Продажа металлолома ндс украина

Опубликовано: 29.04.2024

Продажа физлицу: возможно ли ? Чтобы ответить на заданные вопросы, обратимся к Закону о металлоломе*.

Собственно металлолом — это «непригодные для прямого использования изделия или части изделий, которые по решению собственника утратили эксплуатационную ценность…».

Согласно ч. 1 ст. 4 этого Закона операции с металлоломом (заготовка, переработка, металлургическая обработка) могут осуществляться только специализированными или специализированными металлургическими перерабатывающими предприятиями, а также их приемными пунктами.

Понятно, что обычное физлицо к таким предприятиям никакого отношения не имеет. Более того, прием лома цветных и черных металлов обычными физлицами квалифицируется как уголовное правонарушение по ст. 213 УКУ. Соответственно заготавливать металлолом обычное физлицо права не имеет.

Как следствие, если подобный запрет будет проигнорирован, «на горизонте замаячит», в частности, ст. 228 ГКУ. В случае несоблюдения требования относительно соответствия сделки интересам государства и общества такая сделка может быть признана судом недействительной.

Причем при наличии у стороны умысла — с взысканием у этой стороны полученного по сделке в доход бюджета.

Также нельзя сбрасывать со счетов ч. 1 ст. 164 10 КоАП. Данная статья предусматривает админответственность (штраф в размере от 8500 до 17000 грн.) должностных лиц хозсубъекта, осуществляющего операции с металлоломом, за нарушение «металлоломного» законодательства. Продающая сторона, как представляется, не имеет отношения к этой статье. Но поведение контролеров предсказать сложно.

Можно возразить (в тех же уголовных делах фигурирует такая аргументация), что, покупая металлом, физлицо совершенно не обязательно занимается запрещенными для него заготовкой, приемом металлолома. Например, металл может понадобиться физлицу для личных бытовых нужд вроде строительства дома, сооружения ограждающих конструкций (металлический уголок, швеллера и т. д.), решения каких-то других, не связанных с перепродажей металлолома бытовых (!) задач, коих у простого физлица может быть масса.

В этом случае нарушения как такового формально нет. Но, опять же, к таким ситуациям нужно относиться крайне осторожно. Правильно прописать предмет договора купли-продажи (в том числе избегать приведения каких-то весовых измерений и т. п.). Лучше вообще определить предмет купли-продажи как предмет с какими-то полезными свойствами. Запчасти к автомобилю, например. С другой стороны, такой подход вызовет ряд учетных проблем.

Получается, правильный путь: если хотим провести как продажу металлолома, то следует продать его, как и положено, субъекту хозяйствования, специализирующемуся на скупке металлолома. В противном случае (продажа обычному физлицу):

— либо все равно показать все как продажу металлолома, но понимать, что это сопряжено с рисками для обеих сторон;

— либо показать как продажу тех же автозапчастей и взвалить на себя ряд учетных проблем.

Учитываем. Учитывайте металлолом до момента его реализации на субсчете 209 «Прочие материалы». Оприходование металлолома в результате ликвидации автомобиля отразите проводкой Дт 209 — Кт 746 «Прочие доходы». Оценку металлолома, предназначенного для дальнейшей продажи, производите по чистой стоимости реализации (пп. 2.12, 2.13 Методрекомендаций № 2**, п. 4 П(С)БУ 9).

Продажа металлолома ничем не отличается от продажи других запасов: в момент отгрузки металлолома у предприятия возникает доход (Дт 36 — Кт 712) и одновременно списываем себестоимость переданного металлолома (Дт 943 — Кт 209).

Налог на прибыль, НДС. Налоговоприбыльный учет полностью «солидарен» с бухучетом. Никаких налоговых разниц здесь нет.

Что касается НДС, то оприходование запчастей / металлолома на баланс не требует начисления налоговых обязательств (НО) (п. 189.10 НКУ). В дальнейшем, если реализация не будет происходить как реализация металлолома, то НО начисляем в общем порядке.

Важно! Все сказанное далее будет касаться ситуации продажи именно металлолома — например, специализированному предприятию (на приемный пункт). НО в таком случае не начисляют в силу действия освобождающего п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НКУ (до 01.01.2022 г.).

Заметьте: льгота касается только отходов и лома черных/цветных металлов, включенных в Перечни, утвержденные постановлением КМУ от 12.01.2011 г. № 15.

В них, среди прочего, есть такая позиция, как «Отходы и лом черных металлов».

Разъяснения по заполнению НН представлены, в частности, в п.п. 3.1.2 письма ГФСУ от 27.11.2018 г. № 36942/7/99-99-15-03-02-17, категории 101.16 ЗІР:

1) в левой верхней части НН в поле «Складена на операції, звільнені від оподаткування» делают отметку «Без ПДВ»;

2) в разделе А заполняют «общую» строку I и «освобождающую» строку IХ. Остальные строки не заполняют;

— в гр. 8 указывают код ставки «903»;

— в гр. 9 — код «металлоломной» льготы «14060465» (согласно действующему по состоянию на 01.10.2019 г. Справочнику льгот № 94/2);

— гр. 11 (сумма НДС) не заполняют;

— остальные графы НН (гр. 2 — 7, 10) заполняют в обычном порядке. Например, если расценка установлена за килограмм, то в гр. 4 указывают «кг», а в гр. 5 — код «0301».

Льготную поставку металлолома отражают в стр. 5 декларации по НДС с расшифровкой основания льготы (т. е. п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НКУ) и объемов операции в третьей части таблицы 1 приложения Д6.

Что касается соблюдения правила «минбазы» из п. 188.1 НКУ, то налоговики в консультации из категории 101.16 ЗІР разъясняют, что «в случае осуществления плательщиком налога операций по поставке товаров/услуг, освобожденных от обложения НДС, по цене, которая ниже цены их приобретения, на сумму превышения цены приобретения над ценой поставки таких товаров дополнительное начисление налоговых обязательств не осуществляется». Плательщик составляет одну льготную НН исходя из фактической цены поставки.

Не забудьте льготную металлоломную поставку включить в Отчет о льготах. При этом помните, что сумма льготы по расчету не должна получиться отрицательной. Хотя она может оказаться нулевой или на крайний случай ее можно показать в Отчете «в лоб» — по цене сданного металлолома***. Последний раз подаем Отчет по итогам 2019 года****.

*** О порядке расчета НДС-льготы читайте в статье «Отчет о суммах налоговых льгот: «горячие» вопросы» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 43).

И еще одно. «Распределительное» начисление НО по ст. 199 НКУ в данном случае не действует. Все благодаря п. 199.6 НКУ, который выводит из-под НДС-распределения операции с металлоломом, образовавшимся, в частности, вследствие разборки (демонтажа) ликвидированных основных фондов.

Так что если у вас это единственная льготная поставка, подавать приложение Д7 и считать коэффициент распределения «ЧВ» не нужно.

Начислять «компенсирующие» НО по п. 198.5 НКУ, на наш взгляд, тоже не нужно. Напомним: п.п. «б» п. 198.5 НКУ требует начислять «компенсирующие» НО в ситуации, когда товары/услуги начинают использоваться в освобожденных операциях. То есть в нашем случае это должен быть приобретенный металл, суммы НДС по которому включены в налоговый кредит. Предприятие же металлолом не покупало, а приобретало основные средства. Полученный металлолом — это уже совершенно другой товар.

Ну а поскольку реализованный металлолом не приобретался с целью использования в необлагаемых операциях, то и оснований для начисления НО на его учетную стоимость нет.

Но несмотря на это, налоговики при проверках частенько пытаются доначислить «компенсирующие» НО (с соответствующими штрафными санкциями). Суды, как правило, встают на защиту плательщиков (см. постановление Пятого апелляционного админсуда от 25.09.2019 г. по делу № 540/638/19 // reyestr.court.gov.ua/Review/84524784; определение Днепропетровского апелляционного админсуда от 09.04.2015 г. по делу № 808/3003/14 // reyestr.court.gov.ua/Review/43690120). Но есть и решения в пользу фискалов
(см. постановление Киевского апелляционного админсуда от 04.02.2016 г. по делу № 826/13658/15 // reyestr.court.gov.ua/Review/55651193).

Пятовол С. В.

главный инспектор выездных проверок юридических лиц, в том числе крупнейших налогоплательщиков

В данной статье поговорим о том, кто является налоговым агентом по НДС при приобретении (получении) лома и отходов цветных металлов, поскольку именно данный товар наиболее востребован на рынке. Что касается приобретения сырых шкур животных, то все нижесказанное также применяется и к сделкам с этим товаром.

С 1 января 2018 года на одну льготу по НДС стало меньше — п.п. 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ в части льготы по НДС при реализации лома и цветных металлов утратил силу. (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). При этом в ст. 161 НК РФ введен новый пункт 8, которым установлена новая категория налоговых агентов по НДС — покупатели (получатели) сырых шкур животных и лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Итак, с 01.01.2018 года исчисление и уплата НДС при реализации лома и цветных отходов возлагается на покупателя, который будет являться налоговым агентом.

Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые приобретают лом у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющимися плательщиками НДС. Если лом приобретается у продавца, который освобожден от уплаты НДС, (например, применяет УСН или использует право на освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ), то, соответственно, и у покупателя не возникает обязанности по исчислению и уплаты в бюджет суммы НДС со стоимости приобретенного лома.

Важно: физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (далее — ИП), не признаются налоговыми агентами по НДС при приобретении лома. Поэтому при реализации лома физическим лицам, не являющимися ИП, продавцы — плательщики НДС сумму налога с реализации лома исчисляют и уплачивают самостоятельно, то есть, в прежнем порядке.

Порядок исчисления НДС и оформление первичных документов продавцами лома зависит от того, является ли продавец плательщиком НДС и кто является покупателем.

Продавец лома является плательщиком НДС

Если покупателем является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, то продавец выписывает счет-фактуру, в которой дополнительно к цене товара (не включающей в себя НДС), по ставке НДС в размере 18% предъявляет покупателю соответствующею сумму налога. Данный счет-фактура подлежит регистрации в книге продаж в общеустановленном порядке. Таким образом, при реализации лома и цветных металлов физическим лицам, не являющимися ИП, порядок исчисления НДС, его уплата в бюджет и составление счетов-фактур не поменялся.

Важно: при реализации лома физическому лицу, не являющемуся ИП, продавец на ОСНО может воспользоваться нормой, указанной в п.п.1 п. 3 ст. 169 НК РФ, которая разрешает не составлять счет-фактуру при отгрузке товаров, работ, услуг неплательщикам НДС. Для этого достаточно указать условие о не выставлении счета-фактуры в заключенном договоре купли — продажи.

Если покупателем является организация или ИП, то независимо от применяемой покупателями системы налогообложения продавец в договоре купли-продажи лома указывает стоимость товара, не включающую в себя НДС, но ставку и сумму налога не указывает. В договоре также следует указать условие, что у покупателя в качестве налогового агента возникает обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет.

В товарной накладной продавец заполняет графы в следующем порядке:

  • «Сумма без учета НДС» — стоимость лома без НДС согласно договора,
  • «Ставка НДС» — указывается надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»,
  • «Сумма НДС» — не заполняется. В этой графе ставится прочерк,
  • «Сумма с учетом НДС» — не заполняется. В этой графе ставится прочерк.

Счет-фактура продавцом заполняется так:

  • в графе 5 «Стоимость товара без налога, всего» указывается стоимость лома без налога,
  • в графе 7 «Налоговая ставка» — указывается надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»,
  • в графе 8 «Сумма налога, предъявленная покупателю» проставляется прочерк,
  • в графе 9 «Стоимость товара с налогом — всего» проставляется прочерк.

Данный счет — фактура регистрируется в книге продаж с кодом вида операции «34» и отражается в разделе 9 Декларации по НДС.

Несмотря на то, что данный счет-фактура не будет участвовать в расчете итогового показателя декларации по НДС, запись в разделе 9 об этом счете — фактуре позволит налоговым органам контролировать действия покупателя лома — ведь именно он должен будет уплатить НДС с операции по реализации лома продавцом.

Счета — фактуры при реализации лома и цветных металлов оформляются по установленной форме, при этом в графах 13б и 17 — прочерки (для электронных счетов-фактур — цифра «0»). Специальных форм счетов — фактур для операций по реализации лома не предусмотрено.

Бухгалтерские проводки при реализации лома продавцом, являющимся плательщиком НДС, могут быть следующими:

Пример 1: заключен договор с покупателем — юридическим лицом на реализацию лома на сумму 1000 руб., без учета НДС. В договоре указано, что покупатель в качестве налогового агента самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС в бюджет.

При реализации товара продавец выдал покупателю товарную накладную и счет- фактуру, в которых сумма НДС не указана, а проставлен штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

Себестоимость реализованного лома составила 700 руб.

Дт 62 Кт 90.1 — 1000 руб. – отражена реализация лома

Дт 90.2 Кт 41 — 700 руб. – списана себестоимость реализованного лома

Дт 51 Кт 62 — 1000 руб. – поступила оплата от покупателя.

Продавец лома не является плательщиком НДС

В таком случае нет разницы, кому продается лом: организациям или ИП, являющимися плательщиками НДС, или освобожденными от уплаты этого налога, а также физическим лицам, не зарегистрированным в качестве ИП. При заключении договора купли-продажи такие продавцы должны указать, что товар продается без НДС и указать основание отсутствия НДС в договоре. Например, в связи с применением продавцом упрощенной системы налогообложения. В товарной накладной в графах «Ставка НДС» и «Сумма НДС» проставляется прочерк. Неплательщики НДС не обязаны выставлять счета-фактуры, за исключением организаций и ИП, применяющих право на освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ. Такие продавцы должны выставить счет-фактуру с отметкой «Без налога (НДС)» или «Без НДС».

Важно: Если продавец лома, будучи плательщиком НДС, в договоре, товарной накладной и счете — фактуре укажет, что товар продается «Без налога (НДС)» или «Без НДС», то покупатель лома не должен будет платить НДС в качестве налогового агента. В такой ситуации обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет вместо налогового агента возлагается на продавца, неверно составившего договор и отгрузочные документы (абз.7 п.8 ст.161 НК РФ).

Порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами — покупателями лома

При получении от продавца лома счета-фактуры с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом» покупатель должен на стоимость товара начислить сверху НДС по ставке 18% и прибавить полученную сумму к стоимости лома, указанной продавцом. Это и будет являться налоговой базой для целей исчисления НДС. Полученное значение надо умножить на расчетную ставку НДС 18/118%. Исчисленная таким образом сумма НДС подлежит уплате в бюджет.

Счет-фактура продавца регистрируется в книге продаж покупателем с кодом вида операции «42»

Налоговые агенты — плательщики НДС имеют право принять к вычету сумму налога, исчисленную ими в качестве налогового агента при приобретении лома ( п. 3, 5,8,12 и 13 ст. 171 НК РФ). Для этого необходимо счет-фактуру продавца зарегистрировать в книге покупок с кодом вида операции «42».

Право на налоговый вычет по НДС возникает у налогового агента при выполнении следующих условий (п. 2 Письма ФНС РФ от 16.01.2018 N СД-4-3/480@):

  • приобретенный лом использован в облагаемых НДС операциях,
  • приобретенный лом оприходован на счетах учета,
  • НДС был исчислен к уплате в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ и отражен в налоговой декларации по НДС.

Налоговые агенты — неплательщики НДС право на вычет по НДС, уплаченного в бюджет в качестве налогового агента, не имеют. Полученные от продавцов счета-фактуры такие покупатели также регистрируют в книге продаж с кодом вида операции «42», а сумму налога учитываются в стоимости приобретенного лома.

Особенного срока для уплаты в бюджет сумм НДС, исчисленных налоговыми агентами при приобретении лома, не установлено. Налог уплачивается на основании декларации по НДС равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Бухгалтерские проводки при приобретении лома у продавца, применяющего ОСНО, могут быть следующими:

Пример 2: в договоре стоимость лома без учета НДС указана 1000 руб. Продавец выставил счет-фактуру, в которой указана стоимости лома без НДС и стоит штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». Покупатель лома является плательщиком НДС.

Дт 10 (41) Кт 60 — 1000 руб. – отражено приобретение лома у поставщика

Дт 19 Кт 68 — 180 руб. – исчислен НДС в качестве налогового агента ((1000 руб. + (1000 руб.*18%)/ 118/18%)

Дт 60 Кт 51 — 1000 руб. – перечислена оплата поставщику

Дт 68 Кт 51 -180 руб. – сумма НДС перечислена в бюджет

Дт 68 Кт 19 — 180 руб. – сумма НДС, уплаченная при приобретении лома в качестве налогового агента, предъявлена к налоговым вычетам.

Пример 3: в договоре стоимость лома без учета НДС указана 1000 руб. Продавец выставил счет-фактуру, в которой указана стоимости лома без НДС и стоит штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». Покупатель лома не является плательщиком НДС.

Дт 10 (41) Кт 60 — 1000 руб. – отражено приобретение лома у поставщика

Дт 10 (41) Кт 68 — 180 руб. – исчислен НДС в качестве налогового агента, который учтен в стоимости приобретенного лома ((1000 руб. + (1000 руб.*18%)/ 118/18%)

Дт 60 Кт 51 — 1000 руб. – перечислена оплата поставщику

Дт 68 Кт 51 — 180 руб. – сумма НДС уплачена в бюджет

И последнее, так как с 01.01.2018 года реализация лома стала облагаемой НДС операцией, то покупателям и продавцам лома не надо больше вести раздельный учет «входного» НДС, поскольку такая обязанность предусмотрена только в случае осуществления налогоплательщиками облагаемых и необлагаемых НДС операций.

Ситуация: В здании, принадлежащем ООО, осуществляют работы по ремонту полов. На полу выложена алюминиевая плитка. Чтобы эту плитку не выбрасывать, решили ее продать (как металлолом).

Какие в данном случае существуют налоговые риски?

Ответ:

Металлолом в виде алюминиевой плитки, которой был покрыт пол до ремонта, в целях исчисления налога на прибыль:

  • является имуществом, полученным при ремонте основных средств,
  • признается внереализационным доходом,
  • при этом его стоимость принимается равной признанному доходу.

Металлолом должен быть оприходован в налоговом учете по стоимости возможной продажи, одновременно признается внереализационный доход на ту же сумму; при реализации металлолома отражается доход от реализации и списывается в расходы стоимость металлолома. В итоге налогооблагаемая прибыль от данной операции будет равна сумме дохода, полученного от покупателя.

Операция по реализации металлолома не облагается НДС на основании пп.25 п.2 ст.149 НК РФ независимо от наличия у ООО лицензии на операции с металлоломом, т.к. в данном случае реализуется лом черных и цветных металлов, образовавшийся в результате утилизации собственных объектов капитальных вложений. Появление в учете операций, освобождаемых от НДС, предписывает налогоплательщику вести раздельный учет по НДС.

Несмотря на мнение Минфина о необходимости восстановления «входного» НДС по металлолому, на сегодняшний день сложилась благоприятная для налогоплательщиков судебная практика, опровергающая этот подход. ВАС подтверждает отсутствие оснований для восстановления НДС при подобных операциях.

Обоснование:

Налог на прибыль

В соответствии с приложением 8 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (утв. постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 года № 279) к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений относится частичная (более 10% общей площади пола в здании) или сплошная смена всех видов полов (несмотря на «древность» документа, по мнению Минфина именно им следует руководствоваться при определении термина «капитальный ремонт» — см. письмо Минфина РФ от 23.11.2006 года № 03-03-04/1/794). Таким образом, металлолом в виде алюминиевой плитки, которой был покрыт пол до ремонта, в целях исчисления налога на прибыль является имуществом, полученным при ремонте основных средств.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 254 НК РФ стоимость имущества, полученного при ремонте основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 250 НК РФ. В самой же статье 250 НК РФ не поименовано имущество, полученное при ремонте основных средств, но есть пункт 13, который гласит, что стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств в целях исчисления налога на прибыль признается внереализационным доходом. Минфин РФ в своем письме от 15.09.2005 года № 03-03-04/1/189 разъяснил, что материалы, полученные при ремонте, хотя и не поименованы в статье 250 НК РФ как внереализационные доходы, но имеют экономическую тождественность с доходами в виде материалов, полученных при разборке основных средств, поэтому они также должны признаваться внереализационными доходами. Таким образом, материалы, полученные при ремонте основных средств признаются внереализационными доходами, при этом их стоимость признается равной признанному доходу.

Металлолом, появившийся на балансе организации в результате разбора пола, в целях исчисления прибыли будет считаться имуществом, полученным безвозмездно, на основании статьи 2 пункта 248 НК РФ, т.к. у организации не возникает задолженности перед кем-либо за оприходованный металлолом. В соответствии с абзацем 2 пункта 8 статьи 250 НК РФ стоимость безвозмездно полученного имущества определяется исходя из рыночной цены, под которой понимается возможная к получению выручка (возможная цена продажи). Возможной ценой продажи в данном случае будет являться стоимость металлолома, согласованная с покупателем (им, как правило, выступает специализированная организация).

Таким образом, операция по продаже металлолома, полученного при разборе пола, в налоговом учете в целях налогообложения прибыли должна выглядеть следующим образом:

  • Металлолом приходуется на основании первичных документов, подтверждающих его количество, по стоимости возможной продажи
  • Одновременно с оприходованием металлолома отражается внереализационный доход на ту же сумму
  • При реализации металлолома отражается доход от реализации и списывается в расходы стоимость металлолома

В итоге налогооблагаемая прибыль от данной операции будет равна сумме дохода, полученного от покупателя.

Реализация на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов не облагается НДС на основании подпункта 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Несмотря на то, что пункт 6 статьи 149 НК РФ определяет наличие лицензии в качестве условия применения льготы, в случае реализации лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшего у ООО в процессе собственного производства (деятельности), наличие лицензии не требуется. Об этом прямо указано в Постановлении Правительства РФ от 12.12.2012 года № 1287, регламентирующем порядок лицензирования операций с ломом черных и цветных металлов (пункты 1, 3). Аналогичный подход высказывали официальные органы и суды еще до вступления в силу указанного постановления (например, письма ФНС России от 16.08.2006 года № 03-1-03/1562@, УФНС по г. Москве от 28.04.2006 года № 19-11/35889, Минпромэнерго России от 22.12.2005 года № ИМ-1738/05). При этом под собственным производством понимается не только непосредственно производственный процесс. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 24.11.2008 года по делу № А12-10838/08 указано, что лом, образовавшийся в результате утилизации собственных объектов капитальных вложений, является ломом, образовавшимся в процессе собственного производства.

Таким образом, при реализации организацией металлолома, образовавшегося в результате ее предпринимательской деятельности (в том числе при утилизации собственных объектов капитальных вложений), эта операция освобождается от обложения НДС по подпункту 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ в любом случае независимо от наличия у организации лицензии.

Применение освобождения от обложения НДС операций по реализации металлолома необходимо обосновать: должны быть оформлены первичные документы, содержание которых должно четко указывать на то, что данный металлолом является ломом и отходами черных или цветных металлов и был получен в результате демонтажа полов при их ремонте.

Налоговый кодекс не дает определения понятиям «металлолом», «лом», «черные металлы», «цветные металлы». В этом случае необходимо действовать в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ, т.е. воспользоваться значением этих понятий в других отраслях законодательства. По мнению Минфина РФ (письмо от 01.07.2011 года № 03-07-07/32) для целей освобождения от обложения НДС следует руководствоваться определением, данным в федеральном законе от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: лом и отходы цветных и черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий (статья 1).

В ГОСТ 1639-2009 приведено определение термина «металлолом»: металлолом (вторичное сырье, скрап) – это лом и отходы цветных металлов и сплавов. Отходы производства (новый скрап) — это отходы, образующиеся при производстве продукции из цветных металлов и сплавов, а также неисправимый брак, возникающий в процессе производства. Лом (старый скрап) — это изделия из цветных металлов и сплавов, пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность.

Во избежание разногласий с проверяющими органами из первичных документов, подтверждающих факт оприходования металлолома, должно четко следовать, что этот металлолом является ломом цветных и черных металлов и представляет собой изделия из цветных и черных металлов и сплавов, пришедшие в негодность и утратившие свои потребительские свойства.

При реализации металлолома у организации возникает обязанность ведения раздельного учета по НДС, даже в том случае, если эта операция является разовой (пункт 4 статьи 149 НК РФ).

В определенных случаях суммы НДС, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению. В том числе это правило применяется в случае дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, для осуществления операций, освобождаемых от НДС (подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ). Ссылаясь на это Минфин РФ настаивает на восстановлении в периоде реализации сумм налога, ранее правомерно принятых к вычету по металлу, в отношении его остатков, которые приходуются на склад в качестве лома и отходов и в целях обложения НДС признаются товаром (письма от 16.04.2013 года № 03-07-11/12802, от 01.09.2008 года № 03-07-07/84).

Если налогоплательщик решит придерживаться позиции Минфина, то необходимо также вести раздельный учет «входного» НДС на основании пункта 4 статьи 170 НК РФ.

Однако такая позиция не бесспорна. Металлолом, образовавшийся при демонтаже основных средств, не является специально произведенным товаром. Более того, это металл, не пригодный для использования его в качестве металла; он изначально не приобретался с целью последующей переработки в лом и дальнейшей реализации. Поэтому этот металлолом не является товаром в том смысле, что предполагает подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Аналогичная позиция неоднократно высказывалась судами. При этом суды приводят следующие основные доводы:

  • реализованные товары (отходы производства) по своим функциональным и физическим характеристикам отличаются от товаров (объектов основных средств), которые налогоплательщик ранее приобрел для осуществления предпринимательской деятельности;
  • пункт 2 статьи 170 НК РФ содержит закрытый перечень обстоятельств, при которых налогоплательщик обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС, и не предусматривает обязанность налогоплательщика восстанавливать к уплате в бюджет суммы, которые ранее были правомерно заявлены к вычету по приобретенным, оплаченным и принятым к учету товарам, которые впоследствии были утрачены;
  • налогоплательщик в случае реализации металлолома реализует не объекты основных средств, а отходы, оставшиеся после уничтожения не полностью амортизированных объектов ОС.

На основании этих доводов суды делают выводы об отсутствии оснований для применения подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ при реализации металлолома, оставшегося после демонтажа основных средств (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 01.04.2013 года № Ф04-1006/13, от 27.08.2013 года № Ф04-3298/13, ФАС Поволжского округа от 05.05.2011 года № Ф06-2111/11, ФАС Уральского округа от 11.12.2012 года № Ф09-12020/12). Правомерность аналогичных выводов подтверждает и ВАС, указывая, что выводы судов соответствуют сложившейся судебно-арбитражной практике (Определение ВАС РФ от 18.10.2010 года № ВАС-14097/10, от 25.11.2010 года № ВАС-14097/10, от 15.03.2011 года № ВАС-2416/11).

Таким образом, у ООО отсутствует основание для восстановления сумм «входящего» НДС при продаже металлолома, образовавшегося в результате демонтажа полов. В случае предъявления претензий налоговыми органами организация может сослаться на указанные постановления арбитражных судов и определения Высшего арбитражного суда или обратиться в арбитражный суд для снятия претензий. В последнем случае, учитывая сложившуюся судебную практику, шансы выиграть дело достаточно велики.

Источник Блог бухгалтера-практика и юриста-аналитика

Новый порядок налогообложения для лома черных и цветных металлов

Прежде всего напомним, что с 1 января 2018 года реализация лома и отходов черных и цветных металлов облагается налогом на добавленную стоимость. Но по таким операциям, а также при реализации алюминия вторичного и сырых шкур животных НДС исчисляют и уплачивают покупатели — налоговые агенты (ИП и организации) (п.8 ст.161 НК РФ).

Мы расскажем на примере лома, как с точки зрения ФНС РФ следует оформлять документы и исчислить НДС, но порядок, изложенный в Письме ФНС от 16.01.2018 г. касается и реализации шкур животных и алюминия вторичного.

Если продавец лома НЕ плательщик НДС

Если продавец лома не является плательщиком НДС (лом продает обычный гражданин, «упрощенец», налого­плательщик, освобожденный от НДС в соответствии со ст.145 НК РФ и др.), у покупателя лома нет обязан­ностей налогового агента по НДС (п.8 ст.161 НК РФ).

Например, специализированная организация, приобретающая лом у физических лиц (не ИП) исполнять обязанности налогового агента по НДС не будет (Письмо Минфина России от 29 декабря 2017 г. N 03-07-11/88235). Соответственно реализация лома оформляется такими продавцами, как и прежде, без налога на добавленную стоимость. Единственное, что требуют нормы НК РФ в такой ситуации — это сделать запись или проставить отметку «Без налога (НДС)» в договоре и первичном учетном документе (п.8 ст.161 НК РФ).

Если продавец лома плательщик НДС

Продавец лома не предъявляет НДС покупателю. Исключение составляют случаи реализации лома на экспорт и физическим лицам (не ИП) (пп.1 ст.168 НК РФ). Но несмотря на это продавцы — плательщики НДС должны выставить покупателю счета-фактуры (п.3 и п.5 ст.168 НК РФ):

  • при получении предоплаты;
  • при отгрузке лома;
  • при изменении стоимости лома (выставляют корректировочный счет-фактуру).

Счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры составляются без учета сумм налога. При этом в них делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (п.5 ст.168 НК РФ).

В Письме ФНС от 16.01.2018 приведены примеры заполнения счетов-фактур.

Налоговая служба разъяснила, что запись «НДС исчисляется налоговым агентом» продавцу следует сделать в графе 7 «Налоговая ставка» табличной части счета-фактуры. При этом в графах 8 «Сумма налога. » и 9 «Стоимость товаров. всего» ставятся прочерки. В случае выставления счета-фактуры в электронной форме по формату, утвер­жден­ному приказом ФНС России от 24.03.2016 N ММВ-7-15/155@, графах 8 — 9 следует указывать цифру «0».

И это понятно, ведь как уже говорилось, покупателю лома НДС не предъявляется, а значит указывать стоимость лома с учетом НДС, который должен уплатить покупатель некорректно.

В графе 5 счета-фактуры продавец указывает стоимость товара без НДС (например, 100 руб.) или сумму полученного аванса (в «авансовом» счете-фактуре)

Табл.1 Фрагмент счета-фактуры на отгрузку лома.

Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права

Код вида товара

Цена (тариф) за единицу измерения

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога - всего

В том числе сумма акциза

Сумма налога, предъявляемая покупателю

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с налогом - всего

Страна происхождения товара

Регистрационный номер таможенной декларации

условное обозначение (национальное)

НДС исчисляется налоговым агентом

Выставленные счета-фактуры регистрируются в книге продаж так, как — будто продавцу самому необходимо исчислить НДС (но НДС он не исчисляет) (п.3.1 ст.166 НК РФ).

Выставленные счета-фактуры регистрируются в книге продаж так, как — будто продавцу самому необходимо исчислить НДС (но НДС он не исчисляет) (п.3.1 ст.166 НК РФ).

При регистрации счетов-фактур, в книге продаж налого­плательщиком-продавцом в графе 2 книги продаж ФНС РФ рекомендует указывать следующие коды вида операций:

  • «33» — при поступлении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок лома (т.е. при регистрации «авансового» счета-фактуры);
  • «34» — при отгрузке лома, в том числе в счет оплаты (частичной оплаты), а также при изменении стоимости отгрузок в сторону увеличения стоимости отгрузок (т.е. при регистрации «отгрузочного» счета-фактуры);

Стоимость лома (без НДС, например, 100 руб.) или сумму полученного аванса указывают в графе 14 «Стоимость продаж, облагаемых налогом. ». При этом в графе 13б «Стоимость продаж по счету-фактуре. » и в графе 17 «Сумма НДС по счету-фактуре. » следует поставить прочерки. При формировании книги продаж в электронной форме, а также при выгрузке сведений в раздел 9 налоговой декларации по НДС, в графах 13б, и 17 следует указывать цифру «0».

Данные из книги продаж будут отражены в разделе 9 декларации по НДС. В раздел 3 декларации операции по реализации лома не попадают (у продавца не возникает налоговая база по НДС).

В аналогичном порядке производится выставление счетов-фактур комиссионерами (агентами), реализующими (приобретающими) сырые шкуры и лом по договору комиссии (агентскому договору, предусматривающему реализацию и (или) приобретение этих товаров от имени агента). При регистрации полученных и выставленных счетов-фактур в журнале учета счетов-фактур посредники должны указать те же коды операций, что и продавцы лома:

  • «33» — при регистрации «авансового» счета-фактуры;
  • «34» — регистрации «отгрузочного» счета-фактуры

Если стоимость лома изменяется по соглашению сторон (имеется дополнительное соглашение к договору или первичный документ, свидетельствующий о согласии покупателя на изменение стоимости товара или факт уведомления покупателя об изменении стоимости) продавец обязан выставить корректировочный счет-фактуру (п.3 ст.168 и п.10 ст.172 НК РФ).

При изменении стоимости отгрузок в сторону увеличения продавцу лома следует зарегистрировать корректировочный счет-фактуру в книге продаж, указав код «34», а в случае уменьшения стоимости лома корректировочный счет-фактур продавец регистрирует в книге покупок, также указывая код операции «34». При этом в графе 15 «Стоимость покупок по счету-фактуре. » книги покупок нужно указать сумму на которую уменьшилась стоимость лома, а в графе 16 «Сумма НДС. » поставить прочерк (при заполнении электронного счета-фактуры — цифру «0»).

Как отразить стоимость лома в первичных документах и договоре

ФНС и Минфин России пока не дали разъяснений как при реализации лома налого­плательщику -продавцу оформить первичные документы и оговорить в договоре стоимость лома.

По мнению автора, первичные документы, которыми сопровождается реализация лома, следует заполнить так же как и счета-фактуры, т.е. указать стоимость лома без учета НДС и сделать отметку «НДС исчисляется налоговым агентом».

Пример:
Если при отгрузке лома применяется товарная накладная по форме ТОРГ-12, то в графе 12«Сумма без учета НДС» следует указать стоимость лома без НДС (например, 100 руб.), в графах 13 (ставка НДС) сделать отметку «НДС исчисляется налоговым агентом», а в графах 14 (сумма НДС) и 15 «Сумма с учетом НДС» можно поставить прочерк.

В бухгалтерском учете продавца лома стоимость лома отражается в составе выручки без учета НДС (только тот доход, который продавец вправе получить от покупателя).

Учитывая, что продавец лома не должен предъявлять покупателю НДС (п.1 ст.168 НК РФ) и даже не должен исчислять этот налог (п.3.1 ст.166 НК РФ), по мнению автора, в договоре не нужно оговаривать стоимость лома с учетом НДС (продавец не должен «утруждать» себя расчетом «безНДСной» цены лома). Поэтому в договоре следует оговорить, что цена лома не включает сумму НДС, а НДС уплачивается покупателем, исполняющим обязанности налогового агента по НДС.

Например, данное условие договора можно указать так: «Цена одного килограмма лома черного металла составляет 1 рубль. Цена лома не включает НДС. В соответствии с п.8 ст.161 НК РФ НДС исчисляется налоговым агентом — покупателем».

НДС у покупателя - налогового агента

ФНС обратила внимание, что налоговые агенты, приобретающие лом не должны составлять счета-фактуры. Для исчисления НДС в качестве налоговых агентов они регистрируют в книге продаж и книге покупок счета-фактуры, полученные от продавцов.

Такие налоговые агенты определяют налоговую базу по НДС так, как — будто сами являются продавцами (п.15 ст.167 НК РФ), то есть на одну из наиболее ранних дат:

  1. день отгрузки лома;
  2. день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок лома.

Полученные от продавца счета-фактуры покупатель регистрирует в книге продаж. При регистрации:

  • «авансовых» счетов-фактур налоговый агент укажет код операции «41»;
  • «отгрузочных» счетов-фактур- код «42».

Не смотря на то, что налоговая ставка НДС у налогового агента составляет 18/118 и она должна применяться к стоимости лома, увеличенной на сумму НДС, фактически налоговые агенты будут начислять НДС по ставке 18 % к стоимости лома (сумме аванса), указанной в счете-фактуре.

Пример:
Покупатель перечислил аванс в счет поставки лома — 100 руб. Получил от продавца счет-фактуру и регистрируя его в книге продаж покупатель рассчитывает НДС по ставке 18%, т.е. в гр.14 «Стоимость продаж, облагаемых НДС..» покажет 100 руб., исчислит НДС по ставке 18 % (это будет 18 руб.) и покажет эту сумму в гр.17 «НДС по счету-фактуре. 18%» —18 руб. И только после этого в гр.13б «Стоимость продаж по счету-фактуре..» укажет налоговую базу налогового агента (стоимость лома + НДС) — 118 руб.

Точно также заполняется книга продаж при регистрации счета-фактуры на отгрузку лома. Единственная разница:

  • при регистрации «авансового» счета-фактуры в графе 2 книги продаж нужно указать код операции «41»;
  • при регистрации «отгрузочного» счета-фактуры следует указать код — «42».

При принятии к вычету НДС, исчисленного с предоплаты в книге покупок налоговый агент зарегистрирует «авансовый» счет-фактуру, указав в гр.2 код операции «43», в графе 15 книги покупок «Стоимость покупок по счету-фактуре..» — 118 руб., а в графе 16 «Сумма НДС»- сумму налога, принимаемую к вычету, в нашем примере, —18 руб.

Также независимо от системы налогообложения, которую применяют налоговые агенты, для них предусмотрен вычет НДС по корректировочному счету-фактуре в случае уменьшения стоимости ранее отгруженного лома (п. 13 ст. 171 НК РФ) и обязанность по доначислению НДС в случае, если стоимость лома увеличилась (п.10 ст.154 НК РФ).

При регистрации в книге продаж корректировочного счета-фактуры на увеличение стоимости лома (за продавца) налоговому агенту следует указать код операции — «42» (как при отгрузке лома). А в случае уменьшения стоимости лома, корректировочный счет-фактуру налоговый агент зарегистрирует в книге покупок с кодом «44».

Но у таких налоговых агентов есть еще одна особенность по начислению НДС. Если они являются плательщиками этого налога и приобретают лом для облагаемых операций, они вправе принять к вычету НДС как покупатели, т.е. они могут заявить вычет НДС и по перечисленному авансу и по приобретенному лому так, как — будто купили лом у продавца с НДС. Тогда покупателю не придется фактически уплачивать НДС в бюджет в качестве налогового агента.

Дело в том, что исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, производится налоговыми агентами совокупно в отношении всех товаров, указанных в п.8 ст.161 НК РФ (т.е. в отношении всех операций по приобретению лома, шкур и алюминия). Соответственно налоговые агенты, приобретающие лом и шкуры определяют сумму НДС, которую они должны уплатить в бюджет по итогам квартала в качестве налоговых агентов с учетом начислений и возможных вычетов «за продавца» и с учетом вычетов и восстановлений «у покупателя».

Пример:
Если покупатель — плательщик НДС приобрел лом за 100 руб. для облагаемых операций, исчислил 18 руб. как налоговый агент, то 18 руб. исчисленного НДС он вправе принять к вычету как покупатель. Тогда по операциям, указанным в п.8 ст.161 НК РФ сумма НДС к уплате по итогам квартала составит 0 руб. (18 руб. начислено и 18 руб. вычет).

Если же покупатель лома НЕ является плательщиком НДС, то как покупатель он не может принимать к вычету НДС. Поэтому при приобретении лома за 100 руб., он начислит 18 руб. НДС как налоговый агент и эту сумму уплатит в бюджет по итогам квартала.

ФНС РФ разъяснила, что итоговую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет налоговыми агентами, приобретающими лом, шкуры и алюминий, следует отражать по строке 060 раздела 2 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.

При принятии к вычету НДС при осуществлении операций по приобретению лома в качестве покупателя налоговый агент укажет:

  • код «41» при регистрации «авансового» счета-фактуры;
  • код «42» при регистрации «отгрузочного» счета-фактуры и
  • код «42» при регистрации корректировочного счета-фактуры в случае увеличения стоимости отгрузок («как за покупателя»).

При восстановлении НДС, ранее принятого к вычету по предоплате в счет отгрузки лома (у покупателя), налоговому агенту следует указать код «43». А при регистрации корректировочного счета-фактуры в книге продаж при восстановлении НДС в случае изменения стоимости отгрузок в сторону уменьшения («как за покупателя») следует указать код «44».

В результате производственной деятельности на предприятии может возникнуть промышленный металлолом. Предлагаем рассмотреть оприходование именно такого металлолома 1 и налоговые последствия дальнейшей его реализации.

В соответствии со ст. 1 Закона о металлоломе, не пригодные к прямому использованию изделия или части изделий, которые по решению собственника утратили эксплуатационную ценность в результате физического или морального износа и содержат в себе черные или цветные металлы либо их сплавы, а также изделия из металла, содержащие неисправимый брак, остатки черных и цветных металлов и их сплавов, являются металлоломом. Таким образом, металлоломом, возникающим в процессе производственной деятельности предприятия, является производственный брак в металлических изделиях, а также остатки материалов из металла, остающиеся после использования основной части таких материалов в производстве.

1 По поводу оприходования и продажи активов, полученных при ликвидации основных средств, полезно ознакомиться с письмом ГНСУ от 23.05.2012 г. №8802/6/15-1415 (см. «ДК» №7/2013).

Субъекты хозяйствования, осуществляющие определенные операции с металлоломом, имеют право проводить такую деятельность только при наличии соответствующей лицензии. К таким операциям с металлоломом относятся: заготовка, переработка, металлургическая переработка лома черных и цветных металлов. Такие операции проводят только специализированные или специализированные металлургические перерабатывающие предприятия (а также их приемные пункты).

В случае получения металлолома в процессе производства субъект хозяйствования не проводит вышеупомянутых операций. Металлолом, полученный в процессе производства, предприятие (если не перерабатывает его самостоятельно) сдает в приемные пункты специализированных предприятий. Согласно абз. 7 ст. 4 Закона о металлоломе, не подлежит лицензированию деятельность юридического лица, связанная со сбором и реализацией промышленного металлолома черных и цветных металлов, образовавшегося в результате его деятельности.

Промышленный металлолом

Промышленный металлолом — не пригодные к прямому использованию в промышленности и других отраслях экономики изделия или части этих изделий, которые содержат в себе черные или цветные металлы либо их сплавы и которые по решению собственника утратили эксплуатационную ценность в результате физического или морального износа, а также изделия из металла, содержащие неисправимый брак, остатки черных и цветных металлов и их сплавов.

Статья 1 Закона о металлоломе

Согласно ст. 4 Закона о металлоломе, прием промышленного металлолома специализированными предприятиями от юридических лиц оформляется актом приемки с указанием наименования юридического лица, количества и источников происхождения металлолома. В рассматриваемом в статье случае это будет промышленный металлолом, образовавшийся в процессе производства в качестве отходов от основного или вспомогательного производства такого юрлица.

Металлолом, образовавшийся в процессе производства в качестве отходов от основного или вспомогательного производства, классифицируется в соответствии с п. 2.13 Методрекомендаций №2 как возвратные отходы. Отходы являются возвратными, если существует возможность получить от их использования экономические выгоды. Примерами такого металлолома могут быть металлическая стружка или обрубки металла. Кроме того, как указывалось выше, к промышленному металлолому может быть отнесен неисправимый брак. Указанные отходы признаются металлоломом, но только по решению собственника. Такое решение подтверждается соответствующим распорядительным документом — приказом. Если предприятие планирует продажу металлолома, в приказе также стоит предусмотреть такое решение и предписать бухгалтерской службе оприходовать эти активы.

Напомним, что признаки запасов, признающихся активами, в соответствии с п. 5 П(С)БУ 9, это: вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды, связанные с их использованием, и возможность достоверно определить их стоимость. Так что в первую очередь необходимо определить стоимость запасов в виде металлолома, который приходуется на предприятии. Оно имеет право самостоятельно определить стоимость металлолома (как правило, это делает специальная комиссия, созданная по приказу руководителя предприятия), воспользовавшись информацией о рыночных ценах на металлолом. Получить такую информацию можно на специализированном предприятии, занимающемся приемом промышленного лома. Также можно привлечь для определения стоимости металлолома с целью его оприходования профессиональных экспертов-оценщиков. Но действующее законодательство не требует оценки металлолома независимыми экспертами.

Запасы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации (п. 24 П(С)БУ 9). Первоначальную стоимость отходов в виде металлолома достоверно определить невозможно, поэтому учитывается чистая стоимость реализации. Такой вывод подтверждается п. 2.13 Методрекомендаций №2, где сказано, что первоначальная стоимость запасов, поступивших на склад от возвратных отходов производства, определяется по чистой стоимости реализации, если такие запасы предназначены для реализации. Чистой стоимостью реализации запасов является ожидаемая цена реализации в условиях обычной деятельности за вычетом ожидаемых расходов на завершение их производства и реализацию (п. 4 П(С)БУ 9).

Полученный в процессе производства металлолом учитывается по чистой стоимости реализации запасов на субсчете 209 «Прочие материалы». Такая стоимость и будет себестоимостью таких запасов при реализации. Стоимость отходов в виде металлолома, являющихся запасами предприятия, следует определить на дату их оприходования.

В п. 12 П(С)БУ 16 уточняется, что стоимость возвратных отходов (в нашем случае промышленного металлолома), полученных в процессе производства, оценивается в порядке, изложенном в п. 11 этого П(С)БУ. Анализируя нормы п. 11 П(С)БУ 16, становится понятно, что производственная себестоимость продукции должна уменьшаться на справедливую стоимость отходов — металлолома. Следовательно, стоимость отходов, полученных в процессе производства, не учитывается в составе прямых материальных расходов, и себестоимостью полученного металлолома является справедливая стоимость возвратных отходов. Справедливой стоимостью является сумма, по которой можно продать актив или оплатить обязательство при обычных условиях на определенную дату (п. 4 П(С)БУ 19). Так что чистая стоимость реализации металлолома, являющегося отходами производства и предназначенного по решению руководителя предприятия к продаже, это его справедливая стоимость.

Хозяйственные операции предприятия отражаются в бухгалтерском учете методом их сплошного и непрерывного документирования. Записи в учетных регистрах делаются на основании первичных документов. Это может быть либо самостоятельно разработанный предприятием бланк первичного документа, либо накладная-требование (форма №М-11, утвержденная приказом Минстата от 21.06.96 г. №193, используется, в частности, для учета внутреннего перемещения материальных ценностей). Но необходимо помнить, что первичные документы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2.4 Положения №88 и ст. 9 Закона о бухучете.

Налог на прибыль

В налоговом учете в первую очередь следует помнить об уменьшении прямых материальных расходов, являющихся составной частью себестоимости изготовленной продукции. Ведь согласно норме пп. 138.8.1 НКУ прямые материальные расходы нужно уменьшить на стоимость возвратных отходов, полученных в процессе производства. Стоимость, на которую уменьшаются прямые материальные расходы, определяется в соответствии с П(С)БУ (в вышеупомянутом порядке).

В случае дальнейшей реализации металлолома в налоговом учете его справедливая стоимость будет его себестоимостью. В письме ГНСУ от 09.10.2012 г. №5582/0/71-12/22-1217 сказано: «Если в дальнейшем такие отходы будут реализовываться, то в налоговом учете такие операции будут отражаться как операции по реализации товаров и соответственно в отчетном периоде, в котором признаны доходы от их реализации, плательщик налога может признать расходы в размере справедливой стоимости таких возвратных отходов, сформированной в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета».

Дата признания доходов при реализации металлолома признается по общему правилу п. 137.1 НКУ — это момент перехода к покупателю права собственности на такой товар. На дату признания доходов от реализации металлолома признаются и расходы, формирующие его себестоимость (п. 138.4 НКУ).

Налог на добавленную стоимость

Объектом налогообложения, согласно пп. «а» п. 185.1 НКУ, являются операции плательщиков НДС по поставке товаров, место поставки которых находится на таможенной территории Украины. Но пунктом 23 подраздела 2 раздела ХХ НКУ предусмотрена временная (до 01.01.2015 г.) льгота, освобождающая от НДС операции по поставке, в т. ч. операции по импорту, а также вывозу в таможенном режиме экспорта отходов и лома черных и цветных металлов. Перечень отходов и лома черных и цветных металлов, операции по поставке которых освобождаются от НДС, утвержден постановлением КМУ от 12.01.2011 г. №15 (далее — Перечень №15).

Однако в письме ГУ Миндоходов в г. Киеве от 04.03.2014 г. №2052/10/26-15-11-01-06 (см. «ДК» №14/2014) сообщается, что с 1 января по 18 февраля 2014 года операции по поставке отходов и лома черных и цветных металлов следовало облагать НДС по общим правилам (т. е. без применения льготы). Объясняют такую позицию налоговики тем, что в Перечень №15 изменения, продлевающие его действие на 2014 год, были внесены постановлением КМУ от 05.02.2014 г. №43, вступившим в силу с 18 февраля 2014 года. Поэтому именно с вступлением в силу изменений и нужно применять льготу по НДС. А это значит, что все операции по реализации металлолома, осуществленные в период с 01.01.2014 г. по 18.02.2014 г., предприятие должно было облагать НДС.

Таким образом, смелые плательщики НДС могут настаивать на том, что изменения в п. 23 подраздела 2 раздела ХХ НКУ, освобождающие от НДС поставки металлолома, вступили в силу с 01.01.2014 г., и пользоваться такой льготой можно было уже с этой даты. Но осторожные специалисты считают: поскольку утвержденного и действующего перечня металлолома, по которому можно было применить эту льготу, на 01.01.2014 г. не было, то сама по себе льгота была, а вот механизм ее реализации отсутствовал. Значит, применять эту льготу в 2014 году можно было только с даты утверждения соответствующих изменений к Перечню №15, т. е. с 18.02.2014 г.

На практике довольно часто у плательщика НДС возникает вопрос: нужно ли перераспределять налоговый кредит по нормам ст. 199 НКУ, ведь происходит реализация металлолома, освобожденного от НДС?

Нет, ведь согласно п. 199.6 НКУ правила статьи 199 НКУ не применяются и налоговый кредит не уменьшается в случае «поставки плательщиком налога отходов и лома черных и цветных металлов, образовавшихся у такого плательщика в результате переработки, обработки, плавления товаров (сырья, материалов, заготовок и пр.) на производстве , строительстве, разборке (демонтаже) ликвидируемых основных фондов и других подобных операций». Ключевым моментом в этой норме является происхождение отходов и лома черных и цветных металлов. Следовательно, производственный металлолом не приведет к перерасчету или уменьшению налогового кредита по НДС.

Кроме того, у плательщика НДС могут возникнуть вопросы по поводу нормы пп. «б» п. 198.5 НКУ, который требует начислять налоговое обязательство в случае применения товаров, по которым предприятие воспользовалось налоговым кредитом, в операциях, освобожденных от налогообложения. Однако считаем, что в нашей ситуации основания для начисления НО отсутствуют. Ведь плательщик признавал НК по товарам в виде сырья, а освобожденная от НДС реализация происходит уже по отходам производства в виде металлолома, это совсем другой товар.

Отчет о суммах налоговых льгот

Субъект хозяйствования, не уплачивающий в соответствии с НКУ налоги и сборы в бюджет в связи с получением налоговых льгот, обязан подать отчет о суммах налоговых льгот (его форма утверждена постановлением КМУ от 27.12.2010 г. №1233). Это квартальный отчет, который подается нарастающим итогом за 3, 6, 9 и 12 календарных месяцев по месту регистрации плательщика в течение 40 к. д., следующих за последним календарным днем налогового периода. В случае если в течение отчетного периода налогоплательщик льготами не пользуется, отчет не подается. Но поскольку этот отчет подается нарастающим итогом, то раз подав его за квартал в течение календарного года, нужно будет подавать его и за следующие отчетные периоды такого календарного года.

В графах «Код пільги згідно з довідником пільг» и «Найменування податкової пільги» отчета указываются код и наименование налоговой льготы по каждому виду налоговых льгот в соответствии со справочником льгот. Письмом Миндоходов от 31.03.2014 г. №70/2 утвержден справочник налоговых льгот по состоянию на 01.04.2014 г. Код льготы по НДС по реализованному металлолому, который записывается в отчете согласно этому справочнику, — 14010465, наименование льготы: «Временно до 1 января 2015 года от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по поставке отходов и лома черных и цветных металлов».

Кстати, в колонке 6 «Початок дії пільги» Справочника №70/2 не предусмотрено, что эта льгота действует с 18.02.2014 г., как об этом сообщалось в вышеупомянутом письме Миндоходов. Это может служить аргументом в пользу смелых плательщиков НДС, воспользовавшихся указанной льготой с 01.01.2014 г. по 17.02.2014 г.

Суммы НДС, не уплаченные плательщиком налога в госбюджет в связи с получением налоговых льгот, рассчитываются и указываются в отчете в зависимости от особенностей налогообложения. Порядок расчета сумм НДС, освобожденных от налогообложения, приведен в разделе ІІ Порядка №167. Расчет не внесенных сумм НДС проводится по алгоритму (см. п. 3 подраздела 1 раздела ІІ Порядка №167):

СП = (V пост. зв. - (V прид. з податком + V прид. без податку)) х розмір ставки податку ,

СП — сумма льгот;

V пост. зв. — объемы операций, освобожденных от обложения НДС, — из раздела I «Податкові зобов'язання» налоговой декларации по НДС;

V прид. з податком, V прид. без податку — объемы операций по приобретению товаров (услуг), которые использованы в операциях, освобожденных от обложения НДС.

Например, если стоимость реализованного металлолома, образовавшегося в результате производственной деятельности предприятия, составит 5000 грн (это строка 5 декларации по НДС), но за перевозку таких обратных отходов в приемный пункт было уплачено сторонней организации 600 грн с НДС (строка 10.2 декларации по НДС), сумма льготы по НДС, которая будет указана в отчете, составит: (5000 - 500) х 20% = 900 грн.

Внимание: сумма НДС, уплаченная сторонней организации за перевозку металлолома, в течение действия льготы, установленной п. 23 подраздела 2 раздела ХХ ПКУ, не относится к составу НК предприятия на основании п. 198.4 НКУ.

Нормативная база

  • НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. №2755-VI.
  • Закон о металлоломе — Закон Украины от 05.05.99 г. №619-XIV «О металлоломе».
  • Закон о бухучете — Закон Украины от 16.07.99 г. №996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».
  • П(С)БУ 9 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета» 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 20.10.99 г. №246.
  • П(С)БУ 16 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета» 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина от 31.12.99 г. №318.
  • П(С)БУ 19 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 19 «Объединение предприятий», утвержденное приказом Минфина от 07.07.99 г. №163.
  • Методрекомендации №2 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов, утвержденные приказом Минфина от 10.01.2007 г. №2.
  • Положение №88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. №88.
  • Порядок №167 — Порядок определения сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям, которые осуществляются на таможенной территории Украины, утвержденный приказом ГНАУ от 29.03.2011 г. №167.

Читайте также: