Проблемы ндс в россии

Опубликовано: 24.09.2022

Библиографическая ссылка на статью:
Попов Д.А., Водопьянова В.А. Экономические аспекты проблемы реформирования налога на добавленную стоимость // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/06/35234 (дата обращения: 23.04.2021).

В нашей стране лишь начиная с реформ 1991-1992 гг. налоги стали действенными инструментами регулирования экономических отношений. Налог на добавленную стоимость за несколько лет превратился в один из основных источников налоговых доходов федерального бюджета. Однако в современном, цивилизованном обществе, в эпоху совершенной конкуренции и рыночных отношений налог на добавленную стоимость перестал быть лишь фискальным инструментом, его роль заметно возросла. Безусловно, основная его функция заключается в пополнении бюджета. Но, благодаря тому, что НДС относится к разряду косвенных налогов, государство, используя его механизмы, может регулировать и контролировать экономические процессы, влиять на социальную сферу общества [1].

Последствия мирового финансового кризиса в условиях международной экономической интеграции не могли не отразиться на экономике России. Ухудшение условий функционирования экономики привело к понижению налоговых доходов. А налоги являются основным источником пополнения бюджетов. Недополучение средств в бюджетную систему страны, означает сокращение финансирования заявленных в долгосрочной стратегии целей. В итоге пострадают как экономическая, так и социальная сферы общества.

Актуальность вопросов, связанных с совершенствованием НДС и наличие нерешенных проблем, таких как снижение поступлений в федеральный бюджет, распространение схем ухода от налога и незаконного возмещения НДС, определили необходимость проведения мероприятий по его совершенствованию.

Налог на добавленную стоимость в самом общем виде представляет собой платеж, который вводится на каждой стадии производственного процесса и процесса реализации товара (работ, услуг) вплоть до конечного потребления.

Определим место налога на добавленную стоимость в налоговой системе Российской Федерации.

Разделения налоги на прямые и косвенные, НДС относится к косвенным налогам. Косвенные налоги делятся на универсальные, индивидуальные, фискальные монопольные и таможенные пошлины. НДС принадлежит к универсальным косвенным налогам.

В классификации, разделяющей налоги по объекту обложения НДС относится к налогам, взимаемым с выручки от реализации продукции (работ, услуг). По субъекту налогообложения НДС относится к группе налогов, взимаемых с организаций и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Таким образом, можно сделать вывод, что НДС в РФ является универсальным косвенным налогом общего назначения, включенным в цену продажи, который взимается с выручки от реализации продукции организаций и индивидуальных предпринимателей и закреплен за федеральным бюджетом.

Налога на добавленную стоимость был разработан в1954 г. министром финансов Франции Морисом Лоре. Впервые НДС был введен во Франции в1958 г. Он в большей степени, чем налог с оборота или налог с продаж, соответствовал экономической роли, отведенной налогоплательщику. Однако НДС был введен в остальных развитых странах далеко не сразу. Например, еще во второй половине 60-х гг. НДС негативно воспринимался руководством стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, к которой в то время принадлежало около двадцати развитых стран. Только два государства – Франция и Финляндия – использовали этот налог.

В1967 г. НДС был объявлен основным косвенным налогом для стран ЕЭС. Введение НДС являлось условием для вступления в ЕЭС. Это дало свои результаты. В итоге к1995 г. из 24 государств ОЭСР только в трех взимался налог с продаж (розничных или оптовых), а в остальных основным косвенным налогом стал НДС. Это способствовало унификации налоговых систем стран ЕЭС.

Сам показатель «добавленная стоимость» использовался еще в1870 г. в США. Похожий показатель выделялся и в СССР. В1979 г. показатель «нормативно чистая продукция», который показывал разницу между реализованной продукцией и материальными затратами, вводился в качестве основного стоимостного показателя хозяйственной деятельности промышленных предприятий.

В России налог на добавленную стоимость заменил существовавшие до него налог с оборота и налог с продаж, установленный в декабре1990 г. За счет централизованного механизма определения структуры розничных цен, существовавшего в стране, налог с оборота являлся одной из основных частью поступлений в бюджет. Однако налог имел ряд недостатков: он взимался с товаров, находящихся в конце производственной цепочки, к тому же, из за способа исчисления, как разницы между розничной и оптовой ценой, при переходе к рыночной экономике, в условиях свободного ценообразования доходы бюджета от такого налога были бы крайне нестабильными.

С 1 января 1991 года Указом Президента СССР от 29 декабря1990 г. был введен налог с продаж в размере 5 процентов от реализации продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, выполненных работ и платных услуг.

Под налог с продаж попадали практически все товары, представленные в оптовом и розничном обороте. Попытки совместить прежнюю плановую модель с решением новых задач привели к тому, что налоговая политика запустила дестабилизационные процессы. Итогом использования налога с продаж стало повышение цен. Страна нуждалась в гармонизации налоговых систем с Европой, наличии стабильного источника доходов бюджета и приведении налоговой системы страны к более рациональному виду. Одной из основных мер, для решения накопившихся проблем стало введение налога на добавленную стоимость.

НДС был введен в Российской Федерации с 1 января1992 г. Переход к НДС был осуществлен в соответствии с Законом РСФСР от 6.12.1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».

Мировой опыт показывает, что введение НДС более эффективно при экономическом подъеме, а также при государственном контроле за ценами. Однако в Российской Федерации этот налог был введен в период либерализации цен и инфляции, а высокая ставка ещё более провоцировала рост цен и инфляционные процессы, создавая тем самым препятствия для развития производства и предпринимательской деятельности

В России НДС появился, опираясь на практику его применения в Европейских странах. За годы взимания НДС был адаптирован к Российской экономике, устранены многие его негативные последствия, усовершенствовано законодательство. Однако появились и новые схемы ухода от налогообложения, незаконного возмещения. Именно в результате этого появляются предложения о замене НДС на налог с продаж или снижения его ставок.

Несмотря на большой накопленный опыт в области НДС ряд проблем еще сохраняется, для их решения было рассмотрено 2 варианта: возможность замены налога на добавленную стоимость на налог с продаж и изменение ставки налога на добавленную стоимость в эго существующем варианте.

В первом варианте предлагалось провести постепенное снижение НДС и такое же поэтапное введение налога с продаж. Чтобы понять объективность такого заявления, необходимо сравнить НДС и налог с продаж [2].

Позиция Минэкономразвития России заключалась в том, что НДС можно заменить налогом с продаж, но только в том случае, если не найдется механизмов обеспечения нейтральности НДС и только после проведения тщательного исследования последствий такой замены.

В свою очередь Минфин России считал нецелесообразным отказываться от применения НДС, ссылаясь прежде всего на бюджетообразующую функцию НДС.

Сама идея о замене НДС на налог с продаж была обусловлена необходимостью устранения недостатков НДС. Первый критерий сравнения этих двух налогов – простота и стоимость администрирования, где преимущество отдавалось налогу с продаж, по которому нет сложных вычетов. Налог с продаж позволил бы не отвлекать деньги из экономики, т.к. его уплата совпадает по времени с получением доходов. Налог на добавленную стоимость имеет проблем: распространённость способов уклонения от НДС, использование организациями необоснованных вычетов, трудности администрирования налога, его сложность и высокие государственные расходы – всё это объясняет предложения замены НДС на налог с продаж.

Главной проблемой НДС остается проблема использования схем ухода от налогообложения. По оценкам экспертов «Всемирного банка», Российский бюджет теряет до 2% ВВП в год, из за схем ухода от налогообложения. Налоговые органы стараются не допустить уменьшения поступлений, путём пресечения различных схем ухода от налогообложения.

Однако ужесточение мер налогового контроля (истребование огромного количества документов при камеральной проверке, отказ в возмещении НДС по формальным признакам, проведение выездных налоговых проверок) приводит к росту издержек по администрированию НДС, которые оказывают негативное влияние на добросовестных налогоплательщиков.

На фоне имеющихся недостатков НДС, его замена на налог с продаж выглядит достаточно привлекательно, но только на первый взгляд. Если рассмотреть механизм администрирования этих налогов более подробно, то станет ясно, что основная часть НДС поступает от небольшого числа крупных компаний (в России крупные налогоплательщики обеспечивают до 80% всех поступлений по НДС), в то время как налог с продаж будет необходимо взимать с большого числа предприятий малого и среднего бизнеса, стоящих в конце торговой цепочки. На стадии розничной торговли им будет легче уклоняться от налога, а значит налоговым органам – сложнее их контролировать. Это означает, что необходимо будет тратить все больше средств на администрирование налога с продаж. К тому же налоговым органам необходимо будет контролировать уплату налога на каждой розничной точке, в связи с тем, что налог с продаж взимается на стадии конечного потребления. Так же возникнет необходимость в разработки правил разделения продаж товаров и услуг для потребления и производственных целей [3].

С точки зрения влияния налога с продаж на экономическое состояние и развитие хозяйствующих субъектов, следует сказать, что налог с продаж не зависит от финансового состояния налогоплательщиков, поэтому в некоторых случаях это может привести к увеличению налогового бремени. Тем более что субъекты малого и среднего бизнеса, большинство которых сейчас не платят НДС, вынуждены бы были платить налог с продаж, что в свою очередь могло бы стать разорительным для малого бизнеса. Освобождение же их от налога с продаж привело бы к сокращению налогооблагаемой базы. Введение налога с продаж так же может спровоцировать повышение цен в секторах рынка с низкой конкуренцией, а это уже отрицательно скажется на малообеспеченных слоях населения [4].

Если с помощью введения налога с продаж бороться с проблемой незаконного возмещения НДС, то при налоге с продаж возникнет другая проблема – уклонение от уплаты при импорте, т.к. НДС при импорте взимается сразу при оформлении товара таможней, а налог с продаж – только при его розничной продаже внутри страны [5].

Замена налога на добавленную стоимость налогом с продаж является отнюдь непродуманной мерой, особенно, если принять во внимание глобализацию экономики и роста участия России в мировых экономических отношениях. При отсутствии НДС не представляется возможным реализовать идею возмещения экспортного налога. Отсутствие гармонизации отечественной системы налогообложения с системами налогообложения других стран приведет к усложнению ситуации с налогообложением в трансграничных операциях.

Далее рассмотрим упрощенно три модельных сценария. Для первого случая возьмем ставку налога с продаж равную 10 %, для второго 8 % и для третьего варианта 5 % ставку, которая в прошлом действовала у нас в стране.

В период, когда налог с продаж использовался в налоговой системе РФ, фактическая собираемость составила 30%, за 2002 год. Используем этот уровень в качестве первого варианта расчетной собираемости налога с продаж. Для второго варианта, уровень собираемости НДС найдём расчетным путём. Фактические доходы от НДС разделим на сумму налога, определенной на основе статистических показателей. В соответствии с проведенными расчетами это составляет около 57% в среднем. Оценка потенциально возможных поступлений в условиях экономических показателей2013 г. представлена на рисунке.


Рисунок – Расчетный уровень собираемости налога с продаж в 2013 г. в России

Из диаграммы видно, что в различных вариантах, уровень расчетной собираемости изменяется в диапазоне 0,7-2,5 % от ВВП в год. Однако даже введение налога с продаж на самой высокой 10%-й ставке не перекрыло бы разрыв в доходах, вызванный отменой НДС. Бюджет бы недополучил суммы в размере от 1,1% до 2,3% ВВП в год. При этом для того, чтобы обеспечить определенный в таблице размер поступлений от налога с продаж в качестве налогоплательщиков должны выступать все юридические лица в сфере розничной торговли с учетом тех, кто в настоящее время использует специальные налоговые режимы. Таким образом потери бюджета от отказа от НДС в пользу налога с продаж будут гораздо больше расчетных [6].

Таким образом, получается, что при всех недостатках НДС он все же имеет большие преимущества по сравнению с налогов с продаж, и его замена нецелесообразна.

На протяжении ряда лет также активно велась дискуссия о снижении ставки НДС с 18% до 15% (или даже до 13 % – 12 %) и об отмене пониженной ставки. Заявление о том, что надо «стремиться к установлению единой и максимально низкой ставки НДС» было сделано еще В.В.Путиным в 2008 году. Им было высказано мнение, что нужно «вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики» и «стремиться к дальнейшему снижению налогового бремени». Снижения ставки НДС не произошло в связи с разразившимся финансовым кризисом, а дискуссии по этому вопросу продолжаются.

Для разъяснения сложившейся ситуации было бы полезно обратиться к зарубежному опыту решения вопросов о ставках. Также рассмотрим влияние мирового финансового кризиса на решения стран Евросоюза в области налоговой политики.

Среднее арифметическое ставок НДС стран Евросоюза составляет 20,04 %, что выше действующей на данный момент стандартной ставки в России на 2,04 %. Среднее арифметическое по пониженным ставкам в странах ЕС составляет 8,5 %. Используемая же в России пониженная ставка 10 % выше среднеевропейской пониженной ставки на 1,5 %.

Учитывая последние изменения ставок НДС в ЕС, самой низкой сейчас является ставка 15% в Люксембурге. А самые высоки ставки в Дании, Венгрии и Швеции составляют 25 %. С началом мирового кризиса от большинства европейских экономистов стали поступать предложения о снижении ставок налога на добавленную стоимость. В конце 2008 года председатель евро группы Жан-Клод Юнкер заявил, что страны входящие в еврозону «решили согласованно воздержаться от снижения НДС». Исключением в то время стала Великобритания. Британское правительство снизило ставку по НДС с 17,5 % до максимально низкой в еврозоне 15 %. Сниженная ставка применялась на весь 2009 год, после чего налоговая ставка опять вернулась к уровню 17,5 %. Однако ни угроза рецессии, ни британский опыт не смогли убедить финансовые власти государств еврозоны в необходимости снижения ставок НДС.

Однако, затянувшийся мировой кризис внес свои корректировки в действия властей части стан Евросоюза. К примеру, в Латвии с 1 января 2009 года были принятии поправки к налоговому законодательству, согласно которым ставка по налогу на добавленную стоимость была повышена с 18 % до 21 %. Пониженная ставка так же была увеличена с 5 % до 10 %. Ближайшие соседи Латвии прибегли к этому непопулярному методу пополнения бюджета. Литва повысила начальную ставку НДС с 01.01.2009 с 18 % на 19 % и потом повторно с 01.09.2009 с 19% на 21% . В Эстонии ставка по налогу на добавленную стоимость июля 2009 года была установлена на уровне 20 %. В Чехии с целью увеличения налоговых доходов были повышены на 1 % и стандартная и пониженная ставки. Единственной страной, где начальная ставка в 2010 году понизилась, является Ирландия. В дальнейшем изменения в ставки налога не вносились.

НДС – это налог на потребление, а значит инвестиции предприятий им не облагаются, поэтому необходимость реформирования налога в связи с уменьшением инвестиционной активности организаций отсутствует.

Снижение ставки НДС приведет к потерям бюджета, однако снижение цены и рост покупательной способности должны компенсировать это уменьшение за счет роста выручки от реализации, в следствии этого увеличатся поступления по налогу на прибыль организации. Однако опыт уменьшения налоговой ставки 1994 г. И 2004 г. говорит об обратном, в обоих случаях изменения цен не происходило [7].

В связи с этим снижение ставки такого важного и стабильного источника поступлений как НДС является нецелесообразным и явно преждевременным.

Кроме этого выделяется и ряд проблем, связанных с администрированием налога на добавленную стоимость. Для совершенствования этого процесса можно предложить следующие мероприятия:

- совершенствование процедуры возмещения налога, направленную на сокращение сроков возмещения при осуществлении отдельных операций, облагаемых налогом по нулевой ставке;

- разработку целевых программ перекрестных проверок. Установлено, что такой целевой подход к перекрестной проверке счетов-фактур для уплаты НДС является эффективной с точки зрения затрат альтернативой широкомасштабным программам перекрестных проверок.

Таким образом, налог на добавленную стоимость остается тем налогом, за счет которого возможно формировать резервные фонды обеспечивая безопасность государства в особо неблагоприятные периоды развития.

Реализация предлагаемых мероприятий, будет способствовать совершенствованию налогового контроля области НДС и обеспечит его стабильное поступление НДСв бюджет.

Библиографический список

  1. Брызгалин А.В. НДС – как много в этом слове / А.В. Брызгалин // Налоги и финансовое право. — 2012. — № 8. — С. 3 – 4
  2. Семкина Т.И. Потенциал НДС в России / Т.И. Семкина // Финансовый журнал. – 2012. – № 2. – с. 39 – 46
  3. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России / М.Д. Абрамов // Налоговые споры: теория и практика. — 2012. — № 9. — с. 29 – 33
  4. Трунин И. Нужна ли отмена НДС в России? // Вопросы экономики. — 2012— № 9. — с. 34 – 49
  5. Шаталов С. Дискуссия о замене НДС на налог с продаж закончена // Аудит. — 2013— № 4. — с. 32 – 38
  6. Бикбаева В. Дискуссии вокруг НДС // Консультант. — 2011. — № 11. — с. 12 – 14
  7. Щербань Г.Б. НДС: проблемы правоприменительной практики // Финансовый вестник. — 2011— № 4. — с. 82-85

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

НДС: нововведения 2021 года

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

Елена Желенкова

Автор: Елена Желенкова главный бухгалтер-консультант

Елена Желенкова

Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант

Какие схемы снижения НДС часто применяют, хотя они неоправданны. Когда можно не платить НДС и какие существуют законные способы уменьшения НДС? Как доказать правомерность сокращения налога на добавленную стоимость? Это лишь некоторые вопросы, рассмотренные в статье.

Об опасностях рекламируемой оптимизации НДС

Минимизация НДС зачастую опасна и неоправданна. Поэтому о некоторых способах поговорим, предостерегая от их использования. Это, в частности, метод закрытия разрывов. Его сейчас активно рекламируют, особенно в интернете. Он первым появляется в поисковике при запросе об оптимизации НДС.

В рекламе напоминают: инспекция автоматически выявляет разрывы в цепочке плательщиков. Если продавец не перечислил налог, то покупателю откажут в вычете. Отказ возможен, и если от НДС уходил не сам поставщик, а его контрагент. Или иной участник цепочки. Подобные доначисления оспоримы, если доказать реальность сделки. Также их вероятность можно значительно снизить, заранее проверив партнеров. Но об этом авторы схемы умалчивают.

Они предлагают заменить ненадежных контрагентов, составив новый комплект документов. Его выписывают от фирмы, к которой нет претензий (на день подготовки документов). И сотрудничает она с «белым» партнером. В цепочке есть компания, уходящая от НДС. Только она отделена от налогоплательщика несколькими организациями. В отдельных случаях схему усложняют. Хотя суть не меняют.

Что даст схема? Возможно, налогоплательщик выдержит камеральную проверку. Тут у ИФНС ограничены полномочия, и «подставные» фирмы еще работают. Сложнее с выездной. Здесь и контрагент уже мог прекратить деятельность, и у инспекции появляются дополнительные права. Она, к примеру, опрашивает работников налогоплательщика. И узнает, что партнер не выполнял работы, товары от него не поступали.

В итоге, доначислят налоги, пени и штрафы. В том числе налог на добавленную стоимость. Это не оспорить и в суде. Для примера сошлемся на постановления арбитражных судов Волго-Вятского округа от 14.01.19 № А28-15718/2017, Северо-Западного округа от 25.12.18 № А13-9793/2016 и Уральского округа от 12.03.19 № Ф09-9577/18.

Компаниям не помогают даже безупречно оформленные документы. Инспекция опровергает их множеством косвенных доводов, о которых упомянем кратко (см. таблицу 1). И хорошо, если все закончится только доначислением налогов, пени и 20-процентного штрафа. Но возможны и более серьезные последствия. В частности, 40-процентный штраф за умышленный уход от налогов (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Не исключено и внесение налогоплательщика в списки проблемных. Это грозит расторжением договоров с покупателями, а также сложностями в поиске новых клиентов. Не стоит забывать и об уголовной ответственности. Например, по статье 199 УК РФ (до шести лет лишения свободы тем, кто обеспечивает неуплату налогов организацией). Уход от НДС – причина и для субсидиарной ответственности.

Инспекция обвинила компанию в незаконном применении вычетов по налогу на добавленную стоимость. Они заявлены по счетам-фактурам на приобретенное оборудование. Но поставка невозможна (контрагент не работал). При инвентаризации техника не обнаружена. Руководитель не пытался взыскать средства с мнимого поставщика.

Все это учтено при банкротстве налогоплательщика. Он понес убытки. И за них отвечает бывший директор. Значит, с него надо взыскать 17 278 740 рублей, то есть все платежи по фиктивному договору. Так решил АС Центрального округа (постановление от 07.03.19 № А68-64/2015).

Если организация стала банкротом, не погасив доначисления, то их также изымают у бывшего руководителя или у иных лиц, ранее контролирующих должника. К подобным многомиллионным взысканиям прибегают все чаще. Для примера откроем постановления арбитражных судов Поволжского округа от 25.09.18 № Ф06-33322/2018 и Северо-Западного округа от 14.02.18 № А26-889/2015.

Таблица 1. Примеры косвенных доводов, показывающих незаконность ухода от НДС (Отдельные арбитражные решения, приведенные в статье, спорны. Но из них очевидна позиция налоговиков и судей. Ее опасно игнорировать)

Доводы, из-за которых доначислен налог на добавленную стоимость

Реквизиты постановления

Налоговые льготы: законно и не всем доступно

В отдельных случаях выручку не облагают НДС. Это, к примеру, актуально для фирм, перешедших на УСН или ЕНВД. Также можно не платить НДС с некоторых доходов, полученных при общем режиме налогообложения. В частности, перечисленных в статье 149 НК РФ. Так что имеет смысл посмотреть, нет ли оснований для льготы.

Фирма сдает помещения в аренду. В том числе иностранным гражданам и организациям, аккредитованным в РФ. Тут важно, к резидентам какой страны отнесен арендатор. Возможно, это одно из ста с лишним государств из перечня, одобренного совместным приказом МИД России и Минфина России от 08.05.07 № 6498, 40н.

Тогда можно не платить НДС с операций по передаче в аренду недвижимости (п. 1 ст. 149 НК РФ). Обычно от налога освобождена аренда «служебных (офисных) и жилых помещений». Есть и исключения (они указаны в перечне). Так при сотрудничестве с резидентами Испании льгота введена только по жилью.

В статье 149 перечислено более 70 причин для льгот. В большинстве они узкие. Но есть актуальные для многих компаний. В частности, для перевозящих пассажиров на общественном транспорте, продающих жилье, оказывающих образовательные и медицинские услуги. Если деятельность лицензируют, то организация (предприниматель) имеет право не платить НДС только при наличии лицензии (п. 6 ст. 149 НК РФ). Есть и иные ограничения.

Для рекламы будут бесплатно раздавать магниты с логотипом фирмы. Их купят у поставщика, освобожденного от НДС. У него два вида магнитов: за 90 и за 110 рублей.

От НДС освобождена бесплатная раздача тех рекламных товаров, расходы на каждый из которых не превысили 100 рублей (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Значит, для минимизации налогов лучше раздавать дешевые магниты. Если же раздавать дорогие, то надо заплатить НДС со всей стоимости каждого магнита. Это 22 руб. за один магнит (110 руб. Х 20%).

Иная ситуация, когда магниты приобретены у плательщика НДС. Тут все равно, какие раздавать. Ведь, начислив НДС, можно вычесть «входной» налог. Общая налоговая нагрузка не возрастет.

Как видим, оптимизация НДС индивидуальна в каждой ситуации. Но есть общее: льготы должны базироваться на фактической деятельности.

Компания решила не платить НДС, ссылаясь на льготу для общественных организаций инвалидов (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ). К ним отнесена и фирма. Ее основная задача – помощь инвалидам. Так сказано в уставе.

На практике помощь минимальна – заявили налоговики. Одно из доказательств – ведомости на зарплату. Из них видно, что зарплата занятых уставной деятельностью, – 1% от фонда оплаты труда.

Остальная начислена обычным сотрудникам (не инвалидам). Они заняты в строительстве, монтаже и других работах, не связанных с поддержкой инвалидов. Прибыль между инвалидами не распределяют. Обещание помочь прикрывает незаконную минимизацию НДС. Так решил АС Поволжского округа. И одобрил доначисление налога на добавленную стоимость (постановление от 21.06.16 № Ф06-9682/2016).


В конце 1991 г. были заложены основы российской налоговой системы, существующей в настоящее время. В это время был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. М-2118-1 и законы по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г.

Система налогообложения России в части соотношения косвенного и прямого налогообложения создавалась, исходя из того, что прямые налоги должны служить экономическим регулятором доходов корпораций и физических лиц, а фискальную задачу выполняет – косвенные налоги (НДС, акцизы и т.д.). Налоговую систему РФ по обеспечению доходной части государственного бюджета принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения. При этом фактически 4 вида из всего многообразия налогов являются решающими с фискальной точки зрения: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на доходы физических лиц.

Налог на добавленную стоимость – федеральный налог, который взимается на всей территории РФ. Данный налог является стабильным и основным источником налоговых поступлений, которые формируют федеральный бюджет. Также он является обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением льготников и освобождающихся, выделенных в особые группы. Устанавливается 21 главой Налогового Кодекса РФ, вступившей в законную силу с 1 января 2001 года. Он представляет собой форму изъятия в бюджет части создаваемой на всех стадиях производства добавленной стоимости, которая определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

В общем случае налог исчисляется исходя из стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав. Для того чтобы рассчитать НДС, необходимо рассчитать сумму НДС, исчисленную при реализации, сумму вычетов по НДС и, при необходимости – сумму НДС которую нужно восстановить к уплате. При этом восстановлению подлежат ранее принятые к вычету суммы НДС по операциям, указанным в п. 3 ст. 170 НК РФ [2].

Распространение налога на добавленную стоимость вызвано многочисленными преимуществами данного налога по сравнению с другими. Налогом на добавленную стоимость облагается доход, идущий на конечное потребление. Доход, который идет на инвестирование и накопление, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Также преимуществом данного налога является то, что он приводит к увеличению доходов государства от доходов, идущих на потребление, потому что имеет базу обложения более широкую, чем у других налогов. В отличие от других косвенных налогов государство получает часть дохода на каждой стадии цикла производства. При этом конечный доход государства от данного налога не зависит от количества промежуточных производителей.

Цель написания данной статьи – определение проблематики исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.

Задачи написания статьи:

  • исследовать опыт взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации и зарубежных странах;
  • изучить проблемы, возникающие при исчислении и уплате налога на добавленную стоимость;
  • найти пути решения проблем, возникающих при исчислении и уплате налога на добавленную стоимость.

Распространение налога на добавленную стоимость началось в 1957 году с подписания договора о создании Европейского экономического сообщества в Риме. Согласно этому договору все подписавшие его страны должны были организовать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году второй директивой Совета ЕЭС налог на добавленную стоимость был провозглашен главным косвенным налогом Европы. При этом в данной директиве закреплялось введение данного налога в свои налоговые системы всеми членами Сообщества до конца 1972 года.

Также в 1967 году данный налог начал функционировать в Дании, а в 1968 – в ФРГ. Шестая директива 1977 года утвердила базу системы обложения НДС, действующей в настоящее время в Европе. Также данная директива способствовала унификации взимания НДС в Европе. Десятой директивой Совета ЕЭС в 1991 году в системе обложения данным налогом были сделаны последние уточнения. Положения данной директивы были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС [3].

Взимание НДС в настоящее время применяется более чем в сорока странах мира: Латинской Америке, Индонезии, Турции, почти во всех европейских странах, ряде стран Южной Америки. В Канаде и США применяется налог с продаж, который по методу взимания близок к НДС. Распространение НДС свидетельствует о том, что данный налог соответствует требованиям рыночной экономики.

Существуют разные подходы к установлению ставок НДС. Средний уровень ставок колеблется от 15 до 25 %. Во многих странах применяется шкала ставок в зависимости от вида и социально-экономической значимости товара: пониженные (2–10 %), стандартные или основные (от 12 до 23 %) и повышенные (свыше 25 %).

Налог на добавленную стоимость в России был введен 1 января 1992 года. Он сменил налог с оборота, который существовал в стране около 70 лет, и налог с продаж, введенный в декабре 1990 года. Предшественники налога на добавленную стоимость были эффективны только в условиях жесткого контроля государства за ценообразованием, к ним можно отнести налог с оборота (в виде разницы между розничными и твердыми оптовыми ценами, зафиксированными государством) и налог с продаж (5 %).

Ставка налога на добавленную стоимость была первоначально установлена в размере 28 %. Спустя год она была снижена до 20 %. Также в это время для детских товаров и продуктов питания по перечню была введена льготная ставка в размере 10 %. На сегодняшний день в России существует 3 вида ставок: 0, 10 и 18 %. Размер ставки зависит от вида товара, работ или услуг и условий их реализации.

Налог на добавленную стоимость в России является не только основным косвенным налогом, но и главным налогом, формирующим доходную часть бюджетов различных уровней. Поступления по налогу на добавленную стоимость превышают поступления по любому другому налогу, в том числе и по налогу на прибыль.

Споры с налоговыми органами происходят в основном по вопросам исчисления НДС, оформления первичных документов, возмещения (возврата, зачета) НДС, применения налоговых вычетов по НДС, добросовестности контрагентов в цепочке плательщиков НДС.

В современном мире путей решения этих проблем предлагается множество, но Россия должна разработать свою методику реформирования НДС с проведением сравнительного анализа опыта функционирования систем НДС в зарубежных странах.

Одной из наиболее сложных и серьезных проблем является возмещение налога на добавленную стоимость. Согласно оценке Федеральной налоговой службы РФ лишь около 17 % налогоплательщиков регулярно и в должном объеме платят в бюджет налоги, около 40 % вообще не платят. В Российской Федерации зарегистрировано свыше 4 млн организаций. Из них в налоговых органах не отчитываются более половины. В нашей стране распространена практика использования данных организаций для необоснованного возмещения НДС из бюджета.

Одним из способов решения данной проблемы является создание системы специальных банковских счетов для осуществления расчетов по НДС и специальные правила возмещения НДС. Другим способом решения проблемы возмещения налога на добавленную стоимость является закрепление возможности возместить НДС законодательным путем лишь при условии реальной уплаты НДС поставщиками организации.

Данную идею можно реализовать закреплением обязанности налогоплательщика предоставлять в налоговый органы при предъявлении НДС к возмещению документы, которые свидетельствуют о фактической уплате налога ее поставщиками по реализуемому товару. Таким документами могут служить счета-фактуры с отметками налоговых органов, в которых поставщики состоят на учете, об уплате НДС по данным счетам-фактурам.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что модернизация и администрирование налога на добавленную стоимость – это трудоемкий вопрос, который необходимо решать взвешенно, чтобы не навредить экономике государства и способствовать повышению производительности труда и росту ВВП.

Также возникают трудности с подачей деклараций по НДС в электронном виде. С 1 января 2014 г. вводится обязанность сдавать декларации по НДС в электронном виде почти для всех организаций и индивидуальных предпринимателей независимо от численности их работников [3].

Представлять электронные декларации по НДС, в том числе нулевые, будут:

  • все плательщики НДС;
  • организации, применяющие специальные режимы, и те, кто освобожден от обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК, – если выставят покупателю счет-фактуру с выделенным НДС.

Сдавать декларации по НДС на бумаге смогут только налоговые агенты по НДС со среднесписочной численностью не больше 100 человек, которые на момент подачи декларации не являются плательщиками НДС, поскольку применяют специальные режимы или освобождены от обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК РФ.

Электронной декларацией считается декларация, сданная в электронном виде через спецоператора. При этом если организация выбирает второй вариант, декларация будет считаться сданной не в момент передачи ее посреднику, а в момент подтверждения ее приема спецоператором от посредника. Кроме того, роль таких посредников (в отличие от роли спецоператоров) в НК РФ не закреплена. Если отчетность не будет сдана вовремя по вине посредника, то наказание все равно понесет организация. Если организация предоставит декларацию в инспекцию лично или отправит почтой декларацию на флешке, диске, дискете, то новое требование об электронном виде не будет выполнено. Возможность отправки деклараций через сайт ФНС в НК РФ не предусмотрена [5].

Также важной проблемой является трудная методика исчисления НДС. Процедура исчисления налога на добавленную стоимость различается в зависимости от отраслевой специфики хозяйствования, содержания финансово-хозяйственных операций, цели коммерческих сделок.

Также возникают проблемы при исчислении НДС у контрагентов, не являющихся налогоплательщиками по НДС. Данные контрагенты также должны выставлять счета-фактуры в соответствии с Правилами Постановления № 1137, что в то же время не делает их налогоплательщиками по НДС [4].

Федеральным законом № 134-ФЗ от 28.06.2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» были внесены изменения в ст. 169 НК РФ. Согласно п. 3.1 данной статьи лица, не являющиеся налогоплательщиками (например, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), в случае выставления или получения ими счетов-фактур обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. При этом критерием применения данного положения является осуществление предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, договоров поручения либо агентских договоров. Данные контрагенты обязаны вести журналы только в отношении указанной деятельности.

Со времени своего появления налог на добавленную стоимость создает массу проблем организациям и контрольным органам. Если организации испытывают трудности с зачетом НДС, то у налоговых органов возникают проблемы с администрированием данного налога. Поэтому депутаты Государственной Думы предлагали упростить процедуру взимания налога. А некоторые настаивают на его полной отмене и замене НДС налогом с продаж или оборота.

Проблема администрирования НДС настолько актуальна, что поставлен вопрос о замене НДС налогом с продаж. В отличие от НДС налог с продаж не будет передаваться по всей цепи производства от продавца к покупателю. Он начисляется и взимается на стадии конечного потребления. Замена НДС на налог с продаж не должна существенно повлиять на положение населения, так как НДС также входит в цену товаров (работ, услуг) и полностью оплачивается конечным потребителем. Счет-фактура является основным документом, который определяет величину НДС к уплате в бюджет или возмещению. Сумма налога на добавленную стоимость всех выставленных и полученных на территории России счетов-фактур равна нулю. Население является единственным покупателем, который полностью оплачивает НДС в стоимости товара и не возмещает его из бюджета [6].

Основными достоинствами налога с продаж авторы данного исследования считают простоту исчисления; меньшую стоимость администрирования и т.д. Но у налога с продаж есть и недостатки. Прежде всего, существуют сложности с практическим регулированием налога. Во многих странах, которые используют или раньше использовали налог с продаж, практикуется дифференциация ставок налога по группам и видам товаров. Поэтому администрирование данного налога, которое должно быть недорогим и простым в теории, не всегда оказывается таковым на практике.

Налог с продаж в отличие от налога на добавленную стоимость не является экономически нейтральным налогом, т.к. он создает кумулятивный эффект. Также данный налог не позволяет поддерживать экспортеров. Налог на добавленную стоимость является показателем высокой фискальной техники государства. Поэтому переход от НДС к налогу с продаж будет шагом назад. Отказ от НДС только потому, что существуют злоупотребления, означает перекладывание на налогоплательщиков рисков, которые государство должно нести самостоятельно [1].

При введении налога с продаж выпадающие доходы придется компенсировать другими налогами. Таким образом, возникнет необходимость пересмотра системы налогообложения, действующей в России, что является нецелесообразным. Поэтому необходимо выбрать способ совершенствования системы налогов, действующей в настоящее время. Следовательно, вопрос о том, какой способ администрирования НДС будет выбран в России, до сих пор остается открытым.

Рецензенты:

Ворожбит О.Ю., д.э.н., председатель комитета по социальной политике и делам ветеранов Думы города Владивостока, г. Владивосток;

Латкин А.П., д.э.н., директор института международного бизнеса и экономики, профессор кафедры международного маркетинга и торговли, ФГБОУ ВПО ВГУЭС, г. Владивосток.

Кто и как платит, как посчитать, как получить вычет

Судя по форумам предпринимателей, больше всего вопросов возникает по НДС. С помощью этой статьи вы вряд ли сможете заполнить декларацию по НДС, зато узнаете все самое важное о налоге: кто платит, как рассчитать и получить налоговый вычет.

Что вы узнаете

  • Что такое НДС
  • Кто его платит
  • Какие есть льготы по НДС
  • Как рассчитывается
  • Сроки уплаты НДС
  • Как получить налоговый вычет
  • Что будет, если не уплатить НДС

Что такое НДС

НДС — налог на добавленную стоимость. Его платят, когда компания реализует товары, работы, услуги и имущественные права.

Продает товары, работы, услуги или имущественные права. Например, компания продала помидоры или офисное помещение — она обязана уплатить НДС.

Безвозмездно передает товары, работы, услуги или имущественные права. Например, одно юрлицо безвозмездно передает другому промышленный цех или дарит по акции в магазине микроволновку при покупке холодильника — со всех сделок надо уплатить НДС по рыночной стоимости.

Ввозит товары на территорию РФ из-за границы. Например, привозит шоколад из Японии или одежду из Китая, чтобы потом продать в России. С каждой поставки надо уплатить НДС.

Выполняет строительно-монтажные работы для себя. Своими силами строит здание, цех или делает ремонт в помещении.

В законе это называется реализацией, мы же для простоты будем называть продажей.

НДС — косвенный налог. Обычно бизнес не платит его из своего кармана, а выставляет счет конечному покупателю. Покупатель уплачивает сумму налога, а компания передает эти деньги налоговой. Возможно, вы замечали, что в чеке магазина отдельно указана цена товара и отдельно НДС. Но если товар не продали, а подарили по акции, предпринимателю все равно придется уплатить с него НДС — уже из своих денег.

Налог начисляется на добавленную стоимость. Например, предприниматель купил килограмм огурцов у поставщика за 100 рублей, а продал за 150 рублей. Если поставщик огурцов тоже плательщик НДС, то предприниматель уплатит налог только с 50 рублей разницы.

Кто платит НДС

НДС платят компании и ИП на общей системе налогообложения, а также все, кто ввозит товары через границу, то есть занимается импортом.

Кто такие налоговые агенты по НДС

Мы сказали, что НДС платят компании, которые работают на общей системе. Но есть одно исключение. Платить НДС обязаны все компании, если становятся налоговыми агентами. Вот несколько примеров, когда придется это сделать.

Купили товар или услугу на территории России у иностранных фирм, не состоящих на налоговом учете. Например, приобрели оборудование в России у иностранной компании.

Купили металлолом, макулатуру или сырые шкуры животных у продавцов — плательщиков НДС.

Продали товары, имущество или услуги иностранца по договору комиссии, поручения или агентскому договору. Например, помогли продать квартиру иностранцу и взяли за это комиссию с продажи, а расчеты проходили через ваш счет.

Арендуете государственное или муниципальное имущество. Например, сняли помещение напрямую у комитета по управлению городским имуществом.

Занимаетесь продажей конфискованного имущества. Если государство уполномочило продавать конфискованное имущество, надо будет уплатить с цены продажи НДС.

Купили или получили государственное имущество. При этом имущество не должно быть закреплено за государственными или муниципальными учреждениями.

Льготы по НДС

По НДС существуют льготы. Некоторые компании могут вообще не платить налог, другие — только по отдельным операциям.

Не обязаны платить НДС некоторые компании и ИП:

  1. ИП на ЕНВД, УСН и патенте.
  2. Участники проекта «Сколково».
  3. ИП и компании на любых системах налогообложения, если за последние три месяца их выручка меньше 2 млн рублей. Даже если компания на общей системе налогообложения. Чтобы получить такое освобождение, придется подавать дополнительные документы.

Компании на ЕСХН работают с особыми условиями. С 2019 года они платят НДС, если заработали за год больше определенной суммы:

  • 100 млн рублей за 2018 год;
  • 90 млн рублей за 2019 год;
  • 80 млн рублей за 2020 год и т. д.

Чтобы получить льготу для ЕСХН, нужно подать документы на освобождение. Если этого не сделать, компания должна будет платить НДС при любых доходах.

Отдельные операции. Не нужно платить НДС по таким операциям, как:

  • денежные займы;
  • реализация медицинских товаров и услуг;
  • перевозка пассажиров;
  • торговля акциями.

Когда льготы не действуют

Бывает, что формально компания подходит под льготы, но получить их не может.

При импорте. Если ИП на УСН или другом спецрежиме захочет ввезти товар через границу, ему придется уплатить НДС.

Если выставлен счет с НДС. Предприниматель на упрощенке или другом спецрежиме при желании клиента может выставить ему счет с НДС. Но тогда предпринимателю надо будет в конце квартала подать декларацию и уплатить этот НДС в бюджет.

Как рассчитывается НДС

В статье мы рассмотрим базовый вариант расчета НДС. На деле есть много тонкостей, с которыми сможет разобраться только профессиональный бухгалтер.

НДС, который нужно уплатить налоговой, считают по такой формуле:

Исходящий НДС — сумма налоговой базы, умноженная на ставку НДС.

Налоговая база — сумма реализованного товара, то есть все, что компания продала или подарила. Товары, которые участвуют в акциях, тоже принимаются к учету. Если вы дарите покупателям фен за покупку дрели, со стоимости фена тоже придется уплатить НДС.

Ставка НДС — процент от налоговой базы, который определяет государство в зависимости от вида операции.

Восстановленный НДС — часть входящего НДС, которую в определенных ситуациях компании должны вернуть в бюджет. Например, если они перешли с общего режима налогообложения на УСН и у них остались товары на складе, с которых они до этого делали вычет. Подробнее — в п. 3 ст. 170 НК РФ.

Например, ООО покупает одежду у поставщика, а потом продает ее в розницу. Ставка НДС для них — 20%.

ООО закупило партию за 300 тыс. + 60 тыс. рублей НДС, а продало за 500 тыс. рублей + 100 тыс. рублей НДС.

Исходящий НДС в этом случае — 100 тыс. рублей. ООО покупало товар у поставщика с НДС, поэтому входящий НДС — 60 тыс. рублей.

ООО могут вычесть входящий НДС из суммы налога: 100 тыс. − 60 тыс. = 40 тыс. рублей. В этом примере нет восстановленного НДС. В итоге в налоговую надо уплатить 40 тыс. рублей.

Ставки НДС. Размер ставки зависит от вида операции:

  • 0% — при экспорте;
  • 10% — при продаже еды, товаров для детей, журналов и книг, медицинских товаров;
  • 20% — во всех остальных случаях.

Если нет входящего НДС. Расчет НДС выглядит как цепочка. Грубо говоря, каждый следующий поставщик вычитает из своего налога деньги, которые он заплатил предыдущему.

Проблема возникает тогда, когда в этой цепочке появляется компания, которая НДС не платит, например ИП на упрощенке. Тогда компания, которая купила у такого ИП, не может принять НДС к вычету.

Рассмотрим тот же пример, что и выше, но теперь счет для ООО выставляет ИП на упрощенке, который не платит НДС. ООО оплачивает счет, а потом перепродает товар дороже кому-то еще.

Со своих продаж ООО обязано уплатить НДС. Они продают товар за 500 тыс. + 100 тыс. рублей НДС. Исходящий НДС — 100 тыс. рублей.

ООО могло бы от исходящего НДС отнять входящий, но отнимать нечего: поставщик не предъявлял им НДС. Поэтому в налоговую придется уплатить все 100 тыс. рублей.

Обычно компаниям на общей системе налогообложения такой расклад не нравится, поэтому они стараются не работать с предпринимателями без НДС.

Чем отличается ставка 0% от отсутствия НДС и что такое возмещение НДС

Ставка 0% применяется при экспорте. Например, если компания что-то произвела в России и продала за рубеж. Но между ставкой 0% и просто освобождением от уплаты НДС есть большая разница.

Разберем на примере, но для начала вспомним упрощенную формулу расчета НДС:

Когда они продают оборудование в Канаду, они платят НДС по ставке 0%. Исходящий НДС — 0 рублей.

В конце квартала они заполняют налоговую декларацию и рассчитывают НДС по стандартной формуле: 0 − 20 млн = −20 млн рублей. Сумма налога к уплате отрицательная, значит, налоговая должна вернуть компании 20 млн рублей. Это называется возмещением.

Если бы компания была просто освобождена от уплаты НДС, она бы не подавала декларацию — потраченный до этого НДС ей никто не вернул бы .

Чтобы получить возмещение, надо представить пакет документов, который подтвердит, что сырье и материалы были задействованы в производстве именно того оборудования, которое продали за границу, и что эта продажа на самом деле состоялась.

Еще компания может отказаться от возмещения — перенести вычет на следующий период или вообще отказаться от ставки 0% при экспорте. В некоторых случаях это выгоднее, чем сбор документов и прохождение проверок ради небольшой суммы возмещения.

Когда можно получить возмещение, а когда нет

Налоговый вычет Документы
Ставка 0% Можно получить возмещение Надо подать декларацию и подтвердить ее документами
Отсутствие НДС Нет возмещения Не надо сдавать отчетность

Сроки уплаты НДС

Чтобы заплатить НДС, надо заполнить и сдать декларацию в налоговую. Сроки сдачи декларации — до 25 числа месяца следующего за отчетным кварталом. Например, за 1 квартал 2020 года надо сдать декларацию до 25 апреля.

Всю сумму налога одновременно со сдачей декларации платить не надо. По закону НДС делят на 3 равные части и платят до 25 числа каждого месяца следующего квартала. Когда предприниматель 25 апреля подает декларацию за первый квартал, он платит только ⅓ от суммы налога. Остаток выплачивает равными частями до 25 числа следующих двух месяцев.

Отчетный период (квартал), за который платим Когда надо сделать платеж
4 квартал 2019 года 27 января 2020 (25 января — суббота)
25 февраля 2020
25 марта 2020
1 квартал 2020 года 27 апреля 2020 (25 апреля — суббота)
25 мая 2020
25 июня 2020
2 квартал 2020 года 27 июля 2020 (25 июля — суббота)
25 августа 2020
25 сентября 2020
3 квартал 2020 года 26 октября 2020 (25 октября — воскресенье)
25 ноября 2020
25 декабря 2020

Сумма выплат округляется до рублей. Первые два транша — в меньшую сторону, последний — в большую. По желанию можно заплатить НДС досрочно — сразу всю сумму или ⅓ часть в первом месяце, а весь остаток во втором.

Налоговый вычет по НДС

Налоговый вычет — это право компании уменьшать сумму налога на НДС, который ей предъявили поставщики.

Проблема в том, что некоторые компании заключают сделки только на бумаге, чтобы заплатить меньше, и обманывают налоговую. Это незаконно. Чтобы выявлять таких предпринимателей, налоговая следит за сделками, по которым оформляют вычет.

Как именно налоговая следит за сделками — тема для отдельной статьи. Здесь мы не будем рассказывать об этом, но дадим рекомендации, как оформить вычет так, чтобы налоговая была довольна.

Условия получения вычета по НДС. Вы можете включить в декларацию на вычет НДС, который уплатили, в следующих случаях:

  1. НДС предъявили поставщики за товары, работы или услуги.
  2. Вы уплатили НДС таможне при ввозе товара из-за границы.
  3. Налог предъявили продавцы имущественных прав.

Чтобы получить вычет, надо подтвердить документами следующие условия:

  1. Сделка состоялась на самом деле.
  2. Товары купили для операций, на которые начисляется НДС.
  3. Товары поставили на учет.

Не надо отправлять документы сразу — только по требованию налоговой.

НДС можно вернуть только с расходов бизнеса

Компания может рассчитывать на вычет, только если совершала покупки для бизнеса.

Например, если владелец купил новое оборудование для бизнеса и поставил его на учет, может смело включать в декларацию вычет НДС.

А если предприниматель купил жене новую машину, чтобы она возила детей в детский сад, эта покупка бизнеса не касается. Предприниматель — конечный потребитель этого товара и уплачивает НДС из своего кармана. Его в декларацию включать нельзя.

Документы для вычета НДС. Чтобы подтвердить вычет, нужны такие документы:

  1. Счета-фактуры от поставщиков.
  2. Первичные документы от поставщиков, которые подтверждают, что сделка состоялась. Это товарные накладные, акты выполненных работ и т. д.
  3. Документы, подтверждающие постановку товаров, работ или услуг на учет. Это могут быть акты приемки, выписки из КУДиР.

Счета-фактуры от поставщиков надо зарегистрировать в книге покупок, а счета-фактуры , которые выставляли сами, — в книге продаж.

Для вычета за импорт и экспорт предусмотрен особый порядок оформления документов. Лучше обратиться к профессионалу, например таможенному брокеру.

Как получить вычет по НДС. Чтобы получить вычет, нужно заполнить налоговую декларацию в электронном виде. В ней указывают входящий и исходящий НДС, сумму налога к уплате.

Налоговая проверяет декларации в рамках камеральной проверки. Она проходит без участия компании.

Проверяют в специальной программе «АСК НДС 3». Она выявляет разрывы в цепочке поставщиков, когда информация о сделке в декларациях поставщика и покупателя расходится. Разрывы — это не единственный признак, по которому налоговая может счесть сделку подозрительной. Инспекторы говорят, что таких признаков около двухсот.

Во время проверки возможны несколько ситуаций.

Если по сделкам все чисто, налоговая просто принимает декларацию и уплаченный НДС. Компании ничего дополнительно делать не нужно.

Если компания или контрагент вызвали у налоговой подозрение, налоговая проверяет всю цепочку партнеров. Просит прислать подтверждающие документы, пояснения или прийти в налоговую лично, чтобы доказать чистоту сделок.

Если компания не смогла объяснить и подтвердить сделку, налоговая приходит с выездной проверкой. Если в процессе проверки инспектор выявит нарушения, то налоговая обратится в суд с иском об уплате скрытой части налогов, штрафов и пеней.

Чем больше вычет, тем большие подозрения он вызывает у налоговой. Но это не значит, что инспекторы сразу придут с проверкой. Проверка грозит, только если налоговая заподозрит сомнительную сделку.

Как не попасть под подозрения налоговой

Налоговая не объявляет точных критериев, когда считает сделку подозрительной. Но вот несколько правил, которые помогут себя обезопасить.

Не пользоваться услугами компаний, которые предлагают заключить фиктивные сделки. Некоторые компании предлагают заключить сделку на бумаге, как будто поставляли товар или оказывали услугу. По ней можно принять НДС к вычету. Но это незаконно. И если налоговая обнаружит такую сделку, будут проблемы.

Проверить контрагента перед сделкой. Соберите информацию о партнере перед началом работы: как давно работает компания, настоящий ли директор, совпадает ли юридический адрес с реальным. Если нет, то не находится ли по этому адресу много других юрлиц. На юридическом языке это называется «проявить должную осмотрительность».

Сохраните все документы, которые могут подтвердить факт проверки контрагента. Сделайте скрины с сайтов, на которых видно дату и время. Если придется доказывать свою правоту через суд, вам надо будет показать, что вы проверяли контрагента перед сделкой и не нашли ничего подозрительного.

Бывают случаи, когда компании выигрывают суд, доказав, что проявили должную осмотрительность.

Что будет, если не уплатить НДС

Если компания не уплатила НДС вовремя, то по закону ей начислят пени. А если она неправильно рассчитала налог в меньшую сторону, то будут пени и штраф. Если затянуть с оплатой или вовсе отказаться платить, налоговая снимет деньги с расчетного счета в принудительном порядке.

Пени и штраф начисляются на сумму недоимки. Если компания уплатила часть налога, процент рассчитают только на остаток.

Пени начисляются за каждый день просрочки. Размер ставки — 1/300 от ключевой ставки. Сейчас ставка — 7%, а значит, пени — 0,023% от суммы неуплаты в день. Для ИП эта ставка действует всегда, для ООО — до 30 дней. После 30 дней процент становится в 2 раза больше — 1/150 от ключевой ставки в день.

Штраф грозит, если компания неправильно посчитала НДС и этот факт обнаружил инспектор во время проверки. Если предприниматель посчитал в декларации правильно, но не уплатил вовремя, штрафа не будет, только пени.

Размер штрафа зависит от того, специально предприниматель скрыл налоги или ошибся в расчетах. Если это случайная ошибка, то штраф — 20% от суммы недоимки. Если налоговая докажет, что предприниматель скрыл налоги умышленно, штраф увеличится до 40%.

Блокировка счета. Если компания не платит вовремя, налоговая выставляет требование, в котором указан точный срок, до которого надо успеть погасить долг.

Если не исполнить требование, налоговая выставляет инкассовое поручение — присылает в банк требование списать сумму долга и блокирует расчетный счет, пока на нем не будет достаточно денег.

Если не погасить инкассовое, налоговая передает долг судебным приставам. Они найдут способ забрать деньги: продадут недвижимость, оборудование, машины и другое ценное имущество.

Если забирать нечего, компанию или предпринимателя признают банкротом. До таких крайностей лучше никогда не доводить.

Читайте также: