Счета электронного администрирования ндс

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация приобретает электронные услуги у иностранных поставщиков, которые встали на учет в РФ в целях уплаты НДС. Покупатель имеет право на вычет НДС. В договоре указано, что цена услуги - без НДС, НДС в размере 20 процентов начисляется сверху.
Какая ставка НДС (20% или 16,67%) должна быть указана в акте?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Итоговая стоимость электронных услуг по договору с иностранным поставщиком исчисляется путем увеличения стоимости услуг, установленной договором, на 20%.
Порядок указания налоговой ставки НДС в акте оказанных услуг, выставляемом иностранной организацией, российским законодательством не регламентирован.

Обоснование вывода:
В связи с оказанием российской организации услуг в электронной форме, поименованных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ (далее - электронные услуги), у иностранной организации - исполнителя в рассматриваемой ситуации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Поскольку данная операция не подпадает под действие ст. 149 НК РФ, она подлежит налогообложению НДС.
Согласно действующим правилам налогообложения иностранная организация - продавец электронных услуг в данном случае должна самостоятельно исчислять и уплачивать НДС в России, что сопряжено с необходимостью ее постановки на учет в российском налоговом органе (п.п. 1, 4.6 ст. 83, ст. 174.2 НК РФ). При этом российская организация - заказчик не признается налоговым агентом по НДС и не должна выполнять соответствующие функции (смотрите также письма Минфина России от 14.08.2020 N 03-07-08/71415, от 10.04.2020 N 03-07-14/28744, от 29.03.2019 N 03-07-08/23438).
В соответствии с п. 2 ст. 174.2 НК РФ при оказании иностранными организациями электронных услуг, местом реализации которых признается территория РФ (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ), налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Ставка налога в таком случае определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67% процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации условиями договора с иностранной организацией прямо установлено, что стоимость услуг по договору не включает в себя НДС. Более того, в договоре присутствует формулировка "стоимость услуг увеличивается на сумму НДС". Таким образом, очевидно, что НДС в данной ситуации следует начислять сверх цены договора.
При этом начисление НДС сверх цены договора по ставке 16,67% не соответствует законодательству, так как в силу п. 5 ст. 174.2 НК РФ данная ставка является расчетной, что в случае ее применения к стоимости услуг с учетом налога соответствует сумме налога, включенной в стоимость услуги, облагаемой по общеустановленной налоговой ставке 20% (20/120 х 100% = 16,67%) (письмо ФНС России от 10.03.2017 N СД-3-3/1626@).
Таким образом, считаем, что в данной ситуации итоговая цена договора исчисляется путем увеличения стоимости услуг, установленной договором, на 20%.
Несмотря на особенности расчета цены договора, фактически иностранная компания применяет расчетную налоговую ставку 16,67%, которая, по нашему мнению, и должна указываться в акте оказанных услуг. При этом отметим, что российское законодательство не регламентирует порядок заполнения акта оказанных иностранной организацией электронных услуг.
Более того, в соответствии с п. 2.1 ст. 171 НК РФ российская организация (ИП) - покупатель может принять к вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении электронных услуг у иностранной организации, при наличии договора и (или) расчетного документа с выделением суммы НДС и указанием ИНН и кода причины постановки на учет иностранной организации, а также документов на перечисление оплаты (включая сумму НДС) иностранному поставщику электронных услуг (письма ФНС России от 12.02.2020 N СД-4-3/2280@, Минфина России от 29.03.2019 N 03-07-08/23438, от 02.07.2018 N 03-07-08/45522).
Как видим, непосредственно акт оказанных услуг не является обязательным документом для принятия НДС к вычету. Соответственно, указание ставки 20% или того факта, что НДС включен в сумму (VAT included), при условии правильного расчета суммы налога и его выделения, на наш взгляд, не влечет каких-либо негативных последствий для покупателя.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Исчисление и уплата НДС иностранными организациями при оказании услуг в электронной форме;
- Энциклопедия решений. Вычет НДС при покупке электронных услуг у иностранной компании;
- Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) иностранными лицами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Ответ прошел контроль качества

16 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Дата публикации 25.08.2020

Использован релиз 3.0.81

Для выставления электронного счета-фактуры продавец должен выполнить следующие действия:

Формирование, подписание и отправка ЭСФ

Выставление электронного счета-фактуры производится с помощью документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг) в электронной форме (утвержден приказом ФНС России от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@, действует с 02.02.2019), с функцией только счета-фактуры.

Для формирования электронного счета-фактуры необходимо из формы "Настройки ЭДО", находясь на закладке "Настройки отправки" (раздел Администрирование - Обмен электронными документами - Настройки ЭДО) и дважды кликнув по строке, отражающей ЭДО с конкретным контрагентом, перейти в форму "Настройки отправки документов" и провести следующую настройку:

  • снять флажок в строке "Счет-фактура и первичный документ в одном документе";
  • в графе "Регламент ЭДО" уточнить применяемый порядок обмена электронным счетом-фактурой. Так, флажок "Ожидать извещение о получении" устанавливается в том случае, если по взаимному согласию сторон обмена формируется извещение о получении счета-фактуры согласно п. 2.9 Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, утв. приказом Минфина России от 10.11.2015 № 174н (далее - Порядок обмена).

Для автоматического формирования, подписания и отправки электронного счета-фактуры необходимо:

До момента формирования электронного счета-фактуры при наличии действующего соглашения с покупателем об обмене счетами-фактурами в электронной форме в документе "Счет-фактура выданный":

  • переключатель "Составлен" будет установлен в положение "В электронном виде";
  • в строке "Выставлен (передан контрагенту)" будут отсутствовать флажок и дата выставления;
  • в строке, отражающей текущее состояние процесса обмена электронным счетом-фактурой, будет присутствовать гиперссылка Требуются действия с нашей стороны.

Перейти в список документов "Текущие дела ЭДО" можно из документа "Счет-фактура выданный", выполнив команду Текущие дела ЭДО из списка доступных команд, открываемого по кнопке ЭДО (рис. 2).

Перед созданием, подписание и отправкой электронного счета-фактуры можно предварительно перейти в форму просмотра документа (рис. 4), выполнив команду Просмотреть электронный документ из списка команд, открываемого по кнопке ЭДО, или по гиперссылке состояния электронного обмена документа "Счет-фактура выданный" (рис. 2).

В форме просмотра в строке "Состояние" будет отражена информация о том, что обмен электронным счетом-фактурой не начат.

Если права подписи у пользователя нет, то программа направит сформированный электронный счет-фактуру на подпись лицу, имеющему такое право.

Также подписать сформированные электронный счет-фактуру можно будет из формы просмотра по кнопке Подписать.

Кроме того, подписание сформированных электронных документов лицом, имеющим право электронной подписи, можно произвести из формы "Документы на подпись", в которой указываются сведения о доступном сертификате (доступных сертификатах) (раздел Администрирование - подраздел Электронные документы - гиперссылка Документы на подпись или раздел Руководителю - подраздел Электронные документы - гиперссылка Документы на подпись).

Непосредственная отправка сформированных и подписанных электронных документов зависит от того, как выполнена настройка электронного обмена.

Если в настройке параметров обмена электронными документами (раздел Администрирование - гиперссылка Обмен электронными документами) в строке "Отложенная отправка электронных документов" отсутствует флажок, то подписанный электронный документ будет незамедлительно автоматически направлен оператору ЭДО (рис. 7).

Если такой флажок присутствует, то фактическая отправка подготовленных электронных документов будет производиться:

При работе информационной базы в режиме клиент-сервер можно установить расписание автоматической отправки электронных документов, выполнив соответствующую настройку параметров обмена электронными документами с контрагентами (раздел Администрирование - Обмен электронными документами - Обмен с контрагентами) (рис. 7).

После отправки электронного счета-фактуры на соответствующих закладках формы просмотра можно получить информацию о подписях и статусах электронного документа, а также ознакомиться с сопроводительной запиской при ее наличии (рис. 8).

Также из формы просмотра, вызвав команду Сохранить в файл из списка доступных команд, открываемого по кнопке Еще, можно сохранить электронный счет-фактуру вместе с электронной подписью (рис. 8).

После отправки электронного счета-фактуры продавец ожидает:

  • от оператора ЭДО - подтверждение с указанием даты и времени поступления ему файла счета-фактуры;
  • от покупателя - извещение о получении им счета-фактуры. Напомним, что согласно п. 2.9 Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме, утв. приказом Минфина России от 10.11.2015 № 174н (далее - Порядок обмена), извещение покупателя о получении счета-фактуры не является обязательным документом и формируется покупателем только при взаимном согласии сторон сделки.

Отправленный счет-фактура, в отношении которого ожидается получение подтверждения оператора ЭДО, перекладывается в папку документов "На контроле" формы списка документов "Текущие дела ЭДО" (рис. 9).

Согласно п. 1.10 Порядка обмена счет-фактура в электронной форме считается выставленным, если продавцу поступило соответствующее подтверждение оператора ЭДО.

Поэтому до получения подтверждения оператора ЭДО в документе учетной системы "Счет-фактура выданный" будут отсутствовать флажок и дата выставления в строке "Выставлен (передан контрагенту)", а в информационной строке будет указано Требуются действия со стороны других участников (рис. 10).

Обработка подтверждения оператора о получении ЭСФ

Получение документов происходит во время очередного сеанса связи с оператором ЭДО:

Также можно установить расписание получения электронных документов, выполнив соответствующую настройку параметров обмена электронными документами с контрагентами (раздел Администрирование - гиперссылка Обмен электронными документами) (рис. 7).

Дата поступления файла счета-фактуры оператору ЭДО, которая будет указана в полученном от оператора ЭДО подтверждении, будет считаться датой выставления счета-фактуры в электронной форме (п. 1.10 Порядка обмена; пп. "б" п. 7 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, далее - Правила ведения журнала учета).

Полученное подтверждение оператора ЭДО, как и все служебные электронные документы, отображается в форме просмотра отправленного электронного счета-фактуры (рис. 11).

Формирование извещения происходит в программе автоматически.

Если у текущего пользователя есть право подписи и сертификат подписи установлен на компьютере, то извещение о получении подтверждения будет также автоматически подписано и отправлено оператору ЭДО. Если у текущего пользователя права подписи нет, то сформированное извещение будет направлено на подпись лицу, имеющему такое право.

После получения подтверждения оператора ЭДО в документе "Счет-фактура выданный" в поле "Выставлен" проставляется флажок и дата выставления, соответствующая подтверждению оператора ЭДО (рис. 13).

Напомним, что в книге продаж электронный счет-фактура будет зарегистрирован еще до поступления подтверждения оператора ЭДО после проведения документов учетной системы "Реализация (акт, накладная)" и "Счет-фактура выданный", поскольку счета-фактуры регистрируются в книге продаж при возникновении обязанности по исчислению НДС и вне зависимости от даты их выставления покупателям (п. 2 и п. 3 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением № 1137) (раздел Продажи - подраздел Отчеты по НДС - Книга продаж) (рис. 14).

После получения подтверждения оператора ЭДО выставленный электронный счет-фактура снимается с контроля, т.е. удаляется из папки "На контроле" списка документов "Текущие дела ЭДО".

После отправки извещения о получении подтверждения оператора ЭДО в информационной строке документа "Счет-фактура выданный" будет отражена информация: "Требуются действия со стороны других участников" (рис. 13).

Получение извещения покупателя о получении ЭСФ

Пунктом 2.9 Порядка обмена предусмотрено, что покупатель по взаимному согласию с продавцом может формировать извещение о получении счета-фактуры.

Получение продавцом такого извещения покупателя происходит при очередном сеансе связи с оператором ЭДО (рис. 15).

В форме просмотра поступившего электронного счета-фактуры содержится информация о том, что обмен завершен, а также о том, что все документы, сопровождающие обмен электронным счетом-фактурой получены и отправлены.

В документе учетной системы "Счет-фактура выданный" в информационной строке состояния электронного обмена отразится статус ЭДО завершен (рис. 16).

С 1 января 2019 года вносятся изменения в статью 174.2 НК РФ, которая посвящена уплате “налога на Гугл”. Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ в эту статью внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2019 года. С этой даты обязанность по исчислению НДС будет возложена на иностранную организацию, которая оказывает электронные услуги, либо ее агента, участвующего в расчетах с покупателем.

Кто покупает эти услуги – физическое лицо, ИП или юридическое лицо – значения не имеет. Российские юридические лица и ИП, приобретающие на территории России услуги в электронной форме у иностранных компаний, больше не будут за них платить этот налог.

Меняется состав налоговых агентов

Согласно пункту 3 статьи 174.2 НК РФ, иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория РФ, сами исчисляют и платят налог, если эта обязанность не возложена на налогового агента.

Налоговыми агентами при оказании электронных услуг с 1 января 2019 года признаются посредники, осуществляющие деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги. В качестве таких посредников могут выступать обособленные подразделения иностранных компаний, расположенные на территории Российской Федерации, состоящие на учете в налоговых органах (п. 10 ст. 174.2 НК РФ).

Пункт 9 статьи 174.2 НК РФ, согласно которому налоговыми агентами до 1 января 2019 года признавались непосредственные покупатели электронных услуг, российские организации и ИП, с этой даты утрачивает силу. Больше они налоговыми агентами не признаются.

Напомним, что не признаются посредниками, участвующими в расчетах (соответственно, налоговыми агентами по НДС), компании, которые являются субъектами национальной платежной системы, а также операторы связи, которые переводят денежные средства за услуги иностранных IT-компаний (абз. 3 п. 10 ст. 174.2 НК РФ).

Особенности налогоплательщика – иностранной компании

Иностранные организации, оказывающие на территории Российской Федерации услуги в электронной форме, перечисленные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, и осуществляющие расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, подлежат постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ. Сведения о таких иностранных организациях должны быть размещены на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. Это наименование, ИНН, КПП и дата постановки на учет в налоговых органах.

Налоговый орган регистрирует иностранную компанию на основании ее заявления о постановке на учет и иных документов, перечень которых утверждает Минфин России. Эти документы могут быть представлены в налоговый орган через представителя, по почте заказным письмом или в электронной форме через официальный сайт ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” без применения усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 5.1 ст. 84 НК РФ).

Для расчета налога применяется процентная доля налоговой базы – расчетная налоговая ставка. Налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации (п. 2 ст. 174.2 НК РФ).

В силу пункта 3.2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры иностранные организации в отношении услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.1 НК РФ, не составляют. Они самостоятельно уплачивают НДС, а также представляют в налоговый орган налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (при определенных обстоятельствах – по ТКС через оператора электронного документооборота) (подп. 7, 8 ст. 174.2 НК РФ).

Таковы особенности “новых” налогоплательщиков. Они, несомненно, определяют и особенности налогообложения у покупателей.

Что с вычетами?

На основании пункта 2.1 статьи 171, пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса у покупателя-налогоплательщика возникает право на вычет НДС, предъявленного ему при приобретении электронных услуг у иностранной организации, которая должна состоять на учете в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ.

Основание для вычета – договор и (или) расчетный документ с выделением суммы налога.

Ответственность за неуплату налога

Как быть, если иностранная компания не зарегистрируется в налоговом органе и не будет платить налог?

Этот момент разъяснил Минфин России. В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Так, статьей 123 НК РФ предусмотрена ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.

Однако российская организация – покупатель услуг в электронной форме у иностранной организации с 1 января 2019 года не признается налоговым агентом по НДС. Соответственно, с 2019 года не возникает оснований для привлечения покупателя таких услуг к ответственности по указанной статье.

Каких-либо прямых оснований для привлечения российской организации – покупателя к ответственности за непостановку иностранного поставщика на налоговый учет или за неуплату НДС при оказании услуг в электронной форме, местом реализации которых признается РФ, в Налоговом кодексе не установлено.

И если указанная иностранная организация не встала на учет в налоговом органе, ответственность за неуплату НДС несет она сама – она будет оштрафована по статье 116 НК РФ – в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей. А в письме от 03.09.2018 № 03-07-08/62624 Минфин России отметил, что вопрос постановки на учет в российских налоговых органах иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме, относится к компетенции ФНС России.

Но если иностранная компания не зарегистрируется и не будет платить налог, покупатель в таком случае не сможет применить налоговый вычет НДС, поскольку условия для него не будут выполнены. Напомним, что с 1 января 2019 года вычет по электронным услугам иностранной компании предусмотрен новым пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ.

Более того, если российская компания или ИП решат заплатить налог из своих средств, они также потеряют деньги – они больше не являются налоговыми агентами по электронным услугам, полученным от иностранных поставщиков.

Напомним, что НДС (“налогом на Гугл”) облагают услуги иностранных интернет-компаний, предусмотренные пунктом 1 статьи 174.2 Налогового кодекса:

  • продажа программ для электронно-вычислительных машин (сокращенно – ЭВМ), приложений, игр и баз данных, в том числе обновлений к ним;
  • рекламные услуги в интернете и предоставление рекламных площадок;
  • онлайн-аукционы;
  • платформы для размещения предложений о продаже товаров и услуг;
  • хранение данных;
  • услуги хостинг-провайдеров;
  • регистрация доменов;
  • предоставление прав на цифровые книги, музыку, аудиовизуальную продукцию, графические изображения;
  • администрирование информационных систем и сайтов в Интернете;
  • хранение и обработка информации при условии, что предоставивший информацию имеет к ней доступ через Интернет;
  • поиск и представление информации о потенциальных покупателях;
  • доступ к поисковым системам в Интернете;
  • статистика посещений сайтов и др.

Эксперт по налогообложению Б.Л. Сваин


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Декларация по НДС


Впервые ФНС начала применять первую версию АСК НДС в 2013 г. В 2015 г. был осуществлен переход на более совершенную АСК НДС-2, а подача электронных деклараций стала обязательной. С 1 февраля 2018 г. ФНС приступила к тестированию АСК НДС-3.

Несмотря на внедрение информационных комплексов, налогоплательщики старались «оптимизировать» уплату налога на добавленную стоимость в бюджет. Но лазеек становилось все меньше и в настоящее время для простых налогоплательщиков их практически не осталось.

И опять же, несмотря на установленную систему контроля, до недавнего времени некоторые налогоплательщики, хорошо знающие внутреннюю «кухню» налоговых органов (т.е. с помощью сотрудников инспекций«, использовали слабые места в системе администрирования НДС.

Так, в 2019 году Счетная палата в результате проведенной проверки выявила несколько слабых мест в системе администрирования налога на добавленную стоимость.

В частности, проверка показала, что после введения с 2015 года обязанности электронной подачи декларации по НДС, некоторые налогоплательщики обернули в свою пользу возможность ее корректировки. С одной стороны, этот инструмент позволяет оперативно предоставить уточненную декларацию в случае обнаружения ошибок, с другой стороны, он сам стал инструментом мошеннической схемы по снижению налоговых обязательств.

Появилась новая схема — так называемый «массовый подписант», когда один человек, имеющий ключ электронной подписи, подает налоговые декларации за нескольких налогоплательщиков. К примеру, один из таких граждан представил в налоговые органы 1 713 актуальных деклараций по НДС за 1 055 налогоплательщиков. Из этих документов 589 — уточненные декларации с номерами корректировок 99 или 999.

Вот как пояснили в Счетной палате схему:

«Сначала подается первичная декларация, в которой заявлен и начислен НДС к уплате. Потом следует уточненная декларация с номером корректировки 99 или 999, которая обнуляет суммы налога, начисленные к уплате. А следующая декларация уже с номером корректировки 1 принимается налоговым органом, но не отражается в лицевом счете налогоплательщика. Поскольку идет не в порядке очередности». И добавили, что в соответствии с действующим порядком, установленным Налоговой службой, номер корректирующей декларации не может быть меньше номера предыдущей.

По словам руководителя ФНС Даниила Егорова:

«Мы уже отработали ситуацию, создали сквозной анализ. Нам корректно указали, что сама по себе невозможность проведения уточненных деклараций не позволяет качественно их отрабатывать».

Вместе с тем, по словам Егорова, приоритетом в работе с НДС, безусловно, является налоговый разрыв как наиболее понятная и очевидная схема по минимизации налоговых обязательств.

«Это когда через технические компании от выгодоприобретателя занижаются налоговые обязательства. Если в начале реформы разрыв составлял 9% от налоговых вычетов по НДС в целом по стране, то сегодня — 0,76%».

Как налоговые органы контролируют уплату НДС

Сейчас налоговая использует более 20 информационных комплексов, с помощью которых проверяется деятельность налогоплательщиков. Среди них АИС «Налог-3», ПИК «Однодневки», ПИК «Счета-фактуры», «ВНП-Отбор», ПИК «Доход», ПИК «Таможня», ПИК «Схемы», ПП «Контроль НДС» (ранее АСК «НДС-2») и другие, позволяющие инспекторам выявлять схемы незаконного ухода от налогов.

ПК «Контроль НДС» (ранее АСК «НДС-2») отслеживает цепочку движения товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость (НДС), от создания или пересечения российской границы до продажи конечному потребителю.

Система выявляет следующие расхождения:

1. Расхождение вида «разрыв»:

  • непредставление налоговой декларации организациями;
  • представление организациями декларации с «нулевым показателем»;
  • отсутствие операций в налоговой декларации контрагента;
  • значительное искажение данных.

2. Расхождение вида «НДС»:

  • превышение суммы НДС, принятого к вычету налогоплательщиком — покупателем, в сравнении с суммой НДС, исчисленной контрагентом — продавцом с операций по реализации.

Если у покупателя отраженная в книге покупок счет-фактура отсутствует в книге продаж продавца, то возникает «разрыв», т.е. система установила, что возмещаемый покупателем НДС (принятый к вычету) продавцом в бюджет не уплачен (не исчислен и не отражен к уплате).

Таким образом, если данные об одной и той же операции (счет-фактуре) не совпадают — системой автоматически формируется требования в адрес продавца и покупателя по разрыву, который свидетельствует либо о завышении налоговых вычетов покупателем или же о занижении суммы налога к уплате продавцом. Требования выставляются системой автоматически, и инспектор не принимает в этом никакого участия.

«ВНП-Отбор» (подсистема АИС «Налог-3»)

С помощью информационного комплекса «ВНП-Отбор» инспекторы сопоставляют данные о деятельности компании (рентабельность, прибыльность) с информацией о деятельности похожих по масштабу и локализации компаний и сравнивают показатели исследуемого налогового периода с данными прошлых лет. Система «ВНП-Отбор» выставляет баллы налогоплательщикам, и если нестыковок у компании много, рекомендует ее к налоговой проверке. При этом анализируется платежеспособность налогоплательщика (наличие имущества) и его владельцев.

ПК «ВАИ»

Программный комплекс «ВАИ» («Визуальный анализ информации») используется налоговиками для того, чтобы представить данные о компаниях, их владельцах и осуществляемых компаниями выплатах в графическом виде.

ПИК «Доход», ПИК «Однодневка», ПИК «Таможня», ПИК «Схемы» и т.д.

В этих программно-информационных комплексах собираются данные об уже проводившихся камеральных проверках, результаты сравнения компаний-аналогов в регионе, объяснения, которые давались сотрудниками компании в прошлые периоды.

Вся информация о налогоплательщиках собирается в центрах обработки данных (ЦОД). В мае 2015 года первый ЦОД был открыт в подмосковной Дубне. В декабре 2015 года ФНС запустила второй Центр обработки данных в Городце. ЦОДы в Дубне и Городце в автоматическом режиме формируют «единый налоговый файл» о каждом налогоплательщике в России. Данные о налогооблагаемых операциях собираются и обрабатываются роботами и хранятся в облаке. Участие человека минимизируется. Все отчеты по НДС (а значит, и все счета-фактуры) попадают в общероссийскую базу.

В своей контрольной деятельности налоговая использует технологию, которая основывается на создании так называемой «оптимальной модели» представителя какой-либо отрасли или вида деятельности, соответствующей своего рода эталону с усреднёнными показателями. Это результат большой аналитической работы.

Такие показатели определяются в результате обработки информации по тому или иному виду деятельности. Например, чётко определяется, что по этому виду деятельности на сегодняшний день норма рентабельности 12 процентов. Исходя из этого выясняют, а какие тогда налоговые платежи по налогу на прибыль организаций должны поступать в бюджет? Или, соответственно, при каких оборотах выручки по данному виду деятельности должны поступать в бюджет соответствующие данные по налогу на добавленную стоимость, исходя из нормы добавленной стоимости по виду деятельности?

Опять-таки, это где-то близко к рентабельности. Исходя из этого, определяются и соответствующие нормы возмещения НДС, потому что, как известно, на сегодняшний день практически 99 процентов проверок дают результат, по которому налоговые органы знают, сколько именно должно быть возмещено НДС, а не столько, сколько затребовано в налоговых декларациях.

Это очень серьёзная работа в результате внедрения НДС-2, ну и сейчас уже АСК НДС-3.

Сравнение с этими показателями позволяет выявить рисковые звенья и раскрутить цепочки связей весьма глубоко. То есть, если раньше говорили о фирмах-однодневках, которые скрывали операции за двумя-тремя звеньями, то сейчас это доходит до 15 и более уровней.

Применение риск-ориентированного подхода при контроле за возмещением НДС

Всем декларациям по НДС, в которых заявлено возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, автоматически присваивается свой уровень риска: высокий, средний или низкий:

  • высокий уровень риска — налогоплательщики, в работе которых имели место зафиксированные правонарушения, уровень выполнения ими налоговых обязательств низок, а потому особенно высока вероятность назначения выездных проверок.
  • cредний уровень риска — в эту группу входят налогоплательщики, частично не выполняющие налоговые обязательства;
  • низкий уровень риска налоговых правонарушений — налогоплательщики, выполняющие свои обязательства по начислению и уплате налогов.

Декларации, которым присвоен высокий и средний налоговый риск, получают «особое внимание» со стороны налоговой инспекции, в которой проводится камеральная налоговая проверка.

В случае, если при возникновения разрыва по результатам отработки направленных системой требований проблема не устранена, то возникают так называемые «сложные расхождения». То есть система устанавливает, что на месте разрыва со стороны покупателя и продавца стоят транзитеры — иначе «технические фирмы» или «фирмы-однодневки».

Установленные системой АСК НДС сложные расхождения централизованно направляются Межрегиональной инспекцией по камеральному контролю в инспекции, где возник разрыв, для установления в цепочке формальных поставок организаций выгодоприобретателей/выгодополучателей.

При проведении углубленной камеральной проверки налоговыми органами устанавливается, кто при возникновении разрыва в цепочке поставок является транзитером, а кто выгодоприобретателем с учетом сведений:

  • о руководителе и учредителях, в том числе определение признака «массовый руководитель/учредитель»;
  • о среднесписочной численности;
  • о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ в качестве недействующего юридического лица;
  • о наличии в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности информации о руководителе, учредителе, адресе регистрации;
  • о наличии и содержании протоколов допросов руководителей и учредителей;
  • о дисквалифицированных лицах;
  • о наличии расчетных счетов и их количества, сведений о приостановке операций по банковским счетам;
  • об адресах постановки на учет (регистрации), постановке на учет по месту «массовой регистрации»;
  • об активах организации и предоставляется ли декларация по налогу на имущество организаций;
  • о налоговой нагрузке и доле налоговых вычетов;
  • о дате постановки на учет (возрасте организаций);
  • о сопоставлении налоговой базы в декларациях и оборотом денежных средств по расчетным счетам;
  • о наличии задолженности по уплате налогов и обязательных платежей;
  • об оборотах по расчетному счету организаций и назначением, наличие характерных для реальных организаций операций;
  • о способах предоставления деклараций, сведениями об ЭЦП;
  • и т.п. в зависимости от глубины контроля.

Налоговые органы получают полную информацию о налогоплательщике в автоматическом режиме и также автоматически определяется необходимость взаимодействия с налогоплательщиком, направляются требования о внесении изменений в декларации или назначается выездная налоговая проверка.

Человеческий фактор во взаимоотношениях между налоговым органом и налогоплательщиком практически сходит на нет. Иметь «своего человека» в инспекции уже не так важно, как было несколько лет назад.

Вывод

На практике налоговая отслеживает денежные потоки, мониторит расчеты между юридическими лицами, определяет виды операций на предмет того, являются ли они фиктивными, техническими или носят основной характер по деятельности той или иной фирмы.

Система контроля за возмещением НДС из бюджета в автоматизированном режиме проверяет полноту отражения операций с контрагентами в налоговых декларациях, соответствие данных налоговых деклараций данным книг покупок и книг продаж. При этом влияние человеческого фактора сводится к минимуму.

Налоговый контроль ориентирован на камеральные проверки — именно с этим связано внедрение ФНС информационных систем. Знаменитая фраза о том, что «в этом мире неизбежны лишь смерть и налоги», похоже, находит подтверждение и в России.

Автор: Денис Алексеев, юрист в Аккаунтор

С 1 января 2019 года «налог на Google» будет распространяться на всех покупателей электронных услуг иностранных компаний. Иностранные организации обязаны будут регистрироваться в налоговых органах, самостоятельно рассчитывать и уплачивать российский НДС вне зависимости от того, кто является контрагентом по сделке: физическое лицо, юридическое или индивидуальный предприниматель.

Российские контрагенты, покупающие такие услуги, больше не будут исполнять обязанности налоговых агентов. К услугам, оказываемым в электронной форме, например, относятся платежи за внутригрупповые IT-услуги, продажи через интернет-магазины физическим лицам.

В налоговом законодательстве РФ появился новый объект налогообложения НДС – реализация электронных услуг.

В связи с этим рекомендуем прежде всего проверить еще раз, нужно ли вашей компании или нескольким компаниям, входящим в одну группу, встать на учёт в налоговом органе РФ?

Как понять, нужно ли нашей компании вставать на учёт и платить НДС?

Есть ряд критериев, которые помогут понять, необходимо ли компании вставать на учёт:

  • Компания любой организационно-правовой формы продавца должна быть зарегистрирована за пределами Российской Федерации и не иметь на территории России филиалов либо представительств;
  • Контрагент или покупатель должен находиться в России;
  • Услуги должны оказываться в электронной форме;
  • Посредничество в расчетах при оказании электронных услуг. Так, иностранные компании-посредники платят «налог на Google», только если они являются крайними посредниками. Например, иностранные компании, которые продают услуги в России, а не те, которые их выполняют.

Какие услуги относятся к электронным?

Российское налоговое законодательство относит к услугам, оказываемые в электронной форме те услуги, «которые оказываются через Интернет, автоматизировано с использованием информационных технологий».

В законе есть точный список электронных услуг:

  1. Подписки на программы, игры, базы данных, их обновление и расширение функционала;
  2. Оказание рекламных услуг в Интернете, а также предоставление рекламного пространства в Интернете;
  3. Оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров, работ, услуг и имущественных прав в Интернете;
  4. Предоставление услуг посредничества между покупателями и продавцами в Интернете. Например, маркетплейсы или аукционы;
  5. Создание и поддержка сайтов или страниц присутствия в Интернете;
  6. Хранение и обработка информации. Например, облачные хранилища;
  7. Предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе. Например, аренда серверов;
  8. Предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
  9. Оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов;
  • Предоставление услуг автоматического поиска и обработки данных, например, сводки с фондовый биржи или автоматический перевод;
  1. Продажа электронных книг, изданий, графических изображений, музыки, видео и т.д.;
  2. Оказание услуг по поиску или представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
  3. Предоставление доступа к поисковым системам;
  4. Ведение статистики на сайтах.

Кроме того, российское налоговое законодательство содержит открытый перечень услуг, которые не относятся объекту налогообложения.

К таким услугам в электронной форме не относятся следующие операции:

  1. Реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через Интернет поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования Интернета;
  2. Реализация программ или игр для компьютерных систем, баз данных на материальных носителях. Например, продажа компьютерных игр на CDи DVDдисках;
  3. Оказание консультационных услуг по электронной почте. Например, оказание услуг консалтинговыми и юридическими компаниями;
  4. Оказание услуг по предоставлению доступа к Интернету.

Что необходимо сделать в том случае, если иностранная компания обязана уплачивать НДС за электронные услуги?

Проверить, нужно ли компании регистрироваться и поставить её на учет можно через ресурс НДС-офис интернет-компании.

После подачи всех данных на сайте компания получит доступ в течение 30 рабочих дней с уведомлением по электронной почте.

После регистрации необходимо будет сдавать ежеквартальные налоговые отчеты в российский налоговый орган. Это можно делать на английском языке.

Подавать налоговую декларацию и уплачивать НДС нужно в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Право на налоговый вычет по НДС

С 1 января 2019 года вводятся дополнительное положение, которое определяет условие и право на налоговый вычет. Налоговый вычет может получить покупатель-контрагент иностранной компании при условии, если:

  1. Иностранная компания состоит на налоговом учете налоговых органах Российской Федерации;
  2. Есть действительный договор или расчетный документ с выделением суммы налога;
  3. В договоре указан ИНН;
  4. Указан код причины постановки на учет иностранной организации;
  5. Есть документы на перечисление оплаты, включая сумму налога иностранной организации.

Сведения о таких иностранных организациях (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет и дата постановки на учет в налоговых органах) должны быть размещены на официальном сайте ФНС.

Что будет если компания не зарегистрируется?

  1. Если иностранная компания оказывает электронные услуги без регистрации, то она может быть оштрафована на 10% от дохода от этих услуг, но не меньше 40 000 рублей.
  2. Покупатели услуг таких компаний лишаются права получения налогового вычета. В результате иностранные компании будут терять контрагентов и ухудшат репутацию на российском рынке.

Как может помочь Аккаунтор?

Сотрудники Аккаунтор оказывают всестороннюю помощь, в том числе помогают собрать все документы и поставить иностранную компанию на налоговый учет. В дальнейшем обеспечивает своевременную подачу необходимой отчетности, а если нужно, предоставляем пояснения в государственные органы. Специалисты Аккаунтор постоянно отслеживают изменения в законодательстве, что позволит иностранным компаниям вести свой бизнес в России безопасно и своевременно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка.

Читайте также: