Программное обеспечение ндс казахстан

Опубликовано: 29.04.2024

Услуги

Мы продаем в Казахстан программное обеспечение. Работаем на УСНО. Наш покупатель просит включить в лицензионный договор следующий пункт:

"Общая сумма вознаграждения по настоящему Договору включает в себя налог на доход нерезидента в размере 10% согласно Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18 октября 1996 года, вступившей в силу 29 июля 1997г., при условии предоставления Лицензиатом оригинала апостилированного сертификата своего резиденства в РФ"

Вопрос: Должны ли мы прописывать в договоре эти условия? Если да, то налог в размере 10% должны уплатить тоже мы?

Ответ:

Резидент Казахстана вне зависимости от страны налогообложения, определяемой в соответствии с Конвенцией, руководствуется положениями гл. 28 и 29, регулирующих порядок налогообложения доходов юридических лиц - нерезидентов, ведущих деятельность как без образования, так и через образование постоянного учреждения в Казахстане, и гл. 31 "Специальные положения по международным договорам" НК РК.

Если Российская организация получает доход от источника в Казахстане не через постоянное представительство, казахстанский резидент, в соответствии с положениями ст. 179 НК РК, должен удержать подоходный налог с суммы доходов нерезидента, перечень которых определен ст. 178 НК РК, по ставкам, установленным ст. 180 НК РК. Согласно положениям ст. ст. 179 и 181 НК РК удержанный налог в общеустановленном порядке по умолчанию перечисляется в бюджет Республики Казахстан. Налоговый кодекс РК предоставляет также возможность уплатить налог путем внесения его суммы через условные банковские вклады в соответствии со ст. 198 НК РК.

Позиция налоговых органов по поводу зачета суммы налога, уплаченного в Казахстане, налогоплательщиком, применяющим УСН отражена в письмах:

1.Письмо ФНС России от 30.05.2013 N ЕД-4-3/9808@.

Согласно п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на данную систему и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые на основании ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые на основании ст. 250 Кодекса. Доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, при определении налоговой базы не учитываются.

Статьей 249 Кодекса установлено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Таким образом, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предусматривает, что налогообложению подлежат доходы налогоплательщиков, полученные как из источников в Российской Федерации, так и из источников за пределами Российской Федерации.

Соответственно, данные налогоплательщики должны отражать полученные доходы и произведенные расходы в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а по итогам налогового периода представлять в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Международные соглашения по вопросам предотвращения двойного налогообложения обычно предусматривают, как и в каком государстве нужно платить налоги по конкретным видам доходов (прибыль от коммерческой деятельности, доходы от международных перевозок, дивиденды, проценты, роялти, на имущество, доходы физических лиц).

Так, например, между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан действует Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.1996 (далее - Конвенция). На основании п. 3 ст. 2 Конвенции ее положения распространяются на следующие налоги в России:

- налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;

- подоходный налог с физических лиц;

- налог на имущество предприятий;

- налог на имущество физических лиц.

Упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, устанавливающим особый порядок определения налоговой базы. Глава 26.2 Кодекса не содержит специальной статьи по устранению двойного налогообложения.

В связи с вышеизложенным нормы Конвенции не распространяются на упрощенную систему налогообложения.

2. Письмо УФНС по г. Москве от 12.11.2009 N 16-15/118743:

На основании пункта 1 статьи 364.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему при исчислении налоговой базы, учитывают:

- доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ;

- внереализационные доходы, предусмотренные в статье 250 НК РФ.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные в статье 251 НК РФ.

Согласно статье 249 НК РФ доходом от реализации признается, в частности, выручка от реализации товаров, определяемая исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, выраженная в денежной и (или) натуральной форме.

Таким образом, законодательство РФ о налогах и сборах предусматривает, что налогообложению подлежат все доходы налогоплательщиков, полученные как от источников в России, так и за ее пределами.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан действует Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.96 (далее - Конвенция).

В статье 12 Конвенции установлено, что роялти - это платежи любого вида, получаемые в качестве вознаграждения за пользование или предоставление права пользования промышленным, коммерческим или научным оборудованием. Роялти, возникающие в Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве. При этом налог, взимаемый с таких платежей в государстве источника выплаты (то есть в Казахстане), не может превышать 10% от общей суммы роялти.

Если резидент РФ получает доход или владеет капиталом в Казахстане, которые на основании Конвенции могут облагаться налогом в Казахстане, сумма налога на этот доход или капитал, уплачиваемая в Казахстане, может быть вычтена из налога, взимаемого с этого резидента в России. Однако такой вычет не будет превышать российский налог, исчисленный с такого дохода или капитала в РФ в соответствии с ее налоговыми законами и правилами. Об этом говорится в пункте 2 статьи 23 Конвенции.

На основании пункта 3 статьи 2 Конвенции ее положения распространяются на следующие налоги в России:

- налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;

- подоходный налог с физических лиц;

- налог на имущество предприятий;

- налог на имущество физических лиц.

Глава 26.2 НК РФ не содержит специальной статьи по устранению двойного налогообложения.

Организации, применяющие упрощенную систему, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным в пунктах 3 и 4 статьи 284 НК РФ) и налога на имущество организаций. Также организации, применяющие упрощенную систему, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему, в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Об этом сказано в пункте 2 статьи 346.11 НК РФ.

В связи с тем что налог, уплаченный в соответствии с главой 26.2 НК РФ, предусматривает замену уплаты налога на прибыль и налога на имущество организаций уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, такой единый налог не является идентичным или аналогичным налогом, на который распространяются положения пункта 4 статьи 2 Конвенции.

Таким образом, организация, применяющая упрощенную систему, не вправе произвести зачет уплаченного налога в соответствии с законодательством Республики Казахстан с полученного роялти (лицензионное вознаграждение), так как нормы статьи 23 Конвенции на нее не распространяются.

Существенные условия - это условия, обязательные для договоров данного вида. Без них договор будет считаться незаключенным (ст. 432 ГК РФ).

Существенными условиями являются:

- предмет договора путем указания на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, право использования которых предоставляется по договору, с указанием в соответствующих случаях номера документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство (патент, свидетельство) (пп. 1 п. 6 ст. 1235 ГК РФ);

- способы использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (пп. 2 п. 6 ст. 1235 ГК РФ);

- условие о размере вознаграждения или порядке его определения (для возмездного лицензионного договора). В таком договоре может быть предусмотрена выплата лицензиару вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме (п. 5 ст. 1235 ГК РФ).

Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака должен содержать наряду с условиями, предусмотренными п. 6 ст. 1235 ГК РФ, перечень товаров, в отношении которых предоставляется право использования товарного знака (п. 1.1 ст. 1489 ГК РФ).

Таким образом, условие, что общая сумма вознаграждения по настоящему Договору включает в себя налог на доход нерезидента в размере 10% согласно Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18 октября 1996 года, вступившей в силу 29 июля 1997г.,при условии предоставления Лицензиатом оригинала апостилированного сертификата своего резиденства в РФ, не является существенным условием лицензионного договора.

Разъяснение дано в рамках услуг "ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ" консультантом по правовым вопросам ООО НТВП "Кедр-Консультант" Макшаковым Игорем Борисовичем и консультантом по бухгалтерскому учету и налогообложению Треселевой Полиной Николаевной 30 апреля 2015 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Для организаций, реализующих права на программное обеспечение по лицензионному договору, предусмотрена возможность освобождения от НДС. Но с 1 января 2021 года освобождение от НДС при реализации ПО, не включенного в специальный Реестр, не применяется. Эта мера затронет, прежде всего, зарубежных производителей программного обеспечения.

Как в 2020 году облагается НДС реализация программного обеспечения

В 2020 году Налоговый кодекс предоставляет освобождение от НДС операций по передаче исключительных прав на:

  • на изобретения;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • программы для ЭВМ;
  • базы данных;
  • топологии интегральных микросхем;
  • секреты производства (ноу-хау).

Не облагается НДС и использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Такую льготу предусматривает действующая в настоящее время редакция подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, отдельно предусмотрено освобождение от НДС услуг по передаче прав на использование вышеперечисленных результатов интеллектуальной деятельности, если они по лицензионному договору оказываются иностранной организацией в пользу российской.

В таком случае российская организация налоговым агентом не признается и НДС в таком качестве не уплачивает.

Введение НДС-ставки 20% для иностранного программного обеспечения

Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 265-ФЗ в рамках налогового маневра предоставил ряд преференций российским компаниям в сфере ИТ-технологий.

В том числе, была отменена льгота по НДС для иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

С 1 января 2021 года освобождение от НДС применяется только:

  • при реализации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ;
  • прав на использование ПО для ЭВМ и баз данных, включая обновления к ним, реализуемого, в том числе, путем предоставления удаленного доступа к ним через «Интернет».

Услуги по передаче исключительных прав на ПО для ЭВМ и базы данных, а также прав на использование таких программ и баз данных будут освобождаться от НДС только с момента включения таких программ в специальный Реестр.

На это обратил внимание Минфин в письме от 16.11.2020 № 03-07-08/99545.

Что касается иностранного ПО, не включенного в этот Реестр, то с 1 января 2021 года его реализация или передача прав на использование такого ПО, облагается по ставке НДС 20%.

При этом услуги по передаче прав на использование ПО, облагаются НДС независимо от даты и условий заключения договоров на оказание указанных услуг.

Такой вывод Минфин сделал в письме от 20.11.2020 № 03-07-08/101332.

Какие последствия для российских приобретателей ПО повлечет отмена льготы по НДС

Поскольку с 1 января 2020 освобождение, предусмотренное подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, отменено, то, при приобретении иностранного ПО российская организация становится налоговым агентом.

Она обязана исчислять и уплачивать НДС в общеустановленном порядке.

Сумму НДС следует рассчитать по ставке 20/120 (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса).

Уплатить налог надо одновременно с перечислением денежных средств иностранной организации (п. 4 ст. 174 Налогового кодекса).

В дальнейшем его можно принять к вычету (письмо Минфина России от 13.04.2016 № 03-07-08/21231).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 декабря 2019 г. N 03-07-14/95812 О применении НДС при предоставлении российской организацией казахстанской организации прав на использование программ для электронных вычислительных машин на основании неисключительной лицензии

Вопрос: АО планирует заключить Сублицензионный договор на передачу неисключительных прав на использование программ для ЭВМ с компанией, зарегистрированной в Республике Казахстан.

На основании п. 2 пп. 26 ст. 149 НК РФ:

". п. 2 Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: 26) исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора" Данный пункт относится к реализации на территории РФ. При реализации в Республику Казахстан возникают следующие вопросы:

1. Реализация неисключительных прав программного обеспечения в Республику Казахстан будет облагаться по ставке НДС 0% или без НДС?

2. Если реализация по ставке НДС 0%, то подтверждающие документы о пересечении границы будут отсутствовать, подтвердить реализацию можно будет сублицензионным договором, актом на передачу прав. Будет ли этого списка документов достаточно?

3. Если реализация по ставке НДС 0%, то должна ли отражаться в разделе 7 Декларации по НДС, ведь объект реализации имеет код 1010256 в соответствии с приложением N 1 XII. Порядка заполнения раздела 7 декларации, Приказ ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (ред. от 28.12.2018)

Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость при предоставлении российской организацией казахстанской организации прав на использование программ для электронных вычислительных машин на основании неисключительной лицензии и сообщает следующее.

Применение косвенных налогов в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в том числе Российской Федерации и Республики Казахстан, осуществляется в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к указанному Договору.

На основании пункта 28 раздела IV "Порядок применения косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ (оказании услуг) осуществляется в государстве - члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг. При этом при выполнении работ (оказании услуг) налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).

Подпунктом 4 пункта 29 Протокола предусмотрен перечень услуг, местом реализации которых признается территория государства - члена ЕАЭС, налогоплательщиком которого приобретаются услуги. Положения данного подпункта применяются в том числе при передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав.

Таким образом, местом реализации операций по предоставлению российской организацией казахстанской организации прав на использование программ для электронных вычислительных машин на основании неисключительной лицензии территория Российской Федерации не признается, и, соответственно, такие операции не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Российская организация предоставляет казахстанской компании права на использование программ для ЭВМ по неисключительной лицензии.

Как пояснил Минфин, местом реализации этой операции территория России не признается. Соответственно, в нашей стране НДС платить не надо.

НДС на электронные услуги

accounting-balance-banking-159804.jpg

Ведение

В настоящее время Правительством Республики Казахстан (далее – «РК») рассматривается проект закона о внесении изменений в налоговое законодательство.

Указанный проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс на данный момент находится лишь на стадии обсуждения Правительством. При этом до конца этого года планируется подписание проекта со вступлением в силу с 1 января 2020 года.

Одни из значимых нововведений коснутся налога на добавленную стоимость (далее – «НДС»). В частности, проектом закона вводится новая статья, согласно которой оказание нерезидентом услуг в электронной форме физическим лицам Казахстана будет облагаться НДС.

На сегодняшний день согласно Налоговому кодексу РК, нерезиденты платят НДС в случае, если у лица возникает облагаемый оборот на территории РК и нерезидент зарегистрирован в качестве плательщика НДС. При этом оказание электронных услуг через сеть интернет в настоящее время не рассматривается облагаемым оборотом.

Каких-либо официальных пояснительных записок к проекту закона и комментариев относительно данного нововведения пока не было. Однако начало такой реформе было положено еще в апреле, когда депутат мажилиса Аманжан Жамалов «выступил с инициативой взимания налогов с иностранных интернет-компаний и назвал сумму, которую, по его данным, казахстанцы потратили в 2015 году на онлайн-покупки – порядка $3,5 млрд, из которых только $60 млн пришлись на внутренний рынок.»[1]

Ниже мы приводим анализ изменений в Налоговый кодекс РК, которые планирует внести законодатель.

Плательщики

На сегодняшний день, обязанность по постановке на регистрационный учет по НДС, помимо других лиц, лежит на нерезидентах, которые осуществляют деятельность в Казахстане через филиал, представительство, и чей годовой оборот превышает необлагаемый минимум оборота – 30 000 МРП [2] (75 750 000 тенге, что составляет около 194 730 ДСША).

В новой редакции Статья 367 Налогового кодекса («Плательщики НДС») дополнится пунктом, который определяет, что плательщиками НДС являются юридические лица-нерезиденты, оказывающие физическому лицу услуги в электронной форме. То есть, если нерезидент оказывает такие услуги и превышает размер необлагаемого оборота, такой нерезидент будет обязан зарегистрироваться как плательщик НДС, ежеквартально сдавать декларацию по НДС и платить налог на добавленную стоимость по ставке 12%.

На данный момент представители Комитета Государственных Доходов Министерства Финансов РК разъясняют в КГД, алгоритм действий в этом направлении будет выглядеть примерно следующим образом: «Сначала налоговые органы будут выявлять иностранные организации, оказывающие электронные услуги в Казахстане, затем им направят уведомления о необходимости регистрации, сдачи декларации и уплаты НДС.[3]

Услуга в электронной форме

Новая статья 426-1 «Особенности исполнения налогового обязательства по НДС нерезидентом, оказывающим услуги в электронной форме физическим лицам» Налогового кодекса также определяет, какие виды услуг относятся к услугам в электронной форме. Всего перечень содержит 15 видов услуг, в числе которых:

  • предоставление доступа к поисковым системам в сети Интернет;
  • оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
  • оказание рекламных услуг в сети Интернет, в том числе с использованием программного обеспечения и баз данных, функционирующих в сети Интернет, а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети Интернет;
  • оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети Интернет.

Более полный перечень приведен для Вашего внимания отдельной страницей далее.

Важным условием для обложения услуг налогом на добавленную стоимость является их реализация на территории Казахстана. При этом, статья 370 НК РК ясно предусматривает, что услуги, реализованные вне Казахстана, относятся к необлагаемому обороту. То есть в настоящее время различные услуги или товары, приобретенные казахстанскими гражданами через иностранные интернет-компании, не рассматриваются как реализованные в Казахстане.

Однако теперь ситуация может кардинально измениться. Законодатель вносит в Налоговый кодекс новую статью 426-1 «Особенности исполнения налогового обязательства по НДС нерезидентом, оказывающим услуги в электронной форме физическим лицам». Новая статья определяет, что местом реализации услуг в электронной форме должна быть Республика Казахстан. При этом Казахстан определяется как место реализации если физическое лицо-покупатель услуг (1) живет в Казахстане; (2) использует счет казахстанского банка или оператора денежных средств для оплаты услуг; (3) при приобретении услуг использует сетевой адрес, зарегистрированный в Казахстане; (4) для приобретения или оплаты услуг использует телефонный номера, которому присвоен международный код Казахстана.

Глава 50 Налогового Кодекса РК устанавливает, что для резидентов стран Евразийского союза, оказывающих некоторые электронные услуги, местом реализации услуг может признаваться их страна налогового резидентства. Теоретически, физическое лицо Казахстана, приобретающее услуги в электронной форме у российской интернет-компании, не должно создавать налоговых обязательств по казахстанскому НДС у такой интернет-компании. Однако, какие в итоге будут приняты изменения в налоговое законодательство, каковы будут интерпретация положений Налогового кодекса и практика их применения, сложно предсказать.

Мы надеемся, что эта информация, подготовленная Налоговым Департаментом Юридической фирмы GRATA, окажется для вас полезной. Если у вас есть какие-либо вопросы или вам нужны дополнительные комментарии, пожалуйста, свяжитесь с нами. Мы будем рады помочь вам.

Эта информация предоставляется для вашего удобства и не является юридической консультацией. Информация была подготовлена для уведомления наших клиентов и других заинтересованных лиц. Эта информация не должна использоваться в какой-либо конкретной ситуации без соответствующей юридической консультации. Эта информация может содержать ссылки на веб-сайты, отличные от веб-сайта GRATA.

Перечень услуг в электронной форме, согласно проекту новой статьи 426-1 Налогового кодекса РК:

  1. предоставление прав на использование программного обеспечения (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;
  2. оказание рекламных услуг в сети Интернет, в том числе с использованием программного обеспечения и баз данных, функционирующих в сети Интернет, а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети Интернет;
  3. оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети Интернет;
  4. оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
  5. оказание через сеть Интернет услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети Интернет в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путем отправляемого автоматически создаваемого сообщения);
  6. обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети Интернет, поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;
  7. хранение и обработка информации в электронной форме с использованием серверного инфокоммуникационного оборудования (услуги дата-центров) при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть Интернет;
  8. оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
  9. предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;
  10. предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
  11. оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети Интернет;
  12. предоставление доступа к поисковым системам в сети Интернет;
  13. ведение статистики на сайтах в сети Интернет;
  14. оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть Интернет при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в том числе, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);
  15. предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений, аудиовизуальных произведений через сеть Интернет, в том числе путем просмотра или прослушивания через сеть Интернет.

Быстрые ссылки

Таможенное декларирование программного обеспечения от компании Онлог Систем – решаем задачи любой сложности.

Таможенное оформление программного обеспечения – редкое и очень специфичное. Участники ВЭД бывают сильно озадачены тем, как легально, быстро и грамотно пройти все формальности, чтобы в дальнейшем у контролирующих органов не возникло вопросов.

Компания Онлог Систем имеет опыт доставки и таможенного оформления программного обеспечения. Мы знаем как корректно классифицировать лицензионный софт по ТН ВЭД ЕАЭС, определить таможенную стоимость и необходимость предоставления разрешительных документов при ввозе/вывозе.

Особенности таможенного оформления программного обеспечения

Импорт ПО возможен двумя способами:

  • на носителях информации;
  • посредством виртуальной купли-продажи через сеть Интернет, когда покупатель получает файл на электронную почту или скачивает программное обеспечение через сервер, облачное или иное сетевое хранилище.

Однако таможенное декларирование ПО возможно только в отношении софта на внешних носителях. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности не содержит позиций для классификации программного обеспечения, поставляемого без носителя. Разъяснения по этому поводу содержатся в письме ФТС № 15-14/8524 от 17.03.2006 “О таможенном оформлении информации, передаваемой по сети Интернет”.

Варианты кодов ТН ВЭД ЕАЭС для этой категории товаров включают в себя различные устройства для хранения и передачи данных, например:

  • 8523492500 – оптические диски;
  • 8523519101 – карты флэш-памяти (флешки) – энергонезависимые твердотельные устройства хранения данных, работающие на полупроводниковых элементах.


На момент написания статьи, импортный таможенный тариф предполагал нулевую ставку ввозной таможенной пошлины на эти позиции, но поскольку НДС при ввозе софта обычно уплачивается по ставке 20% (в отдельных случаях возможна льготная ставка – 0%), то таможенные органы особо тщательно контролируют заявленную таможенную стоимость программного обеспечения, в том числе на предмет включения в нее причитающихся продавцу лицензионных платежей (роялти).

Разрешительные документы, необходимые для ввоза/вывоза программного обеспечения

Для таможенного оформления программного обеспечения, записанного на диски и аналогичные приспособления, могут потребоваться следующие разрешительные документы:

  • с 01 марта 2020 года для некоторых видов носителей необходимо документальное подтверждение соответствия требованиям технического регламента ЕАЭС 037/2016 – об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники.
  • Нотификация ФСБ на шифровальные устройства, либо заключение об отсутствии средств шифрования и криптографии – обязательный документ при фактическом импорте программного обеспечения.Участник ВЭД может заранее проверить получалась ли ранее нотификация на полностью идентичное ПО в едином реестре ФСБ и указать ее номер в своей ДТ. Но, если на требуемую модификацию/версию программного обеспечения нотификация еще не оформлялась, то импортер должен получить ее самостоятельно. Компания Онлог Систем оказывает содействие в оформлении нотификаций ФСБ.
  • Наличие разрешения от правообладателя на ввоз программного обеспечения брендов, включенных в ТРОИС, позволяет минимизировать дополнительные расходы и избежать возможного продления срока выпуска товаров до 10 рабочих дней.

Места таможенного оформления программного обеспечения

Компания Онлог Систем подает ДТ на программное обеспечение в любой согласованный с участником ВЭД таможенный орган: региональный центр электронного декларирования, аэропорт, морской порт, МАПП, ЖДПП или внутренний пост.

Сроки таможенного оформления программного обеспечения

В штатном режиме ДТ на программное обеспечение должна быть выпущена после после подачи за 4 часа рабочего времени таможенного органа. На практике оформление ПО обычно завершается за 1-2 рабочих дня.

Стоимость таможенного оформления программного обеспечения

Импорт программного обеспечения по агентскому договору “под ключ” – удобная опция для участников ВЭД, которые готовы доверить все нюансы поставки профессиональному посреднику. Прайс-лист и полный перечень включенных сервисов доступен для изучения по ссылке.

Также мы предлагаем сервис, предполагающий меньшее вмешательство агента ВЭД: в рамках сотрудничества таможенный представитель помогает импортеру оперативно пройти необходимые таможенные формальности. Ознакомиться с полным перечнем услуг и тарифами можно по ссылке.

Таможенное оформление программного обеспечения по процедурам экспорт, временный ввоз и другим

Производим таможенное декларирование программного обеспечения по различным таможенным процедурам, включая экспорт, а также осуществляем временный ввоз/вывоз ПО по Карнету АТА.

Остались вопросы о таможенном оформлении программного обеспечения? Напишите или позвоните нам для уточнения информации и размещения Вашей заявки!

Читайте также: