Мероприятия налогового контроля по ндс

Опубликовано: 19.05.2024

НДС является самым противоречивым налогом. По нему претензии налогового органа могут быть связаны и с фиктивным документооборотом, и с подписанием документов неуполномоченным лицом, и с дроблением бизнеса. При этом у налогового органа появляются все новые и новые средства для проверки «бумажного НДС», а также для доначисления налогов.

Чаще всего претензии налоговиков связаны с разрывами в НДС. Представим себе ситуацию: вы нашли контрагента, провели проверку, но система автоматического контроля выявляет разрыв в цепочке НДС, который произошел не у вас, а у вашего контрагента. Проверяют уплату НДС и разрывы в данном налоге автоматически. АСК НДС – это автоматическая система контроля, которая за короткое время отследит путь товара и расчетов – от производителя к конечному потребителю через цепочку продавцов-посредников. АСК НДС-3 сразу покажет порядок расчетов, выявит реальность хозяйственной деятельности участников сделки и установит признаки взаимозависимости контрагентов. Если присовокупить автоматическую выгрузку информации о сделках из книг покупок и продаж контрагентов, то становится очевидным отсутствие шансов на успех у компании, которая, не имея достаточных оснований, подала декларацию по НДС с заявленной к возмещению суммой налога.

С 2020 года применяется программный комплекс «Контроль НДС», который позволяет:

  • используя более совершенные способы контроля, «отлавливать» налогоплательщиков, которым ранее удавалось проходить автоматизированный контроль без замечаний;
  • отслеживать показатели в декларации НДС по налогоплательщикам, нарушающим законодательства;
  • обмениваться между подразделениями ФНС информацией и отчетными формами.

На этом этапе к системе сбора и обработки информации присоединяются банки. Это значит, что, кроме книг покупок и продаж, в онлайн-режиме будут отображаться и движения денег по счету компании. При этом банки и налоговый орган контролируют все виды расчетов с: физлицами, юрлицами, предпринимателями, самозанятыми.

Выгрузка древа НДС 5–6-го колена с небольшим количеством контрагентов физически занимает 40–50 минут времени. Таким образом, сотрудник налогового органа может за небольшое время посмотреть цепочки связей нескольких компаний и найти ошибки и разрывы в НДС. Ведь на практике как бы идеально вы ни старались вести деятельность, как бы ни собирали документы, проверить всех контрагентов просто невозможно. Как технически, так и в связи с отсутствием необходимых ресурсов.

К техническим изменениям можно отнести следующие. Появился отдельный модуль «Операции особого контроля». В первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы оптимизации, хотя может коснуться и не прибегающих к ним, но так или иначе работающих с контрагентами, которые используют эти схемы.

Под особый контроль налоговых органов попадает несколько операций:

  • расхождения по журналам;
  • нарушение контрольных соотношений;
  • сомнительные начисления;
  • несопоставляемые операции (дробления счетов-фактур на разные периоды, использование счетов-фактур до 2015 года и т. д.).

Сейчас показатель налогового разрыва по НДС составляет всего 0,43%, хотя еще четыре года назад он держался на уровне 8%. И с новыми программными продуктами подразумевается, что проверка будет проходит более тщательно.

Проверка движения денежных средств

Проверка движения денежных средств осуществляется с помощью банков, которые подгружают информацию в отношении прохождения оплаты. Программный продукт не проводит сверку оплат и счетов-фактур. Кроме юрлиц, в автоматическом режиме проходит проверка физлиц. С 1 сентября 2016 года подп. 1.1 ст. 86 НК РФ обязал банки сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии) счетов физлиц. С 1 июня 2018 года банки по запросам налоговых органов также обязаны предоставлять справки по счетам физлиц в драгметаллах.

В отношении непосредственно сделок и операций с НДС необходимо помнить, что в случае отсутствия оплаты или оплаты за товар в минимальном размере этот факт свидетельствует о необоснованной налоговой выгоде. Но часто отсутствие оплаты свидетельствует об отсутствии денег или нестандартных формах расчетов. Например, в виде векселя или отступного.

Проверка банковских гарантий

Проверка банковских гарантий используется при применении заявительного порядка возмещения НДС. При проверке поступающих в налоговые органы банковских гарантий, в том числе подписанных уполномоченным представителем банка, налоговыми органами может быть истребована доверенность, подтверждающая полномочия лица, подписавшего от имени банка банковскую гарантию. А также доверенности, связывающие доверителя с подписавшим данную банковскую гарантию уполномоченным лицом, и карточка образца подписи данного лица, если вышеуказанные документы не были запрошены и представлены ранее либо не содержатся в информационных ресурсах налоговых органов.

Также может быть запрошена генеральная лицензия банка на осуществление банковских операций, а в случае выдачи гарантии филиалом банка может быть направлено поручение о представлении копии положения филиала банка, предусматривающего возможность выдачи филиалом банковской гарантии, в целях установления факта реальности ее выдачи.

При этом к банковским гарантиям также будут применяться нормы гражданского и налогового законодательства, в связи с чем необходимо в случае подписания электронной банковской гарантии уполномоченным лицом одновременно с электронной банковской гарантией дополнительно представить доверенности в сканированном виде с УКЭП, связывающие доверителя с подписавшим данную электронную банковскую гарантию уполномоченным лицом (Письмо ФНС РФ от 06.11.2020 № ЕА-4-15/18187).

Проверка налоговых деклараций по НДС

Проверка налоговых деклараций по НДС является одним из видов налоговых проверок – видом камеральной проверки. Проверка декларации осуществляется в автоматическом режиме путем проверки контрольных соотношений. Вместе с тем целесообразно обратить внимание на Письмо ФНС РФ от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129@.

Первое, на что обращают внимание контролирующие органы, – дата представления декларации. Днем представления налоговой декларации по НДС понимается 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (предельный срок, предусмотренный п. 5 ст. 174 НК РФ для представления налоговой декларации), либо день представления уточненной налоговой декларации по НДС. Соответственно, несвоевременная сдача декларации влечет налоговые штрафы.

Второе, на что проверяется налоговая декларация, – это применение заявительного порядка для НДС. Не позднее 10 календарных дней со дня представления налоговой декларации по НДС осуществляется оценка на соответствие условиям:

а) не представлено заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС;

- налогоплательщик в соответствии с данными ПП «Контроль НДС» относится к низкому, среднему либо неопределенному (для ИП) уровню риска;

- возмещение НДС из бюджета РФ заявлялось в периоде, предшествующем налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС и по решению о возмещении подтверждения суммы НДС к возмещению составило более 70% от суммы налога, заявлявшейся к возмещению;

- более 80% вычетов по НДС от общей суммы вычетов, заявленных налогоплательщиком в проверяемой налоговой декларации по НДС, приходится на контрагентов низкого, среднего либо неопределенного (ИП) уровней риска и не менее 50% суммы налоговых вычетов по НДС приходится на контрагентов, указанных в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;

б) сумма уплаченных налогов за три года, предшествующих налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС, превышает сумму налога заявленной к возмещению из бюджета по такой декларации.

Третье – налоговым органом оценивается соблюдение следующих условий:

  • отсутствие ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, приводящих к изменению налоговых обязательств;
  • отсутствие противоречий или несоответствий между сведениями об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (далее – расхождения), либо расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет РФ или о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета РФ;
  • отсутствие признаков нарушений законодательства РФ о налогах и сборах, приводящих к завышению суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета либо к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет РФ.

Налоговики откажут в применении налогового вычета по НДС, в случае если после вынесения решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению из бюджета РФ, установлены обстоятельства, свидетельствующие о:

  • наличии признаков уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни;
  • выявлении объектов налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухучете либо налоговой отчетности налогоплательщика (п. 1 ст. 54.1 НК РФ);
  • несоблюдении хотя бы одного из двух условий, определенных в п. 2 ст. 54.1 НК РФ в рамках заключенных налогоплательщиком сделок;
  • наличии иных признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, указывающих на завышение суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета РФ, налоговым органам в соответствии с положениями рекомендаций ФНС РФ по планированию и подготовке выездных налоговых проверок от 12.02.2018 № ЕД-5-2/307дсп@, незамедлительно организовывать мероприятия по проведению предпроверочного анализа с целью направления его результатов в управление для рассмотрения вопроса о включении налогоплательщика в План проведения выездных налоговых проверок.

Применение нового регламента проверок НДС

Проведение проверок налогов осуществляется в строгом соответствии с регламентными процедурами. Но регламенты также не стоят на месте. Исходя из регламента проверки НДС, необходимо обратить внимание на то, что в регламенте выделены следующие операции особого контроля:

  • Расхождения по журналам. Теперь отслеживаются расхождения типа «разрыв» не только по разделу 3 декларации, но и по разделу 11 «Журнал учета полученных счетов-фактур».
  • Контрольные соотношения. Отслеживаются попытки отразить налоговые вычеты без начисления соответствующих налоговых обязательств.
  • Сомнительные начисления. Рассматриваются вычеты покупателя, сформированные при отсутствии оплаты обязательств продавцом. В этом случае в цепочке компаний разрывов нет, но нет и уплаты налога.
  • Несопоставляемые операции. Операции в декларациях с признаками риска, цель которых – избежать автоматизированного контроля. Будут пристально отслеживаться случаи дробления счетов-фактур (частичный вычет в разных периодах).

По новому порядку уже в течение 15 дней после наступления срока представления декларации по НДС в базе ФНС формируются два перечня с:

  • несоответствиями и противоречиями «технического характера»;
  • признаками «схемных» нарушений.

Систему раскрашивания цветом в АСК НДС-2 налогоплательщиков заменит (дополнит) система баллов, назначаемых по более чем 30 критериям, содержащимся в новом регламенте. Критериями для присвоения баллов станут размер внеоборотных активов, среднесписочная численность сотрудников и размер оплаты труда, наличие в собственности объектов для осуществления деятельности, записи о недостоверности сведений, информация по расчетным счетам, доля вычетов по НДС в общей сумме налога.

Применение оперативного контроля

Кассы передают в налоговую следующую информацию о налогоплательщике: дату и время покупки, место сделки, наименование товара или услуги. А также многое другое. С помощью касс в режиме онлайн можно проанализировать выручку за любой период по конкретной компании, отрасли, городу и т. д. Соответственно, по кассе виден объем ваших продаж и НДС, который соответствует реализуемой продукции.

Оперативный контроль является видом контроля при применении контрольно-кассовой техники. Однако одновременно оперативный контроль позволяет выявить случаи неначисления НДС. НК РФ дополняется новым разделом – «Оперативный контроль». Оперативный контроль планируют осуществлять как в форме мониторинга, так и оперативных проверок:

Мониторинг расчетов будет осуществляться ФНС с использованием автоматизированной информационной системы.

В ходе оперативных проверок будут проводить мероприятия налогового контроля, в том числе наблюдение и контрольные закупки. При проведении оперативной проверки налоговые органы смогут привлекать органы ФСБ. Оперативная проверка может быть назначена независимо от времени проведения предыдущей оперативной проверки за тот же период в случае поступления в налоговый орган обращений от физических лиц и организаций.

То есть фактически ФСБ будет проводить дополнительную проверку НДС посредством проверки кассовой дисциплины. Также при проверке контрольно-кассовой техники и НДС налоговый орган получит дополнительный способ приостановления деятельности компании. Если организация за год неоднократно нарушит обязанности фиксации расчетов и сумма незафиксированных расчетов превысит 1 млн рублей, ее деятельность могут приостановить на срок до 90 суток, а также ограничить доступ к ее сайтам, мобильным приложениям, страницам в соцсетях, аккаунтам мессенджеров, которые используются для предоставления информации о товарах и услугах в сети, а также их приобретения.

Оперативный контроль станет быстрее других форм налогового контроля. Организации обязаны предоставлять истребованные документы в ходе оперативной проверки в течение трех дней со дня получения соответствующего требования. Предусмотрено всего пять дней для представления необходимых пояснений или десять дней для внесения соответствующих исправлений после сообщения, поступившего от налогового органа о том, что при проведении мониторинга выявлены противоречия или несоответствия при фиксации расчетов.

Проверка НДС в сделках со взаимозависимыми лицами

Взаимозависимые лица подвергаются особому контролю, что неудивительно, поскольку в этом случае рисков необоснованной налоговой выгоды больше. Однако в рамках семейного бизнеса, бизнеса, построенного на развитии предпринимательских инициатив у персонала, варианты взаимозависимости встречаются достаточно часто.

Проверка осуществляется на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную либо камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг налогоплательщика, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку, налоговый мониторинг.

Согласно подп. 4 п. 4 ст. 105.3 НК РФ одним из налогов, по которому в данной ситуации проверяется полнота исчисления и уплаты, считается НДС при условии, что одной из сторон сделки признается организация (ИП), не являющаяся плательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей плательщика по данному налогу.

К претензиям налоговиков можно отнести необходимость корректировки налоговой базы, которая может быть выявлена налоговым органом и при проверке полноты исчисления и уплаты налога на прибыль или НДФЛ (для ИП). В этом случае не имеет значения, признается ли другая сторона сделки плательщиком НДС (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 № 11АП-5243/2015 по делу № А72-1222/2014). Поэтому лучше не злоупотреблять сделками со взаимозависимостью, так как это будет автоматически критерием налогового риска.

Проведение осмотра помещений

Представим себе ситуацию: вы заявили НДС к вычету, но товар находится в пути или вы его не забрали со склада продавца, а может быть, ваш товар уникален и еще не произведен, но НДС вы уже заявили к вычету. Проведя осмотр, представители налогового органа не увидят товар, следовательно, могут сделать вывод о фиктивности сделки и, как результат, откажут в вычете в НДС.

Осмотр проводится только после уведомления налогоплательщика. Осматриваются только предметы и территории, которые принадлежат проверяемому, а не третьим лицам.

Осмотр может проводиться:

1) в рамках проверки:

а) выездной – во всяком случае;

б) камеральной – если проверяется декларация по НДС, в которой (либо-либо):

- заявлено право на возмещение налога;

- имеются несоответствия или сведения, которые противоречат сведениям декларации контрагента;

2) вне рамок проверки – могут быть осмотрены документы и предметы, если (либо-либо):

- они были получены инспекцией в результате ранее проведенных контрольных мероприятий;

- при согласии владельца этих предметов на их осмотр.

В статье 92 НК РФ не упомянуто только, что именно инспекторы могут осматривать. Этот пробел восполнен в подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ, где сказано, что в порядке ст. 92 проверяющие могут осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, а также проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

Дополнительно налоговый орган может осуществлять выемку документов и предметов. Если представители компании или любые другие лица не пускают проверяющих в офис, то они могут быть наказаны по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ штрафом в размере 10 тыс. рублей.

В заключение необходимо отметить, что налоговый орган имеет достаточно много оснований для проверки уплаты НДС. Нужно отметить, что налогоплательщики находятся в более невыгодном положении, поскольку налогоплательщик не может проверить всю цепочку контрагентов, гарантировать поставку товара на склад в срок, отсутствие задолженности. Но все нестандартные ситуации могут являться основанием для доначисления НДС и отказа в возмещении налога.

Любой контроль предусматривает проведение ряда мероприятий для выяснения степени соответствия действующему законодательству, правилам, нормам, требованиям. Налоговый контроль, прежде всего, направлен на предотвращение неправильной уплаты предпринимателями обязательных платежей в государственный бюджет. Проверяя все виды ресурсов организаций, особенное внимание уделяя денежному обороту, уполномоченные для проведения проверок лица производят ряд законодательно определенных действий.

Рассмотрим, какую цель преследуют мероприятия налогового контроля, в чем они заключаются, чем отличаются основные мероприятия от дополнительных, какой результат получается в итоге.

Что такое мероприятия по налоговому контролю

Налоги – сфера государственных интересов. Именно государство устанавливает законы и правила налогообложения, и оно же контролирует их выполнение.

В Российской Федерации принят и действует Налоговый кодекс, а также некоторые другие положения, касающиеся уплаты налогов и сборов, обязательные для выполнения предпринимателями и организациями.

Мероприятия налогового контроля – комплекс действий налоговиков, регламентируемый НК РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ), который производится с целью проверки соблюдения налогового законодательства и международных положений о налогообложении в отношении:

  • налоговых агентов;
  • индивидуальных плательщиков налогов и сборов;
  • плательщиков страховых и социальных взносов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сфера осуществления мероприятий налогового контроля – выездные налоговые проверки и рассмотрение их материалов. В отдельных случаях, оговоренных в НК РФ, некоторые мероприятия могут быть произведены и вне проверок налоговых органов.

Цель и задачи мероприятий налогового контроля

Из самого определения мероприятий налогового контроля вытекает их основная цель – выявление и профилактика правонарушений относительно НК РФ, а в случае обнаружения – обеспечение регламентируемой в НК ответственности. Другими словами, цель мероприятий налогового контроля – обеспечение налоговой дисциплины. На достижение данной цели направлены следующие задачи:

  • способствование экономической государственной безопасности;
  • участие в контроле формирования доходов государства;
  • проверка выполнения предпринимателем или организацией налоговых обязанностей перед государством;
  • контролирование целевого применения льгот на налоговые платежи;
  • пресечение и предупреждение налоговых правонарушений;
  • наказание правонарушителей по Налоговому кодексу РФ.

Что может быть выявлено в результате

По итогам налогового контроля проверяющие органы фиксируют выявленные результаты. Ими могут быть:

  • факты нарушений Налогового кодекса РФ;
  • недоимки, то есть неполные или отсутствующие начисления по налоговым сборам;
  • несвоевременность уплаты необходимых сборов;
  • неправильность исчисления необходимых выплат;
  • несоответствие доходов и расходов проверяемого;
  • ненадлежащее документальное оформление налоговых выплат (деклараций).

Основные мероприятия налогового контроля

Сотрудники ФНС Российской Федерации, опираясь на Налоговый Кодекс, в рамках проверок могут осуществлять ряд регламентированных законодательством мероприятий:

  1. Инвентаризация (проводится в соответствии с п. 13 ст. 89 НК РФ) – сверка данных в документации с их реальным основанием (активами).
  2. Осмотр (регламентирован ст. 91, 92 НК РФ) – ему могут подвергнуться любые территории или помещения, которые проверяемый предприниматель или организация использует для получения дохода (офисы, цеха, мастерские, склады, магазины и др.).
  3. Истребование документов и/или информации (ст. 93, 93.1 НК РФ) – бумаги, необходимые для проверки, могут быть официально запрошены у проверяемой фирмы или лица.
  4. Выемка предметов, документов (на основе ст. 94 НК РФ) – осуществляется тогда, когда нужны доказательства, подтверждающие налоговое правонарушение.
  5. Экспертиза (по ст. 95 НК РФ) – производится только в необходимых случаях, по договору приглашается компетентный специалист. Если он установил факты, важные для результатов налогового контроля, их оформляют в официальное экспертное заключение, получение которого является самостоятельным мероприятием налогового контроля. В него могут быть включены и собственные выводы эксперта, даже они если не входили в запрос по экспертизе.
  6. Вызов в качестве свидетеля (основан на положениях ст. 90 НК РФ) любого физического лица может быть произведен налоговиками, когда понадобятся показания, существенные для налогового контроля. За этой мерой обязательно наступает следующая – допрос.
  7. Привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ) разрешается в случаях, когда это необходимо для решения насущных задач налогового контроля. Осуществляется на договорной основе.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! У лиц, производящих налоговый контроль, есть утвержденное законодательством право применять различные технические средства для фиксации фактов, выявленных в результате проверки: фотосъемку, кино- или видеозапись, аудиозапись, копировальную технику и др. Применение технического обеспечения контроля должно быть отражено в ее документальном сопровождении (протоколах проверки).

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Случается, и нередко, что собранных на самой проверке материалов недостаточно, чтобы вынести заключение. П. 6 ст. 101 НК РФ позволяет налоговикам в таких ситуациях прибегнуть к дополнительным мероприятиям, которые должны будут послужить подтверждением либо опровержением выявленного факта.

ВАЖНО! Допмероприятия не должны выискивать новые факты, а только уточнять уже отраженные в протоколе.

Формой осуществления дополнительных мероприятий по налоговому контролю могут быть:

  • допрос;
  • экспертиза;
  • истребование документации.

Никаких других мероприятий в качестве дополнительных налоговики осуществлять не правомочны. Зато в течение одной проверки вышеописанных мер может быть назначено сразу несколько, закон не ограничивает их количество.

Объекту проверки (предпринимателю или представителю организации) сообщат о дополнительных мероприятиях либо на рассмотрении материалов проверки, либо после его окончания: вручат решение о производстве допмероприятий, оформленное по правилам, установленным приказом ФНС РФ от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. В данном решении, носящем не итоговый, а промежуточный характер, обязательно указывается:

  • обоснование – что вызвало необходимость в дополнительных мерах контроля;
  • избранные допмероприятия (перечисление форм);
  • сроки проведения (финальная дата).

Максимальная продолжительность дополнительных мероприятий не должна превышать 30 дней, только для консолидированных налогоплательщиков в исключительных случаях срок может продлеваться до 2 месяцев (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Анализ материалов допмероприятий

Материалы, полученные в ходе допмероприятий, приобщаются к общим материалам налоговой проверки. К ним применяются те же законодательные требования, что и к основным, то есть налогоплательщик вправе принять участие в их рассмотрении. Для этого он должен выразить такое желание, подав в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Через 2 дня налоговики назовут дату рассмотрения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Приглашение налогоплательщика на рассмотрение материалов налоговой проверки обязательно на каждом этапе – как после основных, так и после дополнительных мероприятий. Отсутствие такого извещения – грубое нарушение процедуры проверки.

Если у налогоплательщика имеются возражения по результатам изучения материалов, он может предоставить их в письменном виде, изложив свои соображения, подкрепив соответствующими документами. Для этого у него есть декада, начиная с даты завершения допмероприятий, указанной в налоговом решении. Ранее этот процесс не регламентировался, теперь он узаконен ФЗ № 130 от 01 мая 2016 года.

Елизавета Кобрина

Камеральная проверка по НДС

Что такое камеральная проверка НДС и когда она нужна

Камеральная проверка — это стандартная форма контроля от налоговой службы. Ее проводят в офисе ИФНС: к вам в компанию не придут, но могут потребовать дать пояснения и предоставить документы. О проведении проверки вы можете даже не узнать. Налоговая об этом, как правило, не сообщает, если у нее не возникает вопросов.

Таким способом проверяют большинство отчетов и деклараций на соблюдение сроков, наличие ошибок и расхождений с другой отчетностью. Задача проверяющих — убедиться, что вы правильно рассчитали налог, нигде не ошиблись и не обманули.

Камеральную проверку по НДС проводят по каждой представленной декларации с помощью системы АСК НДС. Внимательнее проверяют отчетность, в которой налогоплательщики заявляют налог к возмещению, — то есть хотят вернуть налог из бюджета или зачесть его в счет будущих платежей, а не заплатить еще больше. Так бывает, когда по итогам квартала сумма вычетов оказывается больше суммы рассчитанного налога. По декларациям с возмещением ФНС чаще истребует документы на вычеты, проводит допросы и осмотры помещений.

Сроки камеральной проверки НДС в 2021 году

Стандартный срок камеральной проверки — 3 месяца. Но для деклараций по НДС правила отличаются. Их налоговики должны проверять в течение 2 месяцев в стандартной ситуации, хотя проверку можно продлить или сократить.

Вот возможные сроки камералки по НДС:

  • один месяц с последнего дня срока, установленного для сдачи декларации, — сокращенный срок в рамках пилотного проекта, который применяется для добросовестных налогоплательщиков с 3 квартала 2020 года (письмо Минфина от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129);
  • два месяца со дня подачи декларации — стандартный срок проверки декларации по НДС;
  • три месяца со дня подачи декларации — продленный срок, к которому переходят, если находят признаки нарушения законодательства или противоречия с имеющимися сведениями;
  • шесть месяцев — для деклараций иностранных организаций.

Декларацию по НДС сдавайте ежеквартально — до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Если во время камералки вы сдадите уточненную декларацию, инспекция прекратит проверку первичного отчета и начнет проверять новый. Получается, что отсчет нового срока начнется со следующего дня за днем подачи уточненки.

Как проходит проверка НДС

Первый этап камералки — внесение данных из декларации в систему АСК НДС. С ее помощью проверяют соблюдение контрольных соотношений в отчете. Скажем, чтобы данные текущего отчета соответствовали данным отчетов за предыдущий период, в том числе и по другим налогам. Также сравнивают показатели из ваших счетов-фактур с данными контрагентов. Так налоговики решают, есть ли основания для углубленной проверки. Если оснований нет, проверку можно считать законченной.

Углубленную проверку проводят, если:

  • находят противоречия и несоответствия в вашей внутренней отчетности;
  • находят противоречия и несоответствия с данными ФНС, например, когда у вас с контрагентом не сошлись суммы по сделкам или когда контрагент не отразил сделку в отчете совсем;
  • заявлен налог к возмещению;
  • в отчетности заявлены налоговые льготы.

Когда система находит несоответствия или ошибки, свидетельствующие о занижении налога к уплате или завышении НДС к возмещению, она автоматически формирует и направляет требование о представлении пояснений или сдаче уточненной декларации. К требованию приложат перечень операций с расхождениями и укажут код ошибки.

Как ответить на требование о даче пояснений

Если вы получили из налоговой требование о даче пояснений из-за обнаружения ошибок, противоречий или несоответствий в декларации, ответьте на него в установленный срок — 5 рабочих дней со дня, следующего за датой получения требования.

Если вы получаете требование по ТКС, сначала отправьте квитанцию о подтверждении. Сделайте это в течение шести дней с момента, когда требование вам пришло, иначе налоговая может заблокировать счет. В таком случае срок для ответа начнет течь с даты отправки квитанции.

Затем проверьте, правильно ли заполнили декларацию в тех местах, на которые указала налоговая. Для этого сверьте записи из отчета со счетами-фактурами. Причем обращайте внимание и на правильность заполнения реквизитов: даты, номера, суммы, расчет налога. Если счет-фактура принимался к вычету по частям, проверьте общую сумму НДС к вычету по всем записям.

Далее представьте в налоговую пояснения и (или) уточненную декларацию. Декларацию надо сдать обязательно, если выявлены ошибки, которые привели к занижению налога. Когда ошибки на сумму НДС не влияют или вы их не нашли после проверки, достаточно будет пояснений. Чтобы подтвердить правильность, можете приложить к пояснениям подтверждающие документы.

Какие мероприятия налогового контроля применяются при камералке

В ходе углубленной камеральной проверки налоговая часто проводит дополнительные мероприятия:

  • Истребование документов и информации у вас и контрагентов. В общем случае это не предусмотрено, но их запрашивают при проверке деклараций с НДС к возмещению, подаче уточненки с уменьшенной суммой налога, заявлении льгот по НДС, есть вероятность занижения суммы налога к уплате.
  • Допрос свидетелей. Некоторые суды считают, что допросы не соответствуют природе камеральной проверки. Но в НК РФ запрета на допрос, на это указывает и Минфин, и ФНС.
  • Назначение экспертизы. Из ст. 95 НК РФ следует, что эксперта можно привлекать для любого налогового контроля, того же мнения придерживаются сами контроллеры и суды.
  • Осмотр помещений, территории, документов и предметов. Осмотр проводится в случае, если в деклараций по НДС заявлено право на возмещение или налоговики выявили в отчетности противоречие, которое указывает на возможное занижение НДС к уплате или завышение налога к возмещению. Осмотр проводится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа.

Отдельно стоит остановиться на истребовании документов, так как у налогоплательщиков возникает много вопросов по списку бумаг, которые могут запросить. По правилам это любые документы, подтверждающие правомерность вычетов и льгот: счета-фактуры, первичка, специальный реестр. Если в декларации будут расхождения с отчетами контрагентов или внутренние противоречия, могут запросить книгу продаж, книгу покупок, журнал учета счетов-фактур.

Представить документы надо в течение 10 рабочих дней через ТКС, личный кабинет или лично в виде бумажных копий. За нарушение срока положен штраф 200 рублей за каждый документ.

Окончание налоговой проверки

Проверка заканчивается, когда работники налоговой получат все необходимые данные и проведут мероприятия по проверке, убедившись в отсутствии нарушений или их наличии.

Документ, который подтверждает завершение камералки — акт проверки. Но его составляют только при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах. В ином случае акт не составят и об окончании проверки вам не сообщат. Исключение — проверка декларации по НДС с заявленным к возмещению налогом. Если в ней не будет нарушений, налоговики либо вынесут решение о возмещении сумм НДС, либо известят об окончании проверки и отсутствии нарушений.

Если же по итогам проверки контролеры нашли нарушения, акт обязателен. Его оформляют в течение 10 рабочих дней с даты окончания проверки и передают налогоплательщику в течение 5 рабочих дней с даты его составления. Если у вас есть возражения по акту, запишите их и подайте в налоговую вместе с подтверждающими вашу позицию документами.

После того как инспекция рассмотрит акт и ваши возражения, руководитель налоговой вынесет решение о привлечении или отказе в привлечении к ответственности. Его примут в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока на подачу возражений. Решение вам вручат в течение 5 дней после вынесения.

Сдавайте декларации по НДС через интернет вместе с Контур.Бухгалтерией. Проходите проверку по внутренним и междокументным контрольным соотношениям и вносите корректировки в отчеты еще до отправки в налоговую. Еще в Бухгалтерии можно вести бухучет, проводить расчеты с сотрудниками, проверять контрагентов и консультироваться с экспертами. Все новые пользователи получают 14 дней работы в сервисе в подарок.

Марина Крицкая

Подход к сбору налогов усовершенствовался, а программные комплексы ФНС стали мощнее. Иногда вопросы возникают даже к «белым» компаниям с «идеальным» досье на своих контрагентов. Почему так происходит и как бизнесу действовать в таких случаях?

Налоговые органы доработали регламент по проверке деклараций по НДС. Программный комплекс АСК НДС-2 заменен на «Контроль НДС». Это мера связана с желанием пресечь лазейки недобросовестных оптимизаторов, которые до сих пор ищут способы, как обойти систему.

Оптимизаторы привлекают красноречивыми лозунгами, предлагая якобы «самые надежные цепочки», «самых проверенных ”белых“ контрагентов» и др. Кто-то до сих пор продолжает пользоваться подобными незаконными предложениями. В ответ налоговые органы предпринимают контрмеры и пытаются прикрыть эту деятельность.

Но есть и такие налогоплательщики, которые никогда не использовали «серые» схемы и тоже получают требования от налоговиков. Почему к ним возникает подозрение?

Чтобы это понять, нужно для начала разобраться, как осуществляется налоговый контроль с помощью программного комплекса, как нужно действовать и формировать правовую позицию, отвечая на требования налоговиков.

На этот и другие вопросы на конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ответила Кира Гин, управляющий партнер «Гин и партнеры».

Что изменилось в автоматизированной системе налогового контроля

Программные комплексы, которыми пользуются налоговые органы, были доработаны и усовершенствованы.

Так, например, появился отдельный модуль «Операции особого контроля». Конечно, в первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы по оптимизации, хотя может коснуться и бизнеса, не прибегающего к ухищрениям, но так или иначе работающего с контрагентами, которые используют эти схемы. Причем они могут использоваться контрагентами второго и даже третьего звена.

Налоговые органы ищут выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии в получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому в процессе анализа подозрение в выгодоприобретательстве может возникнуть и к «белой» компании, которая в принципе не использует никакие схемы.

Ранее в системе были возможны какие-то претензии только по разрывам (данные, отраженные в декларации по НДС у контрагента, не отражены в вашей декларации) и проверкам НДС (данные, отраженные в декларации у контрагента, не совпадают с вашими данными). Если налоговая выявляет разрыв или несоответствие, вы получаете требование о предоставлении документов. Налоговая начинает выяснять, кто является выгодоприобретателем в этой цепочке.

Сейчас под особый контроль налоговых органов попадают несколько операций:

  • расхождения по журналам;
  • нарушение контрольных соотношений;
  • сомнительные начисления;
  • несопоставляемые операции (дробления счетов-фактур на разные периоды, использование счетов-фактур до 2015 года и т.д.).

Сейчас, благодаря внедрению модуля «Операции особого контроля», те, кто еще три года назад воспользовался супернадежной оптимизацией, будут отмониторены. У налоговых органов появится повод разобраться в схемах и попытаться определить выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии.

Налоговый контроль стал многоступенчатым процессом. В нем задействованы все налоговые органы, начиная с МИФНС по камеральному контролю и заканчивая самой ФНС. В контроле участвуют и федеральные налоговые органы, и управления субъектов.

Как выявляются «технические» компании

Сейчас компании могут получать требования с приложением поручения из дальней региональной инспекции в связи с проверкой юрлица, о сотрудничестве с которым они плохо помнят.

Это значит, что налоговая инспекция, где стоит на учете такой контрагент, выяснила, что на самом деле это «техническая» организация. Налоговики выявили разрыв, и им нужно отработать всю цепочку деловых контактов. Именно поэтому они отсылают поручения об истребовании документов по всем организациям, которые находятся в «дереве связей» с «технической» компанией. Такой подход позволяет выйти на выгодоприобретателя.

Вся работа по новому регламенту направлена на сбор информации и формирование доказательной базы. Это помогает прояснить факты и обстоятельства, на основании которых впоследствии предъявляются претензии по ст. 54.1 НК РФ (получение необоснованной налоговой выгоды).

Какая информация собирается по «техническим» компаниям

В системе отражаются результаты и протоколы допросов директоров, передача информации в правоохранительные органы, аннулирование электронной подписи, внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности и пр. Цель заключается в том, чтобы предъявить налогоплательщику собранную информацию.

Бремя доказывания невиновности лежит на налогоплательщиках, поэтому им нужно позаботиться о том, чтобы включиться в работу с налоговыми органами как можно раньше, чтобы купировать претензии в самом начале.

«Сущностные» компании: кто к ним относится

В новом регламенте проверок появилось понятие «сущностных» компаний.

Еще недавно компании условно делились на «зеленые», «желтые» и «красные», и все стремились быть «зелеными». Именно эти «зеленые» компании будут считаться сущностными, и они будут первыми подозреваемыми в получении необоснованной выгоды.

В автоматизированную систему теперь попадет любая информация, которая помогает установить связи между контрагентами и их роли в цепочке.

Система баллов: как собирается информация по выгодоприобретателю

В системе есть огромный раздел для заполнения информации. Введена система баллов, которые присваиваются компании на основе анализа около 30 показателей. Эти показатели включают в себя информацию об имуществе, штате и др.

За каждый сущностный критерий присваиваются баллы. Чем больше баллов, тем «сущностнее» компания и тем больше рисков, что она является выгодоприобретателем.

Снижение рисков на каждом этапе работы с НДС: правильная подготовка декларации, исключение ошибок и расхождений в счетах-фактурах, быстрый ответ на требования ФНС.

Есть в регламенте такой критерий, как платежеспособность выгодоприобретателя. Платежеспособность выявляется через анализ соотношения суммы уплаченных налогов с суммой «схемных» вычетов, которые обнаружил налоговый орган. Когда возникает большой разрыв, но при этом выставлена мизерная сумма уплаченных налогов, появляются подозрения.

Быстрая смена контрагента становится невозможной

Некоторые оптимизаторы обещают быстро менять контрагентов в случае возникновения каких-либо разрывов в цепочках. Этот ход учтен в новом регламенте — появилось такое понятие, как условно устраненные расхождения.

Устранение возникших разрывов путем замены контрагента или счетов-фактур становится дополнительным триггером, который привлечет внимание налоговых органов и подтвердит наличие схемы.

Ликвидация как повод для проверки

Совершенствование контроля нацелено на то, чтобы отмечать потенциальных выгодоприобретателей, которые замечены в применении налоговых схем.

И если выгодоприобретатель уже определен и в отношении него вдруг инициирована процедура добровольной ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ, то это становится поводом для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки.

Если контрагент ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ, то в ходе проверок вопросы могут возникнуть и к абсолютно «белым» компаниям, которые с ним сотрудничали.

Экономьте время на оценке надежности компании и снижайте коммерческие и налоговые риски по сделке.

Представьте ситуацию: три года назад ваш контрагент вел бизнес по букве закона, но сейчас он ликвидирован, и вы неожиданно получаете требования по этой компании — налоговые органы подозревают, что имели место какие-то схемы и путем ликвидации ваш контрагент замел следы.

Направление требований

На начальном этапе проверок налоговые органы направляют требования. Это первый шаг, который позволяет прощупать цепочку и «дерево связей». Налоговики пока только собирают информацию.

Игнорировать требования крайне нежелательно. Но при этом важно их анализировать, не забывая о своих интересах как налогоплательщика.

Вызов на комиссию

Эта мера необходима для того, чтобы лично убедиться, насколько верны подозрения, что вы являетесь выгодоприобретателем. В то же время Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо комиссий. Но есть допросы, которые могут проводиться в рамках выездных или камеральных проверок.

Сейчас зачастую налогоплательщиков вызывают даже не в те отделения инспекций, где они стоят на учете. И связано это с тем, что отработкой разрывов могут заниматься любые инспекции, в том числе те, на учете в которых стоит «разрывник».

С одной стороны, такой подход выглядит странно, есть соблазн игнорировать такие требования налоговых органов. С другой стороны, чем раньше вы включитесь в процесс взаимодействия с налоговыми органами, предоставляя доказательства и защищая себя на стадии подозрений, тем меньше шансов, что к вам будут предъявлены претензии в рамках выездных проверок.

Направление информационных сообщений

Сообщения ставят в известность о выявлении схем, в них налогоплательщику предлагается подать уточненную декларацию и доплатить в бюджет.

В отдельных случаях налогоплательщику лучше письменно обозначить свою позицию и предоставить налоговой имеющиеся доказательства.

Как избежать проблем при налоговых проверках

Для начала нужно забыть об услугах оптимизаторов. Все обещания, которые они дают, не имеют никаких оснований и не работают в современных условиях. Скорее оптимизаторы становятся серьезным источником проблем.

Не игнорируйте требования налоговых органов. На них нужно отвечать в любом случае. Если вы считаете, что оно незаконны, то предоставьте мотивированный отказ или документы, обеспечивающие вам защиту.

Проявляйте проактивность. Получение требования — это сигнал о том, что вами уже заинтересовались как участником какой-то цепочки, поэтому у вас пытаются раздобыть информацию и доказательства для предъявления претензии по ст. 54.1 НК РФ. Поэтому не ждите выездных проверок, а начинайте действовать уже в момент получения требований.

Какие ошибки совершают налогоплательщики

1. Считают, что отвечать на требования — это забота главного бухгалтера.

Это не так. Главный бухгалтер не следит за налоговой практикой так тщательно, как налоговые юристы. Они не занимаются оценкой законности или незаконности требований и формированием доказательств, так как это не входит в их компетенции. Поэтому они не смогут понять, что может играть в вашу пользу, а что сыграет против вас.

2. Чтобы не ссориться с налоговой, вы готовы предоставить все документы по максимуму.

Сейчас всё предоставляется по электронным каналам связи и хранится в налоговых органах. Срок привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям — 10 лет. Вы должны понимать, что те документы, которые получит налоговая, получат и правоохранительные органы.

3. Идете на допрос или комиссию без юриста.

4. Надеетесь, что вас спасет «идеальный» пакет документов по контрагенту.

Все знают, что проверка контрагента начинается со сбора ключевой информации о нем. Это действительно важный этап, который нельзя игнорировать. Но в целом нужно понимать, что волшебного списка документов, которых будет достаточно налоговой, нет и не будет.

Но чем «сущностнее» выглядит контрагент, тем меньше риск возникновения претензий к вам.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

  1. Что такое сложный налоговый разрыв?
  2. Как налоговые инспекторы отрабатывают сложные разрывы?
  3. Примерная схема образования сложного налогового разрыва
  4. Наши рекомендации предпринимателям. Что делать компании при сложном НДС-разрыве
  5. Заключение. Доплачивать ли НДС в бюджет или нет?

Что такое сложный налоговый разрыв?

Большинство проблем предпринимателей с налоговой службой начинается с разрывов по НДС — выявлением расхождений между данными счетов-фактур у поставщика и покупателя.

В стандартной ситуации действующими сторонами по сделке выступают две организации – налогоплательщики. Это поставщик и покупатель, которые взаимодействуют без посредников. Если же сделка совершена с участием более двух организаций, и в этой цепочке на одном из этапов выявлены расхождения по НДС, то выявленная ошибка будет считаться сложным налоговым разрывом.

В этом случае налоговики восстанавливают цепочку событий между компаниями — контрагентами, составляют список, участвующих в операции организаций. По всем выявленным участникам цепочки осуществляются меры налогового контроля. Налоговые инспекторы определяют схему, по которой работали контрагенты, выявляют место в цепочке, в котором появилась ошибка и устанавливают организацию, которая является выгодоприобретателем в совершенной сделке.

Как налоговые инспекторы отрабатывают сложные разрывы?

В Налоговом кодексе Вы не найдете ничего о разрывах по НДС. Налоговики при отработке «сложных» расхождений руководствуются лишь внутренней инструкцией ФНС.

Действуют они по следующему принципу:

Отделы камеральных налоговых проверок расписывают роли, которые играют все участники цепочки. Результатом такой работы является заключение с отражением фирм-однодневок, транзитных организаций и выгодоприобретателей.

Потенциальным выгодоприобретателям направляют уведомление о необходимости явиться на рабочую группу (комиссию). Когда директор или представитель компании является в инспекцию, ему предъявляют контрагентов, которых инспекция считает фирмами-однодневками. После этого предлагают убрать из декларации вычеты по счетам-фактурам, которые выставили данные контрагенты, и добровольно доплатить НДС в бюджет.

Если предприниматель отказывается доплачивать налог, его начинают пугать — угрожают провести выездную тематическую проверку, выписать огромные штрафы, передать материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

В случае выявления сложного налогового НДС-разрыва компания может получить несколько типов запросов и требований:

  • требование о представлении пояснений;
  • требование о представлении документов (информации);
  • уведомление о вызове налогоплательщика в налоговый орган;
  • информационные письма о факте наличия недобросовестных контрагентов.

Примерная схема образования сложного налогового разрыва

Компания «Ромашка» реализует товар транзитной компании. При этом по этой сделке эта организация не отчитывается в налоговых органах и не платит налог в бюджет. Транзитная компания перепродает этот товар покупателю конечного звена или следующему транзитному участнику. При этом транзитная компания начисляет НДС, отражает вычет по НДС и уплачивает налог в бюджет. Покупатель по сделке с транзитной компанией предъявляет сумму НДС к вычету из бюджета. Между транзитной фирмой и компанией «Ромашкой» возникают расхождения. Налоговые органы высылают требования о предоставлении сведений по совершенной сделке всем задействованным участникам цепочки. Тем самым выявляют конечного выгодоприобретателя.

Наши рекомендации предпринимателям. Что делать компании при сложном НДС-разрыве

  1. Формирование требований о расхождениях осуществляется автоматически. Разрывы выявляются при сверке Вашей книги покупок с книгой продаж Вашего контрагента, либо наоборот. Формирование списка организаций, имеющих расхождения в виде разрывов, осуществляется спустя 2-3 недели после предельного срока сдачи налоговой декларации по НДС. Ваша задача — не попасть в соответствующие списки.
  2. Устраняйте разрыв даже если Вам говорят, что в этом нет необходимости. Налоговые инспектора делят разрывы на технические (ошибки с номером счет-фактуры, датой, ИНН или суммами) и схемные, когда есть признаки ухода от налогов. Схемные в свою очередь делят на «разрывника» — это компании «Ромашки» или фирмы-однодневки, «транзитные организации» (технические организации) и «выгодоприобретатели«.

Выгодоприобретатели. Для полицейских — организации, которые с целью минимизации налоговых обязательств воспользовались необоснованными налоговыми вычетами по НДС. Для налоговиков — организации, которых будут побуждать к уплате суммы возникшего разрыва.

Заключение. Доплачивать ли НДС в бюджет или нет?

Самостоятельно устранить разрыв никогда не поздно. Вам будет проще решить, доплачивать налог или нет, если зададите себе три вопроса:

  1. Кто контрагент первого уровня и какова степень его надежности? Если контрагент первого уровня — реальный поставщик, то это одна ситуация, если же это «техническая» компания, то это совсем другая история.
  2. Какова сумма разрыва? Одно дело, когда это 100 000 руб., другое — 100 000 000 руб. При большой сумме разрыва значительно возрастает угроза того, что инспекция назначит тематическую выездную проверку по НДС.
  3. Сможете ли вы доказать реальность хозяйственных операций, их выполнение Вашим контрагентом?

В любой момент Вы можете убрать из декларации данные по счету-фактуре, в отношении которых у налоговиков возникли вопросы, произвести перерасчет обязательств по НДС и доплатить налог в бюджет. Частая практика налоговых инспекторов — приглашение предпринимателей на беседу в инспекцию или звонки с предложениями добровольной уплаты. «Или заплатите добровольно или проведем выездную налоговую проверку — Вы выгодоприобретатель». Рекомендуем придерживаться следующего принципа — «если налогоплательщик осознавал последствия своих действий, значит совершал их умышленно, если ошибка техническая — то и умысла не было.»

Сегодня такое общение с налоговыми инспекторами может заканчиваться не только пустыми угрозами, но и назначением тематической налоговой проверкой по НДС.

Рекомендуем к прочтению следующие статьи данной тематики (Разрывы по НДС):

Читайте также: