согласно международному документу взимание косвенного налога при оказании услуг производится в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг, в соответствии с налоговым законодательством данного государства. При этом местом реализации услуг по перевозке или транспортировке товаров, оказываемых налогоплательщиком государства – члена Таможенного союза, признается территория этого государства. Проще говоря, местом реализации услуг, оказываемых российской компанией, по перевозке товаров автомобильным транспортом признается территория РФ и налогообложение таких услуг осуществляется по правилам российского Налогового кодекса. А им (в частности, пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ) предусмотрена нулевая ставка как в отношении услуг по перевозке товаров с территории РФ на территорию государств – членов Таможенного союза, так и в обратном направлении – из республик Казахстан и Беларусь в Россию(Письмо Минфина России от 21.02.2014 № 03‑07‑13/1/7379).

Надеемся, читателю все ясно. Теперь можем перейти к нестандартной ситуации при оказании транспортных услуг.

Даем вводную

Как бы там ни было, нестандартная ситуация имеет место быть и разбираться с ней нужно в первую очередь исходя из положений Протокола. Согласно ему (внимание!) местом реализации услуг по перевозке или транспортировке товаров, оказываемых налогоплательщиком государства – члена Таможенного союза, признается территория этого государства. Если на минуточку задуматься, то данную норму можно трактовать как применяемую при оказании услуг внутри Таможенного союза. Вряд ли законодатели предполагали, что нормы Протокола будут использоваться при решении вопросов налогообложения, выходящих за пределы этого межгосударственного союза.

Но финансисты руководствуются названным Протоколом буквально и делают вывод, что местом реализации услуг, оказываемых российской организацией, по перевозке товаров автомобильным транспортом в рассматриваемой ситуации (при перевозке из Белоруссии в страну Евросоюза) признается территория РФ. Как такое может быть? Согласитесь, это нонсенс – считать местом оказания транспортных услуг Россию, если ни одного метра маршрута не проходит по ее территории. Чиновники делают такой вывод на основании того, что сделка заключена между компаниями, представляющими страны Таможенного союза, а исполнитель является резидентом РФ.

Чиновники, давая свои разъяснения, почему‑то посчитали уместным вспомнить то, что в силу пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка НДС применяется в отношении услуг по международной перевозке товаров, в том числе автомобильным транспортом, между пунктами отправления и назначения груза, один из которых расположен на территории РФ, а другой – за пределами России. Так как в нестандартной ситуации оба пункта (отправления и назначения) находятся за границей РФ, то такая международная перевозка не подпадает под «нулевое» (экспортное) обложение указанным налогом.

А значит, транспортировка товаров от пункта отправления, расположенного на территории Республики Беларусь, до пункта назначения, расположенного на территории стран Европейского союза, облагается по традиционной ставке НДС (18%). Для перевозчика это весьма неприятная новость. Почему? Потому что начисли он НДС, ему практически нечего будет поставить к вычету, так как транспортные услуги оказываются за рубежом и, если поставщики и предъявляют к уплате косвенный налог, его нельзя поставить к вычету. Да и само увеличение налоговых обязательств не обрадует ни перевозчика, ни его партнера…

Однако напомним, что рекомендации финансистов не являются нормативным актом и имеют разъяснительный характер. То есть, кто не согласен, может поступать по‑своему. Автор частично высказал свое мнение, не соглашаясь с тем, что в рассматриваемой ситуации местом реализации транспортных услуг является территория РФ.

Какие привести контраргументы?

Приверженцы позиции чиновников могут указать на то, что транспортные услуги опять же прямо не поименованы в ст. 3 Протокола, а значит, определять место их оказания нужно исходя из резиденства исполнителя услуг. Это правило применяется также при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств. Но у нас перевозка, а не аренда и не лизинг, поэтому ставить знак равенства здесь не стоит. Отнесение транспортных услуг к прочим, в отношении которых есть неопределенность и которые облагаются у их исполнителя, также не железный аргумент. Можно обратиться к документам, подтверждающим место реализации работ (услуг). К ним относятся:

  1. договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками (плательщиками) государств – членов ТС;
  2. документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;
  3. иные документы, предусмотренные законодательством государств – членов ТС.
Первый из названных документов в нашей ситуации заключен между участниками Таможенного союза, значит, он свидетельствует о том, что местом реализации оказываемых услуг является одна из стран данного союза, возможно, это Россия. Однако второй документ (акт о выполнении работ, оказании услуг) как раз говорит об обратном: о том, что транспортные услуги фактически оказывались вообще за пределами России. Значит, по меньшей мере странно ее территорию признавать местом реализации таких услуг.

Кстати, рассматриваемый Протокол вскоре утратит силу. Это произойдет, как только получит путевку в жизньДоговор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в г. Астане 29.05.2014. К нему есть отдельный протокол (приложение 18) о порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. По сути, он копирует предшественника – указанный таможенный Протокол, который, как мы успели убедиться, не учитывает всех возможных ситуаций, поэтому в нестандартных случаях и возникают налоговые обязательства там, где их, по идее, быть не должно. Что же делать?

Как разрешить нестандартную ситуацию?

Другой вариант исключения одной из сторон договора на транспортное обслуживание из числа тех, кто является резидентом государства – члена Таможенного союза, следующий: можно обязанность по доставке груза попробовать переложить с его отправителя на получателя в Европейском союзе. Тогда налогообложение будет регулироваться по соглашениям, заключенным Республикой Беларусь с одним из государств данного союза, резидентом которого является исполнитель услуг.

Таким образом, освободиться от российского косвенного налогообложения за рубежом в рассматриваемой ситуации можно, если услуги будет оказывать нерезидент РФ. Если же все‑таки исполнителем является российская транспортная компания, а участок от Белоруссии до страны Евросоюза считается продолжением перевозки груза из России в Белоруссию, то целесообразно объединить два контракта и участка в один, в котором пункт отправления находится в РФ, а пункт назначения – за рубежом. И не важно, что часть маршрута проходит по территории Таможенного союза, перевозка для целей косвенного налогообложения считается международной и к ней применяется нулевая ставка налога [1] .

А можно ничего не менять и считать, что оказываемые услуги не признаются объектом российского косвенного налогообложения исходя не из казуистики, а из реального положения вещей (фактического оказания услуг за пределами территории РФ). Тогда нужно быть готовым к тому, чтобы отстаивать эту позицию, в том числе и в судебном порядке.

Подведем итог. Оказание транспортных услуг российским перевозчиком за рубежом (когда пункты отправления и назначения находятся за пределами территории РФ) в общем случае не является объектом российского косвенного налогообложения, но в частной ситуации, когда заказчиком услуг считается резидент государства Таможенного союза, в силу неоднозначных норм таможенного законодательства и фискальной позиции чиновников российскому перевозчику нужно быть готовым к налоговым претензиям. Отстаивать свою позицию в суде придется уже опираясь не на нормы соглашения по косвенному налогообложению в Таможенном союзе, а на аналогичный документ Евразийского союза.

[1] Дополнительно см. статью М. С. Пархомова «О ставке НДС при реализации транспортно-экспедиционных услуг по международным перевозкам», № 5, 2014.

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Кто платит «импортный» НДС

НДС при импорте товаров

НДС при покупке товаров и услуг за рубежом уплачивает покупатель, купивший эти товары и находящейся в пределах юрисдикции Российской Федерации. Этот вид налога уплачивают вне зависимости от применяемой системы налогообложения — общей, специальной или упрощенной. «Импортный» НДС уплачивают все субъекты предпринимательской деятельности — как организации любого размера, так и индивидуальные предприниматели.

Кому платят НДС при импорте товаров

Если товар ввезен с территории государства, с которым Российская Федерация осуществляет таможенный контроль на общих основаниях, НДС на импорт уплачивают таможенным органам РФ в соответствии с п. 1 ст. 174 НК, ст. 61 ТК ЕАЭС. Если же товар ввезен с территории государства, с которым Российская Федерации имеет международные договоры, отменяющие таможенное оформление и таможенный контроль, НДС на импорт товаров уплачивается в ИФНС Российской Федерации.

За что начисляют и платят НДС при импорте

«Импортный» НДС уплачивают за товары и услуги, приобретенные у зарубежной стороны. НДС при покупке иностранной услуги уплачивают, если эта услуга реализуется на российской территории.

При покупке за рубежом товаров, предназначенных для оказания бесплатной помощи, культурных ценностей, приобретенных государственными учреждениями РФ, материалов для изготовления иммуно-биологических препаратов, НДС не уплачивается. Однако, при покупке за рубежом медицинских товаров такого рода важно дополнительно удостовериться, что их аналогов нет на российском рынке. Только в этом случае их приобретение освобождается от уплаты НДС.

До конца 2020 года освобождена от «импортного» НДС покупка племенных животных за рубежом, если есть разрешение на их ввоз. Есть и иные товары, освобожденные от НДС при импорте: их перечень определен правительственным Постановлением от 20.10.2016 № 1069.

Сколько НДС платят импортеры

Размер НДС при покупке товаров за рубежом зависит от их типа и может составлять 0%, 10% или 20% (на основании п. 5 ст. 164 Налогового Кодекса РФ). Для каждого класса товаров «импортный» НДС рассчитывается по отдельности, а затем суммируется по специальным правилам.

Нулевая ставка НДС действует при закупке за рубежом товаров и услуг, официально приобретаемых международными организациями. Ставка НДС в размере 10% распространяется на импорт ряда продовольственных товаров, детских товаров и лекарственных средств. Импорт бытовой техники и оборудования облагается НДС по ставке 20%. Таможенная стоимость импортного товара определяется исходя из стоимости сделки либо иными способами.

Для расчета суммы НДС при импорте из государств-участников ЕАЭС применяется такая формула:

Сумма налога = Налоговая база * Ставка НДС, где Налоговая база = Стоимость приобретаемого товара + Сумма акциза

Для расчета суммы НДС при импорте из иных государств применяется следующая формула:

Сумма налога = Налоговая база * Ставка НДС, где Налоговая база = Таможенная стоимость приобретаемого товара + Таможенная пошлина + Сумма акциза

Когда уплачивают «импортный» НДС и сдают декларацию

Налоговую декларацию НДС при закупке товаров в государствах-участниках ЕАЭС налогоплательщик обязан подать в налоговые органы по 20 число месяца, идущего за месяцем, в который товары ввезли в Россию. В соответствии с п.3 ст. 80 НК РФ декларацию по НДС при покупке товаров у государств-участников ЕАЭС подают в электронном виде организации с численностью работников более 100 человек за предшествующий год. Организациям меньшей численности можно подавать декларацию в бумажном виде.

При уплате НДС таможенным органам установлен особый порядок: налог нужно платить не в конце квартала, когда произошел фактический ввоз товара в РФ, а в одно время с уплатой всех таможенных платежей.

Налоговый вычет при уплате НДС или включение НДС в расходы

У налогоплательщика есть право принять сумму НДС к вычету, если товары ввозятся из стран Таможенного союза (государств-участников Евразийского экономического союза). Для этого необходимо выполнить условия в соответствии с пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ:

  • у налогоплательщика есть документы, которые подтверждают факт уплаты налога (таможенная декларация, платёжное поручение);
  • приобретенные товары приняты на баланс;
  • товар приобретен для целей, которые облагаются НДС.

Также обладают правом на налоговый вычет организации, применяющие Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Иногда вместо вычета НДС, который уплачен по товарам, ввезенным из государств-участников ЕАЭС, налог включают в стоимость покупаемых товаров. Такие ситуации описываются статьей 170 НК Российской Федерации.

Чтобы не допустить ошибок при расчете НДС, не начислить его дважды и иметь право на вычет, ведите учет в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Система подскажет, каких документов не хватает, чтобы оптимизировать налог, что нужно проверить для правильного расчета. В сервисе легко вести учет, платить налоги, начислять зарплату и сдавать отчетность через интернет. Большинство функций автоматизированы. Первые две недели все новички работают в сервисе бесплатно.

Вывоз товаров и собственной продукции за пределы России – финансово выгодная операция для налогоплательщиков. Законодательство предусматривает особенный порядок начисления и возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) для предприятий, участвующих в экспортной деятельности:

  • ставка НДС по отгруженным на экспорт товарам/услугам установлена в размере 0%;
  • налог, уплаченный при покупке предназначенных для вывоза за рубеж изделий, подлежит возмещению из государственного бюджета.

Ввиду необходимости возврата из бюджета уплаченного на российской территории НДС фискальные органы с особенным вниманием относятся к предприятиям, применяющим экспортные операции. Необоснованно заявленное возмещение НДС или несоблюдение регламента подтверждения права на применение льготной ставки налога чревато солидными доначислениями платежей в бюджет и штрафными санкциями.

Специфика экспортного НДС

При приобретении товаров или производстве собственной продукции/работ в стоимость единицы товара изначально заложен НДС, уплаченный поставщику. При перепродаже такого изделия на российской территории компания будет вынуждена 10% или 18% от суммы реализации заплатить в бюджет.

Если же этот товар продать иностранному предприятию, то обязанность уплачивать НДС у экспортера отпадает, поскольку для таких операций предусмотрено использование ставки НДС в 0%.

Пример

Как видно из примера, экспортные операции способны практически вдвое увеличить прибыль, что, несомненно, является выгодным для российской компании. Однако получение повышенного дохода связано с необходимостью подтверждения налоговым структурам применение нулевой ставки по НДС.

Как подтвердить нулевую ставку при экспортной операции

Перечень таможенной документации, прилагаемой к декларации по НДС и обосновывающий правомерное применение нулевой налоговой ставки, зависит от направления экспортных операций:

  • вывоз товаров в страны Евразийского экономического союза (бывшие республики СССР);
  • отгрузка в прочие страны, находящиеся за пределами ЕАЭС.

Экспорт в страны ЕАЭС

При перемещении товаров в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – Белоруссию, Армению, Казахстан или Киргизию – применяется упрощенный таможенный регламент, поэтому перечень документов, необходимых для обоснования применения ставки в 0%, достаточно ограничен. Продавец должен предъявить в налоговую службу следующие бумаги:

  • транспортные и товарные документы на экспортный груз;
  • заявительные документы на ввоз товаров и подтверждение уплаты покупателем косвенных налоговых платежей;
  • контракт между российским продавцом и покупателем из стран ЕАЭС.

Поскольку между таможенной и налоговой службами налажен двусторонний электронный обмен данными о ввозе/вывозе товаров, предъявление документов в бумажном варианте не обязательно. Фирме-экспортеру достаточно сформировать реестр необходимой документации в электронном виде и передать его в налоговую инспекцию.

Экспорт в другие иностранные государства

При экспорте товаров в страны, не входящие в ЕАЭС, подтвердить применение 0%-й ставки НДС можно соответствующими документами:

  • копия внешнеторгового контракта либо, при его отсутствии, акцепт или оферта;
  • договор оказания посреднических услуг – если экспорт осуществляется через третье лицо (поверенного, агента, посредника);
  • таможенная декларация (копия либо реестр в электронном виде);
  • товарные и транспортные документы (коносамент, грузовая накладная CMR, авиа- или комбинированные накладные).

Все предъявляемые документы должны иметь официальные пометки таможенных служб, свидетельствующие о фактическом вывозе товара с территории России.

Налоговые органы при камеральной проверке могут затребовать банковские выписки или счета-фактуры по экспортной сделке, поэтому продавцу целесообразно подготовить копии документов для приложения к декларации по НДС.

Срок подтверждения правомерности применения нулевой ставки и камеральная проверка

Налоговое законодательство предписывает продавцу-экспортеру в течение 180 календарных дней после того, как груз покинет пределы России, сформировать и предъявить в налоговую службу пакет необходимых документов.

После успешного подтверждения налогоплательщиком права на применение ставки НДС 0% ФНС приступает к камеральной проверке. При этом следует иметь в виду, что фискальный орган не контролирует правильность совершения отдельной экспортной операции – проверке подлежит весь налоговый период, когда совершена сделка.

В ходе осуществления камеральной проверки подлежит анализу:

  • наличие у экспортера ресурсов, необходимых для международной торговли – офиса, складов, укомплектованного штата сотрудников;
  • присутствие лицензионной и разрешительной документации;
  • своевременное заключение соглашений с транспортными и логистическими компаниями, осуществляющими перевозку экспортного груза.

Налоговые инспекторы, скорее всего, проведут встречные проверки, запросив накладные и счета-фактуры у поставщиков товара, вывезенного за границу.

Если экспортирующая фирма на протяжении последних 6 месяцев претерпела реорганизационные изменения (смена юридического адреса, процедуры слияния или присоединения), то внимание налоговой инспекции к ее внешнеторговой деятельности будет особенно пристальным.

Последствия несоблюдения экпортером предписанного регламента

Отсутствие полного пакета документов или нарушение срока представления их в налоговый орган оборачивается для экспортера следующими санкциями:

  • доначисление НДС по ставке 18% (10% – при экспорте товаров из соответствующего перечня);
  • налоговая база определяется по моменту фактического пересечения грузом границы РФ;
  • исчисление пени с даты отгрузки товара.

Если экспортер опоздал по времени с предоставлением документов, то он может рассчитывать на возмещение НДС в следующем налоговом периоде. После того, как полный перечень документов будет передан в ФНС, контролирующий орган принимает решение о проведении камеральной проверки. Однако эта процедура начнется только с начала следующего квартала и будет продолжаться три месяца.

Добровольность при применении нулевой ставки НДС

Применение любых льгот для налогоплательщика носит исключительно добровольный порядок. Достаточно часто организации не пользуются положенными послаблениями, если не уверены, что могут достоверно и аргументированно подтвердить свое право на льготу.

В отличие от установленных законом налоговых привилегий, использование при экспортных операциях нулевой ставки НДС – обязательное условие. Налогоплательщик не освобождается от уплаты налога, он должен на общих правах вести учет облагаемых операций и предоставлять в налоговый орган декларацию по НДС.

Помните: экспортные сделки сопровождаются обязательным выставлением счета-фактуры с выделенной нулевой ставкой. Документ должен быть выписан не позднее пяти дней после совершения отгрузки.

Когда экспортер может получить бюджетные деньги

По завершении трехмесячной камеральной проверки налоговая служба выносит решение, в котором предписывает полностью или частично возместить компании-экспортеру уплаченный «входной» НДС. На принятие решения закон выделяет контролирующему органу не более 7 календарных дней.

Отказ в возмещении налога

В ряде случае налоговая служба может отказать экспортеру в возмещении НДС. Отрицательное решение ФНС может быть вызвано следующими причинами:

  • наличие явных ошибок при учете экспортных операций и составлении первичных документов;
  • сделки совершены взаимосвязанными компаниями;
  • необоснованная, с точки зрения ФНС, постановка товаров на учет.

При получении отказа налогоплательщик может оспорить решение инспектора ФНС в вышестоящей инспекции или в суде.

Если местом деятельности не является Россия, НДС по прибыли с неё платить не нужно. Для определения места деятельности существует 4 принципа, которые применяются в разных случаях.

  • Реализация товаров и услуг не облагается НДС вне территории РФ
  • Что является местом реализации товаров и услуг?
    • По месту деятельности продавца (исполнителя)
    • По месту расположения имущества
    • По месту, где оказана услуга
    • По месту деятельности покупателя (заказчика)
  • О чём ещё нужно знать?

Возможность освобождения от налогов, в частности, НДС, привлекательна для владельцев организаций и индивидуальных предпринимателей. Но чтобы реализовать её без негативных последствий, нужно точно знать, когда именно это разрешено.

Реализация товаров и услуг не облагается НДС вне территории РФ

НДС платится, если продаются товары или оказываются какие-либо услуги. Но в некоторых случаях платить налог не надо, то есть можно получить освобождение от него. Это относится к тем ситуациям, когда местом реализации является не Россия, а другое государство.

Как именно определить, где реализованы услуги или товары, описано в 148-й статье НК. Отдельные вопросы, связанные с этим, освещаются также в письмах и разъяснениях ФНС и Минфина.


Знать эти правила необходимо не только продавцу или исполнителю.

Это важно и тем российским компаниям, которые что-либо покупают или заказывают какие-либо услуги у иностранных.

Если данная деятельность облагается НДС, но заграничная фирма в России не зарегистрирована, заплатить его должна российская организация.

Она является налоговым агентом иностранной, поскольку та не имеет возможность платить налоги. Их сумма должны вычитаться из прибыли, что нужно учитывать при составлении договора.

Что является местом реализации товаров и услуг?

Для определения этого есть несколько принципов, приведённых в 148-й статье НК. Стоит отметить, что они имеют значение, только если одна из организаций – зарубежная.

По месту деятельности продавца (исполнителя)

Это общий принцип, то есть применяется во всех случаях, кроме упомянутых отдельно. Он описан во 2-м пункте указанной статьи.

Здесь имеет значение, где ведёт деятельность тот, кто оказывает услугу или производит работу. Это относится как к юридическим организациям, так и к индивидуальным предпринимателям.


Проще всего с определением места, если исполнитель зарегистрирован в РФ.

Если такой регистрации нет, место, где ведётся деятельность, определяется по другим критериям:

  1. По тому, что указано в учредительных документах.
  2. По тому, где располагается место управления или исполнительный орган данной организации.
  3. По расположению постоянного представительства (только для тех случаев, когда услуги оказываются через него).
  4. Для индивидуального предпринимателя это будет место его постоянного проживания.

По месту расположения имущества

Этот принцип содержится в подпунктах 1 и 2 пункта 1.1. Он применяется, если работы или услуги связаны с имуществом, находящимся в России. Данное правило относится ко всем видам недвижимости (подпункт 1). То есть возникает необходимость платить данный налог, если её:

  • строили;
  • ремонтировали и реставрировали;
  • сдавали в аренду;
  • озеленяли;
  • и т. д.

Движимому имуществу посвящён 2 подпункт. К нему в том числе отнесены и суда (морские воздушные и т. д.). Причём в данном случае не имеет значение, кому принадлежит имущество. Важно только то, что работы проводятся в России, например, имущество:

  • монтируется;
  • собирается;
  • перерабатывается;
  • обслуживается;
  • обрабатывается;
  • и пр.

Но к данному случаю не относится организация услуг или оценка имущества. К ним применим общий принцип, то есть по расположению исполнителя.

По месту, где оказана услуга


Ситуации, которых применяется данный принцип, описаны в 3-м подпукте 1-го пункта 148-й статьи. К ним относятся услуги, связанные с:

  • отдыхом;
  • искусством;
  • спортом;
  • культурой;
  • образованием;
  • физической культурой.

Для них не имеет значения, к какой стране относится фирма, их оказывающая. Например, если иностранная организация обучает сотрудников российской работе на оборудовании и обучение происходит в пределах России, НДС платить нужно. И если этим занимается не официальное представительство, то эта обязанность возлагается на российскую организацию.

По месту деятельности покупателя (заказчика)

Этот принцип освещается в 4-м подпункте 1 пункта той же статьи. Он работает в случаях, когда:

  1. Передаются лицензии, авторские и другие подобные права.
  2. Разрабатываются или изменяются программы, создаются базы данных.
  3. Оказываются консультации или услуги специалистов (бухгалтеров, юристов, аудиторов и пр.).
  4. Предоставляется по месту деятельности заказчика персонал.
  5. Оказываются услуги в области рекламы и обработки информации.
  6. Сдаётся в аренду движимое имущество (кроме автомобилей).

Как можно увидеть, в данном случае правила, по которым начисляется или не начисляется НДС, обратны первому (основному) принципу.

как правильно уволить сотрудника по собственному желанию
Узнайте в нашей подробной статье — можно ли оформить больничный задним числом.

Наш материал посвящен теме правильного увольнения работника по собственному желанию. Полная информация на эту тему позволит вам все сделать верно.

Узнайте здесь о нарушениях оформления и соблюдения больничного. Это серьезная тема, которой не следует пренебрегать.

О чём ещё нужно знать?

Чтобы точно определить, в каких случаях возникает освобождение от НДС, необходимо учитывать некоторые нюансы. В частности, иногда бывает так, что по одному договору оказывается сразу несколько услуг. В общем случае по каждой из них отдельно решается вопрос о необходимости начисления НДС.


Но иногда часть услуг относится к вспомогательным. Это означает, что они связаны с основными, которые без них невозможно оказать полностью и в необходимом качестве.

Местом реализации вспомогательных услуг определяется в соответствии с основными.

Иногда налоговые органы относят конкретную услугу не к той же категории, что и организация. В таком случае возникает риск доначисления НДС, а порой и штрафов. Подобные вопросы можно решить в суде, но это довольно долго и хлопотно. Чтобы избежать разночтений, рекомендуется:

  • в договорах подробно указывать суть работ и услуг;
  • по возможности использовать термины, упоминаемые в НК, письмах и разъяснениях;
  • сохранять и другие документы, которые могут показать суть работ (например, акты выполненных работ).

Организации освобождаются от НДС, если местом, где реализованы услуг или товары, является не Россия. Чтобы верно воспользоваться своим правом, необходимо знать, как определяется это место.

Читайте также: