Какой ндс в молдавии

Опубликовано: 14.05.2024

Благодаря налоговым реформам, проведенным в последние несколько лет, Республика Молдова стала одной из самых низконалоговых юрисдикций в Восточной Европе. Например, с 1 января 2008 года введена нулевая ставка подоходного налога для юрлиц. Цель подобного реформирования – привлечение иностранных инвестиций.

В связи с этим у российского бизнеса возник интерес к Молдавии для целей налогового планирования. Тем более что экономические связи наших стран весьма привычны и в глазах российских налоговиков обычно не вызывают подозрений в «схемности». Кроме того, очевидным преимуществом Молдавии является то, что она не внесена в черный список ни одной международной организации. Минфин России также не признает Молдавию офшором (приказ от 13.11.07 № 108н).

Самого налога нет, а штрафы за занижение налоговой базы есть

Как уже упоминалось, в Молдавии установлена ставка подоходного налога на юрлиц в размере 0 процентов (ст. 15 Налогового кодекса Республики Молдова). Срок ее действия не ограничен, и она применяется в отношении всех задекларированных доходов компании.

Несмотря на нулевую ставку, молдавские налогоплательщики все равно обязаны иметь первичные документы, вести учет, сдавать бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. В случае нарушения правил учета доходов и расходов, повлекшего искажение отчетности, на компанию может быть наложен штраф в размере 25 процентов от суммы занижения налоговой базы. Получается, налога нет, а штраф есть!

Если база в результате отсутствия первичных документов или поставленного учета была исчислена инспекцией расчетным путем, вместо нулевой ставки применяется ставка в размере 15 процентов.

Плательщиками подоходного налога признаются компании-резиденты Молдавии (учрежденные здесь или управляемые из этой страны), а также постоянные представительства иностранных организаций. В отношении партнерств, созданных в Молдавии, налогообложению подлежит непосредственно прибыль самих парт- неров.

По общему правилу резиденты обязаны формировать налоговую базу, исходя из всех доходов, полученных как на территории Молдавии, так и за ее пределами. С учетом понесенных расходов. Убытки компании могут переноситься вперед на пять последующих лет.

Доходы от реализации активов, ценных бумаг или иной прирост капитала включаются в налоговую базу в половинном размере. Есть и иные налоговые льготы, но все они имели практический смысл до введения нулевой ставки налога.

Налоговый период – календарный год. Декларации должны подаваться до 31 марта года, следующего за отчетным. Прибыль каждой организации, независимо от ее участия в холдинге или группе компаний, облагается налогом отдельно. Нормирование процентов по займам между зависимыми компаниями (тонкая капитализация) и положения об иностранных зависимых компаниях отсутствуют.

Однако в Молдавии введено трансфертное регулирование при сделках между связанными лицами. Такими лицами признаются налогоплательщик и члены его семьи, а также юрлицо, которое контролирует налогоплательщика либо подчиняется ему (прямо или опосредованно). Под контролем понимается прямое или косвенное владение не менее чем 50 процентами уставного капитала или голосующих акций компании.

Налоговые органы имеют право проверять операции между связанными лицами и устанавливать, не были ли они совершены только с целью занижения налоговой базы.

Зачет иностранных налогов фактически не работает

Вся прибыль компаний-резидентов Молдавии, в том числе дивиденды от иностранных компании, проценты и роялти облагаются налогами в этой республике. Независимо от страны получения дохода.

По общему правилу налоги на доходы, уплаченные за рубежом, подлежат вычету из суммы налога, исчисленного в Молдавии с того же самого дохода. Но только в размере, не превышающем местный налог. Именно по- этому с 2008 года это правило фактически не работает, так как ставка налога на доходы в республике составляет 0 процентов – вычитать иностранные платежи просто не из чего.

Дивиденды, выплачиваемые нерезидентам, облагаются налогом у источника по ставке 15 процентов, если иное не предусмотрено соглашением об избежании двойного налогообложения. По той же ставке облагаются любые другие выплаты из чистой прибыли в адрес иностранного партнера.

С процентов, роялти, стоимости управленческих услуг, арендной платы и других аналогичных сумм, выплачиваемых нерезиденту, взимается налог у источника по ставке 10 процентов, если иное не предусмотрено международным договором. Однако от налогов освобождается ряд выплат – например, проценты по некоторым банковским депозитам.

Между правительствами России и Республики Молдова подписано соглашение от 12.04.96 «Об избежании двойного налогообложения» (ратифицировано Федеральным законом от 28.04.97 № 72-ФЗ). Документ предусматривает право удерживать налог у источника по ставке не более 10 процентов от суммы дивидендов и роялти. При этом проценты должны облагаться налогом только в стране получателя.

Помимо России, Молдавия заключила аналогичные соглашения еще с 36 государствами. В том числе с такими интересными в плане международного налогового планирования, как Швейцария, Эстония, Нидерланды, Австрия и Кипр.

Физлица платят как подоходный налог, так и страховые взносы

Физические лица – резиденты Молдавии обязаны уплачивать подоходный налог по ставке 7 процентов с дохода, не превышающего 25,2 тыс. леев в год (около 71 тыс. руб.), и по ставке 18 процентов с годового дохода, превышающего эту сумму. Обязанность удерживать подоходный налог возлагается на работодателя.

Налоговая база для подоходного налога с физлиц аналогична налоговой базе для юрлиц. Это объяснимо – налог для обеих категорий налогоплательщиков установлен одной и той же главой Налогового кодекса Республики Молдова. При этом физлица могут уменьшить облагаемую базу на сумму вычетов и освобождений. В частности, установлены освобождения на самого налогоплательщика и неработающего супруга (по 7,2 тыс. леев – 20,3 тыс. руб.), а также иждивенцев (по 1,68 тыс. леев на каждого – 4,74 тыс. руб.).

По общему правилу работодатели обязаны уплачивать взносы социального страхования, исходя из фонда оплаты труда. На 2009 год ставка взносов утверждена на уровне 23 процентов (22% – для сельскохозяйственных компаний), а ставка взноса в фонд обязательного медицинского страхования – 3,5 процента от общего фонда оплаты труда.

Физические лица также должны финансировать спецфонды (работодатели удерживают эти суммы из зарплаты). Сбор в социальный фонд составляет 6 процентов от зарплаты, а в медицинский фонд – 3,5 процента.

Налог на недвижимое имущество и на землю платят все собственники

Местный налог на недвижимое имущество уплачивается всеми собственниками недвижимого имущества, находящегося в Молдавии. Для компаний установлена ставка налога в размере 0,1 процента от балансовой стоимости объекта. Освобождение от налога распространяется на сельскохозяйственных производителей, бюджетные учреждения, а также некоторые другие категории юридических лиц.

Земельный налог уплачивается компаниями-собственниками земельных участков, находящихся на территории Молдавии. Ставки земельного налога дифференцированы в зависимости от плодородия, назначения земельного участка и его местонахождения.

В качестве плательщика НДС нужно регистрироваться

В Молдавии платить НДС должны только лица, зарегистрированные в качестве плательщиков налога, а также импортеры. В обязательном порядке регистрации подлежат лица, у которых выручка от реализации облагаемых НДС товаров, работ, услуг в течение любых 12 следующих друг за другом месяцев превышает 300 тыс. леев (около 847 тыс. руб.). Компания с объемом реализации от 100 тыс. до 300 тыс. леев в год (от 282 тыс. до 847 тыс. руб.) может стать плательщиком НДС добровольно, подав соответствующее заявление.

НДС в Молдавии уплачивается по стандартной для Европы схеме: сумма налога, исчисленного исходя из реализации, уменьшается на вычеты налога, уплаченного поставщикам. Особенностью молдавского НДС является то, что действуют четыре ставки налога: 20, 8, 5 и 0 процентов. Нулевая ставка НДС применяется при экспорте товаров и услуг.

Как на практике используют молдавские компании для экономии на налогах

Ставка подоходного налога 0 процентов позволяет российскому бизнесу рассматривать Республику Молдова в качестве юрисдикции, где аккумулируется конечная прибыль международной группы компаний.

Пример 1. Аккумулирование прибыли от экспортно-импортной деятельности и вывод ее через заем. Молдавская компания закупает продукцию в странах Европы и Азии и, не ввозя ее в Молдавию, реализует российской компании-импортеру со значительной наценкой. У молдавской компании образуется прибыль, которая облагается подоходным налогом по ставке 0 процентов (см. схему 1). То есть фактически налог не уплачивается. Аналогичным образом оптимизируют налоговые платежи группы компаний и при экспорте товаров из России.

Возвращают деньги в Россию обычно с помощью займов. Например, молдавская компания, аккумулировавшая прибыль, выдает ее компании в России в качестве займа под 22 процента годовых. Соглашением между Россией и Молдавией предусмотрено, что проценты по займу будут облагаться налогом только в стране получателя. В нашем случае это Молдавия, где установлена нулевая ставка подоходного налога.

Таким образом, российская компания не просто получила назад в свое распоряжение прибыль от экспортно-импортных операций, но и дополнительно снизила налогооблагаемую прибыль на сумму выплаченных в Молдавию процентов (с учетом их нормирования по ст. 269 НК РФ). При этом никакой дополнительной налоговой нагрузки по произведенной операции не возникает.

Стоит учитывать, что постановлением от 13.07.06 № 185 Национальный банк Молдовы утвердил Инструкцию о внешних обязательствах. По этому документу, получение и предоставление внешних займов для молдавских резидентов сопряжено с необходимостью уведомить об этом Нацбанк и получить письменное разрешение на проведение операции.

Пример 2. Вывод прибыли из Молдавии в офшор. Иногда с помощью молдавского резидента решают и другие задачи – выводят прибыль из Молдавии в офшорную юрисдикцию, например, Британские Виргинские острова (БВО).

В качестве посредника для такого вывода денежных средств обычно используют Кипр. Аккумулированная в Молдавии прибыль выплачивается кипрскому учредителю в качестве дивидендов.

В соответствии с конвенцией от 28.01.08 между правительствами Республики Молдова и Республики Кипр об избежании двойного налого- обложения, дивиденды, выплачиваемые из Молдавии на Кипр, облагаются налогом у источника по ставке 5 процентов. Такая ставка применяется при условии, что компания, которой выплачиваются дивиденды, владеет не менее чем 25 процентами уставного капитала компании-источника.

Дивиденды, выплачиваемые с Кипра на БВО, налогом у источника облагаться не будут. Конечная прибыль виргинской компании также не будет облагаться налогом на прибыль (см. схему 2).

Таким образом, совокупная налоговая нагрузка по этому способу оптимизации составляет 5 процентов.

В Молдавии есть свои налоговые проблемы

Налоги в Молдове, согласно законодательству страны, платятся всеми гражданами. В декабре 2017 года властями государства были приняты поправки в налоговый кодекс. В соответствии с ними был изменен размер годового налогооблагаемого дохода для физ. лиц.

Рост налогов в Молдове

Власти изменили размер годового налогооблагаемого дохода для физ. лиц

Общая информация

Под налогами понимаются обязательные платежи, которые имеют безвозмездный характер. А также они именуются пошлинами. Власти страны взимают с граждан государственные и местные пошлины.

Государственные пошлины Местные пошлины
Подоходный налог, НДС, акцизы, приватный налог, таможенная пошлина, дорожный сбор, поимущественная пошлина, единый налог с резидентов технологически-информационных парков. Налог на недвижимость, приватная пошлина, сборы за естественные ресурсы, выплаты, предназначенные для облагораживания территорий, пошлины для лиц, размещающих рекламные баннеры, а также для организаторов аукционов и лотерей, рыночный сбор, пошлина на временное проживание, курортный сбор, налог на собак, налог на владельцев транспортных средств, занимающихся перевозкой людей по коммунальным и городским маршрутам, сбор на парковку.

Субъекты налогообложения

Информация о субъектах налогообложения представлена в табличке.

Кто платит налоги? Описание
Лица, оказывающие профессиональные услуги Налогами облагаются юр. и физ. лица, являющиеся резидентами страны и занимающиеся бизнесом.
Лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью Пошлины выплачиваются физическими лицами-резидентами и молдавскими гражданами, которые получают прибыль из любых источников, которые находятся на территории страны.
Лица, получающие инвестиционный доход. Они должны иметь источники дохода, которые находятся за пределами государства.
Иностранцы и лица, не имеющие молдавского гражданства. Они могут заниматься любой законной деятельностью и получать доход из любых источников, которые находятся на молдавской территории.
Лица, не являющиеся резидентами. Они не являются предпринимателями, и, в соответствии с главой 11 налогового кодекса, получают доходы из источников, находящихся в стране.

Лица, являющиеся субъектами, обязуются задекларировать валовую прибыль, которую они получают из любых источников.

Что представляют собой акцизы

К плательщикам акцизов следует отнести субъекты бизнес-деятельности независимо от организационной и правовой формы хозяйствования. А также сюда нужно включить фирмы с иностранными инвестициями, которые реализуют подакцизную продукцию.

Эта продукция может быть изготовлена из собственного сырья. Фирмы, в соответствии с законодательством Молдавии, имеют статус юридического лица.
К объектам налогообложения следует отнести:

  • оплату труда сотрудников предприятия, через кассу фирмы;
  • обмен на иную продукцию;
  • производство иной продукции, которая не облагается акцизами;

Молдавский парламент

Акцизные ставки устанавливаются молдавским парламентом, при установлении государственного бюджета

Обязанности налогоплательщиков

Лица, которые, в соответствии с законодательством, должны облагаться налогами, обязуются:

  1. Придерживаться правил гос. регистрации.
  2. Своевременно регистрироваться в «своем» отделении налоговой службы.
  3. Вести бухгалтерию в соответствии с порядком, принятыми законодательством страны.
  4. Своевременно задекларировать сведения о прибыли, которая была получена от любого вида бизнес-деятельности.
  5. Своевременно предоставлять уполномоченным лицам учетную документацию и налоговые отчеты.

Особенности государственных налогов

Подробное описание государственных налогов Молдавии представлено в табличке.

Вид пошлины Ставка Описание
Подоходный 7% – для индивидуальных предпринимателей и физ. лиц, 12% – для юр. лиц. Базой обложения является валовая прибыль. При этом вычитываются полагающиеся налогоплательщикам освобождения и льготы. Исключение составляют дивиденды иностранцев и апатридов, полученные из источников, находящихся за пределами страны.
НДС 20%. Для отдельных категорий товаров – 8%. Налогообложению подвергаются товары и услуги, произведенные на территории страны. А также это касается импортируемых товаров.
Акцизы Ставка зависит от стоимости товара. Пошлинами облагаются только некоторые виды товаров.
Приватный 1% от стоимости имущества. Пошлина выплачивается в бюджет, как государства, так и конкретного населенного пункта.
Дорожный налог Зависит от типа транспортного средства и от объема его двигателя. Выплачивается владельцами любых транспортных средств, а также лицами, пользующимися охранной зоной.

Особенности местных налогов

В табличке дано подробное описание местных пошлин.

Вид пошлины Описание
На недвижимость Сумма зависит от стоимости имущества.
За естественные ресурсы Сумма исчисляется в зависимости от объема воды, стоимости полезных ископаемых, объема древесины.
На облагораживание территорий Сумма фиксирована. Этот налог является обязательным для владельцев фирм. Налогооблагаемая база – среднесписочная численность штата/1 квартал.
За организацию аукционов Это касается дивидендов от продажи аукционных товаров.
За объекты торговли Сумма фиксирована. Она зависит от площади объекта.
Рыночная пошлина Исчислена в леях/12 мес. Сумма зависит от кв. м. площади объекта, который находится на территории рынка.
За временное проживание Касается % от прибыли, полученной фирмами от услуг по предоставлению жилища иногородним.
Курортный сбор Касается % дивидендов, полученных с продажи путевок на курорты и в санатории.
«Собачий» налог Сумма пошлины фиксирована. Налог выплачивается за каждое животное, проживающее в квартире.
За санитарную очистку Пошлина начисляется каждые 30 дней. Сумма – твердая.

Размер налоговой ставки варьируется в зависимости от решения властей региона страны.

Основные изменения 2021 года

В 2018 году власти Молдовы внесли некоторые изменения в налоговый кодекс. Это касается:

  • отчетности за товары, которые загрязняют окружающую среду;
  • НДС;
  • подоходного налога.

Смотрите в видео: снижение подоходного налога у физических лиц.

Отчетность за товары, загрязняющие окружающую среду

Согласно изменениям, внесенным в приказ № 5 в январе 2017 года, в перечень товаров, загрязняющих окружающую среду, следует отнести:

  1. Первичную упаковку из пластмасс, которая содержит продукты.
  2. Композитную первичную упаковку, которая содержит продукты.
  3. Алюминиевую первичную упаковку, которая содержит продукты.

В приказе уточняется очередность заполнения некоторых граф. В табличке предоставлена информация о том, что следует указывать в графу 6 по продукции, которая включена в приложении к закону №8.

Импортируемая продукция. Фактурированная стоимость.
Продукция, которая приобретается у физ. и юр. лиц, не имеющих налоговых отношений с бюджетной системой страны. Закупочная стоимость.
Продукция собственного производства. Стоимость доставки продукции без НДС.

Изменения в НДС

В 2021 году налогоплательщикам предоставляются некоторые льготы. Граждане освобождаются от выплаты НДС без права вычета при импорте:

  • комплектующих;
  • материалов;
  • сырья.

Допускается одна налоговая льгота, которая предоставляется на весь процесс производства и поставки продукции на рынок.

Чиновники министерства финансов полагают, что это объединение обуславливает сокращение числа нормативных актов, изучаемых экономическими субъектами.

Какие налоговые изменения ждут граждан Молдовы можете узнать из видео.

Изменения об удержании подоходного налога

Этот документ был одобрен правительством во второй декаде марта 2018 года. По словам министра финансов, О. Армашу, изменения потребовались с учетом поправок, которые были внесены в налоговый кодекс.

В январе 2018 года была внедрена обновленная типовая форма отчетности по пошлинам и взносам, которые удерживаются с заработной платы. В отчет включаются показатели отчета о сумме выплаченного дохода, а также о подоходном налоге, который удерживается из этой прибыли.

В соответствии с изменениями в пункте 8 Положения, талоны на питание относятся к льготам, которые предоставляются работнику руководителем предприятия.

Размер номинальной стоимости 1 талончика на питание на 1 сутки, подлежащей вычету, варьируется от 36 до 46 леев.

Повышение налогов

Министерство финансов Молдавии разработало новые пошлины и акцизы, которые были откорректированы в сторону повышения.

О. Армашу полагает, что это позволяет обеспечить четкие конкурентные условия для развития предпринимательской среды. Это способствует восстановлению экономики страны.

Какой налог повышается? На сколько повышается? Сумма, которая поступает в бюджет государства.
Пошлина на прибыль, которую граждане получают в результате передачи от одного физического лица другому недвижимость во владение или пользование. 5-10% 2,700000 леев.
Пошлина на прибыль физических лиц с поставок эконом агентам натуральной животноводческой, садоводческой и растениеводческой продукции. Исключение составляет натуральное молоко. 2-3% 4,200000 леев.
Акцизы на нефтепродукты в контексте их постепенной корректировки в соответствии с директивами Европейского Союза. 9% 139,90000 леев.
Акцизы на табачную продукцию с фильтром и без фильтра. 300,40000 леев.
Фиксированные акцизы на спиртосодержащую продукцию и заменители табака. 5% 28,800000 леев.

Также планируется аннулирование акцизов на продукцию, не облагаемую акцизами в международной практике.

В первую очередь это касается:

  • радиоприемников;
  • видеокамер;
  • аппаратуры звукозаписи;
  • ювелирных изделий;
  • бижутерии.

Ставка акциза на ТС с большим объемом двигателя будет снижена с 3,72 до 3,6 евро.

Налоги и пособия в Молдове

Изменения в Молдове, коснувшиеся налогов и пособий

Как высчитать налоги?

Схема расчета у каждого занятого гражданина Молдавии строго индивидуальна. Она зависит от множества различных факторов. Для того чтобы точно рассчитать сумму налогов, рекомендуется воспользоваться Интернет-порталом Salarii.MD.

Из з/п сотрудника предприятия высчитывается сумма взносов обязательного гос. страхования. Ее размер составляет 6%. Также высчитывается сумма обязательного мед. страхования. Она составляет 4,5%.

Личное освобождение

Из з/п высчитывается личное освобождение сотрудника предприятия. Это право имеется у каждого гражданина страны. Под личным освобождением понимается сумма освобождения от подоходного налога. В прошлом году ее размер составлял 10062 леев/12 месяцев, или 845 леев/30 дней.

Сумма освобождения для спутника жизни налогоплательщика, если он им не пользуется, сегодня составляет 11029 леев/12 месяцев. Размер суммы личного освобождения для спутников жизни лиц, которые получают повышенное годовое личное освобождение, составляет 15061 леев.

12-месячное освобождение на каждого несовершеннолетнего или нетрудоспособного члена семьи составляет 2257 леев. Сумма годового личного освобождения для иждивенцев, которые с детства являются нетрудоспособными, составляет 11029 леев.

На дополнительное освобождение могут рассчитывать кураторы лиц, не достигших совершеннолетия, а также их законные попечители. Сумма в этом случае также составляет 11029 леев/12 мес.

Если на протяжении 12 месяцев в семье работника произошло пополнение, он обязуется в течение 1,5 недели представить руководителю предприятия обновленную заявку. К ней прилагаются соответствующие справки.

Как определить общую сумму налогов

Для того чтобы определить общую сумму налогов, нужно высчитать:

  • взносы в социальный фонд и на медицинское страхование;
  • размер освобождения, который не облагается подоходным налогом;
  • сумму, облагаемую налогом;
  • размер подоходного налога;
  • размер суммы, которую человек получает на руки.

Расчет налога

Заключение

Вычеты расходов со стороны граждан страны должны иметь документальное подтверждение. И также они должны вписываться в рамки норм, которые были установлены молдавским правительством.

Вычет налогов, выплачиваемых каким-либо иным лицом, кроме налогоплательщика, не разрешен.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС


НДС при экспорте традиционно относится к сложным темам, которые вызывают у бухгалтера множество вопросов. Обязательно ли облагать экспортные отгрузки ставкой 0%? Каковы особенности экспорта в страны ЕАЭС? Есть ли нюансы в заполнении декларации при опоздании со сбором подтверждающих документов? Рассмотрим сложные моменты экспортного НДС в нашей статье.

Ставка НДС при экспорте

С одной стороны, НДС — это косвенный налог, уплачиваемый покупателем. Иностранные покупатели не подчиняются российскому НК РФ, следовательно, не должны уплачивать российский НДС. В связи с этим реализация иностранцам российских товаров и услуг должна происходить без налога.

С другой стороны, экспорт имеет большое значение для экономического роста страны, поэтому государство заинтересовано в том, чтобы бизнес стремился развивать продажи не только внутри страны, но и за ее пределами. Для повышения интереса предпринимателей к экспортным операциям существуют различные стимулирующие экономические инструменты. Одним из них является ставка НДС при экспортных операциях, равная 0%. На фоне достаточно высоких регулярных ставок НДС, одна из которых к тому же недавно была увеличена, применение нулевой ставки НДС при экспорте выглядит весьма привлекательно.

Напомним, какие ставки НДС существуют в России в 2019 году:

 11

Нулевая ставка

Пункт 7 ст. 164 НК РФ введен недавно и разрешает в некоторых ситуациях отказаться от ставки 0%:

11

Логично спросить, а с какой целью или по каким причинам можно отказаться от льготной ставки? Одна из причин такова: нельзя просто взять и применить ставку 0 НДС при экспорте, необходимо подтвердить ее. А подтверждение ставки 0 НДС при экспорте требует сбора большого количества документации, то есть трудовых и временных затрат.

Что нужно для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте, расскажем дальше.

Подтверждение права на ставку 0 процентов

Для доказательства правомерности применения нулевой ставки НДС при экспорте необходимо сформировать следующий пакет документов:

11

Вместо копий указанных документов п. 15 ст. 165 НК РФ позволяет представлять электронные реестры с указанием регистрационных номеров соответствующих деклараций.

Электронные реестры должны быть составлены по утвержденным форматам и отправлены в налоговый орган по ТКС через оператора ЭДО, должным образом зарегистрированного в РФ.

Необходимо иметь в виду, что в ходе проверки налоговики могут потребовать представить документы из электронного реестра.

Если налогоплательщик все же соберет весь пакет документов по истечении 180 дней и уплатит НДС по ст. 164 НК РФ, то право представить документы в налоговую сохраняется. Если налоговики придут к выводу, что ставка 0% стала подтвержденной, уплаченный ранее НДС с экспорта вернут налогоплательщику.

Пункт 10 ст. 165 НК РФ гласит, что декларация по НДС и документы-подтверждения надо сдавать в налоговую инспекцию одновременно.

Особенности учета НДС при наличии экспортных операций

Рассмотрим понятие экспорта применительно к товарам. При экспорте услуг НДС уплачивается в общем порядке, если они оказаны на территории РФ. Услуги не облагаются НДС, если оказаны за пределами РФ.

Если организация совершает как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, то п. 4 ст. 149 НК РФ предписывает вести раздельный учет таких операций, ведь одним из основных для принятия входного НДС от поставщика к вычету является условие о том, что приобретенный товар (работа, услуга) используется для операций, облагаемых НДС.

По аналогии можно говорить, что при применении ставки 0% возникает необходимость вести раздельный учет таких операций. Таким образом, необходим раздельный учет НДС при экспорте.

Обратимся к нормативной базе. Абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ предписывает вести раздельный учет НДС по правилам, установленным самим налогоплательщиком, если у него есть деятельность, облагаемая по ставке 0%. Однако из этого правила есть исключение: при экспорте несырьевых товаров, принятых на учет после 01.07.2016, раздельный учет можно не вести и принимать НДС к вычету в общем порядке.

Срок определения налоговой базы:

22

Налогоплательщики, применяющие УСН, согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ, должны уплачивать НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Однако ничего не сказано о необходимости уплаты НДС при экспорте. Таким образом, при экспорте никаких обязанностей в части НДС у упрощенцев не возникает.

Вычет при экспортных операциях

Отнестись к процессу вычета НДС с особым вниманием необходимо лицам, кто занимается распределением НДС при экспорте.

Порядок применения вычетов при исчислении налога на экспорт описан в п. 3 ст. 172 НК РФ. В нем говорится, что экспортеры несырьевых товаров могут принимать к вычету входной НДС в общем порядке, то есть так же, как при обычной неэкспортной реализации. Данные правила были введены с 01.07.2016. Аналогичным образом поступают те экспортеры, кто отказался от использования льготной ставки.

Для экспортеров сырьевых товаров процесс применения вычетов зависит от того, собран пакет документов, подтверждающих нулевую ставку, или нет. Кроме того, если НДС был принят к вычету ранее, потребуется восстановление НДС при экспорте данного товара.

33

Заполнение декларации по НДС при экспорте

Декларация при экспорте несырьевых товаров

Пример заполнения декларации в части экспорта, то есть заполнения указанных строк, показан ниже.

3у

Как отчитаться по НДС, если экспортируют сырьевые товары

12

Заполненные разделы декларации (они могут быть в разных декларациях за разные налоговые периоды) представлены ниже:

efwe

Возмещение НДС при экспорте

Такая же ситуация, как с возвратом экспортного НДС, может возникнуть и по обычным операциям, проводимым внутри страны. Порядок возмещения экспортного НДС и обычного никак не различается. Отличается только пакет необходимых документов: как уже упоминалось, для возврата НДС при экспорте из России необходимо собрать документы, подтверждающие нулевую ставку налога.

Отличия экспорта в ЕАЭС и другие страны

На особых условиях находятся страны, входящие в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС):

21

Итак, какие особенности учета НДС при экспорте в Белоруссию и другие страны ЕАЭС существуют?

2ц

Несмотря на то что НДС при экспорте в Казахстан и прочие государства ЕАЭС равен нулю, так как в любом случае применяется нулевая налоговая ставка, счет-фактура должен быть составлен. Указание нулевой ставки НДС и кода вида товара по ТН ВЭД обязательно. Приведем пример заполнения счета-фактуры с указанием нулевой ставки НДС при экспорте в Белоруссию в 2019 году:

wd

Импорт из стран ЕАЭС

Главная особенность состоит в том, что при импорте из Казахстана в Россию НДС придется уплатить в любом случае, в отличие от уплаты НДС при экспорте в Казахстан. Даже упрощенцам и тем, кто от уплаты НДС освобожден.

Декларация по импортному НДС отличается от обычной декларации по данному налогу. Она представляется в налоговый орган по месту учета организации до 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия импортных товаров к учету. Те же сроки установлены для уплаты данного налога. Впоследствии его можно принять к вычету.

Учет НДС при экспорте — достаточно трудоемкий процесс. Экспорт может облагаться по льготной нулевой ставке, но для этого необходимо в определенный срок представить в налоговую пакет документов. Если этого не сделать, необходимо будет применять к экспортным операциям регулярную ставку НДС.

Молдова среди стран с самым высоким НДС

Налог на добавленную стоимость в Республике Молдова составляет 20%, тогда как мировой максимум, зарегистрированный в Венгрии, составляет 27%. Таковы данные консалтинговой компании KPMG.

Хотя Республика Молдова не включена в список компании, ставка НДС в нашей стране сравнима со ставками в Албании, Армении, Австрии, Беларуси, Болгарии и Великобритании, тогда как в Хорватии и Дании – 25%, Исландии – 23%, а в Италии – 21%.

Консалтинговая компания отмечает, что в мире ставка НДС составляет в среднем 15,5%, в ЕС – 22,24%, в Восточной Европе – 20,05%. В странах Европы самые высокие ставки налога на добавленную стоимость, кризис суверенных долгов привел лишь к росту ставок НДС в надежде на сбалансированность бюджетов.

В соседней Румынии НДС составляет 24%, ставка была увеличена два года назад с 19%. Помимо стандартной ставки, в Румынии применяется пониженная ставка 9% на книги и 5% – на продажу новых квартир стоимостью менее 380 000 румынских лей и площадью менее 100 квадратных метров. В Греции, Польше, Португалии, Финляндии применяется НДС в размере 23%, в Латвии – 22%, в Чехии, Эстонии, Италии, Австрии, Словении, Словакии и Великобритании – 20%.

НДС представляет собой общегосударственный налог в форме изъятия в бюджет части стоимости поставленных товаров, оказанных услуг, подлежащих налогообложению на территории Республики Молдова, а также части стоимости облагаемых товаров и услуг, импортируемых в Республику Молдова.

Согласно Налоговому кодексу Молдовы, стандартная ставка НДС составляет 20 процентов от облагаемой стоимости импортируемых товаров и услуг и поставок, осуществляемых на территории Республики Молдова.

Сниженные ставки в размере 8% применяются на хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, поставляемые на территорию Республики Молдова, за исключением предназначенных для детей продовольственных товаров, не облагаемых НДС.

8% ставка применяется также на лекарства, указанные в товарных позициях 3001-3004, как предусмотренные в Государственном реестре медикаментов, так и разрешенные Министерством здравоохранения, импортируемые и/или реализуемые на территории Республики Молдова, а также лекарства, изготовленные в аптеках по магистральным рецептам, содержащие одобренные ингредиенты (лекарственные вещества); на природный и сжиженный газ, классифицируемый по товарной позиции 2711, как импортируемый, так и поставляемый на территорию Республики Молдова, и на товары, импортируемые и/или поставляемые на территорию Республики Молдова, указанные в ряде товарных позиций.

С этого года плательщики НДС обязаны перейти на электронные декларации

Согласно Налоговому кодексу, с 1 января 2013 года экономические агенты, субъекты НДС (в количестве около 10 000), будут сдавать налоговые отчеты посредством услуги «Электронная декларация». Подключение агентов к электронному реестру является часть исполнения „Плана мер правительства на 2012-2015 годы», предусматривающего внедрение системы налоговой отчетности при помощи информационных технологий (e-декларации), с тем, чтобы до 2014 г. 60% налоговых деклараций поступало через интернет.

Подключение остальных экономических агентов этой категории продолжится до декабря, согласно записям, вносимым в Электронный реестр. Кроме того, в течение 2013 года бесплатно будут подключены те, кто перейдут из категории неплательщиков НДС в категорию плательщиков НДС.

По данным Налоговой инспекции, в 2011 году, согласно поправкам в Налоговый кодекс, были подключены экономические агенты из муниципия Кишинев, Бельцы и Комрата, которые с 1 января 2012 года представляют отчеты исключительно в электронном формате.

Представители налоговой инспекции говорят, в результате внедрения электронной декларации, уклонения от уплаты налогов, допускаемые экономическими агентами, будет легче установить, так как скорость обработки намного выше.

Для подключения к этой услуге создано десять региональных Центров подключения, открытых при учете административно-территориального деления, чтобы обеспечить комфортный доступ указанным агентам.

Экономические агенты, бесплатно подключенные к «Электронной декларации», получат помощь при обучении и использовании этой системы. Во избежание образования очередей введена процедура предварительной записи плательщиков в Реестр электронной записи. Согласно реестру, каждый плательщик получил уведомление, где указаны условия, время записи и адрес, куда надо обратиться для заключения соглашения о подключении к услуге «Электронная декларация».

Стандартный НДС 20% для сельхозпроизводителей

Налоговая политика на этот год, среди прочего, предусматривает установление ставки НДС в размере 20% на сахар (с 8%), введение стандартной ставки НДС в 20% на первичную сельскохозяйственную продукцию с возмещением разницы в 12% (20% новая ставка минус 8% старая ставка) в течение 45 дней.

Что касается НДС в размере 20%, Тохир Мирзоев, постоянный представитель МВФ в Кишиневе, отметил, что, учитывая сложную экономическую ситуацию прошлого года, особенно в аграрном секторе, возможна реформа системы налогообложения в сельском хозяйстве.

Представитель МВФ в Молдове также отметил, что необходимо работать над аналитической частью этой реформы, таким образом, чтобы уже в будущем году стала заметна эффективность принятых мер и возможная необходимость внесения поправок в налоговое управление.

Ранее министерство финансов предлагало ввести единый консолидированный налог в 12% в аграрном секторе, который включал бы в себя все налоги и пошлины, в том числе НДС, отчисления государственного социального страхования и обязательного медицинского страхования, для поддержки и развития сельского хозяйства путем упрощения системы налогообложения, бухгалтерского учета и налогового управления.

Представители министерства финансов отметили, что налогово-бюджетная политика на 2013 год, безусловно, позже найдет понимание среди работников сельского хозяйства как необходимая мера. Она должна привнести справедливость в то, что называется налогообложением. С другой стороны, надо оградить настоящих фермеров от компаний-фантомов, которые крутятся вокруг сельского хозяйства, а на самом деле пользуются субсидиями, которые государство предоставляет им на протяжении многих лет.

„Опыт четко показывает, что, несмотря на то, что налоговые льготы в сельском хозяйстве существовали, несмотря на то, что деньги были направлены через фонды субвенций для сельского хозяйства, фермеры не в полной мере почувствовали возможности, предоставляемые государством. Все время были посредники, компании, которые фактически взяли себе всю выгоду и получили все льготы”, – говорится в заявлении министерства финансов.

Как ранее заявил министр финансов Вячеслав Негруца, „ставка НДС в размере 20% – это не выдумки. Зачем вводится стандартная ставка повсеместно? Для улучшения налогового администрирования. Ведь в Республике Молдова налоговая система раздроблена, применяются различные ставки к разным отраслям или внутри отрасли к разным экономическим агентам. А это делает все усилия в налоговом управлении бессмысленными. В итоге человеческий фактор решает все. Здесь появляются элементы коррупции. Когда в налоговой политике применяются стандартные ставки, тогда налоговое управление намного эффективнее. С другой стороны, когда говорим о сельском хозяйстве, надо учесть, что в течение 30 дней, без опозданий, так как процедура будет очень простой, государство вернет людям, плательщикам НДС, эти 12 процентов”.

По его словам, с одной стороны, надо использовать все возможности и доказать все преимущества новой налоговой политики, равной и сбалансированной по отношению ко всем экономическим агентам. Наибольшую пользу от введения этой налоговой политики извлекут, в конце концов, сельскохозяйственные производители, они получат свои деньги назад, уверен министр финансов.

Ратифицировано
Федеральным законом РФ
от 12 декабря 2002 года N 171-ФЗ

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Молдова, именуемые в дальнейшем Сторонами,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Для целей настоящего Соглашения используются следующие термины:

"косвенные налоги" - налог на добавленную стоимость и акциз (акцизный налог или акцизный сбор);

"нулевая ставка" - ставка косвенных налогов на товары (услуги), равная нулю процентов, что равнозначно освобождению от налогообложения и возмещению налога на добавленную стоимость и акцизов по материальным ресурсам, использованным при производстве и реализации товаров (оказании услуг), и означает для налогоплательщика право на зачет уплаченных налогов в счет предстоящих платежей или их возмещение;

"страна назначения" - государство, на таможенную территорию которого товары ввозятся для потребления;

"хозяйствующие субъекты" - налогоплательщики государств Сторон.

Статья 2

Предметом настоящего Соглашения является установление принципа взимания косвенных налогов при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующими субъектами государств Сторон.

Статья 3

Принцип налогообложения при вывозе товаров

Товары, помещенные под таможенный режим экспорта, вывозимые с таможенной территории государства одной Стороны и ввозимые на таможенную территорию государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами по нулевой ставке в соответствии с порядками, устанавливаемыми Сторонами. Настоящее правило не распространяется на природный газ и нефть, включая стабильный газовый конденсат.

Статья 4

Принцип налогообложения при ввозе товаров

Ввозимые на таможенную территорию государства одной Стороны товары, которые вывезены с таможенной территории государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством.

Статья 5

Порядок применения косвенных налогов при оказании услуг

1. Порядок применения косвенных налогов при оказании услуг оформляется отдельным протоколом. До введения в действие данного протокола услуги облагаются косвенными налогами в соответствии с законодательством государств Сторон, за исключением следующих услуг:

а) услуги по транспортировке и обслуживанию товаров, вывозимых с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке;

б) услуги по транспортировке и обслуживанию транзитных товаров, при условии, что пункты отправления или назначения товаров расположены на территории государств Сторон, включая услуги по их экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке;

в) услуги по перевозке пассажиров и багажа с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны в прямом и обратном направлении.

2. Услуги, перечисленные в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 1 настоящей статьи, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке в государстве, налогоплательщики которого оказывают такие услуги, при подтверждении факта их оказания в соответствии с национальным законодательством Сторон.

Статья 6

Контроль за перемещением товаров и уплатой косвенных налогов

1. В целях осуществления контроля за перемещением товаров, ведения учета и обмена информацией Стороны будут использовать Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, применяемую в государствах.

2. Косвенные налоги по товарам, ввозимым на таможенные территории государств Сторон, взимают таможенные органы страны назначения или ее налоговые органы.

Статья 7

1. Настоящее Соглашение не препятствует праву Сторон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права применять необходимые меры для защиты интересов внутренних производителей и национального рынка.

2. Разногласия в связи с толкованием или применением настоящего Соглашения Стороны будут решать путем переговоров.

3. Стороны будут при необходимости проводить консультации для оценки хода реализации настоящего Соглашения и целесообразности внесения в него изменений и дополнений.

Статья 8

Внесение изменений и дополнений в Соглашение

Стороны при взаимном согласии вносят в настоящее Соглашение необходимые дополнения и изменения, которые оформляются отдельными Протоколами, являющимися неотъемлемой частью Соглашения.

Статья 9

Срок действия Соглашения

1. Настоящее Соглашение вступает в силу одновременно с вступлением в силу Протокола об изъятиях из режима свободной торговли, предусмотренного Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протоколом от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, с первого числа месяца, следующего за месяцем выполнения Сторонами необходимых внутригосударственных процедур.

2. Настоящее Соглашение заключается сроком на пять лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние сроки, если ни одна из Сторон не уведомит в письменной форме по дипломатическим каналам не менее чем за 6 месяцев до истечения очередного срока о своем намерении прекратить его действие.

Совершено в Кишинэу 29 мая 2001 года в двух подлинных экземплярах, каждый на русском и молдавском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Ратифицировано Федеральным Собранием (Федеральный закон от 12 декабря 2002 года N 171-ФЗ - "Бюллетень международных договоров" N 2 за 2003 год)

Соглашение вступило в силу 1 февраля 2003 года.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Читайте также: