Штраф за непостановку на ндс в рк

Опубликовано: 15.05.2024

Елизавета Кобрина

Штрафы по НДС в 2021 году

Штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС

За несдачу НДС и представление отчета позже срока положены предупреждения, штрафы и даже блокировка счетов, если опоздать с отчетом на 10 рабочих дней.

Когда сдавать декларацию

Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В 2021 году сроки следующие:

  • 1 квартал — 26 апреля 2021 (срок переносится, если последний день сдачи выпадает на выходной день);
  • 2 квартал — 26 июля 2021;
  • 3 квартал — 25 октября 2021;
  • 4 квартал — 25 января 2022.

Если вы сдали декларацию по НДС на бумаге, хотя должны были сделать это в электронной форме, налоговая не примет отчет и он будет считаться непредставленным. Сроки не заморозят на то время, которое вы потратите на переделку и повторную подачу. В таком случае, если вы подаете бумажную декларацию в последний день сдачи, гарантированно придется заплатить штраф за просрочку.

Кого накажут за опоздание

Отвечать за просрочку будут:

  • организации и предприниматели (в т. ч. налоговые агенты) — штраф по ст. 119 НК РФ;
  • должностные лица организации (директор, главбух и пр.) — предупреждение или штраф по ст. 15.5 КоАП РФ.

Предпринимателя нельзя оштрафовать дважды за одно нарушение, поэтому он заплатит только штраф по налоговому кодексу, а к административной ответственности привлечен не будет.

Размер штрафа и порядок расчета

Штраф по ст. 15.5 КоАП РФ — от 300 до 500 рублей. Его размер устанавливает суд. Тут все просто, никаких нюансов.

Штраф по ст. 119 НК РФ — 5 % от неуплаченной вовремя суммы НДС по декларации. Проценты начисляют за каждый месяц просрочки, в том числе за неполные. Посчитает штраф налоговая, но мы объясним алгоритм, чтобы вы понимали, как он формируется. Для расчета надо знать сумму неуплаченного налога и количество полных и неполных месяцев, прошедших со дня, в который истек срок подачи отчета. Формула следующая:

Штраф = Неуплаченный НДС × 5 % × Кол-во полных и неполных месяцев, прошедших со дня просрочки

Важно помнить, что налог разрешается платить тремя равными платежами — не позднее 25 числа каждого из трех месяцев, идущих за отчетным кварталом. Это значит, что штраф считают только по той сумме налога, которую уже не заплатили вовремя.

Пример. Организация сдала декларацию и заплатила налог за 1 квартал 2021 года 5 мая, а не 26 апреля, как полагается. Сумма налога, заявленного в декларации к уплате — 300 000 рублей. Но на дату сдачи отчета прошел только срок уплаты первой ⅓ платежа. Это значит, что для расчета штрафа возьмут 100 000 рублей — ⅓ от 300 000 рублей.

Просрочка составила один неполный месяц — с 26 апреля по 5 мая.

Размер штрафа составит: 100 000 рублей × 5 % × 1 месяц = 5 000 рублей.

При расчете суммы штрафа есть и ограничения — он не должен быть меньше 1 000 рублей и больше 30 % от суммы неуплаченного НДС. Минимальный штраф платят, если:

  • налог заплатили вовремя, а с декларацией опоздали;
  • в декларации сумма НДС к уплате 0 рублей или заявлен налог к возмещению;
  • на дату уплаты НДС была переплата, которая покрывала сумму налога.

Штрафы за неуплату НДС в 2021 году

Неуплата НДС бывает полной и неполной, умышленной и неумышленной. Это нарушение, за которое плательщиков налога привлекают к ответственности по ст. 122 НК РФ. Причиной может стать заниженная налоговая база, неправильно рассчитанный налог, мошеннические действия и пр. Также возможен штраф за грубое нарушение правил учета по ст. 120 НК РФ.

Штраф за неуплату НДС

Штраф назначается за занижение базы по НДС, ошибки в расчетах и незаконные действия.

Штраф за неумышленную неуплату — 20 % от суммы долга. Такой размер применяется из-за случайных ошибок в расчетах, технических неполадок, низкой квалификации бухгалтера и пр. Если налоговая выяснит, что вы не заплатили НДС умышленно, штраф увеличится до 40 %. Умышленным посчитают занижение налога при «нарисованном» входящем НДС, имитации реальной деятельности и пр.

Дополнительно к сумме штрафа надо доплатить сам неуплаченный налог и пени за каждый день просрочки.

Избежать штрафа можно, если вы:

  • правильно посчитали и отразили в декларации налог, но не заплатили в бюджет вовремя;
  • занизили налог в первичной декларации, но успели погасить недоимку, пени и сдать уточненку, до того как налоговая нашла ошибку;
  • переплачивали НДС в прошлых кварталах и суммы переплаты достаточно для покрытия недоимки;
  • подали уточненку, до того как закончился срок приема первичных деклараций.

Штраф за грубое нарушение правил учета

К грубому нарушению относится несвоевременное или неверное отражение операций в учете и отчетности, отсутствие первичных документов, счетов-фактур, бухгалтерских и налоговых регистров.

Если такие нарушения привели к занижению налоговой базы, штраф составит 20 % от суммы долга по налогу, но не меньше 40 000 рублей. Также придется погасить долг и уплатить пеню.

Штраф за опоздание с уплатой НДС

За несвоевременную уплату налога отдельный штраф в НК РФ не предусмотрен. Но придется заплатить пеню.

Пример расчета пени. ООО «Игристое» уплатило всю сумму НДС за 1 квартал 2021 года единовременно — 30 июня. По правилам надо было распределить сумму налога на три равных платежа и перечислить до 25 апреля, мая и июня. Получается, что «Игристое» просрочило все три платежа. Сумма неуплаченного вовремя НДС 300 000 рублей — по 100 000 рублей ежемесячно. Предположим, что ставка рефинансирования ЦБ РФ не менялась весь срок — 4,25 %.

Периоды просрочки и пеня следующие:

  • первый платеж (26 апреля 2021) — 65 дней

(100 000 × 30 × 4,25 / 300) + (100 000 × 35 × 4,25 % / 150) = 1 416,67 рубля

  • второй платеж (25 мая 2021) — 36 дней

(100 000 × 30 × 4,25 / 300) + (100 000 × 6 × 4,25 % / 150) = 595 рублей

  • третий платеж (25 июня 2021) — 5 дней

(100 000 × 5 × 4,25 / 300) = 70,83 рубля

Итого пеня составит 2 082,5 рубля.

Упростить расчет поможет специальный калькулятор. Главное, не забудьте посчитать пеню отдельно для каждой ⅓ платежа по НДС.

Ведите учет НДС и сдавайте декларации в Контур.Бухгалтерии, чтобы не опаздывать и не ошибаться в расчетах. Сервис поможет автоматизировать работу с НДС и автоматически заполнит декларацию данными, которые вы ввели в программу. Также в Бухгалтерии можно проводить расчеты с сотрудниками, вести бухгалтерский учет, проверять контрагентов и консультироваться с экспертами. Все новые пользователи получают 14 дней работы в подарок.


За что предусмотрены штрафы в области налогообложения?

  • Нарушение срока постановки на регистрационный учетв налоговом органе влечет на первый раз в году предупреждение, на второй раз в году — штраф на физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов — в размере 8, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 70 МРП.
  • Нарушение налогоплательщиком срока подачи налогового заявления в налоговый орган о постановке нарегистрационный учет по налогу на добавленную стоимость- влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере 15 МРП месячных расчетных показателей, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере 15 МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 30% от суммы облагаемого оборота за период непостановки на учет.
  • Неправомерное осуществление деятельности при применении специального налогового режима влекут штраф на физических лиц — в размере 8, на индивидуальных предпринимателей — в размере 15, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50 МРП.
  • Нарушение индивидуальным предпринимателем срока подачи расчета для получения патента— влечет предупреждение на индивидуальных предпринимателей влечет штраф в размере 15 МРП.
  • Осуществление деятельности в период действия решения налогового органа о приостановлении представления налоговой отчетности влечет на первый раз в году предупреждение, на второй раз в году — штраф на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 40, на юридических лиц, являющихся субъектами среднего или крупного предпринимательства, — в размере 50 МРП.
  • Непредставление налоговой отчетности, а также документов, связанных с условным банковским вкладом влечет предупреждение на физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, юридических лиц влечет на первый раз в году предупреждение, на второй раз в году — штраф на физических лиц в размере 15, на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 45, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 70 МРП.
  • Непредставление либо несвоевременное представление в налоговый орган налоговым агентом договора об условном банковском вкладев случае уплаты подоходного налога через условный банковский вклад — влечет штраф на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов в размере 10, на юридических лиц, в том числе нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиал, представительство, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере 30, на юридических лиц, в том числе нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиал, представительство, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50 МРП.
  • Непредставление налогоплательщиком в налоговый орган документов, необходимых для определения суммы прибыли или части прибыли юридического лица-нерезидента, расположенного и (или) зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, подлежащей налогообложению в соответствии с Налоговым кодексомРеспублики Казахстан, — влечет штраф на физических лиц, индивидуальных предпринимателей в размере 100, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере 200, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 500 МРП.
  • Сокрытие объектов налогообложения влечет штраф на физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — в размере 150% от суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате по сокрытому объекту налогообложения на физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — в размере 200 % от суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате по сокрытому объекту налогообложения.
  • Отсутствие учетной документации и нарушение ведения налогового учета у налогоплательщика и (или) несоблюдение требований по составлению и хранению учетной документации, установленных законодательством Республики Казахстан влечет на первый раз в году предупреждение, на второй раз в году — штраф на индивидуальных предпринимателей в размере 25, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 50, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 75 МРП.
  • Неотражение в учетной документации операций по учету и реализации товаров (работ, услуг) — влечет штраф на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, в размере 5, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 10% от стоимости неучтенных товаров (работ, услуг).
  • Уклонение от уплаты начисленных (исчисленных) сумм налогов и других обязательных платежейв бюджет совершенное путем осуществления налогоплательщиком взаиморасчетов через кассу либо банковские счета третьих лиц при наличии налоговой задолженности в период действия распоряжения налогового органа о приостановлении расходных операций по кассе, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет штраф на физических лиц в размере 15, на индивидуальных предпринимателей — в размере 35 МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50% от суммы произведенных расчетов или административный арест сроком на сорок пять суток с конфискацией предметов и орудий, послуживших совершению правонарушения, и имущества, полученного вследствие его совершения.
  • Занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет— влечет штраф на физических лиц в размере 10, на должностных лиц — в размере 20 МРП, на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов и юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50% от начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет или административный арест на срок до сорока пяти суток с конфискацией предметов и орудий, послуживших совершению правонарушения, и имущества, полученного вследствие его совершения.
  • Занижение налогоплательщиком сумм текущих платежей в расчете, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния — влечет штраф на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50% от заниженной суммы текущих платежей или административный арест на срок до сорока пяти суток с конфискацией предметов и орудий, послуживших совершению правонарушения, и имущества, полученного вследствие его совершения.
  • Превышение суммы фактически исчисленного корпоративного подоходного налога за налоговый период над суммой исчисленных авансовых платежей в течение налогового периода в размере более двадцати процентов, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния — влечет штраф в размере 40% от суммы превышения фактического налога или административный арест сроком на сорок пять суток с конфискацией предметов и орудий, послуживших совершению правонарушения, и имущества, полученного вследствие его совершения.
  • Занижение сумм налогов, входящих в расчет стоимости патента, юридическим лицом-производителем сельскохозяйственной продукции, производящим расчеты с бюджетом на основе патента, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет штраф в размере 30% от заниженной суммы налогов без уменьшения при расчете стоимости патента или административный арест на срок до сорока пяти суток с конфискацией предметов и орудий, послуживших совершению правонарушения, и имущества, полученного вследствие его совершения.
  • Неудержание или неполное удержание налоговым агентом сумм налогов, подлежащих удержанию и (или) перечислению в бюджет, в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, — влечет штраф на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50 процентов от неудержанной суммы налогов и других обязательных платежей.
  • Неперечисление или неполное перечисление налоговым агентом удержанных сумм налогов, подлежащих перечислению в бюджет, в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, — влечет штраф на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере десяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере двадцати месячных расчетных показателей.
  • Выписка налогоплательщиком фиктивного счета-фактуры— влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере тридцати пяти месячных расчетных показателей, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере ста двадцати, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере двухсот процентов от суммы налога на добавленную стоимость, включенной в счет-фактуру.
  • Нарушение порядка применения контрольно-кассовых машинвлекут штраф на индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей в размере 15, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50 месячных расчетных показателей.
  • Неисполнение обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан, налогоплательщиками при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, а также невыполнение лицами требований, установленных законодательством Республики Казахстан, а именно неуплата косвенных налогов в течение тридцати календарных дней после срока уплаты, установленного налоговым законодательством Республики Казахстан, — влечет штраф на физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов — в размере 10, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 20, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 250 месячных расчетных показателей. Неуплата косвенных налогов по истечении тридцати календарных дней после срока уплаты, установленного налоговым законодательством Республики Казахстан, — влечет штраф на физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов — в размере двадцати, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50 процентов от суммы неисполненного налогового обязательства, но не менее двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей.
  • Непредставление налогоплательщиком в налоговый орган обязательств о ввозе (вывозе) продуктов переработки и их неисполнение, предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан,- влекут штраф на физических лиц — в размере пятидесяти, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере ста пятидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей.
  • Неуведомление либо несвоевременное уведомление налоговых органов в следующих случаях:
    • при временном ввозе товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза, которые в последующем будут вывезены с территории Республики Казахстан без изменения свойств и характеристик ввезенных товаров;
    • при временном вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств-членов Таможенного союза, которые в последующем будут ввезены на территорию Республики Казахстан без изменения свойств и характеристик вывезенных товаров, —

влечет штраф на физических лиц — в размере 50, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 150, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей.

  • Невыполнение законных требований органов налоговой службы и их должностных лицвлечет штраф на физических лиц в размере восьми, на должностных лиц — в размере пятнадцати месячных расчетных показателей.
  • Действия (бездействие), совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на должностных лиц — в размере тридцати месячных расчетных показателей.
  • Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица органа налоговой службы, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение, используемые налогоплательщиком (кроме жилых помещений) для предпринимательской деятельности, — влечет штраф на индивидуальных предпринимателей и на должностных лиц в размере сорока пяти месячных расчетных показателей.

Источник: Административный кодекс по состоянию на 01.01.2014 г. Глава 16.


Автор: Ravil

Постановка на учет по НДС в Казахстане

Дата публикации 12.04.2021

При ведении деятельности ИП и ТОО должны учитывать, что с определенного момента у них может возникнуть обязанность по регистрации в качестве плательщика НДС. При этом, встать на учет по НДС можно и добровольно. Кто и в каких случаях обязан встать на учет по НДС, когда это можно сделать по собственному желанию, и кто не вправе становиться плательщиками НДС –узнайте далее…

Что такое НДС и кто его уплачивает?

Налог на добавленную стоимость (НДС) это отчисление в бюджет:

  • части стоимости облагаемого оборота по реализации, которая добавляется в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг);
  • части стоимости облагаемого импорта (при импорте товаров на территорию Казахстана).

При этом, облагаемый оборот - оборот по реализации товаров (работ, услуг) в Республике Казахстан, совершаемый плательщиком НДС.

Облагаемый импорт - товары, ввозимые или ввезенные на территорию Казахстана (кроме тех, что освобождены от НДС), подлежащие декларированию согласно Таможенного Кодекса РК.

Плательщиками НДС являются лица, которые добровольно или в обязательном порядке встали на учет по НДС в налоговой, а также импортеры товаров на территорию РК (вне зависимости от того, состоят они на учете как плательщики НДС или нет).

Обязательная постановка на учет по НДС.

Согласно п.1 ст.82 НК РК, обязательной постановке на учет по НДС подлежат:

  • юридические лица-резиденты,
  • юридические лица -нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через филиал или представительство;
  • ИП;
  • лица, занимающиеся частной практикой.

Налогоплательщикам следует помнить, что вне зависимости от их желания, ИП или ТОО обязано встать на регистрационный учет по НДС, в случае, если превышен минимальный размер годового оборота.

Согласно п.4 ст.82 НК РК минимум оборота, при превышении которого необходимо встать на учет по НДС составляет в общем случае 30 000 МРП (в расчет принимается значение МРП, установленное на 1 января текущего года).

Для ИП на упрощенке, применяющих ТИС (трехкомпонентную интегрированную систему) минимум оборота составляет 30 000 МРП плюс доходы, проведенные по ТИС в безналичной форме, в пределах 114 184 МРП.

Обороты налогоплательщиков, применяющих спецрежим розничного налога, не включаются в минимум оборота. Это означает, что НДС плательщики розничного налога не уплачивают.

Для наглядности представим это в виде таблицы.

Таблица №1. При каком размере оборота нужно вставать на учет по НДС

Вставать на учет (да/нет)

до 87 510 000 тг.

свыше 30 000 МРП

87 510 001 тг. и более

ТОО на упрощенке

до 87 510 000 тг.

ТОО на упрощенке

свыше 30 000 МРП

87 510 001 тг.и более

до 87 510 000 тг.

свыше 30 000 МРП

87 510 001 тг. и более

ИП на упрощенке, не применяет ТИС

до 87 510 000 тг.

ИП на упрощенке, не применяет ТИС

свыше 30 000 МРП

87 510 001 тг. и более

ИП на упрощенке, применяет ТИС

до 30 000 МРП и по ТИС безналичным расчетом до 114 184 МРП

до 87 510 000 тг. без применения ТИС и/или до 333 074 728 тг. безналичным расчетом по ТИС

ИП на упрощенке, применяет ТИС

свыше 30 000 МРП и/или по ТИС безналичным расчетом свыше 114 184 МРП

87 510 001 тг. и более без применения ТИС и/или 333 074 729 тг. и более безналичным расчетом по ТИС

СНР розничный налог

Внимание! Согласно Закона РК №382-VI от 10.12.2020 г. с 01.01.2022 г. минимальный порог для постановки на учет по НДС будет снижен с 30 000 МРП до 20 000 МРП. А размер безналичного оборота, проведенного ИП на упрощенке посредством ТИС будет увеличен с 114 184 МРП до 124 184 МРП.

Как определить размер оборота и что в него включать? Согласно пп.1 и пп.2 ст.369 НК РК, в оборот для целей постановки на учет по НДС включают сумму оборотов:

  • по реализации товаров, работ, услуг (кроме сумм необлагаемого оборота, согласно ст. 370 НК РК);
  • при приобретении работ, услуг от нерезидента в соответствии со ст.373 НК РК;
  • в виде остатков товаров (кроме тех, что указаны в п.3 ст.370 НК РК);
  • по передаваемым товарам из передаточного акта, составляемого при реорганизации (выделении), если новая организация не встает на учет по НДС.

Размер оборота определяется нарастающим итогом в течение календарного года.

Как правило, налоговая служба самостоятельно следит за приростом оборота и заранее направляет налогоплательщику уведомление о необходимости в ближайшее время встать на учет по НДС. Однако, не следует полагаться только на бдительность налоговиков. В интересах налогоплательщика самостоятельно отслеживать размер своего оборота, чтобы не пропустить срок постановки на учет.

Что нужно сделать, если оборот превышен?

В случае превышения размера минимального оборота нужно подать в УГД МФ РК по месту регистрации налоговое заявление о постановке на учет в качестве плательщика НДС. Подать заявление нужно оперативно – не позднее 10 рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение.

Например, если по итогу июня оборот превысил 30 000 МРП, при этом налогоплательщик не является ИП на упрощенке, применяющим ТИС, то подать заявление нужно до 12-15 июля (в зависимости от того, на какие дни выпадают рабочие дни).

Подать заявление можно в бумажной или электронной форме.

О том, как подать заявление на постановку на учет по НДС онлайн, узнайте здесь.

Обращаем внимание, что налогоплательщики, которым присвоена высокая степень риска по СУР, должны подавать заявление только в бумажной форме (п.2 ст.82 НК РК).

Плательщиком НДС ИП или ТОО, подавшее заявление, становится сразу со дня подачи этого заявления.

Добровольная постановка на учет по НДС.

Те лица, которые по закону не обязаны вставать на учет по НДС, тем не менее вправе это сделать по собственному желанию. Порядок добровольной постановки на учет по НДС регулируется ст.83 НК РК. Процедура постановки на учет аналогична той, что и при обязательной регистрации в качестве плательщика НДС. Необходимо подать налоговое заявление в УГД МФ РК по месту регистрации. Сделать это можно (п.1 ст.83 НК РК):

  • на бумажном носителе;
  • онлайн через портал Egov.kz или Кабинет налогоплательщика;
  • сразу при госрегистрации юрлица-резидента, при присвоении БИН.

Плательщиками НДС заявители становятся со дня подачи налогового заявления (или со дня госрегистрации в Национальном реестре БИН).

Добровольная постановка на учет по НДС зачастую производится в угоду контрагентам. Поскольку для них, если они уже являются плательщиками НДС, это возможность взять в зачет сумму НДС от поставщика. При условно одинаковой стоимости товара, преимущество будут отдано тому поставщику, кто является плательщиком НДС –на момент уплаты НДС в бюджет это позволит покупателю сэкономить 12% стоимости товара.

Кто не может или не обязан вставать на учет по НДС?

Согласно п.1 ст.82 НК РК, не подлежат обязательной постановке на регистрационный учет по НДС:

  • государственные учреждения;
  • структурные подразделения юридических лиц - резидентов;
  • налогоплательщики, применяющие СНР для крестьянских или фермерских хозяйств (по деятельности, попадающей под спецрежим).

Такие организации не могут вставать на учет по НДС даже в случае превышения размера минимального оборота.

Определённым категориям лиц отказано также в добровольной постановке на регистрационный учёт по НДС. Согласно п.1 ст.83, не вправе встать на учет:

  • физические лица, не являющиеся ИП или частнопрактикующими лицами;
  • государственные учреждения;
  • нерезиденты, не осуществляющие деятельность в РК через филиал, представительство;
  • структурные подразделения юридических лиц-резидентов;
  • казино, залы игровых автоматов, тотализатор, букмекерские конторы по деятельности, подлежащей обложению налогом на игорный бизнес;
  • налогоплательщики, не подавшие ликвидационную декларацию в соответствии с п.4 ст.424 НК РК.

Что нужно делать после постановки на учет по НДС?

После того, как налогоплательщик встал на учет по НДС у него появляется обязанность по ежеквартальной сдаче формы 300.00 и уплате НДС в бюджет.

Порядок исчисления и уплаты НДС регулируется ст.421 -425 НК РК.

Ставка НДС составляет:

  • 12% в общем случае;
  • 0% -в случаях, предусмотренных гл.44 НК РК.

Декларация предоставляется раз в квартал, в срок до 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом (п.1 ст.424 НК РК). Одновременно с ней предоставляются реестры счетов-фактур по приобретенным и реализованным счетам-фактурам (п.2 ст.424 НК РК).

Уплатить НДС в бюджет следует до 25 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом (п.1 ст.425 НК РК).

Следует иметь ввиду, что при уплате НДС в бюджет сумму налога, указанную в счет-фактурах, полученных от поставщиков, можно взять в зачет, уменьшив тем самым сумму налога к уплате.

Организация-плательщик НДС приобрела товар у поставщика на сумму 50 000 тг. с НДС. Из этой суммы 5 357 тг. идет в зачет.

Товар был впоследствии реализован за 75 000 тг. с НДС. Из них сумма НДС составляет 8 036 тг. Эту сумму организации следовало бы уплатить в бюджет, но поскольку 5 357 тг. из них уже внес ранее в бюджет поставщик организации, то доплатить придется только разницу:

8 036 -5 357 =2 679 тг.

Рассчитать сумму НДС, сидящую в цене товара, а также сумму НДС сверх его стоимости, можно с помощью нашего Калькулятора.

Ответственность за непостановку на учет по НДС.

Как уже ранее отмечалось, налоговая служба следит за налогоплательщиками, чьи доходы приближаются к пороговому уровню. Если налоговая отметила превышение уровня минимального оборота, а налогоплательщик в течение 10 рабочих дней не подал заявление о постановке не учет по НДС, происходит следующее (п.7 и п.8 ст.82 НК РК):

  • в течение 5 рабочих дней с даты, когда истек срок подачи заявления налогоплательщиком, налоговая направляет ему уведомление;
  • если по истечении 30 рабочих дней с даты вручения уведомления налогоплательщик так и не встал на учет по НДС, налоговый орган приостанавливает расходные операции по его банковским счетам.

Помимо этого предусмотрена и административная ответственность для таких налогоплательщиков. Согласно п.3 ст.269 КоАП РК нарушение срока подачи налогового заявления о постановке на учет по НДС карается штрафом в размере 50 МРП (145 850 тг. в 2021 г.).


Нужно ли вставать на учет по НДС при превышении минимума оборота или можно этого избежать без каких-либо последствий? Какие условия постановки на НДС при превышении минимума оборота?

Превышение минимума оборота для постановки на учет по НДС

Обязательная постановка на учет по НДС осуществляется в соответствии со статьей 568 Налогового кодекса Республики Казахстан.

Согласно пунктам 1 и 5 статьи 568 Налогового кодекса, обязательной постановке на учет по НДС подлежат юридические лица-резиденты, нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, индивидуальные предприниматели при превышении минимума оборота, который составляет 30000-кратный размер месячного расчетного показателя (МРП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Обязательной постановке на НДС не подлежат:

  • государственные учреждения;
  • структурные подразделения юридических лиц-резидентов;
  • лица, подлежащие обложению налогом на игорный бизнес, фиксированным налогом и единым земельным налогом соответственно.

Определение размера оборота

Размер оборота определяется нарастающим итогом, в соответствии с пунктом 2 статьи 568 Налогового кодекса:

  • вновь созданными юридическими лицами-резидентами, филиалами, представительствами, через которые нерезидент осуществляет деятельность в Республике Казахстан, - с даты государственной (учетной) регистрации в органах юстиции;
  • физическими лицами, вновь вставшими на регистрационный учет в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей, - с даты постановки на регистрационный учет в налоговых органах;
  • налогоплательщиками, снятыми с регистрационного учета по НДС на основании решения налогового органа в текущем календарном году, - с даты, следующей за датой снятия с регистрационного учета по НДС на основании решения налогового органа;
  • другими налогоплательщиками - с 1 января текущего календарного года.

Срок подачи заявления

Согласно пункту 2 статьи 568 Налогового кодекса, если размер оборота превышает в течение календарного года минимум оборота, налогоплательщики обязаны в явочном порядке подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по НДС не позднее 10 рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение минимума оборота.

Необходимый пакет документов

Пункт 7 статьи 568 Налогового кодекса содержит перечень документов, которые необходимо предоставить для постановки на НДС. В него входят:

  1. Заявление для постановки на НДС.
  2. Нотариально засвидетельствованная копия документа, подтверждающего место нахождения налогоплательщика. (документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество или письменное согласие физического лица, на праве собственности которого находится недвижимое имущество); срок между датами нотариального засвидетельствования копии документа, подтверждающего место нахождения налогоплательщика, и его представления в налоговый орган не должен превышать 10 рабочих дней.
  3. Копии документов, подтверждающих сложившееся превышение минимума облагаемого оборота налогоплательщика. (акты выполненных работ, оказанных услуг и иные документы, свидетельствующие о факте совершения оборота).

С какого момента налогоплательщик становится плательщиком НДС?

В соответствии с пунктом 6 статьи 568 Налогового кодекса, лица становятся плательщиками НДС в первый день месяца, следующего за месяцем, в котором они подали налоговое заявление для постановки на НДС, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Ответственность за непостановку на учет по НДС

Пунктом 8 и 9 статьи 568 Налогового кодекса предусмотрена ответственность за непостановку на учет по НДС. Если лицо не предоставило налоговое заявление о постановке на учет, то налоговый орган не позднее 5 рабочих дней с момента выявления такого налогоплательщика направляет ему уведомление об устранении нарушений налогового законодательства Республики Казахстан.

В случае, если после уведомления налогового органа, налогоплательщик по истечении 30 дней не произвел постановку на НДС, налоговый орган выносит распоряжение о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика.

Также, согласно пункта 3 статьи 269 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях нарушение налогоплательщиком срока подачи налогового заявления в орган государственных доходов о постановке на учет по НДС влечет штраф:

  • на субъектов малого предпринимательства - 10% от суммы облагаемого оборота за период непостановки на учет;
  • на субъектов среднего предпринимательства – 15% от суммы облагаемого оборота за период непостановки на учет;
  • на субъектов крупного предпринимательства – 30%от суммы облагаемого оборота за период непостановки на учет.

Вопрос:

Какие штрафные санкции предусмотрены за несвоевременную постановку на учет по НДС?

Ответ:

Согласно п. 3 ст. 269 КОАП РК нарушение налогоплательщиком установленного законодательными актами Республики Казахстан срока подачи налогового заявления в орган государственных доходов о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость влечет штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

Так же в соответствии с п. 5 ст. 275 КОАП РК совершение оборота за период непостановки на учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость влечет штраф в размере пятнадцати процентов от суммы оборота за период непостановки на учет.

Хочу обратить внимание на то, что если ИП оказывает экспедиторские услуги, то согласно п. 3 ст. 683 НК РК ИП не имеет права применять СНР на основе упрощенной декларации. За неправомерное применение СНР ст. 270 КОАП РК.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Ответ:

Основными налогами, уплачиваемыми при реализации товаров, работ, услуг, являются КПН, ИПН и НДС. Размер налогов зависит от размера ставки. При этом, если ставка налога, уплачиваемого от оборота (НДС), одинакова и не меняется в зависимости от статуса налогоплательщика и режима налогообложения, то ставки налогов, уплачиваемых от дохода (КПН и ИПН), различаются и составляют:

Ответ:

При покупке товара из третьих стран ближнего и дальнего зарубежья, возникает НДС по импорту, который оплачивается при растаможке товара.

Ответ:

Снятие с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость на основании решения налогового органа по форме, установленной уполномоченным органом, производится без уведомления налогоплательщика в случае, если первый руководитель или единственный учредитель (участник) юридического лица,

Ответ:

Согласно статье 116 Предпринимательского кодекса РК цены и тарифы на товары, работы, услуги определяются субъектами предпринимательства самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Так, государство регулирует цены и тарифы на следующие товары, работы, услуги субъектов предпринимательства:

Ответ:

При заключении организацией (ТОО или ИП) договора ГПХ с физическим лицом на оказание услуг, ответственность за корректный расчет, удержание и своевременную уплату налогов и взносов за физ. лицо несет налоговый агент, то есть организация.

Ответ:

Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, работ, услуг, местом реализации которых не является Республика Казахстан.

Место реализации товаров, работ, услуг определяется в соответствии со статьей 378 настоящего Кодекса (статьи 369 и 370 Налогового кодекса).

Ответ:

Совокупный годовой доход юридического лица-резидента Республики Казахстан состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) в том числе за пределами РК (статья 225 Налогового кодекса).

Оборот по реализации товаров, местом реализации которых Республика Казахстан не признается, является необлагаемым (статья 370 Налогового кодекса).

Ответ:

Законодательством РК бартерные сделки в том числе между юридическими лицами не запрещены.

Согласно статье 501 Гражданского кодекса, по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление другой стороны один товар в обмен на другой.

Ответ:

Согласно пунктам 15 и 17 Правил и сроков реализации пилотного проекта по оформлению сопроводительных накладных на товары от 16 ноября 2020 года № 1104 СНТ подлежит оформлению при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов ЕАЭС, за исключением ввоза товаров на легковом автотранспорте.

Ответ:

КПН у источника выплаты с доходов нерезидентов:

В соответствии с п. 1 ст. 645 Налогового кодекса РК доходы из источников в РК юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в РК (далее по тексту – нерезидент), облагаются КПН у источника выплаты без осуществления вычетов.

Читайте также: