История ндс в рб

Опубликовано: 05.05.2024

Начало создания налоговой системы Республики Беларусь связано с образованием суверенного государства Республики Беларусь. С 1 января 1992 года была введена система налогообложения вступил в силу Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а позже ряд других законов, заложивших правовую базу налогообложения в стране («О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций» , «О подоходном налоге с граждан», «О налоге на недвижимость», «О платежах за землю», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и др.). Создание национальной налоговой системы способны обеспечить сбор налогов для финансирования первоочередных нужд экономики и социальной сферы и это стало на том этапе жизненно необходимой задачей.

В 1992 году налоговая система включала в себя 39 налогов в том числе (32 республиканских и 7 местных налогов и сборов). Были установлены следующие основные налоги:

* налоги на потребление (НДС, акцизы, налог на топливо);

* на доходы и прибыль (подоходные налоги с физических и юридических лиц);

* имущественные налоги на собственность и капитал (налог на недвижимость, плата за землю, рентные платежи);

* взносы на социальное страхование (отчисления в фонды социальной защиты и содействия занятости). Рассмотрим кратко основные налоги:

ь НДС был введен в 1992 году вместо налога с оборота и налога с продаж. Объектом обложения тут выступали обороты по реализации товаров (работ, услуг) и товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь (за исключением освобождаемых от налогообложения). Изначально ставка налога составляла 28% потом 25%. Впоследствии происходило снижение ставок налога. Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные, стороны договора простого товарищества филиалы и представительства, индивидуальные предприниматели, предприятия и физические лица.

ь С 1992 года в качестве одной из форм косвенного налогообложения применяются акцизы на отдельные группы товаров. Вначале было 30 товарных групп: спирт, различные сорта вин, коньяк, пиво, табачные изделия, мех натуральный, бензин, сырая нефть, телевизоры, холодильники, грузовые автомобили, азотные удобрения и т.д. Ставка составляла от 10 % до 75% в зависимости от вида и группы. Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные стороны, индивидуальные предприниматели, стороны договора простого товарищества.

ь Налог на прибыль, которым облагается прибыль от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Ставка налога на прибыль 1999 году составляла 25 % в дальнейшем постоянно менялась. Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные стороны, стороны договора простого товарищества.

ь Подоходный налог с физических лиц, уплата которого осуществлялась из совокупного дохода физических лиц в денежной и натуральной форме, полученного в течение календарного года. Ставки подоходного налога составляли 9, 15, 20, 25, 30 %, а также существовали фиксированные суммы налога. Плательщики: граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства.

ь Налог на доходы от дивидендов и приравненных к ним доходов, удерживаемый у источника дохода в размере 15 %. Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные стороны, простые товарищества, хозяйственные группы.

ь Земельный налог, который взимается с земельного участка, предоставленного в установленном порядке во владение, пользование или собственность. Плательщики: юридические, физические лица как отечественные так и иностранные.

ь Налог на недвижимость. Этим налогом облагается стоимость основных

средств, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков, объектов незавершенного строительства по годовой ставке 1 %, а также стоимость принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных построек, гаражей, иных зданий и строений по годовой ставке 0,1 %. Плательщики: юридические, физические лица как отечественные так и иностранные филиалы и представительства.

ь Экологический налог объектом налогообложения являются: объёмы добываемых из природной среды ресурсов, объёмы выбросов загрязняющих веществ, объёмы переработанных нефти нефтепродуктов. Ставка за 1 тонну или 1 куб.м. Плательщики: юридические лица, индивидуальные предприниматели, филиалы и представительства.

ь Налог с продаж автомобильного топлива, которым облагаются операции по реализации на территории нашей страны автомобильного топлива. Ставка этого налога равняется 20 % от стоимости реализуемого топлива. Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные стороны договора, простого товарищества, филиалы и представительства, индивидуальные предприниматели

ь Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости. Налоговой базой является фонд заработной платы, а ставка была 5 %. Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные стороны, индивидуальные предприниматели, филиалы и представительства.

ь Отчисление на социальное страхование организации и предприятия оплачивали 35% от фонда оплаты труда, 1% удерживается из заработной платы работников. Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные стороны, индивидуальные предприниматели.

Кроме того, были введены такие целевые платежи: "чернобыльский" налог, государственные пошлины и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, отчисления в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие виды местных сборов. Установленные размеры ставок основных налогов находились в пределах, соответствующих мировой практике. Исключение составляли лишь некоторые акцизы и подоходные налоги с предприятий по отдельным видам деятельности. Законом "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" устанавливался круг налогоплательщиков, их права, обязанности и меры ответственности, виды общегосударственных налогов и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в бюджет, предоставления льгот. С начала 1994 года в законе включены положения о том, что все вопросы налогообложения должны регулироваться исключительно актами специального налогового законодательства, а с 1994 года введен обязательный учет и государственная регистрация налогоплательщиков. В том же году был принят закон, регламентирующий деятельность государственной налоговой инспекции. В дальнейшем налоговая система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размеров ставок, предоставления льгот. Но особенно существенным изменениям подверглись внебюджетные фонды. Количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 3 раза превышали стандартный минимум, который считается оптимальным. Это приводило к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики, инвестиции и экспорт. В целях обеспечения наибольших сборов белорусские законодатели выбрали в качестве главных объектов налогообложения:

- выручку от реализации продукции, работ и услуг, что оказывало наиболее сильное искажающее воздействие на экономику ;

- заработную плату, что также давало негативное последствия. Населению приходило находить различные пути, чтоб уйти от оплаты налога, что существенно отражалось на доходах государства.

Структура ставок подоходного налога (9-30%) была основана на предпосылке, что люди, имеющие более высокие доходы, должны не только платить больше в абсолютных суммах, но и отдавать в виде налогов большую долю своих доходов. Практиковалось многократное обложение разными налогами одной и той же базы, что приводит к неравномерности налоговой нагрузки на предприятия и отрасли национальной экономики. Наличие в Беларуси оборотных налогов и платежей (к ним, в частности, относились отчисления в республиканский фонд единого налога для производителесельскохозяйственной продукции (ставка 2%); налог с пользователей автомобильных дорог (ставка 1%); целевые сборы на финансирование жилищно-инвестиционных фондов со ставкой 0,5%, как раз и является одной из причин снижения рентабельности и увеличения числа убыточных предприятий.

Неоправданно высокая доля косвенных налогов в доходах бюджета, что существенно удорожала цену товара. В те годы в развитых странах доля косвенных налогов в доходах бюджета, как правило, не превышала 30%, а в Беларуси - 55-60%. Необходимо отметить также, что в 1992 году налоговая система формировалась ещё и в условиях нарастающего экономического кризиса, который обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода приобрела исключительно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. С 1992 года проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшали саму налоговую систему. Уровень налоговой нагрузки на экономику в 1993 году по показателям составлял 65,0% в то время он был очень высокий .

Отчасти такой уровень налоговой нагрузки на экономику объясняется тем, что налоговые поступления являются основным источником доходов бюджета Республики Беларусь. В тоже время в развитых странах основу доходов бюджета также составляют налоги, однако, уровень налоговой нагрузки на экономику в большинстве из них был предельно ниже.

ТЕМА 10. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

10.1. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) - основной косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг).

Система взимания НДС, используемая в Республике Беларусь, не предусматривает непосредственного определения добавленной стоимости, то есть суммы, добавленной производителем к стоимости сырья, материалов, некоторых других затрат, понесенных в связи с производством.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

1. Организации, определенные п. 2 ст. 13 НК (юридические лица Республики Беларусь; иностранные юридические лица и международные организации; простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); хозяйственные группы).

2. Индивидуальные предприниматели при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением выручки от реализации при осуществлении деятельности, по которой в соответствии с законодательством уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц) за три предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности 40 000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число последнего из таких месяцев.

3. Физические лица, на которых в соответствии с НК, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Продавец товара не несет никакого экономического бремени, связанного с уплатой НДС при покупке сырья, материалов и др., так как компенсирует эти затраты за счет покупателя своего товара, перекладывает налог. Процесс переложения налога завершается, когда товар приобретает конечный его потребитель. Поэтому НДС относят к налогам на потребление (косвенным).

Таким образом, добавленная стоимость не является объектом налогообложения. Обязанность заплатить налог в бюджет связана с фактом реализации товаров (работ, услуг). Иными словами, факты совершения сделок, результатом которых является изменение права собственности на товары, результаты работ, услуг, является обстоятельством, порождающим обязанность налогоплательщика заплатить налог, то есть объектом налогообложения.

Другим объектом НДС является импорт товаров. Налог взимается таможенными органами на основе таможенной стоимости товара.

Налоговая база определяется плательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных им товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При определении налоговой базы оборот от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах.

При определении налоговой базы оборот плательщика в иностранной валюте пересчитывается в белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь на момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или на дату фактического осуществления расходов.

Плательщик налога на добавленную стоимость имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные законодательством налоговые вычеты (ст. 107 НК).

Вычету подлежат следующие суммы налога:

- предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- уплаченные плательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;

- уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

Налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке продавцами и выставленных ими при приобретении плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, – либо на основании свидетельств о помещении товаров под заявленный таможенный режим и копий документов, подтверждающих факт уплаты налога по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь.

Сумма налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммами налоговых вычетов. Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, плательщик налог не уплачивает, а разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога подлежит возврату плательщику в порядке, установленном НК.

Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является календарный месяц.

Закон устанавливает две ставки налога: стандартную и пониженную. Последняя применяется при налогообложении основных продуктов питания и товаров детского ассортимента.

Ряд товаров и услуг полностью освобождены от налогообложения. Налог, уплаченный в связи с приобретением товаров (работ, услуг), необходимых для производства необлагаемых товаров или оказания необлагаемых услуг либо компенсируется налогоплательщику из бюджета, либо включается в себестоимость продукции.

Налоговые ставки по НДС составляют: 0, 10, 20 процентов. С целью придания большей конкурентоспособности отечественным товарам за рубежом, при их экспорте НДС не взимается.

0 (ноль) процентов - при реализации:

- товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта, реэкспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в Российскую Федерацию (в том числе товаров, не происходящих с территории государств – участников таможенного союза, для постоянного их размещения в Российской Федерации), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь;

- работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, указанных в абзаце втором настоящего подпункта;

- экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов);

- работ (услуг) по изготовлению товаров (за исключением переработки ввезенных товаров), вывозимых с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации;

- работ (услуг) по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств), ввезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь для ремонта (модернизации, переоборудования) с последующим вывозом отремонтированных (модернизированных, переоборудованных) транспортных средств (включая части транспортных средств) на территорию Российской Федерации;

Ставка в размере 0 процентов применяется также при поступлении сумм, указанных в пункте 18 статьи 98 НК, при реализации товаров (работ, услуг), указанных выше;

- при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;

- при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей»).

3. 20 процентов (основная ставка).

4. 9,09 (10 / 110 * 100) и 16,67 (20 / 120 * 100) процентов, соответствующие ставкам в размере 10 и 20 процентов, полученные путем сложного счета, при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога.

5. 0,5 процента – при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь из Российской Федерации для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней.

Отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость по выбору плательщика признаются календарный месяц или календарный квартал.

Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Плательщики, избравшие отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость календарный квартал, информируют о принятом решении налоговые органы по месту постановки на учет:

– путем проставления соответствующей отметки в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость, подаваемой не позднее 20 января текущего календарного года, при возникновении объекта налогообложения в течение текущего календарного года – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

– в письменной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем их государственной регистрации, при реорганизации организации – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем государственной регистрации правопреемника (правопреемников) этой организации или внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) организации в связи с реорганизацией, или записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Принятое плательщиком решение о выборе отчетного периода (календарный месяц или календарный квартал) изменению в течение текущего налогового периода не подлежит.

В мировой экономике 10 апреля – памятная дата: годовщина появления НДС. Он хорошо известен бизнесменам, экономистам и бухгалтерам. Мало кто из них испытывает удовольствие от этого знакомства, но далеко не всем доступна роскошь избавления от «общения» с этим налогом. Почему же именно НДС стал одним из самых распространенных в мире налогов?

Кто его выдумал

Первым ввести НДС предложил в 1919 г. немецкий промышленник Вильгельм фон Сименс как Veredelte Umsatzsteuer (облагороженный оборотный налог), взимаемый с разницы между выручкой и затратами на сырье и полуфабрикаты. Но его идея воплотилась в жизнь лишь 35 лет спустя во Франции. Поэтому автором НДС считается глава Дирекции по налогам и сборам министерства экономики, финансов и промышленности Морис Лорэ, представивший миру новый налог 10 апреля 1954 г. Тогда финансисты объединяющейся Европы искали налог, который позволил бы как-то сгладить неравенство условий для производителей стран-участниц. Если комплектующие для товара производились в одном государстве, материалы – в другом, а конечная продукция – в третьем, то последнее получало основной доход от взимания налога с оборота. База для исчисления НДС – добавленная стоимость (труд (включая налоги и иные обязательные платежи на зарплату), амортизация + рента + проценты + прибыль). Это позволяет более равномерно распределить налоги между всеми звеньями цепочки производства и реализации. НДС так хитро «спрятан» в цене товаров и услуг, что рассчитать его реальную долю там довольно сложно, и конечный потребитель может не знать, что именно он оказывается конечным плательщиком. А потому НДС в полной мере отвечал завету Кольбера: «Налогообложение – это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка».

Сначала правительство Франции ввело НДС в одной из тогдашних своих колоний – в Кот-д’Ивуаре, а, оценив результат эксперимента, с 1958 г. распространило его на метрополию. Пример оказался заразительным. В 1967 г. все страны Европейского экономического союза обязались в 5-летний срок ввести у себя НДС. В настоящее время согласно директиве 2006/112/ЕС минимальная ставка этого налога в странах ЕС должна быть 15%, на 1–2 группы товаров можно снизить ее не менее чем до 5%. Некоторые страны при вступлении в ЕС выговорили себе право иметь нулевую ставку на отдельные товары.

Затем НДС привлек внимание и на других континентах. В конце 80-х – начале 90-х его стали вводить все постсоциалистические страны, в т.ч. Беларусь. В настоящее время этот налог применяется в 137 странах мира, и никто еще от него не отказался.

За что мы его не любим

Вряд ли существуют налоги, которые нравятся плательщикам. Но претензий к НДС едва ли не больше всего. В основном они сводятся к следующему:

– отвлечение оборотных средств. Поскольку НДС взимается на каждой стадии производства, он угнетающе действует на экономику и инвестиции, а если товарная масса отстает от денежной, то происходит постоянная мобилизация денег в бюджет. В условиях дефицита денежной массы это усиливает инфляционные процессы;

– административные издержки взимания НДС довольно высоки по сравнению с другими косвенными налогами и требуют содержания штата квалифицированных бухгалтеров и контролеров, что повышает стоимость администрирования как для бизнеса, так и для государства;

– высокая распространенность схем уклонения от НДС и необоснованного получения возмещения из бюджета (в частности, лжеэкспорта), что требует тщательного контроля за его применением;

– несовершенный порядок зачета и возврата НДС создает дополнительные издержки для добросовестных плательщиков, а также риски коррупции и незаконного возмещения из бюджета недобросовестными субъектами;

– при льготировании НДС для отдельных плательщиков в каком-то месте цепочки производства и сбыта возможен каскадный эффект: многократное обложение одной налоговой базы (например, при приобретении сельхозпредприятиями – плательщиками единого налога кормов, ГСМ и прочей промышленной продукции). Впрочем, такой эффект при определенных условиях характерен для любых оборотных налогов.

Механизм возмещения НДС не столь уж сложен – для опытного бухгалтера. Но сама процедура в большинстве постсоветских стран неоправданно сложна. Компрометируют налог дополнительные ограничения (вроде отсрочки вычета НДС для импортеров в Беларуси) и сложные, особенно на стадии внедрения, правила администрирования (например, подтверждение нулевой ставки при экспорте в Россию или система ЭСЧФ). Кроме того, пробелы в законодательстве увеличивают риски ошибок и мошеннических схем. Но при тщательной отработке законодательства этого можно избежать и найти оптимальные варианты льгот и стимулов для инвесторов и экспортеров.

Почему мы его терпим

Можно сформулировать несколько основных причин, из-за которых основу налоговых систем большинства стран мира составляет НДС:

этот налог нейтрален по отношению к стране-производителю, производственному циклу и методам производства;

база обложения НДС достаточно широка и позволяет равномерно распределять нагрузку на все стадии экономического цикла и увеличивать государственные доходы;

плательщиками НДС являются практически все юридические лица. Это обеспечивает его устойчивость;

собираемость налога выше, поскольку им облагаются расходы конечных потребителей;

в налоговую базу для НДС включается только «новая» часть стоимости товара/услуги, появившаяся на очередной стадии его прохождения, а не валовая стоимость, как для налога с продаж. Это позволяет свести к минимуму «каскадный» эффект;

доход обеспечивается за счет сбора налога вдоль всей цепочки производства и сбыта, что сокращает вероятность потерь из-за уклонения от уплаты налогов на стадии потребления;

налоговые органы имеют возможность получать оперативную информацию и осуществлять налоговый контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При однократном обложении только последней стадии (налогом с продаж) такая возможность теряется. Это повышает риск уклонения от уплаты налогов;

НДС на импорт взимается при ввозе в страну, что приносит значительные доходы бюджету без излишнего протекционизма;

налоговая система с НДС по принципу страны назначения совместима с Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом.

В известной степени НДС во многом более удобен для государства, чем для бизнеса. Особенно, если учесть бумажную или электронную волокиту, сложные и запутанные правила заполнения накладных и счетов-фактур, вычетов и возврата. Несмотря на всю свою громоздкость, НДС, с одной стороны, дает государству больше контроля и уверенности в доходах бюджета, а с другой – мешает бизнесу не так уж сильно, как уверяют некоторые эксперты. По крайне мере, развитие ЕС и многих других стран этот налог не останавливает.

Без НДС благополучно обходятся такие страны, как Ямайка, Каймановы, Бермудские, Багамские и прочие острова, Монте-Карло, Андорра, где создание добавленной стоимости минимально, а потому приходится рассчитывать лишь на налоги с потребителей-туристов. До недавнего времени без косвенных (и вообще любых налогов) обходились Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Оман и Кувейт. Но падение мировых цен на нефть заставило Совет сотрудничества стран залива (GCC) объявить о введении с 2018 г. НДС по ставке 5%.

Ломать – не строить

Периодически в разных странах выдвигаются предложения отказаться от НДС и заменить его налогом с продаж. Весьма соблазнительно избавить бизнес от громоздкой системы исчисления НДС на всех стадиях создания добавленной стоимости и ограничиться налогообложением на финише – на стадии потребления.

Казалось бы, как все просто: налоговая нагрузка сокращается, администрирование упрощается, разнообразные схемы уклонения станут лишними, исчезнут махинации и коррупция, связанные с вычетом и возвратом налога.

Но до сих пор никто не рискнул сделать такой шаг. К примеру, в мае 2015 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил обсудить такую замену. Но после почти полутора лет дискуссий с участием авторитетных иностранных экспертов власти страны в декабре 2016 г. признали, что менять НДС на налог с продаж нецелесообразно.

На первый взгляд, расчеты показывают, что замена существенно снижает налоговую нагрузку в отдельно взятой компании. Но если ввести фактор увеличения стоимости российского экспорта, весь эффект «съедается». С другой стороны, оказалось, что заместить выпадающие доходы бюджета не удастся (даже притом, что в Казахстане доля НДС в доходах казны куда меньше, чем у нас), а высокие ставки налога с продаж спровоцируют массовое уклонение от его уплаты. При этом казахстанские специалисты учли, что именно такие проблемы заставили власти Канады отказаться от налога с продаж в пользу НДС в 90-е (там он называется налогом на продукты и услуги – goods & services tax), а в Индии – с апреля 2015 г.

Исключение составляют США. Там обходятся без НДС, но налог с продаж приносит лишь 8–10% доходов бюджета, который в основном наполняется за счет очень высоких имущественных и подоходных налогов (корпоративного и личного). При этом в разных штатах США ставки налога с продаж значительно отличаются, а в некоторых он вообще отсутствует. Но в США, в отличие от большинства стран мира, сохраняется децентрализованная налоговая система, хотя даже высокий уровень потребления и налоговой культуры оставляют налогу с продаж второстепенную роль.

В налогообложении, как и в иных сферах, тоже действует «правило Парето»: 80% налоговых доходов собираются с 20% плательщиков, в частности, по НДС – с импортеров и крупных предприятий. Многие субъекты хозяйствования, в т.ч. в Беларуси, НДС с реализации не платят. Скажем, без него обходится большинство индивидуальных предпринимателей, часть компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, субъекты, уплачивающие единые налоги на производителей сельхозпродукции или на вмененный доход. Если ввести налог с продаж на конечной стадии потребления, то его будут платить все, кто занимается розничной торговлей и услугами. С УСН и прочими льготными спецрежимами придется проститься. Таким образом, при замене НДС налогом с продаж налоговое бремя перекладывается на малый бизнес. Ведь чтобы компенсировать потерю почти 30% доходов бюджета, ставка налога с продаж должна составлять около 20%. Если сделать ее меньше, то налог с продаж придется взимать и на иных стадиях производства и обращения. Но тогда возникает «каскадный эффект», резко увеличивающий затраты и цены. К примеру, при ставке налога с продаж 5%, по оценке казахстанских экспертов, товары подорожают на 9–15%.

Теоретически в условиях идеального рынка можно высчитать ставку налога с продаж, гарантирующую бизнесу снижение налоговой нагрузки, государству – наполнение бюджета, а потребителям – стабильность цен. Но в реальном мире учесть все возникающие при этом экономические, социальные и психологические факторы еще никто не смог. На практике фискальные эксперименты в Канаде, Японии, Индии и некоторых других странах закончились возвратом к НДС (под разными названиями), а в странах ЕС – в ряде случаев к росту ставок НДС.

Вроде бы все очень просто: налог добавляется к цене и перекладывается на потребителя. Но мировой опыт показывает, что отдавать живые деньги из кассы многие бизнесмены не желают. Властям приходится бороться с сокрытием выручки, усиливать контроль «на кассе», еще более плотный, чем вводимая у нас система СКНО. Все это существенно снижает эффект упрощения администрирования в связи с отменой НДС.

Не менее уязвимое место налога с продаж – внешняя торговля. Чтобы обеспечить стабильность бюджета, придется облагать экспорт налогом с продаж или вывозными пошлинами. Это серьезно ударит по конкурентоспособности белорусских товаров, прежде всего, на рынке ЕАЭС. Пример США здесь неуместен: мы, в отличие от Штатов, малая открытая экономика с несопоставимо меньшим розничным товарооборотом и уровнем потребления, совершенно иными условиями и структурой внешнеторговой деятельности. А потому эффектные предложения в налоговой сфере на поверку часто оказываются неэффективными.

Автор публикации: Валерия ГЕРАСИМОВА

В интернете полным-полно информации о том, как заполнить заявление об уплате косвенных налогов или декларацию, но большая часть этой информации для бухгалтеров. При этом у наших клиентов довольно часто возникают общие вопросы: могут ли они купить товар в Беларуси и чем им это грозит. Поэтому мы публикуем этот материал для людей, далеких от бухгалтерии и впервые сталкивающихся с внешнеэкономической деятельностью.

Что нужно знать собственнику бизнеса или предпринимателю, прежде чем принять решение о покупке товара в Белоруссии?

  1. Фактически стоимость белорусского товара будет на 20% больше, чем указано в счете или договоре

Это связано с тем, что после покупки товара в Белоруссии, Вам придется заплатить НДС в свою налоговую по месту регистрации Вашего ООО или ИП.

Именно на этот факт, мы хотим обратить Ваше особое внимание, потому что чаще всего заказчики обращаются к нам с формулировкой: мы хотим купить товар в Беларуси, потому что он значительно дешевле. Прежде чем подписывать договор, убедитесь в том, что белорусский товар на самом деле дешевле того, что продают в России. Умножьте стоимость товара по договору на 20%. Получится сумма НДС, которую Вы должны будете заплатить в свою налоговую до 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия товара к учету. Если стоимость товара с учетом НДС будет меньше стоимости аналогичного товара у российского поставщика, то это, действительно, дешевле.

Уплата НДС при импорте товаров из Белоруссии

Важно понимать, что механизм уплаты и возмещения НДС при покупке у российского поставщика и у белорусского идентичен:

Если мы покупаем товар в России, то НДС в размере 20% мы оплачиваем поставщику в составе стоимости товара, а поставщик уплачивает этот НДС в бюджет. Мы же по итогам отчетного периода заявляем этот НДС к вычету в своей декларации на основании счета-фактуры или УПД, выданных поставщиком.

Если мы покупаем товар в Беларуси, то НДС в размере 20% мы оплачиваем в свою налоговую инспекцию как бы за поставщика, потому что поставщик при экспорте применяет ставку НДС 0%. Мы же по итогам отчетного периода также заявляем этот НДС к вычету в своей декларации, как и в случае с покупкой у российского поставщика.

Возникает резонный вопрос: а если ООО или ИП не являются плательщиками НДС и применяют упрощенку, ПСН или ЕНВД, им тоже нужно платить НДС при ввозе товаров из Белоруссии?

Импорт на УСН нужно ли платить ндс?

А если НДС платить жалко, можно ли купить товар в Белоруссии на физлицо? Да, импорт на физлицо избавит Вас от необходимости платить НДС, однако здесь есть свои нюансы. Во-первых, физические лица имеют право ввозить товары из Беларуси исключительно для личного пользования. Причем значение имеет и количество товара, и его назначение. Например, если Вы решите ввезти пять сумочек или один, но производственный станок, то невозможно будет доказать, что товар не является коммерческим. Кроме того существуют стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых можно ввозить товары без уплаты таможенных пошлин и они весьма невелики.

Платежное поручение на уплату импортного НДС можно копировать с платежки на уплату обычного НДС или любого другого налога, например УСН, только не забыть сменить КБК.

КБК импортный НДС - 18210401000011000110

Если товары куплены за белорусские рубли, их стоимость необходимо пересчитать в российские рубли на дату принятия товаров к учету. В этот же самый момент (принятия к учету) определяется налоговая база по импортному НДС. По общему правилу, к белорусским товарам применяется ставка НДС 20%. Ставка 10% применяется для продовольственных, детских, медицинских и других социально значимых товаров.

Импортный НДС = Стоимость ввозимых товаров х Ставка НДС

Казалось бы, все очевидно, доставка товара из Белоруссии, как правило, стоит дороже доставки из соседнего района или даже города, но углубляясь в изучение нюансов внешнеэкономической деятельности, можно забыть уточнить стоимость доставки товара в РФ.

Может потребоваться предоставление документов в банк

Несмотря на то, что Белоруссия входит в ЕАЭС и вообще дружественная республика, покупка товаров в Беларуси – это все-таки импорт. Поэтому вне зависимости от того, будете Вы оплачивать товар в валюте Беларуси или в рублях, Вам придется иметь дело с валютным контролем и с платежами на нерезидентов.

Как сделать платеж в Республику Беларусь мы уже рассматривали в одной из своих статей.

Документы для валютного контроля при импорте

Предоставление документов зависит от суммы контракта:

до 200 тыс. руб. - никакие документы предоставлять в банк не нужно, при перечислении денег белорусскому поставщику в Назначении платежа необходимо самостоятельно указать код валютной операции, состоящий из латинских букв VO и пяти цифр в фигурных скобках, например, ;

более 200 тыс. руб. - предоставлять документы в банк придется, чтобы банк сам определил код валютной операции;

более 3 млн.руб. - помимо предоставления документов в банк, потребуется постановка контракта на учет (ранее называлось открытие паспорта сделки).

Еще раз подчеркнем, что значение имеет именно сумма контракта на покупку товара в Белоруссии, а не сумма валютного платежа.

Также обращаем Ваше внимание на то, что штрафы за нарушение валютного законодательства очень высоки, а незнание требований валютного контроля не освобождает от ответственности, поэтому не поленитесь написать в чат с банком, что Вы заключили контракт на покупку товара в Беларуси на такую-то сумму и уточните, что от Вас требуется. Сотрудники банков отвечают в чаты клиент-банков и приложений очень оперативно и довольно подробно.

Потребуется предоставление документов по импорту в налоговую

До 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия белорусского товара к учету, Вам придется не только заплатить НДС, но и подать документы в налоговую инспекцию.

Импорт из Белоруссии документы

Декларация по косвенным налогам;

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

Договор на покупку товара в Белоруссии;

Выписка или платежка с отметкой банка, подтверждающие уплату НДС;

Транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров из Беларуси в Россию;

Счет-фактура или другой документ, подтверждающий стоимость товаров (счет, накладная и т.п.).

Если у Вас есть бухгалтер, то подготовить все эти документы - это его работа. Что же делать, если бухгалтера нет или он не умеет?

Во-первых, надо понимать, что заполнить декларацию и заявление по косвенным налогам может абсолютно любой человек, а не только бухгалтер. Ничего супер сложного в этом нет. В декларации нужно заполнить титульный лист с реквизитами и раздел 1, в который нужно поставить сумму уплаченного НДС, ОКТМО и КБК. В заявлении также заполняется только первый раздел (второй заполняет налоговая, а третий раздел и приложение нужно заполнять лишь в редких случаях).

Во-вторых, если Вы ведете учет в онлайн сервисе, там скорее всего предусмотрена возможность заполнения документов по импорту. Если заполнить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в Вашем сервисе нельзя, используйте бесплатную программу.

В-третьих, Вы всегда можете воспользоваться системами электронной отправки отчетности - Контуром, СБИСом или Такскомом. Если подключаться к ним на год за полную стоимость нет желания, то можно воспользоваться бесплатным тестовым режимом, чтобы заполнить отчет, а затем обратиться к уже подключенной компании, чтобы она отправила Ваш отчет за Вас. У нас, например, отправка одного документа, стоит 500 руб. Т.е. комплект документов по импорту (декларация + заявление + подтверждающие документы) мы отправим за 1 500 руб.

Потребуется сдача статистики на таможню

Несмотря на то, что товары, произведенные в Беларуси, свободно перемещаются в Россию (таможенного оформления нет), подавать в таможню статистическую форму все равно придется.

Срок сдачи статистики в таможню

На сайте Федеральной Таможенной Службы есть график сдачи статистических форм на весь 2020 год помесячно.

Стоимость бухгалтерских услуг при импорте товаров из Белоруссии

Стоимость заполнения декларации по косвенным налогам - 1 000 руб.

Стоимость заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов - 2 000 руб. до пяти позиций

Стоимость отправки документов по импорту в налоговую - 1 500 руб.

Стоимость заполнения статистики в таможню - 1 500 руб. до пяти позиций

Всего за 6 000 руб. специалисты компании Амбер заполнят для Вас все документы по импорту и отправят их в налоговую и таможню, даже если у Вас не подключена система электронной сдачи отчетности. От Вас потребуется только ЭЦП. Если же Вы заключите с нами договор на бухгалтерское сопровождение, подготовка документов по импорту будет включена в стоимость обслуживания.

Наши социальные сети:
WhatsApp
Telegram
Вконтакте
Инстаграм

Уплата НДС во время проведения экспортных операций — важная составляющая внешнеэкономической деятельности. Не всем известны условия экспорта в соседние и дальние государства, правила заполнения налоговых документов, порядок и сроки подтверждения сделок. Компания M&J Logistic поможет своим клиентам воспользоваться правом на нулевую ставку по НДС, учитывая особенности законодательства. Работаем по разовым и долгосрочным договорам с юридическими лицами и ИП.

Таможенное оформление грузов на экспорт в Белоруссию

Белоруссия числится участником Евразийского экономического союза (ранее — Таможенный Союз). В ЕАЭС также входит Россия, Армения, Казахстан и Киргизия. Это образование было создано для развития национальной экономики, повышения уровня жизни населения стран-участниц. Договором о Евразийском экономическом союзе предусмотрена свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение единой экономической политики.

При таможенном оформлении грузов государств-участников ЕАЭС упразднено заполнение деклараций — учет внешнеэкономических операций проходит через подачу статистических форм. Для этого нужно:

Получив статформу, служащий таможни загружает ее в реестр по системному номеру, проверяет данные и регистрирует, присваивая идентификационный номер. Отправляя документ в электронном виде, его нужно подписать с использованием ЭЦП.

В числе других бумаг, необходимых для прохождения процедуры таможенного оформления между границами РФ и РБ:

  • внешнеэкономический договор, включающий реквизиты и юридические адреса сторон;
  • паспорт сделки для контрактов стоимостью свыше 50 тыс. у.е.);
  • документы валютного контроля;
  • сертификаты и лицензии на некоторые виды товаров (например, пищевая продукция);
  • документы о происхождении товара;
  • транспортная документация, спецификации груза;
  • разрешения на вывоз (опционально).

Еще одной особенностью экспорта из РФ в Беларусь является возможность применения нулевой ставки по НДС. О всех тонкостях этого правила можно узнать, заказав услуги в компании M&J Logistic.

Кто должен платить НДС

Налог на добавленную стоимость взимается с покупателей товаров или услуг. Им облагается сумма, составляющая разницу между ценой конечной реализации и закупочной стоимостью (себестоимостью производства). Плательщиками этого косвенного налога являются:

  • организации (юридические лица);
  • ИП, ведущие коммерческую деятельность внутри страны;
  • все хозяйствующие субъекты, перемещающие грузы через государственную границу.

Плательщиков НДС, ведущих международную торговлю, больше, чем предприятий, работающих в пределах РФ, потому что не все налогоплательщики внутри своей страны применяют ОСН. При перемещении товаров через пункты таможенного пропуска, участник ВЭД обязуется уплатить НДС, независимо от применяемой системы налогообложения.

Размер НДС при заключении контрактов на экспорт между РФ и Белоруссией

Чтобы понять нюансы уплаты налогов на внешнеэкономическую деятельность, необходимо знать, какие правила налогообложения применяют в России.

В налоговом кодексе РФ существует три вида ставок по НДС:

  • 20% — на все виды товаров, услуг или работ, не облагаемых по специальной ставке;
  • 10% — на отдельные продовольственные, детские группы товаров, а также медикаменты, медицинское оборудование;
  • 0% — на экспортируемую продукцию, транспортировку продуктов нефтегазовой промышленности, передачу энергетических ресурсов, перемещение железнодорожным или авиатранспортом.

Права на использование НДС по ставке 0% при экспорте объясняются двумя аргументами.

  1. Этот налог является косвенным и его уплачивает покупатель. Иностранные граждане не подчиняются НК РФ и не обязаны вносить платежи российскому государству. Поэтому реализация товаров и услуг иностранному потребителю происходит без налога.
  2. Экспорт — важная часть экономического развития страны. Руководство РФ поощряет предпринимателей, пытающихся закрепиться на международном рынке. Поэтому законодательная власть применяет различные стимулирующие инструменты. В том числе и нулевой НДС.

Невзирая на то, что государство поддерживает предпринимателей, выходящих на экспортный рынок, для получения нулевой ставки экспортер должен соблюсти ряд требований:

  • следование всем таможенным процедурам;
  • перемещение товара на предусмотренную Договором ЕАЭС территорию (нулевой НДС применим не на всех направлениях);
  • предоставление в государственные органы отчетностей и документов, подтверждающих экспортную операцию.

Некоторые экспортеры предпочитают отказаться от нулевой ставки, применяя общую (10-20%). Сделать это можно, подав в налоговый орган заявление о своем намерении. Одна из главных причин такого решения — необходимость своевременной подачи объемного пакета документов, что предполагает трудовые, временные, а иногда и материальные затраты.

Команда M&J Logistic соберет нужные бумаги для вашей организации, чтобы вы могли использовать льготную ставку по НДС и развивать свой бизнес без лишних расходов.

Что нужно для подтверждения экспорта

Чтобы воспользоваться правом применения нулевой ставки по экспортной сделке, поставщик (производитель) формирует такой пакет документов:

  • договор ВЭД с зарубежным покупателем;
  • выписка из банка о поступлении оплаты за поставку на счет российского продавца;
  • копии транспортных документов;
  • заявка (третий экземпляр копии) на ввоз товаров на территорию покупателя и уплаты косвенных налогов с отметкой налоговой службы Республики Беларусь.

Также, невзирая на нулевой НДС, необходимо составлять счет-фактуру. В ней обязательно указывается 0% по налогу и код классификации товара по ТН ВЭД.

Если продавец работает по бартеру, он направляет в налоговую инспекцию:

  • транспортные документы о ввозе товаров;
  • товаросопроводительные бумаги;
  • заявление на ввоз;
  • регистры бухучета (при наличии), в которых отображены данные о постановке на учет ввезенных по безденежному обмену товаров.

Особый порядок внешнеэкономической сделки для предпринимателей из РФ применим только к экспорту российской продукции и импорту белорусской. При возврате бракованного товара российского производства, а также продукции, используемой на выставках, и возврата тары, без особого распоряжения таможенного органа, НДС также будет уплачиваться в налоговой. Копии всех представляемых в ФНС бумаг можно заменить электронными реестрами. Но в ходе камеральной проверки, которая обычно следует после подтверждения экспорта, налоговая служба может запросить документы на бумажном носителе.

Все бумаги направляются в ФНС в течение 180 дней с момента отгрузки товара белорусскому покупателю. Начиная со 181-го дня, применяется обычная ставка (10-20%, в зависимости от вида товара). По истечение срока для предоставления подтверждающих экспорт документов, необходимо оформить уточненную декларацию по НДС и доначислить налог, который уплачивается до момента направления документа в ФНС.

При этом, организация-экспортер может в течение 3-х лет с даты уплаты полной суммы НДС по общей системе восстановить право на экспортный вычет, собрав необходимые бумаги.

Как применяется нулевой НДС на экспорт в Беларусь

Экспортная процедура по направлению Россия — Республика Беларусь проходит поэтапно.

  1. Отгрузка. Формируется накладная и счет-фактура с нулевой ставкой.
  2. Составление и подача пакета документов на подтверждение экспортной процедуры. На это участнику ВЭД дается 180 календарных дней. Точка отсчета — дата оформления первого документа на передачу права владения товаром от продавца к покупателю.
  3. Декларирование поставки. Номер раздела декларации по НДС для заполнения определяется фактом подтверждения экспорта. Выбрав раздел, необходимо отметить код экспортной процедуры.

Если документы по экспорту были собраны и отправлены в налоговый орган своевременно, отгрузка товара и все вычеты отображаются в Разделе 4 декларации по НДС за квартал, в котором были собраны все бумаги.

При невозможности собрать документацию в период до 180 дней, декларант вписывает данные в Раздел 6. Его включают в уточненную декларацию за квартал отгрузки продукции на экспорт.

Читайте также: