Публично правовые образования не являются плательщиками ндс

Опубликовано: 29.04.2024

В соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются:

- лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (далее - ТС), определяемые в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле.

Согласно ст. 11 НК РФ организациями для целей законодательства о налогах и сборах признаются:

- юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (далее - российские организации),

- иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации). Иностранные организации, состоящие на налоговом учете в российских налоговых органах уплачивают НДС самостоятельно, а иностранные организации, не состоящие на налоговом учете в российских налоговых органах, но осуществляющие облагаемые российским НДС операции, уплачивают НДС через налоговых агентов.

Индивидуальные предприниматели (ИП) - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 2 ст. 11 НК РФ). Реализация имущества индивидуальными предпринимателями, признаваемыми налогоплательщиками НДС, подлежит налогообложению данным налогом в общеустановленном порядке.

Примечание

Если реализуемое ИП имущество не использовалось для предпринимательской деятельности, то при его реализации НДС не исчисляется, поскольку на основании ст. 143 НК РФ физические лица при реализации товаров (работ, услуг) в рамках непредпринимательской деятельности налогоплательщиками НДС не признаются (см. также письмо Минфина России от 28.10.2016 N 03-07-14/63214).

Напомним, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, не являются ИП. Следовательно, эти лица не признаются плательщиками НДС.

Примечание

В ст. 143 НК РФ публично-правовые образования не названы в качестве плательщиков НДС. Вместе с тем, государственные (муниципальные) органы, имеющие статус юридического лица (государственные или муниципальные учреждения), в силу п. 1 ст. 143 НК РФ могут являться плательщиками НДС по совершаемым ими финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях. См. постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33.

Не являются налогоплательщиками НДС в соответствии с п. 3 ст. 143 НК РФ:

- FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе от 07.06.2013 N 108-ФЗ;

- конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ и являющиеся иностранными организациями, в части осуществления ими операций, связанных с проведением определенных Законом N 108-ФЗ мероприятий.

Также не признаются плательщиками НДС (за исключением налога, уплачиваемого при таможенном оформлении импортируемых товаров, а также уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ:

- организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) (п. 2 и п. 3 ст. 346.11 НК РФ);

- организации и ИП, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в отношении операций, облагаемых ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ);

- организации и ИП, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН) (п. 3 ст. 346.1 НК РФ);

- индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (ПСН), в отношении видов деятельности, по которым применяется ПСН (п. 11 ст. 346.43 НК РФ).

Кроме того, налогоплательщик может быть освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Коротко об НДС

Налог на добавленную стоимость — косвенный. Бизнес платит его не из собственной выручки: налог прибавляют к стоимости товаров или услуг, и его оплачивает конечный покупатель. Покупатель уплачивает НДС, а предприниматель или компания передает эту сумму в бюджет. Обычно есть целая цепочка из покупателей и продавцов, и каждый следующий поставщик вычитает из своего налога сумму НДС, которую он заплатил предыдущему.

НДС платят с добавленной стоимости, то есть с той надбавки на себестоимость товара, которую сделал продавец, чтобы заработать. По-другому НДС можно рассчитать так: из исходящего НДС вычитают входящий НДС. Поясним на примере.

Компания покупает арбузы оптом, а потом продает в розницу, ставка НДС — 20%. Закупили партию за 100 тыс. рублей + 20 тыс. рублей входящего НДС, которые начислил продавец. Компания продала арбузы за 150 тыс. рублей + 30 тыс. исходящего НДС.

Теперь вычитаем входящий НДС из исходящего: 30 000 — 20 000 = 10 000 рублей. Эту сумму надо уплатить в налоговую. Мы видим, что 10 000 рублей — это 20% от добавленной стоимости — то есть, от 50 000 рублей, которые продавец добавил к себестоимости арбузов.

У НДС есть три ставки: 0%, 10% и 20%, для пониженных льготных ставок есть списки случаев, когда их можно применять. У расчета НДС есть много тонкостей, в них может разобраться профессиональный бухгалтер. Мы же расскажем, кто и в каких случаях обязан платить НДС.

Плательщики НДС

НДС платят ИП и организации, которые работают на общей системе налогообложения (ОСНО) - это плательщики “внутреннего” НДС, который платят при продаже товаров или услуг на территории России.

Также НДС платят все импортеры — это плательщики “ввозного” НДС при импорте товаров и услуг на территорию России.

От уплаты НДС освобождаются ИП и компании, у которых в 3 предыдущих предшествующих месяца подряд суммарная выручка не превысила 2 млн рублей. Такие компании и предприниматели могут подать уведомление и освободиться от обязанности платить НДС (ст. 145 УК РФ).

Также не обязаны платить НДС компании и предприниматели на специальных налоговых режимах: УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН, а также участники “Сколково”. Но если такие предприятия импортируют товары или выставляют счет-фактуру с выделенным НДС, им придется уплатить налог.

Объект налогообложения

Налог на добавленную стоимость платят при продаже товаров, услуг, работ имущественных прав на территории России и при импорте всего перечисленного на территорию России. Например, компания на ОСНО продала грузовик огурцов или новую научную разработку, ввозит сумки из Китая для продажи в России — она должна уплатить НДС.

НДС надо платить, даже если компания как плательщик ОСНО передает товар или услугу безвозмездно: например, за покупку дрели дарит набор сверл или передает в пользование другому юрлицу промышленное помещение — уплатить НДС с набора сверл или цеха все равно придется.

Если компания или ИП на ОСНО выполняет работы, услуги, строит здания, проводит ремонт или передает товары для нужд собственного бизнеса, со всех этих операций тоже надо уплатить НДС.

Налоговые агенты по НДС

Выше мы писали, что НДС должны платить ИП и организации на общей системе налогообложения. Но даже для тех, кто работает на спецрежимах, есть исключение: НДС платят все, кто становится налоговым агентом.

Налоговые агенты — это компании или предприниматели, которые платят налог в бюджет не за себя, а за другого налогоплательщика. Часто такой налоговый агент покупает товары или услуги у другой компании и платит налог из суммы, которая этой компании причитается. Сумму налога агент удерживает заранее и сам перечисляет в налоговую, то есть становится посредником между государством и налогоплательщиком. Эта схема существует, потому что не всегда налогоплательщик может сам заплатить налог.

Плательщики НДС

Ситуации, в которых компания становится налоговым агентом, перечислены в ст. 161 НК РФ. Вот некоторые случаи:

  • компания или ИП покупает товары, услуги или работы у иностранцев на территории России, но эти иностранные лица не состоят на учете в России — такая покупка становится вариантом импорта, и покупатель уплачивает НДС за свого продавца;
  • компания или ИП становится посредником иностранного лица, которое не состоит на учете в России и реализует на территории страны его товары, услуги или работы;
  • компания или ИП арендует, получает или покупает госимущество у органов власти — например, у муниципалитета;
  • приобретает имущество, принадлежавшее банкроту;
  • продает конфискат, скупленные ценности, клады;
  • покупает металлолом, сырые шкуры животных или макулатуру у продавца, который является плательщиком НДС.

Налоговый агент должен не только правильно рассчитать и в срок уплатить налог, но и сдать отчетность по НДС. Если сделка происходит в иностранной валюте, сумму пересчитывают по курсу рубля на день сделки. Придется определить ставку НДС и сумму НДС, выставить самим себе счет-фактуру от имени контрагента.

Сделка с иностранцем. Одна из самых частых ситуаций, когда компания становится налоговым агентом, — покупка у иностранцев товаров и услуг. При этом должны выполняться три условия.

  • Иностранный поставщик-юрлицо не состоит на учете в российской ФНС. Если у него есть зарегистрированное подразделение в России, уплачивать НДС вам не придется.
  • Товар, услуга или работа облагаются НДС. Список операций, освобожденных от НДС, ищите в п.3 ст. 149 НК РФ. Это, например, приобретение исключительных прав на компьютерные программы.
  • Место реализации товара или услуги — Россия.

Первые два момента проверить довольно легко. Также несложно определить место реализации товара: если в момент отгрузки товар находится в России, то это и есть место его реализации; если же поставщик отправляет товар из-за границы, вы не будете налоговым агентом, а уплатите НДС на таможне.

Сложнее определить место реализации услуг: это зависит от вида услуги (ст. 148 НК РФ). Например, если вы заказали услуги из следующего списка, то место их реализации — Россия:

  • передача авторских прав, лицензий, патентов;
  • консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские услуги;
  • разработка программного обеспечения;
  • реклама, маркетинг, обработка информации;
  • предоставление персонала;
  • аренда имущества, исключая автомобили и недвижимость.

Другие услуги определяются по месту их реального оказания (например, образовательные услуги), по месту нахождения имущества или товара (например, услуги по ремонту этого имущества или по транспортировке товара).

Рассчитывайте НДС в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия: система поможет учесть все правила, уменьшить НДС к уплате, благодаря грамотному учету, и подскажет, что именно сделать для снижения налога. В Бухгалтерии есть учет, зарплата, отчетность и другие инструменты для бухгалтера и руководителя бизнеса. Всем новичкам дарим две недели бесплатной работы в сервисе.


В этой статье мы рассмотрим вопрос о признании плательщиками НДС физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ).

Для начала озвучим общее правило: пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса РФ устанавливается, что плательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через границу Таможенного союза и определяемые в соответствии с его таможенным законодательством и законодательством РФ о таможенном деле. Далее, согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ физическое лицо, не зарегистрировавшееся в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нарушает требования гражданского законодательства РФ и, исполняя обязанности, возложенные на него НК РФ, не имеет права ссылаться на то, что не является индивидуальным предпринимателем.

В данном вопросе имеющаяся судебная практика только подтверждает позицию налоговых органов. Так в определении Верховного Суда РФ от 03.09.2014 по делу № 304-ЭС14-223, А67-4243/2013 говорится, что если налоговым органом доказано осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, не зарегистрированным в качестве ИП, то в отношении дохода от данной деятельности это лицо является, в частности, плательщиком НДС[1].

Также после того, как было установлено, что физическое лицо занималось предпринимательской деятельностью (реализацией товаров), в том числе без государственной регистрации в качестве ИП, Федеральный арбитражный суд (ФАС) Волго-Вятского округа вынес постановление[i], где признал этого гражданина налогоплательщиком в соответствии с нормами НК РФ. Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что необходимо удовлетворить требования налогового органа и взыскать с физлица задолженность по налогам, в частности по НДС

Рассмотрим еще одно постановление в пользу налоговых органов, в основе которого доказанный налоговыми органами предпринимательский характер деятельности физического лица[ii]. В ходе судебного разбирательства было установлено, что физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, сдавало в аренду юридическим лицам нежилое помещение. Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции о том, что налоговым органом доказан предпринимательский характер деятельности физического лица. Целью сдачи имущества в аренду было получение прибыли, а действия, направленные на ее получение, носили систематический беспрерывный характер в течение нескольких лет. Таким образом, физическое лицо осуществляло предпринимательскую деятельность, не зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя. Применительно к доходу, полученному от сдачи имущества в аренду, физическое лицо является плательщиком НДС.

В отношении услуг по предоставлению в аренду имущества физическим лицом, которое соответствует определению индивидуального предпринимателя, установленному ст. 11 НК РФ, существует разъяснение Министерства РФ по налогам и сборам (ныне Федеральная налоговая служба). В соответствующем письме[iii] говорится, если налоговый орган сможет доказать в суде, что деятельность физического лица содержит признаки предпринимательской деятельности, то указанные услуги облагаются НДС независимо от количества объектов, которые находятся у него в собственности.

В дополнение к вышесказанному стоит также отметить, что существует судебная практика, согласно которой отсутствие статуса предпринимателя не является основанием для неуплаты НДС, если в действиях лица есть признаки предпринимательской деятельности.

[1] См. обзор судебных актов, вынесенных Верховным Судом РФ по вопросам налогообложения за период 2014 года и первое полугодие 2015 года, направленный письмом ФНС России от 17.07.2015 № СА-4-7/12693

[i] Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.12.2005 № А28-12960/2004-565/23

[ii] Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.07.2014 по делу № А45-15762/2013

[iii] Письмо МНС России от 13.05.2004 № 03-1-08/1191/15

Пятовол С. В.

главный инспектор выездных проверок юридических лиц, в том числе крупнейших налогоплательщиков

В данной статье поговорим о том, кто является налоговым агентом по НДС при приобретении (получении) лома и отходов цветных металлов, поскольку именно данный товар наиболее востребован на рынке. Что касается приобретения сырых шкур животных, то все нижесказанное также применяется и к сделкам с этим товаром.

С 1 января 2018 года на одну льготу по НДС стало меньше — п.п. 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ в части льготы по НДС при реализации лома и цветных металлов утратил силу. (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). При этом в ст. 161 НК РФ введен новый пункт 8, которым установлена новая категория налоговых агентов по НДС — покупатели (получатели) сырых шкур животных и лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Итак, с 01.01.2018 года исчисление и уплата НДС при реализации лома и цветных отходов возлагается на покупателя, который будет являться налоговым агентом.

Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые приобретают лом у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющимися плательщиками НДС. Если лом приобретается у продавца, который освобожден от уплаты НДС, (например, применяет УСН или использует право на освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ), то, соответственно, и у покупателя не возникает обязанности по исчислению и уплаты в бюджет суммы НДС со стоимости приобретенного лома.

Важно: физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (далее — ИП), не признаются налоговыми агентами по НДС при приобретении лома. Поэтому при реализации лома физическим лицам, не являющимися ИП, продавцы — плательщики НДС сумму налога с реализации лома исчисляют и уплачивают самостоятельно, то есть, в прежнем порядке.

Порядок исчисления НДС и оформление первичных документов продавцами лома зависит от того, является ли продавец плательщиком НДС и кто является покупателем.

Продавец лома является плательщиком НДС

Если покупателем является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, то продавец выписывает счет-фактуру, в которой дополнительно к цене товара (не включающей в себя НДС), по ставке НДС в размере 18% предъявляет покупателю соответствующею сумму налога. Данный счет-фактура подлежит регистрации в книге продаж в общеустановленном порядке. Таким образом, при реализации лома и цветных металлов физическим лицам, не являющимися ИП, порядок исчисления НДС, его уплата в бюджет и составление счетов-фактур не поменялся.

Важно: при реализации лома физическому лицу, не являющемуся ИП, продавец на ОСНО может воспользоваться нормой, указанной в п.п.1 п. 3 ст. 169 НК РФ, которая разрешает не составлять счет-фактуру при отгрузке товаров, работ, услуг неплательщикам НДС. Для этого достаточно указать условие о не выставлении счета-фактуры в заключенном договоре купли — продажи.

Если покупателем является организация или ИП, то независимо от применяемой покупателями системы налогообложения продавец в договоре купли-продажи лома указывает стоимость товара, не включающую в себя НДС, но ставку и сумму налога не указывает. В договоре также следует указать условие, что у покупателя в качестве налогового агента возникает обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет.

В товарной накладной продавец заполняет графы в следующем порядке:

  • «Сумма без учета НДС» — стоимость лома без НДС согласно договора,
  • «Ставка НДС» — указывается надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»,
  • «Сумма НДС» — не заполняется. В этой графе ставится прочерк,
  • «Сумма с учетом НДС» — не заполняется. В этой графе ставится прочерк.

Счет-фактура продавцом заполняется так:

  • в графе 5 «Стоимость товара без налога, всего» указывается стоимость лома без налога,
  • в графе 7 «Налоговая ставка» — указывается надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»,
  • в графе 8 «Сумма налога, предъявленная покупателю» проставляется прочерк,
  • в графе 9 «Стоимость товара с налогом — всего» проставляется прочерк.

Данный счет — фактура регистрируется в книге продаж с кодом вида операции «34» и отражается в разделе 9 Декларации по НДС.

Несмотря на то, что данный счет-фактура не будет участвовать в расчете итогового показателя декларации по НДС, запись в разделе 9 об этом счете — фактуре позволит налоговым органам контролировать действия покупателя лома — ведь именно он должен будет уплатить НДС с операции по реализации лома продавцом.

Счета — фактуры при реализации лома и цветных металлов оформляются по установленной форме, при этом в графах 13б и 17 — прочерки (для электронных счетов-фактур — цифра «0»). Специальных форм счетов — фактур для операций по реализации лома не предусмотрено.

Бухгалтерские проводки при реализации лома продавцом, являющимся плательщиком НДС, могут быть следующими:

Пример 1: заключен договор с покупателем — юридическим лицом на реализацию лома на сумму 1000 руб., без учета НДС. В договоре указано, что покупатель в качестве налогового агента самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС в бюджет.

При реализации товара продавец выдал покупателю товарную накладную и счет- фактуру, в которых сумма НДС не указана, а проставлен штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

Себестоимость реализованного лома составила 700 руб.

Дт 62 Кт 90.1 — 1000 руб. – отражена реализация лома

Дт 90.2 Кт 41 — 700 руб. – списана себестоимость реализованного лома

Дт 51 Кт 62 — 1000 руб. – поступила оплата от покупателя.

Продавец лома не является плательщиком НДС

В таком случае нет разницы, кому продается лом: организациям или ИП, являющимися плательщиками НДС, или освобожденными от уплаты этого налога, а также физическим лицам, не зарегистрированным в качестве ИП. При заключении договора купли-продажи такие продавцы должны указать, что товар продается без НДС и указать основание отсутствия НДС в договоре. Например, в связи с применением продавцом упрощенной системы налогообложения. В товарной накладной в графах «Ставка НДС» и «Сумма НДС» проставляется прочерк. Неплательщики НДС не обязаны выставлять счета-фактуры, за исключением организаций и ИП, применяющих право на освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ. Такие продавцы должны выставить счет-фактуру с отметкой «Без налога (НДС)» или «Без НДС».

Важно: Если продавец лома, будучи плательщиком НДС, в договоре, товарной накладной и счете — фактуре укажет, что товар продается «Без налога (НДС)» или «Без НДС», то покупатель лома не должен будет платить НДС в качестве налогового агента. В такой ситуации обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет вместо налогового агента возлагается на продавца, неверно составившего договор и отгрузочные документы (абз.7 п.8 ст.161 НК РФ).

Порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами — покупателями лома

При получении от продавца лома счета-фактуры с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом» покупатель должен на стоимость товара начислить сверху НДС по ставке 18% и прибавить полученную сумму к стоимости лома, указанной продавцом. Это и будет являться налоговой базой для целей исчисления НДС. Полученное значение надо умножить на расчетную ставку НДС 18/118%. Исчисленная таким образом сумма НДС подлежит уплате в бюджет.

Счет-фактура продавца регистрируется в книге продаж покупателем с кодом вида операции «42»

Налоговые агенты — плательщики НДС имеют право принять к вычету сумму налога, исчисленную ими в качестве налогового агента при приобретении лома ( п. 3, 5,8,12 и 13 ст. 171 НК РФ). Для этого необходимо счет-фактуру продавца зарегистрировать в книге покупок с кодом вида операции «42».

Право на налоговый вычет по НДС возникает у налогового агента при выполнении следующих условий (п. 2 Письма ФНС РФ от 16.01.2018 N СД-4-3/480@):

  • приобретенный лом использован в облагаемых НДС операциях,
  • приобретенный лом оприходован на счетах учета,
  • НДС был исчислен к уплате в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ и отражен в налоговой декларации по НДС.

Налоговые агенты — неплательщики НДС право на вычет по НДС, уплаченного в бюджет в качестве налогового агента, не имеют. Полученные от продавцов счета-фактуры такие покупатели также регистрируют в книге продаж с кодом вида операции «42», а сумму налога учитываются в стоимости приобретенного лома.

Особенного срока для уплаты в бюджет сумм НДС, исчисленных налоговыми агентами при приобретении лома, не установлено. Налог уплачивается на основании декларации по НДС равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Бухгалтерские проводки при приобретении лома у продавца, применяющего ОСНО, могут быть следующими:

Пример 2: в договоре стоимость лома без учета НДС указана 1000 руб. Продавец выставил счет-фактуру, в которой указана стоимости лома без НДС и стоит штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». Покупатель лома является плательщиком НДС.

Дт 10 (41) Кт 60 — 1000 руб. – отражено приобретение лома у поставщика

Дт 19 Кт 68 — 180 руб. – исчислен НДС в качестве налогового агента ((1000 руб. + (1000 руб.*18%)/ 118/18%)

Дт 60 Кт 51 — 1000 руб. – перечислена оплата поставщику

Дт 68 Кт 51 -180 руб. – сумма НДС перечислена в бюджет

Дт 68 Кт 19 — 180 руб. – сумма НДС, уплаченная при приобретении лома в качестве налогового агента, предъявлена к налоговым вычетам.

Пример 3: в договоре стоимость лома без учета НДС указана 1000 руб. Продавец выставил счет-фактуру, в которой указана стоимости лома без НДС и стоит штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». Покупатель лома не является плательщиком НДС.

Дт 10 (41) Кт 60 — 1000 руб. – отражено приобретение лома у поставщика

Дт 10 (41) Кт 68 — 180 руб. – исчислен НДС в качестве налогового агента, который учтен в стоимости приобретенного лома ((1000 руб. + (1000 руб.*18%)/ 118/18%)

Дт 60 Кт 51 — 1000 руб. – перечислена оплата поставщику

Дт 68 Кт 51 — 180 руб. – сумма НДС уплачена в бюджет

И последнее, так как с 01.01.2018 года реализация лома стала облагаемой НДС операцией, то покупателям и продавцам лома не надо больше вести раздельный учет «входного» НДС, поскольку такая обязанность предусмотрена только в случае осуществления налогоплательщиками облагаемых и необлагаемых НДС операций.

3. Налогоплательщики. Исполнение обязанностей плательщика НДС лицами, освобожденными от его уплаты

В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками этого налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ТК РФ).

Из этого следует, что организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие критериям ст. 11 НК РФ, устанавливающей определение таких лиц, являются плательщиками НДС. Однако это не все.

Во-первых, п. 1 ст. 145 НК РФ закреплено, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (если иное не предусмотрено другими положениями данной статьи Кодекса), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.

Во-вторых, согласно абзацу второму п. 7 ст. 12 НК РФ установленные Кодексом специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13—15 НК РФ.

Данное положение касается и обязанности налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим, уплачивать НДС.

Обратите внимание: п. 8, 13 ст. 1 Закона № 85-ФЗ в ст. 346.1 и 346.11 НК РФ внесены изменения, касающиеся налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы в виде единого сельскохозяйственного налога и упрощенной системы налогообложения и являющихся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Данными изменениями установлено, что вышеуказанные налогоплательщики должны исполнять обязанности по уплате НДС по операциям, осуществляемым в рамках вышеуказанных договоров в случаях, если на них согласно ст. 174.1 НК РФ возложено ведение общего учета операций, подлежащих обложению НДС в соответствии со ст. 146 настоящего Кодекса.

Как указывается в ст. 174.1 НК РФ, в целях главы 21 Кодекса ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 146 НК РФ, возлагается на участника товарищества, которым является российская организация либо индивидуальный предприниматель.

При совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) на вышеуказанного участника товарищества возлагаются обязанности плательщика НДС.

Вышеуказанные изменения вступили в силу с 1 января 2008 года.

Обратите внимание: по общему правилу, лица, применяющие специальные налоговые режимы, а также лица, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, не являются плательщиками данного налога. Однако, как свидетельствует правоприменительная практика, не все так просто.

Актуальная проблема. Пунктом 5 ст. 173 НК РФ установлено, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС:

– лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС;

– налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

На практике может случиться так, что освобожденный от уплаты НДС налогоплательщик (например, применяющий упрощенную систему налогообложения) выставляет при реализации товаров (услуг, работ) покупателям счет-фактуру. В силу п. 5 ст. 173 НК РФ, если лица, освобожденные от уплаты НДС, выставляют счета-фактуры с выделенной в них суммой этого налога, они обязаны уплатить налог.

Но между налогоплательщиками и налоговыми органами часто возникают споры по вопросу применения положений п. 5 ст. 173 НК РФ. Рассмотрим эту ситуацию более подробно в отношении налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

При этих и последующих ссылках в данном издании на официальную позицию обращаем внимание читателей на следующее.

Согласно Разъяснениям о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88, нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Данные определения нормативного правового акта и правовой нормы, содержащиеся в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», Минюстом России рекомендовано использовать при подготовке нормативных правовых актов.

В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Согласно п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, не прошедший государственную регистрацию, не влечет правовых последствий как не вступивший в силу и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.

Письмо не является нормативным правовым актом, следовательно, не может иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, в связи с чем понятие «действующего» письма весьма условно.

Другое дело, что суды в некоторых случаях признают письма равными нормативно-правовым актам, а также признают некоторые из них недействующими. С этой точки зрения все нижеприведенные письма проверены и являются «действующими».

Официальная позиция. По мнению Минфина России, выраженному в письме от 10.02.2006 № 03-11-04/2/33, у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, отсутствует обязанность, предусмотренная ст. 169 НК РФ, предъявлять покупателям счета-фактуры. Следовательно, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) в выставляемых покупателям расчетных и первичных учетных документах сумму НДС не выделяют и счета-фактуры не выставляют.

В письме Минфина России от 13.05.2005 № 03-06-05-04/124 указано на то, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, счета-фактуры при осуществлении ими предпринимательской деятельности, облагаемой данным налогом, не выставляют.

Согласно письму Минфина России от 10.02.2006 № 03-11-04/2/33 в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, покупателю товара счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Такие выводы закреплены Минфином России и в письме от 23.03.2007 № 03-07-11/68.

Налоговые органы занимают по данному вопросу аналогичную позицию: в случае выставления лицами, не являющимися плательщиками НДС, покупателю счета-фактуры с выделением суммы данного налога указанная в счете-фактуре сумма НДС подлежит уплате в бюджет в соответствии с подпунктом 1 п. 5 ст. 173 НК РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 08.07.2005 № 19-11/48885).

Следовательно, учитывая позицию Минфина России и налоговых органов по данному вопросу, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в случае выставления счета-фактуры с выделенной суммой НДС без последующей уплаты данного налога в бюджет подлежат привлечению к ответственности согласно ст. 122 НК РФ.

Однако в судебной практике отсутствует единая позиция по данному вопросу.

Судебная практика. По мнению некоторых судов, при применении ст. 122 НК РФ судам следует исходить из наличия у привлекаемого лица статуса налогоплательщика.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2006 № А17-1793/5-2006 суд пришел к выводу, что налогоплательщик, применявший упрощенную систему налогообложения, не являлся плательщиком НДС, то есть вышеуказанная сумма налога не была его задолженностью в значении, придаваемом ст. 11, 44 и 45 НК РФ.

Учитывая, что на основании ст. 122 НК РФ к налоговой ответственности могут быть привлечены только налогоплательщики, а Кодексом ответственность за неуплату незаконно полученного и не перечисленного в бюджет налога не установлена, суд отказал налоговому органу в удовлетворении требования о взыскании штрафа в подобной ситуации.

В постановлении от 17.11.2006 № А29-13970/2005А ФАС Волго-Вятского округа также указал, что налогоплательщик, не являвшийся плательщиком НДС, был неправомерно привлечен к налоговой ответственности согласно п. 1 ст. 122 НК РФ. Кроме того, суд отметил, что налогоплательщику были неправомерно начислены пени.

Аналогичные выводы также сделаны в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 20.12.2006 № Ф04-7765/2006 (28634-А46-34), от 12.12.2006 № Ф04-8300/2006(29053-А27-27), от 20.11.2006 № Ф04-7742/2006(28606-А27-6), от 16.10.2006 № Ф04-6585/2006(27194-А45-6), № Ф04-4198/2006(27208-А27-31), от 29.08.2006 № Ф04-5400/2006(26554-А75-27), ФАС Уральского округа от 26.09.2006 № Ф09-8563/06-С2, от 19.09.2006 № Ф09-8329/06-С2, от 16.08.2006 № Ф09-7010/06-С2.

Кроме того, суды отмечают, что на налогоплательщиках, применяющих упрощенную систему налогообложения, лежит только обязанность по перечислению неправомерно выделенного в счете-фактуре и полученного от покупателя НДС, что предусмотрено подпунктом 1 п. 5 ст. 173 НК РФ [1].

Однако по вопросу привлечения налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, к ответственности согласно ст. 122 НК РФ за неуплату в бюджет сумм НДС, полученных от покупателей товаров (работ, услуг) в случае выставления таким налогоплательщиком счета-фактуры, в судебной практике существует и противоположная позиция.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в соответствии с п. 42 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения деяний (действий или бездействия).

Руководствуясь данной позицией Пленума ВАС РФ и учитывая, что на основании выставленных налогоплательщиком счетов-фактур покупатель вправе предъявить уплаченные ему суммы НДС к вычету из бюджета и при этом предполагается, что поставщик перечислил в бюджет полученный налог, суды приходят к выводу о наличии у налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, в случае выставления счета-фактуры обязанности по перечислению НДС в бюджет. Следовательно, по мнению судов, привлечение такого налогоплательщика к ответственности согласно п. 1 ст. 122 НК РФ при наличии вины обоснованно.

Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.11.2006 № А33-11936/06-Ф02-5948/06-С1 отмечено, что у налогоплательщика возникла обязанность по уплате НДС, неисполнение которой влекло ответственность, предусмотренную ст. 122 НК РФ. По мнению суда, неправомерное бездействие, выразившееся в неисчислении и неуплате суммы НДС при наличии соответствующей обязанности, повлекло занижение налогоплательщиком налоговой базы по НДС. Таким образом, суд признал правомерным решение налогового органа о привлечении налогоплательщика в вышеуказанной ситуации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ.

Такие выводы были также сделаны и в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 16.08.2005 № Ф08-3678/ 2005-1486А.

Очевидно, что все вышеприведенное можно применить и к ситуации, при которой налогоплательщик, применяющий систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, выставляет счет-фактуру.

Актуальная проблема. Если налогоплательщик, освобожденный от уплаты НДС, выставляет счет-фактуру, однако при этом не уплачивает соответствующие суммы НДС в бюджет, велика вероятность того, что в ходе проведения мероприятий налогового контроля налоговые органы начислят налогоплательщику пени за несвоевременную уплату НДС. В данном случае судебная практика, как правило, на стороне налогоплательщика.

Судебная практика. По мнению судов, на лице, не являющемся плательщиком НДС, лежит обязанность по перечислению в бюджет выделенного в счете-фактуре и полученного от покупателя НДС, однако пени за его несвоевременную уплату начислению не подлежат.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15.08.2006 № А17-6893/5-2005 указано, что нормы главы 21 НК РФ не содержат положений, согласно которым лицо, не являющееся налогоплательщиком, но получившее сумму НДС от покупателей собственной продукции, приобретает статус налогоплательщика. У него только возникает обязанность по перечислению в бюджет полученной суммы налога.

На основании анализа положений ст. 75 НК РФ суд пришел к выводу о том, что обязанность по уплате пеней также возникает только у лиц, которые являются налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами.

Суд установил, что в проверяемый налоговым органом период налогоплательщик по деятельности, связанной с оказанием транспортных услуг, уплачивал единый налог на вмененный доход; следовательно, он не был плательщиком НДС. Однако обязанность по уплате НДС возникла у налогоплательщика в связи с выставлением счетов-фактур, в которых этот налог был неправомерно выделен.

С учетом вышеизложенного суд сделал вывод о том, что налогоплательщик не должен был уплачивать пени, и отказал в удовлетворении этой части требований налогового органа.

Аналогичные выводы приведены также в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 01.03.2007 № А17-5398/5-3-2005, 2052/5-2006.

Актуальная проблема. Возникновением риска привлечения к налоговой ответственности согласно ст. 122 НК РФ и доначисления пеней налогоплательщику, освобожденному от уплаты НДС, но выставившему счет-фактуру с выделенной суммой налога, проблемы такого налогоплательщика не заканчиваются.

В арбитражной практике возникают налоговые споры по вопросу о правомерности привлечения налогоплательщика к ответственности согласно ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок декларации по НДС в подобной ситуации.

Например, по мнению налоговых органов, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, на основании п. 5 ст. 173 и 174 НК РФ обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в случае выставления покупателям счета-фактуры с выделением сумм НДС (см. письмо УМНС России по г. Москве от 14.11.2003 № 21-09/64172).

В случае неисполнения вышеуказанной обязанности налогоплательщик может быть привлечен, по мнению налоговых органов, к налоговой ответственности согласно ст. 119 НК РФ. Однако суды, как правило, отклоняют такие доводы налоговых органов как противоречащие положениям ст. 119 НК РФ и указывают, что применяющий упрощенную систему налогообложения налогоплательщик не подпадает под понятие налогоплательщиков (налоговых агентов), приведенных в п. 5 ст. 173 Кодекса, поэтому у него нет обязанности представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС, как это предусмотрено п. 5 ст. 174 НК РФ. Такие выводы выражены ФАС Дальневосточного округа в постановлениях от 29.11.2006, 22.11.2006 № Ф03-А80/06-2/4257, от 22.11.2006, 15.11.2006 № Ф03-А80/06-2/4265.

Аналогичной позиции придерживаются суды в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2006 № А26-2012/2006-211, ФАС Поволжского округа от 07.09.2006 № А12-4687/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.06.2006 № А74-28/06-Ф02-2554/06-С1 и ФАС Уральского округа от 02.10.2006 № Ф09-8654/06-С1, от 26.09.2006 № Ф09-8563/06-С2, от 16.08.2006 № Ф09-7010/06-С2.

Актуальная проблема. На практике между налогоплательщиками и налоговыми органами возникают налоговые споры по вопросу о том, подлежит ли налогоплательщик, освобожденный от уплаты НДС, ответственности согласно п. 1 ст. 126 НК РФ, если при проведении мероприятий налогового контроля он не исполнил требование налогового органа о представлении документов по НДС в случае выставления в проверяемый налоговым органом период покупателям счета-фактуры.

Позиция судов по данному вопросу такова, что если налогоплательщик не является плательщиком НДС (или налоговым агентом), то обязанности по представлению соответствующих документов налоговому органу у него не возникает. Такие выводы сделаны в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.10.2006 № А19-12626/06-24-Ф02-5663/06-С1 и ФАС Волго-Вятского округа от 07.08.2006 № А17-6892/5-2005.

Читайте также: