Ндс россия беларусь казахстан

Опубликовано: 26.03.2024

Ведущая рубрики

  1. Экономические связи России
  2. Валютный контроль
  3. Торговля с Казахстаном и Республикой Беларусь
  4. Импорт и экспорт: работа с Финляндией

Торговля – одновременно выгодный и рискованный вид бизнеса. Наиболее удачливы те, кто смог найти надежных оптовиков, не меняющих кардинально цену на товар по несколько раз за месяц, или работает напрямую с поставщиками. Уникальность и востребованность продукта тоже имеет значение.

Особым видом торговой деятельности является внешнеэкономическая, т.е. направленная на деловые связи с другими странами. На самом деле импорт и экспорт разделяются на большое количество различных типов сделок. Рассмотрим основные из них и в первую очередь связанные со странами-партнерами ближнего зарубежья: Белоруссией, Казахстаном и Финляндией.

Экономические связи России

Благодаря заключению международных договоров, вступлению в союзы нашей страны российские юридические лица получают различные преференции. Налоговый и Таможенный кодексы также предлагают определенные льготы. Естественно, основные партнеры – это наши ближайшие соседи. Но и на широкой мировой арене мы не последние.

Вот несколько различных крупных союзов, в которых участвует РФ или ее соседи: Беларусь, Казахстан и Финляндия:

  • Всемирная торговая организация (ВТО). В новостях о ней часто упоминают. В апреле 2020 года ее членами являются более 160 государств. Белоруссия не входит в ВТО, по крайней мере пока, переговоры ведутся.

Вступление во всемирную организацию означает принятие особых торговых и таможенных правил. Законодательство страны должно отвечать международным стандартам, а условия, предоставленные одному государству, распространяются на все, поскольку каждый имеет право на одинаковые условия.

В России высока доля импортных товаров, ее вступление в союз открыло рынок для многих зарубежных поставщиков. В частности, и американских партнеров, хотя отношения с США у нас не простые.

  • Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В состав союза входят 5 стран: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Есть государства, ведущие активные переговоры о вступлении. Смысл ЕАЭС в открытом и свободном торговом пространстве. Между странами также налажено свободное перемещение капитала (т.е. привлекаются инвестиции) и людей (значит, беспрепятственно границу пересекают рабочие и специалисты). Между членами ЕАЭС сложились хорошие отношения и в политическом смысле, поэтому санкции, которыми те же США или Европа пытались лишить нас поставок, положительно сказались на торговле с более радушными деловыми партнерами.
  • Европейский союз (ЕС). Как понятно из наименования, входят в него страны Европы, объединенные торговой и таможенной политикой. Из тех государств, что нас интересуют, в него входит только Финляндия. Для большинства стран общей является и валюта – евро (что упрощает расчеты). Для российских организаций, которые заключают контракты в евро, а затраты осуществляют в рублях, сделка может оказаться выгодной, даже по сравнению с долларовой.

Пример: курс на 9 апреля 2020 года составляет 1 доллар = 73,70 руб., 1 евро = 80,63 руб. Соответственно, если заключить договор на сумму 1 000 евро, то в рублях получим 80630, а если на 1 000 долларов, то 73700. Разница в 6930 на такой небольшой сделке, а когда речь идет о сотнях тысяч? Подразумевается, что товар мы покупаем по одной и той же цене в рублях. Вот если делать закуп в валюте, можно и проиграть на курсе.

  • Союзное государство (Союз России и Республики Беларусь). Это своеобразный симбиоз из двух государств, имеющий общие органы управления (парламент, высший государственный совет, совет министров и т.д.) и даже флаг и гимн. Последних, кстати, нет до сих пор. Положительная динамика торговых и политических отношений (несмотря на разногласия, периодически возникающие по поводу поставок газа) позволяет вести торговлю с Белоруссией, опираясь на похожие правила ведения учета и налогообложения. Порой, найдя в интернете информацию по каким-то операциям, не сразу понимаешь, что читаешь белорусский сайт. Да и учет ведется часто в аналогичных программах.
  • БРИКС (BRIKS). Аббревиатура образована от первых букв англоязычных названий стран, входящих в союз: Brazil (Бразилия), Russia (Россия), India (Индия), China (Китай), South Africa (ЮАР). Мощное сообщество, в первую очередь, потому что в него входят активно развивающиеся страны с высокими показателями ВВП (за исключением ЮАР, у нее уровень значительно ниже, зато она обладает определенными ценными ресурсами). Китай ведет активную международную торговлю, и я постараюсь вернуться к теме торговли с ним в следующих статьях.

Образованы и другие сообщества, например, БЕНИЛЮКС (аналогично БРИКС образовано от первых букв стран, входящих в него – Бельгия, Нидерланды и Люксембург), СНГ (входят в т. ч. Россия и Белоруссия); АТЭС ( APEC по-английски, Азиатско-Тихоокеанское экономическое содружество). Существуют зоны свободной торговли (ЗСТ), такие как ЗСТ стран СНГ. Все они оказывают влияние и на остальные союзы, поскольку интересы многих стран регулярно пересекаются.

Основной смысл международной торговли – поставка в другие страны товаров, которые там востребованы и могут поставляться по выгодным ценам, аналогично импорт – ввоз таких товаров в Россию. Появляется конкуренция, приходится совершенствовать продукцию, гибко подходить к ценообразованию. В идеале. Реально может быть совсем по-другому.

Валютный контроль

Конечно, государство не может пройти мимо сделок, расчеты по которым проводятся в валюте, а по экспортно-импортным операциям обычно так и бывает. Рубль все же не настолько устойчивая денежная единица, чтобы его готовы были принять в оплату. За исключением, пожалуй, Белоруссии.

Кстати! Союз России и Республики Беларусь подразумевает создание единой валюты. Стать ею изначально должен был российский рубль, но стороны разошлись во мнениях, в т. ч. относительно того, где должна происходить эмиссия. В результате вопрос в 2020 году так и не решен, хотя в феврале 2019 года президент Лукашенко высказался за создание единой валюты – рубля.

Итак, какие же деньги приняты в рассматриваемых нами странах:

  • Белоруссия – белорусский рубль.
  • Казахстан – казахстанский тенге.
  • Финляндия – евро.

Соответственно, контракты между странами обычно заключаются с обязательным указанием в них валюты расчетов, одно из важных условий – составление всей документации на двух языках, поскольку требования к бухгалтерскому учету таковы, что документы, составленные на другом языке, должны иметь построчный перевод на русский. Логично будет изначально подготовить два варианта документации.

Валютные расчеты возможны и внутри страны, но для них есть определенные ограничения. Также существуют ограничения по расчетам между резидентами и нерезидентами.

  1. Граждане РФ.
  2. Физические лица – иностранцы или лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство.
  3. Юрлица (их подразделения, находящиеся за пределами РФ), которые созданы по российскому законодательству, кроме иностранных юрлиц, зарегистрированных по Федеральному закону № 290-ФЗ от 03.08.2018.
  4. Сама Российская Федерация, ее субъекты, представительства за рубежом.

  1. Физлица, не подпадающие под определение резидентов (см. выше).
  2. Юридические лица и иные организации, которые созданы на основании иностранного законодательства, расположенные за пределами РФ и их подразделения на территории Российской Федерации.
  3. Представительства иностранных государств (консульские, дипломатические и т.п.), межгосударственные и межправительственные организации в России.
  4. Иностранные юрлица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» № 290-ФЗ.
  5. Иные физические и юридические лица, которые не отнесены к резидентам.

Под контролем сделки не только по экспорту-импорту, но и по переводу денег заграницу. Если вы открыли счет в иностранном банке, например, чтобы облегчить расчет с иностранными партнерами, то обязаны сообщить о нем в ФНС, аналогично нужно подать уведомление о закрытии или изменении реквизитов. Сделать это нужно в течение месяца после совершенного действия или изменений.

Важно! Ежеквартально, в течение 30 дней после окончания отчетного периода, необходимо представлять в ФНС отчет о движении средств организации на иностранном счете.

Для стран ЕАЭС открытие и ведение счета будет не таким проблематичным, т. к. страны союза обмениваются информацией автоматически. Весомая причина не пытаться скрыть наличие счета в другом государстве.

Когда средства зачисляются на ваш счет:

  • Если сумма сделки составляет менее 200 000 в рублях, достаточно предоставить банку информации по коду операции (КВО), он состоит из 5 цифр и его определяют с помощью Приложения № 1 к Инструкции № 181-И.
  • Если сумма контракта более 200 тысяч, но менее 6 млн рублей (для экспорта, для импорта — менее 3 млн), то дополнительно к КВО придется предоставить сам контракт и дополнительные документы: счета, акты, накладные и т.д.
  • Если сумма равна или больше предельных значений (6 и 3 млн соответственно), то придется зарегистрировать контракт с присвоением ему уникального номера.

Потребуется предоставить банку справку о валютных операциях. Все сведения можно получить, обратившись в свой банк, он же поможет разобраться в нюансах документального оформления. При списании операции аналогичны. Если перевод осуществляется в рублях, а не в валюте, то в платежном поручении необходимо поставить КВО в начале поля «назначение платежа», в следующем виде: , где 11100 – код валютной операции по Инструкции № 181-И.

Чтобы поставить на учет контракт, необходимо подать в банк заявление, при внесении изменений в договор сообщить об этом, как и при завершении сделки (после закрытия контракта банк снимет его с регистрации). О некоторых особенностях бухгалтерского учета валютных операций вы можете прочесть в статье по ссылке.

Торговля с Казахстаном и Республикой Беларусь

Работа с Казахстаном и РБ на ввоз товаров упрощена, поскольку страны входят в ЕАЭС, нет пошлин и таможенного оформления, не нужно уплачивать НДС на таможне. Организация, производящая закупку самостоятельно, должна рассчитать налог и перечислить в свою налоговую инспекцию.

Обратите внимание! НДС должны рассчитать и уплатить даже организации на УСН или другом спецрежиме и освобожденные от уплаты в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ.

Но для начала необходимо заключить договор. Как говорилось выше, он оформляется на двух языках. Поскольку законодательная база у нас разная, потребуется учесть особенности зарубежного законодательства, чтобы не допустить его нарушений при составлении текста контракта. Не забудьте зарегистрировать контракт в банке, если его сумма превысила 3 млн рублей.

Если импортируемый товар не облагается НДС, то и платить ничего не придется. Например, оборудование, перечисленное в специальном Перечне. Расчет НДС для облагаемых налогом товаров происходит при принятии к бухгалтерскому учету по формуле:

  • СТ-стоимость товара;
  • А- акцизы (если есть);
  • % — это процент НДС (10, 20).

Срок уплаты – не позднее 20-го числа месяца, следующего за постановкой на учет товара, в то же время требуется заполнить декларацию. Форма утверждена в 2017 году и продолжает действовать в 2020-м. Кроме того, одновременно придется в 4-х экземплярах (+ электронный или только один электронный, но заверенный ЭЦП) заполнить еще один документ – заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Два экземпляра после заверения заявления ФНС передадите поставщику.

Кстати! Проверить движение вашего заявления и его статус можно с помощью сервиса на сайте ФНС России.

Подробная информация по документам, в том числе тем, что необходимо представить в ФНС в качестве подтверждения проведенных сделок, находится в Договоре о ЕАЭС (пункт 20, приложение 18).

Как быть с уплаченным НДС по импорту? Есть два варианта в зависимости от системы налогообложения организации:

  • Применяющие УСН и другие спецрежимы, а также те, кто освобожден от уплаты по статье 145 НК, не могут вернуть налог и включают его в себестоимость.
  • Организации на общей системе при соблюдении условий (НДС уплачен, товар принят к учету и будет реализовываться по сделке, облагаемой налогом, ФНС заверила заявление на ввоз) может получить вычет.

Не забудьте, что товары должны иметь необходимые сертификаты, паспорта и другие аналогичные документы. Это относится в равной степени к экспорту.

Экспорт в Казахстан и РБ

При экспорте в страны ЕАЭС применяется ставка 0% НДС (пп. 1.1, п. 1 ст. 164 НК РФ). Для ее подтверждения придется собрать пакет документов:

  • контракт;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа страны-получателя (см. импорт, в данном случае его должен заполнить казахстанский партнер);
  • документы, подтверждающие вывоз товаров с учетом п. 13 ст. 165 НК РФ.

Срок для подтверждения ставки — 180 календарных дней (см. п. 9 и п. 10 ст. 165 НК).

Налогоплательщик вправе получить вычет по экспортируемому товару (пункт 3 статьи 172 НК), но, если это вызовет возврат налога из бюджета, придется пройти камеральную проверку: предоставить дополнительные документы, подождать, пока проверку пройдут поставщики. Учитывая нулевую ставку на экспорт, некоторые предпочитают не заявлять вычет по НДС.

Еще один важный момент. Отказаться от применения ставки 0% нельзя, подробнее о причинах вы можете прочитать в материале «При экспорте товара в страны ЕАЭС компания обязана использовать ставку 0% НДС».

Импорт и экспорт: работа с Финляндией

Северная страна не входит в ЕАЭС, поэтому правила ввоза-вывоза товаров, оказания услуг и выполнения работ отличаются от описанных выше. Востребованными товарами для импорта были и остаются:

  • Автотранспорт.
  • Оборудование.
  • Бумага.
  • Кондитерские изделия (конфеты, мороженое, шоколад и т.д.).
  • Бытовая химия.
  • Одежда и обувь.
  • Косметика.

Процедура начинается с заключения контракта, правило о двуязычии действует и здесь. Обязателен и перевод полученных документов – накладных, счетов и т.д. При ввозе импортных товаров придется пройти таможенное оформление: заполнение декларации, уплату сборов. Эти затраты включаются в себестоимость.

При любых операциях с другими странами есть две сложности: определить место реализации и правильно учесть в рублях все суммы. По поводу курса рубля к валюте – учитываем курс на дату принятия к учету товара, за исключением случаев, когда он поставляется по предоплате, тогда берем курс валюты на дату поступления аванса (только в той части поставки, которая на него приходится).

Важно! После того как операция отражена в бухгалтерском учете, не производится перерасчет указанных сумм, даже если изменяется курс (ст. 2 п. 10 ПБУ 3/2006).

Однако курсовые разницы возникают, например, при пересчете обязательств, подробнее об учете курсовых разниц в материале по ссылке. Определение места реализации нужно смотреть по договору (что касается товаров), там наверняка прописано, когда осуществляется переход права собственности.

По услугам и работам все сложнее. Для правильного определения нужно обратиться к статье 148 НК РФ. Например, если организация или ИП находится в России и выполняет консультационные, юридические, бухгалтерские и иные подобные услуги, то местом оказания будет территория РФ.

Сумма контракта, имеющая значение для валютного контроля и постановки на учет в банке, такая же, как при торговле в рамках ЕАЭС, т.к. валютное регулирование проводится по единым правилам. Напомню, для экспорта сумма должна быть больше или равна 3 млн, а для импорта — 6 млн рублей.

Операции импорта облагаются НДС по соответствующей ставке, расчет ведется исходя из стоимости товаров, включая акцизы, таможенные сборы и иные платежи при ввозе в РФ. Оплатить налог нужно уже в таможенную службу. Вернуть уплаченный налог можно только после представления в инспекцию ФНС документов по сделке, в том числе таможенной декларации и платежных документов на сам налог.

Экспортные операции

По экспорту действуют общие правила, поэтому применяется та же система и ставка в размере 0%, что и при поставке товара в Казахстан, Белоруссию или другую страну ЕАЭС.

Здесь снова придется обратиться к определению места реализации. Если им является территория РФ, то российская организация-экспортер становится налоговым агентом и обязана заплатить НДС в свою инспекцию.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС


НДС при экспорте традиционно относится к сложным темам, которые вызывают у бухгалтера множество вопросов. Обязательно ли облагать экспортные отгрузки ставкой 0%? Каковы особенности экспорта в страны ЕАЭС? Есть ли нюансы в заполнении декларации при опоздании со сбором подтверждающих документов? Рассмотрим сложные моменты экспортного НДС в нашей статье.

Ставка НДС при экспорте

С одной стороны, НДС — это косвенный налог, уплачиваемый покупателем. Иностранные покупатели не подчиняются российскому НК РФ, следовательно, не должны уплачивать российский НДС. В связи с этим реализация иностранцам российских товаров и услуг должна происходить без налога.

С другой стороны, экспорт имеет большое значение для экономического роста страны, поэтому государство заинтересовано в том, чтобы бизнес стремился развивать продажи не только внутри страны, но и за ее пределами. Для повышения интереса предпринимателей к экспортным операциям существуют различные стимулирующие экономические инструменты. Одним из них является ставка НДС при экспортных операциях, равная 0%. На фоне достаточно высоких регулярных ставок НДС, одна из которых к тому же недавно была увеличена, применение нулевой ставки НДС при экспорте выглядит весьма привлекательно.

Напомним, какие ставки НДС существуют в России в 2019 году:

 11

Нулевая ставка

Пункт 7 ст. 164 НК РФ введен недавно и разрешает в некоторых ситуациях отказаться от ставки 0%:

11

Логично спросить, а с какой целью или по каким причинам можно отказаться от льготной ставки? Одна из причин такова: нельзя просто взять и применить ставку 0 НДС при экспорте, необходимо подтвердить ее. А подтверждение ставки 0 НДС при экспорте требует сбора большого количества документации, то есть трудовых и временных затрат.

Что нужно для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте, расскажем дальше.

Подтверждение права на ставку 0 процентов

Для доказательства правомерности применения нулевой ставки НДС при экспорте необходимо сформировать следующий пакет документов:

11

Вместо копий указанных документов п. 15 ст. 165 НК РФ позволяет представлять электронные реестры с указанием регистрационных номеров соответствующих деклараций.

Электронные реестры должны быть составлены по утвержденным форматам и отправлены в налоговый орган по ТКС через оператора ЭДО, должным образом зарегистрированного в РФ.

Необходимо иметь в виду, что в ходе проверки налоговики могут потребовать представить документы из электронного реестра.

Если налогоплательщик все же соберет весь пакет документов по истечении 180 дней и уплатит НДС по ст. 164 НК РФ, то право представить документы в налоговую сохраняется. Если налоговики придут к выводу, что ставка 0% стала подтвержденной, уплаченный ранее НДС с экспорта вернут налогоплательщику.

Пункт 10 ст. 165 НК РФ гласит, что декларация по НДС и документы-подтверждения надо сдавать в налоговую инспекцию одновременно.

Особенности учета НДС при наличии экспортных операций

Рассмотрим понятие экспорта применительно к товарам. При экспорте услуг НДС уплачивается в общем порядке, если они оказаны на территории РФ. Услуги не облагаются НДС, если оказаны за пределами РФ.

Если организация совершает как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, то п. 4 ст. 149 НК РФ предписывает вести раздельный учет таких операций, ведь одним из основных для принятия входного НДС от поставщика к вычету является условие о том, что приобретенный товар (работа, услуга) используется для операций, облагаемых НДС.

По аналогии можно говорить, что при применении ставки 0% возникает необходимость вести раздельный учет таких операций. Таким образом, необходим раздельный учет НДС при экспорте.

Обратимся к нормативной базе. Абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ предписывает вести раздельный учет НДС по правилам, установленным самим налогоплательщиком, если у него есть деятельность, облагаемая по ставке 0%. Однако из этого правила есть исключение: при экспорте несырьевых товаров, принятых на учет после 01.07.2016, раздельный учет можно не вести и принимать НДС к вычету в общем порядке.

Срок определения налоговой базы:

22

Налогоплательщики, применяющие УСН, согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ, должны уплачивать НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Однако ничего не сказано о необходимости уплаты НДС при экспорте. Таким образом, при экспорте никаких обязанностей в части НДС у упрощенцев не возникает.

Вычет при экспортных операциях

Отнестись к процессу вычета НДС с особым вниманием необходимо лицам, кто занимается распределением НДС при экспорте.

Порядок применения вычетов при исчислении налога на экспорт описан в п. 3 ст. 172 НК РФ. В нем говорится, что экспортеры несырьевых товаров могут принимать к вычету входной НДС в общем порядке, то есть так же, как при обычной неэкспортной реализации. Данные правила были введены с 01.07.2016. Аналогичным образом поступают те экспортеры, кто отказался от использования льготной ставки.

Для экспортеров сырьевых товаров процесс применения вычетов зависит от того, собран пакет документов, подтверждающих нулевую ставку, или нет. Кроме того, если НДС был принят к вычету ранее, потребуется восстановление НДС при экспорте данного товара.

33

Заполнение декларации по НДС при экспорте

Декларация при экспорте несырьевых товаров

Пример заполнения декларации в части экспорта, то есть заполнения указанных строк, показан ниже.

3у

Как отчитаться по НДС, если экспортируют сырьевые товары

12

Заполненные разделы декларации (они могут быть в разных декларациях за разные налоговые периоды) представлены ниже:

efwe

Возмещение НДС при экспорте

Такая же ситуация, как с возвратом экспортного НДС, может возникнуть и по обычным операциям, проводимым внутри страны. Порядок возмещения экспортного НДС и обычного никак не различается. Отличается только пакет необходимых документов: как уже упоминалось, для возврата НДС при экспорте из России необходимо собрать документы, подтверждающие нулевую ставку налога.

Отличия экспорта в ЕАЭС и другие страны

На особых условиях находятся страны, входящие в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС):

21

Итак, какие особенности учета НДС при экспорте в Белоруссию и другие страны ЕАЭС существуют?

2ц

Несмотря на то что НДС при экспорте в Казахстан и прочие государства ЕАЭС равен нулю, так как в любом случае применяется нулевая налоговая ставка, счет-фактура должен быть составлен. Указание нулевой ставки НДС и кода вида товара по ТН ВЭД обязательно. Приведем пример заполнения счета-фактуры с указанием нулевой ставки НДС при экспорте в Белоруссию в 2019 году:

wd

Импорт из стран ЕАЭС

Главная особенность состоит в том, что при импорте из Казахстана в Россию НДС придется уплатить в любом случае, в отличие от уплаты НДС при экспорте в Казахстан. Даже упрощенцам и тем, кто от уплаты НДС освобожден.

Декларация по импортному НДС отличается от обычной декларации по данному налогу. Она представляется в налоговый орган по месту учета организации до 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия импортных товаров к учету. Те же сроки установлены для уплаты данного налога. Впоследствии его можно принять к вычету.

Учет НДС при экспорте — достаточно трудоемкий процесс. Экспорт может облагаться по льготной нулевой ставке, но для этого необходимо в определенный срок представить в налоговую пакет документов. Если этого не сделать, необходимо будет применять к экспортным операциям регулярную ставку НДС.

НДС при вывозе товаров на территорию государств - участников Таможенного союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия)

В соответствии с п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - ТС) составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Таможенная процедура экспорта согласно п. 1 ст. 212 ТК ТС осуществляется только в отношении товаров ТС, которые вывозятся за пределы его таможенной территории и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами. Перемещение товаров внутри Таможенного союза не является экспортом, а считается взаимной торговлей. В связи с этим при реализации товаров непосредственно на территории таможенного союза в рамках торговых отношений между государствами - членами ТС таможенные пошлины не взимаются (п. 1 ст. 75 ТК ТС).

В то же время для целей исчисления НДС в отношении вывоза товаров, реализуемых налогоплательщиками государств - членов ТС с территории одного государства - участника на территорию другого государства - участника, употребляется понятие "экспорт".

При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств - участников ТС необходимо руководствоваться:

- Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее - Договор);

- Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.);

- Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (далее - Протокол об обмене информацией) (Санкт-Петербург, 11.12.2009);

- Налоговым кодексом РФ. При этом приоритет имеют нормы Договора и Протоколов (ст. 7 НК РФ).

Внимание

В соответствии с п. 6 ст. 72 Договора косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-члена ЕАЭС:

1) товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства-члена не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию;

2) товаров, которые ввозятся на территорию государства-члена физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности;

3) товаров, импорт которых на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (законодательством государства-члена может быть установлено обязательство по уведомлению налоговых органов о ввозе (вывозе) таких товаров) (см. также письмо Минфина России от 24.08.2015 N 03-07-13/1/48565).

Согласно п. 3 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 4 Протокола. Это:

1) договоры (контракты) , заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ТС (далее - договоры (контракты)), на основании которых осуществляется экспорт и т.п.;

2) выписка банка , подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена. Нормы п. 1 ст. 165 НК РФ не содержат требования о представлении организацией-экспортером в налоговый орган выписки банка в составе пакета документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0%. Следовательно, для подтверждения нулевой ставки НДС при реализации товаров в страны союза, отгруженных с 1 октября 2011 года, представление выписки банка не требуется (см. письма Минфина РФ от 16.01.2012 N 03-07-15/03, от 30.11.2011 N 03-07-13/1-50);

3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление), составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией, с отметкой налогового органа государства - члена, на территорию которого вывезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке, исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств - членов союза) или перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика). Форма Перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов утверждена приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@ (см. также письмо Минфина России от 01.06.2015 N 03-07-14/31494).

Порядок заполнения заявления разъяснен также в письме ФНС России от 10.05.2011 N АС-4-2/7439@.

При отсутствии отметки налогового органа на заявлении нулевая ставка НДС не применяется (см. также письма Минфина России от 16.04.2014 N 03-07-РЗ/17338, от 11.10.2010 N 03-07-14/75). Если заявление не представлено, для решения вопроса об обоснованности применения нулевой ставки налоговый орган может воспользоваться электронным документом об уплате НДС, поступившим от налогового органа страны-импортера (см. письмо Минфина России от 05.03.2012 N 03-07-03/35);

4) транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Указанные документы не представляются, если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства-члена. Разъяснения на эту тему приводятся в письмах Минфина России, ФНС России и Минтранса России. Так, формы транспортных документов приведены в приложениях к письму Минтранса России от 24.05.2010 N ОБ-16/5460 (доведено до сведения территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 08.06.2010 N ШС-37-3/3693, п. 5 письма Минфина России от 19.10.2010 N 03-07-08/296), а в письме ФНС России от 02.06.2014 N ГД-4-3/10441@ разъяснено, что в случае если реализуемым товаром, является транспортное средство, которое перемещается с территории РФ на территорию другого государства - члена союза своим ходом без использования других транспортных средств, то в пакете документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% по такой операции, транспортные (товаросопроводительные) документы не представляются;

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС , предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары. Согласно пп. 4 п. 20 Протокола организация-импортер обязана представить в свой налоговый орган счет-фактуру, который должен быть оформлен в соответствии с законодательством государства экспортера.

Примечание

По мнению ФНС России, изложенному в письме от 07.02.2017 N ЕД-4-15/2172, универсальный передаточный документ (УПД) может использоваться при подтверждении права на применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров на территорию государств - членов ЕАЭС, поскольку на его основании может быть заполнено заявление о вывозе.

В п. 9 ст. 167 НК РФ установлено, что при экспорте товаров из РФ, в том числе в государства - члены ТС, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность нулевой ставки НДС. В случае непредставления таких документов в 180-дневный срок НДС подлежит уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров. Таким образом, при экспорте российской организацией товаров на территорию государств ТС момент определения налоговой базы по НДС не зависит от момента перехода права собственности на товары (см. письмо Минфина России от 11.07.2013 N 03-07-13/1/26980).

В соответствии с п. 3 ст. 169 НК РФ счет-фактура выписывается плательщиком НДС при реализации товаров во всех случаях, за исключением реализации товаров (работ, услуг), необлагаемых НДС на основании ст. 149 НК РФ. Реализация товаров в страны Таможенного союза таким исключением не является. При этом представление в налоговые органы в пакете документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС при реализации товаров на экспорт, счетов-фактур, выставленных экспортерами товаров их покупателям, не предусмотрено (см. письмо Минфина России от 10.04.2013 N 03-07-08/11874). При составлении счетов-фактур по товарам, реализуемым на экспорт российской организацией через свое структурное подразделение в государства-члены ТС, допускается указание КПП головной организации-экспортера (см. письмо ФНС России от 08.07.2014 N ГД-4-3/13250@).

Внимание

С 1 июля 2016 года счета-фактуры необходимо составлять при совершении операций по реализации товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, вывезенных за пределы территории Российской Федерации на территорию государства - члена ЕАЭС (пп. 1.1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ предоплата , полученная российским налогоплательщиком в счет предстоящей поставки на экспорт товаров (включая вывоз в страны ЕАЭС), в налоговую базу по НДС у поставщика не включается, в том числе при расторжении экспортного контракта и возвращении аванса покупателю (см. также письма Минфина России от 30.04.2015 N 03-07-13/1/25440, от 11.03.2014 N 03-07-14/10343).

Документы для подтверждения нулевой ставки представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров (п. 5 Протокола). Датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства-члена для налогоплательщика НДС.

Обратите внимание, что при вывозе на территорию стран ТС товаров, освобожденных от НДС в России, применяется нулевая ставка НДС. Это обусловлено приоритетом норм международных договоров РФ над положениями законодательства РФ в сфере налогообложения. См. письма Минфина России от 17.10.2013 N 03-07-08/43332, от 21.05.2013 N 03-07-13/1/18017.

Применение нулевой ставки НДС находится под пристальным вниманием налоговых органов. Поэтому налогоплательщики должны быть уверены, что исчислили этот налог правильно. Мы ответим на самые распространенные вопросы, касающиеся ставки НДС 0% и вычетов при экспорте товаров.

Каковы особенности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров?

Если по истечении 180 календарных дней собрать пакет документов не удалось, реализация товаров облагается НДС по ставкам 10% или 20% (п. п. 2, 3 ст. 164, абз. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ). Причем налог необходимо рассчитать за тот квартал, в котором состоялась отгрузка товаров на экспорт (п.9 ст.167 НК РФ).

Для этого налогоплательщику необходимо составить новый счет-фактуру в одном экземпляре, исчислив по отгруженным товарам НДС по ставке 10% или 20% и зарегистрировать его в дополнительном листе книги продаж того квартала, в котором произошла отгрузка экспортных товаров (п. 22(1) Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

Кроме того, необходимо представить уточненную декларацию по НДС, отразив операции с неподтвержденной нулевой ставкой в Разделе 6 декларации, предварительно уплатив недоимку и соответствующие пени (ст. 81, абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ).

Если налогоплательщик не собирается подтверждать ставку 0% в будущем, то на основании п.п.1 п.1 ст.264 НК РФ НДС, исчисленный по ставке 20% или 10% можно учесть в составе прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Датой признания таких расходов является 181-й день с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (Письмо Минфина России от 27.07.2015 N 03-03-06/1/42961, Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 15047/12, Письмо ФНС РФ от 24.12.2013 N СА-4-7/23263).

Обратите внимание, при расчетах в иностранной валюте налоговая база по НДС при экспорте товаров в любом случае определяется по курсу ЦБ РФ, действующему на дату отгрузки товаров (п.3 ст.153 НК РФ), даже если от покупателя была получена предоплата. Поэтому при получении аванса в счет экспортной поставки, налоговые базы по НДС и налогу на прибыль будут различны.

Также отметим, что при применении нулевой ставки НДС в некоторых случаях вычет НДС, относящегося к таким операциям, производится в особом порядке.

Чем отличается НДС при экспорте товаров в Белоруссию и другие страны ЕАЭС от НДС при экспорте товаров в «страны дальнего зарубежья»?

При экспорте (вывозе) товаров в страны ЕАЭС (Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению) также применяется нулевая ставка НДС. Но порядок подтверждения нулевой ставки установлен Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее Протокол). Перечень документов, подтверждающих нулевую ставку НДС, приведен в п.4 Протокола (это договор, транспортные и товаросопроводительные документы и др.), а особенности их представления регулируются п.1.3 ст.165 НК РФ.

В отличие от «обычного» экспорта для подтверждения нулевой ставки НДС вместо таможенной декларации необходимо представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором. Такое заявление с отметкой своего налогового органа российскому продавцу должен передать иностранный покупатель.

Но вместо заявления можно представить перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика) (утв. Приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@). При представлении перечня заявлений в электронной форме транспортные документы вместе с декларацией по НДС можно не представлять (п.1.3 ст.165 НК РФ).

Также отметим, что при экспорте в страны ЕАЭС 180-дневный срок для подтверждения нулевой ставки отсчитывается от даты отгрузки товаров, т.е. с даты первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика) или иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства-члена для налогоплательщика НДС (п. 5 Протокола).

Обязательно ли применять нулевую ставку НДС?

До 2018 года применение нулевой ставки НДС было обязательно. Ведь ставка налога — это не льгота, и нормы НК РФ не предусматривают выбор ставки налогообложения (Определении ВС РФ от 20.02.2015 г. N 302-КГ14-8990 (См. Письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@).

Но с 1 января 2018 г. налогоплательщики получили возможность отказаться от применения нулевой ставки НДС, правда лишь в некоторых случаях и при определенных условиях. Отказаться от ставки 0% можно только при экспорте товаров, а также по работам и услугам, связанным с экспортом и указанным в пп. 2.1 — 2.5, 2.7 и 2.8 п.1 ст. 164 НК РФ, например, по международным перевозкам экспортируемых товаров (п.7 ст.164 НК РФ). Но все не так просто.

Например, если налогоплательщик отказался от применения нулевой ставки НДС в соответствии с п.7 ст.164 НК РФ, он автоматически отказался от нулевой ставки и при экспорте товаров и при международной перевозке экспортируемых товаров, но он обязан применять нулевую ставку НДС, если будет оказывать услуги перевозки импортируемых товаров, поскольку отказ от ставки 0% по таким услугам не предусмотрен.

Также обратите внимание, что нельзя отказаться от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию, т.к. при экспорте товаров в страны ЕАЭС действует международное соглашение (ст.7 НК РФ), устанавливающее обязательное применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС (п.1 ст.72 Договора о Евразийском экономическом союзе и п. 3 Протокола).

Поэтому, если налогоплательщик отказался от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров, экспорт товаров в страны ЕАЭС все равно должен облагаться по нулевой ставке.

Как отказаться от применения ставки 0%?

Чтобы не применять нулевую ставку НДС необходимо представить соответствующее заявление в налоговую инспекцию, причем сделать это нужно заранее — не позднее 1-го числа квартала с которого налогоплательщик хочет отказаться (п.7 ст.164 НК РФ). Т.е. если у налогоплательщика «случайно» возникла разовая экспортная операция, а он заранее не отказался от применения нулевой ставки НДС, ему придется применять ставку 0 %.

Отказаться от применения нулевой ставки можно не менее чем на 12 месяцев.

Какие последствия ждут продавца и покупателя, если вместо нулевой ставки НДС продавец сразу предъявит налог по ставке 20%?

Самые существенные налоговые риски возникают у российских покупателей услуг и работ, облагаемых по нулевой ставке НДС. Т.е. если, например, по услугам международной перевозки товаров (в т.ч. по транспортно-экспедиционным услугам) заказчик получит счет-фактуру со ставкой НДС 20%, и примет к вычету эту сумму налога, налоговый орган откажет в вычете НДС. Причем судебная практика в таких ситуациях не на стороне налогоплательщиков (Определение ВС РФ от 03.09.2014 N 307-ЭС14-314, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.03.2019 N Ф05-1400/2019, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.03.2020 N Ф06-57939/2020, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.11.2014 по делу N А33-3050/2013; Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2015 N 302-КГ14-8990). Кроме того, неправомерно предъявленный НДС покупатель не может учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (п.2 ст.170, п.19 ст.270 НК РФ).

У экспортеров-продавцов есть риск, что покупатель взыщет с него незаконно предъявленные 20% НДС как неосновательное обогащение (См. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16627/11 по делу N А40-127287/10-89-913, Постановления ФАС ВСО от 22.03.2012 по делу N А19-10351/2011, от 20.12.2010 по делу N А33-437/2010, ФАС МО от 08.02.2012 по делу N А40-8404/07-37-86, от 25.01.2012 по делу N А40-7806/11-22-60).

Кроме того, если на экспорт отгружались сырьевые товары или налогоплательщик неправомерно предъявил 20% НДС по работам или услугам, облагаемым по ставке 0%, есть риск «доначисления входного НДС». Т.е. налоговые органы уберут вычеты, произведенные до определения налоговой базы и (или) на дату отгрузки товаров (работ, услуг) восстановят суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким операциям. Это связано с тем, что при применении нулевой ставки НДС по вышеперечисленным операциям действует особый порядок вычетов (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).

Как принимать к вычету НДС при экспорте товаров?

Ответ на данный вопрос зависит от того какой товар отгружается на экспорт, а также когда товары (работы, услуги), задействованные в экспортных операциях были приняты к учету.

С 1 июля 2016 года налоговый вычет по НДС при экспорте товаров, не относящихся к сырьевым, производится в обычном порядке после отражения приобретений в учете (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).

Если же на экспорт отгружаются товары, относящиеся к сырьевым или в экспортных операциях задействованы «старые» приобретения (т.е. товары, работы, услуги, принятые к учету до 01.07.2016), то входной НДС по ним подлежит вычету в особом порядке. Такие вычеты производятся на момент определения налоговой базы по НДС, т.е. в квартале, в котором подтверждена нулевая ставка НДС. А если в течение 180 дней собрать пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС не удастся, то вычеты НДС будут произведены на дату отгрузки товаров (в уточненной декларации).

Соответственно вычеты НДС, относящиеся к экспорту сырьевых товаров или по «старым» приобретениям отражаются в книге покупок только при определении налоговой базы по экспорту, а в декларации по НДС суммы таких вычетов отражаются в «экспортных» разделах: в Разделе 4 (если ставка 0% подтверждена) или в Разделе 6 (если в течение 180 дней собрать пакет документов не удалось).

Нужно ли восстанавливать НДС при экспортной отгрузке товаров?

Если на экспорт отгружаются несырьевые товары, принятые к учету с 01.07.2016 г. и позднее, то восстанавливать НДС или каким-либо образом вести раздельный учет входного НДС не нужно. Минфин РФ также разъясняет, что суммы входного НДС по «новым» товарам (работам, услугам), принятым к вычету на момент их приобретения, восстановлению в налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по экспортируемым несырьевым товарам, не подлежат (Письма Минфина России от 12.12.2016 N 03-07-08/73930, от 12.10.2017 N 03-07-08/66748).

При экспорте сырьевых товаров или по «старым» приобретениям, относящимся к экспорту несырьевых товаров, как уже говорилось, налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС, т.е. такие вычеты производятся только на момент определения налоговой базы по НДС. Поэтому в случае, когда налогоплательщик не предполагал использовать такие товары в экспортных операциях и принял к вычету НДС, НДС, ранее принятый к вычету, придется восстановить при отгрузке товаров на экспорт, в том числе после истечения трехлетнего срока, исчисляемого с момента принятия к учету приобретенных товаров (работ, услуг) (Письма Минфина России от 28.05.2020 г. N 03-07-08/44851, от 15.03.2018 N 03-07-08/16129).Принять его к вычету можно будет только при определении налоговой базы (п.3 ст.172 НК РФ).

Пример:
В 4-м квартале 2020 года налогоплательщик отгрузил на экспорт несырьевые товары. Причем часть отгруженных товаров была приобретена им еще в мае 2016 года, а часть в 2019 году. НДС по ним был принят к вычету. В этом случае при отгрузке товаров на экспорт в 4-м квартале 2020 налогоплательщик должен восстановить НДС по части экспортированных товаров, которые были приняты им к учету в мае 2016 года. А по экспортированным товарам, которые были приобретены в 2019 году восстанавливать НДС не нужно. Если, например, продавец соберет пакет документов в 1-м квартале 2021 года, налог, восстановленный в 4-м квартале, продавец заявит к вычету, отразив его сумму в Разделе 4 декларации по НДС.

Нужно ли восстановление НДС по экспортной отгрузке товаров в Белоруссию или Казахстан?

При экспорте товаров в страны ЕАЭС вычеты производятся в порядке, установленном нормами НК РФ (п. 5 Протокола). Поэтому обязанность по ведению раздельного учета входного НДС и соответственно по восстановлению НДС возникает в тех же случаях, что и при экспорте товаров в страны «дальнего зарубежья», т.е. при экспорте сырьевых товаров или по товарам (работам, услугам), относящимся к экспортным операциям, если эти приобретения были отражены в учете до 01.07.2016 г.

Какие товары относятся к сырьевым?

В целях главы 21 «НДС» НК РФ к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них (п.10 ст.165 НК РФ). Коды видов таких сырьевых товаров, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) определены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2018 № 466.

Если код ТН ВЭД ЕАЭС экспортируемого товара отсутствует в данном перечне, то в целях раздельного учета НДС товар к сырьевым не относится, поэтому входной НДС может быть принят к вычету в обычном порядке (Письмо Минфина России в письме от 10.07.2018 № 03-07-08/47794).

О бухгалтерском учете операций, связанных с реализацией товара на экспорт в Республику Казахстан и о порядке возмещения НДС в этой ситуации рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Кирилл Завьялов и Дмитрий Игнатьев.

Каков общий порядок возмещения НДС при экспорте товаров в Республику Казахстан? Как отразить экспортные операции в бухгалтерском учете организации-экспортера?

Согласно п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса таможенного союза единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Основными документами, регулирующими порядок взимания НДС при вывозе товаров с территории РФ в Казахстан, являются:

  • Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Соглашение);
  • Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" (далее - Протокол);
  • НК РФ (в частности глава 21 НК РФ).

При этом приоритет имеют нормы Соглашения и Протокола (ст. 7 НК РФ).

В соответствии со ст. 1 Соглашения экспортом товаров является вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками (плательщиками), с территории одного государства - участника таможенного союза на территорию другого государства - участника таможенного союза.

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения).

В силу п. 1 ст. 1 Протокола при экспорте товаров с территории РФ на территорию Казахстана применяется нулевая ставка НДС при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола.

На основании п. 2 ст. 1 Протокола для подтверждения нулевой ставки НДС организация-экспортер представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующие документы (их копии):

  • договор (контракт) с учетом изменений, дополнений и приложений к нему, на основании которого осуществляется экспорт товаров;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке, исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств - членов таможенного союза);
  • транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию Казахстана. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством РФ (отметим, что по мнению контролирующих органов, на транспортных и товаросопроводительных документах, представляемых в налоговые органы, не предусмотрено каких-либо отметок таможенного органа о вывозе товара (письмо УФНС РФ по г. Москве от 17.08.2010 N 16-15/086789));
  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством РФ (уточним, что под иными документами следует понимать, например, договоры комиссии (агентские договоры, договоры поручения), если товары с территории РФ в государства - члены таможенного союза поставляются через посредников).

Отметим, что в настоящее время выписку банка при экспорте товаров в Республику Беларусь и Республику Казахстан в налоговый орган представлять не требуется (пп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола, п. 1 ст. 165 НК РФ).

Завьялов Кирилл
Указанные выше документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров, которой признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика) (п. 3 ст. 1 Протокола).

В случае, если полный пакет документов не собран в течение 180 календарных дней, то нулевая ставка НДС не применяется, а операции по реализации товаров подлежат обложению НДС по ставкам 10% или 18% (смотрите, например, письмо Минфина России от 17.01.2011 N 03-07-13/1-02). Налоговая база в таком случае определяется на день отгрузки (передачи) товаров (п. 3 ст. 1 Протокола, п. 9 ст. 165 НК РФ).

Пункт 1 ст. 1 Протокола также определяет, что налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства - члена таможенного союза, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы таможенного союза.

Игнатьев Дмитрий
Иными словами, организация-экспортер вправе принять к вычету НДС, предъявленный ей при приобретении товаров, экспортируемых в Республику Казахстан в порядке, установленном главой 21 НК РФ.

Пункт 3 ст. 172 НК РФ устанавливает, что вычеты сумм налога, предусмотренных п.п. 1-8 ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ (в том числе товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта), производятся в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ.

В свою очередь п. 9 ст. 167 НК РФ предусматривает, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп.пп. 1, 2.1-2.8, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 п. 1 ст. 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой налоговой ставки НДС. То есть вычеты НДС, предъявленного при приобретении товаров, реализованных на экспорт в Республику Казахстан, производятся на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих ставку в размере 0%.

В то же время в силу пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению в случае их дальнейшего использования для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

Восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, в котором осуществляется отгрузка товаров на экспорт.

Восстановленные суммы налога подлежат вычету в соответствующем налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по операциям по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, с учетом особенностей, установленных ст. 167 НК РФ.

Данная норма означает, что если НДС, предъявленный поставщиком товара, был уже принят к вычету (например, если организацией-экспортером планировалась его реализация в РФ), то налог следует восстановить в том налоговом периоде, в котором товар был отгружен на экспорт. Затем НДС повторно подлежит вычету на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих ставку 0 процентов.

Если же организации при приобретении товара было заранее известно, что этот товар будет подлежать экспорту, то вычет по НДС следует применить в соответствии с п. 3 ст. 172 НК РФ, то есть на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС. В этом случае для применения положений пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ оснований не имеется.

В случае, когда необходимый пакет документов не был собран организацией в течение 180 календарных дней, то право на вычет НДС она не теряет. В этой ситуации НДС, уплаченный поставщику товаров, принимается к вычету в общеустановленном порядке.

Кроме того, организация-экспортер не лишается права подтвердить факт экспорта и принять к вычету уплаченный НДС после того, как истек 180-дневный срок для подтверждения факта экспорта (абзац 6 п. 3 ст. 1 Протокола). Для этого организация может воспользоваться нормой п. 10 ст. 171 НК РФ.

Так, п. 10 ст. 171 НК РФ предусматривает, что вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком в случае отсутствия документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ.

Вычеты сумм налога, указанных в п. 10 ст. 171 НК РФ, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0% в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, при наличии на этот момент документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки по НДС 0% (абзац 2 п. 3 ст. 172 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Прежде всего отметим, что каких-либо особенностей для отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с реализацией товаров на экспорт, действующим законодательством не предусмотрено.

Пункт 5 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99) определяет, что доходами от обычных видов деятельности является в том числе выручка от продажи товаров. Следовательно, выручка от реализации товаров на экспорт на общих основаниях учитывается организацией-экспортером в составе доходов по обычным видам деятельности (на счете 90 "Продажи").

Соответственно, расходы, связанные с такой реализацией, в частности стоимость приобретения товаров, признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации").

Подпунктом "г" п. 12 ПБУ 9/99 установлено, что выручка в бухгалтерском учете у продавца признается при условии перехода права собственности на продукцию (товар) к покупателю.

Инструкцией по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о наличии и движении отгруженных товаров, выручка от продажи которых определенное время не может быть признана, предусмотрен счет 45 "Товары отгруженные".

Поэтому если на момент отгрузки товара на экспорт право собственности к покупателю еще не перешло, то отгруженные товары списываются со счета 41 "Товары" в дебет счета 45.

Принимая во внимание изложенное, полагаем, что в учете организации-экспортера могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи (с использованием счета 45):

Если организация при приобретении товара уже приняла к вычету НДС, то при его отгрузке на экспорт в учете следует сделать проводку по восстановлению налога:

На последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих ставку в размере 0%, в учете делается запись:

Следует обратить внимание, что в случае, если договор на поставку товаров будет заключен в иностранной валюте, при отражении операций по реализации товаров на счетах бухгалтерского учета следует учитывать и нормы ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте".

Читайте также: